Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерский учет расчетных операций на примере ОАО "Барановичский комбинат пищевых продуктов"

Введение
Актуальность проблемыбухгалтерского учета расчетных операций с поставщиками и подрядчиками,покупателями и заказчиками, порядок списания дебиторской и кредиторскойзадолженности, а так же учет расчетов по кредитам и займам, по налоговымкредитам не является преувеличением, так как учет долговых обязательствявляется важнейшей составной частью системы бухгалтерского учета.
В условияхнестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетовувеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторскойзадолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово — хозяйственнойдеятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений.
Сомнительнаядебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженностьсвидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежнойдисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер дляустранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно,только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля [14, с. 87].
Так, например,значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской можетпривести к так называемому техническому банкротству. Это связано созначительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гаситьвовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимопроводить мониторинг и анализ состояния расчетов для проведения анализаиспользуются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажнуюроль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учетарасчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам впервичных документах и учетных регистрах [5, с. 209].
Данной темойисследования занимался ряд ученых экономистов, в том числе Ладутько Н.И. [5, с.320 — 380], Стешиц Л.И. [7, с. 119-125], Стражева Н.С. [2, с. 172-200], ЧечеткинА.С. [8, с. 95-115], Михалкевич А.П. [, с.122-152] и др.
В учебнике МихалкевичаА.П. дана методика учета расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками иподрядчиками, учета расчетов с использованием векселей и по претензиям. Вучебнике под общей редакцией Я.В. Соколова дано определение обязательствпредприятия как предмета бухгалтерского учета, описаны виды и их классификация,варианты оценки обязательств.
В учебнике А.С.Чечеткина рассматриваются основные формы безналичных расчетов. Кромевышеназванных источников, при написании работы были также использованы учебныепособия Стражевой Н.С., Левкович О.А. и др.
При выполнениикурсовой работы использовались периодические издания и Интернет-ресурсы.
Цель даннойкурсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературныхисточников и практики работы ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов»дать рекомендации по совершенствованию учета затрат.
Для достиженияназванной цели в работе решены следующие задачи:
исследованаэкономическая характеристика и задачи учета расчетных операций;
рассмотренопонятие дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки расчетов и исковойдавности;
определенасущность, оценка и классификация обязательств;
исследованпорядок списания дебиторской и кредиторской задолженности;
описананормативная правовая база, регулирующая учет долгосрочных и текущихобязательств;
дана характеристикаформам и видам безналичных расчетов;
исследован учетрасчетов с покупателями и заказчиками;
рассмотрен учетрасчетов с поставщиками и подрядчиками;
определен учетрасчетов по претензиям;
описан учетрасчетов по кредитам и займам;
рассмотрен учетобязательств на забалансовых счетах;
выявлены проблемыи предложены пути совершенствования учета долгосрочных и текущих обязательств.
Объектомисследования является финансово-хозяйственная деятельность предприятия ОАО«Комбинат пищевых продуктов».
Предметомисследования является учет долгосрочных и текущих обязательств в ОАО«Барановичский комбинат пищевых продуктов».
Для проведенияисследования используются данные по предприятию за март 2010 года. ОАО«Барановичский комбинат пищевых продуктов» — организация, основной цельюдеятельности которой является извлечение прибыли. Как и любая организация ОАО«Барановичский комбинат пищевых продуктов» имеет собственный устав.Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме. Оформление первичныхдокументов, ведение регистров бухгалтерского учета и составление отчетностипроизводится с использованием КСА «Ветразь». Место бухгалтера оснащенокомпьютером и принтером.
Барановичскийкомбинат пищевых продуктов был создан в соответствии с решением Брестскогообластного совета народных депутатов № 513 от 20.10.1986 на базе трех пищевыхпредприятий города — винодельческого комбината, консервного и пивоваренногозаводов. Численность работающих составляла 523 человека. Ассортиментныйперечень выпускаемой продукции насчитывал более 130 наименований. Этоплодоовощные консервы, плодовые вина и ликероводочные изделия, сокиконцентрированные, кофейные напитки.
РешениемБарановичского горисполкома № 1003 от 10.11.1992 на комбинате была созданафирменная торговая сеть в составе фирменного магазина и кафе-бара. В 2003 годупредприятие провело акционирование. Предметом деятельности комбината являетсязаготовка и переработка сельскохозяйственного сырья, которое является основнымдля производства продукции.
Основными целямидеятельности комбината являются:
— получениеприбыли для улучшения условий труда и быта членов трудового коллектива,повышения их благосостояния, жизненного уровня и социальной защищённости длядальнейшего развития производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
— удовлетворение интересовсобственника имущества предприятия;
— удовлетворениеспроса на продукцию в пределах республики, в странах СНГ и странах дальнегозарубежья;
— обеспечениеконкурентоспособности продукции.
Продукциякомбината хорошо известна и популярна, как в Беларуси, так и за ее пределами. Основнымипокупателями кофейного напитка являются фирмы в Российской Федерации иРеспублики Польша. Поставки осуществляются, как по прямым долгосрочным, так иразовым договорам. Прорабатывается вопрос расширения рынка сбыта в страныдальнего зарубежья.
Глава 1. Экономическая характеристика и задачи учетарасчетных операций
 
1.1 Понятиедебиторской и кредиторской задолженности. Сроки расчетов исковой давности
Под дебиторскойпонимают задолженность других организаций, работников и физических лиц даннойорганизации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лицза выданные им подотчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которыедолжны данной организации, называются дебиторами.
Классификациядебиторской задолженности:
По причинамобразования:
— оправданная,срок погашения которой еще не наступил или составляет менее одного месяца;
— неоправданная — просроченная задолженность, а также задолженность, связанная с ошибками воформлении первичных документов;
— безнадежная — это счета, которые покупатели не оплатили. Безнадежные долги списываются наубытки по истечению срока исковой доверенности.
По статьямбаланса:
— расчеты с покупателямии заказчиками;
— расчеты споставщиками и подрядчиками (авансы выданные);
— расчеты спокупателями и заказчиками в отпускных ценах;
— расчеты сбюджетом;
— расчеты сперсоналом;
— разныхдебиторов;
— прочаядебиторская задолженность.
По срокам:
— краткосрочные(до 12 месяцев);
— долгосрочные(свыше 12 месяцев).
Кредиторскойназывают задолженность данной организации другим работникам и лицам, которыеназываются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи спокупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленнойзаработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей вбюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения и другие подобныеначисления называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженностькоторым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.
Классификациякредиторской задолженности:
По статьямбухгалтерского учета:
— перед поставщикамии подрядчиками;
— авансы,полученные под строительство;
— авансыполученные;
— обязательствапо лизингу;
— расчеты пооплате труда;
— расчеты сперсоналом по прочим операциям;
— расчеты поналогам и сборам;
— по социальномустрахованию и обеспечению;
— по лизинговымплатежам;
— перед прочимикредиторами.
По срокам:
— краткосрочные;
— долгосрочные.[5, c. 144]
В бухгалтерскомбалансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам.
Дебиторскаязадолженность отражается в основном на счетах 62 «Расчеты с покупателями изаказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 68 «Расчетыпо налогам и сборам» и др.[1, c. 50]
Срок оплатыопределяется в соответствии с договором или законодательством. Если договоромне предусмотрен срок оплаты, то обязательства по оплате должны быть исполнены вразумный срок. Когда обязательство не исполнено в разумный срок или срок оплатыпо договору наступает по требованию кредитора, то дебитор обязан погаситьзадолженность в течение 7 дней после поступления требования кредитора. По истечении7 дневного срока, необходимого для оплаты, начинается период исковой давности идлится 3 года. В течение этого времени кредитор может подать в суд на должника.Просроченная задолженность списывается до истечения срока исковой давности вследующих случаях: наступление непредвиденных ситуаций, при которых исполнениеобязанностей невозможно, и обе стороны не виноваты в этом; изменениезаконодательства; ликвидация предприятия – должника, если при погашении долговимуществом дебитора, средств для погашения не хватило.
Для отдельныхвидов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковойдавности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Такиесроки исковой давности оговорены в статье 198 Гражданского Кодекса Республики Беларусьи применяются к отдельным, особо указанным в законе требованиям. Так, например,в Гражданском Кодексе Республики Беларусь установлены специальные сроки исковойдавности по следующим правоотношениям:
— об установлениифакта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности — втечение 10 лет со дня, когда началось ее исполнение;
— о признанииоспоримой сделки недействительной или о применении последствий еенедействительности — в течение 1 года со дня прекращения насилия или угрозы,под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал илидолжен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признаниясделки недействительной;
— о переводе прави обязанностей покупателя при продаже доли в праве общей собственности снарушением преимущественного права покупки — в течение 3 месяцев. Трехмесячныйсрок применяется также при отчуждении доли по договору мены;
— по искам,вытекающим из ненадлежащего качества работы, выполненной по договору подряда,кроме исков в отношении зданий и сооружений, по требованиям, вытекающим изперевозки грузов — 1 год;
— для обжалованиярешения Апелляционного совета в Верховный Суд Республики Беларусь — 6 месяцев;
— для обращения сиском о возмещении вреда, причиненного пользователю услуг почтовой связи — 6месяцев;
— для обжалованияотказа Торгово-промышленной палаты в принятии юридического лица илииндивидуального предпринимателя в состав — 6 месяцев. [21]
Срок исковойдавности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств (еслион определен) или с момента, когда у кредитора возникает право предъявлятьтребование об исполнении обязательства.
Дебиторскаязадолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшениеприбыли или резерва сомнительных долгов. [1, с. 53]
 
1.2 Сущность, оценка иклассификация обязательств
Обязательство — это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая являетсяследствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты, покоторой должны привести к оттоку активов. Обычно обязательства следуетрегистрировать сразу при их возникновении, а в конце периода необходимо вноситькорректирующие записи о начисленных и отсроченных обязательствах. [5, с.79]
Участникамиобязательств являются физические и юридические (организации) лица. Вбухгалтерском учете организации находят отражения обязательства юридических ифизических лиц — ее дебиторов и обязательства организации перед физическими июридическими лицами — ее кредиторами. Обязательства должны отражаться набухгалтерских счетах в суммах, определенных или договором, или законом, илиделиктом, т. е. в суммах, причитающихся к получению или выплате на каждыйконкретный момент времени.
При этомфинансовый результат от исполнения договоров, по которым организации продаютсвои товары, работы и услуги, определяется в бухгалтерском учете как разницамежду номинальными суммами обязательств контрагентов перед организацией(обязательства покупателей) и номинальными суммами обязательств организацииперед контрагентами (поставщиками, работниками, бюджетом).
Обязательствамогут быть классифицированы по нескольким основаниям.
— всеобязательства по варианту участия в них предприятия — субъекта учета делятся наисточники собственных и привлеченных средств. Финансовая устойчивостьпредприятия или степень его зависимости от привлеченных источниковфинансирования определяется через сопоставление объема собственных источниковсредств с объемом привлеченных источников средств. Это так называемыйфинансовый леверидж.
— попродолжительности влияния на финансовое положение организации обязательствамогут быть подразделены на те, которые представляют постоянно перетекающие избаланса в баланс суммы и обязательства текущие, колеблющиеся, т. е. суммыпревышения постоянно присутствующего минимума. При этом постоянные минимальные суммыделятся на устойчивые активы и устойчивые пассивы.
— по срокамобязательства делятся на краткосрочные и долгосрочные. Задолженность до одногогода — краткосрочная, свыше — долгосрочная. [3, с. 281]
Текущие(краткосрочные) обязательства — обязательства по товарам и услугам,приобретенным, но не оплаченным, невыплаченным налогам и любые другиеначисления, и расходы, а также полученные авансы, предварительная оплата,коммерческий акцепт, векселя к оплате, краткосрочные ссуды, текущая частьдолгосрочных обязательств.
Долгосрочныеобязательства включают срочные ссуды банков, страховых компаний, эмиссиюоблигаций, необеспеченных долговых обязательств или векселей. [5, с.82 ]
— по отношению клицам, с которыми организация — субъект учета вступает в сделки. Все счетаотражают учет обязательств. Только на одних счетах фиксируются обязательстваагентов, лиц, находящихся в штате организации, а на других — корреспондентов,физических лиц, не находящихся в штате организации, и расчеты со всемиюридическими лицами. [3, с.281]
Обязательстваподразделяют на фактические, оценочные и условные.
Фактическиеобязательства возникают из договора, контракта или на основе законодательства,их сумма может быть строго и однозначно подсчитана. К ним относятся счетарасчетов с поставщиками, дивиденды к выплате, акцизный сбор к выплате,подлежащие выплате в текущий период доли долгосрочных долгов, обязательства позарплате, доход, полученный авансом.
Оценочныеобязательства — это обязательства, точная сумма которых не может быть определенадо наступления определенной даты. Примерами оценочных обязательств могутслужить задолженность по налогу на прибыль, по налогу на имущество, гарантийныеобязательства, резерв на оплату отпусков.
Условныеобязательства — это несуществующие обязательства, они могут стать или не статьреальными обязательствами в зависимости от того, произойдут или не произойдутопределенные события, вытекающие из прошлых операций, в будущем. Условныеобязательства возникают в случае отложенного судебного разбирательства, приналоговых спорах, при наличии дисконтированных векселей к получению,гарантировании долгов другой организации, нарушении государственных инструкций.
Условноеобязательство отражается в финансовой отчетности, если соблюдаются два условия:оно должно быть вероятным и его величина может быть количественно надежнооценена. Если эти условия не соблюдаются, то информация об условныхобязательствах должна отражаться в примечаниях к финансовым отчетам. [5, с.85]
В настоящее времябухгалтерские нормативные документы в качестве основы учетной оценкиобязательств определяют юридический принцип номинализма. Это означает, чтодебиторская и кредиторская задолженности должны демонстрироваться вбухгалтерской отчетности в суммах, причитающихся к получению или платежу на конкретныймомент времени согласно договору, закону или оценке деликта.
Вместе с темотносительно дебиторской задолженности данное правило в силу требованияприоритета содержания над формой корректируется поправкой, учитывающейвероятность погашения обязательств в полном объеме. Это выражается в правиле,согласно которому предприятия должны создавать резервы по сомнительным долгам.
Наряду стребованием приоритета содержания над формой начисление резерва по сомнительнымдолгам — это прямое следствие требования осмотрительности. Учетная политикаорганизации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерскомучете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допускаясоздания скрытых резервов.
План счетов дляотражения оценочного резерва по сомнительным долгам предприятия выделяетспециальный счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». На сумму создаваемыхрезервов капитализируются пассивы, для чего составляются записи по дебету счета91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительнымдолгам». При списании невостребованных долгов за счет ранее созданного по нимрезерва на списываемые суммы составляются записи по дебету счета 63 и кредитусоответствующего счета учета расчетов. Записями по дебету счета 63 и кредитусчета 91 отражается присоединение к прибыли сумм ранее созданных резервов подолгам, оплаченным дебиторами. [3, с.286]
1.3 Порядок списаниядебиторской и кредиторской задолженности
Каждаяорганизация должна осуществлять контроль за состоянием дебиторскойзадолженности, производить ее учет, а также сверку взаиморасчетов. Привыявлении суммы дебиторской задолженности ее нужно предъявить должнику иистребовать ее. Если в течение срока исковой давности сумма дебиторскойзадолженности не взыскана или должник ликвидирован, то организация производитсписание дебиторской задолженности.
Организация можетсоздать резерв по сомнительным долгам, ожидая восстановление платежеспособностидебитором. Так, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком,возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, вслучае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, ине обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Дебиторскаязадолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальныедля взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данныхпроведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения)руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резервасомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации.
По результатампроведенной инвентаризации выявляется сомнительная дебиторская задолженность идебиторская задолженность нереальная для взыскания, просроченная дебиторскаязадолженность, сроки исковой давности по каждому обязательству.
По результатаминвентаризации в части расчетов с дебиторами составляется бухгалтерскаясправка. Далее на основании бухгалтерской справки руководитель организации вслучае необходимости издает приказ о списании просроченной и (или) нереальнойко взысканию суммы дебиторской задолженности. Если организация не создаваларезерв по сомнительным долгам, то списанная дебиторская задолженность, причем всумме, в которой она отражена в бухгалтерском учете (с НДС), относится нафинансовые результаты. Списанная задолженность включается в состав прочихрасходов.
Прочими расходамиявляются суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковойдавности, других долгов, нереальных для взыскания. [21]
Дебиторскаязадолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальныедля взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которойзадолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.
Наряду сдебиторской задолженностью организация одновременно может иметь кредиторскуюзадолженность, то есть она является должником по отношению к другиморганизациям и физическим лицам.
Кредиторскаязадолженность — задолженность организации другим организациям, индивидуальнымпредпринимателям, физическим лицам, в том числе собственным работникам,образовавшаяся при расчетах за приобретаемые материально-производственныезапасы, работы и услуги, при расчетах с бюджетом, а также при расчетах пооплате труда
Кредиторскаязадолженность может быть прекращена исполнением обязательства (в том числезачетом), а также списана как невостребованная.
Суммыкредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, являютсявнереализационными доходами организации подлежат отнесению на финансовыерезультаты.
Списаниекредиторской задолженности должно производиться своевременно, посколькунесвоевременное списание кредиторской задолженности может быть расцененоналоговыми органами как сокрытие или неучет внереализационных доходоворганизации. [5, с.110]
Если организацияпо каким-либо причинам не погасила кредиторскую задолженность, а кредитор непредпринял ни каких действий для того, чтобы взыскать сумму этой задолженностис организации, то у организации возникает обязанность списать кредиторскуюзадолженность по истечении срока исковой давности, продолжительность которого вобщем случае составляет 3 года.
К моментам,свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковойдавности, в частности, могут относиться:
— частичное илиполное признание организацией претензии;
— частичноепогашение задолженности;
— уплата штрафныхсанкций по договору;
— просьба оботсрочке платежа;
— проведение сконтрагентом сверки взаиморасчетов и подписание им соответствующего акта.
Списатькредиторскую задолженность ранее окончания срока исковой давности можно в томслучае, если организации стало известно о ликвидации кредитора.
Таким образом,списание кредиторской задолженности организации следует произвести в томотчетном периоде, в котором внесена запись о ликвидации организации.
Законом «Обухгалтерском учёте и отчётности » от 25 июня 2001г. № 42-3 с изменениями идополнениями от 26 декабря 2007г. № 302-З определено, что организации обязаныпроводить инвентаризацию имущества и обязательств. Стало быть, с цельювыявления просроченной кредиторской задолженности организации проводятинвентаризацию имущества и обязательств. Выявленные при инвентаризации суммыкредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, всоответствии с решением руководителя организации списываются коммерческойорганизацией на финансовые результаты.
Посколькуинформация о состоянии расчетов с кредиторами раскрывается в бухгалтерскойотчетности организации, то несписание задолженности в срок приведет кнедостоверной отчетности. Кроме того, данная операция влияет на финансовыерезультаты организации (увеличивает бухгалтерскую и налоговую прибыль).
Согласно Инструкциипо применению Типового плана счетов бухгалтерского учета счет 92«Внереализационные доходы и расходы» предназначен для обобщения информации овнереализационных доходах и расходах отчетного периода, в т.ч. чрезвычайныхдоходах и расходах, т.е. о результатах от операций, непосредственно несвязанных с производственной деятельностью организации. В том числе на этомсчете отражаются суммы дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности,по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания(включая ранее списанные как безнадежные), которые включаются вовнереализационные доходы и расходы организации в размере ранее отраженнойзадолженности в бухгалтерском учете организации.
Списаниезадолженности оформляется приказом руководителя следующими бухгалтерскимизаписями:
дебет счета 92«Внереализационные доходы и расходы»;
кредит счетов 62«Расчеты с покупателями и заказчикам», 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами»;
дебет счета 63«Резервы по сомнительным долгам»,
кредит счетов62«Расчеты с покупателями и заказчиками», « Расчеты с разными дебиторами икредиторами».
Списаннаядебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться назабалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособныхдебиторов» в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью еевзыскания в случае изменения имущественного положения должника.
Кредиторскаязадолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовыерезультаты.
В соответствии сТиповым планом счетов бухгалтерского учета суммы списанной кредиторскойзадолженности включаются в состав внереализационных доходов, участвующих вформировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложенииприбыли. [21]
1.4 Нормативнаяправовая база, регулирующая учет долгосрочных и текущих обязательств
В ОАО«Барановичский комбинат пищевых продуктов» ведение бухгалтерского учетадолгосрочных и текущих обязательств осуществляется в соответствии снормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны кприменению, другие носят рекомендательный характер.
Законодательнаябаза Республики Беларусь, регулирующая учет долгосрочных и текущих обязательстввключает следующие законодательные и нормативные документы в виде следующейчетырех уровневой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета:
Первый уровень — законодательный. На данном уровне государственное регулирование бухгалтерскимучётом и отчётностью осуществляется Президентом Республики Беларусь,Национальным собранием на основании Конституции Республики Беларусь. Важнейшимзаконодательным актом этого уровня является Закон Республики Беларусь «Обухгалтерском учёте и отчётности » от 25 июня 2001г. № 42-3 с изменениями идополнениями от 26 декабря 2007г. № 302-З, который определяет правовые иметодологические основы организации и ведения бухгалтерского учета,устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлениюбухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерскогоучета и отчетности в Республике Беларусь. [11]
Гражданскийкодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З с изменениями идополнениями от 20 июня 2008г. № 347-З, в первой части которого законодательнозакреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе наличиесамостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательностьутверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи составленияаудиторского заключения, порядок регистрации, реорганизации и ликвидацииюридического лица и другие;[4]
Трудовой кодексРеспублики Беларусь от 26 июля 1999г. № 296-З с изменениями и дополнениями от31 декабря 2009г. № 114-3, который регламентирует трудовые отношения;[18]
Банковский кодексРеспублики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З с изменениями и дополнениямиот 14 июня 2010г. №132-3, который определяет порядок проведения расчетов вбезналичной форме между поставщиками и подрядчиками, покупателями изаказчиками, а так же правовое регулирование расчетов в безналичной форме;[2]
Налоговый кодексРеспублики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З с изменениями и дополнениямиот 29 декабря 2009г. № 72-З. Кодекс устанавливает систему налогов, сборов(пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципыналогообложения в Республике Беларусь, устанавливает права и обязанностиплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемыхналоговым законодательством. [10]
На втором уровнеосуществляется нормативное регулирование бухгалтерского учёта и отчётности. Онпредставлен нормативными актами Президента и Правительства Республики Беларусьи других правовых органов, которые имеют право разрабатывать и утверждать впределах своей компетенции обязательные для исполнения нормы.
ПостановлениеМинистерства по налогам и сборам от 26 июля 2006 г. № 80 «Об утвержденииИнструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль»,в котором утверждены особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на доходыи налога на прибыль коммерческими организациями с иностранными инвестициями и иностраннымиорганизациями.
ПостановлениеМинистерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2008г. N 72 «Обутверждении инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налоговогокредита» от 16 октября 2000г. N 105. Инструкция определяет порядок отражения в бухгалтерскомучете налогового кредита, предоставленного организации в соответствии сзаконодательными актами.
ПостановлениеМинистерства финансов Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. N 168 «Обутверждении инструкции по бухгалтерскому учету «Резервы, условные обязательстваи условные активы». Инструкция применяется при признании, оценке и раскрытииинформации в бухгалтерском учете и отчетности для резервов, условныхобязательств и условных активов в соответствии с международными стандартамифинансовой отчетности.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17апреля 2002 года № 62 с изменениями и дополнениями в постановлении Министерствафинансов от 26 мая 2008 года №85 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскомуучету «Учетная политика организации», в ней устанавлены основы формирования(выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политикиорганизации.
Положение обезналичных расчетах в Республике Беларусь от 31 января 1997г. № 849; Положениеявляется единым нормативным актом, регулирующим на общей методологическойоснове безналичные расчеты в валюте Республики Беларусь, осуществляемые натерритории республики.
ПостановлениеМинистерства финансов Республики Беларусь 30 мая 2003 г. N 89 «Об утверждениитипового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типовогоплана счетов бухгалтерского учета» с изменениями и дополнениями от 06.11.2009 N136. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемыхк ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемыхфактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенныхиз них.
Третий уровеньвключает национальные стандарты, положения о порядке ведения бухгалтерскогоучёта. Он представлен  различными документами, приказами, письмами,указаниями Министерства финансов Республики Беларусь и других Министерстви ведомств. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетомосуществляет Министерство финансов Республики Беларусь, утверждает иразрабатывает также нормативные акты.
Примеромрегламентирующих документов является Приказ Министерства сельскогохозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 14 августа 2007 года 363«Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учетусельскохозяйственной продукции и производственных запасов длясельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производствосельскохозяйственной продукции». Данные методические указания содержатинформацию об основных задачах бухгалтерского учета сельскохозяйственнойпродукции и производственных запасов в сельскохозяйственных и иныхорганизациях, о контроле за сохранностью продукции и материальных ценностей, обучете сельскохозяйственной продукции.
Нормативное правовоерегулирование бухгалтерского учета и отчетности на четвертом уровнеосуществляется внутри каждой организации. Оно носит организационно-распорядительныйхарактер и осуществляется главным образом посредством формирования и принятияучетной политики организации. А также иной внутренней документации прямо иликосвенно регламентирующей порядок ведения бухгалтерского учета и составлениябухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательствомРеспублики Беларусь.
К четвертомууровню в организации ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» относитсяприказ по учетной политике, рабочий план счетов (Приложение А). Учетнаяполитика (Приложение Б) в исследуемой организации утверждена приказом директораот 31 декабря 2009 года. В ней рассматриваются методический иорганизационно-технический аспекты ведения бухгалтерского учета, структурарабочего плана счетов. Примером внутренней документации могут являться: должностныеинструкции работников бухгалтерии (Приложение В), график документооборота(Приложение Г) и другие документы.
Нормативные акты,в которых рассматриваются вопросы регулирования расчетных операций, как следуетиз приведенного списка использованных источников, включают Кодексы, Законы,Положения, План счетов бухгалтерского учета, Инструкции, рекомендации и другиевиды документов. Основная их цель — установить правильность ведения учета долгосрочныхи текущих обязательств.

Глава 2. Организацияучета текущих обязательств
безналичныйрасчет задолженность обязательство
2.1 Формы и видыбезналичных расчетов и их характеристика
Безналичныерасчеты – это денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетамплательщиков и получателей средств, либо путем зачета взаимных требований, тоесть без использования наличных денег.
Системабезналичных расчетов представляет собой совокупность принципов, предъявляемых кним требований, форм и способов расчетов. Безналичные расчеты совершаются сиспользованием различных форм. Форма безналичных расчетов представляет собойсовокупность способов платежа, расчетных документов и определенногодокументооборота. [14, с.215]        
В соответствии сПоложением о безналичных расчетах в Республике Беларусь безналичные расчетымежду организациями производятся:
платежнымитребованиями;
платежнымипоручениями;
платежнымитребованиями-поручениями;
чеками;
аккредитивами;
банковскимипластиковыми карточками. [9, с.122]
Платежноетребование – это требование поставщика к покупателю об уплате ему определеннойсуммы денежных средств и зачисления ее на счет получателя средств.
Данной формерасчета присущи следующие особенности: данная форма расчета применяется толькопосле отгрузки продукции; требования оплачиваются с предварительным акцептом; воснове расчета лежит система инкассо, при которой банк-поставщика по поручениюпоследнего востребует (инкассирует) с покупателя причитающиеся ему денежныесредства и зачисляет их на счет поставщика.
Платежноетребование составляется на типовых бланках (формы 040160033). Если требованиене совмещено со спецификацией, к нему должны прикладыватьсятоварно-транспортные накладные либо заменяющие их документы. При иногороднихрасчетах в банк предъявляются три экземпляра, при одногородних — четыреэкземпляра требований. Платежное поручение — это платежная инструкции, согласнокоторой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежныхсредств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару). [19, c. 103]
Платежноепоручение представляется в банк-отправитель в необходимом количестве, но неменее 2 экземпляров. Первый экземпляр заверяется оттиском печати и подписямидолжностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей иоттиска печати. [9, c. 122]
Расчетыплатежными поручениями используются для совершения широкого спектра платежей: сих помощью рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты,органами пенсионного и страхового фондов, с работниками при переводе заработнойплаты на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах, при уплатебанку комиссионных.
Платежныепоручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки (день выпискипри этом в расчет не берется) и принимаются от плательщика к исполнению толькопри наличии средств на счете, если иное (получение ссуды для совершенияплатежа) не оговорено между банком и владельцем счета.
Платежноетребование-поручение – расчетный документ, содержащий требование поставщика кпокупателю оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк,расчетных, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором,стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другимоперациям.
Платежныетребования-поручения выписываются поставщиками и вместе с коммерческимидокументами отправляются в банк покупателя, который передаеттребование-поручение плательщику. Плательщик обязан представить в банкплатежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления его вбанк плательщика. Платежное требование-поручение принимается при наличиисредств на счете плательщика.
Об отказеполностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщикуведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней.Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениямиоб отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику.
Аккредитивпредставляет собой соглашение между банком плательщика (далее – «банк-эмитент»)и плательщиком, в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателяпредоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (далее – «бенефициар»)обязательство произвести платеж против представленных в соответствии сусловиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива. [19, c. 106]
Могут открыватьсяследующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые(гарантированные); отзывные или безотзывные.
Для открытияаккредитива покупатель представляет обслуживающему его банку заявление (ф. №0401020005). Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в полнойсумме или частями против представленных поставщиком реестров счетов,транспортных или приемо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку. Суммареестров счетов зачисляется на счет поставщика и списывается в расход со счета«Аккредитивы к оплате». Банку покупателя посылается авизо вместе совторым экземпляром реестра счетов, товарно-транспортными и другими документами,предусмотренными условиями аккредитива. При закрытии аккредитива банкпоставщика посылает банку покупателя уведомление на основании поступившихдокументов банк покупателя производит соответствующие записи по счету«Аккредитивы». По окончании срока действия сумма остатка аккредитиваперечисляется на счет покупателя.
При расчетах затовары и услуги сельскохозяйственные организации используют и расчетные чеки.Чек — письменное поручение его владельца обслуживающему банку на перечислениеуказанной суммы с его счета на счет получателя денежных средств.
Для получениячековой книжки в обслуживающий банк представляется заявление-обязательство наполучение чековой книжки в одном экземпляре и поручение в двух экземплярах длядепонирования средств за подписями лиц, которым дано право подписыватьдокументы для совершения операций по счету организации, с проставлением оттискаего печати. Чековая книжка, по которой установлен лимит расчетов, называетсялимитированной. [7, с. 104]
Чекодатель –физическое или юридическое лицо, осуществляющее платеж за товары и услугипосредством чека, которое заполняет и подписывает его. Чекодержатель –юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку.
Чеки используютсяв расчетах за товары и услуги на территории Республики Беларусь как междуфизическими и юридическими лицами, так и между юридическими лицами.
При приемке чекав уплату за товары или услуги работник предприятия, на которого возложены такиефункции, удостоверяется в личности чекодателя, проверяет правильностьзаполнения чека, принимает чек к оплате, проставляя на обороте чека и корешкаоттиск штампа (печати) предприятия и дату приема чека к оплате, подписывает чеки корешок чека.
Чекодержательпредоставляет принятые в уплату расчетные чеки по месту открытия своегорасчетного счета вместе с поручением-реестром. Поручение-реестр представляетсяв банк не позднее третьего рабочего дня после принятия чека к оплате.
После зачислениясредств на счет чекодержателя обслуживающий его банк от своего имени составляетпоручения-реестры и вместе с чеками направляет их в банк чекодателя длясписания средств со счета чекодателя. [19, c. 110]
Под банковскимипластиковыми карточками понимаются карточки национальной (международной)системы расчетов, использующей их в качестве платежного средства, и частныебанковские карточки.
Банковскаяпластиковая карточка — персонифицированное либо нет средство проведениябезналичных платежей за товары и услуги, получения наличных денег и другихопераций. [7, с. 104]
В ОАО«Барановичский комбинат пищевых продуктов» согласно договору на поставкупотребительских товаров расчеты производятся в безналичном порядке платежнымипоручениями.
2.2 Учет расчетов спокупателями и заказчиками
Заказчики — юридическое или физическое лицо, обратившееся с заказом к другому лицу — изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг. В качестве заказчика могутвыступать правительство, государственные органы, учреждения, организации,предприятия, граждане.
Покупатели — этофизические и юридические лица, приобретающие произведенную продукцию, товары,прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы.
Отгрузка (отпуск)продукции покупателям в ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов»производится в соответствии с заключенными договорами поставки (Приложение Д) илинепосредственно в процессе свободной продажи. Отгрузка и отпуск готовойпродукции ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» осуществляется складомна основании товарных накладных (Приложение Е) и счетов–фактур (Приложение Ж),товарно-транспортных накладных (Приложение З), платежные поручения(ПриложениеИ). Поставляемая продукция ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов», всоответствии с договором на поставку, отпускается по отпускным ценам,действующим на момент отгрузки.
В учетнойполитике ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» оговорено, чтопризнание в бухгалтерском учете выручки от реализации товаров, продукции,работ, услуг осуществлять по мере отгрузки товаров, продукции, выполненияработ, оказания услуг. [15,c. 89]
Так как, в ОАО«Барановичский комбинат пищевых продуктов» момент реализации продукции поотгрузке, то в бухгалтерском учете дебиторская задолженность покупателей изаказчиков формируется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
В ОАО «Комбинатпищевых продуктов» к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»открыты следующие субсчета: 62/1 – Расчеты с покупателями за продукцию; 62/2 –Расчеты с покупателями по прочей продукции.
Корреспонденцияпо счету 62/1 «Расчеты с покупателями за продукцию» в ОАО «Барановичскийкомбинат пищевых продуктов» за январь 2010 года отражена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 –Корреспонденция по счету 62/1 «Расчеты с покупателями за продукцию» ОАО«Барановичский комбинат пищевых продуктов» за январь 2010 года.Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма, руб. Источник информации Дебет Кредит Отражена выручка за отгруженную покупателям продукцию 62/1 90/1 143552879 Главная книга Возврат покупателю ранее принятых к бухгалтерскому учету на склад тары и тарных материалов. 62/1 10/4 221299700 Главная книга Переведен платеж покупателя в погашение задолженности поставщику сырья 60/1 62/1 618496342 Главная книга Переведен платеж покупателя в погашение задолженности поставщику сельскохозяйственной продукции 60/2 62/1 24986318 Главная книга Переведен платеж покупателя в погашение задолженности подрядчику 60/3 62/1 202104173 Главная книга Переведен платеж покупателя в погашение задолженности по разным кредиторам 76/7 62/1 309311249 Главная книга На расчетный счет зачислены денежные средства от покупателей 51 62/1 792527589 Главная книга
Корреспонденцияпо счету 62/2 «Расчеты с покупателями по прочей продукции » в ОАО«Барановичский комбинат пищевых продуктов» за январь 2010 года отражена втаблице 2.2.
Таблица 2.2 –Корреспонденция по счету 62/2 «Расчеты с покупателями по прочей продукции» ОАО«Барановичский комбинат пищевых продуктов» за январь 2010 года.Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма, руб. Источник информации Дебет Кредит Возврат покупателю ранее принятых к бухгалтерскому учету на склад тары и тарных материалов. 62/2 10/4 12568000 Главная книга Уменьшение задолженности за обслуживание различными видами энергии. 62/2 23/1 2611204 Главная книга Списание стоимости товаров на складах по залоговым ценам, отгруженных с готовой продукцией. 62/2 41/1 116000 Главная книга Списание стоимости тары по залоговым ценам, отгруженной с готовой продукцией. 62/2 41/3 61073 Главная книга Отражение задолженности поставщику за оказанные услуги. 62/2 60/3 4309634 Главная книга Начисление платежей по договору лизинга. 62/2 98 105617 Главная книга Отражена выручка от отгруженной покупателям прочей продукции 62/2 90/11 1439040 Главная книга Отражена стоимость отгруженной покупателям прочей продукции 62/2 91/1 16997299 Главная книга На расчетный счет зачислены денежные средства от покупателей 51 62/2 5576819 Главная книга Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма, руб. Источник информации Дебет Кредит Переведен платеж покупателя в погашение задолженности поставщику сырья 60/1 62/2 10394389 Главная книга Переведен платеж покупателя в погашение задолженности подрядчику 60/3 62/2 19110896 Главная книга
Аналитическийучет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчикомсчету, а при расчетах в порядке плановых платежей по каждому покупателю илизаказчику. [1, с. 57]
Синтетическийучет ведется в журнале-ордере формы 11-АПК (Приложение К). Журнал-ордер формы11-АПК открывается на месяц и составляется на основании итоговых данныхсоответствующих регистров аналитического учета. В конце месяца подсчитываютсяитоги и переносятся в Главную книгу (Приложение Л). [17, с. 92]
 
2.3 Учет расчетов споставщиками и подрядчиками
Поставщики иподрядчики — это организации, поставляющие материальные ценности (сырье,материалы, топливо, запасные части и т.д.), а также выполняющие работы(строительные и ремонтные работы и др.) и оказывающие услуги (подача тепла,воды, газа, электроэнергии и др.), необходимые для осуществленияпроизводственной деятельности организации [7, с. 128].
Для обобщенияинформации о расчетах с поставщиками и подрядчиками в ООО «Комбинат пищевыхпродуктов» используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», ккоторому, согласно рабочего план счетов открыты следующие субсчета:
60/1 – Расчеты засырье и материалы;
60/2 –Расчеты засельскохозяйственное сырье;
60/3 – Расчеты поуслугам.
ОАО«Барановичский комбинат пищевых продуктов» самостоятельно выбирает формурасчетов за поставленные материалы, продукцию (работы, услуги) ипредусматривает их в договорах, заключаемых с поставщиками.
Как правило, ОАО«Барановичский комбинат пищевых продуктов» производит оплату счетов поставщиковплатежными поручениями.
Расчеты споставщиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей,выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласияорганизации или по ее поручению.
Первичнымидокументами, подтверждающими произведенные расчеты с поставщиками, являютсятоварно-транспортные накладные, товарные накладные, счета-фактуры (ПриложениеМ), платежные поручения. [1, с. 55]
Корреспонденцияпо счету 60/1 «Расчеты за сырье и материалы» в ОАО «Барановичский комбинатпищевых продуктов» за январь 2010 года отражена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 –Корреспонденция по счету 60/1 «Расчеты за сырье и материалы» ОАО «Барановичскийкомбинат пищевых продуктов» за январь 2010 года.Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма, руб. Источник информации Дебет Кредит Оплачен счет поставщика с расчетного счета 60/1 51 264661328 Главная книга Зачтены к учету взаимные требования 60/1 62/1 618496342 Главная книга Зачтены к учету взаимные требования 60/1 62/2 10394389 Главная книга
Корреспонденцияпо счету 60/2 «Расчеты за сельскохозяйственное сырье» в ОАО «Барановичскийкомбинат пищевых продуктов» за январь 2010 года отражена в таблице 3.2.

Таблица 3.2 –Корреспонденция по счету 60/2 «Расчеты за сельскохозяйственное сырье» ОАО«Барановичский комбинат пищевых продуктов» за январь 2010 годаСодержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма, руб. Источник информации Дебет Кредит Оплачен счет поставщика с расчетного счета 60/2 51 104043004 Главная книга Зачтены к учету взаимные требования 60/2 62/1 24986318 Главная книга
Корреспонденцияпо счету 60/3 «Расчеты по услугам» в ОАО «Барановичский комбинат пищевыхпродуктов» за январь 2010 года отражена в таблице 3.3.
Таблица 3.3 –Корреспонденция по счету 60/3 «Расчеты по услугам» ОАО «Барановичский комбинатпищевых продуктов» за январь 2010 года.Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма, руб. Источник информации Дебет Кредит Оплачен счет подрядчика из кассы ТК «Баракафф» 60/3 50/11 165780 Главная книга Зачет взаимных обязательств. 60/3 62/2 191108996 Главная книга Произведена уступка требований по расчетам с разными кредиторами и дебиторами  60/3 76/7 6605188 Главная книга Оплачен счет подрядчика с расчетного счета  60/3 51 56311065 Главная книга Переведен платеж покупателя в погашение задолженности поставщику 60/3 62/1 202104173 Главная книга Отражение задолженности поставщику за оказанные услуги. 62/2 60/3 4309634 Главная книга На расчетный счет зачислены денежные средства от покупателей 51 60/3 8470 Главная книга
Аналитическийучет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется по каждому отдельнопредъявленному счету, а расчетов в порядке и плановых платежей — по каждомупоставщику и подрядчику. [1, с. 55]
Учет расчетов споставщиками и подрядчиками в ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» ведетсяв оборотных ведомостях по счетам 60/1, 60/2 и 60/3 (Приложение Н). Учет ведетсяпо каждому поставщику и подрядчику. Каждому поставщику и подрядчику в оборотнойведомости отводится отдельная строка. В конце каждого месяца данные изоборотной ведомости переносятся в Главную книгу (Приложение О).
2.4 Учет расчетов попретензиям
Претензия (рекламация)- требование о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушениемимущественных интересов участниками контракта, предъявляемое субъектомхозяйствования к своему контрагенту при нарушении последним условий контракта.
Претензии могутвыставляться к поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям,покупателям, кредитным организациям.[14, c.332]
Претензионныйпорядок предусматривается законодательством либо соглашением сторон иприменяется, как правило, при обжаловании действий одной из сторонгражданско-правовых отношений. Претензия предъявляется дебитору в письменнойформе, поскольку ведение претензионной работы предполагает документальноеоформление результатов с отражением их в учете. В претензии требование квиновной стороне должно быть сформулировано четко и понятно, например:догрузить, заменить, устранить дефекты, оплатить затраты по устранению дефектовтретьим лицом, уменьшить контрактную цену, расторгнуть договор и возвратитьуплаченные по нему денежные средства. Наряду с этим в тексте претензии должнысодержаться:
— все необходимыесведения о сроках и размерах предъявляемых требований с приведениемобоснованного расчета, если заявленное требование подлежит денежной оценке;
— обстоятельства,на которых основываются требования, и доказательства, их подтверждающие, соссылкой на нормы договора и акты законодательства;
— переченьприлагаемых к претензии документов, доказывающих факт причинения убытков;
— номер и дата еесоставления;
— подписьуполномоченного на то лица и дата ее совершения;
— иные сведенияпо усмотрению покупателя, необходимые для урегулирования спора.
Как правило, впретензии ущемленная в своих правах и интересах сторона в зависимости отсложившейся ситуации выражает свое недовольство виновной стороне:несоответствием цен и тарифов; несоответствием качества поставленного товарастандартам, техническим условиям; несоответствием количества поставленноготовара (недостача); несвоевременной оплатой или неоплатой, а также выставляеттребование по выплате неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров.Размер неустойки и порядок ее взыскания определяются условиями договора. Состороны, нарушившей условия договора, по претензии могут не только взыскиватьсяштраф, пеня, неустойка, но и возмещаться убытки, проценты за пользованиезаемными денежными средствами.[1, c. 80]
Претензияподлежит рассмотрению в срок, определенный сторонами в договоре. Во избежаниеразногласий по поводу даты поступления претензии целесообразно претензиюотправлять заказным письмом с уведомлением о вручении. К претензии прилагаютсянадлежаще заверенные копии документов.
Для учетарасчетов по претензиям, предъявляемым поставщикам, транспортным и другиморганизациям, а также по предъявляемым и признанным (или присужденным) штрафам,пеням и неустойкам предназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами», субсчет 3 «Расчеты по претензиям».
Корреспонденцияпо счету 76/3 «Расчеты по претензиям» в ОАО «Барановичский комбинат пищевыхпродуктов» за январь 2010 года отражена в таблице 4.1.
Таблица 4.1 –Корреспонденция по счету 76/3 «Расчеты по претензиям» ОАО «Барановичскийкомбинат пищевых продуктов» за январь 2010 года.Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма, руб. Источник информации Дебет Кредит Сумма претензий к поставщикам в связи с неправильным применением цен на покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия. 76/3 10/2 9087 Главная книга Сумма претензий к поставщикам в связи с неправильным применением цен на прочие материалы. 76/3 10/6 86900 Главная книга Начислены налоги, уплачиваемые из выручки от реализации. 76/3 68/2 288849 Главная книга Предъявление претензий поставщику в связи с выявлением недостачи и потери от порчи ценностей. 76/3 94 1002742 Главная книга На сумму причитающихся платежей наперед за предстоящие услуги и работы. 76/3 98 592888 Главная книга Поступление от разных организаций в счет погашения дебиторской задолженности. 51 76/3 124254 Главная книга
Синтетическийучет и аналитический ведется в оборотной ведомости по каждому дебитору и отдельнымпретензиям. В конце каждого месяца итоговые данные переносятся в Главную книгу(Приложение П) [1, c. 81].

Глава 3. Организацияучета долгосрочных обязательств
 
3.1 Учет расчетов покредитам и займам
Кредит — этосистема экономических отношений, возникающая при передаче имущества в денежнойили натуральной форме от одних организаций или лиц другим на условияхпоследующего возврата денежных средств или оплаты стоимости переданногоимущества и, как правило, с уплатой процентов за временное пользованиепереданным имуществом.
Различаютбанковский кредит и коммерческий кредит (займы).
Банковский кредит- это выданные банком организациям и физическим лицам денежные средства наопределенный срок и определенные цели, на возвратной основе и с уплатойпроцентов. Банк имеет специальное разрешение (лицензию) на проведениебанковских операций.
Коммерческийкредит предоставляется одними организациями другим обычно в виде отсрочкиуплаты денежных средств за проданные товары. Предметом договора займа, помимоденег, могут быть вещи.
В отличие отбанков коммерческие организации не могут предоставлять заем из чужих денежныхсредств, временно находящихся у взаимодавца.[8, c.118]
Порядок выдачи ипогашения кредитов определяется законодательством и составленными на его основекредитными договорами (Приложение Р). В них указываются объекты кредитования,условия и порядок предоставления кредита, сроки его погашения, процентныеставки, порядок их уплаты, права и ответственность сторон, формы взаимногообеспечения обязательств, перечень и периодичность предоставлениясоответствующих документов и т.п.[9, с. 144]
Для учетаопераций по получению и погашению кредитов и займов используются пассивныесчета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты подолгосрочным кредитам и займам». Полученные ссуды и займы отражаются по кредитусчетов в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и расчетов, апогашенные ссуды и займы — по дебету счетов в корреспонденции со счетамиденежных средств.
В зависимости отцелевого назначения и сроков предоставления различают краткосрочный идолгосрочный кредиты.
Краткосрочныйкредит выдается на нужды текущей деятельности организаций на срок до одногогода.
Долгосрочныйкредит используется на цели производственного и социального развитияорганизации (для строительства и приобретения основных фондов, расширения исовершенствования производства) и выдается на срок свыше одного года.
Для получениякредита организация направляет банку заявление с приложением копийучредительных документов, расчетов, бухгалтерских и статистических отчетов идругих данных, подтверждающих обеспеченность кредита и реальность его возврата.
На договорнойоснове между банком и организацией по остаткам на расчетных, текущих и другихсчетах (кроме бюджетных и депозитных) организациям могут выплачиваться процентыза хранение денежных средств в банке. Банки могут изменять процентную ставку всвязи с изменением экономической ситуации в республике. [1, с. 61]
Погашение кредитаи начисленных по нему процентов производится в соответствии со сроками,определенными кредитным договором, как правило, безналичным путем вустановленной очередности с текущего (расчетного) счета кредитополучателя, нодопускается погашение кредита и наличными денежными средствами. [9, с.145]
Для учетаопераций по получению и погашению кредитов ОАО «Барановичский комбинат пищевыхпродуктов» использует пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам изаймам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Полученные ссудыотражаются по кредиту этих счетов в корреспонденции со счетами по учетуденежных средств и расчетов, а погашение ссуд — по дебету этих счетов вкорреспонденции со счетами денежных средств.
К счету 66«Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» в ОАО «Барановичский комбинатпищевых продуктов» открыты следующие субсчета:
66/1 «Расчеты пократкосрочным кредитам банка»;
66/2 «Расчеты пократкосрочным займам»;
К счету 67«Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в ОАО «Барановичский комбинатпищевых продуктов» открыты следующие субсчета:
67/1 «Расчеты подолгосрочным кредитам банка»;
67/2 «Расчеты подолгосрочным займам»;
67/3 «Расчеты скредитными организациями по векселям»
Аналитическийучет по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты подолгосрочным кредитам и займам» ведется в ведомости аналитического учетарасчетов по кредитам и займам.
В конце месяцаобщие итоги по счетам переносятся в Главную книгу (Приложение С). [9, с. 148]
За исследуемыйпериод организация не производила расчетов по кредитам и займам.
3.2 Учет обязательствна забалансовых счетах
Рабочим планом счетовбухгалтерского учета в ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» наряду ссинтетическими балансовыми счетами предусмотрено 18 забалансовых счетов.
В процессе осуществлениясвоей производственной деятельности организации совершают хозяйственные операции,которые связаны с использованием и хранением не принадлежащего им имущества, нонаходящегося определенное время в их распоряжении или на временном хранении. Крометого, у организации могут возникать определенные требования (обязательства) принеисполнении одним из партнеров условий договоров.[21]
Для контроля за такимиимуществом и обязательствами Рабочим планом счетов бухгалтерского учета предусмотреныследующие забалансовые счета:
001 «Арендованныеосновные средства»;
002 «Товарно-материальныеценности, принятые на ответственное
хранение»;
003 «Материалы,принятые в переработку»;
004 «Товары,принятые на комиссию»;
005«Оборудование, принятое для монтажа»;
006 «Бланкистрогой отчетности»;
007 «Списанная в убытокзадолженность неплатежеспособных
дебиторов»;
008 «Обеспеченияобязательств и платежей полученные»;
009 «Обеспеченияобязательств и платежей выданные»;
010«Амортизационный фонд воспроизводства основных средств»;
011 «Основныесредства, сданные в аренду»;
012«Нематериальные активы, полученные в пользование»;
013 «Амортизационныйфонд воспроизводства нематериальных
активов»;
014 «Потерястоимости основных средств»;
015 «Товарыотгруженные в отпускных ценах»;
016 «Имущество,находящееся в совместном владении»;
017 «Именныеприватизационные чеки «Имущество»»;
018 «Материалы,оборудование, принятые в рамках гарантийных обязательств».
Забалансовыесчета предназначены: для учета средств, не принадлежащих организации, нонаходящихся:
в ее распоряжении(счет 001 «Арендованные основные средства», счет 005 «Оборудование, принятоедля монтажа»);
на ответственном хранении(счет 002 «Товарно-материальные
ценности, принятыена ответственное хранение»);
в переработке(счет 003 «Материалы, принятые в переработку»);
на комиссии (счет004 «Товары, принятые на комиссию»).
По дебетузабалансового счета отражается получение ценностей либо обязательств, а покредиту — их выбытие (списание). [20]
Учет указанных операцийна забалансовых счетах ведется без применения двойной записи, а по простойсистеме, т.е. бухгалтерская запись содержит не традиционные записи «дебет» и «кредит»корреспондирующих счетов, а только «дебет» или «кредит» забалансового счета.
Учет по каждому забалансовомусчету рекомендуется вести в соответствующей ведомости аналитического учета имуществаили обязательств.
Счет 001«Арендованные основные средства». Этот счет предназначен для обобщенияинформации о наличии и движении основных средств, арендованных организацией.
Арендованные основныесредства учитываются организациями-арендаторами по дебету счета 001 «Арендованныеосновные средства» в оценке, указанной в договорах аренды, на основании приемо-передаточногоакта, накладной либо другого документа, удостоверяющего факт передачи основныхсредств в аренду арендатору.
Дебет счета 001 — отражена стоимость основных средств, принятых в аренду;
Кредит счета 001- списана стоимость основных средств по окончании договора аренды и передачеобъекта арендодателю.
Стоимость арендованныхосновных средств при их возврате арендодателю в связи с окончанием(прекращением) договора аренды имущества списывается по кредиту счета 001«Арендованные основные средства».
Аналитический учетарендованных основных средств ведется в разрезе арендодателей по каждому объектуосновных средств (по инвентарным номерам арендодателя). [21]
ОАО«Барановичский комбинат пищевых продуктов» не ведет учет обязательств назабалансовых счетах.
3.3 Совершенствованиеучета долгосрочных и текущих обязательств
 
Бухгалтерскийучет в ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» ведется в соответствии сразработанной учетной политикой. Взаимодействие производственных подразделенийс бухгалтерией осуществляется на основе разработанного графикадокументооборота. Первичная и сводная документация сдается в бухгалтериюсвоевременно.
В процессехозяйственной деятельности в ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов»возникает дебиторская задолженность. Задача бухгалтера состоит в том, чтобыопределять сроки погашения данной задолженности, выявлять непогашенную в срокдебиторскую задолженность, своевременно предупреждать руководство об истечениисрока исковой давности по дебиторской задолженности. Все это выявляется врезультате инвентаризации задолженностей. Поэтому ОАО «Барановичский комбинатпищевых продуктов» должен обозначить в своей учетной политике дату проведенияинвентаризации дебиторской задолженности (не реже 1 раза в год). И от того,правильно ли будет организован учет и контроль дебиторской задолженности,зависит финансовый результат организации.
Для проведенияинвентаризации должна создаваться специальная комиссия, назначеннаяруководителем. После проведенной инвентаризации организация должна изучать, какойпроцент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного илинескольких главных должников; будет ли влиять неплатеж одним из главныхдолжников на финансовое положение предприятия, а также производить оценку посрокам образования задолженностей и срокам их возможного погашения.
Но выявлениепросроченной дебиторской задолженности один раз в год недостаточно. Руководстводолжно регулярно информироваться о состоянии задолженности покупателей, чтобыиметь возможность не допустить невыполнения покупателями своих обязательств.Для этого бухгалтерия должна еженедельно представлять руководству отчет оналичии и движении дебиторской задолженности.
Заемные средствав виде банковского кредита и займа являются одними из самых распространенныхисточников финансирования реального сектора экономики. Однако, несмотря на этодо сих пор существует ряд проблемных вопросов в области кредитования,привлечения займов и в области бухгалтерского учета банковских кредитов изаймов.
Аналитическийучет по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты подолгосрочным кредитам и займам» ведется в ведомости аналитического учетарасчетов по кредитам и займам.
Длясовершенствования учета расчетов по краткосрочным и долгосрочным кредитам изаймам необходимо использовать журнал-ордер 4 АПК. В журнале-ордере 4 АПКзаписи по каждому счету осуществляются в разрезе открытых в организациисубсчетов, а при необходимости – в разрезе аналитических счетов на основанииведомости аналитического учета. По каждому счету (субсчету) приводитсяинформация об остатках на начало и конец месяца, расшифровывается кредитовый оборотпо счетам в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов, приводится общая суммаоборота по дебету соответствующего счета (субсчета).
Ведение журнала-ордера№ 6-АПК для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками позволит обеспечитьоперативный контроль расчетов не только с каждым поставщиком, но и по каждойпоставке. Журнал-ордер N 6-АПК состоит из двух разделов: Оборот по кредитусчета 60 для записи в Главную книгу, Аналитические данные к счету 60. Напоследней странице журнала-ордера приводятся сводные контрольные данные осостоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками на конец отчетного периода. Внем показаны остатки задолженности поставщикам и подрядчикам на конец каждогомесяца.
Синтетическийучет операций по счетам 42 «Торговая наценка», 44 «Расходы на реализацию», 45«Товары отгруженные», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90«Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходыи расходы» необходимо осуществлять в журнале-ордере № 11-АПК.
К счету 66«Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» в ОАО «Барановичский комбинатпищевых продуктов» открыты следующие субсчета: 66/1 «Расчеты по краткосрочнымкредитам банка»; 66/2 «Расчеты по краткосрочным займам»; а к счету 67 «Расчетыпо долгосрочным кредитам и займам» открыты субсчета: 67/1 «Расчеты подолгосрочным кредитам банка»; 67/2 «Расчеты по долгосрочным займам»; 67/3«Расчеты с кредитными организациями по векселям». Необходимо открыть к счету 66субсчет 3 «Проценты по краткосрочным кредитам в рублях», субсчет 4 «Проценты пократкосрочным займам», а к счету 67 субсчет 4 «Проценты по долгосрочнымкредитам», субсчет 5 «Проценты по долгосрочным займам». Добавление этихсубсчетов упростит расчет процентов по краткосрочным и долгосрочным кредитам изаймам.
Требуетпересмотра учетная политика организации. В ней должны подробно отражаться всесоставляющие бухгалтерского учета, документооборота и отчетности. Проведениеинвентаризации дебиторской задолженности поможет отслеживать задолженности,срок исковой давности по которым истек.
А еженедельныеотчеты о наличии дебиторской задолженности уменьшат риск невыполнениязаказчиками своих обязательств перед ОАО «Барановичский комбинат пищевыхпродуктов».

Заключение
В первой главе приводитсяэкономическая характеристика расчетных операций и излагаются задачи их учета.Раскрывается содержание понятий дебиторской и кредиторской задолженностей,указываются сроки расчетов и исковой давности в соответствии с Гражданскимкодексом Республики Беларусь. Излагается порядок оценки и переоценкиобязательств и их классификация. Обязательства — категория, возникающая врезультате финансирования деятельности предприятия за счет источников неявляющихся собственными, и, в связи с этим, у предприятия возникает обязанностьвернуть (выплатить) долг. Раскрывается порядок списания дебиторской икредиторской задолженностей в соответствии с действующими нормативнымиположениями.
Во второй главераскрывается формы и виды безналичных расчетов, приводится их характеристика всоответствии с инструктивными положениями Национального банка РеспубликиБеларусь. В ОАО«Барановичский комбинат пищевых продуктов» согласно договору на поставкупотребительских товаров расчеты производятся в безналичном порядке платежнымипоручениями. Излагаетсяметодика учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками иподрядчиками. Вучетной политике ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» оговорено, чтопризнание в бухгалтерском учете выручки от реализации товаров, продукции,работ, услуг осуществлять по мере отгрузки товаров, продукции, выполненияработ, оказания услуг (метод начисления). Первичными документами,подтверждающими произведенные расчеты с поставщиками и подрядчиками, являютсятоварно-транспортные накладные, товарные накладные, счета-фактуры, платежныепоручения. Особоевнимание уделяется порядку учета расчетов по претензиям. Для учета расчетов по претензиям,предъявляемым поставщикам, транспортным и другим организациям, а также попредъявляемым и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкампредназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 3«Расчеты по претензиям».
В третьей главеизлагается порядок учета долгосрочных обязательств, в частности, учета расчетовпо кредитам и займам. ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов»неоднократно предоставлялись кредиты для приобретения сырья, материалов,строительства нового цеха, что способствовало более эффективномуфункционированию организации. Порядок и условия кредитования определеныбанковским законодательством.
Раскрывается порядок ихпредоставления, документального оформления. Приводится методика учетаобязательств на забалансовых счетах и излагаются направления совершенствованияметодических положений по учету долгосрочных и текущих обязательств. Для совершенствования учетарасчетов по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам необходимоиспользовать журнал-ордер 4 АПК. Ведение журнала-ордера № 6-АПК для учета расчетовс поставщиками и подрядчиками позволит обеспечить оперативный контроль расчетовне только с каждым поставщиком, но и по каждой поставке. Необходимо открыть ксчету 66 субсчет 3 «Проценты по краткосрочным кредитам в рублях», субсчет 4 «Процентыпо краткосрочным займам», а к счету 67 субсчет 4 «Проценты по долгосрочнымкредитам», субсчет 5 «Проценты по долгосрочным займам». Добавление этихсубсчетов упростит расчет процентов по краткосрочным и долгосрочным кредитам изаймам.
Для повышенияэффективности и быстродействия учетных процедур в ОАО «Барановичский комбинатпищевых продуктов» ведется автоматизированный учет, обеспечивающий фиксациювсей учетной информации, документирование, систематизацию, обобщение иотображение данных бухгалтерского учета, осуществляющий анализ данных по мереих ввода. Делопроизводствов ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» ведется должным образом. Всенеобходимые документы имеются на учете и записываются в реестр предприятия.Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме. Оформление первичныхдокументов, ведение регистров бухгалтерского учета и составление отчетностипроизводится с использованием КСА «Ветразь». Место бухгалтера оснащенокомпьютером и принтером.
Технологии учетаи учетные регистры, а также система контроля всех объектов текущих обязательствв ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» полностью соответствуетдействующим нормативным документам, регламентирующим порядок и методологию ихучета и контроля.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.