Муниципальное образовательное учреждение
Южно-Уральский профессиональный институт
Курсовая работа
по дисциплине: «Учет в банках»
на тему: «Организация и учет безналичных расчетов в кредитных организациях»
Выполнил: студентка гр. ФЗ-410-С
Болкуненко Р.П.
Проверил:
Челябинск
2008
Оглавление
Введение
1. Организация безналичных расчетов
1.1 Правовое обеспечение расчетныхопераций и принципы их организаций
1.2 Виды счетов, открываемых в коммерческом банке
1.3 Порядок открытия счетов
2. Видырасчетных документов, обязательные реквизиты и особенности расчетов ими
3. Формы безналичных расчетов
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Темой моей курсовой работы является «Организация безналичныхрасчетов в кредитных организациях»
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что вопросычеткой организации денежных расчетов играют огромную роль в деятельности экономическихсубъектов.
Любая организация совершает денежные расчеты и как покупатель,и как продавец. Также она осуществляет денежные расчеты с персоналом и рассчитываетсяс бюджетом и банком. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот.Значительная часть платежного оборота осуществляется безналичным путем, т.е. совершениемзаписей (проводок) по счетам в банках. Наличные деньги применяются главным образомв платежном обороте, в котором участвует население, а также при расчетах на незначительныесуммы.
Безналичные расчеты в Российской Федерации осуществляются черезплатежную систему Банка России и частные платежные системы. Безналичные расчетыпредставлены внутрибанковскими платежными системами для расчетов между подразделениямиодной кредитной организации, платежными системами кредитных организаций для расчетовпо корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях, платежнымисистемами расчетных небанковских кредитных организаций, а также системами расчетовмежду клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала).
Банк России занимает особое место в платежной системе России,так как, являясь оператором собственной платежной системы, координирует и регулируетрасчетные отношения в России, осуществляет мониторинг деятельности частных платежныхсистем, определяя основные положения их функционирования, устанавливает правила,формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, а также организуетналичное денежное обращение.
Банк России разрабатывает порядок составления и представлениястатистической отчетности, характеризующей платежную систему России, с целью повышенияее прозрачности.
Правовая база платежной системы России основана на Гражданскомкодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ), Федеральных законах и принятыми всоответствии с ними нормативными актами Банка России.
Расчеты между юридическими лицами и расчеты с участием гражданосуществляются наличными денежными средствами и в безналичном порядке.
В соответствии с ГК РФ безналичные расчеты производятся черезкредитные организации.
Отношения между Банком России и его клиентами, а также кредитнымиорганизациями и их клиентами регулируются договорами корреспондентского счета (субсчета)или банковского счета. Указанные документы служат правовой основой для функционированияи дальнейшего развития платежной системы России.
В 2004 г. Банком России утверждена новая редакция от 3 октября 2002 г. № 2-П Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, котороеявляется основным нормативным документом, регулирующим безналичные расчеты междуюридическими лицами в валюте Российской Федерации на ее территории.
Цель моей курсовой работы — изучение безналичных расчетов в кредитныхорганизациях. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
· Выяснить нормативно-правовые основы обеспечения расчетных операций;
· Рассмотреть формы безналичных расчетов и виды расчетных документов;
· Определить виды счетов, применяемые в коммерческом банке;
· Охарактеризовать порядок открытия счетов;
· Рассчитать и составить бухгалтерские проводки;
1. Организация безналичных расчетов1.1 Правовое обеспечение расчетных операций и принципыих организаций
Расчетные операции относятся к базовым услугам банков, на долюкоторых приходится до 2/3 операционного времени банковского персонала. В соответствиис действующим законодательством расчеты между юридическими лицами осуществляютсячерез счета, открываемые ими в банках. Расчетное обслуживание клиентов банками способствуетконцентрации денежных ресурсов в банках и создает возможность использования этихсредств в качестве источника кредитования, поэтому банки заинтересованы в рациональнойорганизации платежного оборота.
Расчеты осуществляются с поставщиками, подрядчиками, с бюджетом,внебюджетными фондами, подотчетными лицами, с учредителями, государственными и муниципальнымиорганами, с дочерними (зависимыми) обществами, прочими дебиторами и кредиторами.Выполняя расчетные операции, банки выступают посредниками, участвующими в процессеорганизации расчетных правоотношений. Клиенты имеют право самостоятельно выбиратьбанк для расчетного обслуживания и по всем видам банковских операций могут пользоватьсяуслугами одного или нескольких банков.
Расчетные отношения регламентируются нормами различных отраслейправа, в первую очередь нормами гражданского и финансового права. Важнейшими нормативнымиактами, регулирующими данную сферу общественных отношений, является Гражданскийкодекс РФ, Федеральный закон «О Центральном банке (Банке России)», Федеральныйзакон " О банках и банковской деятельности", Налоговый кодекс РФ, ПоложениеЦБ РФ «О безналичных расчетах в РФ» от 3 октября 2002г. № 2-П и др.
Гражданский кодекс РФ регулирует права и обязанности хозяйствующихсубъектов, равно как и устанавливает ответственность за нарушение этих обязательств.
Расчетные отношения регламентируются также постановлениями правительстваРФ, нормативными актами Банка России. Банк России является органом, регулирующим,координирующим и лицензирующим организацию расчетных отношений, в том числе клиринговыхсистем в России. К компетенции Банка России относится установление правил, форм,сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов. В настоящее время действуетПоложение «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3 октября 2002 г. № 2-П, которое регламентирует общие подходы к организации расчетов и единыйдокументооборот в банках.
При проведении расчетных операций основными видами деятельностибанка являются:
· зачисление и хранение поступающих на счет клиента денежных средств;
· списание по поручению клиента (а по решению суда и в других предусмотренныхзаконодательством и договором случаях — без такого поручения) соответствующих суммс его счета для зачисления их на счет кредиторов;
· прием от клиента и выдача ему по его поручению наличных денег;
· выплата установленных процентов на хранимые на счете суммы;
· контроль законности и возможности проведения денежной операции;
· определения остатка средств на счетах клиентов и на основании поступлений,выдач, начисления налогов, обязательных резервов, дивидендов, процентов, комиссионныхи т.д., зачисление или списание денег с расчетных, текущих или других счетов клиентов;
безналичный расчет коммерческий банк
· извещение всех участников операций об их проведении и результатах.
Правовое обеспечение расчетных операций основывается на соблюденииопределенных правил, сроков и стандартов проведения операций. Важнейшими из нихявляются принципы организации расчетных отношений. В соответствии с этимипринципами:
· все предприятия независимо от их организационно-правовой формы обязаныхранить денежные средства (как собственные, так и привлеченные) в банке на соответствующихсчетах;
· в наличной форме денежные средства могут находиться в кассах банковв пределах лимита и на определенный срок, установленный банком по согласованию спредприятием;
· денежные расчеты между предприятиями проводятся путем безналичныхрасчетов через банки;
· платежи (расчеты) осуществляются банком в соответствии с полученнымиот предприятия денежно-расчетными документами.
При осуществлении расчетов банки и клиенты принимают на себяопределенные обязательства, которые носят императивный характер, т.е. должныстрого соблюдаться по нормам Гражданского кодекса РФ. Так, существуют правила онедопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, предусмотренногодоговором о возмездном оказании услуг. При условии наблюдения договора банком (илинеполного исполнения) или несоблюдения сроков исполнения обязательств клиента банкдолжен возместить клиенту фактически понесенные им убытки, включая реальный ущерби произведенные заказчиком платежи в пользу своего контрагента.
Для банка нарушение в одностороннем порядке договора со стороныклиента означает не только прямой ущерб, но и упущенную им выгоду, которая должнабыть возмещена в полном объеме. Подобные нарушения приводят не только к ухудшениюфинансового состояния сторон, но и подлежат обязательному разбирательству в судебныхинстанциях.
Основанием для осуществления расчетов является договор банковскогоили корреспондентского счета, если иное не установлено законодательством. Важнейшиминормами, которые регулируют расчетные отношения, являются:
· своевременность выполнения расчетов по договору;
· сохранность документации;
· конфиденциальность полученной банком информации от клиента;
· ответственность банка за ненадлежащее качество оказания расчетныхуслуг.
В соответствии с договором банковского счета устанавливаютсясроки проведения платежей и расчетов банком. Оптимальным способом осуществлениярасчетов являются платежи, проводимые банком в день представления документации клиентов(т.е. день в день), если иное не предусмотрено договором.
Банк несет ответственность за нарушение срока проведения платежей,что очень важно, так как полноценная работа банков в области расчетных отношенийполностью зависит от правильности оформления клиентской документации, выборка оптимальнойформы расчетов, точности их заполнения. В связи с переходом к системе расчетов врежиме реального времени порядок прохождения документов становится действительнооптимальным и обеспечивает в наибольшей степени интересы банка и его клиента.
Важной составляющей расчетных взаимоотношений клиента и банкаявляется сохранность документации, которая возлагается на банк (Закон РФ«О банках и банковской деятельности») и подлежит обязательному выполнению.
Банк также должен гарантировать клиенту конфиденциальностьполученной информации. При исполнении банком своих обязательств сведения, содержащиесяв клиентской документации, рассматриваются как коммерческая тайна и не подлежатразглашению третьим лицам. Порядок и условия пользования такой информацией определяютсясоглашением сторон.
Таким образом, объем соответствующих сведений должен быть определенв договоре. Этические нормы банковской деятельности предусматривают безусловноесоблюдение конфиденциальности всей информации, ставшей известному банку в процессерасчетного обслуживания клиента. В противном случае за нарушение этой обязанностибанк может быть лишен лицензии на право осуществления банковских операций.
Банк несет ответственность за ненадлежащее качество выполнениярасчетных операций. Если эти отношения выполняются с отступлениями от договора,ухудшившими финансовое состояние клиента, последний вправе расторгнуть его и перейтина обслуживание в другой банк.
Убытки, которые понес клиент в случаи неквалифицированного обслуживания,могут быть взысканы с банка на основании решения суда или арбитражного суда по иску,предъявляемому ЦБ РФ, выдавшему лицензию: понесенные убытки в полном объеме; штраф,зачисляемый в доход федерального бюджета в соответствии с установленными размерами.
1.2 Виды счетов, открываемых в коммерческом банке
На основании договора банковского счета клиентам в зависимостиот характера их деятельности и источников финансирования могут быть открыты различныевиды счетов: расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, ссудные и др. Виды счетов,открываемых в банке клиентам, предопределены их правовым статусом и характером деятельности.
Расчетный счет является основным счетом предприятия. Егооткрывают предприятиям независимо от форм собственности, обладающим правами юридическоголица, предназначен счет для совершения расчетов, прежде всего по его основной деятельности.Так, на расчетный счет зачисляются не только выручка от реализации продукции (выполненияработ, оказания услуг), но и поступления, не относящиеся к основному виду деятельностипредприятия: доходы от внереализационных операций, суммы полученных кредитов и иныхпоступлений, расчеты с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам,дивиденды, проценты и пр. С этого же счета производятся расходы предприятия, погашаютсяих финансовые обязательства.
Таким образом, на расчетном счете концентрируются результатывсех банковских операций по основной деятельности. Остаток на счете указывает насвободные денежные средства, которыми располагает его владелец.
Отношения между сторонами носят возмездный характер, если договоромо банковском счете устанавливается начисление процентов на неснижаемые остатки средствна расчетных счетах. Вместе с тем за расчетное обслуживание счетов юридических лицбольшинство российских банков плату не взимает.
Текущие счета открываются предприятиям, не обладающимпризнаками, дающим право иметь расчетный счет. Филиалам, представительствам и другимобособленным подразделениям предприятий открываются текущие счета, по которым проводятсяоперации, связанные главным образом с оплатой труда и административно-хозяйственнымирасходами. По этому счету осуществляются следующие операции: зачисление средствс расчетного счета головного предприятия для выдачи заработной платы и командировочныхрасходов; их выдача; безналичные перечисления во вклады граждан, а также удержаниеих заработной платы (с разрешения банка могут быть предусмотрены также выплаты наличныхденег для выполнения производственных задач).
Бюджетные счета открываются организациям (предприятиям),финансируемым за счет федерального бюджета (внебюджетных фондов). В зависимостиот характера учитываемых операций они подразделяются на доходные, расходные, текущиесчета местных бюджетов и текущие счета внебюджетных средств.
Средства, поступающие на счета, подлежат строго целевому использованиюпо поручению финансовых органов в соответствии с целями деятельности этих предприятий.По согласованию сторон может быть установлена плата, начисляемая на остатки средствна указанных счетах.
Депозитные счета юридических (физических) лиц открываютсядля хранения в течение определенного времени части средств предприятия по его желаниюв обслуживающим банке или любом другом банке. Эти средства зачисляются путем перечислениясоответствующих сумм с расчетных и текущих счетов.
В соответствии с отношениями, складывающимися между сторонами,банк обязан принять сумму (вклад), поступившую от вкладчика, и возвратить ему весьвклад с установленными процентами. Отношения по банковским вкладам регулируютсягл.44 ГК РФ. К ним могут быть применимы правила о договоре банковского счета (гл.45ГК РФ) в части, соответствующей существу договора банковского депозита (вклада).
Имеются особенности в отношении привлечения вкладов физическихлиц коммерческими банками. В соответствии с законами РФ «О банках и банковскойдеятельности» и «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»от 23 декабря 2003г. № 117 — РЗ эти операции могут производить только банки, имеющиеспециальную лицензию на привлечение средств физических лиц во вклады в рублях илииностранной валюте. Обязанности по выплате полученных сумм и начисленных процентовпо депозитному вкладу лежат на коммерческом банке. Внесение вклада может быть удостовереносберегательной книжкой, сберегательным сертификатом или иным выданным вкладчикукоммерческим банком документом, установленным в соответствии с банковскими правиламии применяемым в практике обычаями делового оборота.
Ссудные счета могут открываться юридическим лицам дляотражения на них сумм кредита, выданного банком. Выдача кредита осуществляется путемперечисления суммы с ссудных счетов на расчетные (текущие) счета клиентам банка.Данные операции оформляются заключением кредитных договоров. В соответствиис договором займа (или кредитным договором), заключаемым заемщиком (юридическимлицом) с кредитором (банком), последний передает в собственность заемщику деньги,а тот обязуется возвратить кредитору такую же сумму (сумму займа).
Средства, получаемые заемщиком с ссудных счетов, могут быть направленынепосредственно на оплату кредитуемых материальных ценностей и затрат, включая выдачусредств на заработную плату с одновременным перечислением налогов и обязательныхплатежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Погашение задолженности по ссудам и уплатапроцентов по ним производится в обратном порядке с расчетных (текущих) счетов нассудные. Если задолженность по основной сумме ссуды или процентов по ней своевременноне погашаются, эти суммы зачисляются на счета просроченной задолженности (соответственнопо основной сумме долга или на счета просроченных процентов).
Помимо рассмотренных выше видов счетов банковскими правиламирегулируется открытие других видов счетов, например валютных, счетов по операциямс ценными бумагами, по предоставлению банковских карт и т.д., в соответствии с видамибанковских операций.
Банк может использовать имеющие на счете предприятия денежныесредства в качестве кредитного ресурса, но обязан гарантировать их наличие при предъявлениитребований к счету, право клиента распоряжаться этими средствами и получать доходы(проценты) по ним.
Таким образом, рассмотренные виды счетов, открываемых в коммерческомбанке, отражают состояние расчетных отношений. Клиенты вправе открывать необходимоеим количество расчетных, депозитных и иных видов счетов в любой валюте в банкахс их согласия, если иное не установлено федеральными законами.1.3 Порядок открытия счетов
Порядок открытия счетов и механизм осуществления операций поним регулируются Банком России в соответствии с законодательством. Они могут бытьоткрыты предприятием с различной формой собственности. Существуют особенности предоставленияюридическим лицам документов, необходимых для открытия отдельных видов счетов.
Для открытия расчетного счета в банке предприятия-резиденты представляют:
· заявление на открытие счета установленного образца;
· справку о постановке на учет в налоговом органе;
· справку из Пенсионного фонда РФ;
· справку из органа Фонда обязательного медицинского страхования в статистическихорганах;
· нотариально удостоверенную карточку с образцами подписей и оттискомпечати предприятия (по установленной форме);
· копии документов о назначении (избрании и пр.) должностных лиц предприятия- распорядителя счета, указанных в представленных им карточках;
· копию документа о включении в состав Единого государственного регистрапредприятий и присвоении кодов предприятию органами Госкомстата РФ;
· нотариально удостоверенные (удостоверенные регистрирующим органом)копии:
ü устава (положения);
ü учредительногодоговора (заявки на регистрацию);
ü свидетельствао государственной регистрации предприятия;
ü договора банковскогосчета.
Открытие счетов предпринимателям имеет свои особенности.Если предприниматель осуществляет свою деятельность без образования юридическоголица, расчетный и другие счета открываются на его имя. Для открытия счета в банкпредоставляются:
· заявление на открытие счета в российских рублях;
· копия документа о государственной регистрации, удостоверенная нотариально(или регистрирующим органом);
· справка о постановке на учет в налоговом органе;
· справка из органа Пенсионного фонда РФ;
· справка из органа Фонда обязательного медицинского страхования;
· нотариально удостоверенная карточка с образцом подписи предпринимателя.
Все платежи со счета клиента проводятся банком только по поручениюклиента и в день поступления платежных документов в банк до окончания операционногодня. За несвоевременное осуществление платежей со счета клиента банк уплачиваетклиенту пеню в размере 0,5 % несвоевременно перечисленной суммы за каждый день просрочкиплатежа.
Все платежи в пользу владельца счета зачисляются в день поступленияв банк подтверждающих платежных документов. В случае задержки поступления платежныхдокументов банк принимает все меры к обеспечению их розыска. За несвоевременноепо вине банка зачисления платежей на счет клиента банк уплачивает пеню в размере1 % несвоевременно зачисленной суммы за каждый день просрочки.
Счет недоимщика — это один из расчетных (текущих) счетов,с которым осуществляются все расчеты по погашению задолженности бюджету и внебюджетнымфондам. Счет недоимщика регистрируется в территориальном органе Госналогслужбы.При этом предприятию могут отказать в регистрации такого счета в конкретном банке.На время действия счета недоимщика со всех остальных расчетных (текущих) счетовв рублях осуществляются только операции по зачислению средств и перечислению ихна счет недоимщика и осуществлению платежей 1-й и 2-й групп очередности.
Дата отправки сообщения банка не может больше чем на 5 дней отличатьсяот даты открытия (закрытия) счета. Кроме того, банки в 5-дневный срок сообщают оботкрытии счета органу Пенсионного фонда РФ, выдавшему организациям и гражданам справкуо регистрации их в качестве плательщиков страховых взносов в этот фонд.
Открытие счета клиентам регистрируется в книге регистрации открытыхсчетов.
2. Виды расчетных документов, обязательные реквизитыи особенности расчетов ими
Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетныхдокументов.
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документана бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:
· Распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средствсо своего счета и их перечисление на счет получателя средств;
· Распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежныхсредств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств(взыскателем).
При осуществлении безналичных расчетов в предусмотренных формахиспользуются:
· Платежные поручения;
· Аккредитивы;
· Чеки;
· Платежные требования;
· Инкассовые поручения.
Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланкахдокументов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документацииОК 011 — 93 (класс «Унифицированная система банковской документации»).
Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии илис использованием вычислительной техники.
Допускается использование копий бланков расчетных документов,полученных на множительной технике, при условии, если копирование производится безискажений.
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применениемпишущих машин или компьютеров шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которыезаполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускаетсязаполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетныхдокументах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего, или фиолетовогоцвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах,должны быть четкими.
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетомособенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):
· наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011 — 93;
· номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
· вид платежа;
· наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номерналогоплательщика (ИНН);
· наименование и место нахождения банка плательщика, его банковскийидентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
· наименование получателя средств, номер его счета, идентификационныйномер налогоплательщика (ИНН);
· наименование и место нахождение банка получателя, его банковский идентификационныйкод (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
· назначение платежа — налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетномдокументе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, чтоналог не уплачивается);
· сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
· очередность платежа;
· вид операции в соответствии с «Перечнем условных обозначений(шифров) документов, проводимых по счетам в банках»;
· подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленныхслучаях).
Поля «Плательщик», «Получатель», «Назначениеплатежа» в расчетных документах на перечисление платежей на счета по учетудоходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации,взыскание недоимки по налогам и пени, а также сумм налоговых санкций за нарушениеналогового законодательства на основании решений судебных органов заполняются сучетом требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации и МинистерствомРоссийской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Банком России.
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующейжидкости в расчетных документах не допускаются.
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающийбанк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.
Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров,необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должныбыть заполнены идентично.
Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут бытьизготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной или вычислительнойтехники.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличиина первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющихправо подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штатеорганизации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттискапечати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати.По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имениюридического лица, расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этимюридическим лицом.
В рамках применяемых форм безналичных расчетов допускается использованиеаналогов собственноручной подписи в соответствии с требованиями законодательстваи нормативных актов Банка России.
Плательщик вправе отозвать свои платежные поручения, получателисредств (взыскатели) — расчетные документы, принятые банком в порядке расчетов поинкассо, не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента и помещенныев картотеку по внебалансовому счету 90902 "Расчетные документы,не оплаченные в срок"Дт 99999 — Кт 90902Неисполненные расчетные документы могут быть отозваныиз картотеки в полной сумме, частично исполненные — в сумме остатка.
Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается.
Отзыв расчетных документов осуществляется на основании предоставленногов банк заявления клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме,с указанием реквизитов, необходимых для осуществления отзыва, включая номер, датусоставления, сумму расчетного документа, наименование плательщика или получателясредств (взыскателя).
Оба экземпляра заявления на отзыв подписываются от имени клиенталицами, имеющими право подписи расчетных документов, заверяются оттиском печатии предоставляются в банк, обслуживающий плательщика, — по платежным поручениям илиполучателя средств (взыскателя) — по платежным требованиям и инкассовым поручениям.Один экземпляр заявления на отзыв помещается в документы дня банка, второй возвращаетсяклиенту в качестве расписки в получении заявления на отзыв.
Банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя), осуществляетотзыв платежных требований и инкассовых поручений путем направления в банк плательщикаписьменного заявления, составленного на основании заявления клиента.
Отозванные платежные поручения возвращаются банками плательщикам;расчетные документы, полученные в порядке расчетов по инкассо, — получателям средств(взыскателям) после их поступления от банков, обслуживающих плательщиков.
Возврат расчетных документов из картотеки по внебалансовому счету90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» в случае закрытиясчета клиента осуществляется в следующем порядке.
Платежные поручения возвращаются плательщику.
Расчетные документы, поступившие в банк в порядке расчетов поинкассо, возвращаются получателям средств (взыскателям) через обслуживающий их банкс указанием даты закрытия счета.
При возврате расчетных документов банком составляется их опись,подлежащая хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается.
При невозможности возврата платежных требований и инкассовыхпоручений в случае ликвидации банка получателя (взыскателя) или отсутствия информациио местонахождении получателя средств (взыскателя), они подлежат хранению вместес юридическим делом клиента, счет которого закрывается.
При возврате принятых, но не исполненных по тем или иным причинамрасчетных документов, отметки банков, подтверждающие их прием к исполнению, перечеркиваютсясоответствующим банком. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требованияи инкассового поручения делается отметка о причине возврата, проставляется датавозврата, штамп банка, а также подписи ответственного исполнителя и контролирующегоработника. В журнале регистрации платежных требований и инкассовых поручений делаетсязапись с указанием даты возврата.
3. Формы безналичных расчетов
Зачисление (списание) денежных средств по счетам клиентов производитсяна основании следующих расчетных документов:
· платежное поручение;
· аккредитив;
· чеки;
· инкассовые поручения (платежные требования).
Платежным поручением является распоряжение владельца счета(плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевестиопределенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другомбанке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством,или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемыйприменяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Платежными поручениями могут производиться:
· перечисление денежных средств за поставленные товары, выполненныеработы, оказанные услуги;
· перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетныефонды;
· перечисления денежных средств в целях возврата / размещения кредитов(займов) / депозитов и уплаты процентов по ним;
· перечисление денежных средств в других целях, предусмотренных законодательствомили договором.
Платежные поручения предоставляются в банк на бумажных носителяхили в электронной форме.
Если платежные поручения даются на бумажных носителях, они должныбыть подписаны собственноручными подписями уполномоченных лиц, заверены оттискомпечати в соответствии с заявленными образцами. Для электронных платежных поручений,передаваемых по каналам связи, каждый банк определяет порядок приема таких документов,их защиты, оформления.
Платежное поручение должно содержать следующие реквизиты:
· наименование расчетного документа;
· номер расчетного документа;
· число, месяц, год его выписки;
· наименование плательщика, его ИНН, номер его счета в банке;
· наименование и реквизиты банка плательщика;
· наименование получателя средств, его ИНН, номер его счета в банке;
· наименование и реквизиты банка получателя средств;
· назначение платежа;
· сумма платежа (цифрами и прописью).
В соответствии с условиями основного договора платежные поручениямогут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществленияпериодических платежей
Дт расчетных (текущих) счетов — Кт корреспондентскихсчетов банкаПлатежное поручение составляется на бланке формы №0401060
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличияденежных средств на счете плательщика.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счетеплательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплатырасчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные порученияпомещаются в картотеку по внебалансовому Счету 90902 «Расчетные документы,не оплаченные в срок»Дт 90902 — Кт 99999
При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляровплатежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотекус указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средствв очередности, установленной законодательством.
Допускается частичная оплата платежных поручений из картотекипо внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».
При частичной оплате платежного поручения банком используетсяплатежный ордер формы № 0401066.
При оформлении платежного ордера на частичную оплату на всехего экземплярах в поле «Отметки банка» проставляется штамп банка, дата,а также подпись ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордерана частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка.
На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного порученияв верхнем правом углу делается отметка: «Частичная оплата». Запись о частичномплатеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, суммачастичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителембанка на оборотной стороне платежного поручения.
При осуществлении частичной оплаты по платежному поручению первыйэкземпляр платежного ордера, которым произведена оплата, помещается в документыдня банка, последний экземпляр платежного ордера служит приложением к выписке излицевого счета плательщика.
При полной оплате платежного поручения делается запись.Дт 99999 — Кт 90902 «Расчетные документы,не оплаченные в срок»
Если оплата не может быть исполнена из-за отсутствия на корреспондентскомсчете средств, она учитывается на счете 47418 «Средства, списанные со счетовклиентов, но не проведенные по корсчету» (П):
Дт 405, 406 — Кт 47418
(расчетные счета
клиентов)
И одновременно расчетный документ учитывается на внебалансовомсчете 90903 "Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-заотсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации":
Дт расчетные документы клиентов, — Кт 99999
не оплаченные в срок из-за отсутствия
средств на корсчетах кредитной
организации
При оплате платежного документа в бухгалтерском учете делаетсяпроводка:Дт 47418 — Кт 30102
Аналитический учет по счету 90903 ведется по каждому клиентубанка с разбивкой по группам очередности платежей.Расчеты аккредитивами
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство,принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи впользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующихусловиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк)произвести такие платежи.
При расчетах этого вида используются разные формы аккредитивов:
· покрытые (депонированные);
· непокрытые (гарантированные);
· отзывные или безотзывные.
Покрытыми считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитентперечисляет собственные средства плательщикам или предоставленный ему кредит в распоряжениебанка поставщика (исполнителя) на отдельный балансовый счет 40901 " Аккредитивык оплате" (П). Учет сумм покрытых (депонированных) аккредитивов осуществляетсябанком-эмитентом на внебалансовом счете 90907 «Выставленные аккредитивы»или90908 «выставленные аккредитивы для расчетов с нерезидентами».
При установлении между кредитными организациями корреспондентскихотношений непокрытый аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставленияему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.Учет сумм о выставлении непокрытого аккредитива приходуется эмитентом на отдельномвнебалансовом счете 91404 (П)" Гарантии выданные банком", а исполнителем- на внебалансовом счете 91305 (А)«Гарантии, поручительства, полученныебанком».
Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован эмитентомбез предварительного согласия с поставщиком (в случае несоблюдения условий, предусмотренныхдоговором).
Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщикможет давать поставщику только через банк — эмитент, который извещает исполняющийбанк, а последний — поставщика. Однако исполнитель обязан оплатить документы, соответствующиеусловиям аккредитива, выставленные поставщиком до получения уведомления об измененииили аннулировании аккредитива.
Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулированбез согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Поставщик может досрочно отказаться от исполнения аккредитива,если это предусмотрено условиями аккредитива. Аккредитив может быть предназначендля расчетов только с одним поставщиком.
Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаютсяв договоре между плательщиком и поставщиком, в котором следует указать:
· наименование эмитента (покупателя);
· вид аккредитива и способ его исполнения;
· способ извещения поставщика об открытии аккредитива;
· полный перечень и полную характеристику документов, представляемыхпоставщиком для получения средств по аккредитиву;
· сроки предоставления документов после отгрузки товаров, требованияк их оформлению.
Открытие эмитентом гарантированных аккредитивов осуществляетсяпо договоренности с покупателем и в соответствии с условиями корреспондентских отношенийс другим банком.
Для открытия аккредитива плательщик представляет заявление, вкотором указываются:
· номер договора, по которому открывается аккредитив;
· срок действия аккредитива (число, месяц закрытия аккредитива);
· наименование поставщика;
· наименование кредитной организации исполнителя;
· место исполнения аккредитива;
· полное и точное наименование документов, по которым производятся выплатыпо аккредитиву, срок их представления и порядок оформления;
· вид аккредитива;
· цель аккредитива, т.е. для отгрузки каких товаров открывается аккредитив;
· сумма аккредитива;
· способ реализации аккредитива.
Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товары,представляет реестр счетов, отгрузочные документы до истечения срока аккредитивав исполняющий банк. Если нарушается хотя бы одно из условий, выплаты по аккредитивуне производятся.
Реестр счетов представляется в четырех экземплярах.
Первый экземпляр реестра помещается в документы дня банка в качествеоснования списания денежных средств с лицевого счета балансового счета 40901«Аккредитивы к оплате» по покрытому (депонированному) аккредитиву илиоснование списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента, открытогов исполняющем банке, по непокрытому (гарантированному) аккредитиву. Одновременносумма использованного непокрытого (гарантированного) аккредитива списывается с соответствующеголицевого счета внебалансового счета 91305 "Гарантии, поручительства,полученные банком".
Второй экземпляр реестра с приложением товарно-транспортных ииных требуемых условиями аккредитива документов, а также третий экземпляр направляютсябанку-эмитенту для вручения плательщику и одновременного отражения по внебалансовомусчету 90907 «Выставленные аккредитивы» или "91404«Гарантии, выданные банком» в зависимости от вида аккредитива.
Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится:
· по истечению срока аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);
· на основании заявления получателя средств об отказе от дальнейшегоиспользования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такогоотказа предусмотрена условиями аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);
· по распоряжению плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива,если такой отзыв возможен по условиям аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка).
При отзыве аккредитив закрывается или его сумма уменьшается вдень получения от банка-эмитента распоряжения плательщика о полном или частичномотзыве аккредитива. При этом сумма покрытого (депонированного) аккредитива уменьшаетсяв пределах суммы остатка, учитываемого на лицевом счете балансового счета 40901«Аккредитивы к оплате».
При частичном отзыве аккредитива на лицевой стороне аккредитиваисполняющим банком проставляется отметка «Частичный отзыв», сумма, обозначеннаяцифрами, обводится и проставляется новая сумма. На оборотной стороне покрытого(депонированного) аккредитива производится запись о размере возвращаемой суммы идате возврата, которая заверяется подписью ответственного исполнителя с указаниемфамилии, а также штампов банка.
Неиспользованная или отозванная сумма покрытого (депонированного)аккредитива подлежит возврату исполняющим банком платежным поручением банку-эмитентуодновременно с закрытием аккредитива или уменьшением его суммы.
О закрытии аккредитива исполняющий банк должен направить в банк-эмитентуведомление в произвольной форме.
В бухгалтерском учете использование аккредитивной формы расчетовотражается следующими записями.Открытие (непокрытого) гарантированного аккредитива
В банке-эмитенте (покупателя) делаются следующие проводки:
1) Выдана гарантия по непокрытому аккредитиву:
Дт 99999 Счет для корреспонденции с активными счетамипри двойной записи.
Кт 91404 "Выданные гарантии и поручительства"
2) При получении реестра счетов средства списываются со счета аккредитиводателя,открытого в исполняющем банке:
Дт 40702 Расчетный счет плательщика
Кт 30110 "Корреспондентские счета в кредитных организациях-корреспондентах".
И одновременно закрывается гарантия, выданная банком:
Дт 91404 «Выданные гарантия и поручительства»
Кт 99998 Счет для корреспонденции с пассивными счетамипри двойной записи.
В исполняющем банке (поставщика) делаются следующие записи:
1) Получена гарантия от банка — корреспондента:
Дт 91305 " Полученные гарантии и поручительства"
Кт 99999 Счет для корреспонденции с активными счетамипри двойной записи.
2) Согласно реестру счетов после выполнения условий аккредитивного договораплатеж осуществляется с корреспондентского счета банка-эмитента, открытого в исполняющембанке:
Дт 30109 "Корреспондентские счета кредитных организаций-корреспондентов"
Кт 40702 Расчетный счет поставщика.
И одновременно закрывается счет по учету полученных гарантий:
Дт 99999 Счет для корреспонденции с активными счетамипри двойной записи.
Кт 91305 " Полученные гарантии и поручительства".
Открытие (покрытого) депонированного аккредитива
Отражение операций на счетах в банке-эмитенте
1) В банке-эмитенте открыт покрытый (депонированный) аккредитив:
Дт 90907 " Выставленные аккредитивы"
Кт 99999 Счет для корреспонденции с активными счетамипри двойной записи.
И одновременно сумма аккредитива списывается с расчетного счетаплательщика и перечисляется в исполняющий банк:
Дт 40702 Расчетный счет плательщика
Кт 30102 «Корреспондентские счета кредитных организацийв Банке России».
2) После выполнения условий аккредитивного договора и при полученииреестра счетов (2-3 экз.) закрывается счет 90907:
Дт 99999 Счет для корреспонденции с активными счетамипри двойной записи
Кт 90907 «Выставленные аккредитивы».
Отражение операций на счетах в исполняющем банке
3) В банке полученные средства зачисляются на отдельный лицевой счет 40901«Аккредитивы к оплате».
4) Дт 30102 Корреспондентский счет исполняющего банка
5) Кт 40901 " Аккредитивы к оплате"
6) После выполнения условий аккредитивного договора средства зачисляются нарасчетный счет получателя:
Дт 40901 "Аккредитивы к оплате"
Кт 40702 Расчетный счет поставщика.
Расчеты чеками
Согласно Положению Центрального банка РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П при осуществлении безналичных расчетов могут использоваться расчетные чеки.
Чек — документ установленной формы, позволяющий произвести платежичекодателя чекодержателю.
Чекодатель — лицо, выписавшее чек.
Чекодержатель — лицо, владеющее выписанным чеком.
Плательщик — банк, производящий платеж по предъявленному чеку.
Чек является ценной бумагой и изготавливается по единому образцу.Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и приходуются по внебалансовомусчету 91207 "Бланки". Кт счета 99999 Счетдля корреспонденции с активными счетами при двойной записи.
Для получения чеков юридическое лицо представляет в банк заявлениедля получения чеков. При необходимости вместе с заявлением представляется платежноепоручение для депонирования средств на отдельном лицевом счете чекодателя 40903«Расчетные чеки» (П). На этот счет зачисляется сумма средств, депонируемаяс соответствующего расчетного счета. Чек должен быть предъявлен к оплате в банкв течение 10 дней, не считая день его выдачи.
Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки,выпускаемые кредитными организациями.
Чеки кредитных организаций могут использоваться клиентами кредитнойорганизации, выпускающей эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличиикорреспондентских отношений.
Чеки, выпускаемые кредитными организациями, не применяют длярасчетов через подразделения расчетной сети Банка России.
Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленныеГражданским кодексом РФ, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемыеспецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяетсякредитной организацией самостоятельно.
Кредитные организации перед выдачей чеков клиентам обязаны заполнитьчеки, проставив на них:
· наименование кредитной организации и её местонахождение в верхнейчасти чека;
· номер кредитной организации в нижней части чека;
· номер лицевого счета чекодателя в нижней части чека;
· наименование чекодателя — юридического лица, номер его счета в нижнейлевой части чека;
· предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек (на оборотнойстороне чека) цифрами и прописью;
· печать и подписи должностных лиц кредитной организации.
Вместе с чеками клиенту выдается идентификационная карточка(чековая карточка) в одном экземпляре. На лицевой стороне карточка содержит:
· наименование кредитной организации и её местонахождение;
· название «чековая карточка № __»;
· имя юридического лица;
· подпись чекодателя;
· паспортные данные чекодателя;
· номер счета чекодателя.
На оборотной стороне карточки должна быть надпись: «Гарантируемоплату чека, трассированного на нас при соблюдении следующих условий:
· чек может быть выписан на сумму не более указанной на его оборотнойстороне;
· подпись чекодателя должна соответствовать образцу подписи, представленнойна чековой карточке;
· номер чека должен соответствовать номеру, указанному на чековой карточке;
· чек должен быть оплачен в полной сумме, на которую он выписан;
· должны быть поставлены печать и подпись ответственного работника кредитнойорганизации».
Коммерческие банки сдают принятые чеки в расчетно-кассовый центрс оформленными реестрами в 4-х экземплярах:
- первый и второй экземпляры — направляются в расчетно-кассовый центр, обслуживающийбанк плательщика;
- третий — с чеком остается в расчетно-кассовом центре, обслуживающем банкпоставщика;
- четвертый — выдается как расписка о приеме чеков банку поставщика.
Списание средств со счета чекодателя производится на основаниипоступившего из расчетно-кассового центра реестра чеков. Сами чеки остаются на хранениив расчетно-кассовом центре. Их копии могут быть затребованы по мере необходимости.
1. С расчетного счета клиента списаны денежные средства для депонирования насчете при осуществлении безналичных расчетов чеками:
Дт 40702 "Расчетный счет"
Кт 40903 "Расчетные чеки".
2. Списаны денежные средства в оплату предъявленного чека:
Дт 40903 "Расчетные чеки"
Кт 30102 «Корреспондентский счет кредитной организации».
Расчеты инкассовыми поручениями
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основаниикоторого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорномпорядке.
Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований,оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) илибез его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которыхпроизводится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателемсредств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств(взыскателя).
Получатель средств (взыскатель) представляет в банк указанныерасчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов формы№ 0401014, составляемом в двух экземплярах. В реестр могут включаться по усмотрениюполучателя средств (взыскателя) платежные требования и (или) инкассовые поручения.
Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющихправо подписи расчетных документов, и оттиском печати.
При приеме на инкассо платежных требований, инкассовых порученийответственный исполнитель банка-эмитента осуществляет проверку соответствия расчетногодокумента установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланкомреквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам,указанном в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также идентичностивсех экземпляров расчетных документов. При приеме инкассовых поручений с приложеннымиисполнительными документами ответственный исполнитель банка обязан проверить соответствиереквизитов расчетного документа (даты и номера исполнительного документа, на которыйсделана ссылка в расчетном документе, взыскиваемой суммы, наименований, указанныхв полях «Плательщик» и «Получатель» расчетного документа) реквизитамисполнительного документа. Наименование, указанное в поле «Получатель»расчетного документа, может не соответствовать наименованию взыскателя денежныхсредств судебным приставом — исполнителем на депозитный счет службы судебных приставов.
После проверки правильности заполнения на всех экземплярах принятыхрасчетных документов проставляется штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственногоисполнителя. Не принятые документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассорасчетных документов и возвращаются получателю средств (взыскателю), количествои сумма расчетных документов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправленияв них заверяются подписью ответственного исполнителя банка-эмитента.
Последние экземпляры расчетных документов вместе со вторым экземпляромреестра возвращаются получателю средств (взыскателю) в качестве подтверждения приемадокументов на инкассо.
Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваютсяв отдельную папку, используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассорасчетных документов и хранятся в банке-эмитенте в соответствии с установленнымисроками хранения документов.
Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимаетна себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а такжепорядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются вдоговоре банковского счета с клиентом.
Учреждения и подразделения расчетной сети Банка России осуществляютэкспедирование расчетных документов самих кредитных организаций и других клиентовбанка России в порядке, предусмотренном нормативными актами Банка России.
Кредитные организации (филиалы) организуют доставку расчетныхдокументов своих клиентов самостоятельно.
Платежные требования и инкассовые поручения клиентов кредитныхорганизаций (филиалов), предъявляемые к счету кредитной организации (филиала), должнынаправляться в учреждение или подразделение Банка России, обслуживающее данную кредитнуюорганизацию (филиал).
Поступившие в исполняющий банк платежные требования и инкассовыепоручения регистрируются в журнале произвольной формы с указанием номера счета плательщика,номера, даты и суммы каждого расчетного документа. Учреждениями и подразделениямирасчетной сети Банка России при регистрации дополнительно указываются БИК банкаплательщика и БИК банка получателя средств (банка взыскателя). На первом экземплярепоступивших платежных требований и инкассовых поручений в верхнем левом углу проставляетсядата поступления расчетного документа.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счетеплательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условий об оплате расчетныхдокументов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованныеплательщиком, платежные требования на безакцептном списании денежных средств и инкассовыепоручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительнымидокументами) помещаются в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетныедокументы, не оплаченные в срок» с указанием даты помещения в картотеку.
Исполняющий банк обязан известить банк-эмитент о помещении расчетныхдокументов в картотеку по внебалансовомусчету 90902 «Расчетные документы,не оплаченные в срок» направив извещение о постановке в картотеку формы№ 0401075. Указанное извещение направляется исполняющим банком банку-эмитенту непозже рабочего дня, следующего за днем помещения расчетных документов в картотеку.При этом на оборотной стороне первого экземпляра расчетного документа делается отметкао дате направления извещения, проставляется штамп банка и подпись ответственногоисполнителя.
Банк-эмитент доводит извещение о постановке в картотеку до клиентапо получении извещения от исполняющего банка.
Оплата расчетных документов производится по мере поступленияденежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством.
Допускается частичная оплата платежных требований, инкассовыхпоручений, находящихся в картотеке по внебалансовому счету 90902 «Расчетныедокументы, не оплаченные в срок».
Частичная оплата производится платежным ордером формы № 0401066.
При частичной оплате платежного требования, инкассового порученияиз картотеки по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченныев срок» ответственный исполнитель банка проставляет на всех экземплярахрасчетного документа в соответствующих графах в нижней части бланка номер частичногоплатежа, номер и дату платежного ордера, которым произведена оплата, Сумму частичногоплатежа, сумму остатка и заверяет произведенные записи своей подписью.
При полной оплате платежного требования, инкассового порученияв поле «Отметки банка плательщика» проставляются штамп банка плательщика,дата списания со счета и подпись ответственного исполнителя.
При полной или частичной оплате платежного требования или инкассовогопоручения делается проводка:
Дт банковского счета плательщика
Кт корсчетов банка.
При неполучении платежа по платежному требованию, инкассовомупоручению либо извещения о постановке в картотеку формы № 0401075 банк-эмитент можетпо просьбе получателя (взыскателя) средств направить в исполняющий банк запрос впроизвольной форме о причине неоплаты указанных расчетных документов не позже рабочегодня, следующего за днем получения соответствующего документа от получателя средств(взыскателя), если иной срок не предусмотрен договором банковского счета.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения порученияклиента по получению платежа на основании платежного требования или инкассовогопоручения банк-эмитент несет перед ними ответственность в соответствии с законодательством.
Межбанковские расчеты
Для расчетов между кредитными учреждениями и между кредитнойорганизацией и банком России на договорных началах устанавливаются корреспондентскиеотношения (открываются корреспондентские счета). Списание средств со счетовкредитной организации производится по её распоряжению либо с её согласия, за исключениемслучаев, предусмотренных федеральным законом. Кредитные организации на договорныхначалах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов),кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетныецентры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга, совершать другие взаимныеоперации, предусмотренные лицензиями, выданными Банком России.
Расчеты в безналичном порядке между кредитными организациямимогут производиться через:
1) расчетную сеть Банка России;
2) кредитные организации по корреспондентским счетам «Лоро» и«Ностро»;
3) небанковские кредитные организации, осуществляющие расчетные операции;
4) внутрибанковскую расчетную систему (счета межфилиальных оборотов).
В соответствии с договором о корреспондентских отношениях черезрасчетную сеть Банка России кредитной организации открывается корреспондентскийсчет в одном из учреждений Банка России (расчетно-кассовом центре или операционномуправлении) по месту её регистрации. На этот счет, который ведется параллельно вкредитной организации и в расчетно-кассовом центре, происходят ежедневное зачислениеи списание средств по всем операциям банка и служит для контроля со стороны БанкаРоссии за проведением расчетных операций.
Главный принцип осуществления платежей по корреспондентским счетамбанков — осуществление их строго при наличии и в пределах остатка средств на этихсчетах. При недостатке средств для удовлетворения всех предъявленных требованийсписание средств с корреспондентского счета кредитной организации по платежам клиентов,располагающих необходимыми средствами, а также по собственным платежам производитсяв очередности, установленной Гражданским кодексом РФ.
Устанавливаются виды услуг, осуществляемых при переводе денежныхсредств (списание, перечисление, зачисление): прием расчетного документа, обработкарасчетного документа, соответствующая используемой технологии расчетов, выдача расчетногодокумента кредитной организации — получателю средств. Эти услуги платные. Другойразновидностью расчетных отношений являются межбанковские расчеты, осуществляемыечерез корреспондентские счета, открытые кредитными организациями друг у друга.
Под корреспондентским счетом понимают счет, открытый одной кредитнойорганизации другой, на котором отражаются их взаимные расчеты на основании договоракорреспондентского счета.
Счет, открытый кредитной организацией в другой кредитной организации
Практическое задание
1 Составить бухгалтерские проводки.
2 Оформить документы:
платежное поручение на перечисление средств поставщику,
платежный ордер на частичную оплату,
внебалансовый ордер приходу документов в картотеку,
аккредитив,
платежное требование № 17.
3 Отразить операции в лицевом счете.
Вариант А
02 апреля текущего года в АКБ " Поколение" обратилосьАО «Луч» с заявлением об открытии расчетного счета.
Установлено, что счет АО «Луч» следует открыть на балансовомсчете 40702, по которому уже зарегистрировано 12 лицевых счетов.
Остаток средств на расчетном счете на 16.04 текущего года — 41200рублей.
16 апреля текущего года поступило и зачислено на счет АО«Луч»:
платежным поручением от одногороднего плательщика — 41200 руб.
по платежному требованию за товарно-материальные ценности 25000рублей.
В тот же день АО «Луч» представлены следующие документы:
- денежный чек на сумму 43000 рублей, том числе: заработная плата — 41000 рублей,хозяйственные расходы — 2000 рублей;
- платежное поручение на перечисление подоходного налога, удержанного из заработнойплаты рабочих и служащих на сумму 7650 рублей;
- платежное поручение на перечисление пенсионному фонду на сумму 14600 рублей;
- платежное поручение на перечисление средств иногороднему поставщику на сумму3800 рублей.
23 апреля текущего года на расчетный счет АО «Луч»поступили денежные средства в сумме 72900 рублей от иногородних плательщиков.
В адрес АО «Луч» поступило инкассовое поручение налоговойинспекции о списании в доход бюджета недоимки по налогу на имущество на сумму 1200рублей.
Одновременно АО «Луч» представлены следующие документы- заявление на открытие аккредитива на сумму 15000 рублей.
26 апреля (пятница) текущего года в адрес АО «Луч»поступили платежные требования иногородних поставщиков за отгруженный товар:
платежное требование № 17 на сумму 24800 рублей;
платежное требование № 44 на сумму 6500 рублей.
Платежное требование № 17 плательщик при наступлении срока оплатыакцептовал в сумме 15200 рублей, платежное требование № 44 акцептовано в полнойсумме.
Задача
02.04.2006 г. ОА «Луч» открыт р/с 40702810500000000013Дата оформления проводки Дт Кт Сумма (руб.) Документ 02.04.2006 Заявление, договор банковского счета 16.04.2006 30102 40702 41 200 Платежное поручение 16.04.2006 30102 40702 25 000 Платежное требование 16.04.2006 40702 20202 43 000 Чек 16.04.2006 40702 30102 7 650 П/п (НДФЛ) 16.04.2006 40702 30102 14 600 Платежное поручение 16.04.2006 40701 30102 3 800 Платежное поручение 23.04.2006 30102 40702 72 900 Зачислено на р/с поступлений 23.04.2006 40702 30102 1 200 Инкассовое поручение 23.04.2006 40702 30102 15 000 Аккредитив 23.04.2006 90907 99999 15 000 26.04.2006 90901 99999 24 800 П/т № 17 26.04.2006 90901 99999 6 500 П/т № 44 1.05.2006 99999 90901 24 800 Расходный внебалансовый ордер 1.05.2006 99999 90901 6 500 П/п 1.05.2006 40702 30102 15 200 1.05.2006 30102 40702 6 500
Заключение
В данной курсовой работе предусмотрено три раздела:
В первом разделе данной курсовой работы рассматривается правовоеобеспечение расчетных операций, которое основывается на соблюдении определенныхправил, сроков и стандартов проведения операций. Важнейшими нормативными актами,регулирующими данную сферу является Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон«О Центральном банке», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»,Налоговый кодекс РФ, Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах» в РФ от3.10.2002 г. № 2-П и др. Также в первом разделе рассматриваются виды счетов, открываемыев банке клиентам, в зависимости от их правового статуса и характера деятельности.
Во втором разделе рассматриваются виды расчетных документов,обязательные реквизиты и особенности расчетов ими.
В третьем разделе рассматриваются формы безналичных расчетов.Формы расчетов представляют собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числукоторых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Клиентымогут выбирать любую из рассмотренных форм безналичных платежей исходя из собственныхинтересов. Банк не вправе препятствовать осуществлению расчетов и платежей в формах,предусмотренных в договорах контрагентов. Платежи проводятся при наличии на счетахклиентов-плательщиков собственных средств, если иное не оговорено между банком ивладельцем счета.
Подводя итоги курсовой работы можно сделать вывод, что безналичныерасчеты осуществляемые кредитными организациями нашли широкое применение в процессеразвития банковской системы и имеют ряд преимуществ перед расчетами с использованиемналичных денег.
Список используемой литературы
1. Усатова Л.В., Сегитан М.С., Арская Е.В. «Бухгалтерский учетв коммерческих банках»: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и К», 2005. — 308с.
2. «Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под ред. засл. деят. наукиРФ, д-ра эконом. наук, проф.О.И. Лаврушина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС,2004. — 576с.
3. Семенов С.К. „Бухгалтерский учет и отчетность кредитных организаций:Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. / С.К. Семенов — М.: Издательство“Экзамен», 2004. — 480с.
4. Безналичные расчеты: Практическое руководство / Под общей ред.В.В. Семенихина. — М.: Издательство «Эксмо», 2005. — 320с.
5. Печникова А.В., Маркова О.М., Стародубцева Е.Б. «Банковскиеоперации»: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. — 368с.
6. Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. «Банковское дело», Учебникдля средних профес. учеб. заведений / Под ред. проф.А.Н. Тавасиева, — М.: ЮНИТИ-ДАНА,Единство, 2004. — 527с.
7. «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации»ЦБ РФ от 3 октября 2002 года № 2-П
8. В. Гвелесиани «Бухгалтерский учет в кредитных организациях»- М.: Экзамен, 2004
9. Т.С. Селеванова «Бухгалтерский учет в банках» Ростов — на — Дону: Феникс, 2004
10. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
11. Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическимилицами в Российской Федерации, утвержденное Банком России 1 апреля 2003г. № 222-П.
12. Т.М. Костерина «Банковское дело» — М.: Маркет — ДС, 200.