1. Понятие финансов предприятий, их функции ироль в настоящее
время.
Финансы объединений, предприятий и отраслейпредставляют собой
систему экономических отношений, связанных с кругооборотом денежных
средств, образованием, использованием денежныхдоходов, контроля за
производством, распределением, использованиемнационального продукта.
Функционирование финансово-кредитной системынепосредственно за-
висит от меры использования товарно-денежных отношений вуправлении и
организации хозяйственных отношений. Имевшее место впрошлом свертыва-
ние товарно-денежных отношений (с 1920-1923гг до конца80-х - начала
90-х годов господствовали административно-командныеметоды хозяйство-
вания) отрицательно сказывалось на состоянии экономики. Несмотря на
попытки экономических реформ 1965-го, 1979-го, 80-хгодов, практически
только сейчас делаются практические шаги, чтобыстоимостные категории
— деньги, цена, финансы, кредит начали активно влиять наразвитие эко-
номики. В настоящее время деньги, финансы постепенностановятся самос-
тоятельным и решающим ресурсом производства.
По материальному содержанию финансы — это целевыефонды денежных
средств, в совокупности представляющие собой финансовыересурсы предп-
риятий.
В соответствии с Законом РФ «О предприятиях ипредпринимательской
деятельности» финансовые ресурсы предприятий - это преимущественно
прибыль и амортизационные отчисления, доходы от ценныхбумаг, паевые
взносы, средства спонсоров. Но следует понимать, чтофинансовая наука
изучает не ресурсы, как таковые, а финансовыеотношения, возникающие
на основе их образования, распределения, использования инаправлена на
совершенствование финансовых отношений.
Финансовые отношения возникают:
— между предприятиями и организациями в процессеформирования и
распределения валового дохода, при оплате поставок,реализации готовой
продукции;
— при выпуске и распространении акций предприятия, взаимном
кредитовании, долевом участии;
— между предприятиями и отдельными работниками в процессе ис-
пользования дохода;
— между юридическими, физическими лицами ибанковской системой;
— между предприятиями и иностранными партнерамипри использова-
нии валютного фонда.
В настоящее время, с развитием рыночных отношенийсфера финансо-
вых отношений предприятий резко возрастает.
Финансы предприятий — основа финансовой системылюбого государс-
тва, так как именно в сфере материального производства создаются и
первично распределяются совокупный общественный продукт инациональный
доход.
Следует понимать, что финансовые отношения — этопрежде всего
распределительные отношения, а они во многом сложились унас в стране
в 1929-1931 гг. Сейчас требуют изменения понятиясущности и функций
финансов, самой концепции финансов. При этом определяющиммоментом яв-
ляется то, что государство должно обеспечиватьпредприятия, независимо
от форм собственности и хозяйствования, видадеятельности, отраслевой
принадлежности, равные правовые и экономические условияхозяйственной
деятельности.
Функции финансов:
1. Обслуживание денежными ресурсами кругооборота материальных
средств; 2. распределительная; 3. контрольная.
Экономическое содержание первой функции состоит в обеспечении
полного соответствия между движением денежных иматериальных ресурсов.
Это проявляется: а) на плановой стадии и б) оперативно.В первом слу-
чае, сопоставляя размер планируемых доходов и расходов, выявляют, в
какой мере потребность в средствах может быть покрыта за счет собс-
твенных источников, банковских ссуд и т.д. Этот оченьсложный вопрос
решается на различных исторических этапах по разному. Например, какая
доля дохода предпринимателей должна оставаться упроизводителей про-
дукции (работ, услуг), какая — перечисляться в виденалогов в бюджет
государства; какая часть средств предприятий должнаидти на развитие
производства, какая направляться на потребление. Сейчас,как известно,
у большинства предпринимателей преобладает недальновидная политика
максимизации потребления, стремление все«проесть», которая возникает
в основном из-за неустойчивой экономической ситуации встране, а также
из-за отсутствия налаженной правовой системы.
Третья функция финансов основана на том, что нормырасходования
каждого элемента производственных ресурсов планируется иучитывается в
денежной форме, тем самым в стоимостной формеконтролируется расход
материалов. Кроме того, контрольная функция охватываетвсе стороны де-
ятельности предприятий, взаимоотношения внутрипредприятия, взаимоот-
ношения предприятия и банка, взаимоотношения предприятияи бюджета.
2. Разнообразие форм собственностипредприятий
и их влияние на организацию финансовпредприятий
В соответствии с Законом РФ «Особственности» в России могут соз-
даваться и действовать предприятия, находящиеся вчастной, государс-
твенной, муниципальной собственности и собственностиобщественных ор-
ганизаций.
Допускается объединение имуществ, находящихся в частной, госу-
дарственной, муниципальной собственности и собственностиобщественных
объединений (организаций), а также собственности иностранных госу-
дарств, юридических лиц и граждан, если иное непредусмотрено законом.
Имущество может принадлежать на праве общей(коллективной) собс-
твенности одновременно нескольким лицам с определением долей каждого
из них (долевая собственность) или без определениядолей (совместная
собственность). Владение, пользование и распоряжениеимуществом, нахо-
дящимся в общей собственности, осуществляются посоглашению всех собс-
твенников, а при его отсутствии устанавливаются судом,государственным
арбитражем или третейским судом по иску любого изсобственников.
Участник общей долевой собственности имеет право на выдел своей
доли, а участник общей совместной собственности — наопределение и вы-
дел доли.
Имущество государственных предприятий образуется засчет бюджет-
ных ассигнований и вкладов других государственныхпредприятий (напри-
мер малые государственные предприятия). В законе зафиксировано, что
государственное предприятие отвечает по своимобязательствам имущест-
вом предприятия, то есть этим подчеркивается егообособленность и от-
носительная самостоятельность от государства. Однакона практике за
государственное предприятие несет экономическую, юридическую и прочую
ответственность государство в лице своих министерств, ведомств, госу-
дарственных комитетов и т.д., что часто позволяет государственным
предприятиям проводить безответственную хозяйственную ифинансовую по-
литику. Поэтому во всем мире предприятия с государственной собствен-
ностью считаются наименее эффективно работающими.
Имущество муниципального предприятия или вклад местных органов
власти в предприятия смешанной формы собственностиобразуется за счет
ассигнований из средств соответствующего местного бюджетаили вкладов
других муниципальных предприятий. Муниципальное предприятиеотвечает
по своим обязательствам имуществом предприятия (напрактике, как и в
первом случае — имуществом муниципалитета).
Также законодательством предусматривается функционирование уни-
тарных государственных или муниципальных предприятий. Такие предприя-
тия не наделены правом собственности на закрепленное имущество, иму-
щество такого предприятия неделимо. Унитарноепредприятие может функ-
ционировать на правах хозяйственного ведения и на правах оперативного
управления (так называемое федеральное-казенное)предприятие. В первом
случае собственник не отвечает по обязательствампредприятия, во вто-
ром случае собственник несет ответственность пообязательствам казен-
ного предприятия.
Имущество индивидуального (частного предприятия) формируется из
имущества граждан, может быть образовано в результатеприобретения
гражданином (группой лиц) государственного илимуниципального предпри-
ятия. Собственник индивидуального предприятия несетответственность по
обязательствам предприятия в пределах, определяемыхУставом предприя-
тия (с ограниченной ответственностью, и т.д.)
В соответствии с Российским законодательством с 1995года на тер-
ритории страны могут создаваться и действовать следующиевиды предпри-
ятий:
Товарищества, как объединения лиц, непосредственноеучастие учре-
дителей в их действиях обязательно:
Общества, как объединения капитала.
Кроме того, возрождается форма производственныхкооперативов, как
форма участия в производстве обычных граждан, а непредпринимателей.
Хозяйственные товарищества могут быть полными исостоять не менее
чем из двух полных товарищей. Хозяйственныетоварищества «на вере»
(коммандитные товарищества) должны состоять как минимум один полный
товарищ и один вкладчик. Полное хозяйственноетоварищество несет от-
ветственность по своим обязательствам имуществом иимуществом, принад-
лежащим полным товарищам, участники-вкладчики несуттолько риск убыт-
ков в пределах вклада. При ликвидации хозяйственноготоварищества «на
вере» вкладчики имеют преимущественное право наполучение вкладов пе-
ред товарищами. Участники хозяйственного товариществадолжны внести не
менее половины вклада к моменту регистрациитоварищества, а остальное
— в сроки, установленные учредительным договором, но неболее чем в
течение года.
Хозяйственное общество может быть трех видов:
1. Акционерное общество;
2. Хозяйственное общество с ограниченнойответственностью;
3. Хозяйственное общество с дополнительнойответственностью.
При организации акционерного общества уставныйкапитал подразде-
ляется на на определенное количество акций, иакционеры несут риск
убытков в пределах стоимости своих акций. Участникихозяйственного об-
щества с ограниченной ответственностью несутответственность в преде-
лах стоимости своих вкладов, акции при этом невыпускаются. При орга-
низации хозяйственного общества с дополнительной ответственностью,
участники солидарно несут ответственность, в размере,пропорциональном
стоимости своего вклада. Отдельные граждане также вправевыступать как
предприниматели без образования юридического лица, нонеобходима соот-
ветствующая регистрация в качестве предпринимателя. Вэтом случае он
отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим емуимуществом.
Производственные кооперативы — добровольныеобъединения не менее
пяти членов для совместной хозяйственной деятельности. Члены произ-
водственного кооператива несут субсидиарнуюответственность по обяза-
тельствам кооператива в соответствии с Уставом.
В основе организации финансов предприятий лежатследующие принци-
пы:
1. Регулирование государством производственной и экономической
деятельности предприятий посредством экономическихрычагов, в первую
очередь налоговой и кредитно-денежной политикой.
2. самостоятельность предприятий во всехвопросах, кроме особо
предусмотренных законодательством.
3. Самофинансирование и прибыльность работыпредприятия.
4. Создание финансового резерва (фонда риска) на предприятиях.
5. Каждое предприятие для нормального функционирования должно
располагать определенными целевыми фондами денежныхсредств. Важнейши-
ми из них являются: фонд основных средств, фондоборотных средств,
амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд накопления,фонд потребле-
ния. Образование указанных фондов, управление ими иправильное их ис-
пользование составляет одну из важнейших сторонфинансовой работы на
предприятии.
6. Предприятие вправе открывать расчетный и другиесчета в любом
банке для хранения денежных средств и осуществления всехвидов расчет-
ных, кредитных и кассовых операций. Банк или его филиал(отделение) по
месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетныйсчет по требо-
ванию предприятия. Предприятие не выполняющее свои обязательства по
расчетам, может быть в судебном порядке объявленобанкротом в соот-
ветствии с законодательством.
7. Предприятие вправе самостоятельно осуществлятьвнешнеэкономи-
ческую деятельность в соответствии с законодательством.
8. Формы, система и размер оплаты труда работниковпредприятия, а
также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоя-
тельно. Предприятия обеспечивают минимальный размероплаты труда и со-
циальной защиты работников независимо от видовсобственности и органи-
зационно-правовых форм предприятия.
9. Предприятие самостоятельно планирует своюдеятельность и опре-
деляет перспективы развития, исходя из спроса напроизводимую продук-
цию и необходимости производственного и социальногоразвития предприя-
тия, повышения личных доходов его работников. Основупланов составляют
договора, заключенные с потребителями продукции.
10. Предприятия реализуют свою продукцию по ценам итарифам, ус-
танавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях,
предусмотренных законодательством, по регулируемымгосударством ценам.
11. Предприятие, независимо от его организационноправовой формы,
ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность впорядке, устанавли-
ваемом законодательством РФ.
12. За нарушение кредитных, договорных, расчетных,налоговых обя-
зательств, а также за нарушение иных правил предпринимательской дея-
тельности, предприятие несет ответственность всоответствии с законо-
дательством. Предприятие обязано возмещать ущерб,причиненный нерацио-
нальным использованием земли и других природных ресурсов,загрязнением
окружающей среды.
13. Предприятие может быть учреждено либо по решениюсобственника
имущества, либо по решению трудового коллектива государственного или
муниципального предприятия в случаях и в порядке, предусмотренных за-
конодательством. Предприятие может быть учреждено врезультате выделе-
ния из состава действующего предприятия одного илинескольких струк-
турных подразделений с сохранением за данным структурнымподразделени-
ем существующих обязательств перед предприятием ипартнерами. Предпри-
ятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в
соответствии с антимонопольным законодательством.
14. Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в
виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разде-
ление, выделение, преобразование в инуюорганизационно-правовую фор-
му). Предприятие ликвидируется в случаях: а) признаниябанкротом; б)
принятия решения о запрете деятельности предприятия из-заневыполнения
условий, установленных законодательством; в) признаниясудом недейс-
твительными учредительных документов и решения о созданиипредприятия.
15. Предприятия могут объединяться в союзы, объединения, концер-
ны, и т.д. в целях координации деятельности, защиты прав,установления
единой ценовой политики и т.д.
3. Схема приватизации предприятия.
К предприятиям, приватизируемым в соответствии с Положением, о
приватизации предприятий по первичной обработке сельскохозяйственной
продукции и предприятий по производственно-техническому обеспечению
агропромышленного комплекса, относятся: сахарныезаводы; плодоовоще-
консервные заводы; предприятия первичного виноделия испиртовой про-
дукции; табачно-ферментные заводы; крахмало-паточные предприятия;
предприятия по первичной переработке лубяных культур ишерсти; убойные
пункты, хладобойни, мясоптицекомбинаты, мясомолочные имясокомбинаты,
молококомбинаты, молокозаводы, маслосыркомбинаты исырозаводы, моло-
коприемные пункты; маслодобывающие заводы (вырабатывающиерастительное
масло); предприятия, обеспечивающие выработку и хранениемуки, крупы и
комбикормов; базы рыбопромыслового флота; рыбоперерабатывающиепредп-
риятия; объединения, заводы, комбинаты, мастерские,станции, базы, ла-
боратории по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной
техники, судоремонтные предприятия рыбной промышленности;базы матери-
ально-технического снабжения и комплектации и другиепредприятия (кро-
ме областных и республиканских, приватизируемых в общемпорядке), не-
посредственно осуществляющие материально-техническоеобеспечение сель-
скохозяйственных товаропроизводителей;строительно-монтажные организа-
ции; предприятия, базы, конторы по транспортномуобслуживанию и базы
транспортного флота рыбной промышленности; объединения, предприятия,
базы, станции, лаборатории по агрохимическому обслуживанию; сетевя-
зальные предприятия, фабрики орудий лова; жестяно-баночные и бондар-
но-тарные предприятия рыбной промышленности.
Перечень предприятий, приватизируемых всоответствии с настоящим
Положением, уточняется при необходимости Государственным комитетом
Российской Федерации по управлению государственнымимуществом по сог-
ласованию с Министерством сельского хозяйства РоссийскойФедерации.
3. Государственный комитет Российской Федерации поуправлению го-
сударственным имуществом предусматривает в 1992 году использование
следующих способов приватизации предприятий,предусмотренных настоящим
Положением:
продажа акций акционерных обществ открытого типа(по закрытой
подписке производителям сельскохозяйственной продукции, рыбы и мореп-
родуктов);
продажа предприятий на коммерческом конкурсе и на некоммерческом
инвестиционном конкурсе (с ограничением состава егоучастников);
продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных
предприятий на аукционе;
выкуп арендованного имущества.
4. При определении конкретного способаприватизации необходимо
учитывать:
отраслевую специфику предприятий;
целесообразность сохранения профиля предприятий;
монопольное положение предприятий в зоне ихдеятельности по отно-
шению к производителям сельскохозяйственной продукции,рыбы и морепро-
дуктов и потребителям услуг предприятий агропромышленногокомплекса;
мнение трудового коллектива приватизируемогопредприятия.
5. При приватизации предприятий по первичнойпереработке сельско-
хозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов ипредприятий по произ-
водственно-техническому обслуживанию иматериальнотехническому обеспе-
чению агропромышленного комплекса акции трудовым коллективам предос-
тавляются в порядке и с учетом вариантов льгот, установленных Госу-
дарственной программой приватизации. Остальные акции предлагаются в
течение 3 месяцев с момента принятия решения оприватизации для прода-
жи по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям и
рыбодобывающим предприятиям в зоне действияприватизируемого предприя-
тия, признаваемым покупателями в соответствии со статьей 9 Закона
РСФСР «О приватизации государственных имуниципальных предприятий в
РСФСР».
В течение 3 месяцев каждый сельскохозяйственный товаропроизводи-
тель и рыбодобывающее предприятие (кроме крестьянскиххозяйств) имеет
право подписаться на акции, общее количество которых непревышает кво-
ты, определяемой в соответствии с его долей в поставкахсырья привати-
зируемому предприятию или в общем объеме услуг,получаемых от него.
Для участия в подписке на акции крестьянским (фермерским) хо-
зяйствам, другим вновь образуемым сельскохозяйственнымтоваропроизво-
дителям в зоне действия приватизируемого предприятия предоставляется
суммарная квота в соответствии с их общим числом ипланируемым объемом
производства, но не менее 10 процентов общего количестваакций данного
предприятия.
Сельскохозяйственные товаропроизводители выкупаютакции указанных
перерабатывающих и обслуживающих предприятий пономинальной цене и с
рассрочкой платежей до 3 лет.
Нераспространенные в установленный срок по закрытойподписке ак-
ции продаются в порядке, установленном в соответствии сГосударствен-
ной программой приватизации.
Зоны действия приватизируемых предприятий (сырьевыезоны и зоны
обслуживания) и квоты на закрытую подписку на акцииопределяются соот-
ветствующими местными Советами народных депутатов либо поих поручению
комитетами по управлению государственным имуществом.
6. При отсутствии покупателей акций по закрытойподписке привати-
зация предприятий, предусмотренных настоящимПоложением, может осу-
ществляться путем продажи их на коммерческом или инвестиционном кон-
курсе.
7. На инвестиционном конкурсе (на инвестиционныхторгах) предпри-
ятия продаются в том случае, когда от покупателейтребуется осущест-
вление инвестиционных программ. Продажа предприятий наинвестиционном
конкурсе рекомендуется, когда признана целесообразным всоответствии с
утвержденными местными программами приватизациипривлечение к привати-
зации иностранных инвесторов. При этом правособственности передается
покупателю, предложение которого наилучшим образомсоответствует кри-
териям, установленным планом приватизации.
8. Приватизация сданных в аренду предприятий попервичной перера-
ботке сельскохозяйственной продукции, рыбы иморепродуктов, а также
предприятий по производственно-техническому обслуживанию агропромыш-
ленного комплекса осуществляется различными способами в зависимостиот
наличия в договоре аренды права выкупа и согласия не менее половины
членов трудового коллектива предприятияарендатора.
Арендаторы, имеющие право на выкуп в соответствии с договором
аренды, осуществляю выкуп в следующем порядке:
в соответствии с договором аренды, заключенным до вступления в
силу Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных
предприятий в РСФСР», если размеры, сроки, порядоки условия внесения
выкупа установлены договором аренды;
путем преобразования предприятия, действующего наоснове аренды
государственного (муниципального) имущества, вакционерного общество
открытого типа в порядке, установленном в соответствии сГосударствен-
ной программой приватизации.
9. Трудовым коллективам предприятий с сезоннымхарактером произ-
водства, осуществляющих первичную переработкусельскохозяйственного
сырья, рыбы и морепродуктов, приватизируемых всоответствии с местными
программами, в период массового поступления этого сырья исоответству-
ющего увеличения оборотных средств предоставляетсяотсрочка очередных
платежей за объекты приватизации до окончания расчетовза реализацию
продукции.
10. Учитывая монополию государства на производствоспиртовой, ли-
керо-водочной и табачной продукции, а также необходимостьэффективного
использования валютных средств для импорта сырья, материалов и обору-
дования, при приватизации предприятия указанных отраслейпромышленнос-
ти преобразовываются в открытые акционерные общества ссохранением в
федеральной собственности 51 процента акций.
Производство спиртовой, ликеро-водочной и табачнойпродукции, а
также разлив ликеро-водочных изделий осуществляются собязательным ли-
цензированием.
11. Для определения льгот при выкупе и акционировании предприя-
тий, расположенных в районах Крайнего Севера иприравненных к ним
местностях, принимается показатель минимального размерамесячного за-
работка с учетом северных надбавок к заработной плате.
12. Реорганизация и приватизация предприятий,созданных при доле-
вом участии колхозов и совхозов, осуществляется всоответствии с Поло-
жением о реорганизации и приватизациигосударственнокооперативных (ко-
оперативно-государственных) предприятий агропромышленногокомплекса.
13. В 1992 году запрещается приватизация:
предприятий биологической промышленности и ихподсобнопроизводс-
твенных сельских хозяйств;
предприятий по переработке конопли;
морских рыбных портов;
предприятий рыбопромысловой разведки;
предприятий, осуществляющих контроль за состоянием иохраной ок-
ружающей среды и природных ресурсов (бассейновуправления по охране и
воспроизводству рыбных запасов, хозяйства повоспроизводству ценных и
анадромных видов рыб);
мобилизационных запасов предприятий игосударственных резервов.
Приватизация предприятия означает переходсобственности, а значит
и прав по управлению приватизируемым предприятием, изрук государства
к отдельным гражданам, а также предприятиям, банкам ифирмам, предс-
тавляющим негосударственный, частный сектор экономики.
Широкомасштабная приватизация государственнойсобственности явля-
ется одной из основных составляющих программыэкономических реформ
правительства.
На сегодня процесс приватизации регламентируетсядействием ряда
нормативных документов, основными из которых являются:
— Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных
предприятий в РСФСР»;
— Государственная программа приватизациигосударственных и муни-
ципальных предприятий в РСФСР в 1992 году;
— Указ Президента Российской Федерации N 66«Об ускорении прива-
тизации государственных и муниципальныхпредприятий»;
— Указ Президента Российской Федерации N 721«Об организационных
мерах по преобразованию государственных предприятий,добровольных объ-
единений государственных предприятий в акционерныеобщества».
Для многих государственных предприятий, в первую очередь
крупных, первым шагом на пути к приватизации является их
преобразование в акционерные общества открытого типа.
Акционерное общество представляет собой предприятие,для которого
его юридическими собственниками выступают владельцыакций, причем пра-
ва собственности распределяются между нимипропорционально количеству
акций, находящихся в их собственности.
Открытым является такое акционерное общество, вкотором акционеры
могут без всяких ограничений распоряжаться своимиакциями: продавать,
дарить, завещать их в наследство. В отличие от этого,акционеры закры-
того акционерного общества обязаны испрашиватьразрешения на продажу
своих акций у остальных акционеров, при этом акционерыимеют имущест-
венное право на покупку продаваемых акций.
В процессе приватизации допускается преобразованиегосударствен-
ных предприятий исключительно в акционерное общество открытого типа
[Государственная программа приватизации, п. 5.1].
Преобразование государственного предприятия вакционерное общест-
во установит для него юридический статус, соответствующий требованиям
рыночной экономики. В современной экономической системе,основывающей-
ся на рыночных механизмах, крупные предприятия обычносуществуют в
форме именно акционерных обществ.
Акционерная форма способствует привлечению новогокапитала для
модернизации и расширения производства. В рамкахакционерного общества
новый капитал может быть привлечен за счет выпуска ипродажи акций
предприятий как российским, так и иностранныминвесторам. Однако ин-
весторы должны быть уверены, что предприятие имееторганизационно-пра-
вовую форму, приведенную в соответствие с общепринятымив мировом хо-
зяйстве юридическими нормами.
Наконец, акционирование позволит предприятию выбратьодин из ва-
риантов льгот, установленных программой приватизации длятрудовых кол-
лективов.
В соответствии с Указом Президента РоссийскойФедерации от 1 июля
1992 г. N 721 «Об организационных мерах по преобразованию государс-
твенных предприятий, добровольных объединенийгосударственных предпри-
ятий в акционерные общества» обязательномупреобразованию в акционер-
ные общества подлежат:
I. Государственные предприятия, относящиеся к федеральной собс-
твенности, а также к государственной собственностиреспублик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области,автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, которыеотвечают следующим
критериям:
1) имеют на 1 января 1992 года балансовую стоимостьосновных фон-
дов более 50 млн. руб. или среднесписочную численностьработающих бо-
лее 1000 человек;
2) в соответствии с разделом 2.1. Государственнойпрограммы прива-
тизации государственных и муниципальных предприятий на1992 год, а
также постановлениями правительства и решениями ГКИ РФ не запрещены
для приватизации.
II. Производственные и научно-производственныеобъединения, отно-
сящиеся к федеральной собственности, а также кгосударственной собс-
твенности республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы иСанкт-Петер-
бурга, которые отвечают следующим критериям:
1) имеют на 1 января 1992 года балансовую стоимостьосновных фон-
дов более 50 млн. руб. или среднесписочную численностьработающих бо-
лее 1000 человек;
2) в соответствии с разделом 2.1. Государственнойпрограммы прива-
тизации государственных и муниципальных предприятий на1992 год, а
также постановлениями правительства и решениями ГКИ РФ не запрещены
для приватизации.
3) не зарегистрированы в порядке, установленномЗаконом РСФСР «О
предприятиях и предпринимательской деятельности», или уставы которых
составлены на основе законодательства СССР.
На основании решения трудового коллектива исоответствующего коми-
тета имущества преобразоваться в открытые акционерные общества могут
также государственные предприятия, имеющие на 1 января1992 года ба-
лансовую стоимость основных фондов от 10 до 50 млн. руб.или среднес-
писочную численность работающих более 200 человек[Положение о коммер-
циализации государственных предприятий, п. I.1].
Остальные предприятия могут быть преобразованы вакционерные об-
щества по решению комитетов имущества в процессе ихприватизации. Это
положение распространяется на мелкие предприятия состоимостью основ-
ных фондов не менее 1 млн. руб. и численностьюработающих менее 200
человек.
В акционерные общества могут быть преобразованытакже подразделе-
ния предприятий, подлежащих обязательномуакционированию по решению
трудовых коллективов и комитетов имущества, внезависимости от того,
акционировано ли само предприятие. Такое преобразованиедопускается,
если подразделение по состоянию на 1 января 1992 года либо обладало
отдельным балансом, либо в нем работало более 200человек, либо основ-
ные фонды составляли более 10 млн. руб.
После регистрации Акционерного общества происходитследующее: 1.
Акционерное общество с момента его регистрациивыходит из
структур управления министерств, ведомств и органовотраслевого управ-
ления местной администрации.
2. В течение 15 дней с момента государственнойрегистрации акцио-
нерного общества трудовой коллектив, избравший первыйвариант льгот в
соответствии с Государственной программой приватизации, принимает ре-
шение о распределении передаваемых безвозмездно акцийсреди работников
и приравненным к ним лиц и направляет протокол общегособрания и пои-
менный список лиц с указанием количества акций, передаваемых каждому
из них, в комитет.
Комитет направляет указанный список исполнительномуоргану акцио-
нерного общества для внесения в реестр акционеров.
Поименные списки с указанием стоимости, количества привилегиро-
ванных акций, переданные комитетом исполнительному органуакционерного
общества, вносятся в журнал для регистрации договоров купли-продажи
ценных бумаг и реестр акционеров.
Право собственности на привилегированные акциипереходит к лицам,
указанным в поименном списке с момента регистрациизаписей в журнале
соответствующим фондом имущества. Журнал регистрации договоров куп-
ли-продажи должен быть прошит и опечатан печатьюсоответствующего ко-
митета.
3. В течение 15 дней с момента государственнойрегистрации об-
щества комиссия или комитет проводит закрытую подписку и направляет
протокол о результатах ее проведения и поименный списоклиц с указани-
ем количества акций, приобретаемым каждым из них, в соответствующий
комитет.
Комитет передает поименный список исполнительному органу акцио-
нерного общества для составления реестра акционеров.
Внесение в реестр акционеров участников закрытой подписки осу-
ществляется после внесения ими соответствующихплатежей: при выборе
первого и третьего варианта льгот — суммы первоначальноговзноса, при
выборе второго варианта — полной оплаты стоимостиприобретаемых акций.
4. Учредитель общества в месячный срок со днярегистрации общест-
ва заключает контракт с генеральным директором сроком на1 год.
Контракты с остальными должностными лицамиадминистрации заключа-
ются Советом директоров в месячный срок со дня регистрацииакционерно-
го общества. Условия контракта с Генеральным директором и другими
должностными лицами администрации и членами Советадиректоров опреде-
ляются учредителями акционерного общества, владеющими 50и более про-
центами обыкновенных акций.
При выборе трудовым коллективом первого варианта льгот условия
контракта с должностными лицами администрации должныпредусматривать
предоставление им права на приобретение обыкновенных акций по номи-
нальной стоимости в пределах 50% от величины уставногокапитала.
5. Не позднее 12 месяцев со дня регистрацииакционерного общества
должно быть проведено общее собрание акционеров.
6. Как преобразовать предприятие в акционерное общество? Ниже
приводится подробная информация относительнотребований,
которые необходимо выполнить при акционировании, а такжеинструкции по
осуществлению такого преобразования.
Основные мероприятия по акционированию.
Ниже изложены основные шаги, которые необходимопредпринять до 1
октября 1992 года предприятиям, подлежащим обязательномуакционирова-
нию.
— Генеральный директор должен сформироватьрабочую комиссию по
приватизации (далее — комиссию). Если в установленныйсрок им этого не
сделано, то трудовой коллектив имеет право создатькомиссию решением
общего собрания. Подразделения предприятий также могутобразовать ра-
бочие комиссии по решению трудового коллектива этихподразделений.
— Комиссия должна провести оценку имуществапредприятия по состо-
янию на 1 июля 1992 года в соответствии с Временнымиметодическими
указаниями по оценке стоимости объектов приватизации сучетом требова-
ний, изложенных в части 5.1 Указа Президента N 721.
— Комиссия предоставляет работникам информацию, необходимую для
принятия решения о выборе варианта льгот. Нижепредлагается образец
Информационного меморандума, который рекомендуется использовать для
того, чтобы информация была наиболее полной, а ееизложение — ясным и
доходчивым
В соответствии с Указом Президента РоссийскойФедерации предприя-
тие _____________________________________ преобразуетсяиз
(наименование предприятия)
государственного предприятия в акционерное общество. Этопервый шаг на
пути к приватизации предприятия.
При преобразовании предприятия в акционерное обществочлены трудо-
вого коллектива получают право приобрести его акции, становясь таким
образом совладельцами акционерного общества. Государственной програм-
мой приватизации работникам предприятия предоставленавозможность вы-
бора варианта льгот, по которому они могут приобрестиакции во вновь
созданном акционерном обществе.
Трудовой коллектив должен на общем собрании(конференции) опреде-
лить, какой из вариантов он выбирает.
Общее собрание трудового коллектива о выборе вариантальгот состо-
ится ________________________1992 года в___________________.
Ниже приведено краткое описание варианта льгот, атакже мнение ру-
ководства предприятия о том, какой вариант кажется емуболее приемле-
мым.
Процессом акционирования и приватизации предприятияруководит об-
разованная на предприятии рабочая комиссия поприватизации.
Членами комиссии являются:
1.__________________________________________________________,
2. __________________________________________________________,
3.__________________________________________________________,
4.__________________________________________________________.
Члены комиссии могут ответить на ваши вопросыотносительно процес-
са приватизации и льгот трудового коллектива.
ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Указом Президента РоссийскойФедерации предприя-
тие преобразуется в акционерное общество.
Акционерное общество будет владеть имуществомпредприятия, руково-
дить его производством и нанимать на него работников.
Акционерное общество будет управлять советом директоров, который
будет определять основные направления деятельностиакционерного об-
щества, назначать руководителей предприятия.
Совет директоров первоначально будет состоять изчетырех человек:
1. Генерального директора или его представителя.
2. Представителя Фонда (комитета) имущества.
3. Представителя трудового коллектива.
4. Представителя местного Совета народных депутатов.
Количество голосов на общем собрании акционеров и доходы каждого
акционера зависят от количества приобретенных ими акций. Акция предс-
тавляет собой ценную бумагу, удостоверяющее участиелица в уставном
капитале акционерного общества.
Уставной капитал акционерного общества будет составлять _____
___________________ рублей, а часть уставного фонда, соответствующая
одной акции, то есть номинальная стоимость одной акции будет равна
_______________________ рублей. Всего будет выпущено______________
акций.
Права акционеров по получению доходов и управлениюобществом под-
робно излагаются в Уставе акционерного общества, которыйбудет утверж-
ден комитетом имущества.
ВИДЫ АКЦИЙ
Акционерным обществом могут выпускаться два видаакций — обыкно-
венные и привилегированные.
Обыкновенные акции Оба варианта льгот предусматриваютвыпуск обык-
новенных акций.
Держатели обыкновенных акций получают дивиденды по итогамгода в раз-
мере, устанавливаемым общим собранием. Владельцы такихакций могут по-
лучать часть имущества в случае ликвидации акционерногообщества, пос-
ле погашения долговых обязательств и расчета сдержателями привилеги-
рованных акций.
Ежегодно держатели обыкновенных акций собираются наобщее собрание
для утверждения бюджета общества, определения размерадивидендов и для
принятия решений, связанных с деятельностью акционерногообщества.
В случае необходимости акционеры могут быть созванына внеочеред-
ные собрания для принятия решений по особо важнымвопросам, касающимся
деятельности акционерного общества.
Вопросы на собрании решаются простым большинствомголосов держате-
лей обыкновенных акций, присутствующих на собрании, однако внесение
изменений в Устав и значительная реорганизацияакционерного общества
требует большинства в 3/4 голосов.
Привилегированные акции
Выпуск таких акций для работников предусмотрен толькопервым вари-
антом льгот. Согласно этому варианту выпускаются акциидвух типов -
типа А и типа Б, различия которых описаны ниже. Попривилегированным
акциям гарантируется получение фиксированного дохода.Однако держатели
этих акций не имеют права голоса на общих собраниях акционерного об-
щества.
ВАРИАНТЫ ЛЬГОТ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА
По окончании процесса преобразования в акционерноеобщество, члены
трудового коллектива становятся владельцами части акций акционерного
общества.
Варианты предоставления льгот, предлагаемые в Государственной
программе приватизации, предусматривают различныекомбинации обыкно-
венных акций и привилегированных акций, которые могутбыть распределе-
ны среди работников бесплатно или проданы им на льготныхусловиях.
Льготы, установленные для членов трудовогоколлектива распростра-
няются также на некоторые другие группы бывшихработников предприятия
(схема 2).
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ЛЬГОТ
Если работники выбирают первый вариант льгот, тоакционерное об-
щество выпускает и размещает следующие типы акций:
— Привилегированные акции типа «А», которые передаются работникам
предприятия и приравненным к ним лицам безвозмездно.
— Обыкновенные акции, которые подлежат продажеработникам по зак-
рытой подписке по цене _________________ рублей заакцию. По крайней
мере _________________ рублей за акцию должно бытьвнесено покупателем
в течение 90 дней со дня окончания закрытойподписки, а остальная
часть может быть выплачена равными долями в течение трехлет. Работни-
ки могут использовать приватизационные чеки для оплатыпервого взноса
за свои акции.
— Обыкновенные акции, которые подлежат продажедолжностным лицам
администрации предприятия на условиях контрактов по цене
_____________________ рублей за акцию.
— Оставшиеся акции акционерного общества будутнаходится в Фонде
(комитете) имущества, который будет реализовывать этиакции частным
лицам или инвесторам.
ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ АКЦИИ ТИПА«А»
Держатель привилегированных акций типа «А» имеет право ежегодно
получать дивиденд, рассчитываемый следующим образом: 10%чистой прибы-
ли последнего финансового года делится на количествоакций, составляю-
щее 25% от величины уставного капитала. Таким образомопределяется ди-
виденд на одну акцию типа «А».
Всего же по всем привилегированным акциям типа«А» будет выплачена
сумма, равная величине дивиденда на одну акцию, умноженной на коли-
чество акций типа «А», которое может быть именее 25% от общего числа
акций. Следовательно сумма дивиденда по акциям типа«А» может состав-
лять и менее 10% чистой прибыли общества последнегофинансового года.
Эта сумма выплачивается до 1 мая каждого года. Если дивиденды,
выплачиваемые по обыкновенным акциям, будут больше чемдивиденды, вы-
падающие на привилегированные акции, то держатель привилегированных
акций типа «А» получает дивиденд, равныйдивиденду по обыкновенной ак-
ции.
В случае ликвидации акционерного общества, послеуплаты долгов,
держатели привилегированных акций типа «А»имеют право на первоочеред-
ное получение номинальной стоимости своих акций. Если жеостались ка-
кие-либо средства после ликвидации, они в равнойпропорции распределя-
ются между держателями всех акций акционерного общества(включая дер-
жателей акций типа «А»).
Держатели привилегированных акций типа«А» не имеют права голоса
на собраниях акционеров, кроме тех случаев, когда в Уставакционерного
общества вносятся изменения, затрагивающие их интересы.
В этом случае требуется большинство в 2/3 голосовдержателей при-
вилегированных акций типа «А».
КАТЕГОРИИ ЛИЦ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ЛЬГОТЫ
┌────────────────────────┐ ┌───────────────────────┐
│ 1 │ │ 2 │
├────────────────────────┤ ├───────────────────────┤
│ │ │ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО │
│ РАБОТНИКИ, ДЛЯ КОТОРЫХ │ │ В СООТВЕТСТВИИ │
│ ДАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ │ │ СЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ │
│ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ │ │РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ │
│ МЕСТОМ РАБОТЫ │ │ ВЕРНУТЬСЯ НА ПРЕЖНЕЕ │
│ │ │ МЕСТО РАБОТЫ НА │
│ │ │ ПРЕДПРИЯТИИ │
└────────────────────────┘ └───────────────────────┘
┌────────────────────────┐ ┌───────────────────────┐
│ 3 │ │ 4 │
├────────────────────────┤ ├───────────────────────┤
│ │ │ │
│ ПЕНСИОНЕРЫ, ВЫШЕДШИЕ │ │ │
│ НА ПЕНСИЮ ИЛИ ВЫРАБО- │ │ │
│ ТАВШИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ │ │ ЛИЦА, УВОЛЕННЫЕ С │
│ ТРУДОВОЙ СТАЖ НЕ МЕНЕЕ │ │ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО │
│ ДЕСЯТИ ЛЕТ ДЛЯ МУЖЧИН │ │СОКРАЩЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ│
│ И СЕМИ ЛЕТ И ШЕСТИ МЕ- │ │ РАБОТНИКОВ ПОСЛЕ │
│ СЯЦЕВ ДЛЯ ЖЕНЩИН И │ │ 1ЯНВАРЯ 1992 ГОДА │
│ УВОЛЕННЫЕ ПО СОБСТВЕН- │ │ ИЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ │
│ НОМУ ЖЕЛАНИЮ, ПО │ │ ВКАЧЕСТВЕ БЕЗРАБОТНЫХ│
│ СОКРАЩЕНИЮ ШТАТОВ ИЛИ │ │ │
│ ЧИСЛЕННОСТИ │ │ │
└────────────────────────┘ └───────────────────────┘
__________________________ _________________________
АКЦИИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ ФОНДА
Согласно Государственной программе приватизации, неболее 20% от
общего числа акций общества из числа акций, которымиобладает Фонд
имущества, являются обыкновенными, остальные — привилегированными типа
«Б».
Держатель привилегированной акции типа «Б» имеет право ежегодно
получать дивиденд, рассчитываемый следующим образом: 5%чистой прибыли
делится на количество акций, составляющее 25% отвеличины уставного
капитала. Так определяется дивиденд на одну акцию типа«Б». Таким об-
разом, дивиденд на одну акцию типа «Б» будетвсегда в два раза меньше
дивиденда на акцию типа «А».
Всего же по всем привилегированным акциям типа«Б» будет выплачена
сумма, равная величине дивиденда на одну акцию, умноженной на коли-
чество акций типа «Б», которое может быть какбольше, так и меньше на
25% от общего числа акций, следовательно в видедивидендов по акциям
типа «Б» может быть выплачено как большее, таки меньше 5% чистой при-
были.
Если дивиденды, выплачиваемые по обыкновеннымакциям, будут боль-
ше, чем дивиденды, выпадающие на привилегированные акции,то держатель
привилегированной акции типа «Б» получает дивиденд, равный дивиденду
по обыкновенной акции.
Исходя из предположения, что работники ируководство предприятия
купят все обыкновенные акции, право на приобретениекоторых на льгот-
ных условиях закреплено за ними законодательно, Фонд (комитет) иму-
щества будет владеть _____________ обыкновенными акциями и
___________________ привилегированными акциями типа«Б».
Когда Фонд продает привилегированную акцию типа«Б» она автомати-
чески конвертируется в обыкновенную акцию.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ ЛЬГОТ
Если работники выбирают второй вариант льгот,акционерное общество
выпускает следующие типы акций:
Обыкновенные акции, составляющие 15% от уставногокапитала, подле-
жат продаже работникам предприятия, составляющего единыйтехнологичес-
кий комплекс по цене______________ рублей за акцию.Полная цена должна
быть выплачена единовременно. Работники имеют правоиспользовать при-
ватизационные чеки для покрытия до 50% цены покупаемыхими акций. При
этом ни одна акция не предоставляется работникамбесплатно.
Обыкновенные акции, остающиеся в Фонде (комитете)имущества, кото-
рый продает эти акции частным лицам или сторонниминвесторам.
Исходя из предположения, что работники предприятиякупят все обык-
новенные акции, право на приобретение которых закрепленоза ними зако-
нодательно, Фонд (комитет) имущества будет владеть _______________
обыкновенными акциями и _______________________привилегированными ак-
циями типа «Б».
Когда Фонд продает привилегированную акцию типа«Б» она автомати-
чески конвертируется в обыкновенную акцию.
ЗАКРЫТАЯ ПОДПИСКА
Согласно обоим вариантам льгот часть акций акционерного общества
подлежит продаже членам трудового коллектива по закрытойподписке. Ни-
же изложены правила закрытой подписки.
Закрытая подписка в процессе преобразованиягосударственных предп-
риятий в акционерные общества — это продажа обыкновенныхакций работ-
никам предприятия и приравненным к ним лицам на льготныхусловиях.
При проведении закрытой подписки среди работниковпредприятия бу-
дет организован опрос с целью выявить их намеренияотносительно покуп-
ки акций, которые продаются на льготных условиях.
В случае, если количество акций, на которыепроизведена подписка,
превысит количество акций, предназначенных для продажи нальготных ус-
ловиях, количество приобретаемых акций каждым работникомбудет пропор-
циональным образом уменьшено.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОВ
Если члены трудового коллектива и руководители предприятия купят
все обыкновенные акции, на которые они имеют право,распределение го-
лосов между акционерами согласно вариантам льгот первоначально будет
следующим (данные приведены в %):
┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│ │ Вариант 1 │
├────────────────┼─────────────────────────┬─────────────────────┤
│ │ Доля │ Доля обыкновенных │
│ │ обыкновенных │ акций от общего │
│ │ акций от общего │ числа обыкновенных │
│ │ числа акций │акций (для голосов) │
├────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┤
│ Руководители │ 5 │ 14.3 │
│ Коллектив │ 10 │ 28.6 │
│ Фонд │ 20 │ 57.1 │
│ Всего │ 35 │ 100 │
└────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────┐
│ Вариант 2 │
├─────────────────────────┬─────────────────────┤
│ Доля │ Доля обыкновенных │
│ обыкновенных │ акций отобщего │
│ акций от общего │ числаобыкновенных │
│ числа акций │ акций (дляголосов) │
├─────────────────────────┼─────────────────────┤
│ - │ - │
│ 51 │ 71.8 │
│ 20 │ 28.2 │
│ 71 │ 100 │
└─────────────────────────┴─────────────────────┘
Пока Фонд (комитет) владеет 50% обыкновенных акцийакционерного
общества он имеет исключительное право, действуя безучета интересов
других держателей акций, ликвидировать акционерноеобщество, продать
одно или несколько подразделений предприятия или уволитьруководителей
предприятия.
В случае, когда Фонд продает привилегированную акциютипа «Б», она
автоматически конвертируется в обыкновенную акцию. Послепродажи Фон-
дом всех акций ( обыкновенных и привилегированных типа«Б») структура
распределения голосов будет выглядеть следующим образом:
┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│ │ Вариант 1 │
├────────────────┼─────────────────────────┬─────────────────────┤
│ │ Доля │ Доля обыкновенных │
│ │ обыкновенных │ акций от общего │
│ │ акций от общего │ числа обыкновенных │
│ │ числа акций │акций (для голосов) │
├────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┤
│ Руководители │ 5 │ 6.7 │
│ Коллектив │ 10 │ 13.3 │
│ Фонд │ 60 │ 80 │
│ Всего │ 75 │ 100 │
└────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────┐
│ Вариант 2 │
├─────────────────────────┬─────────────────────┤
│ Доля │ Доляобыкновенных │
│ обыкновенных │ акций отобщего │
│ акций от общего │ числаобыкновенных │
│ числа акций │ акций (дляголосов) │
├─────────────────────────┼─────────────────────┤
│ - │ - │
│ 51 │ 51 │
│ 49 │ 49 │
│ 100 │ 100 │
└─────────────────────────┴─────────────────────┘
На основании изложенной выше информации, рабочаякомиссия по при-
ватизации предприятия рекомендует членам трудовогоколлектива голосо-
вать за ________________________________ вариантпредоставления льгот.
Подпись председателя комиссии
— Комиссия организует общее собрание (конференцию)трудового кол-
лектива для выбора одного из трех вариантов льгот, предлагаемых прог-
раммой приватизации.
— Рабочая комиссия подготавливает план приватизации предприятия,
в котором содержатся информация о предприятии, сведения околичестве и
распределении выпускаемых акций, составляет иподписывает акт оценки
имущества предприятия по состоянию на 1 июля 1992 года всоответствии
с Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов
приватизации с учетом требований, изложенных в части 5.1Указа Прези-
дента N 721. План приватизации должен быть составлен всоответствии с
Типовым планом приватизации.
— Рабочая комиссия разрабатывает Устав акционерногообщества. Ус-
тав должен быть составлен в соответствии с Типовымуставом акционерно-
го общества, утвержденным Указом Президента N 721. Приподготовке Ус-
тава общества комиссия может ограничиться внесением вТиповой устав
сведений о реквизитах предприятия, величине уставногокапитала и иных
информационных сведениях, требуемых для указания вТиповом уставе.
— Не позднее 1 октября 1992 года план приватизации, акт оценки
имущества и устав акционерного общества должны бытьпредставлены ко-
миссией соответствующему комитету по управлению государственным иму-
ществом.
В случае непредоставления документов в указанныесроки, подготов-
ка плана приватизации осуществляется комиссией комитетапо управлению
имуществом, план приватизации утверждается комитетом попервому вари-
анту.
— План приватизации должен быть утвержден в течение семи дней
после его представления в комитет по управлениюимуществом. В случае
выявления несоответствия предъявленных документовтребованиям действу-
ющих нормативных актов, комитет в недельный срок внестив него соот-
ветствующие изменения и утверждает план приватизации.
Решение об утверждении плана приватизации являетсярешением коми-
тета о преобразовании предприятия в акционерное общество.
После утверждения плана приватизации соответствующийкомитет пе-
редает заявку и учредительные документы длягосударственной регистра-
ции, представляет проект эмиссии для регистрации выпускаценных бумаг.
Предприятие считается преобразованным в акционерное общество со
дня его регистрации.
— Акционерное общество должно сформировать Совет директоров. В
Типовом уставе предусмотрено, что в Совет директоровдолжны быть вклю-
чены генеральный директор общества или его представитель, представи-
тель фонда имущества (комитета имущества), представитель трудового
коллектива и представитель местных органов власти.
Персональную ответственность за своевременноепроведение акциони-
рования несет руководитель предприятия.
Для контроля за процессом проведенияакционирования со стороны
руководителя предлагается использовать Картуакционирования предприя-
тия.