Содержание
Введение
1. Задачи организации бухгалтерского учета на малых предприятиях
1.1 Обеспечение сохранности имущества
1.2 Организация эффективногоуправления ресурсами
1.3 Определение финансовогорезультата деятельности
Расчет налоговых обязательств
2. Учетная политика
3. Классификация элементов учетной политики по содержанию
3.1 Классификация элементов учетной политики по сферерегулирования
3.2 Классификация элементов учетной политики пообязательности разработки
3.3 Формирование учетной политикиорганизации
Список литературы
Введение
В настоящее время тема поддержкималого бизнеса приобретает особую популярность в средствах массовой информации.В последние годы постоянно говорится о неудовлетворительных темпах развитиямалого предпринимательства, необходимости реформирования системналогообложения, снижения бюрократических преград.
В сфере экономики малыепредприятия функционируют наряду со средними и крупными организациями. Обладаяскромными размерами, за счет своего большого количества малые предприятияиграют важную роль в национальной экономике любой страны. Малоепредпринимательство предоставляет до 70% рабочих мест, а доля его участия в ВВПколеблется от 30 до 50 %.
По данным Федеральной службыгосударственной статистика РФ, в 2007 г. доля занятых на малых предприятиях вобщей численности занятых в экономике составила около 15,9%, в 2008 г. – 16,7%;доля участий малых предприятий в ВВП в 2006 г. – 9%, в 2007 г. – 11,4%. Данныецифры говорят, с одной стороны, о большом экономическом потенциале малогобизнеса в России, с другой — о необходимости создания благоприятных условий дляразвития малых предприятий.
Что же такое малый бизнес и какорганизовать в нем бухгалтерский учет?
1. Задачи организации бухгалтерскогоучета на малом предприятии
Максимальное упрощение процедурведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных передним задач – вот, на взгляд авторов, основная цель. Которой должныпридерживаться специалисты при организации бухгалтерского учета в любойорганизации. Для малых предприятий это особенно актуально в связи сограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельностибухгалтерской службы для них имеет особую важность.
Следовательно, процедурепервичной постановки или реформирования бухгалтерского учета организациипредшествует изучение тех задач, которые он должен в ней выполнять.
Грамотная постановкабухгалтерского учета в организации позволяет:
1. Обеспечить сохранность имущества.
2. Организовать эффективное управление ресурсами.
3. Определить финансовый результат деятельности.
4. Рассчитать налоговые обязательства.
Знать эти задачи крайне важно дляруководителя любой организации, так как выбор оптимальных путей их решенияявляется основой для построения эффективной системы бухгалтерского учета и, чтоболее важно, управления организацией.
Процессу первичной постановки илиреорганизации системы бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта долженпредшествовать анализ потребностей в выполнении указанных задач. Средние икрупные организации испытывают потребность в том, чтобы система бухгалтерскогоучета решила все поставленные задачи. Однако изучение специфики деятельностималых предприятий показывает, что из указанного перечня задач могут бытьвостребованы не все. Например, перед системой бухгалтерского учета организации,в которой работает один человек, являющийся одновременно ее учредителем, нестоит задача обеспечения сохранности имущества, т.к. все оно находится вединоличном пользовании. В небольшой организации, которая работает по договорампоручения в качестве поверенного, может отсутствовать необходимость ворганизации эффективности управления ресурсами. Организация, осуществляющаяразовые операции. Может не нуждаться в определении финансового результатадеятельности, т.к. он будет равен разнице между поступлением и расходованиемденежных средств. Наконец, бухгалтерский учет организации, уплачивающей единыйналог на вмененный доход, не выполняет задачу расчета налоговых обязательств,т.к. они не рассчитываются на основе данных бухгалтерского учета.
Определить потребность ввыполнении бухгалтерским учетом указанных выше задач должен руководитель вместес главным бухгалтером организации.
1.1Обеспечение сохранности имущества
Здесь важно отметить, что более300 лет теория бухгалтерского учета разрабатывалась юристами, поэтому именно врешении данной задачи бухгалтерский учет преуспел более всего. Обеспечениесохранности имущества непосредственно связано с материальной ответственностьюработников организации. Взаимоотношения работодателя и работника по поводуматериальной ответственности регулируются разделом 11 «Материальнаяответственность сторон трудового договора» Трудового кодекса РоссийскойФедерации (далее ТК РФ). Не рассматривая подробно данный вопрос, отметим толькоосновные моменты, которые необходимо знать:
1. Материальная ответственность может быть полной или ограниченной,индивидуальной или коллективной (ст. 241, 242, 244 ТК РФ).
2. Материальная ответственность в полном размере может возлагаться лишь наосновании норм ТК РФ или иных федеральных законов ( ст. 242 ТК РФ).
3. Перечень работ и категорий работников, с которыми могут заключатьсядоговоры о полной индивидуальной материальной ответственности, установленПостановлением Министерства труда и социального развития российской Федерацииот 31 декабря 2002 г. № 85 (прил. 18).
4. Перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективнаяматериальная ответственность, установлен Постановлением Министерства труда исоциального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. № 85 (прил. 20).
5. Если ответственность за совершение каких-либо действий или сохранностьматериальных ценностей не делегирована никому из работников, то она лежит наруководителе организации.
6. Для обеспечения сохранности имущества необходимо, чтобы поступление,движение и выбытие материальных ценностей происходило только черезуполномоченных материально ответственных лиц.
7. Любое движение материальных ценностей должно быть обязательнодокументально подтверждено подписями материально ответственных лиц.
1.2 Организация эффективногоуправления ресурсами
Данная задача в большей степени,чем остальные, требует индивидуально подхода для ее решения. Поначалу можетпоказаться, что она аналогично предыдущей, однако это не так. Действительно,обеспечение сохранности имущества является необходимым условием дляэффективного управления ресурсами, но не наоборот. Например, на складе могутнаходиться залежалые запасы, при этом задача сохранности имущества будетвыполнена, а эффективности управления ресурсами – нет. Так как данная задачаочень многогранна, предлагаем остановиться только на эффективностииспользования материальных ресурсов, которые являются одним из объектовбухгалтерского учета.
В настоящее время получаетширокое распространение так называемый «АВС-подход», суть которогозаключается в том, что все материальные ресурсы, которые потребляютсяорганизацией в своей деятельности, можно разделить на три группы:
1. Дорогостоящие (Запасы группы «А»).
2. Средние (запасы группы «В»).
3. Малоценные (запасы группы «С»).
Аналогичное деление можнопроизвести и для товарных запасов торговых организаций. При этом практикапоказывает, что запасы группы «А» немногочисленны по наименованиям,но составляют от 20 до 60% стоимости продукции (товарооборота). Запасов группы «В»по наименованиям гораздо больше, чем запасов группы «А» и составляютони, где то 40 до 60 % стоимости продукции (товарооборота). И наконец, запасыгруппы «С» наиболее многочисленны по наименованиям, но составляют неболее 20% стоимости продукции (товарооборота).
Очень часто бухгалтер мечтает отом, чтобы учесть все до «последнего винтика». Иногда можно встретитьи руководителей, которые готовы потратить значительные средства только длятого.
Чтобы знать, что никто изработников не прибрал для домашнего пользования пару листов бумаги.
Здесь уместно вспомнить одно изправил бухгалтерского учета: затраты на получение информации не должныпревышать возможный экономический эффект от управленческих решений, принимаемыхна ее основе.
Соотнося вышеуказанное делениематериальных ценностей с этим правилом, становится очевидным, что для каждойгруппы необходимо разработать свой метод учета.
Возможно, он будет единым длявсех ресурсов, однако важно понимать, что не каждый способ бухгалтерскогоучета, используемый для материальных ценностей группы «А», можетподходить для группы «С», и наоборот.
1.3 Определение финансовогорезультата деятельности
Как это ни кажется странным, номногие руководители не знают, что бухгалтерский учет призван служить интересам.Вера в то, что учет нужен только для расчета налоговых обязательств, стольсильна, что для управленческих нужд организации выдумываются свои, «доморощенные»способы учета. При этом руководители стремятся максимально удалиться отбухгалтерского учета.
В итоге это приводит квозникновению двойного учета, который является самым низкоэффективным способомполучения информации о деятельности организации, особенно на малых предприятиях.
Организуя учет, таким образом,руководитель, как правило, считает, что он выполнил сразу две важные задачи:
1. Организовал получениеинформации о деятельности организации и её финансовых результатах.
2. Дал возможность бухгалтеруманипулировать расходами с целью минимизации налоговых платежей, разделивбухгалтерский учет и указанные задачи.
Однако давайте рассмотримподробнее, решены ли на самом деле указанные задачи.
Каждый руководитель имеет правополучать ту информацию о деятельности организации, которую он желает. В еговласти разработать свои собственные принципы определения результатовдеятельности организации. Можно изобретать и свой велосипед. Но было бы ошибкойдумать, что каждый бизнесмен-руководитель может изобрести что-то лучшее, чем то,что сделано до него специалистами и проверено жизнью на протяжении пяти веков. Бухгалтерскийучет как наука развивается вот уже более 500 лет, и за это времямногочисленными теоретиками и практиками разработаны такие способы учета,определения финансовых результатов организации, которые соответствуютсегодняшним условиям и позволяют получать полные и достоверные данные. Воспринимаябухгалтерский учет только как инструмент для исчисления налоговых обязательств,руководители организаций оценивают работу бухгалтерского аппарата исключительнообратно пропорционально сумме налоговых платежей, т.е. чем меньше его зарплатаотчисляется по существу от самого налогового платежа. В этой ситуации егозаработную плату необходимо исключить из фонда оплаты труда организации ивключать в статью налогов как расходы по получению информации о налоговыхплатежах. Все это говорится для того, чтобы мы все одинаково понимали, чтобухгалтерский учет ведется для получения информации о деятельности организации,ее финансовых результатах, обладает богатым инструментарием по сбору, обработкеи хранению данных о финансово-хозяйственной деятельности, пригодных дляуправленческих нужд. Если учет в организации поставлен так, что эти задачи невыполняются, то зарплата бухгалтера становится дополнительным налоговымплатежом.
1.4 Расчет налоговых обязательств
налоговыйбухгалтерский учетный ордерный
Данную задачу комментироватьизлишне. Еще раз отметим, что бухгалтерский учет как наука существует 500 лет.В свою очередь. Налоговому законодательству чуть более 100 лет, т.е.бухгалтерский учет, существовал задолго до появления налоговогозаконодательства. Поэтому здесь будет уместно вспомнить В.В. Маяковского: «Еслизвезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно». Определяя перечень задач,которые должен решать бухгалтерский учет, необходимо учитывать, что каждая изних оказывает существенное влияние на организацию системы бухгалтерского учетав целом. При этом если бухгалтерский учет организуется с преимущественнымупором на выполнение одной задачи. То зачастую усложняется процесс полученияданных, необходимых для выполнения другой. Например, если организацияпервоочередной задачей является обеспечение сохранности товаров, то на счете 41«Товары» целесообразно выделить субсчета по материально ответственнымлицам и местам хранения. При этом если у разных лиц хранятся товары одного итого же наименования, то для получения информации об общем количестве товароводного наименования придется складывать данные по каждому материальноответственному лицу.
Следует принимать во вниманиетакже то, что каждая задача может быть решена несколькими способами. Например,данные о видах товаров могут быть получены с помощью выделения видов товаров,как на отдельных синтетических счетах, так и на аналитических счетах организации.Конкретный способ ведения бухгалтерского учета обладает своими преимуществами инедостатками. А также имеет свою «цену», т.е. стоимость затрат на егоорганизацию и ведение. Из всего сказанного следует, что, перед тем какразрабатывать систему бухгалтерского учета организации, необходимо:
1. Определить перечень задач, которые должен выполнять бухгалтерский учет вданной организации.
2. Расставит приоритеты между задачами.
3. Выбрать эффективные способы решения поставленных задач.
4. Как известно. Перечень способов ведения бухгалтерского учета организациизакрепляется в его учетной политике, поэтому необходимо рассмотреть, что это задокумент. Каково его содержание и значение для всей системы бухгалтерскогоучета организации.
2. Учетная политика
Термин «учетная политика»вошел в отечественную специальную литературу в начале 90-х годов. 20 века. В1992 г. Он впервые был, упомянут в нормативных актах по бухгалтерскому учету, а 28 июля 1994 г. Увидело свет первое положение по бухгалтерскому учету «учетнаяполитика предприятия» ПБУ 1/94. С тех пор уже немало было написано исказано об учетной политике, однако приходится с огорчением утверждать, чтомногие бухгалтеры имеют достаточно расплывчатое представление о ее значении исодержании. Принятие главы 25 НК РФ со своей учетной политикой для целейналогообложения отнюдь не способствовало упорядочиванию представлениябухгалтера об этих документах.
Недооценка значимости данногодокумента для ведения бухгалтерского учета на конкретном хозяйствующемсубъекте, как правило, является первопричиной многих негативных последствий,которые в дальнейшем постигают организацию в лице контролирующих органов. Такчто же такое за документ и что в нем должно быть написано?
Согласно п. 2 положения побухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98,утвержденного приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н, под учетной политикой организации понимается принятая совокупность способов ведениябухгалтерского учета. К способам бухгалтерского учета относятся способыгруппировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимостиактивов, организации документооборота, инвентаризации, система регистровбухгалтерского учета и иные соответствующие способы и приемы. При этом находитьотражение в учетной политике.
Помочь ответить на вопроспозволяет классификация положений учетной политики.
1. По содержанию элементы учетной политики подразделяются наметодологические, методические и организационные.
2. По сфере регулирования элементы учетной политики делятся ан общие испециальные.
3. По обязательности разработки элементы учетной политики делятся на общиеи специальные.
4. Рассмотрим классификацию и ее значение при формировании учетнойполитики.
3. Классификация элементовучетной политики по содержанию
Методологические элементы учетнойполитики состоят из способов ведения бухгалтерского учета, оказывающих влияниена показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности. Например, способ списаниясырья и материалов в производство (ФИФО, ЛИФО, средняя себестоимость,себестоимость единицы запасов) влияет сразу на целую группу показателейбухгалтерской отчетности: оценку остатка сырья и материалов в бухгалтерскомбалансе, величину незавершенного производства, себестоимость готовой продукциии, как следствие, финансовый результат.
Методические элементы учетнойполитики состоят из способов ведения бухгалтерского учета, которые описываютпорядок отражения финансово-хозяйственных операций в системе бухгалтерскогоучета. Они регулируют технику отражения операций на счетах бухгалтерского учетаи в учетных регистрах. В отличие от методологических элементов учетной политикиданные приемы не оказывают влияния на показатели бухгалтерской отчетности. Например,отражение в бухгалтерском учете операций по приобретению сырья и материалов сиспользованием или без использования счета 15 «Заготовление и приобретениематериальных ценностей» не влияет на показатели бухгалтерской отчетности.
Организационная часть учетнойполитики описывает организацию системы бухгалтерского учета. Способы ведениябухгалтерского учета, относящиеся к указанной части учетной политики,закрепляют способ организации бухгалтерской службы, функции работниковбухгалтерского аппарата и другие организационные аспекты бухгалтерскогопроцесса.
Рассмотрим описанные частиучетной политики на примере торговой организации.
Учетная политика общества сограниченной ответственностью «Купи-продай» на 2011 год.
1. Бухгалтерский учет в ООО «Купи-продай» (далее Общество)ведется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»,Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вРоссийской Федерации, положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетовбухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и другиминормативно-правовыми актами, а также в соответствии с требованиями настоящейучетной политики.
2. Настоящая учетная политика охватывает основные методологические,методические и организационные способы ведения бухгалтерского учетарегулируются требованиями методических рекомендаций и иных документов, если ониприняты в Обществе.
3. Бухгалтерский учет в Обществе ведется с применением упрощеннойжурнально-ордерной формы.
4. Бухгалтерский учет в обществе ведется способом двойной записи всоответствии с рабочим планом счетов.
5. Инвентаризация имущества и обязательств проводится в случаях и в сроки,предусмотренные нормативными актами.
6. Активы, удовлетворяющие всем критериям признания их в качестве основныхсредств, имеющие стоимость не более 10 000 рублей за единицу, отражаются вбухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности как материально-производственныезапасы (п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).
7. Амортизация основных средств начисляется линейным способом (п. 18 ПБУ6/01 «Учет основных средств»).
8. Срок полезного использования объектов основных средств определяется всоответствии с классификацией основных средств, утвержденной ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 01 января 2002 года №1. При этом для первой амортизационной группы срок полезного использования устанавливается в размере2 лет, для второй – 3 лет, для третьей – 4 лет, для четвертой – 6 лет, дляпятой – 8 лет, для шестой – 11лет, для седьмой – 16 лет, для восьмой – 21 года,для девятой – 26 лет. Для основных средств, входящих в 10 группу, срок полезного использования устанавливается в соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 «Учетосновных средств», но не менее 31 года. Для объектов основных средств, ненашедших отражения в вышеприведенной классификации, срок полезногоиспользования устанавливается индивидуально приказом руководителя всоответствии с п. 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
9. Затраты по заготовке и доставке товаров до склада, производимые домомента их передачи в продажу, включаются в себестоимость товаров (п. 11 ПБУ5/01 «Учет материально — производственных запасов»).
10. Учет приобретения и заготовления товаров при наличиитранспортно-заготовительных расходов осуществляются на счете 15 «Заготовлениеи приобретение материальных ценностей». В случае отсутствия транспортно — заготовительных расходов приобретение отражается непосредственно на счете 41 «Товары».
11. При реализации и ином выбытии товарных запасов их оценка производится пометоду ФИФО (п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).
12. Затраты на ремонт основных средств включаются в расходы отчетногопериода, в котором были произведены ремонтные работы (п. 27 ПБУ 6/01 «Учетосновных средств», пп. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
13. Коммерческие расходы признаются полностью в отчетном году их признания вкачестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99 «Расходыорганизации»).
14. Порядок списания расходов будущих периодов на расходы отчетного периодаопределяется на соответствующей экономической основе отдельно по каждому видурасходов и утверждается приказом руководителя.
15. Кассовая книга в Обществе ведется автоматизированным способом всоответствии с требованиями Порядка ведения кассовых операций в РоссийскойФедерации, предъявляемыми у данной форме ведения кассовой книги.
16. Отражение операций, которые не связаны с вышеуказанными положениями вучетной политики, производятся на основании первичных документов и общепринятыхучетных регистров. Если для операции не предусмотрен ни один учетный регистр,то она оформляется бухгалтерской справкой.
В представленном примере учетнойполитики методологическая часть представлена пп. 6-9, 11-13, методическая – пп. 3, 4, 10, организационная — пп.1, 2, 5, 14-16.
Приведенная учетная политикаразработана для нужд торговой организации. Если же организация занимается инымвидом деятельности, то ее учетная политика вероятнее всего будет содержатьдругие методологические, методические т организованные элементы.
3.1 Классификация элементовучетной политики по сфере регулирования
Общие элементы учетной политикирегулируют организацию всей системы бухгалтерского учета организации. К такимэлементам, например, относятся формы бухгалтерской отчетности, рабочий плансчетов, форма бухгалтерского учета. Специальные элементы учетной политикирегулируют ведение бухгалтерского учета на определенном участке. Такимэлементами являются, в частности, способ оценки незавершенного производства,метод начисления амортизации основных средств, порядок списания расходовбудущих периодов.
3.2 Классификация элементовучетной политики по обязательности разработки
Обязательные элементынеобходимо разрабатывать и утверждать вне зависимости от того, какие объектыбухгалтерского учета присутствую в организации. К таким элементам, например,относятся форма бухгалтерской отчетности, рабочий план счетов, правиладокументооборота.
Факультативно-обязательныеэлементы учетной политики должны разрабатываться и утверждаться в учетнойполитике организации только в случае наличия у нее определенных объектовбухгалтерского учета или осуществления ею определенных операций. Аналогичноформы первичных документов должны утверждаться в учетной политике только при осуществленииоперации, по которым не предусмотрены унифицированные формы первичных учетныхдокументов.
Наконец, факультативнымиэлементами учетной политики является такие, утверждение которых необязательно даже при наличии хозяйствующих субъектов объектов бухгалтерскогоучета, которые регулируют данные элементы. Например, субъекты малогопредпринимательства вправе не применять положение по бухгалтерскому учету «учетрасчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Согласно п. 13 ПБУ 5/01 торговыеорганизации затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов,производимые до момента их передачи в продажу, могут включать в состав расходовна продажу. Таким образом, если хозяйствующий субъект не утвердит в своейучетной политике этот способ, то будет использоваться общий порядок, т.е. всезатраты по заготовке и доставке товаров до складов будут включаться в ихсебестоимость.
3.3 Формирование учетной политикиорганизации
Объем такого документа, какучетная политика организации, сильно различается у разных авторов. Это вызванотем, что под одним и тем же термином «учетная политика» рассматриваютразные понятия:
— во-первых, учетную политикуможно и следует понимать как совокупность принятых в организации способовведения бухгалтерского учета (как это определяет ПБУ 1/98);
— во-вторых, учетной политикойназывается локальный нормативный акт (внутрифирменный документ),регламентирующий бухгалтерский учет в организации.
В чем же разница между двумяпонятиями?
В первом случае учетная политикапонимается именно совокупность всех принятых организацией способов ведениябухгалтерского учета. При этом множество из них (особенно в организационнойчасти) может быть закреплено в самых разнообразных документах. В частности,одной из важных составляющих организационной части учетной политики являетсяраспределение функций внутри бухгалтерской службы организации. Однако права иобязанности работников регулируются нормами трудового права, поэтому онизакрепляются не в учетной политике, а в трудовых договорах или должностных инструкцияхбухгалтеров. Крупным организациям свойственно наличие внутрифирменныхметодических рекомендаций, например по калькулированию продукции. Безусловно,указанные рекомендации являются одной из важных частей учетной политики, хотямогут оформляться отдельным документом.
Во втором случае учетная политикаявляется документом, который утверждает руководитель организации, гдезакрепляются способы ведения бухгалтерского учета.
Преимущество первого вариантаявляется то, что все внутренние правила, регулирующие бухгалтерский учет ворганизации, собраны в одном документе. Однако такой способ формированияучетной политики обладает и недостатками:
— описать всю совокупностьспособов ведения бухгалтерского учета чрезвычайно сложно (как описать всюсовокупность совершаемых хозяйственных операций), поэтому учетная политика,вероятнее всего, будет неполной;
— некорректность закрепленияотдельных положений, которые регулируются иными отраслями права, в учетной политикеорганизации.
— необходимость часто внесенияизменений и дополнений в учетную политику, т.к. хозяйственная деятельностьорганизации в рыночных отношениях изменчива, а она прописана в учетной политикедостаточно подробно;
— высокая вероятностьдублирования отдельных положений в разных внутрифирменных документах, чтоувеличивает вероятность появления противоречащих между ними.
Указанных недостатков лишен лишьвторой вариант формирования учетной политики. Кроме того, данный вариант удобендля раскрытия учетной политики в бухгалтерской отчетности, для этого достаточноперенести методологические элементы в пояснительную записку. Однако и у этоговарианта есть слабые стороны. Это, прежде всего неопределенность в том, какиеэлементы необходимо включить в учетную политику, а какие нет.
В решении этого вопроса помогутрассмотренные выше классификации элементов учетной политики по содержанию и посфере регулирования. Так как методологические элементы отвечают за отражениеобъектов бухгалтерского учета в отчетности организации, то они должны бытьпредставлены в этом случае наиболее полно. К методологическим элементам учетнойполитики, в частности, относятся:
— формы бухгалтерской отчетности(если организация не планирует разрабатывать собственные формы отчетности, тонеобходимо указать, что в своей деятельности она будет использовать формыотчетности, рекомендованные Минфином Российской Федерации) (п. 3 приказаМинфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетностиорганизаций» (далее приказ №67н));
— сроки полезного использованияосновных средств (6/01, п. 20);
— способ начисления амортизациипо основным средствам (ПБУ 6/01, п. 18);
— лимит стоимости, в пределахкоторого активы, удовлетворяющие критериям основных средств, признаются вкачестве материально — производственных запасов (ПБУ 6/01, п. 5);
— порядок учета расходов наремонт основных средств (Положение по ведению бухгалтерского и бухгалтерскойотчетности в РФ (далее приказ № 34 н), п. 72);
— сроки полезного использованиянематериальных активов (ПБУ 14/01, п. 17);
— способ начисления амортизациипо нематериальным активам (ПБУ 14/01, п. 15);
— способ списания материалов впроизводство (ПБУ 10/99, п. 9);
— способ учета затрат позаготовке и доставке товаров со склада, производимых до момента передачитоваров в продажу (ПБУ 5/01, п. 11);
— способ признания коммерческихрасходов (ПБУ 9/99);
— способ определения стоимостипроданных товаров (ПБУ 5/01, п. 16);
— порядок создания резерва посомнительным долгам (приказ №34 н, п. 70);
— перечень и порядок создания ииспользования резервов предстоящих расходов и платежей (приказ №34 н, п. 72);
— сроки и способы списаниярасходов будущих периодов (приказ №34 н, п. 65).
Что касается методических иорганизационных элементов, то при втором варианте формирования в учетнойполитике закрепляются только общие элементы, т.е. те, которые регулируетбухгалтерский учет на всех участках: рабочий план счетов, форма бухгалтерскогоучета, график документооборота и т.д. В связи с тем, что каждый из указанныхэлементов велик по объему, их можно утверждать в приложениях к учетной политикеорганизации.
Специфика организациибухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса проявляется в том, чтоспециальные методические элементы не многочисленны. В результате оказываетсяцелесообразным их также отразить в учетной политике, а не оформлять отдельнымиметодическими нормативными актами.
Что касается специальныхорганизационных элементов, то они зачастую закрепляются в иных документах(трудовых договорах, должностных инструкциях и т.д.). поэтому для субъектовмалого предпринимательства допустимо формировать учетную политику в частивышеуказанных элементов по остаточному принципу, т.е. включить только те,которые не отражены в другой документации.
Одними из основныхметодологических и методических элементов, с которыми, по мнению авторов,должна начинаться разработка учетной политики, являются формы бухгалтерскойотчетности и рабочий план счетов.
Список литературы
1. Шулятьева Н.А. Малыйбизнес в условиях рынка. Ж. «Деньги и кредит», 2005, N 1
2. Афанасьев В. Малый бизнес:проблемы становления. " Российский экономический журнал", 2009
3. Мягков П., Фесенко Е. Малоепредпринимательство: государственная поддержка обязательна.
4. «Российскийэкономический журнал», 2006
5. Шахмалов Ф. Малоепредпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания. Ж.«Вопросы экономики», 2008
6. Разумнова И. Мелкиепредприятия в промышленности США. Ж. «Проблемы теории и практикиуправления», 2007
7. Оноприенко В.И. «Малыепредприятия: Опыт, проблемы» М.: Профиздат, 2007
8. Певзнер А.Г. «Новое омалых предприятиях» М.: АО «Факт», выпуск 2, 2000
9. Серегин А.С. «Эффективностьмалого бизнеса». М.: Экономика, 2006
10. Новости Малого Бизнеса.Электронный журнал. Выпуск №44 от 02.11.08
11. Лапуста М. Г., СтаростинЮ. Л. Малое предпринимательство М. ИНФРА-М, 2009