Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Применение учетных регистров в бухгалтерии

Содержание
Введение
I. Теоретическая часть
1.1 Историческое развития учетныхрегистров
1.2 Сущность и значение учетныхрегистров
1.3 Классификация учетных регистров
1.3.1 Классификация по внешнему виду
1.3.2 Классификация учетных регистровпо строению
1.3.3 Классификация по объемуинформации
1.3.4 Классификация по характерурегистрации
1.4 Хранение учетных регистров
1.5 Сущность и способы записей вучетные регистры
1.6 Рекомендации МинистерстваФинансов по выбору учетных регистров
II. Практическая часть
2.1 Остатки по синтетическим счетам
2.2 Журнал хозяйственных операций
2.3 Остатки по синтетическим счетам
2.4 Оборотно-сальдовая ведомость
2.5 Шахматная ведомость
2.6 Баланс на начало января
2.7 Баланс на конец января
Заключение
Список использованной литературы
/>/>Введение
Основнымобъектом бухгалтерского наблюдения признаются свершившиеся факты хозяйственнойжизни. Факты хозяйственной жизни предприятия фиксируются в первичныхдокументах. Данные первичных документов после их проверки с точки зрениязаконности, целесообразности, правильности арифметических подсчетов и принятияк учету должны быть зарегистрированы для дальнейшей группировки, отвечающейнуждам управления. Они регистрируются, накапливаются и систематизируются врегистрах бухгалтерского учета, с целью их дальнейшего анализа. Правильностьотражения хозяйственных операций в регистрах обеспечивают лица, составившие иподписавшие их.
Учетныерегистры представляютсобой носители данных определенной формы, построенные в соответствии сэкономической группировкой информации об активах, капитале и обязательствахэкономического субъекта. То есть это разграфленные специальным образом листыбумаги, на которых производят текущие записи.
Форма иперечень учетных регистров, порядок записей в них, обработки и использованиярекомендуются Правительством РФ, на которое, в соответствии с законом РФ «Обухгалтерском учете», возложено общее методологическое руководство бухгалтерскимучетом в стране, или федеральными органами исполнительной власти, а такжеорганизациями при соблюдении ими общих методологических принциповбухгалтерского учета.

/>/>I. Теоретическая часть
 />/>1.1 Историческое развития учетных регистров
В настоящеевремя внешний вид и материальная основа учетных регистров весьма разнообразны:книги, журналы, карточки, свободные листы, машинограммы, видеограммы, магнитныеленты, магнитные диски и дискеты, оперативная память ЭВМ и т.п. Как справедливоутверждают исследователи: история развития бухгалтерского учета — это, преждевсего эволюция учетных регистров.
Первые сведенияоб учетных регистрах мы встречаем в Древнем Египте. Здесь записирегистрировались на свитках папируса (свободных листах). На таком листе чащевстречаются данные инвентаризации. Здесь же фиксировались данные по поступлениюи отпуску ценностей. Так, первый человек на папирусе обозначал какое количествоценностей подлежит отпуску, второй отмечал, какое количество ценностей былоотпущено фактически, а третий сравнивал числа и делал отметки об отклонениях.
В Вавилонеучет производился на карточках. Подобная карточка делалась из мягкой и влажнойглины в виде пластинки или, как еще ее называли, таблетки. Величина найденныхтаблеток от 2-х см, до больших глыб размером 30×40 см. на влажнойповерхности такой пластинки тростниковой палочкой писали данные, ошибочныезаписи попросту стирались, никакого понятия исправления ошибочных записей несуществовало. Далее пластинки сушились на солнце или в печах (позднее). Хранилидокументы в конвертах. Часто делали два экземпляра документов. Пластинкискладывались в глиняный кувшин, закрывались крышкой и кувшин обвязываливеревкой, на конце которой находился кусок глины, где отмечали содержаниехранящихся документов. Ненужные документы уничтожали, бросая их на пол.
В ДревнейГреции имелись специальные журналы, где в хронологическом порядкерегистрировались квитанции (антисимбомы), по которым выдавались деньги вбанках.
В Римеучетные регистры велись на лыке, на деревянных табличках, покрытых воском,медных досках, коже, холстах, пергаментах. Здесь впервые появляется взаимосвязаннаясистема учетных регистров. Первой учетной книгой была Adversaria, где фиксировались ежедневные фактыхозяйственной жизни. Далее эта книга называлась памятной, или мемориалом.Позднее появились кодексы Codex acceptiet expenci и Codex rationumdomesticorum. Среди ученных до сих пор нетсогласия в вопросе о назначении этих кодексов. Одни считают, что первая книгабыла журналом, а вторая – Главной книгой. Другая группа ученных полагает, чтопервый кодекс был кассовой книгой, а второй – книгой систематических записей.Здесь впервые появляется двухсторонняя схема заполнения. Каждых факт четкофиксировался «от – к (кому)».
В отдельныхпровинциях использовалась книга – бревариум, где отражались сметныеассигнования и их исполнения.
В средниевека до IX века все хозяйственные записидовольно хаотичны и, в основном, представлены различными перечнями имущества.Далее записи становятся более упорядоченными. В XIII веке в Западной Европе существовалиприходно-расходные книги, которые велись в двух экземплярах, один хранился укассира, другой – у бухгалтера. Образцовым был учет в Англии. В его основележала Книга Страшного Суда. Здесь же зародились учетные регистры шахматнойформы. Кроме того, существовала так называемая, простая бухгалтерия. Она былапредставлена хронологическими записями текущих оборотов в записных книжкахкупцов. Однако следует отметить, что порой это были не столько учетныерегистры, сколько семейные повествования.
Дальнейшеесовершенствование материальной основы, структуры и форм учетных регистровпроисходило под влиянием таких факторов, как рост масштабов производства,усложнение хозяйственного механизма, увеличение количества совершаемых иучитываемых фактов хозяйственной жизни, возрастание объемов собираемой иперерабатываемой информации, разделение труда учетных работников и ихспециализация, применяемые средства вычислительной и организационной техники,позволяющие не только обрабатывать бухгалтерские данные, но и накапливать, ихранить их./>/>1.2/>/>Сущность и значение учетных регистров
Бухгалтерский учетявляется важнейшей функцией управления и инструментом контроля за стоимостнымипроцессами, происходящими на предприятии.
Хозяйственные операции,оформленные соответствующими документами, для получения обобщенной информации оналичии и изменениях имущества предприятия, хозяйственных процессах ифинансовых результатах деятельности подлежат группированию и отображению вопределенном порядке в учетных регистрах.
В бухгалтерском учетехозяйственные операции группируются в соответствии с их экономическимсодержанием и отражаются в учетных регистрах. После проверки, приемки ибухгалтерской обработки, все первичные документы подлежат регистрации вспециальных таблицах, называемых регистры.
Учетными регистраминазываются таблицы специальной формы, приспособленные для регистрации первичныхдокументов и обобщения взятой из этих документов информации о наличии идвижении имущества предприятия и его обязательств.
В регистры из документовпереносят всю информацию о совершившейся хозяйственной операции. Для этого втаблицах для каждого показателя отводится отдельная графа – порядковый номерзаписи, дата, наименование и номер документа, содержание операции, количество,сумма и другие. Информация, которая содержится в учетных регистрах,используется для оперативного руководства, экономического анализа хозяйственнойдеятельности отдельных участков и предприятий в целом, а также для составленияотчетности. Поэтому своевременное и правильное отображение хозяйственныхопераций в учетных регистрах — одно из обязательных условий качества иоперативности учета.
Приведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должнабыть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.
Следовательно,предприятие может вести регистры для отражения в бухгалтерском учетедифференцированного учета данных о товарах по разработанной им форме в которойбудет отражен учет денежных сумм, количество проданных товаров, запасов покаждому виду товара. Вышеуказанные регистры не требуется ежемесячно выводить набумажный носитель, но по требованию государственных органов, осуществляющихконтроль в соответствии с законодательством, предприятие обязано изготовить засвой счет копии таких регистров на бумажных носителях.
Поэтомудля успешного изучения и последующего правильного применения и последующегоправильного применения регистров возникает потребность в их классификации поразличным признакам: назначению, видам учета (степени детализации), по внешнемувиду, форме графления, продолжительности отчетного периода и другим./>/>1.3 Классификация учетных регистров
Учетные регистрыпредставляют собой носители данных о хозяйственных операциях, полученных изсоответствующих первичных и сводных документов. В книгах левая страницаразворота отводилась для записей по дебету, а правая — по кредиту.
 В настоящеевремя существуют разнообразные формы регистров, что обусловлено разнородностьюхозяйственных операций.
Учетныерегистры классифицируются по:
1.        внешнему виду.Выделяют книги, карточки, свободные листы, магнитные ленты, магнитные диски,дискеты и др.
2.        строению.Выделяют параллельные графы, последовательные графы, комбинированноеразмещение.
3.        объемуинформации. Выделяют синтетические, аналитические и комбинированные.
4.        характерурегистрации – хронологические, систематические, комбинированные.
5.        порядку записей –ручные, машинные.
6.        В зависимости отматериальной основы учетные регистры подразделяются на бумажной и безбумажной основе./>/>1.3.1 Классификация по внешнему виду
Бумажныерегистры существуют ввиде специальных книг (журналов), отдельных листов и карточек. Сюда же следуетотнести машинограммы, получаемые в результате обработки бухгалтерскойинформации на ЭВМ и других средствах вычислительной техники.
Книга представляет собой пронумерованный ипрошнурованный регистр, скрепленный печатью предприятия и подписямируководителя и главного бухгалтера. Страницы книги разграфлены для регистрацииФХЖ в зависимости от специфики отражаемых объектов наблюдения, например,кассовая книга. Главная книга, книга депонированной заработной платы.Обязательными реквизитами книги считаются: название предприятия; периодвремени, за который отражены хозяйственные операции в данном регистре; названиесчета (счетов).
Книги используютсяв тех случаях, когда перечень учитываемых объектов незначителен. Например, принебольшом перечне основных средств на предприятии вместо инвентарных карточек,описи инвентарных карточек по учету основных средств и карточек движенияосновных средств используется книга учета основных средств.
Карточки — предназначенные для длительногопользования бланки с отпечатанной таблицей. Они подлежат обязательной регистрациив специальном реестре. Такие носители бухгалтерской информации наглядны, ихнесложно сортировать, удобны в обращении. На карточках отражается информация оматериалах, готовой продукции, издержках, оплате труда. Обязательные реквизитыкарточки: наименование предприятия; код синтетического счета; коданалитического счета; корреспондирующий счет; единица измерения; количество(для материальных карточек); сумма в денежном выражении. Карточки хранятся вкартотеке у материально ответственных лиц.
Карточкибывают контокоррентные, многографной формы и количественного учета.
Контокоррентныекарточки используются для учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами,отдельными банками с персоналом предприятия по прочим операциям. Ниже приведенакарточка контокоррентной формы (табл. 1.3.1)
Таблица 1.3.1Учетная карточкаконтокоррентной формы.Дата № Содержание хозяйственной операции. Дебет Кредит Отметки. Сальдо на начало периода 1 2 Оборот за месяц Сальдо на конец периода
Как видим,содержание карточки такого типа приемлемо для регистрации операций по всемсчетам расчетов, входящих в VIраздел плана счетов. В них четко представлен раздельный учет обязательств ввиде дебиторской и кредиторской задолженностей. Информация, представленная вданной карточке, — это аналитический счет расчетов по каждому юридическому ифизическому лицу.
Карточкимногографной формы используются для аналитического учета затрат, в постатейномразрезе, связанных с выпуском продукции, выполнением конкретных видов работ илиоказания услуг. Строение таких карточек предусматривает необходимость полученияданных по каждой статье калькуляции. Поэтому дебетовая (чаще) колонкаразбивается на несколько граф, каждая из которых предназначена для указанияодной статьи. Совокупность этих статей определяет их номенклатуру, на базекоторой исчисляется себестоимость конкретных видов изготовленной продукции.
Общий видкарточки многографной формы к счету 20 «Основное производство» представлен втаблице 1.3.2
Таблица 1.3.2Учетный регистрмногографной формы.№ п/п содержание Дебет счета 20 «Основное производство» Итого по кредиту отметки Сырье и материалы Основная заработная плата производственных рабочих Дополнительная заработная плата производственных рабочих И т. д. Итого по дебету
Карточкиколичественного учета предназначены для учета товарно-материальных ценностей наскладе. Они заполняются ответственным лицом на основании первичных документовпо движению конкретного наименования материала. На каждое наименованиематериала открывается новая карточка. Форма их имеет следующий вид (табл. 1.3.3)

Таблица 1.3.3Карточка количественногоучета№ п/п Дата Содержание Приход Расход Остаток Контроль (дата, подпись)
Карточкипомещаются в специальной картотеке в порядке, определяемом спецификойучитываемых объектов. Контокоррентные карточки хранят в разрезе букв алфавита.Карточки по учету основных средств в картотеке располагают по местам ихэксплуатации, а внутри – по видам и конкретным наименованиям.
Листы, так же, как и карточки, представляютсобой бланки с отпечатанными таблицами, но большие по размеру и объемуотражаемой в них информации. На листах, например, производят расчет амортизациипо видам (категориям) основных средств, расчет себестоимости готовой продукциии пр.
Машинограммы- бумажные регистры,изготовленные с применением средств вычислительной техники (таблично-текстовыхмашин или ЭВМ) и распечатанные на устройствах вывода информации. Компьютеры,используемые для решения учетных задач (малой и средней мощности, персональныеЭВМ), позволяют разрабатывать и выводить на печать наборы счетных записейхронологической, систематической и синхронистической систематизации, любойстепени обобщения (синтетические и аналитические) и не имеют ограничений поспособу графления регистров и изображения записей. Таблицы учетных регистровраспечатываются на рулонной, фальцованной бумаге или стандартных листах, нетребуя предварительного типографского графления. Логико-арифметические методыавтоматизированного контроля и корректировки входящих данных позволяютобеспечить достоверность результатов расчетов, а современные печатающиеустройства (в том числе лазерного типа) способствуют достижению высокойнаглядности и качества таблиц, что направлено на повышение культуры труда бухгалтерскогоаппарата.
К регистрамна безбумажной основеотносятся учетные таблицы, сформированные или непосредственно в оперативнойпамяти компьютеров, или на магнитных носителях (магнитных лентах бобинного типаили кассетных, гибких и жестких дисках) или оптических (лазерныхкомпакт-дисках) и магнитооптических носителях данных. Современная видеотехникапозволяет проектировать учетные регистры (видеограммы) на экраны дисплеевкомпьютеров или телевизоров, а при необходимости и непосредственно с ЭВМ наэкраны просмотровых залов./>/>1.3.2 Классификация учетных регистров по строению
Графлениебухгалтерских регистров может быть параллельным, последовательным и смешанным.
При параллельномграфлении относящиеся к дебету и кредиту записи располагаются на одной строке.Различают три варианта расположения информации при параллельном графлении'одностороннее, двустороннее и многоколончатое.
В одностороннемрегистре записи располагаются на одном развороте информационного носителя, гдеколонки для дебета и кредита счета помещаются либо справа от текста(неразделенный регистр, пример приведен в виде Журнала регистрациихозяйственных операций), либо для дебета — слева, для кредита — справа(разделенный регистр). Заметим, что разделенные регистры на практикевстречаются редко.
Односторонниерегистры параллельного графления могут применяться не только для отраженияинформации по отдельным счетам, но и распространяться на их совокупность,представленную бухгалтерским балансом российского учета (см. табл. 8.5).
Двустороннийрегистр имеет двестраницы с идентичным текстом: одна — для дебетовых записей, другая — длякредитовых.
В многоколончатомрегистре информация отражается на одной странице, но в отличие отодностороннего регистра в графе текст располагается в нескольких колонках дляразличных признаков.
При последовательномграфлении в регистре сначала отражаются записи, относящиеся к дебету, а ниже — к кредиту. При ручном способе ведения записей такой вид регистров неудобен, таккак заранее неизвестно, сколько строк займут дебетовые записи.
Регистрыпоследовательного графления также используются для построения бухгалтерскихбалансов. Например, в британо-американском учете (в отличие от российскогобаланса, предполагающего горизонтальное расположение статей актива и пассива)статьи активов, капитала и пассивов записываются вертикально “в столбик”.
При смешанномграфлении в колонках располагают формулы проводок с указанием наименований(кодов) счетов. Наличие записи в колонке указывает на принадлежность информациик дебету или кредиту определенного счета./>/>1.3.3 Классификация по объему информации
Регистрысинтетического учета предназначены для регистрации информации по синтетическимсчетам. Они очень разнообразны и отличаются друг от друга по содержанию,строению и последовательности производимых в них записей. Здесь отражаютсяхозяйственные операции в обобщенном виде и только в денежном выражении. Записиведутся ежедневно или ежемесячно по данным накопительных ведомостей. Ксинтетическим регистрам относятся: Главная книга, журналы-ордера,журнал-главная книга. В основу синтетических регистров положена шахматная формаграфления, где дебетируемые счета располагаются в горизонтальных, акредитируемые – в вертикальных колонках.
Регистрыаналитического учета служат для отражения показателей аналитических счетов.Построение и содержание регистров могут быть самые разнообразные, в зависимостиот объектов аналитического учета./>/>1.3.4 Классификация по характеру регистрации
Бухгалтерскиерегистры делят на хронологические, систематические, комбинированные.
В хронологическихрегистрах результаты фактов хозяйственной жизни фиксируются по мере их возникновения(журнал хронологической регистрации операций). Примером хронологическихрегистров являются книга продаж и книга покупок. В них ведется учетсчетов-фактур поставщиком на отгруженную продукцию. Хронологическая записьпроизводится в специальных регистрационных журналах или реестрах. Ее цель –обеспечить контроль за сохранностью документов, поступивших в бухгалтерию, иправильностью записи в них. В систематических регистрах факты хозяйственнойжизни группируются по определенным объектам учета. Группировка осуществляетсяпо счетам синтетического и аналитического учета. Примерами таких регистровявляются кассовая книга, оборотно-сальдовая ведомость.
В комбинированныхрегистрах налицо признаки хронологической и систематической записи, т.е. ониодновременно содержат и журнал хронологической записи и счета Главной книги, накоторых ведутся систематические записи. Примером такого регистра может служитьследующая ведомость (табл. 1.3.1)

Таблица 1.3.1Ведомость №1 – по дебетусчета «Касса» с кредита счетов за январь 2008 г.№ Дата 90 «Продажи» 91 «Прочие доходы и расходы 51 «Расчетные счета 57 Переводы в пути 71 «Расчеты с подотчетными лицами» И т.д. Итого 1 2
Совокупность,логические связи, способы построения учетных регистров определяют формубухгалтерского учета, применяемую экономическим субъектом.
Содержаниеучетных регистров, как и данные внутренней бухгалтерской отчетности, признаныкоммерческой тайной предприятия, за разглашение которой соответствующие лицанесут ответственность. />1.4 Хранениеучетных регистров
Бухгалтеру важно не только грамотно вестибухгалтерский и налоговый учет, но и обеспечить правильное оперативное хранениеи своевременную сдачу в архив документации. Следует помнить, что заненадлежащее оформление, а также за нарушение порядка составления и утрату илинезаконное уничтожение документов установлена административная ответственностькак юридических, так и должностных лиц. При хранении регистров бухгалтерскогоучета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.
Сохранность первичных бухгалтерских документов (накладных,счетов, счетов-фактур, приходно-кассовых ордеров и т.д.), бухгалтерских отчетови балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтерпредприятия. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистровбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
 Документы до передачи их в архив организации должныхраниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах подответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером. Обработанные вручнуюпервичные документы текущего месяца, относящиеся к определенному учетному регистру,выписки банка с относящимися к ним документами, кассовые ордера, авансовые отчетыдля сдачи в архив подбираются в хронологическом порядке, комплектуются,подшиваются в папки и переплетаются. Сдача документов в архив сопровождаетсясправкой (описью).
Особое значение имеет хранение документов, связанныхс начислением заработной платы работникам предприятия. Расчетные(расчетно-платежные) ведомости на выдачу заработной платы должны храниться втечение 5 лет. Лицевые счета получателей пенсий и государственных пособий хранятсяв течение 5 лет после прекращения выплаты пособий и пенсий, для единовременныхпособий — 1 год.
В случае прекращения деятельности организации документы,связанные с начислением и выплатой заработной платы работникам, подлежат сдаче вгосударственные архивы.
На крупных предприятиях целесообразна разработка и утверждениеспециального внутреннего (локального) акта — Положения о порядке хранениядокументации. В Положении о порядке хранения документации определяются с учетомконкретных условий деятельности организации: виды документов, подлежащихобязательному хранению; структурные подразделения, обеспечивающие хранениедокументов; порядок поступления документов на, хранение; сроки хранениядокументов (если они не определены в нормативных актах); порядок учета ирегистрации поступающих на хранение документов; меры, обеспечивающиесохранность документов и конфиденциальность содержащихся в них сведений (крометех сведений, что являются открытыми); порядок выдачи хранящихся документов дляработы с ними и другие./>/>1.5 Сущность и способы записей в учетные регистры
Запись в учетные регистры- отражение хозяйственных операций в учетных регистрах. Порядок ведения учетных регистровработниками бухгалтерии и вычислительных установок определяет главныйбухгалтер. Он устанавливает служебные обязанности каждого работника иответственность за их выполнение.
Выбор того или иногоспособа записей заполнения учетных регистров зависит от целого ряда условий:вида и формы, отраслевой принадлежности предприятия и так далее. Однако любаятехника ведения учетных регистров основывается на принципе двойной записихозяйственной операции на счетах по дебету одного и по кредиту другого счета.Исключением являются записи на забалансовых счетах (бухгалтерская проводка дляних делается только по дебету или кредиту забалансового счета).
Записи в учетные регистрымогут быть простые и копировальные. Простыми называют записи, которыеосуществляются только в одном экземпляре (регистре). Копировальные записиприменяют в том случае, когда нужно иметь копию записи. Такие записи делают спомощью копировальной бумаги. Да, при ведении Кассовой книги второй экземпляриспользуется в качестве отчет кассира. Применение копировальных записейисключает возможность ошибок, которые могли бы быть допущены при повторномпереписывании, кроме того способствует экономии времени на ведение учета.Копировальные записи могут вестись и на вычислительных установках.
Порядок отображенияхозяйственных операций в учетных регистрах зависит от формы бухгалтерскогоучета, который применяется на предприятии. При определенных формахбухгалтерского учета (например, мемориально-ордерной) операции сначала отображаютв регистрах синтетического учета, а затем — аналитического. Однако всовременных условиях распространен другой порядок: текущий учет операцийосуществляют преимущественно в комбинированных регистрах хронологического исистематического учета, а на отдельных участках — также синтетического ианалитического учета (например, журналы-ордера по расчетам с поставщиками иподрядчиками, с подотчетными лицами и тому подобное). Об отображениихозяйственных операций в учетные регистры на документах делают соответствующуюотметку, которая имеет большое значение для следующей проверки правильностизаписей.
В конце каждого месяца вучетных регистрах по каждому счету подсчитывают обороты по дебету и кредиту иопределяют остатки на 1-ое число следующего за отчетным месяца. Этотзавершающий цикл учетных работ нужен для проверки правильности учетных записей,а также для получения информации, необходимой для составления отчетности.
По технике выполнениязаписи бывают линейные (линейно-позитивные) и шахматные.
Запись осуществляетсяручным или машинным способом. В первом случае операции регистрируют вручнуючернилами или шариковой ручкой (в тех случаях, когда необходимо иметь несколькоэкземпляров, путем копирования). Машинную запись производят при использованиивычислительной техники. Записи в учетных регистрах должны быть краткими,аккуратными, четкими, ясными, разборчивыми. После регистрации хозяйственнойоперации в учетном регистре, на бухгалтерской проводке или на самом первичномдокументе делают соответствующую отметку для облегчения последующей проверкиправильности разноски. По окончании месяца по каждой странице учетных регистровподводятся итоги. Итоговые записи синтетических и аналитических регистровобязательно сверяются путем составления оборотных ведомостей или другимспособом. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерскойотчетности является коммерческой тайной. После утверждения годового отчетаучетные регистры группируют, переплетают и сдают на хранение в текущий архиворганизации./>/>1.6 Рекомендации Министерства Финансов по выбору учетныхрегистров
Предприятия,осуществляющие бухгалтерский учет по единой журнально-ордерной формесчетоводства, ведут его в зависимости от отраслевой принадлежности сприменением регистров согласно перечню типовых форм, приведенному в приложении2 к письму МФ РФ №59 от 24 июля 1994. При этом предприятия могут самостоятельноприспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своейдеятельности при соблюдении общих методологических принципов, установленныхПоложением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.Предприятия, применяющие единую журнально-ордерную форму счетоводства длянебольших предприятий и хозяйственных организаций, могут группировать счета по отражениюотдельных хозяйственных операций:
Первичныйучет ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.п.), полученных или выданныхпредприятием, ведется с применением форм первичной учетной документации, разработанныхминистерствами и ведомствами либо самостоятельно предприятием.
Записи по операциям,осуществляемым в иностранной валюте, отражаются в регистрах бухгалтерского учетав рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банкаРоссийской Федерации, учитываемой в формах первичной учетной документации. При наличииу предприятия валютного счета учет операций по счету 52 «Валютный счет»ведется с применением типовой формы журнала-ордера N 2.
Учет краткосрочныхи долгосрочных заемных средств ведется предприятиями в журнале-ордере N 4 наосновании выписок банков и других документов первичного учета полученных взаемсредств.
На небольших предприятияхи организациях в регистрах бухгалтерского чета из не предусмотрено использованиесчетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16«Отклонение в стоимости материалов». Предприятия, учитывающие материалыпо планово-расчетным (учетным) ценам, отклонения их стоимости по данной оценке отфактической себестоимости приобретения распределяют при выбытии материалов навсе счета, на которые относится стоимость потребленных материалов.
Учет реализациипродукции (работ, услуг) ведется в типовой форме журнала-ордера N 11.
В зависимостиот применяемого метода определения выручки от реализации продукции (работ,услуг) учет расчетов с покупателями и заказчиками может вестись в ведомости N16 (отгрузка) — при определении выручки по отгрузке продукции (работ, услуг)или в ведомости N 16-а — при определении выручки по оплате отгруженнойпродукции (работ, услуг). Небольшие предприятия и хозяйственные организации,определяющие выручку от реализации продукции по отгрузке, для учета расчетов с покупателямии заказчиками используют ведомость N 16 (отгрузка) из единой журнально-ордернойформы счетоводства.
Учет расчетовс собственниками использования нераспределенной прибыли, резервов, в том числепо сомнительным долгам, образования и использования спецфондов и средствцелевого финасирования ведется предприятиями в журнале-ордере N 12.
Учетимущества, отражаемого на счетах 01 «Основные средства», 03 «Долгосрочноарендуемые основные средства», 04 «Нематериальные активы», иопераций по его выбытию, ведется предприятиями, в журнале-ордере N 13. При этомреализация имущества на сторону отражается в бухгалтерском учете в общем порядке,но с учетом задолженности покупателей в ведомости N 7.
Аналитическийучет долгосрочно арендуемых основных средств ведется обособленно от собственныхв таком же порядке с использованием пообъектных карточек или инвентарных книг.Аналитический учет нематериальных активов и их износа ведется в ведомости N 17.
Для контроляза полным перенесением стоимости основных средств на издержки производства вразработочные таблицы включены графы для учета начисленного износа нарастающимитогом с начала ввода их в действие (эксплуатацию). Разработочные таблицы используютсятакже и для определения сумм отчислений в ремонтный фонд, если предприятием приняторешение об его образовании.
Строительныеи научные организации могут вести учет капитальных вложений в соответствующихжурналах-ордерах N 10, не применяя журнал-ордер N 16 и ведомости N 18 и N 18/1.
Организациипри местных органах управления, осуществляющие капитальные вложения за счетсредств соответствующего бюджета и других средств целевого финансирования, учетопераций по использованию данных средств ведут в журнале-ордере N 12. При этомв журнале-ордере N 16 справочно приводятся данные по использованию средств,полученных на финансирование капитальных вложений, отраженных в журнале-ордереN 12.

II. Практическаячасть2.1 Остатки по синтетическимсчетам
Таблица 1№ счета Наименование счета Сумма 01 Основные средства 804 000 02 Амортизация основных средств 111 000 10/1 Сырье и материалы 400 000 20 Основное производство 250 000 43 Готовая продукция 78 500 50 Касса 510 51 Расчетные счета 188 000 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 23 000 62 Расчеты с покупателями и заказчиками 36 030 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 20 000 68 Расчеты по налогам и сборам 16 100 69/1 Расчеты по социальному страхованию 1 960 69/2 Расчеты по пенсионному обеспечению 13 720 69/3 Расчеты по обязательному медицинскому страхованию 1 760 70 Расчеты с персоналом по оплате труда 49 000 76
Расчеты с разными дебиторами
кредиторами
3 800
27 100 80 Уставный капитал 1 446 000 83 Добавочный капитал 20 300 96 Резервы предстоящих расходов 13 900 84 Нераспределенная прибыль 17 000
2.2Журнал хозяйственных операций
Таблица 2№ п/п Содержание операции Дебет Кредит Сумма 1
Поступили от поставщиков сырье и материалы:
а) покупная стоимость (без НДС)
б) НДС
10,1
19
60
60
28 000
5 040 2
Переданы сырье и материалы:
а) в основное производство
б) на содержание и ремонт оборудования
в) на общехозяйственные нужды
20
25
26
10,1
10,1
10,1
238 000
36 000
42 000 3
Начисленная заработная плата:
а) рабочим основного производства
б) рабочим, занятым обслуживанием и ремонтом оборудования
в) общепроизводственному персоналу
г) персоналу управления предприятием
20
25
25
26
70
70
70
70
62 200
20 200
12 100
19 100 4 Начислен единый социальный налог в соответствии с установленным тарифом 26% 4.1
Фонд социального страхования (3.2%):
а) рабочим основного производства
б) рабочим, занятым обслуживанием и ремонтом оборудования
в) общепроизводственному персоналу
г) персоналу управления предприятием
20
25
25
26
69,1
69,1
69,1
69,1
1 990.4
646.4
387.2
611.2 4.2
Федеральный бюджет (14%):
а) рабочим основного производства
б) рабочим, занятым обслуживанием и ремонтом оборудования
в) общепроизводственному персоналу
г) персоналу управления предприятием
20
25
25
26
69
69
69
69
8 708
2 828
1 694
2 674 4.3
Отчисления в пенсионный фонд (6%):
а) рабочим основного производства
б) рабочим, занятым обслуживанием и ремонтом оборудования
в) общепроизводственному персоналу
г) персоналу управления предприятием
20
25
25
26
69,2
69,2
69,2
69,2
3 732
1 212
726
1 146 4.4
Отчисления в фонд обязательного медицинского страхования (2.8):
а) рабочим основного производства
б) рабочим, занятым обслуживанием и ремонтом оборудования
в) общепроизводственному персоналу
г) персоналу управления предприятием
20
25
25
26
69,3
69,3
69,3
69,3
1 741.6
565.6
338.8
534.8 5 Отпущено топливо в основное производство 20 10,3 44 000 6 Получена краткосрочная ссуда банка и зачислена на расчетный счет 51 66 20 000 7 Получены с расчетного счета наличные деньги в кассу (для выдачи заработной платы) 50 51 144 800 8 Удержан из заработной платы налог на доходы физических лиц 70 68 14 800 9 Выдана из кассы заработная плата работникам предприятия 70 50 108 400 10 Выдано из кассы под отчет на командировочные и хозяйственные расходы 71 50 440 11 Депонирована невыплаченная в срок заработная плата 70 76/4 36 400 12 Возвращены из кассы на расчетный счет наличные деньги 51 50 36 400 13 Израсходовано подотчетными лицами на нужды основного производства 20 71 4 100 14
Начислена амортизация:
а) основных средств общепроизводственного назначения;
б) основных средств общехозяйственного назначения
25
26
02
02
12 740
4 500 15
Поступило на расчетный счет:
а) от дебиторов;
б) от покупателей и заказчиков
51
51
76
62
3 500
125 500 16
Списываются по окончании месяца на затраты основного производства:
а) общехозяйственные расходы;
б) общехозяйственные расходы
20
20
25
26
89 438
70 566 17
Перечислено с расчетного счета в погашении задолжности:
а) банку по ссуде;
б) поставщикам;
в) фонду социального страхования;
г) пенсионному фонду;
д) фонду обязательного мед.страхования;
е) бюджету;
ж) кредиторам
66
60
69,1
69,2
69,3
68
76
51
51
51
51
51
51
51
14 200
28 000
1 840
12 880
1 660
13 200
22 000 18 Возвращены из цехов основного производства неиспользованные материалы 10 20 3 500 19 Выпущена из производства готовая продукция (незавершенное производство на конец месяца 100 000 руб.) 43 20 350 000 20 Предъявлены покупателям расчетно-платежные документы за реализованную продукцию (в том числе НДС 38 430 руб.) 62 90 251 930 21 Начислен НДС в бюджет по реализованной продукции 90 68 38 430 22 Списывается фактическая производственная себестоимость реализованной продукции 90 43 120 000 23
Принят к оплате счет транспортной организации за доставку готовой продукции:
а) стоимость услуги;
б) НДС
44
19
60
60
20 500
3 690 24 Оплачен счет транспортной организации за доставку готовой продукции 60 51 24 190 25 Списаны расходы на продажу, относящиеся к реализованной продукции 90  44 20 500 26 Выявляется финансовый результат от продажи продукции 90 99 73 000 Итого 1 704 858  2.3 Остатки по синтетическим счетам
/>
/>2.4Оборотно-сальдовая ведомость
Таблица 3№ сч Наименование счета
 Сальдо начальное
 Д К
 Обороты за месяц
 Д К
 Сальдо конечное
 Д К 01 Основные средства 804000 - - - 804000 02 Амортизация основных средств - 111000 - 17240 128240 10 Сырье, материалы и топливо 400000 - 31500 360000 71500 - 19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям - - 8730 - 8730 - 20 Основное производство 250000 - 524476 353500 420976 - 25 Общепроизводственные расходы - - 89438 89438 - - 26 Общехозяйственные расходы - 70566 70566 - - 43 Готовая продукция 78500 - 350000 120000 308500 - 44 Расходы на продажу - - 20500 20500 - - 50 Касса 510 - 144800 145240 70 - 51 Расчетные счета 188000 - 185400 262770 110630 - 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками - 23000 52190 57230 - 28040 62 Расчеты с покупателями и заказчиками 36030 - 251930 125500 162460 - 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам - 20000 14200 20000 - 25800 68 Расчеты по налогам и сборам - 16100 13200 53230 - 56130 69 Расчеты по социальному страхованию - 17440 16380 29536 - 30596 70 Расчеты с персоналом по оплате труда - 49000 159600 113600 - 3000 71 Расчеты с подотчетными лицами - - 440 4100 - 3660 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 3800 27100 22000 3500 300 5100 76/4 Расчеты по депонированным суммам - - - 36400 - 36400 80 Уставный капитал - 1446000 - - - 1446000 83 Добавочный капитал - 20300 - - - 20300 84 Нераспределенная прибыль - 17000 - - - 17000 90 Продажи - - 251930 251930 - - 96 Резервы предстоящих расходов - 13900 - - - 13900 99 Прибыли и убытки - - - 73000 - 73000 Итого 1760840 1760840 2207280 2207280 1887166 1887166
2.5 Шахматная ведомость
Таблица52.6Баланс на начало январяАКТИВ Сумма 1 2 I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ  1.Основные средства 804 000 ИТОГО по разделу I 804 000 II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ  1.Основные материалы (в т.ч. сырье и топливо) 400 000  2. Незавершенное производство 250 000  3. Готовая продукция и товары для перепродажи 78 500  4. Касса  510  5. Расчетный счет 188 000  6. Расчеты с покупателями и заказчиками 36030  7. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (деб) 3800 ИТОГО по разделу II 956 840 БАЛАНС 1 760 840 ПАССИВ Сумма 1 2
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
 1.Уставный капитал

1 446 000  2. Добавочный капитал 20 300  3. Нераспределенная прибыль 17 000  4. Амортизация основных средств 111 000 ИТОГО по разделу III 1 483 300 IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИТОГО по разделу IV
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
 1. Краткосрочные кредиты и займы 20 000  2. Кредиторская задолженность (в т.ч. поставщики и подрядчики) 23 000  3. Задолженность рабочим по з/п 49 000  4. Задолженность перед государственными внебюджетными фондами 17 440  5. Задолженность по налогам и сборам 16 100  6. Прочие кредиторы (71, 76/4, 76кред) 27 100  7. Резервы предстоящих расходов (96) 13 900 ИТОГО по разделу V 166 540 БАЛАНС 1 760 840 2.6 Баланс на конец января Таблица 6АКТИВ Сумма 1 2 I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ  1.Основные средства 804 000 ИТОГО по разделу I 804 000 II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ  1.Основные материалы (в т.ч. сырье и топливо) 71 500  2. Незавершенное производство 420 976  3. Готовая продукция и товары для перепродажи 308 500  4. Касса  70  5. Расчетный счет 110 630  6. Расчеты с покупателями и заказчиками 162 460  7. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (деб) 300  8. НДС по приобретенным ценностям 8 730 ИТОГО по разделу II 1 083 166 БАЛАНС 1 887 166 ПАССИВ Сумма 1 2
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
 1.Уставный капитал 1 446 000  2. Добавочный капитал 20 300  3. Нераспределенная прибыль 17 000  4. Амортизация основных средств 128 240 ИТОГО по разделу III 1 611 540 IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИТОГО по разделу IV
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
 1. Краткосрочные кредиты и займы 25 800  2. Кредиторская задолженность (в т.ч. поставщики и подрядчики) 28 040  3. Задолженность рабочим по з/п 3 000  4. Задолженность перед государственными внебюджетными фондами 30 596  5. Задолженность по налогам и сборам 56 130  6. Прочие кредиторы (71, 76/4, 76кред) 5 100  7. Резервы предстоящих расходов (96) 13 900  8. Прибыли и убытки 73 000  9. Расчеты по депонированным суммам 36 400  10. Расчеты с подотчетными лицами 3 660 ИТОГО по разделу V 275 626 БАЛАНС 1 887 166
/>/>Заключение
Таким образом, учетныерегистры, возникнув в древнем мире и претерпев множество изменений как повнешнему виду и форме, так и по способам регистрации информации, дошли до нашихдней.
Как уже было указано, внастоящее время в бухгалтерском учете применяются многочисленные учетныерегистры. С развитием автоматизации учета все большее распространение находятрегистры в виде машинограмм. Однако необходимо указать, что при применениимашинных носителей предприятие обязано за свой счет изготовлять копии этихрегистров на бумажных носителях для других пользователей. С развитиемвидеотехники в бухучет начинаются внедряться регистры в виде видеограмм. Неисключено, что по мере развития техники мы будем сталкиваться с все новымиформами учетных регистров.
Однако независимо отхарактера регистрации бухгалтерских записей общим правилом остается соблюдениеправила равенства итога оборотов по дебету и кредиту, так называемое «правилоМендеса» — золотое правило бухгалтерии.
Книги, карточки,журналы-ордера, ведомости, отдельные листы используются для учетной регистрациив различных комбинациях. Такая совокупность учетных регистров, предопределяющихсвязь синтетического и аналитического учета, методику и технику регистрациихозяйственных операций, технологию и организацию учетного процесса определяетформу бухгалтерского учета.
Различные вариантыучетных регистров, используемых на предприятии, будут представлены ниже привыполнении практического задания. В частности, такие как карточкисинтетического и аналитического учета, журнал хозяйственных операций и т.д.
Во второй части по своемуварианту задания открыты счета синтетического учета и записаны остатки на конецмесяца. По данным журнала хозяйственных операций составлена корреспонденциясчетов. Записаны суммы хозяйственных операций в счета синтетического учета.Подсчитаны в счетах обороты и выведены на конец месяца. Посчитаны сальдоначальное 1760840 усл. ед., обороты 2207280 усл. ед., сальдо конечное 1887166усл. ед. В итоге составлена оборотная ведомость и бухгалтерский баланс.
Список использованнойлитературы
1)        Бабаева Ю.А. — Бухгалтерский финансовый учет. М.: 2006;
2)        Вахрушина М.А. — Бухгалтерский управленческий учет. М.: 2006;
3)        Захарьин В.Р. –Теория бухгалтерского учета. М.: 2003;
4)        Бабаева Ю.А. –Теория бухгалтерского учета. М.: 2006;
5)        http://revolution./audit/00021122.html;
6)         http://www.077.help-rus-student.ru/text/295.htm;
7)        http://do.rksi.ru/library/courses/tbu/ch25s03.dbk;
8)        http://bazar.itgo.com/schetzap.htm.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.