Реферат
«Контроль в бухгалтерском учете»
1. Оценка системы бухгалтерского учета
Информационной базой финансового контроля, т. е. источником сведенийдля финансового контроля над деятельностью организаций и индивидуальныхпредпринимателей, является бухгалтерскийучет, который они ведут в соответствии с требованиями национальногозаконодательства.
Основными задачами учета являются:
1) формированиеполной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественномположении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерскойотчетности;
2) обеспечение информацией,необходимой внутренним и внешнимпользователям бухгалтерской отчетности для контроля над соблюдениемзаконодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и ихцелесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств,использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами исметами;
3) предотвращениеотрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявлениевнутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Основнымицелями законодательства РФ о бухгалтерском учетеявляются: обеспечение единообразного учета имущества, обязательств ихозяйственных операций, составление и предоставление сопоставимой и достовернойинформации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах,необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Отчетная документация — главный источник информации дляфинансового контроля. Ее основа — финансовая отчетность, которой можно датьследующее определение. Финансовая отчетность— это совокупность форм отчетности, составленных на основе данныхфинансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации офинансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях и егофинансовом положении за отчетный период в удобной и понятной форме для принятияэтими пользователями оценки и определенных деловых решений.
Финансовый учет, обобщает данныепроизводственного учета (его называют управленческим), которые накапливаются и служат для внутреннего пользования. Необходимостьоценки бухгалтерского учета определяется в новых условиях на базефинансового и управленческого учета.
Предприятия вынуждены искать такие управленческие решения, которыеобеспечивают конкурентные преимущества и прибыльные финансовые результаты. Сэтой целью предприятия изучают рыночную конъюнктуру, самостоятельно планируют свою деятельность, находят поставщиков ипокупателей, устанавливают приемлемые цены и т. д. В результате всего этого упредприятий возникает потребность в своевременной и полной информациидля принятия управленческих решений и оценки их результатов. С другой стороны,предприятие должно предоставить соответствующую информацию и тем, ктоинвестировал (или собирается инвестировать) в него свои средства. Наряду сэтим, и в условиях рынка продолжает сохраняться необходимость отчета передгосударством о правильности налоговых платежей.
Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике бухгалтерский учет перестает быть счетоводческойи статистической функцией и превращается в инструмент сбора, обработки и передачи информации о деятельности субъекта длятого, чтобы заинтересованные стороны могли принять обоснованные решенияо том, как лучше инвестировать имеющиеся в их распоряжении средства.
В информации о деятельности предприятия заинтересованы двеосновные категории: внешние и внутренние пользователи.
К внутренним пользователям относятся управленческий персоналпредприятия.
К внешним пользователям финансовой и бухгалтерской отчетностиотносятся инвесторы, кредиторы, поставщики и покупатели, государство, биржиценных бумаг и др.
2. Контроль при планировании продаж
Планирование продаж — важный этапфинансово-экономической деятельности предприятия, без которого в современныхрыночных отношениях невозможно построить эффективную сбытовуюполитику, а следовательно, получить намеченный финансовый результатхозяйственной деятельности. Как и все участки деятельностисубъекта, планирование продаж должно подвергаться контролю длятого, чтобы вовремя выявить отклонения установить факторы, влияющиена появление отклонений, и лиц, отвечающих за данный участок работы.
При контроле планирования продаж необходимо учесть:
1) стратегиюразвития предприятия;
2) максимумв объеме продаж с учетом цен, тенденций и состояния рынка, оценки ресурсов инереализованных возможностей предприятия;
3) оптимальныйобъем выпускаемой продукции в целях получения максимальной прибыли;
4) взаимнуюувязку планов продаж и планов производства;
5) увязкупланов продаж с графиком выпуска продукции (по срокам и ассортименту);
6) увязкупланов продаж и планов финансовых показателей. Необходимо проконтролировать планы продаж в соответствии с взаимным влиянием (дополнением,замещением) видов продукции и объемов реализации.
Необходимо проверить порядок и приемы внесения изменений в планы продаж, систему показателей, на основаниикоторых строятся планы, возможность изменения планов (гибкость плановойсистемы).
Контроль при планировании продаж должен быть комплексным, т. е.планы продаж должны сопоставляться с финансовыми, кадровыми возможностями,запасами ресурсов, мощностей производства, складскими возможностями,размещением организации по отношению к сбытовым рынкам, рынкам закупки сырья иматериалов, условиями продажи. Все это даст возможность составить реальный планпродаж с учетом условий, возможностей и стремлений предприятия.
Существуют следующие предпосылкиэффективности контроля при планировании продаж:
1) планированием продаж в организации должен заниматься не толькопланово-экономический отдел. Планирование продажследует возложить на специализированное подразделение отдела сбыта илимаркетинга, так как планово-экономический отдел, не располагающий достаточнойдля этого информацией, играет координирующую роль в планировании деятельностиорганизации. Разработкой проектов планов продаж (отгрузок) по видам продукции с учетом программ реализации принципиальноновых и модифицированных изделий, их согласованием со службами организациидолжно заниматься экономическое бюро отделасбыта (или маркетинга) при организации и контроле данной деятельности состороны руководителей отдела, на которыхвозлагается ответственность за результаты выполнения планов;
2) основным критерием оптимальности планирования продаж в рыночныхусловиях являются учет и соотнесение параметров контроля в планировании продаж.
Эффективный контроль при планировании продаж возможен, если контролирующий будет владеть следующейсистемой знаний:
1) конкурентнаясреда, факторы, образующие конъюнктуру рынка, освоенные и потенциальные рынкисбыта, освоенная и планируемая продукция;
2) законодательнаясреда, политическая и экономическая ситуация в регионе сбыта;
3) финансовоесостояние — покупательная способность потребителей продукции, спрос напродукцию, эластичность спроса, технологии и потребительские свойства продукцииконкурентов, предпочтения потребителей, их психология;
4) деятельностьконкурентов, их возможные тактики и стратегии;
5) доляорганизации на завоеванных рынках и тенденции ее расширения.
Такие знания позволят разрабатывать и контролировать планы продаж,учитывая текущую ситуацию на рынке, оперативно изменять планы, гибкореагировать на все изменения рынка.
3. Контроль над выполнением планов сбыта
Контроль выполнения планов продаж продукции состоит в проверке:
1) правильностипланирования реализации продукции, правильности распределения заданий поотчетным периодам;
2) соответствия между текущими и перспективными планами;
3) фактов нарушений планов, а также порядка и сроков изменения уже утвержденныхпланов; а также того, вносились ли в этих случаях изменения в соответствующиеплановые показатели;
4) выполненияпланов важнейших, приоритетных видов реализуемой продукции;
5) проверкипричин отклонений факта от плана;
6) выполненияпланов в целом и в разрезе производственных единиц;
7) соответствия отчетныхданных о проданной продукции данным учета,первичным документам, нет ли фактов включения в эти данные продукции, нереализованной в данном отчетном периоде, нет ли фактов искажений и приписок вотчетности;
8) выполнениязаданий и обязательств по сбыту продукции соответствующего количества, качествав сроки, установленные договором;
9) документов оперативного учета выполнения планов сбыта;
10) соблюдение порядка поощрения руководящих инженерно-техническихработников и служащих с учетом выполнения планов по сбыту продукции;
11)потерь в виде штрафных санкций, пеней, неустоек, связанных сневыполнением планов сбыта продукции или нарушением сроков, количества,качества, ассортимента продукции в соответствии с договорной документацией;
12)правильности применения цен на продукцию;
13)качества реализуемой продукции;
14)выполнения плана сбыта по удельному весупродукции высокогокачества в общем объеме продаж;
15)причин сбыта продукции низкого качества;
16)причин сбоев и неритмичной работы в сфере сбыта продукции;
17)ежедневных рапортов об отгрузках, установление причинотклонений от плановых заданий, выявление виновных лиц, оценка принятых мер поустранению нарушений и контроль рапортов по неустраненным отклонениям;
18)внутренних нормативных актов, регламентирующих деятельность отдела сбыта — это положение по отделусбыта, инструкции, должностные обязанности специалистов отдела сбыта идругие локальные документы, позволяющие отследить функциональные связи иорганизацию сбытовой деятельности субъекта проверки;
19)целесообразности принятых решений в сфере ценообразования,сбытовых стратегий;
20)товародвижения.
Процедуры оперативного контроля над ходом выполнения планов сбыта(планов продаж, отгрузок) в организации рекомендуется осуществлять в следующемпорядке:
1) начальникэкономического бюро отдела сбыта осуществляет первичный контроль над ходомвыполнения планов сбыта на основе ежедневных рапортов об отгрузках, по расчетамза продукцию, подготавливает и ежедневнопередает заместителю начальника отдела сбыта по управлению сбытом отчетыо выполнении планов продаж за день и сначала отчетного периода, а также ежедневные отчеты о выполнении оперативно-календарныхпланов отгрузок;
2) договорно-правовоебюро, получив оперативную информацию орасчетах по заключенным договорам из финансового отдела или из бухгалтерии,информирует о факте продажи экономическое бюро;
3) заместительначальника отдела сбыта по управлению сбытом анализирует полученные отчеты;устанавливает причины отклонений; выявляет виновников; принимает меры впределах своей компетенции и ежедневно по установленному порядку передаетсведения о ходе выполнения планов сбыта начальнику отдела сбыта. Получив данныео ходе выполнения планов сбыта, начальник отдела сбыта анализирует выявленные заместителемпричины отклонений, оценивает принятые в пределах компетенции последнегомеры и устраняет недочеты в пределах своей компетенции.
4. Методы проверки учета затрат напроизводство
Проверка учета затрат — это самыйтрудоемкий, ответственный участок работы контролера. Он требует досконального знания законодательства, особенностей отрасли иливида деятельности контролируемого субъекта. Целью проверки учета затратна производство является установление обоснованности и полноты включения тех или иных расходов в состав затратна производство.
Проверка учета затрат начинается с применения метода анализа организационных, технологическихособенностей предприятия, ресурсов и масштабов деятельности.
При проведении проверки исследуют соответствие учета затратпорядку, изложенному в учетной политике организации, и в целом, порядку,установленному законодательством методом прослеживания.В ходе проверки определяют правильность оценки списываемых в затратыресурсов, правильность начисления износа по основным средствам, нематериальнымактивам, правильность отнесения затрат к отчетным периодам. Особенное внимание уделяют нормируемым затратам. Так,проверяют порядок отнесения на затраты производства представительских расходов,командировочных расходов, расходов на рекламу, проценты по кредиту и т.д. Также проверяют порядок отнесения на затраты расходов, на погашение которыхсоздавались специальные фонды. Проверяются методы учета затрат, применяемые ворганизации, распределение по группам,правильность списания в затраты расходов на тару и упаковку,правильность списания на затраты недостач,потерь, брака. Также необходимо отследить, не включаются ли в затратывыплаты работникам, финансируемые из средств специальных фондов и чистойприбыли.
При проверке отчислений на социальные нужды необходимо отследитьправильность начисления обязательных платежей в различные фонды согласнодействующему законодательству.
Проверка начисления износа должна подтвердить правильностьвключения расходов по амортизации объектов в состав затрат, соблюдение порядканачисления износа. Необходимо изучить затраты, относящиеся к категории прочих,с целью выявления нарушений и искажений.Здесь могут учитываться расходы за пользование кредитами, расходы поохране, по привлечению специалистов, арендная плата, услуги связи, банков,кадровых агентств, расходы на рекламу, представительские расходы и т. д. Здесьособенно тщательно изучают обоснованность включения расходов в затраты.Проверяют правильность учета затрат по видампроизводства, проверяют регистры синтетического и аналитического, а также налогового учета, Главную книгу, отчетность, бухгалтерские справки, первичныедокументы.
Основные нарушения, выявляемые в ходепроверки учета затрат:
1) неправильноедокументальное оформление списания расходов в затраты производства;
2) слабаясистема внутреннего контроля учета затрат;
3) несоблюдениеграфика документооборота;
4) непроведение инвентаризации незавершенного производства;
5) отсутствие контроля смет общепроизводственных расходов;
6) несоблюдениев течение отчетного периода установленного порядка распределения расходов;
7) нерегулярнаясверка данных аналитического и синтетического учета затрат;
8) отнесение расходов по капитальным вложениям в состав затрат напроизводство и другие нарушения. Нарушения, перечисленные выше, выявляются прииспользовании методов анализа, сверки, сопоставления, прослеживания,арифметического пересчета, выборочной и сплошной проверки данных, тестирования,инвентаризации и т. д. Следует помнить, чтоот результатов проверки учета затрат зависит не только подтверждениедостоверности бухгалтерского учета иотчетности, но и правильность расчета налога на прибыль. А ошибки вналоговом учете могут обернуться финансовыми потерями и санкциями в видештрафов, пеней.
5. Проверка учета нематериальных активов
Проверка учета нематериальных активов имеет некоторые особенности ввиду отсутствия у данных активовматериально-вещественной формы, а также высокой степени риска доходностипо операциям с нематериальными активами. В учете же нематериальные активыотражаются по аналогии с отражением операций по учету основных средств.
При проверке данных активов следуетруководствоваться положениями Гражданского кодекса, Законом «О патентах», "О правах", Законом «По охране программ для ЭВМ», баз данных, Законом «По охране прав интеллектуальнойсобственности» и т. д.
Поскольку нематериальные активы являютсяобъектом купли-продажи, они должны иметь какую-либо товарную форму и возможность отчуждения от собственника. Вбухгалтерском учете единицей нематериальных активов является инвентарныйобъект.
Инвентарный объект нематериальных активов —это совокупность прав, которые возникают из одного патента, свидетельства, договора уступки прав ит. п. Основополагающим признаком, по которому один инвентарный объектидентифицируется от другого, является выполнение им самостоятельной функции впроизводстве продукции, выполнении работ или оказании услуг или использованиядля управленческих нужд предприятия.
Нематериальные активы должны иметь документальное подтверждение изаконодательное подтверждение стоимости.
Прежде чем приступить к проверке, необходимоизучить законодательство о нематериальных активах (НМА), порядок ихотражения,закрепленный в учетной политике, определить виды НМА, имеющиеся на предприятииили у субъекта проверки, а также правильность отнесения НМА к той или инойгруппе.
В соответствии с ПБУ 14/2000 к нематериальным активам относятсяобъекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результатыинтеллектуальной деятельности):
1) исключительноеправо патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
2) исключительноеавторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
3) имущественноеправо автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
4) исключительноеправо владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование местапроисхождения товаров;
5) исключительноеправо патентообладателя на селекционные достижения.
В составе нематериальных активов учитываются также деловаярепутация организации и организационные расходы (расходы, связанные собразованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительнымидокументами частью вклада участников(учредителей) в уставный (складочный) капитал организации). Важноотметить, что в состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные иделовые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду,поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них. В ходе проверок НМА исследуют их надокументальное оформление, правильность и полноту отражения на счетахбухгалтерского учета, операции движения активов, начисления износа по НМА и ихвыбытие. Проверяют организацию ведения аналитического и синтетического учетаНМА. Все активы в аналитике должныучитываться отдельно по каждому объекту НМА. Синтетический учет ведется посчету 04 «НМА».
В ходе проверки изучают регистрыбухгалтерского и налогового учета по операциям с НМА.
Суммы амортизации по НМА отражаются на счете 05 «АмортизацияНМА», начисление износа зависит от установленного срока полезногоиспользования, который должен быть зафиксированв договоре и акте приема-передачи НМА. Суммы износа по НМА относят на затраты, уменьшающиеналогооблагающую базу по налогу на прибыль. Поэтому, чтобы избежатьискажения в учете, отчетности и порядке исчисления налогов, необходимо оценитьпорядок определения срока полезного использования НМА. По НМА износ начисляется в течение 1 года, это так называемыетекущие НМА. Но если срок использования НМА установить невозможно, врасчет берут 20 лет. Сроком полезного использования согласно положению побухгалтерскому учету можно считать срок действия патента, свидетельства, срокожидаемого использования актива, количество продукции или работ (услуг),ожидаемое к получению в результате использования НМА. При проверке порядка списания НМА необходимо установить правильность списания активов, порядокотражения операций по выбытию активов, порядок износа, корректностьбухгалтерских проводок. При проверкегудвилла необходимо проконтролировать правильность его оценки, определяемойкак разница между покупной стоимостью целой организации и четной стоимостьюактивов данной организации по балансу.
Положительная разница отражается следующим образом: Дебет счета 04 «Нематериальные активы»,Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».Отрицательная разница оформляется как: Дебет счета 98 «Доходы будущихпериодов», Кредит счета 76 «Расчетыс разными дебиторами и кредиторами»
В бухгалтерской отчетности отражаютсяпервоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по видам нематериальныхактивов на начало и конец отчетного года, стоимость списания и прироста, иные случаи движениянематериальных активов.
В составе информации об учетной политике организации вбухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:
1) оспособах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;
2) о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов(по отдельным группам);
3) оспособах начисления амортизационных отчислений по отдельным группамнематериальных активов;
4) оспособах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений понематериальным активам. Наиболее часто вскрывающиеся факты нарушений:
1) неправильнаяклассификация НМА, отсутствие внутренних документов, регламентирующих порядокучета НМА;
2) неправильнаяоценка первоначальной стоимости НМА;
3) неполное документальное оформление, фиксирующее факт и оценку НМА организации;
4) неправильныйрасчет износа НМА, неполное ведение аналитического учета по операциям с НМА;
5) несоответствиеданных аналитического и синтетического учета данных главной книги,бухгалтерского баланса.
6. Внутренний контроль и система мер поограничению риска хозяйственной деятельности
Внутренний контроль состоит из системыбухгалтерского учета, контрольной среды, средств контроля. Его цель: изучение ипредоставление информации по корректировке ошибок, искажений, ранее принятыхрешений. Для успешной деятельности предприятия необходим хорошо отлаженныймеханизм внутреннего контроля. За его разработку и действие ответственностьнесет руководитель предприятия. Если система внутреннего контроля будетработать эффективно, это во многом ограничит риски хозяйственной деятельности.Внутренний контроль:
1) обеспечиваетнадежной информацией руководство предприятия о финансово-хозяйственнойдеятельности субъекта;
2) обеспечиваетсохранность документов, актов, имущества, предотвращая хищение,злоупотребления, порчу, уничтожение, разглашение, нецелевое использование;
3) исключаетнепроизводительные затраты, нерациональное использование ресурсов, укрепляетдисциплину и оптимизирует налоговые платежи;
4) обеспечиваетвыполнение персоналом организации внутренних локальных нормативных актов,приказов, распоряжений, инструкций, положений;
5) обеспечиваетусловия для ведения бухгалтерского учета в организации согласно действующемузаконодательству. Внутренний контрольпредполагает выполнение контрольных процедур,способствующих выявлению ошибок, сравнению динамики показателей и выяснению причинрасхождения, а также настраивает сотрудников организации на добросовестноевыполнение своих обязанностей. Под внутрихозяйственным риском понимаютвероятность появления существенных искажений в бухгалтерском учете операций и вцелом отчетности. Данный риск характеризует степень подверженности существеннымнарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности вцелом у проверяемого экономического субъекта.
Оценку внутрихозяйственному риску контролер-ревизор дает на стадиипланирования, учитывая систему внутреннего контроля предприятия, используя своепрофессиональное суждение. При оценке необходимо учитывать такие факторы, как:
1) особенностифункционирования и текущего экономического положения отрасли;
2) спецификадеятельности субъекта;
3) опыти квалификация персонала организации, ответственного за ведение учета иподготовку отчетности;
4) возможностьналичия внешнего давления на руководителей и персонал субъекта в целяхдостижения определенных показателей бухгалтерской отчетности;
5) возможность контроля над деятельностью субъекта со стороны его собственников.Внутрихозяйственный риск может быть низким, средним и высоким. Проанализировать систему риска можно, разработавмероприятия по ограничению риска хозяйственной деятельности. В систему такихмер входят:
1) повышениеуровня компетентности персонала предприятия,ответственного за учет и отчетность, через систему повышенияквалификации, семинаров, курсов, консультаций;
2) высокийуровень автоматизации учетного процесса;
3) созданиевысокоэффективной службы внутреннего контроля или аудита;
4) разработкаподробной учетной политики предприятия по всем разделам учета;
5) четкоераспределение функций и обязанностей, полномочий между учетными работниками;
6) разработкалокальных нормативных актов касательно ведения учета и составления отчетности;
7) контроль над своевременностью, полнотой и правильностью отражения учетныхопераций;
8) контроль над соблюдениемустановленного порядка подготовки и представления налоговой и бухгалтерскойотчетности;
9) периодическоепроведение инвентаризации, сверок расчетов и сверок между отделами организации;
10)работа с персоналом: проведениеоперативных совещаний, внутрифирменной учебы.