Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Предмет, метод, принципы управленческого учета

Содержание
 
Введение
Глава 1. Сущностьуправленческого учёта
2.1.Предмет, принципы, функции управленческого учёта
2.2Информация, формируемая в системе управленческого учёта
Глава 2. Методология исистемы управленческого учёта
2.1. Приёмы и способыуправленческого учёта
2.2. Системыуправленческого учёта
Глава 3. Законодательные акты РФ,регламентирующие управленческий учёт
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Управленческий учет появился на Западе под влиянием развития иуглубления рыночных процессов как элемент практической деятельности организаций.
Управленческий учет представляет собой систему учета,планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственнойдеятельности в разрезе управляемых объектов, оперативного принятия на этойоснове различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатовдеятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Система управленческого учета предназначена для того, чтобысодействовать руководству в принятииоптимальных решений, касающихся стадии разработки изделия, обоснованияцены, маркетинга, ассортимента продукции и так далее. Цели управленческогоучета:
1.        Оказаниеинформационной помощи управляющим;
2.        Контрольи прогнозирование расходов;
3.        Выборнаиболее эффективных путей развития организации;
4.        Принятие оперативных управленческих решений.
Актуальностьрассматриваемой темы курсовой работы заключается в особом месте, занимаемомуправленческим учетом в области контроля за хозяйственно-финансовойдеятельностью организации, где особая роль принадлежит влиянию управленческогоучета на эффективность экономики организации. Для рационального управлениязатратами возникает очевидная потребность в их классификации по местувозникновения и центрам ответственности. Для совершенствования контроля надзатратами каждая организация в силу своих производственных особенностей должнавыбрать самостоятельно метод калькулирования затрат, который отражается вучетной политике.
Цельюкурсовой работы является рассмотрение сущности управленческого учёта. Для этогопоставлены следующие задачи:
— Рассмотретьпредмет и принципы управленческого учёта
— Изучитьприёмы и способы управленческого учёта
— Классифицироватьсистемы управленческого учёта
Предметомисследования является управленческий учёт.
В данной работе использовались такие методыпознания, как массовое наблюдение, метод группировки, монографический метод,экономико-математический, абстрактно-логический, табличный.
Теоретической базой для данной курсовой работыявляются труды российских учёных Палий В.В, Вахрушиной М.А, Беловой Е.Л, и др.
Курсовая работа изложена на 32 страницахмашинописного текста, состоит из введения, трёх глав, заключения, спискаиспользованной литературы.

Глава 1.Сущность управленческого учёта
 
1.1.Предмет, принципы, функции управленческого учёта
Управленческийучет представляет собой самостоятельное направление бухгалтерского учетаорганизации, обеспечивающее информационную поддержку системы управленияпредпринимательской деятельностью[1].
Предметомуправленческого учета являются планирование, учет, анализ, контрольдеятельности центров ответственности, необходимые для повышения эффективностифункционирования организации.
Объектамиуправленческого учета являются доходы, расходы и результаты центровответственности.
Объектыуправленческого учета подразделяются на:
1.Производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессехозяйственной деятельности организации:
— основныефонды — это средства труда (машины, оборудование, производственные здания ит.д.), их состояние и использование;
— нематериальные активы — объекты долгосрочного вложения (право пользованияземлей, стандарты, лицензии, товарные знаки и т.д.);
— материальные ресурсы — предметы труда, предназначенные для обработки в процессепроизводства при помощи средств труда.
— трудовыересурсы — масса живого труда, которой располагает организация в данный момент,использование трудовых ресурсов в процессе целесообразной деятельности ирезультат труда.
2.Хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупностипроизводственную деятельность организации.
Снабженческо-заготовительнаядеятельность — приобретение хранение, обеспечение производства сырьевымиресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием сзапасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта.
Маркетинговаядеятельность, связанная со снабженческими процессами.
Производственнаядеятельность — процессы, обусловленные технологией производства продукции,включающие основные и вспомогательные операции
Операции посовершенствованию выпускаемых и разработке новых продуктов.
Финансово-сбытоваядеятельность — маркетинговые исследования и операции по формированию рынкасбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку,транспортировку и другие виды работ; операции, содействующие росту объемапродаж, начиная с рекламы продукта и кончая установлением прямых связей спотребителями, контролем качества выпускаемой продукции;
Организационнаядеятельность — создание организационной структуры организации, выделение изсистемы организации функциональных отделов, служб, цехов, участков. Организацияинформационной системы с прямой и обратной связью, отвечающей требованиямвнутренних коммуникаций между структурными подразделениями, разными уровнямиуправления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполненияплана, стимулирования; операции координирования действий внутреннихисполнителей, направленных на выполнение основной цели организации.
Может бытьвыбрана другая группировка объектов управленческого учета, но в любом случаеона должна отвечать основным целям управления.
Важнейшаяцель управленческого учета состоит в формировании отчетности, специальноподготовленной для менеджеров различных уровней управления.
Посколькууправленческий учет представляет собой подсистему бухгалтерского учета, имобъективно используется ряд важнейших бухгалтерских принципов – экономичности исвоевременности представляемой информации, ее сопоставимости и др.
К принципамуправленческого учета относятся[2]:
— Оперативностьпредставления информации – предполагает ослабление требований к полнотеинформации в пользу ее оперативности.
— Конфиденциальность представляемой информации – предполагает обособленноеведение управленческой бухгалтерии.
— Полезностьпредставляемой информации – предполагает применение тех методик планирования,учета и анализа, которые обеспечивают получение полезной информации, в связи счем их выбор зависит от решаемых управленческих задач.   
— Гибкостьсистемы управленческого учета – означает приспособленность системы управленческогоучета к индивидуальным особенностям организации, совершенствование ее по мереизменений, происходящих в предпринимательской деятельности организации.
— Прогнозируемость системы управленческого учета – означает направленностьсистемы управленческого учета на оптимизацию результатов деятельности сегментовбизнеса путем прогнозирования их будущих доходов и расходов.  
— Экономичность представляемой информации – состоит в том, что управленческим учетомформируется лишь та информация и та отчетность, которые необходимы для целейуправления. Так, согласно МСФО, выгоды, извлекаемые из информации, должныпревышать затраты на ее получение.
— Принципделегирования ответственности и мотивации исполнителей – предполагаетперераспределение ответственности между руководителями различных иерархическихуровней управления и выбор критериев оценки деятельности, максимальноспособствующих их мотиваций.
— Принципуправления отклонениями­ – означает, что внутренняя отчетность должна содержатьинформацию об отклонениях фактических показателей от плановых, что позволяетустановить ответственность за возникшие неблагоприятные отклонения и оперативноустранить их причины.
— Принципконтролируемости показателей внутренней отчетности – предполагает раздельноесоставление отчетности по показателям, контролируемым и неконтролируемымруководителем сегмента предпринимательской деятельности.
— Принципсвоевременности представления информации – в ряде случаев принцип полноты идокументальной обоснованности хозяйственных операций может игнорироваться радиобеспечения своевременности предоставления информации.
Принципы,свойственные управленческому учету, позволяют ему решать комплексвзаимосвязанных задач:
оперативногоучета, анализа, контроля, планирования и прогнозирования деятельности сегментовпредпринимательской  деятельности (центров ответственности);
созданиямотивационных механизмов, позволяющих гармонизировать интересы и цели сегментовс тактическими и стратегическими целями организации.
Это, в своюочередь, позволяет реализовать основную цель управленческого учета: обеспечитьинформационную поддержку в принятии эффективных управленческих решений,направленных, в конечном итоге, на максимизацию прибыли организации при условиисохранения ее капитала.
Циклыуправления обычно состоят из планирования, контроля, оценки, непосредственноорганизационной работы, внутренних информационных связей и стимулирования.
Планированиепредставляет собой процесс описания вариантов действий, которые могут бытьосуществлены в будущем. Он включает: постановку цели, формулировку задач,изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели, выбор вариантовальтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию осмете и предполагаемых источниках ее исполнения. 
Сформулированныевыводы используются в дальнейшем планировании и прогнозировании. Хорошосоставленные планы бывают настолько гибкими, что при определенныхпроизводственных ситуациях позволяют руководителю их изменять.
Контроль — это проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера. При этомвыявляются нежелательные расхождения между фактическими и плановымипоказателями, определяются причины этого, чтобы в дальнейшей работе исключитьих влияние. Контроль настолько тесно связан с планированием, что в обычнойработе между ними не проводят грань.
Любоеуправленческое решение основывается на оценке, в которой управленческоепланирование и система контроля полностью взаимодействуют.
В этом случаеопределяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь) ивыясняются причины отклонений:
— недостаткипланирования;
— неоптимальный набор действий, который привел к увеличению оперативных решений;
— несоответствиесистемы контроля требованиям управления;
— выборневерной цели.
Стимулирование— это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающегоуяснить цели и задачи организации и принимать решения, соответствующие этимцелям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об ихвыполнении.
Бюджеты иотчеты об их исполнении стимулируют деятельность персонала организации, ведьбюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты.
 Налаживаетсяобмен информацией и отчетностью между отдельными службами, таким образом,менеджеры знакомятся с разработанными для них планами, уясняют стоящие передним задачи.
 
1.2. Информация, формируемая в системе управленческого учёта
Руководителям организации для выработки управленческих оперативныхрешений и координации развития организации не­обходимакак обобщенная информация по затратам, так и кальку­ляция затрат по центрам ответственности,наименованиям изде­лий, по видам продукции и т. д. Иными словами,информация обобщается или детализируется всоответствии с потребностями управления и формируется с учетом задач иперспектив развития даннойорганизации.
Для передачи информации на разные уровни управления и организации обмена информацией между различнымизвеньями управляющей системы ворганизации создается информацион­наясистема управления, основанная на применении современных информационныхтехнологий
Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,явлениях и процессах, т.е всё то, что расширяет представление об объектеисследования[3].
Управленческая информация подразделяется на финансовую инефинансовую. Финансовая информация создается на основе дан­ных финансового учета, производственного учета ив основном представляет собой количественную информацию. Нефинансоваяколичественная информация также является полезной для управ­ления организацией при планировании и контроле. Кней отно­сятся: количествоотработанных машино-часов; количество машино-часов, потерянных в результате простоев; количество работников;количество дней, прошедших от размещения заказа до получения продукции; процентсчетов, содержащих ошибки; количество про­дукции, произведенной за неделю;количество единиц или наиме­нованийготовой продукции на складе и т. д.
Некоторые виды информации не могут быть выражены в циф­рах. В связи с этим информация делится наколичественную и ка­чественную.Примерами качественной информации являются:
—законодательство по данномувиду деятельности;
—отзывы покупателей о качестветоваров или услуг;
—отчет о работе сотрудников.
Таким образом, в управленческом учетебухгалтер оперирует и информацией, не поддающейся количественнойоценке, так как некоторые проблемы управления не могут быть решены только путемсбора и анализа числовых данных, наряду с ними имеют значение факторы, которыене могут быть представлены в число­вом выражении.
Для принятия управленческих решений может применяться полная инеполная информация об объекте исследования.
 В соответствии с международными стандартами фи­нансовой отчетности, важнейшими критериямикачества учетной информации является ее полезность для различных групп поль­зователей.К основным качественным характеристикам информа­ции относятся: понятность,уместность, надежность и сопостави­мость.
Понятность означает доступность для понимания пользовате­лем, который обладает достаточными знаниями всфере деловой, экономическойдеятельности, бухгалтерском учете. При этом сложная финансовая информация недолжна исключаться, если онанеобходима для принятия экономических решений.
Требование уместности (релевантности) информацииподра­зумеваетто, что она влияет на экономические решения пользова­телей, помогает имоценивать прошлые, настоящие или будущие события или подтверждать, илиисправлять прошлые оценки. На уместностьинформации в значительной степени влияет ее харак­тер и существенность.Информация считается существенной, если ее отсутствие или искажениемогут повлиять на решения пользо­вателей.
Уместность информации является результатомсочетания трех ее характеристик: предсказуемости, свойства обратной связи исвоевременности. Предсказуемость представляет свойство ин­формации, помогающееее пользователям повысить вероятность реальности прогнозов. Особенно это важнов принятии решения по инвестиционным проектам. Процесс обратной связи предпола­гает, что информация играет важное значение вподтверждении и корректировкепредыдущих данных (предположений). Информа­ция о результатах одногорешения используется для принятия следующего решения. Своевременностьинформации позволяет сохранять своюполезность. Значительная задержка предоставле­ния информации заинтересованнымпользователям может привес­ти к потере ее уместности. Для обеспечениясвоевременности ин­формации иногда необходимо представить ее до того, как будутизвестны все аспекты хозяйственнойдеятельности, в ущерб, та­кимобразом, ее надежности. Ожидание момента, когда становятся известны все факты хозяйственной деятельностипредприятия, может обеспечить высокуюнадежность информации, но сделать еемалополезной заинтересованным пользователям.
Следующая важная характеристика учетной информации — на­дежность, достоверность. Информация является надежной, если она несодержит существенных ошибок и искажений, правдиво от­ражает деятельность предприятия, и пользователимогут поло­житься на нее.
Надежность информации обеспечивает рядхарактеристик:
— Правдивость. Информация должна правдиво отражать хозяй­ственные операции и прочие события, происходящие ворганизации.
— Преобладание экономическогосодержания информации над формой. Необходимо, чтобыхозяйственные операции и дру­гие события учитывались и представлялисьв соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только их юридической формой.
— Нейтральность. Подразумеваеттот факт, что информация должна быть непредвзятой, не должна содержатьпристраст­ных оценок.
— Проверяемость. Является исключительно важным свойством информации и означает, что, пользуясь одними итеми же данными, различные экспертыпридут к одинаковым выво­дам. Такимобразом, влияние субъективной оценки и пристра­стности должно бытьисключено. Однако стоит признать, что осуществитьэто в реальности, особенно в управленческом учете, представляется весьма проблематичным.
— Репрезентативная достоверностьданных. Подразумевает, что существует прямая связьмежду явлением и его оценкой, и не существует каких-либо определённых факторов, способ­ных исказить оценку явления при том, что самоявление ос­тается неизменным.
— Осмотрительность. Всоответствии с международными стан­дартами «осмотрительность»относится к качественным ха­рактеристикам информации, хотя также часторассматрива­ется в принципах ведения учета.
— Полнота информации. Требованиеполноты имеется в рос­сийском законодательстве, при этом подразумевается пол­нотаотражения всех фактов хозяйственной деятельности предприятия. Всоответствии с международными стандар­тами требование полнотыинформации рассматривается с точки зрения ее существенности и затрат на ееподго­товку.
— Сопоставимость. Этосвойство формы представления инфор­мации, которое повышает ее полезность за счетвозможности сравнения ее с аналогичнымипоказателями и данными. Пре­дельнойформой сопоставимости является единообразие, ко­гда представляется информация не просто в сопоставимом, а в совершеннооднообразном формате.
Такимобразом, сущность управленческого учета можно определить как интегрированнуюсистему учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа,которая систематизирует информацию для оперативных управленческих решений икоординации проблем будущего развития организации.

Глава 2. Методология и системы управленческогоучёта
 
2.1.Приёмы и способы управленческого учёта
Метод управленческогоучета представляет собой совокупность различных приемов и способов, посредствамкоторых объекты управленческого учета отражаются в информационной системеорганизации.
Он состоит изследующих элементов: документация, инвентаризация, оценка, группировка иобобщение, счета и двойная запись, планирование, нормирование и лимитирование, анализ,контроль[4].
Документация— первичные документы и машинные носители информации, гарантирующиеуправленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельностиорганизации.
Инвентаризация— способ выявления фактического состояния объекта. При помощи инвентаризацииопределяют отклонения от учетных данных: либо неучтенные ценности, либо потери,недостачи, хищение. Инвентаризация способствует сохранности материальныхценностей, контролю за их использованием, установлению полноты и достоверностиучетной информации.
Группировка иобобщение — способ изучения, позволяющий накапливать и систематизироватьинформацию об объекте в разрезе определенных признаков. Главными признакамигруппировки объектов управленческого учета считаются: спецификапроизводственной деятельности, технологическая и организационная структурахозяйствующего субъекта, организация управления, целевые функции системыуправления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ееиспользовать для оценки результатов деятельности и сделать необходимые иразумные выводы для принятия оперативных и стратегических решений.
Планирование,нормирование и лимитирование — входят в систему управления организацией.Планирование — непрерывный циклический процесс, направленный на приведение всоответствие возможностей организации с условиями рынка. Оно связано с решениемпроблем будущего, использует методы выбора альтернативных решений, направлениякоторых имеют как общий, так и частный характер. Планирование только тогдаэффективно, когда оно базируется на статистических исследованиях и анализерезультатов хозяйственной деятельности.
Нормирование- процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов,направленный на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов иизыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в выпуск продукции.Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство организации,которое охватывает все сферы его деятельности.
Нормативныетехнологические показатели увязывают технико-экономическое планирование соперативно-производственным еще на стадии технической подготовки производства.Плановые и нормативные показатели определяют систему показателей учетапроизводства, что в немалой степени способствует сопоставимости показателейнормирования, планирования, учета по нормам затрат и отклонениям от них.Технологические нормативы можно рассматривать как аналитическую базупроизводственного учета, обеспечивающую его соответствующими данными одеятельности подразделений и уровне внутреннего хозяйствования.
Лимитирование- первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системенорм запасов и затрат. Лимит — установление границ выдачи, исходя из нормырасходов ресурсов на единицу продукции, установленной технологическойдокументацией, и планируемой производственной программы каждомупроизводственному подразделению.
Анализ — всилу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учетавзаимодействует практически со всеми остальными составляющими. В сферу изученияпопадает как производственная деятельность всей организации, так и отдельныхподразделений, выраженная экономическими показателями. Выбор показателейопределяется целями и возможностями системы управления. В процессе анализавыявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнениюустановленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения врезультатах и эффективности производства, принимаются соответствующиеуправленческие решения.
Контроль —завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельностьпредприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать иустранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратнаясвязь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную информацию дляосуществления контрольно-измерительной деятельности.
 
2.2.Системы управленческого учёта
Система управленческогоучета характеризуется объемом информации, поставленными перед ней целями,критериями и средствами достижения целей, составом элементов и их взаи­модействием[5].
Признакамиклассификации являются: широта охвата ин­формацией, степень взаимосвязифинансового и управленче­ского учета, оперативность затрат на производство,полнота включения затрат в себестоимость продукции.
По широтеохвата информацией видов деятельности, органи­зационной структурыхозяйствующего субъекта, продукции различают пол­ные системы, состоящие изсовокупности систематического и проблемного учета, и системы с целевым наборомих составных частей.
Систематическийучет затрат — есть финансовый учет за­трат на производство с его регламентациейпо составу затрат, способам регистрации, идентификаций и группировки, пред­ставленияв отчетности. Элементами систематического учета являются:
1) измерениеи оценка затрат по приобретению и использо­ванию производственных ресурсов;
2) контрольпроцессов снабжения, производства, реализа­ции в натуральных измерителях;
3)группировка затрат по статьям расхода и элементам, по местам возникновения, повидам продукции, работ и ус­луг, сюда же относится порядок включения затрат все­бестоимость;
4) внутренняяи внешняя отчетность, удовлетворяющая своих пользователей по срокам, содержаниюи частоте представления.
Проблемныйучет формирует информацию об экономиче­ской, технологической, конструкторской иорганизационной подготовке производства; о ценах и реализации продукции; обуправлении производственными запасами и рационализации расхода производственныхресурсов.
Задачипроблемного учета решаются с помощью методов про­граммирования, нормирования,планирования, прогноза, систем­ного экономического анализа, контроля ирегулирования на осно­ве фактических данных производственного учета истатистики.
Содержаниепонятия «проблемный учет» показывает, что данные этого учета используются длярешения будущих эконо­мических и производственных проблем организации.
Данныепроблемного учета используются для:
•планирования и прогнозирования затрат и доходов, нор­мирования и составлениясмет (бюджетов);
• анализарасходов и отклонений от нормативов (стан­дартов) и анализа доходностипроизводства продуктов;
• оценкидеятельности структурных подразделений и организации по критерию величинызатрат и доходов, полу­чаемых в процессе производства и сбыта;
• принятиямноговариантных управленческих решений на ближайшую и дальнюю перспективу вобласти производ­ства и сбыта, кооперирования, импорта и экспорта, ас­сортиментапродукции и др.;
• разработкимоделей управления запасами и затратами, которые бы обеспечивали оптимизациюзатрат и доходов.
По степенивзаимосвязи между финансовым (систематический учет затрат и доходов) иуправленческим учетом в практике за­рубежных стран применяют две системы:монистическую и ав­тономную.
Монистическая— интегрированная система, объединяющая систематический и проблемный учет наоснове прямой и об­ратной связи на счетах бухгалтерского учета. Систематическийучет путем отражения на счетах бухгалтерского учета производ­ственных издержек,готовой продукции и ее реализации дает возможность оценить деятельностьорганизации, её финансо­вое положение. Дополняя финансовую информацию даннымивнутренней отчетности, администрация может оценить рацио­нальность организациипроизводства на любом его участке. Из оперативных сведений и отчетностиматериально-ответственных лиц определяются положительные и отрицательныеотклонения от действующих стандартов. Тем самым создаются предпосыл­киорганизации действующей системы контроля за издержками и доходами.
Автономнаясистема — обособленное создание систематиче­ского и проблемного учета. Связьмежду финансовым и управ­ленческим учетом осуществляется с помощью такназываемых парных контрольных счетов одного и того же наименования.
Пооперативности затрат системы разделяют: на систему учета фактических (прошлых,исторических) затрат и систему учета стандартных (нормированных) затрат.Оперативность за­трат — один из критериев действенности системы, ориентиро­ваннойна увеличение эффективности.
Система учетафактических (прошлых) затрат состоит в формировании информации для расчетасебестоимости реали­зованной продукции и прибыли, для определения фактическойсебестоимости и дохода от реализации единицы готовой про­дукции конкретногонаименования.
Система учетастандартных затрат включает: разработку стандартов на затраты по приобретению ииспользованию ма­териалов, основных фондов, на затраты труда, накладных рас­ходов;составление калькуляций себестоимости по норматив­ным затратам и учетфактических затрат с выделением откло­нений от нормативов и смет.
В мировойпрактике такая система называется «стандарт-кост». Она ориентирована наоперативность контроля за ходом формирования себестоимости и при возникшейнеобходимости регулирование ее процесса.
Полнотавключения затрат в себестоимость — один из при­знаков классификации системучета, применяемый в практике. Существует система учета полных затрат и системаучета час­тичных затрат — две системы, отвечающие в управленческом учетеразличным целям[6].
Система учетаполных затрат представлена традиционным учетом затрат на производство икалькулированием себестои­мости. Основной группировкой затрат является ихделение на прямые (относимые прямо на объект калькулирования) и косвенные(распределяемые между объектами калькули­рования пропорционально какой-либобазе).
Под системойчастичных затрат понимается подход, когда производится подбор отдельныхэлементов затрат, которые но­сят прямой характер и включаются в себестоимостьотдельных видов продукции. Затраты при этой системе зависят от объемов производстваи потому их называют переменными. Калькуля­ция ограниченных затрат включаеттолько производственные расходы, связанные с выпуском калькулируемого продукта.
Часть затрат,которые носят косвенный характер, имеет от­ношение ко всей продукции. Такогорода затраты возмещаются из общей суммы выручки. В зарубежной практике этотвариант учета называется «директ-костинг».
Управленческийучет характеризуется:
— отсутствиемстандартизации – способы и формы ведения управленческого учета не ограниченынормативным регулированием; формы представления отчетных данных могут бытьлюбыми; применяемые термины могут использоваться в различных смыслах, удобныхдля внутренних целей;
— конфиденциальностью – информация управленческого учета предназначена исключительнодля внутреннего потребления;
— плановымхарактером — управленческий учет призван давать прогнозы по различным аспектамдеятельности организации (объему реализации, эксплуатационным расходам,расходам на персонал и пр.);
— измерениемпоказателей как в денежном, так и в натурально-вещественном выражении,например, измерение количества производственных запасов в штуках, погонныхметрах, тоннах и т.п. Подобное измерение применяется и в аналитическом учете;
— актуальностью предоставленной информации (за счет использования приблизительныхоценок, неполного набора данных). Оперативная отчетность составляется на основеданных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям закороткие промежутки времени – сутки, пятидневку, декаду и пр. Эти данныеиспользуются для оперативного контроля и управления процессами производства иреализации продукции;
-   индивидуальнойпериодичностью отчетов;
-           расширеннымсоставом объектов учета – в качестве объектов могут выступать отдельныеизделия, виды деятельности, центры ответственности.
В заключениеследует отметить, что все элементы метода действуют не изолированно друг отдруга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной нарешение целей управления.
Помимометодов бухгалтерского учета управленческий учет использует совокупностьметодов статистики, экономического анализа, а также экономико-математическиеметоды.

Глава 3. Законодательные акты РФ,регламентирующие управленческий учёт
Основные нормативные документы,регламентирующие управленческий учет, разработаныприменительно к бух­галтерскому учету. Это в некоторой степениподтвержда­ет методологическую взаимосвязь управленческого и бух­галтерскогоучета, которая основывается на единстве при­меняемых принципах иметодахучета. Вместе с тем мно­гие положения нормативных документов можноисполь­зовать и в управленческом учете. Например, первичные документыв управленческом учете целесообразно состав­лять в соответствии стребованиями Закона «О бухгал­терском учете»; положения побухгалтерскому учету так­же целесообразно отнести к управленческому учету, хотяони для него не обязательны (в отличие от бухгалтерско­го учета).
К настоящему времени систему нормативныхдокумен­тов, регламентирующих бухгалтерский и управленческий учет,можно представить иерархично в виде четыреху­ровневой системы[7].
Первыйуровень образуютзаконодательные акты, ука­зы Президента РФ и ПостановленияПравительства, рег­ламентирующие прямо или косвенно организацию и ве­дениебухгалтерского управленческого учета и отчетнос­ти в организации. Основнымзаконодательным актом на данном уровне является Федеральный закон «О бухгал­терском учете» от 21. 11. 1996 г. № 129-ФЗ. Этот закон определяетправовые основы бухгалтерского учета и от­четности, их содержание, принципы, организацию, ос­новные направления бухгалтерской деятельности исостав­ления отчетности, составхозяйствующих субъектов, обя­занных вести бухгалтерский учет и предоставлятьбух­галтерскую (финансовую)отчетность.
К законодательным нормативным документамтакже относятся: Гражданский кодекс РФ, в первой части кото­рогозаконодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности (наличиесамостоятельного баланса как признака юридического лица,обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних изависимых обществ); «Обакционерных обществах» от 26. 12. 1995 г. №208-ФЗ, Постановление Правительства РФ «О Программе ре­формирования бухгалтерского учета в соответствии смеж­дународными учетными стандартамифинансовой отчет­ности» от 06. 03. 1998 г. № 283.
Так как в настоящее время происходят весьмасуще­ственные переменыв финансовом учете, связанные спе­реходом России на международные стандарты финансо­вогоучета, то следует обратить внимание на положения Концепции развитиябухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочнуюперспективу, которая была ут­верждена приказом Минфина от 1 июля 2004 г. №80. Концепция, разработанная по решению Правительства РФ, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, иобес­печение гарантированного доступак ней заинтересован­нымпользователям.
Концепция раскрывает такие положения,касающие­ся учета иотчетности, как:
— необходимость дальнейшего развитиябухгалтерс­кого учета и отчетности;
— цель иосновные направлениядальнейшего разви­тия бухгалтерского учета и отчетности;
— необходимость повышения качестваинформации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
— создание инфраструктуры применения МСФО;
— изменение системы регулированиябухгалтерского учета и отчетности;
— подготовка и повышение качества квалификации кадров;
— а также основные этапы развитиябухгалтерского учета и отчетности в среднесрочнойперспективе.
В п. 2. 1. Концепции говорится об управленческой от­четности. «Управленческая отчетность предназначенадля использования в управлениихозяйствующим субъектом (руководством,другим управленческим персоналом). В связис этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе е тем передоваяпрак­тика управления показывает, чтонаиболее полезным и эффективнымявляется такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составле­ния ее основывается на тех же принципах, на какихсо­ставляется индивидуальнаябухгалтерская и консолиди­рованная финансоваяотчетность. Главная задача в обла­сти финансовой отчетности заключается вшироком рас­пространении передовогоопыта ее организации, а также опытаИспользования ее в управлении хозяйствующим субъектом».
Второй уровень составляют Положения (стандарты)по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разрабо­таныМинфином РФ согласно государственной програм­ме перехода России напринятую в международной прак­тике систему учета и отчетности всоответствии с требо­ваниями развития рыночной экономики. Учетные стан­дартыпризваны конкретизировать Закон о бухгалтерс­ком учете иотчетности, и рассматривают отдельные ме­тодологические вопросы учетаконкретных операций, на­пример, учета основных средств и запасов. Внастоящее время в российской Федерации разработано и утвержде­но 17 Положений побухгалтерскому учету и отчетности. К числуПБУ, которые регулируют не только финансо­вый, но и управленческий учет, можно отнести:
— Положение по бухгалтерскому учету«Бухгалтерс­каяотчетность организации» (ПБУ 4/99). Утверж­дено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н;
—  Положение по бухгалтерскому учету«Информация посегментам» (ПБУ 12/2000). Утверждено прика­зом Минфина РФ от 27 января 2000 г.;
— Положение по бухгалтерскому учету «Учетнаяполитика»(ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г.
К числу документов второго уровня следуетотнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности и Инструкцию по его приме­нению, являющиеся базовымидокументами системы учета в России. План счетов — документ общего порядка, кото­рый является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности независимоот форм собственности, подчиненности,за исключением бюджетных организаций ибанков. В План счетов нео­днократновносились корректировки в связи с меняющи­мися экономическими условиями. Минфин России при­казом от 31октября 2000 г. Утвердил новый План сче­тов,.который введен в действие с 1января 2001 г.
Третий уровень объединяет документырекомендатель­ного характера: инструкции, комментарии, письма Мин­финаРФ и других ведомств, указания, конкретизирую­щие общие методологическиеуказания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевойспецификой.
Документы данного уровня регулируют конкретныеоперации.Так, если ПБУ 4/99 является документом вто­рогоуровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требова­ния к отчетноститекущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от13 января 2000 г. № 67н «О формахбухгалтерской отчетности организа­ций»или Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств,принятые в развитие ПБУ 6/01 «Учет основныхсредств»).
Четвертый уровень включает в себя приказы,указа­ния, инструкции, выпускаемые самой организацией. На­пример,рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, илиучетная политика организа­ции. Документы этого уровня определяютособенности организации и ведения учета и отчетности в нем.
На основе нормативных документов службауправлен­ческого учета разрабатывает рабочие документы, в их числе:
— приказ по учетной политике;
— формы первичных документов и учетных регист­ров;
— графики документооборота;                
— плансчетовуправленческого учёта;   
— формы внутренней отчетности.

Списокиспользованной литературы
1.        Гражданскийкодекс РФ. Часть 1. Принята Государст­венной Думой 21 октября 1994 г. Введена и действие с 1 января 1995г. Часть 2. Принята Государственной Думой 22 декабря 1995г.Введена в действие с 1 марта 1996г.
2.        Кодекс обадминистративных правонарушениях РФ от 2002 г № 195-ФЗ (с изм. от 22.06.2007)
3.        Конституция РФ, принятавсенародным голосованием 12.12.1993
4.        План счетовбухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации иИнструкция по его применению, утверждённые приказом Минфина России от31.10.2000 № 94н, в редакции от 18.09.2006 №115н.
5.        Положение побухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» ПБУ 4/99.Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года №43н (в ред. от 18.09.2006 №115н)
6.        Положение побухгалтерскому учёту «События после отчётной даты» ПБУ 7/98. Утвержденоприказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 года № 56н
7.        Положение побухгалтерскому учёту «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01.Утверждено приказом Минфина РФ от 28 ноября 2001 года № 96н (в ред. от18.09.2006 № 116н).
8.        Положение побухгалтерскому учёту «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом МинфинаРФ от 6 мая 1999 года № 32н (в ред. от 27.11.2006 № 116н.)
9.        Положение побухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказомМинфина РФ от 6 мая 1999 года № 33н (в ред. от 27.11.2006 № 156н)
10.     Положение побухгалтерскому учёту «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02.Утверждено приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 года № 66н (в ред. от 18.09.2006№116н)
11.     Положение побухгалтерскому учёту «Учёт займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ15/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 года № 60н (в ред. от27.11.2006 №155н)
12.     Положение побухгалтерскому учёту «Учёт материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.Утверждено приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 года № 44н (в ред. от 27.11.2006№ 156н)
13.     Положение побухгалтерскому учёту «Учёт нематериальных активов» ПБУ 14/2007. Утвержденоприказом Минфина РФ от 16 октября 2000 года № 91н (в ред. от 27.11.2006 № 155н)
14.     Положение поведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ от 29.07.98 №34н(в ред. от 18.09.2006 № 116н)
15.     Трудовой кодексРФ от 30 декабря 2001 г № 197-ФЗ (с изм. от 30.12.2006)
16.     Федеральный закон«О бухгалтерском учёте» от 21.1196 № 129-Ф3 в редакции от 03.11.2006 № 183-ФЗ
17.     Федеральный закон«Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 № 14-Ф3 (в ред. от29.12.2004)
18.     Астахов В.П.Новый справочник бухгалтера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001
19.     Белова Е.Л.Управленческий учёт в информационной системе организации: Учеб. пособие.- М.:Современная экономика и право, 2007
20.     Богатая И.Н.,Хохонова Н.Н Основы бухгалтерского учёта «Сдаём экзамен», Ростов-на-Дону«Феникс», 2001
21.     Бородин В.А.Бухгалтерский учёт: Учебник для вузов-3-е изд., перераб и доп. – М.: Юнити-Дана, 2004
22.     Бочкарёва И.И.Бухгалтерский учёт: учебник под ред. Я.В. Соколова-М., ТК. Велби, «Проспект»,2004
23.     Бухгалтерский управленческийучётпод редакцией П.С. Безруких- М.- 4-е изд., 2002
24.     Вахрушина М.А.Управленческий анализ.- М.: Омега-Л, 2004
25.     Воронова Ю.Д.,Улина Г.В. Управленческий учет на предприятии: Учебное пособие.-М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2006
26.     Ивашкевич В.Б.Бухгалтерский управленческий учёт. Учеб. для вузов.- М.: Юристъ, 2003
27.     Каверина О.Д.Управленческий учет: системы, методы, процедуры.-М.: Финансы и статистика, 2003
28.     Кондраков Н. П.,Иванова М. А… Бухгалтерский управленческий учет. — М.: Инфра-М, 2005
29.     Кукукина И.Г.Управленческий учет: Учебное пособие.-М.: Финансы и статистика, 2004
30.     Ларионов А.Д,Нечитайло А.И, бухгалтерская финансовая отчётность, учеб. пособ. – М: ТК Велби,издательство Проспект, 2005
31.     Мазков Г.Н.,Бенин А.А. Справочник по управленческому учету.- СПб: Альфа, 2001
32.     Макальская М.Л.Самоучитель по бухгалтерскому учёту: учебное пособие.- 14-е изд. перераб. идоп.- М.: Дело и сервис,2003
33.     Медведев М.Ю.Общая теория учёта- М., «Дело и сервис», 2001
34.     Мизиковский Е.А,Макарова Л.Т., справочник бухгалтера и аудитора.- М.: Юрист-2001
35.     Муравицкая Н. К.,Лукьяненко Г. И… Бухгалтерский учет. Финансовый учет. Управленческий учет.Финансовая отчетность. Учебное пособие.-М.: КноРус, 2005 г.
36.     Никандрова Л.К,И. В. Гулина. Бухгалтерский управленческий учет. –М.: Логос, Университетскаякнига, 2007
37.     Палий В.Ф.Организация управленческого учета.-М.: Бератор-Пресс, 2003
38.     Попова Л.В.Бухгалтерский управленческий учет. Нормативная база, тесты, понятийный аппарат.–М.: Дело и Сервис, 2008
39.     Попова Л. В.,.Константинов В. А,, Степанова Е. Ю. Управленческий учет и анализ спрактическими примерами. — М.: Дело и Сервис, 2006
40.     Рыбакова О.В.бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование.- М.: Финансы истатистика, 2005
41.     Рогуленко Т.М,Харьков В.П Бухгалтерский учёт: учебник-М, Финансы и статистика, 2005
42.     Теориябухгалтерского учёта под редакцией В.Д Новодворского-М, Юнити-Дана, 2000
43.     Управленческийучет: Учебное пособие./Под ред. А.Д. Шеремета, 2-е изд., испр. –М.: ИДФБК-Пресс, 2002
44.     Управленческийучет./ Под.ред. И. Г. Шевченко.-М.: Интел-Синтез, 2001
45.     Шнейдман Л.З.Рекомендации по переходу на новый план счетов.-М.: Бухгалтерский учёт, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.