/>/>/>/>/>Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский Экономический УниверситетКазпотребсоюза
Кафедра «Бухгалтерский учет»
/>/>/>/>
Курсовая работа
/>/>/>/>Подисциплине «Управленческий учет»
/>/>/>/>Натему «Методика анализа «затраты – объем выпуска – прибыль» (CVP –анализ)»
/>/>/>/>Выполнила:ст-ка гр УА-37
Молокостова Т.
Проверил: доцент
Разливаева Л.В.
/>/>/>/>Караганда2008
/>содержание
Введение. 3
1. Понятиеи содержание модели «затраты – объем выпуска – прибыль» и точка безубыточности… 5
2.Математический и графический подход к определению точкибезубыточности… 11
2.1 Графический метод к определению точки безубыточности. 11
2.2 Математический метод к определению точки безубыточности. 14
3.Содержание и назначение маржи безопасности… 17
Заключение. 21
Списокиспользованных источников… 24
Введение
Успех работы любой компании измеряется величиной полученной прибыли и ееростом. Рост прибыли справедливо связывают с ростом объемов продаж.
Известно, что целью деятельности предприятия в современной экономикеявляется получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильносуществовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмыпроявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечениюновых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы.Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемыхпредприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория онахарактеризует финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль являетсяпоказателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем икачество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровеньсебестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие наукрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой формесобственности. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльностидеятельности фирмы.
Менеджерам постоянно приходится принимать решения о цене покупки и ценепродажи товара (продукции), о размерах постоянных и переменных затрат, оразмерах партий приобретаемых и реализуемых запасов, то есть менеджеры должныуспешно оперировать с такими понятиями как прибыль, затраты и объем продаж.Анализ соотношения затрат, объема продаж и прибыли, называется CVP – анализом (cost – volime – profit analysis), анализом безубыточности производства.
Эффективность работы предприятия во многом зависит от управленческойдеятельности, обеспечивающей реальную экономическую самостоятельностьпредприятия, его конкурентоспособность и стоимостное положение на рынке.
Управленческие решения предпринимательской деятельности основываются наплановой, нормативной, технологической, учетной и аналитической информации.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для принятия решения ипланирования необходима соответствующая информация об издержках производства,их взаимосвязи с объемом производства и получаемой прибылью. Поэтому анализбезубыточности производства актуален не только на стадиях становленияпроизводства, но и при дальнейшем его развитии. Для отечественных предприятийметод анализа безубыточности производства еще не является официальнорекомендованным, в связи с чем пока он используется в основном для прогнозныхрасчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации. Оценить по достоинствуаналитические возможности этого метода могут производители, работающие вусловиях реального рыночного хозяйства.
Цель курсовой работы – изучить методику анализа «затраты- объем выпуска –прибыль».
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи курсовойработы:
— изучить понятие и содержание модели «затраты – объем выпуска – прибыль»и точка безубыточности;
— исследовать математический и графический подход к определению точкибезубыточности;
— рассмотреть содержание и назначение маржи безопасности.
Теоретической иметодологической основой послужили законодательные и нормативные документыПрезидента и Правительства Республики Казахстан, монографические трудыотечественных и зарубежных ученых экономистов и финансистов, статистическиематериалы, материалы периодической печати.
1. Понятие исодержание модели «затраты – объем выпуска – прибыль» и точка безубыточности
Большую роль вобосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ,который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Егометодика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономическихпоказателей — издержками, объемом производства (реализации) продукции иприбылью — и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданномзначении других. [1, c. 162]
Для успешного развития экономики любого предприятия необходимо изучатьсоотношение объема производства (реализации) продукции с издержками и прибылью.
Это соотношение анализируется для исследования комплексапpичиннo-cлeдcтвeнныx взаимосвязей важнейших показателей конечных результатовдеятельности предприятия, научного обоснования управленческих решений.
B процессе анализа решаются следующие основные задачи:
— рассчитывается объем реализации, при котором обеспечивается полноепокрытие затрат предприятия, т. е. уровень («точка») безубыточности(окупаемости):
— исчисляется объем реализации, обеспечивающий, при прочих равныхусловиях, получение необходимой предприятию суммы прибыли;
— дается аналитическая оценка объема реализации, при котором предприятиеможет быть конкурентоспособно на рынке, т. е. расчет зоны (поля) безопасности.
Основные этапы анализа:
— сбор, подготовка и аналитическая обработка исходной информации всоответствии с условиями анализа соотношения объема производства (реализации)продукции с издержками и прибылью;
— расчет условно-постоянных и ycлoвнo-пepeмeнныx издержек, уровня безубыточностии зоны безопасности;
— аналитическое обоснование объема реализации, необходимого дляобеспечения планируемой суммы прибыли.
Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат взависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные(пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категориимаржинальной прибыли.
Анализ безубыточностишироко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:
- болееточно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основеэффективнее управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
- определитькритический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат,цены при заданной величине соответствующих факторов;
- установитьзону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
- исчислитьнеобходимый объем продаж для получения заданно величины прибыли;
- точнееоценить эффективность производства отдельных видовпродукции (услуг)и отдельных сегментов предприятия;
- обосноватьнаиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся измененияпроизводственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантовоборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей идр. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
CVP – анализ- это анализ безубыточности производства или анализ соотношения «затраты – объем –прибыль». Он является одним из мощных инструментов менеджеров в определенииточки безубыточности.[2, c.210]
Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средствпланирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогаетруководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными ипостоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизироватьпредпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты,используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатови точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.
Суть метода анализа «затраты — объем продаж — прибыль» в том, что управленец может вычислить различные финансовыепоказатели, необходимые для принятия решений, не разделяя издержки напостоянные и зависящие от объема выпуска. Для получения искомых величин емунеобходимо знать лишь выручку по каждому виду деятельности, а также полныезатраты. Расходы, зависящие от объема производства, можно выразить черезпеременные издержки на единицу продукции (обозначим их b), цену товара (обозначим ее p) и выручку (выразим ее через S), Тогда переменные расходы будутвычисляться как S*(b/ p).Учитывая, что полные затраты равны сумме переменных и постоянных расходов,составим линейную зависимость для определения полных расходов:
С=а+S*(b/р), (1)
где C — это полные издержки; а — постоянные затраты.
Значения Си S за любой период (неделю, месяц,год) можно без труда узнать из данных бухгалтерского учета. Соотношение b/pбудем рассматривать как единыйкоэффициент. Таким образом, мы получаем два неизвестных: а и b/p, найдя которые сможем вычислить необходимые намфинансовые показатели.
Но, как известно, нельзя решитьодно уравнение с двумя неизвестными, поэтому нам понадобятся данные за двапериода, благодаря которым мы составим систему из двух уравнений.
Конечно, в методике используютсяусредненные значения, ведь показатели а и b/ р, которые мы получим, решив уравнения, будутотличаться от фактических величин постоянных расходов и отношения переменныхиздержек на единицу к цене в каждом из рассмотренных периодов. Цифры, которыемы получим и станем использовать для вычисления маржинальной прибыли будутнеким усреднением реальных данных, и соответственномы найдем не точные, а приблизительные значения финансовых коэффициентов.Кроме того, говоря о цене товара произведенного, мы также имеем в виду среднююцену всех видов продукции данного подразделения. То же относится и к переменнымиздержкам на единицу товара.
К сожалению, у анализабезубыточности существует ряд ограничений. Он может дать точную информацию,если:
1) переменные ипостоянные затраты можно определить с достаточной степенью точности;
2) затраты и выручкаот реализации продукции имеют линейную зависимость от уровня производствапродуктов;
3) переменные затратыи цены не изменяются в течение исследуемого периода;
4) структура продукциине изменяется в течение данного периода;
5) объем производствапродуктов для туристов и объем их реализации приблизительно равны.[2, c. 225]
Анализ методом «затраты — объемпродаж — прибыль» дает возможность просчитать различные варианты производственнойпрограммы, ответить на вопрос, когда фирма получит прибыль, а когда еедеятельность будет убыточной. затрата прибыль маржибезопасность безубыточность
Методика анализа переменных ипостоянных затрат основана на изучении соотношения между тремя группамипоказателей — издержки, объем производства (реализации) продукции, прибыль, атакже прогнозировании величины каждого из них при заданном значении других.Если известно количество заказов, то можно рассчитать величину затрат и продажнуюцену, с тем чтобы организация могла получить определенную прибыль.
Данный метод управленческихрасчетов называется еще анализом безубыточности, или содействием доходу. Оноснован на категории «маржинальный доход» (выручка минус переменные затраты).
Анализ безубыточности применяетсядля следующих практических целей:
1. Понять взаимоотношения междузатратами, объемом и ценами.
2. Проверить влияние прогноза попродажам на прибыль.
3. Определить безубыточный объемпродаж в тенге и/или в единицах продаж.
4. Определить объем продаж,необходимый для получения определенной прибыли.
5. Оценить влияние точкибезубыточности на прибыли или изменения в структуре затрат и доходов фирмы.
Чем больше величина маржинальныйдоход, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли отпроизводственной деятельности.
С ее помощью можноправильнее ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегментыпредприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определениябезубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию,а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческихрешений.
Маржа покрытия наединицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной единицыпродукции в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источником покрытияпостоянных расходов и генерирования прибыли. Сравнение маржинальной прибыли ссуммой постоянных расходов организации отражает финансовый результат отоперационной деятельности.
Анализируя взаимосвязь «затраты — объем продаж — прибыль», можно просчитать различные варианты производственнойпрограммы, ответить на вопрос, когда фирма получит прибыль, а когда еедеятельность будет убыточной.
Безубыточность — такое состояние бизнеса, когда он не приносит ниприбыли, ни убытков. Разница между фактическим количеством реализованнойпродукции и безубыточным объемом продаж — это зона безопасности организации(зона прибыли). Чем больше эта зона, тем прочнее финансовое положение фирмы.[3,c. 175]
Точка безубыточности — это такой объем продаж продукции фирмы, прикотором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производствопродукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы инормальный предпринимательский доход.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции ибезубыточным объемом продаж продукции — это зона безопасности (зона прибыли), ичем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточныйобъем продаж и зона безопасности предприятия — основополагающие показатели приразработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценкедеятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметькаждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Для определения их уровня можно использовать аналитический и графическийспособы. Во второй главе рассмотрим аналитический и графический способыопределения точки безубыточности.
2. Математический играфический подход к определению точки безубыточности/>2.1 Графический метод копределению точки безубыточности
Расчет точки безубыточностибазируется на взаимосвязи показателей «затраты — объем продаж — прибыль».Определить взаимодействие этих показателей можно графически: по оси абсциссграфика указывается объем реализации; по оси ординат — себестоимостьреализованной продукции плюс прибыль, которые составляют выручку от реализации.
Последовательностьпостроения графика «затраты — объем -прибыль» (СУР-графика) такова: [4, c. 102]
- награфике проводится прямая постоянных затрат (прямая, параллельная осиабсцисс);
- выбираетсяточка на оси абсцисс (величина объема строительства); проводится прямаяпеременных затрат, соответствующая выбранному объему строительства;
- затемпроводится прямая выручки от реализации выбранного объема строительства.
Точка пересеченияпрямых переменных затрат и выручки от реализации является точкойбезубыточности.
/>
Рисунок 1. — Определение точки безубыточности (порога рентабельности)
Изображеннаяна рисунке 1 точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка (продаж).Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то онотерпит убытки, если больше – получает прибыль.
По графику можно установить, прикаком объеме реализации организация получит прибыль, при каком — нет, а также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации(точку безубыточности или порог рентабельности), ниже которой производствобудет убыточным. Это точка пересечения прямой общих затрат и прямой доходов.
Например:
Производственнаямощность предприятия 1000 шт.
Цена изделия (р) 20тыс. тг.
Выручка (нетто) (В) 20000 тыс. тг.
Постоянные затраты (А)4000 тыс. тг.
Переменные затраты наединицу продукции (Ь) 12 тыс. тг.
Переменные затраты навесь выпуск продукции (Зпер) 12000 тыс. тг.
Прибыль от реализациипродукции (П) 4000 тыс. тг.
Маржа покрытия (МП = В— 3 ) 8000 тыс. тг.
Доля маржи покрытия (Дмп)0,4
Ставка маржи покрытия(С) 8 тыс. тг.
Для определениябезубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график(рисунок 2).
По горизонталипоказывается объем реализации продукции в процентах от производственноймощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один видпродукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видовпродукции), по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которыевместе составляют выручку от реализации.
тг
тг />
Рисунок 2. Зависимость между прибылью, объемомреализации продукции и ее себестоимостью
По графику можноустановить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль,а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будутравны выручке от реализации продукции. Она получила название точкибезубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, илиточки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.
млн.тг Полученнуюзависимость можно представить графически (рисунок 3).
тг />
Рисунок 3 — Определение точки безубыточности
При объеме реализации,равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных затрат. Приобъеме 1000 изделий прибыль составит 4 млн тг. Соединив эти точки между собой,получим на линии х точку критического объема продаж.
В данном случае точкаокупаемости (порог рентабельности) будет на отметке 500 ед., или 10 млн тг.Получен тот же результат, только более простым способом.
Мы получили достаточно удобный инструмент графического анализазависимости между выпуском, выручкой, затратами и прибылью. Данный метод можноиспользовать и при других (нелинейных) характеристиках зависимостей междуобъемом производства и финансовыми показателями.
Однако, следует отметить и недостаток, присущийрассматриваемому методу. Как и всякий графический метод, он дает не оченьточные результаты.2.2 Математический метод к определению точкибезубыточности
В современных условияхвладение приемами анализа безубыточности приобретает особое значение, так какэтот анализ дает возможность организациям устанавливать обоснованные цены напродукцию, подбирать наиболее выигрышные комбинации показателей «затраты — объем — прибыль», позволяющие не только покрыть затраты, но и получать прибыль,необходимую для расширения деятельности.
Аналитический способрасчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия болееудобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить каждый разграфик, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощьюрассчитать данные показатели. [1, c. 177]
Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражениинеобходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржи покрытия в выручке,используем данные пункта 2.1 курсовой работы:
/>
Для одного видапродукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:
/>
Для расчета точкикритического объема реализации в процентах к максимальному объему, которыйпринимается за 100%, может быть использована формула:
/>
Нередко ставитсязадача определения объема реализации продукции для получения требуемой суммыприбыли:
/>
Полученная величина в1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750 /500). При этом нужно произвести и реализовать 500 ед. продукции, чтобы покрытьпостоянные затраты предприятия, и 250 ед. — для получения 2000 тыс. тг.прибыли.
При многопродуктовомпроизводстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:
/>
Таким образом, были изучены математический и графический подходы копределению точки безубыточности, которые позволяют выявить, насколькоэффективно предприятие использует свои средства. Умение правильно их исчислять,анализировать и определять влияние различных факторов на изменение их уровняпозволит полнее выявить резервы повышения эффективности производства,разработать рекомендации по устранению выявленных недостатков, оздоровлению иукреплению его финансового положения.
3. Содержание иназначение маржи безопасности
В управленческом учете помимо точки безубыточности используется понятие«точка (маржа) безопасности», которая показывает, насколько может сократитьсяобъем реализации прежде, чем компания понесет убытки.
Ясно, что CVP-анализ при условии изменчивой структуры выпуска требуетпривлечения дополнительных критериев для оценки эффективности той или инойструктуры выпуска. Точный анализ точки безубыточности возможен лишь приопределенной структуре производства.
Реальный мир не удовлетворяет всем перечисленным выше допущениям. Однако,можно аппроксимировать методы CVP-анализа к реальному миру с помощью приема,известного как чувствительный анализ. Чувствительный анализ использует прием«что будет, если», который предполагает ответ на вопрос, как изменитсярезультат, если первоначально спроектированные допущения не будут достигнутыили ситуация с допусками изменится.
Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности, тоесть та величина выручки, которая находится за точкой безубыточности. Ее суммапоказывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.
После того как сделаны основные предположения по изменениям в исходныхдопущениях, необходимо рассчитать вызванные этими предположениями изменениямаржинального дохода и маржи безопасности. Управленческий учет непрерывноанализирует поведение затрат и периодически определяет точку безубыточности. Посути дела, чувствительный анализ определяет эластичность маржи безопасности поотношению к допускам CVP-анализа.
Остается единственный невыясненный вопрос: откуда брать оценки цен изатрат на будущие периоды. Уже функционирующая компания берет эти значения изсобственной статистики затрат и поведения цен с учетом будущих изменений вэкономике.
Необходимо в частности учитывать сезонные колебания цен, действияконкурентов, появление товаров-субститутов (особенно на высокотехнологичныхрынках). Целесообразно применять в этом случае ценообразование по методу«издержки плюс», то есть цена получается добавлением к величине издержекфиксированной маржи.
При таком ценообразовании сразу же известна величина маржинального доходаи, следовательно, легко определяется точка безубыточности.
При анализе финансового состояния предприятия необходимо знать запас егофинансовой устойчивости (зону безопасности). С этой целью все затратыпредприятия следует предварительно разбить на переменные и постоянные взависимости от объема производства и реализации продукции. [5, c. 42]
Переменные затраты увеличиваются или уменьшаются пропорционально объемупроизводства продукции. Это расходы сырья, материалов, энергии, топлива,зарплата работников на сдельной форме оплаты труда, отчисления и налоги отзарплаты и выручки и т.д.
Постоянные затраты не зависят от объема производства и реализации продукции.К ним относятся амортизация основных средств и нематериальных активов, суммывыплаченных процентов за кредиты банка, арендная плата, расходы на управление иорганизацию производства, зарплата персонала предприятия на повременной оплатеи др. Постоянные затраты вместе с прибылью составляют маржинальный доходпредприятия.
Под маржинальным (предельным) доходом понимается доход, который получаетфирма от производства одного изделия. Маржинальный доход — это разница междувыручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменныхзатрат.
Деление затрат на постоянные и переменные и использование показателямаржинального дохода позволяет рассчитать порог рентабельности, то есть тусумму выручки, которая необходима для того, чтобы покрыть все постоянныерасходы предприятия. Прибыли при этом не будет, но не будет и убытка.Рентабельность при такой выручке будет равна нулю.
Рассчитывается порог рентабельности отношением суммы постоянных затрат всоставе себестоимости реализованной продукции к доле маржинального дохода ввыручке:
/> (2)
где: Пр – порог рентабельности;
Пз – постоянные затраты;
Дмд — доля маржинального дохода.
Если известен порог, то нетрудно подсчитать запас финансовой устойчивости(ЗФУ):
/> (3)
где: ЗФУ – запас финансовой устойчивости;
Врп – выручка от реализации продукции;
Пр – порог рентабельности.
Запас финансовой устойчивости — это величина, показывающая превышениефактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой,обеспечивающей безубыточность реализации.
Определим зону безопасности по стоимостным показателям для нашегопримера:
/>
Для одного видапродукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
/>
В нашем примере критическая точка расположена на уровне 50% возможногообъема реализации продукции. Если пакет заказов на изделия предприятия больше50% от его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75%от возможного объема производства прибыль составит половину максимальнойсуммы. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственноймощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.
Если предприятие полностью использует свою производственную мощность,выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовойпрочности) составит 50%, при реализации 700 изделий — 20% и т.д. Зонабезопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж вышекритического, при котором рентабельность равна нулю.
Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия. Длянашего примера маржинальный запас прочности составляет 50%. Значениемаржинального запаса прочности, равное 50%, показывает, что если в силуизменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшениеконкурентоспособности) выручка предприятия сократится менее, чем на 50%, топредприятие будет получать прибыль, если более, чем на 50% — окажется в убытке.
Заключение
Одним из мощных инструментов контроллинга для решения большого классамаркетинговых задач является анализ безубыточности производства. Посредствомтакого анализа можно определять точку безубыточности, планировать целевой объемпроизводства, устанавливать цены на продукцию, осуществлять выбор наиболееэффективных технологий производства, разрабатывать оптимальные производственныепланы.
Анализ «издержки-объем-прибыль»,или CVP-анализ, является одним из основных инструментов ценообразования иопределения прогнозного объема
Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средствпланирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогаетруководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными ипостоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизироватьпредпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты,используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатови точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.
Формирование рынка и выработка методов его регулирования выявляютвзаимосвязь между спросам, предложением, ценой. Каждый элемент системыизменяется и зависит от влияния факторов производства, затрат и доходности.
В целях изучения взаимозависимости этих факторов проводят анализбезубыточности производства. При этом особое внимание уделяется анализу выпускапродукции, при котором доходы предприятия совпадают с расходами, что приводит кнулевому результату деятельности. Такое совпадение доходов и расходов предприятияназывается точкой безубыточности. Точка безубыточности может быть определена ипутем сопоставления постоянных затрат и маржинального дохода, так как он послепокрытия постоянных затрат дает возможность предприятию получать прибыль.
Понятие точки безубыточности является одновременно и неким критериемэффективности деятельности фирмы. Фирма, не достигающая точки безубыточности,действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры.
Под точкой безубыточности понимается объем реализованной продукции, прикотором выручка от реализации равна ее полной себестоимости, т. e. уже нетубытков, но еще нет и прибыли.
B процессе анализа безубыточности производства решаются следующиеосновные задачи:
— рассчитывается объем реализации, при котором обеспечивается полноепокрытие затрат предприятия, т.е. уровень («точка») безубыточности(окупаемости):
— исчисляется объем реализации, обеспечивающий, при прочих равныхусловиях, получение необходимой предприятию суммы прибыли.
Анализ может проводиться не только в рамках абсолютно максимального иабсолютно минимального объема производства.
Значимость уровня показателей деловой активности для анализа задаетсянеизменностью издержек в границах определенного диапазона объема производства.
Известны графический и аналитический методы расчета уровня окупаемости.
Графический метод выявляет теоретическую зависимость совокупного доходаот реализации продукции, издержек и прибыли от объема производства на основепостроения графиков экономической и бухгалтерской модели безубыточности. Но этому методу характерен один недостаток: он дает неочень точные результаты.
При аналитическом способе расчета объема реализации, достаточного дляпокрытия затрат, используются формулы, которые позволяют выявить, насколькоэффективно предприятие использует свои средства
Помимо точки безубыточности для характеристики работы предприятияиспользуется точка (маржа) безопасности, которая показывает, насколько можетсократиться объем реализации прежде, чем компания понесет убытки. Маржабезопасности — это величина, показывающая превышение фактической выручки отреализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающейбезубыточность реализации.
Списокиспользованных источников
1. Савицкая Г.В. Методикакомплексного анализа хозяйственной деятельности.4-е изд. – М. ИНФРА-М, 2007 –384 с/
2. Друри К. Введение в управленческийи производственный учет. Пер. с англ. (под ред. Мабалиной С.А.) – М.: Аудит,Юнити, 1994. – 735с.
3. Шеремет А.Д. Управленческий учет.– М. ИНФРА-М, 1999 – 389 с.
4. Ковалев В.В., «Финансовый анализ».- М: «Финансы и статистика», 2002.
5. Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С.Методика финансового анализа. – М. ИНФРА-М, 1995 – 176 с.
6. .Каменицер С.Е. Организация,планирование и управление деятельностью промышленных предприятий, — М.: Наука ипросвещение, 1991.-195с.
7. Карпов Т.П.Управленческий учет. – М. ЮНИТИ, 2000- 234 с.
8. Кеулимжаев К., Акимова Б.Производственный учет// Бухгалтерский и налоговый учет в Казахстане, №3, 2005 –Алматы: Издательский дом «БИКО», с.169-196
9. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д.Принципы бухгалтерского учета. Пер. с англ. Под ред.Я.В.Соколова – 2-е изд.,стереотип. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 496с.
10. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учетв организациях: Учебное пособие. -Алматы, 2006.-472с.
11. Палий В.Управленческий учет. – М. ИНФРА-М, 2000 – 158 с.
12. Пашигорева Г.И., О.С.Савченко,Цели и задачи управленческого учета// Бухгалтерский учет, 2000, N 19, С. 33.
13. Попова Л.А. Бухгалтерский учет напредприятии. Учебное пособие – Караганда, 1999. – 174с.
14. Радостовец В.К. и др.Бухгалтерский учет на предприятии. Издание 3 доп. и перераб. — Алматы:Центраудит, 2002. – 728с.
15. Радостовец В.К. Финансовый иуправленческий учет на предприятии – Алматы: НАН «Центраудит», 1997.-311с.
16. Разливаева Л.В. Производственныйучет: Учебное пособие – Караганда: КЭУ, 1998.-210с.
17. Разливаева Л.В. Управленческийучет. Учебно-практическое пособие – Караганда, 2001. – 200с.
18. Сейдахметова Ф.С. Учет финансовыйи управленческий// Қаржы-қаражат: Финансы Казахстана. – 1998. — №1.-С.85-88
19. Стражев В.Н.Оперативное управление предприятием, проблемы учета и анализа. – Минск, 2000 –356 с.
20. Терехова В.А. Международные инациональные стандарты учета и финансовой отчетности. СПб: Питер, 2005. – 311с.
21. Торшаева Ш.М. Теориябухгалтерского учета – Караганда: 2000г. – 155с.
22. ХамидулинаП.Р. Учет и анализ в системе управления издержками. – Казань. КФЭН. 1998 – 106с.
23. Шеремет А. Управленческий учет.Учебное пособие – М.: ФБК-Пресс, 2004 — 512с.
24. Шеремет А.Д.Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М. ИНФРА-М, 1995 – 176 с.
25. Шеремет А.Д.Управленческий учет. – М. ИНФРА-М, 1999 – 389 с.