Введение
Производственнаяпрактика – это форма учебных занятий в организациях (предприятиях) разных формсобственности и организационно-правовых форм.
Производственнаяпрактика проводится с целью изучения общих принципов функционированияорганизаций и учреждений по управлению трудом и регулированиюсоциально-трудовых отношений, служб занятости; принципов организации работыслужб и подразделений, занимающихся вопросами подбора, расстановки и учетаперсонала, отдела кадров, труда и заработной платы, отделов управленияперсоналом; а также анализа документации, обеспечивающей деятельность указанныхслужб. Она позволяет соединить теоретическую подготовку с практическойдеятельностью на конкретных рабочих местах. В задачи практики входит:
· формированиепрофессиональных умений и определенного опыта, необходимого для осуществлениядальнейшей профессиональной деятельности;
· формированиеисследовательского подхода к изучению деятельности экономиста;
· овладениеумениями и навыками работы с документацией;
· осуществлениепростейших экономических расчетов.
Я проходилапрактику в бухгалтерии ГУ Ломоносовская вспомогательная школа-интернат, с 27.04.09 г.по 23.05.09 г. За время практики я ознакомилась с общими характеристикамипредприятия, его правовой формой, системами управления и планирования, сдеятельностью бухгалтера на предприятии, получила навыки работы, а также закрепилатеоретические навыки, полученные в Кокшетауском гуманитарно-техническомколледже. Полученные в результате прохождения практики знания и данныепредставлены в отчете.
1. Бухгалтерскийучет
1.1 Структурабухгалтерии и организации учета хозяйствующего субъекта
ДеятельностьТОО «Жумабек» (в дальнейшем – товарищество) регулируется законом Республики Казахстан«О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 22.04.1998 г.
Товариществоявляется субъектом малого предпринимательства, со среднегодовой численностьюработников не более шестидесяти человек и общей стоимостью активов в среднем загод – месячных расчетных показателей.
Товариществос ограниченной ответственностью «Жумабек»;
«Жумабек»ЖШС;
ТОО«Жумабек».
МестонахождениеТоварищества: Республика Казахстан, Северо – Казахстанская область, селоНовоишимское, территория промзоны.
Отчетнымпериодом для ТОО являются квартал и отчетный год. Работают по полной системеведения бухгалтерского учета.
Товариществоосуществляет следующие виды деятельности:
1. приемказерна
2. отгрузказерна
3. хранениезерна
Лицензируемыевиды деятельности осуществляются только при наличии соответствующей лицензии всоответствии с законодательством Республики Казахстан.
Организацияучета в ТОО «Жумабек» регламентируется Стандартом Бухгалтерского учета №24«Организация бухгалтерской службы».
Данныйстандарт устанавливает порядок организации бухгалтерской службы.
Ведениебухгалтерского учета и составления финансовой отчетности осуществляется наоснове:
· закона«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;
· стандартовбухгалтерского учета;
· методическихрекомендаций к стандартам;
· учетнойполитики, указаний, инструкций, приказов по организации бухгалтерского учетасубъекта.
ТОО «Жумабек»,осуществляя организацию бухгалтерского учета, исходя из вида деятельности,размера и конкретных условий хозяйствования:
· разрабатываетпорядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения,необходимые для организации бухгалтерского учета;
· самостоятельноустанавливает организационную форму бухгалтерской работы;
· формируетучетную политику;
· производитфункциональное разделение учета на производственный и финансовый.
Кбухгалтерским работам относятся:
· учетрасчетов с поставщиками и заказчиками;
· учетрасчетов с поставщиками и подрядчиками;
· расчетыпо авансам, выданным и авансам, полученным;
· расчетыпо кредитам и займам банков;
· ведениеопераций по денежным счетам;
· учетинвестиций;
· учетсобственного капитала;
· учетдоходов и расходов.
Бухгалтерскийучет ТОО «Жумабек» осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главнымбухгалтером – Галиулиной Т.В.
Генеральныйдиректор, либо его заместители, осуществляя организацию кассовых операций,должен обеспечить движение наличных денег.
Формыпервичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций,разрабатываются и утверждаются субъектом самостоятельно на основе минимальныхтребований, утвержденных уполномоченным органом.
Первичныедокументы, в том числе на бумажных и машинных носителях информации, должнысодержать следующие обязательные реквизиты:
· наименованиедокумента (формы);
· датусоставления;
· наименованиесубъекта, от имени которого составлен документ;
· содержаниехозяйственной операции;
· измерителихозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
· наименованиедолжностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции иправильность её оформления;
· личныеподписи и их расшифровки.
Первичныедокументы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это непредставляется возможным, непосредственно по окончании операции.
Содержащаясяв принятых к учету первичных документах информация необходимая для отражения вбухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в регистрахбухгалтерского учета. Данные регистров бухгалтерского учета в сгруппированномвиде переносятся в финансовую отчетность.
Движениепервичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от другихсубъектов, принятие к учету, обработка, передача в архив – документооборот)регламентируются графиком, утверждаемом руководителем субъекта.
Ответственностьза соблюдением графика документооборота, а также ответственность засвоевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачуих для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверностьсодержащихся в документах данных несут лица создавшие и подписавшие этидокументы.
Субъектобязан хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учёта и финансовуюотчетность в соответствии с правилами организации государственного архивногодела.
В целяхобеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности вТОО «Жумабек» проводится инвентаризация имущества и денежных обязательств неменее одного раза в год.
В зависимостиот степени охвата проверки средств предприятия, различают полную и частичнуюинвентаризацию.
Количествоинвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества иобязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются субъектом.
1.2 Учетденежных средств и расчетов
В процессехозяйственной деятельности между объединениями, предприятиями, организациями иучреждениями возникают различные расчетно-денежные отношения с поставщикамиматериалов, покупателями готовой продукции в связи с выполнением различныхфинансовых обязательств, с оплатой услуг транспортным и другим организациям.
Указанныерасчеты осуществляют безналичным расчетом, т.е. перечислением денежных средствчерез банк и под его контролем с расчетного счета плательщика на счетполучателя, кроме случаев, когда расчет удобней производить наличными (например,в условиях малого бизнеса).
Для храненияденежных средств и совершения необходимых расчетно-денежных операцийпредприятия открывают в любом банке расчетный счет.
На негопоступает основная или вся масса причитающихся владельцу платежей, зачислениевыручки от реализации продукции и услуг, получение ссуд и др. С расчетногосчета оплачиваются счета поставщиков за приобретенное сырье, материалы,топливо, полученные услуги, погашение обязательств и т.д.С него выдаютсяналичные деньги для выплаты заработной платы, пособий по социальномустрахованию, для оплаты мелких хозяйственных и других расходов. При этом банкконтролирует законность совершаемых по счету операций.
Основнымирасчетными документами являются платежное требование, платежноепоручение и расчетные чеки. Учреждение банка выдает владельцу счетав обусловленные с ним сроки выписки из лицевого расчетного счета с необходимымиприложениями документов. Записи в выписке банка по дебету означают выдачуналичных денег по чекам или списание по счету по безналичным расчетам, а покредиту – взносы наличных денег на расчетный счет.
Денежныесредства предприятия хранятся для удобства в банках, но все-таки незначительныесуммы денежной наличности остаются в кассе. Она нужна для хозяйственныхрасходов. Сверх этого в кассе остаются деньги только для выплаты заработнойплаты.
Операции сденежными средствами, находящимися в кассе предприятия, называются кассовыми,а документы, их оформляющие, – кассовыми документами. Кассовые операциивыполняет кассир, который является материально ответственным лицом. Кассовыеоперации оформляют специальными документами – ордерами, которые делятсяна приходные (по ним деньги принимаются) и расходные (по ним деньги выдают изкассы).
Кассовыйордер-этописьменный приказ предприятия кассиру совершить операцию, указанную в ордере.
Приходные ирасходные кассовые ордера регистрируются в журнале регистрации приходных ирасходных ордеров.
Расчетныеотношения между предприятиями – это платежи по обязательствам вытекающим издоговоров поставки, подряда, перевозки, оказания услуг и других хозяйственных договоров.Эти платежи погашаются перечислением денежных средств через банк со счетаплательщика на счет получателя.Только мелкие суммы уплачиваютналичными. Расчеты, производимые предприятиями, делятся на товарные операциии нетоварные операции. К первой группе относятрасчетызареализованные товарно-материальные ценности, оказанные услуги и выполненныеработы; ко второй – операции по финансовым обязательствам. Наибольший удельныйвес составляют расчеты по товарным обязательствам. Основными формами расчетовявляются:акцептная форма, расчеты с особых счетов.
Акцептнаяформа расчетов – это согласие на оплату расчетного документа в определенный срок.
При недостачеу предприятия оборотных средств эта дополнительная потребность покрывается краткосрочнымии долгосрочными кредитами. Кредит выдается на определенное время с последующейвыплатой процентного числа от данной суммы. По просроченным ссудам банк взимаетповышенную плату. Объектами банковского кредита в оборотных средствах являютсяв основном затраты в сфере производства и сфере обращения.
Присинтетическом учете денежных средств в кассе предприятия существует счет 1010«Касса». По дебету счетаотражаются поступления денежных средствв кассу, по кредиту – выплата денежных средств из кассы предприятия. Дляустановления денежного состояния предприятия проводится инвентаризация денежныхсредств и расчетных отношений с другими предприятиями, банками, бюджетом,дебиторами и кредиторами. Инвентаризация представляет собой способ выявленияфактического наличия денежных средств и расчетов на определенный момент.Осуществляется она с помощью переписи в натуре средств и выверке расчетов.Полученные в результате инвентаризации данные сопоставляются с даннымибухгалтерского учета.
1.3 Учетосновных средств и нематериальных активов
Методика ипорядок учета основных средств, принадлежащих ТОО «Жумабек» на правесобственности, и их амортизация в бухгалтерском учете определяются всоответствии с МСФО 16 «Недвижимость, здания и оборудование». Положения МСФО 16будут взаимодействовать с требованиями с МСФО 22 «Объединение бизнеса», МСФО 36«Обесценение активов», МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств», МСФО 8 «Учетнаяполитика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», МСФО 23 «Затраты позаймам», МСФО 17 «Аренда».
Основныесредства предприятия– это совокупность материально-производственных ценностей предприятия, которыепереносят свою стоимость товара по частям в виде амортизационных отчислений иучаствуют в процессе производства постоянно.
Амортизационныеотчисления – это износ основных средств, выраженный в денежной форме, которыйпереносится на себестоимость товара.
Основныесредства ТОО «Жумабек» учитываются по фактической стоимости актива за вычетомсуммы накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения.
Основныесредства в бухгалтерском учете отражаются на счетах подраздела 2410,включающего следующие счета:
Счет 2411-земля
Счет 2412-зданияи сооружения
Счет 2413-машиныи оборудование, передаточные устройства, в том числе
Счет 2414-транспортныесредства – мобильный транспорт
Счет 2415-прочиеосновные средства, не вошедшие в другие группы
Основныесредства в процессе эксплуатации находятся в движении (поступление, перемещениевнутри предприятия, ремонт и модернизация, выбытие и ликвидация). Движениеосновных средств отражается в первичных документах: акт приемки – передачи,накладная на внутреннее перемещение, акт о ликвидации основных средств.
Припоступлении основных средств на предприятие оформляется акт приемки – передачиосновных средств на каждый принятый в эксплуатацию объект. Основнымиреквизитами акта являются инвентарный номер, год выпуска, год и месяцпоступления на предприятие, комплектность, первоначальная стоимость, нормаамортизации, синтетические счета и субсчета и коды аналитического учета.Основные средства принимаются на учет по первоначальной стоимости, определеннойв акте приемки-передачи основных средств. В этом документе отражаются внешниедвижения основных средств. Первоначальная стоимость также отражается в инвентарнойкарточке учета, которая составляется на основании акта. Кроме этого, в нейсуществует инвентарный номер, дата выпуска и дата о вводе в эксплуатацию,первоначальная стоимость и др. Инвентарная карточка заводится на каждый объектосновных фондов отдельно и, для удобства, группируется по шифрам. Приликвидации основных фондов создается акт о ликвидации основных средств:основные средства продаются другому хозяйству, ликвидируются по причине износакак лом, ликвидируются по причине морального износа и др.
Нематериальныеактивы –такие активы, которые не обладают физическими свойствами, но приносят доходпредприятию:
· ноу-хау
· правоиспользования информации о поставках, покупках, конкурентах
· организационныерасходы предприятия, связанные с открытием предприятия (плата за открытиесчета, регистрация устава), которые в конце года списываются
· лицензии
· товарныезнаки, патенты, авторское право
· гудвилл– цена фирмы, т.е. превышение покупной стоимости предприятия над суммой егоактивов.
В ТОО«Жумабек» для учета нематериальных активов применяются счета подраздела 2700Типового плана счетов, а именно, следующие синтетические счета:
Счет 2710-гудвилл
Счет 2720-обесценениегудвила
Счет 2730-прочиенематериальные активы
Счет 2740-амортизацияи обесценение разведочных и оценочных активов.
Припоступлении нематериальных активов оформляется акт приемки-передачинематериальных активов в 1-м экземпляре на каждый объект. Для передачи другомупредприятию в 2-х экземплярах.
Аналитическийучет ведется в инвентарных карточках учета нематериальных активов, которыеоткрываются на каждый объект и заполняются на основании первичных документов.Инвентарные карточки группируются в ведомости «Учет нематериальных активов».
Дляопределения результатов от продажи, списания и передачи основных средств инематериальных активов используют счета 6210 «Доходы от выбытия активов».
1.4 Учеттоварно-материальных запасов и расчетов с поставщиками
Учет запасоворганизуется в соответствии с МСБУ 2 «Запасы» с некоторыми особенностями,вызванными спецификой организации производства ТОО «Жумабек».
Запасы –это активы:
а)предназначенные для продажи в ходе нормальной деятельности (счета 1310–1350);
б) в процессепроизводства для такой продажи (1310–1350,1330);
в) в формесырья или материалов, предназначенных для использования в производственномпроцессе или предоставлении услуг (1310–1350,1330).
Запасы такжевключают товары, купленные для перепродажи (товары, земля, имущество, купленноедля продажи).
Оценказапасов.
Запасы должныоцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистойцене продаж.
Себестоимостьзапасов.
Себестоимостьзапасов включает все затраты на приобретение, переработку и прочие затраты,произведенные в целях доведения запасов до их текущего состояния и места текущегораспоряжения.
Методопределения себестоимости запасов.
ТОО «Жумабек»применяет метод определения себестоимости запасов-метод учета по фактическимзатратам.
Основнойспособ учета себестоимости запасов.
ТОО «Жумабек»применяет способ учета себестоимости запасов – по средневзвешенной стоимости.
Прииспользовании способа средневзвешенной стоимости стоимость каждого объектаопределяется из средне взвешенной стоимости аналогичных объектов в началепериода стоимости таких же объектов, купленных или произведенных в течениепериода. Среднее значение рассчитывается помесячно.
Возможнаячистая цена продаж.
Возможнаячистая цена продаж – это ожидаемая продажная цена при нормальном ходе дел завычетом возможных затрат на доводку и возможных затрат по продаже актива.
В случае,если стоимость запасов может оказаться не возмещаемой по разным причинам:повреждение, устаревание, снижение продажной цены, увеличение затрат надоработку или на осуществление продажи, стоимость запасов должна быть списанадо возможной чистой цены продаж. Запасы могут быть списаны постатейно илисгруппированы по похожести.
Расчетывозможной чистой цены продаж основываются на самом надежномдоказательстве-величине запасов, предназначенных для реализации на моментвыполнения расчетов.
При расчетевозможной чистой цены реализации в условиях ТОО «Жумабек» учитываетсяпредназначение имеющихся запасов. В частности, возможная чистая цена реализациизапасов, предназначенных для выполнения договоров на продажу товаров илиоказание услуг по твердым ценам, основывается на цене, установленной в этихдоговорах. Если объем продаж по таким договорам ниже, чем объем имеющихсязапасов, то возможная чистая цена реализации остающейся части запасовосновывается на общем уровне цен реализации.
Сырье идругие материалы в запасах не списываются ниже себестоимости, если готоваяпродукция, в которую они будут включены, предположительно будет продана посебестоимости или выше себестоимости. Однако, когда снижение цены сырьяуказывает на то, что себестоимость готовой продукции будет превышать возможнуючистую цену продаж, сырье списывается до чистой стоимости реализации. В такихслучаях затраты на замену сырья могут оказаться наилучшим из существующихизмерений его возможной чистой стоимости продаж.
В каждомпоследующем периоде производится новая оценка чистой стоимости реализации. Вслучае исчезновения обстоятельств, вызвавших списание запасов нижесебестоимости, например, возросла продажная цена, то сумма списания изменяетсятак, что новая учетная величина будет соответствовать чистой стоимостиреализации, т.е. стоимость запасов восстанавливается (увеличивается).
Величиначастичного списания стоимости запасов до возможной чистой стоимости продаж ивсе потери запасов должны признаваться в качестве расходов в период осуществлениясписания или возникновения потерь. Величина обратного до начисления стоимостизапасов, вызванного увеличением возможной чистой стоимости продаж, должнапризнаваться как уменьшение величины запасов, признанных в качестве расходов впериод осуществления обратного до начисления.
Документы поучету товарно-материальных запасов делятся на 2 группы приходные и расходные.
Приходные — к ним относятсясчета-фактуры, платежное требование поручение, товаротранспортные накладные,полученные от поставщиков доверенности на получение товарно-материальныхзапасов, которые регистрируются в книге учета. При поступлении товарно-материальныхзапасов на склад от поставщиков выписывается приходный ордер. Поступившиеценности проверяются, и при установлении поступивших материалов с данными,указанными в документах составляется акт «о приемке материалов» в 2-хэкземплярах. Также составляется акт «о недостаче и потере материальныхценностей» в период заготовления, хранения и производства в 2-х экземплярах иприкладывается к акту «о приемке материалов». При установлении недостачитоварно-материальных запасов, принятых на склад от поставщиков, можетсоставляться акт «о потере материалов» в пределах норм естественной убыли иприкладываться к приходному ордеру.
Расходные документы отражаютотпуск материалов на производственные, хозяйственные нужды, реализацию насторону ненужных материалов. К ним относят:
· лимитно-заработнаякарта применяется для оформления отпуска запасов, систематически потребляемыхпри изготовлении продукции, является оправдательным документом для списанияматериальных запасов со склада. Они выписываются отделом снабжения в 2-хэкземплярах. Один экземпляр до начала месяца передается цеху-потребителюзапасов, второй – складу. При использовании лимита и по окончании месяца картысдаются в бухгалтерию предприятия.
· Еслив производстве непостоянно используются отдельные виды материалов, то вместолимитно-заработной карты выписываются требования. Оно выписывается в 2-хэкземплярах потребителями материалов, первый остается у получателя, т.е. уматериально-ответственного лица, второй у заведующего складом, с распискойполучателя.
· Накладныеприменяются для учета и оформления отпуска материалов на сторону в 2-хэкземплярах.
· Приперевозке материалов, отпущенных на сторону, автотранспортом оформляетсятоварно-транспортная накладная.
· Приразборке и демонтаже основных средств могут быть получены лом, запасные части,материал по цене возможного использования. В данном случае составляется акт «пооприходовании материальных ценностей».
1.5 Учеттруда и его оплаты
Заработнаяплата работников ТОО «Жумабек» определяется в зависимости от количества икачества, сложности выполняемой работы, в соответствии с установленнымиставками и окладами. При этом размер заработной платы не ниже установленногозаконодательным актом минимального размера заработной платы. При организацииоплаты труда используется повременная форма оплаты труда.
Оклады уработников устанавливаются по схеме должностных окладов в соответствии сквалификацией работника. Схема должностных окладов утверждается общим собраниемучредителей ТОО «Жумабек» в штатном расписании. Конкретный оклад каждомуработнику устанавливается приказом директора ТОО «Жумабек», исходя изквалификации соответствующего работника, опыта работы, достигнутых результатов,способности решать поставленные задачи.
Начислениезаработной платы
Основнымизадачами учета труда и его оплаты в ТОО «Жумабек» являются:
· Точныйучет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполняемыхработ;
· Правильноеисчисление сумм оплаты труда и удержаний из нее;
· Учетрасчетов с работниками, с бюджетом и внебюджетными фондами;
· Правильноераспределение начисленных сумм оплаты труда и отчислений между различнымивидами издержек;
Фондзаработной платы на предприятии включает в себя:
· Оплатуза отработанное время, в том числе оплату труда лиц, принятых на работу посовместительству;
· Оплатуза неотработанное время, то есть оплату ежегодных и дополнительных отпусков,простоев не по вине рабочих и др.
При расчетеденежной суммы к выдаче на руки заработная плата работников уменьшается насумму удержаний (по законодательству и по заявлению работника) и увеличиваетсяна сумму доплат и надбавок, установленных действующим законодательством.
Выплатазаработной платы осуществляется в основном через кассу по расходным кассовымордерам или платежным ведомостям.
Для учетарасчетов по оплате труда в рабочем плане счетов ТОО «Жумабек» предусмотренактивно-пассивный счет 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда».
Расчеты пооплате труда отражаются следующими бухгалтерскими записями (на основании главнойкниги):
Главная книгаза март 2009 г.
№
Содержаниеопераций
Дебет
Кредит
1. Начисленазаработная плата
1250
3350
2. Начисленрезерв на отпуска рабочим
1250
3370
3. Начисленыотпускные работникам
3370
3350
4. Удержанподоходный налог
3350
3120
5. Перечисленподоходный налог
3120
1040
6. Удержаны 10%в пенсионный фонд
3350
3220
7. Перечисленысуммы в пенсионный фонд
3220
1040
8. Начисленсоциальный налог
3370
3150
9. Удержаноиз заработной платы по исполнительным листам
3350
3390
10. Переведены
3390
1040,1020
Подоходныйналог удерживается в соответствии с Законом о «Налогах и др. обязательныхплатежах в бюджет». На каждый год утверждается подоходный налог с физическихлиц.
2. Аудит
2.1Структура и организация работы аудиторской фирмы. Функциональные обязанностиаудитора
аудиторбухгалтер правовой обязанность
Аудитор:
1. Оказываетбухгалтерские услуги, связанные с различными аспектами бизнеса.
2. Проводитанализ финансовой деятельности учреждения, организации, предприятия независимоот форм собственности.
3. Осуществляетревизию бухгалтерских документов и отчетности, оценивает ее достоверность, атакже внутренний и внешний контроль законности совершаемых финансовых операций,соответствия их законодательным и нормативным правовым актам, соблюденияустановленного порядка налогообложения.
4. Даетнеобходимые рекомендации с целью предупреждения просчетов и ошибок, которыемогут повлечь штрафные и другие санкции, снизить прибыль и отрицательноповлиять на репутации. Предприятия, учреждения, организации.
5. Консультируетюридические и физические лица по вопросам хозяйственной и финансовойдеятельности, бухгалтерской отчетности, проблемам налогообложения.
6. Участвуетв рассмотрении исков о неплатежеспособности (банкротстве) в арбитражных судах.
7. Следитза изменениями и дополнениями в нормативных правовых документах, принимает мерыпо согласованию интересов государства и клиентов.
Примечание.Функциональные обязанности Аудитора определены на основе и в объемеквалификационной характеристики по должности Аудитора и могут быть дополнены,уточнены при подготовке должностной инструкции, исходя из конкретныхобстоятельств.
Аудитор несетответственность за:
1. Невыполнениесвоих функциональных обязанностей.
2. Недостовернуюинформацию о состоянии выполнения полученных заданий, нарушение сроков ихисполнения.
3. Невыполнениеприказов, распоряжений директора предприятия, поручений и заданий начальникаотдела.
4. Нарушениеправил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности,установленных на предприятии.
2.2 Аудитдолгосрочных активов
Аудитнематериальных активов
Целью аудитанематериальных активов является установление соответствия применяемой предприятиемметодики учета нематериальных активов требованиям нормативных актов,регулирующих формирование себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовыхрезультатов, а также требованиям соответствующих стандартов и положениям,устанавливающим правила их учета. Аудитор должен последовательно проверитьследующие моменты:
· Изучитьсостав и структуру нематериальных активов по данным первичных документов иучетных регистров;
· Подтвердитьправо собственности на объекты нематериальных активов;
· Установитьправильность отражения в учете операций с нематериальными активами;
· Подтвердитьдостоверность начисления и отражения в учете амортизации по нематериальнымактивам;
· Оценитькачество инвентаризации.
При проверкеопераций с нематериальными активами аудитору необходимо обратить внимание наследующее:
· Немогут быть признаны нематериальными активами интеллектуальные и деловыекачества гражданина, его квалификация и способность к труду, поскольку они немогут быть отчуждены от гражданина и переданы другим лицам;
· Документальноеоформление факта наличия объекта нематериальных активов;
· Правильностьотражения первоначальной оценки стоимости нематериальных активов;
· Правилапо списанию объекта нематериальных активов с баланса предприятия;
· Начислениеамортизации на объекты нематериальных активов;
· Направильность ведения синтетического и аналитического учета нематериальныхактивов.
Составлениепрограммы аудиторской проверки.
Длявыполнения аудита аудитору необходимо составить программу аудиторской проверкиопераций с нематериальными активами. Рассмотрим, как осуществляется аудит учетанематериальных активов по соответствующим видам операций.
Приобретениеи создание нематериальных активов.
Нематериальныеактивы поступают на ТОО «Жумабек» в качестве вложений в уставный капитал, атакже в результате приобретения или создания; погашения дебиторскойзадолженности; компенсационной сделки; безвозмездной передачи.
В настоящеевремя на ТОО «Жумабек» приобретение и создание нематериальных активовосуществляется в результате долгосрочных инвестиций.
Поступлениенематериальных активов оформляется актом приемки.
Проверяяуказанные операции, аудитор изучает первичные документы: акты приемки-передачи,договора купли-продажи, лицензии и др. Это позволяет сделать вывод, чтоуказанные приобретения произведены с соблюдением требований действующегозаконодательства.
Приобретенияправ на изобретения, промышленные образцы должны быть подтвержденысоответствующими лицензионными договорами, зарегистрированными в патентномведомстве.
Покупка знакаобслуживания ТОО «Жумабек» должна быть подтверждена договором об уступке,зарегистрированном в патентном ведомстве.
При аудитеобъектов имущественных прав, следует уделить особое внимание оформлениюсоответствующими документами факта наличия объекта этой группы нематериальныхактивов.
Аудитордолжен проверить, правильно ли отражена первоначальная оценка стоимостинематериальных активов.
Изучивдокументацию по поступлению нематериальных активов на ТОО «Жумабек», аудиторпроверяет правильность отражения в учете различных фактов этого поступления.
Аудитосновных средств
Припроведении аудиторской проверки учета основных средств, прежде всего необходимопроверить, как ведется аналитический учет основных средств.
Такой учеторганизуется по отдельным объектам, каждому из которых присваиваетсяинвентарный номер на весь период его эксплуатации. По объектный учет ТОО«Жумабек» ведется в инвентарных карточках. Аудитору необходимо проверить, какведутся карточки или книги, также правильность присвоения шифра амортизационныхотчислений наличие всех справочных данных.
Следуетпроверить: нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарныекарточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарные карточки.Отдельно следует проверить состояние учета основных средств в местах ихразмещения (в эксплуатации, на складе, в ремонте и т.д.) Для этого аудиторыдолжны также установить правильность ведения инвентарного списка основныхсредств, соответствие данных аналитического учета записям на счете 2410 «Основныесредства», регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета. Основнымиисточниками информации об основных средствах служат первичные документы: актыприема-передачи на эксплуатацию основных средств, накладные на внутреннееперемещение и др.
Проверкаправильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной.
Важнойзадачей контроля по учету основных средств является проверка правильностиначисления износа. Важно установить правильность отнесения основных средств ксоответствующей группе амортизационных отчислений.
Синтетическийучет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах №12,10.
Прирасхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно выяснитьих причины, и виновных в этом должностных лиц, определить последствия и внестипредложения по устранению выявленных недостатков. Особо тщательно надопроверить полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств,а также инвентаризационные описи и приложенные к ним протоколы заседанияинвентаризационных комиссий, сличительные ведомости, ведомости результатовпоследней инвентаризации, решения руководства организации по итогам еепроведения и правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерскомучете. Такая проверка аудитору крайне необходима для того, чтобы убедиться,насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобыскорректировать аудиторский риск и, соответственно, аудиторские процедуры.
В ходепроверки рекомендуется проведение контрольной инвентаризации или, хотя бы,осмотра отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного иливременного хранения), особенно арендуемых основных средств, так как на практикечасто используют фиктивные договоры для начисления арендной платы с цельюувеличения себестоимости продукции и присвоения средств.
При сдаче ОСв текущую аренду амортизация включается в состав вне реализационных потерь, аполученная арендная плата относится к вне реализационным доходам.
В ходепроверки необходимо установить правильность отнесения основных средств камортизационным категориям.
Для этогоруководствуются Указом Президента Республики Казахстан, согласно которомуамортизируемое имущество объединяется в четыре категории:
1. здания,сооружения и их структурные компоненты;
2. легковойавтотранспорт, легкий грузовой автотранспорт, конторское оборудование и мебель,компьютерная техника, информационные системы и системы обработки данных;
3. техническое,энергетическое, транспортное и иное оборудование, материальные активы, невключенные в первую или вторую категорию;
4. нематериальныеактивы.
2.3 Аудиттекущих активов
Аудиттоварно-материальных запасов
Целипроверки: установление сохранности и операций по движению производственныхзапасов, материальных ценностей и товаров, правильности их стоимостной оценки,документального оформления и отражения в учете. Проверка складского учетатоварно-материальных ценностей, правильности налогообложениятоварно-материальных ценностей, правильности отражения товарно-материальныхзапасов в балансе.
Источникамиинформации для проверки учета ТМЗ служат следующие документы:
· ведомость№10;
· сальдоваякнига (ведомость учета остатков материалов);
· акт оприемке материалов;
· карточкаскладского учета;
· накладные;
· приходныйордер;
· лимитно-заборнаякарта;
· реестрсдачи документов;
· требованияна отпуск;
· товарно-транспортныенакладные.
Карточкискладского учета проверяются по форме, существу и сверяются с первичнымидокументами. Аудитору необходимо удостовериться в правильности оформления иучета:
· поступленияматериалов:
– приходныйордер выписывается при соответствии фактического наличия материальных ценностейдокументам поставщика;
– акт приемкиматериалов применяется для оформления поступивших материалов без платежныхдокументов и в случае расхождения фактического наличия с даннымисопроводительных документов поставщика
· отпускаматериалов:
– лимитно-заборнаякарта выписывается на каждое наименование материалов при постоянномсистематическом отпуске материалов на производство;
– требование– для однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды;
– накладная –для отпуска материалов на сторону.
Приходныеордера и акты о приемке материалов проверяются по форме, существу и сверяются сдоговорами поставки и принятыми к оплате счетами-фактурами.
Основнымиисточниками ревизии являются: первичные документы по движениютоварно-материальных ценностей, данные регистров аналитического исинтетического учета, инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей,данные бухгалтерской и статистической отчетности.
Объектомисследования аудиторско-ревизионных проверок является оперативная и служебнаяинформация.
Напроверяемом предприятии ТОО «Жумабек» изучается учет в журнале поступившихгрузов по каждому поставщику, информация об ассортименте и сроках поставкиматериальных ресурсов по договору и проверяется на основании документовфактически поступивший ассортимент материалов с указанием даты поступления. Приэтом проверка достоверности приведенной информации является важной детальюаудита. Для этого информацию, содержащуюся в оперативном учете, сопоставляют сданными бухгалтерского учета.
Регистрысинтетического и аналитического учета по счетам, на которых собираетсяинформация о наличии и движении ценностей, отчеты материально-ответственных лицс приложенными к ним первичными документами, регистры синтетического ианалитического учета расчетов с поставщиками и прочие регистры являютсяисточниками проверки полноты оприходования товарно-материальных запасов.
Инвентаризациятоварно-материальных ценностей проводится в порядке расположения ценностей наскладах.
При хранениитоварно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одногоматериально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно поместам хранения. Комиссия в присутствии заведующего складом проверяетфактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного ихпересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описиданные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц, или поданным учета без проверки и фактического наличия.
В процессепроверки устанавливают соответствие данных складского учета с показателемсинтетического учета со счетом подраздела 1310 – «Сырье и материалы». Для этогообщий итог остатков (в суммарном выражении) по сальдовой ведомости сверяют состатками на конец месяца, приведенными в оборотной ведомости. Такоесопоставление проводится по каждому складу в отдельности. Общие обороты выбытияматериалов за месяц по всем складам и остатки материалов на конец месяца,приведенные в ведомости, сверяют кредитовым оборотом и остатками со счетомподраздела 1310 в Главной книге.
Аудитдебиторской задолженности
При проверкенеобходимо выяснить, правильно ли отражены по статьям баланса соответствующиеостатки задолженности. Для этого по данным журнала-ордера №11 и регистраманалитического учета и счетам предназначенным для отражения расчетов, считают остаткипо каждому виду расчетов на начало проверяемого периода с остатками посоответствующим статьям баланса, а затем анализируют каждый вид расчетов.
Аудитсостояния дебиторской задолженности следует начинать с анализа материаловинвентаризации расчетов с дебиторами. Анализ расчетов с покупателями,подотчетными лицами, работниками предприятия и другими дебиторами осуществляетсяв выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверкеобоснованности сумм, числящихся на счетах. Устанавливаются причины и виновникиобразования дебиторской задолженности, давность ее возникновения, реальностьполучения. Не пропущены ли сроки исковой давности (3 года), какие мерыпринимаются для взыскания задолженности.
Результатыинвентаризации расчетов оформляются актами, поэтому в ходе анализа проверяютсявсе акты инвентаризации. На основании анализа составляется справка, в которойприводятся наименования и адреса дебиторов, суммы задолженности, указано, зачто она числится, с какого времени и на основании каких документов. По суммамдебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справкеуказываются лица, виновные в пропуске этих сроков. Анализ имеющихся напредприятии материалов инвентаризации расчетов дает возможность сосредоточитьвнимание на более тщательной проверке расчетов, по которым установленырасхождения, неувязки, неясности.
Аудитрасчетов с подотчетными лицами
Основнымидокументами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке расчетов сподотчетными лицами, являются:
· авансовыеотчеты
· приказыо направлении сотрудников в командировки
· командировочныеудостоверения
· копиизагранпаспортов с отметками о пересечении границы
· списоклиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы
· сметыпредставительских расходов
· приказыоб утверждении смет представительских расходов
· оправдательныепервичные документы
Операции порасчетам с подотчетными лицами находят свое отражение в следующих бухгалтерскихрегистрах:
· журнал-ордер№7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет расчетов сподотчетными лицами
· Главнаякнига
· Иныерегистры аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами,в зависимости от принятой на предприятии формы счетоводства.
Приступая кпроверке расчетов с подотчетными лицами, аудитор должен сначала проверить:
1. кто ведет учет расчетов сподотчетными лицами (должность, образование, стаж работы по специальности, нетли родственных связей с руководителем, кассиром организации);
2. имеется ли в наличиинормативная база для работы бухгалтера;
3. кому подотчетен данныйбухгалтер и кто его проверяет по исполняемой работе;
4. имеется ли утвержденныйруководителем организации список подотчетных лиц.
Далеенеобходимо свернуть остатки сумм по счетам в журнале-ордере №7.
Главной книгеи балансе организации на первое число последнего месяца перед датой проведенияпроверки. При наличии расхождений выявить их причины. Проверяя записи покаждому лицевому счету в журнале-ордере №7 необходимо выявить:
– суммывыдаваемых под отчет авансов;
– имеютсяли приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку;
– назначениеи фактическое использование авансов;
– срокипредставления авансовых отчетов;
– имеютсяли командировочные удостоверения с отметками о местах пребывания согласнозаданию;
– правильностьи своевременность составления (представления) авансовых отчетов;
– правильностьвозмещения командировочных расходов и затрат на операционно-хозяйственныенужды;
– правильностьсоставления корреспонденции счетов по операциям с подотчетными лицами;
– своевременностьпогашения задолженности по ранее выданным авансам;
– наличиеоправдательных документов по всем операциям.
2.4 Аудитденежных средств
Аудиткассовых операций
Аудиткассовых операций является важным по нескольким причинам:
Денежныесредства принадлежат к числу наиболее подвижных активов предприятия.
Подвижностьденежных средств и массовость денежных операций делает этот участокхозяйственной деятельности фирмы наиболее уязвимым, с точки зрения нарушений излоупотреблений.
Аудитордолжен проверить соблюдение кассовой дисциплины на предприятии, при этом особоевнимание уделяется вопросу обеспеченности сохранности денег и ценностей. Далеенеобходимо сопоставить кассовые документы с прочими документами (кассоваякнига, приходный кассовый ордер (ПКО) и расходный кассовый ордер (РКО),авансовые отчеты, журнал регистрации ПКО и РКО, журнал ордер №1 и ведомость №1)
Основныенарушения в области кассовых операций:
· прямоехищение денежных средств.
· Неоприходование и присвоение, поступивших денежных средств из банка, от различныхюридических и физических лиц.
· Излишнеесписание денег по кассе (повторное использование одних и тех же документов,неправильный подсчет итогов и т.д.)
· Присвоениесумм, законно начисленных разным лицам и организациям (присвоениедепонированной зарплаты)
Прежде чемприступить к сплошной проверке кассовых операций аудитор должен спланироватьэту проверку, этому предшествует оценка состояния внутреннего контроля задвижением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе.
Аудитор, спомощью вопросника, составленного специальным образом определяет состояниевнутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятиикассовой дисциплины. Выявляет наиболее уязвимые места, планирует составосновных конкретных процедур и определяет специфические особенности веденияучета на предприятии.
Проверяетсятакже правильность хранения денег в кассе и безопасность рабочего местакассира.
Аудитденежных средств на расчетном, валютном счетах
Такаяпроверка проводится по каждому счету, открытому в банке. В первую очередьаудитору необходимо ознакомится с корреспонденцией счетов, указанной в Главнойкниге. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям,не типичным для организации.
При аудитеопераций по расчетному счету аудитор также проверяет:
· порядокведения учетных регистров;
· ведутсяли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому вбанке, составляется ли сводный регистр;
· своевременностьотражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежныхсредств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждойвыписке банка;
· тождественностьзаписей в учетных регистрах и в выписке банка. Необходимо сверить записи подебету счета 1040 «Денежные средства на текущих банковских счетах в тенге».
Аудитордолжен проверить:
· приложенали к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция к приходномукассовому ордеру;
· тождественностьзаписей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 1040 «Денежныесредства на текущих банковских счетах в тенге» и дебету счета 1010 «Денежныесредства в кассе».
Выявленные входе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует врабочей документации и отражает в отчете по результатам данного разделааудиторской проверки.
При проверкеопераций по валютным счетам в банке особое внимание аудитор должен обратить на:
· соблюдениеправового режима текущих валютных операций и валютных операций, связанных сдвижением капитала;
· проведениевалютных операций через уполномоченные банки, имеющие лицензии Национальногобанка Республики Казахстан на осуществление валютных операций;
· осуществлениерасчетов в иностранной валюте юридическими лицами-резидентами в пределахимеющихся в их распоряжении валютных средств, которые должны иметь легальноепроисхождение;
· учетопераций денежных средств в валюте на счете 1050 «Денежные средства на текущихбанковских счетах в валюте», к которому открываются субсчета «Транзитныевалютные счета», «Текущие валютные счета», «Специальные транзитные счета»,«Валютные счета за рубежом».
При проверкеопераций по валютному счету особое внимание обращают на правильность отраженияопераций по покупке и продаже валюты, так как бухгалтеры организаций нередкодопускают значительное количество ошибок как в методологии учета, так и прирасчетах курсовых разниц по этим операциям и пересчете валюты в тенге.
2.5 Аудитобязательств
Аудиткраткосрочных кредитов
Краткосрочныекредиты банков выдаются на срок не более одного года. Сумму полученных кредитовотражают по дебету счетов «Денежные средства» и кредиту счетов «Краткосрочныебанковские займы, кредиты», если погашение, то проводка дается наоборот,аналитический учет краткосрочных кредитов ведется по видам кредитов, банкам иотдельным кредиторам. Проверяя правильность отражения в балансе, аудитор долженустановить:
· накакие цели использован кредит.
· Чторуководство предприятия включило в состав обеспечения или гарантий.
· Полнотуи своевременность погашения кредита.
· Правильностьотчисления в процентах за кредит на расходы периода.
· Правильностьведения синтетического и аналитического учета.
· Составлениезаписей по счетам краткосрочных обязательств записям в журнале-ордере №4Главной книге и балансе.
Аудитрасчетов с бюджетом
Важнымсоставным элементом аудита кредиторской задолженности является проверкарасчетов с бюджетом. Общими вопросами, подлежащими проверке при этом, являются:
· Полнотаи правильность определения налогооблагаемой базы.
· Правильностьприменения ставок налогов.
· Законностьи обоснованность произведенных вычетов и применения льгот при уплате налогов.
· Полнотаи своевременность уплат платежей в бюджет.
· Правильностьсоставления бухгалтерских проводок по начислению и уплаты платежей.
· Своевременностьпредоставления в налоговую форм отчетности по видам платежей.
· Соответствиезаписей синтетического и аналитического учета записям в Главной книге ибалансе.
В разделе«Краткосрочные обязательства» баланса выделена самостоятельная статья«Задолженность по налогам», чтобы установить ее достоверность, необходимоданные этой статьи сопоставить с данными Главной книги по счетам подраздела3100 плана счетов, которые предназначены для обобщения информации о текущейкредиторской задолженности предприятия бюджету.
Аудит расчетовпо оплате труда
Основнойзадачей аудитора является проверка соблюдения порядка на ТОО «Жумабек» веденияучета труда и заработной платы; организация составления бухгалтерского учета, атакже правильность проводимых расчетов по оплате труда.
Проверяязаписи по счету 3350, аудитор должен знать и проверить состояние внутреннегоконтроля оплаты труда, оценить его и составить программу процедуры аудита.Затем он изучает достоверность первичных документов, правильность ихзаполнения, их соответствие с требованиями нормативных документов по начислениюи выплате зарплаты. При изучении первичных документов аудитор проверяет табеляучета рабочего времени и нарядов, что дает возможность установить, нет лислучаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам.
3. Анализфинансовой отчетности
3.1 Содержаниеи методы финансового анализа хозяйствующего субъекта
Финансоваяотчетность регламентируется согласно стандарту бухгалтерского учета №30«Предоставление финансовой отчетности».
Цель данногостандарта – обеспечение основы для представления финансовой отчетности с тем,чтобы достичь сопоставимости как собственной финансовой отчетности запредшествующие периоды, так и финансовые отчетности других организаций.Настоящий стандарт не применяется к сокращенной промежуточной финансовойотчетности.
Финансоваяотчетность представляет собой информацию о финансовом положении организаций.
Длядостижения этой цели финансовая отчетность представляет информацию о следующихпоказателях организации:
· Активах;
· Обязательствах;
· Собственномкапитале;
· Доходахи расходах;
· Движенииденег;
· Измененийв собственном капитале;
Ответственностьза подготовку и предоставление финансовой отчетности несет руководствоорганизации. Финансовая отчетность организации включает в себя следующее:
· Бухгалтерскийбаланс; отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности;
· Отчето движении денежных средств;
· Пояснительнаязаписка;
· Форма1-ПФ (месячная, квартальная, годовая)
· Форма1-инвест (месячная, квартальная, годовая)
· Сведенияпо инвестициям;
· Сведенияпо иностранным инвестициям
· Форма1-НБ
· Форма1-ВЭС
· Форма1-ОС
· Форма1-ТР
· Форма11 с приложением
· Форма1-ЛКУ
· Формыпо мониторингу для МГД (14 форм)
· Анализхозяйственной деятельности для антимонопольного комитета
· ФормаСЕМ тариф
· Формыпо мониторингу для департамента агентства РК по регулированию естественныхмонополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса.
Статистическиеформы заполняются согласно инструкций, утвержденных Агентством РеспубликиКазахстан.
Принципыфинансовой отчетности.
· Достоверноепредставление и соответствие СБУ.
· Принципнепрерывности деятельности организации.
· Принципначисления.
· Последовательностьпредставления.
· Существенностьи объединение.
· Взаимозачет.
Определениеформ финансовой отчетности.
Следующаяинформация должна четко выделяться и повторяться в формах финансовойотчетности:
1. полноенаименование организации в соответствии с учредительными документами.
2. указать,охватывает ли данная отчетность отдельную организацию или группу организаций.
3. отчетнуюдату или отчетный период финансовой отчетности.
4. валютнуюотчетность.
5. уровеньточности, использованный при представлении цифр в финансовой отчетности.
Отчетныйпериод – организация должна представлять отчетность как минимум ежегодно.Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год с01.01. по 31.12. включительно.
3.2 Анализдоходности хозяйствующего субъекта. Анализ деловой активности и эффективностидеятельности хозяйствующего субъекта. Анализ потенциального банкротствахозяйствующего субъекта
Каждаяорганизация должна определить, следует ли представлять краткосрочные идолгосрочные активы и обязательства как отдельную классификацию в бухгалтерскомбалансе. Как минимум в баланс должны включаться следующие статьи:
Актив: нематериальныеактивы; основные средства; инвестиции; ТМЗ; дебиторская задолженность; финансовыеинвестиции и деньги.
Пассив: уставныйкапитал и прочий собственный капитал; кредиторская задолженность; займы; расчетыс бюджетом; резервы (по сомнительным долгам); долгосрочные обязательства,включающие выплату процентов.
Впояснительной записке по поводу баланса: для каждого класса уставного капиталанадо указать количество акций, объявленных к выпуску, количество размещенных иполностью оплаченных, номинальную стоимость, сверку, количество акций в обращениив начале и конце года; указать права, привилегии ограничения, связанные сакциями; указать изъятый капитал; количество акций, принадлежащих дочерним изависимым организациям; акции, зарезервированные для выпуска по договорамопциона; описание характера и целей ДНК, курсового и резервного капитала; суммадивидендов, включенная в обязательства, но официально не утвержденная квыплате; сумма любых не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям.
Отчет одоходах и расходах
Как минимум,отчет о доходах и расходах должен включать статьи:
– доход отосновной деятельности
– себестоимостьреализованной продукции
– валовыйдоход
– расходыпериода
– доход(убыток) от основной деятельности
– доход(убыток) от не основной деятельности
– доход(убыток) от обычной деятельности до налогообложения
– корпоративныйподоходный налог
– доход(убыток) от обычной деятельности после налогообложения
– доход(убыток) от чрезвычайных ситуаций
– чистыйдоход (убыток)
Отчет одвижении денег
РегламентируетсяСБУ №4 «Отчет о движении денег». Отчет о движении денег позволяет пользователямоценить изменения в финансовом положении юридического лица, обеспечивая ихинформацией о поступлении и выбытии денег за отчетный период в разрезеоперационной, финансовой и инвестиционной деятельности.
Деньги – этоденежная наличность, находящаяся в кассе и на счетах в банке.
Движениеденег – это поступление и выбытие денег.
Операционнаядеятельность – это основная деятельность юридического лица по получению доходаи иная деятельность, не относящаяся к инвестиционной и финансовой.
Инвестиционнаядеятельность – приобретение и продажа долгосрочных активов.
Финансоваядеятельность – это деятельность юридического лица, результатом которойизменение в размере собственном капитале и заемных средств.
Отчет содержитсведения за отчетный период в разрезе операционной, инвестиционной и финансовойдеятельности. Движение денег от операционной деятельности отражается в отчете сиспользованием двух методов:
Прямой – этопо которому раскрываются основные виды денежных поступлений и выбытий;
Косвенный –это по которому чистый доход или убыток корректируется на изменении текущихактивов и обязательств.
Заключение
За времяпрохождения производственной практики я ознакомилась с деятельностью ГУЛомоносовская вспомогательная школа-интернат. Наиболее близко я ознакомилась сработой таких служб как:
· централизованнаябухгалтерия
· отделтруда и заработной платы
· финансовыйотдел
· отделпланирования
Большую частьвремени я провела в централизованной бухгалтерии. Ознакомилась с методамиработы бухгалтеров, их взаимодействием.
За такойкороткий срок мне трудно было выделить основные недочеты в организации ведениябухгалтерии. Поэтому я не могу сделать каких-то предложений по улучшениюработы, но могу посоветовать обратить внимание на два фактора: на человеческийфактор и фактор оборудования. Нормальная деятельность предприятия зависит оттого, насколько хорошо взаимодействуют различные службы и подразделения. Изэкономической теории мне известно, что не функциональная организация иерархии управленияприводит к негативным последствиям, например, растут издержки на управлениепредприятием и соответственно увеличивается себестоимость продукции. Подфактором оборудования я подразумеваю то, что сбой в программном обеспечении илив аппаратной части компьютера может привести к нарушению деятельности. А таккак на предприятии учет ведется с помощью вычислительной техники, то этапроблема становится очень актуальной.
В завершениимогу сказать, что в моем отчете отсутствуют некоторые документы. Этообъясняется тем, что на предприятии действует «Приказ о коммерческой тайне».Поэтому в некоторых вопросах я ограничилась только теоретической частью.
Списоклитературы
1. Устав предприятия ТОО«СТЖ»
2. Учетная политика ТОО«СТЖ»
3. Положение о планированиидеятельности ТОО «СТЖ»
4. Закон РеспубликиКазахстан от 26.12.1995 г. №2732 «О бухгалтерском учете и финансовойотчетности»;
5. Бухгалтерский учет напредприятии. Родостовец В.К. Алматы, 2002 г.
6. Инструкция по заполнениюрегистров бухгалтерского учета №72 от 24.11.1997 г.
7. Типовой план счетовбухгалтерского учета утвержденный приказом Министра финансов РеспубликиКазахстан от 22 декабря 2005 г. №424;
8. СБУ №5 «Доход»утвержденный постановлением Национальной Комиссии Республики Казахстан побухгалтерскому учету от 13.11.1996 г.
9. СБУ №7 «Учеттоварно-материальных запасов» утвержденный постановлением Национальной КомиссииРеспублики Казахстан по бухгалтерскому учету от 13.11.1996 г.
10. СБУ №17 «Учет аренды»утвержденный постановлением Национальной Комиссии Республики Казахстан побухгалтерскому учету от 15.11.1996 г.
11. СБУ №24 «Организациябухгалтерской службы» утвержденный Приказом Департамента методологиибухгалтерского учета и аудита Министерства Республики Казахстан от 31.12.1997 г.
12. СБУ №4 «Отчет о движенииденег» утвержденный постановлением Национальной Комиссии Республики Казахстанпо бухгалтерскому учету от 28.08.2002 г.
13. Бюллетень бухгалтера«Типовые формы первичных документов» №16, апрель 2004 г.
14. Закон «О платежах ипереводах денег» в Республике Казахстан;
15. Инструкция по заполнениюрегистров бухгалтерского учета, Департаментом методологии бухгалтерского учетаМинистерства Финансов Республики Казахстан от 24.11.1997 г.
16. СБУ №8 «Учет финансовыхинвестиций» от 13.11.1996 г.
17. «Библиотека Бухгалтера ипредпринимателя» от 14.10.2001 г., №7 (137);
18. Налоговый кодексРеспублики Казахстан на 1.01.2006 г.