СодержаниеВведение……………………………………………………………………3
Кодекс профессиональной этики аудиторов……………………………..4
Этические нормы других государств…………………………………….15
Заключение………………………………………………………………...17
Список литературы………………………………………………………..18Введение
Аудит стал заметным явлениемсовременной экономической жизни. В России зарегистрировано более 4 тысячаудиторских фирм, из них в Москве свыше тысячи, в Санкт-Петербурге свыше 200,около 2 тысяч аудиторов получили более 15 тысяч человек.
Квалифицированныеаудиторы – сравнительно высоко оплачиваемые специалисты. Стремительноеувеличение в последние годы числа аттестованных аудиторов способствовалопоявлению среди них людей малоквалифицированных не понимающих значенияаудиторской профессии, что в конечном счете приводит к снижению общественногоавторитета аудиторов, наносит профессии моральный ущерб.
Аудитор основывает своюдеятельность на доверии к нему клиентов и пользователей бухгалтерскойотчетности. Организация выбирает и приглашает квалифицированного, объективногоаудитора, который пользуется доверием акционеров и всех других лиц,интересующихся бухгалтерской информацией. Ряд обязательных требований иограничений в деятельности аудитора определяется в законодательных актах. Онисоставляют правовые основы аудиторской профессии.
Сообщество аудиторов и ихорганизаций, объединенное Аудиторской палатой России, призвано совершенствоватьаудит в стране, воспитывать высокие моральные качества в аудиторах иконсультантах, строго следить за соблюдением аудиторами не только правовых, нои этических норм профессионального и человеческого поведения. Кодекс профессиональной этики аудиторов
Этика – это система нормнравственного поведения человека или какой-либо общественной илипрофессиональной группы. Издавна известно такое понятие, как врачебная этика, афункции аудитора можно сравнить с функциями врача, только объектомблаготворного воздействия аудитора является не человек, а предприятие(организация).
В октябре 1996 г. ПрезидиумАудиторской палаты России одобрил кодекс профессиональной этики аудиторов,объединяемых палатой. Он утвержден общим собранием Аудиторской палаты России 4декабря 1996 г.
Кодекс профессиональнойэтики аудиторов впервые появился в российской истории. Уникальна и необычнасама процедура его применения. Аудиторы обязуются добровольно и добросовестнособлюдать установленные нормы профессионального поведения. Поэтому их нужно нетолько знать, но и понимать.
В Кодексе указаны следующие этическиенормы:
- общепринятыеморальные нормы и принципы
- общественныеинтересы
- объективность ивнимательность аудитора
- профессиональнаякомпетентность аудитора
- конфиденциальнаяинформация клиентов
- налоговыеотношения
- плата запрофессиональные услуги
- отношения междуаудиторами
- отношения сотрудниковс аудиторской фирмой
- публичнаинформация и реклама
- несовместимыедействия аудитора
- аудиторскиеуслуги в других государствах
Полагаю целесообразнымпрокомментировать отдельные нормы, содержащиеся в Кодексе.
Статья 3(общественные интересы) обязывает аудитора «действовать в интересах всехпользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика аудиторских услуг(клиента). Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органахвласти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическимилицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли назаконных и справедливых основаниях. Как только аудитору станет известно, чтозащищаемые интересы клиента возникли в нарушение закона либо справедливости, онобязан отказаться от их защиты».
Между аудитором и егоклиентом объективно возникают противоречия интересов и даже конфликтныеситуации, разрешаемые по соглашению сторон, незримо присутствует третья сторона– пользователи бухгалтерской отчетности, ради которых и работает аудитор.Именно пользователи более всего полагаются на объективность и честностьаудитора. Как показывают опросы, более трех четвертей руководителейорганизаций, обязанных представлять свою бухгалтерскую отчетность дляаудиторской проверки, не заинтересованы в ней, считают ее излишней либобесполезной, стремятся получить формальное заключение за самую минимальнуюоплату.
Обязанность аудитора не может ограничиватьсяудовлетворением интересов клиентов, заказывающих и оплачивающих его услуги.Независимые аудиторы способствуют нормальным взаимоотношениям междукоммерческими организациями, поддерживают честность и достоверностьбухгалтерской информации, помогая тем самым становлению цивилизованных рыночныхотношений, поднимаю планку доверия между субъектами рынка.
В статье 4 Кодекса (объективность ивнимательность аудитора) содержится требование не допускать личнойпредвзятости, предрассудков либо давления со стороны, которые могут повредитьобъективности суждений и заключений аудиторов, понудить их сознательнопредставить те или иные факты неточно либо предвзято. Поступки аудиторов, ихрешения и заключения не могут зависеть от суждений или указаний других лиц.
Принцип объективноститребует от аудитора справедливости, честности, внимательности при оказании профессиональныхуслуг, не допускать зависимости своих решений от других лиц.
В работе аудитороввозникают самые разные конфликты с клиентами: от простейших ситуаций различноготолкования нормативных документов до чрезвычайных фактов, связанных смошенничеством, злоупотреблениями либо чем-то другим, требующим непредвзятойобъективной оценки. Сама по себе ситуация, когда взгляды аудитора и клиента нату или иную проблему не совпадают, не является вопросом профессиональной этики.Она перерастает в этическую проблему, если по поводу объективного изложенияфактов аудитор испытывает давление со стороны клиента либо своего руководства,когда он встает перед дилеммой утраты клиента в случае полной объективности приизложении выявленных фактов.
Давление на аудитора со стороныруководства аудиторской фирмы не допустимо. Аудитор обязан руководствоватьсятолько профессиональными стандартами и внутрифирменными методиками. Руководствофирмы, настаивающее на предвзятом отношении к фактам, само нарушает нормыпрофессиональной этики. Такие нарушения следует разрешать в Комиссии по этикеАудиторской палаты России или ее местных отделений.
Давление со стороныклиента или третьих лиц, безусловно, порождает этические проблемы для аудитора.Как их разрешать? Прежде всего, следует понять позицию клиента и определитьвозможность сближения ее с профессиональными этическими нормами. Если это непозволяет разрешить проблему, то ее следует обсудить со своим непосредственнымначальником и руководителями аудиторской фирмы. Их переговоры с представителямиклиента могут положительно повлиять на ситуацию, помогут разрешить конфликт всоответствии с нормами профессиональной этики. В противном случае руководителиаудиторской фирмы либо аудитор (поставив в известность своих руководителей)обращаются к вышестоящей инстанции клиента: генеральному директору, советудиректоров, ревизионной комиссии или собранию акционерного общества, другиминстанциям.
Статья 4 провозглашает, что объективной основойдля выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточныйобъем требуемой информации, который можно получить после всесторонней проверкии анализа операций, проведенных клиентом за период аудита, правильного иполного их отражения и оценки в первичной документации, на счетах и в бухгалтерскойотчетности. Для этого необходимо выполнить комплекс аудиторских процедур,требующих соответствующих затрат рабочего времени аудитора.
Нарушают этические нормы теаудиторы, которые проводят аудиторскую проверку в течение трех-пяти дней ивыдают аудиторское заключение, фактически не собрав достаточного объематребуемой информации о деятельности клиента. Неадекватная оплата аудиторскихуслуг понуждает аудитора сворачивать проверку и выдавать заключение, не имеядостаточной информации о клиенте. Некоторые клиенты сознательно требуютснижения оплаты аудиторских услуг, чтобы скрыть недостатки в мутной воде«скоростной» проверки. Этические нормы и уважительное отношение ксвоей профессии не позволяют аудиторам принимать предложения, которые не дают получитьнеобходимый объем информации для объективного решения вопроса о содержанииаудиторского заключения.
Профессиональная этикатребует от аудитора не только получения достаточной информации о клиенте, но идоказательства этой достаточности. Аудиторы обязаны составлять рабочиедокументы, свидетельствующие о достаточности знаний, на которых базируютсявыводы, рекомендации и заключения аудиторов. Рабочие документы, как и любыедругие доказательства, обосновывающие мнение аудитора о степени достоверностибухгалтерской отчетности, необходимо сохранять.
Важным условиемобъективности и непредвзятости аудитора является его независимость. Аудиторы недолжны принимать заказы на оказание аудиторских услуг, если имеютсяобоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и еедолжностных лиц. В статье 5 Кодекса (независимость аудитора)перечисляются основные обстоятельства, наличие которых позволяет сомневаться вфактической независимости аудитора. Финансовая, личная независимость должнасоблюдаться в соответствии с законодательством. А как относиться к такимфактам, когда аудитор, получая плату за свои услуги, затем выплачивает ее частьдолжностным лицам клиента? Это финансовая или личная зависимость? На языкеУголовного кодекса – это элементарная взятка, ее и нужно так квалифицировать поуголовным нормам.
Независимость аудитораможет быть нарушена, если по поручению клиента он выполняет услуги поконсультированию, составлению отчетности, ведению бухгалтерского учета и т.п.Кодекс обязывает аудитора следить за тем, чтобы его независимость не ставиласьпод сомнение при проведении аудита отчетности и выдаче заключения о еедостоверности. Независимость не нарушается, если консультации аудитора неперерастают в услуги по управлению организацией; ответственность за содержаниебухгалтерского учета и отчетности принимает на себя организация клиента;персонал аудиторской фирмы, участвовавший в ведении бухгалтерского учета исоставлении отчетности, не привлекается к аудиторской проверке.
Сомнения в независимости отаудиторской фирмы обоснованно возникают, «…если она участвует вфинансово-промышленной группе, в группе кредитных организаций или холдинге иоказывает профессиональные аудиторские услуги организациям, входящим в этуфинансово-промышленную либо банковскую группу (холдинг)». Независимостьаудиторской фирмы вызывает сомнения в случае, если фирма возникла на базеструктурного подразделения бывшего или действующего министерства (комитета) иоказывает услуги (проводит аудит) организациям, ранее подчиненным данному министерству(комитету).
Таких фирм сейчас много,возникли они взамен ранее существовавших контрольно-ревизионных управлений и немогут быть независимыми от аппарата министерства и администрацииподведомственных организаций. Последним просто отказывают в свободном выборенезависимого аудитора. В некоторых журналах появились суждения о специализацииаудиторских фирм в соответствии с профилем производственной деятельностиотрасли, в которой ранее действовало данное контрольно-ревизионное управление.Авторы этих суждений не понимают принципиальных различий между аудитом идокументальной ревизией, не хотят видеть тот вред, который приносит такая«специализация». Профессиональная этика не совместима с заранееангажированными аудиторскими услугами «домашних» аудиторов.
В статье 9говорится, что «Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормампрофессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объема икачества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемыхуслуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степениответственности аудитора», а также от объема выполненной работы и затраченноговремени. Кодекс требует от аудитора заранее оговаривать с клиентом условия ипорядок оплаты профессиональных услуг, закреплять их в письменной форме вдоговорах и соглашениях.
Важным требованиемпрофессиональной этики является высокое качество услуг, предоставляемыхаудиторами.
Компетентность и честностьв работе – этические нормы поведения аудитора. Если он понимает, что не компетентенв тех или иных вопросах, то обязан честно заявить об этом заказчику, пригласитьдля участия в работе более компетентного специалиста либо отказаться отвыполнения заказа. Сомнение в правильности принятых решений необходимообсуждать с другими специалистами, работающими в аудиторской фирме.
Дело чести каждого аудитораи консультанта – поддерживать высокий уровень своих знаний, постоянносовершенствовать профессиональное мастерство. Выданный государственнымиорганами аттестат призван подтверждать профессиональную пригодность аудитора,свидетельствовать о необходимом для работы уровне специальных знаний. Норуководители аудиторских фирм нередко встречают аттестованных аудиторов, неимеющих достаточной профессиональной подготовки, зачастую не способных работатьдаже ассистентами аудиторов.
Почему так происходит?Прежде всего, потому, что сдать экзамены на аттестат аудитора большого труда несоставляет. Аттестация аудиторов стала весьма выгодным коммерческиммероприятием. Непомерная плата за право быть допущенным к экзамену по замыслутех, кто ее предлагал и отстаивал, должна бы способствовать отбору хорошоподготовленных претендентов, уверенных в своих знаниях и профессиональнойпригодности к аудиторской деятельности. К тому же среди экзаменаторов не многиеявляются работающими аудиторами, морально готовыми отстаивать высокийпрофессионализм своих товарищей по цеху.
Рядом с аттестационнымицентрами в тех же учебных заведениях организовались краткосрочные курсы,готовящие, а вернее «натаскивающие», за две-три недели соискателейаудиторских аттестатов по программе аттестационных экзаменов. В лучшем случаекурс «обучения» длится два-три месяца, без серьезной практическойподготовки, самостоятельной работы слушателей с учебными и практическими материалами.Нужно разделить центры обучения и центры приема экзаменов. Сделать это следуеткак можно скорее, чтобы поднять качество и обучения, и проведения экзаменов.
В Германии насчитывается 6тысяч дипломированных аудиторов. Представляется, что нам нужно 18-20 тысяч аттестованныхаудиторов. Но уже сегодня число получивших аттестаты приблизилось к этимцифрам. Аттестация продолжается теми же темпами, естественно, за счет снижениякачества.
Аттестация аудиторов – делосамих аудиторов. Она должна быть в центре внимания Аудиторской палаты России.Нужно пересмотреть содержание и форму аттестации, прислушаться к тем, ктопредлагает, кроме письменного экзамена, проводить и устный. На письменномэкзамене вместо кратких ответов на несложные вопросы претенденты должны составлятьзаключения, справки для руководства, иные реальные для аудиторской деятельностидокументы по материалам, предложенным экзаменационными комиссиями. ПустьЦАЛАКи, как органы государства, утверждают результаты экзаменов, выдаютаттестаты, а сами экзамены должны быть в руках аудиторов и Аудиторской палатыРоссии. В ходе экзаменов претендентам нужно предлагать и тесты по этике,оценивать моральные качества претендентов, их готовность к восприятию исоблюдению этических норм на избранном поприще. Необходимо подумать и оснижении платы за аттестацию.
Статья 7. Конфиденциальная информацияклиентов п.7.1. «Аудитор обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию оделах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограниченияво времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственныхотношений с ними. Он не может использовать конфиденциальную информацию длясвоей выгоды или для выгоды любой третьей стороны».
В современной экономическойситуации, сложившейся в России, важным вопросом профессиональной этики являютсяналоговые отношения с государственной казной. Дело профессиональной честиаудиторов и сохранения полного доверия к ним со стороны клиентов,общественности и государственных органов – неукоснительное соблюдениеналогового законодательства во всех аспектах. Аудиторы (аудиторские фирмы) «недолжны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образомнарушать законодательство о налогообложении в своих интересах либо в интересахдругих лиц».
«При оказании профессиональныхуслуг по налогообложению аудитор должен руководствоваться интересами клиента».Иначе и быть не может. Кто захочет пользоваться услугами специалистов,изначально выступающих в интересах третьей стороны. Кодекс обязывает аудитора«соблюдать налоговое законодательство и ни в коем случае не способствоватьфальсификации с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговойслужбы».
Статья 10 п.1: «Аудиторыобязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам и воздерживаться отнеобоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий,причиняющих ущерб коллегам по профессии». Отдельная статья Кодекса (ст.11)посвящена отношениям аудиторов с аудиторской фирмой. Прежде всего, кактребование профессиональной этики, провозглашено положение: «Аудитор обязанстремиться осуществлять свою профессиональную деятельность в коллективеспециалистов, организованно объединенных в аудиторскую фирму» (ст.6 п.1).Установлено, что «аудитор, часто меняющий аудиторские фирмы либо внезапнопокидающий ее и тем самым наносящий фирме определенный ущерб, нарушаетпрофессиональную этику». Соблюдение этого правила позволит постепенностабилизировать взаимоотношения аудиторов и аудиторских фирм, что будетспособствовать повышению общественного авторитета аудиторской профессии.
Аудиторы – основной капиталаудиторских фирм. Они не просто наемные работники фирмы. Их деятельностьоказывает непосредственное влияние на благополучие фирмы, ее авторитет уклиентов, перспективы развития. Сознавая это, аудиторская фирма свой капиталвкладывает в аудиторов и консультантов, «разрабатывает методы, обобщаетнормативные акты, снабжает ими своих сотрудников, постоянно заботится оповышении их профессиональных знаний и качеств».
Взаимоотношения аудиторскойфирмы и ее сотрудников – аудиторов не могут регулироваться только трудовымзаконодательством. Во многом отношения аудиторов с аудиторскими фирмамиоснованы на моральных, этических принципах.
Этика взаимоотношенийаудитора с фирмой требует взаимной ответственности, целесообразности действий,соразмерности достигаемых результатов, непредубежденности в действиях ипомыслах, преданности в делах и поступках. Настоящий руководитель фирмы всегдаозабочен тем, чтобы ни словом, ни действием не оскорбить сотрудника, какими бымалыми и незначительными не были его обязанности, если тот старается выполнитьих тщательно, со всем доступным ему умением и профессионализмом.
Работающий в другой фирмеаудитор должен «воздержаться от осуждения или восхваления своих прежнихруководителей и коллег, от обсуждения организации и методов работы в прежнейфирме». В свою очередь администрация фирмы воздерживается от обсуждения с кембы то ни было деловых и личных качеств своего бывшего сотрудника.
В Кодексе профессиональной этики аудиторов прямозаписано, что «аудитор, по тем или иным причинам покидающий аудиторскую фирму,обязан добросовестно и в полном объеме передать фирме всю имеющуюся у негодокументальную и иную профессиональную информацию» о выполненной работе.
Статья 12 п.1 «Публичнаяинформация об аудиторах и реклама аудиторских услуг могут быть представлены всредствах массовой информации, специальных изданиях аудиторов, в адресных ителефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов,руководителей и сотрудников аудиторских фирм».
Кодекс не предусматриваеткаких-либо ограничений в отношении места и частоты обнародования рекламы,размера и оформления рекламного объявления.
Не допускается какпротиворечащие профессиональной этике аудиторов реклама и публикации, содержащие:
- прямое указаниеили намек, вселяющий необоснованные ожидания (уверенность) клиентов вблагоприятности результатов профессиональных аудиторских услуг;
- безосновательныесамовосхваления и сравнения с другими аудиторами;
- рекомендации,подтверждения клиентов и иных третьих лиц, восхваляющих аудитора ипрофессиональные достоинства предоставляемых им услуг;
- сведения, которыемогут раскрыть конфиденциальные данные клиента либо необъективно представитьего в ложном свете;
- необоснованныепретензии быть специалистом в определенной области профессиональнойдеятельности;
- сведения, имеющиецелью ввести в заблуждение или оказать давление на судебные, налоговые и иныегосударственные органы.
Статья 13«Несовместимые действия аудитора» гласит, что «Аудитор не должен одновременнос основной профессиональной практикой заниматься деятельностью, которая влияетили может повлиять на его объективность и независимость, соблюдение приоритетаобщественных интересов либо на репутацию профессии в целом и потомунесовместимые с оказанием профессиональных аудиторских услуг. Занятиекакой-либо деятельностью, запрещенной практикующим аудиторам в соответствии сзаконодательством, рассматривается как несовместимые действия аудитора,нарушающие закон и профессиональные этические нормы.
«Независимо от того, гдеаудитор оказывает профессиональные услуги, в своем государстве или в другом,этические нормы его поведения остаются неизменными» (статья 14 Кодекса).
Для обеспечения качествапрофессиональных услуг, оказываемых в других государствах, аудитор обязан знатьи применять в своей работе международные аудиторские стандарты и стандарты,действующие в том государстве, в котором он осуществляет профессиональнуюдеятельность.
Оказывая профессиональные услуги вдругом государстве, необходимо руководствоваться следующими правилами:
- если этическиенормы профессионального поведения, установленные в государстве, в которомаудитор оказывает профессиональные услуги, менее строгие, чем предусмотренныенастоящим Кодексом, то необходимо руководствоваться Кодексом.
- если этическиенормы профессионально поведения в государстве, в котором аудитор оказываетпрофессиональные услуги более строгие, чем предус-мотренные настоящим Кодексом,аудитор обязан руководствоваться этическими нормами, принятыми в этом государстве.
- еслимеждународные этические нормы профессионального поведения аудиторов превышаюттребования настоящего Кодекса, аудитор обязан руководствоваться международнымитребованиями с учетом содержания настоящей статьи Кодекса.
Все перечисленные выше нормыпрофессионального поведения, определяемые настоящим Кодексом, основаны намеждународных этических нормах, разработанных Международной федерациейбухгалтеров (IFA).
Этическиенормы других государств
Этические нормыбухгалтерского учета развивались и в других странах. В 1905 г. первой принялаподобные правила Американская ассоциация общественных бухгалтеров, позжепереименованная в Американский институт присяжных общественных бухгалтеров.Впоследствии, все основные общественные объединения бухгалтеров создали своикодексы профессиональной этики и следовали правилам поведения, закрепленным вних.
Этические требования,предъявляемые к членам профессиональных объединений, не носят обязательныйхарактер. Но многие профессиональные организации предписывают своим членам вконце года предоставлять письменный или устный отчет о соблюдении нормпрофессионального поведения.
Кодексы этики различныхпрофессиональных организаций отличаются друг от друга по структуре исодержанию. Но основополагающие концепции, провозглашенные в этическихстандартах ведущих учетных профессиональных объединений США, Великобритании иАвстралии, одинаковые.
Уровень профессионализмабухгалтеров в США, Великобритании и Австралии оценивается с учетом соблюденияустановленных норм этики и ответственности за интересы общества. Поэтому каждаяпрофессиональная организация бухгалтеров или аудиторов в англоязычных странахимеет свой собственный кодекс этики.
В существующем ныне кодексепрофессиональной этики Американского института присяжных общественныхбухгалтеров закреплены следующие моральные нормы:
- член организациидолжен быть объективным и независимым при выполнении служебных обязанностей;
- запрещеныпокровительство, использующее принуждение, превышение полномочий инедобросовестная реклама;
- разрешеныконсультации, предполагающие личные умения;
- запрещенопринимать участие в комиссионной продаже, кроме отдельных видов деятельности(например, компьютерные услуги и услуги, связанные с обработкой данных);
- категорическизапрещается совместительство, вымогательства.
Такие факты рассматриваются как грубое нарушениепрофессиональной этики.
Цель этического кодекса(1987 г.) Института финансовых бухгалтеров США – представить такое руководствои такие правила, нарушение которых может сопровождаться штрафом.
Три правила этическогокодекса Института финансовых бухгалтеров США посвящены описанию капиталасобственника. Прибыли работодателя не могут включать долю главного бухгалтера,т.е. бухгалтер не может получать премию или доплату за финансовые результаты,которые получены в результате умело используемой методологии.
Бухгалтер не может делитьсвое вознаграждение с работниками других служб предприятия.
Деньги клиента, находящиесяв ведении бухгалтера, должны быть всегда отделены от собственных средствбухгалтера как на его счетах, так и по способу их вложения. Для осуществлениялюбых платежей со счета клиента бухгалтер должен вначале представить емудокументы для одобрения.
Немаловажным с этическойстороны являются положения кодекса, посвященные рекламе и профессиональномуобразованию. В них говорится, что бухгалтеру не следует создавать себесаморекламу, но надлежит выполнять все работы с высоким качеством имастерством. Нельзя злоупотреблять рекламой. Даже бухгалтеры, обладающиепрекрасными профессиональными качествами должны избегать экстравагантныхзаявлений и намекать на уровень своих гонораров. Всем бухгалтерам рекомендуетсярегулярно повышать свое профессиональное образование.
В случае нарушенияэтических норм Совет Института может временно прекратить, ограничить илипересмотреть членство бухгалтера в своих рядах или предъявить другие санкции, взависимости от ситуации.
Заключение
Профессиональныеорганизации разрабатывают подробные кодексы профессиональной этики аудиторов, стараясьпредусмотреть все возможные нюансы их поведения.
В этическом кодексеаудиторов обобщены этические нормы профессионального поведения независимыхаудиторов, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает всвоей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможныхнарушений и посягательств (Ст.1 п.1.3 Общие положения). Соблюдениеобщечеловеческих и профессиональных этических норм – непременная обязанность ивысший долг каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы.
Об этикеаудиторов-профессионалов много говорят, но мало делают для воспитанияавторитетных высококлассных специалистов. Этические проблемы повседневновстречаются на профессиональном пути аудитора. Их нужно разрешать достойно, адля этого необходимо знать нормы профессионального поведения, готовить себя ких неукоснительному соблюдению.
Список литературы
1. Аудит: учебник для ВУЗов/ под ред.В.И.Подольского. — М, 2002
2. Бухгалтерский учет и аудит: 500вопросов и ответов. Ростов-на-Дону. 2001
3. Палий В.Ф. Нормы профессиональногоповедения аудиторов // Бухучет
4. Валебникова Н.В. О кодексепрофессиональной этики // Бухучет № 3 1997
5. Кодекс профессиональной этикиаудиторов// Бухучет № 3 1997