Содержание
Введение
1.Правоваябаза аудита финансовой отчетности
2.Объекты,источники информации и задачи аудита бухгалтерского баланса
3.Процесспланирования аудиторской проверки
3.1Уровень существенности в проверяемой организации
3.2Оценка аудиторских рисков
3.3План аудиторской проверки
3.4Программааудиторской проверки
4.Реализацияплана аудита
4.1Аудитпроведения подготовительных работ перед составлением бухгалтерской отчетности
4.2Аудитсоставления бухгалтерской отчетности
4.3Аудитсоответствия показателей бухгалтерского баланса данным оборотно-сальдовой ведомости
4.4Аудитдостоверности показателей во всех существенных аспектах
4.4.1Аудит Основных средств
4.4.2Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами
4.4.3Аудит расчетов по кредитам
Заключение
Библиографическийсписок
Введение
Баланс (от фр. balance весы, лат. bilanx имеющий двевесовые чаши) равновесие, уравновешивание. Бухгалтерский баланс важнейшая формабухгалтерской отчетности. Он представляет собой систему показателей,сгруппированных в сводную таблицу, характеризующих в денежном выражении состав,размещение, источник и назначение средств на отчетную дату.
Бухгалтерский учет обязан вести все организации,находящиеся на территории Российской Федерации.
Бухгалтерский баланс способ отражения в денежной формесостояния, размещения, использования средств предприятия по их отношению кисточникам финансирования. По форме баланс представляет собой два ряда чисел,итоги которых равны между собой, поэтому важнейшим внешним признакомправильного бухгалтерского баланса является соблюдение принципа равновесия сторон.
Актуальность темы определяется тем фактом, что в рыночнойэкономике бухгалтерский баланс основной источник информации, с помощью которогоширокий круг пользователей может: ознакомиться с имущественным состояниемхозяйствующего субъекта; определить состоятельность предприятия: сумеет лиорганизация выполнить свои обязательства перед третьими лицами акционерами,инвесторами, кредиторами, покупателями и другими; определить конечныйфинансовый результат работы предприятия и другое.
Бухгалтерский баланс является реальным средствомкоммуникации, благодаря которому: руководители получают представление о местесвоего предприятия в системе аналогичных предприятий, правильности выбранногостратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использованияресурсов и принятии решений самых разнообразных вопросов по управлениюпредприятием; аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения впроцессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест всистеме учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок вовнешней отчетности клиента; аналитики определяют направления финансовогоанализа. Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы,предопределило ее цель и задачи.
Цель работы — рассмотрение сущности бухгалтерскогобаланса и аудита его достоверности.
В соответствии с поставленной целью, в работе будутрешены следующие задачи: во-первых, рассмотрены теоретические основыбухгалтерского баланса, во-вторых, охарактеризовать основы аудита достоверностибухгалтерского баланса, в-третьих, провести практическое исследование аудитадостоверности бухгалтерского баланса на предприятии.
Обследуемая организация, на чьем примере выполненакурсовая работа, занимает нишу услуг в сфере грузоперевозок, как автотранспортом,так и внутреннем водным транспортом. Услугами компании пользуются клиенты всегоКрасноярского края, достигая самых северных регионов. Подробная информация обаудируемой организации приведена в Приложении А. Сам бухгалтерский балансприведен в Приложении Б.
1. Правовая база аудита финансовой отчетности
Переход на рыночные условия хозяйствования предопределилзначительные изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерскойотчётности в России. Это прежде всего связано с тем, что бухгалтерскаяотчётность, как свидетельствует мировая практика, является одним из важнейшихинструментов рыночных отношений, обеспечивая каждого субъекта рынка необходимойему финансовой информацией. Начиная с 1996 года бухгалтерская отчётность вРоссии регулируется нормативными правовыми актами четырёх уровней. Системанормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности представлена втаблице 1.
Таблица 1 — Система регулирования бухгалтерского учета иотчётности в РФУровень Документы Органы, принимающие документы 1-ый – законодательный Федеральные законы, постановления, указы Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ 2-ой – нормативный Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ 3-ий – методический Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы 4-ый – организационный Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.) в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта Организации, консультационные фирмы
Первый и второй уровни носят обязательный характер, атретий и четвертый – имеют рекомендательный характер или действуют в отдельнойотрасли или организации. Установленные этими документами состав, содержание и методическиеосновы формирования бухгалтерской отчетности организации максимально приближенык нормам, заложенным в директивах Европейского Сообщества и международныхстандартах финансовой отчетности.
Главную роль в системе указанных правовых актов выполняетЗакон «О бухгалтерском учёте», в составе которого есть третья глава«Бухгалтерская отчётность». Закон вступил в действие 21 ноября 1996 года. Его появление связано с положением Конституции Российской Федерации, всоответствии с которым вопросы бухгалтерского учёта находятся в веденииРоссийской Федерации и не входят в сферу совместного ведения РоссийскойФедерации и её субъектов. Иными словами, субъекты Федерации не в праве утверждатьсвои правила ведения бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. Благодаряцентрализации достигается единообразие методологии и методики бухгалтерскогоучёта: на всей территории России обеспечивается получение одинакововоспринимаемой заинтересованными пользователями отчётной информации по всеморганизациям независимо от их организационно правовой формы собственности,места регистрации и видов осуществляемой деятельности.
Второй уровень составляют положения (стандарты)бухгалтерского учёта. Третий уровень включает документы, на основе которыхустановлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчётности.Четвёртый уровень составляют указания, инструкции и другие документы в рамкахучётной политики самих хозяйствующих субъектов.
Далее приведен перечень нормативно-правовых актов,имеющие непосредственное отношение к теме курсовой работы:
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 19.11.2009) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторскойдеятельности»
Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету»Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"
«Методические рекомендации по сбору аудиторскихдоказательств достоверности показателей материально-производственных запасов вбухгалтерской отчетности» (утв. Минфином РФ 23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 25 от 22.04.2004)
Письмо Минфина РФ от 29.01.2010 N 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведениюаудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2009 год»
Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 N 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации насреднесрочную перспективу»
Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
Приказ Минфина РФ от 06.10.2009 N 106н (ред. от 11.03.2010) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с«Положением по бухгалтерскому учету „Учетная политикаорганизации“ (ПБУ 1/2009)», «Положением по бухгалтерскому учету»Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2009)") (Зарегистрированов Минюсте РФ 27.10.2009 N 12522)
Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано вМинюсте РФ 27.08.1998 N 1598)
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996).
В заключение данного параграфа необходимо отметить, чторабота над совершенствованием законодательного регулирования бухгалтерскогоучёта и отчётности продолжается. Целью проводимых изменений является приведениенациональной системы бухгалтерского учёта и отчётности к международнымстандартам финансовой отчётности.
2. Объекты, источники информации и задачи аудитабухгалтерского баланса
В настоящее время наличие достоверной информации офинансовом состоянии хозяйствующего субъекта является важнейшим условиемуспешной деятельности любого хозяйствующего субъекта. Согласно принципунепрерывности деятельности организации, организация будет продолжать функционироватьв обозримом будущем. Однако для целей анализа, контроля, принятия решений, атакже налогообложения необходимо периодически иметь сводные данные обимущественном положении организации и финансовых результатах ее деятельности.Эта необходимость приводит к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономическойинформации. Она интегрирует информацию всех видов учета (бухгалтерского,статистического, оперативно-технического), обеспечивает связь и сопоставлениеплановых, нормативных и учетных данных, представленных в виде таблиц, удобныхдля восприятия информации всеми пользователями.
В реальных условиях (как правило, в коммерческихорганизациях) функционирует единая система бухгалтерского учета, сочетающая всебе функции управленческого, финансового и налогового учета. Разделение насферы происходит лишь при формировании выходной информации. Структураотчётности, формируемой в настоящее время на коммерческих предприятиях России,представлена на Рисунке 1.
Из Рисунка 1 видно, что отчетность подразделяется навнутреннюю и внешнюю. Одним из важнейших элементов внешней отчетности являетсябухгалтерская отчетность. Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляетсобой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положениеорганизации на определенную отчетную дату, финансовые результаты еедеятельности и изменения в ее финансовом положении за отчетный период.
/>
Рисунок 1. Структура отчетности, формируемой вкоммерческой организации
Показатели бухгалтерской отчётности прямо и косвенноформируются из счетов Главной книги или выводятся из учётных данных, получаемыхв результате специальных расчётов. Отсюда вытекает органическая связь междубухгалтерским учётом и отчётностью, которая состоит в том, что сводные учётныеданные переходят в соответствующие формы отчётности в виде синтезированныхитоговых показателей. Данные отчетности используются внешними пользователями.Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственнойдеятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Особаязначимость бухгалтерской отчетности состоит в том, что это единственныйинформационный источник, который, во-первых, хорошо структурирован, во-вторых,по сути, унифицирован (с расширением значимости международных стандартовфинансовой отчетности можно даже говорить об унификации в международноммасштабе), в-третьих, является обязательным к регулярному появлению (в любойстране бухгалтерская отчетность обязательно составляется хотя бы раз в год) и,в четвертых, является общедоступным (по крайней мере, не полностью закрытым дляпользователей).
Внешняя и внутренняя отчетность предприятий являетсяинформационной базой для проведения аудита финансово-хозяйственной деятельностиорганизации.
Составителями бухгалтерской отчетности являютсяюридические лица, которыми признаются коммерческие организации, имеющие «всобственности и хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленноеимущество и отвечающие по своим обязательствам этим имуществом», «приобретающиеот своего имени и осуществляющие имущественные и личные неимущественные права»,а также «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности».
Пользователи отчетности делятся на пользователейвнутренней и внешней отчетности. Пользователями внутренней отчетности являетсяруководство (администрация) хозяйствующего субъекта. Содержание, порядокформирования и способы предоставления информации для внутренних пользователейопределяются руководством организации.
Одной из причин различия бухгалтерских (финансовых)отчетов разных стран является ориентация отчетности на различные группы внешнихпользователей. Так, например, в Великобритании круг внешних потребителейотчетности ограничивается в основном акционерами и кредиторами. В Испаниисистема бухгалтерского учета и отчетности предусматривает предоставлениеспециального отчета, пользователи которого включают акционеров, кредиторов,служащих, правительство, а также конкурентов. В некоторых странах законтребует, чтобы бухгалтерские отчеты были подготовлены в соответствии сналоговым законодательством. В таких государствах (например, Германии) основнымпользователем финансовой отчетности является налоговый орган.
В России группы заинтересованных внешних пользователейфинансовой отчетности определены Концепцией бухгалтерского учета в рыночнойэкономике. Заинтересованными пользователями внешней отчетности считаются лица,имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающиедостаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить ииспользовать эту информацию. Заинтересованными пользователями могут бытьреальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики иподрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.
В рыночной экономике целью отчетности являетсяпредоставление необходимой полезной информации всем потенциальнымпользователям, заинтересованным в получении достоверных данных о финансовомположении и его изменениях, о результатах хозяйственной деятельностиорганизации либо консолидированной группы предприятий, эффективности управленияи степени ответственности руководителей за порученное дело.
Составление отчетности является завершающим этапомучетного процесса. Бухгалтерская отчетность как источник информации одеятельности организации используется, прежде всего, для управления ееэкономикой и принятия необходимых мер по ее развитию. Тщательное изучение ианализ показателей отчетности дают возможность выявлять недостатки в работе иопределять пути их устранения; принимать решения инвесторам по поводуцелесообразности расходования средств.
В настоящее время на наш взгляд существует ряд проблем,связанных с составлением и представлением бухгалтерской отчетностиорганизациями. В первую очередь они связаны не с законодательным регулированиемданного вопроса, а скорее с контролем, осуществляемым за составителямиотчетности. Несмотря на типовые формы представления отчетности, зачастую возникаетситуация, когда организации ограничиваются составлением лишь двух, трех типовыхформ. Говорить о составлении внутренней отчетности не приходится. Решением этойпроблемы, скорее всего, станет осознание необходимости наиболее тщательногоконкретизирования информации о финансово-хозяйственной деятельностиорганизации, а также обособленное становление управленческого учета, чтотребует прежде всего большого количества времени.
3. Процесс планирования аудиторской проверки
3.1 Уровень существенности в проверяемой организации
На этапе разработки общего плана аудита необходимоопределить уровень существенности объекта аудита. Уровень существенностиопределяется по данным бухгалтерской отчётности исследуемой организации всоответствии с требованиями правила (стандарта) № 4 «Существенность в аудите»,утверждённого Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. Необходимо оценить взаимосвязь полученного значения уровня существенности с аудиторскимриском и объёмом планируемых аудиторских процедур.
Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах,расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считаетсясущественной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономическиерешения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской)отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой(бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия илиискажения.
Если степень точности данных измерять в процентах(абсолютная точность — 100%), то существует обратная ей величина, то есть мерадопустимых искажений. Если установить, что степень точности данных должна быть95%, то допустимым искажением будет величина в 5%.
Этой величиной пользоваться удобнее — например, значениепоказателя — 1000, степень допустимых искажений — 5%, следовательно, показательбудет признан достоверным, если его значение находится в диапазоне 950 — 1050(1000 х 5% = 50).
Такая мера в аудите называется уровнем существенности ислужит ориентиром для принятия решения о достоверности как бухгалтерскойотчетности в целом, так и отдельных ее показателей. Если аудитор устанавливает,что сумма искажений бухгалтерской отчетности (или отдельных показателей)превышает принятый уровень существенности, он должен сделать вывод о еенедостоверности.
Поскольку Правило (стандарт) аудиторской деятельности N 4«Существенность в аудите» не содержит строгих определений терминов«существенность» и «уровень существенности», для целейнастоящей главы необходимо дать точное толкование применяемых далее терминов:
база принятия решения — показатель или совокупностьпоказателей, в отношении которого принимается решение о достоверности;
критерий достоверности — допустимая степень искаженийинформации, выражаемая в процентах и применяемая для расчета уровнясущественности;
уровень существенности — сумма искажений оцениваемогопоказателя в рублях, превышение которой делает его недостоверным. Расчет уровнясущественности выполняется умножением величины показателя на критерийдостоверности.
Так, в приведенном выше примере 1000 — база принятиярешения, 5% — критерий достоверности, 50 — уровень существенности. Такимобразом, если искажение показателя превышает принятый уровень существенности,он должен быть признан недостоверным.
Рассмотрим на примере, как рассчитывается уровеньсущественности. Результате совершения хозяйственных операций в течении 2009года отражены в оборотно-сальдовой ведомости, приведенной в Приложении В.
Значения перечисленных показателей и расчет уровнясущественности от данных показателей приведены в Таблице 2.
Таблица 2 – Расчет общего уровня существенностиБаза принятия решения Значение (руб.) Критерий достоверности (%) Общий уровень существенности (руб.) Прибыль (убыток) до налогообложения -1229936 5 -61496 Выручка (без НДС) 11186327 2 223726 Валюта баланса 2262000 2 45240 Собственный капитал 10000 10 1000 Общие затраты предприятия 3475294 2 69505 Среднее арифметическое 55595
Как видно из Таблицы 2, как база принятия решения одостоверности отчетности, так и критерий достоверности различаются весьмасильно. Существует несколько способов расчета уровня существенности, основанныхна использовании показателей из Таблицы 2. Но самый оптимальный, на мой взгляд,из перечисленных показателей, основанный на средней арифметической, то есть 55 595рублей.
Выше мы рассмотрели способы расчета общего уровнясущественности. Частные уровни существенности (по счетам): принятый общийуровень существенности распределяется между статьями бухгалтерского баланса всоответствии с их удельным весом в общем итоге.
Теперь сведем полученный уровень существенности в таблицу3 и проанализируем результаты.
Таблица 3 — Расчет частного уровня существенности№ счета Наименование счета Сальдо на конец периода Доля сальдо счета в валюте баланса, % Частный уровень существенности по счету, руб. Дебет Кредит 01 Основные средства 1 221758,31 46,99% 26124,38 02 Амортизация ОС 5 466,08 0,21% 116,88 08 Влож.во внеоборотн.активы 0,00% 0,00 10 Материалы 0,00% 0,00 19 НДС по приобр. ценностям 0,00% 0,00 20 Основное производство 0,00% 0,00 26 Общехозяйственные расходы 0,00% 0,00 50 Касса 815,67 0,03% 17,44 51 Расчетные счета 6 521,39 0,25% 139,44 55 Специальн. счета в банках 0,00% 0,00 60 Расчеты с поставщиками 245 406,53 9,44% 5247,43 62 Расч. с покупател. и зак. 997 475,07 38,36% 21328,62 66 Расч. по краткоср. кред. 2291071,38 88,12% 48989,08 68 Налоги и сборы 29 354,85 1,13% 627,68 69 Расч. по соц. страхованию 16 685,57 0,64% 356,78 70 Расч. по оплате труда 9 317,09 0,36% 199,22 71 Расч. с подотчетн. лицами 0,00% 0,00 73 Расч.с перс.по проч.опер. 0,00% 0,00 76 Разн. дебиторы, кредиторы 9 000,00 0,35% 192,44 80 Уставный капитал 10 000,00 0,38% 213,83 84 Непокрытый убыток 344 604,28 13,25% 7368,54 90 Продажи 0,00% 0,00 91 Прочие доходы и расходы 400,00 0,02% 8,55 97 Расходы будущих периодов 12 155,64 0,47% 259,92 99 Прибыли и убытки 0,00% 0,00 2600015,93 2600015,93 200% 111190,24
Повторю, что общий уровень существенности являетсякритерием принятия решения о достоверности бухгалтерской отчетности в целом, ачастный уровень существенности по счетам — критерий для принятия решения одостоверности сальдо счета.
Частный уровень существенности счета показывает на какуюсумму возможно искажение остатка, эта сумма показывает максимальный размерошибки. Так уровень существенности, т.е. максимальное искажение по счету 01«Основные средства» по среднеарифметическому критерию достоверности составляет26124,38 рублей. А на счете 91, 50 уровень существенности очень низок, поэтому основываясьпо принятому уровню существенности он предопределят необходимость фактическисплошной проверки операций по данным счетам.
3.2 Оценка аудиторских рисков
Под аудиторским риском понимается риск выраженияаудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой(бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения.
Составными частями аудиторского риска являются:
1) неотъемлемый риск;
2) риск средств контроля;
3) риск необнаружения.
Неотъемлемый риск (НР) отражает подверженность остаткасредств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операцийискажениям, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупностис искажениями остатков средств на других счетах или групп однотипных операцийпри допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля. В результатечего искажения остатков средств на счетах бухгалтерского учета или группыоднотипных операций могут составить существенную величину (по отдельности или всовокупности).
Определенная величина неотъемлемого риска остаетсяпостоянной и может корректироваться только в случае выявления в ходе проверкиранее не учтенных факторов.
Риск средств контроля (РСК) означает риск того, чтоискажение, которое может иметь место в отношении остатка счета или группыоднотипных операций и которое может быть существенным по отдельности или всовокупности с искажениями других остатков счетов или групп однотипныхопераций, не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено спомощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Риск средств контроля определяется надежностью системыбухгалтерского учета и системы внутреннего контроля. Высокой надежности системысоответствует низкий риск, низкой — высокий риск.
Риск необнаружения (РН) подразумевает, что применяемыепроверяющими аудиторские процедуры (способы получения информации) не позволятобнаружить искажения.
Неотъемлемый риск и риск средств контроля можно условноназвать внутренним риском организации.
Риском, зависящим от аудиторской организации, являетсяриск необнаружения.
Аудиторский риск и уровень существенности находятся вобратной зависимости.
Если в результате оценки аудиторский риск будет определенвысоким, то есть его составляющие неблагоприятны, значит, необходимо понизитьуровень существенности и проверить большее количество документов и операций.
Аудиторский риск определяется двумя методами:
1) интуитивным (оценочным);
2) количественным.
При использовании количественного метода используетсяформула:
АР = НР * РК * РН
Аудиторский риск определяет взаимодействие всехучастников информационного процесса, результат которого интересуетпользователей. Поэтому АР есть некоторая заданная, приемлемая с точки зренияобщественного мнения характеристика. Часто упоминается ее значение 5%. Этоозначает, что в 5 случаев из 100 аудиторская организация может дать ошибочноеаудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
Если АР имеет заданное значение, то НР и РСК необходиморассчитать. Чем более низкую оценку имеют эти показатели, тем большее значениеимеет РН.
РН = АР/(НР * РСК)
В федеральном правиле (стандарте) №8 приведена зависимостьмежду качественными оценками компонентов аудиторского риска, представленные вТаблице 4.
Таблица 4 — Зависимость между составляющими компонентамиаудиторского рискаАудиторская оценка неотъемлемого риска Аудиторская оценка риска средств контроля Высокая Средняя Низкая Высокая Самая низкая оценка РН Более низкая оценка РН Средняя оценка РН Средняя Более низкая оценка РН Средняя оценка РН Более высокая оценка РН Низкая Средняя оценка РН Более высокая оценка РН Самая высокая оценка РН
Как видно из таблицы 4, самым неблагоприятным являетсялевый верхний угол – самая низкая оценка допустимого РН, что требует высокойнадежности планируемых аудиторских процедур.
Для оценки составляющих аудиторского риска воспользуемсяобследованием в виде тестирования, приведенном в таблице 5.
Таблица 5 — Оценка неотъемлемого рискаНаименование аудируемого лица ООО «Транзит» Номер рабочего документа Проверяемый период С 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. ФИО лица, составившего документ Петрова М.Ю. Дата составления документа 01.06.2010 г. ФИО лица, проверявшего документ Пакшина Т.П. Дата проверки документа 01.08.2010 г. Показатели Критерии Факт. число баллов Варианты ответов Шкала баллов I. Особенности деятельности, осуществляемой аудируемым лицом 1. Операционная деятельность оказание услуг (без использования объектов, обслуживающих производств и хозяйств) Да 1—3 — Нет — оказание услуг (с использованием объектов, обслуживающих производств и хозяйств) Да 3—5 5 Нет — выполнение работ (оказание услуг) (без использования объектов вспомогательных производств (кроме СМР) Да 3—5 — Нет выполнение работ (оказание услуг) (с использованием объектов вспомогательных производств (кроме СМР) Да 5—8 — Нет — выполнение строительно-монтажных работ, в том числе для собственных нужд (без использования объектов вспомогательных производств) Да 5—8 — Нет — выполнение строительно-монтажных работ, в том числе для собственных нужд (с использованием объектов вспомогательных производств) Да 8—10 — Нет — выпуск продукции (без использования подсобных производств и хояйств) Да 5—8 — Нет — выпуск продукции (с использованием подсобных производств и хозяйств) Да 8—10 — Нет производство сельскохозяйственной продукции Да 8—10 — Нет — реализация покупных товаров (оптовая торговля) Да 3—5 — Нет — реализация покупных товаров (розничная торговля) Да 5—8 — Нет — оказание услуг лизинга Да 3—5 — Нет — выполнение НИР Да 8—10 — Нет — 2. Инвестиционная деятельность приобретение (реализация) объектов недвижимости Да 5—8 — Нет — осуществление НИОКР Да 3—5 — Нет — осуществление финансовых вложений Да 1—3 — Нет — реализация ценных бумаг Да 8—10 — Нет — осуществление операций по уступке прав требований Да 8—10 — Нет — 3. Финансовая деятельность выпуск акций, облигаций, векселей Да 8—10 — Нет — получение (погашение) кредитов и займов Да 3—5 — Нет — 4. Осуществление внешнеэкономической деятельности Да 8—10 — Нет — 5. Наличие отраслевых методических рекомендации, имеющих свою специфику и отличия от общепринятых нормативных документов Да 5—8 5 Нет — 6. Продажа имущества Да 3—5 — Нет — 7. Наличие налоговых льгот Да 3—5 — Нет — 8. Осуществление мероприятий за счет средств, имеющих целевой характер (бюджетное финансирование, прочие источники) Да 5—8 — Нет — 9. Доля расчетов денежными средствами в общем объеме расчетов Менее 50% 8—10 1 Более 50% 1—5 10. Наличие незавершенного производства и специфика его оценки Оценка и инвентаризация НЗП сложны и специфичны 8—10 — НЗП легко поддается оценке и инвентаризации 1—5 У организации отсутствует НЗП — 11. Наличие аффилированных лиц Да 5—8 — Нет — II. Структура организации 1. Соответствие организационной структуры размеру и степени сложности бизнеса клиента Недостаточное 1—5 2 Относительное 1—4 Высокое — 2. Наличие обособленных подразделений и филиалов, имеющих отдельный баланс Отсутствуют — — Имеются обособленные подразделения 8—10 Головная организация осуществляет функции расчетного центра (расчеты между филиалами отражаются в бухучете головной организации) 5—8 3. Наличие территориально удаленных подразделений, выполняющих отдельные учетные функции либо оформляющих первичные документы Да 5—8 — Нет — 4. Географическое положение обособленных подразделений На территории одного субъекта РФ и муниципального образования как головная организация 1—2 — На территории одного субъекта РФ, но иного муниципального образования, чем головная организ. 2—5 На территории иного субъекта РФ. чем головная организ. 5—8 За пределами РФ 8—10 III. Информационная обеспеченность организации 1. Наличие специальной периодической литературы в организации Да — — Нет 1—5 2. Наличие регулярно обновляемых справочно-информационных баз Да — — Нет 8—10 IV. Опыт и квалификация работников, ответственных за ведение бухгалтерского и налогового учета и составление отчетности 1. Главный бухгалтер имеет высшее или среднее специальное образование Да 1—5 1 Нет 5—10 Стаж работы в данной должности Менее 2 лет 8—10 3 От 2 до 10 лег 3—5 Свыше 10 лет 1—3 Стаж работы в проверяемой организации Менее 1 года 5—10 3 От 1 года до 5 лет 3—5 Свыше 5 лет 1—3 2. Средний возраст работников бухгалтерии и налоговой службы От 20 до 30 лег 5—10 5 Свыше 30 1—5 3. Доля работников бухгалтерии и налоговой службы, имеющих высшее или среднее экономическое образование Менее 30% 8—10 1 От 30 до 65% 5—8 Более 65% 1—5 4. Доля работников бухгалтерии и налоговой службы, обучавшихся за последний год на курсах повышения квалификации, посещающих семинары, получающих дополнительное образование Менее 20% 8—10 2 От 20 до 40% 5—8 Свыше 40% 1—5 5. Текучесть кадров бухгалтерии и налоговой службы Высокая (свыше 40%) 8—10 1 Средняя (от 10 до 40%) 5—8 Низкая (менее 10%) 1—5 V. Наличие обстоятельств, влияющих на возможность искажения показателей финансовой и налоговой отчетности 1. Угроза непрерывности деятельности Да 5—10 5 Нет — 2. Реорганизация Да 5—10 — Нет — 3. Наличие внешнего давления на руководителей и персонал (со стороны собственников, проверяющих органов, вышестоящих организаций) Да 5—10 — Нет — VI. Роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности 1.Применяемая система компьютерной обработки данных Универсальная 5—8 7 Адаптированная к условиям данной организации 1—5 Разработанная специально для данной организации 1—5 Не применяется 8—10 Итоговая оценка (фактическое количество баллов) Х Х 42 Максимальное число баллов 370 Фактическое число баллов 42 Фактическая оценка неотъемлемого риска, % 11,35 Качественная оценка неотъемлемого риска Неотъемлемый риск, % Фактическая оценка неотъемлемого риска Низкий До 30% 11,35 Средний От 31 до 60% — Высокий От 61 до 100% —
Таблица 6 — Оценка системы учета и внутреннего контроляНаименование аудируемого лица ООО «Транзит» Номер рабочего документа Проверяемый период С 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. ФИО лица, составившего документ Петрова М.Ю. Дата составления документа 01.06.2010 г. ФИО лица, проверявшего документ Пакшина Т.П. Дата проверки документа 01.08.2010 г. Показатели Критерии Факт. число баллов Варианты ответов Шкала баллов I. Оценка контрольной среды 1. Уровень профессиональной компетенции главного бухгалтера предприятия Высокий 8—10 8 Средний 5—8 Низкий 1—3 2. Наличие и функционирование службы внутреннего аудита или отдела внутреннего контроля, соответствие их целей, задач, структуры масштабам деятельности организации Да 5—10 — Частично 1—5 Нет — 3. Наличие ответственного исполнителя за подготовку налоговой отчетности Да 8—10 8 Нет — 4. Работа с аудиторскими материалами, внесение изменении в учет согласно рекомендациям аудиторов Да 8—10 — Нет — Не всегда 3—5 5. Наличие и соблюдение единой методики учета в головном предприятии и его филиалах, структурных подразделениях (в том числе консолидированной отчетности) Да 8—10 — Нет 2. Оценка системы учета 2.1. Учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского и налогового учета 1. Наличие учетной политики Да, с обобщен. данными 5—8 8 Да, с раскрытием сведений об учете и налогообложении 8—10 Нет — 2. Учетная политика применяется Последовательно от одного отчетного периода к другому 8—10 8 Непоследовател. 1—5 3. Изменения в учетную политику Вносятся в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету 5—10 5 С несоблюдением требований нормативных актов по бухгалтерскому учету 1—5 4. Учетная политика применяется Всеми структурными подразделениями организации 5—10 — Не всеми структурными подразделениями организации 1—5 Не применяется структурными подразделениями организации — 5. В учетной политике направления хозяйственной деятельности и способы их учета Раскрыты достаточно полно 5—10 — Раскрыты частично 3—5 Не раскрыты — 6. Наличие в учетной политике противоречивых положений Да 1—5 6 Нет 5—10 7. Наличие в учетной политике методов учета, отличных от установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету и налоговым законодательством Да 1—5 10 Нет 5—10 2.2. Структура и характеристика финансово-бухгалтерской и налоговой служб 1. Наличие в структуре организации обособленной налоговой службы, отвечающей за ведение налогового учета и составления налоговой отчетности Да 5—10 — Нет — 2. Наличие графика документооборота Да 1—5 3 Нет — 3. Наличие должностных инструкций на работников финансово-бухгалтерской и налоговой службы Да 1—5 5 Нет — 2.3. Формы и методы отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете 1. Применение единого рабочего плана счетов бухгалтерского учета (в том числе всеми филиалами и структурными подразделениями) Да 5—10 9 Нет — Частично 1—5 2. Система налогового учета организована на основании Только регистров бухгалтерского учета 1—5 9 Самостоятельно разработанных регистров налогового учета 5—8 Регистров бухгалтерского учета и самостоятельно разработанных регистров налогового учета по отдельным операциям 5—10 3. Финансово-хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском и налоговом учете Только на основании первичных документов 5—10 8 Без подтверждающих первичных документов — 4. В организации разработаны регистры налогового учета наиболее сложных операций (на ремонт, НИОКР, по определению финансового результата при реализации основных средств, ценных бумаг, уступки прав требования и т.д.), по которым налоговым законодательством определен особый порядок учета Да 5—10 9 Нет — Частично 1—5 5. Финансово-хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий Да 5—10 8 Нет — Не всегда 1—5 6. При наличии на предприятии нескольких видов деятельности ведение раздельного учета выручки и затрат Да 1—5 5 Нет — 7. Ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета Да 5—10 9 Нет 8.Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации Да 5—10 9 Нет — 9. Соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета Да 5—10 9 Нет — Не всегда 1—5 10. Соответствие данных остатков по счетам синтетического учета, данным форм бухгалтерской отчетности Да 5—10 7 Нет — Не всегда 1—5 11. Порядок и сроки хранения документации Соответствуют требованиям нормативных актов полностью 5—10 9 Соответствуют требованиям нормативных актов частично 1—5 Не соответствует требованиям нормативных актов — 2.4. Компьютерная обработка данных (КОД) 1. Способ ведения учета и подготовки отчетности Полностью компьютеризирован. учет 5—10 7 Смешанный 5—8 Ручной 1—5 2.Тип используемой компьютерной программы Использование лицензированной программы 5—10 5 Программа разработана самим предприятием 5—8 Использование нелицензированной программы 1—5 3. Система компьютерной обработки данных Охватывает отдельные участки учета, автоматизирует работу отдельных подразделений 1—5 7 Охватывает весь бухгалтерский и налоговый учет 5—8 Охватывает всю деятельность организации (полностью интегрированная система) 5—10 2.5 Составление бухгалтерской и налоговой отчетности 1. Наличие ответственного исполнителя за подготовку налоговой отчетности Да 1—5 — Нет — 2. Бухгалтерская и налоговая отчетность составляется С соблюдением требований законодательства 5—10 8 С нарушением требований законодательства 1—5 3. Соблюдение предприятием установленного порядка подготовки и сроков сдачи отчетности Да 5—10 10 Нет — Не всегда 1—5 3. Оценка контрольных процедур 1. Служба внутреннего аудита или отдела внутреннего контроля Действует 5—10 — Отсутствует — 2. Проведение проверок своих филиалов, структурных подразделений либо собственными силами (внутренний аудит, ревизионная комиссия), либо при помощи аудиторских фирм Да 5—10 — Нет — Не всегда 1—5 3. Ревизионная комиссия (ревизионный отдел) Действует 1—5 — Отсутствует — 4. Инвентаризационная комиссия Утверждена руководителем и действует 1—5 — Отсутствует — 5. Комиссия по приему, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств Утверждена руководителем и действует 1—5 — Отсутствует — 6. Служба по контролю за выполнением обязательств по заключенным договорам, предъявлением претензий и выполнением обязательств по предъявленным организации претензиям Утверждена руководителем и действует 1—5 — Отсутствует — 7. Наличие приказа о проведении плановых инвентаризаций денежных средств, имущества и финансовых обязательств Да 1—5 — Нет — 8. Документы по проведению инвентаризации составляются с соблюдением требований нормативных актов Да 1—5 — Нет — 9. Проведение сверок расчетов с партнерами (ежегодное, ежеквартальное) Да 5—10 8 Нет — При необходимости 1—5 10. Отслеживание своевременности погашения дебиторской и кредиторской задолженностей Да 5—10 9 Нет — Нерегулярно 1—5 11. Работа с персоналом: проведение оперативных совещаний, внутрифирменной учебы Да 5—10 6 Нет — Иногда 1—5 12. Наличие договоров с материально ответственными лицами Да 5—10 9 Нет — Не полностью 1—5 Итоговая оценка (фактическое количество баллов) Х /> /> /> /> /> Максимальное число баллов 400 Фактическое число баллов 221 Фактическая надежность системы внутреннего контроля, % 55,25 Оценка надежности системы внутреннего контроля Надежность системы внутреннего контроля, % Оценка надежности системы внутреннего контроля, % Высокая От 81 до 100 — Средняя От 41 до 80 55,25 Низкая От 11 до 40 — Внутренний контроль отсутствует От 0 до 10 —
Проанализировав зависимость между компонентамиаудиторского риска, по результатам таблицы Оценки неотъемлемого риска и Оценкисистемы учета и внутреннего контроля Риск необнаружения (РН) получает статус«Более высокий», что говорит высокой надежности заключения аудитора.
3.3 План аудиторской проверки
При Планировании аудита необходимо руководствоватьсятребованиями правила (стандарта) № 3 «Планирование аудита», утверждённогоПостановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. N 696
Общий план аудита должен служить руководством восуществлении программы аудита.
Под планированием аудита понимают систему мероприятий,направленную на эффективное и своевременное проведение аудиторской проверки.Оно заключается в определении стратегии и тактики аудита, объёма аудиторскойпроверки, составлении общего плана аудита и как уже было сказано вышесоставлении программы аудита.
Для планирования характерны определённые принципы:
комплексность – обеспечение взаимоувязки исогласованности всех этапов планирования;
непрерывность – установление сопряжённых заданий группеаудиторов и увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующимсубъектам (структурным подразделениям);
оптимальность – обеспечение вариантности планирования длявозможного выбора оптимального варианта плана и программы аудита.
План аудита
Проверяемая организацияООО «Транзит»
Период аудитас 01.01.09 по 31.12.09 г
Руководитель аудиторской группыПетрова М. Ю.
Планируемый уровень существенности55 600 рублей
Таблица 7 – План уадита№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель 1 2 3 4 1. Аудит проведения подготовительных работ перед составлением бухгалтерской отчетности с 01.03.10 по 10.03.10 гг. Петровакая М. Ю. 2. Аудит составления и содержания бухгалтерского баланса с 11.03.10 по 20.03.10 гг. Петровакая М. Ю. 3. Формирование аудиторского заключения с 21.03.10 по 30.03.10 гг. Петровакая М. Ю.
3.4 Программа аудиторской проверки
Программа аудита – это совокупность методов и приёмоваудита, оформленная документально по установленной форме; включает переченьаудиторских процедур, применяемых в данной аудиторской проверке, такжехарактер, сроки, объём и конкретных исполнителей.
Разработанная программа учитывает положения Федеральныхправил (стандартов) аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципыаудита бухгалтерской отчётности», №2 «Документирование аудита», №3«Планирование аудита».
Программа оформляется документально, каждой аудиторскойпроцедуре присваивается номер, чтобы в процессе работы иметь возможность делатьссылки на них в рабочих документах. Аудиторская программа составлена в видепрограммы проведения аудиторских процедур по существу.
Аудиторские процедуры по существу включают в себядетальную проверку верности отражения в бухгалтерском учёте и отчётностиоборотов и сальдо по счетам.
В соответствии со стандартом «Планирование аудита» припроведении процедур по существу следует определить наиболее значимые,приоритетные области, участки аудита.
В этой связи можно выделить следующие направленияпроверки на соответствие бухгалтерской (финансовой) отчётности:
Гражданскому кодексу РФ;
Налоговому кодексу РФ;
Федеральному закону «О бухгалтерском учёте»;
Положению по ведению бухгалтерского учёта и отчётности вРФ;
Положению по бухгалтерскому учёту 4/99 «Бухгалтерскаяотчётность организации»;
Положению по бухгалтерскому учёту 1/98 «Учётная политикаорганизации»;
Приказу Министерства РФ «О формах бухгалтерскойотчётности организации» от 22.07.2003г. №67н.
В процессе проведения аудита бухгалтерской отчётности насоответствие нормам действующего законодательства предполагается решитьследующие задачи:
проверить состав и содержание форм отчётности;
подтвердить достоверность показателей отчётности;
пообъектная проверка статей бухгалтерского баланса;
проверить правильность оценки статей отчётности.
Подтверждение достоверности показателей отчётностиподразумевает изучение результатов инвентаризации, проводимой передсоставлением годового отчёта.
Проверка правильности оценки статей отчётности позволяетудостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при еёсоставлении:
отражение в отчётности стоимости имущества и обязательствпредприятия должно производиться в рублях;
оценка имущества и обязательств должна осуществлятьсяпутём суммирования произведённых расходов;
зачёт между статьями активов и пассивов, статьямиприбылей и убытков не допускается;
методики формирования показателей отчётности должнысоответствовать требованиям нормативных документов.
Пообъектная проверка бухгалтерской отчётностипредполагает проверку в разрезе элементов финансовой отчётности. Среди такихэлементов можно выделить: разделы баланса и их соотношение и статьи баланса иих соотношение внутри раздела. Собирая доказательства достоверности(недостоверности) каждого отдельного элемента отчётности, аудитор получаетобщее представление об отчётности в целом.
Проведение пообъектной проверки предполагаетсяосуществить по направлениям выявленным в вопросе об частным уровнесущественности, на основании Таблицы 3 «Расчет частного уровня существенности»взяв только те счета, которые имеют наибольшее сальдо в доле валюты баланса.
Программа аудита построена в виде таблицы, гдеперечислены разделы аудита, аудиторские процедуры и рабочие документы аудитора.
Программа аудита
Проверяемая организацияООО «Транзит»
Период аудитас 01.01.09 по 31.12.09 г
Руководитель аудиторской группыПетровакая М. Ю.
Планируемый уровень существенности 55 600 рублей
Таблица 8 – Программа аудита№ п/п Перечень аудиторских мероприятий Период Источник информации Методы получения доказательств 1 2 3 4 5 1. Аудит проведения подготовительных работ перед составлением бухгалтерской отчетности 1.1 Проверка результатов проведенной инвентаризации имущества и обязательств Декабрь 2009 г. - Опрос, проверка документов 1.2 Проверка закрытия операционных счетов Декабрь 2009 г. Проверка закрытия операционных счетов Опрос, арифметический расчет 1.3 Проверка закрытия результативных счетов Декабрь 2009 г. Проверка правильности отражения оборот по счету 90 «Продажи» Опрос, арифметический расчет, прослеживание 2. Аудит составления бухгалтерской отчетности 2.1 Проверка правильности составления бухгалтерского баланса, состав и содержание 2009 г. Альтернативный баланс Прослеживание, опрос, арифметический расчет, составление альтернативного баланса 2.2 Аудит соответствия данных по всем счетам главной книги показателям бухгалтерского баланса Тест тождественности оборотно-сальдовой ведомости строкам бухгалтерского баланса составление сравнительной таблицы 2.2 Аудит достоверности показателей во всех существенных отношениях 2009 - Опрос, проверка документов, арифметические расчеты 2.2.1 Аудит ОС (наличие, движение, начисление амортизации) 2009 Договоры купли-продажи, расчеты, регистры Опрос, проверка документов, арифметические расчеты 2.2.2 Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами 2009 Первичные документы (договоры, акты сверки, расчетные документы, акты взаимозачетов) Опрос, проверка документов, арифметические расчеты 2.2.3 Аудит расчетов по кредитам 2009 Кредитные договоры, договоры займа, залога, дополнительные соглашения Опрос, проверка документов, арифметические расчеты 3. Формирование аудиторского мнения о достоверности бухгалтерского баланса формирование пакета рабочих документов, составление аудиторского отчета Март 2010 представление рабочей документации руководителю группы Сбор итоговых данных
4.Реализация плана аудита
4.1 Аудит проведения подготовительных работ передсоставлением бухгалтерской отчетности
Аудиторскую проверку показателей бухгалтерского балансацелесообразно начинать с арифметического подсчета итогов по группам статей,разделов, а также валюты баланса по активу и пассиву и сверки полученныхрезультатов с данными, указанными в балансе организации.
В ходе аудита проверяется сопоставимость данныхбухгалтерского баланса на начало и конец отчетного года как по номенклатурестатей, так и по содержанию показателей, включенных в статьи баланса, а такжесопоставимость с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них запредыдущий отчетный год.
Таблица 9 — Вопросник для обследования аудита проведенияподготовительных работ перед составлением бухгалтерского балансаВопрос Вариант ответа Прим. отражение в отчетности стоимости имущества и обязательств в рублях да оценка имущества и обязательств должна осуществляться путем суммирования произведенных расходов; да зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается (кроме случаев, специально оговоренных в нормативных документах); соблюдается соответствуют ли данные синтетического и аналитического учета да нематериальные активы и основные средства — в нетто-оценке да материально-производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, комплектующие, запасные части, тара и др.) — по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов да материально-производственные запасы, которые морально устарели либо текущая рыночная стоимость продажи которых снизилась, отражены на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей; резерв не создан затраты на незавершенное производство (издержки обращения) — в оценке, принятой организацией при формировании учетной политики в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету; - нет незавершенного производства отгруженные продукция, товары, оказанные услуги — в оценке, принятой организацией при формировании учетной политики в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету; да дебиторская задолженность, по которой созданы резервы по сомнительным долгам, — за минусом образованного резерва; - резерв не создан дебиторская и кредиторская задолженность — с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочную, если срок обращения (погашения) не более 12 месяцев после отчетной даты, и долгосрочную, если срок обращения (погашения) более 12 месяцев после отчетной даты; да уставный капитал — в сумме в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке; да займы и кредиты — с учетом причитающихся к уплате процентов на конец отчетного периода. Не допускается представление информации по счетам расчетов в «свернутом» виде. Данные по этим счетам в балансе приводятся развернуто по счетам аналитического учета: по которым имеется дебетовое сальдо — в активе; по которым имеется кредитовое сальдо — в пассиве. да при наличии отклонений их следует раскрыть в пояснительной записке с указанием причин и результата, который эти отклонения оказали на формируемые показатели отчетности - отклонений не выявлено
Перед составлением годового отчета в необходимо проводитьинвентаризацию основных видов ценностей и обязательств, списание выявленныхотклонений по назначению и корректировке затрат со списанием калькуляционныхразниц и закрытием ряда операционных счетов.
Ход проверки закрытия счетов также оформим в видетаблицы-опросника 10.
Таблица 10 — Вопросник для обследования закрытияоперационных и результативных счетовВопрос Вариант ответа Прим. сделаны ли корректировочные записи по суммам цеховых расходов ремонтной мастерской, исчислена ли себестоимость услуг вспомогательного производства, сделаны ли корректировочные записи по каждому производству и закрыты ли аналитические счета по счету 23 «Вспомогательные производства» не используется распределены ли расходы будущих периодов, сделана ли корректировка общепроизводственных и общехозяйственных расходов и закрыты ли счета 97 «Расходы будущих периодов» (по затратам, относимым на издержки текущего года), 25 «Общепроизводственные расходы» не используется исчислена ли себестоимость продукции основных отраслей производства и списаны ли выявленные отклонения. Сделана ли корректировка затрат и закрыты ли субсчета к счету 20 «Основное производство» (Приложение Г) да произведена ли корректировка затрат и закрыты ли счета 26 «Общехозяйственные расходы» (Приложение Д) да списаны ли затраты по завершенным процессам и сделаны ли корректировочные записи на счетах вложений во внеоборотные активы и основные средства да определены ли финансовые результаты, сделаны ли корректировочные записи и закрыты ли счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» (Приложение В) да распределена ли прибыль и списан ли убыток на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и закрыт ли счет 99 «Прибыли и убытки» (Приложение В) да
При аудит проведения подготовительных работ передсоставлением бухгалтерской отчетности нарушений не выявлено, данный разделможно оценить условно положительно.
4.2 Аудит составления бухгалтерской отчетности
На основном этапе аудита бухгалтерской отчетностинеобходимо изучить состав и содержание бухгалтерской отчетности. В настоящеевремя организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовуюбухгалтерскую отчетность. В состав годовой бухгалтерской отчетности входят:форма N 1 «Бухгалтерский баланс»; расшифровка отдельных прибылей иубытков расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, сборам иобязательным платежам; форма N 2 «Отчет о прибылях и убытках»; формаN 3 «Отчет об изменениях капитала»; форма N 4 «Отчет о движенииденежных средств»; форма N 5 «Приложение к бухгалтерскомубалансу»; пояснительная записка; аудиторское заключение, подтверждающеедостоверность бухгалтерской отчетности организации (если она подлежит всоответствии с федеральными законами обязательному аудиту).
При изучении состава и содержания форм бухгалтерскойотчетности организации выясняются:
— их соответствие требованиям нормативных документов;
— наличие всех установленных форм;
— полнота их заполнения;
— присутствие необходимых реквизитов;
-осуществляется арифметический контроль показателей ипроверяется их взаимозависимость.
Проверка правильности составления бухгалтерского балансаоформлена в виде Таблицы 11. Бухгалтерский баланс представлен в Приложении Б.
Таблица 11 – Аудит состава и содержания бухгалтерскойотчетности Исследуемый вопрос Результат исследования Соответствует ли бухгалтерский баланс требованиям нормативным документам В исследуемой организации бухгалтерский баланс составлен автоматизированным способом, при помощи программы 1С Бухгалтерия. Отчетность сдается в налоговые органы электронным способом, через выгрузку отчетности из данной программы, обновление всех бухгалтерский и налоговых форм происходит систематически, ежеквартально через интернет. Бухгалтерский баланс соответствует Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. N 67н в редакции в ред. Приказов Минфина РФ от 31.12.2004 N 135н, от 18.09.2006 N 115н Наличие всех установленных форм Исследуемая организация относится к субъектам малого предпринимательства, которые имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности: Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4); приложение к Бухгалтерскому балансу (форма N 5); пояснительную записку (п. 3 Приказа Минфина РФ от 22.07.03 №67Н) Полнота заполнения Бухгалтерский баланс составлен в рекомендованной Минфином форме, автоматизированным способом, все необходимые разделы заполнены. Присутствие необходимых реквизитов
На титульном листе баланса не указан:
— раздел «форма собственности» по Классификатору форм собственности (ОКФС ОК 027-99). Данной организации соответствует код – 16 «Частная собственность»
— дата утверждения отчетности учредителями (участниками) организации или общим собранием;
— дата отправки/принятия отчетности. По этой строке нужно указать конкретную дату почтового, электронного и иного отправления бухгалтерской отчетности или дату ее фактической передачи по принадлежности. Арифметический контроль показателей и их взаимозависимость
Отклонений не обнаружено, итоговые строки (190, 290, 490, 590, 690) рассчитаны верно. Валюта баланса арифметически рассчитана верно.
Округления значений показателей выполнены верно.
По результатам проверки состава и содержания формы №1можно сделать вывод что технически и нормативно бухгалтерская отчетностьсоставлена верно, грубых недочетов не обнаружено, за исключение 3-х необходимыхреквизитов на титульном листе баланса.
4.3 Аудит соответствия показателей бухгалтерского балансаданным оборотно-сальдовой ведомости
Проверка осуществляется путем сопоставления показателейиз бухгалтерского баланса (Приложение Б) с остатками и оборотами по счетамГлавной книги или Оборотно-сальдовой ведомости (Приложение В). Результатыпроверки соответствия показателей формы №1 регистрам бухгалтерского учетаотражаются в Таблице 12.