КУРСОВАЯ РАБОТА
по ПРЕДМЕТУ
«Бухгалтерский управленческий учет»
на тему:
«ВНУТРЕННЯЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ»
Содержание
Введение
Глава 1. Внутренняя управленческая отчетность
1.1 Понятие и виды отчетности
1.2 Система управленческой отчетности
1.3 Пользователи управленческой отчетности и периоды ее представления
Глава 2. Использование управленческой отчетности на примереООО «Черек»
2.1 Обратная связь в системе оперативного управления
2.2 Формы внутренних отчетов
2.3 Аналитические расчеты
Заключение
Список литературы
Введение
Роль информации в современномделовом мире неуклонно возрастает. В предпринимательской деятельности откачества экономической информации зависит деловой успех, выражающийся вполучении прибыли и росте капитала. Для принятия инвестиционных решений, выбораклиентов, поставщиков, прочих деловых партнеров, необходима полнота идостоверность сведений. Под отчетом понимается получаемая информация,представленная в приемлемом для пользователя виде. Как правило, отчетпредставляется на бумажном носителе, но может и в электронном виде или в любомдругом. Важен не носитель, а обращенность отчета к пользователю. Человекзаведомо не в состоянии воспринимать и перерабатывать всю информацию,присутствующую в информационных системах управления, поэтому вынужденпотреблять ее порциями. Порция информации, содержащая только требуемыепользователю сведения и сгруппированная максимально удобным для него образом, ипредставляет собой отчет.
Отчетность — это системавзаимосвязанных показателей, характеризующих условия и результаты деятельностипредприятия или составляющих его элементов за истекший период[1].
Составление отчетности — завершающийэтап учетного процесса, поэтому она состоит из обобщающих итоговых показателей,которые получают в конце отчетного периода с помощью соответствующей обработкиданных текущего учета. Отчетность может содержать как количественные, так и качественныепоказатели, как в стоимостном, так и в натуральном выражениях. Таким образом,отчетность представляет собой источник информации для анализа и принятиярешений.
Целью курсовой работы являетсяизучение управленческой отчетности.
Задачами данной курсовой работыявляются:
изучение целей созданияуправленческой отчетности;
изучение видов управленческойотчетности;
изучение требований куправленческой отчетности;
анализ управленческой информации.
Предметом исследования являетсяуправленческая отчетность организации.
Методологической и методическойосновой написания курсовой работы являются федеральные законы РФ, положения побухгалтерскому учету (ПБУ), учебная и справочная литература[2].
Глава 1. Внутренняя управленческая отчетность1.1 Понятие и виды отчетности
Применяемую на практикеотчетность можно разделить на несколько видов по трем основным характеристикам:
1) объем информации,представляемой в отчете;
2) цель составления;
3) период отчетности.
По объему информации различаютчастную и общую отчетность. Частная отчетность содержит информацию орезультатах деятельности какой-либо структурной единицы предприятия или оботдельных направлениях ее деятельности, или о результатах деятельности по конкретнымгеографическим регионам (филиалам). Общая отчетность характеризует результатыдеятельности предприятия в целом[3].
В зависимости от целейсоставления отечность может быть внешней и внутренней. Внешняя отчетность служитсредством информирования пользователей, заинтересованных в характередеятельности, доходности и имущественном положении предприятия. Составлениевнутренней отчетности вызвано потребностью внутрифирменного управления.
В зависимости от периода,который охватывает составляемая отчетность, различают периодическую и годовуюотчетность. Периодическая отчетность — это отчетность, составленная черезопределенные промежутки времени (день, неделя, декада, месяц, квартал, полгода).Годовая отчетность составляется в сроки, регламентированными действующиминормативными актами РФ.
Управленческая отчетность — внутренняяотчетность, т.е. отчетность об условиях и результатах деятельности структурныхподразделений предприятия, отдельных направлениях его деятельности, а такжерезультатах деятельности по регионам[4].
Целью составления управленческойотчетности является удовлетворение информационных потребностей внутрифирменногоуправления путем предоставления стоимостных и натуральных показателей,позволяющих оценивать и контролировать, прогнозировать и планироватьдеятельность структурных подразделений предприятия (отдельные направления егодеятельности), а также конкретных менеджеров.
Цель составления внутреннейотчетности обусловливает ее периодичность и формы, а также набор показателей. Точностьи объем приводимых данных зависят от организационно-технологических иэкономических особенностей, присущих предприятию и конкретному объектууправленческого учета, цели управления применительно к данному объекту учета. Всвязи с этим разработка внутренней отчетности является главной задачей предприятия.Содержание, формы, сроки и обязанности представления этой отчетности, а такжепользователи зависят от условий хозяйствования на конкретном предприятии[5].1.2 Система управленческой отчетности
Система управленческой отчетности- один из наиболее сложных и важных элементов управленческого учета,позволяющий руководству предприятия, с одной стороны, понять пределы своихвозможностей в получении необходимых сведений от исполнителей, а также возможностейинформационной и технической служб, а с другой стороны — получить эти сведенияоформленными надлежащим образом, т.е. в том виде, в котором ими удобнопользоваться для принятия управленческих решений[6].
Кроме того, системауправленческой отчетности — это результат деятельности любой системыуправленческого учета или, иначе говоря, продукт ее деятельности, то, для чегоона создается на предприятии.
При формировании системыуправленческой отчетности требуется:
определить форму, срокпредоставления отчета и ответственного за его составление;
составить схему формированияуправленческих отчетов, определить владельцев исходной информации;
наделить ответственногополномочиями координатора, т.е. административно разрешить ему получениеинформации у ее владельцев;
определить пользователейинформации и форму, в которой она будет им предоставляться.
Для успешного ведения проектанеобходимо выполнить ряд действий[7].
Этап 1. Сформировать комитетуправления проектом
Задачами такого комитетаявляются:
1) принимать решения по утверждениювышеперечисленных стандартов;
2) принимать оперативные решенияв процессе производства работ;
3) оценить деятельность групп наместах и при необходимости делать выводы.
Процесс внедрения системыуправленческой отчетности возникновением многочисленных ситуаций, когда необходимопринимать решения, например, по вопросам стандартизации процедур исправочников, финансирования проекта, что требует наличия группы оперативногореагирования, наделенной максимально возможными полномочиями. В принципе, анализпроцесса может осуществлять один человек, но высокая критичность принятыхрешений и их глубокая взаимосвязь с важнейшими бизнес-процессами компаниитребует принятия взвешенных решений с участием максимального числа представителейзаинтересованных сторон.
Этап 2. Сформировать рабочую (проектную)группу в центральном офисе и на местах (или филиалах, если таковые существуют)
Такая группа решает в процессесоздания системы управленческой отчетности, следующие задачи:
1) осуществлять внедрениесистемы;
2) администрировать систему иприложения;
3) настраивать опции дляконкретного филиала (если таковой существует);
4) руководить процессом иконтролировать его в целом;
5) готовить вопросы наутверждение управляющего комитета;
6) осуществлять непосредственныеконтакты с поставщиком.
Если компания имеет сложнуюструктуру, необходимо наличие дополнительного персонала, обеспечивающегоразработку и поддержание в актуальном состоянии учетных и управленческихстандартов предприятия, возможно, в составе экономических подразделений (бухгалтерии,планового отдела) или в виде самостоятельного подразделения.
Этап 3. Сформироватькорпоративные стандарты
Формируются следующие стандарты:
1) финансового учета (плансчетов, учетная политика, шифры аналитического учета);
2) материального учета (справочник- кодификатор материалов, стандарты учета товародвижения, финансовые документы,учетные регистры, сопроводительные документы, принципы управления складскимизапасами в разрезе материалов);
3) производственного учета (принципырасчета себестоимости, принципы отнесения затрат, принципы учетавспомогательных и побочных производств).
Приведенный переченькорпоративных стандартов является примерным и в значительной степени зависит отвида деятельности компании и ее текущего состояния (размер, наличие илиотсутствие филиалов и т.д.).
Уровень детализациикорпоративных стандартов зависит от степени интеграции финансовых процессовголовной организации и ее подразделений.
Крайне редко при создании такогопроекта удается обойтись без привлечения услуг внешних консультантов. Ксожалению, отечественный рынок управленческих услуг только формируется и невсегда можно найти специалиста для решения частных вопросов, которые возникаютв процессе разработки такой системы. При использовании услуг западныхконсультантов следует иметь в виду, что стандартный западный проект внедрениясистемы исходит из некоторых предложений, которые не соответствуют российскойпрактике. К таким предположениям относятся[8]:
руководство предприятия имеетчеткие стратегические и тактические цели, в том числе в области автоматизации (любойпроцесс начинается с постановки цели и оценивается по достигнутым результатам,времени их достижения и затратам);
приоритеты находятся в областиподдержки автоматизацией планирования и управления, а не отчетных процедур;
руководство и специалистызаказчика умеют применять, или, по крайней мере, имеют некоторые представления остандартных технологиях управления предприятием и не требуется специальноеобучение в случаях использования их элементов в проекте;
работает иерархическая структурауправления, т.е. распоряжения руководства обязательны для исполнителей;
участники проекта со сторонызаказчика, положительно относятся к повышению квалификации, которое будетпроисходить в связи с выполнением проекта;
при необходимости возможна сменаролей участников проектной группы, что не должно повлиять на общий ход созданияпроекта системы управленческой отчетности.
Внедрение конкретной формыотчетности проводится в три основных этапа.
Первый этап — это анализнеобходимой информации с целью подтверждения возможности получения этогодокумента. Формы могут подвергаться правке, т.е. изменяться по внешнему виду,по формам представления информации. Это считается достаточно незначительным элементомобщей работы по внедрению управленческой отчетности. Как правило, первый этаппроводится по бухгалтерским регистрам, и факт отсутствия в них информации,необходимой для управления можно считать естественным. В этом случае необходимоопределить источники получения необходимой информации, которые могут находитьсяв функциональных подразделениях, например, отдел продаж или отдел закупок,производственные отделы и т.д. Особенно важно проанализировать сам факт наличиянеобходимой информации. Например, может возникнуть ситуация, что существующиеформы первичных документов не имеют реквизитов, необходимых для получениясоответствующего отчета. В этом случае следует провести работу по доработкеэтих форм либо внедрению системы дополнительного учета данных форм первичногодокумента. Хотя чаще всего первичные документы содержат необходимый объеминформации. Но эта информация не обрабатывается в виде управленческойотчетности. В этом случае необходимо определить форму соответствующих отчетов,назначить ответственных за их получение и обязать владельцев этой информациипредоставлять эти отчеты в установленное время.
Второй этап — это этап просмотравсех учетных регистров и учетной практики предприятия, сориентированный на то,чтобы информация, которая соответствует основной управленческой отчетности,оперативно и постоянно необходимая предприятию, а также отчетность, необходимаядля стратегического анализа деятельности, были отражены в учетных регистрах. Длятого чтобы получить информацию учетных регистров, необходимо несколько модифицироватьаналитический учет, чтобы необходимая информация отражалась в нем постоянно.
Третий этап — созданиеавтоматической системы формирования управленческой отчетности. Это возможно приналичии после приобретения соответствующего программного обеспечения. На этотсчет существует ряд рекомендаций:
при выборе системы финансовогоуправления необходимо, чтобы она имела развитую систему аналитического учета,причем, чтобы она позволяла производить автоматизированное формирование аналитическихпроводок на основании реквизитов первичных документов;
центры затрат должны иметьсквозную аналитику, общую для ряда счетов; иметь механизмы распределениясредств, накопленных на одном аналитическом счете, на другие; иметь механизмбюджетирования и другие инструменты управления;
крупные предприятия должнырасполагать специальными функциональными модулями, обеспечивающими отслеживаниедвижения материальных потоков в процессе производства, накопление рабочимицентрами прямых и косвенных затрат.
1.3 Пользователи управленческой отчетности ипериоды ее представления
Основными пользователямиуправленческой отчетности являются[9]:
менеджеры всех иерархическихуровней предприятия;
персонал коммерческойорганизации.
Факт ведения учета и отчетностипо центрам ответственности повышает дисциплину и ответственность менеджера. Информациявнутренней отчетности необходима для принятия управленческих решений повопросам, касающихся оценки деятельности центров ответственности менеджерамивышестоящих уровней; выявления тенденций развития центров ответственности; недостаткови положительных моментов в их деятельности. Внутренняя отчетность являетсяинформационным обеспечением управленческих решений и по оптимизации деятельностипредприятия в целом. Например, отчетность по центрам прибыли и инвестиций даетвозможность составить прогноз о динамике прибыли предприятия и оценить рискновых капитальных вложений.
Ознакомление персонала предприятияс данными управленческой отчетности улучшает отношения в коллективе, формируетуверенность работников в своем положении.
Так как управленческаяотчетность, сегментов имеет двойственный характер, т.е. это одновременно ивнешняя и внутренняя отчетность. Поэтому она предназначена как внутреннимпользователям, к которым принято относить вышеперечисленных менеджеров всехуровней предприятия и персонал коммерческой организации, так и внешнимпользователям, к числу которых относятся финансовые аналитики. Они работают понайму потенциальных инвесторов, партнеров и кредиторов и должны предоставлятьзаказчикам информацию о прогнозе развития конкретных сегментов, о сравненииприбыльности по отдельным сегментам, о риске вложения капитала в данный сегмент.В качестве основной перед аналитиками ставиться задача о понимании того, каквыделяются сегменты и каков прогноз их развития[10].
Сроки предоставления ипериодичность управленческой отчетности — также весьма важный параметр,существенно влияющий на результативность всей системы.
Периодичность составленияуправленческой отчетности — вопрос индивидуальный. Однако общим критериемвыбора периодов составления отчетности является своевременность принятия поданным отчетности управленческих решений, т.е., когда управленческие решенияспособны в начальной стадии предотвратить развитие негативных тенденций, илинаоборот, способствовать развитию позитивных тенденций. Так как на нижнихуровнях роль оперативности принятия управленческих решений выше, чем наверхних, периоды представления отчетности на нижних уровнях значительно короче.
С некоторой степенью условностиможно выделить три стандартных временных периода, которые являются базовыми дляорганизации учета и предоставления практически всей отчетности на предприятии[11]:
краткосрочная отчетность;
среднесрочная отчетность;
периодическая (стратегическаяили долгосрочная) управленческая отчетности.
Краткосрочной считаетсяотчетность, которая предоставляется наиболее часто: ежедневная и еженедельная. Однакона некоторых предприятиях, очень редко, в связи со спецификой производства иразмером самого предприятия, в качестве краткосрочной выступает ежемесячнаяотчетность. Такая отчетность иногда называется оперативной, что несколько неправильно. Оперативной считается отчетность, которая фиксирует регистрацию первичныххозяйственных документов по функциональным подразделениям. Краткосрочнаяотчетность — это предоставление информации первичных документов в тех или иныхсрезах, т.е. эта информация, которая наиболее актуальна для предприятия иотражает важные и динамические стороны его деятельности. Также она может отражатьте стороны деятельности предприятия, к которым оперативный учет не имеетникакого отношения. Например, содержит статистически обработанную или расчетнуюинформацию. Основными пользователями такой отчетности являются менеджерысреднего звена или линейные руководители. Именно они должны принимать управленческиерешения на основе данной информации[12].
Второй временной период — этосреднесрочный. Управленческая отчетность этой группы составляется с периодичностьюот раза в неделю до раза в месяц. Такая отчетность объединяет в себе, какправило, показатели деятельности предприятия им обязательно содержит данныепрогнозирования на следующий период. Например, анализируя себестоимость раз вмесяц, можно делать прогнозы изменений себестоимости продукции на следующиймесяц в соответствии с изменениями рыночных цен на материалы и комплектующие, т.е.отслеживать изменения восстановительной стоимости сырья. В последствии наоснове данных этой отчетности можно попытаться спрогнозировать изменения цен напроизведенную продукцию и на основе полученных данных показать изменения еерентабельности. Потребителями такой отчетности являются менеджеры болеевысокого уровня: руководство предприятия, менеджеры высшего звена. Так какмногие решения, которые принимаются на основе управленческой отчетности, составленнойв среднесрочный период, могут оказать существенное влияние на всю деятельностьпредприятия.
Долгосрочная управленческаяотчетность, которая составляется с периодичностью от раза в месяц до раза вполгода. Она составляется для целей установления связи с финансовойотчетностью, чтобы показать изменения и взаимосвязи между управленческимипоказателями и отчетными данными. В западной практике такая отчетностьсоставляется довольно редко — раз в год. Это связано с тем, что финансовая отчетностьсдается раз в год. В российской практике в связи с системой квартальной финансовойотчетности, долгосрочная управленческая отчетность является чистостратегическим, аналитическим инструментом, так как реагировать на изменениеситуации необходимо с периодичностью раз в квартал, в соответствии спериодичностью финансовой отчетности[13].
В соответствии с этим огромноезначение в российской практике приобретает краткосрочная управленческая отчетность,которая должна отражать динамику изменений, в том числе и в налоговомпланировании.
Периодичность составлениявнутренней отчетности определяет само предприятия и для каждой однороднойгруппы центров ответственности и сегментов индивидуально. При этом важно иметьчеткий график представления отчетности.
Глава 2. Использование управленческой отчетности напримере ООО «Черек»2.1 Обратная связь в системе оперативногоуправления
Обратная связь представляетсобой процесс информирования заинтересованных руководителей о соответствиифактических результатов деятельности ожидаемым или желаемым[14]. Информацияобратной связи в ООО «Черек» проходит через систему внутреннейуправленческой отчетности, которая является неотъемлемой частью общей системывнутреннего контроля ООО «Черек». Значение обратной связи, а, следовательно,внутренней управленческой отчетности подтверждается следующими соображениями,почерпнутыми из практики:
1) чем в большей степенируководитель ориентирован на достижение результатов, а в этом и заключаетсяосновная цель управленческого учета, тем в большей степени он нуждается вобратной связи через внутреннюю отчетность, информирующую его об эффективностидеятельности центра ответственности;
2) чем в большей степенируководитель ориентирован на достижение результатов, тем меньше времени онуделяет бумажной рутине, изучению необработанных или слабо обработанных данных:ему нужен минимальный объем систематизированных данных, на основе которых онсможет принимать правильные решения;
3) чем в большей степенируководитель пытается осуществить контроль действий своих подчиненных, темболее согласованными должны быть цели и планирование результатов их работы, таккак информации обратной связи об их фактической деятельности недостаточно дляконтроля, и внутренняя управленческая отчетность должна отражать отклонения отожидаемых результатов;
4) чем меньшей информациейобладает руководитель, тем меньше его уверенность в своих силах, тем большеебеспокойство он ощущает, затрачивая огромные усилия для достижения болееполного контроля.
Бухгалтерам, составляющим внутреннююуправленческую отчетность, надо об этом знать и понимать требования к нимуправленческого персонала. При отсутствии своевременной обратной связивозникает большая вероятность того, что работа управляющего выйдет из-подконтроля, а его цели и планы утратят актуальность, останутся на бумаге. Руководительвсегда должен знать, насколько эффективна его деятельность. Если его планы невыполняются, он должен узнавать об этом как можно раньше. В противном случае онлишен возможности предпринять корректирующие меры и внести изменения, которыенеобходимы для актуализации поставленных задач.
Внутренняя управленческаяотчетность в ООО «Черек» составляется, прежде всего, дляуправляющего, несущего ответственность за достижение целей, и уже во вторуюочередь для его начальника.
Недостатки внутреннейотчетности, типичные при традиционных подходах к организации внутреннегоконтроля, состоят в том, что основной упор делается на ошибки вместо того,чтобы дать управляющим ориентированную информацию, позволяющую предпринимать эффективныедействия. В результате обратная связь оказывается направленной на проведениеревизий и поиски упущений, возвращает управляющего к прошлым событиям иоперациям, формирует данные о том, что уже не поддается исправлению,ограничивает возможности действовать с перспективой[15].
Наиболее распространенныенедостатки внутренней отчетности следующие:
1) информация обобщается главнымобразом для контроля объема продаж или определения издержек и не связана спотребностями отдельных управляющих, деятельность которых приносит доход илитребует издержек;
2) информация, обобщаемая вотчетности, адресуется не тем лицам, часто даже не управляющему, находящемусяна передовой линии хозяйственной деятельности, а его начальнику илируководителю;
3) в отчетности содержитсяинформация по общим вопросам, что затрудняет принятие решений на конкретныхнаправлениях;
4) отчетность изобилуетизбыточной информацией, в результате чего управляющий вынужден сортироватьданные в поисках тех, что ему действительно необходимы для управления. Многиморганизациям, оснащенным современным компьютерным оборудованием, приходитсяиметь дело с отсталым, неподготовленным персоналом, что усугубляет даннуюпроблему.
Концептуальная структурауправленческого учета ООО «Черек», состоящая из пяти основныхэлементов (областей), обеспечивающих систему управления и в то же время требующихповседневного контроля управляющих этой организации, упрощает обратную связь,позволяет совершенствовать процесс принятия решений. К ним относятся: контрольпринятых допущений; контроль целей (приоритетных направлений) деятельности,контроль планов; контроль ресурсов, контроль текущей деятельности[16].
Контроль принятых допущений — одноиз наиболее слабых звеньев в системе управленческого учета ООО «Черек».Невозможно установить цели на будущие периоды, как по всей организации, так ипо центрам ответственности без априорных допущений, на основе которых эти целивырабатываются и определяются. Допущения, на которых основываются цели и планы,должны быть четко сформулированы, записаны, за ними нужно постоянно инепрерывно следить в течение всего периода планирования. Это необходимо дляконтроля их обоснованности, корректировки допущений и планов. Например, припланировании объема продаж было принято допущение, что, инфляция сохранится науровне 10% в течение планируемого периода (года), но уже к 1 июня темпыинфляции составили 15%. Следовательно, цели основаны на допущении, котороеоказалось ошибочным. Было принято новое допущение, скорректированы значениятемпов инфляции, уточнены цели и планы на данный период.
Контроль целей, прежде всего,требует, чтобы устанавливаемые цели максимально поддавались измерению. Расплывчатосформулированные конкретные цели проконтролировать невозможно. Управленческийучет требует, чтобы обратная связь была приспособлена к индивидуальным целям руководителяструктурного подразделения. Цель должна быть количественно выражена. Задачауправленческого учета состоит в том, чтобы оказать помощь управляющим и другимлицам в достижении поставленных целей[17].
Информация обратной связи можетбыть представлена и руководителям более высокого уровня, но главный упорделается на потребности управленческого персонала центров ответственности.
Контроль планов состоит из двухсамостоятельных этапов: преобразование установленных целей в плановые задания; контрольфактических отклонений от плановых заданий[18].
Поэтапные планы в ООО «Черек»составляются руководителями структурных подразделений и утверждаютсявышестоящим руководством. На первой стадии контролю подвергаются обоснованностьпланов, их соответствие целям, значимость отдельных плановых этапов,оптимальность сроков их выполнения. Если руководители не разбивают свои планына конкретные этапы, то в течение планового периода они, соответственно, несмогут получать в управленческом учете необходимую промежуточную информацию, ав конце данного периода, уже обладая нужными сведениями, поздно предприниматькакие-либо корректирующие действия.
В ООО «Черек» контрольресурсов обеспечивается составлением смет расходования ресурсов и учетафактического их исполнения. К ресурсам относятся и людские (трудовые) ресурсы. Онипланируются через сметы (издержки на оплату труда) или непосредственно вбалансах рабочей силы и рабочего времени. Управленческий учет обеспечивает отражениеинформации об издержках, выявление отклонений по статьям сметы, представлениесоответствующих внутренних отчетов в первую очередь ответственным за достижениецелей и выполнение планов.
Контроль текущей деятельностиобеспечивается информацией об обычной деятельности, не относящейся кпланированию целей и ресурсов, ведь цели охватывают наиболее важные (приоритетные)направления работы на планируемый период. Обратная связь обеспечиваетинформацию, необходимую для решения текущих вопросов по достижению поставленныхцелей.
В одних организациях считаютнеобходимым контролировать лишь достижение установленных целей, оставляятекущую деятельность на усмотрение руководителя центра ответственности; вдругих устанавливают нормативы эффективной работы и осуществляют достаточножесткий контроль над их выполнением; в третьих, установив вышеупомянутыенормативы, контролируют их «методом исключения», т.е. только поотклонениям от нормативов.
Информация о текущейдеятельности центра ответственности представляет интерес для управленческогоперсонала, но содержит избыточные показатели, отвлекающие внимание нанесущественные детали. Контроль «методом исключения» представляетсянаиболее оптимальным вариантом.
Иерархия обратной связи вуправленческом учете выстраивается таким образом, что оперативныеуправленческие решения принимаются на низших уровнях по максимумупредставляемых данных, на высших уровнях управления объем информациисокращается, а ответственность за принимаемые решения (их значимость) увеличивается.
Внутренняя управленческаяотчетность является наряду с планом счетов управленческого учетасистемообразующим элементом, тем основным хребтом, на котором держится всяуправленческая структура. В ней дается интерпретация отклонений от целей, планови смет, без чего управленческий учет был бы формальным скопищем цифровыхданных, непригодных для целей внутреннего управления.
Требования к построению исодержанию внутренней отчетности, выработанные наукой и практическим опытом ООО«Черек», характеризуют самую суть данного элемента управленческогоучета, причем имеют значение как формальные, так и сущностные требования.
Формальные требования квнутренней отчетности перечислены с краткими пояснениями:
1) целесообразность — информация,обобщаемая во внутренних отчетах, должна отвечать цели, ради которой она былаподготовлена;
2) объективность и точность — внутренниеотчеты не должны содержать субъективного мнения и предвзятых оценок; степеньпогрешности в отчетах не должна препятствовать принятию обоснованных решений; посколькуоперативность, быстрота представления отчетности отражается на точностиинформации, следует стремиться к минимизации данного фактора;
3) оперативность — отчетностьдолжна представляться к установленному сроку, что необходимо для принятиярешений;
4) краткость — в отчетности недолжно быть излишней, избыточной информации: чем меньше объем отчета, тем болееоперативно можно осмыслить его содержание и принять нужное решение;
5) сопоставимость отчетности — возможностьиспользовать отчетную информацию для работы разных центров ответственности; отчетностьдолжна быть сопоставима также с планами и сметами;
6) адресность — внутренняяотчетность должна попасть к ответственному руководителю и другимзаинтересованным лицам, но при условии соблюдения степени конфиденциальности,установленной в организации;
7) эффективность — издержки насоставление внутренней отчетности должны быть сопоставимы с выгодами от полученнойуправленческой информации.
Целью внутренней отчетностиявляется обеспечение управленческого персонала ООО «Черек» всехуровней необходимой информацией. Требования о содержании отчетности должнысформулировать руководители центров ответственности и другие лица, относящиесяк управленческому персоналу и заинтересованные во внутренней управленческойинформации. Управляющие должны разъяснить бухгалтерам и другим исполнителям, составляющимвнутреннюю отчетность, какая информация, в каком виде и объеме, в какие срокиим необходима. Для управляющих имеют значение не только содержание информации,но и способы ее доставки, формы отчетности. Внутренняя отчетность должнаобеспечить возможность быстрого обзора и оценки фактических результатов, ихотклонений от цели, определения недостатков в настоящее время и на будущее,выбора оптимальных вариантов управленческих решений. Сформировать отчетность,позволяющую получить информацию для решения комплекса проблем, весьма не просто.Добиться удовлетворительных результатов можно только совместными усилиямиуправляющих и бухгалтеров, других специалистов (экономистов, плановиков и т.п.).
Специальные требования квнутренней отчетности ООО «Черек» состоят в следующем:
1) гибкая, но единообразнаяструктура;
2) понятность и обозримостьинформации;
3) оптимальная частотапредставления;
4) пригодность для анализа иоперативного контроля.
Непосредственно в отчетных формахдолжна приводиться первичная аналитическая информация: отклонения от целей,норм и смет расходов, ранжирование отклонений и т.п.
Гибкая, но единообразнаяструктура отчетной информации вытекает из самой сути внутреннего управления иуправленческого учета. Информация обратной связи и контроля должна обладатьдостаточной внутренней гибкостью, обеспечивающей реагирование на изменяющиесяцели и потребности управляющих центрами ответственности. В то же времянеобходимо обеспечить информационное единообразие. Система управленческогоучета и внутренней отчетности не может находиться в стадии перманентногоизменения. Она может меняться только дискретно в связи с существенными изменениямив характере деятельности организации.
Гибкость и единообразиевнутренней управленческой информации в ООО «Черек» обеспечиваетсятем, что на первичном уровне регистрации накапливается необходимый объемданных, которые затем отбираются и группируются в требуемом информационномконтексте. Каждый центр ответственности получает отчеты, содержащие информациюдля собственных целей. Система информации разработана таким образом, чтосуществует единообразие данных для группировки и сравнения. Бухгалтерский учетпо определению стремится к единообразию.
Понятность и обозримостьинформации сводится к тому, что каждая отчетная форма содержит информацию,необходимую конкретному руководителю ООО «Черек».
Оптимальная частотапредставления отчетности является производной от назначения информации ивозможностей принятия решений, т.е. от факторов, определяющих использованиеотчетов в управлении. Одни отчеты нужны чаще, другие реже. Периодичностьпредставления внутренней отчетности колеблется в значительных пределах.
Внутренние отчеты в ООО «Черек»являются еженедельными, а в случае необходимости представляются по меревозникновения отклонений. Нет необходимости увеличивать частоту представленияотчетов, если невозможно принять решение на их основе. Если премированиеперсонала производится поквартально, то нет смысла в ежемесячной информациивыполнения условий премирования. Агрегирование информации и частота еепредставления коррелируют между собой. На нижних уровнях управления необходимыболее частые и более детальные отчеты. С переходом на более высокие уровниотчетность представляется поквартально и ежегодно и содержит более укрупненныеагрегированные показатели.2.2 Формы внутренних отчетов
На основе внутренней отчетностипринимаются решения на всех уровнях управления ООО «Черек». Важнымэлементом является время, которое проходит от получения отчета до выработкирешения и претворения его в управляющие действия. Существенное значение приэтом имеют доступная форма внутреннего отчета, расположение и подачасоответствующей информации. Так как стандартного набора внутренней отчетности седиными формами и информационной структурой не существует, ООО «Черек»выработало индивидуальную внутреннюю отчетность. Можно выделить классификационныепризнаки, характеризующие общие подходы к характеристике форм отчетности.
По содержанию информациивнутренние отчеты подразделяются на комплексные, тематические (по ключевымпоказателям), аналитические[19].
Комплексные итоговые отчетыпредставляются, за месяц или иной отчетный период (квартал, шесть месяцев и т.п.)и содержат информацию о выполнении планов и использовании ресурсов за данныйпериод, о доходах и расходах по центрам ответственности, об исполнении сметыиздержек, рентабельности, движении денежных средств и иных показателей дляобщей оценки и контроля[20].
Тематические отчетыпредставляются по мере возникновения отклонений по наиболее важным дляуспешного функционирования показателям, таким, как объем продаж, потери отбрака, недопоставки по заказам, график производства продукции, и другим невходящим в оценочные плановым показателям, подконтрольным центруответственности.
Аналитические отчеты подготавливаютсятолько по запросам управляющих и содержат информацию, раскрывающую причины иследствия результатов по отдельным аспектам деятельности, например всесторонняяоценка причин перерасхода ресурсов, изменения рентабельности, уровня продаж посекторам рынка, анализ рынка и использования производственных мощностей,факторов риска деятельности в определенных направлениях и т.п.
По уровням управления различаютоперативные, текущие и сводные отчеты.
Оперативные отчеты, представляемыена нижнем уровне управления в центрах ответственности, содержат подробнуюинформацию для принятия текущих решений; составляются еженедельно и ежемесячно.
Текущие отчеты, содержащиеагрегированную информацию для среднего уровня управления в центрах прибыли ицентрах инвестиций, составляются с периодичностью от ежемесячного доежеквартального[21].
Сводные отчеты формируются длявысшего управленческого персонала организации. На их основе принимаютсястратегические решения и осуществляется общий контроль и контроль деятельностиуправленческого персонала на среднем, иногда на нижнем уровне. Периодичностьэтих отчетов колеблется от еженедельных до ежегодных[22].
Оперативная информация,адресованная низовым центрам ответственности, не должна в неизменном видепредставляться на высший уровень управления. На нижнем уровне принимаютсяоперативные решения по согласованию и выполнению производственных планов использованияресурсов подразделения. Данная информация должна обобщаться, агрегироваться вболее общие показатели для представления на средний уровень управления. Навысшем уровне требуется еще большая степень обобщения информации. Приведем дляпримера отчеты об издержках для разных уровней управления ООО «Черек».
Таблица 1[23] — Еженедельный отчет зам. директора по производству ООО «Черек»Контролируемые издержки По смете Фактические Отклонения Неблагоприятные отклонения Содержание офиса 108,4 111,4 3 3
Планирование
и расчеты 92,4 96,6 4,2 4,2 Прочие издержки 12,3 11,9 (0,4) -
Издержки:
Цеха по производству офисной мебели
Цех по производству окон и дверей
280600,4
640
285000,4
650
4,4
10
4,4
10 Всего 281443,5 285870,3 21,2 21,6
Таблица 2[24] — Еженедельный отчет начальника цеха по производству окон и дверейКонтролируемые издержки По смете Фактические Отклонения Неблагоприятные отклонения Общецеховые издержки: на оплату труда 21,3 19,7 (1,6) - на коммунальные услуги 63,2 64,3 1,1 1,1 прочие 10,7 8,1 (2,6) - Издержки подразделений: столярного 360,6 380,4 19,8 19,8 красильного 48,2 45,8 (2,4) - сборочного 136 131,7 (4,3) - Всего 640 650 (6790) 4170
Таблица 3 — Месячный отчет мастераштамповочного участка
Контролируемые издержки По смете Факти-ческие Отклоне-ния
Неблагоприятные
отклонения Материалы основные 44 200 45 300 1100 1100 Прямая оплата труда 25 600 25 900 300 300 Специнструмент 3850 2750 (1100) ! - Оплата обслуживающего персонала 12 430 12 880 450 450 Вспомогательные материалы 20 100 20 800 700 700 Прочие издержки 3820 5440 1620! 1620 Всего 110 000 113 070 3070 4170
Примечание. По смете указаныиздержки в пересчете на фактический объем производства; знаком"!" отмеченыотклонения, превышающие 4% расходов данной статьи.
По объему информации внутренниеотчеты подразделяются на сводки, итоговые отчеты, общие (сводные) отчеты.
Сводка — это краткие сведения оботдельных показателях деятельности подразделения за короткий период (иногда задень, неделю).
Итоговые отчеты составляются замесяц или другой отчетный период. Они обобщают информацию о контролируемыхпоказателях центра ответственности.
Общие (сводные) отчетысоставляются по организации ООО «Черек» в целом, и содержитинформацию, соответствующую формам финансовой отчетности, приспособленным дляцелей внутреннего управления.
По формам представления внутренниеотчеты составляются в табличной, графической или текстовой форме[25].
Табличная форма представлениявнутренней отчетности наиболее приемлема и для составителей, и дляпользователей. Большая часть внутренней отчетной информации выражаетсяцифровыми показателями, которые удобнее всего представлять в табличной форме. Ктому же, к ней все привыкли, она стала традиционной. Нужно уметь правильноструктурировать отчетные показатели, разделять их на зоны, выделяя главные,требующие особого внимания, а самое важное, стараться изложить отчет на однойстранице без оборота.
Для пояснений к отчету можетбыть приложена записка с комментариями и раскрытием основных показателей.
Графическая форма более наглядна,но не следует перегружать графики (диаграммы) излишней цифровой информацией; нужностремиться уместить в один график (диаграмму) всю имеющуюся информацию. Отображениебольшего числа показателей в данной форме затрудняет ее восприятие. Большоеколичество цифровых данных нагляднее представлять в табличной форме.
Текстовая форма подачиинформации приемлема в тех случаях, когда отсутствуют цифровые данные либо ихобъем незначителен; нужно подробно объяснять взаимосвязь и значениепредставляемой информации. Текстовые отчеты часто составляют в дополнение котчетам, составленным в табличной или графической форме.
Пример внутреннего отчета центраприбыли, распределенного на зоны, за девять месяцев 2005 г. приведен в табл.4.2.3 Аналитические расчеты
Анализ управленческой информациив полном объеме с применением сложных вычислений и качественных суждений невходит в задачи подготовки внутренней управленческой отчетности. Безусловно,управленческий учет как информационная система включает и управленческийанализ, т.е. информационную подготовку к принятию решений, к оценке вариантов иальтернатив. Такие расчеты мы частично приводили в предыдущих разделах. Вовнутренней управленческой отчетности необходимо обеспечить первичныепредварительные аналитические расчеты, способствующие лучшему восприятиюинформации[26].
Управляющие всех уровней нелюбят заниматься расчетами даже для первичной оценки результатов работы,стремятся затрачивать минимум времени на ознакомление с внутренней отчетностью.Хорошая управленческая отчетность должна быть представлена в такой форме,которая поможет управленческому персоналу работать с ней.
Оценка отклонений — непременныйкомпонент хорошо составленной внутренней управленческой отчетности. Суммыотклонений по издержкам отражаются в виде сальдо на счетах управленческогоучета. Нужно стремиться к выявлению абсолютных отклонений и по другимпоказателям внутренней отчетности. В отчетных таблицах следует приводитьрезультаты анализа отклонений. Одним из вариантов может быть расширение показателейотклонений фактических данных для сравнения не только с планом, но и спрогнозом и аналогичными данными предыдущего отчетного периода, а такжепредставление плановых данных для сопоставления с прогнозными и фактическими даннымипредыдущего периода. Такие расчеты существенно расширяют информацию оботклонениях.
Внутренняя отчетность можетсодержать данные об относительной величине отклонений в виде процентов иликоэффициентов. Отсутствие отклонений принимается за единицу (за 100),показатель меньше 1 характеризует степень отрицательного отклонения (поиздержкам — уровень экономии). Показатели, превышающие 1, характеризуют относительнуювеличину положительного отклонения (по издержкам — относительный показательперерасхода или превышения).
Полезно группировать отклоненияпо значимости, исключая незначительные их суммы; ранжировать отклонения отбольших (значительных) к меньшим; выбирать отдельно отклонения, превышающиеконтрольную сумму, или относительно большие (например, более 5% в ту или другуюсторону).
Оценка отклонений пооцениваемому показателю в относительных величинах представлена в табл.5.
Таблица 4 — Оценкаотклонений по оцениваемому показателю в относительных величинах в ООО «Черек»
Предыдущий
период Отчетный период
Фактический
коэффициент
Коэффициент
прогнозного
показателя
Коэффициент
планового показателя Прогноз план факт
к предыдущему
периоду К прогнозу к плану
Оценочный
показатель 1000 1050 1040 1060 1,06 1,01 1,02
Аналитические соотношения. Дляоценки сметных или нормативных издержек лучшим вариантом являются отклонения,но по другим показателям последние не дают полной картины изменений идостигнутых результатов. В этих целях решение можно искать путем соотношенияодних показателей к другим, вычислять относительные показатели, аналитическиесоотношения.
Аналитические соотношенияподразделяются на несколько групп[27]:
а) соотношения, характеризующиекачество использования активов и трудовых ресурсов;
б) соотношения, позволяющиеизмерить и оценить рентабельность;
в) соотношения, характеризующиеликвидность и финансовую устойчивость (для центров ответственности, выступающихсамостоятельными финансовыми агентами на рынке, имеющих расчетные счета вбанках и отвечающих по своим финансовым обязательствам и заимствованиям).
Оценка продаж с отложеннойоплатой (а) определяется коэффициентом оборота дебиторской задолженности ичислом дней, на которые выделены активы на отложенную оплату или коммерческийкредит. Он характеризует продолжительность периода, в течение которого возмещаютсясредства, вложенные в расчеты с покупателями. Формула расчета:
Коэффициент оборотазадолженности = Выручка от продаж за период /
Дебиторская задолженностьпокупателей (1)
Число дней, на которые выделяютсякоммерческие кредиты, определяется делением общей суммы дебиторскойзадолженности покупателей на величину однодневной выручки.
Пример. Сумма выручки от продажиза год составляет 14 600 тыс. руб., сумма дебиторской задолженности покупателей- 1600 тыс. руб.
Произведем расчет. Коэффициентоборота задолженности — 9,125 (14 600: 1600), т.е. активы, вложенные вкоммерческие кредиты покупателям, совершают более девяти оборотов в течениегода.
Однодневный оборот — 40 тыс. руб.(14 600: 365).
Число дней средней загрузкиактивов в дебиторской задолженности — 40 (1 600: 40).
Оборот товарно-материальных запасов(а) характеризует эффективность вложения средств в оборотные активы. Коэффициентоборота отражает число оборотов товарно-материальных запасов в течение года. Формуларасчета:
Коэффициент оборота запасов =Стоимость израсходованных материалов/ Средняя стоимость их запасов (2)
Если разделить среднюю стоимостьматериальных запасов на их однодневный расход, получим продолжительность одногооборота материальных запасов в днях. Он дает ответ на вопрос, каковапродолжительность иммобилизации денежных средств в материальных активах в данномпериоде.
Для товарных запасов торгующихорганизаций коэффициент оборота рассчитывается делением стоимости проданныхтоваров по ценам их закупки на среднюю стоимость товарных запасов в течениегода. Аналогично можно рассчитать коэффициент оборота для готовой продукции.
Пример. Имеются данные одвижении товаров в течение отчетного квартала: остаток на начало квартала — 1044тыс. руб.; закуплено за квартал — 6032 тыс. руб.; остаток на конец квартала — 1276тыс. руб.
Произведем необходимыевычисления.
Продано товаров за квартал — 5800тыс. руб. (1044 + 6032 — 1276).
Средняя стоимость товарныхзапасов — 1160 тыс. руб. [ (1044 + 1276): 2].
Коэффициент оборота товаров — 5(5800: 1160), т.е. товарные запасы совершили 5 полных оборотов в течениеотчетного квартала.
Однодневный оборот товаров — 64,4тыс. руб. (5800: 90 да).
Число дней средней загрузкиактивов в товарные запасы — 18 (1160: 64,4).
Эффективность использованиявнеоборотных активов (а) определяется коэффициентом фондоотдачи,характеризующим эффективность средств, вложенных в основные средства инематериальные активы, интенсивность их эксплуатации в производственномпроцессе. Формула расчета:
Фондоотдача = Выручка от продаж/ (Основные средства + Нематериальные активы) (3)
Коэффициент фондоотдачи можнорассчитывать по первоначальной и остаточной стоимости внеоборотных активов, длячего из расчета исключается стоимость средств, составляющих инвестиционнуюсобственность организации.
Фондоемкость = (Основныесредства + Нематериальные активы) / Выручка от продаж (4)
Коэффициент фондоемкости характеризуетнеобходимые внеоборотные активы, их удельную величину на 1 руб. выручки отпродаж.
В формуле расчета коэффициентафондоотдачи вместо выручки можно взять в расчет только ту ее часть, котораякомпенсирует амортизацию внеоборотных активов. Данный коэффициент показываетстепень возмещения стоимости внеоборотных активов из выручки от продаж товаров,продукции, работ, услуг.
Пример. Исходные данные: выручкаот продаж за год — 1750 тыс. руб., в том числе амортизация 350 тыс. руб. стоимостьосновных средств — 2230 тыс. руб.; стоимость нематериальных активов — 320 тыс. руб.
Коэффициент фондоотдачи составит0,69 руб. [1750: (2230 + 320)], т.е. в данном периоде на каждый рубль стоимостивнеоборотных активов было получено продукции на 69 коп.
Коэффициент возмещения составит0,14 руб. [350: (2230+320)]. Следовательно, первоначальная стоимостьвнеоборотных активов 2550 тыс. руб. (2230 + 320) будет полностью погашена извыручки за проданную продукцию в течение 7 лет (1: 0,14 = = 7,14).
Эффективность применения всехактивов (а) определяется как результат деления выручки от продаж на стоимостьвсех активов, закрепленных за данным подразделением. Активы включаются в расчетпо остаточной стоимости. Для сопоставления с другими подразделениямиорганизации можно вычислять продолжительность одного оборота активов в днях,для чего необходимо стоимость всех активов разделить на однодневную суммувыручки в отчетном периоде.
Производительность персонала (а)определяется в общем, виде как результат деления выручки от продаж на среднюючисленность персонала. В подразделениях ООО «Черек», не отвечающих завыручку и доходы, в качестве числителя формулы можно взять стоимость выпущеннойпродукции, оказанных услуг и т.п. Для знаменателя также возможны варианты,например численность управленческого персонала или рабочих, занятыхнепосредственно в производстве; численность торгового персонала и другие, в томчисле частные, показатели численности обслуживающего персонала,инженеров-технологов или конструкторов и т. п[28].
Рентабельность продаж (б) позволяетоценить эффективность коммерческих операций. Коэффициент рентабельностиопределяется делением прибыли на выручку от продаж. Числителем данной формулыявляется общая сумма прибыли до налогообложения, сумма чистой прибыли или суммамаржинального дохода, что позволяет варьировать различные коэффициентырентабельности в зависимости от того, за какие показатели отвечает данный центрответственности[29].
Пример. Исходные данные (млн. руб):выручка от продажи продукции — 90; себестоимость проданной продукции — 63; валоваяприбыль (маржинальный доход) — 27; управленческие и коммерческие расходы — 19,5;общая прибыль до налогообложения — 7,5; налог на прибыль — 3,0; стоимость всехактивов — 45,0; стоимость всех обязательств — 15,0; стоимость оборотных активов- 16,5.
Рентабельность продаж может бытьисчислена: по общей прибыли: 7,5: 90 = 8,3%; по чистой прибыли: (7,5 — 3): 90 =5%; по маржинальному доходу: 27: 90 = 30%.
Рентабельность издержек (б),характеризующая эффективность производственных издержек на производствопродукции, продажу и управление, определяется по общей формуле[30]:
Рентабельность издержек =Прибыль / Издержки% (5)
В числителе данной формулыприменяют показатели общей прибыли, чистой прибыли, маржинального дохода, взнаменателе — себестоимость продаж и полные издержки (себестоимость +управленческие и коммерческие расходы).
В нашем примере:
рентабельность издержек помаржинальному доходу: 27: 63 = 42,9%; рентабельность издержек по общей прибыли:7,5: (63 + 19,5) = 9,1%; рентабельность издержек по чистой прибыли: (7,5 — 3):(63 + 19,5) = 5,5%.
На основе вычисленныхпоказателей рентабельности можно сделать вывод, что на каждый рубль издержекподразделение получит почти 43 коп. маржинального дохода, более 9 коп. общейприбыли и 5,5 коп. чистой прибыли.
Рентабельность активов (б) характеризуетэффективность инвестиций и применяется для оценки деятельности центровинвестиций. Общая формула расчета:
Рентабельность активов = Прибыль/ Активы (6)
В конкретных расчетах показателейвозможны варианты для числителя и знаменателя формулы. В числителе в расчетахможет применяться общая сумма прибыли или чистая прибыль (после налогообложения),в знаменателе — общая стоимость активов или их чистая стоимость, характеризующаясобственные инвестиции в активы. В расчетах по центрам ответственности исекторам деятельности принимается стоимость активов, за эффективноеиспользование которых несет ответственность данный центр. Для отдельных центровактуальным является применение показателя рентабельности, исчисленного постоимости оборотных активов.
В нашем примере:
рентабельность всех активов: 7,5:45 = 16,7%;
рентабельность чистых активов: 4,5:(45 — 15) = 15%, т.е. эффективность собственных инвестиций;
рентабельность оборотных активов:7,5: 16,5 = 45,5%; тот же показатель, вычисленный по сумме чистой прибыли,составит: 4,5: 16,5 = 27,3%.
Коэффициент ликвидности (в) характеризуетфинансовую надежность организации, ее способность отвечать по своимобязательствам[31].При расчетах стараются показать, насколько текущие активы превышают текущиеобязательства, т.е. тот запас прочности, который вызывает доверие кредиторов. Израсчета исключаются внеоборотные активы, которые не могут быть быстро проданы ипревращены в денежные средства для оплаты по обязательствам и которыеформируются за счет собственного капитала и долгосрочных обязательств. Последниетакже исключаются из расчета, поскольку сроки их погашения наступают, покрайней мере, не ранее чем через год. Общая формула расчета:
Коэффициент ликвидности =Оборотные активы / Текущие обязательства (8)
Она показывает долю оборотных активов,формируемых за счет собственного капитала. Разность между суммами оборотныхактивов и текущих обязательств характеризует сумму собственных средств воборотных активах (собственных оборотных средств).
В нашем примере коэффициентпокрытия равен 1,1 (16,5': 15), т.е. собственные оборотные средства составляютне более 10% всех оборотных активов. Это очень тяжелая ситуация,свидетельствующая об отсутствии надежности в погашении имеющихся обязательств,так как надо сделать скидку на возможное обесценение материальных оборотныхактивов и даже дебиторской задолженности.
Ближе к истине результат,получаемый в расчете не всех оборотных активов, а только быстроликвидных. Кпоследним относятся денежные средства, рыночные ценные бумаги и дебиторскаязадолженность, уменьшенная на величину сомнительных долгов. В таком случаеприведенная выше формула примет следующий вид[32]:
Коэффициент ликвидности = (Денежныесредства + Рыночные ценные
бумаги + Дебиторскаязадолженность) / Текущие обязательства (9)
Если допустить, что в нашемпримере в стоимости оборотных активов числятся материальные запасы, товары на7,6 млн руб. и ненадежная (сомнительная) дебиторская задолженность 0,9 млн руб.,а все обязательства являются текущими, то значение коэффициента ликвидностиравно 0,53 [ (16,5 — 7,6 — 0,9): 15], т.е. почти поло-вина обязательств неможет быть погашена немедленно. А это уже признак неплатежеспособности.
Из множества аналитическихсоотношений следует выбрать наиболее важные для оценки деятельности данногоцентра ответственности и подумать о том, как их использовать в формахвнутренней отчетности. Необходимо озаботиться и методом их перекрестнойпроверки с другими данными центра ответственности.
Заключение
В ходе выполнения курсовойработы удалось выяснить, что определяющим фактором формирования системыуправленческого учета в организации является ее экономическая эффективность, тевыгоды, которые оно получит от наличия системы учета за счет повышения качествапринимаемых управленческих решений. Внедрение и использование системыуправленческого учета считается оправданными тогда, когда полученный врезультате положительный эффект превосходит требуемые для создания такойсистемы затраты.
Управленческая отчетность — внутренняяотчетность, т.е. отчетность об условиях и результатах деятельности структурныхподразделений предприятия, отдельных направлениях его деятельности, а такжерезультатах деятельности по регионам[33].
Целью составления управленческойотчетности является удовлетворение информационных потребностей внутрифирменногоуправления путем предоставления стоимостных и натуральных показателей,позволяющих оценивать и контролировать, прогнозировать и планироватьдеятельность структурных подразделений предприятия (отдельные направления егодеятельности), а также конкретных менеджеров.
Цель составления внутреннейотчетности обусловливает ее периодичность и формы, а также набор показателей. Точностьи объем приводимых данных зависят от организационно-технологических иэкономических особенностей, присущих предприятию и конкретному объектууправленческого учета, цели управления применительно к данному объекту учета. Всвязи с этим разработка внутренней отчетности является главной задачей предприятия.Содержание, формы, сроки и обязанности представления этой отчетности, а такжепользователи зависят от условий хозяйствования на конкретном предприятии.
Внутренняя отчетность — это ещене результат управленческого анализа, являющегося важнейшим элементомуправленческого учета, а первичный материал для проведения такого анализа. Нона ее основе можно дать общую оценку результатов деятельности центров ответственности,судить о степени достижения ими поставленных целей и правильности принятыхоперативных корректирующих решений.
В ходе выполнения курсовойработы достигнута ее цель — изучены теоретические основы управленческойотчетности.
При этом решены следующие задачи:
изучены цели созданияуправленческой отчетности;
изучены виды управленческойотчетности;
изучены требования куправленческой отчетности;
проведен анализ управленческойинформации.
Список литературы
1. Федеральный закон от 21.11.96 М129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации»от 22.06.2007 №67н.
3. Сборник Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 1-19). — М.: Издательство«Бухгалтерский учет», 2008. — 320 с.
4. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РоссийскойФедерации на среднесрочную перспективу. Одобрена Приказом Министра Финансов РФ от1 июля 2004 г. №180.
5. Аврова И.А. Управленческий учет. — М.: Бератор-Пресс. — 2008. — 176с.
6. Бутынец Ф.Ф., Соколов Я.В., Панков Д.Д., Горецкая Л.Л. Бухгалтерскийучет в зарубежных странах: Учебное пособие для студентов высших учебных заведенийспециальности 7.050106 «Учет и аудит». — Житомир: ЧП «Рута»,2007. — 660 с.
7. Валебникова Н.В., Василевич И.Н. Современные тенденции управленческогоучета // Бухгалтерский учет. — 2008. — № 18.
8. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов.2-еизд., доп. и пер. — М.; ИКФ Омега-Л: Высш. Шк., 2006. — 528 с.
9. Вил Р.В., Палий Б.Ф. Управленческий учет. М.: ИН-ФРА-М., 2008.
10. Врублевский Н.Д. Управленческий учет издержек производства: теорияи практика. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 352 с.
11. Гришина О.В. Управленческий учет: затраты по обычным видам деятельности// Аудиторские ведомости. — 2009. — № 8.
12. Гуляев Н.С., Ветрова Л.Н. Основные модели бухгалтерского учета ианализа в зарубежных странах: Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2007. — 144 с.
13. Гущина И.Э. Управленческий учет: основы теории и практики: Учебноепособие. — М.: КНОРУС. 2007. — 192с.
14. Карпова Т.Н. Управленческий учет: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ,2007. — 350 с.
15. Керимов В.Э. Об организации управленческого учета // Бухгалтерскийучет. — 2006. — № 14.
16. Палий В.Ф. Управленческий учет — система внутренней информации// Бухгалтерский учет. — 2008. — № 2.
17. Палий В.Ф. Организация управленческого учета. — М.: Бератор-Пресс,2007. — 224 с.
18. Попова Л.В., Маслова И.А., Маслов Б.Г. О внедрении управленческогоучетам/Бухгалтерский учет. — 2008. — № 19.
19. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учеб.пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2003. — 638 с.
20. Соколов Я.В. Управленческий учет: миф и реальность // Бухгалтерскийучет. — 2006. — № 18.
21. Соколов Я.В., Пятое М.Л. Управленческий учет: как его понимать// Бухгалтерский учет. — 2008. — № 7.
22. Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет: международный опыт. — М.: Финансы и статистика, 2009.
23. Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред.А.Д. Шеремета. М.:ИД ФБК ПРЕСС, 2006.
24. Чумаченко Н.Г. О внедрении управленческого учета // Бухгалтерскийучет. — 2008. — № 7.
25. Учредительные документы ООО «Черек».
26. Отчеты ООО «Черек».