Содержание
1. Решение практической ситуации
2. Составление программы аудитаформирования уставного капитала
Список использованныхисточников
1. Решениепрактической ситуации
Исходные данные. Проверкапротоколов заседаний Совета директоров – неотъемлемая часть процесса получениядоказательств.
Требуется.
1. Объяснить, почемуважна проверка протоколов, и какие данные, предполагает выявить в этом случаеаудитор.
2. Определитьдействия, которые следует предпринять аудитору, если клиент ограничивает доступк данным документам по причине конфиденциальности информации.
3. Назвать шаги,которые должен предпринять аудитор, если при чтении протоколов он обнаружил,что не было решения Совета директоров по поводу продажи одного из важныхподразделений предприятия.
1. Объяснить, почемуважна проверка протоколов, и какие данные, предполагает выявить в этом случаеаудитор
В соответствии с п. 4 ст.68 Федерального закона от 26.12.95. N 208-ФЗ «Об акционерныхобществах» на заседании совета директоров (наблюдательного совета)общества ведется протокол. Согласно требованиям указанной статьи Законапротокол заседания совета директоров общества должен содержать:
- место и времяпроведения заседания совета директоров;
- сведения о лицах,присутствующих на заседании;
- повестку днязаседания;
- вопросы, поставленныена голосование, и итоги голосования по ним;
- принятые решения.
Что касается принятыхрешений и тех, вопросов, которые были поставлены на совет директоров, то тутаудитор может, найди информацию, а также документальное подтверждение:
— внесение изменений и дополнений вустав общества или утверждение устава в новой редакции;
— реорганизация общества;
— ликвидация общества, назначение ликвидационнойкомиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.
В случае добровольной ликвидации вопросо ликвидации и назначении ликвидационной комиссии выносится на решение общегособрания советом директоров;
— определение количественного составасовета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов идосрочное прекращение их полномочий;
— определение количества, номинальнойстоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этимиакциями;
— увеличение уставного капитала обществапутем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещениядополнительных акций, если уставом общества в соответствии с Законом об АО этоотнесено к компетенции совета директоров;
— уменьшение уставного капитала обществапутем уменьшения номинальной стоимости акций путем приобретения обществом частисобственных акций в целях сокращения их количества, а также путем погашенияприобретенных либо выкупленных обществом;
— образование исполнительного органаобщества, досрочное прекращение его полномочий ;
— избрание членов ревизионной комиссии(ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;
— утверждение аудитора общества;
— утверждение годовых отчетов, годовойбухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетовприбылей и убытков) общества, а также распределение прибыли, в том числевыплата (объявление) дивидендов, и убытков общества по результатам финансовогогода;
— определение порядка ведения общегособрания акционеров;
— избрание членов счетной комиссии идосрочное прекращение их полномочий;
— дробление и консолидация акций;
— принятие решений об одобрении сделок(в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в которых имеетсязаинтересованность;
— принятие решений об одобрении крупныхсделок;
— приобретение обществом размещенныхакций;
— принятие решений об участии вхолдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и иныхобъединениях коммерческих организаций;
— утверждение внутренних документов,регулирующих деятельность органов общества [1].
Как видно, круг вопросов довольноразнообразен и касается многих разделов аудита. Кроме того, перечень вопросов,относящихся к компетенции общего собрания, не является исчерпывающим, общеесобрание может решать иные вопросы, предусмотренные Законом об АО.
2 Определитьдействия, которые следует предпринять аудитору, если клиент ограничивает доступк данным документам по причине конфиденциальности информации
На предплановом этапеаудита между аудиторской организацией и клиентом составляетсяписьмо-обязательство, в котором оговариваются условия проведения аудиторскойпроверки.
Письмом — обязательством аудиторскаяфирма подтверждает свое согласие в отношении целей и масштабов аудита, формыпредставления отчета, степени ее ответственности перед клиентом. Письмо — обязательство посылается клиенту до заключения договора во избежаниенеправильного понимания взятых обязательств.
В письме — обязательстве дается переченьпредложений аудитора, одними из которых являются обязательные указанияответственность аудиторской организации за оказываемые услуги, а такжесоблюдение коммерческой тайны. Кроме этого, в письме оговариваетсяответственность экономического субъекта за полноту и достоверностьпредставленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, атакже договоренность об обеспечение свободного доступа к первичным документам ибухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и другой информации [7].Таким образом, еще на предплановом этапе стороны договариваются об объемепредоставляемой информации. В случае если клиент ограничивает доступ ккакой-либо информации, которая может оказаться существенной, то аудиторскаякомпания вправе отказаться от проведения проверки.
Если же договор на проведение проверкиподписан, то аудиторы имеют право полностью проверить документацию, связанную сфинансово-хозяйственной деятельностью, а также фактическое наличие любогоимущества, учтенного в этой документации. Кроме того, аудиторские организациимогут запрашивать от проверяемых предприятий и третьих лиц и другие подлежащиеподтверждению данные [2].
В случае ограничения допуска кинформации, аудитор должен проследить за тем, чтобы заказчик предоставил емуподписанное заявление об ответственности, чтобы в дальнейшем не было разногласий.Заявление подтверждает, что членам аудиторской группы были предоставлены не всенеобходимые для проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности документы,сведения и информация, а также причины непредставления [10]. С другой стороны,проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора подписку особлюдении конфиденциальности, в случае, если такая информация была все жепредоставлена [1].
Ограничения клиентом доступа кдокументам по причине конфиденциальности информации может рассматриватьсяаудитором как ограничение объема аудита. В этом случае, аудиторская компанияимеет право отказаться от проведения проверки, написать отрицательное, либоусловно-положительное заключение [6].
3. Назвать шаги,которые должен предпринять аудитор, если при чтении протоколов он обнаружил,что не было решения Совета директоров по поводу продажи одного из важныхподразделений предприятия
Статьей79 ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что крупная сделка,совершенная с нарушением требований настоящей статьи, может быть признананедействительной по иску Общества или акционера.
Критерииотнесения сделок к крупным установлены статьей 78 ФЗ «Об акционерныхобществах».
Согласностатье 78 Федерального закона «Об акционерных обществах» крупнойсделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных сприобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либокосвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентовбалансовой стоимости активов общества. В соответствии со статьей 79 упомянутогозакона крупная сделка должна быть одобрена советом директоров общества илиобщим собранием акционеров. По смыслу названных статей установлениеопределенного порядка заключения таких сделок связано с их особым значением дляхозяйственной деятельности общества, поскольку эти сделки касаютсязначительного размера балансовой стоимости его активов. Заключение таких сделокнепременно должно отразиться на хозяйственной деятельности акционерногообщества [1].
Если аудитор получает информацию, что небыло решения Совета директоров по поводу продажи одного из важных подразделенийпредприятия, то ему необходимо выяснить характер такого несоблюдения,обстоятельства, при которых оно имело место, и другую информацию, необходимую идостаточную для оценки возможного влияния на финансовую отчетность проверяемойорганизации.
При оценке влияния факта на финансовуюотчетность проверяемой организации аудитор должен:
— рассмотреть возможные финансовыепоследствия для организации: штрафы, пени, другие санкции, угрозу конфискацииактивов, вынужденное прекращение деятельности, судебные разбирательства и т.п.;
— рассмотреть необходимость раскрытиявозможных финансовых последствий в отчетности организации;
— оценить, являются ли возможныефинансовые последствия настолько серьезными, что могут повлиять надостоверность финансовой отчетности.
Данный факт как влияющий, так и невлияющий на финансовую отчетность, независимо от существенности последствийнесоблюдения он ставит под сомнение добросовестность руководства и работниковорганизации и требует анализа возможных последствий для других аспектов аудита.Последствия зависят от того, имело ли место не только несоблюдениезаконодательства, но и сокрытие этого факта, а также от уровня вовлеченных руководителейи/или персонала проверяемой организации.
При выявлении данного факта аудиторуследует пересмотреть оценки системы внутреннего контроля клиента и оценкурисков и в соответствии с пересмотренными оценками уточнить характер и масштабыаудиторских процедур.
Аудитору необходимо документальнооформить выявленные обстоятельства и обсудить их с руководством проверяемойорганизации. Если руководство не предоставляет адекватную информацию особлюдении законодательных и нормативных актов, то аудитору следует проконсультироватьсяпо вопросам применения законодательных и нормативных актов и возможного ихвлияния на финансовую отчетность с юристом организации. Если аудитор не считаетуместным консультироваться с юристом клиента или же аудитор не удовлетворен егомнением, аудитору необходимо проконсультироваться со своим юристом относительнотого, имеет ли место нарушение законодательных и нормативных актов, каковывозможные последствия этого нарушения и какие действия следует предпринятьаудитору в данной ситуации.
Если аудитор предполагает, чтонесоблюдение законодательных и нормативных актов имело место, но не можетполучить соответствующую информацию, чтобы опровергнуть это предположение, тоему необходимо решить, влияет ли отсутствие аудиторского доказательства нааудиторское заключение. Если аудитор считает необходимыми какие-либо действияруководства проверяемой организации по исправлению ситуации с несоблюдениемзаконодательных и нормативных актов, даже если такое несоблюдение не влияетсущественным образом на финансовую отчетность, то аудитор может принять решениеоб отказе от проведения аудита.
На решение аудитораможет, в частности, повлиять подозрение в причастности руководства проверяемойорганизации к решению по поводу продажи одного из важных подразделенийпредприятия, что может поставить под сомнение достоверность заявленийруководства и привести к отказу аудитора от сотрудничества с даннойорганизацией.
Принимая такое решение, аудитор долженпроконсультироваться с юристом и контролером, а если это необходимо, следуетсозвать методологический совет.
Аудитор должен немедленно сообщитьруководству организации о выявленном факте несоблюдения законодательных инормативных актов, который, по его мнению, является существенным и намеренным.
Допускается, что аудитор может несообщать руководству проверяемой организации о выявленном факте несоблюдениязаконодательных и нормативных актов, если выявленные факты малозначительны илине имеют последствий для организации. Аудитор может заранее оговорить сруководством проверяемой организации характер и масштаб выявленного фактанесоблюдения законодательства, о котором он будет сообщать.
Если аудитор имеет основания полагать,что высшее руководство проверяемой организации причастно к факту несоблюдениязаконодательных и нормативных актов, то он должен сообщить об этом вышестоящемуоргану проверяемой организации, например ревизионной комиссии илинаблюдательному совету. Если вышестоящий орган отсутствует или аудитор имеетоснования полагать, что его сообщение не будет принято во внимание, то аудитордолжен проконсультироваться с юристом.
Обязательство аудитора соблюдатьконфиденциальность не позволяет ему сообщать третьим лицам о фактахнесоблюдения проверяемой организацией законодательных и нормативных актов.Такая информация может быть раскрыта аудитором третьим лицам в особых случаях.Так, в соответствии со ст.8 Закона N 119-ФЗ находящиеся в распоряженииаудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащиесведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договороказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решениюсуда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной властиРоссийской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами РоссийскойФедерации об их деятельности [1].
Аудитор должен документироватьвыявленный (или предполагаемый) факт несоблюдения проверяемой организациейзаконодательных и нормативных актов.
Аудиторская документация по даннымвопросам может включать:
— копии записей бухгалтерского учета;
— копии соответствующих документов;
— протоколы бесед с руководством и/илиперсоналом;
— перечень законодательных и нормативныхактов, нарушения положений которых были выявлены аудитором;
— письменные заявления руководства;
— оценку последствий влияния нафинансовую отчетность организации;
— измененную оценку системы внутреннегоконтроля, а также влияние измененной оценки системы внутреннего контроля нахарактер и масштаб аудиторских процедур;
— другие документы[12].
Если, по мнению аудитора, продажа одногоиз важных подразделений предприятия оказывает существенное влияние нафинансовую отчетность и не отражена в ней или отражена ненадлежащим образом, тоон должен сформировать условно-положительное или отрицательное заключение о финансовойотчетности проверяемой организации или отказаться от выражения мнения одостоверности финансовой отчетности.
Таким образом, если причтении протоколов аудитор обнаружил, что не было решения Совета директоров поповоду продажи одного из важных подразделений предприятия, то необходимо:
— оценить влияния влияниеданного факта на финансовую отчетность проверяемой организации;
— проанализироватьвозможные последствия для других аспектов аудита;
— пересмотреть оценки системывнутреннего контроля клиента и оценку рисков и в соответствии с пересмотреннымиоценками уточнить характер и масштабы аудиторских процедур;
— документально оформитьвыявленные обстоятельства и обсудить их с
руководством проверяемойорганизации;
— если данный фактоказывает существенное влияние на финансовую отчетность и может отразиться нахозяйственной деятельности акционерного общества, то необходимо сформироватьусловно-положительное или отрицательное заключение о финансовой отчетностипроверяемой организации или отказаться от выражения мнения о достоверностифинансовой отчетности.
2.Составление программы аудита формирования уставного капитала
Однимиз этапов проведения аудиторской проверки хозяйственной деятельностиэкономического субъекта является аудит формирования уставного капитала.
Цельюаудиторской проверки уставного капитала является формирование мнения одостоверности данных показателей бухгалтерской отчетности, отражающих состояниеуставного капитала, и соответствии методологии его учета нормативным актам [16].
Работуцелесообразно начинать с проверки юридического статуса и права осуществленияуставных видов деятельности, состава учредителей (участников), структуры иуправления организации, а также финансовых возможностей для достижения поставленныхцелей деятельности.
Длявыполнения поставленных программой задач анализируются следующие источники:
основныезаконодательные и инструктивные документы, регулирующие правовой статусорганизации, вопросы формирования и учета уставного капитала;
учредительныедокументы;
бухгалтерскаяотчетность;
регистрысинтетического и аналитического учета уставного капитала;
первичныедокументы по формированию уставного капитала.
Дляпроверки на соответствие нормативным актам должен быть сформирован пакетнормативных документов, регулирующих установленные правила учета уставногокапитала. Такой пакет комплектуется с учетом специфики деятельности клиента.
Проверкаучредительных документов, учетных и отчетных данных о формировании уставногокапитала осуществляется по программе, представленной ниже.
РД-2
Программа аудита формирования уставного капитала Проверяемая организация ОАО «МиГ» Проверяемый период 2005 год Период проведения аудита: с 06.02.2006 по 10.02.2006 Количество человеко-часов 160 ч/час Руководитель группы: Иванов П.С. Состав аудиторской группы: 4 человека Планируемый уровень существенности: низкий
№ Наименование операций Период проведения Примечание 1 2 3 4
1
Анализ учредительных документов на предмет соответствия законодательству и нормативным актам с 06.02.2006 по 10.02.2006 1.1 Организационно-правовая форма 1.2 Форма собственности, учредители 1.3 Размер уставного капитала, соответствие организационно правовой форме 1.4 Статус организации 1.5 Виды деятельности 1.6 Территория функционирования 1.7 Структура экономического субъекта (филиалы, структурные подразделения и т.д) 1.8 Полномочия руководителей всех уровней при принятии управленческих решений 2
Проверка наличия всех необходимых регистрационных и разрешительных документов необходимых для функционирования организации с 06.02.2006 по 10.02.2006 2.1 Наличие свидетельства о государственной регистрации 2.2 Наличие регистрации в инспекции МНС 2.3 Наличие лицензии на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию 3
Анализ отдельных моментов в тексте учредительных документов с 06.02.2006 по 10.02.2006 3.1 Предусмотрено ли в Уставе осуществление внешнеэкономической деятельности 3.2 Предусмотрено ли в Уставе создание резервного и других фондов 3.3 Закреплён ли в уставе порядок распределения прибыли, оставшийся в распоряжении экономического субъекта по итогам года 3.4 Заложено ли в Уставе право создавать филиалы и подразделения выделенные на отдельный баланс, на территории РФ и за рубежом 4
Анализ полноты и своевременности формирования уставного капитала с 06.02.2006 по 10.02.2006 4.1 Своевременность внесения учредителями своих долей в уставный капитал 4.2 Правомерность произведённого увеличения уставного капитала и своевременность оплаты новым учредителем (или старым) вклада в УК 4.3 Адекватность методов оценки вносимых учредителями долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах
Проверка тождественности показателей бухгалтерской отчетности, регистров бухгалтерского учета и учредительных документов и правильности организации синтетического и аналитического учёта. с 06.02.2006 по 10.02.2006 5.1 Соответствие строки баланса 410 «Уставной капитал» данным ГК по счёту 80 5.2 Соответствие данных Главной книги по счёту 80 «Уставный капитал» данным аналитического учёта 5 5.3 Соответствие данных синтетического и аналитического учёта к счёту 80 «Уставный капитал» данным учредительных документов 5.4 Правильность организации аналитического учёта у счёту 80 «Уставный капитал» 5.5 Соответствие строки баланса 244 «Задолженность участников по взносам в уставный капитал» данным ГК по счёту 53 «Расчёты с учредителями» 5.6 Соответствие данных Главной книги по счёту 53 «Расчёты с учредителями» данным аналитического учёта 5.7 Соответствие строки баланса 232 «Собственные акции выкупленные у акционеров» данным ГК по счёту 81 «Собственные акции (доли)» 5.8 Соответствие данных Главной книги по счёту 81 «Собственные акции (доли)» данным аналитического учёта Руководитель группы:__________________________________/Иванов П.С./ Аудиторы: _______________/Петров В.В./
________________/Сидопров В.М./
________________/Лазырева М.Ю./
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Список использованных источников
1 Федеральный законот 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступающими всилу с 01.03.2006)
2 Федеральный закон «Об аудиторскойдеятельности» от 07.08.01 г. №119-Ф3 (ред. 02.02.2006)
3 Правило (стандарт) аудиторской деятельности №1 «Цель и основныепринципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчётности», утвержденноеПостановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 16.04.2005)
4 Правило (стандарт) аудиторскойдеятельности №3 «Планирование аудита», утвержденное ПостановлениемПравительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 16.04.2005)
5 Правило (стандарт) аудиторскойдеятельности №5 «Аудиторские доказательства», утвержденное ПостановлениемПравительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 16.04.2005)
6 Правило (стандарт) аудиторскойдеятельности №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской)отчётности», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002N 696 (ред. от 16.04.2005)
7 Правило (стандарт) аудиторскойдеятельности №12 «Согласование условий проведения аудита», утвержденноеПостановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 16.04.2005)
8 Правило (стандарт) аудиторскойдеятельности №13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок инедобросовестных действий в ходе аудита», утвержденное ПостановлениемПравительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 16.04.2005)
9 Правило (стандарт) аудиторскойдеятельности №20 «Аналитические процедуры», утвержденное ПостановлениемПравительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 16.04.2005)
10 Правило (стандарт) аудиторскойдеятельности №23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица»,утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред.от 16.04.2005)
11 Адамс Р. Основы аудита: Пер. сангл. / Я.В. Соколова. — М.: Аудит. ЮНИТИ, 1995. – 160 с.
12 Аудит: Учебник для вузов /В.И. Подольский,А.А. Савин, Л.В. Сотникова/ В.И. Подольского.-3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004. – 205 с.
13 Ковалева О.В. Аудит: Учебноепособие. – М.: «Приор-издат», 2003. – 105 с.
14 Подольский В.И. Аудит. Учебник длявузов. — М.: ЮНИТИ— ДАНА, 2005. – 108 с.
15 Терехов А.А. Контроль и аудит:основные методологические приемы и технология. – М.: Финансы и статистика,1998. – 305 с.
16 Шеремет А.Д. Аудит: Учебник. —4-е изд., доп. и перераб. —М.: ИНФРА-М. – 208 с.