Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерская отчетность организации

Содержание
Введение
1. Теоретические основы бухгалтерской финансовой отчетности
1.1 Основные понятия и элементы бухгалтерской отчетности
1.2 Основные функции и виды бухгалтерской отчетности
1.3 Требования к качественным характеристикам информации, представляемой в бухгалтерскойотчетности
2. Состав и взаимосвязь форм бухгалтерской отчетности
2.1 Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности
2.2 Взаимосвязь элементов бухгалтерской отчетности
Заключение
Список литературы
Введение
В ходе своей деятельности любоепредприятие осуществляет хозяйственные операции, принимает те или иные решения.Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Информация о хозяйственныхоперациях, произведенных экономическим субъектом за определенный периодвремени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится всгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.
Бухгалтерская отчетностьпредставляет собой совокупность данных, характеризующих результатыфинансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученныйиз данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средствоуправления предприятием и одновременно метод обобщения и представленияинформации о хозяйственной деятельности.
Такая процедура обобщенияучетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана снеобходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курсафинансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
Отчетность выполняет важнуюфункциональную роль в системе экономической информации. Она интегрируетинформацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных длявосприятия информации объектами хозяйствования.
Поэтому бухгалтерская отчетностьдолжна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценкупользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации,прибылей и убытков.
Пользователями такой информацииявляются руководители, учредители, участники и собственники имуществапредприятия.
Содержание отчетности одеятельности предприятия, имущественном положении и степени финансовойустойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов,заинтересованных во вложении капитала, как российских, так и иностранных.
В настоящее время бухгалтерскаяотчетность претерпевает серьезные изменения, стремясь к переходу российскогобухгалтерского учета на международные стандарты бухгалтерской отчетности,который призван минимизировать различия между российскими и западнымипринципами бухгалтерского учета, путем сближения правил, бухгалтерскихстандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовойотчетности. Таким образом, в актуальности выбранной темы курсовой работысомневаться не приходится.
Цель курсовой работы заключаетсяв исследовании теоретических основ бухгалтерской финансовой отчетности, еёсоставу и взаимосвязям элементов отчетности.
Исходя из цели курсовой работы,были определены следующие задачи:
определитьосновные понятия и элементы бухгалтерской отчетности;
выявить основные функции ивиды бухгалтерской отчетности;
рассмотреть требования ккачественным характеристикам информации, представляемой в бухгалтерскойотчетности;
охарактеризовать составпредставляемой бухгалтерской финансовой отчетности;
исследовать взаимосвязьэлементов отчетности.
Поставленная цель и задачипредопределяют структуру работы, которая включает введение, две главы,заключение, список использованных источников и литературы, а также приложения.
В первой главе исследованытеоретические основы, касающиеся бухгалтерской финансовой отчетности иопределены основные понятия, виды, функции и основные элементы бухгалтерской отчетности.
Во второй главе на основетеоретического материала охарактеризован состав представляемой финансовойотчетности и исследованы взаимосвязи между элементами форм бухгалтерскойотчетности.
1. Теоретические основы бухгалтерской финансовойотчетности1.1 Основные понятия и элементы бухгалтерскойотчетности
Все организации,зарегистрированные на территории Российской Федерации обязаны составлятьбухгалтерскую отчетность. Это требование содержится в главе 3 Федеральногозакона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ. Бухгалтерскаяотчетность является завершающим этапом учетного процесса и, согласновышеназванного закона, представляет собой систему показателей, отражающихимущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а такжефинансовые результаты ее деятельности за отчетный период [2, с.22].
Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации ио результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, составляемая на основеданных бухгалтерского учета по установленным формам.
При составлении бухгалтерскойотчетности используются основные понятия, такие как:
отчетный период — период, закоторый организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
отчетная дата — дата, посостоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.
Для составления бухгалтерскойотчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетногопериода.
При составлении бухгалтерскойотчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 январяпо 31 декабря включительно.
Первым отчетным годом для вновьсозданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября,- по 31 декабря следующего года.
Коммерческие организациипредставляют квартальную бухгалтерскую отчетность по окончании квартала, агодовую — не ранее 60 и не позднее 90 дней по окончании отчетного года [11, с.220].
В бухгалтерской отчетностиданные по числовым показателям приводятся минимум за два года — отчетный ипредшествовавший отчетному (кроме отчета, составляемого за первый отчетный год).
Также бухгалтерская отчетностьорганизации должна включать показатели деятельности филиалов, представительстви иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.
Бухгалтерская отчетностьподписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.
Перед составлением годовойбухгалтерской отчетности проводится инвентаризация имущества и обязательстворганизации. Это необходимо для того, чтобы проверить, что все хозяйственныеоперации отражены в учете и все остатки по счетам бухгалтерского учета, которыебудут отражены в годовом балансе, сформированы правильно. После необходимопровести реформацию баланса — это процедура закрытия бухгалтерских счетов, накоторых учитываются финансовые результаты.
Данные, отраженные вбухгалтерской отчетности, представляют собой особый вид учетных записей,являющихся извлечением из текущего учета итоговых данных о состоянии ирезультатах деятельности организации за определенный период.
В состав бухгалтерскойотчетности входят следующие формы:
бухгалтерский баланс (форма № 1);
отчет о прибылях и убытках (форма№ 2);
отчет об изменениях капитала (форма№ 3);
отчет о движении денежныхсредств (форма № 4);
приложение к бухгалтерскомубалансу (форма № 5);
пояснительная записка;
итоговая часть аудиторскогозаключения [3, с.5].
Организация может представлятьдополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, еслиисполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей припринятии экономических решений.
Составление бухгалтерскойотчетности основывается на следующих нормативных документах:
Федеральный закон «Обухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ;
Положении по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
ПБУ 4/99 «Бухгалтерскаяотчетность организации»;
Приказе Минфина РФ «Оформах бухгалтерской отчетности организации»;
Методическими рекомендациями посоставлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности организации.
Эти документы определяютпринципы формирования бухгалтерских данных, регламентируют состав и структуруотчетности, порядок оценки ее показателей, правила ее представления.
В бухгалтерском учете шахматныйбухгалтерский баланс и главная бухгалтерская книга являются основой длясоставления различных форм отчетности.
Известный венецианскийматематик, францисканский монах Лука Пачоли в 1494г. в специальном «Трактатео счетах и записях», посвященном теории бухгалтерского учета,сформулировал основное бухгалтерское уравнение: Активы = Обязательства + Капитал[10, с.536].
В развернутом виде эта формулавыглядит следующим образом:
Активы + Расходы = Обязательства+ Капитал + Доходы.

Учетные системы всех стран мираоснованы на использовании этого уравнения. Оно положено в основу бухгалтерскойотчетности предприятий разных стран мира. Таким образом, пять элементовинформации формируют бухгалтерскую отчетность организации: ее активы,обязательства, капитал, расходы и доходы.
Активы — ресурсы иимущество, контролируемые предприятием и представляющие собой результатопераций и событий, состоявшихся в отчетном или иных прошлых периодах. Существеннымпризнаком активов является их способность обеспечить в будущем определеннуюэкономическую выгоду, которая должна заключаться в поступлении денежных средствили их эквивалентов.
Обязательства — этотекущие обязательства предприятия, возникающие из предшествующих событий, ипредставляющие собой различные виды кредиторской задолженности, погашение илиурегулирование которых приведет к снижению экономической выгоды в видеуменьшения реальных активов. В данную подгруппу относятся займы, долговыеобязательства, банковские кредиты, задолженность поставщикам, различнымюридическим и физическим лицам, резервы предстоящих расходов и т.п.
Капитал компании — представляет собой оставшуюся долю собственных активов предприятия после вычетаобязательств.
Доходы — это увеличениеэкономических выгод предприятия за отчетный период, которое выражается вувеличении активов или уменьшении обязательств, результатом которых являетсяувеличение капитала (причем увеличение капитала не должно происходить за счетвкладов собственников).
Расходы — это уменьшениеэкономических выгод за отчетный период в результате выбытия активов (денежныхсредств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшениюкапитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственниковимущества) [6, с.68].
Элементы отчетности признаются,только если они удовлетворяют критериям признания, то есть существуетвероятность того, что любая экономическая выгода, ассоциируемая с ним, будетполучена или утрачена компанией, а также элемент имеет стоимость или оценку,которая может быть надежно измерена.1.2 Основные функции и виды бухгалтерскойотчетности
Отчетность организацийклассифицируют по видам, периодичности составления и степени обобщения отчетныхданных. Организации обязаны составлять отчетность на основе данных всех видовучета: бухгалтерского (синтетического и аналитического), статистического, оперативного.
Показателифинансово-хозяйственной деятельности организаций обобщаются в отчетности. Всюсовокупность видов отчетности можно сгруппировать следующим образом:
оперативная;
бухгалтерская;
статистическая.
Оперативная отчетностьсоставляется на основании данных оперативного учета, которые собираются наопределенную дату за короткие промежутки времени. С показателей оперативнойотчетности руководители различных структурных подразделений организацииосуществляют управление производством. Формы оперативной отчетности нерегламентируются на уровне государства и разрабатываются самой организацией взависимости от нужд управления [9, с.30].
Бухгалтерская отчетностьявляется систематизированным сводом информации об имуществе, обязательствах,капитале и финансовых результатах деятельности предприятия. Эта отчетностьсоставляется на основании данных бухгалтерского учета и ее формырегламентированы законодательными и нормативными актами системы нормативногорегулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Статистическая отчетностьсоставляется на основании данных статистического, бухгалтерского и оперативногоучета и является обобщающей отчетностью деятельности организации.
Бухгалтерскую отчетность делятна следующие группы:
по периодичности составления:
промежуточная;
годовая.
Промежуточная отчетностьвключает в себя месячную, квартальную, полугодовую и отчетность за девятьмесяцев. Промежуточную отчетность называют периодической бухгалтерскойотчетностью [15, с.125].
По степени обобщения отчетныхданных:
первичная;
сводная (консолидированная).
Первичную отчетность составляети представляет каждое юридическое лицо самостоятельно. Сводную отчетностьсоставляет материнская компания по данным, представленным организациями,входящими в холдинг. Бухгалтерская отчетность как единая система данных обимущественном и финансовом положении организации и о результатах еехозяйственной деятельности составляется на основе данных бухгалтерского учета.
Главной задачей бухгалтерскойотчетности (индивидуальной и консолидированной) является обеспечениегарантированного доступа заинтересованными пользователями к качественнойинформации о деятельности организации и/или информации о группе организаций,входящих в корпоративную семью. Для решения этой задачи бухгалтерская отчетностьдолжна быть составлена по определенным правилам в соответствии с основнымитребованиями к ведению бухгалтерского учета и отчетности.
По объему сведений, содержащихсяв отчетах, отчетность делят на:
внутреннюю;
внешнюю.
Внутренняя отчетностьнеобходима для получения информации о каком-либо участке деятельности исоставление ее вызвано потребностями самого предприятия. Внешняя отчетностьнеобходима для информации внешних пользователей:
собственников (участников,учредителей) — в соответствии с учредительными документами;
территориальным органамстатистики по месту их регистрации;
органу государственной налоговойинспекции;
другим органам исполнительнойвласти, банкам и иным пользователям (представляется в соответствии сзаконодательством Российской Федерации) [21, с.51].
Организация должна составлятьбухгалтерскую отчетность за квартал и год нарастающим итогом с начала отчетногогода, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этомквартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.
Отчетность выполняет двеосновные функции:
информационную, в соответствиикоторой характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельностипредприятия;
контрольную, которая заключаетсяв наблюдении, как внешних, так и внутренних органов управления за правильностьюотражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, то есть онаобеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерскогоучета при завершении каждого учетного цикла.
Информация, на основании которойготовится финансовая отчетность, в соответствии с ее экономическим содержанием,объединяется в определенные укрупненные категории, которые получили названиеэлементов финансовой отчетности.
1.3 Требования к качественным характеристикаминформации, представляемой в бухгалтерской отчетности
Формы бухгалтерской отчетностиразрабатываются организациями с учетом рекомендуемых образцов форм в приказе МФРФ от 22 июля 2003г. № 67н.
Организации могут:
устанавливать форму бухгалтерскойотчетности, с учетом образцов, рекомендуемых МФ РФ;
применять формы, установленныеприказом МФ РФ № 67н.
Бухгалтерская отчетностьявляется важнейшим источником информации, характеризующей финансовое положениеорганизации. В связи с этим бухгалтерская отчетность представляет большойинтерес для различных категорий пользователей. В соответствии с международнымистандартами учета и отчетности, выделяют семь групп потребителей информации: инвесторы,служащие, кредиторы, поставщики, покупатели, правительство, общественность [8,с.152].
Инвесторов интересуют двамомента: рост курса ценных бумаг и возможности фирмы выплачивать дивиденды.
Служащие заинтересованы встабильности финансового положения работодателей и рентабельности фирмы, таккак это позволяет им, угрожая забастовкой, добиваться повышения заработнойплаты, отчислений в пенсионные фонды и т.п.
Кредиторов преимущественноволнует ликвидность, т.е. вернет ли кредитополучатель в срок полученные деньгии проценты по займам.
Для поставщиков важны сроки, накоторые они могут предоставить покупателям отсрочку платежа за проданные имтовары.
Покупателей интересует, какдолго будет функционировать фирма-поставщик, какова ее финансовая устойчивостьи как долго можно не гасить кредиторскую задолженность.
Правительство контролируетправильность данных отчетности в целях налогообложения и составлениястатистических сводок по стране.
Общественность — это весьмааморфная группа, и поэтому ее волнуют общие вопросы занятости, экологии,экономического процветания и даже распределения производительных сил.
В связи с широким кругомпотребителей информации, возникает необходимость в соблюдении целого рядаправил, позволяющих избежать разночтений и неадекватного восприятиясодержащихся в отчетности сведений.
Общие требования по составлениюбухгалтерской отчетности содержатся в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетностьорганизации», утвержденным приказом Министерства финансов РФ 06.07.1999года № 43н [5, с.8].
Бухгалтерская отчетность должнадавать достоверное и полное представление о финансовом положении организации,финансовых результатах, ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходяиз правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
При формировании бухгалтерскойотчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации,содержащейся в ней, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересоводних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация неявляется нейтральной, если посредством отбора или формы представлений онавлияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенныхрезультатов или последствий.
Организация должна присоставлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений кним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одногоотчетного периода к другому.
По каждому числовому показателюбухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период,должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующийотчетному. Если организация принимает решение в представляемой бухгалтерскойотчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за двагода, то организацией обеспечивается при разработке, принятии и изготовлениибланков форм достаточное количество граф (строк), необходимых для такогораскрытия [11, с.448].
Если данные за периоды,предшествующие отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то данныеза предшествующие периоды подлежат корректировке исходя из правил,установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, и приведению их ксопоставимому виду. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта впояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе суказанием причин, вызвавших эту корректировку.
Показатели об отдельных активах,обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводитьсяв бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если беззнания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансовогоположения организации или финансовых результатов ее деятельности.
В бухгалтерском учетесущественной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующихданных составляет не менее 5 процентов. Если без знания об отдельных активах,обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях заинтересованнымипользователями невозможна оценка финансового положения организации илифинансовых результатов ее деятельности, то эти показатели также приводятся вбухгалтерской отчетности обособлено.
Своевременность предполагаетпредставление необходимой бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса вустановленный срок.
Простота бухгалтерскойотчетности состоит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета кмеждународным стандартам объективно способствует реализации данного требования.
Публичность предполагаетпубликацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации,передачу в органы статистики. Перечень предприятий, которые должны публиковатьсвою годовую отчетность регламентирован законодательством.
В российской практикебухгалтерского учета применяются не все принципы, принятые в международнойпрактике, определяющие качественные характеристики информации финансовойотчетности (см. Приложение 1).
При формировании бухгалтерскойотчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов побухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации обизменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенноевлияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовыерезультаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, оматериально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах ирасходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, опоследствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию вбухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале ирезервах и обязательствах организации [22, с.71].
Такое раскрытие может бытьосуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц,расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или впояснительную записку.
2. Состав и взаимосвязь форм бухгалтерскойотчетности2.1 Состав и содержание форм бухгалтерскойотчетности
Документом, определяющим состав,содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетностиорганизаций (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетныхорганизаций), является Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерскаяотчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина Россииот 06.07.99 г. №43н.
Состав промежуточной и годовойбухгалтерской отчетности различен (см. Приложение 2). Промежуточнаябухгалтерская отчетность включает:
Бухгалтерский баланс (форма №1);
Отчет о прибылях и убытках (форма№2).
Организация может представлять всоставе промежуточной бухгалтерской отчетности кроме вышеперечисленных и иныеотчетные показатели: Отчет о движении денежных средств (форма №4) и др., атакже пояснительную записку.
Годовая бухгалтерская отчетностьвключает:
Бухгалтерский баланс (форма №1);
Отчет о прибылях и убытках (форма№2);
Отчет об изменениях капитала (форма№3);
Отчет о движении денежныхсредств (форма №4);
Приложение к бухгалтерскомубалансу (форма №5);
Пояснительная записка;
Аудиторское заключение,подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она всоответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
/>Некоторыеорганизации могут составлять годовуюбухгалтерскую отчетностьне в полном составе.К ним относятся:
малые предприятия;
некоммерческие организации.
Состав годовой бухгалтерской отчетности малыхпредприятий зависит от того, подлежит ли их деятельность обязательному аудиту. Еслиорганизация не обязана проводить аудит бухгалтерской отчетности, то в составе годовой бухгалтерской отчетности можнопредставить только Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Если жеорганизация обязана проводить аудит, то помимо Бухгалтерского баланса и Отчетао прибылях и убытках представьте приложения к ним (по которым имеются данные) иПояснительную записку.
Некоммерческие организации могутне сдавать в составегодовойбухгалтерской отчетностиОтчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и Приложение кБухгалтерскому балансу. Однако им рекомендуется составить Отчет о целевомиспользовании полученных средств (форма № 6).
Каждая составляющая частьбухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные:
наименование составляющей части;
отчетная дата или отчетныйпериод, за который составлена бухгалтерская отчетность;
наименование организации,включая указание на ее организационно-правовую форму;
формат представления числовыхпоказателей бухгалтерского отчета.
Бухгалтерский баланс — основная форма бухгалтерской отчетности. Он характеризует имущественное ифинансовое состояние организации на отчетную дату (см. Приложение 3).
В балансе отражаются остатки повсем счетам бухгалтерского учета на отчетную дату. Эти показатели приводятся вбухгалтерском балансе в определенной группировке [19, с.111].
Бухгалтерский баланс делится надве части: актив и пассив. Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивовбаланса.
В актив баланса включены двараздела:
I — «Внеоборотные активы»;
II — «Оборотные активы».
В пассиве баланса три раздела:
III — «Капитал и резервы»;
IV — «Долгосрочныеобязательства»;
V — «Краткосрочныеобязательства».
Каждый из разделов балансасостоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов иобязательств организации. Подразделы включают в себя отдельные статьи — строки,предназначенные для расшифровки показателей баланса.
Конкретная структурабухгалтерского баланса определена в разделе IV ПБУ 4/99«Бухгалтерская отчетность организации».
Отчет о прибылях и убытках,является вторым по значению (но не по важности) в годовой бухгалтерскойотчетности, и представляет финансовые результаты деятельности предприятия заотчетный период и аналогичный период предыдущего года (см. Приложение 4).
В отчете указываются:
доходы и расходы по обычнымвидам деятельности;
прочие доходы и расходы;
прибыль (убыток) доналогообложения;
чистая прибыль (убыток) отчетногопериода.
Учет и отражение в отчетностидоходов и расходов регламентированы ПБУ 9/99 «Доходы организации» иПБУ 10/99 «Расходы организации».
Данный отчет служит связующимзвеном между балансовыми отчетами различных учетных периодов и показывает, засчет чего произошли изменения в текущем балансе по сравнению с предыдущим. Вотличие от бухгалтерского баланса этот документ показывает всемзаинтересованным лицам не общее материально-финансовое положение организации, ато, насколько успешно она осуществляет свою хозяйственную деятельность вотчетном периоде. Отчет наглядно демонстрирует эффективность работы компании сточки зрения ее собственников и акционеров, поскольку раскрывает суть измененийкапитала компании в истекшем/текущем периоде за счет определенных доходов ирасходов [13, с.111].
Отчет об изменении капиталараскрывает информацию о движении уставного (складочного) капитала (счет 80),резервного капитала (счет 82), добавочного капитала (счет 83), а также обизменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации (счет84). Кроме того, в этой форме указываются суммы резервов, которые былисформированы и (или) использованы организацией (см. Приложение 5).
Субъекты малогопредпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, а также некоммерческиеорганизации имеют право не включать отчет об изменении капитала в составбухгалтерской отчетности. Это право предоставлено также общественныморганизациям (объединениям), если они не осуществляли в отчетном периоде предпринимательскуюдеятельность и не имели оборотов по продаже товаров (работ, услуг), кромевыбывшего имущества.
Кооперативы, некоммерческиеорганизации, бюджетные и унитарные предприятия (учреждения), отчет об изменениикапитала представлять не обязаны.
Отчет о движении денежныхсредств характеризует изменения в финансовом положении организации вразрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности (см. Приложение 6).
Под текущей деятельностьюпонимается обычная деятельность организации: производство продукции, выполнениеработ, оказание услуг, продажа товаров, сдача имущества в аренду и др.
Инвестиционная деятельность — это приобретение и продажа земельных участков, объектов недвижимости,оборудовании, нематериальных активов и других внеоборотных активов; предоставлениедругим организациям займов и осуществление прочих финансовых вложений (выпускомоблигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера, приобретение ценныхбумаг других организаций и т.п.).
Финансовой деятельностьюсчитается деятельность предприятия, связанная с осуществлением краткосрочныхфинансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочногохарактера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций[6, с.66].
Эта форма годовой бухгалтерскойотчетности раскрывает перед пользователями картину обеспеченности организацииналичными деньгами [17, с.45].
В данной форме отчета отражаютсяданные о фактическом поступлении и расходовании денежных средств по счетам 50«Касса» (за исключением субсчета «Денежные документы»), 51«Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальныесчета в банках» и 57 «Переводы в пути».
В приложении к бухгалтерскомубалансу раскрывается информация об имуществе, обязательствах и капиталахорганизации, стоимость которых отражена в форме №1. Отчет состоит из 10разделов:
Нематериальные активы;
Основные средства;
Доходные вложения в материальныеценности;
Расходы на НИОКР;
Расходы на освоение природныхресурсов;
Финансовые вложения;
Дебиторская и кредиторскаязадолженность;
Расходы по обычным видамдеятельности (по элементам затрат);
Обеспечения;
Государственная помощь.
Если в качестве приложения кбалансу будет использоваться типовая форма, то незаполненные строки из нееудаляются.
В пояснительной запискеприводится дополнительная информация, необходимая для характеристикифинансового состояния организации, и расшифровываются отдельные показатели формбухгалтерской отчетности.
Но стандартизированной формы илиструктуры пояснительной записки этими документами не определено. Поэтому организациивправе группировать составные части пояснительной записки на свое усмотрение,но так чтобы информационная составляющая удовлетворяла всем требованиямвышеназванных нормативных документов [17, с.48].
Например, структурапояснительной записки может быть такой:
Общие сведения;
Основные положения учетнойполитики организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения;
Расшифровка отдельныхпоказателей отчетности;
Информация о связанных сторонах;
Анализ финансово-хозяйственнойдеятельности организации;
Решения учредителей по итогамотчетного года.
В пояснительной записке должносообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когдаони не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовыерезультаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. Впротивном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается какуклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства РоссийскойФедерации о бухгалтерском учете. В пояснительной записке к бухгалтерскойотчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике наследующий отчетный год.
Аудиторское заключениевходит в состав бухгалтерской отчетности, которую организация должнапредставить в налоговую инспекцию. Ежегодно проводить аудит ведения бухучета исоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности и предоставлять аудиторскоезаключение обязаны не все организации. В частности, обязательный аудитпроводится, если:
организация организована в формеОАО;
объем выручки от реализациипродукции (работ, услуг) за год превышает 500 000 МРОТ;
сумма активов баланса на конецотчетного года превышает 200 000 МРОТ;
организация является кредитнойорганизацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования,товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственнымвнебюджетным фондом, источником образования средств которого являютсяпредусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления,производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образованиясредств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
обязательный аудит в отношенииэтих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральнымзаконом.
Итоговая часть аудиторскогозаключения, выданного по результатам обязательного аудита, должна прилагаться кбухгалтерской отчетности.
Разрабатывая формы бухгалтерскойотчетности,Минфин России не мог учесть специфику деятельности каждой организации. Поэтомуесли содержание типовых образцов не отражает каких-то особенностей, бухгалтервправе уточнить существующие бланки или разработать собственные формы отчетности. Они такжедолжны отвечать общим принципам построения и быть приложены образцы в учетнойполитике [17, с.47].
Однако вряд ли правильно считатьбаланс «главной» формой финансовой отчетности. Ведь «посколькубухгалтерский учет отражает экономические процессы, постольку информация,регистрируемая, накапливаемая, обобщаемая, хранимая и передаваемаяпользователям для принятия решений, должна фиксировать, во-первых, значениявеличины каждого из наблюдаемых параметров в каждый конкретный момент времени,а во-вторых, ее изменения за конкретные фиксированные периоды времени». Баланс содержит лишь значения величин, характеризующихфинансовое состояние предприятия на определенный момент времени, и не позволяетпроследить изменения, приведшие к формированию этих величин.
Для описания динамикифункционирования предприятия, то есть для описания изменений величин,характеризующих состояние предприятия, наряду с балансом используются отчет офинансовых результатах, отчет о собственном капитале и отчет о движенииденежных средств. Эти три отчета, в отличие от баланса, являющегося отчетом надату, представляют собой отчеты за период.
С учетом изложенного выше можносделать вывод, что существующие формы финансовой отчетности являютсявзаимодополняющими, и некорректно присваивать какой-либо одной из них статус«главной» или «основной» формы отчетности.2.2 Взаимосвязь элементов бухгалтерской отчетности
Отдельные показателибухгалтерской отчетности находятся между собой в определенной арифметическойвзаимосвязи, обусловленной логикой построения отчетных форм. Проверкавзаимосвязей показателей бухгалтерской отчетности позволяет бухгалтеру илипользователю бухгалтерской отчетности убедиться в арифметической правильностизаполнения отчетных форм. Показателям бухгалтерской отчетности присуща каквнутренняя взаимосвязь (внутри одной отчетной формы), так и внешняя (междуразными отчетными формами) [14, с.131].
Внутреннюю взаимосвязь легконайти в бухгалтерском балансе (форма №1). Форма баланса разбита на 5 разделов,в конце каждого раздела приведена общая сумма строк по данному разделу, наначало и конец отчетного периода.
Внешнюю взаимосвязь междуэлементами форм отчетности можно проследить на примере показателей формы №3«Отчет об изменении капитала» и формы №1 «Бухгалтерский баланс»(Уставный капитал в форме № 3 — графа 3, а в форме№1 — строка 410 и т.д.). Взаимосвязьбухгалтерских форм отчетности можно представить в виде схемы, сплошные линии накоторой указывают основные моменты связи финансовых отчетов; номера линийпозволяют дать краткие характеристику отраженных на ней взаимосвязей (Рис.1).
/>


1. Доходы и расходы организации,которые представлены в отчете о прибылях и убытках, дают обобщеннуюхарактеристику финансовых результатов от изменений в составе имущества иобязательств организации, показанных в балансе.
2. Чистый доход (прибыль) организации,взятый из отчета о прибылях и убытках, входит в качестве компоненты отчета обизменениях капитала и представляет важнейшую часть нераспределенной прибылиорганизации на конец отчетного периода.
3. В балансе и отчете обизменениях капитала данные по счетам первоначального (стартового, уставного) капиталатесно увязаны с моментом учреждения организации и по состоянию на любуюотчетную дату (как в случае его неизменности на уровне первоначального взноса,так и в случаях его изменения при перерегистрации в установленномзаконодательством порядке).
4. Нераспределенная прибыль наконец отчетного периода в отчете об изменениях капитала корреспондирует ссуммой по статье нераспределенной прибыли, представленной в балансе.
5. Изменения остатков денежныхсредств в отчете о движении денежных средств и бухгалтерском балансе являютсяидентичными.
6. Прирост суммы денежныхсредств в результате осуществления основной (производственно-коммерческой, эксплуатационной)деятельности, который показан в отчете о движении денежных средств, отражаетрезультаты сделок по реализации товаров, работ и услуг, учтенных приформировании чистого дохода организации. Согласование чистого дохода и суммыприроста денежной наличности от операционной деятельности представляет один изважнейших моментов составления отчета о движении денежных средств организации [11,с.294].
7. Инвестиционная деятельность,отраженная в отчете о движении денежных средств организации, показывает приростили убыль денежных средств в связи с движением активов, отраженных в видебалансовых статей отчета в активе баланса организации.
8. Финансовая деятельность,отраженная в отчете о движении денежных средств организации, показывает приростили убыль денежных средств в результате финансирования совершенных операций засчет долговых обязательств или собственных источников. Движение сальдокредиторской задолженности и собственных источников финансирования в балансе иотчете об изменении финансового положения организации должны совпадать (см. Приложение7).
Поскольку при закрытии счетов ихсальдо могут попадать либо в отчет о прибылях и убытках, либо в баланс,основными формами бухгалтерской отчетности являются именно эти две формы. Любыедругие формы, по сути, являются аналитическими расшифровками или дополнением кпервым двум формам.
Результат хозяйственнойдеятельности организации исчисляется как в балансе, так и в отчете о прибылях иубытках (принцип двойной бухгалтерии). Баланс является отчетом на определенныймомент времени, например на отчетную дату. В самом балансе финансовый результатопределяется сравнением собственного капитала в начале и конце хозяйственногогода. При этом включаются суммы распределения прибыли (либо исключаетсяуменьшение капитала) и вычитается увеличение капитала в отчетном году. В отчетео прибылях и убытках результат определяется как сальдо доходов и расходовотчетного периода. Следовательно, отчет о прибылях и убытках является отчетомза определенный период времени, например за отчетный период. Финансовыйрезультат, исчисленный по данным баланса, совпадает с итогом отчета о прибыляхи убытках, поскольку доходы и расходы относятся к отчетному периоду в размеревыплат и поступивших платежей, с которыми связано изменение соответствующихактивов или пассивов [13, с.87].
Отличительной чертойбухгалтерской отчетности является балансовый принцип взаимосвязи ее показателей.Этот принцип вытекает из двойной записи данных на счетах, показатели которыхсоставляют основу отчетности. Из этого следует, что бухгалтерская отчетность — это упорядоченная взаимосвязанная система показателей, характеризующих условияи результаты хозяйственной деятельности. Балансовый принцип построениябухгалтерской отчетности усиливает ее комплексный характер и облегчает проверкуправильности отчетности.
Таким образом, несмотря на своюпростоту и очевидность, основное бухгалтерское равенство дает возможность внаиболее общем виде представить взаимосвязь основных элементов и формфинансовой отчетности.
Заключение
Бухгалтерская отчетностьорганизации служит основным источником информации о ее деятельности, так какбухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономическисущественную информацию о совершенных или запланированных хозяйственныхоперациях и результатах хозяйственной деятельности.
Главной задачей бухгалтерскойотчетности является представление достоверной и полной информации о финансовомположении организации, ее финансовых результатах и изменениях в финансовомположении.
Выявлены семь группзаинтересованных внешних и внутренних пользователей финансовой отчетности: инвесторы,служащие, кредиторы, поставщики, покупатели, правительство, общественность.
В связи с широким кругомпотребителей информации, возникает необходимость в соблюдении целого рядаправил, позволяющих избежать разночтений и неадекватного восприятиясодержащихся в отчетности сведений.
В связи с вышесказанным вкурсовой работе были раскрыты основные требования, предъявляемые к качественнымхарактеристикам информации, представляемой в бухгалтерской отчетности, такиекак:
достоверность;
полнота раскрытия информации;
нейтральность;
существенность.
Бухгалтерская отчётность должнадавать достоверное и полное представление о финансовом положении организации,финансовых результатах её деятельности и изменениях в финансовом положении.
При формировании бухгалтерскойотчётности должно соблюдаться требование нейтральности: информация,содержащаяся в отчётности, должна отвечать интересам разных групп пользователей.
Во второй главе на основетеоретического материала охарактеризован состав и содержание форм бухгалтерскойфинансовой отчетности и исследованы взаимосвязи между элементами формбухгалтерской отчетности.
В ходе исследования былохарактеризован состав бухгалтерской отчетности и раскрыто содержание основныхбухгалтерских отчетов.
Также приведена краткаяхарактеристика аудиторского заключения, цель которого — дать независимоеобъективное суждение подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетностиорганизации, если она в соответствии с федеральными законами подлежитобязательному аудиту.
Затем были рассмотрены иприведены примеры и схемы взаимосвязей форм отчетности.
Было определено, что показателямбухгалтерской отчетности присуща как внутренняя взаимосвязь (внутри однойотчетной формы), так и внешняя (между разными отчетными формами).
Определена причина взаимосвязейэлементов отчетности, а именно балансовый принцип взаимосвязи показателейотчетности. Этот принцип вытекает из двойной записи данных на счетах, показателикоторых составляют основу отчетности. Из этого следует, что бухгалтерскаяотчетность — это упорядоченная взаимосвязанная система показателей,характеризующих условия и результаты хозяйственной деятельности. Балансовыйпринцип построения бухгалтерской отчетности усиливает ее комплексный характер иоблегчает проверку правильности отчетности.
На данном этапе в Россиибухгалтерский учет и отчетность претерпевают ряд изменений, стремящихся кгармонизации и стандартизации учета и отчетности в соответствии с международнымистандартами финансовой отчетности (МСФО). Это обусловлено интеграционнымипроцессами в экономике и глобализацией в целом: инвесторы заинтересованы в том,чтобы учет и отчетность национальных компаний отвечали международным стандартам- это позволит иностранным инвесторам правильно оценить финансовое положениекомпании и выйти компании на мировые торговые фондовые биржи.
Термин стандартизация вприложении к бухгалтерскому учету имеет совершенно иное значение, нежели еготрадиционное понимание. Стандарты бухгалтерского учета — это свод правил,методов и процедур учета, разработанные профессиональными организациями,характеризующиеся вариабельностью доступных методов и процедур и имеющий, вопределенном смысле, рекомендательный характер.
Переход к такому, построениюпринципов регулирования учета в России, предлагающему нахождение оптимального соотношенияроли государственных органов, профессиональных бухгалтерских организаций имеждународных институтов, представляет собой нелегкую задачу в методологическом,организационном и психологических аспектах.
Состав финансовой отчетностидолжны быть стандартизированы и быть при этом гибкими по структуре, так чтобыкомпании различных сфер деятельности и отраслей смогли их использовать присоставлении бухгалтерской финансовой отчетности.
Список литературы
1.        Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) [Федеральный законот 5.08.2000г. № 117-ФЗ. Принят Государственной думой от 19.07.2000г.: в ред. от27.12.2009г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010г.]
2.        О бухгалтерском учете [Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996г.№ 129-ФЗ: в ред. от 23.11 2009г.]
3.        Бухгалтерская отчетность организации: [Положение по бухгалтерскому учету(ПБУ 4/99). Утв. Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.07.1999№ 43н: в ред.18.09.2006г.]
4.        Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вРоссийской Федерации. [Утв. Приказом Министерства Финансов Российской Федерацииот 29.07.1998г. № 34н: в ред. от 26.03.2007г.]
5.        Анищенко, А.В. Бухгалтерская отчетность: Руководство по составлению ианализу. М.: Вершина, 2008.248с.
6.        Бехтерева, Е.В. Бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетностьорганизаций (кроме кредитных, страховых и бюджетных): Учебник: Горячая линиябухгалтера, 2007.180 с.
7.        Бычкова, С.М., Янданова, Ц.Н. Бухгалтерская отчетность: Практическоеруководство. М.: Эксмо, 2008.110с.
8.        Бухгалтерская отчетность организаций — особенности составления ипредоставления. Консультант бухгалтера. М., 2008. с. 202.
9.        Бакаев, А.С., Безруких, П.С., Врублевский, Н.Д. Бухгалтерский учет: Учебник.М.: Бухгалтерский учет, 2006.736с.
10.     Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету: Учебноепособие. М.: ИНФРА-М, 2006.592с.
11.     Гусева Т.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельностипредприятия. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2007.130с.
12.     Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: составлениеи анализ. М.: Омега-Л, 2006.214с.
13.     Кутер М.И. Бухгалтерская (финансовая). Учебник. М.: Финансы истатистика, 2008.231с.
14.     Ларионов А.Д. Бухгалтерская финансовая отчетность. Учебник. М.: Проспект:«Велби», 2009.207с.
15.     Малышко В. Годовая бухгалтерская отчетность. Практический БухгалтерскийУчет, 2006.58 с.
16.     Новодворский В.Д. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебник. М.: ЗАО«Финстатинформ», 2008.488с.
17.     Петрова А. Проверяем бухгалтерскую отчетность предприятия // БСС «СистемаГлавбух». — 2009
18.     Попова Е. Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерскойотчетности // БСС «Система Главбух». 2008
19.     Разгулин С., Новоселов, К., Лапина, А. Годовой отчет 2008: Учебник. М.: ЗАО«Актион-Медиа», 2008.688с
20.     Рассказова-Николаева С.А., Бушмелева Н.В. Требования к раскрытиюинформации в бухгалтерской отчетности: Экономико-правовой бюллетень. 2008 — № 6.69с.
21.     Соколова Е.С., Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. Московскиймеждународный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М.: 2007.83с.
22.     Бухгалтерская отчетность [Электронный ресурс]: федер. закон: [принятГосдумой 23.02.1996г. №129-ФЗ с послед, изм. и доп.] // СПС КонсультантПлюс
23.     Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. режим доступа: ru. wikipedia.org/wiki/Бухгалтерская_отчётность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Your pastime and hobby
Реферат Microsoft Power Point, дошка, крейда, роздатковий матеріал конспект
Реферат Выработка маркетинговой стратегии и оценка прибыли при подготовке к выпуску ассортиментной продукции
Реферат David Guramishvili Georgian-Ukrainian International University,, Iberia" Грузино-Украинский Международный Университет,,Иберия " им
Реферат I нормативные правовые документы в сфере государственной молодежной политики
Реферат О композиционных принципах первой части Сочинений Г Р Державина 1808-1816 гг
Реферат Higher Education in the U.K. (english)
Реферат Mandela Essay Research Paper He was inaugurated
Реферат Учёт расчётов с подотчётными лицами в валюте РФ и иностр. валюте
Реферат Brandon Lee Essay Research Paper Brandon Lee
Реферат Методи навчання
Реферат Australian Report Essay Research Paper Essay Australian
Реферат Макроекономічна нестабільність циклічність розвитку ринкової економіки
Реферат Sydney burning
Реферат Контроль, ревізія і аудит операцій з основними фондами