Содержание
Введение
1. Аналитический обзор налогового учета
1.1 Объекты налогообложения
1.2 Определение облагаемого оборота
1.3 Порядок ведения бухгалтерского учета по НДС
1.4 Подоходный налог
1.5 Налог на имущество предприятий
2. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета
2.1 Учет товарных операций МП. Расчеты с поставщиками товаров
2.2 Документооборот
Заключение
Список используемой литературы
Введение
При переходена рыночные методы хозяйствования изменяются формы контроля государства запредпринимательской деятельностью. Ныне предприятие становится самостоятельнымхозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либоруководства со стороны министерств, без регулирующего воздействиягосударственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемойпродукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплатыналогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые актыустанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесения амортизационныхотчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственнойдеятельности предприятий, и те, руководствуясь этими правилами, самостоятельнорассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи. Предприятие обязановести бухгалтерскую и статистическую отчетность, публиковать данные о своейдеятельности в порядке, установленном законодательством. Налоговые и иныегосударственные органы, на которые законом возложена проверка деятельностипредприятия, осуществляют ее по мере необходимости в пределах своейкомпетенции. Обязанность предприятия вести учет своего имущества и совершенныххозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги,представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, данными которой могутпользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызваланеобходимость независимого вневедомственного финансового контроля – аудита,который осуществляется гражданами-предпринимателями и предприятиями.
В условияхрыночной экономики налоги становятся все более активным инструментомгосударственной политики. Налоги формируют необходимую финансовую базу дляопераций государства в экономической сфере. Сама структура, масштабы и методыналоговых изъятий создают возможность целенаправленного государственноговоздействия на темпы и пропорции накопления общественного капитала, позволяютконтролировать практически весь совокупный спрос. Налоги являются наиболеедревним экономическим инструментом. Они крепко впаяны в ткань общественнойжизни, нерасторжимо связаны с государством. Государственная власть опирается наматериальную основу, которую воплощают, прежде всего, налоги. На налогах лежити центр тяжести современного финансового хозяйства. Ныне в большинстве развитыхкапиталистических стран налоги составляют 40-60% валового национальногопродукта. В налогах переплетаются проблемы экономической мощи государства, егобюджетной политики, а также вопросы социальной справедливости и уровня жизнинарода. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями,складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Этимденежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественноеназначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтомуналог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ейдвумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируетсябюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство,стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накоплениекапитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Конкретнымиформами проявления категории налога являются виды налоговых платежей,устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно правовойстороны налог – обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд вопределенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разныхвидов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуютсяопределенные принципы, образуют налоговую систему страны. Налоги, ихперечисление и расчет являются важным участком работы бухгалтерии. Главный бухгалтернесет личную ответственность за правильность исчисления и своевременностьвнесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды.
1.Аналитический обзор налогового учета
Налоги – этонеобходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновениягосударства. Появление налогов было связано с самыми перовыми общественнымипотребностями. В современном обществе налоги служат основной формой доходовгосударства. Так что же такое налоги? «Государство, или, точнее сказать,правительство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего неделают для государства …», – отмечал основоположник российской финансовой наукиМ.И. Тургенев в книге «Опыт теории налогов (1818 г.). Но каковы пределыналогового бремени, который можно было бы считать справедливым ипредпринимателю и гражданину. М.И. Тургенев увязывал этот вопрос собразованностью народа: «Успехи образованности, по мере их благодетельноговлияния на нравы и обычаи народов, действовали и на усовершенствование системыналогов … налоги начали быть распределяемые и собираемы с большейсправедливостью и платимы с большей готовностью». Ныне действующая налоговаясистема делает основным источником бюджетных поступлений НДС, налог на прибыль,подоходный налог, то есть условно переменные налоги. Глинкин А.А. –комментирует бухгалтерский и налоговый учет. Он считает, что поскольку развитиезаконодательства в области бухучета и налогообложения осуществляетсяпрактически параллельно и недостаточно скоординировано друг с другом, что,безусловно сказывается на работе организаций и налоговых инспекций, они(работники налоговых служб) – руководствуются налоговым законодательством,которое является для них первичным, а другими нормативными документами – тольков части, ему не противоречащей. Бухгалтерский учет ведется для получения полнойинформации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий являетсяинструментом для экономистов. А налоговое законодательство лишь определяет долюизъятия валового внутреннего продукта в бюджет. Мы согласны с мнением автора,что нужно выработать концепцию своего отношения ко всем происходящимизменениям. Изучить все нормативные документы и целенаправленно ограничитьсялишь теми, которые сейчас непосредственно связаны с деятельностью предприятия. Крюкова О.В. пишет, что последствия недостатков налоговой системы проявляются вбюджетных проблемах регионов. Такое исключение налоговых обязательств приводитк кризису бюджетов, в результате чего возникают проблемы с выполнениемсоциальных обязательств. Налоговые службы так определяют основные причиныуклонения предприятий от налогообложения
· тяжелое налоговоебремя;
· сложноефинансовое состояние предприятий;
· недостаточноезнание налогового законодательства;
· преступный умыселпредпринимателей, нежелание выполнять свои обязанности перед государством,причем последнее отнесено к области российского менталитета, подлежащемудолгому и трудному изменению.
Данный списоквключает практически все те же причины, которые заставляют предприятиязадерживать сроки уплаты налогов. В настоящей реформе налоговой системызаинтересованы и власти, и предприниматели. Если ориентироваться на мнения,высказанные руководителями, то предложения и надежды сводятся к следующим:
· снизить общеебремя налогов и привести систему штрафов к состоянию, учитывающему реалиинынешней экономической ситуации;
· сделать налоговуюсистему стабильной. Налогооблагаемая база должна быть неизменной в течениегода;
· важнейшей задачейявляется пересмотр подзаконных актов, в частности, положения по отнесениюразличных расходов на себестоимость. Необходимо разрешить относить насебестоимость те затраты. Которые обеспечивают устойчивость производства нетолько сегодня, но и ориентированы на перспективу.
Лобанов Г.Р.,анализируя налоговые платежи, отмечает, что единодушие руководителейпредприятий в отрицательной оценке налога на добавленную стоимость связано сдвумя обстоятельствами – чрезмерной ставкой налога и жесткой системой штрафовза несвоевременность его уплаты, не учитывающей реалии экономической ситуации.Вынужденное наличие бартера в платежах покупателей за поставленную продукциюделало своевременную уплату НДС крайне затруднительной. Для многих предприятий,особенно с достаточно крупными оборотами, не просчеты в управлении и финансовомпланировании и не злой умысел, а именно негибкость налоговой системы,рассматривающей бартер как способ ухода от налогов, стала главной причиной ихбезвыходного положения.
Налог наимущество в большей степени беспокоит те предприятия, которые в силу каких-либопричин имеют или вынуждены накапливать существенные товарно-материальныезапасы. Начисление налога вызывает резкую критику директоров таких предприятий.Ряд руководителей высказывали большие претензии к существующей системеначисления различных видов транспортных налогов. Основные претензии: начислениес объема выручки от реализации и отсутствие наблюдаемых результатовиспользования отчисляемых средств. Причем руководители производственныхпредприятий отмечают его в три раза чаще, чем торговых. Для некоторыхпредприятий (например, тех, где доля сырья в себестоимости продукции составляетдо 90% и которые для перевозок используют исключительно железнодорожныйтранспорт) налог на пользователей автодорог оказывался настолькообременительным, что некоторые областные администрации были вынуждены этоучитывать, предоставляя льготы по местным видам налогов. Однако далеко не всепредприниматели пользуются такой поддержкой. Таким образом, действующая системаналоговых льгот в сложившейся экономической ситуации не компенсирует в полной мережесткости существующей налоговой системы и никак не проявляется в оценкахруководителей предприятий.
Плательщикаминалога являются
1. Организациинезависимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статусюридического лица, осуществляющие производственную и иную коммерческуюдеятельность;
2. Предприятия синостранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческуюдеятельность;
3. Индивидуальныечастные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческуюдеятельность;
4. Филиалы,отделения и другие обусловленные подразделения организаций, находящихся натерритории РФ, самостоятельно реализующие товары (работа, услуги);
5. Международныеобъединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную ииную коммерческую деятельность на территории РФ.
1.1 Объектыналогообложения
1. Обороты пореализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг;
2. Товары, ввозимыена территорию РФ в соответствии с таможенным режимом, установленным таможеннымзаконодательством РФ.
Приреализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всехтоваров как собственного производства, так и приобретенные на стороне. Приреализации работ объектом являются объемы выполненных строительно-монтажных,ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических,проектно-технологических и других работ. При реализации услуг объектомналогообложения является выручка полученная от оказания:
1. Услуг пассажирскогои грузового транспорта, включая транспортировку (передачу газа. Нефти,нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии) услуг по отгрузке, разгрузке,перегрузке товаров, хранению;
2. Услуг по сдаче варенду имущества и объектов недвижимости, в том числе по лизингу;
3. Посредническихуслуг;
4. Услуг связи,бытовых, жилищно-коммунальных;
5. Услуг физическойкультуры и спорта;
6. Услуг повыполнению заказов предприятиями торговли, рекламных услуг;
7. Инновационныхуслуг, услуг по обработке данных и информационному обеспечению;
8. Других платныхуслуг, кроме сдачи в аренду земли.
К оборотамоблагаемым налогом, относятся также:
1. Обороты пореализации товаров (работ, услуг) внутри организации для собственногопотребления, затраты по которым не относятся на издержки производства иобращения, а также своими работниками;
2. Обороты пореализации товаров (работ, услуг) без оплаты стоимости в обмен на другие товары(работы, услуги);
3. Обороты попередаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другиморганизациям или физическим лицам;
4. Обороты пореализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю принеисполнении обеспеченного залогом обязательства.
1.2 Определениеоблагаемого оборота
Дляопределения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров(работ, услуг), исчисленная:
· исходя ихсвободных цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость;
· исходя ихгосударственных регулируемых оптовых цен и тарифов, без включения в них НДС;
· исходя изгосударственных регулируемых цен и тарифов, включающих в себя НДС.
Приисчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в неговключается сумма акцизов. В облагаемый оборот не включаются авансовые и другиеплатежи, полученные предприятиями-экспортерами в счет предоставленных поставоктоваров или выполнения работ (услуг) деятельность производственного циклакоторых превышает шесть месяцев. Обязательно взимается НДС: с операций попередаче товаров в качестве отступного или при замене обязательства междусторонами другими обязательствами; операций, связанных с получением страховыхвыплат по договорам страхования риска, неисполнения договорных обязательствконтрагентом страхователя-кредитора, операций по инкассации; процентов пократкосрочным займам, выдаваемым фондами поддержки малого предпринимательствасубъектам малого предпринимательства. Закон устанавливает льготы по НДС наквартирную плату; операции связанные с обращение золотых, серебряных иплатиновых монет (за исключением использования в целях нумизматики); импортноетехнологическое оборудование, не имеющее аналогов в РФ.
Освобождаютсяот НДС:
· ввозимая нетерриторию РФ продукция, произведенная российскими предприятиями иорганизациями на земельных участках, являющихся территорией иностранногогосударства, с правом землепользования Российской Федерации на основаниимеждународного договора.
· Ввозимоетехнологическое оборудование (комплектующие и запасные части к нему), аналогикоторого не производятся в России. Соответствующий перечень утверждаетсяправительством РФ
Неосвобождаются от НДС:
· операции,связанные с получением страховых выплат по договорам страхования риска,неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, еслистрахуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователемтоваров (работ, услуг) облагаемых НДС;
· банковскиеоперации по инкассации;
· проценты пократкосрочным займам, выдаваемые фондами поддержки малого предпринимательствасубъектам малого предпринимательства.
Сумма НДС,подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога,полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги) исуммами налога, фактически уплаченными поставщиком за приобретенные(оприходованные) материальные ресурсы (выполнение работы, оказание услуги)стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Сумма НДС,подлежащая внесению в бюджет заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовымии другими организациями, занимающимися продажей и перепродажей товаров, в томчисле по договорам комиссии и поручения определяется как разница между суммаминалога, полученными от покупателей за реализованные товары и суммами налога,уплаченными поставщикам этих товаров и материальных ресурсов (работ, услуг)стоимость которых относится на издержки обращения. Сумма НДС принимается кзачету после их фактической оплаты поставщиками независимо от факта реализацииэтих товаров. Суммы НДС оплаченные по расходам, связанным с содержаниемслужебного автотранспорта, компенсаций за использование для служебных поездокличных легковых автомобилей, затратами на командировки, представительскимирасходами, относимыми на себестоимость продукции в пределах норм, подлежатвозмещению из бюджета только в этих пределах, а сверх нормы – налог возмещениюиз бюджета не подлежит, а относится за счет прибыли, оставшейся в распоряженииорганизаций. Суммы НДС по материальным ценностям приобретенным дляпроизводственных нужд и организаций розничной торговли и у населения, к зачетуу покупателя не принимаются и расчетным путем не выделяется.
НДСуплачивается:
· ежемесячно,исходя из фактических оборотов, по реализации товаров (работ, услуг) заистекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца. Еслиисчисленная по месячному расчету сумма налога превысит сумму, исчисленную куплате декадными платежами, сумма доплаты по результатам перерасчетов вноситсяплательщиком в бюджет не позднее срока, установленного для предоставлениямесячного расчета, то есть 20 числа следующего месяца, а предприятиямижелезнодорожного транспорта и связи 25 числа следующего месяца. В случаях,когда сумма налога, исчисленная по месячному расчету. Окажется меньше суммы,уплаченной подекадно, сумма разницы засчитывается в уплату предстоящих очередныхплатежей или возвращается плательщику по его письменному заявлению вдесятидневный срок;
· ежеквартально,исходя из фактических оборотов, по реализации товаров (работ, услуг) заистекший квартал в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего заотчетным кварталом.
1.3 Порядокведения бухгалтерского учета по НДС
Для отраженияв бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначаетсясчет 19 «НДС по приобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты с бюджетом»,субсчет «Расчеты по НДС». По дебету счет 19 «НДС по приобретенным ценностям»предприятие отражает суммы налога по приобретенным материальным ресурсам,малоценным и быстроизнашивающимся предметам, основным средствам, нематериальнымактивам в корреспонденции с кредитом счет 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками», счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и другие. СуммаНДС, подлежащая возмещению (вычету) после фактической оплаты поставщикам заматериальные ресурсы (оприходованные, принятые на балансовый учет), выполненныеработы, оказанные услуги, списываются с кредита счета 19 «НДС по приобретеннымценностям» и в дебет счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС». При этомналогоплательщик на основании данных оперативного бухгалтерского учета долженвести раздельный учет сумм налога как по оплаченным приобретенным материальнымресурсам, так и неоплаченным. В том случае, если материальные ресурсы, покоторым в установленном порядке произведено возмещение (вычет) НДС,использованы для непроизводственной сферы, имеющие специальные источникифинансирования, делается восстановительная бухгалтерская проводка: Кт счет 68субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» и Дт соответствующих счетов учетаисточников финансирования (покрытия). При получении авансов под поставку материальныхценностей либо под выполнение работ (услуг), а также при оплате продукции иработ, произведенных для заказчиков по частичной готовности, все сумма,указанная в документах по полученным авансам, отражается по Дт счетов учетаденежных средств и Кт счет 64 «Расчеты по авансам полученным». Одновременносумма налога, исчисленная по установленной расчетной ставке на основаниидокументов о полученных авансах, отражается в учете по Дт счет 64 «Расчеты поавансам полученным» и Кт счет 68, субсчет «Расчеты по НДС». При отгрузкепродукции, выполнении работ (услуг) на сумму ранее учтенного НДС сначаладелается обратная вышеуказанная запись (Дт счет 68, субсчет «Расчеты по НДС» иКт счет 64 «Расчеты по авансам полученным»), а затем отражаются все операциисвязанные с реализацией продукции (работ, услуг) в установленном порядке (Дтсчет 64, Кт счет 46 и так далее). Сумма налога, выделенная отдельно вдокументах, оформленных на основании указанного в пункте 16 порядке, поотгруженной продукции (выполненным работам, услугам или имуществу, в составевыручки от реализации отражается по Кт счетов реализации в корреспонденции сосчетами расчетов с покупателями и заказчиками. Одновременно указанная сумма налогаотражается по Дт счета 46. «Реализация продукции (работ, услуг)», счету 47 «Реализацияи прочее выбытие основных средств», счету 48 «Реализация прочих активов» и Ктсчет 68, субсчет «Расчет по НДС». На купленное заказчиком оборудование, кактребующее, так и не требующее монтажа, НДС учитывается по Дт счет 19, субсчет «НДС,уплаченный при осуществлении капитальных вложений» и Кт счетов 60 и 76. Привводе в эксплуатацию указанного оборудования предприятия суммы налога в части,относящейся к введению в эксплуатацию объекта, списываются ежемесячно равнымидолями в течение шести месяцев с Кт счет 19, субсчет «НДС уплаченный при осуществлениикапитальных вложений» в Дт счет 68, субсчет «Расчеты по НДС». Выполненныйподрядчиком или хозяйственным способом объем строительно-монтажных работ,включая НДС, заказчик учитывает по Дт счет 08 «Капитальные вложения» и Кт счет60 и 76. Учтенная сумма налога на счет 08 списывается на счет 01 «Основныесредства» по мере ввода в эксплуатацию объектов основных средств с последующимотнесением на себестоимость через суммы износа в установленном порядке. НДС поприобретенным нематериальным активам учитывается по Дт счет 19, субсчета «НДСпо приобретенным нематериальным активам» в корреспонденции с Кт счет 60 и счет76.
1.4 Подоходныйналог
Плательщикамиподоходного налога являются физические лица (граждане Российской Федерации,граждане других государств и лица без гражданства), как имеющие, так и неимеющие постоянного места жительства в Российской Федерации. К гражданам,которые рассматриваются как имеющие постоянное место жительства в РоссийскойФедерации, относятся граждане, находящиеся в общей сложности не менее 183 днейв календарном году. Объектом налогообложения у физических лиц, имеющихпостоянное местожительство в Российской Федерации, является совокупный доход,полученный в календарном году как на территории Российской Федерации,включающей в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальноеморе, воздушное пространство над ними, а также экономическую зону иконтинентальный шельф, так и за пределами Российской Федерации в денежной(рублях и иностранной валюте) и натуральной форме. Доходы в иностранной валютедля целей налогообложения пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РоссийскойФедерации, действующему на дату получения дохода. Уплата в бюджет налога сдоходов, полученных в иностранной валюте, производится плательщиками в рубляхили, по их желанию, в иностранной валюте. При продаже или покупке иностраннойвалюты по курсу, ниже или выше установленного, налогооблагаемый доходопределяется в виде разницы между курсом, установленным ЦБ РоссийскойФедерации, и курсом, по которому валюта была фактически продана илиприобретена. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составесовокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при ихотсутствии – по сводным ценам на дату получения дохода. При реализациифизическими лицами продукции по льготным ценам или ее бесплатной выдаче онаоценивается по ценам, обычно применяемым для реализации сторонним потребителям.
Если врезультате использования средств предприятий, учреждений, организацийфизические лица получают на руки наличные деньги на личные нужды, либо талоныили иные документы, на которых обозначен их денежный номинал, дающие правопроезда, посещения или иного пользования услугами, являющимися в обычныхусловиях платными, а также в случаях, когда предприятия, производят их оплатуза конкретных физических лиц, то суммы средств направленных предприятием,учреждением или организацией на вышеуказанные цели, включаются в составсовокупного дохода этих лиц. В состав совокупного дохода включается стоимостьматериальных и социальных благ, предоставленных предприятием, в частности:
· оплатакоммунально-бытовых услуг, абонементов, подписки на газеты, журналы и книги,питания, проезда к месту работы и обратно;
· суммыединовременных пособий физическим лицам, уходящим на пенсию;
· внесение платы зародителей на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, а также оплатыза обучение детей в учебных учреждениях;
· суммы пенсий, засчет средств предприятия;
· суммы отчислений,производимых в негосударственные пенсионные фонда.
1.5 Налогна имущество предприятий
ЗакономРоссийской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»указанный налог отнесен к налогам республик в составе России, краев, областей,автономных округов. Предусмотрено, что вся сумма платежей по налогу наимущество указанных административных образований и в районные, и в городскиебюджеты по месту нахождения плательщиков. Основными нормативными документами поналогу на имущество на имущество предприятий являются Закон РоссийскойФедерации «О налоге на имущество предприятий», Письма и Разъяснения ГНИРоссийской Федерации к нему, а также другие документы, выпущенные в развитиеданного закона.
Цели налога:
· обеспечить центральныебюджеты регионов стабильными источниками для финансирования бюджетных расходов;
· создать стимулыосвобождения от излишнего, неиспользуемого имущества для предприятий иорганизаций.
Плательщикаминалога на имущество являются все предприятия, учреждения и организации, ихфилиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс ирасчетный счет, а также иностранные юридические лица, осуществляющиепредпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Объектналогообложения. Им является имущество в его стоимостном выражении, находящеесяна балансе предприятия. В качестве объекта налогообложения принимаетсясовокупность средств, материальных затрат, запасов и нематериальных активов. Льготы.В настоящее время действуют льготы по налогу на имущество предприятий.
Основнымисточником формирования бюджета государства являются налоговые сборы и платежи.Из этих средств финансируются государственные и социальные программы,содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самогогосударства. Организация работы налоговой системы является одной из главныхзадач в развитии экономики. Качество ее функционирования во многомпредопределяет формирование бюджета страны, развития предпринимательства вРоссии, уровень социального обеспечения граждан. Действующая же налоговаясистема России нуждается в серьезном реформировании. Существует несколько группосновных причин кардинальных изменений в налоговом законодательстве:политическое развитие демократических преобразований, принятие новойконституции, увеличение самостоятельности региональных и местных властей и, какследствие, при распределении средств между бюджетом различных уровней, наличиебольшого числа подзаконных актов, позволяют найти возможность ухода отналогообложения, отсутствие единой нормативной базы налогообложения, изменениево взаимоотношениях между налогоплательщиками и государством. Государствупредстоит перестать требовать деньги у тех, у кого их нет, и начать взимать утех, у кого они есть.
Следуетпомнить, что государство служит тому, кто оплачивает его – в первую очередь ввиде налогов. В развитых странах основную их часть (до 80 процентов) платятчастные лица; им служит государство. Именно это называется демократией.
Длясовершенствования налоговой системы, улучшения учета и поступления налоговрекомендуются следующие меры:
1. необходимодобиться, чтобы государство, предприниматели, граждане стали не противниками, апартнерами в налоговой деятельности;
2. создатьоптимальную налоговую систему, обеспечивающую сбалансированностьобщегосударственных и частных интересов, содействующую развитию отечественногопредпринимательства и наращиванию национального богатства России;
3. сделатьвоспитание налоговой культуры и привития „налоговой грамотности“неотъемлемой составной частью системы образования, начиная с первых классовобщеобразовательной школы;
4. выработатьпринципиально новый стиль работы налоговых инспекций, сделав их доступными дляграждан, обеспечив четкий контроль обращений налогоплательщиков, изменивблагоприятным образом имидж налогового инспектора;
5. сделать новыйпонятный аппарат, который закроет многочисленные „белые пятна“,существующие в действующем налоговом законодательстве; сегодня отсутствиеоднозначности толкования терминов и понятий приводит к многочисленнымконфликтам между налогоплательщиками и налоговыми органами;
6. рационализациядействующей налоговой системы за счет сокращения числа налогов, чтобы их бремядля законопослушных налогоплательщиков было снижено;
7. применить новыйподход при возврате к налогоплательщикам излишне уплаченных им либонеравномерно взысканных с него сумм налогов, пени или штрафов: такие суммыдолжны возвращаться к налогоплательщику с процентами, начисляемыми либо сосрока, установленными для возврата, либо с момента осуществления неправомерныхдействий.
8. Важнейшим шагом вуказанных направлениях является принятие Налогового кодекса РоссийскойФедерации. Основная цель модификации налогового законодательства заключается нев механическом объединении в рамках одного закона всех существующих сейчасналоговых законов, а трансформация действующей совокупности налоговых платежейв единую систему в соответствии с избранной концепцией реформирования налоговойсистемы со всеми вытекающими отсюда последствиями.
2. Нормативное обеспечениебухгалтерского учета
Осуществляемыйна каждом предприятии учетный процесс включает в себя документацию,документооборот, учетную регистрацию, формы учета и отчетность. Хотя всоответствии с Законом „О бухгалтерском учете“ ответственность заорганизацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия, управляющиморганом по осуществлению технологического учетного процесса является учетныйаппарат в лице главного бухгалтера. Именно главный бухгалтер в соответствии справами и обязанностями, возложенными на него Законом о бухгалтерском учете.Положением о бухгалтерском учете и отчетности и другими нормативнымидокументами, несет ответственность за соблюдение содержащихся в них требованийи правил ведения бухгалтерского учета. От того, насколько грамотно в учетномпроцессе используются нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет вРоссии, зависит эффективность функционирования учетной службы на предприятии.
В настоящеевремя система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоитиз документов четырех уровней. Первую группу документов составляют Законы,указы Президента, постановления Правительства, регулирующие прямо или косвеннопостановку учета в организации. К этой группе документов относятся: Гражданскийкодекс РФ (1-я и 2-я части), ФЗ от 21.11.96 № 129-ФЗ „О бухгалтерскомучете“, ФЗ от 14.06.96 № 88-ФЗ „О государственной поддержке малогопредпринимательства в РФ“, ФЗ от 26.12.95 № 208-ФЗ „Об акционерныхобществах“ и др. Вторую группу системы нормативного регулированиясоставляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, которые устанавливаютбазовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным разделам (участкам)учета.
В настоящеевремя утверждены и применяются на практике следующие Положения:
– Положениепо бухгалтерскому учету „Учетная политика предприятия“ (ПБУ 1/94),утверждено Приказом МФ РФ от 28.07.94 № 100;
– Положениепо бухгалтерскому учету „Учет договоров (контрактов) на капитальноестроительство“ (ПБУ 2/94), утверждено приказом МФ РФ от 20.12.94 № 167;
– Положениепо бухгалтерскому учету „Учет имущества и обязательств организации,стоимость которых выражена в иностранной валюте“ (ПБУ 3/95), утвержденоприказом МФ РФ от 13.06.95 № 50;
– Положениепо бухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ (ПБУ4/96), утверждено приказом МФ РФ от 8.02.96 № 10;
– Положениепо бухгалтерскому учету „Учет основных средств (ПБУ 4/97), утвержденоприказом МФ РФ от 03.09.97 № 654.
Третийуровень системы нормативного регулирования представлен методическимиуказаниями, инструкциями, рекомендациями и т. п. Основными из них являются:
– План счетовбухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий иинструкция по его применению (со всеми изменениями и дополнениями). Утвержденыприказом МФ СССР от 01.11.91 № 56.
– Орекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета напредприятиях (письмо МФ РФ от 24.07.92 № 59);
– О порядкеотражения в бухгалтерском учете товарообменных операций и операций,осуществляемых на бартерной основе (письмо МФ РФ от 30.10.92 № 16-05/4);
– Оботражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных сприватизацией предприятий (письмо МФ РФ от 23.12.92 № 117);
– Положениепо бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (письмо МФ РФ от 30.12.93 № 160);
– О сражениив бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с осуществлениемсовместной деятельности (письмо МФ РФ от 24.01.94 № 7);
– Положение осоставе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемыхв себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовыхрезультатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено ПостановлениемПравительства РФ от 5.08.92 № 552 (с изменениями и дополнениями, утвержденнымиПравительствами РФ от 1.07.95 № 661 и от 20.11.95 N“ 1133);
– Оквартальной бухгалтерской отчетности (Приказ МФ РФ от 03.02.97 № 8);
– О порядкеотражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами (Приказ МФ РФ от15.01.97 № 2);
– О годовойбухгалтерской отчетности организации (Приказ МФ РФ от 12.11.96 № 97);
– Оформировании годовой бухгалтерской отчетности организации (Приказ МФ РФ от21.11.97 № 81 н) и другие.
Документами4-го уровня в системе регулирования бухгалтерского учета являются рабочиедокументы организации, формирующие ее учетную политику в методическом,техническом и организационном аспектах. Изложенная систематизация нормативныхактов, на мой взгляд, в целом правильно ориентирует правовое регулированиебухгалтерского учета в России. Отметим лишь, что место и соподчиненность закона о бухгалтерском учете с другимиактами хозяйственного права следует определить не в самом этом законе, а вхозяйственном (предпринимательском) кодексе. Основное же замечание касаетсяопределения роли и природы стандартов бухгалтерского учета. Другими словами,стандарты бухгалтерского учета, отчетности и аудита – это разновидностьнормативного акта, утверждаемого органами государственного управления. Такойподход просматривается в нормативной практике Германии и Франции, где основные принципы и правила бухгалтерского учетаизложены в правовых актах, что характерно и для России. Конечно, рольпрофессиональных бухгалтерско-учетных организаций в подготовке документов никтоне умаляет, но стандарты в континентальной Европе – это скорее набор или«кодекс» норм профессиональной этики и деловых обыкновений. Состояние правовогорегулирования бухгалтерского учета и аудита позволяет утверждать, что главноесейчас – не разработка стандартов, а подготовка и принятие закона обаудиторской деятельности и других правовых актов, которые точно определяли бысферу применения аудиторской проверки, содержание, объем и форму бухгалтерской(финансовой) отчетности экономических субъектов, указали бы случаи обязательного аудита,отграничили бы функции независимого вневедомственного финансового контроля отформ государственного контроля (ревизия), и прежде всего налоговых органов. Временныеправила определяют аудиторскую деятельность (аудит)как предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) поосуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности,платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требованийэкономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг (п. 3).
2.1 Учеттоварных операций МП. Расчеты с поставщиками товаров
Хозяйственныесвязи являются необходимым условием деятельности любого предприятия не зависимоот вида его деятельности. К поставщикам и подрядчикам относятся предприятияпоставляющие товары, материалы, сырье и другие товарно-материальные ценности, атакже оказывающие различные услуги. Все поставки и услуги должны осуществлятьсяна основе договоров. В договоре оговариваются: номенклатура поставляемоготовара, цены, условия поставки, порядок оплаты, санкции за несоблюдениедоговорных условий и т. д. и т. п. Очень важно, при оперативном учете, видетьтекущую картину взаимоотношений с каждым поставщиком. Учет расчетов споставщиками предварительно ведется в ведомости расчетов с поставщиками(таблица). Все записи, в которой производятся на основании счетов поставщика, приходныхдокументах и банковских документов об оплате. Наряду со сводной ведомостьюоткрываются ведомости по каждому поставщику, что позволяет наблюдать реальнуюкартину взаимоотношений. Соблюдать сроки платежей и, тем самым, избегатьвозможных санкций за нарушения договорных обязательств. Предприятия самивыбирают форму расчетов. Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются вудобной обеим сторонам форме и оговариваются в договоре или дополнительномсоглашении. Это и безналичные расчеты. И наличные расчеты. А также взаимозачет,бартер, расчеты с помощью векселей и т. д. Надо отметить, что в безакцептномпорядке оплачиваются требования за отпущенную воду, тепловую и электрическуюэнергию, воду, телефон и т. п., выписанные на основании показаний измерительныхприборов и действующих тарифов. С какого момента, с точки зрения бухгалтера, упредприятия начинаются „расчеты с поставщиками“. С момента получениябухгалтерией предприятия документов на оплату материальных ценностей (работ,услуг), если поставщик работает по предоплате. В этом случае на основанииполученного счета переводится аванс, который зачитывается по мере поставокматериальных ценностей (выполнения и принятия работ, услуг).
2.2 Документооборот
Как уженеоднократно отмечалось, без наличия оправдательных первичных документов неможет быть проведен ни один факт хозяйственной деятельности предприятия.Поступление и оприходование ТМЦ – один из основных фактов хозяйственнойдеятельности предприятия. Документы должны быть составлены в момент совершенияхозяйственной операции или непосредственно по ее завершению. ТМЦ, поступающиена предприятия, должны иметь все необходимые сопроводительные документы,предусмотренные законодательством: а так же условиями поставки и правиламиперевозок грузов. В случае выявления расхождений данных приемки и данных всопроводительных документах, составляется «Акт об установлении расхождений вколичестве (качестве) при приемке товарно-материальных ценностей». Актсоставляется специальной комиссией в двух экземплярах. Один из которыхотправляется поставщику вместе с претензией. Данные в оформленных приемныхдокументах не могут быть пересмотрены, а сами документы являются основанием длярасчетов с поставщикам. Ответственные, за движением ТМЦ, лица периодическисоставляют отчетные документы, и предоставляют ее в бухгалтерию. Срокипредоставления отчетности устанавливаются администрацией предприятия, исходя изконкретных условий работы. На практике, например в торговых организациях, такуюотчетность по движению товара составляют ежедневно, что с одной стороныувеличивает объем работы бухгалтерии, но с другой стороны эта работа становитсяболее равномерно распределенной, а кроме того, фактическое движение товаранаходится постоянно под контролем бухгалтерии. В торговых организациях наиболеераспространенным отчетом о движении товара предоставляемым в бухгалтериюявляется „товарный отчет“. Изложение общих результатов проверкисостояния бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта должновключать: общую опенку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерскогоучета и подготовки бухгалтерской отчетности; описание выявленных в ходе аудитасущественных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета иподготовки бухгалтерской отчетности.
Изложение общихрезультатов проверки соблюдения экономическим субъектом законодательств присовершении финансово-хозяйственных операции должно включать: цель и характеррассмотрения соответствия ряда совершенных экономическим субъектомфинансово-хозяйственных операций применимым законодательству и нормативнымактам при проведении аудита; общую оценку соответствия во всех существенныхотношениях совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операцийприменимому законодательству; описание выявленных в ходе аудита существенныхнесоответствии в совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственныхоперациях применимому законодательству; ответственность исполнительного органаэкономического субъекта за несоблюдение применимого законодательства РоссийскойФедерации при совершении финансово-хозяйственных операций. Оценка общихрезультатов проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета иотчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектомзаконодательства при совершении финансово-хозяйственных операций может бытьвыражена в произвольной форме.
Заключение
Так как вусловиях рыночной экономики каждая организация в результате своейпроизводственной деятельности получает денежный эквивалент, и каждоепроизводство представляет собой процесс производственного потребления предметови средств труда, а также живого труда, то мы в первой главе посчиталинеобходимым дать характеристику основным финансовым показателям: выручкеорганизации и издержкам обращения. А так как разницей между этими финансовымипоказателями является основа экономического развития организации – прибыль, тоэтому показателю в дипломной работе уделяется много внимания. Насколько этобыло возможно, очень подробно был изложен состав и формирование финансовогорезультат в организации, а также коснулись особенностей учета финансовыхрезультатов на малых предприятиях. Экономическая сущность налоговхарактеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства сюридическими и физическими лицами. Этим денежные отношения объективнообусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизациюденежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог можетрассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумяфункциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетныйфонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя илисдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя илиуменьшая платежеспособный спрос населения. Конкретными формами проявлениякатегории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемыхзаконодательными органами власти. С организационно правовой стороны налог –обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных закономразмерах и в установленные сроки.
Список используемой литературы
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации. Ч. 1-я и 2-я.
2. Временные правилааудиторской деятельности в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РоссийскойФедерации от 22.12.2005 г. № 2263.
3. Безруких П.С.,Кондраков Н.П., Палий В.Ф. и др. Бухгалтерский учет /Под. ред. П.С. Безруких. –М., Бухгалтерский учет, 2004.
4. Белуха Н.Т.Судебно-бухгалтерская экспертиза. – М., „Дело ЛТД“, 2003.
5. Бычкова С.М.,Карзаева Н.Н. Аудит. Ситуации, примеры, тесты. – М., Аудит, 2004.
6. Данилевский Ю.А.,Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит. – М., ИД ФБК ПРЕСС, 2005.
7. Додж Рой. Краткоеруководство по стандартам и нормам аудита. – М., Финансы и статистика, ЮНИТИ,2004.
8. Дубровина ТА.,Сухов В.А., Шеремет А.Д. Аудиторская деятельность в страховании/Под ред. А.Д.Шеремета. – М., ИНФРА-М, 2005.
9. Зубова Е.В.Технология аудита: организация проверки, критерии проверочных процедур, рабочиедокументы. – М., Аналитика-Пресс, Аудиторская фирма ЦБА, 2005.
10. Кондраков Н.П.Бухгалтерский учет анализ хозяйственной деятельности и аудит. – М.,Перспектива, 2004.
11. Камышанов П.И.Практическое пособие по аудиту. – М., ИНФРА-М, 2000.
12. Нидлз Б. и др.Принципы бухгалтерского учета /Под ред. Я.В. Соколова. – М., Финансы истатистика, 2003.
13. Нитецкий В.В.,Кудрявцев Н.Н. Справочник аудитора. Методология аудиторской проверки некоторыхаспектов деятельности предприятия. – М., Дело, 2006.
14. Общий аудит.Законодательная и нормативная база, практика, рекомендации и методикаосуществления/ Кол. авторов. – М., Международная школа управления»Интенсив" РАГС, Изд-во «ДИС», 1997.
15. Шохин С.О.,Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практикаприменения в России. – М., Финансы и статистика. 2007. – 240 с.: ил.
16. Шнейдман Л.З.Учет новых видов имущества и операций. – М., Бухгалтерский учет, 2003.