Содержание
Введение. 2
1.Сущность, понятие и цели аудиторской деятельности. 3
2.Система нормативного регулирования аудиторской деятельности. 4
3.Организационно — правовая структура аудиторской деятельности. 8
Заключение. 13
Списокиспользованной литературы… 14
Введение
В условиях созданияправового государства определение правовых основ аудиторской деятельности имеетважное значение. Аудит дает большие возможности для дальнейшего развития экономико-правовогоконтроля, задача которого заключается не только в защите вновь возникающих экономическихотношений от недобросовестного предпринимательства, в борьбе и профилактике справонарушениями в сфере экономики, но и в формировании общественногоправосознания на более высоком уровне.
История аудита показывает,что его развитие было вызвано разделением интересов администрации предприятий иинвесторов. Поэтому возникновение института независимых аудиторов устраняет проблемунесовпадения интересов составителей информации (администрации предприятий) и пользователей(владельцев акций, кредиторов или других лиц), приводящую к необъективности информации.Таким образом, аудит устраняет возможность принятия хозяйственных решений,основанных на недостоверной информации, что может повлечь для субъекта предпринимательстванегативные экономические последствия. Кроме того, деятельность аудиторов в Россииснимает проблему, связанную с необходимостью специальных знаний для оценки достоверностиполученной информации, которыми не обладают пользователи информации.
1.Сущность, понятие и цели аудиторской деятельности
Аудиторскаядеятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельностьаудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимой проверкебухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций ииндивидуальных предпринимателей.
Основнымицелями аудиторской деятельности являются:
а)установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическихсубъектов [1].
Достоверностьпредставляет собой форму обнаружения истины, обоснованную каким-либо способом.Основой достоверности бухгалтерской отчетности является отсутствие существенныхнарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составленияфинансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществленияданной финансовой деятельности предприятия установленным нормам являетсяусловием признания достоверности отчетности.
Осуществляясвои функции по установлению достоверности бухгалтерской отчетностиэкономических субъектов, аудитор действует как в публичных интересах, оцениваядеятельность предприятия для вселяющего знания, так и в частных интересахсамого субъекта, заинтересованного в истинности своих представлений осоответствии действительного состояния дел на предприятии изложенному в формахотчетности.
б)установление соответствия совершенных экономическими субъектами финансовых ихозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.При проведении аудиторской проверки аудиторы свободны в выборе изучаемыхпроблем. Руководителю и иным должностным лицам проверяемого субъектазапрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов,подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки [7, с. 33-34].
Аудитможет проводиться:
а)физическими лицами, осуществляющими самостоятельную предпринимательскуюдеятельность и зарегистрированными в качестве таковых; б) юридическими лицами(аудиторскими фирмами), которые регистрируются как предприятия независимо отформы и вида собственности (в том числе иностранные и создание совместно синостранными юридическими и физическими лицами), любой организационно-правовойформы, предусмотренной законодательством РФ, за исключением формы акционерногообщества открытого типа.
Обязательнойежегодной аудиторской проверке подлежат:
· банкии другие кредитные учреждения; страховые организации и общества взаимногострахования; товарные и фондовые биржи;
· инвестиционныеинституты, фонды, холдинговые компании; внебюджетные фонды,
· вкоторые направляются обязательные отчисления юридических и физических лиц;
· благотворительныеи иные (неинвестиционные) фонды, образованные добровольными отчислениямиюридических и физических лиц. [1]
2. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности
Кправовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в РоссийскойФедерации относятся:
— Гражданский кодекс Российской Федерации [3] ;
— Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» N 119-ФЗ [1];
— Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» [2];
— Правила (стандарты) аудиторской деятельности[5].
Системанормативного регулирования аудиторской деятельности включает 4 уровня (таблица1).
Таблица1 – Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РоссийскойФедерацииУровни регулирования Виды и наименования нормативных документов Область регулирования /> I Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» Определяет место, цель и задачи аудита в финансово — экономической системе /> II Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг /> Законодательные и подзаконные нормативные акты /> III Правила (стандарты) аудиторских аккредитованных профессиональных объединений Регулируют специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений /> /> IV Внутрифирменные правила (стандарты) Используются аудиторами конкретной аудиторской организации при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг />
Первый(верхний) уровень включает Закон об аудиторской деятельности, который относитсяк основным законодательным актам. До принятия данного закона правовые основыаудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансовогоконтроля в России были установлены Временными правилами аудиторскойдеятельности [6].
Федеральныйзакон «Об аудиторской деятельности» закрепил в нашей стране институт аудита, ис его принятием начался новый этап развития независимого вневедомственногофинансового контроля.
Федеральныйзакон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспектыаудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторскойорганизации. В Законе дано определение обязательного аудита и приведеныкритерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил(стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения. Рассмотренопонятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальныхаудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторскихорганизаций и индивидуальных аудиторов, аттестации на право осуществленияаудиторской деятельности и лицензирования аудиторской деятельности [1].
Кдокументам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России,относятся федеральные правила (стандарты), представленные в таблице 2.
Таблица 2 — ПереченьФедеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности № Наименование 1
Цель и основные принципы аудита финансовой
(бухгалтерской) отчетности 2 Документирование аудита 3 Планирование аудита 4 Существенность в аудите 5 Аудиторские доказательства 6 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности 7 Внутренний контроль качества аудита 8 Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом 9 Аффилированные лица 10 События после отчетной даты 11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица 12 Согласование условий проведения аудита 13 Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита 14 Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита 15 Понимание деятельности аудируемого лица 16 Аудиторская выборка 17 Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях 18 Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников 19 Особенности первой проверки аудируемого лица 20 Аналитические процедуры 21 Особенности аудита оценочных значений 22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника 23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
Стандартыопределяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательныедля исполнения всеми субъектами рынка аудиторских услуг.
Значениеправил (стандартов) аудиторской деятельности состоит в том, что они:
1)способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки;
2)содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;
3)определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.
Третийуровень включает внутренние правила (стандарты) профессиональных аудиторскихобъединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающиеправила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительнок конкретным отраслям.
Четвертыйуровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которыесамостоятельно разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторына базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форматаких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Ониопределяют качество и престиж аудиторских фирм.
Внутрифирменныестандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собойдокументы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлениюи оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть принятыи утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективностипрактической работы и ее адекватности принятым федеральным правилам(стандартам) аудиторской деятельности.
Применениевнутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:
а)соблюдению требований федеральных правил (стандартов);
б)уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;
в)привлечению для проведения аудита аудиторов — ассистентов;
г)увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.
Использованиевнутрифирменных стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования ксотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и оказаниисопутствующих аудиту услуг.
Внутрифирменныестандарты аудиторской деятельности должны удовлетворять следующим требованиям:
— целесообразность – при разработке стандартов следует учитывать их практическуюзначимость, актуальность и приоритетность;
— преемственность и непротиворечивость – стандарты должны обеспечивать согласованностьи взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;
— полнота и детализация – внутренние стандарты должны комплексно охватывать всевопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;
— единство терминологической базы – обеспечение единства трактовки терминов вовсех стандартах и документах [7, с. 43-44] .
3. Организационно — правовая структура аудиторскойдеятельности
Государственное регулирование аудиторскойдеятельности осуществляет Правительство РФ, которое определяет уполномоченныйфедеральный орган исполнительной власти государственного регулированияаудиторской деятельности (на сегодняшний день это Министерство финансов).Государственное регулирование аудиторской деятельности заключается в выработкегосударственной политики в сфере аудиторской деятельности, внормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности (включая организациюразработки и утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности), ванализе отчетов саморегулируемых аудиторских объединений об исполнении ими и ихчленами законодательства РФ об аудиторской деятельности и подготовке на ихоснове ежегодного доклада о состоянии рынка аудиторских услуг в РФ, ведениигосударственного реестра саморегулируемых аудиторских объединений и контрольногоэкземпляра единого реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также восуществлении иных предусмотренных данным законопроектом полномочий.
Вцелом, организационно — правовая структура аудиторской деятельности в РФ представленана рисунке 1.
Правительство Российской Федерации призналоцелесообразным прекращение с 1 октября 2004 года выполнения Министерствомфинансов РФ потенциально избыточных функций регулирования в области аудиторскойдеятельности. Многие функции переданы в среднесрочной перспективеаккредитованным при Минфине России профессиональным аудиторским объединениям вслучае законодательного определения механизмов их ответственности: повышенияквалификации аудиторов и контроля качества работы аудиторов, индивидуальныхаудиторов и аудиторских организаций, являющихся в обязательном порядке членамиэтих
объединений, а также функций по ведению Единогореестра аудиторов и аудиторских организаций.
С учетом необходимости обеспечения единых требованийи подходов к проведению квалификационных экзаменов функция аттестации аудиторовисполняется Аттестационной комиссией, определяемой уполномоченным федеральныморганом государственного регулирования аудиторской деятельности при участиисаморегулируемых аудиторских объединений.
Отмена лицензирования аудиторской деятельности с 1января 2006 г. заменяется обязательным членством аудиторов, индивидуальныхаудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединенияхс обязательным контролем со стороны саморегулируемых аудиторских объединений закачеством работы аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций,а также установлением саморегулируемыми аудиторскими объединениями обязательныхтребований обеспечения ответственности своих членов, в том числе посредствомстрахования, при осуществлении аудиторской деятельности.
Согласно ст. 20 ФЗ «Об аудиторскойдеятельности» устанавливает обязательность аккредитации профессиональныхаудиторских объединений
/>
Рисунок 1 — Организационно — правовая структурааудиторской деятельности в РФ
соответствующим уполномоченным федеральным органомисполнительной власти (ст. 18), которым является Минфин России. Чтобы получитьаккредитацию, профессиональные аудиторские объединения должны отвечатьсоответствующим требованиям: наличие в составе объединения не менее 1000аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций,выполняющих уставные требования данного профессионального объединения; наличиеу объединения соответствующих рабочих органов (комитетов, комиссий и т.д.) дляэффективного исполнения функций, возложенных на аккредитованныепрофессиональные аудиторские объединения; наличие у объединения обязательныхдля своих членов правил (стандартов) аудиторской деятельности и кодексапрофессиональной этики и др [1].
Советпо аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:
— принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении нормативныхправовых актов, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности,методических рекомендаций в области аудиторской деятельности;
— согласовывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности ипредставляет их уполномоченному федеральному органу;
— рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых профессиональныхаудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрениеуполномоченного федерального органа.
Всостав Совета входят должностные лица уполномоченного федерального органа,представители Центрального банка Российской Федерации (Банка России),федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулированиепрофессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту,представители потребителей аудиторских услуг, единого общероссийскогоаудиторского объединения, научных и образовательных учреждений.
Числопредставителей аккредитованных профессиональных аудиторских объединений всовете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51 процентаобщего состава совета.
Положениео Совете по аудиторской деятельности утверждается уполномоченным федеральныморганом [7, с.67].
Заключение
ПринятиеФедерального закона «Об аудиторской деятельности» в 2001 г. далопрофессии аудитор законодательную основу. В настоящее время сформированысистемы аттестации и лицензирования, продолжается работа по подготовке правил(стандартов) аудиторской деятельности, Правительством Российской Федерацииутверждены первая и вторая очереди федеральных правил (стандартов) аудиторскойдеятельности, разработанных на основе международных стандартов аудита, изавершена работа над стандартами третьей очереди.
Системанормативного регулирования в РФ состоит из 4-х уровней: Федерального закона «Обаудиторской деятельности»; Федеральных правил (стандартов); правил (стандартов)аудиторских аккредитованных профессио нальных объединений; внутрифирменныеправила (стандарты).
Государственное регулирование аудиторскойдеятельности осуществляет Правительство РФ, которое определяет уполномоченныйфедеральный орган исполнительной власти государственного регулированияаудиторской деятельности (на сегодняшний день это Министерство финансов). С 1января 2006 года упомянутый выше ФЗ «Об аудиторской деятельности» претерпелсущественные изменения, прежде всего, это передача большинства функцийМинистерства финансов саморегулируемым объединениям. Другим существеннымизменением послужило отмена с 2006 года лицензирования аудиторскойдеятельности. Отмена лицензирования заменяется обязательным членством аудиторовв саморегулируемых аудиторских объединениях с обязательным контролем со сторонысаморегулируемых аудиторских объединений за качеством работы аудиторов, а такжеустановлением саморегулируемыми аудиторскими объединениями обязательныхтребований обеспечения ответственности своих членов, в том числе посредствомстрахования, при осуществлении аудиторской деятельности.
Список использованной литературы
1. Федеральныйзакон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 N 119-ФЗ (ред. от 02.02.2006)
2. Федеральныйзакон «О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г.N 128-ФЗ (в ред. 31.12.2005)
3. ГражданскийКодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.01.2006)
4. ПостановлениеПравительства РФ «О лицензировании аудиторской деятельности» от 29.03.2002 N190 (ред. от 03.10.2002)
5. ПостановлениеПравительства РФ «Об утверждении правил (стандартов) аудиторской деятельностиот 23.09.2002 N 696 (ред. от 16.04.2005)
6. Временныеправила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными УказомПрезидента РФ от 22.12.1993 №2263
7. ПодольскийВ.И., Савин А.А. Основы аудита. М.:«Информационное агентство „ИПБ-БИНФА“,2002