Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Основные средства - сущность, классификация, учет

Содержание
Введение. 1
1. Основные средства. Классификация и оценка основныхсредств. 3
2. Формы первичных документов по учету основных средств. 7
3. Синтетический и аналитический учет основных средств. 9
4. Учет амортизации основных средств. 19
5. Учет ремонта основных средств. 24
6. Инвентаризация основных средств. 26
Заключение. 30
Список литературы. 31

Введение
Производственно-хозяйственнаядеятельность предприятий обеспечивается не только за счет использованияматериальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов –средств труда и материальных условий процесса труда.
Отличительнойособенностью основных средств является их многократное использование в процессепроизводства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течениедлительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешнейсреды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость назатраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисленияизноса (амортизации) по установленным нормам.
Основные средства играютогромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуютпроизводственно – техническую базу и определяют производственную мощьпредприятия.
На протяжении длительногопериода использования основные средства поступают на предприятие и передаются вэксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, припомощи которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутрипредприятия; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразностидальнейшего применения. Одним из показателей эффективного применения основныхфондов является увеличение: времени их работы (путем сокращения простоев);коэффициента сменности; производительности (на базе внедрения новой техники итехнологии); фондоотдачи (т.е. увеличения выпуска продукции, объема выполняемыхработ и услуг на каждый рубль основных фондов).
Предприятия имеют правовладения, пользования и распоряжения основными средствами: безвозмезднопередавать или продавать другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду,принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства,инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели,независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет.
Основными задачамибухгалтерского учета основных средств являются:
-   контроль за сохранностью и наличиемосновных средств по местам их использования; правильное документальноеоформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия иперемещения;
-   контроль за рациональнымрасходованием средств на реконструкцию и модернизацию основных средств;
-   исчисление доли стоимости основныхсредств в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия;
-   контроль за эффективностьюиспользования рабочих машин, оборудования, производственных площадей,транспортных средств и других основных средств;
-   точное определение результатов отсписания, выбытия объектов основных средств.
В своей курсовой работе ярассмотрю:
-     сущность основныхсредств, их классификации и оценки;
-     формы первичныхдокументов по учету основных средств.
-     синтетический ианалитический учеты основных средств;
-     учет амортизацииосновных средств;
-     ремонт основныхсредств;
 
 

1.Основные средства. Классификация и оценка основных средств
К основным средствам относятся материальныеактивы, которыми предприятие владеет с целью использования их а процессепроизводства или снабжения товаров и услуг, предоставления в аренду другимлицам или для осуществления административных функций, ожидаемый срок полезногоиспользования (эксплуатации) которых превышает один год (или операционногоцикла, если он превышает год).
В составосновных средств включаются: земельные участки; здания; сооружения;передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства;инструменты, приспособления и производственный и хозяйственный инвентарь (кромеобъектов, учитываемых в составе материальных средств); рабочий и продуктивныйскот; многолетние насаждения; прочие основные средства.
К основнымсредствам относятся также капитальные вложения в улучшение земель(мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы).
Не относятся к основнымсредствам и учитываются на предприятиях как средства в обороте:
-  предметысо сроком службы менее одного года независимо от их стоимости;
-  предметыстоимостью до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан за единицу по ценеприобретения независимо от срока службы, за исключением сельскохозяйственныхмашин и орудий, строительного механизированного инструмента, рабочего ипродуктивного скота, которые являются явными средствами независимо от ихстоимости. Предельная стоимость предметов, не относящихся к основным средствам,может изменяться на основании изданных нормативных актов;
-  специальныеинструменты и специальные приспособления (для серийного и массовогопроизводства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа)независимо от стоимости;
-  специальнаяодежда, специальная обувь независимо от их стоимости и срока службы;
-  форменнаяодежда, предназначенная для выдачи работкам предприятия, а также одежда и обувьв учреждениях здравоохранения, просвещения, социальной защиты, содержался засчет бюджета, независимо от стоимости и срока службы;
-  временные(не титульные) сооружения, приспособления устройства, затраты на возведениекоторых включаются в себестоимость строительно-монтажных работ;
-  тарадля хранения товарно-материальных ценностей на ладах или для осуществлениятехнологических процессов стоимостью в границах лимита (15 необлагаемыхминимумов) стоимости приобретения или изготовления;
-  предметы,предназначенные для выдачи напрокат, независимо от стоимости.
Бухгалтерскийучет основных фондов организуется в соответствии с типовыми классификациямиосновных фондов. Эти типовые классификации предназначаются для установленияединообразной их группировки в учете. В соответствии с существующей системойучета в Украине. Действует следующий порядок классификации: по отраслевомупризнаку, по характеру участия в процессе производства, видам, принадлежности,использованию.
Группировкаосновных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство,транспорт и т.д.) позволяет получить данные об их стоимости в разрезе отраслей,
В зависимостиот характера участия основных фондов в процессе расширенного воспроизводстваони подразделяются на производственные и непроизводственные.
Производственныеосновные фонды функционируют в сфере материального производства, неоднократноучаствуют в процессе производства, изнашиваются постепенно и переносят своюстоимость на создаваемый продукт частями, по мере износа.
К производственным основным фондам относятся:здания производственного назначения, сооружения, передаточные устройства,силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные ирегулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительнаятехника, прочие машины и оборудование, транспортные средства, инструмент,производственный инвентарь и принадлежности, хозяйственный инвентарь, рабочий ипродуктивный скот, прочие основные средства.
Непроизводственныеосновные средства непосредственно не участвуют в процессе производства. В процессеэксплуатации они изнашиваются постепенно и утрачивают свою стоимость по мереизноса. К непроизводственным основным средствам относятся: здания и сооруженияжилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, транспортные средства,оборудование, инструменты и прочие основные средства непроизводственногоназначения для обслуживания жилищных, коммунальных и культурно-бытовых нужднаселения.
По видам основные средства предприятияподразделяются на следующие группы: земельные участки; здания и сооружения;машины и оборудование; транспортные средства; инструменты, приспособления иинвентарь; рабочий и продуктивный скот; многолетние насаждения; прочие основныесредства.
Попринадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные.
По признаку использования –на находящееся в эксплуатации (действующие); в реконструкции и техническойреконструкции; в запасе (резерве); на консервации.
Объектосновных средств признается как актив тогда, существует вероятность, чтопредприятие получит в буем экономические выгоды, связанные с использованиемактива, и его оценка может быть достоверно определена.
Основныесредства в бухгалтерском учете учитываются по первоначальной стоимости.Первоначальная стоимость основ-средств определяется на основании такихфактических затрат:
-   сумм,уплаченных в соответствии с договором, заключенным с поставщиком или продавцом;
-   сумм,уплаченных организациям за осуществление работ договорам строительного подрядаи другим договорам;
-   сумм,уплаченных организациям за информационные и консультативные услуги, связанные сприобретением основах средств;
-   регистрационныхсборов, государственной пошлины и аналогичных платежей, осуществленных в связис приобретением (получением) основных средств;
-   уплаченныхпошлин, налогов и других обязательных платежей, связанных с приобретением(созданием) основных средств, которые не возмещаются предприятию;
-   вознагражденияпосредническим организациям, через которые были приобретены основные средства;
-   расходовна страхование рисков, связанных с доставкой основных средств;
-   расходовна установку, монтаж, настройку и налаживание основных средств;
-   административныхи других расходов, непосредственно связанных с приобретением (созданием)основных средств и приведением их в рабочее состояние.
Бесплатнополученные основные средства оцениваются по справедливой стоимости на датуполучения.
Первоначальная стоимость объекта основныхсредств, полученного в результате обмена на приобретенный объект,приравнивается к остаточной стоимости переданного объекта основных средств.Если остаточная стоимость переданного объекта превышает его справедливуюстоимость, то первоначальная стоимость объекта основных средств, полученного вобмен на подобный объект, является его справедливой стоимостью.
Справедливаястоимость – это сумма, по которой могут быть осуществлены обмен актива илиоплата обязательств результате операций между заинтересованными и независимымисторонами.
Разница междусправедливой и остаточной стоимостью переданного объекта включается в составзатрат отчетною периода.
Первоначальнаястоимостью объекта основных средств приобретенного в обмен (или частичныйобмен) на неподобный объект, равняется справедливой стоимости переданногообъекта основных средств, скорректированного на сумму денежных средств или ихэквивалентов, которая была передана (получена) в процессе обмена.
Первоначальнаястоимость основных средств увеличивается на сумму затрат, связанных сулучшением объекта (модернизацией, достройкой, дооборудованием, реконструкцией ит.д.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначальноожидаемых от его использования. Затраты, произведенные для получения будущихэкономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта основныхсредств, включаются в состав затрат отчетного периода.
2. Формы первичных документов по учету основных средств
Формы первичнойдокументации для учета основных средств утверждены постановлением ГоскомстатаРоссии от 30 октября 1997 г. (в редакции от 2 июля 1999 г.) №71а. Всоответствии с данным постановлением организации обязаны применять следующиепервичные учетные документы для оформления операций по движению основныхсредств:
-   акт (накладную) приемки – передачиосновных средств по форме №ОС‑1 – для оформления поступления, выбытия ивнутреннего перемещения основных средств;
-   акт приемки – сдачиотремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов по форме №ОС‑3– для оформления операций по передаче в ремонт и приемке из ремонта основныхсредств;
-   акт на списание основных средств поформе №ОС‑4 – для оформления операций по ликвидации основных средcтв (кроме автотранспорта);
-   акт на списание автотранспортныхсредств по форме №ОС‑4а – для оформления операций по ликвидацииавтотранспорта;
-   инвентарную карточку учета основныхсредств по форме №ОС‑6 – для оформления пообъектного учета основныхсредств;
-   акт о приемке оборудования по форме №ОС‑14– для оформления принятого на учет оборудования, предназначенного длякапитального строительства;
-   акт приемки – передачи оборудования вмонтаж по форме №ОС‑15 – для оформления операций по сдаче оборудования,требующего монтажа, строительным организациям;
-   акт о выявленных дефектахоборудования по форме №ОС‑16 – для оформления приемки оборудования, покоторому необходимо составлять рекламацию поставщику.
На каждый объект основныхсредств должна вестись карточка учета с подробной характеристикой. Ворганизациях, имеющих небольшое число объектов основных средств, разрешаетсявести учет в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об объекте. Закаждым объектом закрепляется ответственное лицо.

3. Синтетический и аналитический учет основных средств
Синтетическийучет основных средств ведется на следующих счетах:№ счета Название счета Актив / Пассив Рекомендуемая аналитика 01 Основные средства Актив По каждому основному средству 02 Амортизация основных средств Пассив По каждому основному средству 03 Долгосрочно арендуемые основные средства Актив По каждому основному средству 07 Оборудование к установке Актив По каждому основному средству 08 Вложения во внеоборотные активы Актив По видам вложений и объектам в которые осуществлены эти вложения 19/1 НДС поступивших основных средств Актив По каждому основному средству 91 Прочие доходы и расходы Актив / Пассив По каждому основному средству 96 Резервы предстоящих расходов Пассив По видам резервов
Счет01«Основные средства»предназначен для обобщения информации о наличии идвижении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, наконсервации, в аренде, доверительном управлении.
Основныесредства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» попервоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственностидвух иди нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01«Основные средства» в соответствующей доле.
Принятиек бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение первоначальнойстоимости их при достройке, дооборудовании
и реконструкции отражается по дебету счета 01 «Основные средства»
в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Изменениепервоначальной стоимости при переоценке соответствующих объектов отражается посчету 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 83 «Добавочныйкапитал».
Дляучета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичнойликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01 «Основные средства» можетоткрываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчетапереносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленнойамортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объектасписывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы ирасходы».
Аналитическийучет по счету 01 «Основные средства» ведется по отдельным инвентарным объектамосновных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечитьвозможность получения данных о наличии и движении основных средств, необходимыхдля составления бухгалтерской отчетности (по видам, местам нахождения и т.д.).
Счет08«Вложения во внеоборотные активы»предназначен для обобщения информации о затратахорганизации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскомуучету в качестве основных средств, земельных участков и объектовприродопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации поформированию основного стада продуктивного м рабочего скота (кроме птицы,пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных,которые учитываются в составе средств в обороте).
Ксчету 08 «Вложения во внеоборотные активы» могут быть открыты субсчета:
08–1«Приобретение земельных участков»,
08–2«Приобретение объектов природопользования»,
08–3«Строительство объектов основных средств»,
08–4«Приобретение отдельных объектов основных средств»,
08–5«Приобретение нематериальных активов»,
08–6«Перевод молодняка животных в основное стадо»,
08–7«Приобретение взрослых животных» и др.
Насубсчете 08–3 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты повозведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного вмонтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами сметно-финансовымирасчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо оттого, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).
Насубсчете 08–4 «Приобретение отдельных объектов основных средств» учитываютсязатраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря в другихобъектов основных средств, не требующих монтажа.
Подебету счета 08 «Вложения но внеоборотные активы» отражаются фактическиезатраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основныхсредств, нематериальных активов и других соответствующих активов.
Сформированнаяпервоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и др.принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается сосчета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счетов 01 «Основныесредства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
Сальдоно счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражает величину вложенийорганизации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретенияосновных средств, нематериальных в других внеоборотных активов, а также формированияосновного стада.
Припродаже, передаче безвозмездно и др. вложений, учитываемых на счете 08«Вложения во внеоборотвые активы», их стоимость списывается в дебет счета 91«Прочие доходы и расходы».
Аналитическийучет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется по затратам,связанным со строительством и приобретением основных средств, – по каждомустроящемуся или приобретаемому объекту основных средств. При этом построениеаналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратахна: строительные работы и реконструкцию; буровые работы; монтаж оборудования;оборудование, требующее монтажа; оборудование, не требующее монтажа, а также наинструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство;проектно-изыскательские работы; прочие затраты по капитальным вложениям.
Счет07 «Оборудование кустановке»предназначен для обобщения информации о наличии идвижении технологического, энергетического и производственного оборудования(включая оборудование для мастерских, опытных установок и лабораторий),требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся(реконструируемых) объектах. Этот счет используетсяорганизациями-застройщиками.
Коборудованию, требующему монтажа, также относится оборудование, вводимое вдействие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам,к полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий исооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. В составэтого оборудования включаются контрольно-измерительная аппаратура или другиеприборы, предназначенные для монтажа в составе устанавливаемого оборудования.
Насчете 07 «Оборудование к установке» не учитывается оборудование, не требующеемонтажа: транспортные средства, свободно стоящие станки, строительныемеханизмы, сельскохозяйственные машины, производственный инструмент,измерительные и другие приборы, производственный инвентарь и др. Затраты наприобретение оборудования, не требующего монтажа, отражаются непосредственно насчете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по мере поступления их на склад илив другое место хранения.
Оборудованиек установке принимается к бухгалтерскому учету по дебету счета 07 «Оборудованиек установке» по фактической себестоимости приобретения, складывающейся изстоимости по ценам приобретения и расходов по приобретению и доставке этихценностей на склады организации.
Приобретениеоборудования за плату у других организаций и лиц отражается по дебету счета 07«Оборудование к установке» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками» или др.
Принятиек бухгалтерскому учету оборудования, внесенного учредителями в счет их вкладовв уставный (складочный) капитал организации, отражается по дебету счета 07«Оборудование к установке» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».
Поступлениеоборудования к установке может быть отражено с использованием счета 15«Заготовление и приобретение материальных ценностей» или без использования егов порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами.
Стоимостьоборудования, сданного в монтаж, списывается со счета 07 «Оборудование кустановке» в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этомзавезенное на строительную площадку оборудование, требующее монтажа, подрядчикпринимает на забалансовый учет по счету 005 «Оборудование, принятое длямонтажа». Стоимость этого оборудования или его частей, сданных и монтаж,подрядчик снимает с забалансового учета по счету 005 «Оборудование, принятоедля монтажа». Стоимость оборудования, переданного подрядчику, монтаж иустановка которого на постоянном месте эксплуатации фактически не начаты, неснимается с учета у застройщика.
Припродаже, списании, передаче безвозмездно и др. оборудования к установке егостоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Аналитическийучет по счету 07 «Оборудование к установке» ведется по местам храненияоборудования и отдельным его наименованиям (видам, маркам и т.д.).
Счет02«Амортизация основных средств»предназначен для обобщения информации обамортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.
Начисленнаясумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете го кредитусчета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затратна производство (расходов на продажу). Организация-арендодатель отражаетначисленную сумму амортизации по основным средствам, сданным в аренду, покредиту счета 02 «Амортизация основных средств» и дебету счета 91 «Прочиедоходы и расходы» (если арендная плата формирует операционные доходы).
Привыбытии (продаже, списании, частичной ликвидации, передаче безвозмездно и др.)объектов основных средств сумма начисленной но ним амортизации списывается сосчета 02 «Амортизация основных средств» в кредит счета 01 «Основные средства» (субсчет«Выбытие основных средств»). Аналогичная запись производится при списании суммыначисленной амортизации по недостающим или полностью испорченным основнымсредствам.
Аналитическийучет по счету 02 «Амортизация основных средство» ведется по отдельным инвентарнымобъектам основных средств. При этом построение аналитического учета должнообеспечивать возможность получения данных об амортизации основных средств,необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.
Счет03«Доходные вложения в материальныеценности»предназначен для обобщения информации о наличии и движениивложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование идругие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемыеорганизацией за плату во временное пользование (временное владение ипользование) с целью получения дохода.
Аналитическийучет по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности» ведется по видамматериальных ценностей, арендаторам и отдельным объектам материальныхценностей.
Счет91 «Прочиедоходы и расходы»предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах(операционных, внереализационных) отчетного периода, кроме чрезвычайных доходови расходов.
Покредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в течение отчетного периода находятотражение:
-         поступления,связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временноевладение и пользование) активов организации, в корреспонденции со счетами учетарасчетов или денежных средств;
-         поступления,связанные с продажей и прочим списанием основных средств, в корреспонденции сосчетами учета расчетов или денежных средств;
-         поступления,связанные с безвозмездным получением активов, в корреспонденции со счетом учетадоходов будущих периодов;
Подебету счета 91 «Прочие доходы и расходы») в течение отчетного периода находятотражение:
-         расходы,связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временноевладение и пользование) активов организации, в корреспонденции со счетами учетазатрат;
-         остаточнаястоимость активов, по которым начисляется амортизация, списываемых организацией,в корреспонденции со счетами учета соответствующих активов;
-         расходы,связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, вкорреспонденции со счетами учета затрат.
Насчетах бухгалтерского учета операции по учету основных средств, отражаютсяследующим образом№ п/п Содержание операции Корреспондирующие счета Первичный документ Дебет Кредит 1 2 3 4 5 Приобретение и перемещение объекта основных средств 1 Отражена задолженность поставщику за полученный предприятием объект основных средств 08 60; 76 Отгрузочные документы поставщика 2 Выделена сумма ВДС по полу – чеiiыому предприятием объекту основных средств 19 60; 76 Счет-фактура 3 Отражен ввод в эксплуатацию объекта основных средств 01 08 Акт приемки-передачи объекта основных средств 4 Погашена задолженность перед поставщиком 60; 76 51; 52 Выписка из банка по расчетному счету 5 Предъявлен к зачету из бюджета НДС по приобретенному основному средству 68 19 Акт приемки-передачи объекта основных средств 6 Отражена сдача в аренду объекта основных средств на условиях сохранения права собственности 01 03 Акт приемки-передачи объекта основных средств 7 Отражено оприходование объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал 01 75 Акт приемки – передачи объекта основных средств Приобретение оборудования, не требующего монтажа, а также оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса 8 Оприходовано приобретенное оборудование 08 60 Отгрузочные документы поставщика. Акт о приемке оборудования форма ОС‑14 9 Выделены суммы НДС по закупленному оборудованию 19 60 Счет-фактура 10 Относятся в себестоимость оборудования транспортные и заготовительно-складские расходы 08 60; 76 Товарно-транспортные накладные 11 Выделены суммы НДС по транспортным и заготовительно-складским расходам 19 60; 76 Счет-фактура 12 Погашена задолженность перед поставщиками и подрядчиками 60 51
Выписка из банка по
расчетному счету 13 Оборудование зачислено в состав основных средств 01 08 Акт приемки-передачи основных средств форма ОС‑1 14 Предъявлен к зачету из бюджета НДС по приобретенному оборудованию 68 19 Акт приемки-передачи основных средств 15 Предъявлен к зачету из бюджета НДС по услугам транспортной организации 68 19 Акт приемки-передачи основных средств Приобретение оборудования, требующего монтажа 16 Оприходовано оборудование, приобретенное застройщиком и поступившее на его склад или непосредственно на монтажную площадку 07 60 Отгрузочные документы поставщика. Акт о приемке оборудования 17 Выделены суммы НДс по закупленному оборудованию 19 60 Счет-фактура 18 Относятся в себестоимость оборудования транспортных и заготовительно-складские расходы 07 60; 76 Товарно-транспортные накладные 19 Выделены суммы НДС по транспортным и заготовительно-складским расходам 19 60; 76 Счет-фактура 20 Относиться на затраты стройки фактическая себестоимость оборудования, сданного в монтаж 08 07 Бухгалтерская справка 21 Погашена задолженность перед поставщиками и подрядчиками 60 51 Выписка из банка по расчетному счету 22 Оборудование зачислено в состав основных средств 01 08 Акт приемки-передачи основных средств 23 Предъявлен к зачету из бюджета НДС по приобретенному оборудованию 68 19 Акт приемки-передачи основных средств 24 Предъявлен к зачету из бюджета НДС по услугам транспортной организации 68 19 Акт приемки-передачи основных средств Осуществление ремонта, реконструкции подрядным способом 25
Приняты к оплате счета
подрядчиков за выполненные ими работы и оказанные услуги по ремонту, реконструкции, модернизации основных средств 08 60; 76 Акт приемки – сдачи выполненных работ 26 Отражены суммы НДС по работам, выполненным подрядным способом 19 60,76 Счет-фактура 27 Списана сумма НДС, по работам связанным с реконструкцией, модернизацией объекта 08 19 Бухгалтерская справка 28 Произведена оплата подрядчикам за выполненную работу 60 51 Выписка банка по расчетному счету 29 Стоимость объекта основных средств увеличена на сумму расходов по реконструкции, модернизации 01 08 Акт сдачи-приемки отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по форме ОС‑З. Бухгалтерская справка-расчет Осуществление ремонта, реконструкции хозяйственным способом 30 Отражена сумма затрат по реконструкции, модернизации основных средств выполненных собственным ремонтным подразделением 08 23
Бухгалтерская
справка-расчет 31 Стоимость основного средства увеличена на сумму расходов по реконструкции, модернизации 01 08 Акт сдачи-приемки отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по форме ОС-З Выбытие объектов основных средств 32 Списана первоначальная стоимость объекта основных средств 01 01 Акт приемки-передачи основных средств 33 Списана начисленная сумма амортизации по объекту основных средств 02 01 Акт приемки-передачи основных средств 34 Списывается на операционные расходы остаточная стоимость основных средств 91 01 Бухгалтерская справка 35 Списываются дополнительные расходы, связанные е реализацией основных средств 91 76 Бухгалтерская справка 36 Поступила выручка от реализации объекта основных средств 51 91 Выписка банка по расчетному счету 37 Начислен к уплате в бюджет НДС но реализованному объекту основных средств 91 68 Счет-фактура 38 Отражен финансовый результат от реализации объекта основных средств 91 99 Бухгалтерская справка-расчет
Объектом поучету основных средств является инвентарный объект.
Инвентарныйобъект основных средств – это законченное устройство со всеми приспособлениямии принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет (например:станок, холодильник и т.п.), выполняющий самостоятельные функции, либо комплексконструктивно сочлененных предметов (например, поточная линия), представляющихсобой единое целое и вместе выполняющих определенную работу.
Для учета иконтроля сохранности основных средств каждому поступившему объекту присваиваютинвентарный номер, который должен быть обозначен на нем. Если объект сложный исостоит из обособленных элементов, то на каждом элементе ставится номеридентичный основному предмету.
Нумерациюстроят по порядковой серийной системе. Инвентарный номер сохраняют на весьпериод нахождения объекта в эксплуатации, а при го выбытии не присваивают егономер вновь поступившим объектам длительное время.
Аналитический учет основных средств напредприятии ведется в бухгалтерии в Инвентарных карточках. Карточку заполняютна основе Актов на поступившие основные средства, технических паспортов и другихдокументов.
Для отметок о выбытии, при передачи другимсубъектам основание является акт приемки-передачи формы №1. При списанииосновных средств, ветхости или износа применяется акт списания форма №3.
Записи озаконченных работах по застройке, реконструкции, ремонту оборудования винвентарные карточки вносят на основании «Акта приема и сдачиотремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов» форма ОС‑2.
Заполненныеинвентарные карточки регистрируют в описях инвентарных карточек по учетуосновных средств форма ОС‑10. По выбывшим основным средствам карточкипомещают в архив картотеки.
4. Учет амортизации основных средств
Амортизация основныхсредств представляет собой способ возмещения затрат, связанных с приобретениемили возведением основных средств, путем перенесения стоимости основных средствна себестоимость продукции (работ, услуг), а по объектам непроизводственногоназначения – на собственные источники.
Если материалы и сырьесписываются на себестоимость по мере списания в производство в полной сумме, тоосновные средства – частями.
Во-первых, это связано стем, что объекты основных средств не переносятся непосредственно на продукцию(работы, услуги).
Во-вторых, срокэксплуатации основных средств превышает один год.
В-третьих, стоимостьосновных средств, как правило, высока и включение ее сразу в себестоимостьвызовет нежелательные финансовые последствия.
Понятие амортизацииозначает процесс перенесения стоимости основных средств на себестоимостьпродукции.Осуществляется этот процесс путем начисления износа, который учитывается насчете 02 «Износ основных средств». Счет 01 не корреспондирует со счетом 02.Износ начисляется следующими проводками: Д‑т 20,23,25,26 К‑т 02– начислен износ основных средств.
Начисляя износ, предприятиепереносит часть стоимости основных средств на себестоимость основных средств,которая равна разнице между первоначальной (восстановительной) стоимостью иизносом.
В балансе этот процессотражается уменьшением внеоборотных активов, которые учитываются по остаточнойстоимости.
Объектами амортизацииявляются основные средства, принадлежащие предприятию на праве собственности,хозяйственного ведения, оперативного управления.
Не начисляется износ на:
-   машины, оборудование и другиеподобные средства труда, которые числятся на предприятии как товар или готоваяпродукция;
-   основные средства, полученныебезвозмездно и по договорам дарения, а также объекты, полностью приобретенныеза счет бюджетных ассигнований (если объект приобретен частично за счетбюджетных ассигнований, то износ рассчитывается с части стоимости, равнойсобственным затратам предприятия. Это положение распространяется только наосновные средства, поступившие и поступающие после 1 января 1998 года. Наосновные средства, поступившие таким образом в предыдущие периоды (до 1 января1998 года износ начисляется);
-   жилищный фонд;
-   объекты внешнего благоустройства идругие аналогичные объекты лесного хозяйства, дорожного хозяйства,специализированные сооружения судоходной обстановки и др.;
-   продуктивный скот, буйволов, оленей;
-   многолетние насаждения, не достигшиеэксплуатационного возраста;
-   приобретенные издания (книги, брошюрыи др.);
-   мобилизационные мощности, если иноене предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Амортизация приостанавливаетсяв случаях перевода основных средств на консервацию на срок не менее трехмесяцев. Порядок консервации основных средств, числящихся на балансе,устанавливается и утверждается руководителем организации, при этом могут бытьпереведены на консервацию, как правило, основные средства, находящиеся вопределенном комплексе, объекте, имеющие законченный цикл производства. Решениео консервации принимается руководителем предприятия, о чем издаетсясоответствующий приказ. Никаких согласований с налоговыми органами и местнымивластями при этом не требуется. Амортизация приостанавливается также в периодвосстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает12 месяцев.
В сезонных производствахгодовая сумма износа начисляется равномерно в течение периода работыпредприятия в отчетном году. Например, первоначальная стоимость основногосредства составляет 600000 руб. Годовая норма амортизации – 10% или 60000 руб.Предприятие работает 8 месяцев в году (с мая по декабрь включительно). До маяизнос начисляться не будет. С мая до конца года должен ежемесячно начислятьсяизнос в размере 7500 руб. (60000: 8 мес.).
В ПБУ 6/97 и Методическихуказаниях предусмотрено четыре способа амортизации:
-линейный;
-способ уменьшаемого остатка;
-способ списания стоимости по суммечисел лет срока полезного использования;
-способ списания стоимостипропорционально объему продукции (работ).
Линейный способ говоритсам за себя – суммы отчислений одинаковы за весь период эксплуатации. Второй итретий способы из приведенных выше являются нелинейными. При их применениисуммы амортизационных отчислений в предыдущие годы больше, чем в последующие.Выбранный метод должен быть обязательно отражен в приказе об учетной политике.При этом не обязательно использовать один и тот же метод по всем основнымсредствам – один и тот же метод может применяться внутри группы однородныхобъектов.
Способ амортизации втечение всего срока полезного использования не должен изменяться. В связи сэтим по основным средствам, находившимся на балансе до 1 января 1998 года,амортизационные отчисления после 1 января 1998 года должны производиться тольколинейным способом по нормам, установленным постановлением Совета Министров СССРот 22 октября 1990 г. №1072 «О единых нормах амортизационных отчислений наполное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР». Остальные триспособа могут применяться по основным средствам, принятым на баланс после 1января 1998 года.
Какими же нормамиамортизации должны пользоваться предприятия? Порядок применения норм содержитсяв Положении от 29 декабря 1990 г. №ВГ‑21‑Д/144/17–24/4–73 «Опорядке начисления амортизационных отчислений». Способы амортизации, изложенныев ПБУ 6/97 и Методических указаниях, действуют с 1 января 1998 года. Однако онимогут применяться при ведении бухгалтерского учета. В целях же налогообложениядолжен использоваться линейный способ по нормам, установленным постановлением №1072.Эти нормы устанавливаются в процентах на год. Например, норма амортизации наобъект первоначальной стоимостью 100000 руб. составляет 10% в год. За годнеобходимо начислить износ в размере 10 № от 100000, то есть 10000. Износначисляется ежемесячно. Таким образом, в месяц износ оставит 830 руб. (10000руб.: 12) и будет начисляться ежемесячно до тех пор, пока сумма износа не будетравна первоначальной (восстановительной) стоимости. После этого процессамортизации прекращается, хотя сам объект может продолжать эксплуатироваться.На счете 01 будет числиться по данному объекту сумма в 100000 руб., на счете 02– также – 100000 руб.
По объектам непроизводственногоназначения износ относится на собственные источники следующей проводкой: Д‑т 88К‑т 02 – списан износ по основным средствам непроизводственногоназначения.
При вводе объектаосновного средства в эксплуатацию должен быть обязательно составлен акт приемки– передачи по форме №ОС – 1. Дата составления акта и будет являться датойввода. Начисление износа начинается с 1‑го числа месяца, следующего замесяцем ввода, и прекращается с 1‑го числа месяца, следующего за месяцемвыбытия.
Применение ускореннойамортизации в определенных случаях регламентируется постановлениемПравительства РФ от 19 августа 1994 г. №967 «Об использовании механизмаускоренной амортизации и переоценке основных фондов». Норма отчислений можетувеличиваться, но не более, чем в два раза. Необходимость применениякоэффициента в большем размере согласовывается с финансовыми органами субъектовРФ. Цель ускоренной амортизации (только для активной части основных фондов) –создание условий для развития высокотехнологичных отраслей экономики ивнедрение эффективных видов машин и оборудования.
Соответствующий переченьвысокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудованияустанавливался федеральными органами исполнительной власти.
Решение о примененииускоренной амортизации необходимо оформить как элемент учетной политики, иначеэтот факт будет расценен как завышение прибыли.
5. Учет ремонта основных средств
В зависимостиот объемов и характера работ, источников финансирования различают текущие икапитальные ремонты основных средств. Ремонтные работы организуются ипроводятся подрядным и хозяйственным способами.
Подрядныйспособсостоит в том, что для производства ремонта привлекаются специализированные ремонтныепредприятия и другие сторонние организации, выполняющие его по договору.
Хозяйственныйспособпредставляет собой производство ремонтных работ силами и средствами самогопредприятия. Порядок учета ремонтов, осуществляемых подрядным способом,производится на основании договоров или нарядов-заказов. Сдача основных средствв ремонт оформляется выпиской документов типовой формы №03–1. Оборудование,сданное в ремонт, учитывается на балансе предприятия. По мере окончания ремонтаподрядчик письменно извещает заказчика. Прием законченного ремонта оборудованияпроизводится по акту приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированныхобъектов типовой формы №03–2.
Сумма затратна законченный капитальный ремонт отмечается в инвентарной карточке посоответствующему объекту.
Расчеты сподрядчиками на капитальный ремонт оборудования производятся по счетам заполностью законченные ремонтные работы по объекту в целом в соответствии состоимостью ремонта. К счетам прилагаются акты приема выполненных работ.
Затраты нареконструкцию, модернизацию, застройку, дооборудование объектов основныхсредств отражаются на счете 15 «Капитальные инвестиции».
На принятыеот подрядчика законченные ремонтные работы в учете делается бухгалтерскаязапись: Дебет счета 15 ' «Капитальные инвестиции». Кредит счета 63 «Расчеты споставщиками и подрядчиками».
Списаниефактических затрат по законченному капитальному ремонту осуществляетсябухгалтерской проводкой: Дебет счета 10 «Основные средства», Кредит счета 15 «Капитальныеинвестиции».
Прихозяйственном способе производства ремонтных работ затраты учитываются на счете15 «Капитальные инвестиции», после завершения работ на данную суммуувеличивается первоначальная стоимость с отражением бухгалтерской записью:Дебет счета 10 «Основные средства». Кредит счета 15 «Капитальные инвестиции».
Затраты натекущий ремонт списываются на затраты производства (счета 23, 91, 92, 93, 941,949).
Основныебухгалтерские записи, связанные с затратами на улучшение и содержание основныхсредств, отражаются следующим образомСодержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Дебет Кредит 1 2 3 Затраты на улучшение и содержание основных средств производственного назначения, осуществленные для обеспечения будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от их использования 23 63 Затраты на улучшение и содержание основных средств общепроизводственного назначения, осуществленные для обеспечения будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от их использования 91 63 Затраты на улучшение и содержание основных средств, общехозяйственного назначения, осуществленные для обеспечения будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от их использования 22 63 Затраты на улучшение и содержание основных средств, обеспечивающих сбыт продукции, осуществленные для обеспечения будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от их использования 93 63 Затраты на улучшение и содержание основных средств, предназначенных для выполнения научно-исследовательских работ, осуществленные для обеспечения будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от их использования 941 63 Затраты на улучшение и содержание основных средств жилищно-коммунального и социально-культурного назначения, осуществленные для обеспечения будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от их использования 949 63 Оплата аванса за затраты по реконструкции, модернизации, застройке, дооборудованию объектов основных средств 15 63 Увеличение первоначальной стоимости на сумму затрат на реконструкцию, модернизацию, застройку, дооборудование объектов основных средств 10 15
6. Инвентаризация основных средств
С цельювыявления фактического наличия основных средств и контроля за их сохранностью,субъектами периодически проводится инвентаризация основных средств сдействующими нормативными актами и учетной политикой предприятия.
Инвентаризация-способбухгалтерского учета, при помощи которого сопоставляются и регулируются учетныеданные в средствах субъекта с их фактическим наличием с целью обеспечениясоответствия этих показателей.
Инвентаризацияимущества и финансовых обязательств организации проводится в соответствии соСтандартом бухгалтерского учета №24 «Организация бухгалтерской службы».
Инвентаризациибывают:
1.         Полные– касаются всех средств хозяйствующего субъекта. Обычно инвентаризацию проводятв следующие сроки:
-         основныхсредств не менее одного раза в год (не ранее 1 ноября);
-         здания,сооружения и других неподвижных объектов основных средств – один раз в 2–3года;
-         капитальныхвложений – один раз в год;
-         незавершенногопроизводства на 1 января;
-         капитальногоремонта, расходов будущего периода – не менее 1 раза в квартал;
-         расчетыс банком по мере получения выписок по лицевым счетам;
-         расчетовс финансовыми органами – ежеквартально;
-         денежныхсредств и документов строгой отчетности – не менее 1 раза в месяц;
-         расчетыс прочими дебиторами и кредиторами – два раза в год;
-         остальныхстатей баланса – на 1 января следующего за отчетным года.
2.         Частичныеохватывают один вид средств (денежные средства в кассе, материалы на складе).Проводятся систематически на протяжении всего года в целях сохранности материальныхценностей.
3.         Плановые– проводятся в установленные сроки.
4.         Внезапные– по распоряжению руководителя, при смене материально ответственных лиц, потребованию следственных органов.
5.         Внеплановые– проводят после стихийных бедствий.
6.         Ежемесячные– денежных средств.
7.2. Порядокпроведения инвентаризации
В организациисоздают постоянно действующую инвентаризационную комиссию. Для непосредственногопроведения инвентаризации имущества на предприятиях создаются рабочиеинвентаризационные комиссии.
В задачиинвентаризации входит получение точных данных о фактическом наличии итехническом состоянии основных средств, а также сверка фактического наличия сданными бухгалтерского учета. Данные о фактическом наличии и техническомсостоянии основных средств записывают в «Инвентаризационные описи основныхсредств, которые потом передаются в бухгалтерию. При обнаружении расхождений инеточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документациидолжны быть внесены соответствующие исправления.
Приинвентаризации основных средств комиссия в обязательном порядке производитосмотр объектов и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование,назначение, инвентарные номера и основные технические и эксплуатационные показателипри выявлении объектов не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрахбухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должнавключить в инвентаризационную опись и инвентарные карточки недостающие, а такжеправильные сведения.
Присвоенныеинвентарным объектам номера, как правило, не должны меняться. Замена номеровможет быть произведена в тех случаях, когда объекты ошибочно значатся не в тойгруппе основных средств, в которой они должны были быть отнесены по своемутехнико-производственному назначению, а также в случаях установления неправильнойнумерации.
Основныесредства, которые при инвентаризации находятся вне предприятия, инвентаризируютдо момента временного выбытия их с предприятия. Основные средства, не пригодныек эксплуатации и не подлежащие восстановлению, в инвентаризационную опись не включаются.Н а эти объекты инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись суказанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты кнепригодности.
Одновременно синвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства,арендованные и находящиеся на ответственном хранении.

Заключение
 
Бухгалтерскийучет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальныепроцессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризуетфинансовое состояние предприятия и служит основой для принятия управленческихрешений. В современных условиях хозяйствования практически невозможно управлятьсложным экономическим механизмом хозяйствующего субъекта без современной полнойи достоверной экономической информации, которую дает только четко налаженная системаучета.
В процессенаписания работы, я поняла, что бухгалтерский учет основных средств – оченьважное направление бухгалтерского учета вообще. Он должен обеспечиватьвыполнение следующих задач:
-правильное оформление документов и своевременное отражение в учетепоступления основных средств, их внутреннего перемещения, выбытия;
-достоверное определение результатов от реализации и прочеговыбытия основных средств;
-полное определение затрат, связанных с поддержанием основныхсредств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, напроведение всех видов ремонта);
-контроль за сохранностью основных средств, принятых кбухгалтерскому учету.
Эти задачирешают с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организацииучета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учетазатрат по их ремонту.

Список литературы
 
1.  Астахов В.П. Теориябухгалтерского учета
2.  Пошерстник Н.В.,Мейксин М.С., Пошерстник Е.Б. Самоучитель по бухгалтерскомуучету
3.  Астахов В.П. Бухгалтерскийучет и налогообложение основных средств
4.  Мордовкин А.В. Бухгалтерскийучет и налогообложение основных средств
5.  Козлова Е.П.,Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет
6.  Луговой В.А. Учетосновных средств, нематериальных активов, долгосрочных инвестиций
7.  Кожинов В.Я. Бухгалтерскийучет


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Григорианский календарь 2
Реферат Характеристика свежих плодов, рыбы и мясных полуфабрикатов
Реферат Функционирование службы управление персоналом на предприятии
Реферат «Куратор групи: партнер, наставник, лідер?!»
Реферат Порядок взаимодействия контрольно - ревизионных органов с органами прокуратуры, внутренних дел и
Реферат Rocket Engines Essay Research Paper One of
Реферат Дискусія Форми проведення дискусій Культура мовлення під час дискусії
Реферат Влияние научно-технического прогресса на экономическое развитие государства
Реферат Правовая сущность гражданско-правого договора и особенности общего порядка его заключения в современных
Реферат Изобразительное искусство Италии 15 века
Реферат Тема памяти по стихотворениям Твардовского «Две строчки», «Я убит подо Ржевом» и «В тот день, когда окончилась война»
Реферат Конкурентоспособность России в мировой экономике 2
Реферат Она смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории 2
Реферат Stanislaw Lem. Odruch warunkowy (1963)
Реферат Проблема историчности Иисуса Христа Иисус Христос миф или реальность