Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Значение учетной политики в организации бухгалтерского учета

Федеральное агентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургскийгосударственный инженерно-экономический университет»
Кафедрабухгалтерского учета и аудита
Контрольнаяработа по дисциплине
БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО
«Значениеучетной политики в организации бухгалтерского учета»
Санкт-Петербург 2009 
СОДЕРЖАНИЕ
Значение учетной политики ворганизации бухгалтерского учета
Организационное построениебухгалтерской службы
Форма ведения бухгалтерскогоучета
Технология сбора и обработкиинформации
Рабочий план счетов
Первичные учетные документы
Организация документооборота
Внутренняя отчетность
Внешняя отчетность
Система внутреннего контроля
Порядок проведенияинвентаризации
Порядок выдачи денежных средствпод отчет
Список литературы
/>/>/>/>/>/>/>/>/>ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Под организациейбухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетногопроцесса с целью получения достоверной и своевременной информации охозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональнымиспользованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основнымислагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет идокументооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формыбухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем исодержание отчетности.
Под учетной политикой организациипонимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итоговогообобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерскогоучета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности,погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации,применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерскогоучета, обработки информации.
Учетная политикаорганизации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое всоответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учетаорганизации и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
q  рабочий плансчетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета,необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиямисвоевременности и полноты учета и отчетности;
q  формы первичныхучетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов длявнутренней бухгалтерской отчетности;
q  порядок проведенияинвентаризации активов и обязательств организации;
q  способы оценкиактивов и обязательств;
q  правиладокументооборота и технология обработки учетной информации;
q  порядок контроляза хозяйственными операциями;
q  другие решения,необходимые для организации бухгалтерского учета.
На организациюбухгалтерского учета оказывает влияние организационно-технический аспектучетной политики, который предполагает принятие и утверждение:
q  положения обухгалтерской службе организации, должностных инструкций работниковбухгалтерии,
q  формы ведениябухгалтерского учета
q  рабочего планасчетов бухгалтерского учета;
q  технологииобработки учетной информации;
q   форм первичных учетных документов, непредусмотренных типовыми формами;
q  плана (графика)документооборота;
q  форм документовдля внутренней и внешней бухгалтерской отчетности;
q  порядкавнутреннего контроля;
q   порядка проведения инвентаризации.
Учетная политика организации регламентируетдеятельность бухгалтерии, и именно от нее в решающей степени зависит качествоучета./>/>/>/>/>/>/> 
Организационное построение бухгалтерскойслужбы
Учетная политика устанавливает, кто икаким образом будет вести бухгалтерский учет. Согласно Федеральному Закону «Обухгалтерском учете» руководитель организации может:
a)        учредить бухгалтерскуюслужбу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером,
b)        ввести в штатдолжность бухгалтера,
c)        передать надоговорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии,специализированной организации или бухгалтеру-специалисту,
d)        вестибухгалтерский учет лично.
Выбранный вариантзависит, помимо прочего, от объема учетной работы — при небольшом объемевозможны варианты b), c) или d), при больших объемах работ нужно учредить бухгалтерскуюслужбу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Такжеот объема учетной работы зависит численность работников в бухгалтерской службе– чем больше объем учетной работы, тем больше количество работников. Грамотнопрописанная учетная политика может значительно снизить трудоемкость. Например,в целях снижения трудоемкости учета можно прописать в учетной политике линейныйспособ амортизации основных средств и нематериальных активов,материально-производственные запасы списывать по средней себестоимости,приобретаемые товары оценивать по покупным ценам, управленческие расходы ирасходы на продажу прямо списывать на себестоимость, не создавать резервы посомнительным долгам и резервы предстоящих расходов, и т.д.
В учетной политикеуказываются выполняемые бухгалтерской службой функции (номенклатура дел) сраспределением участков работы — обязанности и полномочия распределяются междуучетными работниками, определяются функции и полномочия главного бухгалтера идругих работников бухгалтерии (т.е. разрабатываются должностные инструкции).Тщательная разработка должностных инструкций специалистов бухгалтерии является решениемчасто встречающейся проблемы — некоторой расплывчатости функций отдельныхработников, приводящей к различным нарушениям в производстве учетного процесса,сложностям оценки трудового вклада каждого работника, проблемамвзаимозаменяемости сотрудников. Объем функций, возлагаемых согласно учетнойполитике на бухгалтерскую службу, оказывает влияние на ее структуру. Взависимости от выполняемых функций определяется структура и штатное расписаниебухгалтерской службы – для выполнения определенной функции в штат вводитсясоответствующая должность или целое подразделение. В учетной политике можетбыть предусмотрено утверждение постоянно действующей комиссии (для установлениясроков использования нематериальных активов и для определения целесообразностии непригодности объектов основных средств).
Учетная политика определяет место бухгалтерской службыв системе управления организацией, порядок взаимодействия и основные принципыобмена информацией с другими подразделениями, состав и соподчиненностьотдельных учетных подразделений и работников бухгалтерской службы.
В учетной политике указывается, организована учетнаяработа централизовано или децентрализовано, соответственно распределяютсяполномочия и ответственность между бухгалтериями головного подразделения ифилиалов.
В целях облегчения работы центральной бухгалтерии вучетной политике может быть предусмотрено выделение на отдельный баланснекоторых производств и хозяйств (особенно не относящихся к основным ипроизводственно-вспомогательным). При этом организуется отдельный учетдеятельности этих производств и хозяйств. Самостоятельно учитывая своюхозяйственную деятельность, формируя на отдельном балансе все показателифинансовой и иной отчетности, эти хозяйства не обладают правами юридическоголица. Поэтому составляемая бухгалтерами или ответственными лицами этихпроизводств и хозяйств отчетность «вливается» в отчетность самогопредприятия. По усмотрению центральной бухгалтерии предприятия такиепроизводства могут предоставлять данные о своей хозяйственной деятельности впроизвольные сроки и в произвольных объемах, достаточных. однако, длядостоверного и своевременного отражения в учете и отчетности головного предприятия.Для выделенных на отдельный баланс производств и хозяйств в учетной политикеустанавливается периодичность, срок сдачи и объемы отчетности, определяетсялицо, ответственное за достоверность предоставляемых отчетов. На отдельныйбаланс также могут быть выделены подразделения (филиалы, представительства,отделения или другие обособленные подразделения, входящие в составпредприятия), особенно если данные подразделения территориально разделены сголовным предприятием. Для них в учетной политике также устанавливаетсяпериодичность, срок сдачи и объемы отчетности, определяется лицо, ответственноеза достоверность предоставляемых отчетов. Для формирования управленческойотчетности в учетной политике также может быть предусмотрено обособлениеучетных данных по отдельным видам деятельности./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Форма ведения бухгалтерского учета
Вопрос об организациибухгалтерской службы находится в прямой зависимости от того, какая формаведения учета будет выбрана. Выбранная форма учета указывается в учетнойполитике.
Организация обязана утвердить формы регистровбухгалтерского учета, предназначенные для систематизации и накопленияинформации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отраженияна счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистрыбухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), наотдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использованиивычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иныхносителях.
В настоящее время организации при решении вопроса оприменении регистров бухгалтерского учета могут выбирать из следующих форм,рекомендованных Минфином России для коммерческих и некоммерческих организаций(за исключением бюджетных организаций):
q  формыбухгалтерского учета с использованием вычислительной техники (требования кпрограммам и регистрам бухгалтерского учета приведены в Методическихрекомендациях Минфина СССР и ЦСУ СССР от 20.02.1981 № 35/34-Р/426 «Поорганизации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники»);
q  единаяжурнально-ордерная форма счетоводства для предприятий (утверждена письмомМинфина СССР от 08.03.1960 № 63 с учетом рекомендаций, приложенных к письмуМинфина России от 24.07.1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетныхрегистров бухгалтерского учета на предприятиях»);
q  журнально-ордернаяформа счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций(утверждена письмом Минфина СССР от 06.06.1960 № 176 с учетом рекомендаций,приложенных к письму Минфина России от 24.07.1992 № 59;
q  упрощенная формабухгалтерского учета (простая и форма с использованием регистров учетаимущества) для субъектов малого предпринимательства, которая утвержденаПриказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.;
q  мемориально-ордернаяформа счетоводства;
q  другие формырегистров бухгалтерского учета.
Наиболее простой формойявляется «журнал-главная». Эта форма находит применение напредприятиях с небольшой численностью работающих и с небольшим количествомопераций. Данная форма учета позволяет начинающим бухгалтерам достаточно быстроосвоить методологию учета, посмотреть как бы «сверху» на всюпроцедуру бухгалтерского учета на предприятии, не отвлекаясь на техникузаполнения сложных учетных регистров.
Схема учета «журнал-главная»выглядит так:
/>
Вариантом этой формы являетсярекомендованная Министерством финансов для малых предприятий простая формаучета, в которой журнал-главная называется книгой хозяйственных операций иотдельно ведется ведомость заработной платы:
/>
Мемориально-ордерная форма не ограничивает числаучитываемых операций, конкретизирует изменения в средствах на счетах, расширяетвозможности разделения труда между работниками бухгалтерии и автоматизацииучета. Однако в этой форме учета многократно повторяются одни и те же записи вразличных учетных регистрах, что увеличивает объем работ.

Схема данной формы учета имеет следующийвид:
/>
Существует упрощенныйвариант данной формы для малых предприятий:
/>
Журнально-ордерная форма применяется при больших объемаххозяйственной деятельности в условиях ручной обработки информации. Онапозволяет в значительной степени организовать параллельное ведение учета наразных его участках.

Журнально-ордерная форма учета можетбыть представлена в следующем виде:
/>
Автоматизированная форма учета основана на использованииэлектронно-вычислительной техники и представляет собой комплекснуюавтоматизацию учетного процесса, начиная от сбора первичных учетных данных дополучения бухгалтерской отчетности. В настоящее время обычно применяетсяавтоматизированная форма учета.
./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Технология сбора и обработки информации
Технология сбора и обработки учетной информации всоставе организационно-технологического аспекта учетной политики представляетсобой совокупность средств обработки учетной информации. В данном подразделеучетной политики следует указать характеристики программного продукта, спомощью которого осуществляется бухгалтерский учет в организации. Обработкаучетной информации может быть произведена с использованием любого программногопродукта, главное — чтобы в нем были учтены требования Инструкции по применениюПлана счетов бухгалтерского учета. Технология сбора и обработки информациинапрямую связана с выбранной формой счетоводства. В настоящее время, какправило, используется автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета спомощью определенной бухгалтерской программы, например«1С.Предприятие» и дополнительных модулей и конфигураций к ней.
Технология сбора и обработки информации зависит отмножества факторов:
q количества видов деятельности уорганизации;
q количества хозяйственных операций,совершаемых организацией за конкретный промежуток времени, что определяет иобъем поступающей информации;
q количества подразделений иместонахождение этих подразделений с точки зрения возможностей обменаинформацией между бухгалтерией и службами подразделений;
q организационной структурыподразделений и условий их хозяйствования.
Выбор программныхпродуктов для применения в учетном процессе должен основываться на следующих ихвозможностях:
q формирования регистров бухгалтерскогоучета типовых и произвольных форм и воспроизводства их в печатном и визуальномвиде;
q составления, обработки и контроляпервичных учетных документов типовых форм и форм, утвержденных в учетнойполитике организации;
q накапливания итогов и производстварасчетов (процентов, сумм амортизации, курсовых разниц и др.) для формированиянеобходимой учетной информации;
q использования данных, полученных иобобщенных в предыдущих отчетных периодах.
Технология сбора и обработки информацииразрабатывается главным бухгалтером для каждого участка учета на основаниидействующего законодательства по бухгалтерскому учету.
При ведении бухгалтерского учета с помощью программныхпродуктов определяются сроки, когда будут распечатываться регистры и другиеучетные документы. Первичные документы, как правило, распечатывают сразу послевнесения бухгалтерской записи. Для журналов операций это может производиться вконце каждого месяца или в следующем за истекшим. Главная книга также можетраспечатываться за каждый истекший месяц либо в конце года. Первичные учетныедокументы должны быть систематизированы и сброшюрованы к журналам операций вхронологическом порядке. В ряде случаев журналы и первичные документы могутхраниться отдельно друг от друга. В этом случае необходимо указать наименованиедела, в котором будут храниться первичные документы, и составить регистр такихдел (если их несколько)./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Рабочий план счетов
В соответствии Федеральным Законом «Обухгалтерском учете» рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждаетсяприказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояниебухгалтерского учета при утверждении учетной политики. Рабочий план счетовпредставляет собой полный перечень синтетических и аналитических счетов,необходимых организации для ведения бухучета. Он разрабатывается на основеПлана счетов и инструкции по его применению и оформляется в виде отдельногоприложения к учетной политике для целей бухгалтерского учета. В рабочем планесчетов указываются наименования и номера синтетических счетов и субсчетов,применяемых организацией для учета хозяйственных операций. Организация можетуточнять содержание приведенных в плане счетов бухгалтерского учета субсчетов,исключать и объединять их, вводить дополнительные субсчета. Для учета специфическихопераций организация может по согласованию с Минфином России вводить в рабочийплан счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используясвободные номера счетов.
Грамотно сформированныйплан счетов обеспечивает эффективную систему документооборота, возможностьвнесения изменений в систему счетов без кардинальной реорганизации всего планасчетов (т.е. является гибким), полноту аналитических счетов для формированиябухгалтерской отчетности. Глубина аналитического учета будет зависеть отвозможности организации переработать соответствующий объем информации(бухгалтерских записей). Хорошо построенная система аналитических счетов можетпозволить оптимизировать процесс обработки информации в целях составленияуправленческой, статистической, налоговой отчетности.
Рабочий план счетов разрабатывается организацией взависимости от групп хозяйственных операций, характерных для организации,отраслевых особенностей, организационно-правовой формы, видов деятельности идр. Номенклатура субсчетов (счетов второго порядка), предусмотренных в планесчетов, формируется в составе рабочего плана счетов исходя из потребностейуправления, включая экономический анализ хозяйственной деятельности, контроль,требования бухгалтерской отчетности. При наличии на предприятии не выделенныхна отдельный баланс обособленных подразделений, для облегчения контроля зарезультатами деятельности таких подразделений в учетной политикепредусматриваются одноименные субсчета на всем спектре синтетических счетов,используемых такими подразделениями. Аналогичным образом можно поступать приналичии на предприятии нескольких основных видов продукции, если используетсяпопередельный метод калькулирования себестоимости продукции (особенно, еслиодноименная продукция поставляется и в Россию и на экспорт).
Маленькая организация снебольшим количеством операций, с грамотным бухгалтером и хорошим уровнемавтоматизации может себе позволить на субсчетах, открываемых к синтетическимсчетам, отражать состояние всех хозяйственных операций. Например, можно насубсчетах к счету 01 «Основные средства» вести картотеку основныхсредств, а на субсчетах к счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»- расчеты с персоналом. В большой организации такие приемы использоватьневозможно. Необходимо прибегать к созданию дополнительных аналитическихсчетов, ведению дополнительных картотек и справочников. Малое предприятие,скорее всего, воспользуется стандартным планом счетов бухгалтерского учета илитиповым вариантом, предлагаемым в составе приобретенной бухгалтерскойпрограммы. При этом на малом предприятии всегда существует возможностьперестроить документооборот под выбранный план счетов. Крупномумногопрофильному предприятию вряд ли удастся обойтись типовыми разработками.При использовании любой бухгалтерской системы потребуется индивидуальнаянастройка типовых решений к потребностям организации./>/>/>/>/>/>/>/>/>Первичные учетныедокументы
В учетной политике утверждаются формы первичныхучетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, покоторым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов.
Формы первичных учетныхдокументов для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым непредусмотрены типовые формы, разрабатываются организацией самостоятельно всоответствии с требованиями Федерального Закона «О бухгалтерском учете».Они должны обладать юридической силой и содержать следующие обязательныереквизиты:
q наименование документа, отражающеефинансово-экономическое содержание хозяйственной операции. Документ может неиметь кода формы, если он разработан в самой организации и представлен вучетной политике. Однако наличие кода обязательно в том случае, если документобрабатывается автоматизированным способом;
q дату составления документа, котораядает возможность определить конкретную дату совершения оформленной операции,что необходимо для реализации в бухгалтерском учете требований полноты,непрерывности, приоритета содержания над юридической формой. Датой составлениядокумента является дата его подписания, утверждения, а для акта — датасовершения события;
q наименование организации, от именикоторой составлен документ. Оно позволяет установить принадлежность первичногоучетного документа к той или иной организации;
q содержание хозяйственной операции,которое должно точно соответствовать наименованию оформляемого документа;
q измерители хозяйственной операции внатуральном и денежном выражениях;
q наименования должностных лиц,ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ееоформления, личные подписи указанных лиц.
Также при формировании учетной политики организация вслучае необходимости может дополнить унифицированные формы дополнительнымиреквизитами и изменить формат строк и граф, расширив или сузив их. Внесенные вформы изменения должны быть оформлены соответствующей распорядительнойдокументацией.
Разработанные в соответствии с вышеизложеннымитребованиями формы первичных учетных документов прилагаются к учетной политике.Если у учреждения отсутствует потребность в первичных учетных документах, для которыхне предусмотрены типовые формы, в учетной политике делается следующая запись: «Организацияне применяет первичные учетные документы, для которых не предусмотрены типовыеформы».
Утверждается перечень должностных лиц, имеющих право подписипервичных учетных документов, причем рекомендуется по каждой группе первичныхдокументов или даже по каждой форме первичных документов утвердить переченьдолжностных лиц, по отношению к которым делегируется право подписи первичныхдокументов. Закрепление необходимо для контроля за правомерностью совершенияхозяйственных операций. В связи с этим в документах должны быть расшифровкиподписей таких лиц. Когда должностное лицо, имеющее право подписи на первичномдокументе, отсутствует, его может подписывать лицо, являющееся исполняющимобязанности, или заместитель этого должностного лица. В этом случаеобязательным является указание фактической должности лица, подписавшегодокумент, и его фамилия./>/>/>/>/>/>/>/>/>Организациядокументооборота
От момента составления досдачи документа в архив он проходит определенный путь, называемыйдокументооборотом. Этапами документооборота являются: составление (выписка)документа, приемка документа бухгалтерией, регистрация документа в системеучетных записей, передача документа в архив. Задача хорошо организованногодокументооборота состоит в ускорении движения документов, а правильноепредставление о документообороте может позволить определить необходимуючисленность работников бухгалтерии, стать основой нормирования трудаработников. Правила документооборота устанавливаются для упорядочения работы посозданию, контролю и использованию в бухгалтерской деятельности первичныхучетных документов, своевременности формирования данных бухгалтерскойотчетности. Для этого формируется график документооборота как составной элементучетной политики организации. Он представляется в виде схемы и включаетперечень работ по составлению, проверке и обработке документов, выполняемыхкаждым подразделением организации и всеми исполнителями соответствующих работ суказанием их взаимосвязи и сроков выполнения. График документооборотарегламентирует перечень и формы первичных учетных документов, а также переченьдолжностных лиц, ответственных за их оформление и утверждение.
График документооборота формируется в соответствии стребованиями, содержащимися в «Положении о документах и документообороте вбухгалтерском учете» № 105 от 29.07.1983, и должен устанавливатьрациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное числоподразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом,определять минимальный срок его нахождения в подразделении. Графикдокументооборота повышает оперативность обработки и движения документов,способствует улучшению всей учетной работы и усилению контрольных функций бухгалтерскогоучета, что в конечном счете сказывается на качестве работы бухгалтерскойслужбы.
Утвержденная в учетнойполитике система документооборота регламентирует следующие вопросы:
q порядок создания первичных учетныхдокументов;
q контроль правильности заполнения формпервичных учетных документов;
q порядок и сроки передачи первичныхучетных документов в бухгалтерию;
q порядок передачи первичных учетныхдокументов в архив.
Общими требованиями кдокументообороту являются:
q составление первичного документа вмомент совершения хозяйственной операции в соответствии с требованиями егооформления;
q передача документов в бухгалтерию дляконтроля за своевременностью и полнотой сдачи для учетной обработки;
q проверка бухгалтерией принятыхпервичных документов:
-   по форме в соответствии стребованиями полноты и правильности оформления, заполнения обязательныхреквизитов;
-   по существу в соответствии стребованиями законности хозяйственных операций, логической увязки отдельныхпоказателей документов, правильности арифметических подсчетов;
q обработка документов в бухгалтерии:
-   таксировка (расценка);
-   группировка документов, однородных поэкономическому содержанию;
-   контировка, представляющая собойуказание в первичном учетном документе корреспонденции счетов по операциям,вытекающим из содержания документа;
q сдача первичных учетных документов вархив после составления на их основании учетных регистров.
В исполнении первичных учетных документов принимаютучастие кроме собственно работников бухгалтерской службы и сотрудники других(функциональных) подразделений организации. Совокупность бухгалтерской службы иработников функциональных подразделений организации, в обязанности которыхвходит выполнение отдельных операций по сбору первичной информации, ееобработке и анализу, а также составление на ее основе отчетов для различныхгрупп пользователей, представляет собой учетную службу организации. Принципыразделения полномочий и ответственности бухгалтерской службы и работниковфункциональных подразделений организации, выполняющих отдельные учетныефункции, регулируются внутрифирменным положением об учетной службе.Распределение обязанностей по формированию и обработке документов междубухгалтерской службой и работниками функциональных подразделений организации,выполняющими отдельные учетные функции, регулируются положением о системедокументооборота. В закреплении распределения обязанностей по формированию иобработке документов между бухгалтерской службой и работниками функциональныхподразделений организации во внутреннем документе, безусловно, заинтересованабухгалтерия. Это позволит работникам бухгалтерии снять с себя обязанности пооформлению первичных документов, заполнение которых входит в обязанностиработников организации, например путевых листов, авансовых отчетов,нарядов-заказов и т.п.
График документооборота может бытьоформлен схемой или перечнем работ по созданию, проверке и обработкедокументов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а такжевсеми исполнителями с указанием взаимосвязи документов и сроков выполненияработ. Пример такого графика приведен в приложении к «Положение одокументах и документообороте в бухгалтерском учете» № 105 от 29.07.1983.
Работники организациидолжны составлять и представлять документы, относящиеся к сфере их деятельности,по графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка изграфика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельностиисполнителя, сроки их оформления и подразделения организации, в которыепредставляются указанные документы.
Контроль за соблюдением графика исполнителями работведет главный бухгалтер организации, а ответственность за своевременное идоброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отраженияв бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документахданных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
В организациях со сложной структурой управления поройбывает очень сложно определить, кто виновен в том, что своевременно не былиоформлены необходимые документы, подтверждающие тот или иной факт хозяйственнойдеятельности. В результате в ходе документальной проверки к предприятию могутбыть предъявлены финансовые санкции за искажение его финансового состояния. Вданном случае график документооборота будет являться одним из главныхдокументов для принятия мер воздействия в отношении конкретных исполнителей,виновных в несоблюдении графика документооборота, повлекшим за собой ошибки вучете.
Организации обязаныхранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета ибухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии справилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.Для сдачи в архив документы подбираются в хронологическом порядке, комплектуются,переплетаются и подшиваются в папки. Сдача документов в архив сопровождаетсясправкой. В учетной политике определяются лица, ответственные за хранениедокументов бухгалтерского учета./>/>/>/>/>/>/>/>/>Внутренняяотчетность
В приказе руководителя обучетной политике утверждаются состав и формы внутренней бухгалтерскойотчетности, периодичность и сроки ее представления, ответственные за еесоставление, потенциальные пользователи отчетности. Формы документов длявнутренней бухгалтерской отчетности необходимы для внутренних пользователей(менеджеров разного уровня) в целях принятия управленческих решений, контроляза хозяйственной деятельностью как организации в целом, так и ее структурных(производственных, хозяйственных и управленческих) подразделений, а также дляподведения итогов в сфере финансового и управленческого учета.
Методики составления и единые формы внутреннейбухгалтерской отчетности отсутствуют. Содержание форм внутренней бухгалтерскойотчетности определяется особенностями деятельности организации: формойсобственности, масштабом организации, организационной структурой управления,отраслевыми характеристиками деятельности, технологическими особенностямипроизводственного процесса, спецификой снабженческой и сбытовой деятельности идр. Виды форм внутренней бухгалтерской отчетности и их содержаниеустанавливаются организацией самостоятельно исходя из общих требований ихформирования:
q адресности, представляющей ориентацию содержания форми периодичность их составления на конкретных пользователей;
q оперативности, т.е. составления закороткий временной период (смену, рабочий день, неделю, пятидневку и др.);
q соблюдения соотношения превышениявыгод от использования учетной информации над затратами по составлениюотчетности./>/>/>/>/>/>/>/>/>Внешняя отчетность
Учетная политикаустанавливает, кто составляет и в какие сроки предоставляет квартальную игодовую отчетность. В соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерскомучете» годовая отчетность представляется в течение 90 дней по окончаниигода, а квартальная — в течение 30 дней по окончании отчетного квартала.Необходимость фиксации срока в учетной политике вызвана тем, что учредителипредприятия или иные заинтересованные пользователи отчетностью могут установитьи иные сроки представления бухгалтерской отчетности. Также следует отметить,что в общем случае законом предусмотрено предоставление акционерам лишь годовойфинансовой отчетности. Однако акционерами может быть принято решение овозложении на исполнительный орган общества обязанности по предоставлению отчетностиежеквартально или ежемесячно, что и должно быть отражено в учетной политике.
Согласно Приказу МинфинаРФ от 22.07.2007 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»организации обязаны самостоятельно разработать и утвердить в учетной политикеформы бухгалтерской отчетности. При этом рекомендовано учитывать образцы форм,приведенные в приложении к названному приказу Минфина РФ. Следует отметить, чторекомендуемые Минфином формы отчетности не имеют построчной нумерации (заисключением нумерации итоговых разделов бухгалтерского баланса), поэтому приутверждении собственных форм отчетности предприятия обязаны не толькоструктурировать (дополнить или убрать строки или показатели) формы подособенности своей финансово-хозяйственной деятельности, но и снабдить ихнумерацией строк. При этом в случае отсутствия у организации данных посоответствующим активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственнымоперациям, показатели (строки, графы) по которым предусмотрены в образцах форм,эти показатели (строки, графы) в формы организации не включаются. Приутверждении объема форм бухгалтерской отчетности, которые предприятие будетобязано представлять в соответствующие адреса, необходимо в соответствии сПриказом от 22.07.2007 г. № 67н учитывать следующее:
-          в общем случае ипромежуточная (квартальная), и годовая бухгалтерская отчетность должна состоятьиз всех пяти предусмотренных форм (кроме формы № 6),
-          в отношенииотдельных категорий организаций предусмотрен ряд особенностей в объемепредоставляемых форм отчетности.
На процесс составленияотчетности влияет и организация бухгалтерской службы, и принятый рабочий плансчетов, и выбранная система сбора и обработки информации. В свою очередьотчетность, которую организация планирует составлять, диктует требования ксистеме аналитического учета, необходимому уровню автоматизации, системе сбораи обработки информации и т.д.
Разработка порядкаформирования отчетности предусматривает:
q  определение видовотчетности, которые организация планирует формировать с использованием данныхсистемы бухгалтерского учета: бухгалтерская и прочая (статистическая,налоговая, в экологические фонды и т.п.); внешняя и внутренняя; бухгалтерскаяотчетность собственная и сводная; бухгалтерская отчетность по российским имеждународным стандартам; годовая и периодическая (промежуточная);
q определение показателей отчетности;
q разработку форм отчетности;
q разработку алгоритмов формированияпоказателей отчетности, форм отчетности;
q разработку контрольных процедур впроцессе формирования отчетности;
q установление лиц, ответственных заформирование отчетности, сроков и адресов ее представления.
При разработке форм бухгалтерской отчетности надопринимать во внимание наличие типовых форм отчетности, предусмотренных МинфиномРоссии. Однако следует учесть, что единых форм, обязательных к заполнению, нет.Образцы форм, которые рекомендованы приказом Минфина России от 22.07.2003 №67н, содержат только минимально необходимый состав показателей и являютсярекомендуемыми. Организации могут изменять и дополнять их, а при желании иразрабатывать свои формы. Очевидно, что у многих организаций фактическая формабаланса должна отличаться от рекомендуемой Минфином России. Этот момент долженбыть обязательно отражен в учетной политике организации. Организация можетпредставлять бухгалтерскую отчетность ее пользователям либо на бумажныхносителях, либо в электронном виде. Выбранный вариант закрепляется в учетнойполитике./>/>/>/>/>/>/>/>/>Системавнутреннего контроля
Система внутреннегоконтроля, определяемая в учетной политике, включает контроль за рациональнымиспользованием производственных ресурсов и готовой продукции; порядок контроляза хозяйственными операциями, обеспечивающий сохранность материальных ценностейучреждения. Внутренний контроль может осуществлять служба внутреннего аудита,специалист, лично руководитель. Обычно внутренний контроль осуществляется ворганизациях силами контрольно-ревизионной комиссии или подразделениямивнутреннего аудита, деятельность которых регламентируется соответствующимположением.
Порядок контроля за хозяйственными операциями включаетсодержательную проверку, которая ведется по существу хозяйственных операций,оформленных первичными учетными документами и отраженных впоследствии врегистрах бухгалтерского учета, с позиций законности, экономическойцелесообразности, соответствия принципам, требованиям и правилам бухгалтерскогоучета. Последующий контроль ведется в соответствии с установленными учетнойполитикой правилами с назначением ответственных за контрольные действия и выделениемцентров (точек) контроля за всеми стадиями технологического процесса обработкиучетной информации.
Система внутреннегоконтроля должна обеспечивать распределение обязанностей между работникамибухгалтерии таким образом, чтобы ограничить возможности злоупотреблений; должныбыть разделены функции управления и учета активов, ограничен доступ кинформации, содержащейся в компьютерных базах данных и т.д./>/>/>/> />/>/>Порядок проведенияинвентаризации
Инвентаризация — один изосновных элементов системы внутреннего фактического контроля. Порядокпроведения инвентаризации и определение принципов инвентаризационного процессаявляется одним из наиболее важных разделов учетной политики организации.
В учетной политикеорганизации приводится порядок проведения инвентаризации:
q количество инвентаризаций в отчетномгоду;
q даты проведения инвентаризаций;
q перечень имущества и обязательств,наличие, состояние и оценка которых проверяется при каждой инвентаризации;
q порядок урегулирования выявленныхрасхождений и др.
Кроме этого, в учетнойполитике фиксируется порядок обязательных инвентаризаций в соответствии сзаконодательством:
q при передаче имущества в аренду,выкупе, продаже и других подобных случаях;
q перед составлением годовой бухгалтерской отчетности(кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октябряотчетного года);
q при смене материально ответственныхлиц;
q при выявлении фактов хищения,злоупотребления или порчи имущества;
q в случае стихийного бедствия, пожара или другихчрезвычайных ситуаций;
q при реорганизации или ликвидацииорганизации и в других случаях.
В Учетной политике отражаются задачиинвентаризации.Задачами проведения инвентаризации организации являются:
q определение фактического наличияимущества в натуральном выражении;
q определение производственных запасовв натуральном выражении, в частности сырья для определения фактического расходасырья и материалов на производство продукции (работ, услуг) в соответствии сотраслевыми особенностями;
q контроль за сохранностью материальныхценностей и денежных средств;
q выявление товарно-материальныхценностей, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество,морально устаревших, с целью минимизации остатков неликвидных товаров;
q выявление сверхнормативных инеиспользуемых материальных ценностей для проведения их переоценки с цельюпоследующей реализации;
q проверка соблюдения правил и условийхранения материальных ценностей и денежных средств, соблюдения правилсодержания и эксплуатации оборудования и других основных средств с целью определенияэффективности их использования;
q проверка соблюдения правил и условийхранения материальных ценностей и денежных средств, соблюдения правилсодержания и эксплуатации оборудования и других основных средств с цельюопределения эффективности их использования;
q проверка реальной стоимости (оценки)учтенных на балансе активов, реальности и достоверности финансовыхобязательств.
Порядок проведения инвентаризации активов иобязательств организации определен Методическими указаниями по инвентаризацииимущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от13.06.1995 № 49.
Назначение инвентаризационнойкомиссии, ее состав, сроки и порядок деятельности определяются приказомруководителя. В учетной политике может быть предусмотрено создание постоянно действующейинвентаризационной комиссии для проведения непрерывных (перманентных)инвентаризаций. При этом утверждается график работы комиссии с указанием срокови объектов проверки. Например, эта комиссия может последовательно, день заднем, проверять сохранность материально-производственных запасов на складахорганизации или незавершенного производства в цехах. Преимущество перманентныхинвентаризаций перед традиционными состоит в том, что они сглаживаютрасхождения между фактическим наличием ценностей и учетными данными вмежотчетном периоде.
Фактическая себестоимость списываемойсуммы недостач и порчи запасов включает договорную (учетную) цену запаса и долютранспортно-заготовительных расходов (ТЗР), относящихся к этому запасу. Порядокрасчета указанной доли организация определяет самостоятельно. Методика расчетадоли ТЗР, относящейся к недостающим запасам, закрепляется в учетной политикеорганизации.
 
/>/>/>/>/>/>/>/>/>Порядок выдачиденежных средств под отчет
В учетной политике устанавливается порядок выдачиденежных средств под отчет.
При этом должен быть определен:
-          кругматериально-ответственных лиц, имеющих право на получение денег под отчет, скоторыми заключены договоры о полной материальной ответственности;
-          предельный размерподотчетных средств;
-          срокипредставления авансового отчета.
Размер и сроки выдачи денежных средств под отчетопределяет руководитель учреждения. Лица, получившие наличные деньги под отчет,обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы,предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвестиокончательный расчет по ним. Следует помнить, что установление в учетнойполитике иных сроков возврата наличных денежных средств (более трех дней),выдаваемых в подотчет, неправомерно.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>СписоклитературыНормативно-законодательныеакты
1)        Положение одокументах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. Минфином СССР29.07.1983 N 105.
2)        Положение побухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).
3)        Приказ Минфина РФот 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»(ред. от 18.09.2006).
4)        Федеральный ЗаконРФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».Учебная литература
5)        Бухгалтерскоедело: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 08109 «Бухгалтерскийучет, анализ и аудит»/Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд., перераб. идоп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.
6)        Бухгалтерскоедело: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. Н.Н. Хахоновой, к.э.н. И.В.Алексеевой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»;Ростов н/Д: Академцентр, 2008 г.
7)        Вещунова Н.Л.,Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика,2000.
8)        Ивашкевич В.Б.,Куликова Л.И. Бухгалтерское дело: Учеб. пособие.- М: экономистъ, 2005 г.
9)        Климова М.А.Бухгалтерское дело: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006 г.
10)     Кондраков Н.П.Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2000.
11)     Львова И.Н. Учетнаяполитика организации: учеб. пособие. – М.: Магистр, 2008.Периодическиеиздания
/>12)     Брызгалин А.В.,Берник В.Р., Головкин А.Н. «Учетная политика предприятия для целейбухгалтерского учета на 2008 год» // «Налоги и финансовое право», № 12,декабрь 2007 г.
13)     Валова С.Р.«Учетная политика: анализируем основные ошибки еесоставления» // «Налоговая проверка», N 6, ноябрь-декабрь2008 г.
14)     Кензеева И.А. «Аудитучетной политики организации» // «Аудиторские ведомости», N 6,июнь 2004 г.
15)     «Организационно-техническиеаспекты учетной политики» // «Новая бухгалтерия», выпуск 6, июнь2007 г.
16)     Поленова С.П.«Содержание и формирование учетной политикикоммерческих организаций» // «Все для бухгалтера», N 5, май2008 г.Комментариинормативно-законодательных актов в системе ГАРАНТ
17)     Анищенко А.В.«Учетная политика для целей бухгалтерского учета иналогообложения на 2008 год».
18)     СоснаускенеО.И. Учетная политика 2006.
19)     Филина Ф.Н. «НовоеПБУ 1/2008: учетная политика организаций».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Aristotle Essay Research Paper AristotleIt
Реферат © Иосиф Вакс, 2010 Все права принадлежат автору I vaks@yahoo co uk
Реферат Учет исполнительного листа на сотрудника организации
Реферат Организация акционерного общества
Реферат Value Of Environmental Agencies Essay Research Paper
Реферат Мікроструктура зносостійких чавунів для виготовлення промислових мелючих куль
Реферат Учет выпуска отгрузки и реализации готовой продукции 2
Реферат Основные темы произведений Олега Глушкина
Реферат Alternate Fuels Essay Research Paper Jennifer Allers
Реферат Нормативні акти господарського законодавства поняття і види
Реферат Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим: Учебно-методический комплекс для студентов I курса заочного отделения исторического факультета
Реферат Пятнистый лазающий полоз
Реферат Дуглас, Маргарита
Реферат The Shang Dynasty Essay Research Paper The
Реферат Государственное правление