Содержание.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Оценка незавершенного производства………………………………………4
2. Классификация и способы проведенияинвентаризации…………………..13
3. Инвентаризация незавершенногопроизводства……………………………17
Заключение………………………………………………………………………20
Список используемой литературы……………………………………………..21
Журнал регистрации хозяйственныхопераций……………………………….23
Расчетные таблицы……………………………………………………………...29
Журналы-ордера и ведомостианалитического учета………………………...36
Главная книга……………………………………………………………………66
Баланс…………………………………………………………………………….74
Введение.
Одной из основных задачбухгалтерского учета в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерскомучете» является формирование полной и достоверной информации о деятельностиорганизации и ее имущественном положении, необходимой внешним и внутреннимпользователям бухгалтерской отчетности.
Одним из основных способов контроляполноты и достоверности бухгалтерских данных является проведение инвентаризациивсех объектов бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризацийпризнается одним из способов ведения бухгалтерского учета и в соответствии сПБУ 1/98 «Учетная политика организации» должен быть утвержден в составе учетнойполитики организации на соответствующий финансовый год.
В настоящей курсовойработе приведены основные сведения о целях, порядке назначения и проведенияинвентаризации незавершенного производства, оформления результатовинвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.
1.Оценка незавершенного производства.
Под незавершеннымпроизводством понимается продукция частичной готовности, не прошедшая всехопераций обработки и изготовления, предусмотренных технологическим процессом. Внезавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчикомработы и услуги. К незавершенному производству относятся остатки невыполненныхзаказов производств, остатки полуфабрикатов собственного производства.
На практикеситуация, когда все осуществленные за период затраты относятся на себестоимостьготовой продукции, встречается довольно редко. Гораздо чаще особенноститехнологических процессов не позволяют завершить производством всю продукцию,изготовление которой было начато в отчетном или даже в предыдущих периодах.
При наличиинезавершенного производства с кредита счетов учета затрат (20, 23 или 29) вдебет счетов 43 или 40 должны списываться не все накопленные за период затраты,а только та часть, которая относится к завершенной производством продукции,таким образом, на этих счетах будет оставаться остаток, который долженхарактеризовать объем незавершенного производства.
Существуетнесколько методик определения объема незавершенного производства исебестоимости завершенной производством продукции.
Способы оценки незавершенного производства (оценканезавершенного производства или оценка готовой продукции)
Способ первый (по оценке незавершенного производства): определяется объем незавершенногопроизводства на конец периода, а себестоимость завершенной производствомпродукции определяется как разность накопленных за период затрат с учетом ихостатка на начало периода и объема незавершенного производства.
Для этого:
по данныминвентаризации определяется натуральный объем незавершенного производства;
исчисляетсяфактическая себестоимость незавершенного производства.
Рассмотримэти действия на следующем примере. Пусть по условиям техпроцесса изметаллического листа сначала штампом вырезаются заготовки определенной формы, азатем в них нарезается резьба. Если стоимость листа составляет 128 руб., изодного листа штампуется 17 заготовок, затраты составляют 73 руб. (сюда входитзаработная плата рабочего, затраты на эксплуатацию штампа и т.п.), а обрезкисдаются на сборный пункт металлолома по 14 руб., то стоимость одной заготовкисоставит:
(128 + 73 — 14) / 17 = 11 руб.
Известно, чтона конец месяца в цехе находится 1778 заготовок, тогда объем незавершенногопроизводства составит:
1778 х 11 =19558 руб.
Далееопределяется себестоимость завершенной производством продукции. Для этого изсуммы показателей объема незавершенного производства на начало периода и объемазатрат за период вычитается объем незавершенного производства на конец периода.Пусть в нашем примере это будет: 18490 руб. — объем незавершенного производствана начало периода, 245699 руб. — затраты за период (дебетовый оборот по счету20), тогда себестоимость завершенной производством продукции составит:
18490 +245699 — 19558 = 244631 руб.
То есть подебету счетов 43 или 40 и кредиту счета 20 должна быть сделана проводка насумму 244631 руб. Если разделить эту сумму на натуральный показатель выпускаготовой продукции (количество изготовленных изделий), то получим себестоимостьодного изделия.
Способ второй (по оценке готовой продукции): определяется размер затрат,относящихся к стоимости изготовленной в отчетном периоде продукции (выполненныхработ, оказанных услуг), который затем и списывается с кредита счета 20, 23 или29.
Рассмотримиспользование этого способа на примере попередельного метода учета затрат.Пусть в рассматриваемом выше примере на начало отчетного периода в цехенаходилось 49 заготовок для нарезки резьбы, объем незавершенного производствасоставлял 490 руб. За месяц на нарезку резьбы по данным сметы было затрачено8750 руб. (сюда входит заработная плата рабочего, затраты на эксплуатациюстанка и т.п.). Всего резьба была нарезана на 1410 заготовках. На штамповкуистрачено 17440 руб. (с учетом стоимости переданных в производство листов,заработной платы штамповщика, затрат на эксплуатацию штампа и т.д.), причемвсего разрезано 93 листа на 1581 заготовку (каждый на 17 заготовок).
Сначалаопределяется количество заготовок для нарезки резьбы, оставшееся в цехе наконец периода:
49 + 1581 — 1410 = 220 ед.
Это расчетноеколичество заготовок сверяется с данными инвентаризации. Затем определяетсясебестоимость штамповки одной заготовки для резьбы:
(490 + 17440)/ (49 + 1581) = 11 руб.
Далееопределяются затраты на изготовление готовой продукции:
11 х 1410 +8750 = 24260 руб.
На основеэтих данных может быть определен объем незавершенного производства на конецпериода:
490 + 17440 +8750 — 24260 = 2420 руб.
Эти данныемогут быть проверены путем умножения количества заготовок на стоимостьизготовления одной заготовки:
220 х 11 =2420 руб.
В данномслучае в дебет счетов 43 или 40 с кредита счета 20 должно быть списано 2420руб.
Выше мырассматривали учет для варианта оценки себестоимости готовой продукции илиобъема незавершенного производства по фактическим затратам. Однако этипоказатели могут приниматься по нормативной оценке. Для этого при определениисебестоимости завершенной производством продукции или объема незавершенногопроизводства используются данные о величине отклонений фактическойсебестоимости изготовленной продукции от ее нормативных значений. Рассмотримиспользование этого варианта на примере позаказного метода учета затрат ииспользовании второго способа расчета. Например, организация выполняет услугипо охране. Нормативные затраты на одного охранника принимаются в размере 300руб./чел. в день (сюда входит заработная плата охранника, затраты наспецодежду, содержание оружия и т.д.). Известно, что в течение месяца оказаныуслуги по охране трех объектов, причем на 1-ом объекте работали 2 чел. втечение 10 дней, на 2-ом — 1 чел. в течение 30 дней, на 3-ем — 5 чел. в течение24 дней. Итого нормативные затраты составили:
(2 х 10 + 1 х30 + 5 х 24) х 300 = 51000 руб.
Однако на второмобъекте условия работы сопряжены с дополнительной опасностью, поэтому работникубыло дополнительно начислено 7000 руб. заработной платы и выданы дополнительныесредства связи, расходы на эксплуатацию которых составляют 20 руб. в день.Таким образом, сумма отклонений составила:
7000 + 20 х30 = 7600 руб.
По 1-му и2-му объекту акты об оказании услуг подписываются ежемесячно, по 3-му — ежеквартально. Тогда себестоимость оказанных услуг определяется в размере:
(2 х 10 + 1 х30 ) х 300 + 7600 = 22600 руб.
Именно этасумма должна быть списана с кредита счета 20 в дебет счета 40, а на счете 20останется сальдо, характеризующее объем незавершенного производства:
51000 + 7600- 22600 = 36000 руб. или 5 х 24 х 300 = 36000 руб.
Методы оценки незавершенного производства (по стоимостиматериалов, по прямым материальным затратам, по полной производственной себестоимости)
Выше мысказали, что при первом способе оценке (при оценке незавершенного производства)определяется объем незавершенного производства на конец периода, асебестоимость завершенной производством продукции определяется как разностьнакопленных за период затрат с учетом их остатка на начало периода и объеманезавершенного производства.
Причем дляэтого после определения натурального объема незавершенного производстваисчисляется фактическая себестоимость незавершенного производства. Этоисчисление может осуществляться путем оценки по стоимости материалов, по прямымматериальным затратам, по полной производственной себестоимости.
Рассмотримэти действия на приведенном выше примере. Пусть по условиям техпроцесса изметаллического листа сначала штампом вырезаются заготовки определенной формы, азатем в них нарезается резьба. Если стоимость листа составляет 128 руб., изодного листа штампуется 17 заготовок, затраты составляют 73 руб. (сюда входитзаработная плата рабочего, затраты на эксплуатацию штампа и т.п.), а обрезкисдаются на сборный пункт металлолома по 14 руб., то стоимость одной заготовки, оцененная по полной производственной себестоимости,составит:
(128 + 73 — 14) / 17 = 11 руб.
Известно, чтона конец месяца в цехе находится 1778 заготовок, тогда объем незавершенногопроизводства составит:
1778 х 11 =19558 руб.
Далееопределяется себестоимость завершенной производством продукции:
18490 +245699 — 19558 = 244631 руб.
То есть подебету счетов 43 или 40 и кредиту счета 20 должна быть сделана проводка насумму 244631 руб. Если разделить эту сумму на натуральный показатель выпускаготовой продукции (количество изготовленных изделий), то получим себестоимостьодного изделия.
Теперьсделаем те же расчеты при условии оценки незавершенного производства по стоимости материалов:
(128 — 14) /17 = 6,7 руб.
Известно, чтона конец месяца в цехе находится 1778 заготовок, тогда объем незавершенногопроизводства составит:
1778 х 6,7 =11912,6 руб.
Далееопределяется себестоимость завершенной производством продукции:
18490 +245699 — 11912,6 = 252276,4 руб.
То есть подебету счетов 43 или 40 и кредиту счета 20 должна быть сделана проводка насумму 252276,4 руб.
Теперь сделаемте же расчеты при условии оценки незавершенного производства по стоимости прямых материальных затрат.Выше было указано, что затраты на изготовление одной заготовки составляют 73руб. (сюда входит заработная плата рабочего, затраты на эксплуатацию штампа ит.п.). Из этой суммы необходимо выделить прямые материальные затраты — пустьэто будет 33 руб.
(128 +33 — 14) / 17 = 8,6 руб.
Известно, чтона конец месяца в цехе находится 1778 заготовок, тогда объем незавершенногопроизводства составит:
1778 х 8,6 =15290,8 руб.
Далееопределяется себестоимость завершенной производством продукции:
18490 +245699 — 15290,8 = 248898,2 руб.
То есть подебету счетов 43 или 40 и кредиту счета 20 должна быть сделана проводка насумму 248898,2 руб.
При анализеэтих расчетов становится понятным, что чем больший перечень затрат включается воценку незавершенного производства, тем больше значение этой оценки и,соответственно, тем оно точнее. Иными словами, оценка незавершенногопроизводства по стоимости материалов является наименьшей по значению, поэтомустоимость готовой продукции увеличивается максимально (в нее включаютсяпрактически все затраты на производство, кроме стоимости истраченных на НЗПматериалов). Оценка НЗП по прямым материальным затратам в количественном значенииуже дороже, а стоимость готовой продукции падает, соответственно, на величинуне только материалов, а всех материальных затрат. Наконец, самая точная оценка- по полной производственной себестоимости.
Выбор методаоценки незавершенного производства является достаточно серьезной задачей. Еерешение во многом зависит от отраслевой принадлежности организации и от наличияи содержания отраслевой методики калькулирования себестоимости продукции. Еслиже организация такой отраслевой инструкции не имеет или эта инструкция неутверждена в установленном порядке, то организация вынуждена сама выбиратьметод оценки незавершенного производства. В этом случае решение принимается,исходя из:
— реальнойвозможности применить тот или иной метод на практике,
— необходимостисокращения трудоемкости учетных процедур при допустимом уровне достоверностипроведенной оценки;
— наличия ивозможностей автоматизированной системы ведения учета;
— повышенияпрозрачности учета, унификации учетных процедур и преемственности (консерватизма)учетной политики.
Если же мыбудем пользоваться вторым способом (оценка готовой продукции, а уже на ееоснове исчисление стоимости незавершенного производства), то в этом случаеможно применять только метод оценки по полной производственной себестоимости(фактической или нормативной), поскольку в противном случае все не включенные воценку виды затрат будут накапливаться в стоимости незавершенного производства.Например, с кредита счета 20 мы будем списывать только оценку готовой продукциипо прямым материальным затратам, тогда все остальные затраты будут постояннонакапливаться в дебете счета 20, а объем незавершенки будет необоснованно растиот одного отчетного периода к другому.
2. Классификацияи способы проведения инвентаризации.
Под инвентаризациейпонимается установление фактического наличия на определенную дату активов иобязательств организации, а также объектов, учитываемых на забалансовых счетах,в регистрах налогового учета или учитываемых внесистемно (например, условныеактивы и иные показатели, которые подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетностив соответствии с соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету).
Инвентаризацияпроизводится путем физического пересчета инвентаризируемых объектов, проверкиучетных записей, проверки соответствия учетной оценки объектов требованиямнормативных документов по бухгалтерскому учету и внутренних нормативныхдокументов организации, анализа событий в жизни организации для выявленияобъектов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, атакже путем сопоставления учетных данных с внешней информацией (даннымиконтрагентов, государственных структур, биржевых котировок и т.п.).
Основными целямиинвентаризации являются:
- проверка полнотыи правильности отражения инвентаризируемых объектов в учете,
- проверкафактического наличия активов и контроль их сохранности,
- проверкасостояния товарно-материальных ценностей (их фактического соответствиястандартам по качеству) и условий хранения таких ценностей,
- приведение учетнойоценки объектов инвентаризации в соответствие с внешними и внутренниминормативными документами и соответствующими рыночными показателями,
- выявление причиннесвоевременного или неверного отражения хозяйственных операций в учете, атакже причин осуществления операций, противоречащих положениям государственныхнормативных документов и внутренних инструкций и положений организации, еслитакие операции имели место.
В зависимости от объема проверкиинвентаризации могут быть полными, охватывающими все вышеуказанные видыобъектов, частичными, охватывающими какую-либо группу таких объектов (например,только товары для продажи или только дебиторскую задолженность и т.п.), ивыборочными, охватывающими лишь некоторую часть однотипных объектов (например,только имущество определенного материально ответственного лица или только просроченнуюдебиторскую задолженность).
Инвентаризации могутпроводиться как периодически (например, для товаров на складах), так и втекущем режиме (например, выборочные инвентаризации расчетов с контрагентами помере оформления актов сверок расчетов или поступления информации об измененииимущественного состояния контрагента).
Периодичность и объем инвентаризацийустанавливается руководителем организации исходя из материальности(существенности) возможных погрешностей учетных данных и критичности возможныхпоследствий несоответствия учетных данных реальному положению дел. Однакосуществуют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии сзаконодательством и нормативными документами.
Например, проведение инвентаризацииобязательно:
- припередаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразованиигосударственного или муниципального унитарного предприятия,
- присмене материально ответственных лиц,
- привыявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества,
- вслучае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванныхэкстремальными условиями,
- приреорганизации или ликвидации организации,
- передсоставлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризациякоторого проводилась не ранее 1 октября отчетного года), однако:
o инвентаризацияосновных средств может проводиться один раз в три года,
o инвентаризациябиблиотечных фондов может проводиться один раз в пять лет,
o инвентаризациятоваров, сырья и материалов в организациях, расположенных в районах КрайнегоСевера и приравненных к ним местностях, может проводиться в период ихнаименьших остатков.
Материальноответственные лица приводят в порядок имеющиеся в наличии ценности, сдают вбухгалтерию все документы о поступлении и выдаче ценностей. Работники учетазаканчивают обработку документов, делают записи в учетные регистры, исчисляютостатки ценностей по счетам материально ответственных лиц. Сдав в бухгалтериюпоследний отчет, материально ответственные лица дают подписку о том, что вседокументы на поступившие и выбывшие материальные ценности сданы в бухгалтерию,неоприходованных и списанных в расход ценностей нет. Инвентаризацию проводят вприсутствии материально ответственного лица, с которым обязательно должен бытьзаключен договор о полной материальной ответственности. Инвентаризацияпроизводится только в присутствии всех членов комиссии, так как отсутствие хотябы одного из них дает основание рассматривать результаты инвентаризации какнедействительные.
Последниеприходные и расходные документы фиксируются председателем комиссии с указанием«до инвентаризации на… (дата)».
Результатыпроверки материальных ценностей записывают в инвентаризационные описи, где подробноуказывают полное наименование ценностей, порядковые номера по прейскуранту,сорт, количество, цену и общую сумму. Инвентаризационные описи заполняютсячернилами или шариковой ручкой, четко и ясно, не допускаются незаполненныестроки (в конце описи их прочеркивают), а также подчистки. Исправления можновносить только корректурным способом. Итоги порядковых номеров, количества исуммы подсчитываются в конце каждой страницы описи и подписываются всемичленами комиссии и материально ответственным лицом. Перед подписью последнейстраницы материально ответственное лицо должно дать письменную справкуследующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящейинвентаризационной описи, комиссией проверены в натуре в моем присутствии ивнесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею.Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении».
Нанегодные испорченные материалы и готовые изделия составляются соответствующиеакты и отдельные инвентаризационные описи.
Поокончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки. Результатыэтих проверок оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольныхпроверок правильности проведения инвентаризаций.
Поданным инвентаризационных описей бухгалтерия составляет сличительные ведомости.Их содержание включает те наименования имущества, по которым выявленырасхождения относительно данных бухгалтерского учета. Информация вносится введомости в натуральных и стоимостных показателях.
Поокончании инвентаризации комиссия составляет протокол, отмечая в нем своирешения и предложения, который утверждается руководителем предприятия. Затемопределяют порядок регулирования выявленных разниц между данными инвентаризациии учета в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» и Методическимиуказаниями о проведении инвентаризации.
3. Инвентаризация незавершенного производства.
Инвентаризация незавершенного производства имеет целью определить объемы и фактическую себестоимость его в соответствии с порядком, установленным Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и разработанными на его основе отраслевыми инструкциями.
В части промышленных предприятий, например, необходимо:
— определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;
— выявить неучтенный брак;
— определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов) и обеспеченность сборки деталями;
— выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено;
— определить фактическую себестоимость находящихся в производстве заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий.
Перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.
Находящиеся в цехах заделы незавершенного производства и полуфабрикаты должны быть приведены в порядок, обеспечивающий правильность и удобство подсчета их количества.
Проверка остатков задела незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.
Описи составляются отдельно по каждому цеху (участку, отделению) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам — с указанием объема работ: по незаконченным предприятиям, их очередям, объектам, пусковым комплексам, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания без промежуточных платежей; по незаконченным частям конструктивных элементов и видов работ.
Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризуются особо и фиксируются в отдельных описях.
Окончательно забракованные детали в состав незавершенного производства не включаются.
По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь (в соответствующих отраслях промышленности), в инвентаризационных описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящим в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями.
Наличие и объем незавершенного капитального строительства устанавливаются при инвентаризации путем проверки в натуре оплаченной его части. В актах инвентаризации указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.
Инвентаризационная комиссия должна проверить:
— не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
— состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.
По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.
На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые акты. Отдельные акты составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В актах необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.
На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству, подлежащие списанию с баланса, составляются акты, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства.
Для этого должна использоваться соответствующая техническая документация, акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
Инвентаризация незаконных капитальных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов производится путем проверки состояния работ в натуре.
На незаконченный капитальный ремонт составляется акт, в котором указываются название ремонтируемого объекта, наименования и процент выполнения работ, сметная и фактическая стоимость выполненных работ.
Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает и включает в описи сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов.
Порядок учета, распределения и включения в себестоимость продукции или работ указанных расходов устанавливается в соответствующих инструкциях.
Заключение.
Приинвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленнымпроизводством, необходимо определить фактическое наличие заделов и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве,фактическую комплектность незавершенного производства, выявить остатокнезавершенного производства. Проверка заделов незавершенного производствапроизводится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания. Описисоставляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению суказанием наименования заделов, стадии их готовности количества.
Понезавершенному капитальному строительству в описях указываются наименованиеобъекта и объем выполненных работ по этому объекту.
Список используемой литературы.
1. ФедеральныйЗакон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998г.),
2. Положениепо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденноеПриказом Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н (в ред. от 24.03.2000г.),
3. Методическиеуказания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденныеПриказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №49,
4. Плансчетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций иИнструкция по применению плана счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденные Приказом МинфинаРФ от 31.10.2000г. №94н,
5. Положениепо бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденноеПриказом Минфина РФ от 09.12.1998г. №60н (в ред. от 30.12.1999г.),
6. Положениепо бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99,утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н (в ред. от 30.12.1999г.),
7. ПостановлениеГоскомстата РФ от 18.08.1998г. №88 «Об утверждении унифицированных формпервичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатовинвентаризации»,
8. ПостановлениеГоскомстата РФ от 27.03.2000г. №26 «Об утверждении унифицированной формыпервичной учетной документации № инв-26 «Ведомость учета результатов,выявленных инвентаризацией»»,
9. АстаховВ.П. Теория бухгалтерского учета. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ»,2000 г.
10. ГоловизинаА.Т., Архипова О.И… Теория бухгалтерского учета. Курс лекций. – М.: ООО «ТКВелби», 2002
11. КозловаЕ.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет в промышленности. – М.:Финансы и статистика, 1992 г.
12. КутерМ.И… Теория бухгалтерского учета. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003
Журналрегистрации хозяйственных операций за ноябрь 2004 г.№ операции Содержание операции Дебет Кредит Сумма (руб.)
1
приходный ордер
карточка складского учета Акцептованы счета поставщиков за материалы 15 60 103588 Транспортно-заготовительные расходы 15 16 7588 НДС 19.3 60 20011,68 Оприходованы на склад материалы по учетным ценам 15 10 110000 Отклонения 16 15 1176
2
требование-накладная Отпущены со склада материалы по учетным ценам основному производству Заказ № 12 20.12 10 12200 Заказ № 15 20.15 10 10900 Вспомогательному производству 23 10 6800 На обслуживание машин и оборудования 25.1 10 3750 На нужды заводоуправления 26 10 3120 На цеховые нужды 25.2 10 27088
3
расчет распределения отклонений Списываются отклонения в стоимости материалов Заказ № 12 20.12 16 913,7 Заказ № 15 20.15 16 816,34 Вспомогательному производству 23 16 509,28 На обслуживание машин и оборудования 25.1 16 280,85 На нужды заводоуправления 26 16 233,68 На цеховые нужды 25.2 16 2028,72
4
Расходная накладная
АП-П Передан в эксплуатацию инструмент Цехам основного производства 25 01 2130 Цехам вспомогательного производства 23 01 1588
5
Акт на списание Ликвидирован инструмент 91.2 01 960 Принят металлолом 10 91.1 80
6
выписка банка
акт приемки- передачи Акцептован счет поставщика за поступившее на склад оборудование, требующее монтажа 07 60 135000 НДС 19 60 24300 Оплачен счет поставщика 60 51 159300 Зачет НДС в бюджет 68 19 24300 Сдано в монтаж оборудование 08 07 135000 Монтаж оборудования произведен хозяйственным способом. Затраты по монтажу составили 08 23 750 НДС 68 19 135 Оборудование введено в эксплуатацию 01 08 135750
7
акт приемки- передачи В качестве вклада в Уставный капитал акционерному обществу передан токарный станок. Первоначальная стоимость 01. в 01 63000 Износ на момент передачи 02 01. в 21000 Остаточная стоимость 76 01. в 42000 Согласованная стоимость 58 76 43088 Финансовый результат от передачи станка 91.9 99 1088
8
расчет Списана морально устаревший станок с ЧПУ. Первоначальная стоимость. 01. в 01 60088 Износ 02 01. в 56698,04 Остаточная стоимость 91.2 01. в 3389,96 Начислена заработная плата рабочим за выполнение работ по ликвидации станка 91.2 70 900 На склад оприходован металлолом, полученный от ликвидации станка 10 91.1 11050 Финансовый результат от ликвидации станка 91.9 99 6760,04
9
счет-фактура
выписка банка Реализован металлорежущий станок. Первоначальная стоимость 01.в 01 105088 Износ 02 01. в 32840 Остаточная стоимость 91.2 01. в 72248 Выставлен счет 62 91.1 100403,84 НДС 91.2 68 15381,84 Финансовый результат от реализации станка 91.9 99 12774 Поступило на расчетный счет от покупателя за металлорежущий станок 51 62 100403,84
10
акт приемки-передачи
выписка банка От НИИ безвозмездно получено исключительное право на пользование изобретением
08
04
98
08
4500
4500
Приобретено право пользования торговой маркой сроком на 7 лет
Договорная стоимость 97 60 2088 НДС 19 60 375,84 Перечислено с расчетного счета на пользование торговой маркой 60 51 2463,84 Списание РБП 26 97 24,86
11
ведомость начисления амортизации Начислен износ основных средств, находящихся в эксплуатации Цехам основного производства 25.1 02 15018,65 Цехам вспомогательного производства 23 02 19414,99 Зданию заводоуправления 26 02 32077,63
12
расчет Произведены отчисления в резерв для ремонта основных средств Цехов основного производства 25.2 96.1 6000 Общезаводского назначения 26 96.1 4500
13
накладная
РПВ; акт приемки-передачи В течение года рабочими вспомогательного цеха произведен ремонт оборудования основных производственных цехов. Фактические затраты на ремонт составили Материалы 23 10.1 43000 Запчасти 23 10.4 86000 Заработная плата ремонтников 23 70 71000 Начислен ЕСН 23 69 19880 Отчисления в резерв на отпуск 23 96.2 9088 Фактические затраты по ремонту списаны на счет созданного резерва 96.1 23 226986
14
требование накладная Отпущено со склада топливо На технологические цели цехам основного производства 25.1 10.3 2700 Вспомогательному производству 23 10.3 1800 Для отопления здания заводоуправления 26 10.3 1500
15
расчет отклонений Списывается отклонение в стоимости топлива На технологические цели цехам основного производства 25.1 16 134,89 Вспомогательному производству 23 16 89,92 Для отопления здания заводоуправления 26 16 74,94
16
расчетная ведомость
Начислена заработная плата
Основная заработная плата Заказ № 12 20.12 70 44088 Заказ № 15 20.15 70 32588 Рабочим вспомогательного производства 23 70 4588 Рабочим по обслуживанию и эксплуатации оборудования 25.1 70 18088 Персоналу цехов 25.2 70 21088 Персоналу заводоуправления 26 70 10588
17
расчет на пред. отпуска Начислена оплата очередных отпусков Рабочим основного производства 96.2 70 3600 Персоналу заводоуправления 26 70 1950
18
больничный лист Начислено пособие по временной нетрудоспособности Персоналу цехов 69.1 70 220 Рабочим основного производства 69.1 70 780 Персоналу заводоуправления 69.1 70 140
19
расчет бухгалтерии Произведено начисление единого социального налога от фонда заработной платы Заказ № 12 20.12 69 11462,88 Заказ № 15 20.15 69 8472,88 Рабочим вспомогательного производства 23 69 1192,88 Рабочим по обслуживанию и эксплуатации оборудования 25.1 69 4702,88 Персоналу цехов 25.2 69 5482,88 Персоналу заводоуправления 26 69 2752,88 Рабочим основного производства 96.2 69 936 Персоналу заводоуправления 26 69 507
20
Расчет бухгалтерии Произведены отчисления в резервный фонд на оплату очередных отпусков (10%) от начисленной заработной платы Заказ № 12 20.12 96.2 5555,09 Заказ № 15 20.15 96.2 4106,09 Рабочим вспомогательного производства 23 96.2 578,09 Рабочим по обслуживанию и эксплуатации оборудования 25.1 96.2 2279,09 Персоналу цехов 25.2 96.2 2657,09
21
РПВ Произведены удержания из заработной платы Подоходный налог 70 96.2 15720 По исполнительным листам 70 96.2 480
22
выписка банка Оплачено с расчетного счета за электроэнергию, потребляемую на Отопление и освещение цехов вспомогательного производства 23 60 2100 Отопление и освещение цехов основного производства 25.2 60 3140 Отопление и освещение зданий общехозяйственного назначения 26 60 1510 НДС 19 60 1215 Оплата 60 51 7965 Зачет НДС 68 19 1215
23
выписка банка Поступила на расчетный счет оплата от ЗАО «Омега» за ранее отгруженную продукцию» 51 62 60400 Оплачены с расчетного счета ранее акцептованные счета АО «Лакокраска» 60 51 9440 НДС 68 19 1440 АО «Металлург» 60 51 29500 НДС 68 19 4500 Поступила на расчетный счет оплата от АО «Заря» за ранее отгруженную продукцию 51 62 10000
24
выписка банка Приобретены облигации на срок 5 лет из расчета дохода 16 % годовых. Номинальная стоимость – 9000, покупная цена – 8350. Комиссионное вознаграждение посреднику – 200. Проценты по облигациям выплачиваются 2 раза в год (через каждые 6 месяцев). Начислен доход за 1-е полугодие и получен на расчетный счет.
58.2
76
51
51
91.1
76
8550
720
720
25
выписка банка С расчетного счета произведены перечисления ЕСН и платежей в бюджет налогов, удержанных из заработной платы
68
69
51
51
15720
35493,12
26
ПКО Получено с расчетного счета в кассу для выплаты заработная плата 50 51 137190
27
РКО Выплачена из кассы заработная плата 70 50 132588
28
РКО Депонирована и возвращена в банк неполученная заработная плата 51 50 4602
29
ПКО Получено с расчетного счета в кассу 50 51 1050
30
РКО Выдано из кассы Аванс на служебные командировки 71 50 600 Аванс на хозяйственные нужды 71 50 450
31
авансов. отчеты
приход. кассовый ордер Представлены и утверждены авансовые отчеты По служебным командировкам работников заводоуправления 26 71 593 По хозяйственным расходам цехов основного производства 25.2 71 487 Неиспользуемые суммы сданы подотчетными лицами в кассу 50 71 10
32
ведомость распределения Затраты вспомогательного производства списаны на расходы Цехов основного производства на технологические нужды (35 %) 25.1 23 12796,41 Цехов основного производства на хозяйственные нужды (45 %) 25.2 23 146452,52 общезаводским службам (20%) 26 23 7312,23
33
ведомости 12,15 Списаны общепроизводственные (цеховые) и общехозяйственные расходы Заказ № 12 20.12 25.1 35568,23 Заказ № 15 20.15 25.1 26290,54 Заказ № 12 20.12 25.2 48278,64 Заказ № 15 20.15 25.2 35685,55 Заказ № 12 20.12 26 38620,04 Заказ № 15 20.15 26 28546,32
34
КУЗП Фактические затраты по заказам Заказ №12 43 20.12 201222,55 Заказ №15 43 20.15 147405,72
35
накладная накопительной ведомости Выпущена из основного производства оприходована на склад ГП по плановой производственной себестоимости Заказ №12 – 2080 штук 43 20.12 208088 Отклонения фактической себестоимости от плановой 43.отк 20.12 6865,45 Заказ №15 43 20.15 155088 Отклонения фактической себестоимости от плановой 43.отк 20.15 7682,28
36
ведомость отгрузки Отгружена со склада АО «Химзавод» ГП по плановой себестоимости – 1000 штук 90.2 43 155088 Отклонения фактической себестоимости от плановой 90.2 43.отк 7682,28
37
счет-фактура Предъявлен АО «Химзавод» счет за отгруженную продукцию по цене реализации 62 90.1 2125303,8 НДС 90.3 68 32415,84
38
выписка банка Оплачены с расчетного счета расходы по доставке ГП до места отправления 44 60 2000 НДС 19 60 360 Оплата 60 51 2360 Зачет НДС 68 19 360
39
ведомость отгрузки Отгружена со склада ГП (прибора марки А) ООО «Спектр» по плановой с/c – 2000 штук 90.2 43 200088 Фактическая себестоимость отгруженной продукции 90.2 43.отк 5351,53
40
счет-фактура Предъявлен счет ООО «Спектр» за отгруженную продукцию 62 90.1 271503,84 НДС 90.3 68 41415,84
41
выписка банка С расчетного счета оплачены расходы по доставке продукции 44 60 8000 НДС 19 60 1440 Оплата 60 51 9440 Зачет НДС 68 19 1440
42
расчет Коммерческие расходы списаны на счет реализации 90.2 44 10000
43
расчет Выявлен результат от реализации продукции за отчетный период 90.9 99 58033,81
44
выписка банка Начислен и перечислен в бюджет аванс налога на прибыль
99
68
68
51
18405,08
18405,08
45
выписка банка С расчетного счета перечислена сумма НДС, причитающаяся взносу в бюджет 68 51 26054,82
46
выписка банка С расчетного счета оплачены Пени за несвоевременные платежи в бюджет 91.2 51 300 Штраф за невыполнение договора 91.2 51 600 Проценты по просроченному кредиту 91.2 51 150
Таблица 1(а).
Расчет отклонений встоимости материаловПоказатели Материалы по учетным ценам, руб. Отклонение в стоимости материалов, руб. Средний % отклонений Фактическая стоимость материалов Остаток на начало месяца 407588 37588 x 445176 Поступило за месяц 110000 1176 x 111176 Всего 517588 38764 556352 Израсходовано на производство 63858 4782,55 7,4894 Итого 63858 4782,55 x 68640,55 Остаток на конец месяц 4753730 33981,45 x 487711,45
Таблица 1(б).
Расчет отклонений встоимости топливаПоказатели Топливо по учетным ценам, руб. Отклонение в стоимости топлива, руб. Средний % отклонений Фактическая стоимость топлива Остаток на начало месяца 240200 12000 x 252200 Поступило за месяц x x x x Всего 240200 12000 252200 Израсходовано на производство 6000 299,75 5,0 6299,75 Итого 6000 299,75 x 6299,75 Остаток на конец месяц 234400 11700,25 x 245900,25
Таблица2.
Расчет износа за отчетный месяц, тыс. руб.Виды ОС Нор ма амор тизации (месяч ная) По предприятию в целом Место эксплуатации Цеха основного производства Цеха вспомогательного производства Общезавод ские службы Ст-ть объек та Сум ма амор тиза ции Ст-ть объек та
Сум
ма амор тиза ции Ст-ть объек та Сум ма амор тиза ции Ст-ть объекта Сум ма амортиза ции Посту пило А. По поступившим и выбывшем в прошлом месяце объектам Инструмент 1,25 280088 291,7 280088 291,76 Склад ГП 2,7 434500 977,6 434500 977,63 Токар ный станок 2,25 253088 474,5 253088 474,54 Итого Выбыло Инструмент 1,25 222300 231,5 200000 208,3 22300 23,23 Фрезерный станок 1,08 372088 335,7 372088 335,7 Итого 594344 6797 572044 6518 22300 279 Б. По всем объектам (поступившим, выбывшим и оставшимся на начало прошлого года) По поступившим (+) Начислено в прошлом месяце X 64200 X 14000 X 19100 X 31100 К отражению в отчетном месяце 78329 15018,6 19414,9 32077,6 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Таблица4.
Распределение косвенных расходовОбъект калькуля ции Основная з/п производст венных рабочих РСЭО Общепроиз водственные расходы Общехозяйственные расходы % сумма % сумма % сумма заказ №12 44088 57,5 35568,23 57,5 48278,64 57,5 38520,04 заказ №15 32588 42,5 26290,54 42,5 35685,55 42,5 28546,32 Итого: 76676 100 61858,77 100 83964,19 100 67166,36
Таблица 6.
Расчет фактической себестоимости отгруженной продукции
Заказ 12№ п/п Показатель Учетная цена Фактическая себестоимость 1 Остаток ГП на начало месяца 54100 53953 2 Поступило из производства 208088 201222,55 3 Итого 262188 255175,55 4 Отношение отклонений фактической с/с к стоимости по учетной цене, % 0,97 5 Отгружено за отчетный месяц 200088 194736,47 6 Остаток ГП на конец месяца 62100 60439,08
Таблица 7.
Расчет по налогу на добавленную стоимость№ п/п Показатели Сумма НДС 1 Остаток уплаченного поставщикам налога на начало месяца 2 Сумма налога по оприходованным оплаченным ценностям, подлежащая списанию с кредита счета 19 в дебет счета 68 3 Сумма налога по реализованной продукции 4 Сумма налога -подлежащая уплате в бюджет — зачету или возмещению из бюджета
Таблица 6.
Расчет фактической себестоимости отгруженной продукции№ п/п Показатель Учетная цена Фактическая себестоимость 1 Остаток ГП на начало месяца 2 Поступило из производства 155088 147405,72 3 Итого 155088 147405,72 4 Отношение отклонений фактической с/с к стоимости по учетной цене, % 95% 5 Отгружено за отчетный месяц 155088 147405,72 6 Остаток ГП на конец месяца
Таблица 7.
Расчет по налогу на добавленную стоимость№ п/п Показатели Сумма НДС 1 Остаток уплаченного поставщикам налога на начало месяца 2 Сумма налога по оприходованным оплаченным ценностям, подлежащая списанию с кредита счета 19 в дебет счета 68 33630,84 3 Сумма налога по реализованной продукции 4 Сумма налога -подлежащая уплате в бюджет — зачету или возмещению из бюджета
Таблица 6.
Расчет фактической себестоимости отгруженной продукции
Заказ 12№ п/п Показатель Учетная цена Фактическая себестоимость 1 Остаток ГП на начало месяца 54100 53953 2 Поступило из производства 208088 201222,55 3 Итого 262188 255175,55 4 Отношение отклонений фактической с/с к стоимости по учетной цене, % 0,97 5 Отгружено за отчетный месяц 200088 194736,47 6 Остаток ГП на конец месяца 62100 60439,08
Таблица 7.
Расчет по налогу на добавленную стоимость№ п/п Показатели Сумма НДС 1 Остаток уплаченного поставщикам налога на начало месяца 2 Сумма налога по оприходованным оплаченным ценностям, подлежащая списанию с кредита счета 19 в дебет счета 68 3 Сумма налога по реализованной продукции 4 Сумма налога -подлежащая уплате в бюджет — зачету или возмещению из бюджета