Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Поэтапное построение технологии бухгалтерского учета, контроля и анализа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КЭИ КНЭУ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине
«Организация бухгалтерского учета»
Студентки________ курса
факультета____________
Группы________________
Ф. И.О. _________________
Симферополь 2006

ПЛАН
 
Теоретическая часть
Вопрос № 1. Поэтапное построение технологии бухгалтерского учета, контроля и анализа Вопрос № 2. Методика определения численности учетного аппарата
Практическая часть
Разработать должностную инструкцию кассира производственного предприятия. Список использованных источников
Вопрос № 1. Поэтапное построение технологии бухгалтерского учета, контроляи анализа
Ответ. Хозяйственная деятельность каждого предприятиятребует планирования, управления и контроля. Чтобы руководить предприятиямиразличных форм собственности и всем народным хозяйством Украины, необходимоиметь сведения о хозяйственной деятельности каждого предприятия: размеры исостав его средств производства, денежных средств, развитие отдельных отраслейи т.д. Все эти сведения могут быть получены лишь благодаря учету.
Учет существует давно. Он возник в процессе развитиячеловеческого общества, которое для обеспечения своих потребностей осуществляетхозяйственную деятельность, т.е. материальное производство, требующееуправления и контроля. Для этой цели и был создан учет.
На протяжении исторического развития, в процессе общегороста материально-технической культуры изменялись и совершенствовались такжеметоды, техника и формы учета. От примитивных средств и способов до сложныхсовременных компьютерных систем — таков путь развития техники учета.
Процесс зарождения и развития учета хозяйственнойдеятельности происходил на всем этапе развития общественно-экономическихотношений. Однако, по настоящему наука учета возникла лишь в период зарожденияи становления капиталистических отношений.
В 18 веке формируются две основные парадигмы учета: камеральнаяи простая бухгалтерия.
Камеральная бухгалтерия исходила из того, что основнымобъектом учета является касса и выплаты из нее, а также ожидаемые поступления.
Простая бухгалтерия предполагала учет имущества, включаякассу, а доходы и расходы становились для бухгалтера искомыми.
Общая характеристика особенностей построения бухгалтерскогоучета различных школ в 18 веке представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Особенности подхода к построению бухгалтерского учета вразных школах
Проблемы
учета Решение проблем различными школами бухгалтерского учета итальянской французской немецкой англо-американской Цель учета Контроль лиц, участвующих в хозяйственном процессе Эффективность использования ресурсов предприятия Выработка рациональных учетных процедур Контроль администрации Предмет учета Права и обязанности лиц Ресурсы Процедуры Поведение администраторов Объект учета Документы Ценности Ценности Ценности Базовая наука Право Политическая экономия Математика Психология Баланс (содержание) Равенство прав и обязательств Равенство доходов и расходов Равенство дебетовых и кредитовых сальдо Равенство средств с кредиторской задолженностью и капиталом Баланс (отношение к счетам, принцип формирования баланса) Следует из счетов Следует из счетов Счета следуют из баланса Не принципиально Оценка Продажные цены Себестоимость Не принципиально Свободный выбор по цели управления Счета по своему содержанию Только личные (расчетов) Только инвентарные и операционные Активно-пассивные Экраны (контрарные) Счета по структуре и назначению Один ряд (без подгрупп) Один ряд (без подгрупп) Два ряда (счета и подгруппы 1 порядка) Не принципиально Причина двойной записи Смена прав и обязательств Обмен ценностями Следует из баланса Не рассматривается Границы учета Микроучет Микро — и макроучет Микро — и макроучет Микроучет
Учет и отчетность нашли развитие в работах Матье де ла Порта.Его заслугой является попытка первой классификации счетов, а именно онпредложил:
·    первая группа — экономическая (движение капитала),
·    вторая группа — специфическая хозяйственная(управление ресурсами внутри предприятия),
·    третья группа — юридическая (расчеты с третьими,сторонними для предприятия, лицами).
В этот же период происходит переоценка целей учета. Еслираньше основной задачей являлось обеспечение контроля за сохранностьюценностей, то к концу 18 века формируется абсолютно новая цель — эффективностьхозяйственной деятельности.
Учет начинает пониматься как орудие управления и контроля. ЭдмонДегранж в 1797 году впервые ввел понятие хозяйственной операции. То естьакадемическая наука бухгалтерского учета того времени стала выделять«современные» для нашего времени принципы. Обыденные сейчас, этипринципы были революционными для своего времени:
·    принцип непрерывности ведения бизнеса (считается,что начав работать компания будет работать неограниченно долго);
·    принцип самостоятельности (счета фирмы и ее хозяинаразграничены).
Процесс реформирования бухгалтерского учета набрал силу в2000 году с принятием Закона «О бухгалтерском учете и финансовойотчетности в Украине» и национальных стандартов ведения бухгалтерскогоучета.
Организация и ведение бухгалтерского учета в Украинерегламентируется Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности вУкраине», Положениями (стандартами) бухгалтерского учета, Порядкомпредоставления финансовой отчетности и другими нормативно-правовыми актами,утверждаемыми Министерством финансов Украины и определяющими принципы и методыведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
В условиях перехода Украины к рыночной экономикебухгалтерский учет является одним из важнейших условий эффективного управлениясовременным предприятием и достижения коммерческого успеха, а профессиябухгалтера — одной из самых престижных. Благодаря широкому кругозору и глубокимзнаниям всех аспектов деятельности фирмы бухгалтеры зачастую оказывают важноевлияние на принятие решений.
Согласно зарубежным исследованиям из бухгалтеров вышлобольше высших администраторов фирм, чем из представителей других областейдеятельности. Вот, например, лишь несколько известных западных компаний, чьипрезиденты или главы Совета директоров были бухгалтерами: American Airlines,IBM, General Motors, General Electric.
В странах с развитой рыночной экономикой последнее времяотмечается тенденция все большей специализации по услугам, обеспечивающимквалифицированное управление производством. Специализированные предприятияберут на себя заботы по управлению кадрами, делопроизводству, маркетингу,информационно-консультационному обслуживанию, а также ведению бухгалтерскогоучета.
Современное развитие учета предполагает развитие егонескольких базовых форм.
Единая система учета на предприятии, в отрасли, государствеобеспечивается тремя неразрывно связанными видами учета: оперативно-техническим,статистическим и бухгалтерским.
Оперативно-технический учет осуществляется непосредственнона месте (цех, склад и т.п.) и обеспечивает немедленное наблюдение ирегистрацию определенных производственных и коммерческих операций и другихфакторов хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения. Цельоперативного учета — быстрое получение информации о ходе производства,реализации продукции (работ, услуг).
Оперативно-технический, или оперативный, учет служит дмоперативного планирования и наблюдения за развитием производства, выполнениемработ, услуг. Он охватывает хозяйственные и производственные операции, неимеющие непосредственного отражения на счетах бухгалтерского учета. С помощьюоперативно-технического учета получают данные о ежедневном выпуске продукции,ежедневной отгрузке и реализации продукции, товаров, о расходах сырья и другихматериальных ценностей, о трудовых затратах, соблюдении условий договорныхпоставок и т.д. Данные для оперативно-технического учета получают путемнепосредственного наблюдения за фактами хозяйственной ипроизводственно-финансовой деятельности предприятий, организаций, учреждений.
Вместе с тем, оперативно-технический учет охватывает и техозяйственные операции, которые не имеют непосредственного отражения вбухгалтерском и статистическом учете. Так, с его помощью контролируют явкуработников на предприятие и уход по истечении рабочего времени, работу станкови машин, часы простоя, режим технологического процесса, состояние и ходрасчетов предприятия с другими предприятиями, организациями, учреждениями и т.п.
Показатели оперативного учета используют для обеспеченияконтроля. Данные показатели часто не документируют, а обобщают устно.
Оперативный учет характеризуется быстротой получения учетныхданных.
Для получения необходимой информации данные оперативноюучета часто получают путем наблюдения, однако в настоящее время все чащеиспользуют современную технику — компьютеры, телефаксы и т.п.
При оперативном учете пользуются всеми тремя видами иизмерителей, чаще всего натуральными и трудовыми.
Ряд показателей оперативного учета передают в вышестоящиеорганизации, например, данные о выпуске продукции, о получении урожая зерновыхи т.п. Такие показатели обобщают и включают в оперативную отчетность, котораяиспользуется дни наблюдения за соответствующими процессами в масштабе отдельныхотраслей и народного хозяйства Украины в целом.
Оперативно-техническим учетом должны быть заняты работникивсех служб предприятия — производственной, технической, бухгалтерской,снабжения, труда, кадров и т.д.
Статистический учет — это планомерный сбор и изучениемассовых количественных и качественных явлений и закономерностей общегоразвития в конкретных условиях места и времени (перепись наличия оборудования,определение средней заработной платы работников предприятия по категориямработающих, количество и качество вырабатываемой продукции, учет использованиярабочего времени, численности населения и т.п.). Данные о хозяйственных ипроизводственных изменениях статистический учет получает изоперативно-технического и бухгалтерского учета. Например, исходя из данныхстатистического учета можно определить рост производительности труда, снижениесебестоимости продукции (работ, услуг), численность работающих по возрасту,полу, квалификации и т.д. Эти данные помогают анализировать результаты разныхпроцессов и прогнозировать их дальнейшее развитие.
Таким образом, на основе статистического учета определяютсяколичественные и качественные показатели работы каждого предприятия. Операции иявления подлежат статистическому наблюдению, группировке, определению средних иотносительных величин, индексов построения рядов динамики, анализа и соответственноустановления определенных закономерностей. Исходя из этого, статистический учетпредставляет собой систему изучения, обобщения и контроля за массовымиявлениями, имеющими общегосударственный характер.
Бухгалтерский учет — это способ документального наблюдения,отражения и контроля за хозяйственной и финансовой деятельностьюпроизводственников и хозяйственников (предприятий, организаций, арендных,совместных предприятий, акционерных обществ и т.д.), а также система сбора,измерения, обработки, интерпретации и передачи информации о хозяйственнойдеятельности предприятия, учреждения, организаций внутренним и внешнимпользователям для принятия оптимальных решений. Учет ведется в стоимостном,натуральном и трудовом измерителях. Он основывается на строгом соблюдениидокументации и осуществляется на основе государственных правовых актов, т.е. наоснове правовых факторов, которые предусматривают возникновениепроизводственных хозрасчетных подразделений (цех, бригада, звено,производственник), малых предприятий.
Построение бухгалтерского учета зависит от развития всехфакторов, обусловливающих его суть. Так, применение ПЭВМ дает возможностьодному работнику оперировать нормативной, технологической, учетной, правовойинформацией, что поднимает интегрированность бухгалтерского учета в системеуправления на более высокий уровень, порождая новое качество бухгалтерскогоучета и новые факторы его построения.
Бухгалтерский учет — это процесс выявления, измерения,регистрации, накопления, обобщения, сохранения и передачи информации одеятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятиярешения.
В отличие от других видов учета бухгалтерский учетобеспечивает сплошную регистрацию всех хозяйственных операций на основедокументов первичного учета.
Бухгалтерский учет базируется на документировании всеххозяйственных процессов и проведении периодических инвентаризаций, обеспечиваетвыявление и мобилизацию резервов предприятия с целью снижения себестоимостипродукции (работ, услуг).
Основным условием правильной организации бухгалтерскогоучета является использование наиболее рациональных форм и методов учета,повышение уровня его технического вооружения. Все три вида учета тесно связанымежду собой и дополняют друг друга.
Вопрос № 2. Методика определения численности учетного аппарата
Ответственность за организацию бухгалтерского учета напредприятии несут владелец (владельцы) предприятия или уполномоченный орган (вслучае нашего предприятия Правление) в соответствии с законодательством иучредительными документами.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета иобеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций впервичных документах, за сохранение обработанных документов, регистров иотчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несут владелецили уполномоченный орган (Правление), которое осуществляет руководствопредприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.
На предприятиях Украины бухгалтерский учет может бытьорганизован по-разному: бухгалтерской службой, формируемой на предприятии,которую возглавляет главный бухгалтер; специализированной организацией илиответственным специалистом на договорной основе, если предприятие не имеетбухгалтерской службы.
Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятиямогут самостоятельно выбирать формы его организации в соответствии с ЗакономУкраины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» №XIV от 16.07.99, а именно:
— вводить в штат предприятия должности бухгалтера илисоздание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;
— вводить на договорных основах бухгалтерского учетацентрализованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;
— использовать услуги специалиста по бухгалтерскому учету,зарегистрированного как предприниматель, который осуществляетпредпринимательскую деятельность без создания юридического лица;
— самостоятельное вести бухгалтерский учет и составлятьотчетность непосредственно владельцем или руководителем предприятия.
При определении структуры аппарата бухгалтерии и форм еговзаимодействия с другими структурными подразделениями, а также с существующимиинформационными системами, необходимо решить вопрос о централизации илидецентрализации бухгалтерского учета.
При централизованной форме организации бухгалтерского учетавесь учетный аппарат сосредоточен в главной бухгалтерии, синтетический ианалитический учеты осуществляются на основе первичных данных, поступающих изструктурных подразделений предприятия. Административно и методически весь учетныйперсонал подчиняется непосредственно главному бухгалтеру. При централизацииучета обеспечиваются действенное руководство и контроль главного бухгалтера,она позволяет рационально распределить труд между бухгалтерскими работниками,однако не позволяет оперативно вести учет и соответственно своевременнопринимать управленческие решения.
При децентрализованной форме организации учета аппаратрассредоточен по структурным подразделениям, где ведутся синтетический ианалитический учеты на уровне производственных единиц предприятия. В главнуюбухгалтерию передаются только сгруппированные данные, необходимые длясоставления оперативной, статистической и бухгалтерской отчетностей, проведенияанализа, прогнозирования, планирования и управления в целом по предприятию. Приэтом часть учетного аппарата, находящаяся в структурных подразделениях, пометодическим вопросам подчиняется главному бухгалтеру, а по административным — руководителюструктурного подразделения.
Структура и форма построения бухгалтерского аппарата зависятв основном от следующих факторов:
— условий организации и технологии производства;
— объема производства;
— объема учетной работы;
— наличия современных средств вычислительной техники;
— общей численности работающих;
— общего наличия структурных подразделений;
— видов деятельности;
— информационного взаимодействия структурных подразделений сбухгалтерским аппаратом;
— самостоятельности структурных подразделений.
Важным условием при организации учетного процесса являетсясоздание участков учетных работ по функционально-однородным признакам. Напредприятиях (средних, больших) создаются специализированные структурныеподразделения в виде групп, секторов, подразделений по отдельным участкам учета(учет основных средств, учет производственных запасов и т.д.).
Так на производственном предприятии могут быть созданыотделы:
·    Финансово-расчетный;
·    Материального учета;
·    Производства и калькуляции;
·    Готовой продукции и ее реализации;
·    Сводно-балансовый.
Во главе каждого такого отдела обычно стоит старшийбухгалтер, который подчиняется и подотчетен главному бухгалтеру.
Некоторые отделы учетного аппарате в силу важности участка учетныхработ могут быть укрупнены.
На малых предприятиях обязанности работников учетногоаппарате могут быть распределены между работниками бухгалтерии без образованиясоответствующего отдела или группы.
В практике различают три основных типа организации структурыаппарата бухгалтерского учета: линейную, линейно-штабную и комбинированную.
При линейной организации бухгалтерского аппарата все учетныеработники подчиняются непосредственно одному руководителю — главному бухгалтеру.Такая организация применяется на небольших предприятиях, где численностьучетных работников составляет не более 10 человек.
Линейно-штабная организация бухгалтерского аппаратапредполагает создание промежуточных звеньев управления в бухгалтерии — отделы,группы, секторы, бюро, которые возглавляют старшие бухгалтеры. Распоряженияглавного бухгалтера отдаются непосредственно старшим бухгалтерам, которыепередают их дальше конкретным исполнителям и контролируют исполнение. Такаяорганизация бухгалтерского аппарата внедряется на предприятиях, где штатбухгалтерии насчитывает более 10 человек.
Комбинированная служба учета формируется обычно на крупныхпредприятиях, в концернах и объединениях. Создаются специализированныеподразделения с замкнутым циклом работ. При этом часть функций и прав главногобухгалтера передается руководителям данных подразделений в пределахустановленной компетенции.
Практическая часть
Разработать должностную инструкцию кассира производственногопредприятия.
Ответ.
Задачи и обязанности. Осуществляет операции, связанные сприемом и выдачей наличных денежных средств через кассу предприятия, хранит всепринятые ценности. Получает в учреждениях банка наличные деньги, осуществляетзаписи в кассовой книге операций получения и выдачи наличных денег по каждомуприходному кассовому ордеру и расходному документу в день их поступления иливыдачи.
Проверяет наличие и достоверность подписи главногобухгалтера, а на расходных документах — разрешающей надписи руководителя илиуполномоченных им лиц, наличие всех других реквизитов на приходных кассовыхордерах и расходных документах, а также указанных в этих документах приложений(заявления, накладные, счета, справки и др.). Возвращает документы вбухгалтерию для соответствующего оформления в случае несоблюдения хотя быодного из перечисленных требований.
Подписывает приходные кассовые ордера и расходные документысразу после получения или выдачи по ним наличных денег, а на приложенных к нимдокументах ставит штамп «Уплачено».
Выдает квитанцию лицу, которое внесло наличные деньги вкассу. Ставит штамп «Депонировано» или делает соответствующую записьв платежной ведомости возле фамилий лиц, которым не произведены в установленныйсрок выплаты, связанные с оплатой труда, составляет реестр депонированных сумм,в платежной ведомости указывает фактически выплаченную сумму и сумму,подлежащую депонированию, сверяет эти суммы с общим итогом по платежнойведомости и ставит свою подпись.
Выписывает расходный кассовый ордер на фактически выданнуюпо платежной ведомости сумму, передает его для регистрации. Ежедневно в концерабочего дня выводит остаток денежных средств в кассе предприятия и передает вбухгалтерию предприятия отчет кассира (копию записей в кассовой книге) вместе сприходными кассовыми ордерами и расходными документами под роспись лица,которое осуществляет контроль за ведением кассовых операций. Выполняет другиеобязанности по хранению в кассе денежных документов, ценных бумаг и др.
Должен знать: правила документооборота и технологиюобработки учетной информации на предприятии, нормативно-правовые акты поведению кассовых операций, учету ценных бумаг. Квалификационные требования
Старший кассир. Базовое высшее образование соответствующегонаправления подготовки (младший специалист) без требований к стажу работы илиполное общее среднее образование и профессионально-техническое образование,повышения квалификации и стаж работы по профессии кассира не меньше 1 года.
Кассир. Полное общее среднее образование. Профессионально-техническоеобразование или профессиональное обучение на производстве. Без требований кстажу работы.
Список использованных источников
1.  Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете ифинансовой отчетности в Украине» от 16.07. 1999 г. №996-ХІV;
2.  Завгородний В.П. Бухгалтерский учет и аудит на предприятии сиспользованием национальных стандартов. — К.: А.С.К., 2002;
3.  Кузьминский А.Н., Сопко В. В, Теория бухгалтерского учета: — К., 1999;
4.  Пархоменко В.Н. Бухгалтерский учет в Украине/ Комментарии. — К.: Полиграфкнига,2000;
5.  Пархоменко В. // Трансформация бухгалтерского учета в Украине. — К.: Компас,1999;
6.  Пархоменко В.Н., Реформирование бухгалтерского учета в Украине, Луганск:Промдрук, 2000;
7.  Селезнев В., Основы рыночной экономики Украины, К: А.С.К., 2002
8.  Ткаченко Н. Бухгалтерский учет на предприятиях Украины с разными формамисобственности, К: А.С.К., 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.