Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Внутренняя отчетность предприятий

Содержание
Введение. 3
1. Внутренняя управленческая отчетность. 5
1.1. Понятие и виды отчетности. 5
1.2 Система управленческой отчетности. 6
1.3. Пользователи управленческой отчетности и периоды еепредставления  11
2. Использование управленческой отчетности. 15
2.1. Обратная связь в системе оперативного управления. 15
2.2. Формы внутренних отчетов. 24
2.3. Аналитические расчеты… 29
Заключение. 38
Библиографический список. 40Введение
Роль информации в современном деловом мире неук­лонновозрастает. В предпринимательской деятельности от качества экономическойинформации зависит деловой успех, выражающийся в получении прибыли и росте ка­питала.Для принятия инвестиционных решений, выбо­ра клиентов, поставщиков, прочихделовых партнеров, необходима полнота и достоверность сведений.
Под отчетомпонимается получаемая информация,представленная в приемлемом для пользователя виде. Как правило, отчетпредставляется на бумажном носителе, но может и в электронном виде или в любомдругом. Важен не носитель, а обращенность отчета к пользователю. Че­ловекзаведомо не в состоянии воспринимать и перераба­тывать всю информацию,присутствующую в информа­ционных системах управления, поэтому вынужден потреб­лятьее порциями. Порция информации, содержащая толь­ко требуемые пользователюсведения и сгруппированная максимально удобным для него образом, и представляетсобой отчет.
Отчетность — это система взаимосвязанных показате­лей,характеризующих условия и результаты деятельно­сти предприятия или составляющихего элементов за ис­текший период.
Составление отчетности — завершающий этап учетно­гопроцесса, поэтому она состоит из обобщающих итого­вых показателей, которыеполучают в конце отчетного периода с помощью соответствующей обработки данныхтекущего учета. Отчетность может содержать как количественные, так и качественныепоказатели, как в сто­имостном, так и в натуральном выражениях. Таким об­разом,отчетность представляет собой источник инфор­мации для анализа и принятиярешений.
Целью курсовой работы является изучение управленческойотчетности.
Задачами курсовой работы являются:
— изучение целей создания управленческой отчетности;
— изучение видов управленческой отчетности;
— изучение требований к управленческой отчетности;
— анализ управленческой информации.
Предметом исследования является управленческая отчетностьорганизации.
Методологической и методическойосновой написания курсовой работы являются федеральные законы РФ, положения побухгалтерскому учету (ПБУ), учебная и справочная литература.1. Внутренняяуправленческая отчетность1.1.Понятие и виды отчетности
Применяемую на практике отчетность можно разде­лить нанесколько видов по трем основным характерис­тикам:
1) объем информации, представляемой в отчете;
2) цель составления;
3) период отчетности.
По объему информацииразличают частную и общуюотчетность. Частная отчетность содержит информацию о результатах деятельностикакой-либо структурной еди­ницы предприятия или об отдельных направлениях еедеятельности, или о результатах деятельности по конк­ретным географическимрегионам (филиалам). Общая отчетностьхарактеризует результатыдеятельности пред­приятия в целом.
В зависимости от целей составленияотечность можетбыть внешней и внутренней. Внешняя отчетностьслу­жит средствоминформирования пользователей, заинте­ресованных в характере деятельности,доходности и иму­щественном положении предприятия. Составление внут­реннейотчетностивызвано потребностью внутрифирмен­ного управления.
В зависимости от периода, который охватывает состав­ляемаяотчетность, различают периодическую и годовую отчетность. Периодическаяотчетность— это отчетность, составленная через определенные промежуткивремени (день, неделя, декада, месяц, квартал, полгода). Годовая отчетностьсоставляетсяв сроки, регламентированными действующими нормативными актами РФ.
Управленческая отчетность— внутренняя отчетность, т.е. отчетность об условиях и результатах деятельности структурных подразделенийпредприятия, отдельных направлениях его деятельности, а также результатах де­ятельностипо регионам.
Целью составленияуправленческой отчетности явля­етсяудовлетворение информационных потребностей внутрифирменного управления путемпредоставления стоимо­стных и натуральных показателей, позволяющих оценивать иконтролировать, прогнозировать и планировать деятельность структурныхподразделений предприятия (отдельные направления его деятельности), а также кон­кретныхменеджеров.
Цель составления внутренней отчетности обусловли­вает еепериодичность и формы, а также набор показа­телей. Точность и объем приводимыхданных зависят от организационно-технологических и экономических осо­бенностей,присущих предприятию и конкретному объек­ту управленческого учета, целиуправления применитель­но к данному объекту учета. В связи с этим разработкавнутренней отчетности является главной задачей пред­приятия. Содержание, формы,сроки и обязанности пред­ставления этой отчетности, а также пользователи зави­сятот условий хозяйствования на конкретном предпри­ятии.1.2Система управленческой отчетности
Система управленческой отчетности — один из наиболеесложных и важных элементов управленческого учета, позволяющий руководствупредприятия, с одной стороны, понять пределы своих возможностей в получениинеобходимых сведений от исполнителей, а также возмож­ностей информационной итехнической служб, а с другой стороны — получить эти сведения оформленныминадле­жащим образом, т. е. в том виде, в котором ими удобно пользоваться дляпринятия управленческих решений.
Кроме того, система управленческой отчетности— эторезультат деятельности любой системы управленчес­кого учета или, иначе говоря,продукт ее деятельности, то, для чего она создается на предприятии.
При формировании системы управленческой отчетно­ститребуется:
— определить форму, срок предоставления отчета иответственного за его составление;
— составить схему формирования управленческих от­четов,определить владельцев исходной информации;
— наделить ответственного полномочиями координа­тора, т. е,административно разрешить ему получе­ние информации у ее владельцев;
— определить пользователей информации и форму, в которой онабудет им предоставляться.
Для успешного ведения проекта необходимо выполнить ряддействий.
Этап 1. Сформировать комитет управления проектом
Задачами такого комитета являются:
1) принимать решения по утверждению вышеперечис­ленныхстандартов;
2) принимать оперативные решения в процессе произ­водстваработ;
3) оценить деятельность групп на местах и при необ­ходимостиделать выводы.
Процесс внедрения системы управленческой отчетнос­тивозникновением многочисленных ситуаций, когда не­обходимо принимать решения,например, по вопросам стандартизации процедур и справочников, финансирова­нияпроекта, что требует наличия группы оперативного реагирования, наделенноймаксимально возможными полномочиями. В принципе, анализ процесса может осу­ществлятьодин человек, но высокая критичность приня­тых решений и их глубокаявзаимосвязь с важнейшими бизнес-процессами компании требует принятия взвешен­ныхрешений с участием максимального числа предста­вителей заинтересованных сторон.
Этап 2. Сформировать рабочую (проектную) группу вцентральном офисе и на местах (или филиалах, если таковые существуют)
Такая группа решает в процессе создания системы уп­равленческойотчетности, следующие задачи:
1) осуществлять внедрение системы;
2) администрировать систему и приложения;
3) настраивать опции для конкретного филиала (если таковойсуществует);
4) руководить процессом и контролировать его в це­лом;
5) готовить вопросы на утверждение управляющего ко­митета;
6) осуществлять непосредственные контакты с постав­щиком.
Если компания имеет сложную структуру, необходи­мо наличиедополнительного персонала, обеспечивающе­го разработку и поддержание вактуальном состоянии учетных и управленческих стандартов предприятия, воз­можно,в составе экономических подразделений (бухгал­терии, планового отдела) или ввиде самостоятельного подразделения.
Этап 3. Сформировать корпоративные стандарты
Формируются следующие стандарты:
1) финансового учета (план счетов, учетная политика, шифрыаналитического учета);
2) материального учета (справочник — кодификатор материалов,стандарты учета товародвижения, фи­нансовые документы, учетные регистры,сопрово­дительные документы, принципы управления склад­скими запасами в разрезематериалов);
3) производственного учета (принципы расчета себес­тоимости,принципы отнесения затрат, принципы учета вспомогательных и побочныхпроизводств).
Приведенный перечень корпоративных стандартов яв­ляетсяпримерным и в значительной степени зависит от вида деятельности компании и еетекущего состояния (размер, наличие или отсутствие филиалов и т. д.).
Уровень детализации корпоративных стандартов зависит отстепени интеграции финансовых процессов голов­ной организации и ееподразделений.
Крайне редко при создании такого проекта удается обойтисьбез привлечения услуг внешних консультантов. К сожалению, отечественный рынокуправленческих ус­луг только формируется и не всегда можно найти специ­алистадля решения частных вопросов, которые возника­ют в процессе разработки такойсистемы. При использо­вании услуг западных консультантов следует иметь в виду,что стандартный западный проект внедрения системы исходит из некоторыхпредложений, которые не соответ­ствуют российской практике. К такимпредположениям относятся:
• руководство предприятия имеет четкие стратегичес­кие итактические цели, в том числе в области авто­матизации (любой процессначинается с постанов­ки цели и оценивается по достигнутым результа­там,времени их достижения и затратам);
• приоритеты находятся в области поддержки авто­матизациейпланирования и управления, а не от­четных процедур;
• руководство и специалисты заказчика умеют при­менять, или,по крайней мере, имеют некоторые представления о стандартных технологиях управ­ленияпредприятием и не требуется специальное обучение в случаях использования ихэлементов в проекте;
• работает иерархическая структура управления, т. е.распоряжения руководства обязательны для ис­полнителей;
• участники проекта со стороны заказчика, положи­тельно относятсяк повышению квалификации, ко­торое будет происходить в связи с выполнениемпроекта;
• при необходимости возможна смена ролей участни­ковпроектной группы, что не должно повлиять на общий ход создания проекта системыуправленчес­кой отчетности.
Внедрение конкретной формы отчетности проводится в триосновных этапа.
Первый этап— это анализ необходимойинформации с целью подтверждения возможности получения этого документа. Формымогут подвергаться правке, т. е. изме­няться по внешнему виду, по формам представленияин­формации. Это считается достаточно незначительным эле-ментом общей работы повнедрению управленческой от­четности. Как правило, первый этап проводится побух­галтерским регистрам, и факт отсутствия в них инфор­мации, необходимой дляуправления можно считать ес­тественным. В этом случае необходимо определитьисточ­ники получения необходимой информации, которые мо­гут находиться вфункциональных подразделениях, на­пример, отдел продаж или отдел закупок,производствен­ные отделы и т. д. Особенно важно проанализировать сам фактналичия необходимой информации. Например, мо­жет возникнуть ситуация, чтосуществующие формы пер­вичных документов не имеют реквизитов, необходимых дляполучения соответствующего отчета. В этом случае следует провести работу подоработке этих форм либо внедрению системы дополнительного учета данных формпервичного документа. Хоти чаще всего первичные доку­менты содержат необходимыйобъем информации. Но эта информация не обрабатывается в виде управленческойотчетности. В этом случае необходимо определить форму соответствующих отчетов,назначить ответственных за их получение и обязать владельцев этой информациипредо­ставлять эти отчеты в установленное время.
Второй этап— это этап просмотра всех учетныхреги­стров и учетной практики предприятия, сориентирован­ный на то, чтобыинформация, которая соответствует ос­новной управленческой отчетности,оперативно и посто­янно необходимая предприятию, а также отчетность, не­обходимаядля стратегического анализа деятельности, были отражены в учетных регистрах.Для того чтобы по­лучить информацию учетных регистров, необходимо не­сколькомодифицировать аналитический учет, чтобы не­обходимая информация отражалась внем постоянно.
Третий этап — создание автоматической системы фор­мированияуправленческой отчетности. Это возможно при наличии после приобретениясоответствующего программ­ного обеспечения. На этот счет существует ряд рекомен­даций:
• при выборе системы финансового управления необ­ходимо,чтобы она имела развитую систему анали­тического учета, причем, чтобы онапозволяла про­изводить автоматизированное формирование анали­тических проводокна основании реквизитов пер­вичных документов;
• центры затрат должны иметь сквозную аналитику, общую дляряда счетов; иметь механизмы распре­деления средств, накопленных на одноманалити­ческом счете, на другие; иметь механизм бюджетирования и другиеинструменты управления;
— крупные предприятия должны располагать специ­альнымифункциональными модулями, обеспечива­ющими отслеживание движения материальныхпо­токов в процессе производства, накопление рабочи­ми центрами прямых икосвенных затрат.1.3. Пользователи управленческойотчетности и периоды ее представления
Основными пользователями управленческой отчетно­сти являются:
• менеджеры всех иерархических уровней предприя­тия;
• персонал коммерческой организации.
Факт ведения учета и отчетности по центрам ответ­ственностиповышает дисциплину и ответственность ме­неджера. Информация внутреннейотчетности необходи­ма для принятия управленческих решений по вопросам,касающихся оценки деятельности центров ответственно­сти менеджерами вышестоящихуровней; выявления тен­денций развития центров ответственности; недостатков иположительных моментов в их деятельности. Внутрен­няя отчетность являетсяинформационным обеспечением управленческих решений и по оптимизации деятельнос­типредприятия в целом. Например, отчетность по цент­рам прибыли и инвестиций даетвозможность составить прогноз о динамике прибыли предприятия и оценить риск новыхкапитальных вложений.
Ознакомление персонала предприятия с данными уп­равленческойотчетности улучшает отношения в коллек­тиве, формирует уверенность работников всвоем положе­нии.
Так как управленческая отчетность, сегментов имеетдвойственный характер, т. е. это одновременно и внешняя и внутренняяотчетность. Поэтому она предназначена как внутренним пользователям, к которымпринято относить вышеперечисленных менеджеров всех уровней предпри­ятия иперсонал коммерческой организации, так и вне­шним пользователям, к числукоторых относятся финан­совые аналитики. Они работают по найму потенциаль­ныхинвесторов, партнеров и кредиторов и должны пре­доставлять заказчикаминформацию о прогнозе развития конкретных сегментов, о сравнении прибыльностипо от­дельным сегментам, о риске вложения капитала в дан­ный сегмент. Вкачестве основной перед аналитиками ставиться задача о понимании того, каквыделяются сег­менты и каков прогноз их развития.
Сроки предоставления и периодичность управлен­ческойотчетности — также весьма важный параметр, существенно влияющий нарезультативность всей системы.
Периодичность составления управленческой отчетнос­ти —вопрос индивидуальный. Однако общим критерием выбора периодов составленияотчетности является своев­ременность принятия по данным отчетности управленчес­кихрешений, т. е., когда управленческие решения спо­собны в начальной стадиипредотвратить развитие нега­тивных тенденций, или наоборот, способствоватьразви­тию позитивных тенденций. Так как на нижних уровнях роль оперативностипринятия управленческих решений выше, чем на верхних, периоды представленияотчетнос­ти на нижних уровнях значительно короче.
С некоторой степенью условности можно выделить тристандартных временных периода, которые являются базовыми для организации учетаи предоставления прак­тически всей отчетности на предприятии:
• краткосрочная отчетность;
• среднесрочная отчетность;
• периодическая (стратегическая или долгосрочная)управленческая отчетности.
Краткосрочной считается отчетность, которая предо­ставляетсянаиболее часто: ежедневная и еженедельная. Однако на некоторых предприятиях,очень редко, в свя­зи со спецификой производства и размером самого пред­приятия,в качестве краткосрочной выступает ежемесяч­ная отчетность. Такая отчетностьиногда называется опе­ративной, что несколько не правильно. Оперативнойсчитается отчетность, которая фиксирует регистрацию пер­вичных хозяйственныхдокументов по функциональным подразделениям. Краткосрочная отчетность,— этопредос­тавление информации первичных документов в тех или иных срезах, т. е.эта информация, которая наиболее ак­туальна для предприятия и отражает важные идинами­ческие стороны его деятельности. Также она может отра­жать те стороныдеятельности предприятия, к которым оперативный учет не имеет никакогоотношения. Напри­мер, содержит статистически обработанную или расчет­нуюинформацию. Основными пользователями такой от­четности являются менеджерысреднего звена или линей­ные руководители. Именно они должны принимать уп­равленческиерешения на основе данной информации.
Второй временной период — это среднесрочный.Уп­равленческаяотчетность этой группы составляется с пе­риодичностью от раза в неделю до разав месяц. Такая отчетность объединяет в себе, как правило, показателидеятельности предприятия им обязательно содержит дан­ные прогнозирования наследующий период. Например, анализируя себестоимость раз в месяц, можно делатьпро­гнозы изменений себестоимости продукции на следующий месяц в соответствии сизменениями рыночных цен на материалы и комплектующие, т. е. отслеживать измене­ниявосстановительной стоимости сырья. В последствии на основе данных этойотчетности можно попытаться спрогнозировать изменения цен на произведенную про­дукциюи на основе полученных данных показать изме­нения ее рентабельности.Потребителями такой отчетно­сти являются менеджеры более высокого уровня: руко­водствопредприятия, менеджеры высшего звена. Так как многие решения, которыепринимаются на основе управ­ленческой отчетности, составленной в среднесрочныйпе­риод, могут оказать существенное влияние на всю деятельность предприятия.
Долгосрочная управленческая отчетность, которая составляетсяс периодичностью от раза в месяц до раза в полгода. Она составляется для целейустановления связи с финансовой отчетностью, чтобы показать изменения ивзаимосвязи между управленческими показателями и от­четными данными. В западнойпрактике такая отчетность составляется довольно редко — раз в год. Это связанос тем, что финансовая отчетность сдается раз в год. В рос­сийской практике всвязи с системой квартальной фи­нансовой отчетности, долгосрочнаяуправленческая отчет­ность является чисто стратегическим, аналитическиминструментом, так как реагировать на изменение ситуа­ции необходимо спериодичностью раз в квартал, в соот­ветствии с периодичностью финансовойотчетности.
В соответствии с этим огромное значение в российскойпрактике приобретает краткосрочная управленческая от­четность, которая должнаотражать динамику изменений, в том числе и в налоговом планировании.
Периодичность составления внутренней отчетности оп­ределяетсамо предприятия и для каждой однородной группы центров ответственности исегментов индивиду­ально. При этом важно иметь четкий график представле­нияотчетности.2. Использованиеуправленческой отчетности2.1.Обратная связь в системе оперативного управления
Обратная связьпредставляет собой процессинформирования заинтересованных руководителей о соответствии фактическихрезультатов деятельности ожидаемым или желаемым. Информация обратной связи, какправило, проходит через систему внутренней управленческой от­четности, котораяявляется неотъемлемой частью общей системы внут­реннего контроля организации.
Значение обратной связи, а, следовательно, внутреннейуправленче­ской отчетности подтверждается следующими соображениями, почерп­нутымииз практики:
1) чем в большей степени руководитель ориентирован надостижение результатов, а в этом и заключается основная цель управленческогоучета, тем в большей степени он нуждается в обратной связи через внутреннююотчетность, информирующую его об эффективности дея­тельности центраответственности;
2) чем в большей степени руководитель ориентирован надостижение результатов, тем меньше времени он уделяет бумажной рутине, изуче­ниюнеобработанных или слабо обработанных данных: ему нужен ми­нимальный объемсистематизированных данных, на основе которых он сможет принимать правильныерешения;
3) чем в большей степени руководитель пытается осуществитьконтроль действий своих подчиненных, тем более согласованнее должны быть цели ипланирование результатов их работы, так как информации обратной связи об ихфактической деятельности недостаточно для контроля, и внут­ренняяуправленческая отчетность должна отражать отклонения от ожида­емых результатов;
4) чем меньшей информацией обладает руководитель, тем меньшеего уверенность в своих силах, тем большее беспокойство он ощуща­ет, затрачиваяогромные усилия для достижения более полного конт­роля.
Бухгалтерам, составляющим внутреннюю управленческую отчет­ность,надо об этом знать и понимать требования к ним управленческо­го персонала.
При отсутствии своевременной обратной связи возникаетбольшая вероятность того, что работа управляющего выйдет из-под контроля, а егоцели и планы утратят актуальность, останутся на бумаге. Руководи­тель всегдадолжен знать, насколько эффективна его деятельность. Если его планы невыполняются, он должен узнавать об этом как можно рань­ше. В противном случаеон лишен возможности предпринять корректи­рующие меры и внести изменения,которые необходимы для актуализа­ции поставленных задач.
Внутренняя управленческая отчетность составляется преждевсего для управляющего, несущего ответственность за достижение целей, и уже вовторую очередь для его начальника.
Недостатки внутренней отчетности,типичные притрадиционных подходах к организации внутреннего контроля, состоят в том, чтоосновной упор делается на ошибки вместо того, чтобы дать управляющимориентированную информацию, позволяющую предпринимать эффективные действия. Врезультате обратная связь оказывается направленной на проведение ревизий ипоиски упущений, возвращает управляющего к прошлым событиям и операциям,формирует данные о том, что уже не поддается исправлению, ограничиваетвозможности действовать с перспективой.
Наиболее распространенные недостатки внутренней отчетностиследующие:
1) информация обобщается главным образом для контроля объемапродаж или определения издержек и не связана с потребностями отде­льныхуправляющих, деятельность которых приносит доход или требует издержек;
2) информация, обобщаемая в отчетности, адресуется не темлицам, часто даже не управляющему, находящемуся на передовой линии хо­зяйственнойдеятельности, а его начальнику или руководителю;
3) в отчетности содержится информация по общим вопросам, чтозатрудняет принятие решений на конкретных направлениях;
4) отчетность изобилует избыточной информацией, в результатечего управляющий вынужден сортировать данные в поисках тех, что емудействительно необходимы для управления. Многим организациям, оснащеннымсовременным компьютерным оборудованием, приходится иметь дело с отсталым,неподготовленным персоналом, -что усугубляет данную проблему.
Концептуальная структура управленческого учета,состоящаякак минимум из пяти основных элементов (областей), обеспечивающих системууправления и в то же время требующих повседневного контроля управ­ляющих,упрощает обратную связь, позволяет совершенствовать про­цесс принятия решений.К ним относятся: контроль принятых допу­щений; контроль целей (приоритетных направлений)деятельности, контроль планов; контроль ресурсов, контроль текущей деятельности(рис. 1).
/>/>
Рисунок 1 – Концептуальная структура управленческого учета
Контроль принятых допущений— одно из наиболееслабых звеньев в системе управленческого учета. Невозможно установить цели набуду­щие периоды как по всей организации, так и по центрам ответственности безаприорных допущений, на основе которых эти цели вырабатываются и определяются.Допущения, на которых основываются цели и планы, должны быть четкосформулированы, записаны, за ними нужно постоян­но и непрерывно следить втечение всего периода планирования. Это не­обходимо для контроля ихобоснованности, корректировки допущений и планов. Например, при планированииобъема продаж было принято до­пущение, что инфляция сохранится на уровне 10 % втечение планируе­мого периода (года), но уже к 1 июня темпы инфляции составили15 %. Следовательно, цели основаны на допущении, которое оказалось ошибоч­ным.Необходимо принять новое допущение, скорректировав значение темпов инфляции,уточнить цели и планы на данный период.
Контроль целейпрежде всего требует, чтобыустанавливаемые цели максимально поддавались измерению. Расплывчатосформулированные конкретные цели проконтролировать невозможно. Управленческийучет требует, чтобы обратная связь была приспособлена к индивидуальным целямруководителя структурного подразделения. Цель должна быть количественновыражена. Задача управленческого учета состоит в том, чтобы оказать помощьуправляющим и другим лицам в достижении поставленных целей.
Процедура приспособления обратной связи представлена нарис.2.
/>

Рисунок 2 – Процедура приспособления обратной связи
Информация обратной связи может быть представлена и руководи­телямболее высокого уровня, но главный упор делается на потребности управленческогоперсонала центров ответственности.
Контроль плановсостоит из двухсамостоятельных этапов: преобразование установленных целей в плановые задания;контроль фактических отклонений от плановых заданий.
Поэтапные планы составляются руководителями структурныхподразделений и утверждаются вышестоящим руководством. На первой стадииконтролю подвергаются обоснованность планов, их соответст­вие целям, значимостьотдельных плановых этапов, оптимальность сро­ков их выполнения. Еслируководители не разбивают свои планы на конкретные этапы, то в течениепланового периода они, соответствен­но, не смогут получать в управленческомучете необходимую промежу­точную информацию, а в конце данного периода, ужеобладая нужны­ми сведениями, поздно предпринимать какие-либо корректирующиедействия.
Контроль ресурсовобеспечивается составлениемсмет расходования ресурсов и учета фактического их исполнения. К ресурсамотносятся и людские (трудовые) ресурсы. Они планируются через сметы (издерж­кина оплату труда) или непосредственно в балансах рабочей силы и ра­бочеговремени. Управленческий учет обеспечивает отражение инфор­мации об издержках,выявление отклонений по статьям сметы, пред­ставление соответствующихвнутренних отчетов в первую очередь ответственным за достижение целей ивыполнение планов.
Контроль текущей деятельностиобеспечиваетсяинформацией об обычной деятельности, не относящейся к планированию целей и ре­сурсов,ведь цели охватывают наиболее важные (приоритетные) на­правления работы напланируемый период. Обратная связь обеспечива­ет информацию, необходимую длярешения текущих вопросов по до­стижению поставленных целей.
В одних организациях считают необходимым контролировать лишьдостижение установленных целей, оставляя текущую деятельность на усмотрениеруководителя центра ответственности; в других устанавли­вают нормативыэффективной работы и осуществляют достаточно жесткий контроль за ихвыполнением; в третьих, установив вышеупомя­нутые нормативы, контролируют их«методом исключения», т. е. только по отклонениям от нормативов.
Информация о текущей деятельности центра ответственностипредставляет интерес для управленческого персонала, но содержит избыточ­ныепоказатели, отвлекающие внимание на несущественные детали. Контроль«методом исключения» представляется наиболее оптимальным вариантом.
Иерархия обратнойсвязи в управленческом учетевыстраивается та­ким образом, что оперативные управленческие решенияпринимаются на низших уровнях по максимуму представляемых данных, на высшихуровнях управления объем информации сокращается, а ответствен­ность запринимаемые решения (их значимость) увеличивается, как по­казано на рис. 3.
/>/>
Рисунок 3 – Требования к внутренней отчетности
Внутренняя управленческая отчетность является наряду спланом сче­тов управленческого учета системообразующим элементом, тем основнымхребтом, на котором держится вся управленческая структура. В ней даетсяинтерпретация отклонений от целей, планов и смет, без чего управленче­ский учетбыл бы формальным скопищем цифровых данных, непригод­ных для целей внутреннегоуправления.
Требования к построению и содержанию внутренней отчетности,выработанные наукой и практическим опытом, характеризуют самую суть данногоэлемента управленческого учета, причем имеют значение как формальные, так исущностные требования.
Формальные требования к внутренней отчетностиперечисленыс краткими пояснениями:
1)целесообразность — информация, обобщаемая вовнутренних отче­тах, должна отвечать цели, ради которой она была подготовлена;
2)объективность и точность— внутренниеотчеты не должны содер­жать субъективного мнения и предвзятых оценок; степеньпогрешности в отчетах не должна препятствовать принятию обоснованных решений;поскольку оперативность, быстрота представления отчетности отража­ется наточности информации, следует стремиться к минимизации дан­ного фактора;
3)оперативность — отчетность должна представляться кустановленному сроку, что необходимо для принятия решений;
4)краткость — в отчетности не должно быть излишней,избыточной информации: чем меньше объем отчета, тем более оперативно можноосмыслить его содержание и принять нужное решение;
5)сопоставимость отчетности— возможностьиспользовать отчет­ную информацию для работы разных центров ответственности;отчет­ность должна быть сопоставима также с планами и сметами;
6)адресность — внутренняя отчетность должна попастьк ответственному руководителю и другим заинтересованным лицам, но при условиисоблюдения степени конфиденциальности, установленной в организации;
7)эффективность— издержки на составлениевнутренней отчетности должны быть сопоставимы с выгодами от полученнойуправленческой информации.
Целью внутренней отчетностиявляетсяобеспечение управленческого персонала всех уровней необходимой информацией.Требования о со­держании отчетности должны сформулировать руководители центровот­ветственности и другие лица, относящиеся к управленческому персоналу изаинтересованные во внутренней управленческой информации. Управ­ляющие должныразъяснить бухгалтерам и другим исполнителям, со­ставляющим внутреннююотчетность, какая информация, в каком виде и объеме, в какие сроки им необходима.Для управляющих имеют значе­ние не только содержание информации, но и способыее доставки, фор­мы отчетности. Внутренняя отчетность должна обеспечитьвозможность быстрого обзора и оценки фактических результатов, их отклонений отцели, определения недостатков в настоящее время и на будущее, выбораоптимальных вариантов управленческих решений. Сформировать отчет­ность,позволяющую получить информацию для решения комплекса проблем, весьма непросто. Добиться удовлетворительных результатов можно только совместнымиусилиями управляющих и бухгалтеров, других специалистов (экономистов,плановиков и т. п.).
Специальные требования к внутренней отчетностисостоятв следующем:
1) гибкая, но единообразная структура;
2) понятность и обозримость информации;
3) оптимальная частота представления;
4) пригодность для анализа и оперативного контроля.
Непосредственно в отчетных формах должна приводиться первич­наяаналитическая информация: отклонения от целей, норм и смет рас­ходов,ранжирование отклонений и т. п.
Гибкая, но единообразная структураотчетнойинформации вытекает из самой сути внутреннего управления и управленческогоучета. Ин­формация обратной связи и контроля должна обладать достаточнойвнутренней гибкостью, обеспечивающей реагирование на изменяющи­еся цели и потребностиуправляющих центрами ответственности. В то же время необходимо обеспечитьинформационное единообразие. Сис­тема управленческого учета и внутреннейотчетности не может находи­ться в стадии перманентного изменения. Она можетменяться только дискретно в связи с существенными изменениями в характередеятель­ности организации.
Гибкость и единообразие внутренней управленческой информацииобеспечивается тем, что на первичном уровне регистрации накапливаетсянеобходимый объем данных, которые затем могут отбираться и группиро­ваться втребуемом информационном контексте. Если не отфильтровать необходимые данные наэтапе их ввода, то впоследствии проблематично получить нужную в каждом случаеинформацию. То же относится к груп­пировке издержек. Каждый центр ответственностихочет получать отчеты, содержащие информацию для собственных целей. Системаинформации должна быть разработана таким образом, чтобы существовало определен­ноеединообразие данных для группировки и сравнения. Бухгалтерский учет поопределению стремится к единообразию.
Понятность и обозримость информации сводится к тому,что каждая отчетная форма должна содержать информацию, необходимую конкрет­номуруководителю. Чрезмерная детализация отчетной информации, ее перегруженностьмалосущественными показателями затрудняют пони­мание отчетности и в итогепрепятствуют принятию правильных реше­ний. Наиболее существенные примерычрезмерной детализации:
1) размерность количественных показателей доведена доабсолютной точности (вместо показателя суммы 10 926 462 руб. 18 коп. следуетзаписать 10 926 тыс. руб., или даже 10,9 млн. руб., что намного обозримеедетальной цифры, величина которой воспринимается с трудом);
2) отклонения отражаются буквально по всем статьям:отклонение в 100 руб. приводится рядом с отклонением в 100 тыс. руб., врезультате их можно принять за равновеликие (мелкие отклонения распыляютвнимание управляющего, ограничивают понимание информации);
3) статьи отчета детализируются по функциям «объемпродаж», «издержки на продажи» без связи с видами продукции,секторами рынка и т. п. — в данной ситуации имеем детализацию наоборот;
4) множество второстепенных показателей, не контролируемыхдан­ным центром ответственности.
Оптимальная частота представления отчетностиявляетсяпроизводной от назначения информации и возможностей принятия реше­ний, т. е. отфакторов, определяющих использование отчетов в управле­нии. Одни отчеты нужнычаще, другие реже. Периодичность представ­ления внутренней отчетностиколеблется в значительных пределах.
Внутренние отчеты могут быть ежегодными, ежеквартальными,ежемесячными, еженедельными, ежедневными или представляться по меревозникновения отклонений. Нет необходимости увеличивать час­тоту представленияотчетов, если невозможно принять решение на их основе. Если премированиеперсонала производится поквартально, то нет смысла в ежемесячной информациивыполнения условий премиро­вания. Агрегирование информации и частота еепредставления коррелируют между собой. На нижних уровнях управления необходимыбо­лее частые и более детальные отчеты. С переходом на более высокие уровниотчетность представляется реже и содержит более укрупненные агрегированныепоказатели.
Не следует думать, что все отчеты нужны на третий день пооконча­нии месяца. Все зависит от необходимости принимать оперативные ре­шения,от потребности в дополнительных сведениях и пояснениях.2.2.Формы внутренних отчетов
На основе внутренней отчетности принимаются решения на всехуровнях управления организацией. Важным элементом здесь является время, котороепроходит от получения отчета до выработки решения и претворения его вуправляющие действия. Существенное значение при этом имеют доступная формавнутреннего отчета, расположение и подача соответствующей информации. Не можетбыть стандартного на­бора внутренней отчетности с едиными формами иинформационной структурой. Внутренняя отчетность индивидуальна, и шаблонныйподход в данном случае неуместен. Тем самым можно выделить классифи­кационныепризнаки, характеризующие общие подходы к характери­стике форм отчетности(рис.4).
/>/>
Рисунок 4 – Классификационные признаки форм внутреннейотчетности
По содержанию информациивнутренние отчетыподразделяются на комплексные, тематические (по ключевым показателям),аналитиче­ские.
Комплексные итоговые отчетыпредставляются,как правило, за ме­сяц или иной отчетный период (квартал, шесть месяцев и т.п.) и содер­жат информацию о выполнении планов и использовании ресурсов заданный период, о доходах и расходах по центрам ответственности, об ис­полнениисметы издержек, рентабельности, движении денежных средств и иных показателейдля общей оценки и контроля.
Тематические отчетыпредставляются по меревозникновения отклонений по наиболее важным для успешного функционированияпоказателям, таким, как объем продаж, потери от брака, недопоставки по заказам,график производства продукции, и другим не входящим в оценочные пла­новымпоказателям, подконтрольным центру ответственности.
Аналитические отчеты подготавливаются только позапросам управ­ляющих и содержат информацию, раскрывающую причины и следствиярезультатов по отдельным аспектам деятельности, например всесторон­няя оценкапричин перерасхода ресурсов, изменения рентабельности, уровня продаж посекторам рынка, анализ рынка и использования про­изводственных мощностей,факторов риска деятельности в определен­ных направлениях и т. п.
По уровням управленияразличают оперативные,текущие и сводные отчеты.
Оперативные отчеты,представляемые на нижнемуровне управле­ния в центрах ответственности, содержат подробную информацию дляпринятия текущих решений; составляются еженедельно и ежемесячно.
Текущие отчеты,содержащие агрегированнуюинформацию для среднего уровня управления в центрах прибыли и центрах инвестиций,составляются с периодичностью от ежемесячного до ежеквартального.
Сводные отчетыформируются для высшегоуправленческого пер­сонала организации. На их основе принимаются стратегическиереше­ния и осуществляется общий контроль и контроль деятельности управ­ленческогоперсонала на среднем, иногда на нижнем уровне. Перио­дичность этих отчетовколеблется от ежемесячных до ежегодных.
Оперативная информация, адресованная низовым центрамответственности, не должна в неизменном виде представляться на высший уровеньуправления. На нижнем уровне принимаются оперативные ре­шения по согласованию ивыполнению производственных планов ис­пользования ресурсов подразделения.Данная информация должна обобщаться, агрегироваться в более общие показателидля представле­ния на средний уровень управления. На высшем уровне требуетсяеще большая степень обобщения информации. Приведем для примера отче­ты обиздержках для разных уровней управления одной организацией.
Таблица 1 — Месячныйотчет вице-президента по производствуКонтролируемые издержки По смете Факти­ческие Отклонения Неблаго­приятные отклонения Содержание офиса 108400 111400 3000 3000 Планирование и расчеты 92400 96600 4200 4200! Прочие издержки 12300 11900 (400) -
Издержки:
цеха А
цеха Б 280 600 389 440 285 000 382 650 4400 (6790) 4400 Всего 883  140 887 550 4410 11600
Таблица 2 — Месячный отчет начальника цеха БКонтролируемые издержки По смете Факти­ческие Отклоне­ния Неблаго­приятные отклонения Общецеховые издержки:         на оплату труда 21 340 19 680 (1660)! - на коммунальные услуги 63 200 64 300 1100 1100 прочие 10 700 8100 (2600)! - Издержки подразделений:         штамповочного ПО 000 113 070 3070 3070 красильного 48 200 45 800 (2400) - сборочного 136 000 131  700 (4300) - Всего 389 440 382 650 (6790) 4170
Таблица 3 — Месячный отчет мастера штамповочного участкаКонтролируемые издержки По смете Факти­ческие Отклоне­ния Неблаго­приятные отклонения Материалы основные 44 200 45 300 1100 1100 Прямая оплата труда 25 600 25 900 300 300 Специнструмент 3850 2750 (1100)! - Оплата обслуживающего персонала 12 430 12 880 450 450 Вспомогательные материалы 20 100 20 800 700 700 Прочие издержки 3820 5440 1620! 1620 Всего 110 000 113 070 3070 4170
Примечание. По смете указаны издержки в пересчете нафактический объем производства; знаком"!" отмечены отклонения,превышающие 4 % расходов данной статьи.
По объему информациивнутренние отчеты подразделяютсяна свод­ки, итоговые отчеты, общие (сводные) отчеты.
Сводка — это краткие сведения об отдельныхпоказателях деятель­ности подразделения за короткий период (иногда за день,неделю).
Итоговые отчетысоставляются за месяц илидругой отчетный пе­риод. Они обобщают информацию о контролируемых показателяхцен­тра ответственности.
Общие (сводные) отчетысоставляются поорганизации в целом и содержит информацию, соответствующую формам финансовой от­четности,приспособленным для целей внутреннего управления.
По формам представлениявнутренние отчетысоставляются в таб­личной, графической или текстовой форме.
Табличная формапредставления внутреннейотчетности наиболее приемлема и для составителей, и для пользователей. Большаячасть внутренней отчетной информации выражается цифровыми показателя­ми,которые удобнее всего представлять в табличной форме. К тому же, к ней всепривыкли, она стала традиционной. Нужно уметь правильно структурироватьотчетные показатели, разделять их на зоны, выделяя главные, требующие особоговнимания, а самое важное, стараться из­ложить отчет на одной странице безоборота.
Для пояснений к отчету может быть приложена записка с коммен­тариямии раскрытием основных показателей.
Графическая формаболее наглядна, но неследует перегружать гра­фики (диаграммы) излишней цифровой информацией; нужностреми­ться уместить в один график (диаграмму) всю имеющуюся информа­цию.Отображение большего числа показателей в данной форме затруд­няет еевосприятие. Большое количество цифровых данных нагляднее представлять втабличной форме.
Текстовая формаподачи информации приемлема втех случаях, когда отсутствуют цифровые данные либо их объем незначителен; нуж­ноподробно объяснять взаимосвязь и значение представляемой инфор­мации. Текстовыеотчеты часто составляют в дополнение к отчетам, со­ставленным в табличной илиграфической форме.
Пример внутреннего отчета центра прибыли, распределенного назоны, за девять месяцев 2005 г. приведен в табл.4.2.3.Аналитические расчеты
Анализ управленческой информациив полномобъеме с применением сложных вычислений и качественных суждений не входит взадачи под­готовки внутренней управленческой отчетности. Безусловно, управлен­ческийучет как информационная система включает и управленческий анализ, т. е.информационную подготовку к принятию решений, к оцен­ке вариантов иальтернатив. Такие расчеты мы частично приводили в предыдущих разделах. Вовнутренней управленческой отчетности необ­ходимо обеспечить первичныепредварительные аналитические расчеты, способствующие лучшему восприятиюинформации.
Управляющие всех уровней не любят заниматься расчетами дажедля первичной оценки результатов работы, стремятся затрачивать ми­нимум временина ознакомление с внутренней отчетностью. Хорошая управленческая отчетностьдолжна быть представлена в такой форме, которая поможет управленческомуперсоналу работать с ней.
Таблица 4 _ Внутренний отчет центра прибыли
(млн. руб.)Выручка Переменные издержки По меся­цам Валовая прибыль С начала года 2004 г. факт 2005 г. 2004 г. факт 2005 г. 2004 г. факт 2005 г. 2004 г. факт 2005 г. план факт план факт план факт план факт 7,3 7,9 7,1 4 4,6 4,0 Январь 3,3 3,3 3,1 - - - 7,8 7,7 7,2 5,1 5,6 5,4 Февраль 2,7 1,6 1,8 6,0 4,9 4,9 7,6 8,3 8,3 4,4 5,3 5,3 Март 3,2 3,0 3,0 9,2 7,9 7,9
Продолжение таблицы 46,9 6,9 7,0 4,4 5,5 5,0 Апрель 2,5 1,5 2,0 11,7 9,4 9,9 6,0' 7,4 6,0 5,2 4,6 4,8 Май 2,2 1,4 1,2 13,9 10,8 11,1 7,6 8,0 7,6 5,4 5,8 5,3 Июнь 2,6 1,8 2,3 16,5 12,6 13,4 7,0 6,7 5,6 4,2 3,8 3,3 Июль 2,5 1,8 2,3 19,0 14,4 15,7 6,9 6,3 7,9 3,7 5,8 5,4 Август 2,6 2,1 2,5 21,6 16,5 18,2 7,6 6,9 7,8 4,2 5,0 5,4 Сентябрь 2,7 2,8 2,4 24,3 19,3 20,6
Оценка отклонений— непременный компонентхорошо составленной внутренней управленческой отчетности. Суммы отклонений поиздержкам отражаются в виде сальдо на счетах управленческого учета. Нужно стре­митьсяк выявлению абсолютных отклонений и по другим показателям внутреннейотчетности. В отчетных таблицах следует приводить результа­ты анализаотклонений. Одним из вариантов может быть расширение по­казателей отклоненийфактических данных для сравнения не только с планом, но и с прогнозом ианалогичными данными предыдущего от­четного периода, а также представлениеплановых данных для сопоставле­ния с прогнозными и фактическими даннымипредыдущего периода. Та­кие расчеты существенно расширяют информацию оботклонениях.
Внутренняя отчетность может содержать данные оботносительной величине отклонений в виде процентов или коэффициентов. Отсутст­виеотклонений принимается за единицу (за 100), показатель меньше 1 характеризуетстепень отрицательного отклонения (по издержкам — уровень экономии).Показатели, превышающие 1, характеризуют отно­сительную величину положительногоотклонения (по издержкам — от­носительный показатель перерасхода илипревышения).
Полезно группировать отклонения по значимости, исключаянезначительные их суммы; ранжировать отклонения от больших (значительных) кменьшим; выбирать отдельно отклонения, превышающие контрольную сумму, илиотносительно большие (например, более 5 % в ту или другую сторону).
Оценка отклонений по оцениваемому показателю в относительныхвеличинах представлена в табл. 5.
Таблица 5 — Оценкаотклонений по оцениваемому показателю в относительных величинах 
Пре-
дыду­щий
пери­од
  Отчетный период
Фактический
коэффициент
Коэф-­фици­ент
прогноз-
ного пока-
зателя
Коэф­фици
ент
планового показателя
 
Прог-ноз
  план факт
к пре-
дыду-
щему перио-
ду
к
про-гнозу к пла­ну
Оценочный
показатель
 
1000                 1050 1040 1060 1,06 1,01 1,02 1,05 1,04
 
Аналитические соотношения.Для оценки сметныхили нормативных издержек лучшим вариантом являются отклонения, но по другимпока­зателям последние не дают полной картины изменений и достигнутыхрезультатов. В этих целях решение можно искать путем соотношения однихпоказателей к другим, вычислять относительные показатели, аналитическиесоотношения.
Аналитические соотношения подразделяются на несколько групп:
а) соотношения, характеризующие качество использованияактивов и трудовых ресурсов;
б) соотношения, позволяющие измерить и оценитьрентабельность;
в) соотношения, характеризующие ликвидность и финансовуюустойчивость (для центров ответственности, выступающих самостоятельнымифинансовыми агентами на рынке, имеющих расчетные счета в банках и отвечающих посвоим финансовым обязательствам и заим­ствованиям).
Оценка продаж с отложенной оплатой (а) определяетсякоэффициентом оборота дебиторской задолженности и числом дней, на которыевыделены активы на отложенную оплату или коммерческий кредит. Он характеризуетпродолжительность периода, в течение которого возме­щаются средства, вложенныев расчеты с покупателями. Формула рас­чета:
Коэффициент оборота задолженности = Выручка от продаж за период /
Дебиторская задолженностьпокупателей                                                  (1)
Число дней, на которые выделяются коммерческие кредиты, опре­деляетсяделением общей суммы дебиторской задолженности покупате­лей на величинуоднодневной выручки.
Пример.Сумма выручки от продажи за годсоставляет 14 600 тыс. руб., сумма деби­торской задолженности покупателей —1600 тыс. руб.
Произведем расчет. Коэффициент оборота задолженности — 9,125(14 600: 1600), т. е. активы, вложенные в коммерческие кредиты покупателям,совершают более девяти оборотов в течение года.
Однодневный оборот — 40 тыс. руб. (14 600: 365).
Число дней средней загрузки активов в дебиторскойзадолженности — 40 (1 600: 40).
Оборот товарно-материальных запасов (а)характеризуетэффектив­ность вложения средств в оборотные активы. Коэффициент оборота от­ражаетчисло оборотов товарно-материальных запасов в течение года. Формула расчета:
Коэффициент оборота запасов = Стоимость израсходованныхматериалов/ Средняя стоимость ихзапасов                                                        (2)
Если разделить среднюю стоимость материальных запасов на иходнодневный расход, получим продолжительность одного оборота материальныхзапасов в днях. Он дает ответ на вопрос, какова продолжительность иммобилизацииденежных средств в материальных активах в дан­ном периоде.
Для товарных запасов торгующих организаций коэффициент обо­ротарассчитывается делением стоимости проданных товаров по ценам их закупки насреднюю стоимость товарных запасов в течение года. Аналогично можно рассчитатькоэффициент оборота для готовой про­дукции.
Пример.Имеются данные о движении товаров втечение отчетного квартала: оста­ток на начало квартала — 1044 тыс. руб.;закуплено за квартал — 6032 тыс. руб.; оста­ток на конец квартала — 1276 тыс.руб.
Произведем необходимые вычисления.
Продано товаров за квартал — 5800 тыс. руб. (1044 + 6032 —1276).
Средняя стоимость товарных запасов — 1160 тыс. руб. [(1044 +1276): 2].
Коэффициент оборота товаров — 5 (5800: 1160), т. е.товарные запасы совершили 5 полных оборотов в течение отчетного квартала.
Однодневный оборот товаров — 64,4 тыс. руб. (5800: 90 да.).
Число дней средней загрузки активов в товарные запасы — 18(1160: 64,4).
Эффективность использования внеоборотных активов (а)определяет­ся коэффициентом фондоотдачи, характеризующим эффективностьсредств, вложенных в основные средства и нематериальные активы, интенсивность ихэксплуатации в производственном процессе. Форму­ла расчета:
Фондоотдача =Выручка от продаж / (Основные средства + Нематериальныеактивы)                                                                                    (3)
Коэффициент фондоотдачи можно рассчитывать по первоначаль­нойи остаточной стоимости внеоборотных активов, для чего из расчета исключаетсястоимость средств, составляющих инвестиционную собст­венность организации.
Фондоемкость =(Основные средства + Нематериальные активы) / Выручка отпродаж                                                                                                (4)
Коэффициент фондоемкости характеризует необходимые внеобо­ротныеактивы, их удельную величину на 1 руб. выручки от продаж.
В формуле расчета коэффициента фондоотдачи вместо выручкиможно взять в расчет только ту ее часть, которая компенсирует аморти­зациювнеоборотных активов. Данный коэффициент показывает сте­пень возмещениястоимости внеоборотных активов из выручки от про­даж товаров, продукции, работ,услуг.
Пример.Исходные данные: выручка от продаж загод — 1750 тыс. руб., в том числе амортизация 350 тыс. руб. стоимость основныхсредств — 2230 тыс. руб.; стоимость нематериальных активов — 320 тыс. руб.
Коэффициент фондоотдачи составит 0,69 руб. [1750: (2230 +320)], т. е. в данном периоде на каждый рубль стоимости внеоборотных активовбыло получено продук­ции на 69 коп.
Коэффициент возмещения составит 0,14 руб. [350:(2230+320)]. Следовательно, пер­воначальная стоимость внеоборотных активов 2550тыс. руб. (2230 + 320) будет пол­ностью погашена из выручки за проданнуюпродукцию в течение 7 лет (1: 0,14 = = 7,14).
Эффективность применения всех активов (а)определяетсякак резу­льтат деления выручки от продаж на стоимость всех активов, закреп­ленныхза данным подразделением. Активы включаются в расчет по остаточной стоимости.Для сопоставления с другими подразделениями организации можно вычислятьпродолжительность одного оборота ак­тивов в днях, для чего необходимо стоимостьвсех активов разделить на однодневную сумму выручки в отчетном периоде.
Производительность персонала (а)определяетсяв общем виде как результат деления выручки от продаж на среднюю численность пер­сонала.В подразделениях, не отвечающих за выручку и доходы, в ка­честве числителяформулы можно взять стоимость выпущенной про­дукции, оказанных услуг и т. п.Для знаменателя также возможны ва­рианты, например численность управленческогоперсонала или рабочих, занятых непосредственно в производстве; численность тор­говогоперсонала и другие, в том числе частные, показатели числен­ности обслуживающегоперсонала, инженеров-технологов или кон­структоров и т. п.
Рентабельность продаж (б) позволяет оценитьэффективность коммерческих операций. Коэффициент рентабельности определяет­сяделением прибыли на выручку от продаж. Числителем данной формулы является общаясумма прибыли до налогообложения, сум­ма чистой прибыли или сумма маржинальногодохода, что позволяет варьировать различные коэффициенты рентабельности взависимо­сти от того, за какие показатели отвечает данный центр ответствен­ности.
Пример.Исходные данные (млн. руб.): выручкаот продажи продукции — 90; себе­стоимость проданной продукции — 63; валоваяприбыль (маржинальный доход) -27; управленческие и коммерческие расходы — 19,5;общая прибыль до налогообло­жения — 7,5; налог на прибыль — 3,0; стоимость всехактивов — 45,0; стоимость всех обязательств — 15,0; стоимость оборотных активов— 16,5.
Рентабельность продаж может быть исчислена: по общейприбыли: 7,5: 90 = 8,3 %; по чистой прибыли: (7,5 — 3): 90 = 5 %; помаржинальному доходу: 27: 90 = 30 %.
Рентабельность издержек (б), характеризующаяэффективность производственных издержек на производство продукции, продажу иуправление, определяется по общей формуле:
Рентабельность издержек = Прибыль / Издержки  %                                (5)
В числителе данной формулы применяют показатели общей при­были,чистой прибыли, маржинального дохода, в знаменателе — себе­стоимость продаж иполные издержки (себестоимость + управленче­ские и коммерческие расходы).
В нашем примере:
рентабельность издержек по маржинальному доходу: 27: 63 =42,9 %; рентабельность издержек по общей прибыли: 7,5: (63 + 19,5) = 9,1 %;рентабельность издержек по чистой прибыли: (7,5 — 3): (63 + 19,5) = 5,5 %.
На основе вычисленных показателей рентабельности можносделать вывод, что на каждый рубль издержек подразделение получит почти 43 коп.маржинального дохода, более 9 коп. общей прибыли и 5,5 коп. чистой прибыли.
Рентабельность активов (б) характеризует эффективностьинвести­ций и применяется для оценки деятельности центров инвестиций. Об­щаяформула расчета:
Рентабельность активов = Прибыль /Активы                                             (6)
В конкретных расчетах показателей возможны варианты длячисли­теля и знаменателя формулы. В числителе в расчетах может применятьсяобщая сумма прибыли или чистая прибыль (после налогообложения), в знаменателе —общая стоимость активов или их чистая стоимость, ха­рактеризующая собственныеинвестиции в активы. В расчетах по цент­рам ответственности и секторамдеятельности принимается стоимость активов, за эффективное использованиекоторых несет ответственность данный центр. Для отдельных центров актуальнымявляется применение показателя рентабельности, исчисленного по стоимостиоборотных акти­вов.
В нашем примере:
рентабельность всех активов: 7,5: 45 = 16,7 %;
рентабельность чистых активов: 4,5: (45 — 15) = 15 %, т. е.эффективность собст­венных инвестиций;
рентабельность оборотных активов: 7,5: 16,5 = 45,5 %; тотже показатель, вычис­ленный по сумме чистой прибыли, составит: 4,5: 16,5 =27,3 %.
Коэффициент ликвидности(в) характеризуетфинансовую надеж­ность организации, ее способность отвечать по своимобязательствам. При расчетах стараются показать, насколько текущие активыпревыша­ют текущие обязательства, т. е. тот запас прочности, который вызываетдоверие кредиторов. Из расчета исключаются внеоборотные активы, которые немогут быть быстро проданы и превращены в денежные средства для оплаты пообязательствам и которые формируются за счет собственного капитала идолгосрочных обязательств. Последние также исключаются из расчета, посколькусроки их погашения наступают по крайней мере не ранее чем через год. Общаяформула расчета:
Коэффициент ликвидности = Оборотные активы / Текущиеобязательства      (8)
Она показывает долю оборотных активов, формируемых за счетсобственного капитала. Разность между суммами оборотных активов и текущихобязательств характеризует сумму собственных средств в оборотных активах(собственных оборотных средств).
В нашем примере коэффициент покрытия равен 1,1 (16,5': 15),т. е. собственные оборотные средства составляют не более 10 % всех оборотныхактивов. Это очень тяжелая ситуация, свидетельствующая об отсутствии надежностив погашении име­ющихся обязательств, так как надо сделать скидку на возможноеобесценение мате­риальных оборотных активов и даже дебиторской задолженности.
Ближе к истине результат, получаемый в расчете не всехоборотных активов, а только быстроликвидных. К последним относятся денежныесредства, рыночные ценные бумаги и дебиторская задолженность, уме­ньшенная навеличину сомнительных долгов. В таком случае приведен­ная выше формула приметследующий вид:
Коэффициент ликвидности =(Денежные средства + Рыночные ценные
бумаги + Дебиторская задолженность) / Текущиеобязательства           (9)
Если допустить, что в нашем примере в стоимости оборотныхактивов числятся ма­териальные запасы, товары на 7,6 млн руб. и ненадежная(сомнительная) дебитор­ская задолженность 0,9 млн руб., а все обязательстваявляются текущими, то значе­ние коэффициента ликвидности равно 0,53 [(16,5 —7,6 — 0,9): 15], т. е. почти поло­вина обязательств не может быть погашенанемедленно. А это уже признак неплатежеспособности.
Из множества аналитических соотношений следует выбрать наибо­лееважные для оценки деятельности данного центра ответственности и подумать о том,как их использовать в формах внутренней отчетно­сти. Необходимо озаботиться иметодом их перекрестной проверки с другими данными центра ответственности.Заключение
В ходе выполнения курсовой работыудалось выяснить, что определяющим фактором формирования системыуправленческого учета в организации является ее экономическая эффективность, тевыгоды, которые оно получит от наличия системы учета за счет повышения качествапринимаемых управленческих решений. Внедрение и использование системыуправленческого учета считается оправданными тогда, когда полученный врезультате положительный эффект превосходит требуемые для создания такойсистемы затраты.
Управленческая отчетность— внутренняя отчетность, т.е. отчетность об условиях и результатах деятельности структурных подразделенийпредприятия, отдельных направлениях его деятельности, а также результатах де­ятельностипо регионам.
Целью составленияуправленческой отчетности явля­етсяудовлетворение информационных потребностей внутрифирменного управления путемпредоставления стоимо­стных и натуральных показателей, позволяющих оценивать иконтролировать, прогнозировать и планировать деятельность структурныхподразделений предприятия (отдельные направления его деятельности), а также кон­кретныхменеджеров.
Цель составления внутренней отчетности обусловли­вает еепериодичность и формы, а также набор показа­телей. Точность и объем приводимыхданных зависят от организационно-технологических и экономических осо­бенностей,присущих предприятию и конкретному объек­ту управленческого учета, целиуправления применитель­но к данному объекту учета. В связи с этим разработкавнутренней отчетности является главной задачей пред­приятия. Содержание, формы,сроки и обязанности пред­ставления этой отчетности, а также пользователи зави­сятот условий хозяйствования на конкретном предпри­ятии.
Внутренняя отчетность— это еще нерезультат управленческого анализа, являющегося важнейшим элементомуправленческого учета, а первичный материал для проведения такого анализа. Нона ее основе можно дать общую оценку результатов деятельности центров ответст­венности,судить о степени достижения ими поставленных целей и пра­вильности принятыхоперативных корректирующих решений.
В ходе выполнения курсовой работы достигнута ее цель — изучены теоретические основы управленческой отчетности.
При этом решены следующие задачи:
— изучены цели создания управленческой отчетности;
— изучены виды управленческой отчетности;
— изучены требования к управленческой отчетности;
— проведен анализ управленческой информации.Библиографическийсписок
1.Федеральный закон от 21. 11. 96 М129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2.Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 22.06.2003№67н.
3.Сборник Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 1-19). — М.: Издательство«Бухгалтерский учет», 2003. — 320 с.
4.Концепция развития бухгалтерского учета и отчет­ности в Российской Федерации насреднесрочную перспективу. Одобрена Приказом Министра Финан­сов РФ от 1 июля2004 г. №180.
5.Аврова И.А.Управленческий учет. — М.: Бератор-Пресс. — 2003. — 176 с.
6.Бутынец Ф.Ф., Соколов Я.В., Панков Д.Д., Горецкая Л.Л.Бухгалтерскийучет в зарубежных странах: Учебное пособие для студентов высших учебныхзаведений специальности 7.050106 «Учет и аудит». — Житомир: ЧП «Рута», 2002. — 660 с.
7.Валебникова Н.В., Василевич И.Н.Современные тенденции управленческогоучета//Бухгалтерский учет. — 2000. — № 18.
8.Вахрушина М.А.Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-еизд., доп. и пер. — М.; ИКФ Омега-Л: Высш. Шк., 2002. — 528 с.
9. ВилР.В., Палий Б.Ф. Управленческий учет. М.: ИН-ФРА-М., 2004.
10.Врублевский Н.Д.Управленческий учет издержек производства: теория ипрактика. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 352 с.
11.Гришина О.В.Управленческий учет: затраты по обычным видам деятельности//Аудиторские ведомости.-2003. — № 8.
12.Гуляев Н.С., Ветрова Л.Н.Основные модели бух­галтерского учета ианализа в зарубежных странах: Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2004. — 144 с.
13.Гущина И.Э.Управленческий учет: основы теории и практики: Учебноепособие. — М.: КНОРУС. 2004. — 192с.
14.Карпова Т.Н.Управленческий учет: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000.- 350 с.
15.Керимов В.Э.Об организации управленческого уче­та // Бухгалтерскийучет. — 2003. — № 14.
16.Палий В.Ф.Управленческий учет — система внут­ренней информации //Бухгалтерский учет. — 2003. — № 2.
17.Палий В.Ф.Организация управленческого учета. — М.: Бератор-Пресс, 2003.- 224 с.
18.Попова Л.В., Маслова И.А., Маслов Б.Г.О внедре­нии управленческогоучетам/Бухгалтерский учет. — 2003. — № 19.
19.Соколов Я.В.Бухгалтерский учет: от истоков до на­ших дней: Учеб.пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. — 638 с.
20.Соколов Я.В.Управленческий учет: миф и реаль­ность // Бухгалтерскийучет. — 2000. — № 18.
21.Соколов Я.В., Пятое М.Л.Управленческий учет: как его понимать //Бухгалтерский учет. — 2003. — № 7.
22.Ткач В.И., Ткач М.В.Управленческий учет: между­народный опыт. — М.:Финансы и статистика, 2004.
23.Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Ше­ремета. М.: ИД ФБК ПРЕСС,2002.
24.Чумаченко Н.Г.О внедрении управленческого уче­та // Бухгалтерский учет.- 2003. — № 7.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.