/>/>/>/>/>Федеральное агентство по образованиюРоссийской Федерации
Пензенский Государственный Университет
Факультет заочного обучения
Кафедра бухгалтерского учета
Контрольная работа
по дисциплине
«Бухгалтерский учет»
Выполнила: ст. гр.04ЗЭИ61,
Прохорова Ю.А.
Проверила: Свиридова Н.В.
Пенза 2008г.
1. Требования, предъявляемые к оформлению первичных учетныхдокументов. Классификация первичных учетных документов
1.1 Требования,предъявляемые к оформлению документов
Первоначально информация о совершенных хозяйственныхоперациях должна отражаться в первичных учетных документах. Бухгалтерскимидокументами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности,в какой они совершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всехобъектов бухгалтерского учета; юридическое обоснование бухгалтерских записей,которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу;использование документов для текущего контроля и оперативного руководствахозяйственной деятельностью организаций; контроль за сохранностьюсобственности, так как документами подтверждается материальная ответственностьработников за доверенные им ценности; укрепление законности, посколькудокументы служат основным источником сведений для последующего контроляправильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции придокументальных ревизиях.
Коформлению первичных учетных документов предъявляются следующие требования:
1) Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составленыпо форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичнойучетной документации. Основные требования, предъявляемые к учетным документам,приведены в ст.9 Федерального Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерскомучете».
С 1 января 1999 г. организации применяют формы первичныхучетных документов, содержащихся в Альбоме новых унифицированных форм первичнойучетной документации, утвержденном постановлением Госкомстата России от30.10.97 г. № 71а.
Унифицированные формы первичных документов должны применятсяв организации без изменений. Формы первичных документов, не предусмотренныхальбомами унифицированных первичных документов, разрабатываются организациейсамостоятельно. При этом они должны содержать все необходимые реквизиты.
Наряду с унификацией важное значение имеет стандартизациядокументов, т.е. установление одинаковых стандартных размеров бланков типовыхдокументов.
2) Первичные документы должны содержать обязательныереквизиты (наименование документа; дату составления; название организации, отимени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; денежные инатуральные измерители хозяйственных операций; наименование должностей лиц,ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления,и их личные подписи).
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов,утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером.
В зависимости от характера операции и технологии обработкиданных в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
Ответственность за своевременное и доброкачественное созданиедокументов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерскомучете, достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие иподписавшие эти документы.
3) Первичные учетные документы должны быть составленыв момент совершения операции, в некоторых случаях – непосредственно после ееокончания.
4) Качество заполнения первичных документов должнообеспечивать сохранность записей в течение времени, установленного для иххранения в архиве.
5) Запись в документах делают шариковой ручкой илимашинописным способом. В денежных документах сумму указывают цифрами ипрописью. Документы должны быть оформлены аккуратно, текст и цифры написаны(напечатаны) четко и разборчиво. Если при заполнении документа была допущенаошибка, существует несколько методов ее исправления. Исправление ошибочносделанных записей в регистрах бухгалтерского учета производится одним изследующих способов:
• корректурным способом: ошибочно сделанная запись аккуратнозачеркивается, делается правильная запись и подписывается бухгалтером суказанием даты. Этот метод применяется, когда ошибка сделана в одном изрегистров и обнаружена до подсчета итоговых сумм.[4]
Затем правильный текст или сумму повторяют на полях документаи заверяют подписью лица, оформляющего документ. Текст оговорки таков:
Написанному в исправлении ошибки верить
(новый текст или сумма)
Дата Подпись
• способомдополнительной проводки: дополнительная проводка составляется, если фактическиразнесенная в учетные регистры сумма меньше правильной. При этом оформляетсябухгалтерская справка с указанием на то, какая ошибка исправляется и где искатьпервичный документ, который является основанием. При мемориально-ордерной формеучета для дополнительных проводок составляется мемориальный ордер. Этот способприменяется в том случае, когда ошибка повторяется в нескольких учетныхрегистрах или выявлена после подсчета итогов;
• способом«красное сторно»: в случае, если операция записана в большей сумме,чем следовало, или по счетам разнесена ошибочная бухгалтерская запись, то приподсчете итогов излишне записанная сумма вычитается;
• способомобратной проводки: для исправления проводки (как правило, ошибочно сделанной впрошлом отчетном периоде) делают запись обратной корреспонденцией.
В некоторых документах, например, в приходных и расходныхкассовых ордерах, исправления делать не разрешается.
1.2 Классификация первичныхдокументов
Все первичные учетные документы можно классифицироватьпо следующим признакам.
По назначению:
— распорядительные – документы, дающие право насовершение строго определённых распоряжением соответствующего должностного лицахозяйственных операций. Например, чек, подписанный руководителем организации,позволяет кассиру получить определённую сумму в банке с её расчётного счёта. Вкачестве распорядительного документа можно привести доверенность на получениетоварно-материальных ценностей или расходный кассовый ордер.
— оправдательные – документы, подтверждающие,что указанные действия в соответствующем документе выполнены лицом,представляющим такой документ. Так, авансовый отчет со всеми оправдательнымидокументами, приложенными к нему, рассматривается как оправдательный(исполнительный) при сдаче его подотчётным лицом бухгалтеру. В качествеоправдательного документа можно привести документ по оприходования денежныхсредств, авансовый отчет о служебной командировке.
— бухгалтерского оформления – документы,которые самостоятельного назначения не имеют. Их роль: на основе представленныхраспорядительных и оправдательных документов подготовить в дальнейшемсоответствующие учётные записи для обработки с целью дальнейшего использованияв учётном процессе. Поэтому, они составляются и используются только в бухгалтерии.Так, ведомость распределения общепроизводственных расходов служит дляраспределения расходов на управление структурных подразделения предприятиямежду отдельными видами выпускаемой ими продукции. Различные справки-расчёты,составленные в бухгалтерии, служат основанием для отражения в учёте сумм,исчисленных в возмещение обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами ит.п.
— комбинированные – документы, сочетающиев себе признаки вышерассмотренных документов. Например, после утвержденияруководителем израсходованных подотчётных сумм авансовый отчёт приобретает длябухгалтера силу распоряжения принять к учёту указанную сумму, подтверждённуюоправдательными первичными документами (квитанции на проживание, билеты запроезд и пр.). Указание же в авансовом отчёте бухгалтерских проводок посписанию этой суммы даёт основание рассматривать его как документбухгалтерского оформления. Отмеченные достоинства комбинированных документовделают их весьма распространёнными в практике бухгалтерского учёта.
По содержанию хозяйственных операций:
- материальные – документы, служащие для оформления операций подвижению материально-производственных запасов (приходный ордер, накладная);
- денежные – документы, предназначенные для оформления операцийс наличными и безналичными денежными средствами предприятия (приходный ирасходный кассовые ордера, платежное поручение);
- расчетные – используемые для оформления расчетных взаимоотношенийпредприятия со своими деловыми партнерами (счет-фактура).
По объему отраженных операций:
— первичные– документы, которые отражают все хозяйственные операции непосредственно вмомент их совершения. Они являются первым формальным доказательством того, чтоданные операции действительно выполнены. К первичным документам относятсякассовые приходные и расходные ордера, накладные, приемо-сдаточные акты,наряды, квитанции и т.п. Примером первичного документа может также служитьприходный ордер. Он составляется при поступлении материалов на склад исвидетельствует о выполнении кладовщиком данного ему распоряжения об их приеме.
— сводные – документы, которые составляются наоснове первичных документов. Их применение связано с необходимостью сокращенияпервичных документов. Обобщение последних таким путём предоставляет возможностьна другом уровне анализировать информацию о совершаемых хозяйственныхоперациях. Так, в представленных материально-ответственными лицами товарныхотчётах за определённый отрезок времени в денежном выражении отражаетсядвижение товарно-материальных ценностей по приходу и расходу. Основанием длясоставления товарных отчётов явились первичные учётные документы (акты приёмки,акты на списание и пр.).
Кассовые отчёты составляются по данным приходных ирасходных кассовых ордеров и приложенных к ним оправдательных документов (платёжно-расчётныхили платёжных ведомостей на выдачу заработной платы, заявлений на оказаниематериальной помощи и т.п.). предназначенные для обобщения информации о всейсовокупности однотипных хозяйственных операций за определенный промежутоквремени (отчет кассира, товарный отчет, материальный отчет).
По месту составления:
— внутренние– документы, которые оформляют в организации. Они имеют внутреннее применение.К ним относится подавляющая часть документов, имеющих обращение на данномпредприятии. Это авансовые отчёты подотчётных лиц, табели учёта использованиярабочего времени, инвентарные карточки учёта основных средств, приходныеордера, доверенности на получение материальных ценностей и пр.
— внешние –документы, которыена стороне составляют другие предприятия иорганизации. На входе в данную организацию они должны быть зарегистрированы.Это счета-фактуры, платёжные поручения и т.п. Требования, предъявляемые квнутренним и внешним документам, в основном одни и те же. Однако все внешниедокументы должны быть оформлены на бланках унифицированных форм. При их отсутствиидопускается представление документов иной формы, которые должны содержатьобязательные реквизиты.
По способу использования:
– разовые документыфиксируютединовременно в документе одну или несколько хозяйственных операций. Присоблюдении определённых требований, предъявляемых к документу, информация,содержащаяся в нём, служит основанием для составления бухгалтерской записи вучёте. К таким документам относятся приходные и расходные кассовые ордера,требования-накладные на отпуск (внутреннее перемещение) материалов и др.
— накопительныедокументыформируют информациюоб однородных хозяйственных операциях за определённый отрезок времени (день,декаду, месяц).
Их преимущество проявляется в сокращении первичныхучётных документов и усилении контроля за движением имущества и обязательств.Кроме того, значительно упрощается техника ведения бухгалтерского учёта.
Примером таких документов являются накопительныенаряды по начислению заработной платы рабочим массовых профессий, выполняющимежедневно одни и те же операции. Они, как правило, ведутся на бригаду изакрываются один-два раза в месяц.
При ежедневном отпуске однотипных материалов впроизводство в качестве накопительных документов применяются лимитно – заборныекарты.
По количеству учётных позиций:
— однопозиционные документыносят узко специализированный характер, ограничиваясьотражением операции движения одного наименования объекта учёта (например,операций по приходу и расходу товарно-материальных ценностей по одномуноменклатурному номеру).
— многопозиционные (многострочные). Если вдокументе представлены операции по отражению движения нескольких наименований,пусть даже в пределах одной группы (подгруппы). Примером таких документовявляются расчётно-платёжные ведомости, лимитно — заборные карты и др.
Многопозиционные документы находят в последнее времяширокое применение в практической учётной работе. Преимущество их – вуплотнении информации, поскольку справочные сведения по учитываемому объектузаносятся в такие документы один раз. Они более удобны в условиях внедренияавтоматизированного учёта.
По оформлению однородных операций:
— унифицированные документыэто типовые документы, утверждённыев установленном порядке и предназначенные для оформления однородных операций ворганизациях с различной формой собственности и различными отраслевыми особенностями.Среди унифицированных документов различают авансовые отчёты, платёжныепоручения и т.п. Они обязательны к применению всеми организациями, независимоот форм собственности, осуществляющими деятельность на территории РФ.
Автоматизация бухгалтерского учёта расширяетвозможности разработки и применения унифицированных первичных документов иэлектронных версий.
Унификация документов ведёт к упорядочениюдокументации. Она должна осуществляться одновременно со стандартизацией документов,т.е. разработкой одинаковых размеров их бланков. Это позволяет сократить расходбумаги на изготовление документов, упрощает их обработку и хранение.
— прочие документы, не вошедшие в указанныйперечень. К прочим документам принято относить документы накопительного характера:ведомость расчёта износа (амортизация основных средств, ведомость распределенияторговой наценки между проданными и не проданными товарами и пр.)
2. Понятие, классификация и оценкаматериалов. Документальное оформление и учет приобретения, заготовления ипрочего поступления материалов
2.1Понятие, классификация и оценка МПЗ (материально – производственных запасов)
Для осуществленияосновной деятельности помимо помещения и оборудования и других основных средствпредприятию необходимо иметь определенные производственные запасы.
Производственные запасы(сырье, материалы, топливо и др.), являясь предметами труда, обеспечиваютвместе со средствами труда и рабочей силы производственный процесс предприятия,в котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передается навновь созданный продукт.
В процессе производстваматериалы используются различно. Одни из них полностью потребляются впроизводственном процессе (сырье и материалы), другие — изменяют только своюформу (смазочные материалы, краски), третьи — входят в изделия без каких — либовнешних изменений (запасные части), четвертые — только способствуютизготовлению изделий.
К производственнымзапасам относятся:
· сырье и основные материалы;
· вспомогательные материалы;
· покупные полуфабрикаты;
· возвратные отходы;
· топливо;
· тара и тарные материалы;
· запасные части.
Сырье и основныематериалы — это те предметы, из которых изготавливают продукт. К сырью относятпродукцию добывающей промышленности (зерно, полезные ископаемые, скот, продуктыживотноводства и т.п.). К материалам относится продукция обрабатывающейпромышленности (ткань, мука, пластик и т.п.).
Вспомогательными называютматериалы, которые используют для воздействия на сырье и основные материалы,для придания продукции определенных потребительских свойств (пищевые красители,вкусовые добавки) или для обслуживания и ухода за орудиями труда (смазочныематериалы).
Покупные полуфабрикаты —это сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но неявляющиеся еще готовой продукцией, которые приобретаются у других предприятий иорганизаций. Их роль в производственном процессе идентична роли сырья иосновных материалов.
Возвратные отходыпроизводства — это остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе ихпереработки в готовую продукцию и утратившие полностью или частично потребительскиесвойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и т.п.).
Топливо подразделяется натехнологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) ихозяйственное (для отопления).
Тара и тарные материалы —предметы, используемые для упаковки и транспортировки, хранения различныхматериалов и продукции (мешки, ящики, бочки, коробки).
Запасные части служат длязамены износившихся деталей машин и механизмов.
Кроме того, материалыклассифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветныеметаллы, прокат, трубы и др. Оценкаматериальных запасов.
В соответствии с ПБУ 5/01материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету пофактической себестоимости.
Фактическойсебестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату,признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключениемналога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев,предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами наприобретение материально-производственных запасов могут быть:
· суммы, уплачиваемые в соответствии сдоговором поставщику (продавцу);
· суммы, уплачиваемые организациям заинформационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально— производственных запасов;
· таможенные пошлины и иные платежи;
· невозмещаемые налоги, уплачиваемые всвязи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
· вознаграждения, уплачиваемыепосреднической организации, через которую приобретеныматериально-производственные запасы;
· затраты по заготовке и доставкематериально-производственных запасов до места их использования, включая расходыпо страхованию;
· иные затраты, непосредственносвязанные с приобретением материально-производственных запасов.
Не включаются вфактические затраты на приобретение материально-производственных запасовобщехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда онинепосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.
Фактическая себестоимостьматериально-производственных запасов при их изготовлении силами организацииопределяется, исходя из фактических затрат, связанных с производством данныхзапасов. Учет и формирование затрат на производство материально-производственныхзапасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определениясебестоимости соответствующих видов продукции.
Фактическая себестоимостьматериально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный(складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки,согласованной учредителями (участниками) организации, если иное непредусмотрено законодательством Российской Федерации.
Фактическая себестоимостьматериально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно,определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия их к учету.
Фактическая себестоимостьматериально-производственных запасов, приобретенных по договорам,предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами,определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащихпередаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащихпередаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствахобычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
Фактическая себестоимостьматериально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскомуучету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательствомРоссийской Федерации и предусмотренных настоящим Положением.
Материально-производственныезапасы, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарелиили частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерскомбалансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она нижепервоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы вценах на финансовые результаты организации.
Готовясь к следующемугоду, организации выбирают способы оценки сырья и материалов при их списании впроизводство.
В соответствии с ПБУ 5/01при отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытииих оценка производится организацией (товаров, учитываемых по продажной(розничной) стоимости) одним из следующих методов:
· по себестоимости каждой единицы;
· по средней себестоимости;
· по себестоимости первых по времениприобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);
· по себестоимости последних по времениприобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО).
Применение одного изметодов по виду (группе) запасов производится в течение отчетного года.
Материально-производственныезапасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы,драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образомзаменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы такихзапасов.
Материально-производственныезапасы могут оцениваться организацией по средней себестоимости, котораяопределяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общейсебестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственноскладывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и попоступившим запасам в этом месяце.
Стоимость израсходованныхматериалов оценивается по формуле:
Р = Он + П — Ок, где
Р — стоимостьизрасходованных материалов;
Он и Ок — стоимостьначального и конечного остатков материалов;
П — стоимость поступившихматериалов.
Оценкаматериально-производственных запасов может производиться по себестоимостипервых по времени приобретения материально-производственных запасов (методФИФО).
При методе ФИФО (отанглийского «FIFO — first in — first out») применяется правило, заключенное вего английском названии:
первая партия в приход —первая партия в расход
Оценка запасов методомФИФО основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течениемесяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е.ресурсы, первыми поступающие в производство (в торговле — в продажу), должныбыть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетомсебестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого методаоценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца,производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, ав себестоимости продажи продукции (работ, услуг) учитывается себестоимостьранних по времени приобретений.
Оценка материально —производственных запасов может производиться организацией по себестоимостипоследних по времени приобретения материально — производственных запасов (методЛИФО).
При методе ЛИФО (отанглийского «LIFO — last in — first out») применяется другое правило:
последняя партия в приход— первая партия в расход
Оценка запасов методомЛИФО основана на допущении, что ресурсы, первыми поступающие в производство(продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательностиприобретения. При применении этого метода оценка материальных ресурсов,находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактическойсебестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости продажипродукции (работ, услуг) учитывается себестоимость поздних по времениприобретения.
Организация можетприменять в течение отчетного года как элемент учетной политики один методоценки по каждому отдельному виду (группе) материально-производственныхзапасов.
Оценкаматериально-производственных запасов на конец отчетного периода (кроме малоценныхи быстроизнашивающихся предметов и товаров, учитываемых по продажной(розничной) стоимости) производится в зависимости от принятого метода оценкизапасов при их выбытии, то есть по себестоимости каждой единицы запасов,средней себестоимости, себестоимости первых или последних по времениприобретений.
Методические указания поучету МПЗ добавили к четырем способам оценки еще три. Так, они предлагают дваварианта применения способов оценки по средней себестоимости, по себестоимостипервых по времени приобретения материально-производственных запасов (ФИФО), постоимости последних по времени приобретения материально-производственныхзапасов (ЛИФО).
2.2 Документное оформление и учет приобретения, заготовленияи прочего поступления материалов
Указанные классификациипроизводственных запасов используют для построения синтетического ианалитического учета, а также составления государственного статистическогонаблюдения (отчета) об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов впроизводственно-эксплутационной деятельности.
Основная часть материаловиспользуется в производстве. Материалы могут приобретаться за плату, вноситьсяв уставный капитал, по договору мены, безвозмездно.
Синтетический учетматериалов ведется на активном счете 10 «Материалы». Поступление материаловотражается по дебету счета 10, а выбытие или расход материалов – по кредитусчета 10.
Дт 10 Кт 60 – поступилиматериалы от поставщиков;
Дт 10 Кт 75 – поступилиматериалы от учредителей в качестве вклада в уставный капитал;
Дт 10 Кт 98 – поступилиматериалы безвозмездно.
По материалам,поступившим безвозмездно, при списании их в производство делается запись:
Дт 20 Кт 10 –израсходованы материалы в производстве;
Дт 98 Кт 91 – суммаизрасходованных безвозмездно полученных материалов отражена в составе прочихдоходов;
Дт 91 Кт 99 – суммапрочих доходов отнесена на финансовый результат.
Если организацияучитывает материалы по учетным ценам, то применяются счета 15 «Заготовление иприобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальныхценностей».
За учетную цену могутприменяться цена, которая сложилась в предшествующем периоде или фактическаяцена.
В бухгалтерском учетебудет сделаны следующие записи:
Дт 15 Кт 60 – отраженастоимость материалов в сумме, указанной в платежных документах без учета НДС;
Дт 19 Кт 60 – отраженначисленный НДС;
Дт 10 Кт 15 – поступилина склад материалы по учетным ценам;
Дт 16 Кт 15 – отраженоотклонение фактической себестоимости материалов от учетной цены.
Учет производственныхзапасов регламентируется Положением о бухгалтерском учетематериально-производственных запасов, утвержденным приказом Минфина РФ от09.06.01 №44н (ПБУ 5/01).
Для успешного выполнениязадач, стоящих перед бухгалтерским учетом материалов, необходимо:
· иметь номенклатуру— ценник;
· установить четкуюсистему документации и документооборота;
· проводить вустановленном порядке инвентаризацию и контрольные выборочные проверки остатковматериалов, своевременно отражать в учете их результаты.
Внутри каждой изперечисленных групп производственные запасы подразделяют на виды, сорта, марки,типоразмеры.
Для правильнойорганизации учета материалов на предприятиях разрабатываетсяноменклатура-ценник.
Номенклатура —систематизированный перечень наименований материалов, полуфабрикатов, запасныхчастей, топлива и других материальных ценностей, используемых на данномпредприятии. Номенклатура материальных ценностей должна содержать следующиеданные о каждом материале: технически правильное наименование (в соответствии собщесоюзными стандартами — ГОСТ); полную характеристику (марка, сорт, размер,единица измерения и пр.); номенклатурный номер — условное обозначение,заменяющее по существу перечисленные признаки. Если же в номенклатуре указанаучетная цена каждого вида материалов, то она называется номенклатурой-ценником.
Впоследствии при выпискекаждого документа по движению материалов в нем указывается не тольконаименование материала, но и его номенклатурный номер, что позволяет избежатьошибок и при записях в складском и бухгалтерском учете материалов.
Требования к учету МПЗ
Основными требованиями,предъявляемыми к бухгалтерскому учету материально — производственных запасовявляются:
1. Сплошное,непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) иналичия запасов.
2. По общему правилувсе операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасовдолжны оформляться первичными учетными документами
3. Учет количества иоценка запасов;
4. Оперативность(своевременность) учета запасов;
5. Достоверность;
6. Соответствиесинтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (пооборотам и остаткам);
7. Соответствиеданных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделенияхорганизации данным бухгалтерского учета.
В соответствии с п.8Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119нприменение организациями программных продуктов по учету запасов должнообеспечить получение необходимой информации на бумажных носителях, включаяпоказатели, содержащиеся в регистрах бухгалтерского учета, внутреннейотчетности организации и других документах.
При построении учетаматериальных запасов следует учитывать необходимые предпосылки действенногоконтроля за сохранностью запасов, которые предусмотрены п.9 Методическихуказаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н:
· наличие должным образом оборудованныхскладов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасовоткрытого хранения);
· размещение запасов по секциям складов,а внутри их по отдельным группам и типо — сорто — размерам (в штабелях,стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможностьих быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого видазапасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;
· оснащение мест хранения запасоввесовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;
· применение централизованной доставкиматериалов со складов организации в цеха (подразделения) по согласованнымграфикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочныхучастков непосредственно на объекты строительства по комплектовочнымведомостям; сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;
· организация там, где это необходимо ицелесообразно, участков централизованного раскроя материалов;
· определение перечня центральных(базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетнымиединицами;
· установление порядка нормированиярасхода запасов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпускематериалов в подразделения организации);
· установление порядка формированияучетных цен на запасы и порядка их пересмотра;
· определение круга лиц, ответственныхза приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов идр.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также засохранность вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленномпорядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещениематериально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтероморганизации;
В организации должен бытьустановлен контроль за поступлением материалов (за отгрузкой поставщиками), атакже за производством расчетов с поставщиками и покупателями (п.56Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).Контроль за своевременным оприходованием прибывших грузов осуществляетсясогласно решению руководителя организации соответствующими подразделениями(службой снабжения, бухгалтерской службой и т.п.) и (или) должностными лицами(п.56 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 №119н).
· определениеперечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы наполучение и отпуск со складов запасов, а также выдавать разрешения (пропуска)на вывоз запасов со складов и иных мест хранения организации;
· наличие спискалиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителеморганизации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываютсядолжность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций,по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).
Единица бухгалтерскогоучета материально — производственных запасов выбирается организациейсамостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной идостоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за ихналичием и движением. В зависимости от характера материально — производственныхзапасов, порядка их приобретения и использования единицей материально — производственных запасов может быть:
· номенклатурныйномер,
· партия,
· однородная группаи т.п..2.3 Первичные документы по учетуматериалов
Учет производственныхзапасов осуществляется на основании следующих первичных документов: приходногоордера, доверенности, акта о приемке материалов, лимитно-заборной карты,требований, накладной на внутреннее перемещение, накладной на отпускматериалов, карточки складского учета материалов, ведомости учета остатковматериалов на складе.
Унифицированные первичныеучетные документы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 № 71а«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учетутруда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов,малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальномстроительстве».
Доверенность (формы № М-2и № М-2а) применяются для оформления права лица выступать в качестведоверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемыхпоставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.
Форму № М-2а применяюторганизации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носитмассовый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованноми прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.
Приходный ордер (форма №М-4) применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или изпереработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материальноответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордердолжен выписываться на фактически принятое количество ценностей.
Письмом Минфина России от29.10.2002 № 16-00-14/414 разъясняется порядок оформления поступающихматериалов.
В соответствии с Методическимиуказаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов,утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, вместо приходногоордера (типовая межотраслевая форма № М-4 утверждена постановлением ГоскомстатаРоссии от 30.10.97 № 71а) приемка и оприходование материалов может оформлятьсяпроставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, воттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такойштамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов поприемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политикеорганизации.
Акт о приемке материалов(форма № М-7) применяется для оформления приемки материальных ценностей,имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение поассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляетсятакже при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическимоснованием для предъявления претензии поставщику, отправителю (см. Приложение№2).
Лимитно-заборная карта(форма № М-8) применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформленияотпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, атакже для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпускаматериалов на производственные нужды и является оправдательным документом длясписания материальных ценностей со склада (см. Приложение №3).
Для сокращения количествапервичных документов там, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпускматериалов непосредственно в карточках учета материалов (форма № М-17) (см.Приложение №4). В этом случае расходные документы на отпуск материалов неоформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт,выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих значения бухгалтерскихдокументов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представительструктурного подразделения при получении материалов расписываетсянепосредственно в карточках учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписываетсякладовщик.
По лимитно-заборной картеведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). Приэтом никаких дополнительных документов не составляется.
Сверхлимитный отпускматериалов и замена одних видов материалов другими допускается только поразрешению руководителя организации, главного инженера или лиц, на этоуполномоченных.
Изменение лимитапроизводится теми же лицами, которым предоставлено право его установления.
Требование — накладная(форма № М-11) применяется для учета движения материальных ценностей внутриорганизации между структурными подразделениями или материально ответственнымилицами (см. Приложение №5).
Накладная на отпускматериалов на сторону (форма № М-15) применяется для учета отпуска материальныхценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами еетерритории, или сторонним организациям, на основании договоров и другихдокументов (см. Приложение №6).
Карточка учета материалов(форма № М-17) применяется для учета движения материалов на складе по каждомусорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала иведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом).Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов вдень совершения операции.
Акт об оприходованииматериальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений(форма № М-35), применяется для оформления оприходования материальныхценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодныхдля использования при производстве работ.
Карточка учета малоценныхи быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-2) применяется для учетамалоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных под расписку работникудля длительного пользования.
Акт выбытия малоценных ибыстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-4) применяется для оформленияполомки и утери малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Акты выбытия впоследствииприкладываются к актам на списание (форма № МБ-8).
Ведомость учета выдачиспецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (форма № МБ-7)применяется для учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительныхприспособлений работникам в индивидуальное пользование. (Применяется приавтоматизированной обработке учетных данных.)
Акт на списаниемалоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-8) применяется дляоформления списания изношенных и непригодных для дальнейшего использованиямалоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Жизненный циклпроизводственных запасов на предприятии состоит из трех этапов: поступление —выдача в производство — возврат из него.
В этой связи в учетепроизводственных запасов выделяются следующие группы учетных операций:
· учет поступления
· учет отпуска впроизводство и возврата из него
Учет материальныхресурсов на любом производственном предприятии возложен на материальноответственное лицо или бригаду материально ответственных лиц. Материальноответственным лицом может быть как заведующий складом, так и любой другой работник,достигший 18-летнего возраста, с которым заключен договор о полной материальнойответственности. Перечень лиц, с которыми можно заключать договор о полнойматериальной ответственности и типовой договор о полной индивидуальнойматериальной ответственности, утвержден постановлением Госкомтруда СССР иСекретариата ВЦСПС от 28.12.77г. № 447/24 «Об утверждении Перечня должностей иработ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием,учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полнойматериальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданныхим для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения впроцессе производства, а также типового договора о полной индивидуальнойматериальной ответственности».
Если численностьработников Вашего предприятия невелика и номенклатура производственных запасовнебольшая, можно не содержать штатных складских работников, а их функции поприемке и отпуску материалов, обеспечению сохранности производственных запасоввозложить на работников, чья деятельность непосредственно связана сиспользованием материалов в порядке совмещения.
С этими работникаминеобходимо заключить договор о полной материальной ответственности. По мерепоступления материалы закрепляются за материально ответственным лицом.
3. Практическоезадание№п/п Наименование хозяйственные операции Дебет Кредит 1 Получены в кассу с расчетного счета в банке по чеку денежные средства 50 51 2 Объект основных средств введен в эксплуатацию 01 08 3 Выдано из кассы работнику под отчет на командировочные расходы 71 50 4 Начислена амортизация нематериального актива 26 05 5 Выдано из кассы пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет 70 50 6 Поступили на расчетный счет денежные средства, внесенные в качестве вклада в уставный капитал 51 75 7 Выдано под отчет на приобретение канцелярских товаров 71 50 8 Создан резервный капитал за счет средств нераспределенной прибыли 84 82 9 Внесена в кассу задолженность от покупателя за полученную ранее продукцию в, том числе НДС 50 62 10 Перечислено с расчетного счета по платежному поручению поставщику 60 51 11
Поступили на склад материалы от поставщика:
стоимость материалов
НДС 10 60 12 Выдана из кассы заработная плата 70 50 13 Приобретенный актив принят к учету в качестве нематериального актива 04 08 14 Отпущены со склада и израсходованы материалы для производства продукции 20 10 15 Начислена заработная плата работникам управленческого персонала 26 70 16 Поступили на расчетный счет денежные средства от покупателей 51 62 17 Отражены расходы по оплате освещения, отопления и водоснабжения производственного цеха 25 60 18 Оприходована на склад из производства готовая продукция 43 20 19 Удержан из заработной платы налог на доходы физических лиц 70 68 20 Отражена покупная стоимость приобретенного объекта основных средств 08 60 21 Выданы из кассы алименты 76 50 22 Поступили основные средства от учредителей 08 75 23 Начислен единый социальный налог на заработную плату рабочих основного производства 20 69 24 При инвентаризации материалов обнаружена недостача 94 10 25 Отражена выручка от продажи продукции 62 90 26 Внесен в кассу остаток неиспользованной подотчетной суммы 50 71 27 Отражена величина уставного капитала на сумму вкладов участников 75 80 28 Получены на склад материалы безвозмездно по договору дарения 10 98 29 Начислена заработная плата работникам коммерческой службы 44 70 30 Отражены расходы по государственной регистрации приобретенного здания склада 08 60 31 Списана стоимость материалов, реализованных на сторону 91 10 32 Отражена выручка от продажи объекта основных средств 62 91 33 Создан добавочный капитал за счет увеличения стоимости основных средств в результате переоценки 01 83 34 Отражена чистая прибыль организации 84 99 35 Получены на расчетный счет денежные средства по краткосрочному кредиту 51 66