Содержание
Введение……………………………………………………………………….…..4
ГЛАВА 1. Организация и спецификабухгалтерского учета в оптовой торговле на современном этапе……………………………………………….…7
1.1. Организация бухгалтерскогоучета в оптовой торговле……………….…7
1.2. Система нормативногорегулирования бухгалтерского учета в торговле.9
1.3. Объекты бухгалтерского учета вторговле и их классификация……………………………………………………………… ….10
ГЛАВА 2. Бухгалтерской учет напредприятиях оптовой торговли на примере ЗАО «Полипак»……………………………………………………………….....13
2.1. Формы осуществления оптовойторговли………………………………...13
2.2. Договоры в оптовой торговли какоснование поступление товаров…..14
Глава 3 Резервы учета цен предприятиякак фактор оптимизации………....22
3.1 Учет операций по продажамтоваров…………………………………… …22
3.2 Учет транспортных расходов организацийоптовой торговли……….…26
Заключение………………..……………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Торговля — огромная отрасль народного хозяйства. В этусферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов,либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственнуюдеятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве ипродавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальныепредприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей.
Поскольку вестибухгалтерский учет обязаны юридические лица, то в данной работе речь пойдетименно о них. В дальнейшем я их буду называть торговыми организациями.
По общему определению,бухгалтерский учет — это система сбора, измерения, регистрации, обработки ипередачи информации в денежном выражении о хозяйственных операциях юридическоголица, его имуществе, источниках формирования этого имущества, возникновении идвижении обязательств организации. Первоначально бухгалтерский учет с егобалансом, двойной записью и инвентаризацией возник именно в торговле.
Ежедневно в деятельноститорговой организации происходит множество хозяйственных процессов, связанных соборотом товаров: приобретение, транспортировка до места продажи, приемка,выбраковка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, доставка покупателям,уценка, списание и др. Процесс приобретения и продажи товаров непосредственносвязан с движением денежных потоков в организации, образованием и погашениемзадолженностей продавцов и покупателей. Все это относится к хозяйственнымоперациям.
Кроме того, дляобеспечения нормальной деятельности торговая организация должна иметь торговоеоборудование, холодильники, склады, помещения для торговли, транспортныесредства и пр. Чтобы обзавестись таким имуществом, необходимы средства — источники формирования имущества. К ним относятся вклады собственников, займы,кредиты, прибыль организации, целевое финансирование, безвозмездныепоступления, задолженность поставщикам и покупателям. За счет этих источниковформируется не только основной, но и оборотный капитал организации.
И наконец, основнымфактором торгового процесса является труд, то есть вклад людей в производство вформе непосредственного расходования умственных и физических усилий.
Задачами бухгалтерскогоучета в торговой организации являются:
а) учет всего имущества организациив количественно суммовом выражении, то есть по количеству в натуральныхединицах и стоимости в денежных единицах. Правильно налаженный учет имуществаобеспечивает его сохранность и рациональное использование;
б) учет источниковформирования имущества организации (обязательств организации);
в) описание всеххозяйственных процессов, происходящих
в торговой организации.Это описание производится с помощью бухгалтерских проводок: каждомухозяйственному явлению соответствует одна или несколько бухгалтерских проводок;
г) учет количества икачества затраченного в торговой и управленческой деятельности труда.Количество труда измеряется в часах, днях, месяцах. Качество труда оцениваетсяв денежном выражении;
д) формирование полной идостоверной информации о результатах деятельности торговой организации. Этаинформация необходима для оперативного руководства и управления организацией.Руководитель, который своевременно получает такую информацию, можетпроанализировать текущую деятельность торговой организации и принять правильноеуправленческое решение. Это необходимо для получения удовлетворительныхфинансовых результатов, предотвращения негативных явлений в коммерческойдеятельности, выявления внутрипроизводственных резервов и их эффективногоиспользования, обеспечения финансовой устойчивости организации.
Кроме руководителя именеджеров организации пользователями указанной информации являются инвесторы,банки, налоговые органы, поставщики, покупатели, кредиторы, иные заинтересованныелица.
Законодательство о бухгалтерскомучете выдвигает следующие требования:
— бухгалтерский учетдолжен быть сплошным. Это означает, что необходимо учитывать все имущество ивсе хозяйственные операции организации, не допуская выборочности;
— бухгалтерский учет долженбыть непрерывным во времени, то есть отражать хозяйственные операции непрерывнов хронологическом порядке изо дня в день;
— бухгалтерский учетдолжен быть строго документальным: хозяйственные операции можно отражать толькона основании первичных документов, оформленных в соответствии с требованиямизаконодательства.
ГЛАВА 1.ОРГАНИЗАЦИЯ И СПЕЦИФИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ НА СОВРЕМЕННОМЭТАПЕ
1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
Организациябухгалтерского учета — это система построения учетного процесса. Учетный процессслагается из следующих основных элементов:
1)первичный учет;
2)регистры бухгалтерского учета;
3)документооборот;
4)инвентаризация;
5)отчетность.
Регистрыбухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации,содержащейся в принятых к учету первичных документах. Главный бухгалтер решает,по какой форме и на каких носителях (бумажных или машинных) будет вестисьбухгалтерский учет в организации.
Порядокдокументооборота в организации также определяется главным бухгалтером в учетнойполитике. Документооборот — это путь, который проходят документы от момента ихвыписки до сдачи в архив. В графике документооборота определяется круг лиц,ответственных за оформление документов, указывается порядок, место и времяпрохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
Инвентаризацияимущества и обязательств организации это проверка и документальноеподтверждение их наличия, состояния и оценки. Инвентаризация обеспечиваетдостоверность бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтерразрабатывает, а руководитель утверждает план проведения инвентаризаций вторговой организации. В плане определяют порядок, формы и сроки проведенияплановых и внеплановых инвентаризаций.
Формыбухгалтерской отчетности, как внешней, так и внутренней, также разрабатываютсяглавным бухгалтером и утверждаются в приказе по учетной политике. Кроме того,главный бухгалтер определяет:
— отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета;
— объем и сроки представления отчетности внутренним и внешним пользователям;
— круг должностных лиц (внутренних пользователей), которым представляютсяопределенные формы отчета;
— наименования и адреса учреждений (внешних пользователей), которымпредставляется бухгалтерская отчетность;
— способ представления отчетности (почтой, курьером, теле-коммуникационнымиканалами связи и пр.);
— фамилии работников бухгалтерии, ответственных за составление конкретных формотчетности.
Взаключение следует отметить, что, согласно закону «О бухгалтерском учете», ответственностьза организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнениихозяйственных операций несут руководители организаций.
Организацияможет не иметь в своем штате главного бухгалтера и специалистов бухгалтерскойслужбы. Она может поручить ведение бухгалтерского учета и составление отчетностисторонним предприятиям или лицам, на которых при этом возлагаются та жеответственность и те же обязанности в области бухгалтерского учета, что и наштатного главного бухгалтера.
1.2. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТАВ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
Ведениебухгалтерского учета в торговой организации должно быть строгорегламентировано, то есть подчинено определенным правилам. Можно сказать, чтосуществует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет. Иотступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской иналоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельностиорганизации, приводит к злоупотреблениям со стороны материально ответственныхлиц и т. п.
Сводправил бухгалтерского учета — это система нормативных документов, которые в зависимостиот назначения и статуса можно разделить по следующим уровням:
Таблица1 Уровни нормативных документов1-й уровень Закон «О бухгалтерском учете» Гражданский кодекс РФ Другие законы по бухгалтерскому учету Указы Президента РФ Постановления Правительства РФ 2-й уровень Положения по бухгалтерскому учету (стандарты) 3-й уровень Нормативные документы Минфина России: — приказы — методические рекомендации (указания) — инструкции — комментарии — письма 4-й уровень Нормативные документы других министерств и ведомств 5-й уровень Приказ по учетной политике организации Другие рабочие документы организации
Закон«О бухгалтерском учете» определяет:
— состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлятьфинансовую отчетность;
— правовые основы бухгалтерского учета;
— содержание, принципы и организацию бухгалтерского учета;
— порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.
Положенияпо бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают порядок учета и оценки определенногообъекта или совокупности объектов. ПБУ конкретизируют закон о бухгалтерскомучете.
Методическиерекомендации Минфина России конкретизируют статьи законов и отдельные ПБУ. Ктаким рекомендациям относятся:
Так,Комитетом РФ по торговле утверждены:
— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержкиобращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли иобщественного питания — Методические рекомендации по учету и оформлению операцийприема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли.
1.3. ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ И ИХКЛАССИФИКАЦИЯ
Предметомбухгалтерского учета в оптовой торговле является хозяйственная деятельностьторговой организации. Составными частями предмета бухгалтерского учета являютсяобъекты бухгалтерского учета. К ним относятся:
1)имущество (активы организации);
2)обязательстваорганизации (источники формирования имущества);
3)хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников ихформирования.
Таблица2 Состав имущества организации в виде следующей таблицы:Активы организации Внеоборотные активы (основной капитал) Оборотные активы (оборотный капитал) — основные средства — материальные оборотные средства — нематериальные активы — денежные средства — вложения во внеоборотные активы — финансовые вложения — средства в расчетах
Косновным средствам относятся средства труда, срок службы которых превышает 12месяцев. Это может быть холодильное оборудование, контрольно-кассовые машины,торговые прилавки, весы.
Нематериальныеактивы не имеют физической основы, но имеют стоимостную оценку и приносят доходорганизации.
К нимотносятся, например, исключительные права владельца на товарный знак,наименование места происхождения товаров, деловая репутация организации.
Подвложениями во внеоборотные активы понимают затраты организации на объекты, которыебудут в последующем приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средствили нематериальных активов.
Материальныеоборотные средства — это товары, предназначенные для продажи, хозяйственныйинвентарь (сроком службы менее 12 месяцев), тара, упаковка, чековая лента ипрочие расходные материалы, расходы на продажу на остаток товара, расходыбудущих периодов.
К денежнымсредствам относятся наличные деньги в кассе торговой организации, денежныедокументы, деньги на расчетных, валютных и специальных счетах в банках,переводы в пути. Финансовые вложения — это инвестиции в акции акционерныхобществ, уставные (складочные) капиталы других организаций, долговые ценныебумаги, вклады по договору простого товарищества, предоставленные другиморганизациям займы.
Средствав расчетах — это дебиторская задолженность покупателей за проданные товары,поставщиков товаров по полученным авансам, покупателей и поставщиков попредъявленным претензиям, работников организации по подотчетным суммам, возмещениюматериального ущерба, предоставленным им организацией займам и др.
Изследующей таблицы можно увидеть, что относится к источникам формированияимущества (активов) организации:
Таблица3 Источникам формирования имущества (активов) организацииИсточник формирования имущества (активов) организации Собственный капитал Заемный капитал — уставный капитал — кредиты банка — выкупленные акции (доли) — заемные средства — добавочный капитал — резервный капитал — кредиторская задолженность — нераспределенная прибыль — обязательства по распределению — целевое финансирование
Собственныйкапитал — это стоимость чистых активов. Она
определяетсяпо формуле:
ЧА =А — ЗК,
гдеЧА — стоимость чистых активов;
А — стоимость активов организации;
ЗК — заемный капитал.
Заемныйкапитал — это часть стоимости активов организации, сформированная за счетобязательств (заемных средств) организации перед другими организациями,физическими лицами, собственниками, своими работниками.
Основныехозяйственные процессы торговой организации покупка и продажа товара. Этипроцессы состоят из множества хозяйственных операций, связанных с товарным иденежным оборотом.
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЦЕН В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ НА ПРИМЕРЕЗАО «ПОЛИПАК»
2.1. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
Оптоваяторговля — это перепродажа товаров, приобретенных исключительно для этой цели.
Оптоваяторговля может осуществляться через оптовые склады и базы, оптовые рынки,оптовые торговые центры.
Торговлючерез оптовые склады и базы осуществляют средние и крупные торговые организациис большим объемом товарооборота.
Оптовыйрынок — это место проведения оптовых торговых операций. Предпочтение оптовымрынкам отдают малые и средние торговые организации, которые специализируются наперепродаже товаров небольшими партиями.
Оптовыерынки организуются в форме юридического лица, которое предоставляет за платуторговое место на рынке оптовым организациям.
Торговаяорганизация заключает договор аренды торгового места с администрацией оптовогорынка. Договор может быть долгосрочным, краткосрочным или поденным. Торговаяорганизация получает торговую секцию, подготовленную для эксплуатации иоснащенную необходимым оборудованием. Оптовый рынок предоставляет торговойорганизации также и складское помещение (место для хранения товаров). Натерритории оптового рынка функционируют вспомогательные службы, которыеобеспечивают подвоз и выгрузку товаров, охрану территории, вывоз мусора,обеспечение весоизмерительными приборами, тепло, энерго и водоснабжение, связь.К продаже на оптовом рынке допускаются только товары, прошедшие проверкукачества. Оптовые рынки имеют собственную специализированную службу товарныхэкспертиз. Правилами оптового рынка может быть предусмотрена возможностьрозничной торговли. Для этого выделяются специальные торговые секции иопределяется время допуска населения для приобретения товаров.
Оптовыйторговый центр — это сочетание магазина и склада, которое предоставляетпокупателю возможность на принципах самообслуживания приобретать оптовые партиитовара. В оптовом торговом центре оборудован торговый зал, в котором настеллажах, полках, витринах размещается товар в упакованном виде, готовый дляоптовой продажи, а также выставлен образец этого товара. В оптовом торговомцентре можно сочетать оптовую торговлю с розничной. Для осуществления розничнойторговли необходимо иметь кассовый аппарат. Организация торгового процессачерез оптовый торговый центр наиболее подходит для малых и средних предприятий,которые специализируются на продаже отдельных товарных групп в большомассортименте (например, одежды и обуви, строительных материалов, бытовыхприборов и т. д.).
2.2. ДОГОВОРЫ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ КАК ОСНОВАНИЕ ПОСТУПЛЕНИЕТОВАРОВ
Отношения,возникающие между продавцом (оптовой торговой организацией) и покупателем,оформляются договором.
Договоромпризнается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении илипрекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ). В соответствии снормами гражданского права договор считается заключенным, если сторонами втребуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Ксущественным условиям относятся:
— предметдоговора;
— условия, которые определены как существенные в законах
ииных правовых актах;
— условия, которые определены в законе или правовых актах как необходимые длядоговоров данного вида;
— условия, которые по заявлению одной из сторон должны быть включены в договор.
Договорсчитается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту (предложениезаключить договор), ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Договорможет быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, еслизаконом не установлена определенная форма для договоров данного вида.
Еслистороны договорились заключить договор в определенной форме, хотя законом и непредусмотрена данная форма как обязательная, договор считается заключеннымпосле придания ему условленной формы.
Сделкимежду юридическими лицами должны совершаться в письменной форме (ст. 161 ГКРФ).
Договорв письменной форме может быть заключен путем составления одного документа,подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой,телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной и иной связи, позволяющейдостоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Несоблюдениепростой письменной формы сделки лишает стороны права (в случае возникновения спорамежду ними) ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания,но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (ст. 162 ГКРФ).
Договорныеотношения считаются установленными, если стороны обменялись любыми документами,которые однозначно определяют предмет договора и его существенные условия. Например,оптовая торговая организация отгрузила товар покупателю по устной договоренностии направила с товаром сопроводительные документы (товарную накладную,счет-фактуру и счет на оплату). Эти документы содержат существенные условиядоговора: наименование товара, его количество, цену товара и общую суммусделки. Направление сопроводительных документов является офертой со стороныторговой организации. Покупатель, получив товар, оприходовал его и произвелоплату.
Темсамым он акцептовал оферту (принял предложение продавца о поставке товара поценам и в количестве, указанном в сопроводительных документах).
Отсутствиедоговора не освобождает стороны от финансовых обязательств. Так, еслипоставленный товар был оприходован покупателем и использован в дальнейшем дляперепродажи, в производственных или других целях, то доводы об отсутствии договоране принимаются при рассмотрении споров между сторонами. В данном случаепокупатель обязан оплатить поставленный и потребленный им товар.
2.3. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРОДАЖАМ ТОВАРОВ
Вбухгалтерских и налоговых нормативных актах употребляются понятия «продажатоваров» и «реализация товаров».
Эторазные названия одного и того же хозяйственного явления, поэтому правомерноприменение и того, и другого словосочетания. Термин «продажа» широко сталиспользоваться с введением в 2001 году нового Плана счетов. Прежний счет 46«Реализация» заменен счетом 90 «Продажи». Суть же самой хозяйственной операции(продажа или реализация) не изменилась.
Бухгалтерскийучет реализации товаров в оптовой торговле ведется на сопоставляющемоперационно-результатном счете 90
«Продажи».
Согласностатье 39 Налогового кодекса РФ, реализацией товара признается передача правасобственности на него покупателю.
Торговыеорганизации отгружают товар в соответствии с заключенными договорами. Вбухгалтерском учете (реализации) товаров в оптовой торговле руководствуются следующимипонятиями, установленными Гражданским кодексом:
— моментисполнения обязанности продавца передать товар (ст. 458, 224 ГК РФ);
— момент перехода риска случайной гибели товара (ст. 459 ГК РФ);
— момент возникновения (перехода) права собственности (ст. 223 ГК РФ).
Статьей458 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи,обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
— вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотренаобязанность продавца по доставке товара;
— предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть переданпокупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.
Моментомперехода риска случайной гибели и случайного повреждения товара к покупателюявляется момент, когда в соответствии с законом или договором продавецсчитается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Моментомвозникновения права собственности у покупателя является момент передачи емутовара, если иное не предусмотрено законом или договором.
Договоромкупли-продажи может быть предусмотрено, что моментом перехода права собственностина товар является момент его оплаты покупателем. Такая ситуация регулируется статьей491 ГК РФ: право собственности на переданный покупателю товар сохраняется запродавцом, а покупатель не может продать этот товар или распорядиться им инымобразом. Мы уже говорили о том, что такой товар до момента оплаты отражается упокупателя на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятыена ответственное хранение». И только после оплаты товара покупатель отражаетего стоимость в балансовом учете на счете 41 «Товары».
Бухгалтердолжен помнить, что при любой форме договора в бухгалтерском учете реализациятовара отражается в момент перехода права собственности на товар от продавцапокупателю.
Несколькоиначе обстоит дело с налоговым учетом. Здесь возникает понятие «моментотражения реализации товаров для налогообложения». Согласно налоговомузаконодательству, возможно исчисление налогов, связанных с реализацией товара, какна дату отгрузки товара, так и на дату его оплаты. Для налогового учета датаотгрузки совпадает с датой перехода права собственности на товар.
Организациясамостоятельно выбирает метод определения выручки от реализации: «по отгрузке»(метод начисления) или «по оплате» (кассовый метод). Этот выбор фиксируется вналоговой политике организации. От выбранного метода зависит порядок начисленияналогов, таких, как налог на добавленную стоимость, налог на пользователейавтодорог, некоторые местные налоги.
Рассмотрим,как отражаются в бухгалтерском учете оптовой организации операции по продаже(реализации) товаров.
Ситуация1. Право собственности на товар переходит покупателю в момент отгрузки товара.
Согласностатье 486 ГК РФ, покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или послепередачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено договором. Возможнытакие способы оплаты товара покупателем:
— предварительная оплата;
— последующая оплата.
Всвою очередь, последующая оплата может быть произведена:
— единовременно;
— сиспользованием товарного кредита;
— соплатой в рассрочку.
Рассмотримсхемы бухгалтерских проводок, отражающих продажу (реализацию) товара при разныхспособах расчета за товар.
Продажатовара с последующей оплатой Договором купли-продажи может быть предусмотрена оплататовара после его получения покупателем. Покупатель обязан произвести оплату товарав срок, предусмотренный договором.
Таблица4 Система продажи товара с последующей оплатойДата проводки Содержание операции Проводка Дебет Кредит Дата отгрузки товара Отражена выручка от продажи товара 62-1 90-1 Списана себестоимость отгруженного товара 90-2 41-1 Начислен НДС с реализации товара при определении выручки от реализации «по отгрузке» или: Учтен НДС с реализации товара при определении выручки от реализации «по оплате» 90-3 90-3 68-3 76-5 Дата оплаты товара Поступила оплата за товар от покупателя 51 62-1 Начислен НДС с реализации товара при определении выручки от реализации «по оплате» 76-5 68-3
Предварительнаяоплата товара
Еслидоговором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товарполностью или частично до передачи продавцом товара, то покупатель долженпроизвести оплату в срок, предусмотренный договором.
Таблица4 Система предварительной оплата товараДата проводки Содержание операции Проводка Дебет Кредит Дата оплаты товара Поступила предоплата за товар от покупателя 51 62-3 Начислен НДС с авансов, полученных под поставку товара 62-3 68-3 Дата отгрузки товара Отражена выручка от продажи товара 62-1 90-1 Списана себестоимость отгруженного товара 90-2 41-1 Начислен НДС с реализации товара 90-3 68-3 Восстановлена сумма НДС с авансов полученных 68-3 62-3 Зачтена полученная предоплата 62-3 62-1
Оплататовара в рассрочку
Схемапроводок будет такой же, как и в ситуации с последующей оплатой товара (п.1.1). Некоторые отличия будут в датах проводок для организации, определяющейвыручку от реализации для исчисления НДС «по оплате». Посмотрим это на примере.
пример
ООО «Полипак»определяет выручку от реализации товаров для исчисления НДС «по оплате». 22апреля «Полипак» отгрузил товар ЗАО «Торговый дом» на сумму 120 000 руб., в томчисле НДС (18%) — 20 000 руб. Учетная стоимость (себестоимость) отгруженноготовара составила 82 000 руб. Договором предусмотрена рассрочка платежа всоответствии со следующим графиком:
— 6мая — 48 000 руб.
— 20мая — 24 000 руб.
— 10июня — 48 000 руб.
«Торговыйдом» исполнил свои обязательства по оплате това
расогласно договору.
Бухгалтерсделал такие проводки:
22апреля
ДЕБЕТ62-1 КРЕДИТ 90-1
— 120000руб. — отгружен товар;
ДЕБЕТ90-2 КРЕДИТ 41-1
— 82000 руб. — списана себестоимость отгруженного товара (списан
отгруженныйтовар по учетным ценам);
ДЕБЕТ90-3 КРЕДИТ 76-5
— 20000 руб. — учтен НДС с реализации товара;
6 мая
ДЕБЕТ51 КРЕДИТ 62-1
— 48000 руб. — поступила оплата от покупателя;
ДЕБЕТ76-5 КРЕДИТ 68-3
— 8000 руб. (48 000 х 20: 120) — к уплате в бюджет начислен НДС с поступившейоплаты за реализованный товар;
20мая
ДЕБЕТ51 КРЕДИТ 62-1
— 20000 руб. — поступила оплата от покупателя;
ДЕБЕТ76-5 КРЕДИТ 68-3
— 4000 руб. (24 000 х 20: 120) — к уплате в бюджет начислен НДС
споступившей оплаты за реализованный товар;
10июня
ДЕБЕТ51 КРЕДИТ 62-1
— 48000 руб. — поступила оплата от покупателя;
ДЕБЕТ76-5 КРЕДИТ 68-3
— 8000 руб. (48 000 х20:120)-к уплате в бюджет начислен НДС с поступившей оплатыза реализованный товар.
ГЛАВА 3 РЕЗЕРВ УЧЕТА ЦЕН КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ
3.1 УЧЕТ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
Оптоваяорганизация использует транспорт (автомобильный, железнодорожный, воздушный,водный) как для доставки товаров от поставщиков на склады, так и для развозатоваров покупателям.
Транспортныеуслуги по перевозке товаров оказывают торговым организациям специализированныетранспортные предприятия. Торговые организации могут иметь собственные автомобили,железнодорожные вагоны. В составе крупных торговых организаций может бытьавтотранспортное хозяйство.
ПЕРЕВОЗКИТОВАРОВ СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ
Торговаяорганизация, имеющая собственные автомобили, осуществляет доставку товаровчерез экспедиторов или водителей-экспедиторов. С каждым экспедитором иводителем-экспедитором заключается договор о материальной ответственности.
Натовары, отгруженные покупателям, оформляется товарная накладная формы №ТОРГ-12. В форму накладной следует добавить строку для подписи экспедитора(водителя-экспедитора).
Одоставленных и возвращенных товарах, а также о возможных потерях притранспортировке экспедитор составляет «Отчет экспедитора» по форме № МХ-21(заполненная форма № МХ-21 приведена в приложении на странице 476).
Еслипокупатель отказался от части доставленного товара, то непринятые товарные позициимогут быть вычеркнуты из накладной. При этом внесенные исправления должны бытьподтверждены подписями тех же лиц, которые подписали документы, то естьэкспедитора (водителя-экспедитора) и представителя покупателя, принявшего товар.Не принятый покупателем товар должен быть возвращен на склад. Это необходимоотразить
вотчете экспедитора. Следует также оформить накладную на внутреннее перемещениеформы № ТОРГ-13, на основании которой заведующий складом сделаетвосстановительные записи в карточках и журналах складского учета товаров.
Договоромпоставки или купли-продажи может быть не предусмотрена возможность отказапокупателя от доставленного по его заявке товара. В таком случае составляетсяакт об установленном расхождении по количеству и качеству по форме № ТОРГ-2. Состороны грузоотправителя (торговой организации) такой акт может подписать работник,имеющий удостоверение на право участия в приемке поступившего к покупателю товара,в определении его качества и комплектности.
Перевозкирегулируются главой 40 ГК РФ. Оказание транспортных услуг производится подоговору перевозки груза. Согласно статье 785 ГК РФ, по договору перевозкигруза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначенияи выдать его получателю. В свою очередь, отправитель обязуется уплатить заперевозку груза установленную плату.
Заключениедоговора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителюгруза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз,предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Заперевозку грузов взимается провозная плата. Размер этой платы устанавливаетсясоглашением сторон, если иное не предусмотрено законами.
Приперевозке грузов транспортом общего пользования (например, железнодорожные перевозки)провозная плата определяется на основании тарифов, которые утверждаются в порядке,предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Если перевозчик выполняетпо требованию грузовладельца работы и услуги, не предусмотренные тарифами, тоэти работы (услуги) оплачиваются по соглашению сторон.
Согласностатье 790 ГК РФ, перевозчик имеет право удерживать переданные ему дляперевозки товары в обеспечение причитающейся ему провозной платы и другихплатежей, связанных с перевозкой, если иное не установлено законом, правовымиактами или договором.
Перевозчикобязан подать под погрузку исправное транспортное средство, пригодное дляперевозки соответствующего груза. Если транспортное средство не отвечаеттребованиям отправителя, оговоренным в договоре, или находится в неисправномсостоянии, то отправитель вправе отказаться от поданного транспортного средстваПогрузка и выгрузка товаров осуществляется в порядке, предусмотренномдоговором, транспортной организацией или отправителем (получателем).
Еслипогрузка (выгрузка) товаров осуществляется силами отправителя (получателя), тов договоре должны быть предусмотрены сроки на погрузку (выгрузку). Такие срокимогут быть также установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми всоответствии с ними правилами.
Втаком случае в договоре эти сроки можно не оговаривать, либо они должны соответствоватьсрокам, установленным нормативными документами.
Перевозчикобязан доставить груз в пункт назначения в сроки, предусмотренные транспортнымиуставами и кодексами, а при их отсутствии — в разумный срок (ст. 792 ПК РФ). Перевозчикнесет ответственность за сохранность товаров после принятия их к перевозке и довыдачи товаров грузополучателю.
Гражданскимкодексом (ст. 796) установлены следующие виды ущерба, которые перевозчик долженвозместить заказчику:
— утрата или недостача груза — в размере стоимости недостающего или утраченногогруза;
— утрата груза с объявленной ценностью — в размере объявленной стоимости груза;
— повреждение (порча) груза — в размере суммы, на которую понизилась стоимостьгруза. При невозможности восстановления поврежденного груза — в размере полнойстоимости груза.
Прирешении вопроса о возмещении ущерба стоимость груза определяется исходя из егоцены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. Если счетотсутствует и цена не указана в договоре, то применяются цены, которые присравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные товары.
Перевозчиктакже возвращает отправителю (получателю)провозную плату, взысканную заперевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза.
Приосуществлении систематических перевозок товаров торговая организация можетзаключить с транспортной организацией долгосрочный договор об организацииперевозок.
Потакому договору транспортная организация обязуется в установленные срокипринимать, а торговая организация — предъявлять к перевозке товары вобусловленном объеме. В договоре необходимо определить объемы, сроки и другиеусловия предоставления транспортных средств и предъявления грузов дляперевозки, порядок расчетов, иные условия организации перевозок.
Нормыестественной убыли при транспортировке установлены в зависимости откилометража, веса груза, времени года и других факторов. Нормы естественнойубыли применяются в тех случаях, когда при приемке обнаружена фактическая недостачатоваров против массы, указанной в сопроводительных документах. В нормы невключаются потери, образующиеся вследствие порчи товаров, повреждения тары, атакже разница между фактической массой тары и массой по трафарету (завес тары).
Убыльтоваров при транспортировке относится в расходы получателя товаров(покупателя).
3.2 УЧЕТ РАСХОДОВ НА УПАКОВКУ ТОВАРОВ
Воптовой торговле товар, как правило, отгружается покупателю в том виде, в какомон поступил на склад торговой организации. В данном случае упаковка являетсянеотъемлемой частью продаваемого товара. При оприходовании товаров в упаковкеее стоимость включается в фактическую себестоимость товара.
пример
Наоптовый склад поступили вафли в картонных коробках (по 20 кг в коробке). Всего получено 400 коробок.
В товарнойнакладной поставщик указал стоимость вафель —
48руб. за 1 кг, в том числе:
— 40руб. — цена товара;
-8руб.-НДС (20%).
Всегостоимость вафель составляет 320 000 руб. (40 руб./кг х х 20 кг х 400 шт.), НДС на стоимость вафель — 64 000 руб.
(320000 руб. х 20%).
Отдельнойстрокой поставщик выделил количество и стоимость тары: коробка картонная, 400штук по цене 12 руб. за 1 коробку (в том числе НДС 20%) — 2 руб.). Всегостоимость тары составляет 4000 руб. (10 руб. х 400 шт.), НДС на стоимость тары-800 руб.
Вафлиотпускаются с оптового склада покупателям в коробках. Поэтому при оприходованиивафель стоимость коробок была включена в себестоимость поступившего товара. Вучете сделаны записи:
ДЕБЕТ41-1 КРЕДИТ 60-1
— 324000 руб. (320 000 + 4000) — оприходован товар по цене поставщика;
ДЕБЕТ19-3 КРЕДИТ 60-1
— 64800 руб. (64 000 + 800) — учтен НДС, предъявленный поставщиком.
Еслиоптовая организация приобретает упаковочные материалы, то их следует учитыватьв составе материалов. Стоимость упаковочного материала отражается по дебетусчета 10 «Материалы» субсчет 1 «Сырье и материалы» и списывается по мереотпуска материально ответственным лицам для упаковки товара в расходы напродажу (дебет счета 44). В данном случае учет упаковки в оптовой торговленичем не отличается от аналогичного учета в розничной торговле.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Вбухгалтерских и налоговых нормативных актах употребляются понятия «продажатоваров» и «реализация товаров».Это разные названия одного и того же хозяйственногоявления, поэтому правомерно применение и того, и другого словосочетания. Термин«продажа» широко стал использоваться с введением в 2001 году нового Планасчетов. Прежний счет 46 «Реализация» заменен счетом 90 «Продажи». Суть же самойхозяйственной операции (продажа или реализация) не изменилась. Бухгалтерскийучет реализации товаров в оптовой торговле ведется на сопоставляющемоперационно-результатном счете 90«Продажи».Согласно статье 39 Налоговогокодекса РФ, реализацией товара признается передача права собственности на негопокупателю.
Торговыеорганизации отгружают товар в соответствии с заключенными договорами. Вбухгалтерском учете (реализации) товаров в оптовой торговле руководствуютсяследующими понятиями, установленными Гражданским кодексом:
— моментисполнения обязанности продавца передать товар (ст. 458, 224 ГК РФ);
— момент перехода риска случайной гибели товара (ст. 459
ГКРФ);
— момент возникновения (перехода) права собственности
(ст.223 ГК РФ).
Статьей458 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи,обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
— вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотренаобязанность продавца по доставке товара;
— предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть переданпокупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.
Торговля — огромная отрасль народного хозяйства. В эту сферу вовлечено практически всенаселение страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Подторговлей мы понимаем хозяйственную деятельность по обороту, купле и продажетоваров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступатьюридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица безрегистрации в качестве предпринимателей.
Поскольку вестибухгалтерский учет обязаны юридические лица, то в данной работе речь пойдетименно о них. В дальнейшем я их буду называть торговыми организациями.
По общемуопределению, бухгалтерский учет — это система сбора, измерения, регистрации,обработки и передачи информации в денежном выражении о хозяйственных операцияхюридического лица, его имуществе, источниках формирования этого имущества,возникновении и движении обязательств организации. Первоначально бухгалтерскийучет с его балансом, двойной записью и инвентаризацией возник именно вторговле.
Список литературы:
1.В.Я. Кожинов, Бухгалтерский учет вторговле, — М.;«Экзамен», 2002
2. М.Н. Агафонова, Бухучет в оптовой ирозничной торговле ,- М.; «Бератор-пресс»,2006.
3. А.Я. Тзор, Торговля как объектбухгалтерского учета, — М.; «АСТ-пресс»,2002.
4. В.М. Швецкой, Учет доходов ирасходов торговых организаций, — М.; «Премия», 2003.
5.М.И. Колесников, Бухгалтерская схемаоптовой торговли, — С.-Пб.; «Пальмира» ,2008.
6.Н.Н. Удрич, Типовые бухгалтерскиепроводки, — М.; «Дашкова и К’», 2007.
7.7. В.С. Никоненко, Оптовая торговля,-С.-Пб.;«Раторин», 2004
8.ПБУ и другиенормативно-правовые акты действующие РФ.