Введение
«Расходы на продажу — один из главных оценочныхпоказателей финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий».Расходами на продажу являются расходы, связанные с изготовлением и продажейпродукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаютсярасходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Организация грамотного учета расходов на продажу всовременных условиях является весьма актуальной проблемой для многихпредприятий. Торговля, во всех ее проявлениях, занимает все большее место впредпринимательской деятельности экономических субъектов. Возникает множестворазличных торговых и снабженческо-сбытовых организаций. Кроме того, закупкой ипродажей товаров занимаются не только предприятия сферы торговли. Увеличениеоборота денежных и материальных ресурсов в данной отрасли хозяйствованияприводит к повышенному вниманию со стороны контролирующих органов кправильности постановки организации и ведения бухгалтерского учета товарныхопераций и в том числе расходов на продажу. Широкая же номенклатура товаров,различные методы учета, сложный расчет фактический себестоимости, организацияучета расчетов с множеством поставщиков и покупателей делает работу бухгалтераторгового предприятия крайне сложной и ответственной.
Для предприятий сферы товарного обращения одной изважнейших задач является обеспечение своевременного, достоверного и полногоучета и анализа фактических расходов и осуществление действенного контроля надиспользованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Реализация этойзадачи в значительной степени зависит от организации бухгалтерского учета,поскольку именно в системе бухгалтерского учета формируется большая частьинформации о затратах, необходимой для принятия соответствующих управленческихрешений.
Расходы на продажу участвуют в формировании финансовогорезультата деятельности торгового предприятия. Поэтому для обеспечениядостоверности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, предприятиядолжны вести учет в строгом соответствии с нормативными документами.
Целью настоящей работы является комплексное исследованиеорганизации бухгалтерского учета расходов на продажу.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи:
— рассмотреть состав расходов на продажу;
— исследовать учет и распределение расходов на продажу;
— изучить учет расходов на рекламу;
— рассмотреть учет расходов на тару;
— изучить учет транспортных расходов;
— рассмотреть учет издержек обращения.
1 Состав расходов на продажу
К расходам на продажу относят расходы, связанные спродажей продукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком. Расходы на продажувместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимостьпроданной продукции. Расходы, связанные с продажей товаров, работ, услуг,учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».
Расходы на продажу представляют собой затраты по отгрузкеи продаже продукции и поэтому учитываются в составе ее полной себестоимости.Они, в частности, включают:
— стоимость тары, приобретаемой на стороне, призатаривании на складах, оплату упаковки изделий сторонними организациями,расходы по ремонту и содержанию тары, если ее стоимость входит в договорную(продажную) цену продукции и оплате покупателем не подлежит;
— расходы на доставку продукции до пункта, обусловленногодоговором, погрузку ее в транспортные средства, оплату услуг специализированныхтранспортно-экспедиционных контор и др. (кроме тех случаев, когда эти расходывозмещаются покупателями сверх цены на продукцию);
— оплату услуг в соответствии с заключенными договорамиторгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций;
— комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовыморганизациям в соответствии с договорами;
— затраты на рекламу, включающие расходы на объявления впечати, по телевидению, буклеты и проспекты, каталоги, пресс-релизы и т. п.;
— экспортные таможенные пошлины и сборы,представительские расходы;
— прочие расходы по сбыту (связанные с анализом качестваготовой продукции, маркетинговой деятельностью и т. п.).
Не относятся к расходам на продажу стоимость тары изатраты на упаковку изделий, если она осуществляется в цехах, изготавливающихпродукцию, и является составной частью процесса производства.
В состав расходов на продажу в организациях,осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, включают:
— расходы на тару и упаковку изделий на складах готовойпродукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлениемтары и упаковки; стоимость тары, приобретенной на стороне; оплата затаривания иупаковки изделий сторонними организациями);
— расходы на транспортировку продукции (расходы надоставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны,суда, автомобили и т. п., оплата услуг специализированныхтранспортно-экспедиторских контор);
— комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовыми посредническим организациям в соответствии с договорами;
— затраты на рекламу, включающие расходы на объявления впечати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты; на участие в выставках,ярмарках; стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами,соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациямбесплатно, и другие аналогичные затраты;
— прочие расходы по сбыту (расходы по хранению,подработке, подсортировке и т. п.).
В организациях, заготавливающих и перерабатывающихсельскохозяйственную продукцию (скот, птицу, молоко, шерсть, овощи и др.) насчете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены операционные иобщезаготовительные расходы на содержание заготовительных и приемных пунктов,на содержание скота и птицы на базах и в приемных пунктах.
В организациях торговли на счете 44 могут отражатьсяследующие расходы (издержки обращения): по перевозке товаров; оплате труда;аренде; содержанию зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению иподработке товаров; рекламе; представительские расходы; Для учета расходов напродажу используют активный счет 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счетаучитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетныхи денежных счетов:
— 10 «Материалы» – на стоимость израсходованной тары;
— 23 «Вспомогательные производства» – на стоимость услугпо отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления илина склад покупателя автотранспортом предприятия;
— 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – настоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных стороннимиорганизациями;
— 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на оплатутруда работников, сопровождающих продукцию.
2 Учет и распределение расходов на продажу
Учет расходов на продажу ведется на одноименномсобирательно-распределительном счете по статьям затрат: расходы на тару иупаковку, расходы на транспортировку продукции, комиссионные сборы, расходы нарекламу и прочие расходы по сбыту. Учтенные на счете суммы распределяются повидам проданной продукции и включаются в ее полную себестоимость. На продукцию,отпущенную своему капитальному строительству, непромышленным производствам ихозяйствам, расходы на продажу не относятся.
Если учет продажи продукции ведется без использованиясчета Товаров отгруженных, сумма учтенных на соответствующем счете коммерческихрасходов относится на дебет счета Продаж.
Распределение расходов на продажу по видам изделий,отпущенных сторонним организациям, зависит от характера продукции и отраслевыхособенностей производства. Затраты по таре и упаковке, специфичной дляотдельных видов продукции, относятся на ее себестоимость по прямому признаку наоснове соответствующих первичных документов. При невозможности такого списанияони могут распределяться между отдельными видами проданной готовой продукцииисходя из ее веса, объема, производственной себестоимости или другихпоказателей, предусмотренных в отраслевых инструкциях по вопросам планирования,учета и калькулирования. В таком же порядке распределяются расходы потранспортировке. Остальные расходы на продажу распределяются между видамипродукции пропорционально их весу, объему или производственной себестоимостипроданной продукции.
В ряде отраслей промышленности общую сумму расходов напродажу распределяют пропорционально плановой или фактической производственнойсебестоимости проданной продукции, а в легкой, пищевой промышленности — пропорционально выручке от продажи.
Аналитический учет расходов на продажу ведется введомостях (машинограммах) в разрезе установленной номенклатуры статейрасходов. При организации учета по центрам расходов соответствующиемашинограммы получают в разрезе складов и служб, связанных с продажей готовойпродукции.
Аналитический учет по счету 44 ведут в ведомости учетаобщехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на продажу поуказанным ранее статьям расходов по видам и статьям расходов.
По истечении каждого месяца расходы на продажу списываютна себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятсяпрямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально ихпроизводственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценаморганизации или другим способом.
Списание расходов на продажу оформляют следующейбухгалтерской записью: Дебет счета 90 «Продажи» Кредит счета 44 «Расходы напродажу»
Если в отчетном месяце продается только часть выпущеннойпродукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной инепроданной продукцией.
Способы распределения расходов на продажу между видамиотгруженной продукции при частичном списании расходов на себестоимостьпродукции. При частичном списании расходов на продажу подлежат списанию (насчет 90) и распределению следующие виды расходов:
— в организациях, осуществляющих промышленную и инуюпроизводственную деятельность, – расходы на упаковку и транспортировку (междуотдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема,производственной себестоимости или других соответствующих показателей);
— в организациях, осуществляющих торговую и инуюпосредническую деятельность, – расходы на транспортировку (между проданнымтоваром и остатком товара на конец каждого месяца);
— в организациях, заготавливающих и перерабатывающихсельскохозяйственную продукцию, – в дебет счетов 15 «Заготовление иприобретение материальных ценностей» (расходы по заготовкесельскохозяйственного сырья) и 11 «Животные на выращивании и откорме» (расходыпо заготовке скота и птицы).
Все остальные расходы, связанные с продажей продукции(товаров, работ, услуг), ежемесячно списывают на стоимость проданной продукции(товаров, работ, услуг).
В торговых организациях сумма издержек обращения ипроизводства, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется посреднему проценту издержек обращения и производства за отчетный месяц с учетомпереходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1)Суммируются транспортные расходы на остаток товаров наначало месяца и произведенные в отчетном месяце.
2) Определяется сумма товаров, реализованных в отчетноммесяце, и остаток товаров на конец месяца.
3) Отношением определенной в п. 1 суммы издержекобращения и производства к сумме реализованных и оставшихся товаровопределяется средний процент издержек обращения и производства от общейстоимости товаров.
4) Умножением суммы остатка товаров на конец месяца насредний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остаткунереализованных товаров на конец месяца.
Аналитический учет по счету 44 ведут по видам и статьямрасходов в ведомости №15.
Для распределения расходов находят коэффициент:
Краспр. = Сумма расходов на продажу/Стоимость отгруженнойпродукции.
Пример 1:
Предприятие в отчетном месяце отгрузило готовой продукциипо производственной себестоимости на сумму 120 000 руб. Реализовано продукциина сумму 85 000 руб. Расходы на продажу за месяц составили 50 000 руб.Распределить расходы на продажу.
1) Находим коэффициент распределения:
Краспр. = 50 000/12 000 = 0,4167.
2) Списываются расходы на продажу на реализованнуюпродукцию:
Дт 90 Кт 44-85 000*0,4167 = 35417.
3) Определяются расходы на продажу на отгруженнуюпродукцию:
50 000-35417 = 14 583.
3 Учет расходов на рекламу
Обособленного учета в составе расходов требуют затраты нарекламу продаваемой организацией продукции (работ, услуг). К ним относятсярасходы на разработку и издание рекламных проспектов, альбомов, брошюр,изготовление фирменных пакетов, этикеток, на проведение рекламных мероприятийсредствами массовой информации, на изготовление рекламных щитов, оформлениевитрин и т. п.
Налоговый кодекс делит все рекламные расходы на два вида:нормируемые и ненормируемые. Причем перечень последних является закрытым, вотличие от нормируемых затрат. Ведь законодатель не ограничивает их затратамина покупку призов для массовых рекламных кампаний. К ним фирма может отнести и «расходына иные виды рекламы». Например, на распространение брошюр по почтовым ящикамили раздачу каталогов фирмы в самом почтовом отделении.
Многие организации рекламируют свою продукцию, для этихцелей организация может:
— принять участие в ярмарке и выставке;
— разместить объявления и рекламные ролики в СМИ;
— приобрести носители наружной рекламы (щиты, плакаты идр.);
— распространить рекламные изделия – буклеты, открытки,каталоги;
— провести розыгрыш призов и т. д.
Затраты на рекламу фирма может включить в расходы.Правда, они должны быть:
— экономически обоснованными (фирма должна рекламироватьсебя или свои товары);
— документально подтвержденными и связанными сдеятельностью по получению дохода.
Расходы на рекламу учитываются на счете 44. В зависимостиот учетной политики организация может выбрать один из способов списания такихрасходов:
— включать все расходы на рекламу в себестоимостьпроданных товаров;
— распределять их между реализованной продукцией ипродукцией, оставшейся на складе.
Все рекламные расходы можно полностью включать всебестоимость реализованной продукции (Дт 90 Кт 44).
Выделение учета расходов на рекламу на отдельном субсчетек счету Расходов на продажу позволяет контролировать их общую величину,правильно исчислять налог на рекламу, являющийся одним из наиболеераспространенных местных налогов, определять величину превышения предельныхразмеров затрат на рекламу, учитываемого при налогообложении прибыли.
Предельные размеры расходов на рекламные мероприятиязависят от объема выручки от продажи продукции, товаров и услуг, включая НДС.На себестоимость проданной продукции эти расходы относятся в фактическойвеличине.
Однако затраты на покупку или изготовление призов, которыеорганизация вручает победителям во время рекламных кампаний, нормируется.Размер таких затрат в целях налогообложения не может превышать 1% выручки,которую организация получила в отчетном периоде. Эта норма установлена для всехрекламных расходов, не включенных в список ненормируемых расходов.
Суммы оборотов по дебету счета 44 отражаются в:
— журнале-ордере №1 в корреспонденции Дт 44 Кт 50;
— в журнале-ордере № 2 в корреспонденции Дт 44 Кт 51;
— в журнале-ордере № 7 в корреспонденции Дт 44 Кт 71;
— в журнале-ордере № 10/1 в корреспонденции Дт 44 Кт 10,70, 69;
Обороты по кредиту счета 44 отражаются в журнале-ордере№11.
4 Учет расходов на тару
Тара – это вид запасов, предназначенных для упаковки,транспортировки и хранения продукции, товаров и других материальных ценностей.В составе тары учитываются также материалы и детали, предназначенные специальнодля изготовления и ремонта тары, – тарные материалы.
На счетах бухгалтерского учета расходы на тару и упаковкуготовых изделий отражаются следующим образом. На стоимость тары и тарныхматериалов, израсходованных на упаковку продукции после ее сдачи на склад,суммы оплаты труда и отчислений на социальные нужды занятых упаковкойпродукции, погрузкой изделий в транспортные средства рабочих производится бухгалтерскаязапись
Д-т сч. Расходов на продажу
К-т сч. Материалов, Расчетов с персоналом по оплатетруда,
Расчетов по социальному страхованию и обеспечению и др.
Если процесс упаковки продукции осуществляется в цехахосновного производства, указанные расходы включают в производственнуюсебестоимость основной продукции и отражают на счете Основного производства покалькуляционным статьям затрат вспомогательных материалов, оплаты труда и др.
Стоимость тары, изготавливаемой обособленно от основнойпродукции, калькулируют отдельно и включают комплексной статьей в расходы напродажу или в счет к оплате в зависимости от того, возвращается она покупателемили нет./>
1) Особенности учета одноразовой тары. Учет одноразовойтары ведется в бухгалтерском и налоговом учете по стоимости без НДС. «Входной»НДС принимается к налоговому вычету в общем порядке, предусмотренном ст. 171 и172 НК РФ, при условии, что в такую тару упакована продукция, облагаемая НДС.Стоимость одноразовой тары включается в цену продукции и покупателем отдельноне оплачивается. Она относится:
— в дебет счета «Основное производство» (то естьвключается в производственную себестоимость продукции), если упаковка продукциив тару осуществляется в производственных подразделениях организации;
— в дебет счета «Расходы на продажу», если продукцияупаковывается после ее сдачи на склад готовой продукции.
В торговых организациях расходы на упаковку всегдаотносятся к косвенным. Ведь прямыми расходами в торговле считаются стоимостьпокупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммырасходов на доставку покупных товаров до склада, если они не включены в ценуприобретения. Все остальные расходы признаются косвенными и уменьшают доходы отреализации текущего месяца ( ст. 320 НК РФ ).
2) Особенности учетамногооборотной тары
Такая тара, как правило, подлежит обязательному возвратупоставщику, то есть является возвратной. Если условия договора предполагаютполучение залога за тару, то она учитывается, как у поставщика, так и упокупателя, по сумме залога (залоговым ценам).
Разница между ценой залога и фактической себестоимостьютары списывается аналогично порядку, действующему при ведении учета в учетныхценах, то есть признается операционным доходом (расходом) и отражается на счете91 «Прочие доходы и расходы» .
Пример 2.
Оптовая фирма по продаже пива ООО «Промэк» приобрела 1000 шт. пластмассовых ящиков по цене 82,60 руб. на общую сумму 82 600 руб., втом числе НДС – 12 600 руб. Ящики будут использоваться многократно (в качестветары под отгружаемое в адрес покупателей пиво), поэтому ООО «Промэк» установилона них залоговую цену, равную 90 руб.
При приобретении ящиков бухгалтер ООО «Промэк» долженсоставить проводки:Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Оприходована тара по залоговым ценам: (90 руб. х 1 000 шт.) 41-3 60 90 000 Отражен НДС по оприходованной таре 19 60 12 600 «Входной» НДС учтен в стоимости тары 41-3 19 12 600 СТОРНО на сумму «входного» НДС 41-3 60 (12 600) Отражена разница между залоговой ценой тары и ее фактической себестоимостью (90 000 — 82 600) руб. 60 91-1 7 400
Получается, что, оприходовав тару по залоговой цене,часть ее стоимости (разницу между залоговой ценой и ее фактической стоимостью)в бухучете нужно включить в доходы (расходы) сразу, а залоговую стоимость тарысписать на операционные расходы, когда она износится. В налоговом учетемногооборотная тара по фактическим затратам на ее приобретение должнаотражаться в составе внереализационных расходов на основании пп. 12 п. 1 ст. 265НК РФ. Очевидно, что это должно произойти в тот момент, когда она придет внегодность вследствие естественного износа. Документально этот факт должен бытьзафиксирован актом, составленным соответствующей комиссией и утвержденным руководителеморганизации либо уполномоченным лицом. То есть в бухгалтерском и налоговомучете стоимость тары списывают по-разному, что приведет к возникновениювременных разниц. Чтобы этого не произошло, залоговые цены на многооборотнуютару должны устанавливаться равными ее фактической стоимости.
5 Учет транспортных расходов
Стоимость перевозок продукции от организации до пункта,обусловленного договором поставки, отражается по кредиту счета Вспомогательныхпроизводств, если транспортировка выполнена транспортом своей организации, илипо кредиту счета Расчетов с поставщиками и подрядчиками, если транспортныеуслуги оказаны сторонней организацией:
Д-т сч. Расходов на продажу
К-т сч. Вспомогательных производств
К-т сч. Расчетов с поставщиками и подрядчиками.
По условиям поставки некоторых видов товаров ихнеобходимо сопровождать в пути следования до станции покупателя. Расходы посопровождению продукции учитываются на дебете счета Расходов на продажу икредите счетов Расчетов с персоналом по оплате труда, Расчетов по социальномустрахованию и обеспечению и др. — на сумму оплаты труда и отчислений насоциальные нужды экспедитора или другого работника, сопровождающего продукцию.Суточные за время сопровождения и стоимость обратного проезда относятся на расходыпо сбыту с кредита счета Расчетов с подотчетными лицами. Потери продукции впути в пределах норм естественной убыли, если по договору они относятся напоставщика, включаются в расходы на продажу.
В условиях автоматизированной обработки учетнойинформации степень детализации бухгалтерского учета расходов на продажусущественно повышается, появляются возможности увеличить номенклатуру указанныхрасходов, расширить перечень объектов калькулирования, повысить точностьрасчетов, исключить или значительно уменьшить их условность.
В состав транспортных расходов включаютсяследующие виды затрат:
— оплата транспортных услуг сторонних организаций заперевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов,взвешивание грузов и т. п.);
— оплата услуг организаций по погрузке товаров ипродуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционныеоперации и другие аналогичные услуги;
— стоимость материалов, израсходованных на оборудованиетранспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т. п.) и их утепление(солома, опилки, мешковина и т. п.);
— плата за временное хранение грузов на станциях,пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормативных сроков, установленныхдля вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;
— плата за обслуживание подъездных путей и складовнеобщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным сними договорам.
Состав транспортных расходов, учитываемых в целяхналогообложения прибыли, налоговым законодательством не установлен. Попробуемопределить перечень этих расходов на основании других нормативных актов. Такоеправо предоставляет пункт 1 статьи 11 НК РФ. В нем сказано, что институты,понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательстваРоссии, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в какомони используются в этих отраслях законодательства. Разумеется, если иное непредусмотрено Кодексом.
При определении состава транспортных расходов в налоговомучете организации могут применять Общероссийский классификатор видовэкономической деятельности (ОКВЭД). Так, согласно ОКВЭД класс 63«Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» включает погрузкуи разгрузку грузов и багажа (группа 63.11 «Транспортная обработка грузов»), а такжехранение и складирование всех видов грузов (группа 63.12 «Хранение искладирование») и другие виды деятельности, связанные с транспортировкойгрузов. Получается, что к транспортным расходам относятся и сопутствующиеуслуги.
Таким образом, в целях налогового учета можно принятьтакой же состав транспортных расходов, как и в бухучете. Однако перечень этихрасходов надо утвердить в учетной политике по налогообложению.
Налоговый кодекс разрешил организациям, занимающимсяторговлей, самостоятельно определять, как учитывать расходы, связанные сдоставкой покупных товаров. Есть три способа их списания. Рассмотрим, какойвариант самый выгодный с точки зрения налогообложения прибыли.
Бухгалтеры могут учитывать расходы на доставку покупныхтоваров для налога на прибыль по одному из трех вариантов. Первый вариант — признать такие расходы косвенными и списывать их единовременно. Второй вариант- признать расход прямым: включать доставку в стоимость товаров и учитывать врасходах по мере реализации товаров. Третий вариант — также признать расходпрямым, но не включать доставку в цену товара, а списывать пропорциональностоимости товаров, реализованных в этом периоде.
Можно учесть сразу
Для торговых компаний прямыми расходами являютсястоимость реализованных покупных товаров и расходы на их доставку, если они невключены в цену (ст. 320 НК РФ). В то же время Налоговый кодекс разрешаетсамостоятельно устанавливать перечень прямых расходов (ст. 318 НК РФ). С этогогода он является открытым. Не прописав в учетной политике транспортные расходына доставку товаров в составе прямых затрат, компания может учесть ихединовременно в полной сумме в периоде возникновения. Списав эти затраты каккосвенные, она ничего не нарушит.
Однако в этой ситуации возможны претензии со стороныналоговиков. Они считают, что при включении потенциально прямых расходов всостав косвенных необходимо веское обоснование такого распределения затрат. Вуправлении администрирования налога на прибыль ФНС России, при проверкахналоговики будут обращать внимание на соответствие перечней прямых расходов,установленных кодексом и учетной политикой. Если причина, по которой компанияотнесла прямые расходы к косвенным, не устроит проверяющих, то организациимогут доначислить налог и пени.
Списываем по реализации
Во избежание споров с налоговиками в учетной политикеможно предусмотреть один из двух способов учета расходов на доставку покупныхтоваров: транспортные расходы формируют стоимость имущества или учитываютсяотдельно. Такой порядок будет полностью соответствовать нормам статьи 320 НКРФ. При его применении претензии налоговиков исключены.
Но в любом из этих случаев транспортные расходы уменьшатналогооблагаемую прибыль только по мере реализации товаров. Стоимостьнереализованных товаров в состав расходов не включается (ст. 320 НК РФ).Соответственно если транспортные расходы являются частью этой стоимости, то онитакже не войдут в расчет налога на прибыль. Если же расходы на доставку будутотдельной статьей прямых затрат, то их все равно нужно распределять на остатокнереализованных товаров. Какой из этих вариантов наиболее выгоден дляорганизации? Рассмотрим каждый способ учета транспортных расходов на примере.
Пример 3.
На 1 апреля 2006 года числится остаток товаров в сумме 2300 000 руб. и остаток транспортных расходов по их доставке — 115 000 руб. Вовтором квартале было закуплено две партии товаров. Одна — на сумму 2 500 000руб., расходы на ее доставку составили 250 000 руб. По второй партии товаров насумму 2 000 000 руб. расходов на доставку не было. За отчетный период былореализовано товаров на сумму 4 200 000 руб. Согласно учетной политике, расходына доставку в стоимость товаров не включаются.
Рассчитаем сумму транспортных расходов, на которую можноуменьшить налогооблагаемую прибыль во втором квартале 2006 года. Алгоритмрасчета приведен в статье 320 НК РФ.
1. Определяем сумму транспортных расходов, котораяотносится к остатку товаров на начало месяца и к приобретенным в течение месяцатоварам, — 365 000 руб. (115 000 + 250 000).
2. Определяем стоимость товаров, реализованных иоставшихся непроданными в течение месяца, — 6 800 000 руб. (4 200 000 + (2 300000 + 4 500 000 — 4 200 000).
3. Находим средний процент — 5,37% (365 000 руб./ 6 800000 руб. 5 100%).
4. Определяем сумму транспортных расходов, относящихся кнереализованным товарам. Стоимость нереализованных товаров на конец кварталасоставила 2 600 000 руб. (2 300 000 + 4 500 000 — 4 200 000). Тогда расходы надоставку нереализованных товаров составят 139 620 руб. (2 600 000 руб. х 5,37%).
Следовательно, сумма транспортных расходов, которые будутучтены при расчете налога на прибыль во втором квартале, составит 225 380 руб.(115 000 + 250 000 — 139 620).
Пример 4.
Сохраним условия предыдущего примера, за исключениемтого, что по учетной политике транспортные расходы учитываются в стоимостипокупных товаров. Предположим, во втором квартале покупная стоимость товаров,реализованных из первой партии, составила 2 200 000 руб., из второй — 2 000 000руб.
Поскольку транспортные расходы относятся только к однойпартии товаров, они будут учитываться по мере ее реализации. Тогда покупнаястоимость товаров на начало отчетного периода составит 2 415 000 руб. (2 300000 + + 115 000), стоимость приобретенных товаров — 2 750 000 руб. (2 500 000 +250 000). Доля реализованных товаров в приобретенных и оставшихсянереализованными товарах будет равна 44,89% (2 200 000 руб./ (2 300 000 руб. +2 600 000 руб.) х 5 100%).
Стоимость товаров, реализованных во втором квартале 2006года с учетом транспортных расходов, составит 2 318 568,5 руб. ((2 415 000 руб.+ 2 750 000 руб.) 55 44,89%). Сумма транспортных расходов, уменьшающих базу поналогу на прибыль второго квартала, будет равна 118 568,5 руб. (2 318 568,5 — 2200 000).
6 Учет издержек обращения
К расходам на продажу относятся и издержки обращенияторговых и снабженческо-сбытовых организаций. В отличие от отраслейматериального производства они разнообразнее по составу, поскольку включаюткроме прямых расходов на продажу затраты на содержание зданий, сооружений, помещенийи инвентаря, на оплату труда, на управление оптовыми и розничнымипредприятиями. В общей сумме издержки обращения характеризуют собой затраты напродвижение товаров от производителя к потребителю, возмещаемые торговойскидкой (накидкой), содержащейся в цене товара.
Особенностью учетной группировки издержек обращенияявляется деление их на затраты, вызываемые продолжением производственногопроцесса в сфере обращения (транспортные расходы, подработка, подсортировка,упаковка и хранение товаров, товарные потери), и издержки по продаже товаровторговыми предприятиями или подразделениями организаций материальногопроизводства, осуществляющими торговую деятельность. Оплата труда штатногоперсонала, занятого торговлей, обычно учитывается вместе.
Издержки обращения группируют по видам торговойдеятельности: оптовая, розничная торговля, общественное питание, заготовление ипереработка сельскохозяйственной продукции. При централизованном учететоргово-снабженческой деятельности издержки отражаются по их видам в целом, заисключением оплаты труда, которую целесообразно учитывать по каждому магазину ииной торговой точке отдельно.
Основные затраты, включаемые в состав издержек обращения,учитываются и списываются так же, как и в отраслях материального производства.Аналогично учитываются товарные потери в пределах и сверх норм естественнойубыли.
Специфичен порядок распределения издержек обращения междупроданным товаром и его остатком на конец каждого месяца, а также отражения егов бухгалтерском учете. Такое распределение позволяет правильно исчислитьсебестоимость остатка непроданных товаров и выявить финансовый результатпродаж. При существующей в настоящее время практике учета распределениюподлежат только издержки, связанные с завозом товара, включая выплату процентовпо полученным кредитам. Остальные издержки полностью списываются на затраты иотражаются на финансовых результатах того месяца, в котором они были учтены.
Пример 5.Операция руб. Издержки обращения на остаток товаров на начало месяца (начальное сальдо счета Расходов на продажу в части транспортных расходов и процентов за кредит) 10 000
Издержки обращения за отчетный месяц (оплата труда, аренда, транспортные расходы, реклама, проценты за кредит и др.)
в том числе:
транспортные расходы
проценты за кредит
500 000
45 000
65 000 Продано товаров за месяц 4 200 000 Остаток непроданных товаров 800 000 Средний процент издержек обращения к общей стоимости товаров (10000+45 000+65 000)/ (4 200000+800 000)= (120000/ 5 000 000)*100% 2,4 % Издержки обращения на остаток товаров [(800 000 * 2,4 %): 100 %] 19 200 Транспортные расходы и оплата процентов за кредит, относимые на счет Продаж (120 000 — 19 200) 100 800 Прочие издержки обращения (500 000-45 000-65 000) 390 000 Списано в качестве расходов на продажу (390 000 + 100 800) 490 800
Таким образом, на финансовые результаты продаж издержкиобращения списывают за минусом их части, отнесенной на остаток непроданныхтоваров.
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы:
К расходам на продажу относятся расходы, связанные спродажей продукции, оплачиваемые поставщиком.
В организациях, осуществляющих производственнуюдеятельность, это расходы:
— на затаривание и упаковку;
— по доставке продукции, погрузке в транспортныесредства;
— комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовыми другим посредническим организациям;
— по содержанию помещений для хранения продукции в местахее продажи;
— на рекламу;
— на представительские расходы;
— другие аналогичные по назначению расходы.
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, эторасходы:
— на перевозку товаров;
— на оплату труда;
— на аренду;
— на содержание зданий, сооружений, помещений иинвентаря;
— по хранению и подработке товаров;
— на рекламу;
— на представительские расходы;
— другие аналогичные по назначению расходы.
Учет расходов на продажу ведется на счете 44 «Расходы напродажу». По дебету счета 44 накапливаются суммы произведенных расходов скредита материальных, расчетных и денежных счетов.
Д44 К10 — учтена стоимость израсходованных на упаковкуматериалов Д 44 К23 — учтены расходы вспомогательного производства по доставкепродукции
В конце месяца расходы на продажу списываются насебестоимость проданной продукции одним из способов:
1) Списываются все расходы в полном объеме.
2) Расходы на упаковку и транспортировку (дляпроизводственных организаций) и расходы на транспортировку (для торговыхорганизаций), учтенные на счете 44 — с распределением на отдельные видыпродукции (товаров), остальные расходы на продажу — в полном объеме.
3) Распределение на отдельные виды продукцииосуществляется прямым способом или при помощи пропорционального распределения.Также расходы на продажу распределяются между выпущенной реализованной продукциейи остатках на складах.
Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу»ведется по видам и статьям расходов.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
2. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет:. М.: ПРИОР, 2006 г. ВещуноваН.Л. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности. М.:КноРус, 2005. 684 с.
3. Воинов В.Р. Особенности бухгалтерского и налогового учетапроизводственных затрат в организациях лесопромышленного комплекса. — //Консультант бухгалтера. 2006, 6.
4. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Основы бухгалтерского учета: теория, практика,тесты. М.: Финансы и статистика, 2005.
5. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007г.
6. Луговой А.В. Расчеты по оплате труда «Библиотека журнала Бухгалтерскийучет», 2006
7. Лытнева Н.А.Учет расчетов по единому социальному налогу «Бухгалтерскийучет», N 12, 2007
8. Нидлз Б., Андерсон, Д. Принципы бухгалтерского учета / Пер. с англ. А.В.Чмеля, Д.Н. Исламгулова; Под ред. Я.В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 2007г.
9. Новиков Д. А. Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет. М.:Бератор-пресс, 2007, 240 с.
10. Подстригич Г.Б. Методологические и организационные основы бухгалтерскогоучета. М., 2007. 33 с.
11. Ракитина М.Ю. Расходы, связанные со сбытом произведенной продукции. — //Российский налоговый курьер. 2007. — 2.
12. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит: Учеб. / Л.В. Сотникова. М.:Финстатинформ, 2007. 238 с.
Приложение
Учет расходов на продажу продукции ебет Кредит Содержание хозяйственных операций Первичные документы 44 10 Израсходованы материалы на операции по продаже продукции. № М-11 «Требование — накладная» 44 23 Произведены вспомогательными производствами расходы на продажу продукции. Бухгалтерская справка-расчет 44 29 Произведены обслуживающими производствами и хозяйствами расходы на продажу продукции. Бухгалтерская справка-расчет 44 60, 76 Стоимость работ (услуг) сторонних организаций включена в расходы на продажу продукции: — расходы на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции, — расходы по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, — погрузке в вагоны, суда, Договора на оказание услуг, Акт приемки-сдачи выполненных работ, Бухгалтерская справка-расчет 19 60, 76 Выделен НДС в соответствии со счетами-фактурами поставщиков работ (услуг), использованных при продаже продукции. Счет-фактура 44 69 Начислен единый социальный налог на выплаты работникам, занятым продажей продукции. Бухгалтерская справка-расчет, Индивидуальная карточка учета сумм и иных вознаграждений, Расчет по авансовым платежам по ЕСН, Налоговая декларация по ЕСН. 44 69-1 Начислены платежи по обязательному страхованию от несчастных случаев работников, занятых продажей продукции. Бухгалтерская справка-расчет 44 70 Начислена заработная плата работникам, занятым продажей продукции. № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость» 44 79-2 Затраты обособленных подразделений включены в расходы на продажу продукции. Бухгалтерская справка 44 97 Списана доля расходов будущих периодов на расходы по продаже продукции Бухгалтерская справка 90-2 44 Расходы на продажу продукции отнесены на себестоимость проданной продукции. Бухгалтерская справка