Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


История развития бухгалтерского баланса

Введение
История ставит вопросы, ачеловек пытается найти ответы на них. На протяжении многих веков историяставила и продолжает ставить различные вопросы перед бухгалтерским учетом.Многие из них остались без ответа. Однако жизнь такова, что человек должен датьтот или иной ответ, даже если он заранее знает, что ответ не совсем правилен. Всамом деле, очень долго люди, занятые хозяйственной деятельностью, в поискахответа довольствовались методом проб и ошибок. По прошествии многих столетий,когда хозяйственная жизнь резко изменилась, стала несравненно сложнее, тогдатакие приемы перестали себя оправдывать, потребовалась наука.[25]
Имущество организации иее обязательства непрерывно участвуют в сфере производства. Чтобы определитьвеличину всего имущества и обязательств, дать им экономическую оценку заотчетный период, а также оперативно руководить организацией, управлятьфинансово-хозяйственной деятельностью, необходимо располагать обобщеннымиданными о ее имуществе и обязательствах. Такое обобщение достигается в процессесоставления бухгалтерского баланса. [21]
Бухгалтерский балансявляется наиболее информативной формой, которая позволяет приниматьобоснованные управленческие решения.
Умение читать баланс –знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельностипредприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений дляэкономики предприятия.
Умение чтениябухгалтерского баланса дает возможность:
получить значительныйобъем информации о предприятии;
определить степеньобеспеченности предприятия собственными
оборотными средствами;
установить, за счет,каких статей изменилась величина оборотных средств;
Целью данной курсовой работы являетсярассмотрение исторических аспектов бухгалтерского баланса и его анализ напримере ООО «РегионОптТорг».
Задачей курсовой работы является:
1)        Определитьпонятие баланса;
2)        Выяснить какуюроль баланс играет в хозяйственной деятельности предприятий;
3)        Рассмотретьпредпосылки развития бухгалтерского баланса;
4)        Рассмотретьбухгалтерский баланс предприятия и сделать его анализ;
5)        Предложить мероприятияпо улучшению составления и предоставления бухгалтерского баланса.
Предметомисследования являетсябухгалтерский баланс ООО «РегионОптТорг».
Объектомисследования являетсякоммерческая организация ООО «РегионОптТорг», занимающаяся оптовыми продажамиотделочных материалов.
В даннойкурсовой работе применяются следующие методы исследования: описательный метод,системный метод, позитивный метод, нормативный метод, исторический метод.
Привыполнении курсовой работы теоретической и методологической базой послужилинормативные документы, регулирующие порядок составления баланса, учебнаялитература и периодические издания.

1.        Историческиеаспекты формирования бухгалтерского баланса организации
 
1.1.    Понятиебухгалтерского баланса и его роль
Как бухгалтерское понятиеслово «баланс» существует уже почти 600 лет. В литературе по историибухгалтерского учета можно встретить различные сведения о времени появленияэтого термина, относящиеся к концу XIV – началу XV в. Так, посвидетельству Рувера, слово «баланс» было впервые применено к финансовымотчетам 1427 г. независимо от того, были эти отчеты на самом деле балансы всовременном понимании этого термина или нет. (Ковалев В.В.)
Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировкихозяйственных средств и их источников на определенную дату в денежной оценке.
Бухгалтерский баланс (отлатинского «bis» — два, «lans» — чаши) – это отражение состояния имуществахозяйственного субъекта, с экономической и юридической точки зрения, наопределенную дату в стоимостном измерении. Основой построения бухгалтерскогобаланса является двойственная группировка объектов бухгалтерского учета нахозяйственные средства и источники их образования.
С экономической точкизрения имущество представляет собой совокупность конкретных годных для обменачастей и отражается в активе бухгалтерского баланса. С юридической точкизрения, имущество представляет собой совокупность обязательств и отражается впассиве бухгалтерского баланса.
По своей структуребухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел, итого которых постоянноравны между собой. До недавнего времени бухгалтерский баланс представлялся ввиде двусторонней таблицы, левая сторона которой называется активом, правая — пассивом. Теперь в соответствии с международными стандартами принято другоепостроение: сначала приводятся все показатели актива, а затем все показателипассива. Общий итог показателей актива или пассива называется валютой баланса.
Однородные поэкономическому содержанию хозяйственные ценности объединяются в бухгалтерскомбалансе в показатели, которые называются статьями баланса. Однородные поэкономическому содержанию статьи баланса образуют раздел бухгалтерскогобаланса. [6]
Термин“баланс” широко известен специалистам в области учета, анализа, планирования иупотребляется в значении равновесия (от фр. balance — весы). В экономикеприменяются различные виды балансов: бухгалтерский; баланс доходов и расходовпредприятия; баланс основных фондов; баланс денежных доходов и расходовнаселения; материальный баланс; баланс трудовых ресурсов; баланс платежный;межотраслевой баланс и др.
Общая идеяприменения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значенияпоказателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения.
Первый опытпостроения балансов принадлежит бухгалтерскому учету. Балансовое обобщениеинформации позволяет выявить финансово-имущественное положение экономическогосубъекта. Это достигается за счет двойственной группировки объектовбухгалтерского наблюдения:
ü  по их функциональной роли в процессепроизводственно-хозяйственной и финансовой деятельности (экономическоесодержание балансового уравнения);
ü  по источникам образования имуществахозяйственной единицы (юридический подход).
Бухгалтерскиебалансы предназначены для отражения финансового положения экономическогосубъекта на конкретные моменты времени: на дату создания организации(регистрации Устава); начало и конец отчетного периода (финансового года); датысоставления промежуточных финансовых отчетов (за месяц, квартал, полугодие,девять месяцев); в случаях санации, банкротства, ликвидации, реорганизации илидр.
Основуинформационной бухгалтерской системы любого отчетного или промежуточногопериода составляет входящий бухгалтерский баланс. Последующие фактыхозяйственной жизни меняют показатели бухгалтерского баланса. Бухгалтерияидентифицирует, оценивает, классифицирует и регистрирует эти хозяйственныеоперации согласно общепринятым принципам, отражает и накапливает их в учетныхсистемах, сводит воедино для составления новых бухгалтерских балансов(допустим, в конце квартала или года).
Бухгалтерскийбаланс можно сравнить с моментальным снимком финансового состояния предприятия,на котором нашли отражение два равновеликих изображения:
ü  чем располагает предприятие(имущество, классифицированное по функциональному признаку);
ü  за счет каких источников появилосьданное имущество (капитал собственника и привлечённый капитал).
В западнойучетной теории бухгалтерский баланс именуется не иначе как “Отчет о финансовомположении” хозяйственной единицы на определенный момент времени.
Припостроении бухгалтерских балансов должны быть учтены требования следующихпринципов:
1. Денежноговыражения — показатели приведены в единомденежном измерителе, обобщающем объекты бухгалтерского наблюдения в однороднуюинформационную модель.
2. Обособленногопредприятия — бухгалтерский баланс относится кпредприятию, а не к лицам, связанным с ним (собственникам, кредиторам,дебиторам и т.д.); в активе учитывается имущество, принадлежащее предприятию направе собственности или находящееся под полным контролем (в американском учете- контролируемое имущество).
3. Действующегопредприятия — период времени, в течение которогобудет существовать предприятие, неизвестен, его ликвидация не намечается(имущество, показанное в балансе, оценивается по учетной стоимости, в случаеликвидации предприятия делается особая отметка, и вступают в силу специальныеправила оценки показателей баланса).
4. Учета посебестоимости — активы отражаются в балансе посуммам, оплаченным за их приобретение (первоначальная стоимость), а не потекущим рыночным ценам (в условиях гиперинфляции допускаются переоценки активовпосредством государственного регулирования).
5. Двойственности — концепция двойственности очевидна из того факта, что активына левой стороне бухгалтерского баланса равны общей сумме собственного ипривлеченного (кредиторская задолженность) капитала на правой его стороне. [29]
Бухгалтерские балансыклассифицируются по следующим признакам:
1)    По содержанию: на сальдовые (статистические) иоборотные (динамические). Статистический баланс позволяет в денежной оценке ина определенный момент времени отразить состояние средств и источников ихформирования, т.е. оценить финансовое положение организации. Динамическийбаланс позволяет в денежной оценке и на определенный момент времени отразитькругооборот капитала, вложенного в организацию, и выявить финансовый результат.Сальдовые балансы отражают остатки по счетам на определенную дату, а оборотныебалансы содержат также обороты по счетам, по которым можно судить о движении поним.
2)    По объему: на простые, сводные иконсолидированные. Простой баланс характеризует деятельность только одногопредприятия. Сводные балансы составляет вышестоящая организация, рассчитываяданные в целом по отрасли или по подведомственным предприятиям путем простогосуммирования одноименных показателей и исключая остатки по взаимным расчетам. Консолидированныйбаланс составляет группа предприятий, представленная материнскими и дочернимикомпаниями. Этот баланс отражает информацию о группе как о едином предприятии,т.е. каким бы был баланс материнской организации, если бы она закрыла все своидочерние компании.
3)    По источникам составления: инвентарные и книжные. Инвентарные балансысоставляются на основе инвентаризации имущества и обязательств. Книжный балансстроится по данным текущего бухгалтерского учета.
4)    По времени составления: на вступительные, операционные(текущие), соединительные, разделительные, санируемые и ликвидационные. Вступительныйбаланс составляется в момент организации предприятия, с него начинается ведениебухгалтерского учета данного экономического субъекта. Текущие балансысоставляются периодически в течение времени деятельности предприятия. Соединительныйбаланс разрабатывается при объединении нескольких предприятий в одно. Разделительныйбаланс составляется в момент разделения экономического субъекта на несколькопредприятий. Санируемый баланс составляется, если предприятие находится напороге банкротства и необходимо решить вопрос о его ликвидации, или датьпредприятию последний шанс на выживание. В случае принятия решения о ликвидациисоставляется ликвидационный баланс.
5)    По полноте: на баланс-брутто и баланс-нетто. Баланс-бруттовключает в себя регулирующие статьи. Баланс-нетто таких статей не содержит, статьиотражаются только по остаточной стоимости.
6)    По форме: на двусторонние и односторонние. Двустороннийбаланс имеет горизонтальное строение, односторонний – вертикальное.
7)    По объекту: на самостоятельные и отдельные. Самостоятельныйбаланс имеет экономические субъекты, наделенные правами юридического лица. Отдельныебалансы составляют структурные подразделения экономического субъекта (цех,отдел) [6]
Бухгалтерский балансважнейший источник информации о финансовом положении организации за отчетныйпериод. Он позволяет определить состав и структуру имущества организации,мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамикудебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат(прибыль или убыток). Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров идругие заинтересованные стороны, связанные с управлением имуществом, ссостоянием организации, показывает, чем владеет собственник, т.е. каков вколичественном и качественном отношении запас материальных средств, как он используется,и кто принимал участие в создании этого запаса. По бухгалтерскому балансу можноопределить, сумеет ли организация в ближайшее время оправдать взятые на себяобязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями,продавцами или ей угрожают финансовые затруднения. Разумеется, бухгалтерскийбаланс не в состоянии охватить весь объем информации о деятельностиорганизации, поэтому недостающая часть информации представляется в другихформах отчетности. Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговымиинспекциями и налоговой полицией, кредитными учреждениями, органами статистикии другими пользователями.
Бухгалтерский балансявляется реальным средством коммуникации, благодаря которому:
·        руководителиполучают представление о месте своего предприятия в системе аналогичныхпредприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительныххарактеристик эффективности использования ресурсов и принятии решений самыхразнообразных вопросов по управлению предприятием;
·        аудиторы получаютподсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планированиясвоей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможныхпреднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента;
·        аналитикиопределяют направления финансового анализа.
Правила оценки статейбухгалтерского баланса:
1)        Не допускаетсязачет между статьями актива и пассива;
2)        Нетто – оценкастатей (минус регулируемые величины);
3)        Статьи балансадолжны подтверждаться результатами инвентаризации.
Капитальные вложения оцениваются по фактическим затратам(до ввода в эксплуатацию).
Финансовые вложения оцениваются в сумме фактическихзатрат для инвестора и по рыночной стоимости, если она ниже балансовойстоимости.
Основные средства оцениваются по остаточной стоимостиили восстановительной стоимости.
Нематериальные активы по остаточной стоимости.
Материально-производственныезапасы оцениваются по фактическойсебестоимости, по фактическим или нормативным ценам.
Продукция основногопроизводства оцениваетсяпо фактическим или нормативным затратам, при единичном производстве – пофактическим.
Уставный капитал оценивается по сумме, вытекающей изучредительных документов. Величина уставного капитала и задолженностьучредителей учитывается раздельно.
Резервы оцениваются раздельно, по видам, в сумме,вытекающей из данных бухгалтерского учета.
Кредиты и займы отражаются в балансе с учетомпроцентов.
Валютные счета и ценности, оцениваемые в иностранной валюте,пересчитываются по курсу ЦБ РФ на дату отчетности.
Вывод: На основании изложенного вышематериала можно однозначно сказать, что бухгалтерский баланс имеет огромноезначение в деятельности любого предприятия. Бухгалтерский баланс важнейшийисточник информации о финансовом положении организации за отчетный период. Таккак баланс – форма строгой отчетности, то в изложенном материале приведенытребования по составлению данной формы и оценки статей. Также бухгалтерскийбаланс является реальным средством коммуникации.

1.2 Этапыразвития бухгалтерского баланса в России.
Формированиебухгалтерского учета и отчетности в России происходило под влиянием западныхтеорий, однако бухгалтерский учет нашей страны базировался на принципах иметодах, обусловленных российской экономикой и менталитетом. В развитии бухгалтерскойотчетности в России можно выделить пять этапов:
1.        Становление (1898– 1916гг.);
2.        Отчетность вовремена военного коммунизма (1917 – 1921 гг.);
3.        Отчетность впериод нэпа и годы ВОВ (1921 – 1945 гг.);
4.        Отчетность впослевоенные годы в условиях жесткой административной системы (1946 – 1980гг.);
5.        Отчетность насовременном этапе – рыночные отношения в России (1981 – 2005 гг.).
Первыйэтап (1898 – 1916 гг.)
Связан с применениемположения о государственном промысловом налоге, в котором отдельные статьипосвящены бухгалтерской отчетности. Положение было утверждено 8 июня 1898 г.при императоре Николае II исостояло из 7 глав и 180 статей. Своим строением и содержанием Положениенапоминает главу 25 налогового кодекса РФ.
В Положении определеныплательщики налога, объекты обложения, порядок уплаты налога.
Статьи 102 – 113 главы 4положения определяли порядок составления и предоставления отчетности. Правленияпредприятий обязаны были в течение месяца по утверждении общим собранием илисоответствующим ему учреждением годового отчета предприятия. Отчеты и балансыпредприятий, акционерных обществ, которые подлежали публикации, составлялись поформам, утверждаемым министерством финансов по соглашению с государственнымконтролером и с соответствующими ведомствами. В развитие Закона «Огосударственном промысловом налоге» 26 мая 1899 г. министерством финансовРоссии была утверждена Инструкция № 60 «О применении Положения огосударственном промысловом налоге». В данном документе был определен переченьпредприятий, обязанных публиковать бухгалтерскую отчетность. В их числовходили:
ü   Торговые и промышленные предприятия,принадлежащие акционерным обществам и компаниям, паевым и иным товариществам, втом числе обществам потребителей;
ü   Акционерные коммерческие и земельныебанки и ломбарды;
ü   Городские и заемные кредитныеобщества и общества взаимного кредита;
ü   Городские, земские и сословныеобщественные банки и ломбарды, ссудосберегательные товарищества и кассы идругие кредитные учреждения, которые на основании уставов обязаны публиковатьотчеты о своих операциях.
Операционным годомпризнавался год с 1 января по 31 декабря включительно. Заключительному балансупредприятия должны были соответствовать в отчете отдельные счета, составляемыес такой полнотой и подробностью, чтобы из них было видно, какие именно операциии в каком размере каждая производились в течение отчетного года, какиерезультаты получены по каждой операции и какие по каждому счету заключительныестатьи перенесены в актив и пассив баланса, который в точности выражаетсостояние предприятия на день заключения его операционного года.
В законодательной базедореволюционного периода отсутствуют вопросы организации счетоводства иотчетности. Вопросы организации учета, полного и достоверного отражения хозяйственнойдеятельности предприятия в отчете не привлекали внимания законодателей. Этосчиталось частным делом предприятия, его коммерческой тайной и зависело отусмотрения владельца и бухгалтера.
Практически до 1910 года,несмотря на ссылку в Положении о государственном промысловом налоге, формыотчетов установлены не были.
Второйэтап (1917 – 1921 гг.)
До 1917 годаотличительным признаком учета в России являлась еготерриториально-экономическая ограниченность. Не существовало единой методологииучета, как для отдельных отраслей хозяйства, так и для отдельных ветвейпромышленности. Учет был, замкнут в отдельных хозяйствующих единицах, объемучета, и область его применения ограничивались юридическими рамками частнойсобственности. Такая особенность учета, направленная лишь на удовлетворениепотребностей частного предпринимателя, была типичной для дореволюционнойРоссии.
Революция 1917 года, врезультате которой все главные отрасли торговли и промышленности были переданыпролетариату, поставила счетоводство и отчетность предприятий в новые условия,определила иные задачи, направленные на удовлетворение потребностейгосударства. Отчетность по смыслу законодательства социалистического временидолжна была более полно отображать и делать понятной для широких трудящихсямасс хозяйственную деятельность страны, обеспечивая при этом всестороннийконтроль. С другой стороны, крупный масштаб государственного и кооперативногохозяйства выдвигал в качестве единого планового руководства этим хозяйством.Отсюда второе требование законодательства к счетоводству и отчетности –представление своевременных, полных учетно-отчетных данных, на основе которыхруководящие центры могли составлять планы хозяйственной деятельности ирегулировать их выполнение. 5 декабря 1917 г. было издано Постановление СНК «Обобразовании и составе коллегии Комиссариата государственного контроля». Всоставе Комиссариата была создана Центральная государственная бухгалтерия, накоторую были возложены обязанности по учету денежных средств и имущества,составление годовых бухгалтерских отчетов о доходах и расходах республики;статистика народного хозяйства и др.
 
Третийэтап (1921 – 1945 гг.)
С переходом в 1921 году кновой экономической политике государство стало активным участникомрегулирования всех сторон хозяйственной жизни и основным распределителемматериальных благ.
Форма счетоводствазаконодательным актом не предусматривалась, предприятиям было предоставленоправо избрать для себя любую форму, соблюдая лишь основные принципы двойнойбухгалтерии.
К 1925 году сложилсяследующий состав основных разделов баланса предприятия, рекомендуемого кпубликации государственным трестам в соответствии с приказом ВСНХ СССР от23.01.25 г. № 330:АКТИВ ПАССИВ Имущество Капиталы Материалы Займы и кредиты Товары и готовые изделия Кредиторы Денежные средства и ценные бумаги Прибыль Подотчетные суммы Обязательства и документы к получению Убыток
Каждый раздел имелподробный перечень дополнительных статей.
Нетрадиционным длясовременного понимания в структуре баланса является расположение статьи«Убыток» в активе, а «Прибыль» в пассиве баланса. Счет прибылей и убытковявлялся аналогом современной формы отчета о прибылях и убытках, однако посодержанию разделов и статей с данным отчетом имеет мало что общего. Форма этогоотчета 1925 года по дебету содержала разделы, характеризующие убытки,полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности, а такжеотдельные виды расходов; по кредиту соответственно приводилась расшифровкаприбылей.
В 1927 – 28 годах государствопродолжает контролировать процесс публикации бухгалтерских отчетов. В«Известиях НКФ СССР» от 01.12.27 г. № 8 (323) была опубликована «Инструкция обобязательных формах публичной отчетности». Далее приказом по ВСНХ РСФСР и НКФРСФСР от 10.03.28 г. № 405 «Об обязательных формах публичной отчетности и обобмене контокоррентными выписками» была закреплена обязанность государственныхпромышленных и торговых предприятий публиковать заключительные балансы, счетаприбылей и убытков и сведения о распределении прибылей и покрытии убытков поформам, утвержденным вышеназванной Инструкцией.
До 1926 года в российскомзаконодательстве не имелось детально разработанных правил по составлениюбалансов. Несмотря на то, что законодательно уполномоченные структуры издавалидля подведомственных им хозорганов подробные инструкции по составлению балансови отчетов, однако эти инструкции не были обязательными к исполнению для другихведомств. Этот существующий пробел законодатели попытались устранить изданиемПравил составления балансов и исчисления амортизационных исчислений,утвержденных Советом труда и Обороны 28 июля 1926 г.
Совершенствованиеотчетности анализируемого периода происходило по линии усложнения и унификацииструктуры основной отчетной формы – баланса. Так, согласно Инструкции ВСНХ СССР«Формы годового отчета и баланса на 1 октября 1929 г.» типовая форма балансахозоргана, подведомственного ВСНХ (треста, синдиката, акционерного общества),включала 14 разделов статей в активе и 13 разделов в пассиве. Примерно такой жедетализацией отличался баланс торговых предприятий, подведомственныхНаркомторгу СССР.
В 1938 году послепроведения балансовой реформы, основной целью которой было стремление сделатьбаланс более пригодным для анализа финансового состояния предприятия, составстатей и их расположение изменилось. Баланс был очищен от ряда регулирующихстатей, основные средства стали отражаться по остаточной стоимости.
Порядок составления,представления и утверждения бухгалтерских отчетов регламентировало Положение о бухгалтерскихотчетах и балансах от 1936 года, действовавшее до сентября 1951 года.
Четвертыйэтап (1946 – 1980гг.)
В первой половине 1950-хгодов отмечались тенденции к сокращению бухгалтерской и статистическойотчетности и повышению аналитичности баланса.
На необходимостьисключения ненужных форм и лишних показателей неоднократно указывалось вдирективах советского правительства. Так, например, ЦСУ СССР и Министерствофинансов СССР в процессе разработки утверждения форм годового отчета за 1951год заметно сократили объем годовой отчетности промышленных предприятий. Сянваря 1952 года незначительно сокращен объем текущей статистическойотчетности.
Так, в результатепостоянных изменений и дополнений общее число показателей баланса выросло с 250по форме, утвержденной в январе 1941 года, до 415 по форме 1953 года.
Перегруженность формбухгалтерской отчетности различными аналитическими статьями была очевидна.Процесс подготовки и представления комплекта бухгалтерских и статистическихотчетов был неоправданно трудоемким.
Наиболее значимымдокументом, регламентирующим порядок составления отчетности в конце 1970-хгодов, было Положение о бухгалтерских отчетах и балансах, утвержденноеПостановлением Совета Министров СССР от 29.06.79 г. № 633. положениеустанавливало порядок составления бухгалтерских отчетов и балансов всемиобъединениями, предприятиями и организациями (кроме организаций и учреждений,состоящих на бюджете).
Пятый этап(1981 – 2005 гг.)
Характеризуется новымицелями и задачами, возникшими в связи с процессами преобразований,происходившими в стране. К 1990-м годам обозначилась серьезная проблема,связанная с унификацией бухгалтерской отчетности для предприятий различных сфердеятельности и форм собственности. Министерство финансов СССР Письмом от 12 октября1990 г. ввело, начиная с 1991 года единую отчетность для всех предприятий,объединений и организаций. Номенклатура статей при этом была укрупнена, введеныдополнительные статьи.
С введением нового планасчетов с 1 января 1992 г. бухгалтерская отчетность подверглась дальнейшимизменениям: уменьшилось до трех количество форм, баланс стал составляться внетто-оценке, введена статья «Резервы по сомнительным долгам». Минфин РоссииПисьмом от 09.06.92 г. № 38 определил следующие формы бухгалтерской отчетности:
ü  Баланс предприятия – форма № 1.
ü  Отчет о финансовых результатах и ихиспользования – форма № 2.
ü  Приложение к балансу предприятия –форма № 5.
Утвержденные формы можноохарактеризовать следующим образом: бухгалтерский баланс состоит из трех разделовв активе и трех в пассиве, не очищен от регулирующих статей (износ НМА,основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Порядокрасположения основных и регулирующих статей таков: основные средства попервоначальной стоимости, затем – износ основных средств и, наконец, ихостаточная стоимость. Убытки находили отражение в активе баланса, прибыль – впассиве.
23 октября 1992 г.Верховным Советом РФ было принято Постановление № 3708-1 «О государственнойпрограмме перехода Российской Федерации на принятую в международной практикесистему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночнойэкономики». Это был первый документ, который свидетельствовал, что политикароссийского государства в области регулирования бухгалтерского учета иотчетности будет направлена на построение нормативной и правовой базы всоответствии с МСФО. [22]
Вывод: Выделены пять этаповсовершенствования бухгалтерского баланса с этапа становления (1898г) досовременного составления отчетности. Пройдя все этапы, бухгалтерская отчетностьнеуклонно приближается к международным стандартам. Постановление № 3708-1 «Огосударственной программе перехода Российской Федерации на принятую вмеждународной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиямиразвития рыночной экономики» — первый документ, который свидетельствует, чтополитика государства в области регулирования бухгалтерского учета направлена напостроение нормативной и правовой базы в соответствии с МСФО.
1.3Предпосылки развития бухгалтерского баланса и требования к составлению
Уже к концу XIV столетия коммерсанты средневековьясоставляли балансы не только для контроля оборотов. Купцы и банкиры начинаютиспользовать баланс как орудие контроля и управления хозяйством. В компанииМедичи каждое отделение ежегодно, на 24 марта, составляло баланс, которыйвместе с объяснительной запиской управляющего отсылался в главную контору воФлоренции, где выявляли просроченную задолженность и делали запрос отделений.Иногда к балансу прикладывали справку о перспективах погашения долга.
Отсутствие в практикеучета деления счетов на синтетические и аналитические приводило кперегруженности статьями балансов средневековых фирм. Так, баланс банка святогоГеоргия (на 1 января 1409г) содержал в активе 95 статей и в пассиве 310, балансБарселонского отделения компании Датини (на 31 января 1399 г.) – более 110статей в активе и около 60 в пассиве. [23]
Рост промышленности ираспространение акционерных обществ привели к стремительному развитию теоретической мысли. [25]
Выдающийся русский ученыйпрофессор А. П. Рудановский в середине 20-х годов писал: «Пора понять, чтобаланс есть душа хозяйства, существование которого не менее реально, чемматериального инвентаря хозяйства. Баланс можно постичь только умозрением, анельзя, как инвентарь, осязать в натуре. Обычно хозяйственник осознает вуправляемом им хозяйстве только то, что осязает и, самое большее, видит своимиглазами». История возникновения бухгалтерского баланса есть и историявозникновения двойной записи.  Многие положения трактата «О счетах изаписях» нашли свое продолжение в трудах Кардано (1539 г.), Мацони (1549г.), Катрульи (1573 г.), Флори (1633 г.) и других авторов Италии; Импена (1543г.) — в Голландии: Готлиба (1531 г.) и Швейнера (1549 г.) — в Германии; Ольдкастля(1543 г.) — в Англии. Появление бухгалтерского баланса одновременно с двойнойзаписью в начальный период диктовалось, прежде всего, узким практицизмом,стремлением свести весь учет к форме. Характерными признаками этого периода вистории бухгалтерского учета было отсутствие теоретических обобщений,выработанных практикой; неумение авторов разобраться в сущности происходящихявлений во взаимосвязи с экономической жизнью того или иного государства.
Bcеэто сводило весь учет хозяйственных операций, как указывал выдающийся русскийученый А. М. Галаган, к безжизненному формализму, в то время как жизнь шлавперед, формы и размеры хозяйственных операций постепенно менялись иувеличивались и, наконец, хозяйства как экономическое явление достигли таких размеров,что уловить все эти операции с помощью тех примитивных средств, которымирасполагала наука счетоведения, представлялось совершенно невозможным.Следствием этого стала реакция против установившихся учетных традиций. Этотпериод охватывает конец XVIII и первую половину XIX века. Этому в значительноймере способствовало значительное развитие производительных сил общества, расширениемеждународной торговли.
Следующий период развитиясчетоводства — вторая половина XIX и начало XX века, стал по существу этапомего становления как науки. Этому во многом способствовали значительныеизменения в экономической жизни общества. В этот период в большинстве странЕвропы начинает формироваться бухгалтерское законодательство. Этому во многомспособствовали появление крупной промышленности, развитие путей сообщения,увеличение оборотов мировой торговли и, что очень важно, возникновение рынкаценных бумаг, который резко увеличил число участников рыночных отношений — внешних пользователей бухгалтерской информации.
Для этого периода длябольшинства стран Европы становится характерным формирование бухгалтерскогозаконодательства, составной частью которого был бухгалтерский баланс и отчет оприбылях и убытках. Законодательство многих стран обязывает предпринимателейпубликовать свои бухгалтерские отчеты, чтобы снизить размер риска со стороныакционеров, инвесторов и других внешних пользователей. [21]
Заслугой юристов былоформулирование требований к балансу:
1)        Точность. Как считали немецкие авторы,степень точности зависит от мнения юристов и членов правлений, т.е. от закона ицелей, которые выдвигает высшая административная акционерных обществ.
2)        Полнота. Капитал в балансе долженпоказываться в полной номинальной, а не в фактически внесенной сумме. (Разностьдолжна была показываться в активе как отдельная статья дебиторскойзадолженности). Это требование отстаивало большинство авторов. Наиболее полнооно было выражено Паулем Герстнером и с некоторыми оговорками РихардомПассовым, который считал «способ обозначения капитала в полной сумме,определенной уставом, — единственно правильный, но лишь в силу определенновыраженных на этот счет предписаний закона».
3)        Ясность. Оставалось необходимым пояснить, длякого должен быть понятен баланс – для всех специалистов, на чем настаивал Рем,или для любого грамотного, точнее – заинтересованного человека, что требовалГерстнер. Первую трактовку он называл субъективной ясностью, вторую –объективной.
4)        Правдивость. Баланс должен быть составлен сучетом требований закона, и все его числа должны вытекать из первичныхдокументов. (Если закон абсурден, а первичные документы содержат приписки,фальсификацию и т.п., то баланс все равно правдив).
5)        Преемственность делилась на внешнюю (сохранение изгода в год структуры баланса) и внутреннюю (сохранение принципов оценкипрошлого года в текущем году).
6)        Единство баланса. Баланс центра должен включатьрезультаты балансов своих филиалов.
В силу двоякого отраженияимущества организации баланс имеет присущую только ему особенность, котораясостоит в сопоставлении имущества и обязательств.
Бухгалтерский балансимеет большое практическое значение: его данные используются для анализафинансового положения предприятия и контроля правильности отражения в учетехозяйственных операций.[7]
На этом основании кбухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования:
 Требованиеуместностиподразумевает, что данные баланса должны учитываться пользователем и способныповлиять на оценку положения предприятия и процесс принятия решений. Дляреализации этого требования пользователь должен получать значимую исвоевременную информацию. Значительными признаются сведения, исключения иливуализация которых способна нанести вред пользователю. Разумеется, дляразличных категорий пользователей значимость тех или иных данных различны,однако, существуют обобщенные сигнальные показатели для предварительной оценкифинансового состояния предприятия, данные для их вычисления, будут значимы длявсех. Если со значимостью сведений баланса затруднений не возникает, то офакторе своевременности этого не скажешь.
Своевременность, т.е. представлениеданных пользователю в тот момент, когда ими еще можно воспользоваться в полноймере, является фактором весьма и весьма условным. Например, предприятиепоставщик рассматривает баланс своего делового партнера с целью определитьперспективы своих отношений с ним. В процессе этого исследования особуюзначимость приобретает информация о денежных средствах, краткосрочных вложенияхи других ликвидных активах.
Однакоза время между составлением баланса и окончанием отчетного периода эти статьиактива могут претерпеть значительные изменения.
Разумеется,общая оценка финансового состояния предприятия, его деловой активности вменьшей степени подвержена воздействию фактора своевременности, но динамика этиххарактеристик может быть искажена.
Достоверность балансовых данныхявляется понятием еще более емким. Для обеспечения достоверности к балансупредъявляют ряд требований, неукоснительное соблюдение которых позволяетрассчитывать на получение приемлемых для работы данных.
Переченьтребований включает в себя следующие положения: правдивость, реальность,единство, преемственность, ясность.
Требованиеправдивостиявляется также понятием собирательным. Оно подразумевает, что достоверныйбаланс должен быть обоснован документально. Все факты хозяйственной жизнипредприятия отражаются в соответствующих документах, которые выступают вдальнейшем как информационная база баланса. Считается, что форма №1 не отражаетдействительного положения предприятия, если нет первоначальных носителейинформации – документов, а также в том случае, если оформлены они ненадлежащимобразом, так как соблюдению правдивости баланса должны удовлетворять не толькополнота, но и качество фундаментальной массы.
Всоответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» организации дляобеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности обязаны проводитьинвентаризацию имущества и обязательств.
Требование единства баланса состоит в его построении на единых правилах учета иоценки. Выполнение этого требования дает возможность сравнивать между собойбалансы различных предприятий и их структурных подразделений, что дастдополнительные удобства в процессе анализа положения предприятия среди других,сходных с ним предприятий. Это требование служит и гарантией того, чтоправдивость и реальность баланса будут распространены повсеместно.
Требованиепреемственностиподразумевает сравнимость балансов предприятия разных временных периодов исвязь между предыдущим и последующим балансом. На практике это выражается втом, что заключительный баланс отчетного года является вступительным дляследующего за отчетным годом. Кроме того, преемственность формы №1 основана нанеизменности методов её составления, т.е. на единообразии учетной политикипредприятия, которая оформляется приказом руководителя организации. Напротяжении нескольких лет организация должна следовать принятой учетнойполитике. Если есть необходимость ее изменить, то это возможно только с началанового отчетного года, причем причины изменения и его суть указывается впояснительной записке. Реализация требования преемственности дает возможностьдинамического анализа и построения тренда, т.е. графика, определяющеготенденцию развития предприятия, благодаря преемственности становится возможнымгоризонтальный анализ баланса.
Смысл требованиянейтральности заключается в не избирательности формы №1 в предоставленииинформации различным пользователям. Информация должна быть минимальноэффективна вне зависимости от того, кому предоставляется. Размещение данныхвнутри бухгалтерского баланса не должно предопределять результаты егоисследования. Все аспекты деятельности предприятия должны быть освещеныодинаково полно, несмотря на осознание факта их неравнозначности для различныхпользователей.
Требование возможностипроверки являетсяпроизводным от требования правдивости. Поскольку правдивый баланс имеетдокументальное обоснование, подтвержден записями и расчетами, а также полученыв соответствии с требованиями законодательства, то всегда существует возможностьпроверки.
Все вышеперечисленныетребования к формированию и оценке данных бухгалтерского баланса способныобеспечить надежность выводов, полученных на его основе. Но вместе с тем, этитребования являются лишь самыми общими признаками адекватной информации и несодержат конкретных практических рекомендаций. Смысл качественных характеристикотчетности и бухгалтерского баланса как главной ее части состоит в определениинаправления информационных потоков при разного рода неясностях. [21]
Вывод: Можно сказать, что развитиехозяйственной деятельности и бухгалтерский учет, и соответственно, отчетностьтесно связаны между собой. Развитие хозяйственной деятельности, компанийнепременно требует ведения учета и составления отчетности. С усложнениемдеятельности, изменяется и отчетность. В процессе возникает необходимость, какдетализации статей, так и их объединение или сокращение.

2.        Анализструктуры бухгалтерского баланса
 
2.1.    Общаяхарактеристика организации
Общество с ограниченнойответственностью «РегионОптТорг» является коммерческой организацией,зарегистрированной по адресу: 400075, г. Волгоград, ул. Моторная,5
Даннаяорганизация имеет следующую структуру (Рис. 1. ):
/>Генеральный директор
/>
/>Зам. Ген. директора
/>
/>Главный бухгалтер
/>Начальник отдела продаж
/>Начальник отдела закупок Отдел бухгалтерии Менеджеры по продажам Менеджеры по закупкам
/>
/> Склады
Рис. 1.Структура ООО «РегионОптТорг»
ООО «РегионОптТорг» является юридическим лицом, имеет обособленноеимущество, самостоятельный баланс, расчетный и валютный счета в банках.
Целью деятельности ООО«РегионОптТорг» является привлечение прибыли.
Предметом деятельностиООО «РегионОптТорг» является:
ü   Торгово-закупочная деятельность,оптовая и розничная торговля;
ü   Сдача и наем помещений в аренду.
Уставный капитал состоитиз номинальной стоимости доли, принадлежащей участнику в размере 100%,уставного капитала номинальной стоимостью 10000 рублей.
ООО «РегионОптТорг»занимается в основном перепродажей отделочных материалов: обои, карнизы,плитка, плинтуса, а также строительная косметика (краски, шпатлевки и т.д.).
Все характеристикиобщества с ограниченной ответственностью «РегионОптТорг» прописаны в уставеорганизации (прил 1). В данном документе отражены также условия созданияфилиалов и ликвидации организации.
2.2.    Особенностиорганизации и ведение бухгалтерского учета на предприятии
Согласно приказуМинистерства финансов РФ основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия(придания гласности) учетной политики едины и обязательны: в части формирования– для всех предприятий независимо от формы собственности; в части раскрытия –для предприятий публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью иличастично согласно законодательству РФ, учрежденным документом либо особственной инициативе.
Взаимосвязь методабухгалтерского учета и учетной политики предприятия наглядно отражена нарисунки приведенном ниже

МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
(взаимосвязь отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении
фактов хозяйственной деятельности предприятия) ПРИЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Первичное наблюдение Стоимостное измерение Текущая группировка Итоговое обобщение Документация инвентаризация оценка калькуляция счета двойная запись баланс отчетность /> /> /> /> /> /> /> />
/>
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
как реализация метода бухгалтерского учета
Рис.2 взаимосвязь методабухгалтерского учета и учетной политики
Учетная политикаформируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил,исполнение которых представляется безусловным. Наличие таких принципов и правилобъясняется самим предназначением бухгалтерского учета в условиях рыночнойэкономики, который призван формировать полные и достоверные данные обимущественном и финансовом положении предприятия, выступать способом общенияделовых людей, быть составляющей общегосударственной системы формированиямакроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основеединых подходов и правил ведения учета.
Принципы и правила – этоне стопроцентная унификация учетного процесса. Эти правила устанавливают рамкив построении системы учета на предприятии, которые необходимо соблюдать привыборе учетных процедур и разработке учетного процесса.
Общие принципы и правилаустановлены нормативно-правовой документацией, регламентирующей системубухгалтерского учета.
Учетная политикапредприятия должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском отчете всехфакторов хозяйственной деятельности (требования полноты); большую готовность кбухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов иактивов (не допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности);отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя нетолько из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условийхозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождестводанных аналитического учета на первое число каждого месяца, а также показателейбухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета(требование непротиворечивости); рациональное и экономное ведениебухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величиныпредприятия (требование рациональности).
При формировании учетнойполитики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организациибухгалтерского учета осуществляется выбор одного варианта из несколькихдопускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в системунормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
Методический аспект учетапредусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизациипо различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.
Методический аспектвключает:
1.  Критерий отнесения предметов косновным средствам и МБП.
2.  Способ погашения стоимости находящиесяв эксплуатации МБП.
3.  Порядок начисления износа(амортизации) основных фондов.
4.  Порядок начисления амортизации понематериальным активам.
5.  порядок финансирования ремонтаосновных средств.
6.  Метод оценки сырья, материалов идругих ценностей (производственных запасов).
7.  Формирование учетных группматериальных ценностей.
8.   Сроки погашения расходов будущихпериодов.
9.   Перечень резервов предстоящихрасходов и платежей.
10. Метод определения выручки отреализации продукции (работ, услуг).
11. Порядок создания резервов посомнительным долгам. Необходимость, порядок создания и использования фондовспециального назначения.
 Технический аспект – какреализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета.
Техническийаспект предполагает следующие ее составляющие:
1.  План счетов бухгалтерского учета.
2.  Форма бухгалтерского учета.
3.  Технология обработки учетнойинформации.
4.  Организация внутрипроизводственногоконтроля.
5.  Организация составления отчетности.
6.  Инвентаризация имущества иобязательств.
Организационный аспект — как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы,ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другимиэлементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характернымидля становления и формирования рыночной экономики.
Учетнаяполитика, избранная предприятием, подлежит оформлению соответствующейорганизационно-распорядительной документацией (прил. 5). Основное назначениеэтой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетнойполитики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их впрактике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем.Необходимость в этом обуславливается двумя факторами. Во-первых, нормальнаядеятельность предприятия невозможна без упорядоченности его внутренней жизни,одним из аспектов которой является бухгалтерский учет. Во-вторых, влияниеучетной политики на результаты работы предприятия столь существенно, чтотребует решения первого руководителя предприятия.
Методыведения бухгалтерского учета на ООО «РегионОптТорг» прописаны в учетнойполитике ООО «РегионОптТорг» (прил. 5)
Бухгалтерская отчетностькак единая система данных об имущественном и финансовом положении организации ио результатах ее хозяйственной деятельности составляется на основе данныхбухгалтерского учета. В соответствии с законодательством ООО «РегионОптТорг»представляет в составе промежуточной бухгалтерской отчетности бухгалтерскийбаланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Представляемаябухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму, оформленному вустановленном порядке и содержащему информацию о составе представляемойбухгалтерской отчетности. [8].
Форма № 1 в соответствиис законом представляет собой статьи, как в активе, так и в пассиве,сгруппированные в разделы. Связь структуры бухгалтерского баланса склассификацией хозяйственных средств видна из таблицы (табл. 1)Таблица1Состав хозяйственных средств В каком разделе актива баланса отражаются Источники формирования средств В каком разделе пассива баланса отражаются Внеоборотные I Собственные III Оборотные II Привлеченные: А) долгосрочные IV Б) краткосрочные V
ООО«РегионОптТорг» в соответствии с установленными законодательством срокамипредоставления бухгалтерской отчетности предоставляет Ежеквартально до 31-гочисла месяца, следующего за отчетным кварталом — декларация по налогу на имущество,бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма№2). [1]
Форма №2 содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятияза отчетный период. В этой форме показаны размеры валового дохода или убытка исостоят из следующих показателей:
-                      доходот основной деятельности;
-                      доходот не основной деятельности;
-                      доходыи расходы от прочих вне реализационных операций (штрафы, убытки от безнадежныхдолгов и другие.). [11]
Экономический анализфинансово-хозяйственной деятельности начинается с оценки финансового состоянияпо данным бухгалтерского баланса (прил. 2).
В графе3 показываются данные на начало года, которые должны соответствовать даннымграфы 4 бухгалтерского баланса годового отчета за предыдущий год с учетомизменений, связанные с применением Положения о бухгалтерском учете«Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) и Положения по бухгалтерскомуучету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98).
Длясопоставления данных баланса на начало и конец года номенклатура статейутвержденного бухгалтерского баланса за предыдущий отчетный год приводится всоответствие с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них,установленных для бухгалтерского баланса на конец года. [12]
Вывод: Бухгалтерский учет на ООО«РегионОптТорг» ведется в соответствии с учетной политикой предприятия. Такжеежеквартально сдается бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

2.3.    Бухгалтерскийбаланс организации и его анализ
В данном разделерассматривается бухгалтерский баланс ООО «РегионОптТорг» в соответствии с фактическизаполняемыми статьями. Рассматриваем актив баланса: I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. На ООО «РегионОптТорг» заполняются 2статьи из данного раздела: Нематериальные активы (110), основные средства (120).Статья 110 показывает наличие нематериальных активов. Данные по соответствующейстроке приводятся по остаточной стоимости нематериальных активов, т.е. пофактическим затратам на приобретение за минусом начисленной амортизации. Вданной организации к нематериальным активам относятся программы для компьютеров.Амортизационные отчисления определяются линейным способом. Начислениеамортизации нематериальных активов производится независимо от результатовдеятельности организации в отчетном периоде.
Статья 120 показываются данные по основнымсредствам по остаточной стоимости. К основным средствам относятся материальныеценности сроком службы более 12 месяцев. На ООО «РегионОптТорг» к основнымсредствам относят: компьютеры, стеллажи для товарной продукции, штабелеры(погрузочно-разгрузочные машины). Амортизация начисляется линейным способом.
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. Заполняютсяследующие статьи: Статья Запасы (210) подстатья 211 «Сырье, материалы и другиеаналогичные ценности». Фактическая себестоимость материально-производственныхзапасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затраторганизации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость ииных возмещаемых налогов. По статье 220 «Налог на добавленную стоимость поприобретенным ценностям» отражается сумма налога на добавленную стоимость поприобретенным материальным ресурсам, малоценным и быстроизнашивающимсяпредметам, основным средствам, нематериальным активам и другим ценностям,работам и услугам, подлежащая отнесению в установленном порядке в следующихотчетных периодах в уменьшение сумм налога для перечисления в бюджет илиуменьшения соответствующих источников их покрытия (финансирования). Статья 240 «Дебиторскаязадолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетнойдаты)», 241 «Покупатели и заказчики» показываются, по договорной или сметнойстоимости, отгруженные товары покупателям до момента поступления платежей заних на расчетный счет организации. Статья 260 «Денежные средства» по статьям«касса», «расчетные счета» и «валютные счета» показывается остаток денежныхсредств организации в кассе, на расчетных и валютных счетах в банках.
Рассматриваем пассивбаланса: III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ. Статья 410 «Уставныйкапитал» показывается уставный капитал ООО «РегионОптТорг», образованный засчет вкладов ее участников в соответствии с учредительными документами. Статья470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» показываетсянераспределенная прибыль отчетного периода, исчисляемая как разница междувыявленными на основании бухгалтерского учета всех операций организации иоценки статей бухгалтерского баланса в соответствии с Положением по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ финансовым результатам заотчетный период и причитающейся к уплате суммой налогов и иных аналогичныхобязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения(в т.ч. по расчетам с государственными внебюджетными фондами), за счет прибыли.Непокрытый убыток – показывается убыток организации за отчетный период какразница между выявленными на основании бухгалтерского учета всех операцийорганизации и оценки статей бухгалтерского баланса в соответствии с Положениемпо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ финансовымрезультатом за отчетный период и причитающейся к уплате суммой налогов и иныханалогичных обязательных платежей в соответствии с законодательством РФ,включая санкции за несоблюдение правил налогообложения (в т.ч. по расчетам сгосударственными внебюджетными фондами), за счет прибыли.
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: Статья510 «Займы и кредиты» показываются непогашенные суммы заемных средств,подлежащие погашению в соответствии с договорами более чем через 12 месяцевпосле отчетной даты.
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: Статья610 «Займы и кредиты» отражаются заемные средства, подлежащие погашению втечение 12 месяцев после отчетной даты.
В группе статей «Кредиторскаязадолженность» (620): по статье «Поставщики и подрядчики» (621) показываетсясумма задолженности поставщикам и подрядчикам за поступившие материальныеценности. Статья 622 «Задолженность перед персоналом организации» показываетначисленные, но еще не выплаченные суммы оплаты труда. По статье 623 «Задолженностьперед государственными внебюджетными фондами» отражается сумма задолженности поотчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение имедицинское страхование работников организации. Статья 624 «Задолженность поналогам и сборам» показывает, какаю, задолженность имеет ООО «РегионОптТорг» повсем видам платежей в бюджет, включая подоходный налог с работниковорганизации.
В курсовой работе напримере бухгалтерского баланса ООО «РегионОптТорг» проведем анализ ликвидностибухгалтерского баланса.
Задача анализаликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку платежеспособностиорганизации, т.е. ее способности своевременно и полностью рассчитываться повсем своим обязательствам.
Ликвидность балансаопределяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срокпревращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.
А1. Наиболее ликвидныеактивы – все статьиденежных средств и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).
А1 = стр. 250 + стр. 260
А1н = 25; А1к= 0
А2. Быстрореализуемыеактивы – дебиторскаязадолженность платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетнойдаты.
А2 = стр. 240.
А2н = 1; А2к= 36
А3. Медленно реализуемыеактивы – статьи раздела II актива баланса, включающие запасы,налог на добавленную стоимость, дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаютсяболее чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы:
А3 = стр. 210 + стр. 220+ стр. 230 + стр. 270
А3н = 4; А3к= 8
А4. Труднореализуемыеактивы – статьи раздела I актива баланса – внеоборотныеактивы:
А4 = стр. 190
А4н = 768; А4к= 793
Пассив балансагруппируются по степени срочности их оплаты.
П1. Наиболее срочныеобязательства – к нимотносится кредиторская задолженность:
П1 = стр. 620
П1н = 32; П1к= 202
П2. Краткосрочные пассивы – это краткосрочные заемныесредства, задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочныепассивы:
П2 = стр. 610 + стр. 630+ стр. 660
П2н = 645; П2к= 0
П3. Долгосрочные пассивы – это статьи баланса, относящиеся кразделам IV и V, т.е. долгосрочные кредиты и заемные средства, а такжедоходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов иплатежей:
П3 = стр. 590 +стр. 640 +стр.650
П3н = 0; П3к= 658
П4. Постоянные, илиустойчивые, пассивы –статьи раздела III баланса«Капитал и резервы»:
П4 = стр. 490
П4н = 121; П4к=-23
Баланс считаетсяабсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: А1 /> П1; А2 /> П2; А3 /> П3; А4 /> П4.
Сопоставление ликвидныхсредств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:
ü   Текущая ликвидность, котораясвидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности ( — ) организациина ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени:
ТЛ = (А1+А2) – (П1+П2)
ТЛн = (25+1) –(32+645) = — 651
ТЛК = (0+36) –(202+0) = — 166
ü   Перспективная ликвидность – прогнозплатежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей:
ПЛ = А3 – П3
ПЛн = 4-0 = 4
ПЛк = 8-658 =- 650
Для анализа ликвидностибаланса составляется таблица (прил.3). В графы этой таблицы записываются данныена начало и конец отчетного периода из сравнительного аналитического баланса погруппам актива и пассива. Сопоставляя итоги этих групп, определяют абсолютныевеличины платежных излишков или недостатков на начало и конец отчетногопериода.По даннымтаблицы имеем: А1 П4
В итоге можно сделатьвывод, что на данный период предприятие является не платежеспособным.
Сопоставление первых двухнеравенств свидетельствует о том, что в ближайший к рассматриваемому моментупромежуток времени организации не удастся поправить свою платежеспособность.Причем за анализируемый период возрос платежный недостаток наиболее ликвидныхактивов для покрытия наиболее срочных обязательств. [12]
Расчет коэффициентовплатежеспособности (ликвидности) приведены в приложении 4.
Вывод: На основании бухгалтерского балансаможно сделать выводы о платежеспособности предприятия, рассчитав коэффициентыликвидности (платежеспособности). По данным баланса анализируется финансовоеположение предприятия.

3.        Мероприятияпо улучшению процесса составления и предоставления бухгалтерского баланса.
Говоря о тенденциях развитияотечественной бухгалтерской отчетности и ее перспектив, необходимо отметитьцеленаправленное сближение баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений кним с международными стандартами учета и отчетности. Переход к международнымстандартам учета и отчетности позволяет с наименьшими затратами времени и силнайти методические подходы к отражению новых для России объектов учета,привести бухгалтерскую информацию к виду, удобному для ее пользователей.Созданная в России многоуровневая система нормативного регулированиябухгалтерского учета позволила в течение нескольких последних лет плавноперейти к принятой во всем мире терминологии и принципам учетной работы. Но вто же время это лишь первый шаг на пути сближения отечественного учета иотчетности с международными стандартами. Задачей последних является не столькоописание методов учета, сколько установление единых требований по раскрытиюинформации в публикуемых отчетах. А на этом направлении существует еще немалопроблем.
Длямногих российских предприятий применение МСФО является обязательныминструментом для перехода на качественно новую ступень развития. К 2010году прогнозируется широкий переход российских компаний на МСФО. На повесткедня вопрос, как организовать внедрение МСФО, а не вопрос, нужна ли МСФО России.
Принято считать, чтопроцесс внедрения МСФО требует совершенно других знаний и навыков работы сновыми стандартами, которые, по сути, являются лишь требованиями кпредоставляемой отчетности, а не стандартами учета, как, например ПБУ [3]
С помощью внедрениямеждународных стандартов финансовой отчетности (МСФО, IFRS), компаниистановятся прозрачнее и эффективнее.
Внедрив на предприятииинформационную систему, которая позволит автоматически проводить конвертациюучетных данных из РСБУ в МФСО, удастся сэкономить массу времени. Таким образом,решение проблемы оперативной подготовки отчетности по МСФО заключено вавтоматизации учета.
В таких проектахиспользуется программный продукт «ИНТАЛЕВ. Корпоративные финансы2005» — первый программный продукт в России, сертифицированный институтомпрофессиональных бухгалтеров и аудиторов. По мнению экспертного совета пометодологии автоматизации бухгалтерского учета, аудита и экономического анализаИПБ России программа обладает необходимыми средствами, позволяющимиорганизовывать ведение учета и составление отчетности в соответствии стребованиями МСФО, и может быть рекомендована для организации и ведения учета вкомпаниях.
Внедрение МСФО с помощью«ИНТАЛЕВ» позволяет достичь таких эффектов, как:
ü   Формирование отчетности для внешнихинвесторов и зарубежных партнеров в сжатые сроки с высокой точностью и сминимальными трудозатратами;
ü   Отчетность компании легко аудируетсяи подтверждается ведущими мировыми аудиторами;
ü   Отчетность по международнымстандартам позволяет объективно оценивать состояние и принимать обоснованныеуправленческие решения;
ü   Компания получает международнуюрепутацию инноватора, и серьезного партнера международного уровня;
ü   Надежная управленческая отчетностьформируется в более быстрые сроки;
ü   Минимизация роста затрат на ведениеМСФО.
Сравнениесостава финансовой отчётности, которую должны предоставлять организации всоответствии с МСФО и российским законодательством представлены в таблице(прил. 6)
Состав отчетности по российскому законодательству приведен всоответствии с нормативными актами Министерства финансов РФ [2]
Можно сказать, что принятие МСФО должно повлечь за собойположительный результат.
Так как в ООО«РегионОптТорг» баланс составляет главный бухгалтер, то для оперативности егосоставления было бы удобнее ввести дополнительную внутреннюю отчетность поотдельным участкам бухгалтерского учета. В итоге бухгалтерский балансзаполнялся бы на основании внутренней отчетности методом перенесения остатковиз внутреннего отчета в соответствующую строку баланса. В итоге значительносокращается трудоемкость при заполнении формы.
Положительно повлияет введениена предприятии программы автоматизации составления баланса, в которой данныедля баланса заполнялись бы автоматически на отчетную дату, на основанииопераций проведенных в течение отчетного периода. Это помогло бы избежатьошибок связанных с человеческим фактором (арифметические ошибки). Как известно,формы отчетности периодически изменяются: по мере внесения изменений взаконодательство могут быть изменены существующие или введены новые налоговыедекларации и другие виды отчетных форм.
Как показывает практикаприменения программ фирмы «1С», в некоторых случаях у пользователейвозникают проблемы определения, в соответствии с каким нормативным актом должнапредставляться та или иная форма отчетности.
В «1С: Бухгалтерии8.0» реализован удобный сервис, не позволяющий допускать подобные ошибки:автоматическое определение редакции формы отчетности в зависимости отвыбранного отчетного периода.
При подготовкерегламентированных отчетов, в зависимости от выбранного пользователем отчетногопериода, «1С: Бухгалтерии 8.0» автоматически подберет соответствующуюредакцию формы: актуальную — для представления текущей отчетности, илиустаревшую — для представления исправительной отчетности за прошлые отчетныепериоды.
Подготовка любых формотчетности начинается с заполнения титульного листа (или шапки) информацией оботчитывающейся организации или индивидуальном предпринимателе. Заполнение этойинформации вручную для многочисленных отчетных форм может занять значительноевремя. Поэтому в «1С: Бухгалтерии 8.0» вся информация оналогоплательщике вводиться в справочник «Организации», откуда ужеона извлекается при подготовке регламентированных отчетов и используется длязаполнения титульных листов.
Формы регламентированнойотчетности в «1С: Бухгалтерии 8.0» имеют возможность автоматическогозаполнения по данным информационной базы: если пользователь программы аккуратновел учет в течение отчетного периода, составление отчетности не займет многовремени.Также нужноорганизовать электронную передачу отчетности в соответствующие налоговыеорганы. Это мероприятие значительно сократит время передачи отчета. Приавтоматизации бухгалтерскую отчетность можно было бы отправлять с рабочегоместа. Неотъемлемой частью автоматизации является то, что при электроннойпередаче все данные защищены от несанкционированного просмотра и каких-либоизменений.
Сегодня информационныетехнологии могут обеспечить не только автоматизацию ведения бухгалтерскогоучета и подготовку отчетности для контролирующих органов, но и позволяютпредоставлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в электронномвиде по телекоммуникационным каналам связи. При этом пользовательавтоматизированной информационной системы получает целый ряд преимуществ:
ü   нет необходимости посещать налоговуюинспекцию и стоять в очередях;
нет необходимости дублироватьотчетность на бумажных носителях;
ü   исключаются ошибки операторов при вводе данных в информационнуюсистему ФНС;
ü   повышается оперативность обработкиданных;
ü   увеличивается время на подготовкуотчетов за счет круглосуточной работы сервера;
ü   обеспечивается конфиденциальностьпередаваемых данных — отчеты отправляются в зашифрованном виде с использованиемсертифицированных средств криптографической защиты информации;
ü   снижается количество техническихошибок в отчетах (перед отправкой файлы отчетности проходят контроль направильность заполнения в соответствии с требованиями формата);
ü   обеспечивается подтверждение доставкиотчетности в контролирующие органы;
ü   предоставляется возможность полученияобщедоступной информации от налоговых органов – режим свободной переписки;
ü   автоматическое обновление форм отчётности
ü   предоставляется возможность полученияинформационной выписки.
Для обеспечениятехнического и организационного взаимодействия налогоплательщиков и налоговыхорганов региональные Управления ФНC заключают соглашения с организациями,именуемыми специализированными операторами связи, которые предоставляют услугипо обмену открытой и конфиденциальной информацией в рамках системыпредставления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде потелекоммуникационным каналам связи и соответствуют требованиям, изложенным вПриказе МНС РФ от 10 декабря 2002 года № БГ-3-32/705 «Об организации ифункционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерскойотчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
Для перехода на любуюбезбумажную технологию, у бухгалтера, прежде всего, должен быть компьютер идоступ к Интернету. А чтобы передавать по каналам связи налоговую ибухгалтерскую отчетность дополнительно необходимо установить также специальнуюпрограмму.
Налоговая и бухгалтерская отчетность, представляемая в налоговыеорганы в электронном виде, должна соответствовать формату, утверждённому ФНСРоссии. Перечень отчётности, доступной для сдачи в электронном виде, постояннорасширяется. Форматы представления в электронном виде деклараций (расчётов) порегиональным и местным налогам и сборам, принятие которых осуществляется не нафедеральном уровне, утверждаются управлениями ФНС России в соответствии седиными требованиями к форматам представления налоговых деклараций вэлектронном виде по региональным и местным налогам, утверждённым приказом МНСРоссии от 12.02.2003 № БГ-3-13/58.
Федеральные законы:
«Об электронной цифровойподписи» от 10.01.2002 № 1-ФЗ
«О бухгалтерском учете (сизменениями и дополнениями)» от 21.11.1996 № 129-ФЗ
«О внесении изменения встатью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 28.12.2001 №180-ФЗ
Приказы МНС:
Приказ МНС России№БГ-3-32/169 от 2 апреля 2002 года
Приказ МНС России№БГ-3-32/705 от 10 декабря 2002 года [4]
Вывод: Можно сказать, что стремлениепредприятий максимально автоматизировать бухгалтерский учет и процесссоставления отчетности даст положительные результаты. Во время информационныхтехнологий не пользоваться ими – значит усложнять работу. Применениебухгалтерских программ, при условии правильной настройки и квалифицированногообслуживания программы поможет избежать многих ошибок. Все это касаетсянастоящего времени. В данный момент многие компании перешли на применение МСФО,но далеко не все. Это связано в первую очередь со спецификой российскойотчетности. Конечно, применение МСФО имеет множество преимуществ, но этоперспектива в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изложенногоматериала можно однозначно сказать, что бухгалтерский баланс имеет огромноезначение в деятельности любого предприятия. Бухгалтерский баланс важнейшийисточник информации о финансовом положении организации за отчетный период. Таккак баланс – форма строгой отчетности, то в изложенном материале приведенытребования по составлению данной формы и оценки статей. Также бухгалтерскийбаланс является реальным средством коммуникации.
Выделены пять этаповсовершенствования бухгалтерского баланса с этапа становления (1898г) досовременного составления отчетности. Пройдя все этапы, бухгалтерская отчетностьнеуклонно приближается к международным стандартам. Постановление № 3708-1 «Огосударственной программе перехода Российской Федерации на принятую вмеждународной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиямиразвития рыночной экономики» — первый документ, который свидетельствует, чтополитика государства в области регулирования бухгалтерского учета направлена напостроение нормативной и правовой базы в соответствии с МСФО.
Развитие хозяйственнойдеятельности и бухгалтерский учет, и соответственно, отчетность тесно связанымежду собой. Развитие хозяйственной деятельности, компаний непременно требуетведения учета и составления отчетности. С усложнением деятельности, изменяетсяи отчетность. В процессе возникает необходимость, как детализации статей, так иих объединение или сокращение.
Бухгалтерский учет на ООО«РегионОптТорг» ведется в соответствии с учетной политикой предприятия. Такжеежеквартально сдается бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
На основаниибухгалтерского баланса можно сделать выводы о платежеспособности предприятия,рассчитав коэффициенты ликвидности (платежеспособности). По данным балансаанализируется финансовое положение предприятия.
Можно сказать, чтостремление предприятий максимально автоматизировать бухгалтерский учет ипроцесс составления отчетности даст положительные результаты. Во времяинформационных технологий не пользоваться ими – значит усложнять работу.Применение бухгалтерских программ, при условии правильной настройки иквалифицированного обслуживания программы поможет избежать многих ошибок. Всеэто касается настоящего времени. В данный момент многие компании перешли наприменение МСФО, но далеко не все. Это связано в первую очередь со спецификойроссийской отчетности. Конечно, применение МСФО имеет множество преимуществ, ноэто перспектива в будущем.

Списоклитературы
1.         www.cfo-audit.ru
2.        www.cfin.ru
3.        www.intalev.nnov.ru
4.        www.omega.ru
5.        Анализ измененийв бухгалтерском учете и бухгалтерской финансовой отчетности Ю.П. Никольская,П.А. Спиридонов, «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии», N1, январь 2007 г.
6.        БадмахалгаевЛ.Ц., Санжарыкова Е.Н. Бухгалтерский учет: история, методология, организация. — Элиста: АПП «Джангар», 2004
7.         Барышников Н.П.Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. Том I – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998
8.        Бухгалтерскийучет: официальные материалы. – М.: ИНФРА-М, 2001
9.        Бухучет иотчетность-2007: горячая линия М.С. Полякова, «Российский налоговыйкурьер», N 13-14, июль 2007 г.
10.     Власова В.М.Первичные документы – основа финансовой отчетности. – М.: Финансы и статистика,1999
11.     Давлетьянов А.Х.Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа// Вестник оренбургского государственного университета № 5, 2006. – с. 75 – 77
12.      Донцова Л.В.,Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Издательство«Дело и Сервис», 2001
13.     Карельская С.Н.Бухгалтерские балансы российских компаний XIX – XX вв// Известия С.-Петербургского университета экономики и финансов № 3, 2006. – с.171 – 174
14.     Ковалев В.В.,Патров В.В. Как читать баланс. – М.: Финансы и статистика, 2002
15.     Лианский М.Е.Профессиональное суждение и бухгалтерская отчетность организации //Бухгалтерский учет № 24, 2006. – с 71 – 72
16.     Малькова Т.Н.Древняя бухгалтерия: какой она была? – М.: Финансы и статистика, 1995
17.     НоводвинскийВ.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. – М.: Изд-во «Бух.учет», 2004.
18.     НоводвинскийВ.Д., Пономарева Л.В. Становление бухгалтерской отчетности – М.: Бухгалтерскийучет, 2000
19.     Палий В.Ф. Ометоде бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет № 7, 2006. – с. 55 – 60
20.     Пачоли ЛукаТрактат о счетах и записях – М.: Финансы и статистика, 1994
21.     Понятие,построение и содержание бухгалтерского баланса www.money-counter.ru
22.      Сладкова С.А.Развитие бухгалтерской отчетности в России // Современный бухучет № 12, 2005. –с. 36 – 43
23.     Соколов Я.В.Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996
24.     Соколов Я.В. ЛукаПачоли и его время: становление и развитие учета
25.     Соколов Я.В.Очерки по истории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 1991
26.     Учитываемизменения при составлении годовой бухгалтерской отчетности М.С. Полякова,«Российский налоговый курьер», N 5, март 2007 г.
27.     Феоктистов И.А.Бухгалтерский баланс (ф № 1) // Главбух № 19, 2005. – с. 40 – 49
28.      Хорин А.Н.Принципы формирования бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет № 23,2006. – с. 50 – 52
29.     Цыганков К.Ю.Бухгалтерский баланс в историческом развитии www.econom.nsc.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.