Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Информационные системы в аудите

Содержание
Введение
Задачи компьютерной информационной системы аудиторскойдеятельности
Автоматизированные информационные технологии в аудиторскойдеятельности
Программное обеспечениеинформационных технологий аудиторской деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
Реформирование российской экономикиобусловило необходимость создания и развития новых экономических институтов, регулирующихвзаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которыхдостойное место должен занять институт аудита, являющийся неотъемлемой частью рыночныхотношений. Опыт становления и развития российского аудита показал невозможностьпрямого переноса методологии развитых капиталистических стран на реорганизуемуюэкономику постсоветского периода. Поэтому в настоящее время идет активная работанад созданием концепции развития аудита и в целом аудиторской деятельности для условийРоссии.
Основными целями создания данной концепцииявляется построение модели функционирования аудита, адекватной потребностям российскойэкономики, совершенствование форм и методов проведения аудиторских проверок с учетомразвития аудита в России и требований международных стандартов по бухгалтерскомуучету и аудиту.
В современных условиях становление аудитаи в целом аудиторской деятельности должно быть, прежде всего, направлено на реализациюи усиление контрольной функции аудита, что может быть достигнуто только в результатеперехода от модели подтверждающего к модели системно-ориентированного аудита. Такойподход требует активного применения средств и методов научного познания, и особеннометода моделирования, использующего мощные средства современной математики и информационныхтехнологий. Информационное моделирование позволит изучать особенности, свойства,взаимосвязи аудиторской деятельности, тенденции ее развития в России и за рубежом.Информационно-математическое моделирование аудиторской деятельности должно статьосновой процесса построения модели функционирования российского аудита.
Задачи компьютерной информационной системы аудиторскойдеятельности
В практике проектирования компьютернойинформационной системы аудиторской деятельности (КИС АД) прослеживаются два принципиальноразличающихся подхода к их созданию.
1. Использование набора тестов (рабочихтаблиц), ориентированных на ввод констатирующей информации о соблюдении тех илииных правил бухгалтерского учета. При этом бухгалтерская информация клиента полностьюили частично игнорируется. Этот путь может привести к существенному риску пропускаошибок, поэтому более перспективен второй подход.
2. Ориентирование на первичную информациюклиента, в которой отражены хозяйственные операции на синтетическом и аналитическомуровне. В этом случае требуются существенные затраты времени на ввод данных клиента.
В рамках второго подхода возможны дваспособа создания КИС АД:
1)система компьютеризацииаудита по этапам;
2)система компьютеризацииаудита по комплексам задач.
Система компьютеризации аудита по этапампредполагает использование сетевой архитектуры и хранение всех данных в единойбазе, к которой пользователи системы должны иметь авторизованный доступ соответствующегоуровня. Пользователям предоставляют разные права по работе с системой, которые впростом варианте делятся на два уровня: руководитель проверки и аудиторы. Вся информация,записанная в базу данных, должна быть доступна одновременно всем членам аудиторскойгруппы.
Выделяются три этапа технологии работыаудитора в условиях КИС АД:
1) подготовительныйэтап;
2) проведение проверки;
3) завершающий этап.
На подготовительном этапеизучаетсяи записывается в базу данных информация о клиенте, данные главной книги, показателибухгалтерской отчетности и другая информация. Изучение аудитором системы бухгалтерскогоучета и внутреннего контроля аудируемого лица определяется используемой им системойкомпьютерной обработки данных (КОД).
При проведении аудита в системе КОДсохраняются цель и основные подходы к определению методов проведения аудита. ОднакоКОД влияет на изучение аудитором системы бухгалтерского учета и внутреннего контроляаудируемого лица. Это вызвано тем, что источниками информации для аудитора выступаютучетные документы на машиночитаемом носителе, в памяти компьютера находится постояннаянормативно-справочная информация, применяется автоматизированная форма бухгалтерскогоучета.
Работая в среде КОД, аудитор изучаеторганизационную форму обработки данных, форму бухгалтерского учета и его автоматизированныеразделы, применение локального или сетевого варианта обработки данных, обеспечениеархивирования и хранения данных. Аудитор должен также описать техническое, программное,технологическое обеспечение КОД. Он оценивает возможности компьютерной системы сточки зрения ее гибкого реагирования на изменения хозяйственного законодательства,формирования управленческой отчетности, проведения аналитических процедур, а такжестепени квалификации учетного персонала в области информационных технологий.
В ходе проведения аудита системы КОДклиента аудитору необходимо осуществить следующие задачи
1. Необходимо ознакомиться с организационнойформой обработки данных и уровнем автоматизации управленческих задач, в том числезадач бухгалтерского учета. На малых предприятиях, где обработка данных выполняетсяодним бухгалтером, программное обеспечение бухгалтерского учета и информационнаябаза сосредоточены на одном компьютере. При численности бухгалтерии более одногочеловека речь идет о многопользовательских системах, реализующих работу несколькихпользователей с информационной базой учета. Аудитор должен разбираться в основныхотличиях этих технологий, так как это влияет на определяемые им процедуры проверкии риск проводимого аудита.
2. Аудитор должен дать оценку правильностивыбора задач автоматизации и высказать мнение о задачах, участках учета, работеподразделений, где применение компьютерной технологии обработки данных даст наибольшийэффект. В первую очередь подлежат автоматизации работы наиболее перегруженных подразделений,которые тормозят работу предприятия. Прежде всего следует автоматизировать учети анализ дебиторской задолженности.
3. В ходе проверки аудитору следует изучитьи оценить систему документооборота организации: порядок формирования, регистрации,хранения, обработки документов и трансформации первичных документов в систему записейна бухгалтерских счетах. Необходимо выяснить места возникновения первичной информациии степень ее сбора и регистрации. Для этого аудитор должен ознакомиться со схемойрасположения автоматизированных рабочих мест управленческих работников на предприятии.
4. Аудитор должен дать характеристикуспособам ввода данных и формированию записей о хозяйственных операциях. Автоматизированнаяи автоматическая генерация бухгалтерских записей и проводок на основе типовых операцийи электронных форм документов позволяет избежать многих ошибок, которые неизбежныпри ручном вводе и формировании проводок. Ошибка также может содержаться в типовойпроводке или в электронных формах, которые необходимо проверить. Следует изучитьорганизацию хранения информации о хозяйственных операциях и возможность быстрогополучения информации о хозяйственных операциях, документах и вывода ее на печать.
Обязательной аудиторской процедуройявляется тестирование вводимых данных в систему КОД бухгалтерского учета. Эта процедура предполагает тестирование полноты документов в «бумажном» вариантеи тестирование соответствия бумажных документов их электронным копиям, введеннымв систему. Отсутствие этого соответствия является сигналом того, что отчетностьявляется недостоверной.
6. Аудитор должен удостовериться в обеспечениисохранности данных информационной системы, в простоте доступа к данным и ограничениинесанкционированного доступа к ним.
7. Особое внимание уделяется проверкенадежности средств внутреннего контроля в среде КОД. Аудитор обязан выявить слабыеместа контроля систем компьютерного учета: рассмотреть аппаратные и программныесредства контроля, организационные мероприятия (архивирование данных, проверка навирус). Ему необходимо проанализировать способы организации контроля полноты и правильностиввода первичной информации в информационную базу, контроля, обработки и выбора данных,дать оценку их достаточности и эффективности. В многопользовательских сетевых системахобъектом внимания должен быть процесс передачи данных.
8. Аудитор должен тщательно проверитьправильность алгоритмов расчетов.
Ошибка, заложенная в алгоритм расчета,который многократно применяется к повторяющимся хозяйственным операциям, может исказитьрезультат хозяйственной деятельности.
После осуществления указанных задачна основе полученной информации проводятся предварительный финансовый анализ, оценкауровня существенности и аудиторского риска, разрабатывается общий план аудита ираспределяются обязанности между членами аудиторской группы.
При определении рисков аудитора, возникающихпри проведении аудита бухгалтерской отчетности, обусловленных влиянием КОД, следуетруководствоваться правилом (стандартом) «Оценка риска и внутренний контроль.Характеристика и учет среды компьютерной и информационной системы».
Планирование аудита в системе КОД осуществляетсясогласно правилу (стандарту) «Планирование аудита».
При планировании проведения аудита сприменением компьютеров нужно учесть следующее: обеспеченность аудиторской организацииоборудованием, необходимым как для проведения аудита, так и для оказания сопутствующихаудиту услуг с применением компьютеров; дату начала аудиторской проверки, котораядолжна соответствовать дате представления аудитору данных в виде, согласованномс экономическим субъектом; факт привлечения к работе экспертов в области информационныхтехнологий; знания, опыт и квалификацию аудитора в области информационных технологий;целесообразность использования тестов, производимых без использования компьютера;эффективность использования компьютера при проведении аудита. Составляя общий плани программу аудита, следует принимать во внимание степень автоматизации обработкиучетной информации, применяемые экономическим субъектом информационные технологии.
В документах о планировании аудита должнынайти отражение характер выполнения процедур аудита с использованием КОД, необходимостьпривлечения независимого эксперта в целях изучения и оценки системы КОД клиентав целом и отдельных ее сторон, дата и форма предоставления данных из компьютернойсистемы учета аудитору, особенности предоставления аудиторской документации.
Далее аудиторы в соответствии с полученнымзаданием самостоятельно проводят анализ бухгалтерских записей по главной книге сцелью выявления некорректных и нетипичных операций, определяют уровень существенностипоказателей по разделам, разрабатывают программы аудита по разделам с учетом особенностейэкономического субъекта.
Вторым этапом является проведение проверки,в ходе которой аудитор исследует некоторую совокупность хозяйственных операций(величина совокупности определяется внутрифирменными стандартами). Исследуя отдельнуюхозяйственную операцию, аудитор должен располагать следующими возможностями: в ходеработы обращаться к сформированной на подготовительном этапе локальной базе правилпо своему разделу; регистрировать в базе данных все проверенные операции и своикомментарии по ним; регистрировать допущенные ошибки и нарушения по рассматриваемойхозяйственной операции, используя справочник типовых бухгалтерских ошибок; регистрироватьв локальной базе правил своего раздела собственные профессиональные суждения о соблюденииили несоблюдении отдельных правил бухгалтерского учета.
При сборе аудиторских доказательствв системе КОД следует руководствоваться правилом (стандартом)«Аудиторские доказательства».Источниками получения аудиторских доказательств являются данные, которые хранятсяв системе КОД бухгалтерского учета в файлах, первичных документах, в массивах информациио хозяйственных операциях. Либо клиент, либо сам аудитор формирует необходимые хронологическиеи системные учетные регистры в требуемых разрезах и включает их в состав рабочихдокументов аудитора. Аналогично аудитор может поступить с бухгалтерской отчетностью.Аудитору следует убедиться, что регистры учета, подготовленные системой КОД бухгалтерскогоучета, соответствуют данным первичного учета.
На завершающем этапеаудиторпроводит оценку и анализ полученной в ходе аудита информации. Автоматизация позволяетему оценить существенность выявленных нарушений. Модулем обработки и оценки долженбыстро производиться расчет выявленных нарушений на основе данных по принятым уровнямсущественности и проверенным операциям, числу выявленных нарушений по счетам и величинепроверяемой совокупности. Одновременно с этим должна формироваться справка о количествеи характере так называемых качественных нарушений, т.е. нарушений, не влияющих насальдо проверяемого счета или по которым невозможно определить величину искаженияотчетности.
Итогом проверки раздела для аудитораявляется мнение о достоверности проверенного раздела, документирование проведеннойпроверки и подготовка отчета руководителя. При документировании аудита в системеКОД следует руководствоваться правилом (стандартом)«Документирование аудита».
Системы компьютеризации аудита по комплексамзадачделятся на два класса систем:
1)компьютерную системувнутреннего аудита;
2)компьютерную системувнешнего аудита.
Компьютерная система внутреннего аудитаспециализирована иотражает особенности конкретных организаций. Системавключает два комплекса задач:
•   комплекс «Документация»,предназначенный для проверки правильности отображения финансово-хозяйственных операцийв бухгалтерских документах и отчетности;
•   комплекс «Консультирование»,позволяющий на основании отчетности предприятия определить направление его развитияи оказывающий помощь в принятии управленческих решений.
Компьютерная система внешнего аудитаотличается универсальностью. Она привносится на любой объект аудита извне, апотому должна учитывать общие стандарты и обладать способностью настройки на операционныесреды компьютеров клиентов. Как всякая информационная система, она включает функциональнуюи обеспечивающую части.
Функциональная часть системы представленачетырьмя комплексами задач.
•   Комплекс «Администрация»предназначен для реализации функции оценки эффективности условий руководства в выборестратегии финансово-хозяйственной деятельности и текущих решений в отчетном периоде.Здесь решаются задачи аудита заемных средств, финансовой прочности, гибкости, стратегииразвития, финансовой устойчивости, платежной способности, комплексного аудиторскогоанализа.
•   Комплекс «Персонал»служит оценке существующих на предприятии систем учета финансово-хозяйственных операций,а также выявлению преднамеренных или случайных ошибок учетного персонала. Выделяютсядве группы задач: задачи проверки бухгалтерской документации, имеющей отношениек отдельным статьям баланса, и задачи анализа финансовых операций по участкам аудита.
•   Комплекс «Отчетность»обеспечивает проверку финансовой и другой отчетности, контроль согласованности показателейотчетной документации, контроль правильности расчетов.
•   Комплекс «Консультирование»предназначен для выработки и обоснования действий администрации в последующий период.Состав задач этого комплекса определяется составом задач комплекса «Администрация»,но одновременно вырабатываются консультационные.
 Автоматизированные информационные технологии в аудиторскойдеятельности
КИС АД используют одну из четырех технологий.
1.Локальное функционированиерабочих мест.Эта технология состоит в том, что компьютеры на каждомрабочем месте работают полностью автономно и в каждом из них хранится свой фрагментединой базы данных. Для объединения данных необходимо часть информационных массивовс каждого компьютера выгружать на магнитные носители и уже с них эта информацияпереносится в базу данных другого компьютера.
2.Технология «файл-сервер».При использовании этой технологии обработка информации сосредоточиваетсяна компьютерах отдельных рабочих мест.
Если программе требуются данные, размещенныена другом компьютере (как правило, сетевой сервер), то они передаются ей по каналусети. Сетевое программное обеспечение занято только передачей данных от одного компьютерадругому, независимо от того, нужна ли вся информация или только ее часть. Отборнеобходимых для решения задач данных осуществляется прикладной программой, запросившейданные с другого компьютера.
3. Технология «клиент-сервер».Позволяет преодолеть непроизводительную пересылку больших информационныхпотоков в сети. Это достигается за счет разделения программы на две части:
•   клиентскую;
•   серверную.
Клиентская часть (клиент) устанавливаетсяна компьютере рабочего места, а серверная — на сетевом сервере. Когда клиенту нужныкакие-либо данные, он посылает запрос серверу. В запросе формулируется, какая именнотребуется информация. Сервер выбирает из общей базы данных только те, которые необходимы,и пересылает их клиенту.
4. Модель полностью централизованнойобработки.В этой модели все процедуры решения задач выполняются централизованнымкомпьютером. Именно такая технология применялась до распространения персональныхкомпьютеров.
Функционирование системы осуществляетсяна одной большой ЭВМ. К ней подключаются терминалы, которые имеют клавиатуру и дисплей.Их количество может доходить до нескольких десятков и сотен при одновременной работе.
Каждая из этих технологий предполагаетсвои формы использования компьютеров, формы организации и ведения информационнойбазы учета и интеграцию учетных данных для составления отчетности.
Машинно-ориентированные процедуры аудиторскойпроверки системы КОД используют следующие аудиторские инструменты:
•   программные средствааудита, предназначенные для проверки содержания компьютерных файлов клиентов.
•   проверочные данные,представляющие собой либо фактические данные клиента, либо контрольные данные. Контрольныеданные вводятся в систему обработки в целях проверки правильности функционированияклиентских компьютерных программ. Они являются основой тестирования системы.
Машинно-ориентированные процедуры аудиторскойпроверки используют следующие методы:
•   тестирование системыКОД;
•   арифметическая проверка;
методы контроля, основанные на анализепрограмм. Тестирование системы КОДпредлагает три подхода к компьютерномутестированию:
•   отбор при помощикомпьютера определенных операций для их последующей проверки вручную;
•   проверка системывстроенного контроля при помощи имитационных данных;
проверка системы встроенного контроляпри помощи реальных данных, обработанных аудиторскими программными средствами.
В системе КОД может быть выполнена арифметическаяпроверка, то есть независимый выборочный пересчет точности источников документови бухгалтерских записей. Например, можно провести пересчет амортизации, определитьправильность применения средневзвешенных цен, отдельных налогов и отчислений в фондыи другие тематические расчеты, возможность которых предусмотрена в конкретной системеКОД. При наличии расхождений целесообразно пересчитать результаты и установить ихвлияние на себестоимость, прибыль.
Аудиторы также применяют методы контроля,основанные на анализе программ.Существует множество пакетов программ, посредствомкоторых персонал осуществляет документирование, отладку и анализ КОД. Аудитор можетиспользовать эти программы и воспроизвести на их базе блок-схемы или таблицы решений,помогающие понять логику прикладных программ.
Эффективность аудиторских процедур можетбыть повышена благодаря использованию компьютеров при проведении аудита для полученияи оценки некоторых аудиторских доказательств в тех случаях, когда:
•   проверке подвергаютсябольшие однородные массивы данных по участкам и операциям бухгалтерского учета;
•   проверяемый экономическийсубъект использует унифицированную стандартную систему оформления бухгалтерскихопераций;
•   имеется и применяетсяинформационно-поисковая система для расшифровки и подтверждения наличия соответствующихпервичных документов, регистров бухгалтерского учета;
•   используется автоматизированнаясистема контроля исполнения утвержденного регламента решения соответствующих учетныхзадач.
Применение компьютеров позволяет аудиторупровести следующие процедуры:
•   тестирование операцийи остатков по счетам в компьютерной базе данных;
•   аналитические процедурыс целью выявления отклонений от обычно принятых параметров в компьютерной базе данных;
•   тестирование базыданных проверяемого экономического субъекта;
•   тестирование информационного,математического, программного и технического обеспечения проверяемого экономическогосубъекта.
Информационное обеспечение аудита сприменением компьютеров основывается на двух основных источниках:
•   данные бухгалтерскогоучета экономического субъекта на бумажных носителях или в виде базы данных бухгалтерии;
•   нормативно-справочнаябаза и система форм рабочей документации аудитора.
Источниками получения аудиторских доказательствпри проведении аудиторских процедур являются данные в виде таблиц, ведомостей, учетныхрегистров, подготовленных в системе КОД аудируемого экономического субъекта.
Аудитор может использовать оригиналыи копии документов в качестве рабочей документации, делать на них ссылки, пометки.При работе аудитора в системе КОД клиента без вывода данных на печать рабочая документациясоставляется аудитором самостоятельно. Рабочие документы, подготовленные на машинныхносителях, могут храниться в архиве аудиторских файлов.
Аудитор должен обеспечить конфиденциальностькак полученной информации, так и информации, созданной в ходе аудиторских процедур,а также ее защиту от несанкционированного доступа.Программное обеспечение информационных технологий аудиторскойдеятельности
Программные средства системы, используемойаудитором при проведении аудита, должны обеспечивать:
1) анализ содержания формируемой в бухгалтерииэкономического субъекта базы данных, если таковая существует и доступна;
2) контроль показателей, содержащихсяв регистрах бухгалтерского учета экономического субъекта;
3) тестирование алгоритмов, используемыхв автоматизированной системе бухгалтерского учета;
4) контроль соответствия показателей,содержащихся в формах бухгалтерской отчетности, данным бухгалтерских регистров илибазы данных, формируемой в бухгалтерии при обработке первичных документов;
5) использование возможностей поисково-справочныхинформационных систем в области нормативных и законодательных актов, регламентирующихбухгалтерский учет и аудит в Российской Федерации;
6) формирование аудиторской документации(рабочей и итоговой).
В аудиторской деятельности используютсяследующие группы программ:
ü  офисные программы;
ü  справочно-правовые системы;
ü  бухгалтерские программы;
ü  программы финансового анализа;
ü  специальное программное обеспечение аудиторской деятельности.
К офисным программамотносятсятабличные процессоры, системы управления базами данных и текстовые процессоры.
Табличные процессоры обладают мощнымивычислительными возможностями, средствами деловой графики и ведения баз данных.Они получили широкое применение при проведении аудиторских проверок и используютсядля создания различных рабочих табличных документов (смет, отчетов), альтернативныхбалансов, различных аналитических таблиц, представления полученной информации вграфическом виде. Наиболее распространены программы MS Excel, Lotus 1-2-3.
С помощью таких систем управления базамиданных, как MS Access, аудитор может осуществлять выборку хозяйственных операций,проверять отдельные отчетные формы, генерируемые бухгалтерскими программами и предназначеннымидля вывода на печать.
Текстовые процессоры, например MS Word, Word Pad,«Блокнот», Lexicon, используются на всех стадияхаудита, требующих создания и качественного оформления аудиторских документов. Ониприменяются при составлении аудиторских договоров, программ, планов, рабочих документов,заключений, различных справок и запросов.
Текстовые процессоры позволяют создаватьи редактировать документы, подготавливать их к публикации, проверять их орфографию,печатать, производить электронную рассылку. В процессе работы над документами выполняютсяслияние постоянной информации основного документа и переменной информации источника,создание интегрированных документов с включением внешних объектов (рисунки, звуковыефайлы), сохранение текстовых документов в выбранных форматах.
Справочно-правовая система {СПС)- это система юридически обработанной и оперативно обновляющейся правовой информациив сочетании с поисковыми и иными сервисными программными инструментами.
СПС обеспечивает информационно-консультационноеобслуживание аудиторов в процессе проведения проверок, что позволяет им с достаточнойуверенностью сделать вывод о соответствии бухгалтерского учета клиента документами требованиям нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета в РФ.
Многие из клиентов аудиторских фирмиспользуют в своей практической деятельности те же самые справочно-правовые базы.Это значительно упрощает проведение аудита, так как всегда имеется возможность обратитьсяк СПС клиента, особенно если она интегрирована с программой бухгалтерского учета.
Основные требования, предъявляемые кСПС:
1. Полнота содержания, означающая,что система включает все необходимые в работе большинства пользователей документы.
2. Полная юридическая обработка информации — система должна предоставлять каждому документу полную юридическую информацию,обеспечивающую безопасное ее применение.
3. Полный поиск— система должнапредоставить полный спектр возможностей для поиска правовой информации в системе(по реквизитам, контексту, классификатору, ситуации, а также специальные виды поискаконсультационных материалов).
4. Полный спектр правовой и связаннойс ней экономической информации, включая нормативные акты, судебную практику,международные договоры, проекты законов и комментарии законодательства.
5. Полная интеграция— в системедолжно быть реальное единое и гипертекстовое пространство.
Технология работы аудитора с СПС должнаобеспечить удобный поиск новых документов, эффективную обработку информации (заполнениеформ отчетности и т.п.), возможность использовать фрагменты правовых документовдля составления собственных служебных записок, экономию ресурсов по систематизациии анализу информации, составление подборок документов по изучаемой теме или за определенныйпериод.
Первые компьютерные базы данных по законодательствуначали создаваться в 1970-е годы, во времена Советского Союза, но по-настоящемуширокое распространение они получили с начала 1990-х годов, с появлением негосударственныхСПС.
Российские СПС можно классифицироватьпо трем основным группам:
1)негосударственныеСПС массового тиражирования;
2)малотиражные негосударственныеСПС;
3)государственные СПС.
К первой группе относятся СПС«КонсультантПлюс» (АО «КонсультантПлюс»), «ГАРАНТ»(НПП «Гарант-Сервис»), «Кодекс» (ЗАО «Информационная компания»Кодекс"").
Ко второй группе принадлежат СПС«ЮСИС» (юридическое информационное агентство INTRALEX),«Референт II» (компания «Референт»),«Юрисконсульт» и др.
Третья группа включает СПС «Эталон»(НЦПИ при Министерстве юстиции РФ), НТЦ «Система».
Бухгалтерские программыиспользуютсяаудиторами по двум направлениям.
1. При проведении аудиторских проверок- аудиторская фирма обязана дать оценку компьютерной системе учета у клиента, втом числе оценить используемую им программу, правильность ее применения.
2. При оказании услуг — для восстановлениябухгалтерского учета, ведения бухгалтерского учета в рамках оказываемых клиентууслуг.
Аудитор должен быть знаком с основнымибухгалтерскими программами и уметь правильно их классифицировать. Наиболее распространеннымипрограммами, используемыми аудиторами, являются «1С: Бухгалтерия» (фирма«1С»), «Главный бухгалтер» (компания «Паритет Софт»).
Наряду с табличными процессорами дляреализации процедур анализа финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектоваудиторскими фирмами используются специальные программы финансового анализа.Программные продукты финансового анализа используются для решения трех основныхтиповых задач:
1.Оценка текущего финансовогосостояния предприятия и основных тенденций его развития.
2.Выработка стратегическихуправленческих решений по развитию бизнеса, составление долгосрочных прогнозов развитиябизнеса и оценка эффективности новых направлений деятельности.
3. Выработка тактических решений управленияпредприятием.
Эта задача является прерогативой службоперативного управления и направлена на выявление оптимальных путей текущего развитиябизнеса.
Основные группы программных средствпо финансовому анализу включают:
1)системы автоматизациианализа и диагностики финансового состояния предприятия;
2)средства автоматизациивнутреннего анализа хозяйственной деятельности;
3)системы автоматизацииинвестиционных проектов;
4)интеллектуальные аналитическиесистемы.
Программы первых трех групп наиболеераспространены и востребованы. К четвертой группе относятся нейросетевые аналитическиесистемы, которые используются сегодня только небольшим числом крупных фирм.
Системы автоматизации анализа и диагностикифинансового состоянияпозволяют проводить анализ и оценку отдельных показателейфинансового состояния предприятия, определять тенденции их изменения, осуществлятьстатическое и динамическое сравнение показателей. Большинство программ этой группыв качестве исходной информации используют формы внешней отчетности.
К наиболее известным программам этойгруппы относятся отечественные разработки «Audit Expert», «Альт-Финансы»«ИНЭК-АФСП», «1С: АФСП», «ОЛИМП: ФинЭксперт», модуль«Финансовый анализ» системы «Галактика».
Во всех указанных программах реализованынаиболее распространенные методы финансового анализа: горизонтальный, вертикальный,факторный и метод коэффициентов, сочетание которых позволяет получить исчерпывающуюкартину финансового состояния интересуемого объекта. Все программы обладают развитымисредствами визуализации данных и деловой графики.
Средства автоматизации внутреннего анализахозяйственной деятельностипредназначены для детального анализа торгово-закупочнойи производственной деятельности предприятия. Они делятся на два вида:
Ø  автономные программные средства решения задач внутреннего анализа;
Ø  встроенные функциональные блоки внутреннего анализа хозяйственнойдеятельности.
Автономные программные средства оформляютсякак отдельные программные системы, способные функционировать либо автономно, либов связке с какой-либо системой автоматизации оперативного и бухгалтерского учета.Например, автономные программные средства предоставляют программы «ИНЭК-Аналитик»,«ИНЭК-АДП», «БЭСТ-Анализ».
Программный комплекс «ИНЭК-Аналитик»(научно-производственная группа «ИНЭК») характеризуется тем, что результатомработы с ним является и комплексный производственно-финансовый анализ текущего состоянияпредприятия, и качественно подготовленный бизнес-план, соответствующий требованиямведущих российских и международных финансовых организаций.
Данный программный комплекс позволяетпроводить детальный комплексный анализ производственно-финансовой деятельности предприятияв динамике за ряд периодов. При этом могут использоваться показатели пассивов иактивов аналитического баланса, показатели прибылей и убытков, эффективности, платежеспособности,финансовой устойчивости, рыночной оценки предприятия, а также сопоставляться показателитемпов изменения цен на реализованную продукцию и основные виды материальных ресурсов,проводиться анализ эффективности производства и реализации каждого вида продукции,анализ поступления и расходования денежных средств, оценка точки безубыточностии запаса финансовой прочности предприятия, факторный анализ динамики прибыли.
С помощью программных средств разрабатываетсябизнес-план для предприятия и его структурных подразделений и проводятся его анализи оценка с различных сторон: коммерческого риска реализации подготовленного бизнес-плана;эффективности капитальных вложений; динамики структуры имущества предприятия; финансовойустойчивости, платежеспособности, ликвидности. Далее получают реальную оценку стоимостикомпании (бизнеса), определяют чувствительность бизнес-плана инвестиционного проектак колебаниям конъюнктуры рынка и изменениям макроэкономических условий деятельности,проводят анализ отклонений от плана. Есть возможность консолидировать данные структурныхподразделений предприятия или его филиалов и провести детальный финансово-экономическийанализ объединенного варианта, сравнить в табличном и графическом виде результатыработы подразделений или филиалов предприятия.
«ИНЭК-АДП» (научно-производственнаягруппа «ИНЭК») включает в себя возможности системы «ИНЭК-АФСП»и позволяет решать значительно больший спектр задач. В качестве исходной информациииспользуются не только данные внешней отчетности, но и информация о структуре выручки(номенклатура продукции, стоимость, количество, цена), калькуляции себестоимости,использовании прибыли.
Данная программа дополнительно позволяетанализировать темпы изменения цен на продукцию предприятия и основные виды материальныхресурсов, оценивать эффективность использования материально-сырьевых и топливно-энергетическихресурсов, анализировать эффективность производства и реализации каждого вида продукции,анализировать денежные потоки, оценивать точку безубыточности и запас финансовойпрочности предприятия, проводить факторный анализ динамики прибыли.
«БЭСТ-Анализ» (фирма«Интеллект-Сервис») предназначена для руководства торговых компаний ипозволяет проводить анализ товарооборота, закупок и цен за различные периоды времени,позволяет решать задачи анализа конъюнктуры рынка, выявлять закономерности сбытаразличных товаров, особенности покупательского спроса в различные периоды времени.
Встроенные функциональные блоки внутреннегоанализа хозяйственной деятельности имеются во многих программах решения учетныхзадач, ориентированных на формирование того или иного набора отчетов и содержащихразвернутую аналитическую информацию по оборачиваемости товаров, рентабельностипродаж и т.д. Например, такие блоки содержат программы «1С: Торговля + Склад»(фирма «1С»), «КомТех — Производство» (фирма «КомТех+»),«Sales Expert»(компания «Про-Инвест-ИТ»).
Системы автоматизации инвестиционныхпроектовориентированы на автоматизацию подготовки технико-экономическихобоснований и разработки бизнес-планов инвестиционных проектов, а также оценки ианализа их эффективности. Примерами программных комплексов этого вида, представленныхна отечественном рынке, являются «Project Expert» (компания «Про-Инвест-ИТ»),«Альт-Инвест» (исследовательско-консультационная фирма «АЛЬТ»),«ИНЭК-Инвестор» (научно-производственная группа «ИНЭК»).
Отечественные программы основываютсяна общепринятых в мире методиках инвестиционного анализа, однако позволяют учитыватьспецифику российской системы бухгалтерского учета, налогообложения, законодательстваи формирования финансовых результатов. Наиболее известны «Project Expert»(компания «Про-Инвест-ИТ») и «Альт-Инвест» (исследовательско-консультационнаяфирма «АЛЬТ»). Обе программы позволяют в диалоговом режиме решать следующиезадачи: детально описать текущее состояние предприятия с учетом изменения параметроввнешней среды (инфляция, налоги, валютные курсы); разработать план реализации инвестиционногопроекта, стратегии сбыта и производства, обеспечивающие рациональное использованиематериальных, трудовых и финансовых ресурсов; определить схему финансирования проекта(собственный капитал, заемные средства, лизинг); проиграть различные сценарии реализациипроекта, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты;автоматически сформировать все необходимые виды отчетности (баланс, отчет о прибыляхи убытках, прогноз потоков наличности и т.д.) и проектной документации в соответствиис требованиями международных стандартов на русском и английском языках; провестивсесторонний анализ чувствительности и эффективности проекта в разрезе его участников(предприятия, инвесторов, банков и т.п.); осуществить последующий мониторинг и контрольреализации различных стадий проекта с автоматическим выявлением отклонений фактическихпоказателей от запланированных.
Рассмотрим специальное программное обеспечение(ПО) аудиторской деятельности. Его можно разделить на две группы:
ПО аудита, принадлежащее компаниям-разработчикам;
ПО аудита массового тиражирования.
Примером ПО аудита, принадлежащего компаниям-разработчикам,является ПО таких известных аудиторских фирм, как Ernst & Young иDeloitte Touche Tohmatsu International.
Фирма Ernst & Young разработаларяд программных продуктов: EY/AWS,EY/BPP, RiskWeb.EY/AWS (Ernst & Young Auditor's WorkStation) — комплекс программных инструментов, который облегчаетважные стороны аудиторского процесса: управление проектом, организацию аудиторскихдоказательств, сбор и анализ данных, доступ к знаниям, поддержку связи аудиторскихкоманд, находящихся на больших расстояниях друг от друга и в разных часовых поясах.
EY/ BPP (Ernst &Young Business Process Profiler) — программный инструмент, воплощающий подход компанииErnst & Young к оценке аудиторского риска и планированию внутреннего аудита.EY/BPP осуществляетдокументирование аудиторских бизнес-процессов, оценку рисков, их контроль и анализ,разработку аудиторских планов. EY/BPP упрощает подготовку графических и текстовых отчетов. Мультипользовательскиевозможности EY/BPP облегчают коллективное использование информации членами аудиторскихкоманд.
RiskWeb представляет собой инструментальный комплекс (платформу) дляуправления, мониторинга и оповещения аудиторских рисков.
Аудиторская фирма Deloitte Touche Tohmatsu International в сотрудничестве с компанией Microsoft и другими ведущими производителями ПО разработала Audit System/2- второе поколение аудиторского ПО.
Audit System/2 — это комплекс аудиторских приложений,базовый инструментальный комплекс (платформа), поддерживающий все этапы аудиторскогопроцесса — планирование, выполнение и отчетность. Программный продукт сочетает всебе возможности текстового, табличного редакторов и программы для составления оборотно-сальдовойведомости. Он позволяет осуществлять комплексную подготовку рабочей документациии отчетности, а также проведение консолидации. В состав Audit System/2 входит одно из ключевых приложений- Smart Audit Support (интеллектуальные аудиторскиесредства обеспечения). Smart Audit Support оказывает аудитору помощь в процессе оценки риска и разработкиаудиторского плана, усиливая индивидуальный профессиональный опыт аудитора, а такжеподдерживает целостность, совместимость информации и динамически модифицирует процесспланирования аудита.
К ПО аудита массового тиражированияотносятся программы «Эффект Аудитор» (компании «ГАРАНТ Интернэшнл»и «Метроном Аудит», Санкт-Петербург), «Ассистент аудитора»«Ассистент внутреннего аудитора» (ЗАО «Аудиторская фирма „Сервис-Аудит“»,Москва), «Помощник аудитора» (фирмы «ДИЦ» и «ГольдбергАудит», Москва), «ЭкспрессАудит: ПРОФ» (консалтинговая группа«ТЕРМИКА», Москва и аудитор Н.П. Барышников).
Программный продукт «Эффект Аудитор»,разработанный в марте 1998 года, предназначен для использования на всех стадияхаудиторской проверки, начиная с планирования аудита и заканчивая написанием аудиторскогозаключения.
Актуализация информации, используемойв работе, осуществляется двумя путями: обновлением правовой базы и добавлением иобновлением методических материалов. Информационное наполнение программы «ЭффектАудитор» включает в себя правила и стандарты, внутрифирменные нормативы, методикии тестовые бланки аудиторской деятельности; шаблоны аудиторского заключения, егоаналитической части, договоров и писем; справочную информацию Аудиторской палатыСанкт-Петербурга; расчет уровня существенности; аудит финансового состояния клиента.
«Ассистент аудитора» — профессиональнаяинформационно-справочная система, интегрированная в СПС «Кодекс»; предназначенадля аудиторских фирм, частнопрактикующих аудиторов, а также фирм и предприятий,стремящихся повысить эффективность работы служб внутреннего аудита и финансово-экономическихслужб.
«Ассистент аудитора» позволяетсистематизировать выполнение практически всех аудиторских процедур — от предварительногоизучения клиента и до оформления аудиторского заключения, сформировать рабочие документы,необходимые для проведения аудита, обеспечить пользователя справочным материаломпо широкому кругу вопросов бухгалтерского учета, налогообложения и финансового анализа.Эти свойства также позволяют осуществлять эффективный контроль качества аудиторскихпроверок.
«Ассистент аудитора» состоитиз четырех основных тематических разделов, являющихся условно независимыми.
1. Раздел «Планы и программы аудита»содержит бланки документов, формируемые до подписания договора на проведение аудита;образцы договоров на различные виды аудиторских услуг; бланки и образцы документов,формируемых на этапе планирования аудиторской проверки и составления программы аудита;методические материалы, которые могут использоваться для разработки внутрифирменныхстандартов аудиторской фирмы. Анкеты-вопросники, входящие в этот раздел, помогутслужбе внутреннего аудита или финансово-экономической службе предприятия провеститестирование системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета.
2. Раздел «Рабочие документы аудитора»содержит анкеты-вопросники по различным участкам бухгалтерского учета, используемыекак аудиторами в выполнении аудиторских процедур, так и специалистами финансово-экономическихслужб в тестировании отдельных разделов бухгалтерского учета на предприятии; методическиематериалы для подготовки и оформления аудиторского заключения по итогам аудиторскойпроверки.
3. Раздел «Консультант аудитора»содержит справочные таблицы по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, финансовогоанализа деятельности предприятий; нормативы, ставки, индексы, используемые для расчетовпоказателей отдельных хозяйственных операций, сумм налогов, оформленные в виде таблиц.
4. Раздел «Основные нормативныедокументы» имеет справочный характер и включает основные законодательные инормативные ведомственные акты, регулирующие аудиторскую деятельность и порядокведения бухгалтерского учета.
Информационно-справочная система«Ассистент внутреннего аудитора», также интегрированная в СПС «Кодекс»,состоит из четырех основных разделов, которые в свою очередь подразделяются на болееконкретизированные подразделы.
1. Специфика работы службы внутреннегоаудита по отраслям — аренда, гостиничный бизнес, производство, газовая промышленность,нефтяная промышленность, текстильная промышленность, химическая промышленность,цветная металлургия, черная металлургия, шерстяная промышленность, сельское хозяйство,строительство, торговля, транспорт, туризм, услуги.
2. Служба внутреннего аудита. Раздел содержитматериалы, связанные с деятельностью службы внутреннего аудита, — должностные инструкции,задачи, функции и принципы деятельности, права и обязанности работников службы внутреннегоаудита, права и обязанности администрации проверяемого филиала, сравнительная характеристикавнутреннего и внешнего аудита, структура службы внутреннего аудита.
3. Анализ возможных направлений работыслужбы внутреннего аудита и его проведение. Раздел содержит анализ хозяйственнойдеятельности и прогнозирование; ведение (сопровождение) бухгалтерского учета службойвнутреннего аудита и составление отчетности; восстановление бухгалтерского учетаслужбой внутреннего аудита; информационное обеспечение; консультирование и разработкувопросов службой внутреннего аудита (договора, акты, консультационные карты); оценкуи экспертизу имущества и обязательств; проведение проверки службой внутреннего аудита.
4. Консультант внутреннего аудитора. Разделсодержит справочно-нормативную информацию и консультации по основным вопросам внутреннегоаудита.
«Помощник аудитора» (московскиефирмы «ДИЦ» и «Гольдберг Аудит») — это первая в отечественнойпрактике комплексная программа общего аудита для аудиторских фирм. Она обеспечиваетавтоматизацию ввода и обработки информации на всех этапах проведения общего аудита,реализует переход к стандартизации всех направлений аудиторской деятельности.
Программа предназначена в первую очередьдля средних и небольших аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов. Данный продуктпредлагает оригинальную методику проведения аудита и содержит набор документов,тестов и процедур, используемых при общем аудите, соответствующих действующим аудиторскимстандартам. Процедуры аудита реализуются с помощью специально разработанных текстовых,расчетных бланков, бланков-тестов, бланков-процедур, а также итоговых документов,позволяющих автоматически формировать заключения по разделам аудита.
Программный комплекс «ЭкспрессАудит:ПРОФ» создан разработчиками консалтинговой группы «ТЕРМИКА» (Москва)и известным практикующим аудитором Н.П. Барышниковым. Последний является автороморигинальной методики проведения общего аудита с помощью приведенных вопросов иответов (их более двух тысяч), а также документов, используемых при общем аудитеи соответствующих действующим аудиторским стандартам.
Комплекс «ЭкспрессАудит: ПРОФ»представляет собой систему автоматизации деятельности аудиторской фирмы и предназначендля решения полного цикла задач по проведению аудиторских проверок финансово-хозяйственнойдеятельности коммерческих предприятий и организаций от этапа подготовки и планированияаудита до этапа формирования аудиторского заключения. Комплекс состоит из двух частей:
•   центр планированияи проведения аудита (ЦППА);
•   мобильное рабочееместо аудитора (МРМА).
Функции ЦППА следующие: подготовка ипланирование аудита; разработка программы аудита; распределение объектов аудитапо исполнителям; выгрузка персональных заданий исполнителям на миниатюрный носительданных (USB-Drive) для проведенияаудита на выезде; сбор, систематизация и обработка результатов аудиторской проверки;генерация отчетной документации в формате редактора Microsoft Word; хранение результатов аудиторскихпроверок.
К функциям МРМА относятся: загрузкаперсональной программы проверки по выделенным объектам аудита; проведение аудитапо выделенным объектам аудита в соответствии с персональной программой проверки;систематизация и обработка результатов аудиторской проверки в рамках выделенныхобъектов аудита; хранение результатов проверки; передача результатов проведеннойпроверки объектов аудита в ЦППА.
Таким образом, в программном комплексеавтоматизированы и стандартизированы основные базовые функции аудита: проведениеаудиторских процедур при ответах на специально разработанные вопросы и составлениеитоговых документов, позволяющих формировать заключения по разделам аудита. Причемпредусмотрена автоматическая генерация аудиторской документации: бланков, программаудита, официальных писем и другой письменной информации по подготовке к аудитуи по результатам аудита, вариантов аудиторских заключений, в которых содержатсявсе необходимые реквизиты, рекомендованные стандартами аудиторской деятельности.
Ко всем шаблонам, бланкам и другой документацииприведены подробные инструкции по их заполнению. Все формы рабочих документов предполагаютих использование в виде распечатанного текста или в виде файлов, сохраненных в форматередактора Microsoft Word.
Аудиторская организация вправе самостоятельноопределять требования к формам составления и оформления рабочих документов аудитора,представленным в разработанной программе аудита. По желанию могут быть заведенылюбые формы бланков, разработанные аудиторской компанией — пользователем данногопрограммного комплекса.
Комплекс также позволяет обеспечиватьвнутрифирменный контроль качества аудита с помощью тестов, разработанных в соответствиис аудиторскими стандартами. Материалы проверок документально оформляются справкамио результатах проверки правильности применения Правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Таким образом, комплекс «ЭкспрессАудит:ПРОФ» в соответствии с Правилами (стандартами) аудиторской деятельности в РоссийскойФедерации может использоваться аудиторскими организациями для разработки общегоплана и программы аудита; создания рабочей документации аудита; изучения и оценкисистем бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемых экономических субъектов;получения аудиторских доказательств о достоверности бухгалтерской отчетности; получениядостоверного представления о соблюдении экономическим субъектом требований нормативныхактов; организации внутрифирменного контроля качества аудита; проведения первичногоаудита начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности; подготовкиписьменной информации аудитора и аудиторского заключения по результатам аудита,а также может рассматриваться в качестве необходимого и квалифицированного помощникана каждом этапе выполнения различных аудиторских процедур, начиная с момента оформлениядоговора на оказание аудиторских услуг и заканчивая непосредственно аудиторскойпроверкой.
Заключение
При проведении аудита в системе компьютернойобработки данных сохраняются цель и основные элементы методологии аудита, однакоизменяются требования к задачам аудиторской деятельности и появляются новые задачи.
В практике проектирования компьютернойинформационной системы аудиторской деятельности прослеживаются два принципиальноразличающихся подхода к их созданию: использование набора тестов (рабочих таблиц)и ориентирование на первичную информацию клиента; в рамках второго подхода создаютсясистемы компьютеризации аудита по этапам и системы компьютеризации аудита по комплексамзадач.
КИС АД используют современные технологииобработки информации (на локальных рабочих местах, технологию «файл-сервер»,технологию «клиент-сервер», полностью централизованную обработку), каждаяиз которых предполагает свои формы использования компьютеров, формы организациии ведения информационной базы учета и интеграцию учетных данных для составленияотчетности.
Выделяются три этапа технологии работыаудитора в условиях КИС АД: подготовительный этап, проведение проверки и завершающийэтап.
Машинно-ориентированные процедуры аудиторскойпроверки используют методы тестирования системы КОД, арифметической проверки, т.е.независимого выборочного пересчета точности источников документов и бухгалтерскихзаписей, а также методы контроля, основанные на анализе программ.
В аудиторской деятельности используютсяофисные программы, справочно-правовые системы, бухгалтерские программы, программыфинансового анализа, специальное программное обеспечение.
Список литературы
1.  Информационные системы и технологии в экономике и управлении / Под ред. В.В.Трофимова. — М.: Высшее образование, 2006. — 480 с.
2.  Уткин В.Б. Информационные системы и технологии в экономике М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003. — 248с.
3.  Федоров Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудитаМ.: Омега-Л, 2008. — 304с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.