Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Ведение бухгалтерского учета на малом предприятии

Введение
Бухгалтерский учет только на основаниипервичных учетных документов, которые должны составляться при проведениихозяйственных операций и соответствовать унифицированным стандартным формам,утвержденным Госкомстатом РФ, а при их отсутствии – разрабатываться самимпредприятием. При разработке форм документов самостоятельно образцы их должныбыть приложены к Положению об учетной политике.       
Использование стандартного плана счетовбухгалтерского учета (на основе которого предприятие может самостоятельносформировать свой рабочий план счетов).
Обязательное проведение инвентаризации –для проверки данных бухгалтерского учета и отчетности и документального ихподтверждения.
Ведение учета имущества, обязательств ихозяйственных операций предприятия:
– непрерывно с момента егорегистрации в качестве юридического лица до ликвидации или реорганизации;
– без каких-либо пропусков и изъятийсо своевременной регистрацией на счетах всех операций и результатовинвентаризации;
– путем двойной записи навзаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в хронологическойпоследовательности.
Соответствие данных аналитического учетаоборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
Организация раздельного учета:
– имущества, находящегося всобственности предприятия, и имущества других юридических лиц, находящегося унего;
– текущих затрат на производствопродукции и капитальных вложений.
Ведение бухгалтерского учета в рублях.Записи по валютным счетам и операциям в иностранной валюте производятся врублях с пересчетом по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции. Одновременноэти записи производятся в валюте расчетов и платежей.
 

1. Цель бухгалтерскогоучета, его пользователи, основы организации, нормативное регулированиебухгалтерского учета хозяйственной деятельности субъекта малогопредпринимательства
 
Бухгалтерский учет – это информационнаясистема, формирующая полную и достоверную информацию о деятельности организации(предприятия), её имущественном положении и финансовом состоянии.Обязательность ведения бухгалтерского учета всеми организациями предусмотренаФедеральным законом «О бухгалтерском учете».
Своевременное получение учетной информации опроизводственно-хозяйственной деятельности организации позволяет её руководствуоперативно воздействовать на ход производства, принимать соответствующие мерыдля повышения экономических показателей. Данные бухгалтерского учета помогаютинвесторам оценить финансовое положение организации, её платежеспособность икредитоспособность, степень рентабельности инвестиций в данный бизнес. Поэтомуот правильной постановки бухгалтерского учета зависит дальнейшая судьбаорганизации.
При организации 6 ухгалтерского учетасубъекты малого предпринимательства (далее – СМП), являющиеся юридическимилицами, должны руководствоваться едиными методологическими основами иправилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете»,Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации, Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ), Федеральнымзаконом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации», Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности организаций и Инструкцией по его применению, Типовымирекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малогопредпринимательства.
Индивидуальные предприниматели ведут учетдоходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством.
Организации, перешедшие на упрощеннуюсистему налогообложения (далее – УСН), освобождаются от обязанности ведениябухгалтерского учета. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющиеУСН, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ,а учёт основных средств и нематериальных активов – в порядке, предусмотренномзаконодательством о бухгалтерском учете.
Основные требования кведению бухгалтерского учета:
Объекты бухгалтерского учета – имуществопредприятия, его обязательства и осуществляемые в процессе деятельностихозяйственные операции.
Согласно Федеральному закону «Обухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета напредприятии и соблюдение законодательства несет его руководитель. Он обязансоздать необходимые условия для правильной постановки учета.
В соответствии с ФЗ «О бухгалтерскомучете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности руководительпредприятия может в зависимости от объема учетной работы:
1) сформироватьбухгалтерскую службу в виде специального подразделения, возглавляемого главнымбухгалтером;
2) ввестив штат должность бухгалтера;
3) передатьна договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной
бухгалтерии, специальной организации илибухгалтеру-специалисту;
4) вестибухгалтерский учет лично.
Главный бухгалтер назначается иосвобождается от должности на основании приказа руководителя предприятия иподчиняется непосредственно ему. Главный бухгалтер несет ответственность заформирование Учетной политики, методологию и ведение бухгалтерского учета;своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности вконтролирующие органы.
Если в штате предприятия не предусмотренадолжность кассира, то главный бухгалтер имеет право выполнять эти функции посовместительству. Для этого должен быть оформлен специальный приказруководителя, копию которого следует передать в обслуживающий банк.
Требования главного бухгалтера подокументальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению вбухгалтерию необходимых документов и сведений в полном объеме и заданные срокиобязательны для всех работников предприятия.
Налоговый учет осуществляетсяпредприятиями в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Дляорганизации налогового учета они могут самостоятельно разрабатывать регистрыналогового учета. Вместе с тем им предоставлено право в указанных целяхиспользовать информацию из регистров бухгалтерского учета.
 
2. Основы построения учетной политики
 
Учетнаяполитика – совокупность способов и форм ведения бухгалтерского учета,определяемых самим предприятием на основе предусмотренных требований иособенностей деятельности. Ее необходимость обусловлена тем, что иногда внормативных документах отсутствуют конкретные рекомендации по учету фактовхозяйственной деятельности или допускается несколько вариантов их учета.Поэтому предприятие должно самостоятельно разрабатывать учетную политику,предусматривая оптимальное сочетание системы бухгалтерского учета саналитическими регистрами налогового учета.
Первыйосновный нормативный документ, раскрывающий положения по учетной политики былпринят 28 июля 1994 г. Ныне действует ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»,утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. №60н.
В соответствии с данным Приказом вновь созданное предприятиеобязано сформировать свою учетную политику до первой публикации бухгалтерскойотчетности, но не позднее 90 дней после государственной регистрации. При этомона так же применяется всеми филиалами, представительствами и инымиподразделениями предприятия (включая выделенные на отдельный баланс),независимо от их места нахождения.
В учетной политике должны быть раскрыты способы бухгалтерскогоучета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованнымипользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способыведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованнымипользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценкафинансового положения, движения денежных средств или финансовых результатовдеятельности организации.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формированииучетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности,относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов,оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовойпродукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг идругие способы.
Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером, утверждаетсяруководителем организации и оформляется отдельным приказом или распоряжением.При этом утверждению подлежат:
– рабочий план счетов бухгалтерского учета;
– формы первичных учетных документов, по которым непредусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формыдокументов для внутренней бухгалтерской отчетности;
– порядок проведения инвентаризации активов иобязательств организации;
– методы оценки активов и обязательств;
– правила документооборота и технология обработкиучетной информации;
– порядок контроля за хозяйственными операциями;
– другие вопросы, необходимые для организациибухгалтерского учета.
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год,пересмотр ее возможен при:
– изменениях законодательства Российской Федерации илинормативных актов по бухгалтерскому учету;
– разработки организацией новых способов ведениябухгалтерского учета;
– существенного изменения условий деятельности: реорганизацией,сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года(начала финансового года), следующего за годом ее утверждения./>
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, должныбыть объявлены в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
 
3. Рекомендации попостроению рабочего плана счетов малого предприятия
 
Необходимое приложение к учетной политике –рабочий план счетов. При его построении необходимо руководствоваться Планомсчетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по егоприменению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н. Особое внимание при разработке рабочего плана счетов главный бухгалтер должен уделять не толькоопределению перечня счетов, которые будут использоваться на предприятии дляотражения его хозяйственной деятельности, но и определению количества и перечнясубсчетов первого, второго и т.д. порядка к каждому синтетическому счету, дляопределения направлений дальнейшей детализации аналитического учета. Предприятияне вправе самостоятельно менять счета, вводить новые счета (это можно делатьтолько по согласованию с Минфином), но они вправе объединять субсчета, вводитьновые субсчета, не ограничиваясь их количеством.
 
4. Формы ведениябухгалтерского учета, применяемые на малых предприятиях
Предприятия ведут бухгалтерский учет всоответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерскогоучета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Кроме того, для малых предприятий –юридических лиц разработаны Типовые рекомендации по организации бухгалтерскогоучета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом МинфинаРФ от 21.12.1998 №64н, в которых сформулированы общие принципы организациибухгалтерского учета.
Под формойбухгалтерского учета понимается совокупность применяемых учетных регистров,последовательность и способы записи в них. В качестве учетных регистров используются:книги, карточки, свободные листы, а с компьютеризацией учета – диски, дискеты,магнитные ленты, флэш-накопители и т.п. Формы учета определяются не тольковидами применяемых учетных регистров, но и технологией обработки информации.Существуют следующие формы учета: мемориально-ордерная, Журнал-главная,журнально-ордерная, простая форма учета для малых предприятий,автоматизированная.
Форму ведения бухгалтерского учетавыбирает главный бухгалтер по согласованию с руководителем предприятия. Этотвыбор зависит от количества операций и объема документооборота, опыта иквалификации специалистов бухгалтерской службы, наличия компьютеров ипрограммного обеспечения, а также от сложившихся традиций на предприятии.
Бухгалтерский учет может быть организованпо обычной форме учета: журнально-ордерной, журнал-главная, автоматизированной ит.п.
На предприятиях, совершающихнезначительное количество хозяйственных операций, может применяться упрощеннаяформа, которая включает в себя:
1) простую форму бухгалтерского учета (безиспользования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);
2) форму бухгалтерского учета сиспользованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
1.Простая формабухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имуществамалого предприятия)
Предприятия, совершающие незначительноеколичество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), неосуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратамиматериальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрациитолько в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме №К-1(приложение 1 к Типовым рекомендациям по организации бухучета, далее – Книга).Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которогоможно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников умалого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержитвсе применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учетхозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточнодетальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерскогобаланса.
Типовые рекомендации по организациибухучета наряду с Книгой, для учета расчетов по оплате труда с работниками и поналогу на доходы физических лиц с бюджетом требуют ведения также ведомостиучета заработной платы по форме №В-8.
Книга может вестись в виде ведомости.Открывать ее удобнее на месяц (при необходимости используя вкладные листы дляучета операций по счетам), или в форме журнала, в котором учет операций ведетсявесь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована ипронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в нейстраниц, что заверяется подписями руководителя предприятия и лица,ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малогопредприятия. Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетногопериода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества,обязательств и иных средств, по которым они имеются.
В графе 3 Книги «Содержание операций»записывается месяц и, в хронологической последовательности отражаются все хозяйственныеоперации этого месяца.
При этом суммы по каждой операции,зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записиодновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видовимущества и источников их приобретения.
Финансовый результат от реализациипродукции (работ, услуг) можно определить как разницу между оборотом,показанным в Книге по графе «Реализация – кредит», и оборотом, отраженным пографе «Реализация-дебет». При этом выявленный результат следует отразить вКниге отдельной строкой. По окончании месяца подсчитываются итоговые суммыоборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников,которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4 Книги. Послеподсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников(бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на1-е число следующего месяца.
Последовательность процедур прииспользовании этой формы такова факты хозяйственной деятельности на основаниипервичных документов заносятся в Книгу (журнал) хозяйственных операций формы №К-1,далее обороты из Книги переносятся в шахматную ведомость, а затем составляетсяоборотно-сальдовая ведомость, из которой данные заносятся в бухгалтерскуюотчетность
Кроме этого, малые предприятия обязанывести Кассовую книгу. Если на предприятии осуществляются расчеты с применениемконтрольно-кассовой машины, то обязательно должна вестись также книгакассира-операциониста. В обязательном порядке также должна вестись ведомостьучета заработной платы по форме №В-8.
Для учета расчетов по оплате труда сработниками, расчетов с бюджетом по единому социальному налогу и другим налогами взносам необходимо вести также расчетную ведомость по начислению заработнойплаты и отчислений налогов и сборов, а также регистры учета налога на доходыфизических лиц и персонифицированный учет взносов на обязательное пенсионноестрахование.
Бухгалтерский учет по упрощенной формеосуществляется путем регистрации фактов хозяйственной деятельности по первичнымдокументам в Книге (журнале) по форме №К-1. Книга (форма №К-1) являетсярегистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можноопределить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малогопредприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Книга содержит все применяемыепредприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операцийна каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснованиясодержания соответствующих статей бухгалтерского баланса. Книгу можно вести ввиде ежемесячной ведомости, открывая ее на месяц или в форме Книги, в которойучет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна бытьпрошнурована и пронумерована. На последней странице указывается количествопронумерованных в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя илица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печатималого предприятия.
Книга открывается записями сумм остатковна начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому видуимущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.
Затем в графе «Содержание операций»записывается месяц и в хронологической последовательности, на основании каждогопервичного документа, отражаются все хозяйственные операции этого месяца. Поокончании месяца подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты по всем счетам.При чем дебетовые и кредитовые обороты должны равняться между собой. Эторавенство обеспечивается соблюдением принципа двойной записи операций – вдебет одного счета и в кредит другого счета в одинаковой сумме.
После подсчета итоговых дебетовых икредитовых оборотов выводится сальдо на 1-е число следующего месяца по каждомусчету.
На основе бухгалтерских проводок, отраженныхв Журнале хозяйственных операций, составляется шахматная ведомость. Шахматнаяведомость – это числовая таблица, в которой отражены все хозяйственные операцииза период: в столбцах – обороты по кредиту, а построчно – дебетовые обороты.
2. Форма бухгалтерскогоучета (с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малогопредприятия)
Предприятия малого бизнеса, применяющиетакую форму учета, используют регистры бухгалтерского учета, формы которыхприведены в приложениях к Типовым рекомендациям:
Каждая ведомость открывается записямиостатков на начало месяца по соответствующим счетам. Затем на основаниипервичных документов в ведомостях фиксируются факты хозяйственной деятельностипредприятия. Любая операция отражается одновременно в двух ведомостях: в одной –по дебету счета, в другой – по кредиту корреспондирующего счета. В обеихведомостях в графе «Содержание операции» делается запись содержания совершеннойоперации. В конце месяца после подсчета итога оборотов и выведения остатковведомости подписывают лица, производившие записи. Остатки средств в отдельныхведомостях надо проверять на основании соответствующих первичных документов, скоторых производились записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).
Для аналитического и синтетического учета производственныхзапасов, готовой продукции и товаров, отражаемых на счетах 10 «Материалы», 43«Готовая продукция» и 41 «Товары», а также сумм налога на добавленную стоимостьпо приобретенным материальным ценностям – счет 19 «Налог на добавленнуюстоимость по приобретенным ценностям» используется ведомость формы №В-2.
Ведомость открывается на месяц и ведетсяраздельно по производственным запасам и товарам по всем видам ценностейнезависимо от того, имелось ли за отчетный месяц движение тех или иных ценностейили нет.
Стоимость ценностей определяется иотражается в ведомости исходя из затрат по ценам приобретения, транспортныхрасходов, надбавок, указанных в расчетных документах поставщиков.
Данные об отпуске материалов и товаров впроизводство и продажу записываются из ведомости формы №В-2 в ведомости форм №В-3«Учет затрат на производство» или №В-6 «Учет реализации». НДС, уплаченный(причитающийся к уплате) и принимаемый в дальнейшем к вычету из бюджета,отражается в ведомости отдельной строкой.
Для учета затрат на производство продукции(выполнение работ, оказание услуг) используется Ведомость учета затрат напроизводство формы №В-3.
Данные о затратах по дебету счета 20«Основное производство» собираются с кредита разных счетов на основании данных,содержащихся в других ведомостях (№В-2, В-4, В-5 и др.), и непосредственно изотдельных первичных документов.
При списании затрат на проданную продукцию(работы, услуги) они относятся в дебет счета 90.2 «Себестоимость продаж» сотражением в графе 16 «Реализовано» ведомости формы №В-3.
Затраты, приходящиеся на незаконченнуюпродукцию, числятся на счете 20 как незавершенное производство. Остаткинезавершенного производства на начало месяца показываются в ведомости согласносоответствующим данным ведомости формы №В-3 за прошлый месяц.
Для учета денежных средств используетсяведомость формы №В-4, в которой ведется учет по счетам: 51 «Рас четные счета»,50 «Касса», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета», 57 «Переводы в пути».Записи в ведомость вносятся на основании выписок банка и приложенных к нимдокументов. Прием и выдача денежных средств, оформление кассовых документов,ведение Кассовой книги, составление отчета кассира производятся в общеустановленномпорядке.
Ведомость формы №В-5 используется дляучета операций по счетам: 58 «Финансовые вложения», 71 «Расчеты с подотчетнымилицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 68 «Расчеты поналогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 66«Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочнымкредитам и займам».
Записи в ведомости по учету расчетов сподотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами ведутся по каждомуподотчетному лицу и контрагенту с выведением на конец месяца развернутогосальдо по задолженности малому предприятию (дебету счета) и задолженностипредприятия (кредиту счета) по каждому дебитору и кредитору на основании данныхпервичных документов.
Если в одной ведомости отражаются операциипо нескольким бухгалтерским счетам, то для каждого счета в ведомости отводитсянеобходимое количество строк с указанием в графе «Основание» номера инаименования счета. Далее по этой же графе записываются виды задолженности,дебиторы и кредиторы (например, счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», ниже –построчно: НДФЛ; НДС, налог на имущество, налог на прибыль и т.д.), а затемпротив каждого дебитора и кредитора – сальдо на начало месяца и движениесредств по ним за месяц. По окончании месяца по каждому счету подсчитываютсяитоги оборотов по дебету и по кредиту и выводится сальдо на первое числоследующего месяца.
В зависимости от метода признания доходовпредприятия используют для учета реализации продукции, работ, услуг (расчетов спокупателями) разные варианты ведомости по форме №В-6. При использовании методаначислений используется форма №В-6 (отгрузка), а при использовании кассовогометода – форма №В-6 (оплата).
При использовании метода начислений ииспользовании формы №В-6 (отгрузка) учет по счетам расчетов с покупателями(дебиторской задолженности) – счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» иучет продаж продукции (работ, услуг) – счет 90 «Продажи» совмещен. Финансовыйрезультат определяется как разница между данными граф «Направлено в продажупродукции (работ, услуг) отчетного месяца – по отпускным ценам и фактическойсебестоимости», а дебиторская задолженность по счету 62 числится по отпускнымценам.
Для учета операций по счету 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками» применяется ведомость формы №В-7 «Учет расчетов споставщиками». Она открывается перенесением остатков из ведомости за прошлыймесяц по поставщикам. Далее по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» записываются данные счетов по каждому поставщику, а по дебетуотражаются операции по оплате их счетов (кредит счетов 51 «Расчетный счет», 55«Специальные счета в банках» и др.). В конце месяца производится подсчетоборотов и выводится сальдо по каждому поставщику.
После заполнения всех ведомостейаналогично простой форме бухгалтерского учета, формируется шахматная и оборотно-сальдоваяведомости.
 
5. Особенности ведениябухгалтерского учета на малых предприятиях
 
Порядок ведениябухгалтерского учета при общем режиме налогообложения
Если предприятие находится на общем режименалогообложения, оно обязано вести бухгалтерский и налоговый учет.
Остановимся подробнее на особенностяхведения обоих видов учета.
Методические основыведения бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет на малом предприятии,избравшем общий режим налогообложения, должен осуществляться в соответствии ссуществующей нормативно-законодательной базой: Федеральным законом «Обухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положениями по бухгалтерскомуучету (ПБУ), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности организаций, а также с учетом Типовых рекомендаций по организациибухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденныхприказом Минфина РФ от 21.12.98 №64н (далее – Типовые рекомендации). Типовые рекомендациидо определенной степени облегчают малым предприятиям задачу ведениябухгалтерского учета.
В соответствии с Типовыми рекомендациями предприятиепри учете доходов и расходов может использовать как метод начисления, так икассовый метод, согласно которому доходы и расходы признаются в бухгалтерскомучете по мере их оплаты. Избранный метод фиксируется в учетной политике.
Рассмотрим основные направления (участки)учетной работы.
Учет денежных средств
Приумножение, правильное использованиеденежных средств, контроль за их сохранностью – важнейшая функция бухгалтерии.От того, насколько успешно она выполняется, во многом зависитплатежеспособность организации, своевременность оплаты труда персонала,расчетов с поставщиками и подрядчиками, платежей в бюджет и др. Поэтомуграмотный и своевременный бухгалтерский учет денежных средств имеет важноезначение для правильной организации денежного обращения, расчетов икредитования, укрепления платежной дисциплины, эффективного использованиефинансовых ресурсов.
Денежные средства – аккумулированные вденежной форм на счетах в банках доходы и поступления, находящиеся в постоянномхозяйственном обороте организации и используемые ею для собственных целей.Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег иденежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, чековыхкнижках, на специальных и депозитных счетах и т.д. Денежными средствами производятсярасчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалыи другие материально-производственные запасы, с покупателями за купленные имитовары, с заказчиками за выполненные работы или оказанные услуги, с кредитнымиучреждениями, бюджетом и другими юридическими и физическими лицами по разнымхозяйственным операциям. Денежные расчеты производятся либо в виде безналичныхплатежей, либо наличными деньгами.
Учет денежных средств в кассе
Все предприятия обязаны хранить своиденежные средства на расчетных счетах в учреждениях банка. В то же время имразрешено незначительные суммы денежной наличности, необходимые для текущихрасходов, оставлять в своих кассах.
Учет денежных средств в кассеосуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РоссийскойФедерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка России(письмо от 22 сентября 1993 г. №40).
Для осуществления расчетов наличнымиденьгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу поустановленной форме. Ведение наличных расчетных операций разрешено в пределахустановленного лимита. В настоящее время предельная сумма расчетов междуюридическими лицами по одной сделке не должна превышать сумму 60000 рублей.
Предприятия могут иметь в своих кассахналичные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителямипредприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Всюденежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассепредприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с ним.
Хранить в кассе наличные деньги сверхустановленных лимитов можно только для оплаты труда, выплаты пособий посоциальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней (дляпредприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к нимместностях, – до 5 дней), включая день получения денег в банке.
Из кассы деньги могут быть выданы подотчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы уполномоченныхпредприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, втом числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся внерайона деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемыеруководителями предприятий.
Выдача наличных денег под отчет нарасходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм,причитающихся командированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличныеденьги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, накоторый они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить вбухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвестиокончательный расчет по ним.
Выдача наличных денег под отчетпроизводится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранеевыданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицомдругому запрещается.
Кассовые операции выполняет кассир,который назначается на эту должность приказом руководителя производственногопредприятия. После издания приказа (решения, постановления) о назначениикассира на работу руководитель предприятия обязан под расписку ознакомить его сПорядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, после чего скассиром заключается договор о полной материальной ответственности.
Кассир в соответствии с законодательствомо материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальнуюответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб,причиненный предприятию, как в результате умышленных действий, так и врезультате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.
Кассиру запрещается передоверятьвыполнение порученной ему работы другим лицам.
Касса должна быть специально оборудована.Это должно быть изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи ивременного хранения наличных денег. Двери в кассу во время совершения операцийдолжны быть заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, неимеющим отношения к ее работе, воспрещается.
На руководителе лежит ответственность заобеспечение сохранности денег в помещении кассы, а также при доставке их избанка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий небыли созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средствпри их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательствомпорядке ответственность.
Все наличные деньги и ценные бумаги напредприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а вотдельных случаях – в комбинированных и обычных металлических шкафах, которыепо окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира.Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещаетсяоставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либоизготавливать неучтенные дубликаты.
Учтенные дубликаты ключей в опечатанныхкассирами пакетах, шкатулках и т.д. хранятся у руководителей предприятий. Нереже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемойруководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте. При обнаруженииутраты ключа руководитель предприятия сообщает о происшествии в органывнутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлическогошкафа.
Хранение в кассе наличных денег и другихценностей, не принадлежащих данному предприятию, запрещается.
Перед открытием помещения кассы иметаллических шкафов кассир обязан осмотреть сохранность замков, дверей,оконных решеток и печатей, убедиться в исправности охранной сигнализации.
В случае повреждения или снятия печати,поломки замков, дверей или решеток кассир обязан немедленно доложить об этомруководителю предприятия, который сообщает о происшествии в органы внутреннихдел и принимает меры для охраны кассы до прибытия их сотрудников. Руководитель,главный бухгалтер или лица, их заменяющие, а также кассир предприятия после полученияразрешения органов внутренних дел производят проверку наличия денежных средстви других ценностей, хранящихся в кассе. Эта проверка должна быть произведена доначала кассовых операций.
О результатах проверки составляется акт вчетырех экземплярах, который подписывается всеми участвующими в проверкелицами. Первый экземпляр акта передается в органы внутренних дел, второйотсылается в страховую компанию, третий высылается в вышестоящую организацию (вслучае ее наличия), а четвертый экземпляр остается у предприятия.
Кассовые операции оформляют специальнымидокументами – ордерами. Прием наличных денег в кассу оформляют приходнымкассовым ордером формы №КО-1, подписанным главным бухгалтером или лицом, на этоуполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
О приеме денег лицу, сдавшему их, выдаетсяквитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера илилица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассираили оттиском кассового аппарата, сам же приходный ордер остается в кассе.
Выдача наличных денег из касс предприятийпроизводится по расходным кассовым ордерам формы №КО-2 или надлежащеоформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным),заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документахштампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денегдолжны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами,на это уполномоченными.
При выдаче денег по расходному кассовомуордеру или заменяющему его документу отдельному лицу – кассир должен требоватьпредъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющеголичность получателя, записать наименование и номер документа, данные о том, кеми когда он выдан, получить подпись получателя.
Приходные кассовые ордера и квитанции кним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны бытьзаполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны намашине (пишущей, вычислительной). Подчистки, помарки или исправления в этихдокументах не допускаются.
В приходных и расходных кассовых ордерахуказывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к нимдокументы. Выдача приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих ихдокументов на руки лицам, вносящим или получающим деньги, запрещается. Прием ивыдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день ихсоставления.
Приходные и расходные кассовые ордера илизаменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денегподписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом илинадписью: приходные – «Получено», расходные – «Оплачено» с указанием даты(числа, месяца, года).
Приходные и расходные кассовые ордера илизаменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией вжурнале регистрации приходных и расходных кассовых документов формы №КО-3.Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных)ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей, регистрируютсяпосле их выдачи.
Наряду с выпиской перечисленныхоправдательных документов все поступления и выдачи наличных денег учитывают вкассовой книге формы №КО-4. Кассовая книга должна быть пронумерована,прошнурована и опечатана печатью на последней странице, где делается запись «Вэтой книге пронумеровано и прошнуровано ________листов». Общее количествопрошнурованных листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя иглавного бухгалтера организации.
Каждый лист кассовой книги состоит из двухравных частей: одна из них (с горизонтальной линовкой) заполняется кассиром какпервый экземпляр, вторая (без горизонтальных линеек) – как второй экземпляр слицевой и оборотной стороны через копировальную бумагу чернилами или шариковойручкой. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры листовдолжны быть отрывными. Они служат отчетом кассира и до конца операций за деньне отрываются.
Подчистки и неоговоренные исправления вкассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписямикассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.
Записи в кассовую книгу должныпроизводиться кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждомуордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего днякассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе наследующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета второй отрывной лист(копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовымидокументами под расписку в кассовой книге.
В организациях в условияхавтоматизированной обработки учетной информации кассовая книга ведетсяавтоматизированным способом, при котором формируется ведомость «Вкладной листкассовой книги» с указанием всех обязательных реквизитов, характерных дляданного учетного регистра. Одновременно с ней составляется ведомость «Отчеткассира» с прилагаемыми к нему первичными кассовыми Документами. Обе названныеведомости по существу имеют одинаковое содержание и назначение, аналогичноекассовой книге. Нумерация листов кассовой книги в этих ведомостяхосуществляется автоматически в порядке возрастания с начала отчетного года. Поистечении месяца в ведомости «Вкладной лист кассовой книги» автоматическипечатается общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в концеотчетного периода – общее количество листов кассовой книги за год.
Контроль за правильным ведением кассовойкниги возлагается на главного бухгалтера производственного предприятия.
Все производственные предприятия не режеодного раза в квартал обязаны проводить внезапную ревизию кассы с полнымполистным пересчетом всех денег и проверкой других ценностей, находящихся вкассе.
Хранение в кассе денежных средств, непринадлежащих организации, запрещается, и при их обнаружении они считаютсяизлишками. Расписки на выданные суммы наличными, не оформленные расходнымикассовыми ордерами, в остаток кассовой наличности не включаются.
Результаты ревизии кассы оформляются актомустановленной формы. Выявленные излишки наличных денег приходуются в доходорганизации. В случае выявления недостач их суммы подлежат взысканию сматериально-ответственного лица (кассира).
Для учета наличия и движения денежныхсредств в кассе организации используется активный счет 50 «Касса», по дебетукоторого отражается остаток денежных средств и денежных документов в кассе, атакже все суммы поступления наличных денежных средств и денежных документов вкассу, а по кредиту – суммы выданных наличных денежных средств и денежныхдокументов.
Счет 50 «Касса» имеет следующие субсчета:1 «Касса организации», 2 «Операционная касса», 3 «Денежныедокументы». Выделение субсчетов к счету 50 «Касса» объясняется необходимостьюформирования информации об обороте наличных денежных средств в зависимости отспецифики функционирования организации.
Субсчет 1 «Касса организации»применяется для учета движения денежных средств в кассе.
Субсчет 2 «Операционная касса»используется организациями, в составе которых имеются территориальнообособленные структурные подразделения (почтовые отделения, железнодорожныекассы, пристани, приемные пункты службы быта и др.). Эти подразделенияосуществляют наличные денежные расчеты за выполненные работы и услуги сфизическими и юридическими лицами по счетам, квитанциям и другим расчетнымдокументам. Этот субсчет применяется и торговыми организациями, которыеосуществляют расчеты с населением за проданные товары с применением кассовыхаппаратов. В этих случаях получение денежных средств фиксируется в книгекассира-операциониста, открываемой на каждую контрольно-кассовую машину. В нейотражаются показания счетчика и сумма, сданная старшему кассиру в конце дня,обе эти величины должны быть одинаковыми, в противном случае выявляется излишекили недостача денежных средств в операционной кассе. При этом книгакассира-операциониста не заменяет кассового отчета организации. Обобщениесведений о поступлении денежных средств за день (разница между показаниями счетчиковна начало и конец дня – выручка от продажи товаров) производится старшимкассиром. Оприходование выручки главной кассой организации отражается вкассовом отчете.
Субсчет 3 «Денежные документы»используется для учета оплаченных денежных документов – авиабилетов, санаторныхпутевок, почтовых марок, вексельных марок и марок государственной пошлины.Денежные документы оформляются аналогично денежным средствам в кассеорганизации по приходным кассовым и расходным кассовым ордерам, на основекоторых составляется отчет о движении денежных документов. В этом отчете указывается,сколько и каких денежных документов поступило, их стоимость, а также какие икому выданы денежные документы и на какую сумму. Сведения составленного отчетапо оприходованию и выдаче денежных документов используются для аналитическогоучета, в качестве регистров которого может быть книга учета движения денежныхдокументов по отдельным их видам. Выделение этой части кассовых операций вотдельный субсчет обусловлено разнообразным составом денежных документов и ихоценкой по сумме фактических затрат на приобретение.
В кассе организации может хранитьсяиностранная валюта, использование которой предусматривается только на оплатукомандировочных расходов за пределами Российской Федерации. В этом случае дляучета иностранной валюты в кассе организации открываются дополнительныесубсчета к счету 50 «Касса» с целью получения обособленных данных о движениивалюты по каждому ее виду. Получение валюты оформляется заявкой в уполномоченныйбанк, составленной на основании приказа о служебной командировке работникаорганизации и распоряжения ее руководителя о норме суточных. При этоминостранная валюта выдается банком не ранее чем за 10 рабочих дней до датывыбытия сотрудника в командировку. Получение и выдача иностранной валютыоформляются приходными и расходными кассовыми ордерами, в которых указываетсясумма в валюте платежа (долларах, евро и т.д.).
В кассовой книге движение иностраннойвалюты отражается в двух суммах: в рублях и в валюте расчетов. При этомсогласно ПБУ 3/2006 иностранная валюта, находящаяся в кассе, подлежит пересчетув рубли по официальному курсу ЦБ РФ. Такой пересчет осуществляется на датусовершения операции с иностранной валютой (ее оприходования или выдачи), надату составления бухгалтерской отчетности.
В результате изменения курса иностранныхвалют по отношению к рублю за период нахождения валюты в кассе возникаюткурсовые разницы. Они отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы»
В целях контроля за использованиеминостранной валюты в кассе организации ведется аналитический учет по каждому еевиду в карточках, ведомостях и др.
Учет денежных средств нарасчетных и прочих счетах в банках
Расчеты с поставщиками и подрядчиками, спокупателями и заказчиками, с финансовыми органами и другими организациямиосуществляют безналичным путем, т.е. перечислением денежных средств черезучреждение банка и под его контролем с расчетных и иных счетов плательщика насчет получателя.
Для хранения денежных средств ипроизводства безналичных расчетов предприятия открывают в установленном порядкев банках расчетные и прочие счета.
Для этого предприятия должны представлятьв банк: свидетельство о государственной регистрации; копии устава иучредительного договора организации, заверенные нотариально; свидетельства опостановке организации на учет в налоговой инспекции, а также в Пенсионномфонде РФ и других внебюджетных фондах; заявление на открытие расчетного счета;протокол собрания учредителей об избрании руководителя организации; приказ оназначении главного бухгалтера (копия в одном экземпляре); карточка с образцамиподписей руководителя и его заместителя, главного бухгалтера и его заместителя;договор на банковское обслуживание.
Расчетный счет представляет собой копиюлицевого счета, открываемого банком для конкретного юридического лица.Информация об открытии счета в пятидневный срок передается банком в налоговуюинспекцию, в которой состоит на учете данное предприятие. Обслуживание в банкеосуществляется согласно договору банковского счета, в котором определяютсяобязанности банка и клиента, порядок расчетов банка с клиентом, ответственностьсторон за обеспечение тайны по операциям расчетного и других счетов, а такжеуказываются реквизиты сторон.
Закрываются расчетные счета по решениюсобственника имущества организации, т.е. ее учредителей, или по решению судаили арбитража. В частности, расчетные счета могут быть закрыты при признанииорганизации банкротом, при принятии решения о запрете деятельности данногоюридического лица, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.
Действующее законодательство разрешает открыватьрасчетные счета в количестве, необходимом для осуществления расчетных операций.Сведения о расчетных счетах, открытых в различных кредитных организациях,сообщаются в налоговую инспекцию как обслуживающими банками, так и самойорганизацией. Однако в соответствии с действующими нормативными актамипогашение задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетныефонды осуществляется только с одного расчетного счета, который организацияуказывает по собственному усмотрению. Операции по расчетным счетам оформляютсяв соответствии с Положением ЦБ РФ «О безналичных расчетах в РоссийскойФедерации» от 3 октября 2002 г. №2-П. Для документального оформленияэтих операций предусматриваются следующие расчетные документы: платежныепоручения, чеки, платежные требования, инкассовые поручения и др. Расчетныедокументы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десятикалендарных дней, не считая дня их выписки.
При наличии на счете денежных средств,сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных ксчету, эти средства со счета организации списываются в порядке поступленияраспоряжения клиента и других документов на списание. В настоящее времяустановлена календарная очередность платежей согласно ГК РФ (ст. 855). Принедостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленныхтребований денежные средства списываются в следующей очередности:
– по исполнительным документам,предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета с цельюудовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, атакже требований о взыскании алиментов;
– по исполнительным документам,предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчета повыплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовомудоговору, контракту, авторскому договору;
– по платежным документам,предусматривающим платежи во внебюджетные фонды;
– по платежным документам,предусматривающим платежи в бюджет, и по исполнительным документам,предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
– по другим платежным документамв порядке календарной очередности.
Средства со счета по требованиям, которыеотносятся к одной очереди, списываются в порядке календарной очередностипоступления документов.
Сведения о движении денежных средств нарасчетном счете содержатся в выписке с расчетного счета, которая представляетсобой копию записей по расчетному счету конкретной организации. Обработкаполученных выписок с расчетного счета производится в соответствии сприлагаемыми к ней документами, исходя из содержания которых производятсязаписи по счетам бухгалтерского учета в регистрах, предназначенных дляотражения движения денежных средств. Периодичность получения выписки срасчетного счета предопределяется количеством операций, произведенных банком заопределенный промежуток времени. Каждая выписка, обработанная вышеуказаннымспособом, является основанием для заполнения ведомости по дебету и кредитурасчетного счета.
Для учета денежных средств на расчетныхсчетах производственного предприятия предназначен активный счет 51 «Расчетныесчета». По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежныхсредств на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 «Расчетные счета»отражается списание денежных средств с расчетных счетов предприятия. Суммы,ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета и обнаруженные припроверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 «Расчеты с разнымидебиторами и кредиторами» (субсчет 2 «Расчеты по претензиям»).Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетномусчету.
Счет 55 «Специальные счета в банках»предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств ввалюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории РФи за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах(кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах. На этом счетеобобщаются также данные о движении средств целевого финансирования в той ихчасти, которая подлежит обособленному хранению.
К счету 55 «Специальные счета в банках»могут быть открыты субсчета 55–1 «Аккредитивы», 55–2 «Чековые книжки», 55–3«Депозитные счета» и др.
На отдельном субсчете счета 55«Специальные счета в банках» отражаются денежные средства, перечисленные срасчетного счета для приобретения банковских карт. Для того чтобы указанныесредства учитывались на специальном субсчете (специальном карточном счете),предприятие представляет в банк заявление на приобретение банковских карт, условияиспользования которых согласуются с банком. Основное назначение приобретенныхбанковских карт заключается в том, что они применяются отдельными работникамипредприятия для оплаты услуг, хозяйственных расходов, командировочных, т.е. стеми предприятиями, которые используют банковские карты в качестве платежногосредства.
При приобретении банковских картпредприятие – держатель карт на основании выписки с расчетного счета на датусписания средств производит бухгалтерскую запись:
Дт счета 55 «Специальные счета в банках»,субсчет «Специальный карточный счет»
Кт счета 51 «Расчетные счета».
Банк, обслуживающий расчеты по карте,представляет выписки со специального банковского счета в сроки, установленныедоговором. На основании полученных выписок и первичных документов,подтверждающих выдачу банковской карты конкретному работнику предприятия,производится бухгалтерская запись:
Дт счета 71 «Расчеты с подотчетнымилицами»
Кт счета 55 «Специальные счета в банках»,субсчет «Специальный карточный счет».
При использовании банковских картработниками предприятия (приобретение материальных ценностей, оплата услуг)необходимо подтвердить правомерность произведенных расходов первичнымидокументами. К ним в первую очередь относятся: квитанции, чеки на оплатуприобретенных материальных ценностей, оказанной услуги, товарные чеки,накладные, железнодорожные квитанции, счета-фактуры.
Как правило, работник представляет вбухгалтерию авансовые отчеты об использовании банковской карты с прилагаемыми кним первичными документами. В этой связи произведенные расходы по банковскимкартам отражаются бухгалтерской записью:
Дт счетов 10 «Материалы», 20 «Основноепроизводство», 26 «Общехозяйственные расходы», 41 «Товары», 44 «Расходы напродажу» Кт счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
В соответствии с договором банк передаетпредприятию бланки слипов, при помощи которых осуществляются расчеты с банками –эмитентами карт. Слип – бланк специальной формы, содержащий реквизиты держателякарты, операции и код авторизации. Полученные слипы учитываются как бланкистрогой отчетности за балансом в условной оценке и передаются материальноответственному лицу (обычно кассиру). Слип выписывают при предъявлении карты ипосле ее авторизации. Авторизация карт представляет собой процедуруподтверждения возможности проведения операций по банковской карте. Онапредполагает прежде всего проверку наличия средств, выделенных на банковскуюкарту, и ее подлинность. Выписанные экземпляры слипов, кроме переданногодержателю карты, сдаются в бухгалтерию. В слипе указывают имя держателя карты,название организации, в которой он работает, номер карты, дату совершенияпокупки или оплаты расходов, израсходованную сумму и другие реквизиты.Бухгалтерией составляется реестр выданных слипов в двух экземплярах, один изкоторых передается в банк, второй – с распиской банковского работника остаетсяу поставщика товаров (работ, услуг).
Банк на основе реестра зачисляет нарасчетный счет поставщика причитающиеся ему денежные средства, а в документахна зачисление денег отмечаются даты реестров и суммы денежных средств. Такимобразом, контроль за использованием банковских карт осуществляется какпоставщиком, так и непосредственно держателем карты.
Аналитический учет банковских карт ведетсяпо банкам-эмитентам, по видам карт и работникам, использующим эти карты.
Таким образом, по дебету счета 55«Специальные счета в банках», субсчет «Специальный карточный счет», отражаетсясуммы, поступившие на специальный карточный счет с расчетного счетапредприятия, по кредиту – суммы, списанные в оплату расходов, произведенных покарте, и суммы комиссии, уплаченной банку-эмитенту за обслуживание. Сальдо посубсчету показывает остаток средств, не использованных по банковским картам наконец месяца.
Учет операций по валютнымсчетам
Предприятия имеют право открывать валютныесчета на территории Российской Федерации в любом банке, уполномоченномЦентральным банком на проведение операций с иностранными валютами. Дляобобщения информации о наличии и движении средств в иностранной валютеиспользуют счет 52 «Валютные счета». По дебету этого счета отражают поступлениеденежных средств на валютные счета организации, а по кредиту – списание денежныхсредств с валютных счетов. Операции по валютным счетам отражаются на основаниивыписок банка и приложенных к ним денежно-расчетных документов. Суммы, ошибочноотнесенные в дебет или кредит валютных счетов и обнаруженные при проверкевыписок банка, отражают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
Аналитический учет по счету 52 ведут покаждому счету, открытому в учреждениях банка для хранения денежных средств виностранных валютах.
К счету 52 «Валютные счета» могутоткрываться субсчета по валютным счетам внутри страны и за рубежом.
С 07 мая 2006 г. отмененаобязательная продажа за рубли части валютной выручки в валютный фонд страны.
Снятие наличной иностранной валюты сосчета 52 разрешается на оплату расходов, связанных с командированием работниковорганизаций в иностранные государства, а также по специальному разрешению БанкаРоссии.
Валютные счета за рубежом открываютсяпредприятиям, получившим разрешение Центрального банка РФ на открытие счетов виностранных банках.
Движение средств в иностранной валюте навалютных счетах за рубежом отражается на отдельном субсчете счета 52 «Валютныесчета».
Банк начисляет и выплачивает проценты повалютным счетам в тех валютах, по которым имеет доходы от их размещения намеждународном валютном рынке. По текущим валютным счетам процентная ставкаопределяется на основе ставок по однодневным депозитам на международномвалютном рынке (исчисляется средняя ставка по видам валюты за истекший квартали уменьшается на 1,5%).
Учет материально-производственных запасов
Материально-производственные запасы необходимы для веденияхозяйственной деятельности и имеются в любой организации. Основная их частьиспользуется в качестве предметов труда в производственном процессе и составляетего основу в промышленных предприятиях, занимая значительный удельный вес всебестоимости выпускаемой продукции. Поэтому правильный и своевременный учет,надлежащее хранение материально-производственных запасов, их рациональноеиспользование имеют важное значение в повышении эффективностифинансово-хозяйственной деятельности предприятия.
К материально-производственным запасам относятся активы:
– используемые при производстве продукции (выполнении работ,оказании услуг), предназначенной для продажи (сырье и основные материалы,покупные полуфабрикаты и др.);
– предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);
– используемые для управленческих нужд организации(вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).
Основная часть материально-производственных запасов используется вкачестве предметов труда в производственном процессе. Их спецификой, в отличиеот основных средств, является полное потребление в каждом производственномцикле и полное перенесение своей стоимости на стоимость производимой продукции.
Классификация материалов для целей бухгалтерского учета:
– сырье и материалы;
– покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкциии детали;
– топливо;
– тара и тарные материалы;
– запасные части;
– прочие материалы;
– материалы, переданные в переработку на сторону;
– строительные материалы;
– инвентарь и хозяйственные принадлежности;
– специальная оснастка и специальная одежда на складе;
– специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.
Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно так, чтобы обеспечитьформирование полной и достоверной информации об этих запасах, а такженадлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характераматериально-производственных запасов, порядка их приобретения и использованияединицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер,партия, однородная группа и т.п.
Счета для учета материально-производственных запасов:
10 «Материалы»;
11 «Животные на выращивании и откорме»;
15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;
16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
41 «Товары»;
43 «Готовая продукция»;
002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственноехранение»;
003 «Материалы, принятые в переработку»;
004 «Товары, принятые на комиссию».
Методы оценки материалов
Материально-производственныезапасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.Себестоимость материально-производственных запасов определяется в зависимостиот способа их приобретения.
1. Приобретение материально-производственныхзапасов за плату
Фактической себестоимостью признается сумма фактическихзатрат организации на приобретениеза исключением НДС и иныхвозмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации).
К фактическим затратам на приобретениематериально-производственных запасов относятся:
– суммы, уплачиваемые в соответствии с договоромпоставщику (продавцу);
– суммы, уплачиваемые организациям за информационные иконсультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственныхзапасов;
– таможенные пошлины;
– невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи сприобретением единицы материально-производственных запасов;
– вознаграждения, уплачиваемые посредническойорганизации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
– затраты по заготовке и доставкематериально-производственных запасов до места их использования, включая расходыпо страхованию;
– затраты по доведению материально-производственныхзапасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированныхцелях (затраты по доработке и улучшению технических характеристик полученныхпредприятием запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работи оказанием услуг).
Фактические затраты на приобретениематериально-производственных запасов определяются (уменьшаются илиувеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятияматериально-производственных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когдаоплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте(условных денежных единицах).
2. Изготовление материально-производственныхзапасов самой организацией
Фактическая себестоимость определяется исходя из фактическихзатрат, связанных с производством данных запасов.
3. Внесение материально-производственных запасовв счет вклада в уставный (складочный) капитал организации
Фактическая себестоимость определяется исходя из их денежнойоценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное непредусмотрено законодательством Российской Федерации.
4. Получение материально-производственных запасовпо договору дарения или безвозмездно
Фактическая себестоимость определяется исходя из их текущейрыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущейрыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может бытьполучена в результате продажи указанных активов.
5. Получение материально-производственных запасовпо договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежнымисредствами
Фактическойсебестоимостью признается стоимость активов, переданных или подлежащих передачеорганизацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией,устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычноорганизация определяет стоимость аналогичных активов.
Фактическая себестоимостьматериально-производственныхзапасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению,кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Материально-производственные запасы, на которые текущаярыночная стоимость в течение года снизилась, либо которые морально устарели,полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются вбухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижениестоимости материальных ценностей. Он учитывается на одноименном пассивном счете14. Образование резерва отражается по кредиту этого счета и дебету счета 91,субсчета 2 «Прочие расходы». В следующем отчетном периоде по мере списанияматериальных ценностей, по которым образован резерв, зарезервированная сумма восстанавливается:в учете делается запись по дебету счета 14 и кредиту счета 91, субсчета 1 «Прочиедоходы». Аналогичная запись делается при повышении рыночной стоимости материальныхценностей, по которым ранее были созданы соответствующие резервы.
Планом счетов разрешается осуществлять синтетический учетматериальных ценностей на счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании иоткорме», 41 «Товары» по учетным ценам. В этом случае отклонения фактическойсебестоимости материальных ценностей от их стоимости по учетным ценамучитываются на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», аоперации по заготовлению – на счете 15 «Заготовление и приобретениематериальных ценностей».
При незначительной номенклатуре и возможности организациианалитического учета материалов, товаров партиями организации в качествеучетных цен могут использовать цены фактической себестоимости их приобретения(заготовления). В этом случае цена единицы материала, товара определяется путемделения общей фактической себестоимости приобретения (заготовления) материалов,товаров на их количество. По этим ценам и производится списание материалов,товаров в расход.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :