Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Методы бухгалтерского учета: документация, инвентаризация, счета и двойная запись

Оглавление
Введение
Глава 1. Основная характеристикапредмета, метода бухгалтерского учета и документооборота
1.1 Предмет и метод бухгалтерскогоучета1.2 Документы, их роль и значение в бухгалтерском учете. Обязательныереквизиты документа. Документооборот
1.3 Порядок формирования и учет финансовых результатов деятельностиорганизации. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)
Глава 2. Инвентаризация и счетабухгалтерского учета: сущность и характеристика
2.1 Инвентаризация, ее роль изначение в бухгалтерском учете. Порядок проведения инвентаризации и учет еерезультатов.2.2 Счета бухгалтерского учета, их строение. Содержание и классификациясчетов бухгалтерского учета. Планы счетов бухгалтерского учета
Заключение
Список литературы

Введение
Бухгалтерский учет вРоссии на современном этапе экономической реформы активно реорганизуется иадаптируется к международным стандартам учета и отчетности. Существенновозрастает роль учета в управлении производственно-хозяйственной и финансовойдеятельностью организаций разных форм собственности во всех сферах бизнеса.Используя возможности бухгалтерского, управленческого, налогового учета, можнов значительной мере воздействовать на характер протекающих хозяйственныхпроцессов, принимаемых управленческих решений, результаты деятельности,активность инвестирования средств в организацию.
Развитие экономики ипостоянное усложнение деятельности юридических лиц стимулирует развитиебухгалтерского дела. Современное законодательство в сферах бухгалтерского учетаи налогообложения требует от бухгалтера приобретения навыков юриста, аналитика,внутреннего аудитора. В российской Федерации продолжается реформабухгалтерского учета и налогообложения, рассчитанная до 2007 года.
В соответствии сФедеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собойупорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежномвыражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путемсплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет –основное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один изглавных механизмов управления процессами производства и продажей продукции, онспособствует совершенствованию организации производства, оперативного идолгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственнойдеятельности.
Достижения любогоколлектива во многом зависят от того, как организованы получение и переработкаэкономической информации. Чем достовернее сведения о производстве и чем быстрееих получают, тем шире возможности эффективного управления организацией.Бухгалтерский учет дает наиболее важную, достоверную информацию,систематизирует и обрабатывает разрозненные данные, после чего они становятсяосновой для принятия управленческих решений.
Объект исследования – методы бухгалтерского учета.
Предмет исследования — документация, инвентаризация,счета и двойная запись, как методы бухгалтерского учета.
Цель исследования – изучить особенности документации,инвентаризации, счетов и двойной записи, как методов бухгалтерского учета.
Для достижения даннойцели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущностьпредмета и метода бухгалтерского учета.2. Выявить роль и значение документов в бухгалтерскомучете.
3. Изучить порядок формирования и учет финансовых результатовдеятельности организации.
4. Проанализироватьсущность инвентаризации, ее роль и значение в бухгалтерском учете, рассмотретьпорядок проведения инвентаризации и учет ее результатов.5. Изучить счета бухгалтерского учета, ихстроение, содержание и классификацию.
Информационной базой для написания работы послужилинормативные акты, а также работы таких работы таких авторов, как:
Структура работы: введение, две главы, заключение,список литературы.

Глава 1.Основная характеристика предмета, метода бухгалтерского учета идокументооборота
 
1.1Предмет и метод бухгалтерского учета
Предметомбухгалтерского учета являются наличие и движение активов, источники егоформирования и использования, а также возникшие обязательства и полученныерезультаты деятельности экономического субъекта. Соответственно, бухгалтерскийучет, будучи одной из экономических наук, общим предметом которых являетсяпознание производственных отношений, определяет границы своего применениясодержанием его предмета.
Содержаниепредмета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов.
Всоответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от21.11.1996 г. N 129-ФЗ (в редакции от 23.07.1998 г.) бухгалтерский учетпредставляет собой систему сбора, накопления, обработки и анализафинансово-экономической информации о деятельности предприятия или физическоголица[1].
Онпроводится исходя из непрерывного, сплошного и документированного отраженияхозяйственных операций.
Предметомбухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия илифизического лица. Высокую и длительную плодотворность этой деятельностиобеспечивают следующие хозяйственные средства:
·          основныесредства;
·          нематериальныеактивы;
·          оборотныесредства;
·          денежныесредства;
·          средства врасчетах;
·          отвлеченныесредства.
Познаниесущности предмета достигается через познание содержания его метода.
Диалектическийметод — определяющий метод познания экономических явлений и основа научногомышления во всех областях экономической науки[2].
Разработкана данной основе метода бухгалтерского учета получает конкретное выражение всовокупности его слагаемых (способов, приемов). Их применение дает возможность,опираясь на законы диалектики, регистрировать и обобщать факты хозяйственнойжизни, представляя ее как результат единства противоположностей.
Впроцессе познания сущности предмета используются также дедуктивный и индуктивныйметоды исследования. Хотя в процессе отражения хозяйственной деятельностиэкономического субъекта имеет место сочетание обоих методов, тем не менее, вбольшей степени применяется индуктивный. Это связано с тем, что хозяйственныеоперации вначале раскрывают содержание микропроцессов, а уже затем происходятих группировка и обобщение.
Нарядус указанными общепринятыми методами в экономической науке бухгалтерский учетрасполагает своими специфическими приемами, обусловленными сущностью самогопредмета, а также поставленными перед ними задачами и требованиями; Все этопредопределяет необходимость глубокого осмысления и понимания системы приемов,способов, составляющих основу и содержание метода бухгалтерского учета.
Составляющимиметода бухгалтерского учета являются:
— документация и инвентаризация;
— оценка и калькуляция;
— счета и двойная запись;
— балансовое обобщение и отчетность[3].1.2 Документы, их роль и значение в бухгалтерском учете.Обязательные реквизиты документа. Документооборот
 
Документация — письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операцииили о праве на ее совершение[4]. Каждая хозяйственнаяоперация оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксированияопераций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документацияслужит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки,обеспечивает сохранность имущества.
Документ –носитель юридической и экономической информации, отражающий динамикусобственности, то есть сведения о движении материальных ценностей и денежныхсредств.
В ходе работы бухгалтер имеет дело с различными документами. К первичнымдокументам относятся такие, как, приходный и расходный кассовые ордера, счет,товарно-транспортная накладная, доверенность на получение чего-либо, платежноепоручение, чек из чековой книжки и т.д. Согласно принципу непрерывности,бухгалтерский учет осуществляется без перерыва с момента организациипредприятия и все факты хозяйственной деятельности находят отражение на счетахбухгалтерского учета на основании первичных документов.
При налоговой проверке бухгалтерские документы имеют значениекак письменное свидетельство о факте совершения хозяйственной операции или оправе на ее совершение и служит основным средством проверки правильности идостоверности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.Отсутствие или неправильное оформление любых документов может привести ксерьезным проблемам со своими работниками, с инвесторами, с контролирующимиорганами и т.п.
Любой документ должен содержать ряд показателей. Показательдокумента в бухгалтерском учете принято называть реквизитом. Каждыйдокумент содержит обязательные реквизиты: название документа, его номер,подпись, дату составления и действия документа, штамп (печать) организации,измерители операций.
Приэтом необходимо соблюдать требования законодательства в части принятия к учетупервичных документов, которые должны иметь следующие обязательные реквизиты (п.2 сто 9 Закона о бухгалтерском учете):
а)наименование документа;
б)дату составления документа;
в) наименованиеорганизации, от имени которой составлен документ;
г)содержание хозяйственной операции;
д)измерителихозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е)наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операциии правильность ее оформления;
ж)личные подписи указанных лиц[5].
Движение документа от момента составления или получения отдругих предприятий до передачи в архив называется документооборотом. Напредприятии должен разрабатываться документооборот по каждому виду документов ввиде инструкций, таблиц, графиков. По ряду документов (по движению денежныхсредств) документооборот устанавливается Правительством РФ.
Порядок работы бухгалтера с первичными документами регламентируетсяПоложением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденнымприказом Минфина СССР от 25.07.83 г. № 105, а также Положением по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н от 29.07.98 г./>

1.3 Порядок формирования и учетфинансовых результатов деятельности организации. Учет нераспределенной прибыли(непокрытого убытка)
Для обобщения информациио формировании конечного финансового результата деятельности организации вотчетном году используют счет 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этогосчета отражают доходы и прибыли, а по дебету — расходы и убытки.
Хозяйственные операции отражают на счете 99 по так называемомукумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставлениемкредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовыйрезультат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовымотражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибылиорганизации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается каксальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99имеет одностороннее сальдо.
Конечный финансовыйрезультат организации складывается под влиянием:
а) финансового результатаот продажи продукции (работ, услуг);
б) финансового результатаот продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и другогоимущества (части операционных доходов и расходов);
в) операционных доходов ирасходов (за вычетом результатов от продажи имущества);
г) внереализационныхприбылей и убытков;
д) чрезвычайных доходов ирасходов[6].
Различие между этими составнымичастями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат от продажипродукции (работ, услуг) первоначально определяют по счету 90«Продажи». Со счета 90 прибыль или убыток от обычной деятельностисписывается на счет 99 «Прибыли и убытки».
Финансовый результат отпродажи имущества, операционные и внереализационные доходы и расходы вначалеотражают на счете91 «Прочие доходы и расходы», с которого затемежемесячно списывают на счет 99.
Чрезвычайные доходы ирасходы сразу относят на счет 99 без предварительной записи на промежуточныхсчетах в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов сперсоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.
Кроме того, по дебетусчета 99 отражают начисленные платежи на прибыль и суммы причитающихсяналоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам исборам». Платежи по перерасчетам по налогу на прибыль также отражаются насчетах 68 и 99.
По окончании отчетного года счет 99 «Прибыли и убытки»закрывается. Заключительной записью декабря сумму чистой прибыли списывают сдебета счета 99 в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытыйубыток)». Сумма убытка списывается с кредита счета 99 в дебет счета 84.
Аналитический учет посчету 99 должен обеспечить формирование данных, необходимых для составленияотчета о прибылях и убытках.
Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Составной частьюсобственного капитала является чистая прибыль организации, которая называетсянераспределенной прибылью. Бухгалтерский учет ее ведется на счете 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». При наличии уорганизации нераспределенного убытка собственный капитал организации в этойчасти уменьшается на его сумму.
Средства, учитываемые насчете 84, состоят по структуре из сумм чистой прибыли (убытков):
·          отчетного года — подлежат распределению участниками, в том числена выплату доходов (дивидендов) участникам (акционерам);
·          прошлых лет — оставлены в организации после расчетов с участниками (акционерами) по доходам(дивидендам) для использования, как правило, на производственное развитиеорганизации (включая социальные нужды ее коллектива, как правило, капитальногохарактера)[7].
По своему содержаниюпервая часть данной прибыли является обязательствами организации передучастниками (акционерами) и не может рассматриваться как составная часть еесобственного капитала — это, по существу, задолженность организации передучастниками.
Вторая часть даннойприбыли служит источником финансирования различных вложений организации, какправило, во внеоборотные активы и не может рассматриваться как нераспределеннаяприбыль, так как не только прошла этап распределения, но и, как правило, ужеиспользована в своей денежной составляющей.
После определенияфинансового результата, сложившегося у организации по итогам ее работы вотчетном году, чистая прибыль (убыток), выявленная на счете 99 «Прибыли иубытки», списывается заключительными оборотами отчетного года в кредитсчета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчетучета прибыли к утверждению (распределению). При наличии убытка он списываетсяв дебет данного субсчета счета 84.
При этом финансовыйрезультат по счету 84 отражается в бухгалтерской отчетности как прибыль илиубыток отчетного года.
В связи с этим для учетаприбыли (убытка) отчетного года к утверждению в организации предлагается ввестиследующие субсчета бухгалтерского учета:
84-1 «Прибыль(убыток) отчетного года к утверждению»;
84-2 «Использованнаяприбыль в отчетном году».
В бухгалтерском учете вотчетном году производятся следующие записи:
Д-т сч. 99 К-т сч. 84-1 — отражена чистая прибыль отчетного года, предназначенная к утверждению или
Д-т сч. 84-1 К-т сч. 99 — отражен чистый убыток отчетного года, предназначенный к утверждению (кпокрытию);
Д-т сч. 84-2 К-т сч. 82 — отражено использование прибыли на образование резервного капитала по решениюисполнительного органа управления./>

Глава 2.Инвентаризация и счета бухгалтерского учета: сущность и характеристика
 
2.1Инвентаризация, ее роль и значение в бухгалтерском учете. Порядок проведенияинвентаризации и учет ее результатов
 
Инвентаризация — проверка фактического наличия имущества хозяйства в натуре.Причины проведения инвентаризации различны: ошибки при отпуске и приемеценностей, неисправности оргтехники; наличие процессов, не фиксируемыхпервичными документами (усушка, утряска, распыл), хищения и злоупотребления;контроль действия материально ответственных лиц[8].
Все проводимые на предприятиях инвентаризации делятся по рядупризнаков:
1) охват имущества:
·          полные;
·          частичные;
2) основание проведения:
·          плановые;
·          внезапные.
При полной инвентаризации проверяются все видыимущества хозяйства. Как правило, такие инвентаризации проводятся в концефинансового года перед составлением годового отчета.
Частичная инвентаризация предполагает проверку одного илинескольких видов имущества (инвентаризация денежной наличности в кассе).
Плановые инвентаризации осуществляются в соответствии сустановленным графиком (перед составлением годового отчета), а внеплановые(внезапные) — по мере необходимости (смена материально ответственных лиц,стихийные бедствия, хищения, требования аудитора, судебных органов и т.д.)[9].
Количество инвентаризаций в отчетном году, время ихпроведения, перечень проверяемого имущества устанавливаются руководителемпредприятия за исключением случаев, предусмотренных «Положением обухгалтерском учете и отчетности» и «Основными положениями поинвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежныхсредств и расчетов».
Проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду,выкупе, продаже; перед составлением годового отчета; при смене материальноответственных лиц; при наличии хищений, злоупотреблений, порче ценностей; вслучае стихийных бедствий, пожаров, аварий и др.; при ликвидации (реорганизации)хозяйствующего субъекта.
Для проведения инвентаризации на предприятиях создаетсяпостоянно действующая инвентаризационная комиссия. В ее составвключаются представители администрации, работники бухгалтерии, другиеспециалисты. При большом объеме работ создаются рабочие инвентаризационныекомиссии. Инвентаризация должна осуществляться комиссией в полном составе. Отсутствиедаже одного члена комиссии достаточно, чтобы признать результаты инвентаризациинедействительными.
Рабочие инвентаризационные комиссии обязаны: провести инвентаризацию имущества вместах его нахождения; выявить вместе с бухгалтерией результаты инвентаризации;выработать предложения по порядку зачета и списания недостачи ценностей;разработать предложения по совершенствованию порядка приема, хранения и отпускаценностей, улучшению учета и контроля за их сохранностью.
Члены рабочих комиссий отвечают за: своевременность иправильность проведения инвентаризации; полноту и точность внесения в описиданных.
До начала инвентаризации проводится ряд подготовительныхмероприятий. Опломбируются места хранения подлежащих проверке ценностей. Инвентаризируемыеценности раскладываются по стеллажам, полкам, т.е. приводятся в состояние, пригодноедля проверки. Проверяются все весовые измерительные приборы и сроки ихклеймения.
Проверка материальных ценностей проводится по местам ихнахождения. Снятие фактических остатков ценностей осуществляется в присутствииматериально ответственного лица. Описи составляются в двух экземплярах, одинэкземпляр заполняет член инвентаризационной комиссии, а другой — материальноответственное лицо. На каждой странице описи прописью указывается числопорядковых номеров ценностей и общий итог их количества, зафиксированный наданной странице, независимо от единицы измерения. На последней странице описипрописью указывается количество страниц и общий итог ценностей. Если былидопущены ошибки, то они исправляются во всех экземплярах описи путемзачеркивания. Исправленные данные должны быть оговорены и подписаны всемичленами комиссии и материально ответственным лицом.
Инвентаризационные описи после их надлежащего оформленияпередают в бухгалтерию. В бухгалтерии предприятия данные о фактическом наличиисредств сравниваются с данными бухгалтерского учета. Такое сравнение осуществляетсяв сличительных ведомостях. В них отражаются фактическое наличие средств (поданным описей) и «книжные остатки» (по данным бухгалтерского учета). Результатытакого сличения -излишки и недостачи отражаются в описях с указанием количествапо группам, видам и сортам. Излишки и недостачи ценностей в сличительныхведомостях показываются в стоимостной оценке, принятой в бухгалтерском учете.Ценности, по которым не выявлены расхождения с данными бухгалтерского учета, всличительных ведомостях приводятся общей суммой.
Инвентаризационная комиссия выявляет виновников возникшихнедостач и излишков и принимает решение о порядке их отражения в учете(регулирование инвентаризационных разниц). В настоящее время регулированиеинвентаризационных разниц осуществляется в следующем порядке.
Излишки выявленных ценностей подлежат оприходованию сотнесением сумм излишков на счет «Прибыли и убытки».
Недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации,независимо от причин их возникновения вначале отражаются с целью контроля насчете «Недостачи и потери от порчи ценностей». В зависимости отпричин возникновения недостач порядок списания их будет разным.
Недостача ценностей, а также превышение стоимости недостающихценностей над оказавшимися в излишке относят на виновных лиц. При отсутствиивиновных лиц суммы недостач списываются в дебет счета «Прибыли и убытки»с кредита счета «Недостачи и потери от порчи ценностей».
По окончании инвентаризации проводятся контрольные проверкиправильности проведения инвентаризации, В них должны принимать участие члены инвентаризационнойкомиссии и материально ответственные лица. Такая проверка должна осуществлятьсядо открытия складов, кладовых. По окончании контрольной проверки составляетсяакт.2.2 Счета бухгалтерского учета, их строение. Содержание иклассификация счетов бухгалтерского учета. Планы счетов бухгалтерского учета
Важнейшимэлементом информационной системы бухгалтерского учета, предназначенным длягруппировки и хранения данных о хозяйственных операциях, является бухгалтерскийсчет. По отношению к другим элементам системы (множеству счетов) бухгалтерскийсчет считается квалификационным признаком, позволяющим ответить на вопрос: что(какой объект бухгалтерского наблюдения) учитывается на счете. Бухгалтерскиесчета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательств, а также надоходы и расходы. Как квалификационный признак счет имеет название,соответствующее учитываемому на нем объекту, и кодовое обозначение.
Счета — это важный инструментбухгалтерского учета. Они являются элементами азбуки специфического языкабухгалтерского учета, предназначенного для кодирования близких по видухозяйственных средств и отражения смысла хозяйственных типовых операций идействий с ними. В этой азбуке каждому счету присвоен индивидуальный номер,которому поставлено в соответствие название определенныхфинансово-экономических понятий в виде имущества, денежных средств,обязательств и т.п.[10]
Счетабывают активными, пассивными и активно-пассивными. Их тип определяетсяпредназначением. Активные счета используются для описания хозяйственных средствпо составу и размещению. У них дебет означает приход, а кредит — расход.Пассивные счета применяются для описания источников и целевого назначенияхозяйственных средств. У них дебет означает расход, а кредит — приход.Активно-пассивные счета выступают в одних случаях как активные, в других — какпассивные. Они предназначены в основном для расчетов и показывают либо долгипоставщиков (подрядчиков), либо долги покупателей (заказчиков).
Активныесчета подразделяются на следующие:
·          инвентарные,описывающие имущество предприятия;
·          денежные,учитывающие деньги в кассе, на расчетных, валютных и других счетах;
·          затратные(калькуляционные), отображающие затраты на производство продукции, выполнениеработ, оказание услуг;
·          собирательно-распределительные,регистрирующие накладные расходы;
·          отдельнорегулирующие (контрарные), характеризующие использование собственных и заемныхсредств;
·          расчетные,фиксирующие расчеты, в том числе по авансам и претензиям.
Выявлениевида счета (активного или пассивного) по его отношению к балансу во многомоблегчает проведение бухгалтерского учета и потому является важным. Однако уопытных бухгалтеров это деление не считается существенным.
Постепени обобщения счета делятся на синтетические счета, субсчета ианалитические. Синтетические счета предназначены для укрупненной группировкиактивов и пассивов, например: 01 «Основные средства», 10«Материалы», 41 «Товары», 68 «Расчеты по налогам исборам» и т.п.
Субсчета(счета второго порядка) предназначены для обобщения однотипных средств иобязательств. Например, у синтетического счета 69 «Расчеты по социальномустрахованию и обеспечению» имеются следующие субсчета:
69-1«Расчеты по социальному страхованию»;
69-2«Расчеты по пенсионному обеспечению»;
69-3«Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».
Аналитическиесчета (иногда называемые «субконто») предназначены для учета поединичным объектам и субъектам. Например: 71 «Иванов», 71«Семенов», 71 «Гришин» и т.п. (счет 71 «Расчеты сподотчетными лицами»).
Двойнаязапись — это записьхозяйственной операции по дебету одного и по кредиту другого счета. Онаобеспечивает взаимосвязанное и контролируемое отражение операции. Кодированиехозяйственной операции с помощью счетов носит название бухгалтерской проводки.
Бухгалтерскиесчета предназначены для отражения на них результатов воздействия фактовхозяйственной жизни на объект бухгалтерского наблюдения, который учитывается наданном счете. Природа экономических воздействий может иметь два направления:увеличение (+) или уменьшение (-). В этой связи счет разбивается на двеинформационные зоны, каждая из которых (в зависимости от отражаемого на счетеобъекта наблюдения) предназначена для учета изменений, направленных наувеличение или уменьшение начальной величины показателя, четного периода (такойпоказатель называется начальное сальдо). Исторически сложилось, чтолевая сторона счета называется дебет, а правая — кредит.
Следуя обычной логике, не вызывает сомненияположение, согласно которому показатели, описывающие факты хозяйственной жизни,увеличивающие значение начального показателя, должны находиться на той жестороне бухгалтерского счета, что и начальное сальдо, а показатели, отражающиеуменьшение начальной величины, располагаются на противоположной стороне.
Основоположникбалансовой теории И.Ф. Шер называл формальное балансовое уравнение (Активы =Капитал собственника + Пассивы) уравнением открытия бухгалтерских счетов.Расположение начального сальдо (в дебете или кредите счета) для счетов активов,капитала и обязательств (пассивов) зависит от местонахождения объекта учета вбухгалтерском балансе. Активы располагаются на левой стороне баланса,следовательно, начальное сальдо на счетах активов (и соответственно увеличение)должно помещаться на левой стороне счета, т.е. по дебету. Для капитала,резервов и обязательств (пассивов) налицо противоположная картина: правостороннееразмещение в балансе таких объектов бухгалтерского наблюдения предполагаетнахождение сальдо на этих счетах на правой стороне, т.е. по кредиту.
Два правилазаписи фактов хозяйственной жизни на бухгалтерских счетах сформулированыюгославским исследователем Иво Дутковичем:
1. Чтобыувеличить сальдо счета, надо сделать запись на той же стороне (левой илиправой), на которой этот счет помещается в балансе.
2. Чтобыуменьшить сальдо счета, надо сделать запись на стороне (левой или правой),противоположной той, на которой этот счет помещается в балансе.
На рисунке 1и 2 рассматривается структура счетов с дебетовым начальным сальдо (счетаактивов) и с кредитовым начальным сальдо (счета капитала и обязательств)[11].
Д                                                                         КСальдо начальное (СНД) Хозяйственные операции, учитывающие уменьшение, списание или выбытие активов (-) Хозяйственные операции, отражающие увеличение активов (+) Дебетовый оборот (ДО) Кредитовый оборот (КО) Сальдо конечное (СКД)  
Рис. 1.Структура счетов с дебетовым сальдо
 
Д                                                               КХозяйственные операции, отражающие уменьшение или расходование капитала, обязательств (-) Сальдо начальное (СНК) Хозяйственные операции, учитывающие увеличение или формирование капитала, обязательств (+) Дебетовый оборот (ДО) Кредитовый оборот (КО)   Сальдо конечное (СКК)
Рис. 2 Структура счетов с кредитовымсальдо
Структуралюбого счета предполагает: начальное сальдо (дебетовое — СНД или кредитовое — СНК), показатели, отражающие увеличение первоначального значения (на той жестороне счета), и показатели, приводящие к уменьшению (на противоположнойстороне), итоговый показатель по всем записям на каждой стороне, который вбухгалтерском учете называется оборотом (соответственно, дебетовый (ДО)и кредитовый (КО) обороты), конечное сальдо — показатель, характеризующийсостояние объекта бухгалтерского наблюдения на конец отчетного периода(дебетовое — СКД или кредитовое — СКК).
В начальномучете начальное сальдо (СНД или СНК) включается в соответствующий оборот(дебетовый ДО или кредитовый КО) и тогда конечное сальдо можно вычислитьразницей оборотов:
ДО-КО=±СК,                       (1)
При превышениидебетового оборота над кредитовым в формуле (1) знак (+) и сальдо конечноезаписывается по дебету (СКД), в противном случаеимеем знак (-), ипоказатель на конец периода записывается по кредиту (СКК).
В российскомучете начальное сальдо в оборот не входит и конечное сальдо записывается в тойже части счета, что и начальное.
Для счетов сдебетовым начальным (СНД) и конечным (СКД) сальдо, на которых учитываютсяактивы, итоговый показатель рассчитывается по сумме начального сальдо идебетового оборота, уменьшенной на кредитовый оборот:
СКД = СНД +ДО-КО,              (2)
Для счетов скредитовым начальным (СНК) и конечным (СКК) сальдо, предназначенных для учетакапитала и пассивов, итоговый показатель определяется суммой начального сальдои кредитового оборота за вычетом дебетового оборота[12]:

СКК = СНК +КО-ДО,              (3)
Отражениеувеличения или уменьшения на бессальдовых счетах расходов и доходов,описывающих финансовые и хозяйственные процессы, зависит от их влияния навеличину прибыли, присоединяемой к капиталу. Доходы увеличивают прибыль (исоответственно капитал), следовательно, увеличение на таких счетах должнонаходиться на той же стороне, что и на счетах капитала, т.е. по кредиту. Инаоборот, расходы уменьшают прибыль (и соответственно капитал), чтопредполагает расположение увеличивающих показателей на стороне, противоположнойсальдо на счете капитала, т.е. по дебету.
Всеорганизации независимо от структурной подчиненности, формы собственности иорганизационно-правовой формы руководствуются действующим Планом счетов.
Построениерабочего плана счетов означает выделение, систематизацию и расположение счетов(и субсчетов) в определенной системе, что позволяет установить необходимуюоснову для отражения производимых предприятием финансово-хозяйственныхопераций.
Основнаяцель разработки рабочего плана счетов – построить такую схему бухгалтерскогоучета, чтобы она могла учесть потребности в аналитике не только для структурныхподразделений, но и для всех целей ведения учета. Это и формирование бухгалтерскойотчетности, и подготовка информации для управления, исчисления налогов исборов, и ведение статистического учета.
Какправило, структура каждого счета рабочего плана счетов предполагает следующуюиерархию информационных данных по возрастанию степени детализации аналитическогоучета:
— счет;
— субсчет;
— аналитические признаки первого уровня;
— аналитические признаки второго уровня и т. д.
Количествоуровней аналитических признаков диктуется потребностями и техническимивозможностями организации: (прежде всего уровнем автоматизации учетногопроцесса).
Каждыйпоследующий уровень (по возрастанию номера) детализирует признакпредшествующего уровня.
Аналитическиепризнаки группируются в один уровень счета на основании какой-либо единойхарактеристики:
·          группы основныхсредств,
·          видов сырья иматериалов,
·          видовдеятельности предприятия,
·          поставщиков ипокупателей,
·          мествозникновения и пр.
По уровнювлияния на показатели финансовой отчетности (по отношению к бухгалтерскомубалансу) бухгалтерские счета делятся на балансовые и забалансовые (рис. 3).
Набалансовыхсчетах учитываются показатели, которые непосредственно отражаются вбухгалтерском статическом балансе (постоянные счета с явно выраженным сальдо — счета активов, капитала и пассивов). К балансовым счетам также относятся те,которые участвуют в формировании бухгалтерского баланса, т.е. бессальдовые илисчета хозяйственных и финансовых процессов (доходов, расходов, а в российскомучете и косвенно-распределяемых текущих издержек); они открываются в течениепериода, а в конце его закрываются.Данные о фактах хозяйственной жизни     /> />
Балансовые счета
Бухгалтерский баланс />
Переменные

Постоянные />
Показатели (балансовые статьи) на начало отчетного периода />
Сальдо начальное отсутствует
Сальдо начальное явно выраженное />

——> />
Данные о ФХЖ. относящиеся к отчетному периоду
Данные о ФХЖ, изменяющие состояние объекта наблюдения />
 
Показатели (балансовые статьи) на конец отчетного периода />
——> />
Сальдо конечное отсутствует
Сальдо конечное явно выраженное />
  /> /> /> /> /> /> />
 
Рис. 3Взаимосвязь показателей бухгалтерского баланса и на бухгалтерских счетах
В российскомучете в составе активов хозяйствующего субъекта учитываются хозяйственныесредства (экономические ресурсы), которые находятся в собственности предприятия(за исключением переданного другим организациям в капитализированный финансовыйлизинг), и полученные по капитализированному финансовому лизингу илихозяйственные средства, используемые в производственно-хозяйственнойдеятельности, но приобретенные в кредит, стоимость которых еще не выплаченаполностью хозяйствующим субъектом, находит отражение в бухгалтерском балансе икак объект бухгалтерского наблюдения учитывается на балансовых счетах. В то жевремя в производственно-хозяйственной деятельности предприятий имеют местоэкономические ресурсы:
·          арендованныеосновные средства;
·          имущество,поступившее в некапитализируемый финансовый лизинг;
·          товарно-материальныеценности, принятые на ответственное хранение или в переработку и т.п.,
·          материальныеценности, переданные другим экономическим субъектам и учитываемые в составеимущества этих субъектов,
·          события ихозяйственные операции, которые не оказывают влияния на показателибухгалтерского баланса, но воздействия которых отражаются на финансовыхрезультатах функционирования.
Указанныеобъекты бухгалтерского наблюдения учитываются в дополнительной бухгалтерскойсовокупности назабалансовых счетах.
Забалансовыесчета подразделяются на депозитно-имущественные, контрольно-мемориальные иусловных прав и обязательств.
Депозитно-имущественные забалансовые счета предназначены дляучета ценностей, не принадлежащих хозяйствующей единице, но находящихся в еепользовании или распоряжении. Контрольно-мемориальные забалансовые счетаиспользуются для контроля за отдельными операциями, которые не отражаются всистеме балансовых счетов, а также для учета имущества, принадлежащегоорганизации, но переданного другим экономическим субъектам в капитализированныйфинансовый лизинг[13].
Назабалансовых счетах условных прав и обязательств учитываются несуществующиепотенциальные права и обязательства, которые зависят от будущего события,возникающего из прошлой сделки.
В табл. 1выполнена классификация забалансовых счетов по приведенным признакам.

Таблица 1- Классификация забалансовых счетовДепозитно-имущественные счета Контрольно-мемориальные счета Счета условных прав и обязательств Арендованные основные средства 001 Бланки строгой отчетности 006
Списанная в убыток задолженность
кредиторов 007 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 002 Приватизационные чеки 010 Обеспечения обязательств и платежей полученные 008 Материалы, принятые в переработку 003 фонда 014 Обеспечения обязательств и платежей выданные 009 Товары, принятые на комиссию 004 Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов 015 Оборудование, принятое для монтажа 005 Основные средства, сданные в аренду 021
В западном, вчастности американском, учете забалансовые счета не применяются. Объектыбухгалтерского наблюдения, для отражения которых в России используютсязабалансовые счета, учитываются на балансовых счетах основной деятельности.
Наличие вроссийском учете забалансовых счетов отвечает самым строгим правилам теориибухгалтерского учета. Это отражает юридическую природу имущественныхкомплексов, которые фигурируют в финансовой отчетности, что позволяет:
·          устранить двойнойсчет имущества, показанного в двух балансах, например, арендодателя иарендатора (это особенно важно для макроэкономических и статистических сводок иисследований);
·          избежать двойногообложения налогом на имущество;
·          точно отразитьдля всех заинтересованных лиц стоимость средств, вложенных в предприятие ипринадлежащих на правах собственности его учредителям и инвесторам.
·          

Заключение
По результатам работы можносделать следующие выводы:
1.        Методбухгалтерского учета развивался с развитием производительных сил ипроизводственных отношений. Если в прошлом учет отражал простые записи приходаи расхода отдельных ценностей, то в последующем он превратился в целостнуюсистему приемов и способов отражения различных явлений хозяйственной жизни.
2.        Общейнаучно-методической основой бухгалтерского учета, как и всех другихэкономических наук, является диалектический метод познания.
3.        Научноесодержание диалектического метода познания в бухгалтерском учете проявляетсяего общим подходом к явлениям хозяйственной жизни, к их познанию путемотражения и обобщения информации об имуществе, обязательствах и хозяйственныхпроцессах в их единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.
4.        Вместе с темтеория и практика доказывают, что каждая наука имеет свои особые приемы испособы подхода к исследованию и познанию своего предмета. Точно также имеетсвой метод и бухгалтерский учет. Он располагает своими специфическими приемамии способами, обусловленными его предметом, задачами, стоящими перед ним, атакже требованиями, предъявляемыми к нему.
5.        Эти приемы испособы составляют методологическую основу практики организации и ведениябухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Они позволяютосуществлять бухгалтерскому учету его основные функции в системе управлениядеятельностью экономического субъекта: контрольную, информационную, обратнойсвязи, аналитическую и др. С помощью метода исследуются, осмысливаются ианализируются факты хозяйственной жизни.
6.        Таким образом,метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность приемов и способов,обеспечивающих сплошное, не- прерывное и документальное отражение фактовхозяйственной жизни с целью познания их содержания (предмета бухгалтерскогоучета) и осуществления управления ими в процессе кругооборота средств.
7.        Отдельные способыи приемы бухгалтерского учета составляют элементы его метода или основныеметодологические приемы и правила. К ним относятся: документация, инвентаризация,бухгалтерский баланс, система счетов и двойная запись, оценка, калькуляция иотчетность.

Список литературы
1.        Федеральный закон«О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003)
2.        Положение поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,утвержденное Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н (в ред. ПриказовМинфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н)
3.        Варенова И.Г.Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: Приор-издат, 2006. – 208 с.
4.        Климова М.А.Бухгалтерское дело: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 200 с.
5.        Кондраков Н.П. Бухгалтерскийучет: Учебное пособие. — М.: Инфра -М, 2007. – 333 с.
6.        Кутер М.И…Теория бухгалтерского учета. Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2007. – 305с.
7.        Печерская Г.А.Основы бухгалтерского учета (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2008.– 176 с.
8.        Русалева Л.А.Теория Бухгалтерского учета: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с. 9.        Теория бухгалтерского учета / Под ред. Н.П. Любушина. — М.:ЮНИТА-ДАНА, 2007. – 354 с.10.     Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие / Под ред. Е.А.Музиковского. — М.: Юрист, 2007. – 356 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.