Курсовая работа
Основы бухгалтерскойотчетности
Оглавление
Введение
1. Сущность бухгалтерскойфинансовой отчетности
1.1 Понятие и значениебухгалтерской отчетности
1.2 Виды бухгалтерскойотчетности
1.3 Пользователибухгалтерской отчетности
2. Правовая базабухгалтерской отчетности
2.1 Состав и срокипредоставления бухгалтерской отчетности
2.2 Содержаниебухгалтерской отчетности
2.3 Требования,предъявляемые к бухгалтерской отчетности
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
В условиях рыночной экономики и перехода к ней предприятие – этосамостоятельный элемент экономической системы, которое взаимодействует спартнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала идругими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. Всвязи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е.разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулированияфинансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегическихцелей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия,в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиесяв процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результатыуправления проявляются в денежных потоках (величине и сроках), протекающихмежду предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесуи другими агентами рынка.
Базой для принятия управленческих решений на предприятииявляется информация экономического характера. Сам процесс принятия решенийможно разделить на три этапа: планирование и прогнозирование, оперативноеуправление, контроль (финансовый анализ) деятельности предприятия. Решенияпринимает не только администрация организации, но и другие внешние пользователиэкономической информации (заинтересованные стороны, находящиеся за пределамифирмы и нуждающиеся в информации для принятия решений в отношении данногопредприятия). Внутренние пользователи оперируют учетной информацией, внешние — данными финансовой отчетности организации. И те, и другие данные формируются впроцессе бухгалтерского учета предприятия.
Одним изважнейших методологических документов в области бухгалтерского учета являетсяПоложение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в которомсформулированы важнейшие принципы учета в организациях. Положение побухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»,утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. №43н, устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерскойотчетности организаций. С расширением круга лиц, заинтересованных в полной идостоверной информации об имущественном и финансовом положении организации,происходит переосмысление роли и значения бухгалтерской отчетности, изменяютсяподходы к ее составлению. В последнее время потенциальные пользователи всеболее заинтересованы в расширении состава и совершенствовании содержанияпредставляемой организациями бухгалтерской отчетности. Это вызвано в основномнедостаточной информационной насыщенностью формируемой бухгалтерской отчетностиу большинства организаций, отсутствием в ней определенных показателей и данных.В результате на нормативном уровне происходят соответствующие изменения. Поэтому,составляя отчетность, бухгалтер должен четко представлять себе, какие измененияпроизошли в бухгалтерском учете и налогообложении и как они отразятся наотчетности. Но просто грамотно составить отчетность недостаточно.
Чтобы выжитьв условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужнохорошо знать, как управлять финансовыми ресурсами, какой должна быть структуракапитала по составу и источникам образования, какую долю должны заниматьсобственные средства, а какую заемные. Следует знать и такие понятия рыночнойэкономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность,кредитоспособность, степень риска, эффект финансового рычага и другие, а такжеметодику их анализа. Информация о хозяйственных операциях, произведенныхэкономическим субъектом за определенный период времени, обобщается всоответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде вбухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информациинеобходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостьюуточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курсафинансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
Цельюкурсовой работы является изучение темы «Основы бухгалтерской отчетности». Входе реализации поставленной цели решаются следующие основные задачи:
· рассмотретьсущность бухгалтерской отчетности, т.е. понятие, значение, виды и пользователейбухгалтерской отчетности;
· изучитьсостав, сроки и требования, предъявляемые к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
1. Сущностьбухгалтерской финансовой отчетности
1.1 Понятие и значениебухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность — это единая система учетных данныхоб имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственнойдеятельности, представляемая на основе данных бухгалтерского учета поустановленным формам. Из этого определения следует, что данные, отраженные вбухгалтерской отчетности по существу представляют особый вид учетных записей,являющихся извлечением из текущего учета итоговых данных о состоянии ирезультатах деятельности организации (хозяйствующего субъекта) за определенныйпериод. Система учетных данных (показатели), составляющих бухгалтерскуюотчетность, должна выводиться непосредственно из счетов Главной книги — важнейшего регистра системы бухгалтерского учета. При этом бухгалтерский баланспредставляет собой перечень сальдо счетов этой книги, а отчет о прибылях иубытках — перечень оборотов результатных счетов (до их закрытия) этой же книги.Таким образом, совокупность учетных показателей, из которых состоитбухгалтерский отчет, формируется прямо или косвенно из счетов Главной книги.Следовательно, отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах не могутотражать таких хозяйственных оборотов, которых не было в текущих учетныхзаписях. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом ибухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что формируемые в учетеитоговые данные переходят в соответствующие отчетные формы в видесинтезированных итоговых показателей.
Бухгалтерскийучет является важнейшим звеном современной системы управления деятельностьюхозяйствующего субъекта (организации). Он осуществляет информационноеобеспечение субъекта управления о финансово-хозяйственной деятельности. По егоданным определяют результаты деятельности, как самой организации, так и ееподразделений, осуществляя повседневный контроль рациональным использованиемимеющихся ресурсов, составом, структурой и способах формирования финансовыхрезультатов[1]. Дляхарактеристики и изучения итогов финансово-хозяйственной деятельностиорганизации за отчетный период, данные бухгалтерского учета обобщаются исистематизируются в отчетности. Поэтому отчетность представляет собойсовокупность показателей, характеризующих состояние и результаты деятельностиорганизации за истекший период, обобщенных в определенном порядке ипоследовательности. Составление отчетности является завершающим этапом учетногопроцесса. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системеэкономической информации. Она, как часть системы учета и отчетности, интегрируетинформацию всех видов учета (бухгалтерского, статистического, оперативного),обеспечивает связь и сопоставление плановых, нормативных и учетных данных,представленных в виде таблиц. Как источник информации о деятельностиорганизации отчетность используется внутренними пользователями для управленияэкономикой организации и принятия необходимых мер по ее развитию[2].Тщательное изучение и показателей отчетности дают возможность выявлятьпотребности в финансовых ресурсах, оценивать правильность и эффективностьпринятых инвестиционных решений, определять основные направления политикидивидендов, осуществлять прогнозные расчеты финансовых показателей предстоящихотчетных периодов и так далее.
Обобщеннаяинформация о деятельности организации используется и различнымизаинтересованными внешними пользователями для принятия определенных деловыхрешений в части доверия к организации как к партнеру и целесообразности веденияв ней дел, определения условий кредитования и возможности возврата кредита,оценки ее способности выплачивать дивиденды, проверки правильности расчетовналогов и так далее.
Таким образом, бухгалтерская отчетность служит инструментомпланирования и контроля достижения экономических целей предприятия, которыеможно свести к двум важнейшим экономическим побуждениям предпринимательства[3].Каждый человек — предприниматель, занятый коммерческой деятельностью, хотел бызарабатывать деньги, то есть получать прибыль и одновременно сохранить свойисточник дохода. Эти две важнейшие экономические цели предпринимательства — цель зарабатывания (получения прибыли) и цель сохранения собственного капитала- на практике могут иметь различную степень важности в зависимости отпредпочтения собственников капитала. Если для собственника капитала сиюминутныйдоход важнее долговременной работы предприятия (организации), он будетстараться получить прибыль как можно быстрее, чтобы изъять ее из предприятия.Извлеченный таким образом прирост (прибыль) на собственный капитале уже неокажется в будущем в распоряжении предприятия. Изъятие собственного капиталаозначает, что устойчивости предприятия и цели сохранения собственного капиталапридается меньше значения, чем цели зарабатывания (получения дохода). Отсюдавозникает необходимость постоянного информационного отслеживания этих двухцелей с помощью бухгалтерской отчетности — важного инструмента рыночныхотношений.
1.2Виды бухгалтерской отчетности
Отчетность является основным источником информации одеятельности любой организации. В зависимости от пользователей отчетностьюридических лиц подразделяется на три вида[4]:
1) бухгалтерскаяотчетностьпредставляет собой единую систему показателей, полученных на основе данныхбухгалтерского учета, правила формирования показателей установлены Положениямипо бухгалтерскому учету, которые утверждает Министерство финансов Российской Федерации.Эта отчетность является публичной (т.е. доступной для всех заинтересованныхлиц);
2) налоговаяотчетность основана на данных налогового учета, составляется и представляется всоответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Эта отчетностьсоставляется в форме деклараций по видам платежей. При этом часть отчетных формсоставляется по данным бухгалтерского учета, а некоторые отчетные формысоставляются по данным налогового учета, часто ведущегося параллельно сбухгалтерским учетом. Параллельное ведение налогового учета ведет к увеличениюзатрат на составление налоговой отчетности. Снижение затрат на составлениеналоговой отчетности может быть достигнуто путем формирования ее показателей наоснове информации, содержащейся в бухгалтерском учете, скорректированной поправилам налогового законодательства. Данные налоговой отчетности могутявляться коммерческой тайной для всех пользователей, кроме налоговых инспекций;
3) статистическаяотчетность характеризует отдельные экономические показателифинансово-хозяйственной деятельности организации и составляется по даннымоперативного и бухгалтерского учета. Формируется по правилам, установленнымГоскомстатом Российской Федерации (Росстатом), предназначена для сбора иобработки информации о массовых социально-экономических явлениях и не являетсяпубличной (данные могут представлять коммерческую тайну).
Кроме того,организации могут представлять специализированную отчетность в Федеральнуюкомиссию по рынку ценных бумаг (эмитенты ценных бумаг, например акционерныеобщества), в комитеты по управлению федеральным и муниципальным имуществом(унитарные предприятия) и т.д. Однако бухгалтерская отчетность представляетсявсем пользователям – и в налоговые органы, и в комитет государственнойстатистики и в ФКЦБ, и в комитеты по управлению государственным имуществом.
Бухгалтерскуюотчетность классифицируют по различным признакам[5]:
1. Взависимости от назначения отчетность может быть:
· внутренняя(управленческая) – для руководителей различных уровней управления, составляетсяпо правилам и в сроки, установленные руководством хозяйствующего субъекта;
· внешняя(финансовая) – для внешних пользователей (инвесторов, кредиторов, налоговыхслужб и т.д.), формируется по правилам, установленным государством.
2. Взависимости от периода составления отчетность может быть:
· промежуточная– составляется нарастающим итогом с начала года (квартал, полугодие, 9месяцев);
· годовая– содержит итоговые показатели деятельности организации за календарный год.
3. По степенидетализации различают отчетность:
· общую– характеризует хозяйственную деятельность всей организации;
· специальную– раскрывает информацию об отдельных направлениях деятельности организации(материально-техническое снабжение, состояние расчетов с дебиторами иликредиторами, продажи по регионам или видам продукции, работ, услуг и т.п.)
4. По степениобобщения отчетность подразделяется:
· единичная– охватывает показатели отдельной организации, подразделения, выделенного наотдельный баланс;
· сводная– раскрывает объединенные показатели юридического лица, включая филиалы иподразделения, выделенные на отдельный баланс;
· консолидированная– раскрывает информацию о группе взаимосвязанных организаций, каждая из которыхможет быть самостоятельным юридическим лицом (холдинг, финансово-промышленнаягруппа и т.п.).
1.3 Пользователибухгалтерской отчетности
Необходимостьсоставления бухгалтерской отчетности обусловлена принципом непрерывностидеятельности организации. Поэтому для целей анализа, контроля, налогообложения,а также для принятия управленческих решений необходимо периодически иметьсводные данные об имущественном положении организации и финансовых результатахее деятельности. Кроме того, такое обобщение информации диктуется интересамисобственников. Все это приводит к необходимости составления бухгалтерскойотчетности[6].
Получаемые врезультате обработки входящей информации показатели деятельности организацииявляются необходимой базой для принятия решений лицами, осуществляющимиуправление как непосредственно данным предприятием, так и иными связанными сним юридическими и физическими лицами, государством и его органами. Такимобразом возникает круг пользователей бухгалтерской отчетности.
Пользовательбухгалтерской отчетности согласно п.4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетностьорганизации» — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информацииоб организации.
Каждая группапользователей предъявляет свои требования к отчетности, поскольку на основеотчетной информации принимаются различные решения в отношении организации,поэтому важно классифицировать пользователей по различным признакам[7]:
1. Поотношению к хозяйствующему субъекту различают:
· внутренниепользователи – это физические лица, сотрудники предприятия, которыеосуществляют свою деятельность в рамках данного экономического субъекта ипринимают решения на основе информации о деятельности данного предприятия. Кним, в частности, относятся администрация, менеджеры (по различным направлениямдеятельности и различным проектам), сотрудники и т.д.;
· внешниепользователи – это физические и юридические лица, обособленные по отношению кданному предприятию, но в своей деятельности применяющие информацию о данномпредприятии.
В свою очередьвнешние пользователи могут классифицироваться на:
а) заинтересованныелица – это внешние пользователи, принимаемые решения которых зависят отпоказателей деятельности предприятия. К таким пользователям могут быть отнесеныучредители, собственники, займодавцы, кредиторы, акционеры, инвесторы,покупатели и заказчики, налоговые органы;
б) незаинтересованныелица — внешние пользователи, принимаемые, принимаемые решения которых независят от показателей деятельности предприятия. К ним могут быть отнесеныстатистические органы, биржи, общественные организации, консалтинговыеорганизации, аудиторские организации, правительство и его органы.
2. Покритерию страновой принадлежности пользователей можно разделить на:
· отечественные;
· зарубежные– ориентированы на правила составления финансовой отчетности, используемые в ихстранах или на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
3. Взависимости от финансового интереса различают:
· пользователейс прямым финансовым интересом (учредители, инвесторы, подрядчики и т.д.);
· скосвенным финансовым интересом (налоговые органы, банки, страховые компании,поставщики и покупатели и т.д.);
· безфинансового интереса (общественность, органы статистики, средства массовойинформации и т.п.).
4. Взависимости от типа организации можно выделить:
· пользователей,имеющих интересы на международных рынках;
· крупныеи средние организации, имеющие целью повышение своей инвестиционнойпривлекательности;
· малыеорганизации, а также крупные и средние организации, не заинтересованные враскрытии достоверной информации о себе.
5. Взависимости от соотношения целей пользователей и целей организации:
· преимущественныепользователи – имеют самые сильные факторы воздействия на отчитывающуюсяорганизацию: финансовый интерес; непосредственный контроль, обеспеченныйсистемой санкций; общественное мнение (например, государственные контролирующиеорганы);
· прочиепользователи.
6. Покритерию частоты обращения к отчетности пользователи могут быть:
· реальные– чаще обращаются к финансовой отчетности и предъявляют к ней свои требования,учитываемые при составлении отчетности (т.е. постоянно пользуются даннымибухгалтерского учета);
· потенциальные– т.е. могут воспользоваться данными бухгалтерского учета. В зависимости отсилы потребности в бухгалтерской информации эти пользователи превращаются вреальных.
2. Правоваябаза бухгалтерской отчетности
2.1Состав и сроки предоставления бухгалтерской отчетности
В соответствии с действующим порядком под отчетным периодомпонимается период, за который организация должна составлять бухгалтерскуюотчетность. Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц,квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного периода. Отчетным годом длявсех организаций считается календарный год — с первого января по 31 декабрявключительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций являетсяпериод с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно, а дляорганизаций, созданных после 01 октября, разрешается считать первым отчетнымпериод с даты их регистрации по 31 декабря следующего года. При этом месячная иквартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.
Организации, имеющие дочерние общества, составляют ипредставляют, помимо собственного бухгалтерского отчета, такжеконсолидированную (сводную) отчетность, включающую отчеты своих дочернихобществ. Организации, имеющие филиалы, представительства и иные подразделения,в том числе выделенные на отдельные балансы, включают показатели деятельностифилиалов, представительств и иных подразделений в показатели форм своейбухгалтерской отчетности.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датойсчитается последний календарный день отчетного периода.
Бухгалтерская отчетность организации состоит из промежуточнойи годовой бухгалтерской отчетности[8].
В составпромежуточной отчетности включаются:
— бухгалтерский баланс (ф.1), содержащий показатели, характеризующие величину исостав активов, и источники их формирования (пассив) на отчетную дату. Этоединый баланс организации, в котором отражаются операции по всем видамдеятельности, осуществляемым ею;
— отчет оприбылях и убытках (ф.2), где приводятся данные по формированию финансовыхрезультатов.
В составгодовой бухгалтерской отчетности включаются:
— бухгалтерский баланс (ф.1);
— отчет о прибыляхи убытках (ф.2);
— пояснения кбухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
При этом всостав указанных пояснений включаются:
— отчет обизменении капитала (ф.3);
— отчет одвижении денежных средств (ф.4);
— приложениек бухгалтерскому балансу (ф.5);
— пояснительная записка;
— аудиторскоезаключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации,если она в соответствии с Федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Кроме того,для некоммерческих организаций предусмотрена специальная отчетная форма – отчето целевом использовании полученных средств (ф.6).
Заорганизацию бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетностивнешним пользователям несет ответственность руководитель организации[9].Для ведения бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности онможет:
1) создатьспециальное структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
2)самостоятельно вести бухгалтерский учет;
3) заключитьдоговор с организацией, которая осуществляет деятельность по оказанию услуг вобласти бухгалтерского учета, или специалистом.
Бухгалтерскаяотчетность утверждается в порядке, установленном законодательно и указанном вучредительных документах организации. При этом бухгалтерская отчетностьподписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Еслибухгалтерский учет ведет специализированная организация, то бухгалтерскуюотчетность подписывает руководитель этой организации или специалист, ведущийбухгалтерский учет и составляющий отчетность.
Всоответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «Обухгалтерском учете» утвержденная в установленном порядке бухгалтерскаяотчетность представляется: учредителям, участникам, собственникам,территориальным органам статистики. Другим пользователям, в частности банкам,органам исполнительной власти, бухгалтерская отчетность представляется всоответствии с законодательством РФ. Кроме того, согласно Налоговому кодексу РФбухгалтерская отчетность представляется по требованию в налоговые органы.
Данные вступительногобаланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса запредыдущий год. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетногогода, причины следует объяснить в пояснительной записке. Организация,передающая и приобретающая (получающая) новые подразделения не по состоянию на1 января отчетного года, в пояснительной записке приводит объяснениянесоответствия данных баланса на начало и конец отчетного периода.
Измерениепоказателей в отчетных формах осуществляется в валюте РФ. При этом показатели вбухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков.Организации, имеющие существенные обороты продаж и обязательств, в соответствиис действующим нормативным регулированием имеют право отражать показатели вмиллионах рублей без десятичных знаков.
В формахбухгалтерской отчетности приводятся все предусмотренные в них показатели. Вслучае не заполнения той или иной статьи (строки, графы) ввиду отсутствия уорганизации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка,графа) прочеркивается.
По каждомучисловому показателю, представленному в отчетных формах, данные должны бытьприведены за два периода: отчетный и предшествующий год. Если в учетнуюполитику были внесены изменения, то показатели за предшествующий период должныбыть приведены в соответствие с показателями за отчетный период. Кроме того,показатели статей отчетности, в которые включены данные активно-пассивныхсчетов, приводятся в развернутом виде.
Если присоставлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных дляформирования полного представления об имущественном и финансовом положенииорганизации, а также финансовых результатов ее деятельности, то в бухгалтерскуюотчетность организации могут включаться соответствующие дополнительныепоказатели. Записи в формах отчетности производятся чернилами или шариковойручкой, либо могут быть напечатаны.
Печатьорганизации проставляется лишь на формах отчетности в которых это предусмотренотиповой формой бланка отчетности. В остальных случаях печать организации непроставляется.
Вбухгалтерских отчетах и балансах не должно быть никаких подчисток и помарок. Вслучае исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которыеподтверждают лица, подписавшие отчет и баланс, с указанием даты исправления.
Статьибухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждатьсярезультатами инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которая должнабыть проведена в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризацииимущества и финансовых обязательств. В частности, до составления годовогоотчета должна быть проведена инвентаризация основных средств (согласно учетнойполитики организации), нематериальных активов, финансовых вложений,товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, расходов будущихпериодов, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности,расчетов, резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов. Результатыинвентаризации должны быть оформлены в соответствии с требованиями Методическихуказаний по инвентаризации.
Организацияпредставляет годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 01 апреля следующегогода за отчетным, а квартальную – не позднее 30 дней по окончании отчетногопериода. Участники (учредители) предприятия устанавливают в пределах указанныхсроков конкретную дату представления бухгалтерской отчетности. Годоваябухгалтерская отчетность, утвержденная в установленном порядке, представляетсяв течение 90 дней после окончания отчетного года. Бухгалтерская отчетностьможет быть представлена пользователям только после ее утверждения вустановленном порядке.
Годоваябухгалтерская отчетность должна представляться в отдельной папке всброшюрованном виде.
В акционерныхобществах бухгалтерская отчетность утверждается собранием акционеров. Собраниеакционеров должно быть проведено не ранее 60 дней и не позднее 180 дней послеокончания отчетного года. Поэтому годовая бухгалтерская отчетность акционерногообщества может быть представлена пользователям не ранее 60 дней и не позднее180 дней после окончания отчетного года.
Соответствующемуадресату бухгалтерская отчетность может быть сдана либо путем непосредственноговручения, либо отправлена по почте. При этом согласно действующим правиламбухгалтерская отчетность должна прилагаться к сопроводительному письму, котороеоформляется с обязательным указанием:
— адреса,куда направляется письмо;
— исходящегономера и даты отправления;
— краткойинформации об объекте отправления, а именно: что отправляется (годовая илипромежуточная отчетность), период, за который составлена отчетность, переченьформ отчетности.
Датойпредставления бухгалтерской отчетности для одногороднего предприятия считаетсядень фактической передачи ее по принадлежности, а для иногороднего – дата ееотправления, обозначенная на штемпеле почтового предприятия. В случаях, когдадата представления отчетности совпадает с выходным (нерабочим) днем, срокпредставления отчетности переносится на следующий за ним рабочий день.
2.2Содержание бухгалтерской отчетности
Бухгалтерский баланс(форма № 1)/> служит основным источником информации дляобширного круга пользователей. Информация, содержащаяся в бухгалтерскомбалансе, используется в анализе хозяйственной деятельности, прежде всего в анализефинансовых результатов деятельности, финансового положения организации, ееликвидности. Кроме того, бухгалтерский баланс отражает информацию о системефинансовых и расчетных взаимоотношений организации, по данным которой можносудить о возможности погашения обязательств или грядущих финансовыхзатруднениях. В основу любого бухгалтерского баланса положено основноеуравнение бухгалтерского учета, показывающее взаимосвязь между активами,обязательствами организации (пассивами) и собственным капиталом. Иначе говоря,актив баланса характеризует имущество организации с точки зрения его состава иразмещения, а пассив баланса — с точки зрения источников его формированияи целевого назначения. Поскольку в активе и пассиве баланса отражается одно ито же имущество в различных его группировках, то общие итоги (валюта) балансапо активу и пассиву должны быть равны[10].
Современная форма бухгалтерского баланса представляет собойтак называемый баланс-нетто/>, позволяющий информировать пользователей о стоимости чистыхактивов для оценки степени ликвидности организаций отдельныхорганизационно-правовых форм, так как стоимость имущества показывается вбалансе за вычетом амортизации основных средств, нематериальных активов,доходных вложений в материальные ценности (т.е. в нетто-оценке — поостаточной стоимости), за вычетом торговой наценки по товарам и т.д., а прибыльв балансе показывается в размере нераспределенной прибыли. Это означает, чтобаланс не содержит регулирующих статей. Поэтому баланс позволяет рассчитатьстоимость чистых активов организации.
С целью контроля и анализа финансового положения организациии изменения его за период с начала года все статьи баланса сгруппированы в пятьразделов.
Бухгалтерский баланс составляется на основе данных обостатках по счетам синтетического и аналитического учета на начало отчетногогода и на конец отчетного периода.
Разделы баланса по активу и пассиву взаимосвязаны. Вбухгалтерском балансе активы и обязательства показываются с подразделением взависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные (свыше одного года)и краткосрочные (до одного года).
В бухгалтерском балансе по некоторым статьям заагрегированным показателем дается его разукрупнение на составные части черезперечисление, в том числе (например, запасы, кредиторская задолженность), а подругим статьям расшифровка показателей дается в приложении к бухгалтерскомубалансу. Таким образом, из бухгалтерского баланса и приложения к нему можнополучить как обобщенную, так и детальную информацию о финансовом положенииорганизации.
Хозяйственные средства, не принадлежащие организации на правесобственности, показываются за балансом в Справке о наличии ценностей,учитываемых на забалансовых счетах.
/>/>Наиболее значимойотчетной формой о финансовых результатах является отчет о прибылях и убытках (форма № 2)/>, который предоставляет информацию о формировании финансовых результатовпо разнообразным видам деятельности организации, а также итоги различных фактовхозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величинуконечного финансового результата[11]. Кроме того, рассматриваемая отчетнаяформа является связующим звеном между прошлым и нынешним отчетным периодами ипоказывает, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском балансе отчетногопериода по сравнению с прошлым. Иначе говоря, между бухгалтерским балансом иотчетом о прибылях и убытках существует тесная взаимосвязь, которая выражаетсячерез важнейший показатель бухгалтерской отчетности – финансовый результатхозяйственной деятельности организации. Прирост активов бухгалтерского балансаобразуется за счет превышения доходов над расходами, разница между которымиквалифицируется как прибыль. Полученная прибыль отражается в пассиве балансакак увеличение собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках – каксальдо превышения доходов над расходами. В свою очередь, уменьшение активов,представленных в бухгалтерском балансе, происходит в результате превышениярасходов над доходами организации, которое квалифицируется как убыток. Указаннаяразница отражается в бухгалтерском балансе в уменьшении пассивов в видесобственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках – как сальдо превышениярасходов над доходами. Таким образом, отчет о прибылях и убытках показывает,как изменяется собственный капитал организации под воздействием доходов ирасходов, осуществленных в текущем периоде.
Отчет о прибылях иубытках состоит из двух основных разделов: «Доходы и расходы по обычным видамдеятельности» (в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99«Расходы организации») и «Прочие доходы и расходы».
Доходы – это увеличениеэкономических выгод и (или) погашение обязательств, приводящие к увеличениюкапитала. Расходами признается уменьшение экономических выгод и (или) погашениеобязательств, приводящее к уменьшению капитала.
К обычной деятельности,как правило, относят вид деятельности, указанный в уставе и (или) учредительныхдокументах. При регистрации юридического лица в органах территориальнойстатистики присваивают код видов экономической деятельности (ОКВЭД). Крометого, к обычной деятельности можно отнести поступления, которые существенны вобщей сумме доходов и носят регулярный характер. Расходы в отчете о прибылях иубытках признаются с учетом связи между производственными расходами и поступлениями(принцип соответствия доходов и расходов).
Не признаютсядоходами/расходами поступления/выплаты:
1) налог на добавленную стоимость, акцизов,экспортных пошлин и иных аналогичных платежей;
2) по договорам комиссии, поручения и инымагентским договорам;
3) предварительной оплаты за продукцию (работы,услуги), так как важнейшим условием признания выручки/> вбухгалтерском учете является переход права собственности на продукцию отпродавца к покупателю. Выручка от продажи продукции включается в отчет на датуперехода права собственности. При выполнении работ и оказании услуг выручкапризнается, когда работы или услуги приняты заказчиком. В основу определениявыручки от продажи положен принцип начисления, т.е. она отражается в учете по методуначислений (по отгрузке).
4) взалог, если по договору залоговое имущество передается залогодержателю;
5) впогашение кредитов и займов, предоставленных заемщику;
6) вкачестве вклада в уставный капитал.
Отчет о прибылях и убытках используется для контроля ианализа финансовых результатов. Поскольку он содержит не только итоговыепоказатели финансовых результатов, но и их составляющие элементы за отчетныйпериод и аналогичный период предыдущего года, отчет позволяет изучать иоценивать влияние отдельных факторов на финансовые результаты, изыскиватьрезервы увеличения прибыли путем увеличения доходов, сокращения расходов ипотерь, устранения прочих штрафов, пени, неустоек и других видов санкций.Особую ценность информация отчета о прибылях и убытках имеет при сопоставлениифактических данных с плановыми, которые отсутствуют в отчете, но имеются всамой организации.
Отчет об измененияхкапитала (форма № 3)/> служит для контроля засостоянием и движением собственного капитала/> организации поотдельным его видам (составляющим), а также прочих фондов и резервов. Онсодержит важную для многих пользователей информацию о состоянии и измененияхкапитала организации по составным частям[12].
Отчет об изменениях капитала состоит из двух разделов:изменения капитала и резервы, а также справок.
В первом разделе отчета приводятся данные об изменениях отдельных видовкапитала: уставного капитала/>, добавочного капитала/>, резервного капитала/> и нераспределеннойприбыли/> (непокрытого убытка) и всех вместе за два года: запредыдущий и за отчетный. Он показывает, за счет каких причин измениласьвеличина каждого вида капитала в отдельности и всех их вместе. Здесь запредыдущий и за отчетный год приводятся данные:
§ обостатках каждого вида капитала и в целом на 31 декабря предшествующего года;
§ обизменениях капитала в связи с изменениями в учетной политике и результатамипереоценки объектов основных средств, остатках капитала на 1 январясоответствующего года;
§ очистой прибыли, дивидендах, отчислениях в резервный фонд;
§ обувеличении капитала за счет дополнительного выпуска акций, увеличенияноминальной стоимости акций, реорганизации юридического лица и других причин;
§ обуменьшении капитала за счет уменьшения номинала акций, количества акций,реорганизации юридического лица и других причин;
§ обостатках каждого вида капитала и в целом на 31 декабря соответствующего года.
Во втором разделе отчета отражаются состояние и движение резервов:резервного капитала, образуемого в соответствии с законодательством, ирезервного капитала, образуемого в соответствии с учредительными документами,оценочных резервов (резервов под снижение стоимости материальных ценностей, подобесценение финансовых вложений и по сомнительным долгам) и резервовпредстоящих расходов. Здесь указывается наименование каждого вида резерва и понему приводятся данные за предыдущий и за отчетный год об остатке на началогода, поступлении, использовании и остатке на конец соответствующего года.Здесь величина резервов раскрывается балансовым методом: остаток на началогода, поступило, использовано, остаток на конец года по каждому виду резервов.
В справке №1отчета об изменениях капитала отражаются данные о стоимости чистых активоворганизации для оценки степени его ликвидности. Чистые активы – это стоимостьимущества, свободного от долговых обязательств.
В справке №2 отражаются данные о направленияхиспользования поступлений из бюджета и внебюджетных фондов на расходы пообычным видам деятельности и на капитальные вложения во внеоборотные активы. Всвободных строках отчета необходимо привести их расшифровку по направлениям финансирования. В случае полученияцелевых средств из бюджета и внебюджетных фондов на цели, связанные счрезвычайными обстоятельствами, рекомендуется соответствующие данные такжеотразить справочно в отчете об изменениях капитала.
Отчет о движении денежныхсредств (форма № 4)/> служит для контроля заизменениями в финансовом положении организации в разрезе текущей,инвестиционной и финансовой деятельности, за поступлением и использованиемденежных средств, получения информации о денежных потоках и о чистых денежныхсредствах, а также о состоянии расчетов.
Отчет о движении денежных средств составляется за отчетныйгод и за аналогичный период предыдущего года на основании информации,учитываемой на счетах 50 «Касса» (кроме субсчета 50/3 «Денежные документы»), 51«Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и 57«Переводы в пути» в валюте РФ.
Остатки денежных средств на начало и конец отчетного периодаопределяются путем суммирования сальдо вышеуказанных счетов по учету денежныхсредств.
Движение денежных средств (поступило и направлено)определяется на основании оборотов по счетам и показывается отдельно по каждомувиду деятельности (текущей, инвестиционной и финансовой) в трех разделах.
При этом под видами деятельности, используемыми в отчете,понимаются:
§ под текущей (основной) деятельностью/> — деятельность организации, преследующая в качествеосновной цели извлечение прибыли (производство продукции, выполнениестроительных и ремонтных работ, торговля и т.п.) либо не имеющая извлечениеприбыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности;
§ под инвестиционной деятельностью/> — деятельность организации, связанная с приобретениемземельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальныхактивов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлениемсобственного строительства, расходов на научно-исследовательские,опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовыхвложений (приобретение ценных бумаг, в том числе долговых, вкладов в уставныекапиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.);
§ под финансовой деятельностью/> — деятельность организации, в результате которой изменяетсявеличина и состав собственного капитала организации, заемных средств(поступления от выпуска акций, облигаций, представление другими организациямизаймов, погашение заемных средств (без процентов) и т.п.).
Если поступление денежных средств превышает их использование,то полученный положительный результат отражается в отчете в обычном порядке.Если же использование денежных средств превышает их поступление, то полученныйотрицательный результат показывается в круглых скобках.
Следует отметить, что внутренние обороты по счетам учетаденежных средств (из банка в кассу и наоборот, с одного счета в банке надругой) в отчете о движении денежных средств не отражаются, поскольку неизменяют величины чистых денежных потоков.
В случае наличия (движения) денежных средств в иностраннойвалюте сначала отчет составляется в иностранной валюте по каждому ее виду, азатем остатки и движение денежных средств в иностранной валюте пересчитываютсяв рубли по курсу ЦБ РФ на дату составления бухгалтерской отчетности, то есть покурсу последнего дня отчетного периода. Полученные данные при заполнениисоответствующих строк ф.№4 суммируются.
В международной практике применяют прямой и косвенный методсоставления отчета о движении денежных средств. Способы отличаются между собойтолько в части отражения потоков денежных средств по текущей (основной)деятельности.
Прямой метод составления отчета предусматривает, что денежныепотоки по текущей деятельности представляются в отчетности полностью попритокам (поступлениям) и оттокам (платежам): приток от покупателей изаказчиков, отток поставщикам на оплату материальных ценностей, оттокработникам на выплату заработной платы и т.п. Основанием для заполненияявляются общие суммы полученных и уплаченных денежных средств по счетамбухгалтерского учета (50, 51 и т.д.).
Косвенный метод составления отчета предусматриваетпредставление только чистых показателей притока и оттока денежных средств.Информацию для исчисления чистых потоков денежных средств можно получить избаланса (ф.№1), отчета о прибылях и убытках (ф.№2), приложения к бухгалтерскомубалансу (ф.№5).
Российским стандартом ПБУ 4/99 «бухгалтерская отчетностьорганизации» рекомендовано составлять отчет о движении денежных средств прямымспособом.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) являетсярасшифровкой отдельных статей баланса, поясняющей наличие и движение отдельныхвидов средств и источников образования. Это позволяет более детальнопредставить пользователям имущественное состояние организации на отчетную дату.Форма №5 состоит из 10 разделов.
В приложении кбухгалтерскому балансу (форма № 5)/>отражаются:
§ состояниеи движение нематериальных активов, основных средств, доходных вложений вматериальные ценности;
§ расходына научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы,расходы на освоение природных ресурсов;
§ финансовыевложения, дебиторская и кредиторская задолженность;
§ расходыпо обычным видам деятельности (по элементам затрат), обеспечения,государственная помощь.
Каждый из перечисленных объектов учета представлен в видесамостоятельной таблицы, горизонтальная структура которой определяется темипоказателями, которые подлежат раскрытию.
Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6)рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности некоммерческимиорганизациями[13].
Некоммерческой организацией является организация, не имеющаяизвлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и нераспределяющая полученную прибыль между участниками (благотворительные,культурные, образовательные, научные, духовные организации и т.п.).
Некоммерческие организации могут не представлять в составебухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (ф.№3), отчет о движенииденежных средств (ф.№4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф.№5) приотсутствии соответствующих данных.
Источниками формирования имущества некоммерческой организациив денежной и иных формах являются:
1) регулярные и единовременные поступления от учредителей(участников, членов);
2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;
3) выручка от реализации товаров, работ, услуг;
4) дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям,облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
5) доходы, получаемые от собственности некоммерческойорганизации;
6) другие, не запрещенные законом поступления.
В данном отчете отражаются следующие показатели:
§ остатоксредств на начало и конец отчетного и предыдущего года;
§ поступилосредств за отчетный и предыдущий годы всего, в т.ч. по источникам поступления;
§ использованосредств за отчетный и предыдущий годы всего, в т.ч. по направлениямиспользования.
Если в каком-либо году расходы некоммерческой организациипревысили сумму поступивших целевых средств (с учетом остатка на начало года),то остаток средств в форме №6 приводится в скобках (в бухгалтерском балансе этасумма отражается в составе прочих оборотных активов), а в пояснительной запискенеобходимо привести разъяснения по поводу данного факта.
Источником информации для заполнения отчета являются данныесинтетического и аналитического учета по счету 86 «Целевое финансирование» исчетам по учету расходов некоммерческих организаций.
В соответствии сФедеральным законом «О бухгалтерском учете» пояснительная записка/> обязательновключается в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности/> организации[14]./> Она содержит текстовую характеристику показателей, изложенныхв формах бухгалтерской отчетности, а также раскрывает показатели, которые ненашли в них отражения, однако являются важными для принятия решенийзаинтересованными лицами в отношении данной организации. Таким образом,пояснительная записка является важнейшей, самостоятельной и наиболее объемнойчастью бухгалтерской отчетности.
При раскрытии информации в пояснениях к формам бухгалтерскойотчетности бухгалтер должен соблюдать требования существенности, сопоставимостии нейтральности, определенные нормативными документами.
Информация в пояснительной записке может быть представлена ввиде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.
В приказе Минфина России от 27 июля 2003г. №67н определенанеобходимая информация, которая должна быть приведена в пояснительной записке:
1) краткая характеристика организации, основные направленияее деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая) – наименованиеорганизации, организационно-правовая форма собственности, адрес организации,сведения об учредителях, способ образования организации, размер уставногокапитала, указанного в учредительных документах;
2) учетная политика организации и изменения в ней – здесьраскрываются способы ведения бухгалтерского учета (способы амортизации основныхсредств, НМА и иных активов, оценки производственных запасов, товаров,незавершенного производства и готовой продукции и т.д.);
3) основные факторы, повлиявшие на хозяйственные и финансовыерезультаты (реорганизация, ликвидация юридического лица, прекращение некоторыхвидов деятельности, расширение или сужение рынка продаж продукции (работ,услуг) и т.д.);
4) основные аналитические показатели – здесь приводятся такиепоказатели, которые дают полную информацию о финансовом состоянии и финансовыхрезультатов деятельности организации. Каждая организация самостоятельновыбирает показатели, которые она будет раскрывать в пояснительной записке. Темне менее необходимо соблюдать следующие правила:
· организациядолжна включать в основные показатели те коэффициенты, которые используютдругие организации со схожими видами деятельности;
· дляраскрытия следует выбирать те показатели, которые можно проследить в динамикеза ряд лет;
· приоритетотдается показателям, характеризующим: величину доходности организации(финансовые результаты, показатели рентабельности, оборачиваемости и т.д.),величину активов и собственного капитала организации, степень деловойактивности организации.
5) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях иубытках;
6) прочие расшифровки и комментарии (события после отчетнойдаты, условные факты хозяйственной деятельности, государственная помощь,информация об операциях с аффилированными лицами, информация по сегментам,информации о природоохранных мероприятиях и т.д.);
7) решение собрания акционеров по распределению прибыли,остающейся в распоряжении организации.
Таким образом, пояснительная записка к отчету может содержатьобширную и разнообразную информацию, которая дополняет и расшифровываетинформацию, содержащуюся в формах бухгалтерской отчетности. Поэтому дляудобства пользования ею информация о соответствующих данных включается впояснительную записку в виде отдельных разделов, количество которых с течениемвремени может увеличиваться.
2.3Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
Основныетребования составления бухгалтерской отчетности регламентируются Федеральнымзаконом “О бухгалтерском учете” и приложением по бухгалтерскому учету “Бухгалтерскаяотчетность организации” (ПБУ 4/99). Исходя из единых основополагающих принципови правил ведения бухгалтерского учета для всех организаций, являющихсяюридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, показателиотчетности должны быть взаимоувязаны и дополнять друг друга[15].
Объективнаянеобходимость бухгалтерской отчетности вытекает из потребности оперативногоуправления хозяйством и принятия обоснованных решений для оценки эффективностипредстоящих вложений капитала и величины финансовых рисков. В связи с этимотчетность должна точно и реально раскрывать все основные стороны связанные сдеятельностью организации. В условиях рыночной экономики процесс формированияпоказателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельностиорганизации, приобретает новые количественные и качественные особенности. Вэтих условиях основное требование к информации, отраженной в бухгалтерскойотчетности, заключается в том, что она должна быть полезной длязаинтересованных в деловых отношениях с данной организацией. Чтобы информация,содержащаяся в отчетности, была необходимой пользователям она должна отвечатьопределенным качественным критериям. Качественными признаками отчетнойинформации, прежде всего, являются: понятность, достоверность, целостность,существенность, нейтральность, сопоставимость.
Понятностьинформациипредоставленной в бухгалтерской отчетности, является важнейшим качеством, покоторому отчетность становится полезной пользователям. Суть такого качестваинформации заключается в том, что содержание бухгалтерской отчетности должнобыть доступно для понимания пользователей, даже если они не имеют специальнойпрофессиональной подготовки.
Достоверной считается бухгалтерскаяотчетность, сформированная в соответствии с правилами, установленныминормативными актами по ведению бухгалтерского учета, и ее данные дают правдивоепредставление о финансовом положении и финансовых результатах деятельностиорганизации, а также об изменениях в ее финансовом положении.
Основадостоверности бухгалтерской отчетности – это соблюдение трех главныхтребований, предъявляемых к учетной политике хозяйствующего субъекта:
1) полнотаотражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности(требование полноты), т.е. это требование реализуется путем сплошногодокументирования хозяйственных операций. Требования к содержанию и оформлениюпервичных документов установлены ст.9 Закона о бухгалтерском учете.
2) своевременноеотражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете ибухгалтерской отчетности (требование своевременности), т.е. оправдательныйдокумент должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, аесли это невозможно – непосредственно после ее окончания.
3) готовностьк признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов(требование осмотрительности), т.е. реализация этого требования обеспечиваетсяпутем создания оценочных резервов организации в случае обесцененияматериально-производственных запасов, финансовых вложений, возникновениясомнительной дебиторской задолженности и т.п.
В целяхобеспечения достоверности бухгалтерской отчетности организации обязаныпроводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются идокументально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Существенность показателей, содержащихся в бухгалтерской отчетности,определяется не столько их количественным выражением, сколько той ролью,которую играет наличие определенной информации в оценке финансового положения ифинансовых результатов деятельности организации. Показатель считаетсясущественным если его отсутствие в отчетности может повлиять на экономическиерешения пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Приформировании показателей отчетности организация сама определят степеньсущественности того или иного показателя в зависимости от его оценки, характераи конкретных обстоятельств возникновения. При этом существенной признается сумма,отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный периодсоставляет не менее 5%. Организация может принять решение о применении дляцелей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации другогокритерия, отличающегося от указанного. Исходя из принципа существенностипоказатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах ихозяйственных операциях, а также составляющих капитала, должны приводиться вбухгалтерской отчетности обособлено в случае их существенности, если без знанияо них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положенияили финансового результата организации. Каждый существенный показательпредставляется в бухгалтерской отчетности отдельно.
Нейтральностьотчетнойинформации предполагает ее беспристрастность по отношению к любым пользователямбухгалтерской отчетности. Поэтому исходя из этого принципа при формированиибухгалтерской отчетности организацией должно быть исключено одностороннееудовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетностиперед другими.
Сопоставимостьбухгалтерской отчетности предусматривает возможность сравнения отчетных данных споказателями предыдущего отчетного периода. Поэтому в соответствии с этимтребованием по каждому показателю бухгалтерской отчетности должны бытьприведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному,иначе данные отчетности не могут характеризовать динамику работы организации и,следовательно, теряют свою аналитичность. Сопоставимость показателейдостигается за счет последовательности применения учетной политики от одногоотчетного периода к другому.
Целостностьбухгалтерской отчетности организации должна включать показатели деятельностивсех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные наотдельные балансы). Отчетность, включающая показатели отчетов дочерних изависимых обществ, называется сводной. Консолидированная отчетность включаетпоказатели деятельности группы взаимосвязанных организаций.
Соблюдениеуказанных бухгалтерских принципов и требований при подготовке бухгалтерскойотчетности способствует тому, что пользователи отчетной информации могутсоставить правдивую и объективную картину о деятельности интересующей ихорганизации.
Заключение
Итак, при подробном рассмотрении темы мы выяснили что, бухгалтерскаяотчетность характеризует состояние организации на языке цифр. Толькобухгалтерская отчетность позволяет выявить истинное положение вещей и показать,действительно ли год так удачен, как кажется. Бухгалтерская отчетность – этоначало и конец в жизни организации, так как с бухгалтерской отчетности(вступительного баланса) начинается жизнь организации, и бухгалтерскаяотчетность (ликвидационный баланс) завершает жизнь фирмы.
Необходимость составления бухгалтерской отчетности – нетолько бремя, вытекающее из предписаний законодательства (формально-юридическийаспект), но и насущная потребность функционирующей организации, менеджменткоторой заинтересован в развитии, совершенствовании и оптимизациихозяйственного механизма с целью достижения финансового успеха организации(содержательный аспект).
Бухгалтерская отчетность, как компас позволяющий капитанувести судно по правильному курсу, должна служить руководителю для выборадальнейшего пути развития организации. Однако управленческие решения не могутприниматься исключительно на основе анализа бухгалтерской отчетности.Отчетность всего лишь один из источников информационного обеспечения,помогающий принять относительно верное решение в сфере бизнеса.
Процедура составления бухгалтерской отчетности представляетсобой завершающий этап в работе бухгалтера, который раскрывает информацию обимущественном и финансовом положении организации и о результатах еехозяйственной деятельности. Многие полагают, что составление бухгалтерскойотчетности – это формализованная процедура, носящая чисто механическийхарактер, которая заключается главным образом в переносе данных из регистровбухгалтерского учета в формы бухгалтерской отчетности. Однако, во многомсоставление бухгалтерской отчетности – это процесс, требующий от бухгалтера егопрофессионального мастерства, проявления знаний нормативных документов, уменияправильно их трактовать и применять.
Делая вывод, хочется еще раз отметить важность наиболееполного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимойинформации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существеннымнегативным последствиям, как для самого предприятия, так и для заинтересованныхлиц и организаций — кредиторов, акционеров и др.
Использование в анализе неполных или искаженных данных можетнанести вред больший, чем их отсутствие. Известно, что существует значительноеколичество приемов и способов искажения отчетности. Суть таких искаженийсвязана с искусственным уменьшением объема обязательств, с одной стороны, инеобоснованным занижением риска
Списокиспользованной литературы
1. Артеменко В.Г., ОстаповаВ.В. Анализ финансовой отчетности. М.: Кнорус, 2007. – 295с.
2. Бухгалтерская(финансовая) отчетность: учебное пособие; под ред. проф. В.Д. Новодворского.М.: Инфра-М, 2004. – 453с.
3. Бухгалтерская финансоваяотчетность: учеб. пособие/ А.Д. Ларионов (и др.); под ред. А.Д. Ларионова. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 208с.
4. Бухгалтерская(финансовая) отчетность: учебное пособие / Е.В. Лупикова, Н.К. Пашук. – М.: Кнорус,2005. – 368с.
5. Гамольский П.Ю.Особенности составления и представления отчетности некоммерческимиорганизациями. М.: Омега-Л, 2006. – 198с.
6. Ефремова А.А., БасалаеваМ.А. Составление пояснительной записки к бухгалтерской отчетности. – М.: Инфра-М,2007. 265с.
7. Заббарова О.А.Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности организации: учебное пособие.М.: Кнорус, 2005. – 374с.
8. Камышанов В.И., КамышановА.П. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: составление и анализ. 2-е изд.,испр. и доп. М.: Омега-Л, 2006 – 457с.
9. Клинов Н.Н. Раскрытиеинформации в пояснениях к бухгалтерской отчетности. М.: Бухгалтерский учет,2007. – 264с.
10. Кондраков Н.П.Бухгалтерский учет: учеб. / Н.П. Кондраков. — М.: Инфра-М, 2005. —592 с.
11. Новодворский В.Д.Бухгалтерская отчетность организации/ В.Д. Новодворский,Л.В. Пономарева. — М.: Кнорус, 2006. — 145 с.
12. Патров В.В., Быков В.А.Бухгалтерская отчетность организации. – М.: МЦФЭР, 2004. – 320с.
13. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерскийучет: учебник/ Н.Г. Сапожникова. — М.: Кнорус, 2006. —480 с.
14. Финансовый учет: учеб./Под ред. В.Г. Гетьмана. — М.: Бухгалтерский учет, 2007. —528 с.
15. Церпенто С.И. Теориябухгалтерского учета: учебное пособие. М.: Кнорус, 2005. – 396с.