Содержание
документоведениебухгалтерский учет отчетность
Введение
1. Этапы реформированиябухгалтерского учета и отчетности в России
2.Основные положения «Концепцииразвития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации насреднесрочную перспективу»
3. Сопоставление принциповбухгалтерской отчетности в российских и международных стандартах
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
С начала 90-х годов ХХвека в России происходят значительные преобразования, направленные напостроение в нашей стране рыночной экономики со всеми присущими ей элементами.Эти преобразования сопровождаются обязательной в таких случаях переменойтрактовки бухгалтерского учета и отчетности.
Особенность изменений,происшедших в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерацииза последние годы, по моему мнению, связаны с реализацией Программыреформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартамифинансовой отчетности (МСФО). Содержанием проводимых реформ является повышениекачества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, иобеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.
Основной задачейбухгалтерского учета и отчетности является обеспечение заинтересованныхпользователей объективной информацией о финансовом положении и финансовыхрезультатах деятельности организаций. В бухгалтерской отчетности должныраскрываться информация о лицах, событиях после отчетной даты, условных фактаххозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценение финансовых идругих активов, отчетность по сегментам и др.; используется способ оценкиактивов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики.Изменения этой области позволили приблизить практику российского учета иотчетности к международным требованиям. Вместе с тем в этом направлениинеобходимо решить целый ряд важных задач, которые определены в «Концепцииразвития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации насреднесрочную перспективу», одобренной приказом Минфина России от01.07.2004 № 180. (1)
Здесь определена цельразвития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу(2004-2010 гг.). Это создание приемлемых условий и предпосылокпоследовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета иотчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации.
1. Этапы реформированиябухгалтерского учета и отчетности в России
Составляющим элементомединого экономического информационного пространства являются данные,предоставляемые системой бухгалтерского учета и отчетности. Требованием длясовершенствования учетной информации является расширение ее границ вэкономическом и едином информационном пространстве. Подобное становитсявозможным благодаря созданию более совершенных средств информационногообеспечения, росту значения информации в любых сферах человеческойдеятельности, в том числе хозяйственной, увеличению скорости распространениятеоретических и практических знаний в области информационных технологий,увеличению инвестиций в развитие информационного обеспечения всех сфердеятельности, в том числе экономической. Концепция особенности измененияинформационного пространства, формируемого учетной системой в российской практике,состоит в повышении качества получаемой информации и обеспечениигарантированного доступа к ней всех заинтересованных пользователей. (2)
В первые годыреформирования бухгалтерского учета и отчетности была принята Государственнаяпрограмма перехода Российской Федерации на принятую в международной практикесистему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночнойэкономики от 14.01.1992, разработанная в соответствии с распоряжениемПредседателя Верховного Совета РФ. (3)
В программе предусматривалисьмероприятия по переходу на международную учетную практику в целях вхождения врыночную экономику, приватизации государственной собственности, использованиямеждународного опыта в образовавшихся хозяйствующих субъектах различныхорганизационно-правовых форм: государственных, муниципальных, индивидуальных(семейных) частных, полных товариществах, товариществах с ограниченнойответственностью (акционерных обществах закрытого типа), акционерных обществахоткрытого типа, арендных предприятиях, филиалах, представительствах и др.
Все эти формыпредприятий как самостоятельных хозяйствующих субъектов были определенГражданским кодексом Российской Федерации Части 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗпринят ГД ФС РФ 21.10.1994 действующая редакция,
Одним из основныхнаправлений работы во исполнение Государственной программы стали создание ивнедрение в практику нового плана счетов бухгалтерского учета, которыйпозволяет:
* давать обобщающуюхарактеристику наличия и движения основных и оборотных средств, материальныхактивов, долгосрочных вложений, фондов и резервов предприятия; * собирать вобобщенном виде информацию о затратах, связанных с осуществлением уставнойдеятельности и социально-бытовым обслуживанием работников; * отражать наличие идвижение денежных средств в национальной и иностранной валютах, находящихся нарасчетных, валютных и других счетах в банках на территории страны и за рубежом,ценных бумагах; * обобщать информацию о формировании и использовании финансовыхрезультатов предприятия и состоянии средств, полученных извне на финансированиехозяйственной деятельности: кредитов банков, иных средств финансированияцелевых мероприятий и др. План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по егоприменению, утвержденные приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 и введенные вдействие с 01.01.1992 письмом Министерства экономики и финансов РСФСР от19.12.1991 N 18-05, были разработаны при участии группы экспертов Министерстваэкономики и финансов СССР и Центра ООН по транснациональным компаниям.Практически одновременно с планом счетов приказом Минфина России от 20.03.1992N 10 было утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РоссийскойФедерации. Эти документы сыграли значительную роль на этапе постепенногоперехода российского бухгалтерского учета и отчетности на принципы и методы,используемые в передовой мировой учетной практике. С 2001 — действует новыйПлан счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельностиорганизаций и Инструкция по его применению, утверждённый Приказом Минфина РФ от31.10.2000 года №94н
В них регламентированучет на предприятиях, обособленных в имущественном и организационном отношенияхпо отношению к собственникам. Таким образом, уже в начале 90-х гг. на раннем этапеперехода к рыночным отношениям были провозглашены принципы имущественнойобособленности, непрерывности деятельности, непротиворечивости, которыеприменяются в передовой зарубежной учетной практике. На первых этапах развитияроссийской системы бухгалтерского учета в условиях рынка в качестве ориентираиспользовалась система US GAAP, которая применяется в США. Однако болееглубокие исследования теоретических характеристик и практики примененияамериканских учетных стандартов показали, что специфические условия системы USGAAP не вписываются в специфику российской учетной практики, основанную нажесткой регламентации учетных норм. Американская учетная система опирается наслабо систематизированную, постоянно изменяющуюся обстановку принципов и правилбухгалтерского учета и финансовой отчетности, относительно права, в большинствесвоем отражающих специфику бизнеса США. В работе по реформированию системыучета и отчетности был исследован опыт стран континентальной Европы, вособенности Франции и Германии. Поскольку они, как и Россия, опирались направовую хозяйственную систему, был сделан выбор в отношении Международныхстандартов финансовой отчетности (МСФО).
С 1993 г. бухгалтерский баланс, а с 1996 г. все остальные формы бухгалтерской отчетности, как и вмировой учетной практике, стали составляться в товарной оценке. Важным шагом вобласти реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России было принятиепервого Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политикапредприятия» ПБУ 1/94, утвержденного приказом Минфина России от 28.07.1994N 100. (4) Разработано в соответствии с Государственной программой переходаРоссийской Федерации на принятую в международной практике систему учета истатистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (1992 г.). В ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия» определена необходимость применения вроссийской учетной практике таких принципов бухгалтерского учета, характерныхдля развитых зарубежных стран, как последовательность применения учетнойполитики, полнота отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности,осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость данныхбухгалтерского учета, рациональность его ведения. С принятием Федеральногозакона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общееметодологическое руководство бухгалтерским учетом было возложено наПравительство РФ, а органы, которым предоставлено право регулированиябухгалтерским учетом, стали утверждать: — планы счетов бухгалтерского учета иинструкции по их применению; — положения (стандарты) по бухгалтерскому учету,устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учетахозяйственных операций, составления и предоставления бухгалтерской отчетности; — другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерскогоучета. Документом, имеющим существенное значение для реформирования учетнойсистемы, явилась Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России,которая была одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету приМинфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеровРоссии 29.12.1997. (5) В ней указано, что новая экономическая среда, связаннаяс изменением общественных отношений, определяет необходимость трансформациипринципов бухгалтерского учета и основы построения системы бухгалтерскогоучета, базируется на последних достижениях науки и практики, ориентируется намодель рыночной экономики, опыт стран с развитыми производственнымиотношениями, отвечает международно-признанным стандартам финансовой отчетности.Концепция выражает мнение специалистов в области учета и отчетности повопросам:
— основной целибухгалтерского учета — формировать информацию для внешних и внутреннихпользователей; в отношении информации для внешних пользователей — формироватьинформацию, полезную широкому кругу заинтересованных пользователей при принятиирешения (инвесторам, работникам организаций, их представителям, заимодавцам,поставщикам и подрядчикам, органам власти, общественности);
— основ организациибухгалтерского учета, характеризующихся реализацией допущений имущественнойобособленности организации, непрерывности ее деятельности, последовательностиприменения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственнойдеятельности;
— содержанияинформации, формируемой в бухгалтерском учете, о финансовом положенииорганизации, финансовых результатах ее деятельности, изменениях в финансовомположении и представляемой в виде бухгалтерского баланса, отчета о прибылях иубытках, отчета о движении денежных средств, соответствующих дополнительныхданных;
— требований кинформации в бухгалтерском учете: полезности, обеспечиваемой ее уместностью и надежностью;
— состава информациибухгалтерского учета для заинтересованных пользователей, определяемогоэлементами учетной информации: имущества, кредиторской задолженности, капитала,доходов и расходов в отчете о прибылях и убытках, а также определения этихпонятий;
— критериев признанияимущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов; — оценки имущества,кредиторской задолженности, доходов и расходов исходя из суммы, по которойпризнается объект учета в бухгалтерской отчетности, являющейся фактической(первоначальной) стоимостью (себестоимостью), текущей (восстановительной)стоимостью (себестоимостью), текущей рыночной стоимостью (стоимостьюреализации), дисконтированной стоимостью — величиной будущих денежныхпоступлений или их эквивалентов, за которую предположительно должен бытьприобретен объект в ходе обычной хозяйственной деятельности.
Таким образом,разработанная концепция фактически содержала теоретические основы учета,опирающиеся на передовой международный опыт, и явилась документом, определившимзадачи по реорганизации российской системы бухгалтерского учета на длительныйпериод.
ПостановлениемПравительства РФ от 06.03.1998 N 283 была утверждена Программа реформированиябухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовойотчетности. (6)
Исходя из содержанияпрограммы в данный период необходима трансформация бухгалтерского учета внаправлении соответствия современной системе общественных отношений игражданско-правовой среды.
В процессереформирования учета в соответствии с программой был создан новый аппарат,отражающий мировые тенденции и условия рыночной экономики, выделены новыеобъекты бухгалтерского учета и созданы методики формирования информации о них.В процессе реформирования была выявлена целесообразность составлениябухгалтерской отчетности отдельных юридических лиц и консолидированнойотчетности групп организаций согласно МСФО. В соответствии с программойреформирования бухгалтерского учета был создан Институт профессиональныхбухгалтеров России (ИПБ России), представляющий некоммерческое партнерство,учрежденное высшими учебными, научными и общественными организациями, которыйобъединил аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов,представляющих руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служборганизаций, аудиторских и консалтинговых организаций,профессорско-преподавательский состав в области бухгалтерского учета,экономического анализа, аудита высших учебных заведений, специалистовфинансового менеджмента.
Институтпрофессиональных бухгалтеров России как общественная профессиональнаяорганизация в 2001 г. принят в Международную федерацию бухгалтеров, а вНаблюдательном комитете Комитета по международным стандартам финансовойотчетности (КМСФО) сформировано представительство России. Во исполнениепрограммы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО в областистановления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики,роста степени участия профессиональных организаций в регулировании вопросовбухгалтерского учета в 2003 г. был создан Фонд «Национальная организацияпо стандартам финансового учета и отчетности» (НСФО), который представляетнегосударственную организацию, объединяющую представителей профессий, имеющихотношение к составлению, аудиту и использованию данных финансовой отчетности, атакже представителей регулирующих органов.
Цель НСФО — содействиевнедрению в практику экономической деятельности России признанных и широкоприменяемых в мире стандартов финансового учета и отчетности, в частности МСФО.Основными направлениями деятельности этого фонда являются: разработкапредложений по изменению законодательства РФ для уменьшения непроизводительнойнагрузки на организации и устранения препятствий внедрению МСФО; информационнаяподдержка применения международных стандартов российскими организациями;участие в разработке МСФО через взаимодействие с Комитетом по МСФО; содействиеобразованию аудиторов и бухгалтеров в области с МСФО.
В 2005г. Национальнаяорганизация по стандартам финансового учета и отчетности предложила кобсуждению проект федерального закона «О регулировании бухгалтерскогоучета и финансовой отчетности». (7)
В 2004 г. по решению Правительства РФ была разработана Концепция развития бухгалтерского учета иотчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобреннаяприказом Минфина России от 01.07.2004. Она принята на период 2004-2010 гг.,связана с наличием в настоящее время благоприятных условий для дальнейшего развитиябухгалтерского учета и отчетности, а также с тем, что в обществе созрелопонимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.
2. Основные положения «Концепцииразвития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации насреднесрочную перспективу»
Концепция развитиябухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу направленана:
Повышение качестваинформации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
Обеспечение гарантированногодоступа к бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям.
Концепция включает всебя три раздела:
1. Необходимостьдальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.
2. Цель и основныенаправления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.
3. Этапы развитиябухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.
Рассмотрим разделыболее подробно.
Необходимостьдальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.
За последние годы вобласти бухгалтерского учета и отчетности произошли значительные изменения, вомногом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета всоответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В частности,были разработаны более двадцати российских стандартов бухгалтерского учета наоснове МСФО, хозяйствующие субъекты стали использовать в бухгалтерском учете иотчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условиярыночной экономики (рыночная оценка имущества, создание резервов под снижение стоимостиматериальных ценностей, по сомнительным долгам, под обесценение финансовыхвложений и т.п.). Крупнейшие организации ряда отраслей промышленности(нефтяной, газовой, энергетической и др.), а также банковского сектораподготавливают консолидированную отчетность по МСФО или иным международнымстандартам. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторскаяпрофессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные изкоторых стали членами Международной федерации бухгалтеров.
В то же время вКонцепции говорится о серьезных проблемах в развитии бухгалтерского учета иотчетности:
1) отсутствиеофициального статуса отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимойинфраструктуры применения МСФО;
2) формальный подходрегулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям итребованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночнойэкономики;
3) неоправданно высокиезатраты на подготовку консолидированной финансовой отчетности путемтрансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;
4) представлениеизбыточной отчетности органам государственной власти;
5) излишние затратыиз-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;
6) слабая системаконтроля качества отчетности, в т.ч. невысокое качество аудита;
7) недостаточноеучастие профессиональных общественных объединений и пользователей бухгалтерскойотчетности в регулировании бухгалтерского учета и отчетности;
8) низкий уровеньпрофессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, в т.ч.недостаточность навыков использования МСФО.
Цель и основныенаправления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности
Бухгалтерский учетдолжен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в РФ, котораявключает также статистический и оперативно-технический учет. Единство этойсистемы должен обеспечивать первичный учет хозяйственной деятельностиорганизаций.
Основные направленияразвития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем отраслям и сферамэкономики РФ. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферахэкономики имеет определенные особенности. В частности, в бюджетной сференаправления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепциейреформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг., одобреннойпостановлением Правительства РФ от 22.05.04г. № 249. (8) При этом основныминструментом реформирования учета и отчетности в бюджетной сфере должны статьМСФООС (международные стандарты финансовой отчетности для общественногосектора).
В банковской системенаправления развития бухгалтерского учета и отчетности определяет Центральныйбанк РФ.
Дальнейшее развитиеучета и отчетности в РФ необходимо осуществлять по следующим основнымнаправлениям:
1. Повышение качестваинформации в бухгалтерском учете и отчетности.
2. Созданиеинфраструктуры применения МСФО.
3. Изменение системырегулирования бухгалтерского учета и отчетности.
4. Усиление контролякачества бухгалтерской отчетности.
5. Подготовка иповышение квалификации кадров, занятых бухгалтерским учетом и аудитом.
Этапы развитиябухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.
В Концепциипредусмотрены два этапа ее реализации:
1. 2004–2007 гг.:
а) обязательный переводна МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно-значимыххозяйствующих субъектов (кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовыхрынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международнопризнаваемым стандартам).
Вместе с тем такиеорганизации должны вести параллельный учет фактов хозяйственной жизни пороссийским правилам, обеспечивающим потребность судебной системы, статистики,бизнеса и налогообложения, исходя из требований российского законодательства;
б)утверждение основногокомплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности наоснове МСФО;
в) созданиеспециального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартовбухгалтерского учета;
г) создание основныхэлементов инфраструктуры применения МСФО;
д) сближение правилналогового учета с правилами бухгалтерского учета;
е) активизация участияпрофессиональных общественных объединений в развитии и регулированиибухгалтерской и аудиторской профессий;
ж) совершенствованиесистемы подготовки и повышения квалификации кадров;
з) развитиемеждународного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности иаудиторской деятельности.
2. 2008–2010 гг.:
а) обязательный переводна МСФО консолидированной финансовой отчетности остальных хозяйствующихсубъектов;
б) оценка возможностисоставления определенным кругом организаций индивидуальной бухгалтерскойотчетности по МСФО (вместо российских стандартов);
в) укрепление ирасширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения(одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности;
г) дальнейшее повышениероли профессиональных общественных объединений в развитии и регулированиибухгалтерской и аудиторской профессий;
д) расширение сферыконтроля над качеством бухгалтерской отчетности, в т.ч. подготовленной по МСФО. 3. Сопоставление принципов бухгалтерской отчетности вроссийских и международных стандартах
Концептуальные основыформирования бухгалтерской отчетности существуют практически во всех странах.Например, в США действуют Положения о концепциях финансового учета, вВеликобритании — Положения о принципах. В международных стандартах финансовойотчетности концептуальные основы сформулированы в главе «Принципы»,которая предшествует изложению самих международных стандартов.
Бухгалтерская отчетность– единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и орезультатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данныхбухгалтерского учета по установленным формам (ст. 2 Закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Аналогичное определение содержится вп.4 ПБУ 4/99.
Финансовая отчетностьпредставляет собой структурированное представление финансового положения ифинансовых результатов деятельности организации (п.7 МСФО 1).
Зависимость финансовойотчетности по МСФО от бухгалтерского учета более гибкая, чем в РСБУ.
Рассмотрение проблемыперехода РФ на международные стандарты учета и отчетности следует начать сосравнительной характеристики базовых, основополагающих учетных принципов, такихкак цели составления отчетности, качественные характеристики отчетнойинформации, основные допущения и требования, предъявляемые к учетной политикепредприятия.
Основные различия междуотечественной и международной (КМСФО) системой учета заключаются как раз вобласти концептуальных принципов учета и формирования показателей отчетности, чтоприводит в дальнейшем к возникновению частных различий в процедурахбухгалтерского обобщения информации о конкретных учетных объектах и процессах.
Следует сразу отметитьважнейшее, с точки зрения теории учета, различие между отечественной имеждународной системами учета в сфере определения целей и задач учета иотчетности.
Бухгалтерскаяотчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовомположении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в еефинансовом положении (п.6 ПБУ 4/99).
Целью финансовойотчетности общего назначения является представление информации о финансовомположении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средствкомпании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономическихрешений. Финансовая отчетность также показывает результаты управленияресурсами, доверенными руководству компании (п.7 МСФО 1).
В РСБУ нет четкогоуказания, что цель финансовой отчетности состоит в представлении информации оборганизации, полезной для широкого круга пользователей при принятииэкономических решений. (9)
Система US GAAP
«Финансоваяотчетность должна обеспечивать полезной информацией реальных и потенциальныхинвесторов, кредиторов и других ее пользователей для принятия решений об инвестировании,кредитовании и др. Информация финансовой отчетности должна помочь инвесторам,кредиторам и другим пользователям в определении сумм и сроков инвестиций,будущих поступлений денежных средств в форме дивидендов или процентов, выручкиот продаж, размера и срока платежей за ценные бумаги или по ссудам. Финансоваяотчетность должна обеспечивать пользователей информацией о размерах и времениприроста денежных средств данного предприятия. Отчетность должна содержатьинформацию о ресурсах и обязательствах предприятия и о результатах операций,событиях и обстоятельствах, которые изменяют эти ресурсы и обязательства»(SFAC No. 1-Objectives of Financial Reporting by Business Enterprises)
Как видно изприведенных фрагментов, задачи бухгалтерского учета в РФ и задачи финансовойотчетности в системе IASC & US GAAP во многом совпадают. Однако, в РФставится задача перед учетом, т.е. описывается процедура получения отчетнойинформации. В системе IASC & US GAAP задача ставится перед конечнымпродуктом бухгалтерского учета — перед финансовой отчетностью.
Главным являетсядостижение цели, способы ее достижения являются подчиненными по отношению кцели.
Российская системарегулирует последовательность действий, система IASC & US GAAP регулируетрезультат действий. Различия между двумя системами можно проиллюстрировать таимпримером. Человеку нужно перейти на другую сторону улицы. Можно подробнорегламентировать последовательность его действий инструкцией типа "Поворачиваем голову налево, осматриваем проезжую часть, При обнаружениитранспортного средства откладываем процесс передвижения до устранения даннойпомехи. Затем переставляем левую ногу и переносим на нее вес тела, одновременноподтягивая правую ногу путем сокращения двуглавой мышцы бедра. Описанныедействия циклически повторяем до достижения тротуара на противоположнойстороне. Неправильный порядок действий, например, начало движения с правой ногипреследуется по закону". Это пример регулирования учетных процедур вроссийской системе учета. Те же действия (переход улицы) можно описать иначе — «Необходимо попасть на противоположную сторону, не создавая при этом помехавтомобилям и сохраняя свое здоровье». Это пример регулирования учета всистеме IASC & US GAAP.
По поводу различиймежду целевыми установками в различных бухгалтерских системах уместно следующеевесьма существенное замечание.
Бухгалтерский учетчасто называют «языком бизнеса». С этим определением трудно несогласиться. Действительно, бухгалтерский учет можно отнести к категорииформальных языков. С помощью бухгалтерского учета устанавливаютсякоммуникативные взаимосвязи между двумя сторонами — предприятием изаинтересованными в соответствующей информации пользователями отчетности. Вовсяком языке можно выделить следующие основные составляющие:
· Синтаксическая- т.е. система основных принципов построения фраз;
· Семантическая- т.е. смысловые значения языковых символов и фраз;
· Прагматическая- цель, с которой произносится та или иная фраза.
На протяжении всейистории развития бухгалтерского учета в СССР основное внимание уделялосьсинтаксической составляющей бухгалтерского учета. Многочисленные инструкцииминистерств и ведомств подробно описывали отражение любой хозяйственнойоперации на счетах бухгалтерского учета. У бухгалтера практически отсутствоваласвобода выбора в отражении операций в учете. Подобный подход был вполнеоправдан во времена госсобственности на средства производства, когдаединственным пользователем отчетной информации являлось государство в лицеотраслевых министерств, как собственник средств производства. Государство самовырабатывало семантическую и прагматическую компоненты бухгалтерского учета,исходя из своих информационных потребностей.
С изменением отношенийсобственности объективно необходимым становится и изменение основных составляющихучета. Смысл основных элементов финансовой отчетности (семантическаякомпонента) должен быть понятен не только специально обученным госслужащим, нои достаточно широкому кругу пользователей. Цель составления отчетности иведения бухгалтерского учета (прагматическая компонента бухгалтерского языка)состоит уже не столько в удовлетворении информационных потребностейгосударства, сколько в удовлетворении информационных потребностей широкогокруга заинтересованных пользователей.
Отчетная дата
Отчетная дата, посостоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность,является фиксированной и определяется в соответствии с п.12,13 ПБУ 4/99.
Отчетная дата дляфинансовой отчетности по МСФО не является фиксированной.
В отличие от РСБУ, вМСФО отсутствует жесткое закрепление отчетной даты.
Продолжительностьотчетного периода
В соответствии сПоложением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ,утвержденной приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н:
Бухгалтерская отчетностьсоставляется за отчетный год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31декабря календарного года включительно (п.36).
Отчетной датойсчитается последний календарный день отчетного периода (п.37).
В соответствии с п. 13ПБУ 4/99 при составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетнымгодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
Первым отчетным годомдля вновь созданных организаций считается период с даты их государственнойрегистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданныхпосле 1 октября, — по 31 декабря следующего года.
Финансовая отчетностьдолжна представляться как минимум ежегодно. Когда в исключительныхобстоятельствах отчетная дата компании изменяется и годовая финансовая отчетностьпредставляется за период продолжительнее или короче, чем один год, компаниядолжна раскрыть в дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью:
причину выбора периодаотличающегося от одного года; и
(б) факт того, чтосравнительные суммы для отчетов о прибылях и убытках, об изменениях в капитале,о движении денежных средств и соответствующих примечаний не сопоставимы.
(п. 49 МСФО 1).
В РСБУ изменениепродолжительности отчетного периода возможно только в случае, когда моментсоздания (регистрации) юридического лица (п.13 ПБУ 4/99) приходится на периодпосле 1 октября или при прекращении его деятельности (п.9 Методических указанийпо формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизацииорганизации утвержденных приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н).(10)
Валюта представленияотчетности
Бухгалтерскаяотчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации (см. п.16 ПБУ4/99).
Организация можетпредставлять финансовую отчетность в любой валюте.
МСФО выделяет
— функциональную валюту
-валюту представленияотчетности
Функциональная валюта — валюта, используемая в основной экономической среде, в которой организацияосуществляет свою деятельность (определяется на основе регламентированныхположений МСФО 21 исходя из особенностей деятельности компании).
Валюта представления –валюта, в которой представляется финансовая отчетность (определяетсяпроизвольно исходя из нужд пользователей)
В отличие от РСБУ, вМСФО отсутствует жесткое закрепление валюты представления отчетности. Такимобразом, МСФО предполагает более гибкий поход к формату представленияфинансовой отчетности.
Язык составленияотчетности
Бухгалтерскаяотчетность должна быть составлена на русском языке (см. п.15 ПБУ 4/99).
В МСФО правилаиспользования языка при составлении бухгалтерской отчетности прямо неустановлены.
В отличие от РСБУ, вМСФО отсутствует жесткое закрепление используемого языка для составленияотчетности.
Программареформирования учета в РФ призвана как раз исправить крен в сторонусинтаксической проработки учетного языка и некоторого пренебрежения к смыслу ицелям в сторону более цивилизованного подхода к формированию системыприоритетов. На первое место должна выйти прагматическая составляющая — длячего и для кого ведется учет, с какой целью составляется и публикуетсяотчетность. Следующим по значимости следует признать семантическую составляющуюучета — каждый пользователь отчетности должен знать, какое значение придаетсятому или иному понятию. Пример — в отечественной системе регулирования учета неопределены многие понятия, например выручка. Вследствие подобнойнеопределенности понятийного аппарата ценность отечественной отчетности дляпроведения каких -либо аналитических процедур существенно снижается.
Проблему взаимосвязицелей финансового учета в РФ и международной учетной практике можносформулировать следующим образом: цель учета и отчетности одна (обеспечениедостоверной информацией внешних пользователей отчетности), но условияфункционирования предприятий в РФ и в развитых странах различны. Это различиене позволяет перенести напрямую систему финансового учета IASC & US GAAP нароссийское предприятие. Уместно ставить вопрос лишь о трансформации полученнойсистемы показателей бухгалтерской отчетности, составленной в российском стандартебухгалтерского учета в систему показателей, соответствующих рекомендациям FASB. (11)
Международнымистандартами финансовой отчетности предложены следующие требования ккачественным характеристикам информации финансовых отчетов.
Понятность
Выступает в качествеосновного требования к информации финансовой отчетности. Под понятностьюпонимается доступность информации для понимания пользователем, имеющимдостаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности, бухгалтерскогоучета и желающим изучить эту информацию с должным старанием.
В отечественнойпрактике критерий понятности напрямую не сформулирован. Косвенно понятностьсформулирована в Законе о бухгалтерском учете (ст.1 п.3)
Уместность
Информация являетсяуместной в случае, если она имеет возможность влиять на решения пользователей,помогая в оценке прошлых, настоящих и будущих событий. В российской системерегулирования учета принцип уместности не сформулирован напрямую. Частично этотпробел восполнен в ФЗ " О бухгалтерском учете". Однако в этом законеосновной акцент сделан на соблюдение действующего законодательства, а не наоценке прошлых, настоящих и будущих событий пользователем отчетности. В п. 6.2«Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономики России» принципуместности уже нашел свое отражение.
Существенность
Информация признаетсясущественной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на принятие решенияпользователем финансовой отчетности. Аналогом принципом существенности выдействующей системе регулирования учета в РФ можно считать сформулированное вп. 4.3 приказа МФ РФ № 97 в ред. От 21.11.97 № 81-н требование о дополнительномраскрытии информации по статье отчетности, чей удельный вес превышает 5% отитого соответствующей отчетной формы. Однако, в данном приказе акцент смещен всторону числовой, а не качественной характеристики. В «Концепциибухгалтерского учета в рыночной экономики России» принцип существенностиуже сформулирован в соответствии с рекомендациями КМСФО (п.6.2.1)
Надежность
Информация являетсянадежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда пользователимогут положиться на нее, как представляющую правдиво то, что она должнапредставлять. В настоящее время в РФ тре6ование надежности в основном совпадаетс рекомендациями КМСФО.
Правдивое представление
Данный критерий тесносвязан с предыдущим. В интерпретации КМСФО требование правдивого представленияформулируется сле6дующим образом. «Для того, чтобы быть надежной,информация должна правдиво представлять операции, которые она должнапредставлять, либо от нее обоснованно ожидается, что она будет представлятьподобные операции». В настоящее время в РФ правдивое представлениеподменяется соответствием порядка отражения операций нормам действующегозаконодательства.
Преобладание сущностинад формой
Операции должныучитываться и представляться в финансовой отчетности в соответствии с ихсущностью и экономическим содержанием, а не только (и не столько) с ихюридической формой. В РФ подобный принцип сформулирован, но не применятсяпрактикующими бухгалтерами из-за извращенной сущности целей бухучета в РФ.
Нейтральность
Синонимом нейтральностиявляется непредвзятость информации. Отчетность не будет нейтральной, еслиподбором или способом представления информации она будет оказывать влияние наформирование суждения с целью достижения запланированного результата.
Сопоставимость
Пользователи отчетностидолжны иметь возможность сравнить данные финансовой отчетности за достаточныйпериод времени. В принципе подобное требование (с некоторыми оговорками)выполнено и в РФ. Сопоставимость достигается применением одних и тех же учетныхпринципов на протяжении длительного периода времени. Нельзя путатьсопоставимость с полной унификацией учетных процедур. Для компании может бытьневыгодным продолжать применение старых методов учета, если новые учетныепринципы позволят получить более полезную и качественную информации. Вообще,подход к унификации учетных процедур в системе КМСФО и FASB несколькоотличаются от российских принципов.
FASB и IASC, в отличииот Минфина, не стремится к введению полного единообразия учетных принципов. Этовызвано следующими причинами:
· Унификацияучетных процедур нарушает свободу управления предприятием;
· Финансовыеотчеты становятся сравнимыми по форме, но не по существу;
· Подавляетпрогресс и развитие практического бухгалтерского учета при возникновении новыхучетных объектов.
С этими аргументами(особенно с последним) трудно не согласиться. В силу инерционности МФ учетмногих новых объектов не прописан в нормативных актах, что вызывает серьезныепроблемы у практикующих бухгалтеров.
Однако, было быошибочным предполагать, что в США каждый бухгалтер учитывает одни и те жеоперации по своему. Принято правило, согласно которому «однотипные(схожие) операции должны отражаться в учете однотипно».
Подобный подход привелк тому, что единого плана счетов в США, а также в странах, придерживающихсястандартов КМСФО (в отличии, напр., от Французской Республики), обязательногок применению на всех предприятиях, не существует. Предприятия разрабатывают рабочийПлан счетов самостоятельно, исходя из своих потребностей.
Т.е. российскиепредприятия, которые планируют вести параллельный (российский и нормальный -т.ев системе IASC\\ US GAAP) учет должны обратить особое внимание на разработкуподобного плана счетов.
Заключение
Бухгалтер в России живетпо правилам и действует по инструкции. В его сознание окончательно внедренамысль о том, что каждый его шаг четко оговаривается конкретным пунктомконкретного нормативного документа. При этом мнение бухгалтера имеет меньшийвес по отношению к мнению налогового инспектора. Что касается МСФО, именноздесь профессиональное мнение бухгалтера, то есть его суждение о моментепризнания факта хозяйственной жизни, его оценке и так далее ставится на первоеместо и признается решающим. Отсюда, переход на МСФО в России долженпредполагать в первую очередь изменение сознания большинства российскихбухгалтеров, а точнее нашего профессионального самосознания как профессионалов,способных принимать ответственные решения.
Изменить сознаниепрактикующих бухгалтеров, безусловно, способно только дополнительноеобразование, что на языке официальных документов носит название«подготовка и повышение квалификации кадров». Именно так называетсяспециальный раздел Концепции. В рассматриваемой области должно быть обращеноособое внимание на глубокое освоение лежащих в основе МСФО положений — полезности и существенности информации, приоритета экономического содержанияперед юридической формой, сохранения капитала, ценности денег и др.
При этом одним изосновных направлений совершенствования системы подготовки и повышенияквалификации кадров в рассматриваемой области является переориентация учебныхпрограмм средних и высших учебных заведений, а также программ подготовкипрофессиональных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изучение МСФО иформирование навыков применения их на практике.
Список использованной литературы
1. О учетнойполитике предприятия: Приказ Министерство финансов РФ от 28.07.1994 № 100 //Российские вести. 1994.-08.09.- №169
2. О программереформирования бухгалтерского учета: Постановление Правительства РФ от06.03.1998 №283 // Собрание законодательства РФ. 1998.-16.03.- № 11
3. КондраковН.П. Бухгалтерский учет: Учебник. / Под ред. Н.П. Кондраков, И.А. Коваленко. —М.: Инфра-М, 2005. — 592 с
4. Патров В.В.Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации насреднесрочную перспективу/ В.В. Патров.// Эпиграф. -2005.20.08.- №32
5. Зонова А.В.Принципиальный подход к реформе российской системы бухгалтерского учета/ А.В.Зонова. //Международный бухгалтерский учет. — 2004. 12.09 — N9
6. Балашова М.Б.Концепцияразвития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации насреднесрочную перспективу./ М.Б. Балашова. //Международный бухгалтерский учет.- 2004. 12.09 — N9
7. Суворов А.В.Аудит финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО/ А.В. Суворов. //Международныйбухгалтерский учет. — 2004. 12.09 — N9
8. Отделновостей. Требования к финансовой отчетности в МСФО и РСБУ"//Интернет wwwklerk.ru2008-04.02. 320 Мб