Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Материально-производственные запасы

Введение
 
Материально-производственные запасы – это часть имущества:
а) используемая при производстве продукции (сырья и основные материалы);
б) предназначенная для продажи;
в) используемая для управленческих нужд организации (вспомогательныематериалы топливо, запасные части и другое).
Основная часть материально-производственных запасов используется вкачестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляютсяв каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость настоимость производственной продукции.
В целом по стране удельный весматериалов в себестоимости изготовляемой продукции составляет свыше 70%, а втекстильной и химической промышленности — до 85%.
К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы,покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части,строительные и прочие материалы.
Актуальность работы проявляется в том,что в промышленности постоянно увеличивается потребление товарно-материальныхценностей в производстве. Это обуславливается расширением производства,значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростомцен на ресурсы. В результате вышесказанного в условиях рыночной экономикиактуальной становится тема учёта и контроля расхода материальных запасов напроизводство продукции.
Целью данной курсовой работы являетсяисследование складского учёта материалов в ООО «Сухиничская фабрикаэлектроустановочных изделий» и его связи с бухгалтерским. Для достижения целипоставлены следующие задачи:
1.        Раскрытьсодержание и структуру материальных запасов
2.        КлассифицироватьМПЗ
3.        Рассмотретьдокументальное оформление операций по движению МПЗ
Предметом исследования являетсяскладской и бухгалтерский учёт материалов в ООО «Сухиничская фабрикаэлектроустановочных ».
Объектом исследования – ООО «Сухиничскаяфабрика электроустановочных»
В данной работе использовались такие методы познания, какмассовое наблюдение, метод группировки, монографический метод,экономико-математический, абстрактно-логический, табличный.
Теоретической базой для данной курсовой работы являются трудыроссийских учёных, таких как Кондраков Н.П., Безруких П.С., Палий В.В. и др.,нормативно-правовые документы, Устав, балансы за 2004-2006 г. ООО «Сухиничская фабрика электроустановочных изделий»

Глава1. МПЗ, их классификация и оценка в бухгалтерском учёте
 
1.1.Классификация МПЗ
В бухгалтерскомучете в качестве материально-производствен­ныхзапасов (МПЗ) принимаются активы:
— используемые припроизводстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной дляпродажи (сырье и основ­ные материалы, покупные полуфабрикаты и др.);
— предназначенныедля продажи (готовая продукция и товары);
— используемые дляуправленческих нужд организации (вспомога­тельные материалы, топливо,запасные части и др.).
Основная часть МПЗ используется в качествепредметов труда и в производственномпроцессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностьюпереносят свою стоимость на стоимостьпроизводимой продукции.
Взависимостиотроли, которую играют разнообразные производственные запасыв процессе про­изводства, их разделяют на следующие группы:сырье и основные материалы, вспомогательные материалы,покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарныематериалы, запасные части, инвентарь ихозяйственныепринадлежности.
Сырье и основныематериалы— предметы труда, из которых из­готовляютпродукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукциюсельскохозяйственно­го хозяйства идобывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), аматериалами — продукцию обрабатывающей промыш­ленности(мука, ткань, сахар и др.).
Вспомогательныематериалы используют для воздействия на сырьеиосновные материалы, придания продукту определенных по­требительскихсвойств илиже для обслуживания и ухода за орудия­митруда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве,смазочные, обтирочные материалы и др.).
Следует иметь в виду,что деление материалов на основные и вспомогательные носитусловный характер и нередко зависит лишь от количества материала,использованного на производство различ­ных видов продукции.
Покупные полуфабрикаты — сырье и материалы,прошедшие оп­ределенные стадии обработки,но не являющиеся еще готовой про­дукцией.В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы,т.е. составляют их материальную основу.
Возвратные отходыпроизводства — остатки сырья и материа­лов,образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продук­цию, полностью или частично утратившиепотребительские свойства исходногосырья и материалов (опилки, стружка и др.).
Из группывспомогательных материалов отдельно выделяют в связи сособенностью их использования топливо, тару и тарные материа­лы,запасные части.
Топливоподразделяют на технологическое (для технологических целей),двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).
Тара и тарные материалы — предметы, используемые для упа­ковки,транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки).
Запасныечасти используют для ремонта и замены износившихся деталеймашин и оборудования.
Инвентарь и хозяйственныепринадлежности — это часть МПЗ организации,используемая в качестве средств труда в течение не бо­лее 12 месяцев илиобычного операционного цикла, если он превы­шает 12 месяцев (инвентарь,инструменты и др.).
Кроме того,материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черныеи цветные металлы, прокат, трубы и др.
Указанныеклассификации производственных запасов использу­ет для построениясинтетического и аналитического учета, а также оставления статистическогоотчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов впроизводственно-эксплуатационной деятельности. Дляучета МПЗ применяют следующие синтетические счета:
10«Материалы»;
11«Животныена выращивании и откорме»;
14«Резервыпод снижение стоимости материальных ценностей»;
15«Заготовлениеи приобретение материальных ценностей»;
16«Отклонениев стоимости материальных ценностей»;
 41«Товары»;
43 «Готовая продукция»;
забалансовые счета:
002 «Товарно-материальные ценности, при­нятыена ответственное хранение»;
003 «Материалы, принятые в переработку»;
004 «Товары, принятые на комиссию»;
забалансо­вый счет «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию».
 
1.2. Оценкаматериально-производственных запасов
МПЗ принимаются к бухгалтерскомуучету по фактической себе­стоимости.
Фактическойсебестоимостью материально-производственных запасов, приобретенныхза плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключениемНДС и иных возмещаемых налогов (кромеслучаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Затраты по доведениюматериально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны киспользованию в запланирован­ных целях, включают затраты организациипо доработке и улучше­нию технических характеристик полученныхзапасов, не связанные с производством продукции, выполнением работи оказанием услуг.
Фактическаясебестоимость МПЗ при их изготовлении силами организациискладывается из фактических затрат, связанных с про­изводствомданных запасов.
Фактическаясебестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в устав­ный (складочный) капиталорганизации, определяется исходя из:
— их де­нежной оценки, согласованнойучредителями (участниками) организа­ции; полученных организацией по договорударения или безвозмездно, исходя из их рыночной стоимости на датуоприходования;
— приобретен­ных в обмен на другоеимущество (кроме денежных средств), исходя изстоимости обмениваемого имущества, которая устанавливается ис­ходя из цены, по которой в сравниваемыхобстоятельствах обычно орга­низацияопределяет стоимость аналогичных ценностей.
МПЗ, на которыетекущая рыночная стоимость в течение года сни­зилась либо которыеморально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальноекачество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетногогода за вычетом резерва под снижение стоимости материальныхценностей.
МПЗ, не принадлежащиеорганизации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжениив соответствии с условиями догово­ра, принимаются кбухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке,предусмотренной в договоре.
Оценка МПЗ, стоимостькоторых при приобретении определена в иностранной валюте,производится в рублях путем пересчета ино­странной валюты по курсу ЦБ РФ,действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.
Материальные ценностиотражают на синтетических счетах по фактической себестоимости ихприобретения (заготовления) или учет­ным ценам. В качестве учетныхцен на материалы применяются:
 - договорные цены;
 - фактическаясебестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода(отчетного года);
 - планово-расчетныецены;
 - средняя ценагруппы материалов.
Фактическаясебестоимость материально-производственных ресурсов определяется исходя иззатрат на их приобретение, включая оплатупроцентов за приобретение в кредит, предоставленный постав­щиком этих ресурсов, начисленных процентов позаемным средствам, привлекаемым дляприобретения запасов (до их принятия к учету), наценки (надбавки), комиссионного вознаграждения, уплаченного снабженческим, внешнеэкономическим организациям,таможенных пошлин, расходов натранспортировку, хранение и доставку материальных запасов до места их использования, если они не включены в цену приобретения, затрат по доведению запасов досостояния, пригодного к использованиюв запланированных ценах, иных затрат, непосредственно связанных с приобретением материально-производственных запасов.
Фактические затратыпо приобретению МПЗ определяются с уче­том суммовых разниц,возникающих до принятия запасов к учету, в случаях, когда оплатапроизводится в рублях в сумме, эквивалент­ной сумме в иностраннойвалюте (условных денежных единицах).
Исчислениефактической себестоимости заготовления каждого вида сырья иматериалов требует значительных затрат труда и време­ни.Поэтому фактическую себестоимость заготовления исчисляет лишьнебольшая часть организаций по основным видам сырья или материалов.В большинстве организаций текущий учет материальных ценностейведут по учетным ценам.
При синтетическомучете материальных ценностей по фактичес­кой себестоимостиотклонения фактической себестоимости материа­лов от среднейпокупной цены или от плановой себестоимости учи­тывают на отдельныханалитических счетах по группам материалов.
При синтетическомучете материальных ценностей по учетным ценам отклоненияфактической себестоимости материальных ценно­стей от стоимости ихпо учетным ценам учитывают на синтетичес­ком счете 16 «Отклонение в стоимости материальныхценностей».
Определениефактической себестоимости материальных ресурсов списываемых напроизводство, разрешается производить следующими методами оценкизапасов:
•    по себестоимости каждой единицы;
•    по средней себестоимости; .
•    по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
•    по себестоимости последних по времени закупок (методЛИФО)
Применение одного из этих методов по виду (группе) запасов производитсяисходя из допущения последовательности применения учетнойполитики.
Посебестоимости каждой единицы оценивают МПЗ, используемыеорганизацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценныекамни и т.п.), или запасы, которые не могут быть обычным образомзаменены на другие.
При отпускематериалов по себестоимости каждой единицыможноиспользовать два варианта исчисления себестоимости единицызапаса:
•    включая все расходы, связанные с приобретением запаса;
•    включая только стоимость запаса по договорной цене.
Применение второго (упрощенного) варианта допускается при невозможностинепосредственного отнесения транспортно-заготовительных и другихрасходов, связанных с приобретением запасов, а себестоимость (например, прицентрализованной поставке материя лов). В этом случае разницамежду фактической себестоимостью приобретенных запасов и ихстоимостью по договорным ценам распределяется пропорциональностоимости отпущенных материалов по договорным ценам.
Средняясебестоимость определяется по каждому виду (группе) запасовкак частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на ихколичество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества поостатку на начало месяца и по поступившим запасам в течениемесяца.       
Первый и второйспособы оценки материальных ресурсов явля­ются традиционными для отечественнойучетной практики. В тече­ние отчетного месяца материальные ресурсысписывают на производ­ство (как правило, по учетным ценам), а вконце месяца списывают соответствующую долю отклонений фактическойсебестоимости ма­териальных ресурсов от стоимости их поучетным ценам.
Приметоде ФИФО применяют правило: первая партия на при­ход — первая в расход.Это означает, что независимо от того, какая партияматериалов отпущена в производство, сначала списывают ма­териалы по цене (себестоимости) первойзакупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности,пока не будет получен общий расходматериалов за месяц.
Приметоде ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход — первая врасход, т.е. сначала списываются материалы по себестоимостипоследней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д.

Глава 2. Учёт материалов в ООО«Сухиничская фабрика электроустановочных издлий»
 
2.1Организационно-экономическая характеристика ООО «Сухиничскаяфабрика электроустановочных изделий»
В данной курсовой работе рассмотрена хозяйственная деятельность ипроанализирован процесс складского учета материалов общества с ограниченнойответственностью «Сухиничская фабрика электроустановочных изделий» (далее ООО«СФЭУИ»).
ООО «СФЭУИ» было образовано 20 октября 2000 года. Свою деятельность,данная организация начала осуществлять с 1 ноября 2000 года. Местонахождениеорганизации: Российская Федерация, Калужская область, г. Сухиничи, ул.Писемского, д. 14. ООО «СФЭУИ» зарегистрирована Администрацией МО «Сухиничскийрайон» под регистрационным номером 1024000805487 (Приложение 1), Налоговымиорганами г. Сухиничи ОАО «СФЭУИ» присвоены ИНН и КПП – 4017004508 и 402701001соответственно (Приложение 2), Отделом сбора информации присвоены коды ОКПО –51143741, ОКАТО – 2923650100, ОКВЭД – 31.20.1 и другие (Приложение 3).
ООО «СФЭУИ» действует на основании Устава общества с ограниченнойответственностью, в котором закреплены правовой статус общества, предмет и целидеятельности организации, порядок распределения полученной прибыли, права иобязанности органов управления организацией, размер уставного капитала и т.п.
В соответствии с Уставом ООО «СФЭУИ» имеет гражданские права и несетобязанности, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, являетсясобственником принадлежащего ему имущества и отвечает данным имуществом по своимобязательствам.
Уставный капитал ООО «СФЭУИ» составляет 3 500 000,00 (тримиллиона пятьсот тысяч рублей).
Основным видом деятельности ООО «СФЭУИ» является производство монтажныхкоробок и электроустановочных изделий.
Высшим органом управления ООО «СФЭУИ» является Общее собрание участников,к компетенции которого относится решение следующих вопросов: внесение измененийи дополнений в Устав общества; избрание Генерального директора и досрочноепрекращение его полномочий; изменение размера уставного капитала; утверждениегодовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности; распределения полученнойприбыли; прочих вопросов, предусмотренных законодательством РФ.
Руководство текущей деятельностью организации осуществляет Генеральныйдиректор. Срок полномочий Генерального директора составляет 1 год, однако онможет переизбираться неограниченное число раз. Генеральный директор организуетвыполнение решений Общего собрания участников ООО «СФЭУИ», без доверенностидействует от имени организации, представляет её интересы, совершает сделки,утверждает штат, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнениявсеми работниками организации.
Бухгалтерия ООО «СФЭУИ» представлена главным бухгалтером,бухгалтером-кассиром и пятью специалистами, занимающимися различными участкамибухгалтерского учета (бухгалтер материального стола, бухгалтер по расчетузаработной платы, бухгалтер по учету основных средств).
В организации применяется журнально-ордерная форма учета. Прииспользовании для ведения бухгалтерского учета вычислительной техникижурналы-ордера формируются применяемым программным обеспечением.
В основные задачи бухгалтерии организация входит:
1)        формированиеучетной политики;
2)        ведениебухгалтерского и налогового учетов;
3)         своевременноепредставление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности;
4)         контроль задвижением имущества и выполнением обязательств и др.
Обязанности между работниками бухгалтерии в ООО «СФЭУИ» четкораспределены. Четкое разделение должностных полномочий позволяет более оперативнообрабатывать информацию и сокращать время на ее проверку.
Организационно-экономическую характеристику ООО «СФЭУИ» дополнимосновными показателями деятельности организации. Данные сведены в таблицу(Приложение 4).
Заисследуемый период времени общая численность работников и сотрудников ООО«СФЭУИ» не изменялась исоставляла: 450 человек, из них 30 человек – ИТР, 10 человек – административныйаппарат организации и 410 человек рабочие фабрики.
По данным Приложении 4, можно сделать вывод, что за исследуемую динамикулет можно отметить тенденцию к увеличению практически всех показателей, чтоуказывает на развитие ООО «СФЭУИ», расширение масштабов его деятельности ивыпускаемых объемов продукции. К 2006 году по сравнению с 2004 годом многиепоказатели выросли почти вдвое. Так, выручка от реализации товаров к 2006 годуувеличилась на 73% по отношению к 2004 году и на 33% по сравнению с 2005 годом.Одновременно с увеличением выручки наблюдается и увеличение валовой прибыли (на80% и 34% в 2006 году по сравнению с 2004 и 2005 годами соответственно). В2004-2006 годах в ООО «СФЭУИ» происходит расширение всех производственныхресурсов, одновременно с расширением объема производства наблюдаетсяэффективное их использование на что указывает ускорение оборачиваемостиоборотных средств.
Производительность труда данной организации в 2004 году составила 317единиц товарной продукции на одного среднегодового работника, что на 97 едиництоварной продукции меньше по сравнению с 2005 годом и на 259 единиц – посравнению с 2006 годом или на 737% и 34% соответственно.
Процесс реализации продукции характеризуется благоприятными тенденциями вотношении анализируемой организации. Однако ситуация усугубляются ростомдебиторской и кредиторской задолженностей. В среднем за исследуемый периодвремени кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 1,5 раза. Впоследующем это может повлечь за собой потерю финансовой независимости иинвестиционной привлекательности.
Проведенный анализ финансовой деятельности ООО «СФЭУИ» показал, чтофабрика характеризуется стабильным экономическим положением, что способствуетдальнейшему расширению и увеличению размеров ее деятельности.
 
2.2.Учёт материалов на складах и в бухгалтерии ООО «Сухиничская фабрикаэлектроустановочных изделий»
Для обеспеченияпроизводственной программы соответствующими материальными ресурсамив ООО «СФЭУИ» созданы специализированные склады дляхраненияосновных и вспомогательных материалов, топлива, запасныхчастейи других материалов. Каждому складу приказом по организации присваивается постоян­ен номер, который впоследствии указывается навсех документах, относящихся коперациям данного склада. Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами имерной тарой
Поступающие ворганизацию материалы оформляют бухгалтерскими документами вследующем порядке.
Вместе с отгрузкойпродукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительныедокументы: платежное требование (в двух экземплярах: одиннепосредственно покупателю, другой — через банк), товарно-транспортные накладные и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают вбухгалтерию, где проверяетсяправильность их оформления, после чего их передают ответственномуисполнителю по снабжению.
Проверенные платежныетребования из отдела снабжения пере­дают в бухгалтерию, а квитанции транспортныхорганизаций — экспе­дитору для получения идоставки материалов.
Экспедитор принимаетна станции прибывшие материалы по ко­личеству мест и массе. Приобнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза,он может потребовать от транспорт­ной организации проверкигруза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждениятары, порчи материалов составляется коммерческий акт, которыйслужит основанием для предъявления претензий к транспортнойорганизации или поставщику.
Принятые грузыэкспедитор доставляет на склад организации и сдает заведующемускладом, который проверяет соответствие коли­чества и качестваматериала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалыоформляют приходными ордерами формы № М-4 (Приложение 5). Приход­ныйордер подписывают заведующий складом и экспедитор. Материальныеценности приходуют в соответствующих единицах измерения
При перевозке материалов автотранспортом, в качестве первичного документа применяют товарно-транспорт­ную накладную (Приложение 6). Товарно-транспортнуюнакладную применяют в качествеприходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной.
На складах(кладовых) материальные ценности размещаются по секциям, а внутри них погруппам, типо- и сорторазмерам в штабелях,ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, чтообеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленнымнормам запаса (лимиту).
Отпуск материалов сосклада оформляют требованиями-накладными формы № М-11 (Приложение 7), которыевыписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распискойкладовщика, остаётся в цехе, второй, с распиской получателя – у кладовщика.
В процессепроизводства происходит передача материалов между структурными подразделениямиорганизации. Эти операции оформляются накладными на внутреннее перемещение,передачу товаров, тары (Приложение 8)
Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделенийорганизации поступают в бухгалтерию, где они после соответствующегоконтроля нормируются в пачки и передаютсязатем в вычислительный центр. Именнона этой стадии учетного процесса работники бухгалте­рии осуществляют контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документальногооформления операций по движению материалов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножениемколичества материалов на цену).
Аналитический учетматериалов в бухгалтерии ведётся сальдовым методом.Бухгалтерия использует в качестве регистров аналитического учета карточкискладского учета материалов, ведущиеся на складах.
Ежедневно работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточкахскладского учета и подтверждает ихсвоей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, ав отдельных случаях работник бухгалтерии переноситколичественные данные об остатках на 1-е число месяца по каж­дому номенклатурному номеру материалов изкарточек складского учета в сальдовую ведомость. После проверки и визирования работником бухгалтериисальдовую ведомости передают вбухгалтерию, где остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельнымучетным группам материалов и в целом по складу.
На основании указанных сальдовыхведомостей составляют сводную сальдовуюведомость, в которую переносятитоги сальдовых ведомостей складов и подразделений по группамматериалов, по cy6счетам, синтетическим счетам,складам, подразделениям.
Сальдовые ведомости исводные сальдовые ведомости ежемесяч­но сверяются с даннымисинтетического учета материалов.
Для обобщения игруппировки информации о движении материа­лов используют ведомостидвижения материалов (накопительные ведомости). Они составляютсяпо каждому складу (подразделению) отдельно по приходу ирасходу материалов, и учет в них может осу­ществляться по фактическойсебестоимости материалов или их учет­ным ценам. По окончании месяца в ведомостяхподсчитывают итоги оборотов за месяц в разрезе групп материалов по субсчетам исинте­тическим счетам по каждому складу или подразделению.
Итоговые данныеведомостей движения материалов ежемесячно переносят в своднуюведомость движения материалов, в которой приводятся такжесведения об остатках материалов на начало и ко­нец месяца в разрезегрупп материалов по соответствующим синте­тическим счетам и субсчетам.
Данные своднойведомости движения материалов и накопитель­ных ведомостей ежемесячно сверяютсяс показателями аналитичес­кого учета, т.е. с оборотными исальдовыми ведомостями.

Глава 3. Совершенствование складского учёта в организацияхРФ.
 
3.1. Организация контроля за учётом и движением МПЗ ворганизациях
Бухгалтерский учет в современных условиях является одной из универсальныхфункций управления производством, призванной осуществлять повседневный идейственный контроль за соблюдением установленных норм и нормативов,сохранностью собственности, а также обеспечивать получение достоверной и в тоже время оперативной информации, необходимой для контроля за выполнением планаи принятия управленческих решений.
Следовательно, повышение роли учета материалов, объективность егоинформации зависят в первую очередь от форм и методов контроля, которые давалибы возможность оперативно, своевременно подводить итоги работы по экономии вовсех звеньях производства, выявлять внутрицеховые резервы, своевременноискоренять факты бесхозяйственности и расточительства.
Усиление контроля за состоянием сырья и материалов и рациональном ихиспользовании оказывает существенное влияние на рентабельность организации и вцелом на её финансовое положение. Так как сырье и материалы составляютзначительную часть имущества и затраты на их составляют до 80% в себестоимостипродукции.
Основными направлениями повышения эффективности использования материаловявляется внедрение материалосберегающих, малоотходных и безотходных технологий.
Рациональное использование материалов и сырья зависит также от полнотысборов и использование отходов и обоснованной их оценки.
Следует также отметить, что эффективность использования материалов вомногом зависит не только от учета движения, но и от организации их хранения.
В сохранности сырья и материалов важную роль играют техническиеоснащенные складские помещения с современными весоизмерительными приборами иустройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операциии складской учет.
Одним из условий рационального использования производственных ресурсовявляется нормирование складских материалов.
Организации должны стремиться к соблюдению норм производственных запасовкаждого вида материала, поскольку их излишек приводит к замедлениюоборачиваемости оборотных средств, а недостаток может привести к срывупроизводственного процесса.
Для контроля за состоянием производственных запасов важное значение имееторганизация складского учета запасов.
К организации складского учета материалов предъявляется следующиетребования:
— склады предприятия должны быть специализированы, т.к. материалыразличных физико-химических свойств требуют различных режимов хранения(например, контроль температуры и влажности);
— складские помещения оборудуются стеллажами, полками, шкафами, ящикамидля хранения материалов;
— на каждый вид материала выписывается ярлык, в котором указывают егонаименование, номенклатурный номер, марку, сорт, размеры, единицы измерения;
— для защиты свойств сырья требующего температуру ниже нуля, должнохраниться в специальных холодильных камерах и др.
Кладовщик обязан своевременно информировать службу снабжения оботклонениях фактического остатка материалов от установленных норм, а также обостатках материалов, длительное время находящихся без движения.
Бухгалтерии постоянно призваны осуществлять контроль за качеством норм инормативов, принимать меры по пересмотру норм с учетом новой техники,технологии и изменений в организации труда и производства.
Использование норм в учете предполагает прежде всего лимитированиеотпуска материалов в производство. Отпуск материалов на изготовление продукциине всегда является фактом использования этих материалов. Для правильногоопределения затрат важно контролировать расходование материалов в процессепроизводства продукции.
Внутренний контроль за расходованием материалов в процессе производства продукцииорганизуется с учетом расходуемых материалов и технологии производства. Поэтомупоследующей стадией контроля за использованием материалов в производствеявляется выявление отклонений фактического расхода материалов от установленныхнорм. Основными методами выявления указанных отклонений являются:документальное оформление отклонений от норм; партионный раскрой материала;технический расчет с применением инвентаризации (инвентарный метод).
Способ документирования основан на документальном оформлении отклонениифактического расхода материалов от установленных норм, нормативов и условий.Такие отклонения во многих случаях возникают из-за несоразмерностинекондиционности замены материалов, а также в результате неправильного ихиспользования в производстве.
Обычно различные виды отклонений от норм по-разному оформляются впервичных документах. Так, документ на выдачу материала сверх лимитасвидетельствует об отклонениях, которые требуют последующего анализа. Если жесверхлимитным отпуском перекрыть потери материалов за счет перерасхода илибрака – это случай явных отклонений от норм.
При отпуске материалов, несоответствующих спецификациям итехнологическому процессу производства продукции из-за несоразмерности илинекондиционности и других причин, отклонения обычно определяют непосредственнов документах на отпуск материалов в производство. В них, как правило, указываютразмер отклонений от норм по количеству, стоимости и причины этих отклонений.
При разовых заменах одного материала на другие, при использованииполноценного материала в замен отходов рекомендуется отпускать материалы поспециальным сигнальным документам (требованиям на замену). В большинствеслучаев при замене материалов удорожается их себестоимость и увеличиваетсятрудоемкость их обработки. Поэтому в документах так же отмечают причины замены,размер отклонений по количеству и стоимости из расчета отпущенного материала.
Способ партионного раскроя основан на документировании результатов раскроя ивыявлений отклонений от действующих норм расхода по материалам, подвергающимсяраскрою на детали и заготовки частей продукции. Но этот способ применяют вкрупносерийных и массовых производствах, в которых подача материалов на раскройосуществляется партиями и продукция получается главным образом путем обработкиполученных заготовок и изготовления их них отдельных деталей, частей и узлов, азатем механического соединения их в готовую продукцию. Поэтому здесь важенконтроль за использованием материалов на первой операции превращения их вдетали и заготовки.
Фактический расход материалов по каждой калькуляционной группесравнивается с нормативным расходом по данной группе и устанавливаются фактыотклонения от норм, которые с помощью коэффициентов, выражающих отношениеотклонений к нормативному расходу, распределяются на соответствующие объектыучета затрат. То есть, достигается раздельное отражение в учете затратматериалов по нормам и отклонениям от норм.
В части контроля за сохранностью материалов на местах хранения ипроизводственных участках используют инвентарный способ. Инвентаризацияимущества имеет целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета.Рассматриваемый метод основан на балансе материальных ценностей.
Периодичность проведения подобных проверок отражена в учетной политикеорганизации. Инвентаризация также может проводиться за менее короткий период поусмотрению самой организации.
 
3.2. Пути совершенствования учёта МПЗ
Оформлениеотпуска материалов трудоемко из-за большого количества и разнообразия первичныхдокументов. Поэтому важное значение имеет упрощение учета на этом участке. Сэтой целью первичные документы на внутреннее перемещение и отпуск впроизводство материалов следует оформлять только в натуральных показателях. Вконце месяца в бухгалтерии по данным первичных документов с помощьюспециального программного обеспечения происходит автоматическое списание назатратные счета материалов по учетным ценам, в качестве которых служат оптовыецены приобретения, определенные по методу ФИФО.
Вцелях совершенствования документального оформления отпуска материалов на производствоможно предложить повысить контрольные функции первичного учета и ввести вобращение лимитно-заборные карты, которые предназначены, во- первых, дляпоследовательного оформления отпуска материалов, потребляемых при выполненииработ систематически, например, растворитель, краска, а во-вторых, для текущегоконтроля за лимитами отпуска материалов на производственные нужды. С этой цельюнеобходимо установить лимит отпуска материалов на производство, основываясь напрогрессивных нормах и плановых объемах их расхода реализации.
Лимитно-заборныекарты способствуют усилению контроля за отпуском материалов со склада впределах предусмотренного лимита и резко сокращают число разовых документов.Однако их применение не позволяет контролировать использование материаловнепосредственно в производстве.
Болееширокое внедрение компьютерного учета в процесс оформления первичных документовможет являться одним из наиболее эффективных путей совершенствования первичногоучета. С этой целью необходимо автоматизировать складской учет, что позволитмеханизировать обработку информации о внутреннем перемещении материальных запасов,понизить вероятность ошибок при перенесении информации из первичных документовв регистры бухгалтерского учета, а также сократить количество первичной учетнойдокументации, что, в свою очередь, будет способствовать повышению точности иоперативности учета движения материальных ценностей на предприятии.
Важнойзадачей работы предприятия является улучшение ресурсосбережения.Этому такжеспособствует упорядочение первичной документации, широкое внедрение типовыхунифицированных форм, повышение уровня механизации и автоматизации учено-вычислительныхработ, а также обеспечение строго порядка приемки, хранения и расходованиясырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и др.,ограничения числа должностных лиц, имеющих право подписи документов на выдачуособо дефицитных и дорогостоящих материалов. Для обеспечения сохранностипроизводственных запасов, правильной приемки, хранения и отпуска ценностейважное значение имеет наличие на предприятии в достаточном количестве складскихпомещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой идругими приспособлениями. Необходимо также внедрение эффективных формпредварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов ирасходованием материальных ресурсов.
Важнымусловием эффективного использования материалов на производстве, являетсяправильный выбор методов учета. Методология организации бухгалтерского учетаматериальных ресурсов предполагает выбор одного из нескольких методов их учетаи оценки, который фиксируется в учетной политике предприятия. Для выбора методанеобходимо провести анализ расхода материалов. Так определение фактической себестоимостиматериальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить однимиз следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости, по себестоимостипервых по времени закупок (ФИФО), по себестоимости последних по времени закупок(ЛИФО).
Крометого, материалы на счете 10 «Материалы» могут учитываться либо пофактической себестоимости их приобретения (заготовки), либо по учетным ценам.При учете материалов по учетным ценам (плановая себестоимость приобретения,средние покупные цены и др.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам ифактической себестоимостью приобретения ценностей отражается на счете 16«Отклонения в стоимости материалов».
Организацииимеют право самостоятельно выбирать способ классификации материальных ресурсов.Классификатор должен в полной мере систематизировать имеющиеся на складахразличные материалы, предполагать контроль за правильностью ведения бухгалтерскогоучета, способствовать более точному распределению отклонений в стоимостиматериальных ценностей по направлениям затрат.
Важентакже выбор метода учета на складе, который должен обеспечить оперативность идостоверность количественного учета на складе, систематический контроль заправильностью документирования операций по движению материалов и соответствия остатковматериалов по данным складского учета с остатками материалов по данным бухгалтерскогоучета.
Заключение
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Взависимостиотроли, которую играют разнообразные материально-производственныезапасы в процессе про­изводства, их разделяют на следующие группы:сырье и основные материалы, вспомогательные материалы,покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарныематериалы, запасные части, инвентарь ихозяйственные принадлежности.
2. МПЗ принимаются кбухгалтерскому учету по фактической себе­стоимости.
Фактическойсебестоимостью материально-производственных запасов, приобретенныхза плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключениемНДС и иных возмещаемых налогов (кромеслучаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
3. Аналитическийучет материалов в бухгалтерии ООО «СФЭУИ» ведётся сальдовым методом.Бухгалтерия использует в качестве регистров аналитического учета карточкискладского учета материалов, ведущиеся на складах.
4. Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «СФЭУИ»показал, что фабрика характеризуется стабильным экономическим положением, чтоспособствует дальнейшему расширению и увеличению размеров ее деятельности.
5. Усиление контроля за состоянием сырья и материалов и рациональном ихиспользовании оказывает существенное влияние на рентабельность организации и вцелом на её финансовое положение.
6. В настоящее время определяющее значение приобретают качественныепоказатели, как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива. Поэтомунеобходимо комплексно использовать природные и материальные ресурсы,максимально устранить потери и нерациональные расходы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.