Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Ведение учета основных средств

Введение
 
Каждое предприятие создается для выполнения определенныхзадач. Для этого предприятие должно иметь в своем распоряжении трудовые,финансовые и материально-технические ресурсы. Для обеспечения производственногопроцесса предприятию необходимо иметь производственные здания, сооружения,складские и другие помещения. Необходимо закупить оборудование, материалы и др.То есть иметь основные средства. Они являются определяющей составляющей всейпроизводственной деятельности предприятия.
Основные фонды — важнейшая и преобладающая часть всех фондовв промышленности. Они определяют производственную мощь предприятий,характеризуют их техническую оснащенность, непосредственно связаны спроизводительностью труда, механизацией, автоматизацией производства,себестоимостью продукции, прибылью и уровнем рентабельности. Основные средствапредприятия многократно используются в хозяйственной деятельности, постепенно изнашиваясь,они, переносят свою стоимость на созданный продукт по частям в течение ряда летв виде амортизационных отчислений.
В результате экономического кризиса в реальном сектореэкономики скопилось огромное количество неиспользуемого морально обесцененногои физически изношенного оборудования. В связи с этим в настоящее времяактуальны вопросы изучения сущности основных фондов, их обновления, использованияобъектов основных средств.

1. Понятия основныхсредств
 
Основные средства — отражённые в бухгалтерском илиналоговом учете основные фонды организации в денежном выражении.
Основные фонды — это средства, которые многократноучаствуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральнуюформу. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должныиметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средствуменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.
Средства труда́ — то, чем человек воздействует напредмет. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические ихимические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.
Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием напроизводство и реализацию (продажу) продукции или услуги.
Амортизация — процесс перенесения по частям стоимости основных средств инематериальных активов по мере их физического или морального износа настоимость производимого продукта.
К нематериальным активам относят активы, которыеудовлетворяют следующим условиям:
1. отсутствиематериально-вещественной структуры;
2. возможностьидентификации от другого имущества;
3. использование впроизводстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо дляуправленческих нужд организации;
4. использование втечение длительного времени, т.е. срока полезного использования,продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если онпревышает 12 месяцев;
5. организация непредполагает последующую перепродажу данного имущества;
6. способностьприносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
7. наличие надлежащеоформленных документов, подтверждающих существование самого актива иисключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности(патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки(приобретения) патента, товарного знака и т.п.).
Основные средства — это часть имущества, используемая организацией в течениедлительного времени (более 12 месяцев) при производстве продукции (выполненииработ, оказании услуг), а также в управленческих целях.
Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основныхсредств при единовременном выполнении следующих условий:
1. объектпредназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работили оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставленияорганизацией за плату во временное владение и пользование или во временноепользование;
2. объектпредназначен для использования в течение длительного времени (более 12 месяцевили обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);
3. организацией непредполагается последующая перепродажа данного объекта;
4. объект способенприносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» иОбщероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) в бухгалтерском учете косновным средствам:Относятся Не относятся
здания,
сооружения,
машины и оборудование,
измерительные и регулирующие приборы и устройства,
жилища,
вычислительная техника, оргтехника,
транспортные средства,
инструмент,
производственный и хозяйственный инвентарь,
рабочий, продуктивный и племенной скот,
многолетние насаждения,
прочие виды материальных основных фондов.
предметы, служащие менее 1 года, независимо от их стоимости
предметы стоимостью ниже лимита, устанавливаемого Минфином России (20 000 руб.), независимо от срока службы, кроме сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным фондам, независимо от их стоимости;
орудия лова,
бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до 2х лет ,
специальные инструменты и специальные приспособления, независимо от их стоимости;
сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным фондам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства независимо от их стоимости;
специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;
форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;
временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;
тара для хранения товарно-материальных ценностей на складах или осуществления технологических процессов, стоимостью в пределах лимита, установленного Минфином России;
предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;
молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также ездовые и сторожевые собаки, подопытные животные;
многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.
машины и оборудование, числящиеся как готовые изделия на складах предприятий — изготовителей, снабженческих и сбытовых организаций, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути, числящиеся на балансе капитального строительства.

Основные средства, предназначенные исключительно дляпредоставления за плату во временное владение и пользование или во временноепользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете ибухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности (счет03).
Другие основные средства учитываются на счете 01 «Основныесредства».

Глава 2. Синтетический и аналитическийучёт основных средств
 
2.1Учет наличия и поступления основных средств
Учетпоступления основных средств ведется в разрезе перечисленных классификационныхгрупп и инвентарных объектов. При поступлении объекта в эксплуатацию комиссией,назначаемой руководителем организации, оформляется акт (накладная)приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1). В нем указываются характеристикаобъекта, его местонахождение, источник финансирования приобретения, год выпускаили постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания объекта, егосоответствие техническим условиям и др. Акт (накладная) приемки-передачиосновных средств составляют на каждый объект в отдельности. По общему акту,оформляющему приемку нескольких объектов, рекомендуется приходовать лишьхозяйственный инвентарь, инструменты, станки, если они однотипны, одинаковойстоимости и приняты одновременно. К акту (накладной) приемки-передачиприлагается необходимая техническая документация ( паспорта, спецификации,рабочие инструкции и т.п.).
Каждомуобъекту основных средств, принятому на учет, присваивается инвентарный номер.Он сохраняется на все время эксплуатации объекта и обозначается на нем путемприкрепления металлического жетона, нанесения краской, насечки и т.п. Объектыосновных средств обычно нумеруются по порядково-серийной системе, и номеруказывается во всех первичных документах и регистрах бухгалтерского учета.Инвентарным номером объектов железных транспортных средств (электровозов,тепловозов, локомотивов) обычно служат номера, полученных назаводах-изготовителях, а у объектов автомобильного транспорта, тракторов иприцепов – знаки, присвоенные им госавтоинспокцией. Присваивать вновьпоступившим основным средствам инвентарные номера выбывших объектов нельзя втечение 5 лет после списания, так как это может привести к путанице и ошибкам вучете.
Акт(накладная) приемки-передачи основных средств с сопроводительными документамипередается в бухгалтерию организации передается в бухгалтерию организации. Наоснование акта бухгалтерия открывает инвентарную карточку учета основныхсредств (ф. № ОС-6), где указывает инвентарный номер объекта и основные данныео нем ( первоначальная и восстановительная стоимость, срок полезногоиспользования, норма амортизационных отчислений, сумма износа на моментоприходования и т.п. ).
Наарендованные в порядке текущей аренды и финансового лизинга основные средстваунитарные карточки не открываются. Для их аналитического учета используют копиюкарточки, прилагаемой арендодателем (лизингодателем) к акту сдачи объектаосновных средств а аренду (лизинг). При реконструкции, значительной достройкиили дооборудования объектов открывается новая карточка.
Дляобеспечения сохранности инвентарные карточки каждого объекта регистрируются вспециальных описях и хранятся в картотеке бухгалтерии сгруппированными поотраслевым классификационным группам, а внутри этих групп — по местамэксплуатации и по видам объектов. При выбытие основных средств инвентарнаякарточка из карточек изымается.
Ворганизациях с небольшим количеством объектов основных средств, а также еслиони представляют собой сложные инвентарные объекты, имеют много крупныхсоставных приспособлений и устройств (электоромоторов, трансмиссий и т.п.),пообъектный учет можно весть в инвентарных книгах. При использовании в учетекомпьютеров отпадает необходимость в карточке инвентарных карточек и всенеобходимые сведения о наличие и движение основных средств получают на основеинформационной базы банка данных в виде распечатки регистров (машинограмм),используемых для управления основными средствами.
Учетналичия и движения основных средств, принятых на баланс организации, ведется насчете Основных средств. Здания, машины и оборудование арендованные учитывают назабалансовом счете Арендованных основных средств.
Вкоммерческих организациях (товариществах и обществах) основные средства могутпоступить в порядке оплаты акций и/или вклада учредителей (акционеров). В этомслучае регистрируют в учете бухгалтерской записью
Д-тсч. 01 ”Основные средства”
К-тсч 75 ”Расчеты с учредителями”
Оценкатаких объектов и целесообразность их оприходования для зачисления в качествевклада должна быть согласована с другими учредителями и отражена в протоколесобрания акционеров (пайщиков).
Предоставлениеорганизациям основных средств в безвозмездное пользование на счетахбухгалтерского учета отражают записью
Д-тсч. 01 “Основные средства”
К-тсч 83 ”Добавочный капитал” / ”Безвозмездно полученные ценности” – по рыночнойстоимости оприходованных объектов основных средств.
Фактическиезатраты, связанные с приобретением основных средств, за исключение НДС и другихвозмещаемых налогов, отражаются по дебету капитальных вложений акорреспонденции со счетами расчетов.
Основныесредства, приобретенные за плату, приходуются по договорной или рыночной ценепокупки с добавлением расходов по доставку и установке (включая процент накредит, полученный для приобретения основных средств) — до момента вводаобъекта в эксплуатацию. На стоимость приобретенного объекта с учетом расходовна его монтаж и ввод в эксплуатацию делается бухгалтерская запись
Д-тсч. 01 “Основные средства”
К-тсч 08 “Капитальные вложения”
Предварительноотражаются перечисленные выше затраты по приобретению (кредиторскаязадолженность и другие расходы) до их оплаты:
Д-тсч. 08 “Капитальные вложения ”
К-тсч 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками ”
азатем их погашение:
Д-тсч. 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”
К-тсч 51 “Расчетный счет”
Вслучае когда организация приобрела основные средства, не требующие установки имонтажа, достаточно записи по дебету счета 01 “Основные средства” и кредитусчета 08 “Капитальные вложения”, чтобы отразить увеличение стоимости объектовосновных средств в балансе и погасить кредиторскую задолженность в моментоплаты с записью по дебету счетов расчеты в корреспонденции со счетом 51“Расчетный счет ”.
Еслиосновные средства приобретены за счет бюджетных ассигнований и других целевыхисточников финансирования или для выпуска продукции, освобожденной от уплатыналога на добавленную стоимость, то уплаченный при приобретение НДС включаетсяв первоначальную стоимость объектов. В первоначальную стоимость служебныхлегковых автомобилей и микроавтобусов кроме НДС включается налог наприобретение автотранспортных средств.
Оприходованиеосновных средств, поступивших в виде вклада в совместную деятельность (подоговору простого товарищества), отражается по дебету счета Основных средств икредиту счета Расчетов по выделенному на отдельный баланс имуществу (субсчет“Расчеты по договору простого товарищества ”).
Организация,получившая объекты основных средств в хозяйственное ведение или оперативноеуправление от государственного или муниципального органа, отражает их стоимостьпри принятие на учет по дебету счета Основных средств и кредиту счета Расчетовс государством и муниципальными органами органом. Одновременно на стоимостьоприходованных объектов дебетуется счет Расчетов с государственным имуниципальным органом и кредитуется счет Добавочного капитала.
Неучтенныеобъекты основные средств, выявленные при инвентаризации, приходуются порыночной стоимости бухгалтерской записью
Д-тсч. 01 “Основные средства”
К-тсч 99 “Прибыль и убытки”
Бухгалтериинеобходимо установить причину возникновения излишка и виновных в этом лиц.
2.2 Учет ремонтов основных средств
Сцелью поддержания основных средств в рабочем состоянии на предприятиипроизводят капитальный, средний и текущий ремонты основных средств всоответствии с планами и графиками производства работ. В зависимости от способапроизводства работ различают ремонт, осуществляемый путем привлеченияспециализированных организаций (подрядный способ) и своими силами(хозяйственный способ).
Всоответствии с действующими нормативными документами фактические затраты повсем видам ремонтов основных средств включаются в затраты предприятия безналога на добавленную стоимость, за исключением случаев, когда осуществляетсяремонт основных средств, приобретенных для производства продукции,освобожденной от уплаты налога на добавленную стоимость.
Приформировании учетной политики предприятие может выбрать один из следующихпредусмотренных законодательством способов учета затрат на проведение ремонтаосновных средств:
♦по фактическим затратам;
♦с использованием счета расходов будущих периодов;
♦путем создания резерва на проведение ремонта.
Выбираятот или иной способ, необходимо принимать во внимание:
♦структуру основных производственных фондов;
♦сложность ремонта;
♦периодичность проведения ремонта;
♦стоимость ремонта в соответствии со сметами расходов и условиями договоров напроведение ремонта.
Пофактическим затратам целесообразно учитывать затраты, связанные с проведениемремонтных работ, которые не имеют регулярного характера и не требуютзначительных денежных средств. При применении этого способа учета расходы напроведение ремонтных работ отражаются в учете по мере их возникновения ивключаются в себестоимость того отчетного периода, когда они имели место.
Принеравномерном проведении ремонтных работ, а также в случае осуществленияединовременных расходов на ремонт объектов основных средств для их равномерноговключения в состав производственных затрат можно фактически произведенныерасходы предварительно отражать на счете 97 «Расходы будущих периодов» споследующим включением в состав производственных затрат в установленномпредприятием порядке.
Напредприятиях с большим количеством объектов основных производственных фондов,требующих значительных расходов на проведение ремонтных работ, а также ссезонным характером проведения ремонтов рекомендуется создавать резервы напроведение ремонта. Как правило, такой порядок применяется при осуществлениикапитальных ремонтов долгосрочного характера. Используется счет 96 «Резервыпредстоящих расходов» для создания резерва (субсчет «Резерв на проведение ремонта»).
Резервна проведение ремонта создается на один финансовый год. Не израсходованные вконце отчетного года средства резервного фонда на проведение ремонтных работотносятся на финансовые результаты деятельности организации. Если на конецотчетного года средств резерва на ремонтные работы оказалось недостаточно, тоделается дополнительное начисление.
Правильностьобразования и использования сумм по резерву на проведение ремонта основныхсредств периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет,расчетов и т. п. и при необходимости корректируется. Счет 96 субсчет «Резерв напроведение ремонта», используемый для учета созданного резерва на проведениеремонта основных производственных фондов, закрывается в конце отчетного года исальдо не имеет.
Учетремонтов при подрядном способе производства работ
Насумму акцептованных счетов подрядчика за выполнение работы по текущему икапитальному ремонту основных средств делаются записи на счетах бухгалтерскогоучета:
— на стоимость работ по ремонту основных средств;
— на сумму НДС.
Сдачаобъектов в эксплуатацию оформляется актами приемки-сдачи отремонтированных,реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3).
Учетремонтов при хозяйственном способе производства работ
Прихозяйственном способе производства работ по текущему и капитальному ремонтамосновных средств на основании первичных документов и справок бухгалтерииделаются записи на счетах бухгалтерского учета:
♦на сумму затрат по ремонту;
♦на стоимость израсходованных материалов, запасных частей и быстроизнашивающихся предметов;
♦на сумму начисленной заработной платы персоналу за работы по ремонту основныхсредств;
♦на сумму отчислений социального налога по действующим нормативам;
♦на сумму расходов по ремонту основных средств, оплаченных из подотчетных сумм.
Расходына ремонт учитываются при налогообложении прибыли в размере фактических затрат.Эти расходы включаются в себестоимость продукции в том отчетном периоде, вкотором они возникли (ст. 260 НК РФ).
2.3 Учет выбытия основных средств
Основные средства выбывают из организации в результате:
· продажи;
· списания илиликвидации;
· передачи в видевклада в уставный капитал других организаций;
· безвозмезднойпередачи;
· по другимпричинам.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает илипостоянно не используется для производства продукции, выполнения работ иоказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию сбухгалтерского учета.
Выбытие объекта основных средств имеет место в случаяхпродажи, безвозмездной передачи, списания в случае морального и физическогоизноса, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайныхситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другихорганизаций.
Если списание объекта основных средств производится врезультате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскомуучету в сумме, согласованной сторонами в договоре.
Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектовосновных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, ккоторому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средствс бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков вкачестве операционных доходов и расходов.
В соответствии с МСФО 16 прибыли и убытки, возникающие отвыбытия или реализации объекта основных средств, должны определяться какразность между оценочной суммой чистых поступлений от выбытия и балансовойстоимостью актива и признаваться как доход или расход в отчете о прибылях иубытках.
В ПБУ 6/01 уточнен порядок отражения доходов и расходов отсписания объектов основных средств на счете прибылей и убытков в качествеоперационных доходов и расходов.
С введением в действие с 1 января 2000 года Положений побухгалтерскому учету «Доходы организации» и «Расходыорганизации», а также с применением с 1 января 2001 года Плана счетовфинансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по егоприменению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, затраты,связанные с выбытием, продажей и прочим списанием объектов основных средств, ккоторым относятся такие затраты, как начисленная оплата труда и отчисления насоциальное страхование работников, участвующих в операциях по выбытию основныхсредств, налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при продаже основных средств(демонтаж, упаковка, разборка металлолома и др.), стоимость услугвспомогательных производств, участвующих в операциях по выбытию основныхсредств, задолженность другим организациям за услуги, например транспортные,комиссионные, оплата услуг экспертов, плата за оформление документов, могутпредварительно аккумулироваться на счете учета вспомогательного производстваили прямо относиться в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»,субсчет «Прочие расходы».
Поступления, связанные с продажей и прочим списанием основныхсредств, отражаются по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы»,субсчет «Прочие доходы».
Основные средства могут быть проданы, безвозмездно переданы,списаны в случае морального и физического износа, ликвидированы при авариях,стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, переданы в виде вклада вуставный (складочный) капитал других предприятий.
В любом случае, если выбытие актива связано с их продажей,выручка должна быть согласована сторонами договора. Причем доходы и расходы вэтом случае являются операционными.
В пункте 15 ПБУ 6/01 установлено, что сумму дооценки активанужно перенести из добавочного капитала в нераспределенную прибыль организации.
В бухгалтерском учете при этом делается проводка.
Дебет 83 Кредит 84
— списана дооценка по выбывшему объекту основных средств.
Выбытие основных средств производится учреждением вустановленном действующим законодательством порядке.
Основные средства, полученные и переданные учреждениямибезвозмездно, отражаются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости.
Для оформления списания пришедших в негодность основныхсредств применяются: акты о списании основных средств в бюджетных учрежденияхф.ОС-4 бюдж.; акты о списании транспортных средств в бюджетных учрежденияхф.ОС-4а бюдж.; акты о списании исключенной из библиотеки литературы в бюджетныхучреждениях ф.444. Указанные акты составляются постоянно действующей комиссией,назначенной приказом руководителя учреждения.
Для определения пригодности имущества к дальнейшемуиспользованию, возможности его восстановления, а также для оформлениядокументации на списание пришедшего в негодность имущества в кредитнойорганизации создается комиссия из соответствующих должностных лиц. При этом в комиссиюдолжны быть включены заместитель руководителя кредитной организации, главныйбухгалтер (бухгалтер), представитель юридической службы, другие специалисты (порешению руководителя) и лица, на которых возложена ответственность засохранность имущества.
В компетенцию комиссии входит:
—   осмотр объекта (предмета) имущества,подлежащего списанию, с использованием технической документации, данныхбухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению идальнейшему использованию;
—   установление причин списания объекта;
—   выявление лиц, по вине которыхпроизошло выбытие объекта (предмета), внесение предложений о привлечении этихлиц к ответственности;
—   определение возможности использованияили реализации (в т.ч. как вторсырья, лома, утиля) отдельных узлов, деталей,материалов списываемого объекта и их оценка, контроль за изъятием изсписываемых объектов отдельных узлов, деталей, материалов, состоящих илисодержащих цветные и драгоценные металлы, определение веса, стоимости и сдачана склад;
—   оставление акта на списание объектаосновных средств, акта на списание автотранспортных средств с приложением актовоб авариях, если они имели место. В актах должны быть указаны данные,характеризующие объект, — дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, годизготовления, приобретения или постройки, время ввода в эксплуатацию, срокполезного использования, первоначальная стоимость, сумма начисленнойамортизации (износа), проведенные ремонты, причины выбытия, состояние основныхчастей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Акты утверждаютсяруководителем кредитной организации.
Бухгалтерские записи по лицевому счету осуществляются наосновании первичных документов (актов, накладных и т.п.). На дату реализациилибо выбытия (списания) лицевой счет подлежит закрытию с отнесением остатка,отражающего финансовый результат, на соответствующие счета по учетудоходов/расходов.
По дебету счета отражаются:
—   балансовая стоимость выбывающегоимущества в корреспонденции со счетами по учету основных средств, нематериальныхактивов, материальных запасов;
—   затраты, связанные с выбытием(реализацией) в корреспонденции со счетами по учету расчетов с поставщиками,подрядчиками и покупателями;
—   сумма, подлежащая доплате в случаенеравноценного обмена по договору мены, в корреспонденции со счетами по учетурасчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями или уплаченная сумма вкорреспонденции со счетом по учету денежных средств.
По кредиту счета отражаются:
—   выручка от реализации объекта,определенная договором купли-продажи, в корреспонденции со счетами по учетурасчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями;
—   рыночная цена имущества, получаемогопо договорам мены, в корреспонденции со счетом по учету капитальных вложений(если получаемое имущество — основные средства, нематериальные активы), счетамипо учету материальных запасов, а также сумма, подлежащая получению принеравноценном обмене в корреспонденции со счетами по учету расчетов споставщиками, подрядчиками и покупателями;
—   амортизация, начисленная на выбывающийобъект, в корреспонденции со счетами по учету амортизации;
—   невыплачиваемыеарендодателю/лизингодателю платежи (при досрочном возврате в установленныхдоговором случаях лизингового имущества лизингодателю) в корреспонденции сосчетом по учету арендных обязательств.
При списании имущества вследствие его непригодности кдальнейшему использованию по кредиту лицевого счета также отражаются:
—   переоценка, на сумму разницы междубалансовой стоимостью и фактически начисленной амортизацией (при списании неполностью амортизированных основных средств) в корреспонденции со счетом поучету прироста имущества при переоценке, в пределах суммы остатка на лицевомсчете выбывающего объекта;
—   стоимость оприходованных по ценевозможного использования (реализации) узлов, деталей, материалов вкорреспонденции со счетами по учету материальных запасов;
—   суммы возмещения материального ущербаот недостач или порчи ценностей, взыскиваемых в установленных законодательствомРоссийской Федерации случаях с виновных лиц, в корреспонденции со счетом поучету расчетов с работниками по оплате труда либо со счетом по учету расчетов спрочими дебиторами.
2.4 Инвентаризация основных средств
Инвентаризация проводится ежегодно в соответствии сМетодическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательстви на основании письменного приказа руководителя (Форма № ИНВ-22).
До начала инвентаризации проводится проверка:
1) инвентарныхкарточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
2) техническихпаспортов или другой технической документации;
3) документов наосновные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
При инвентаризации основных средств комиссия производитосмотр объектов и заносит в описи (Форма № ИНВ-1) полное их наименование,назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационныепоказатели.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а такжеобъектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указанынеправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения итехнические показатели по этим объектам.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и неподлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельнуюопись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объектык непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средствпроверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении иарендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись.
По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклоненияот учетных данных, составляются сличительные ведомости (Форма № ИНВ-18). Всличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то естьрасхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и даннымиинвентаризационных описей.
Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются вследующем порядке:
· основныесредства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости изачислению в состав прочих доходов организации на счете 91 недостачи относятсяна виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взысканиис виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются наиздержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчиценностей. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетноститого месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовойинвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.
Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации:№ Содержание операции Дебет Кредит 1.
Учтены выявленные излишки основных средств 01 91
2. Учет недостачи основных средств 2.1. Списание первоначальной стоимости 01-В 01 2.2. Списание амортизации по основному средству 02 01-B 2.3. Учет недостачи по остаточной стоимости 94 01-B
3. Списание недостачи за счет виновных лиц 3.1. Остаточная стоимость 73-2 94 3.2. Превышение рыночной стоимости 73-2 98 3.3. Получена сумма в счет погашения недостачи 50,51 73-2 3.4. Списана разница между рыночной и остаточной стоимостью 98 91 4.
Списание недостачи за счет организации 91 01
 

2.5 Особенности учёта основных средств в условияхавтоматизации
Ещесовсем недавно в научных изданиях, в компьютерной и экономической прессе велисьожесточенные дискуссии о возможности и целесообразности автоматизациибухгалтерского учета. А сейчас большинство предприятий и учреждений, независимоот форм собственности и вида осуществляемой деятельности, эффективно ведутбухгалтерский учет с помощью различных пакетов прикладных программ(ПРОФИТ-КОМПЛЕКС, 1С: Бухгалтерия, БЭСТ и другие).
Ябы хотела рассказать, как ведется автоматизированный учет основных средств напримере ППП «1С: Бухгалтерия». Данная программа работает в среде Windows, чтодает ей ряд преимуществ. По мнению большинства специалистов, одной из самыхлучших бухгалтерских программ, работающих в системе Windows, максимальноиспользующей все ее преимущества, является «1С: Бухгалтерия для Windows».
Какиепреимущества дает «1С: Бухгалтерия для Windows» в организации ведения компьютерногоучета?
· Многооконныйпринцип работы;
· Графическийинтерфейс;
· Всеобщаясвязь и обмен данными между любыми программами.
«1С:Бухгалтерия – проф. для Windows» — универсальная бухгалтерская программа,являющаяся значительно усовершенствованной версией «1С: Бухгалтерия» — самойраспространенной бухгалтерской программой в СНГ. «1С: Бухгалтерия» может бытьнастроена самим бухгалтером на особенности бухгалтерского учета на своемпредприятии (в организации), на любые изменения законодательства и формотчетности. Один раз, освоив универсальные возможности программы, бухгалтерсможет автоматизировать различные разделы учета.
Основныеособенности «1С: Бухгалтерии»:
· Ведениесинтетического и аналитического учета применительно к потребностям предприятия;
· Возможностиведения количественного и многовалютного учета;
· Получениевсей необходимой отчетности и разнообразных документов по синтетическому ианалитическому учету;
· Полнаянастраиваемость: возможность изменять и дополнять план счетов, системупроводок, настройки аналитического учета, формы первичных документов, формыотчетности;
· Возможностьавтоматической печати выходных (первичных) документов.
Программаотличается удобством в работе, быстротой проведения операций, использованиемнаглядных возможностей Windows-интерфейса (меню, окна, пиктограммы и т. д.) илегкостью освоения. Имеются возможности ведения учета для одной организации нанескольких компьютерах и на одном компьютере для нескольких организаций.
Привозникновении каких-либо проблем, можно в любом режиме работы, нажав на клавишу«F1», получить помощь – экран встроенного справочника «1С: Бухгалтерия» сописанием возможных действий в конкретной ситуации, назначения пункта меню и т.д.
Работас программой начинается с первоначальной настройки программы. «1С: Бухгалтерия»имеет следующие этапы настройки: установка общих параметров задачи (параметрыотчетов, параметры печати отчетов, параметры журнала операций, принтер),установка отчетного периода, настройка интервала просмотра операций в режиме,заполнение справочников.
Заполнениесправочников является важнейшим этапом работы с программой для последующегоформирования отчетности.
Впрограмме предусмотрены следующие справочники:
Ø  Справочник«Счета» (Приложение Ф1). Для организации автоматизированного учета основныхсредств в плане счетов должен быть предусмотрен счет 01 «Основные средства» ссоответствующими субсчетами. Как правило, стандартная настройка справочников,поставляемых с программой, включает все стандартные счета и субсчета дляведения учета наиболее распространенных хозяйственных операций. Не являетсяисключением и учет основных средств.
Вданном справочнике осуществляется привязка аналитических счетов к синтетическим(в графе «Виды субконто»), указывается будет ли вестись по счетамколичественный учет.
Ø  Справочник«Виды субконто». Для ведения аналитического учета программа позволяет вестинеограниченное количество справочников объектов аналитического учета, в томчисле и по основным средствам. Для обобщения названия группы объектованалитического учета используется термин «субконто». Следует отметить, чтокаждый вид субконто может быть «прикреплен» к любому числу счетов и субсчетов.Аналитический учет целесообразно вести по тем счетам, для которых необходимоиметь остатки и обороты по каждому объекту. В «1С: Бухгалтерии» списки объектованалитического учета могут иметь многоуровневую структуру. Это позволяетполучать итоги с разной степенью детализации, а также организовыватьсправочники объектов аналитического учета более удобным образом.
Ø  Справочник«Константы». При формировании отчетов большинство показателей рассчитывается наоснове введенных данных о хозяйственных операциях. Но в отчеты необходимовключать и такие сведения, которые нельзя получить из информации, хранимой вжурнале операций. Такими сведениями являются, например, название организации,фамилии руководителя и главного бухгалтера и т. д. Такие данные надо занести всписок «Константы» (Приложение Ф2).
Ø  Списоктиповых операций. При вводе стандартных или часто используемых операций оченьважна автоматизация ручных действий, а также распечатка необходимых первичныхдокументов (накладных, кассовых ордеров и т. д.). Для реализации этих функций в«1С: Бухгалтерии», наряду с режимом ручного ввода проводок, имеется возможностьиспользования типовых операций.
В«1С: Бухгалтерии» предусмотрены следующие типовые операции по учету основныхсредств:
· ОС:поступление – безвозмездно;
· ОС:поступление – покупка;
· ОС:поступление – капитальное строительство;
· ОС:выбытие – продажа;
· ОС:выбытие – списание;
· ОС:оплата;
· ОС:износ и др.
Послезаполнения бланка реквизитов типовой операции можно выполнить следующиедействия: выполнить формирование выходного документа (созданный документпредъявляется в отдельном окне и его можно просматривать, распечатывать,корректировать и сохранять в архиве); просматривать и редактировать формувыходного документа; записать сформированные для типовой операции проводки вжурнал операций; окончить ввод типовой операции, при этом все созданныепроводки не записываются в журнал операций, т. е. пропадают.
Ø  Справочник«Документы и расчеты». Другое средство ввода проводок в журнал операций – режимдокументов и расчетов. По сравнению с типовыми операциями, режим документов ирасчетов обладает большими возможностями (произвольные формы запросовреквизитов документов, гибкое формирование проводок и т. д.). Справочник«Документы и расчеты» позволяет вводить и хранить в журнале данные о документах(платежных поручениях, счетах, накладных и т. д.) или расчетах и о связанных сдокументами проводках. Сами эти проводки создаются автоматически по заданнымформулам.
Вкомплект поставки «1С: Бухгалтерии» входит набор документов и расчетов,позволяющий вводить и распечатывать платежные поручения, счета, накладные и т.д.
Чтокасается основных средств, то в данном справочнике предусмотрена такая функция,как начисление износа. Как отмечалось выше, начисление износа в программе «1С:Бухгалтерия» может быть реализовано и с помощью режима «Типовые операции»,однако режим «Документы и расчеты» позволяет более эффективно производитьначисление износа в соответствии с годовыми нормами.
Вданном списке формы документов и расчетов являются образцами – их можноизменять в соответствии с процессом бухгалтерского учета данного учреждения(организации).
Затемрекомендуется осуществить ввод остатков. Остатки вводятся в журнал операций запредшествующий рабочий период.
Привводе остатков по активным счетам бухгалтерская проводка имеет следующий вид:
Д-тсоответствующего счета – К-т 00.
Еслипо соответствующему счету имеется аналитика и ведется количественный учет, тодополнительно заполнятся в журнале операций графы «субконто, Д и К,количество».
Привводе остатков по пассивным счетам проводка выглядит следующим образом:
Д-т00 – К-т соответствующего счета;
Привводе остатков по активно-пассивным счетам проводка вводится дважды.
Послеввода остатков необходимо провести контроль правильности введенных проводок врежиме «Отчетность» функции «Оборотно-сальдовая ведомость». В строке по счету00 в графе «обороты за период, сумма по Д и К» должно быть равенство. Еслиравенства нет, то остатки введены не верно, необходимо вернуться в журналопераций, найти и исправить ошибку.
Затем можно приступить непосредственно к вводу хозяйственныхопераций в Журнал операций. Исходными данными для ввода проводок в Журналопераций являются все первичные документы по поступлению, перемещению и выбытиюосновных средств, которые были описаны мной в предыдущих пунктах курсовойработы.
В журнал последовательно вводятся дата, Д и К, сумма,краткое содержание операции. При вводе номера счета, имеющего аналитику,заполняются графы «Д субконто, К субконто, количество». Сумма исчисляетсяавтоматически на основе введенной в список субконто цены.
Проводкив Журнал Операций можно вводить несколькими способами:
Ø  Ручной ввод проводок;
Ø  Копирование проводок;
Ø  Типовые операции: позволяетавтоматизировать ввод стандартных или часто используемых операций.
Ø  Ввод проводок при помощи режима«Документы и расчеты» (можно ввести данные о некотором документе (платежноепоручение, счет, накладная, акт приемки-передачи основных средств и т. д.) илирасчете (налогов, переоценке валюты, начислении износа и т. д.), а такжесвязанные с ним проводки, которые автоматически рассчитываются по заданнымформулам, а нужные суммы заносятся в соответствующие документы, которые можнораспечатать на принтере).
Ø  Перенос проводок позволяетимпортировать данные, подготовленные в других программах или созданные в «1С:Бухгалтерии» на других компьютерах.
Наосновании введенных проводок при помощи режима «Отчетность» программа формируетотчетность и различные вспомогательные документы.
«1С:Бухгалтерия» позволяет формировать 14 видов выходных документов, не считаяотчетов произвольной формы: оборотно-сальдовые ведомости, шахматки, отчеты пожурналу операций, карточки счетов и субконто, ведомости анализа счетов по датами по субконто, ведомости оборотов между субконто и т. д.
Всеэти отчеты (кроме отчета по журналу операций) используют рассчитанные итоговыеданные, поэтому соответствующие пункты меню будут доступны лишь в случае, еслиитоги были рассчитаны.
Рассмотрим,какие стандартные отчеты мы можем получить по счетам, используемым для учетаосновных средств.
Ø  Списоксводных проводок — это документ, содержащий обороты между счетами (суммы вдебет одного счета с кредита другого) за некоторый период времени. Этот списоксодержит ту же информацию, что и шахматка, но представляет ее другим способом.(Приложение Х1).
Ø  Шахматка- это документ, содержащий табличное представление оборотов между счетами занекоторый период времени. Шахматка часто используется бухгалтерами, так как онадает наглядное представление о движении средств и обязательств учреждения.(Приложение Ц1).
Ø  Оборотно-сальдоваяведомость. Она содержит для каждого счета остатки на начало и на конец периодаи обороты по дебету и кредиту за данный период. Этот оборот является одним изнаиболее часто используемых в бухгалтерской практике. (Приложение Ц2).
Ø  Оборотно-сальдоваяведомость по счету. Для счетов, по которым ведется аналитический учет, можнополучить разбиение оборотов и остатков по счету по конкретным объектаманалитического учета. Например, на счете 013 «Машины и оборудование» вучреждении числятся ксерокс «Минолта» и спортивные снаряды. Сформируемоборотно-сальдовую ведомость по счету 013 по всем субконто. (Приложение Ч1).
Ø  Оборотысчета (Главная книга) используется для вывода оборотов и остатков счета замесяц и/или квартал. Он может быть очень полезен при подведении итогов исоставлении отчетности… Сформируем обороты счета 016 «Инструменты,производственный и хозяйственный инвентарь» за 4-й квартал 1999 года.(Приложение Ч2).
Ø  Журнал-ордери ведомость по счету. Этот отчет представляет собой отчет по оборотам счета,детализированный по датам или проводкам. Таким образом, данный отчет содержитсведения по счету о его начальных и конечных сальдо в оборотах с другимисчетами, детализированные по датам или по проводкам. Сформируем данный отчет посчету 018 «Библиотечный фонд» по проводкам. (Приложение Ч3).
Ø  Анализсчета содержит обороты счета с другими счетами, обороты за расчетный период,остатки на начало и на конец периода. Таким образом, анализ счета представляетсобой фрагмент Главной книги, касающийся данного счета за период вывода итогов.(Приложение Х2).
Ø  Анализсчета по субконто. Если по счету ведется аналитический учет, то данные можнополучить не только для счета в целом, но и для каждого объекта аналитическогоучета по данному счету. (Приложение Х4).
Ø  Анализсчета по датам. Часто необходимо получить обороты и остатки по счету на каждуюдату некоторого периода. Нужную информацию можно получить из документа «Анализсчета по датам». (Приложение Ш1).
Ø  Карточкасчета. В документ «Карточка счета» включаются все операции с данным счетом илиоперации по данному счету по конкретному объекту аналитического учета. Крометого, в карточке счета отражаются остатки на начало и конец периода, обороты запериод и остатки после каждой операции. (Приложение Х3).
Ø  Анализсубконто. В документе «Анализ субконто» для каждого субконто выбранного видаприводятся обороты по всем счетам, в котором используется это субконто, а такжеразвернутое и свернутое сальдо. (Приложение Щ).
Ø  Карточкасубконто. Если необходимо получить максимально полную картину операций пообъекту аналитического учета или группе субконто, можно воспользоваться«Карточкой субконто». Этот документ содержит все операции с данными субконто вхронологической последовательности с указанием реквизитов проводок, остатков посубконто после каждой операции, на начало и конец периода. Обороты и остаткивыводятся в стоимостном и, при наличии данных, в натуральном выражении.(Приложение Ш2).
Ø  Оборотымежду субконто. В наборе стандартных отчетов программы «1С: Бухгалтерия»имеется ведомость «Обороты между субконто», которая позволяет ответить навопрос, как связаны между собой два аналитических объекта. Например, какиеосновные средства и на какую сумму получены от поставщиков и т. д.
Ø  Журналопераций. Отчеты по «Журналу операций» предназначены для получения выборок изжурнала операций. С их помощью можно вывести списки операций за данный период,удовлетворяющие некоторым критериям: по номерам счетов дебета или кредита,наличию некоторой строки в описании операции, заданному номеру журнала и т.д.(Приложение Ш3).
Ø  Произвольныеотчеты. Кроме отчетов и ведомостей, описанных выше, «1С: Бухгалтерия» позволяетполучать отчеты произвольной формы. Каждый отчет задается с помощью файла,содержащего форму отчета и формулы расчета каждого показателя. Можно изменятьсуществующие отчеты и создавать новые.
2.6 Переоценка основных средств: способыпроведения и отражение в учете
 
Необходимость переоценки продиктована инфляционнымипроцессами. Рост цен приводит к тому, что организациям необходимо уточнятьоценку имеющихся у них активов, с тем чтобы привести их стоимость всоответствие с действующими рыночными ценами.
До вступления в силу ПБУ 6/97 переоценка основных средствпроизводилась по решению Правительства РФ: на 1 января 1992 г., на 1 января 1994 г., на 1 января 1995 г., на 1 января 1996 г., на 1 января 1997 г., на 1 января 1998 г.
С 1 января 1998 г. организации получили право самостоятельноне чаще одного раза в год переоценивать объект основных средств повосстановительной стоимости: путем индексации или путем прямого пересчета надействующие рыночные цены. Таким образом, процесс переоценки пересталдиктоваться Правительством РФ; организации решают вопрос о проведениипереоценки самостоятельно.
Согласно п. 15 ПБУ 6/01 коммерческая организация может нечаще одного раза в год (на начало отчетного периода) переоценивать группыоднородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.
Если организация решит провести переоценку, то ей придетсяэто делать регулярно (п. 15 ПБУ 6/01).
Результаты проведенной переоценки не отражают в бухгалтерскойотчетности предыдущего отчетного года; их отражают во входящем сальдо вовступительном балансе следующего года (т.е. на 1 января следующего года).
Что касается методов проведения переоценки, то они определеныв п. 43 Методических указаний. Это — индексный метод и метод прямого пересчетапо документально подтвержденным рыночным ценам.
При определении текущей (восстановительной) стоимостиорганизация может использовать данные на аналогичные объекты, полученные оторганизаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органовгосударственной статистики, торговых инспекций, сведения об уровне цен,опубликованные в СМИ и специальной литературе, оценку бюро техническойинвентаризации (БТИ), заключения эксперта.
Метод индексации основан на применении индексов-дефляторов,рассчитываемых Росстатом. Согласно письму Минфина России от 31.07.2003 N04-02-05/3/63 организация имеет право самостоятельно разработать индексы дляпереоценки или использовать индексы, разработанные НИИ статистики Росстата накоммерческой основе.
Согласно п. 45 Методических указаний решение о проведениипереоценки по состоянию на начало отчетного года оформляется соответствующимприказом руководителя, в котором указывается перечень основных средств,подлежащих переоценке. Помимо этого должны быть указаны еще следующие данные:
дата строительства, изготовления или приобретения;
дата принятия к учету;
первоначальная стоимость на дату переоценки;
восстановительная стоимость после переоценки;
остаточная стоимость;
основание для переоценки — документ, подтверждающий рыночнуюстоимость переоцениваемого объекта.
Переоценка может быть произведена как специалистом-оценщиком,так и собственными работниками. Если организация решит самостоятельнопроизводить переоценку, то нужно создать специальную комиссию. Проведяпереоценку, комиссия составляет специальный акт, где указываются всерезультаты. К акту обязательно должен быть приложен документ, подтверждающийрыночную стоимость переоцениваемых объектов.
Для подтверждения рыночных цен можно использовать:
данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные вписьменной форме от организаций-изготовителей;
сведения об уровне цен, полученные в органах государственнойстатистики, торговых инспекциях;
сведения об уровне цен, опубликованные в СМИ, специальнойлитературе, каталогах, рекламных объявлениях, пресс-релизах;
экспертное заключение о рыночной стоимости основных средств.В качестве экспертов могут быть привлечены специалисты территориальных органовРоссийского общества оценщиков, аудиторских фирм, БТИ.
Если организация привлекает оценщиков, то необходимо:
заключить договор в письменном виде;
по окончании экспертизы составить акт выполненных работ наосновании отчета, составленного специалистом-оценщиком.
Не подлежат переоценке объекты основных средств, которые неприняты на балансовый учет к моменту проведения переоценки. Все остальныеосновные средства (действующие, бездействующие, находящиеся на консервации ит.п.) переоцениваются.
Отражение в учете результатов переоценки зависит от того,впервые или не впервые переоценивается основное средство.
Если переоценка производится впервые, то:
сумма уценки основного средства относится на нераспределеннуюприбыль (непокрытый убыток);
сумма дооценки основного средства относится на добавочныйкапитал.
Если переоценка производится не впервые, то:
сумма уценки основного средства относится на уменьшениедобавочного капитала, который был сформирован ранее за счет суммы дооценкиэтого объекта. Если средств добавочного капитала не хватает, то оставшаясячасть уценки относится за счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
сумма дооценки основного средства (если в прошлые периоды онобыло уценено) относится на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) в размерепрошлой уценки. Разница между величиной дооценки и величиной уценки в прошлыепериоды относится на добавочный капитал.
Следует отметить, что в случае выбытия объекта основныхсредств сумма его дооценки должна быть перенесена с добавочного капитала нанераспределенную прибыль (непокрытый убыток).
Рассмотрим порядок отражения в учете уценки и дооценкиосновных средств.
Отражение в учёте уценки основных средств
Ситуация 1. Основные средства переоцениваются впервые
Дебет 84 — Кредит 01 — отражена сумма уценки основногосредства.
Затем необходимо скорректировать сумму амортизации,накопленной к моменту переоценки. Для этого рассчитывают специальныйкоэффициент (К):
К = ВС: ПС,
где ВС — восстановительная стоимость объекта основныхсредств;
ПС — первоначальная стоимость объекта основных средств допереоценки.
Тогда сумма скорректированной амортизации (Акор.) будет равнапроизведению суммы амортизации до переоценки и специального коэффициента:

Акор. = А х К.
Дебет 02 — Кредит 84 — отражена сумма корректировкиамортизации (уценки).
Ситуация 2. Основные средства переоценивались ранее
Если в прошлом основное средство было дооценено, то уценкаотражается следующим образом:
сумма уценки, равная прошлой дооценке, относится на добавочныйкапитал:
Дебет 83/1 — Кредит 01 — отражена уценка основного средства,равная сумме прошлой дооценки;
Дебет 02 — Кредит 83 — отражена корректировка амортизации(точно так же, как и при дооценке);
превышение уценки над суммой прошлой дооценки относится нанераспределенную прибыль (непокрытый убыток):
Дебет 84 — Кредит 01 — отражена разница между величинойуценки и суммой прошлой дооценки;
Дебет 02 — Кредит 84 — отражена корректировка амортизации(точно так же, как и при дооценке).
Если в прошлом основное средство уценивалось, то в этомслучае сумма уценки в учете отражается так, как если бы переоценка проводиласьв первый раз (т.е. с отнесением суммы уценки на нераспределенную прибыль).
Отражение в учёте дооценки основныхсредств
Ситуация 1. Основные средства переоцениваются впервые
Если основные средства дооцениваются впервые, то в этомслучае дооценка относится на добавочный капитал.
Дебет 01 — Кредит 83/1 — отражена сумма дооценки основногосредства;
Дебет 83/1 — Кредит 02 — отражена сумма дооценки амортизацииосновного средства.
Определение суммы дооценки амортизации производится такжепутем расчета коэффициента.
Ситуация 2. Основное средство переоценивалось ранее
Если основное средство в прошлом было уценено, то суммадооценки отражена следующим образом:
дооценка, равная сумме прошлой уценки, относится нанераспределенную прибыль (непокрытый убыток):
Дебет 01 — Кредит 84 — отражена дооценка, равная суммепрошлой уценки;
Дебет 84 — Кредит 02 — отражена корректировка амортизации (равнаякорректировке при уценке);
превышение дооценки над уценкой относится на добавочныйкапитал:
Дебет 01 — Кредит 83/1 — отражено превышение дооценки надуценкой;
Дебет 83/1 — Кредит 02 — отражена корректировка амортизации.
Если в прошлом основное средство было дооценено, то суммадооценки отражается точно так же, как и при переоценке впервые (т.е. сотнесением дооценки на добавочный капитал).
Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ результаты переоценки не влияютна стоимость основного средства в налоговом учете. Что касается налога наимущество, то в расчет налоговой базы включают стоимость имущества,рассчитанную по данным бухгалтерского учета. Следовательно, результатпереоценки влияет на расчет налоговой базы по расчету налога на имущество.

Заключение
Для осуществления своей производственно-хозяйственнойдеятельности предприятия должны иметь необходимые средства труда и материальныеусловия. Они являются важнейшим элементом производительных сил и определяют ихразвитие. В бухгалтерском учете средства труда выделены в отдельный объектучета, который называется основные средства.
Отличительной особенностью основных средств является ихмногократное использование в процессе производства, сохранение первоначальноговнешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействиемпроизводственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно ипереносят свою стоимость на создаваемую продукцию частями.
Основные средства играют огромную роль в процессе труда, всвоей совокупности они образуют производственно-техническую базу и определяютпроизводственную мощность предприятия. На протяжении длительного периодаиспользования основные средства поступают на предприятие и передаются вэксплуатацию; изнашиваются; подвергаются ремонту, при помощи котороговосстанавливаются их физические свойства; перемещаются внутри предприятия;выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшегоиспользования.
Формирование рыночных отношений в стране заставляет по-новомуподойти к постановке учета на отдельных участках финансово-хозяйственнойдеятельности предприятий и организаций, в том числе учета основных средств и ихналогообложения.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современныхусловиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средствважное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях попривлечению инвестиций и обновлению основного капитала.
Основные средства предприятия разнообразны по своему составуи назначению. Для ведения учета необходима классификация основных средств повидам, назначению или характеру участия в процессе производства, отраслямхозяйства, степени использования, принадлежности.
В системе рыночных отношений задачами бухгалтерского учетаявляются правильное и своевременное отражение поступления, выбытия иперемещения основных средств, контроль за их наличием и сохранностью в местахэксплуатации; своевременное и точное исчисление износа основных средств иправильное его отражение в учете; определение затрат по ремонту и контроль зарациональным использованием средств, выделенных для этой цели; своевременноепроведение инвентаризации и переоценки. Также одной из важных задач являетсяпоиск путей совершенствования бухгалтерского учета основных средств.

Список используемых источников
 
1. Закон РБ «Обухгалтерском учете и отчетности» // «Звезда» от 29.10.94.
2. Приказ МинстатаРБ от 20.01.2000 г. № 21 «Об утверждении Порядка проведения переоценки основныхфондов организаций по состоянию на 1 января 2000 года». // Главный бухгалтер. –2000, № 6, с. 23-31.
3. Новый план счетовбухгалтерского учета (Утверждено приказом Минфина России № 94н от31.10.2000г.), М., 2005г.
4. Положение побухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01 (Приказ Минфина от30.03.01 № 26н)
5. Бухгалтерскийучет и контроль в РБ (сборник нормативных актов в 6-ти томах). Мн.: «Амалфея»,1996.
6. Методическиеуказания «о прядке учета основных средств учреждений и организаций, состоящихна бюджете», утвержденные Министерством Статистики 21.07.97г. № 34.
7. А.Н. Белов.Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы. М.: «Финансы истатистика», 1995.
8. В.Г. Дорофеев,М.А. Чапкович. Бухгалтерский учет исполнения бюджета. Мн.: БГЭУ, 1996.
9. «Бухгалтерскийучет в бюджетных учреждениях».- М.: ПРИОР, 1999.
10. Чистов Д. В.«Основы компьютерной бухгалтерии: Учебный практикум по ведению бухгалтерскогоучета в «1С: БУХГАЛТЕРИИ-ПРОФ.».- М., 1997.
11. «1С:Бухгалтерия-проф 6.0»: Руководство пользователя. – М.: Фирма «1С», 1992-1996гг.
12. Бабаев Ю.А.,Сироткина О.В. О проблемах учета основных средств в бюджетных учреждениях //Бухгалтерский учет. – 1999, № 7, с. 7-11.
13. Кондакова Н.Переоценка основных средств // Главный бухгалтер. – 2000, № 2, с. 23-24.
14. Королев Ю.Бухгалтерские программы // Главный бухгалтер. – 2000, № 4, с. 73-74.
15. Мизиковский Е.А.,Елманова Е.Н., Пуреховская Е.В. «Лабораторный практикум по бухгалтерскомуучету: Учебное пособие» — М.: Экономистъ, 2004г.
16. Малявкина Л.И.«Бухгалтерский и налоговый учет основных средств», М.: ООО «Вершина», 2004г.
17. Гетьман В.Г.«Финансовый учет», М.: «Финансы и статистика», 2004г.
18. Кондраков Н.П.«Бухгалтерский учет», М., 2005г.
19. Соколов Я.В.«Бухгалтерский учет», М., 2004г.
20. http://www.uchetnalogi.ru/
21. http://www.buhbudjet.ru/
22. http://www.buhgalteria.ru/
23. http://www.businessuchet.ru/
24. http://www.buhgalt.ru/
25. http://www.akdi.ru/
26. http://profvaluer.ru/
27. http://lia.net.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аналіз трудових показників на ЦЗФ "Комсомольська"
Реферат Автомобилестроение
Реферат Анализ затрат на себестоимость на примере ЗАО Кубаньгазстрой
Реферат Разработка систем управления базой данных MySQL
Реферат Решение задач с помощью ортогонального проектирования
Реферат Разработка модели экономики предприятия в условиях рынка
Реферат 7. переход доли или части доли в уставном капитале стр
Реферат Лабораторная работа-Физический маятник
Реферат Сословно-представительная монархия в России середина XVI - середина XVII вв
Реферат Jjjj Essay Research Paper Computers and crime
Реферат Методика нарахування бюджету Генічеської районної державної адміні
Реферат Интеграционный маркетинг
Реферат Перспективы развития налоговых льгот для предприятий малого бизнеса в кризисный период
Реферат Стиль барокко в архитектуре
Реферат 1 Сотрудник обязан приступить к работе с " " 19 г