Содержание
Введение. 3
1. Внутренняя управленческая отчетность. 5
1.1. Понятие и виды отчетности. 5
1.2 Система управленческой отчетности. 6
1.3. Пользователи управленческой отчетности и периоды еепредставления 11
2. Использование управленческой отчетности. 15
2.1. Обратная связь в системе оперативного управления. 15
2.2. Формы внутренних отчетов. 24
2.3. Аналитические расчеты… 29
Заключение. 38
Библиографический список. 40Введение
Роль информации в современном деловом мире неуклонновозрастает. В предпринимательской деятельности от качества экономическойинформации зависит деловой успех, выражающийся в получении прибыли и росте капитала.Для принятия инвестиционных решений, выбора клиентов, поставщиков, прочихделовых партнеров, необходима полнота и достоверность сведений.
Под отчетомпонимается получаемая информация,представленная в приемлемом для пользователя виде. Как правило, отчетпредставляется на бумажном носителе, но может и в электронном виде или в любомдругом. Важен не носитель, а обращенность отчета к пользователю. Человекзаведомо не в состоянии воспринимать и перерабатывать всю информацию,присутствующую в информационных системах управления, поэтому вынужден потреблятьее порциями. Порция информации, содержащая только требуемые пользователюсведения и сгруппированная максимально удобным для него образом, и представляетсобой отчет.
Отчетность — это система взаимосвязанных показателей,характеризующих условия и результаты деятельности предприятия или составляющихего элементов за истекший период.
Составление отчетности — завершающий этап учетногопроцесса, поэтому она состоит из обобщающих итоговых показателей, которыеполучают в конце отчетного периода с помощью соответствующей обработки данныхтекущего учета. Отчетность может содержать как количественные, так и качественныепоказатели, как в стоимостном, так и в натуральном выражениях. Таким образом,отчетность представляет собой источник информации для анализа и принятиярешений.
Целью курсовой работы является изучение управленческойотчетности.
Задачами курсовой работы являются:
— изучение целей создания управленческой отчетности;
— изучение видов управленческой отчетности;
— изучение требований к управленческой отчетности;
— анализ управленческой информации.
Предметом исследования является управленческая отчетностьорганизации.
Методологической и методическойосновой написания курсовой работы являются федеральные законы РФ, положения побухгалтерскому учету (ПБУ), учебная и справочная литература.1. Внутренняяуправленческая отчетность1.1.Понятие и виды отчетности
Применяемую на практике отчетность можно разделить нанесколько видов по трем основным характеристикам:
1) объем информации, представляемой в отчете;
2) цель составления;
3) период отчетности.
По объему информацииразличают частную и общуюотчетность. Частная отчетность содержит информацию о результатах деятельностикакой-либо структурной единицы предприятия или об отдельных направлениях еедеятельности, или о результатах деятельности по конкретным географическимрегионам (филиалам). Общая отчетностьхарактеризует результатыдеятельности предприятия в целом.
В зависимости от целей составленияотечность можетбыть внешней и внутренней. Внешняя отчетностьслужит средствоминформирования пользователей, заинтересованных в характере деятельности,доходности и имущественном положении предприятия. Составление внутреннейотчетностивызвано потребностью внутрифирменного управления.
В зависимости от периода, который охватывает составляемаяотчетность, различают периодическую и годовую отчетность. Периодическаяотчетность— это отчетность, составленная через определенные промежуткивремени (день, неделя, декада, месяц, квартал, полгода). Годовая отчетностьсоставляетсяв сроки, регламентированными действующими нормативными актами РФ.
Управленческая отчетность— внутренняя отчетность, т.е. отчетность об условиях и результатах деятельности структурных подразделенийпредприятия, отдельных направлениях его деятельности, а также результатах деятельностипо регионам.
Целью составленияуправленческой отчетности являетсяудовлетворение информационных потребностей внутрифирменного управления путемпредоставления стоимостных и натуральных показателей, позволяющих оценивать иконтролировать, прогнозировать и планировать деятельность структурныхподразделений предприятия (отдельные направления его деятельности), а также конкретныхменеджеров.
Цель составления внутренней отчетности обусловливает еепериодичность и формы, а также набор показателей. Точность и объем приводимыхданных зависят от организационно-технологических и экономических особенностей,присущих предприятию и конкретному объекту управленческого учета, целиуправления применительно к данному объекту учета. В связи с этим разработкавнутренней отчетности является главной задачей предприятия. Содержание, формы,сроки и обязанности представления этой отчетности, а также пользователи зависятот условий хозяйствования на конкретном предприятии.1.2Система управленческой отчетности
Система управленческой отчетности — один из наиболеесложных и важных элементов управленческого учета, позволяющий руководствупредприятия, с одной стороны, понять пределы своих возможностей в получениинеобходимых сведений от исполнителей, а также возможностей информационной итехнической служб, а с другой стороны — получить эти сведения оформленныминадлежащим образом, т. е. в том виде, в котором ими удобно пользоваться дляпринятия управленческих решений.
Кроме того, система управленческой отчетности— эторезультат деятельности любой системы управленческого учета или, иначе говоря,продукт ее деятельности, то, для чего она создается на предприятии.
При формировании системы управленческой отчетноститребуется:
— определить форму, срок предоставления отчета иответственного за его составление;
— составить схему формирования управленческих отчетов,определить владельцев исходной информации;
— наделить ответственного полномочиями координатора, т. е,административно разрешить ему получение информации у ее владельцев;
— определить пользователей информации и форму, в которой онабудет им предоставляться.
Для успешного ведения проекта необходимо выполнить ряддействий.
Этап 1. Сформировать комитет управления проектом
Задачами такого комитета являются:
1) принимать решения по утверждению вышеперечисленныхстандартов;
2) принимать оперативные решения в процессе производстваработ;
3) оценить деятельность групп на местах и при необходимостиделать выводы.
Процесс внедрения системы управленческой отчетностивозникновением многочисленных ситуаций, когда необходимо принимать решения,например, по вопросам стандартизации процедур и справочников, финансированияпроекта, что требует наличия группы оперативного реагирования, наделенноймаксимально возможными полномочиями. В принципе, анализ процесса может осуществлятьодин человек, но высокая критичность принятых решений и их глубокаявзаимосвязь с важнейшими бизнес-процессами компании требует принятия взвешенныхрешений с участием максимального числа представителей заинтересованных сторон.
Этап 2. Сформировать рабочую (проектную) группу вцентральном офисе и на местах (или филиалах, если таковые существуют)
Такая группа решает в процессе создания системы управленческойотчетности, следующие задачи:
1) осуществлять внедрение системы;
2) администрировать систему и приложения;
3) настраивать опции для конкретного филиала (если таковойсуществует);
4) руководить процессом и контролировать его в целом;
5) готовить вопросы на утверждение управляющего комитета;
6) осуществлять непосредственные контакты с поставщиком.
Если компания имеет сложную структуру, необходимо наличиедополнительного персонала, обеспечивающего разработку и поддержание вактуальном состоянии учетных и управленческих стандартов предприятия, возможно,в составе экономических подразделений (бухгалтерии, планового отдела) или ввиде самостоятельного подразделения.
Этап 3. Сформировать корпоративные стандарты
Формируются следующие стандарты:
1) финансового учета (план счетов, учетная политика, шифрыаналитического учета);
2) материального учета (справочник — кодификатор материалов,стандарты учета товародвижения, финансовые документы, учетные регистры,сопроводительные документы, принципы управления складскими запасами в разрезематериалов);
3) производственного учета (принципы расчета себестоимости,принципы отнесения затрат, принципы учета вспомогательных и побочныхпроизводств).
Приведенный перечень корпоративных стандартов являетсяпримерным и в значительной степени зависит от вида деятельности компании и еетекущего состояния (размер, наличие или отсутствие филиалов и т. д.).
Уровень детализации корпоративных стандартов зависит отстепени интеграции финансовых процессов головной организации и ееподразделений.
Крайне редко при создании такого проекта удается обойтисьбез привлечения услуг внешних консультантов. К сожалению, отечественный рынокуправленческих услуг только формируется и не всегда можно найти специалистадля решения частных вопросов, которые возникают в процессе разработки такойсистемы. При использовании услуг западных консультантов следует иметь в виду,что стандартный западный проект внедрения системы исходит из некоторыхпредложений, которые не соответствуют российской практике. К такимпредположениям относятся:
• руководство предприятия имеет четкие стратегические итактические цели, в том числе в области автоматизации (любой процессначинается с постановки цели и оценивается по достигнутым результатам,времени их достижения и затратам);
• приоритеты находятся в области поддержки автоматизациейпланирования и управления, а не отчетных процедур;
• руководство и специалисты заказчика умеют применять, или,по крайней мере, имеют некоторые представления о стандартных технологиях управленияпредприятием и не требуется специальное обучение в случаях использования ихэлементов в проекте;
• работает иерархическая структура управления, т. е.распоряжения руководства обязательны для исполнителей;
• участники проекта со стороны заказчика, положительно относятсяк повышению квалификации, которое будет происходить в связи с выполнениемпроекта;
• при необходимости возможна смена ролей участниковпроектной группы, что не должно повлиять на общий ход создания проекта системыуправленческой отчетности.
Внедрение конкретной формы отчетности проводится в триосновных этапа.
Первый этап— это анализ необходимойинформации с целью подтверждения возможности получения этого документа. Формымогут подвергаться правке, т. е. изменяться по внешнему виду, по формам представленияинформации. Это считается достаточно незначительным эле-ментом общей работы повнедрению управленческой отчетности. Как правило, первый этап проводится побухгалтерским регистрам, и факт отсутствия в них информации, необходимой дляуправления можно считать естественным. В этом случае необходимо определитьисточники получения необходимой информации, которые могут находиться вфункциональных подразделениях, например, отдел продаж или отдел закупок,производственные отделы и т. д. Особенно важно проанализировать сам фактналичия необходимой информации. Например, может возникнуть ситуация, чтосуществующие формы первичных документов не имеют реквизитов, необходимых дляполучения соответствующего отчета. В этом случае следует провести работу подоработке этих форм либо внедрению системы дополнительного учета данных формпервичного документа. Хоти чаще всего первичные документы содержат необходимыйобъем информации. Но эта информация не обрабатывается в виде управленческойотчетности. В этом случае необходимо определить форму соответствующих отчетов,назначить ответственных за их получение и обязать владельцев этой информациипредоставлять эти отчеты в установленное время.
Второй этап— это этап просмотра всех учетныхрегистров и учетной практики предприятия, сориентированный на то, чтобыинформация, которая соответствует основной управленческой отчетности,оперативно и постоянно необходимая предприятию, а также отчетность, необходимаядля стратегического анализа деятельности, были отражены в учетных регистрах.Для того чтобы получить информацию учетных регистров, необходимо несколькомодифицировать аналитический учет, чтобы необходимая информация отражалась внем постоянно.
Третий этап — создание автоматической системы формированияуправленческой отчетности. Это возможно при наличии после приобретениясоответствующего программного обеспечения. На этот счет существует ряд рекомендаций:
• при выборе системы финансового управления необходимо,чтобы она имела развитую систему аналитического учета, причем, чтобы онапозволяла производить автоматизированное формирование аналитических проводокна основании реквизитов первичных документов;
• центры затрат должны иметь сквозную аналитику, общую дляряда счетов; иметь механизмы распределения средств, накопленных на одноманалитическом счете, на другие; иметь механизм бюджетирования и другиеинструменты управления;
— крупные предприятия должны располагать специальнымифункциональными модулями, обеспечивающими отслеживание движения материальныхпотоков в процессе производства, накопление рабочими центрами прямых икосвенных затрат.1.3. Пользователи управленческойотчетности и периоды ее представления
Основными пользователями управленческой отчетности являются:
• менеджеры всех иерархических уровней предприятия;
• персонал коммерческой организации.
Факт ведения учета и отчетности по центрам ответственностиповышает дисциплину и ответственность менеджера. Информация внутреннейотчетности необходима для принятия управленческих решений по вопросам,касающихся оценки деятельности центров ответственности менеджерами вышестоящихуровней; выявления тенденций развития центров ответственности; недостатков иположительных моментов в их деятельности. Внутренняя отчетность являетсяинформационным обеспечением управленческих решений и по оптимизации деятельностипредприятия в целом. Например, отчетность по центрам прибыли и инвестиций даетвозможность составить прогноз о динамике прибыли предприятия и оценить риск новыхкапитальных вложений.
Ознакомление персонала предприятия с данными управленческойотчетности улучшает отношения в коллективе, формирует уверенность работников всвоем положении.
Так как управленческая отчетность, сегментов имеетдвойственный характер, т. е. это одновременно и внешняя и внутренняяотчетность. Поэтому она предназначена как внутренним пользователям, к которымпринято относить вышеперечисленных менеджеров всех уровней предприятия иперсонал коммерческой организации, так и внешним пользователям, к числукоторых относятся финансовые аналитики. Они работают по найму потенциальныхинвесторов, партнеров и кредиторов и должны предоставлять заказчикаминформацию о прогнозе развития конкретных сегментов, о сравнении прибыльностипо отдельным сегментам, о риске вложения капитала в данный сегмент. Вкачестве основной перед аналитиками ставиться задача о понимании того, каквыделяются сегменты и каков прогноз их развития.
Сроки предоставления и периодичность управленческойотчетности — также весьма важный параметр, существенно влияющий нарезультативность всей системы.
Периодичность составления управленческой отчетности —вопрос индивидуальный. Однако общим критерием выбора периодов составленияотчетности является своевременность принятия по данным отчетности управленческихрешений, т. е., когда управленческие решения способны в начальной стадиипредотвратить развитие негативных тенденций, или наоборот, способствоватьразвитию позитивных тенденций. Так как на нижних уровнях роль оперативностипринятия управленческих решений выше, чем на верхних, периоды представленияотчетности на нижних уровнях значительно короче.
С некоторой степенью условности можно выделить тристандартных временных периода, которые являются базовыми для организации учетаи предоставления практически всей отчетности на предприятии:
• краткосрочная отчетность;
• среднесрочная отчетность;
• периодическая (стратегическая или долгосрочная)управленческая отчетности.
Краткосрочной считается отчетность, которая предоставляетсянаиболее часто: ежедневная и еженедельная. Однако на некоторых предприятиях,очень редко, в связи со спецификой производства и размером самого предприятия,в качестве краткосрочной выступает ежемесячная отчетность. Такая отчетностьиногда называется оперативной, что несколько не правильно. Оперативнойсчитается отчетность, которая фиксирует регистрацию первичных хозяйственныхдокументов по функциональным подразделениям. Краткосрочная отчетность,— этопредоставление информации первичных документов в тех или иных срезах, т. е.эта информация, которая наиболее актуальна для предприятия и отражает важные идинамические стороны его деятельности. Также она может отражать те стороныдеятельности предприятия, к которым оперативный учет не имеет никакогоотношения. Например, содержит статистически обработанную или расчетнуюинформацию. Основными пользователями такой отчетности являются менеджерысреднего звена или линейные руководители. Именно они должны принимать управленческиерешения на основе данной информации.
Второй временной период — это среднесрочный.Управленческаяотчетность этой группы составляется с периодичностью от раза в неделю до разав месяц. Такая отчетность объединяет в себе, как правило, показателидеятельности предприятия им обязательно содержит данные прогнозирования наследующий период. Например, анализируя себестоимость раз в месяц, можно делатьпрогнозы изменений себестоимости продукции на следующий месяц в соответствии сизменениями рыночных цен на материалы и комплектующие, т. е. отслеживать изменениявосстановительной стоимости сырья. В последствии на основе данных этойотчетности можно попытаться спрогнозировать изменения цен на произведенную продукциюи на основе полученных данных показать изменения ее рентабельности.Потребителями такой отчетности являются менеджеры более высокого уровня: руководствопредприятия, менеджеры высшего звена. Так как многие решения, которыепринимаются на основе управленческой отчетности, составленной в среднесрочныйпериод, могут оказать существенное влияние на всю деятельность предприятия.
Долгосрочная управленческая отчетность, которая составляетсяс периодичностью от раза в месяц до раза в полгода. Она составляется для целейустановления связи с финансовой отчетностью, чтобы показать изменения ивзаимосвязи между управленческими показателями и отчетными данными. В западнойпрактике такая отчетность составляется довольно редко — раз в год. Это связанос тем, что финансовая отчетность сдается раз в год. В российской практике всвязи с системой квартальной финансовой отчетности, долгосрочнаяуправленческая отчетность является чисто стратегическим, аналитическиминструментом, так как реагировать на изменение ситуации необходимо спериодичностью раз в квартал, в соответствии с периодичностью финансовойотчетности.
В соответствии с этим огромное значение в российскойпрактике приобретает краткосрочная управленческая отчетность, которая должнаотражать динамику изменений, в том числе и в налоговом планировании.
Периодичность составления внутренней отчетности определяетсамо предприятия и для каждой однородной группы центров ответственности исегментов индивидуально. При этом важно иметь четкий график представленияотчетности.2. Использованиеуправленческой отчетности2.1.Обратная связь в системе оперативного управления
Обратная связьпредставляет собой процессинформирования заинтересованных руководителей о соответствии фактическихрезультатов деятельности ожидаемым или желаемым. Информация обратной связи, какправило, проходит через систему внутренней управленческой отчетности, котораяявляется неотъемлемой частью общей системы внутреннего контроля организации.
Значение обратной связи, а, следовательно, внутреннейуправленческой отчетности подтверждается следующими соображениями, почерпнутымииз практики:
1) чем в большей степени руководитель ориентирован надостижение результатов, а в этом и заключается основная цель управленческогоучета, тем в большей степени он нуждается в обратной связи через внутреннююотчетность, информирующую его об эффективности деятельности центраответственности;
2) чем в большей степени руководитель ориентирован надостижение результатов, тем меньше времени он уделяет бумажной рутине, изучениюнеобработанных или слабо обработанных данных: ему нужен минимальный объемсистематизированных данных, на основе которых он сможет принимать правильныерешения;
3) чем в большей степени руководитель пытается осуществитьконтроль действий своих подчиненных, тем более согласованнее должны быть цели ипланирование результатов их работы, так как информации обратной связи об ихфактической деятельности недостаточно для контроля, и внутренняяуправленческая отчетность должна отражать отклонения от ожидаемых результатов;
4) чем меньшей информацией обладает руководитель, тем меньшеего уверенность в своих силах, тем большее беспокойство он ощущает, затрачиваяогромные усилия для достижения более полного контроля.
Бухгалтерам, составляющим внутреннюю управленческую отчетность,надо об этом знать и понимать требования к ним управленческого персонала.
При отсутствии своевременной обратной связи возникаетбольшая вероятность того, что работа управляющего выйдет из-под контроля, а егоцели и планы утратят актуальность, останутся на бумаге. Руководитель всегдадолжен знать, насколько эффективна его деятельность. Если его планы невыполняются, он должен узнавать об этом как можно раньше. В противном случаеон лишен возможности предпринять корректирующие меры и внести изменения,которые необходимы для актуализации поставленных задач.
Внутренняя управленческая отчетность составляется преждевсего для управляющего, несущего ответственность за достижение целей, и уже вовторую очередь для его начальника.
Недостатки внутренней отчетности,типичные притрадиционных подходах к организации внутреннего контроля, состоят в том, чтоосновной упор делается на ошибки вместо того, чтобы дать управляющимориентированную информацию, позволяющую предпринимать эффективные действия. Врезультате обратная связь оказывается направленной на проведение ревизий ипоиски упущений, возвращает управляющего к прошлым событиям и операциям,формирует данные о том, что уже не поддается исправлению, ограничиваетвозможности действовать с перспективой.
Наиболее распространенные недостатки внутренней отчетностиследующие:
1) информация обобщается главным образом для контроля объемапродаж или определения издержек и не связана с потребностями отдельныхуправляющих, деятельность которых приносит доход или требует издержек;
2) информация, обобщаемая в отчетности, адресуется не темлицам, часто даже не управляющему, находящемуся на передовой линии хозяйственнойдеятельности, а его начальнику или руководителю;
3) в отчетности содержится информация по общим вопросам, чтозатрудняет принятие решений на конкретных направлениях;
4) отчетность изобилует избыточной информацией, в результатечего управляющий вынужден сортировать данные в поисках тех, что емудействительно необходимы для управления. Многим организациям, оснащеннымсовременным компьютерным оборудованием, приходится иметь дело с отсталым,неподготовленным персоналом, -что усугубляет данную проблему.
Концептуальная структура управленческого учета,состоящаякак минимум из пяти основных элементов (областей), обеспечивающих системууправления и в то же время требующих повседневного контроля управляющих,упрощает обратную связь, позволяет совершенствовать процесс принятия решений.К ним относятся: контроль принятых допущений; контроль целей (приоритетных направлений)деятельности, контроль планов; контроль ресурсов, контроль текущей деятельности(рис. 1).
/>/>
Рисунок 1 – Концептуальная структура управленческого учета
Контроль принятых допущений— одно из наиболееслабых звеньев в системе управленческого учета. Невозможно установить цели набудущие периоды как по всей организации, так и по центрам ответственности безаприорных допущений, на основе которых эти цели вырабатываются и определяются.Допущения, на которых основываются цели и планы, должны быть четкосформулированы, записаны, за ними нужно постоянно и непрерывно следить втечение всего периода планирования. Это необходимо для контроля ихобоснованности, корректировки допущений и планов. Например, при планированииобъема продаж было принято допущение, что инфляция сохранится на уровне 10 % втечение планируемого периода (года), но уже к 1 июня темпы инфляции составили15 %. Следовательно, цели основаны на допущении, которое оказалось ошибочным.Необходимо принять новое допущение, скорректировав значение темпов инфляции,уточнить цели и планы на данный период.
Контроль целейпрежде всего требует, чтобыустанавливаемые цели максимально поддавались измерению. Расплывчатосформулированные конкретные цели проконтролировать невозможно. Управленческийучет требует, чтобы обратная связь была приспособлена к индивидуальным целямруководителя структурного подразделения. Цель должна быть количественновыражена. Задача управленческого учета состоит в том, чтобы оказать помощьуправляющим и другим лицам в достижении поставленных целей.
Процедура приспособления обратной связи представлена нарис.2.
/>
Рисунок 2 – Процедура приспособления обратной связи
Информация обратной связи может быть представлена и руководителямболее высокого уровня, но главный упор делается на потребности управленческогоперсонала центров ответственности.
Контроль плановсостоит из двухсамостоятельных этапов: преобразование установленных целей в плановые задания;контроль фактических отклонений от плановых заданий.
Поэтапные планы составляются руководителями структурныхподразделений и утверждаются вышестоящим руководством. На первой стадииконтролю подвергаются обоснованность планов, их соответствие целям, значимостьотдельных плановых этапов, оптимальность сроков их выполнения. Еслируководители не разбивают свои планы на конкретные этапы, то в течениепланового периода они, соответственно, не смогут получать в управленческомучете необходимую промежуточную информацию, а в конце данного периода, ужеобладая нужными сведениями, поздно предпринимать какие-либо корректирующиедействия.
Контроль ресурсовобеспечивается составлениемсмет расходования ресурсов и учета фактического их исполнения. К ресурсамотносятся и людские (трудовые) ресурсы. Они планируются через сметы (издержкина оплату труда) или непосредственно в балансах рабочей силы и рабочеговремени. Управленческий учет обеспечивает отражение информации об издержках,выявление отклонений по статьям сметы, представление соответствующихвнутренних отчетов в первую очередь ответственным за достижение целей ивыполнение планов.
Контроль текущей деятельностиобеспечиваетсяинформацией об обычной деятельности, не относящейся к планированию целей и ресурсов,ведь цели охватывают наиболее важные (приоритетные) направления работы напланируемый период. Обратная связь обеспечивает информацию, необходимую длярешения текущих вопросов по достижению поставленных целей.
В одних организациях считают необходимым контролировать лишьдостижение установленных целей, оставляя текущую деятельность на усмотрениеруководителя центра ответственности; в других устанавливают нормативыэффективной работы и осуществляют достаточно жесткий контроль за ихвыполнением; в третьих, установив вышеупомянутые нормативы, контролируют их«методом исключения», т. е. только по отклонениям от нормативов.
Информация о текущей деятельности центра ответственностипредставляет интерес для управленческого персонала, но содержит избыточныепоказатели, отвлекающие внимание на несущественные детали. Контроль«методом исключения» представляется наиболее оптимальным вариантом.
Иерархия обратнойсвязи в управленческом учетевыстраивается таким образом, что оперативные управленческие решенияпринимаются на низших уровнях по максимуму представляемых данных, на высшихуровнях управления объем информации сокращается, а ответственность запринимаемые решения (их значимость) увеличивается, как показано на рис. 3.
/>/>
Рисунок 3 – Требования к внутренней отчетности
Внутренняя управленческая отчетность является наряду спланом счетов управленческого учета системообразующим элементом, тем основнымхребтом, на котором держится вся управленческая структура. В ней даетсяинтерпретация отклонений от целей, планов и смет, без чего управленческий учетбыл бы формальным скопищем цифровых данных, непригодных для целей внутреннегоуправления.
Требования к построению и содержанию внутренней отчетности,выработанные наукой и практическим опытом, характеризуют самую суть данногоэлемента управленческого учета, причем имеют значение как формальные, так исущностные требования.
Формальные требования к внутренней отчетностиперечисленыс краткими пояснениями:
1)целесообразность — информация, обобщаемая вовнутренних отчетах, должна отвечать цели, ради которой она была подготовлена;
2)объективность и точность— внутренниеотчеты не должны содержать субъективного мнения и предвзятых оценок; степеньпогрешности в отчетах не должна препятствовать принятию обоснованных решений;поскольку оперативность, быстрота представления отчетности отражается наточности информации, следует стремиться к минимизации данного фактора;
3)оперативность — отчетность должна представляться кустановленному сроку, что необходимо для принятия решений;
4)краткость — в отчетности не должно быть излишней,избыточной информации: чем меньше объем отчета, тем более оперативно можноосмыслить его содержание и принять нужное решение;
5)сопоставимость отчетности— возможностьиспользовать отчетную информацию для работы разных центров ответственности;отчетность должна быть сопоставима также с планами и сметами;
6)адресность — внутренняя отчетность должна попастьк ответственному руководителю и другим заинтересованным лицам, но при условиисоблюдения степени конфиденциальности, установленной в организации;
7)эффективность— издержки на составлениевнутренней отчетности должны быть сопоставимы с выгодами от полученнойуправленческой информации.
Целью внутренней отчетностиявляетсяобеспечение управленческого персонала всех уровней необходимой информацией.Требования о содержании отчетности должны сформулировать руководители центровответственности и другие лица, относящиеся к управленческому персоналу изаинтересованные во внутренней управленческой информации. Управляющие должныразъяснить бухгалтерам и другим исполнителям, составляющим внутреннююотчетность, какая информация, в каком виде и объеме, в какие сроки им необходима.Для управляющих имеют значение не только содержание информации, но и способыее доставки, формы отчетности. Внутренняя отчетность должна обеспечитьвозможность быстрого обзора и оценки фактических результатов, их отклонений отцели, определения недостатков в настоящее время и на будущее, выбораоптимальных вариантов управленческих решений. Сформировать отчетность,позволяющую получить информацию для решения комплекса проблем, весьма непросто. Добиться удовлетворительных результатов можно только совместнымиусилиями управляющих и бухгалтеров, других специалистов (экономистов,плановиков и т. п.).
Специальные требования к внутренней отчетностисостоятв следующем:
1) гибкая, но единообразная структура;
2) понятность и обозримость информации;
3) оптимальная частота представления;
4) пригодность для анализа и оперативного контроля.
Непосредственно в отчетных формах должна приводиться первичнаяаналитическая информация: отклонения от целей, норм и смет расходов,ранжирование отклонений и т. п.
Гибкая, но единообразная структураотчетнойинформации вытекает из самой сути внутреннего управления и управленческогоучета. Информация обратной связи и контроля должна обладать достаточнойвнутренней гибкостью, обеспечивающей реагирование на изменяющиеся цели и потребностиуправляющих центрами ответственности. В то же время необходимо обеспечитьинформационное единообразие. Система управленческого учета и внутреннейотчетности не может находиться в стадии перманентного изменения. Она можетменяться только дискретно в связи с существенными изменениями в характередеятельности организации.
Гибкость и единообразие внутренней управленческой информацииобеспечивается тем, что на первичном уровне регистрации накапливаетсянеобходимый объем данных, которые затем могут отбираться и группироваться втребуемом информационном контексте. Если не отфильтровать необходимые данные наэтапе их ввода, то впоследствии проблематично получить нужную в каждом случаеинформацию. То же относится к группировке издержек. Каждый центр ответственностихочет получать отчеты, содержащие информацию для собственных целей. Системаинформации должна быть разработана таким образом, чтобы существовало определенноеединообразие данных для группировки и сравнения. Бухгалтерский учет поопределению стремится к единообразию.
Понятность и обозримость информации сводится к тому,что каждая отчетная форма должна содержать информацию, необходимую конкретномуруководителю. Чрезмерная детализация отчетной информации, ее перегруженностьмалосущественными показателями затрудняют понимание отчетности и в итогепрепятствуют принятию правильных решений. Наиболее существенные примерычрезмерной детализации:
1) размерность количественных показателей доведена доабсолютной точности (вместо показателя суммы 10 926 462 руб. 18 коп. следуетзаписать 10 926 тыс. руб., или даже 10,9 млн. руб., что намного обозримеедетальной цифры, величина которой воспринимается с трудом);
2) отклонения отражаются буквально по всем статьям:отклонение в 100 руб. приводится рядом с отклонением в 100 тыс. руб., врезультате их можно принять за равновеликие (мелкие отклонения распыляютвнимание управляющего, ограничивают понимание информации);
3) статьи отчета детализируются по функциям «объемпродаж», «издержки на продажи» без связи с видами продукции,секторами рынка и т. п. — в данной ситуации имеем детализацию наоборот;
4) множество второстепенных показателей, не контролируемыхданным центром ответственности.
Оптимальная частота представления отчетностиявляетсяпроизводной от назначения информации и возможностей принятия решений, т. е. отфакторов, определяющих использование отчетов в управлении. Одни отчеты нужнычаще, другие реже. Периодичность представления внутренней отчетностиколеблется в значительных пределах.
Внутренние отчеты могут быть ежегодными, ежеквартальными,ежемесячными, еженедельными, ежедневными или представляться по меревозникновения отклонений. Нет необходимости увеличивать частоту представленияотчетов, если невозможно принять решение на их основе. Если премированиеперсонала производится поквартально, то нет смысла в ежемесячной информациивыполнения условий премирования. Агрегирование информации и частота еепредставления коррелируют между собой. На нижних уровнях управления необходимыболее частые и более детальные отчеты. С переходом на более высокие уровниотчетность представляется реже и содержит более укрупненные агрегированныепоказатели.
Не следует думать, что все отчеты нужны на третий день поокончании месяца. Все зависит от необходимости принимать оперативные решения,от потребности в дополнительных сведениях и пояснениях.2.2.Формы внутренних отчетов
На основе внутренней отчетности принимаются решения на всехуровнях управления организацией. Важным элементом здесь является время, котороепроходит от получения отчета до выработки решения и претворения его вуправляющие действия. Существенное значение при этом имеют доступная формавнутреннего отчета, расположение и подача соответствующей информации. Не можетбыть стандартного набора внутренней отчетности с едиными формами иинформационной структурой. Внутренняя отчетность индивидуальна, и шаблонныйподход в данном случае неуместен. Тем самым можно выделить классификационныепризнаки, характеризующие общие подходы к характеристике форм отчетности(рис.4).
/>/>
Рисунок 4 – Классификационные признаки форм внутреннейотчетности
По содержанию информациивнутренние отчетыподразделяются на комплексные, тематические (по ключевым показателям),аналитические.
Комплексные итоговые отчетыпредставляются,как правило, за месяц или иной отчетный период (квартал, шесть месяцев и т.п.) и содержат информацию о выполнении планов и использовании ресурсов заданный период, о доходах и расходах по центрам ответственности, об исполнениисметы издержек, рентабельности, движении денежных средств и иных показателейдля общей оценки и контроля.
Тематические отчетыпредставляются по меревозникновения отклонений по наиболее важным для успешного функционированияпоказателям, таким, как объем продаж, потери от брака, недопоставки по заказам,график производства продукции, и другим не входящим в оценочные плановымпоказателям, подконтрольным центру ответственности.
Аналитические отчеты подготавливаются только позапросам управляющих и содержат информацию, раскрывающую причины и следствиярезультатов по отдельным аспектам деятельности, например всесторонняя оценкапричин перерасхода ресурсов, изменения рентабельности, уровня продаж посекторам рынка, анализ рынка и использования производственных мощностей,факторов риска деятельности в определенных направлениях и т. п.
По уровням управленияразличают оперативные,текущие и сводные отчеты.
Оперативные отчеты,представляемые на нижнемуровне управления в центрах ответственности, содержат подробную информацию дляпринятия текущих решений; составляются еженедельно и ежемесячно.
Текущие отчеты,содержащие агрегированнуюинформацию для среднего уровня управления в центрах прибыли и центрах инвестиций,составляются с периодичностью от ежемесячного до ежеквартального.
Сводные отчетыформируются для высшегоуправленческого персонала организации. На их основе принимаются стратегическиерешения и осуществляется общий контроль и контроль деятельности управленческогоперсонала на среднем, иногда на нижнем уровне. Периодичность этих отчетовколеблется от ежемесячных до ежегодных.
Оперативная информация, адресованная низовым центрамответственности, не должна в неизменном виде представляться на высший уровеньуправления. На нижнем уровне принимаются оперативные решения по согласованию ивыполнению производственных планов использования ресурсов подразделения.Данная информация должна обобщаться, агрегироваться в более общие показателидля представления на средний уровень управления. На высшем уровне требуетсяеще большая степень обобщения информации. Приведем для примера отчеты обиздержках для разных уровней управления одной организацией.
Таблица 1 — Месячныйотчет вице-президента по производствуКонтролируемые издержки По смете Фактические Отклонения Неблагоприятные отклонения Содержание офиса 108400 111400 3000 3000 Планирование и расчеты 92400 96600 4200 4200! Прочие издержки 12300 11900 (400) -
Издержки:
цеха А
цеха Б 280 600 389 440 285 000 382 650 4400 (6790) 4400 Всего 883 140 887 550 4410 11600
Таблица 2 — Месячный отчет начальника цеха БКонтролируемые издержки По смете Фактические Отклонения Неблагоприятные отклонения Общецеховые издержки: на оплату труда 21 340 19 680 (1660)! - на коммунальные услуги 63 200 64 300 1100 1100 прочие 10 700 8100 (2600)! - Издержки подразделений: штамповочного ПО 000 113 070 3070 3070 красильного 48 200 45 800 (2400) - сборочного 136 000 131 700 (4300) - Всего 389 440 382 650 (6790) 4170
Таблица 3 — Месячный отчет мастера штамповочного участкаКонтролируемые издержки По смете Фактические Отклонения Неблагоприятные отклонения Материалы основные 44 200 45 300 1100 1100 Прямая оплата труда 25 600 25 900 300 300 Специнструмент 3850 2750 (1100)! - Оплата обслуживающего персонала 12 430 12 880 450 450 Вспомогательные материалы 20 100 20 800 700 700 Прочие издержки 3820 5440 1620! 1620 Всего 110 000 113 070 3070 4170
Примечание. По смете указаны издержки в пересчете нафактический объем производства; знаком"!" отмечены отклонения,превышающие 4 % расходов данной статьи.
По объему информациивнутренние отчеты подразделяютсяна сводки, итоговые отчеты, общие (сводные) отчеты.
Сводка — это краткие сведения об отдельныхпоказателях деятельности подразделения за короткий период (иногда за день,неделю).
Итоговые отчетысоставляются за месяц илидругой отчетный период. Они обобщают информацию о контролируемых показателяхцентра ответственности.
Общие (сводные) отчетысоставляются поорганизации в целом и содержит информацию, соответствующую формам финансовой отчетности,приспособленным для целей внутреннего управления.
По формам представлениявнутренние отчетысоставляются в табличной, графической или текстовой форме.
Табличная формапредставления внутреннейотчетности наиболее приемлема и для составителей, и для пользователей. Большаячасть внутренней отчетной информации выражается цифровыми показателями,которые удобнее всего представлять в табличной форме. К тому же, к ней всепривыкли, она стала традиционной. Нужно уметь правильно структурироватьотчетные показатели, разделять их на зоны, выделяя главные, требующие особоговнимания, а самое важное, стараться изложить отчет на одной странице безоборота.
Для пояснений к отчету может быть приложена записка с комментариямии раскрытием основных показателей.
Графическая формаболее наглядна, но неследует перегружать графики (диаграммы) излишней цифровой информацией; нужностремиться уместить в один график (диаграмму) всю имеющуюся информацию.Отображение большего числа показателей в данной форме затрудняет еевосприятие. Большое количество цифровых данных нагляднее представлять втабличной форме.
Текстовая формаподачи информации приемлема втех случаях, когда отсутствуют цифровые данные либо их объем незначителен; нужноподробно объяснять взаимосвязь и значение представляемой информации. Текстовыеотчеты часто составляют в дополнение к отчетам, составленным в табличной илиграфической форме.
Пример внутреннего отчета центра прибыли, распределенного назоны, за девять месяцев 2005 г. приведен в табл.4.2.3.Аналитические расчеты
Анализ управленческой информациив полномобъеме с применением сложных вычислений и качественных суждений не входит взадачи подготовки внутренней управленческой отчетности. Безусловно, управленческийучет как информационная система включает и управленческий анализ, т. е.информационную подготовку к принятию решений, к оценке вариантов иальтернатив. Такие расчеты мы частично приводили в предыдущих разделах. Вовнутренней управленческой отчетности необходимо обеспечить первичныепредварительные аналитические расчеты, способствующие лучшему восприятиюинформации.
Управляющие всех уровней не любят заниматься расчетами дажедля первичной оценки результатов работы, стремятся затрачивать минимум временина ознакомление с внутренней отчетностью. Хорошая управленческая отчетностьдолжна быть представлена в такой форме, которая поможет управленческомуперсоналу работать с ней.
Таблица 4 _ Внутренний отчет центра прибыли
(млн. руб.)Выручка Переменные издержки По месяцам Валовая прибыль С начала года 2004 г. факт 2005 г. 2004 г. факт 2005 г. 2004 г. факт 2005 г. 2004 г. факт 2005 г. план факт план факт план факт план факт 7,3 7,9 7,1 4 4,6 4,0 Январь 3,3 3,3 3,1 - - - 7,8 7,7 7,2 5,1 5,6 5,4 Февраль 2,7 1,6 1,8 6,0 4,9 4,9 7,6 8,3 8,3 4,4 5,3 5,3 Март 3,2 3,0 3,0 9,2 7,9 7,9
Продолжение таблицы 46,9 6,9 7,0 4,4 5,5 5,0 Апрель 2,5 1,5 2,0 11,7 9,4 9,9 6,0' 7,4 6,0 5,2 4,6 4,8 Май 2,2 1,4 1,2 13,9 10,8 11,1 7,6 8,0 7,6 5,4 5,8 5,3 Июнь 2,6 1,8 2,3 16,5 12,6 13,4 7,0 6,7 5,6 4,2 3,8 3,3 Июль 2,5 1,8 2,3 19,0 14,4 15,7 6,9 6,3 7,9 3,7 5,8 5,4 Август 2,6 2,1 2,5 21,6 16,5 18,2 7,6 6,9 7,8 4,2 5,0 5,4 Сентябрь 2,7 2,8 2,4 24,3 19,3 20,6
Оценка отклонений— непременный компонентхорошо составленной внутренней управленческой отчетности. Суммы отклонений поиздержкам отражаются в виде сальдо на счетах управленческого учета. Нужно стремитьсяк выявлению абсолютных отклонений и по другим показателям внутреннейотчетности. В отчетных таблицах следует приводить результаты анализаотклонений. Одним из вариантов может быть расширение показателей отклоненийфактических данных для сравнения не только с планом, но и с прогнозом ианалогичными данными предыдущего отчетного периода, а также представлениеплановых данных для сопоставления с прогнозными и фактическими даннымипредыдущего периода. Такие расчеты существенно расширяют информацию оботклонениях.
Внутренняя отчетность может содержать данные оботносительной величине отклонений в виде процентов или коэффициентов. Отсутствиеотклонений принимается за единицу (за 100), показатель меньше 1 характеризуетстепень отрицательного отклонения (по издержкам — уровень экономии).Показатели, превышающие 1, характеризуют относительную величину положительногоотклонения (по издержкам — относительный показатель перерасхода илипревышения).
Полезно группировать отклонения по значимости, исключаянезначительные их суммы; ранжировать отклонения от больших (значительных) кменьшим; выбирать отдельно отклонения, превышающие контрольную сумму, илиотносительно большие (например, более 5 % в ту или другую сторону).
Оценка отклонений по оцениваемому показателю в относительныхвеличинах представлена в табл. 5.
Таблица 5 — Оценкаотклонений по оцениваемому показателю в относительных величинах
Пре-
дыдущий
период
Отчетный период
Фактический
коэффициент
Коэф-фициент
прогноз-
ного пока-
зателя
Коэффици
ент
планового показателя
Прог-ноз
план факт
к пре-
дыду-
щему перио-
ду
к
про-гнозу к плану
Оценочный
показатель
1000 1050 1040 1060 1,06 1,01 1,02 1,05 1,04
Аналитические соотношения.Для оценки сметныхили нормативных издержек лучшим вариантом являются отклонения, но по другимпоказателям последние не дают полной картины изменений и достигнутыхрезультатов. В этих целях решение можно искать путем соотношения однихпоказателей к другим, вычислять относительные показатели, аналитическиесоотношения.
Аналитические соотношения подразделяются на несколько групп:
а) соотношения, характеризующие качество использованияактивов и трудовых ресурсов;
б) соотношения, позволяющие измерить и оценитьрентабельность;
в) соотношения, характеризующие ликвидность и финансовуюустойчивость (для центров ответственности, выступающих самостоятельнымифинансовыми агентами на рынке, имеющих расчетные счета в банках и отвечающих посвоим финансовым обязательствам и заимствованиям).
Оценка продаж с отложенной оплатой (а) определяетсякоэффициентом оборота дебиторской задолженности и числом дней, на которыевыделены активы на отложенную оплату или коммерческий кредит. Он характеризуетпродолжительность периода, в течение которого возмещаются средства, вложенныев расчеты с покупателями. Формула расчета:
Коэффициент оборота задолженности = Выручка от продаж за период /
Дебиторская задолженностьпокупателей (1)
Число дней, на которые выделяются коммерческие кредиты, определяетсяделением общей суммы дебиторской задолженности покупателей на величинуоднодневной выручки.
Пример.Сумма выручки от продажи за годсоставляет 14 600 тыс. руб., сумма дебиторской задолженности покупателей —1600 тыс. руб.
Произведем расчет. Коэффициент оборота задолженности — 9,125(14 600: 1600), т. е. активы, вложенные в коммерческие кредиты покупателям,совершают более девяти оборотов в течение года.
Однодневный оборот — 40 тыс. руб. (14 600: 365).
Число дней средней загрузки активов в дебиторскойзадолженности — 40 (1 600: 40).
Оборот товарно-материальных запасов (а)характеризуетэффективность вложения средств в оборотные активы. Коэффициент оборота отражаетчисло оборотов товарно-материальных запасов в течение года. Формула расчета:
Коэффициент оборота запасов = Стоимость израсходованныхматериалов/ Средняя стоимость ихзапасов (2)
Если разделить среднюю стоимость материальных запасов на иходнодневный расход, получим продолжительность одного оборота материальныхзапасов в днях. Он дает ответ на вопрос, какова продолжительность иммобилизацииденежных средств в материальных активах в данном периоде.
Для товарных запасов торгующих организаций коэффициент оборотарассчитывается делением стоимости проданных товаров по ценам их закупки насреднюю стоимость товарных запасов в течение года. Аналогично можно рассчитатькоэффициент оборота для готовой продукции.
Пример.Имеются данные о движении товаров втечение отчетного квартала: остаток на начало квартала — 1044 тыс. руб.;закуплено за квартал — 6032 тыс. руб.; остаток на конец квартала — 1276 тыс.руб.
Произведем необходимые вычисления.
Продано товаров за квартал — 5800 тыс. руб. (1044 + 6032 —1276).
Средняя стоимость товарных запасов — 1160 тыс. руб. [(1044 +1276): 2].
Коэффициент оборота товаров — 5 (5800: 1160), т. е.товарные запасы совершили 5 полных оборотов в течение отчетного квартала.
Однодневный оборот товаров — 64,4 тыс. руб. (5800: 90 да.).
Число дней средней загрузки активов в товарные запасы — 18(1160: 64,4).
Эффективность использования внеоборотных активов (а)определяется коэффициентом фондоотдачи, характеризующим эффективностьсредств, вложенных в основные средства и нематериальные активы, интенсивность ихэксплуатации в производственном процессе. Формула расчета:
Фондоотдача =Выручка от продаж / (Основные средства + Нематериальныеактивы) (3)
Коэффициент фондоотдачи можно рассчитывать по первоначальнойи остаточной стоимости внеоборотных активов, для чего из расчета исключаетсястоимость средств, составляющих инвестиционную собственность организации.
Фондоемкость =(Основные средства + Нематериальные активы) / Выручка отпродаж (4)
Коэффициент фондоемкости характеризует необходимые внеоборотныеактивы, их удельную величину на 1 руб. выручки от продаж.
В формуле расчета коэффициента фондоотдачи вместо выручкиможно взять в расчет только ту ее часть, которая компенсирует амортизациювнеоборотных активов. Данный коэффициент показывает степень возмещениястоимости внеоборотных активов из выручки от продаж товаров, продукции, работ,услуг.
Пример.Исходные данные: выручка от продаж загод — 1750 тыс. руб., в том числе амортизация 350 тыс. руб. стоимость основныхсредств — 2230 тыс. руб.; стоимость нематериальных активов — 320 тыс. руб.
Коэффициент фондоотдачи составит 0,69 руб. [1750: (2230 +320)], т. е. в данном периоде на каждый рубль стоимости внеоборотных активовбыло получено продукции на 69 коп.
Коэффициент возмещения составит 0,14 руб. [350:(2230+320)]. Следовательно, первоначальная стоимость внеоборотных активов 2550тыс. руб. (2230 + 320) будет полностью погашена из выручки за проданнуюпродукцию в течение 7 лет (1: 0,14 = = 7,14).
Эффективность применения всех активов (а)определяетсякак результат деления выручки от продаж на стоимость всех активов, закрепленныхза данным подразделением. Активы включаются в расчет по остаточной стоимости.Для сопоставления с другими подразделениями организации можно вычислятьпродолжительность одного оборота активов в днях, для чего необходимо стоимостьвсех активов разделить на однодневную сумму выручки в отчетном периоде.
Производительность персонала (а)определяетсяв общем виде как результат деления выручки от продаж на среднюю численность персонала.В подразделениях, не отвечающих за выручку и доходы, в качестве числителяформулы можно взять стоимость выпущенной продукции, оказанных услуг и т. п.Для знаменателя также возможны варианты, например численность управленческогоперсонала или рабочих, занятых непосредственно в производстве; численность торговогоперсонала и другие, в том числе частные, показатели численности обслуживающегоперсонала, инженеров-технологов или конструкторов и т. п.
Рентабельность продаж (б) позволяет оценитьэффективность коммерческих операций. Коэффициент рентабельности определяетсяделением прибыли на выручку от продаж. Числителем данной формулы является общаясумма прибыли до налогообложения, сумма чистой прибыли или сумма маржинальногодохода, что позволяет варьировать различные коэффициенты рентабельности взависимости от того, за какие показатели отвечает данный центр ответственности.
Пример.Исходные данные (млн. руб.): выручкаот продажи продукции — 90; себестоимость проданной продукции — 63; валоваяприбыль (маржинальный доход) -27; управленческие и коммерческие расходы — 19,5;общая прибыль до налогообложения — 7,5; налог на прибыль — 3,0; стоимость всехактивов — 45,0; стоимость всех обязательств — 15,0; стоимость оборотных активов— 16,5.
Рентабельность продаж может быть исчислена: по общейприбыли: 7,5: 90 = 8,3 %; по чистой прибыли: (7,5 — 3): 90 = 5 %; помаржинальному доходу: 27: 90 = 30 %.
Рентабельность издержек (б), характеризующаяэффективность производственных издержек на производство продукции, продажу иуправление, определяется по общей формуле:
Рентабельность издержек = Прибыль / Издержки % (5)
В числителе данной формулы применяют показатели общей прибыли,чистой прибыли, маржинального дохода, в знаменателе — себестоимость продаж иполные издержки (себестоимость + управленческие и коммерческие расходы).
В нашем примере:
рентабельность издержек по маржинальному доходу: 27: 63 =42,9 %; рентабельность издержек по общей прибыли: 7,5: (63 + 19,5) = 9,1 %;рентабельность издержек по чистой прибыли: (7,5 — 3): (63 + 19,5) = 5,5 %.
На основе вычисленных показателей рентабельности можносделать вывод, что на каждый рубль издержек подразделение получит почти 43 коп.маржинального дохода, более 9 коп. общей прибыли и 5,5 коп. чистой прибыли.
Рентабельность активов (б) характеризует эффективностьинвестиций и применяется для оценки деятельности центров инвестиций. Общаяформула расчета:
Рентабельность активов = Прибыль /Активы (6)
В конкретных расчетах показателей возможны варианты длячислителя и знаменателя формулы. В числителе в расчетах может применятьсяобщая сумма прибыли или чистая прибыль (после налогообложения), в знаменателе —общая стоимость активов или их чистая стоимость, характеризующая собственныеинвестиции в активы. В расчетах по центрам ответственности и секторамдеятельности принимается стоимость активов, за эффективное использованиекоторых несет ответственность данный центр. Для отдельных центров актуальнымявляется применение показателя рентабельности, исчисленного по стоимостиоборотных активов.
В нашем примере:
рентабельность всех активов: 7,5: 45 = 16,7 %;
рентабельность чистых активов: 4,5: (45 — 15) = 15 %, т. е.эффективность собственных инвестиций;
рентабельность оборотных активов: 7,5: 16,5 = 45,5 %; тотже показатель, вычисленный по сумме чистой прибыли, составит: 4,5: 16,5 =27,3 %.
Коэффициент ликвидности(в) характеризуетфинансовую надежность организации, ее способность отвечать по своимобязательствам. При расчетах стараются показать, насколько текущие активыпревышают текущие обязательства, т. е. тот запас прочности, который вызываетдоверие кредиторов. Из расчета исключаются внеоборотные активы, которые немогут быть быстро проданы и превращены в денежные средства для оплаты пообязательствам и которые формируются за счет собственного капитала идолгосрочных обязательств. Последние также исключаются из расчета, посколькусроки их погашения наступают по крайней мере не ранее чем через год. Общаяформула расчета:
Коэффициент ликвидности = Оборотные активы / Текущиеобязательства (8)
Она показывает долю оборотных активов, формируемых за счетсобственного капитала. Разность между суммами оборотных активов и текущихобязательств характеризует сумму собственных средств в оборотных активах(собственных оборотных средств).
В нашем примере коэффициент покрытия равен 1,1 (16,5': 15),т. е. собственные оборотные средства составляют не более 10 % всех оборотныхактивов. Это очень тяжелая ситуация, свидетельствующая об отсутствии надежностив погашении имеющихся обязательств, так как надо сделать скидку на возможноеобесценение материальных оборотных активов и даже дебиторской задолженности.
Ближе к истине результат, получаемый в расчете не всехоборотных активов, а только быстроликвидных. К последним относятся денежныесредства, рыночные ценные бумаги и дебиторская задолженность, уменьшенная навеличину сомнительных долгов. В таком случае приведенная выше формула приметследующий вид:
Коэффициент ликвидности =(Денежные средства + Рыночные ценные
бумаги + Дебиторская задолженность) / Текущиеобязательства (9)
Если допустить, что в нашем примере в стоимости оборотныхактивов числятся материальные запасы, товары на 7,6 млн руб. и ненадежная(сомнительная) дебиторская задолженность 0,9 млн руб., а все обязательстваявляются текущими, то значение коэффициента ликвидности равно 0,53 [(16,5 —7,6 — 0,9): 15], т. е. почти половина обязательств не может быть погашенанемедленно. А это уже признак неплатежеспособности.
Из множества аналитических соотношений следует выбрать наиболееважные для оценки деятельности данного центра ответственности и подумать о том,как их использовать в формах внутренней отчетности. Необходимо озаботиться иметодом их перекрестной проверки с другими данными центра ответственности.Заключение
В ходе выполнения курсовой работыудалось выяснить, что определяющим фактором формирования системыуправленческого учета в организации является ее экономическая эффективность, тевыгоды, которые оно получит от наличия системы учета за счет повышения качествапринимаемых управленческих решений. Внедрение и использование системыуправленческого учета считается оправданными тогда, когда полученный врезультате положительный эффект превосходит требуемые для создания такойсистемы затраты.
Управленческая отчетность— внутренняя отчетность, т.е. отчетность об условиях и результатах деятельности структурных подразделенийпредприятия, отдельных направлениях его деятельности, а также результатах деятельностипо регионам.
Целью составленияуправленческой отчетности являетсяудовлетворение информационных потребностей внутрифирменного управления путемпредоставления стоимостных и натуральных показателей, позволяющих оценивать иконтролировать, прогнозировать и планировать деятельность структурныхподразделений предприятия (отдельные направления его деятельности), а также конкретныхменеджеров.
Цель составления внутренней отчетности обусловливает еепериодичность и формы, а также набор показателей. Точность и объем приводимыхданных зависят от организационно-технологических и экономических особенностей,присущих предприятию и конкретному объекту управленческого учета, целиуправления применительно к данному объекту учета. В связи с этим разработкавнутренней отчетности является главной задачей предприятия. Содержание, формы,сроки и обязанности представления этой отчетности, а также пользователи зависятот условий хозяйствования на конкретном предприятии.
Внутренняя отчетность— это еще нерезультат управленческого анализа, являющегося важнейшим элементомуправленческого учета, а первичный материал для проведения такого анализа. Нона ее основе можно дать общую оценку результатов деятельности центров ответственности,судить о степени достижения ими поставленных целей и правильности принятыхоперативных корректирующих решений.
В ходе выполнения курсовой работы достигнута ее цель — изучены теоретические основы управленческой отчетности.
При этом решены следующие задачи:
— изучены цели создания управленческой отчетности;
— изучены виды управленческой отчетности;
— изучены требования к управленческой отчетности;
— проведен анализ управленческой информации.Библиографическийсписок
1.Федеральный закон от 21. 11. 96 М129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2.Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 22.06.2003№67н.
3.Сборник Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 1-19). — М.: Издательство«Бухгалтерский учет», 2003. — 320 с.
4.Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации насреднесрочную перспективу. Одобрена Приказом Министра Финансов РФ от 1 июля2004 г. №180.
5.Аврова И.А.Управленческий учет. — М.: Бератор-Пресс. — 2003. — 176 с.
6.Бутынец Ф.Ф., Соколов Я.В., Панков Д.Д., Горецкая Л.Л.Бухгалтерскийучет в зарубежных странах: Учебное пособие для студентов высших учебныхзаведений специальности 7.050106 «Учет и аудит». — Житомир: ЧП «Рута», 2002. — 660 с.
7.Валебникова Н.В., Василевич И.Н.Современные тенденции управленческогоучета//Бухгалтерский учет. — 2000. — № 18.
8.Вахрушина М.А.Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-еизд., доп. и пер. — М.; ИКФ Омега-Л: Высш. Шк., 2002. — 528 с.
9. ВилР.В., Палий Б.Ф. Управленческий учет. М.: ИН-ФРА-М., 2004.
10.Врублевский Н.Д.Управленческий учет издержек производства: теория ипрактика. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 352 с.
11.Гришина О.В.Управленческий учет: затраты по обычным видам деятельности//Аудиторские ведомости.-2003. — № 8.
12.Гуляев Н.С., Ветрова Л.Н.Основные модели бухгалтерского учета ианализа в зарубежных странах: Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2004. — 144 с.
13.Гущина И.Э.Управленческий учет: основы теории и практики: Учебноепособие. — М.: КНОРУС. 2004. — 192с.
14.Карпова Т.Н.Управленческий учет: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000.- 350 с.
15.Керимов В.Э.Об организации управленческого учета // Бухгалтерскийучет. — 2003. — № 14.
16.Палий В.Ф.Управленческий учет — система внутренней информации //Бухгалтерский учет. — 2003. — № 2.
17.Палий В.Ф.Организация управленческого учета. — М.: Бератор-Пресс, 2003.- 224 с.
18.Попова Л.В., Маслова И.А., Маслов Б.Г.О внедрении управленческогоучетам/Бухгалтерский учет. — 2003. — № 19.
19.Соколов Я.В.Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учеб.пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. — 638 с.
20.Соколов Я.В.Управленческий учет: миф и реальность // Бухгалтерскийучет. — 2000. — № 18.
21.Соколов Я.В., Пятое М.Л.Управленческий учет: как его понимать //Бухгалтерский учет. — 2003. — № 7.
22.Ткач В.И., Ткач М.В.Управленческий учет: международный опыт. — М.:Финансы и статистика, 2004.
23.Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. М.: ИД ФБК ПРЕСС,2002.
24.Чумаченко Н.Г.О внедрении управленческого учета // Бухгалтерский учет.- 2003. — № 7.