/>Министерствообразования Российской Федерации
Южно-Уральскийгосударственный университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ
Тема: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙКОНТРОЛЬ: ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ
Студентка 3 курса
группы 352 СТБЗу
Соколова Юлия Сергеевна
Руководитель
Андреева Ольга Михайловна
2004
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Государственный финансовый контроль: основные задачи, субъектыи объекты……………………………………………………………………………4
1.1. Сущность государственного финансового контроля………………………4
1.2. Задачи государственного финансового контроля………………………….5
1.3. Объекты государственного финансового контроля……………………….6
1.4. Субъекты государственного финансового контроля………………………7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...………8
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………...9
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Практическое задание………………………………….….10
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Порядок ведения кассовых операций…………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Государственный финансовый контроль является функциейуправления производительными силами и производственными отношениями. Он состоитиз двух этапов: описательного, связанного со сбором фактов и их первоначальнойгруппировкой, и логико-аналитического, представляющего качественный анализфактов и сочетающий качественные и количественные методы познания.Следовательно, финансовый контроль включает в себя, с одной стороны, факты иданные опыта, а с другой определенную систему знаний — теорию.
Факты составляют реальную основу выводов и заключенийфинансового контроля, но без систематизации и обобщений, логического осмысленияконтроль существовать не может, так как в нем не будет общественнойпотребности. Факты становятся составной частью научных и практических знанийлишь тогда, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде, являясьоснованием и подтверждением законов действительности. Законы и факты вфинансовом контроле получают определенную интерпретацию и служат базой дляуправления экономикой при условии, когда они обобщены в теории.
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙКОНТРОЛЬ: ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ
1.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГОФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Одной из функций управления любогоэкономического субъекта является финансовый контроль, который подразумеваетобеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использованияфинансовых ресурсов. Особое место в системе финансового контроля занимаетгосударственный финансовый контроль. Он имеет более узкий спектр действия идолжен распространяться, во-первых, на сферу формирования доходной частибюджета; во-вторых, на сферу расходования средств государственного бюджета,т.е. необходимо обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованиемсредств государственного бюджета и государственной собственности. В этой связигосударственный финансовый контроль распространяется на министерства иведомства, отвечающие за формирование доходной части государственного бюджета,и на министерства и ведомства, использующие средства государственного бюджета,а также предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетныесредства на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либофинансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.). Крометого, государство должно следить и за финансовой, кредитной и эмиссионнойдеятельностью государственного банка.
Говоря о сущности и месте государственного финансовогоконтроля, нельзя не отметить тот факт, что в процессе его осуществленияприходится опускаться до уровня предприятий, организаций, банков, акционерныхобществ и т.п., т.е. до уровня хозяйствующих субъектов. И на этом уровнегосударственный финансовый контроль приобретает черты финансово-хозяйственногоконтроля, т.е. он распространяется не только на чисто финансовую деятельность,но в определенных случаях и на хозяйственную с тем, чтобы определитьправильность исчисления налогов, эффективность производства и эффективностьиспользования бюджетных средств.
1.2. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГОФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Целью государственного финансового контроля являетсяобеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетныхи внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.
В соответствии с этим основными его задачамиявляются:
1. организация и осуществлениеконтроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федеральногобюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре ицелевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходованиягосударственных средств и использования федеральной собственности;
2. оценка обоснованности доходных ирасходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетныхфондов;
3. финансовая экспертиза проектовфедеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органовгосударственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средствфедерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федеральногобюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
4. анализ выявленных отклонений отустановленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральныхвнебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, атакже на совершенствование бюджетного процесса в целом;
5. контроль за законностью исвоевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральныхвнебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иныхфинансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
6. обеспечение поступления в доходнуючасть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей,обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;
7. оценка эффективности деятельностиминистерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета ивнебюджетных средств;
8. контроль за правильностью ведениябухгалтерского учета и отчетности;
9. улучшение бюджетной и налоговойдисциплины;
10. выявление резервов роста доходнойбазы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;
11. контроль за реализацией механизмамежбюджетных отношений;
12. проверка обращения средств бюджетаи внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
13. контроль за формированием ираспределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;
14. пресечение незаконных решений попредоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенцийи другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;
15. выявление финансовыхзлоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;
1.3. ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГОФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Хотя государственный финансовый контроль охватывает толькообщественный сектор экономики, он, как видно из перечня задач, распространяетсяи на частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы собственности,главным образом, путем проверки правильности составления налоговых расчетов,выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета: припредоставлении частным предпринимателям, предприятиям различных формсобственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот.Следовательно, объектом финансового контроля выступает не толькобюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственнойдеятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяется огромная роль изначение финансового контроля как важнейшего элемента государственного контроляи управления.
Иными словами, объектом финансового контроля являютсяденежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, июридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полноймобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального дохода втерриториальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективногоиспользования с целью выполнения государством своих функций.
1.4. СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГОФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Субъектами государственного финансового контроля являютсягосударственные органы и структуры, предприятия с государственным участием,организации полностью или частично финансируемые из бюджета, организации ипредприниматели в части уплаты налогов в бюджет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный финансовый контроль раскрывает новые явленияв экономической деятельности различных звеньев экономики, определяет ихзакономерность с целью совершенствования этой деятельности на научной основе. Цельюгосударственного финансового контроля является обеспечение законности иэффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовыхсредств и государственной собственности. Объектомфинансового контроляявляются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, июридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полноймобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального дохода втерриториальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективногоиспользования с целью выполнения государством своих функций. Субъектамигосударственного финансового контроля являются государственные органы иструктуры, предприятия с государственным участием, организации полностью иличастично финансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплатыналогов в бюджет. Таким образом, можно сделать вывод, что государственныйфинансовый контроль является неотъемлемой частью государственного устройства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Государственный финансовый контроль: социальнаясфера и наука// под ред. Воронина Ю. – М.: ИД Финансовый контроль, 2003.
2. Финансы.Учебник/под.ред. В.М. Родионовой. –М.: Финансы и статистика,1992.
3. idioma.ru/cgi-bin/b_wiev.pl?id=306&rzd=6
4. www.budgetrf.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
РевизорКРУ Саргорторга Л.П Иванова в присутствии главного бухгалтера универсамаН.И.Зиминой, кассира Е.Ю.Пархоменко 15 мая 2003 г. осуществила проверку ведениякассовых операций универсама №57. При пересчете денежных купюр остаток денег вкассе оказался в сумме 4005 руб.67 коп. Кроме того, кассиром были предъявленыбилеты денежно-вещевой лотереи на сумму 25 руб.
Вкассовом отчет, составленном кассиром, остаток на начало дня составил 3220 прилимите 4000 руб. Остаток входит в предел лимита, в данном случае нарушений укассира нет. Отчет кассира прилагается.
Отчет кассираКасса за 15.05.2003г Лист___ № документа От кого получено и кому выдано Счет, субсчет Приход, руб. Расход, руб. Остаток наначало дня 90 3220 Х №12 Выручка за реализацию овощей с лотков 90 3060,60 №13 Выручка ККМ 90 11426,50 121 Выдана зарплата лоточникам 70 921 122 Выдан аванс для оплаты за стирку белья 71 40 123 Выдана ранее депонированная зарплата 70 615,13 124 Списан реестр расходов по разгрузке сахара за апрель 300 125 Выдано за ремонт дверных замков 70 50 Итого за день: 14487,10 1926,13
Остаток на конец дня:
В т.ч. на з/п, выплаты соц.характера 15780,97
Кассир_______________/Е.Ю.Пархоменко/
подпись расшифровка подписи
Записи в кассовойкниге проверил и документы в количестве 2 приходных и 5 расходных получил
Бухгалтер_______________ /Н.И.Зимина/
подпись расшифровка подписи
Ревизором Л.П.Ивановой былипроверены текущие операции, в результате чего был составлен следующий отчет:
Касса за 15.05.2003г Лист___ № документа От кого получено и кому выдано Счет, субсчет Приход, руб. Расход, руб. Остаток наначало дня 90 3220 Х №12 Выручка за реализацию овощей с лотков 90 3060,60 №13 Выручка ККМ 90 11426,5 расписка Взятие под отчет 200 121 Выдана зарплата лоточникам 70 921 122 Выдан аванс для оплаты за стирку белья 71 40 123 Выдана ранее депонированная зарплата 70 615,13 Разъездная ведомость Списана разъездная ведомость 71 360 124 Списан реестр расходов по разгрузке сахара за апрель 300 125 Выдано за ремонт дверных замков 70 50 Платежная ведомость Выдача зарплаты 70 11215,30 Итого за день: 14487,10 14487,1
Остаток на конец дня:
В т.ч. на з/п, выплаты соц.характера 3220
Ревизоромбыла составлена ведомость нарушений.
ВЕДОМОСТЬНАРУШЕНИЙ№п/п Документ В чем состоит нарушение
Сумма
В приход кассы В расход кассы Должность, ФИО лица, виновного в нарушении Наименование № Дата Фактически по документу может быть принята Фактически по документу может быть принята 1 Остаток ден.средств в кассе Входит в установленный лимит кассы, нарушений нет 3220 3220 2 ПКО 12
14.05.
2003
Нарушение порядка ведения кассовых операций:
1. ПКО№12 не включен в отчет кассира за 14.05.2003.(п.19)
2. несвоевременное оприходование выручки(п.19) 3060,60 3060,60 Кассир Пархоменко Е.Ю. 3 расписка
Нарушение порядка ведения кассовых операций:
1. не оформлен РКО
(п.14) 200= 200= Кассир Пархоменко Е.Ю. 4 РКО 121
15.05.
2003
Нарушение порядка ведения кассовых операций:
1. выписан РКО один на двоих (п.16)
2. отсутствует основание – трудовое соглашение (п.17 ) 921= 921= Гл.бухгалтер Зимина К.И. 5 РКО 122
15.05.
2003 Нарушений нет 40= 40= 6 РКО 123
15.05.
2003
Нарушение порядка ведения кассовых операций:
1. отсутствует доверенность (п.16) 615,13 615,13 Кассир Пархоменко Е.Ю. 7 Разъездная ведомость
Нарушение порядка ведения кассовых операций:
1. не оформлен РКО
(п.14) 360= 360= Кассир Пархоменко Е.Ю. 8 РКО 124
15.05.
2003 Количество разгруженного сахарного песка не совпадает с данными в реестре(выявлено при встречной проверке поступления товара) 300= 300= 9 РКО 125
15.05.
2003 Нарушений нет 50= 50= 10 Платежная ведомость
01.04.
2003
Нарушение порядка ведения кассовых операций:
1. не оформлен РКО на выдачу зарплаты
(п.14) 11215,30 11215,30
Далее ревизором был составлен актинвентаризации.
ПриложениеN 4
к Порядку ведения кассовых операций
в Российской Федерации
кассауниверсама 57
предприятие,организация
цех______________________
АКТ
ревизии наличных денежных средств
от «15» мая 2003 г.
находящихся в кассе универсама 57
РАСПИСКА
К началупроведения ревизии все расходные и приходные документы на денежные средствасданы в бухгалтерию и все денежные средства, поступившие на моюответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
(Материальноответственное лицо)
Кассир _____________ ПархоменкоЕ.Ю. Должность Роспись Фамилия
Наосновании приказа (распоряжения) от «14»мая 2003 г. N12 произведенаревизия денежных средств по состоянию на «15»мая 2003 г.
Приревизии установлено следующее:
1)наличных денег 4005 руб.67 коп.
2)почтовых марок ____________________________ руб. _________ коп.
3) ценныхбумаг ______________________________ руб. _________ коп.
4) билетыденежно-вещевой лотереи 25 руб.00 коп.
Итогофактическое наличие четыре тысячи тридцать рублей шестьдесят семь копеек
(прописью)
Поучетным данным 15780 руб.97 коп.
Результатыревизии: излишек ______________ недостача 11 775,30_____
Последниеномера кассовых ордеров:
приходногоN 13, расходного N 125
Председателькомиссии
Ревизор ___________Л.П.Иванова (Должность) (Подпись) (Ф.И.О.)
Членыкомиссии
Гл.бухгалтер________Н.И.Зимина
Кассир____________Е.Ю.Пархоменко (Должность) (Подпись) (Ф.И.О.)
Подтверждаю,что денежные средства, перечисленные в акте, находятся на моем ответственномхранении.
Материальноответственное лицо Пархоменко Е.Ю.
«15»мая 2003 г.
Объяснениепричин излишков или недостач:
Недостачи в кассеобразовались из-за нарушений порядка ведения кассовых операций: в результатенеправильного оформления расходных кассовых ордеров:
1.Не выписан РКО на сумму200,00 руб. Выдано в подотчет Смирновой А.В.
2. Не выписан РКО на сумму360,00 руб. Списана разъездная ведомость
3.Не выписан РКО на сумму 11215,30 руб. Выдана заработная плата за апрель 2003г.
Материальноответственное лицо Пархоменко Е.Ю.
Решениеруководителя предприятия:
Кассиру Пархоменко Е.Ю. дооформитьсоответствующие документы и вынести предупреждение из-за его невнимательностипри оформлении кассовых документов.
(подпись)
«15»мая 2003 г.
После проведения ревизии были составленыследующие бухгалтерские проводки по урегулированию инвентаризационных разниц:
РКО № 126 от 15.05.2003г. Дт 71 Кт 50 на сумму 200,00 руб.
Выдано в подотчет Смирновой А.В.
РКО № 127 от 15.05.2003г. Дт 71 Кт 50 на сумму 360,00 руб.
Списанаразъездная ведомость
РКО № 128 от 15.05.2003г. Дт 70 Кт 50 на сумму 11 215,30 руб.
Выдана з/плза апрель 2004г.