Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Виды бухгалтерских балансов

Оглавление
Введение
Глава 1. Теория бухгалтерского баланса
1.1 Задачи и функции бухгалтерского баланса
1.2 Понятие баланса, определение
1.3 Валюта баланса, статьи, группы и разделы баланса
1.4 Правила и принципысоставления баланса
Глава 2. Виды баланса
2.1 Виды балансов по времени составления
2.2 Виды балансов по периодичности составления
2.3 Виды балансов по форме отображаемой информации
2.4 Виды балансов по источникам составления
2.5 Виды балансов по объему информации
2.6 Виды балансов по характеру деятельности
2.7 Виды балансов по объектуотражения
2.8 Виды балансов по способу очистки
2.9 Виды балансов по целямсоставления
2.10 Виды балансов по форме собственности
2.11 Виды балансов по характеристике отображаемойинформации
2.12 Виды балансов в зависимости от пользователейинформации
Заключение
Список литературы
/>Введение
У многих пользователей баланс ассоциируется с отчетнымбланком, подаваемым в контролирующие, в основном фискальные органы. Такоемнение является необоснованно упрощенным, ведь баланс — это больше, чем простоотчетный бланк. Это также методологический прием, позволяющий отражатьфинансовое состояние предприятия. С одной стороны бухгалтерский баланс являетсявенцом учетных работ, а, с другой стороны, одним из фундаментальных приемовучета.
Конечно, чтобы получить полную и достоверную информацию опредприятии, лучше всего ознакомится со всей финансово-хозяйственнойдокументацией предприятия, в том числе первичной. Но такое знакомство сходно сполной и глубокой аудиторской проверкой, что для подавляющего большинствапользователей бухгалтерской отчетностью представляется нереальным в видуотсутствия необходимых знаний, практической базы, времени, средств, да и простонеобходимости в этом. Значительно проще и рациональнее ознакомится собобщенными данными о финансовом состоянии предприятия на отчетную дату, что,по сути, и позволяет бухгалтерская отчетность в целом и бухгалтерский баланс вчастности.
Бухгалтерский баланс является: методом бухгалтерскойотчетности, обязательной формой отчетности.
В бухгалтерском балансе раскрываются такие элементыфинансовой информации как: активы, обязательства, капитал.
/>Глава 1. Теория бухгалтерскогобаланса
 1.1 Задачи и функции бухгалтерского баланса
Задачи бухгалтерского баланса во много перекликаются сцелями, стоящими перед бухгалтерским учетом в целом: формирование полной идостоверной информации об активах организации, ее обязательствах, составесредств и источниках, а также их изменениях; обеспечение информацией,необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности дляконтроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациейхозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества иобязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов всоответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; представлениедостоверных данных для полноценного анализа финансово-хозяйственного состоянияорганизации, предотвращения отрицательных результатов хозяйственнойдеятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспеченияее финансовой устойчивости; обеспечение полной и достоверной информации обактивах организации, ее обязательствах, составе средств и источниках наотчетную дату, а также об изменениях, происшедших в величине активов иобязательств предприятия с предыдущей отчетной даты.
 1.2 Понятие баланса, определение
Слово «баланс» происходит от французского balance- весы. Бухгалтерский баланс представляет собой сводную ведомость, отражающую вденежном выражении состояние средств предприятия (организации, учреждения) какпо их составу и размещению (актив), так и по их источникам, целевому назначениюи срокам возврата (пассив).
Уверенно можно говорить о том, что бухгалтерский термин«баланс» существует уже почти 600 лет независимо от того, были лифинансовые отчеты того времени балансами в современном понимании этого терминаили нет. Итак, бухгалтерский баланс представляет собой способ экономическойгруппировки имущества по его составу, размещению и источникам его формированияна определенную дату (обычно на 1-е число месяца, квартала, года).
По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собойтаблицу, в левой части которой показываются средства предприятия (организации,учреждения) по составу и размещению — это называется актив баланса, а в правойчасти показываются источники формирования этого имущества (собственные ипривлеченные) с указанием целевого назначения (если имеется) и сроков возврата.Правая часть бухгалтерского баланса называется пассивом. Пассив предполагаетвозможный в будущем отток активов вследствие удовлетворения требованийсобственников и (или) кредиторов. Пассив может быть изменен путем погашения илиувеличения обязательств, уменьшения или увеличения величины собственногокапитала.
 
Таблица 1. Схема балансаАКТИВ ПАССИВ Средства предприятия с указанием: Источники образования с указанием: 1. Состава 1. Целевого назначения 2. Размещения 2. Сроков возврата
Важной особенностью бухгалтерского баланса являетсяравенство итогов актива и пассива, потому что и в активе, и в пассивеотражается одно и то же — хозяйственные средства организации, но с разныхдиспозиций.
/>1.3 Валюта баланса,статьи, группы и разделы баланса
Итоги по активу и пассиву баланса называются валютойбухгалтерского баланса.
В таблице 2 валюта баланса составляет 50 000 руб.
При составлении или при работе с балансом также используетсятермин «балансовая статья» или «статьи баланса». Несмотряна свое столь строгое и внушительно звучащее название статьи балансапредставляют собой лишь элементы бухгалтерского баланса, группируемые сначала вподразделы, а затем в разделы бухгалтерского баланса. По статьям балансаотражаются итоговые показатели по составу и размещению средств предприятия иисточникам их формирования на определенную дату.
ПРИМЕР:
 
Таблица 3. Пример разделов и подразделов балансаАКТИВ ПАССИВ Состав и размещение Сумма Источники образования и сроки возврата Сумма Оборотные активы Краткосрочные обязательства Запасы, в т. ч.: 443 000 Займы и кредиты, в т. ч.: 443 000 сырье, материалы и др. аналогичные ценности 121 000 займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты 23 000 товары 322 000 кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты 420 000 БАЛАНС 443 000 БАЛАНС 443 000
 
Чтобы в балансе было легко ориентироваться и находитьтребуемые показатели, каждой его статье присваивается свой порядковый номер (кодстроки).

Таблица 4. Использование кода строки в балансеАКТИВ ПАССИВ Состав и размещение Код строки Сумма Источники образования и сроки возврата Код строки Сумма I. Внеоборотные активы III. Капитал и резервы Нематериальные активы 110 30 000 Уставный капитал 400 90 000 Основные средства 120 310 000 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 18 500 ИТОГО по разделу I 190 340 000 ИТОГО по разделу III 490 108 500 II. Оборотные активы IV. Долгосрочные обязательства Запасы, в т. ч.: 210 133 000 Займы и кредиты 510 270 000 сырье, материалы и др. аналогичные ценности 11 000 ИТОГО по разделу IV 590 270 000 товары 122 000 V. Краткосрочные обязательства Денежные средства 260 5 500 Кредиторская задолженность, в т. ч.: 620 100 000 ИТОГО по разделу II 290 138 500 поставщики и подрядчики 100 000 ИТОГО по разделу V 690 100 000 БАЛАНС 300 478 500 БАЛАНС 700 478 500 />1.4 Правила и принципысоставления баланса
При построении бухгалтерских балансов должны быть учтенытребования следующих правил и принципов.
Равенство итогов баланса (Принцип сбалансированности)
АКТИВ = ПАССИВ
Достоверность (реальность)
Бухгалтерский баланс должен давать достоверное и полноепредставление об имущественном и финансовом положении организации, о егоизменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.
А достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность,сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами побухгалтерскому учету. Но бывают исключения и из указанного правила. Так, еслиправила бухгалтерского учета не позволяют достоверно отразить имущественноесостояние и финансовые результаты деятельности организации, то допускается ихне применять (п.4 ст.13 Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Нопри этом факты неприменения правил бухгалтерского учета должны быть указаны впояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. В противном случаенеприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от ихвыполнения и признается нарушением законодательства РФ о бухгалтерском учете.
Под реальностью баланса также можно понимать соответствиеоценок его статей объективной действительности.
ПРИМЕР.
Предприятие приобрело оборудование стоимостью 500 000 руб. Вэтот же период была получена прибыль также в сумме 500 000 руб. Бухгалтер, считая,что такой подход будет более целесообразным, в нарушение нормативных актов вобласти бухгалтерского учета поступившие основные средства полностью списала назатраты предприятия.
Соответственно при составлении баланса в нем не будутотражены основные средства стоимостью 500 000 руб. и прибыль в равновеликойсумме.
Налицо недостоверность данных бухгалтерского баланса врассматриваемой ситуации.
Для достижения достоверности статьи баланса должныподтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств. Такоетребование предъявляется к составлению годовых балансов.
Денежное выражение.
Имущество, обязательства и иные факты хозяйственнойдеятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетностиподлежат оценке в денежном выражении.
Этот принцип означает, что при составлении бухгалтерскогобаланса должны использоваться денежные измерители, причем единые денежныеизмерители.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственныхоперации ведется в валюте РФ — в рублях.
Следовательно, в соответствии с требованиямизаконодательства РФ бухгалтерская отчетность должна быть составлена в единомденежном измерении — рублях. Хотя никто не мешает для прочих целей осуществлятьформирование баланса в условных или других единицах. Но и в этих случаяхизмерители должны быть единообразны.
ПРИМЕР.
У ООО «Водопад» числятся в учете следующие активы:
Материалы — 100 единиц на сумму 50 000 руб.,
Товары — в документах поставщика их стоимость выражена вусловных единицах на сумму 13 000 у. е.,
Денежные средства в сумме 20 000 руб.
Использование при составлении баланса, в нарушение принципасоставления бухгалтерского баланса, следующих показателей:
материалы — 100, товары — 13 000, денежные средства — 20 000руб.,
не приведет к составлению баланса, так как столь разнородныепоказатели не будут сбалансированы. И даже если в результате такого женеправильного использования измерителей при составлении пассива балансаслучайность приведет к равенству валюты баланса, то при достижении формальнойправильности построения полученный баланс будет абсолютно нереальным, и небудет представлять однородную информационную модель.
Чтобы составить правильный и реальный баланс, бухгалтерурассматриваемого предприятия необходимо взять следующие измерители:
материалы — 50 000 руб.,
денежные средства — 22 000 руб.
Стоимость товаров должна быть также пересчитана в рубли всоответствии с требованиями законодательства.
Обособленность (целостность).
Необходимо помнить, что бухгалтерский баланс относится кпредприятию, а не к лицам, связанным с ним (собственникам, кредиторам,дебиторам и т.д.), следовательно, в активе учитываются активы, принадлежащиепредприятию на праве собственности, а в пассиве источники образования толькоэтих активов.
ПРИМЕР.
Собственник предприятия, желая узнать общее состояние своегоимущества, попросил бухгалтера предприятия составить баланс, в котором бысуммарно учитывались и личные активы собственника предприятия, и активы самогопредприятия.
Со стороны собственника предприятия такой подход логичен ицелесообразен, так как и прочее имущество, и имущество предприятия являются вконечном итоге его собственностью, а вот со стороны предприятия ситуация иная. Прочееимущество собственника предприятия не будет являться имуществом самогопредприятия, и включать его в баланс предприятия будет абсолютно необоснованным.
Поэтому такой баланс может использоваться для целей анализаи прочих целей, но не будет являться бухгалтерским балансом, так как при егоформировании не будет выполняться принцип обособленности.
В то же время, применяя принцип обособленности, важно неперестараться и все же включить в баланс показатели деятельности всех филиалов,представительств и иных подразделений. Ведь показатели филиалов,представительств и иных подразделений будут являться показателями самогопредприятия.
Именно поэтому принцип обособленности называется еще ипринципом целостности.
К этому принципу относится и требование применения единыхпринципов методологии учета. То есть, во всех филиалах, представительствах ииных подразделениях должна применяться единая номенклатура счетовбухгалтерского учета, одинаковая методология учета.
Нейтральность.
При формировании бухгалтерской отчетности организациейдолжна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то естьисключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователейбухгалтерской отчетности перед другими.
Информация не является нейтральной, если посредством отбораили формой представления она влияет на решения и оценки пользователей с цельюдостижения предопределенных результатов или последствий.
ПРИМЕР.
В учете организации числится дебиторская задолженность систекшим сроком исковой давности. Списание дебиторской задолженности с балансапредприятия, как этого требует методология бухгалтерского учета, приведет кобразованию в отчетном периоде значительного убытка. Однако общество ведетпереговоры с банком по поводу получения кредита. Понимая, что наличиезначительного убытка осложнит возможность получения кредита, и желаяприукрасить финансовое состояние общества, главный бухгалтер в расшифровке котчетности не указал, что дебиторская задолженность обществу нереальна квзысканию.
Такой баланс не может считаться нейтральным.
Сопоставимость (преемственность, последовательность).
В основе данного принципа лежит ряд правил, возникших в ходелогической и практической работы с бухгалтерской отчетностью, и обобщенных вгруппу основных положений, выполнение которых необходимо при формированиибаланса.
Так, данные вступительного (начального, входящего) балансадолжны соответствовать данным заключительного (исходящего) баланса за период,предшествующий отчетному.
ПРИМЕР.
Данные баланса предприятия на 31 декабря прошлого года имелиследующий вид:
Таблица 5. Данные баланса предприятияАКТИВ ПАССИВ Состав и размещение Код строки Сумма Источники образования и сроки возврата Код строки Сумма I. Внеоборотные активы III. Капитал и резервы Основные средства 120 20 000 Уставный капитал 400 10 000 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 10 000  ИТОГО по разделу I 190 20 000  ИТОГО по разделу III 490 20 000 БАЛАНС 300 20 000 БАЛАНС 700 20 000
Следовательно, баланс на 1 января отчетного года должен бытьсформирован из таких же показателей. Ведь речь идет об одних и тех же данных,которые в зависимости от периода будут или данными заключительного или даннымивступительного баланса.
Несопоставимость таких данных, как правило, говорит обошибке.
Но бывают и исключения. В этом случае причины возникновениятаких расхождений должны быть оговорены в пояснениях к бухгалтерскому балансу.
ПРИМЕР.
В соответствии с нормативными актами по бухгалтерскому учетуруководством предприятия на 1 января отчетного года в связи со значительнымростом инфляции была произведена переоценка основных средств предприятия. Дляпредоставления пользователю информации возможности правильно оценить измененияв стоимостном выражении имущества предприятия данные о переоценке должнысодержаться в пояснениях к бухгалтерскому балансу. Отсутствие такого поясненияприведет к появлению неправильных выводов и предложений со сторонызаинтересованных пользователей.
Данный принцип также выражается в необходимости соблюденияпостоянства в методах формирования, заполнения баланса от одного отчетного годак другому.
ПРИМЕР.
Баланс за первый квартал отчетного года был составлен вдолларах США, показателями баланса второго квартала были евро, баланс третьегоквартала снова был выражен в долларах США.
Налицо нарушение принципа последовательности заполнениябаланса.
Принцип сопоставимости включает также в себя и возможностьобъективного сравнения данных за прошлые периоды и отчетный период. Какправило, основным фактором, приводящим к несопоставимости данных, называютинфляцию. Однако, хотя инфляция действительно является одним из основныхфакторов, воздействующих на подавляющее большинство хозяйствующих субъектов,это далеко не единственный фактор такого рода. Так, цифры могут статьнесопоставимыми и требующими корректировки или пояснения в случае существенногоизменения режима налогообложения, изменения норм отпуска в производствоматериалов, резкого увеличения или уменьшения доходов или расходов в результатеосуществления разовых специфических операций, изменения методологиибухгалтерского учета и других факторов.
Учетная стоимость.
Суть данного принципа выражается в том, что активы и пассивывыражаются в балансе в учетных ценах, то есть в отрыве от текущих рыночных цен.Под учетными ценами, как правило, понимается первоначальная стоимость актива.
ПРИМЕР.
На учете предприятия числится здание, приобретенноенесколько лет назад. Стоимость здания по учетным ценам составляет 1 000 000 руб.В настоящий момент аналогичный по характеристикам объект можно продать за 10 000000 руб.
При составлении баланса будет использована учетная цена, и вбалансе будет фигурировать цифра 1 000 000 руб.
Развернутое сальдо.
При составлении бухгалтерского баланса зачет между статьямиактивов и пассивов не допускается. Остатки по счетам бухгалтерского учета вбалансе приводятся в развернутом виде, то есть не допускается зачет междустатьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когдатакой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами. Впротивном случае бухгалтерская отчетность будет недостоверной.
Происхождение показателей (правдивость).
Данный принцип основан на том, что информация, содержащаясяв бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического ианалитического учета, которые в свою очередь сформированы на основе всех фактовили документов, отражающих факты хозяйственной деятельности организации.
Чтобы сформированный баланс отвечал принципу правдивости,необходимо, чтобы он основывался на данных синтетического и аналитическогоучета, отражающих финансовое состояние предприятия на отчетную дату.
Принцип происхождения показателей определяется полнотой икачеством документов. Запоздалое или неполное оформление фактов хозяйственнойдеятельности организации приводит к искажению данных.
Очистка баланса.
Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели внетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин.
Правильное оформление.
Законодательство практически каждого государства содержитсвои требования в отношении оформления финансовой отчетности, представляемой вконтролирующие органы. Эти требования при составлении баланса должны бытьучтены.
Ясность.
Ясность баланса выражается в доступности его для пониманиявсех лиц, имеющих к нему доступ.
/>Глава 2. Виды баланса
В экономике применяется без преувеличения множество видовбаланса. Это, во-первых, бухгалтерский баланс, баланс доходов и расходоворганизации, баланс трудовых ресурсов; платежный баланс, межотраслевой баланс идр.
В данной работе будет рассматриваться бухгалтерский баланс иего виды.
Балансы могут классифицироваться по следующим признакам:
времени составления;
периодичности составления;
форме отображаемой информации;
источникам составления;
объему информации;
характеру деятельности;
объекту отражения;
способу очистки;
по целям составления;
по форме собственности;
по характеристике отображаемой информации;
в зависимости от пользователей информации.
 2.1 Виды балансов по времени составления
По времени составления балансы могут быть вступительные (организационные),текущие (операционные), санируемые, объединительные (соединительные, балансыслияния), разделительные и ликвидационные.
Вступительные (организационные) балансы формируются на датуорганизации предприятия.
Организация предприятия может происходить в форме созданиянового предприятия или преобразования ранее действовавшего предприятия.
Соответственно, вступительные балансы могут составляться увновь образованных предприятий. В этом случае вступительный баланс будет уданной организации первичным балансом, то есть более ранних финансовых отчетов,имеющих отношение к предприятию, существовать не будет.
ПРИМЕР.
Физические лица решили организовать ООО «Пагода». Вянваре был зарегистрирован устав предприятия, согласно которому уставныйкапитал предприятия составляет 125 000 руб.
Согласно учредительному договору 55 000 руб. вносятся вуставный капитал в виде материалов, подлежащих в дальнейшем использованию впроизводственной деятельности ООО «Пагода». Часть уставного капиталав размере 45 000 руб. внесена на расчетный счет предприятия. Оставшаяся частьобъявленного уставного капитала является неоплаченной.
Вступительный баланс данного вновь организованногопредприятия на дату регистрации предприятия будет выглядеть:
Таблица 6. Вступительный баланс ООО «Пагода»АКТИВ ПАССИВ Состав и размещение Код строки Сумма Источники образования и сроки возврата Код строки Сумма II. Оборотные активы III. Капитал и резервы Запасы, в т. ч.: 210 55 000 Уставный капитал 400 125 000 Сырье, материалы и другие аналогичные ценности 55 000 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 25 000 Денежные средства 260 45 000 ИТОГО по разделу II 290 125 000 ИТОГО по разделу III 490 125 000 БАЛАНС 300 125 000 БАЛАНС 700 125 000
 
Основанием для составления такого баланса являютсяучредительные документы. Какие-либо обязательства на момент организациипредприятия будут отсутствовать. Отсюда пассив предприятия будет представлен формулой:
ПАССИВ = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
Актив предприятия будет представлен имуществом, внесенным всчет вклада в уставный капитал, а при неполноте оплаты уставного капитала идебиторской задолженностью учредителей по взносам в уставной капитал.
То есть, получим:
АКТИВ = ИМУЩЕСТВО + ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ
Таким образом, видоизменяя формулу равенства частей баланса,получим формулу следующего вида:
ИМУЩЕСТВО + ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ = АКТИВ = ПАССИВ =СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
Могут кроме того быть вступительные балансы организаций,созданных на базе ранее действовавших хозяйственных субъектов. Такиевступительные балансы от вступительных балансов вновь созданных организацийотличаться не будут, вот только формирование вступительного баланса должнопроизводиться не на основании учредительных документов, а на основаниизаключительного ликвидационного баланса предприятия, правопреемником которогосоздаваемое предприятие выступает, на основании актов передачи активов иобязательств и других документов. Вступительные балансы составляются один раз вмомент организации предприятия, а далее им на смену приходят, как правило,текущие балансы. Текущие (операционные) балансы составляются периодически втечение всего времени функционирования предприятия. Периодичность составлениябалансов зависит от требований законодательства и руководства хозяйствующегосубъекта.
ПРИМЕР.
Бухгалтер ООО «Пагода», сформировав вступительныйбаланс в январе отчетного года, будет теперь периодически составлять текущиебалансы. В связи с отсутствием потребности руководства ООО «Пагода» вбалансах за каждый месяц, балансы будут составляться только с периодичностью,оговоренной законодательством, то есть поквартально.
Текущие балансы в свою очередь подразделяются на текущиевступительные (начальные входящие) балансы, текущие промежуточные и текущиезаключительные (исходящие, годовые) балансы. Вступительные (начальные входящие)балансы составляются в начале финансового года, а заключительные (исходящие) вконце финансового года. И, как уже упоминалось, данные вступительного (начального,входящего) баланса должны соответствовать данным заключительного (исходящего) балансаза период, предшествующий отчетному.

Таблица 7 Разновидности текущих балансовПодвиды текущих балансов На какую дату составляется Вступительные (начальные, входящие) балансы На 1 января Промежуточные балансы На 31 марта, 30 июня, 30 сентября, возможно чаще Заключительный (исходящий) баланс На 31 декабря
По времени составления балансы могут быть также санируемыми,объединительными (соединительные, балансы слияния), разделительными,ликвидационными.
Из этих названий нетрудно сделать вывод, что соответствующиебалансы составляются в момент, когда на предприятии проводится процедурасанации (оздоровления), либо предприятие объединяется, разъединяется илинаходится в стадии ликвидации.
Потребность в формировании санируемого баланса возникает,когда организация находится в стадии явного банкротства. Санируемый балансдолжен помочь ответить на вопрос, каковы у предприятия реальные убытки, имеютсяли резервы для погашения кредиторской задолженности, и какова их оценочнаявеличина. Для этого в балансе отражается не фактическая стоимость имущества, аего стоимость в рыночных ценах на дату составления баланса, что в свою очередьговорит о необходимости привлечения независимых оценщиков, аудиторов,специалистов по консалтингу, которые смогут профессионально осуществить такуюоценку.
Как правило, санируемый баланс будет значительно отличатьсяот последнего обычного баланса этого же предприятия, так как многие статьибудут подвергнуты уценке или дооценке. К примеру, в большинстве случаевматериалы, числящиеся в учете предприятий-банкротов, будут являтьсяслаболиквидными, реализовать их будет возможно только по ценам значительно нижеучетных. Впрочем, даже сравнительно новые материалы достаточно сложнореализовать по цене их приобретения, так как любой покупатель предпочитаетприобрести материал непосредственно у специализированной торговой организации,что снижает риск приобретения некачественной или поврежденной при перевозкахпродукции. И, наоборот, практика показывает, что рыночная цена числящихся вучете таких организаций основных средств намного выше их учетных цен.
При составлении санируемого баланса ряд статей обычногобаланса не принимается в расчет (например, доходы будущих периодов, расходыбудущих периодов, нераспределенная прибыль прошлых лет).
Разделительные и объединительные (соединительные, балансыслияния) балансы можно назвать антиподами. Соединительные и разделительныебалансы составляются при соединении одной организации к другой или разделениипредприятия на несколько юридических лиц. То есть соединительные иразделительные балансы формируются при осуществлении реорганизации юридическоголица, которая может производиться в форме слияния, присоединения, разделения,выделения или преобразования.
Объединительные (соединительные, балансы слияния) балансысоставляются при объединении (слиянии) двух и более предприятий в однопредприятие или при присоединении одной или более структурных единиц к данномупредприятию.
Слиянием хозяйствующих субъектов признается возникновениенового юридического лица путем передачи ему всех прав и обязанностей двух илинескольких предприятий с прекращением последних. При слиянии вновьобразовавшийся хозяйствующий субъект является универсальным правопреемникомранее существовавших объединившихся хозяйствующих субъектов.
Присоединением хозяйствующих субъектов признаетсяпрекращение одного или нескольких предприятий с передачей всех их прав иобязанностей другому предприятию. В случае присоединения присоединяемоепредприятие прекращает свое существование, а объем деятельности предприятия, ккоторому произошло присоединение, увеличивается за счет прав и обязанностей,переданных присоединившимся предприятием.
Разделительные балансы составляются в момент разделенияпредприятия на два или более предприятий или при выделении одного или болееструктурных единиц данного предприятия другому предприятию.
Разделением хозяйствующего субъекта признается прекращениепредприятия с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемымпредприятиям. При разделении предприятия оно прекращает свое существование иего место в гражданском обороте занимают предприятия, образованные в результатеразделения. Все права и обязанности прежнего хозяйствующего субъекта переходятко вновь образованным.
Выделением хозяйствующего субъекта признается созданиеодного или нескольких предприятий с передачей им части прав и обязанностейреорганизуемого предприятия без прекращения последнего. Но если при разделениивсе права и обязанности разделяемого общества переходят к вновь образованным,то при выделении из состава одного общества другого происходит наделениевыделившегося частью прав и обязанностей основного общества. При этом основноеобщество не прекращает своей деятельности.
При реорганизации юридического лица составляетсяпередаточный акт и разделительный баланс (ст.59 Гражданского кодекса РФ).
В нормативных источниках употребляются именно указанныетермины: акт является передаточным, а баланс разделительным. В специальнойлитературе можно встретить термин «передаточный баланс».
Особенностью формирования разделительных и объединительныхбалансов является то, что обычно при их составлении принимаются во вниманиевнутренние обороты во взаиморасчетах между соединяющимися или разделяющимисяорганизациями.
Ликвидационные балансы составляются в стадии ликвидациипредприятия. Причем причины ликвидации могут быть различны — в результатебанкротства или закрытия вследствие реорганизации.
Ликвидационный баланс характеризует состояние имущества иобязательств организации в ходе процесса ликвидации. Ликвидационные балансысоставляются на начало периода ликвидации (вступительные ликвидационные балансы),в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы) ина конец периода ликвидации (заключительные ликвидационные балансы).
И если вступительные и заключительные ликвидационные балансысоставляются по одному разу, то промежуточные ликвидационные балансы могутсоставляться неоднократно в зависимости от длительности нахождения предприятияв процессе ликвидации, а также потребностей заинтересованных пользователей.
Ликвидационный баланс описывает состояние имуществаликвидируемой организации и состояние расчетов после окончания ликвидационногопериода, в течение которого она обязана взыскать дебиторскую задолженность ипогасить свои обязательства перед кредиторами.
В ликвидационном балансе, как и в санируемом балансе,отражается не фактическая стоимость имущества, а его стоимость в рыночных ценахна дату составления баланса. При этом в отличие от санируемого баланса вликвидационном балансе могут присутствовать статьи, отражающие стоимость фирмы(гудвилл), патентов и других нематериальных активов.
 2.2 Виды балансов по периодичности составления
В основе классификации балансов по периодичности составлениялежит период, за который они составлены. Обычно периодичность составлениябалансов равна месяцу, кварталу, нескольким кварталам или году, что даетвозможность говорить о месячных, квартальных, полугодовых балансах, балансах за9 месяцев или годовых балансах, однако никто не запрещает составление балансовс другой периодичностью, если имеется таковая необходимость.
ПРИМЕР.
Предприятие занимается реализацией новогодних игрушек,сувениров, подарков. Наибольший объем реализации в году приходится на период с15 по 31 декабря. Необходимость более тщательно изучить показателифинансово-хозяйственной деятельности за указанный срок привела руководствопредприятия к необходимости составления баланса именно за указанный период.
Балансы, классифицируемые периодичности составления, имеютмного схожего с балансами, классифицируемыми по времени составления.
 2.3 Виды балансов по форме отображаемой информации
По рассматриваемому признаку балансы можно классифицироватькак статические и динамические.
Статические балансы составляются на основе моментальныхпоказателей, рассчитанных на определенную дату.
ПРИМЕР.
На ООО «Айс» предыдущий баланс бал составлен на 31марта. На 30 июня на предприятии также будет составлен баланс, которыйотобразит величину и состав активов и источников их образования лишь наопределенный момент, то есть на 30 июня. Иначе говоря, в нем не будетсодержаться информация об изменениях, происшедших с 1 апреля по 30 июня, онотобразит лишь конечный результат этих изменений.
Для наглядности сравнения используем в приводимых нижепримерах формирования статического и динамического балансов одинаковые данныена конец отчетного периода.
ПРИМЕР.
Предположим, что ООО «Крейсер» образовано только впервом квартале и показатели на начало периода отсутствуют.
Таблица 8. Актив баланса ООО «Крейсер»АКТИВ Состав и размещение Код строки Сумма На начало периода На конец периода I. Внеоборотные активы Основные средства 120 32 425 ИТОГО по разделу I 190 32 425 II. Оборотные активы Запасы, в т. ч.: 210 20 000 готовая продукция товары для перепродажи 20 000 НДС по приобретенным ценностям 220 3 960 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 40 000 Денежные средства 260 462 185 ИТОГО по разделу II 290 526 145 БАЛАНС 300 558 570
Таблица 9. Пассив баланса ООО «Крейсер»ПАССИВ Источники образования и сроки возврата Код строки Сумма На начало периода На конец периода III. Капитал и резервы Уставный капитал 400 120 000 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 6 245 ИТОГО по разделу III 490 126 245 V. Краткосрочные обязательства Кредиты и займы 610 400 000 Кредиторская задолженность, в т. ч.: 620 поставщики и подрядчики 25 960 задолженность по налогам и сборам 6 365 ИТОГО по разделу V 690 432 325 БАЛАНС 700 558 570
 
Динамические балансы более информативные, они отображают составимущества предприятия и источники его образования не только на определеннуюдату, а в движении — в виде интервальных показателей (оборотов за отчетныйпериод).
Примерами динамических балансов могут служить оборотный (оборотно-сальдовый)баланс (оборотная ведомость) и шахматный оборотный баланс.
Формальное отличие оборотного (оборотно-сальдового) балансаот статических балансов заключается в количестве граф. Качественное же отличиесостоит в том, что, во-первых, в оборотный баланс входят и транзитные счета,которые не показываются в статических балансах, а, во-вторых, и основные итранзитные счета помимо остатков на начало и конец периода, представлены иоборотами за данный период.
 
Оборотная ведомость за I квартал 2007 года по ООО «Крейсер»:Счет Сальдо на начало периода Обороты за период Сальдо на конец периода /> /> 1 2 3 4 5 6 7 8 /> Код Наименование Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит /> 01 Основные средства     40711,86 5000,00 35711,86   /> 02 Амортизация ОС     278,00 3564,44   3286,44 /> 08 Капитальные вложения     40711,86 40711,86     /> 10 Материалы     3200,00 3200,00     /> 19 НДС по приобретенным ценностям     59348,14 55388,14 3960,00   /> 20 Основное производство     95767,60 95767,60     /> 41 Товары     332000,00 312000,00 20000,00   /> 50 Касса     99300,00 94642,22 4657,78   /> 51 Расчетный счет     942118,00 484590,80 457527, 20   /> 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками     399100,00 425060,00   25960,00 /> 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам       400000,00   400000,00 /> 68 Расчеты по налогам и сборам     82560,00 88925,00   6365,00 /> 69 Расчеты по соц. страх. и обеспечению     26734,73 26734,73     /> 70 Расчеты по оплате труда     53684,22 53684,22     /> 76 Расчеты с дебиторами и кредиторами     701736,00 661736,00 40000,00   /> 80 Уставный капитал     80000,00 200000,00   120000,00 /> 90 Продажи     501618,00 501618,00     /> 99 Прибыли и убытки     5523,00 11768,40   6245,40 /> 84 Нераспределенная прибыль/убыток             /> БАЛАНС     3464391,41 3464391,41 561856,84 561856,84 /> />
Главный бухгалтер ООО «Крейсер» _______________ Н.Л.Петрова
Можно сделать определенные выводы в отношении правилформирования оборотного баланса.
Итог по графе 3 должен быть равен итогу по графе 4 (в данномпримере показатели на начало периода отсутствуют), а итог по графе 5 долженбыть равен итогу по графе 6 (в данном примере это показатель 3 464 391, 41 руб.),а итог по графе 7 итогу по графе 8 (в данном примере это показатель 561 856,84руб.).
Или по-другому:
Итоги на начало периода по дебету и кредиту счетов равны;
Итог дебетовых оборотов равен итогу кредитовых оборотов;
Итоги на конец периода по дебету и кредиту счетов равны;
Указанные равенства позволяют сделать вывод о правильностиприменения метода двойной записи в примере — итоговые обороты по дебету икредиту совпадают.
Шахматный оборотный баланс имеет свои особенности. Матрицашахматного баланса строится по определенным правилам. По горизонтали ивертикали записываются номера всех счетов (субсчетов), используемых напредприятии.
При этом по вертикали (в строках) отражаются дебетовые, а погоризонтали (в столбцах) кредитовые обороты предприятия. Данными для заполненияшахматного оборотного баланса служат регистры или первичные документыбухгалтерского учета. Показатели отражаются на пересечении соответствующих строкии столбца.
Подсчитав итоги оборотов, определяют сальдо конечное: дебетовоезаписывают по строке, а кредитовое — по столбцу. В правом нижнем углу матрицыотражаются итоговые суммы оборотов и сальдо начальное и конечное.
По сути, шахматный оборотный баланс во многом представляетсобой ту же Главную книгу предприятия со следующими отличиями:
Произведена агрегация бухгалтерских статей;
Приводятся обороты и по кредиту, в то время как Главнаякнига представлена только дебетовыми оборотами.
В отличие от оборотного баланса в шахматном оборотномбалансе не просто приводятся агрегированные обороты по каждому счету, ауказываются корреспондирующие счета, что позволяет получать более подробнуюинформацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и более качественноосуществлять экономический анализ.
(Приложение 1)
Аналогично оборотному балансу:
Итоги на начало периода по дебету и по кредиту счетов равны;
Итог дебетовых оборотов равен итогу кредитовых оборотов;
Итоги на конец периода по дебету и кредиту счетов равны.
В приведенном примере сальдо на начало периода не имеется. Итогидебетовых и кредитовых оборотов равны (в примере это показатель 3 464 391,41руб.), равны и итоги дебетового и кредитового сальдо на конец периода (впримере это 561 856,84 руб.).
Так же, как и оборотный баланс, шахматный оборотный балансимеет не малое значение при осуществлении учетных и контрольных мероприятий.
 2.4 Виды балансов по источникам составления
Вообще источниками для составления балансов могут выступатьданные организационно-передаточных документов, данные бухгалтерского учета илиданные бухгалтерского учета, уточненные инвентаризацией.
В зависимости от того, на основании каких данных составленбаланс, различают инвентарные, книжные и генеральные.
Балансы, составленные на основе данныхорганизационно-передаточных документов, называются инвентарными. Эти балансыполучили свое название в связи с тем, что частенько основой их составленияявляются инвентарные описи.
ПРИМЕР.
В качестве вклада в уставный капитал организуемого обществаучредители передали сырье, материалы по акту на сумму 75 000 руб., чтосоставляет 50% уставного капитала.
Основание для составления вступительного (организационного) балансаявляются учредительные документы и акт (опись), переданного инвентаря.
Балансы книжные формируются на основании данныхбухгалтерского учета, однако подтверждаются результатами инвентаризации.
ПРИМЕР.
Организация в течение отчетного года составила балансы поитогам работы за 3 месяца, полугодие и 9 месяцев. Данные балансы будут текущими(операционными) промежуточными, но одновременно и книжными, так какподтверждения достоверности статей баланса инвентаризацией не проводилось.
А вот балансы, созданные на основании данных бухгалтерскогоучета, но подтвержденные данными инвентаризации, будут являться генеральными.
Как уже упоминалось, такие балансы наиболее достоверны, таккак учетные данные подтверждаются данными инвентаризации.
ПРИМЕР.
Обратимся к предыдущему примеру, но предположим, что передсозданием годового баланса была проведена инвентаризация имущества иобязательств. В этом случае годовой баланс будет являться также генеральнымбалансом.
Как можно заметить, не редкость, что балансы, относящиеся кодному виду, одновременно относятся и к другим видам.
ПРИМЕР.
Руководством предприятия был подготовлен крупныйинвестиционный проект. Для вынесения решения по данному проекту необходимоточно оценить активы и пассивы предприятия, для чего в марте отчетного годабыла проведена инвентаризация. Следовательно, баланс, составленный за 3 месяца,будет текущим (операционным) промежуточным балансом и одновременно генеральнымбалансом.
/>2.5 Виды балансов пообъему информации
По объему информации различают балансы единичные и сводные (консолидированные),а также нулевые и ненулевые.
Единичные балансы отображают состояние имущества иобязательств на отчетную дату по одному предприятию.
Сводные (консолидированные) балансы представляют собойсистему показателей, отражающих финансовое положение группы организаций наотчетную дату. Данные консолидированного баланса будут говорить об общейвеличине активов и обязательств такой группы предприятий. Это означает, чтоесли, упрощенно говоря, завтра произойдет объединение всех предприятий,входящих в группу в одно предприятие, то это предприятие будет располагатьименно такой величиной активов и пассивов. Но следует помнить, что юридическитакого понятия, как группа компаний, не существует, предприятия, входящие вгруппу, являются самостоятельными юридическими лицами.
Выделяются следующие требования к сводной отчетности группы:
полноты. В сводную бухгалтерскую отчетностьобъединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации идочерних обществ, за исключением отдельных статей, о которых говорится особо;
единства методов оценки статей отчетности. Присоставлении сводной бухгалтерской отчетности используется единая учетнаяполитика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов ирасходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ;
единой отчетной даты и единого отчетного периода. Всводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головнойорганизации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период ина одну и ту же отчетную дату. В случае невозможности составления промежуточнойбухгалтерской отчетности дочернего общества в сводную бухгалтерскую отчетностьвключаются данные бухгалтерской отчетности дочернего общества, составленной наиную отчетную дату, при условии, что расхождение между отчетной датой своднойбухгалтерской отчетности и отчетной датой бухгалтерской отчетности дочернегообщества не превышает трех месяцев;
единой валюты отчетности. Для включения в своднуюбухгалтерскую отчетность показатели бухгалтерской отчетности дочернегообщества, составленной в иностранной валюте, пересчитываются в валютуРоссийской Федерации.
Формирование сводных (консолидированных) балансов можетосуществляться двумя способами:
простого суммирования показателей группы предприятий длясоставления сводного баланса.
ПРИМЕР
Иванов А.П. является учредителем двух юридических лиц,которые по отношению друг к другу не являются зависимыми или дочерними.
Для получения сводных данных по этим юридическим лицамдостаточно применить метод простого суммирования.
Баланс организации №1: АКТИВ ПАССИВ Состав и размещение Код строки Сумма Источники образования и сроки возврата Код строки Сумма II. Оборотные активы III. Капитал и резервы Денежные средства 260 10 000 Уставный капитал 400 10 000
ИТОГО
по разделу II 290 10 000
ИТОГО
по разделу III 490 10 000 БАЛАНС 300 10 000 БАЛАНС 700 10 000

Баланс организации №2: АКТИВ ПАССИВ Состав и размещение Код строки Сумма Источники образования и сроки возврата Код строки Сумма Запасы, в т. ч. 210 13 000 Уставный капитал 400 85 000 Сырье, материалы и другие аналогичные ценности 13 000 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 72 000
ИТОГО
по разделу II 290 85 000
ИТОГО
по разделу III 490 85 000 БАЛАНС 300 85 000 БАЛАНС 700 85 000
Сводный (консолидированный) баланс будет иметь вид:
 
Таблица 10. Пример сводного (консолидированногобаланса)АКТИВ ПАССИВ Состав и размещение Код строки Сумма Источники образования и сроки возврата Код строки Сумма Запасы, в т. ч. 210 13 000 Уставный капитал 400 95 000 Сырье, материалы и другие аналогичные ценности 13 000 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 72 000 Денежные средства 260 10 000
ИТОГО
по разделу II 290 95 000
ИТОГО
по разделу III 490 95 000 БАЛАНС 300 95 000 БАЛАНС 700 95 000
 
По правилам составления консолидированных балансов длягруппы взаимосвязанных предприятий.
Сводный бухгалтерский баланс группы взаимосвязанныхпредприятий объединяет данные бухгалтерских балансов головной организации и еедочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах.
Составление такого баланса производится по определеннымправилам:
бухгалтерская отчетность головной организации и дочернихобществ объединяется путем построчного суммирования соответствующих данных;
из сводного баланса исключаются статьи, отражающиефинансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ исоответственно уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащейголовной организации;
в случае, когда сумма финансовых вложений головнойорганизации не совпадает со стоимостью акций (пая), отраженной в баланседочернего общества, возникает положительная или отрицательная разница, котораяотражается в сводном балансе отдельной статьей «Деловая репутация»;
из сводной отчетности исключаются показатели, отражающиедебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией идочерними обществами, а также между дочерними обществами;
из сводной отчетности исключаются дивиденды, выплачиваемыедочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той жеголовной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. Всводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплатеорганизациям и лицам, не входящим в группу;
при объединении бухгалтерской отчетности головнойорганизации и бухгалтерской отчетности дочернего общества, в котором головнаяорганизация имеет более 50%, но менее 100% голосующих акций (паев), в сводномбухгалтерском балансе выделяются показатели, отражающие долю меньшинства вуставном капитале и финансовых результатах деятельности общества. По объемуинформации балансы также различаются на нулевые и ненулевые. Нулевой баланс — это баланс, свидетельствующий об отсутствии у предприятия как активов, так иобязательств, и имеющий в валюте баланса итоговый показатель ноль.
ПРИМЕР.
Предприятие имеет уставный капитал 10 000 руб., которые былииспользованы на административно-организационные расходы. Баланс предприятиябудет иметь вид:
 
Таблица 11. Пример нулевого балансаАКТИВ ПАССИВ Состав и размещение Код строки Сумма, руб. Источники образования и сроки возврата Код строки Сумма, руб. III. Капитал и резервы Уставный капитал 400 10 000 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 -10 000
ИТОГО
по разделу III 490 БАЛАНС 300 БАЛАНС 700
В приведенном примере в балансе присутствуют определенныеданные, несмотря на то, что валюта баланса равна нулю. Следовательно, и самбаланс нельзя считать нулевым по содержанию.
А вот баланс, описанный в следующем примере, будет полностьюнулевым.
ПРИМЕР.
Предположим, что предприятие было организовано много летназад, и величина уставного капитала равна 200 рублям, которые являютсяубытками предприятия. Активов и обязательств предприятие не имеет.
При составлении баланса в тысячах рублях по правиламокругления значение показателя уставный капитал и убытки будет округлено донуля.
Следовательно, получим нулевой баланс, как по классификации,так и по содержанию.
Ненулевой баланс — это баланс, свидетельствующий о наличии упредприятия или активов, или пассивов и имеющий в валюте баланса итоговыйпоказатель больше нуля.
ПРИМЕР.
Предприятия имеет уставный капитал 11 000 руб., 10 000 руб. изкоторых были использованы на административно-организационные расходы, а 1 000руб. находится в кассе предприятия.
Баланс предприятия будет иметь вид:
Таблица 12. Пример ненулевого балансаАКТИВ ПАССИВ Состав и размещение Код строки Сумма, руб. Источники образования и сроки возврата Код строки Сумма, руб. II. Оборотные активы III. Капитал и резервы Денежные средства 260 1 000 Уставный капитал 400 11 000 ИТОГО по разделу II 290 1 000 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 -10 000 ИТОГО по разделу III 490 1 000 БАЛАНС 300 1 000 БАЛАНС 700 1 000  2.6 Виды балансов по характеру деятельности
По характеру деятельности балансы можно подразделить набалансы по основной и неосновной деятельности.
Ранее балансами по основной деятельности считались балансы,которые обобщали данные по видам деятельности, оговоренные в уставе предприятия.Но в настоящее время применение такого подхода неразумно. Как правило, вуставах пытаются оговорить максимально вероятное число видов деятельности,которыми когда-либо возникает возможность заниматься.
И более того, разумно подходя к составлению устава, многиеорганизации прописывают фразу «и другие виды деятельности, не запрещенныезаконодательством». То есть получается, что практически все видыдеятельности можно считать основными балансов по неосновным видам деятельностипросто не будет.
Поэтому более целесообразно разграничить основные инеосновные виды деятельности по другим признакам.
ПРИМЕР.
ООО «Эгида» занимается оптовой торговлей.
Очень редко предприятие сдает в аренду определенноеимущество на короткие сроки.
Оптовую торговлю можно считать основным видом деятельности,а услуги по аренде неосновным видом деятельности.
При разграничении основного и неосновного вида деятельностиможно учитывать и доли доходов от различных видов деятельности в общей величинедоходов.
ПРИМЕР.
Воспользуемся данными предыдущего примера и предположим, чтодоход в отчетном периоде от сдачи дорогостоящего имущества в аренду составляет50% от общей величины полученных доходов, но при этом можно учесть, что сдачаимущества в аренду носит неустойчивый характер, то есть может происходить, аможет и нет, а оптовой торговлей предприятие занимается постоянно и безперерывов.
Деление балансов на баланс по основной или неосновнойдеятельности важно в большей части для целей внутреннего анализа, а,следовательно, что считать основной или неосновной деятельностью должно бытьопределено внутренними организационно-распорядительными документами предприятия.
/>2.7 Виды балансов пообъекту отражения
По объекту отражения балансы можно подразделить насамостоятельные и подчиненные (отдельные).
Для того чтобы уяснить разницу между самостоятельными иподчиненными (отдельными) балансами, обратимся к Гражданскому кодексу РФ.
Статья 48 ГК РФ указывает, что юридическим лицом признаетсяорганизация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении илиоперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своимобязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс илисмету.
То есть самостоятельный баланс могут иметь толькопредприятия, наделенные правами юридического лица.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами.Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют наосновании утвержденных им положений. Согласно статье 55 ГК РФпредставительством является обособленное подразделение юридического лица,расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридическоголица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридическоголица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функцииили их часть, в том числе функции представительства.
Кроме того, статья 11 Налогового кодекса РФ предусматриваеттакое понятие, как обособленное подразделение, каковым признается любоетерриториальное обособленное от организации подразделение, по месту нахождениякоторого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленногоподразделения организации производится независимо от того, отражено или неотражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительныхдокументах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанноеподразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оносоздается н срок более одного месяца.
Таким образом, получаем, что любое рабочее место,образованное вне места регистрации предприятия на срок более одного месяца и неявляющееся представительством или филиалом, также не будет являться юридическимлицом.
Таким образом, обособленные подразделения юридического лицамогут иметь только подчиненный (отдельный) баланс.
ПРИМЕР.
ООО «Бытсервис» оказывает услуги населению. Предприятиеимеет помещения, в которых производится оказание услуг, расположенные в разныхрайонах города.
Одно из этих помещений является адресом регистрациипредприятия, а остальные лишь обособленными подразделениями.
Баланс, составленный по итогам работы обособленногоподразделения, будет подчиненным (отдельным) балансом, а баланс в целом поорганизации будет самостоятельным балансом./> 2.8 Виды балансов по способу очистки
По способу очистки балансы подразделяются на балансы-нетто ибалансы-брутто.
Отличие этих балансов друг от друга состоит в том, в какойоценке приведены числовые показатели.
Для того, чтобы легче понять отличительные особенности ироль балансов-нетто и брутто, следует обратиться к методологии бухгалтерскогоучета.
Как уже указывалось, основные средства, нематериальныеактивы отражаются в учете по учетной стоимости. Обычно учетной стоимостьюявляется первоначальная стоимость, а если производилась переоценка, товосстановительная стоимость активов. Но, к примеру, станок, приобретенныйтолько что, и станок, купленный много лет назад, даже будучи полностьюаналогичным и равными по стоимости, между тем будут существенно отличаться другот друга. В каком бы хорошем состоянии не находился станок, приобретенныйнесколько лет назад, он будет требовать профилактики, требовать заменыотдельных деталей или иметь уже замененные детали.
Следовательно, необходима корректировка стоимости актива сучетом его износа. Такая корректировка в бухгалтерском учете отражается наотдельных счетах бухгалтерского учета (для основных средств это «Амортизацияосновных средств», для нематериальных активов «Амортизациянематериальных активов») и представляет собой перенос стоимости активов наготовую продукцию.
Обратимся теперь к прибыли. Из прибыли до налогообложенияпроизводится начисление налога на прибыль или единого налога, оставшуюсяприбыль обычно называют чистой прибылью предприятия. Ранее использованиеприбыли отражалось на отдельном счете, что также требовало для оценки величинычистой прибыли сопоставления данных двух счетов бухгалтерского учета. Но сейчасприбыль и убыток предприятия в балансе отражается на строке 470 баланса «Нераспределеннаяприбыль (непокрытый убыток)». В то же время прибыль или убыток отчетногогода в течение года отражаются на отдельном бухгалтерском счете 99 «Прибылии убытки», а нераспределенная прибыль на счете 84 «Нераспределеннаяприбыль (непокрытый убыток)». Закрытие счета 99 «Прибыли и убытки»на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» происходитлишь в конце отчетного года. Следовательно, чтобы узнать общую сумму прибыли втечение года необходимо сложить показатели по счету 84 «Нераспределеннаяприбыль (непокрытый убыток)» и счету 99 «Прибыли и убытки».
Получается, что статьи баланса можно подразделить на нетребующие корректировки (основные) и регулирующие, то есть статьи, уточняющиете или иные показатели.
На основании приведенных примеров регулирующих статей можновыделить регулирующие статьи двух видов: прямого и контрарного регулирования.
Прямые регулирующие статьи дополняют основные статьи балансатак, что отражаемый в балансе показатель равен сумме показателей основной ирегулирующей статей.
Контрарные регулирующие статьи уменьшают основные статьибаланса, при этом отражаемый в балансе показатель равен разности, получаемойпри вычитании из основной регулирующей статьи. В свою очередь контрарныерегулирующие статьи подразделяются на контактивные регулирующие статьи, так какони уточняют основные статьи актива баланса, являясь пассивными счетами, и контрпассивныерегулирующие статьи, уточняющие основные статьи пассива баланса, являющиесяактивными счетами.
ПРИМЕР.
Уставный капитал предприятия равен 500 000 руб. Учетнаястоимость основных средств предприятия на отчетную дату составляет 722 000 руб.,начисленная амортизация 122 000 руб. Нераспределенная прибыль прошлого года 112200 руб., а прибыль отчетного года 18 800 руб. Также у предприятия 31 000 руб. находитсяна расчетном счете.

Таблица 13. Баланс к примеруАКТИВ ПАССИВ Состав и размещение Код строки Сумма, руб. Источники образования и сроки возврата Код строки Сумма, руб. I. Внеоборотные активы III. Капитал и резервы Основные средства 120 600 000 Уставный капитал 400 500 000 ИТОГО по разделу I 190 600 000 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 131 000 II. Оборотные активы ИТОГО по разделу II 490 631 000 Денежные средства 260 31 000 ИТОГО по разделу II 290 31 000 БАЛАНС 300 631 000 БАЛАНС 700 631 000
Таким образом, получаем, что баланс-нетто — этобухгалтерский баланс, очищенный от регулирующих статей, а баланс-брутто — баланс, включающий регулирующие статьи.
В пункте 35 ПБУ 4/99 установлено, что бухгалтерский балансдолжен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующихвеличин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу.
То есть те балансы, которые сдаются в налоговые органы и скоторыми обычно имеют дело бухгалтеры, представляют собой балансы-нетто. Зачастуюочень многие специалисты-практики вряд ли смогут припомнить, когда они имелидело с балансом-брутто.
Балансы-нетто используются для целей фискального контроля, иони же применяются в практической бухгалтерии. Ведь гораздо проще иметь дело содной формой, оперировать в работе одними показателями, зная, что твои коллегипонимают, скажем, говоря об основных средствах, одну определенную их стоимость.То есть, говоря о бухгалтерском балансе, подлежащем представлению в официальныеорганы, всегда подразумевается баланс-нетто.
Балансы-брутто используются в анализе, в различных научныхисследованиях, статистических обобщениях, и, как уже говорилось, сравнительноредко в практической бухгалтерии.
 2.9 Виды балансов по целям составления
По целям составления можно различить пробные и окончательныебалансы, а также балансы отчетные и перспективные (прогнозные).
Пробные балансы составляются в целях реализации контрольныхпроцедур, в частности проверка тождества баланса. Как правило, пробные балансы непередаются заинтересованными пользователям, так как являются документамивнутреннего контроля.
Окончательные балансы являются официальными документами организациии служат источниками изучения финансового состояния организации для различныхзаинтересованных пользователей.
Пробный баланс строится путем выведения сальдо по каждомубухгалтерскому счету. По сути, пробный баланс мало чем отличается отокончательного, разве что упрощенными требованиями по оформлению, а главноецелями составления.
Отсутствие равенства итогов пробного баланса говорит оналичии одной или нескольких следующих ошибок:
по дебету или кредиту счета неправильно отражен показательхозяйственной операции;
в учетных регистрах показатель вместо кредита записан подебету или наоборот;
в учетных регистрах при отражении показателя перепутаныцифры (например, сумма 29 отражена как 92);
неправильно подсчитаны обороты по счету;
неправильно выведено сальдо по счету;
в пробном балансе показатель вместо кредита записан подебету или наоборот;
допущена ошибка при перенесении сальдо счета в пробныйбаланс;
при отражении показателя в пробном балансе перепутаны цифры(см. ошибку 3);
неправильно произведено округление данных;
неправильно подсчитаны итоги по дебету и /или кредиту счетав пробном балансе;
другое.
Но и тождество граф пробного баланса не всегда говорит оправильности его составления. Возможно, тождество достигнуто, и балансформально верен, но содержатся следующие ошибки, не определяемые при построениибаланса: неправильно составлены первичные документы; пропущено отражениехозяйственной операции в учетных регистрах; ошибочная сумма записана и в дебет,и в кредит соответствующих счетов.
Отчетный баланс составляется за отчетный период.
Источником для составления отчетного баланса являютсяисключительно данные бухгалтерского учета. Перспективный (прогнозный) баланссоставляется для анализа перспектив развития предприятия. Такой анализпредназначен для целей прогнозирования и планирования. Составить перспективныйбаланс достаточно сложно, так как для этого необходимо спрогнозироватьдеятельность предприятия и результаты этой деятельности на перспективу.
/>2.10 Виды балансов поформе собственности
По формам собственности различают балансы государственных,кооперативных, частных, смешанных и совместных организации, а такжеобщественных организаций.
Основное различие между указанными балансами будет висточниках образования средств.
 2.11 Виды балансов по характеристике отображаемойинформации
По характеристике отображаемой информации балансы можноподразделить на средние и свернутые (уплотненные).
Средним балансом будет называться баланс, показателикоторого будут представлять собой средние величины соответствующих статейбалансов предприятия за ряд периодов.
Такой подход позволяет устранить колебания по отдельнымстатьям и разделам.
Средние балансы могут строиться и за ряд месяцев, кварталов,лет. При этом средние показатели за период могут быть получены, как среднеезначение средних балансов за этот период.
ПРИМЕР.
Статья «Денежные средства» в средних балансах затри года имеет следующие значения:
Год 1 — 169 000, Год 2 — 334 000, Год 3 — 853 000.
Следовательно, для построения среднего баланса за три данныхгода необходимо найти среднее арифметическое приведенных показателей.
Получим показатель 452 000 руб. [ (169 000 руб. + 334 000руб. + 853 000 руб.): 3].
Свернутые (уплотненные) балансы формируются путемагрегирования однородных статей баланса в группы. При построении уплотненногобаланса число статей баланса резко снижается, повышая тем самым простоту егоанализа и наглядность.
Степень плотности баланса может быть различна и зависетьтолько от целей составления баланса и интересов его пользователей.
 2.12 Виды балансов в зависимости от пользователейинформации
Пользователи бухгалтерской отчетности могут быть различны — налоговые органы, органы статистики, кредиторы, инвесторы, акционеры (учредители)и т.п.
Соответственно, в зависимости от пользователя информациибалансы будут подразделяться, в частности, на балансы, представляемые вфискальные органы, органы статистики, кредиторам, инвесторам, акционерам (учредителям)и т.п.
/>Заключение
На основании материала, изложенного в курсовой работе, можносделать вывод, что основным источником для анализа финансового состоянияпредприятия и принятия правильных управленческих решений служит бухгалтерскийбаланс.
Бухгалтерский баланс, в сущности, является системноймоделью, обобщенно отражающей кругооборот средств предприятия и финансовыеотношения, в которые вступает предприятие в ходе этого кругооборота.
В современных условиях хозяйствования с переходом на единый международныйбухгалтерский учёт, всем самостоятельным предприятиям и организациям предоставляетсяправо осуществлять собственную бухгалтерскую политику.
По международной системе оценки критериев полезной информациик бухгалтерскому учёту предоставляются требования достоверности информации (правдивость,возможность выбора конкретной информации), уместность информации (своевременность,значимость, ценность для прогнозирования), сопоставимость (возможность сравненияво времени), понятность.
Бухгалтерский баланс по существу представляет собойотражение состояния имущества на определенную дату. Поскольку познаниеимущественного состояния производиться через сопоставления актива и пассива, тоэто познание будет понятно и правдиво, если все элементы баланса будут включать:с одной стороны, все составные части актива и пассива (полного охвата) и сдругой стороны, правильность оценки (стоимостное измерение) отдельных статейбаланса.
/>Список литературы
1.        Д.В. Кислов; Бухг. баланс: техника составления. — 3-е издание, — М.: ГроссМедиа:РОСБУХ, 2008.
2.        Е.С. Соколова; Бухгалтерское дело: учебник, — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.
3.        Н.П. Кондраков; Бухгалтерский учет, — М.: Инфра-М, 2002.
4.        Е.С. Соколова; Теория бухгалтерского учета, — М.: ФБК-ПРЕСС, 2002.
5.        Ю.А. Бабаев; Теория бухгалтерского учета: учебник, — М.: ТК Велби, 2008.
6.        Т.А. Беликова; Бухгалтерский учет и отчетность от нуля до баланса, — М.:Питер, 2007.
7.        В.В. Ковалёв, В.В. Патров; Как читать баланс, — М.: ФС, 2008.
8.        О.А. Заббарова; Балансоведение: учебное пособие, М.: — Кнорус, 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.