Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Исправление ошибок в учетных регистрах. Предмет и метод бухгалтерского учета

СОДЕРЖАНИЕ
 
1. Исправление ошибок в учетныхрегистрах. 2
2. Предмет и методбухгалтерского учета. 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ… 15 
1. Исправление ошибок вучетных регистрах
От ошибок в учете незастрахован никто. Причиной тому могут быть несвоевременное поступление ворганизацию первичных учетных документов, неправильное исчисление облагаемойбазы по налогам, ошибочная корреспонденция счетов и т.д. Нередко к учетупринимаются первичные документы, не оформленные в соответствии с требованиямизаконодательства, что приводит к неправомерному отражению в регистрахбухгалтерского и налогового учета расходов. В результате искажаются данныефинансовой (бухгалтерской) и налоговой отчетности.
Согласно п. 39 Положенияпо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, измененияв бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и кпредшествовавшим периодам (после ее утверждения), следует производить вотчетности, составляемой за отчетный период, в котором обнаружены искаженияданных. Иными словами, ошибки в бухгалтерском учете нужно исправлять в томмесяце, в котором они обнаружены.
Если выявленонеправильное отражение хозяйственных операций текущего периода до окончанияотчетного года, исправления производятся записями по соответствующим счетамбухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, в котором искажения выявлены(п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности,утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н, далее — Указания).
Чтобы исправить ошибки,допущенные в отчетном году, достаточно внести исправления в первичные учетныедокументы и регистры бухгалтерского учета.
Запись в учетные регистрыосуществляется ручным или машинным способом. В первом случае операциирегистрируются вручную чернилами или шариковой ручкой (в тех случаях, когданеобходимо сделать несколько экземпляров, — путем копирования). Машинную записьпроизводят при использовании пишущих машин и средств автоматизации.
Записи в учетныхрегистрах производят не позднее следующего дня после получения первичныхдокументов. Они должны быть краткими, аккуратными, четкими, ясными,разборчивыми. После регистрации хозяйственной операции в учетном регистре набухгалтерской проводке или на самом первичном документе делают соответствующуюотметку для облегчения последующей проверки правильности разноски. По окончаниимесяца по каждой странице учетных регистров подводятся итоги. Итоговые записисинтетических и аналитических регистров обязательно сверяются путем составленияоборотных ведомостей или другим способом.
Содержание регистровбухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности являетсякоммерческой тайной.
После утверждениягодового отчета учетные регистры группируют, переплетают и сдают на хранение втекущий архив организации.
Пунктом 3 ст. 10 Закона N129-ФЗ определено, что при хранении регистров бухгалтерского учета следуетобеспечивать их защиту от несанкционированных исправлений. В то же время впрактической деятельности бухгалтеров иногда возникают ситуации, когда врегистры бухгалтерского учета или в отчетность попадают ошибочные данные.
Однако одногоустановления фактов наличия ошибок еще недостаточно, так как неизвестно, гдепроизошла ошибка и в чем она заключается. За выявлением ошибки должно следоватьее нахождение, т. е. отыскание того регистра, в котором произошла ошибка, суммыошибки и т.п. Необходимо также определить сущность и характер ошибки.
Наиболее распространеннымспособом отыскания ошибок является сплошная проверка записей в регистре. Сутьэтого способа состоит в том, что все записи в учетном регистре, содержащемошибку, последовательно сверяются с документами. При такой проверке ошибочнаязапись будет найдена.
На практике применяются идругие способы нахождения ошибок.
В основе их лежатразработанные схемы взаимопроверки счетных записей и итоговых показателейучетных регистров.
После того как ошибканайдена, производится ее исправление. Правильное исправление ошибки в счетныхзаписях имеет большое значение для обеспечения достоверности учетных сведений.
Характер ошибок бываетразличный: нарушение принципа двойной записи, ошибки в корреспонденции счетов,когда сумма хозяйственной операции записывается не на тот счет, на которыйнужно, хотя и в правильной сумме и т.д.
Исправление ошибок врегистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписьюлица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. В тексте и цифровыхданных первичных документов и учетных регистров подчистки и неоговоренныеисправления не допускаются.
Для исправления ошибок впервичных документах и учетных регистрах, составленных вручную (за исключением банковскихи кассовых документов), применяется следующий способ:
Корректурный неправильныйтекст или сумма зачеркиваются, над зачеркнутым текстом записываются правильныйтекст или сумма. Зачеркивание производится одной чертой, для того чтобыисправленный текст можно было прочитать. Исправление ошибки оговаривается иподтверждается: в документе подписями лиц, подписавших документ, в учетныхрегистрах г лицом, производившим исправление. Оговорка делается на полях противисправленной записи.
Корректурным способомпользуются в случаях допущенных описок, неправильного подсчета итогов, а такжезаписи операции не в тот учетный регистр, который указан в бухгалтерскойпроводке. В приходных и расходных кассовых ордерах исправления не допускаются.При перенесении итогов в Главную книгу никакие исправления не допускаются. Вэтом случае на сумму допущенной ошибки составляют бухгалтерскую справку, данныекоторой заносятся в Главную книгу отдельной строкой.
Исправление ошибок вучетных регистрах кроме корректурного способа производится способомдополнительной проводки и способом «красного сторно».
Дополнительная проводкаприменяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрахуказана правильная нумерация счетов, но записана сумма операции меньше действительной.Исправление делается путем составления дополнительной записи с той жекорреспонденцией счетов на сумму разницы между правильной суммой операции исуммой, отраженной предыдущей бухгалтерской записью.
Пример. Согласно условиямдоговора с оператором связи организация оплачивает междугородные имеждународные телефонные переговоры ежемесячно после выставления счета-фактурыи расшифровок АТС. За апрель текущего года получен счет на сумму 2784,80 руб.(в том числе НДС — 424,80 руб.).
Данные операции отражаютсяследующим образом:Корреспонденция Сумма, Содержание операции счетов руб. Дебет Кредит 26 60 2360 Отражена в составе расходов организации стоимость услуг связи 19 60 424,8 Отражена сумма НДС 68 19 424,8 Принят к вычету НДС 60 51 2784,8 Оплачены услуги связи согласно счету- фактуре
Бухгалтер ошибочноотразил в составе расходов стоимость услуг связи в сумме 2060 руб. В результатесумма операции занижена на 300 руб.
Предположим, чтодопущенная ошибка обнаружена бухгалтером в мае. В момент обнаружения ошибкиследует сделать дополнительную запись с той же корреспонденцией счетов нанедостающую сумму, т.е. на 300 руб.:
Д-т 26«Общехозяйственные расходы», К-т 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» — 300 руб. — отражена в составе расходов стоимость услугсвязи, ошибочно не учтенная в апреле.
«Красное сторно»применяется в тех случаях, если в учетных регистрах указана неправильнаякорреспонденция счетов или большая, чем следовало сумма операции. Суть этогоспособа состоит в том, что ошибочная проводка повторяется в той жекорреспонденции счетов красными чернилами (в автоматизированных системах сознаком «минус»). Эта проводка отражается во всех связанных с ней учетныхрегистрах красными чернилами. При подсчете итогов в учетных регистрах суммы,записанные красными чернилами не прибавляются, а вычитаются из итогов, темсамым неправильная запись аннулируется. После этого составляется новая проводкас правильными данными и записывается в регистры обычным способом.
Способ «красное сторно»применяется в бухгалтерском учете не только для исправления ошибок, но и для корректировкиучетных данных по отдельным счетам.
Пример. Воспользуемсяусловием предыдущего примера, но предположим, что бухгалтер ошибочно отразил всоставе расходов стоимость услуг связи в сумме 2660 руб. Таким образом, суммаоперации превышена на 300 руб.
В мае бухгалтер обнаружилошибку и сделал в учете исправительные записи методом «красногосторно»:Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание операции Дебет Кредит 26 60 2660 Сторно! Отражена в составе расходов организации стоимость услуг связи за апрель 26 60 2360 Отражена в составе расходов организации стоимость услуг связи за апрель
Все исправления, вносимыев бухгалтерский учет, должны быть оформлены документально. Таким документомможет стать бухгалтерская справка, в которой бухгалтер указывает причины, покоторым возникла ошибка, поясняет смысл вносимых в учет исправлений иизменений, отражает корреспонденцию счетов и суммы.
Как было отмечено,первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если онисоставлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичнойучетной документации. Однако ни один из альбомов унифицированных форм первичнойучетной документации не содержит формы бухгалтерской справки. В данной ситуациипервичный учетный документ может быть разработан организацией самостоятельно.При его разработке необходимо учитывать требование п. 13 Положения обухгалтерском учете и отчетности, а также ст. 9 Закона N 129-ФЗ. В частности,первичный учетный документ будет принят к учету, если он содержит следующиеобязательные реквизиты:
o наименование документа;
o дату составления документа;
o наименование организации, от именикоторой составлен документ, что позволяет определить принадлежность документаконкретной организации;
o содержание хозяйственной операции,вытекающее из названия документа;
o измерители хозяйственной операции внатуральном и денежном выражении;
o наименование должностей лиц,ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ееоформления;
o личные подписи указанных лиц и ихрасшифровки (включая случаи создания документов с применением средстввычислительной техники).
В расшифровке подписивначале следует ставить инициалы и лишь затем фамилию (например: И.С. Петров).
Практика показывает, чтобухгалтеры коммерческих организаций в основном разрабатывают и используюттекстовую форму бухгалтерской справки. Бухгалтеры бюджетных учреждений дляисправления ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, используютсправку (форма 0504833), предусмотренную Приказом Минфина России от 10.02.2006N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету». На основаниисправки производятся бухгалтерские записи, связанные с исправлением ошибок вжурнале операций или ином бухгалтерском документе, при этом делается ссылка наномер и дату исправляемого документа, приводится обоснование внесенияисправлений. 2. Предмет и методбухгалтерского учета
Предметомбухгалтерского учета в обобщенном виде выступает финансово-хозяйственнаядеятельность предприятия, в более конкретном виде предмет состоит измногочисленных и разнообразных объектов.
Под объектамибухгалтерского учета понимаются материальные и де-нежные ценности, которымирасполагает данное предприятие, его юридические отношения с другимипредприятиями, а также те хозяйственные операции, в результате которыхизменяются эти ценности и отношения.
Объекты бухгалтерскогоучета можно объединить в две группы:
1 группа –объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия (основныесредства, денежные средства, нематериальные активы, различные фонды и резервы,капиталы, юридические отношения, материальные ценности – т.е., это средства иисточники);
2 группа – объекты,составляющие хозяйственную деятельность – хозяйственные процессы и ихрезультаты (процесс снабжения и реализации).
Имуществопредприятия классифицируется по видам: на необоротные активы и оборотныеактивы.
К необоротным активамотносятся: нематериальные активы, основные средства, незавершенныекапиталовложения, долгосрочные финансовые вложения.
Нематериальные активы — патенты, авторские права, товарные знаки, отложенные (организационные) расходы,цена фирмы (деловая репутация фирмы, «гуд-вилл»).
Основные средства — средства труда, участвующие в процессе труда в течение нескольких циклов,сохраняющих свою натуральную форму и постепенно, частями переносящих стоимостьна готовый продукт. Основные средства, в свою очередь, подразделяются наосновные средства производственного и непроизводственного назначения.
К основным средствампроизводственного назначения относятся здания цехов предприятия, зданиезаводоуправления, сооружения, передаточные устройства, оборудование,транспортные средства, измерительные и регулирующие приборы и устройства,вычислительная техника, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарьи принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетниенасаждения и прочие основные средства. В составе основных средств учитываютсянаходящиеся в собственности предприятия земельные участки, объектыприродопользования (вода, недра).
Основные средстванепроизводственного назначения не участвуют не-посредственно в процессепроизводства. Например, жилые дома, спортивные площадки и т.д.
Производственные запасы — предметы труда, которые потребляются в одном производственном цикле и целикомпереносят свою стоимость на продукт. К ним относятся: сырье и основныематериалы, вспомогательные материалы, топливо, запасные части, полуфабрикатысобственного производства, тара.
Малоценные ибыстроизнашивающиеся предметы — объекты бухгалтерского учета стоимостью меньше100 минимальных окладов, сроком службы менее одного года. Например, спецодеждаи спец. обувь, постельная принадлежность, инструменты, приспособления.
Незавершенноепроизводство – продукция, непрошедшая все стадии технической обработки. Готоваяпродукция — изделия, отвечающие государственному стандарту.
Объектомбухгалтерского учета являются денежные средства. Денежные средства поступаютпредприятию от покупателей за реализованную продукцию, оказанные услуги,выполненные работы; от банков в виде кредитов и т.п. К ним относятся деньги,находящиеся в кассе предприятия, на расчетном, валютном счетах банков, наспециальных счетах.
Задолженность предприятиюсо стороны физических лиц, организации, других предприятий называетсядебиторской.
Имущество предприятияклассифицируется по видам на необоротные и оборотные активы.
К необоротным активамотносятся нематериальные активы, основные средства, незавершенные капиталовложения,долгосрочные финансовые вложения (инвестиции в ценные бумаги).
Оборотные активы — материалы, сырье, полуфабрикаты, запчасти, топливо, готовая продукция, товарыотгруженные, дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочныефинансовые вложения, векселя полученные и др.
Имущество предприятияклассифицируется и по месту нахождения: в сфере производства, сфере обращения,внепроизводственной сфере.
К сфере производстваимущество относится: основные средства цехов основного и вспомогательного производства,сырье и материалы, топливо, запчасти, полуфабрикаты собственного производства,незавершенное производство, МБП и др.
К сфере обращенияотносятся готовая продукция, товары отгруженные, денежные средства, дебиторскаязадолженность.
К внепроизводственнойсфере относятся основные средства жилищно-коммунального хозяйства, оборудованиеи инвентарь клуба и т.п.
Имущество предприятияприобретается за счет источников.
По источникам образованияимущество подразделяется на собственные источники и заемные источники.
К собственным источникампредприятия относятся уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал,прибыль, фонд накопления, целевое финансирование.
К заемным источникамотносятся средства, представленные предприятию во временное пользование наопределенные цели, за плату, на определенный срок, по истечению которого онивозвращаются владельцу, т.е. перед предприятием возникают обязательства.
К ним относятся кредитыбанков, кредиторская задолженность, займы.
Кредиты банковподразделяются на долгосрочные и краткосрочные. Кредиторская задолженность — суммы, причитающиеся с данного предприятия в пользу других предприятий и лиц. Кней относят задолженность по оплате труда, бюджету по налогам; отчисления вовнебюджетные фонды, векселя к уплате, авансы полученные.
Дляосуществления производственно-хозяйственной деятельности имущество предприятиянаходится в постоянном движении, совершая кругооборот, который состоит из рядахозяйственных процессов: снабжения, производства и реализации.
Под методом бухгалтерскогоучета понимают совокупность способов, с помощью которых отражаются, исследуютсяи контролируются его объекты.
Научное содержание методабухгалтерского учета в том, что все хозяйственные явления отражаются в учете внепрерывном их движении и развитии, причем хозяйственные процессы исоставляющие их операции отражаются учетом не изолировано друг от друга, а вединстве, взаимосвязи и взаимозависимости.
Бухгалтерский учет имеетсвои собственные приемы и методы исследования, которые вытекают из сущности егопредмета.
Метод бухгалтерскогоучета включает в себя следующие элементы: документацию и инвентаризацию, оценкуи калькуляцию, счета и двойную запись, баланс и отчетность.
Документация –непрерывное, документально обоснованное отражение всех хозяйственных операций,имеющих денежное выражение. Для этого отдельные операции отражаются в первичныхдокументах, являющихся основой дальнейшей группировки данных в учетныхрегистрах с целью получения необходимых показателей. Не все хозяйственныеявления могут быть зафиксированы посредством документации (например,естественная убыль товарно-материальных ценностей, ошибки и просчеты приприемке товарно-материальных ценностей и денежных средств, недостачи ихищения). Все эти изменения можно оформить лишь при выявлении, а не тогда,когда эта недостача произошла. Выявить такие явления позволяет инвентаризация.
Инвентаризация – этопроверка наличия товарно-материальных и де-нежных средств и сопоставление сучетными данными (для получения реальных данных).
Документация иинвентаризация – это способы первичного отражения и контроля объектовбухгалтерского учета.
Оценка представляет собойвыражение в денежном измерении имущества предприятия и его источников. В основеоценки имущества предприятия лежат реальные затраты, выраженные в денежномизмерении. В целях сопоставимости оценка имущества и его источников дляотражения в балансе должна проводится единообразно на всех предприятиях.
Каждыйхозяйственный процесс состоит из ряда затрат, поэтому необходимо установить нетолько величину каждого вида затрат, но и их общую сумму, т.е. исчислитьсебестоимость, или составить калькуляцию, которая позволит определитьфактическую себестоимость объектов в денежной оценке.
Оценка и калькуляцияслужат для стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета.
Зафиксированные вдокументах хозяйственные операции необходимо систематизировать, т.е.зарегистрировать на бухгалтерских счетах. Потребность в счетах вызвана тем, чтосведения, содержащиеся в документах, дают разрозненную характеристику учетныхобъектов. Для обобщенного представления эти данные необходимо сгруппировать исуммировать. Такую функцию в бухгалтерском учете выполняют счета.
Хозяйственные операции насчетах бухгалтерского учета отражаются посредством двойной записи. Двойнаязапись – взаимосвязанное отражение двух явлений, вызываемых каждойхозяйственной операцией (запись на двух счетах и более).
Счета и двойная записьиспользуются с целью текущей группировки данных об объектах бухгалтерскогоучета.
Счетадают возможность накапливать и систематизировать данные, но на конкретном счетенет обобщенной информации по предприятию в целом. Для обобщения показателейслужит бухгалтерский баланс, в котором хозяйственные средства показываются вдвух разрезах:
1)по их видам и размещению;
2)по источникам образования и целевому назначению.
Этопозволяет видеть всю совокупность хозяйственных средств во взаимной связи иоблегчает проведение анализа обеспеченности ими предприятия.
Однимиз элементов метода бухгалтерского учета является отчетность, котораяпредставляет собой способ получения различных показателей о разных сторонахдеятельности предприятия за определенный период (месяц, квартал, полугодие,год).
Баланс и отчетностьявляются способами итогового обобщения данных бухгалтерского учета.
Основными задачамибухгалтерского учета являются:
o формирование полной идостоверной информации о хозяйственной деятельности предприятия и егоструктурных подразделений;
o контроль за наличием идвижением имущества, источников его образования;
o предотвращение потерь ивыявление резервов повышения эффективности хозяйственной и финансовойдеятельности;
o формирование фактическойсебестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказанных услуг;
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.   Бебнева Е.Б., Богачева И.В., СоколоваЕ.С. Теория бухгалтерского учета. – М.: ЮНИТИ, 2005.
2.   Теория бухгалтерского учета: Курслекций / Сост. Т.П. Рябова. − Изд-во БГУЭП, 2004. − 61 с.
3.   Базарова А. Исправление ошибоктекущего года в учете // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2007. – №36.
4.   www.platinalog.ru/topic5851.html
5.   www.smolgrad.ru/lawdigest/full/223.html
6.   www.yanakayevs.narod.ru/0005/0005-0007.html
7.   www.yanakayevs.narod.ru/0005/0005-0010.html
8.   www.yanakayevs.narod.ru/0005/0005-0021.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Xviii. Правовий режим земель промисловості, транспорту, зв’язку, енергетики, оборони та іншого призначення
Реферат Gerald Durrell "The garden of Gods"
Реферат Луи Орлеанский, герцог Немурский
Реферат А оказывает непосредственное воздействие на развитие экономики, так как предъявляет определенные требования к структуре расходной части государственного бюджета
Реферат Гражданско правовое регулирование договора финансовой аренды лизин
Реферат Организация перевозки грузов железнодорожным транспортом
Реферат Кукминхве
Реферат «Визитная карточка» проекта
Реферат Задача вихретокового контроля
Реферат Гепатит В Антигены и антитела
Реферат Walt Whitman. Philosophical basics of his work
Реферат Отчет по учебно-ознакомительной практике на примере туристического предприятия ООО Круиз , г. В
Реферат Чайный гриб
Реферат Государственный флаг Российской империи (проблема соотношения цветов в русской государственной символике)
Реферат Расчёт взлётной массы и компоновки вертолёта