Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерский, налоговый и управленческий учет предприятия "Альфа"

/>/>/>Федеральное агентство по образованиюРоссийской Федерации
Новосибирский государственный университетэкономики и управленияКафедра Аудита
Отчет
По производственнойпрактике студента курса дневного отделения ИЭУиС
Базапрактики: ООО «Альфа»

Содержание
1. Общие аспекты деятельности ООО «Альфа»
2. Аудит методической и организационно-техническойсоставляющей учетной политики ООО «Альфа»
3. Экспресс-анализ оптовой деятельности ООО «Альфа»
4. Основные средства и их отражение в ООО «Альфа»
5. Учет МПЗ в ООО «Альфа»
6. Учет труда и его оплаты
7. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимостипродукции
8. Учет выпуска и продажи готовой продукции
9. Учет денежных средств и расчетныхопераций
10. Учет источников средств предприятия
Приложение
1. Общие аспектыдеятельности ООО «Альфа»
Настоящий отчет попрактике проделан на базе оптовой фирмы ООО «Альфа» и имеет целью изучитьвсе аспекты бухгалтерского, налогового и управленческого учета предприятия.
Итак, полное наименование– Общество с ограниченной ответственностью «Альфа», основное направлениедеятельности ООО «Альфа» — оптовая торговля кондитерскими изделиями.
ООО «Альфа»является представителем (дилером) Торговой группы «Славянка-торг».
Формирование полной идостоверной информации о деятельности ООО и его имущественном положении ведетсяс применением компьютерных программ «1С Бухгалтерия».
Также бухгалтериейиспользуется программный продукт «Клиент-банк», позволяющийпередавать платежные документы через Интернет и «Крипта», позволяющаяс помощью Интернета отправлять бухгалтерскую и налоговую отчетность.
Управление ООО «Альфа»состоит из нескольких уровней. На предприятии используется классическаяиерархическая структура управления, которая позволяет добитьсяспециализированного разделения труда руководителей различного уровня.
Ответственность заорганизацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия через обеспечениенеукоснительного выполнения всеми подразделениями и службами, работникамипредприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в частипорядка оформления и представления для учета документов и сведений.
Бухгалтерский учет осуществляетсяцентральной бухгалтерией, являющейся ее структурным подразделением,возглавляемой главным бухгалтером.
Данноепредприятие создано в целях:
·          получитьприбыль;
·          Обеспечениепокупателей качественным и непросроченным товаром.
Бухгалтерская служба ООО «Альфа»состоит из главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера и кассира-операциониста.
Главный бухгалтерподчиняется непосредственно руководителю предприятия и отвечает за ведениебухгалтерского учета. Главный бухгалтер предприятия руководствуется ФедеральнымЗаконом «О Бухгалтерском учете», иными нормативными документами инесет ответственность за соблюдение содержащихся в них принципов бухгалтерскогоучета и требований, предъявляемых к его ведению.
Главный бухгалтеробеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всехосуществляемых предприятием хозяйственных операций, предоставление оперативнойинформации, составление в установленные сроки финансовой отчетности, проведениеэкономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятиясовместно с другими подразделениями и службами по данным бухгалтерского учета вцелях выявления и мобилизации внутренних резервов.2. Аудитметодической и организационно-технической составляющей учетной политики ООО «Альфа»
Основные принципыбухгалтерского учета ООО отражены в учетной политике предприятия и применяютсяпоследовательно из года в год.
Приказом№ 1561 от 31.12.03г. введено в действие Положение о бухгалтерской учетной политикеООО «Альфа» (Приложение 1).
Подучетной политикой следует понимать совокупность выбранных предприятием способовведения бухгалтерского учета и отражения в учете хозяйственных операций.
Этоозначает, что предприятие должно осуществить выбор одного способа изнескольких, допускаемых законодательными актами, входящими в системузаконодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в РоссийскойФедерации.
Вслучае, когда по конкретному вопросу нормативно не установлены способы ведениябухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляетсяразработка организацией соответствующего способа исходя из действующихположений по бухгалтерскому учету.
Любоерешение в области учетной политики организации в действительности представляет собойтрактовку действующих нормативных актов. Это, прежде всего, бухгалтерскоезаконодательство и те отрасли права, с которыми бухгалтерское законодательствонепосредственно связано, т.е. налоговое и гражданское законодательство.
Учетнаяполитика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организациии утверждается руководителем организации.
Приэтом утверждается:
1.        рабочий плансчетов бухгалтерского учета;
2.        формы первичныхучетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетныхдокументов;
3.        порядокпроведения инвентаризации активов и обязательств организации;
4.        методы оценкиактивов и обязательств;
5.        правиладокументооборота и технология обработки учетной информации;
6.        порядок контроляза хозяйственными операциями;
7.        другие решения,необходимые для организации бухгалтерского учета.
Анализируемаяучетная политика ООО «Альфа» составлена без учета деления информациина методические и организационно-технические составляющие, что целесообразнособлюдать для поэтапного предоставления информации.
Итак, вся совокупность вопросов, решаемых методом учетной политики,делится на методические и организационно-технические составляющие.
Методические вопросы — это те аспекты учетной политики, которые влияют напорядок формирования финансовых результатов и оценку финансового состояния.
Организационно-технические вопросы — это приемы и методы организациитехнологического процесса работы бухгалтерско-финансовой службы, направленныена успешное выполнение задач.
Охарактеризуем общие положения и технику учета в ООО «Альфа».Также проанализируем действующую учетную политику с целью оценки ее на соответствие действующим нормативам.
Итак,бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией предприятия во главе с главнымбухгалтером по автоматизированной форме в бухгалтерской программе «1СБухгалтерия».
Организацияи ведение осуществляется через систему бухгалтерских учетных регистров: сальдо- оборотных ведомостей и аналитических карточек.
Начислениеамортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активампроизводится линейным способом, организация не производит переоценку объектовосновных средств.
Амортизационныеотчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете путемнакопления соответствующих сумм на счете 05 «Амортизация нематериальныхактивов».
Оценка материалов осуществляетсяв оценке по фактической себестоимости с применением счета 10 «Материалы»,при отпуске материальных ресурсов в производство или при ином выбытии их оценкапроизводится по средней себестоимости.
Косвенные расходы,учтенные на счете 44, ежемесячно списываются в дебет счета 90 «Продажи»субсчет «Себестоимость продаж», ТЗР распределяется пропорциональноотгруженному товару.
При учете реализации товаровна счетах бухгалтерского учета организация исходит из того, что продукцияпризнается реализованной в момент ее отгрузки, то есть предъявления расчетныхдокументов покупателям.
Предприятиене создает резервы по сомнительным долгам и на ремонт основных средств. Переводкраткосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в долгосрочнуюпредприятием не производится. Учетной политикой не представлен графикпроведения инвентаризации.
В целом, анализируемая учетная политика ООО «Альфа» соответствует требованиям ПБУ 1/98 «Учетнаяполитика организации» и иным нормативным актам РФ за несколькимиисключениями.
Во-первых, согласно п 1.6. Учетной политики, «Выдачаналичных денежных средств под отчет осуществляется на срок 5 месяцев. Круг лиц,которым разрешена выдача сумм под отчет, устанавливается отдельнымраспоряжением руководителя».
При выдаче в подотчет денежных сумм на срок 5 месяцев допускаетсяослабление системы внутреннего контроля на предприятии. Распоряжение о кругелиц, которым разрешена выдача сумм под отчет, на предприятии отсутствует.
Кроме того, учетная политика ООО «Альфа» требует корректив всвязи с динамично меняющейся правовой основой бухгалтерского учета. Например, впункте 2.5. Учетной политики написано: «Объекты основных средствстоимостью не более 10000 рублей за единицу, атакже приобретенные книги, брошюры и т.п. издания, списывать на затраты по мереотпуска их в производство или эксплуатацию».
Согласно новой редакции ПБУ 6/01 (Приказ Минфина № 147н от12.12.05г.), при выполнении всех условий принятия к учету актива в качествеосновного средства и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетнойполитике организации, но не более 20000 рублей за единицу, могут отражаться вучете и отчетности в качестве МПЗ. Таким образом, предприятию целесообразноустановить лимит и утвердить в учетной политике вариант учета вышеобозначенныхактивов.
Согласно п.3.6 «Моментом определения налоговой базы поНДС считать по мере поступления денежных средств – день оплаты отгруженныхтоваров».
Данное положение утратило силу в связи с изменениями вНалоговом кодексе и в настоящее время моментом определения налоговой базы поНДС является первая из дат отгрузки либо оплаты.
Итак, учетная политика ООО «Альфа» как совокупностьправил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальныйэффект от ведения учета, то есть благодаря ей должно достигаться своевременноеформирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность,объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкогокруга пользователей.3. Экспресс-анализоптовой деятельности ООО «Альфа»
На основании Приложения 2необходимо провести анализ основных показателей деятельности ООО «Альфа».
Итак,при анализе платежеспособности с позиций допущения непрерывности деятельностиобычно рассчитываются три основных коэффициента:
а)коэффициент текущей ликвидности;
б)коэффициент быстрой ликвидности;
в)коэффициент абсолютной ликвидности;
Спомощью таблицы 1 проанализируем показатели ликвидности.

Таблица1 – Анализ ликвидности ООО «Альфа» за 2006 г. Коэффициент Методика расчета Коэффициент за 2006 г. К текущей ликвидности Оборотные активы / кредиторская задолженность 0,354 К быстрой ликвидности Дебиторская задолженность + денежные средства + краткосрочные финансовые вложения / кредиторская задолженность 1,39 К абсолютной ликвидности Денежные средства / кредиторская задолженность 1,29
Коэффициенттекущей ликвидности дает оценку возможности организации погашать свои долги,показывая, сколько рублей оборотных средств приходится на один рублькредиторской задолженности.
Этоткоэффициент демонстрирует, насколько текущие долги организации покрываются ееоборотными активами.
Обычноприводится критическое нижнее значение показателя текущей ликвидности, равное2; однако это лишь ориентировочное значение параметра, указывающее на порядокпоказателя, но не на его точное нормативное значение.
Темне менее, при сравнении критического и полученного значения коэффициента, становитсяочевидным неустойчивое финансовое положение организации.
Прирасчете коэффициента быстрой ликвидности из числителя исключается такойпоказатель, как запасы, т.е. материалы, полуфабрикаты, готовая продукция и товары.
Логикаисключения из числителя суммы оценки запасов состоит не только в значительноменьшей в сравнении с дебиторской задолженностью и денежными средствамистепенью их ликвидности, но и, что гораздо более важно, в том, что деньги,которые можно выручить в случае вынужденной продажи запасов, могут бытьсущественно меньше расходов по их приобретению.
Вбольшинстве современных работ, посвященных анализу отчетности, приводитсяориентировочное нижнее значение показателя быстрой ликвидности — 1, однако этаоценка также носит весьма условный характер.
Коэффициентабсолютной ликвидности является наиболее жестким критерием ликвидностипредприятия.
Спомощью проведенного анализа был найден коэффициент, равный 1,29. Такимобразом, 125% краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашенанемедленно за счет имеющихся денежных средств.
Для выполнения экспресс-анализа составим уплотненный аналитический баланс за 1 квартал 2006 и 2007гг.(Таблица 2).
Таблица 2 – Уплотненныйвертикальный баланс Наименование показателя Строка баланса На 01.01.06, тыс. руб. На 01.01.06, % На 01.01.07, тыс. руб. На 01.01.07, % Основные средства 110 34 0,5 555 0,7 Запасы 210 3081 44 17511 21,3 НДС по приобретенным ценностям 220 829 12 Краткосрочная дебиторская задолженность 240 2759 39 63235 77 Краткосрочные финансовые вложения 250 3 - 3 - Денежные средства 260 286 4,5 1075 1 БАЛАНС 300 6992 100 82405 100 Уставный капитал 410 - - 10 - Добавочный капитал 420 1 - 1 - Займы и кредиты 610 - - 27400 33 Кредиторская задолженность 620 6319 90 49509 60 Нераспределенная прибыль 470 672 10 5485 7 БАЛАНС 300 6992 100 82405 100

Вданном случае, валюта баланса изменилась на 75413 т.р., что свидетельствует осущественном росте производственных возможностей и заслуживает положительнойоценки.
Предварительнуюоценку финансового состояния предприятия можно сделать на основе выявления «больныхстатей» баланса, свидетельствующих об определенных недостатках работыпредприятия – увеличение дебиторской, кредиторской задолженности, появлениеубытков отчетного года.
Заметим,что за отчетный период дебиторская задолженность увеличилась на 60476 т.р., чтоявляется благоприятным признаком, но увеличилась кредиторская задолженность на4319 т.р. (в 7 раз) в основном за счет увеличения задолженности перед поставщикамии подрядчиками.
Заотчетный период было введено в эксплуатацию основных средств на 521 т.р., и ихдоля в валюте баланса увеличилась на 0,3%. На Предприятии увеличился Уставныйкапитал на 10 т.р. Проанализируем отчетность ООО «Альфа» за 2006 год сцелью предварительного ознакомления с финансовыми результатами. Согласно отчетуо прибылях и убытках за 2006 г., была получена выручка-нетто в сумме 376514т.р., себестоимость продаж составила 351510 т.р., поэтому валовая прибыль составила25004 т.р.
Коммерческие расходысоставили 18063 т.р., проценты к уплате 948 т.р., прочие расходы 444 т.р., апрочие доходы 97 т.р. Таким образом, прибыль до налогообложения составил 6340т.р. Чистая прибыль, полученный ООО "Альфа", составляет4813 т.р. Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность ООО «Альфа»в отчетном периоде является прибыльной, что объясняется, в первую очередь,высокой наценкой.
Таблица 3. Динамикафинансовых результатов ООО «Альфа», т.р.
/>Показатель
/>Код строки
/>2005
/>2006 Изменение Выручка (нетто) от продажи (за минусом НДС)
/>010 131126 376514 245388 Себестоимость продаж
/>020 124004 351510 227506 Прибыль (убыток) от продаж
/>050 283 6941 6658 Прибыль (убыток) до налогообложения
/>140 261 6340 6079 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
/>190 198 4813 4615
Таким образом,наиболее благоприятным для предприятия оказался 2006 г., в котором была получена чистая прибыль в сумме 4615 т.р.
Спомощью Таблицы 4 рассчитаем также показатели рентабельности продаж за2005-2006 гг.
Таблица4. Динамика уровня рентабельности продажПоказатель Методика расчета Год 2005 2006 Рентабельность продаж Рпр = Прибыль от продаж / Выручка 0,002 0,027
Показательрентабельности продаж свидетельствует об эффективности хозяйственнойдеятельности и отражает размер прибыли на рубль реализованной продукции.
Поданным таблицы можно сделать вывод о динамике рентабельности продаж за 2 года иоценить степень доходности деятельности предприятия.4. Основные средстваи их отражение в ООО «Альфа»
На основе документов, предоставленных ООО «Альфа»и сгруппированных в Приложении 3, обобщим информацию о методике учета основныхсредств на предприятии.
Итак, в соответствии с Учетной политикой ООО «Альфа»,к основным средствам предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Стоимость амортизируемых основных средств погашается путем начисленияамортизации, отражаемой по кредиту счета 02 «Износ основных средств».При этом амортизационные отчисления по основным средствам производит для бухгалтерскогоучета в соответствии с п.18 ПБУ 6/01, применяется начисление амортизациилинейным способом.
Срок полезного использования объекта определяется руководителемпредприятия и указывается в акте приемке-передачи основных средствунифицированной формы ОС-1.
Расходы на ремонт основных средств в целях налогообложениярассматривается как прочие расходы (п.1 ст.260 НК РФ) и принимаются в размере,не превышающем 10 % первоначальной стоимости амортизируемых средств.
Объекты основных средств. стоимостью не более 10000 рублей за единицу, атакже приобретенные книги, брошюры и т.п. издания, списывать на затраты по мереотпуска их в производство или эксплуатацию.
Канцелярские товары, как хозяйственные принадлежности, стоимостью впределах одной двадцатой ста минимальных окладов списывать на затратные статьипомимо сч.10.
Рассмотрим особенностиучета основных средств ООО «Альфа».
Классификация ОС по видамв ООО «Альфа» составляет основу их аналитического учета:
1.        По степени использования
·         В эксплуатации
·         На консервации
2.     По стоимости
·         До 10 т. руб.
·         Более 10 т.руб.
3.   По материально- ответственным лицам
При прохождении практикибыли собраны основные первичные документы по каждому участку деятельностипредприятия, оформленные в качестве приложений.
Для оформления главы,связанной с учетом основных средств, были собраны документы в Приложении В.
Для оформления приемки поступившегооборудования составляется Акт о приеме (поступлении) оборудования ф ОС-14, передачаоборудования монтажной организации оформлена Актом о приеме-передаче оборудованияв монтаж ф ОС-15.
Приемка смонтированного оборудованияоформлена Актом о приеме –передаче смонтированного оборудования ф ОС-3, поступлениеОС оформляется Актом приема-передачи ф ОС-1.
После оформления ОС-1передается в бухгалтерию с приложением технической документации. На основании этихдокументов бухгалтерия вносит дополнительную информацию в инвентарную карточку объектаф ОС-6.
В случае оформления поступленияОС стоимостью менее 10 т.р., при передаче в эксплуатацию сразу оформляется Акт осписании объекта ОС ф ОС-4.
Синтетический учет наличияи движения ОС в соответствии с рабочим планом счетов предприятие ведет на счетах:
01-1 «ОС стоимостьюболее 10 т.р.»
01-2 «ОС стоимостьюдо 10 т.р.»
01-5 «ОС наконсервации»
01-6 «Выбытие ОС»
Амортизация ОСучитывается на счетах:
02-1 «Амортизация ОСстоимостью более 10 т.р.»
02-2 «Амортизация ОСстоимостью до 10 т.р.»
02-5 «Амортизация ОСпереведенных на консервацию»
Изучим типовые проводки предприятияпо отражению хозяйственных операций по движению ОС:
·         Приобретение ОСза плату
Д 08-4 К 76-1
Д 01 К 08-4
·         Списание ОС менее10 т.р. при вводе в эксплуатацию
Д 44 К 01
·         Начислениеамортизации
Д 44 К 02
Аналитический учет ОС ведетсяавтоматизированно в ведомости наличия ОС .
Амортизация в ООО «Альфа»начисляется автоматизированно и отражается в Справке о начислении амортизации :
1.        Для целей налогообложенияприбыли
2.        В бухгалтерском учете
Ремонты ОС осуществляютсяподрядным и хозяйственным способом. В обоих случаях составляется дефектная ведомостьс указанием работ и намеченных к замене узлов. На основании ведомости дефектов выписываетсятребование на получение материалов со склада.
·         При подрядном способеремонта типовые проводки:
Д 44 К 76-1
·         При хозяйственномспособе Д 44 К 10
В Приложении 3 представленыдокументы по приходу основных средств.5. Учет МПЗ в ООО «Альфа»
При отпуске материальных ресурсов в производство или при иномвыбытии их оценка производится в ООО «Альфа» по средней себестоимости(п.16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов») наосновании требований-накладных. Списание оформляется Актом на списание материальныхресурсов с указанием назначения использования. Форма акта утверждена учетнойполитикой предприятия. Акт составляется комиссией по списанию материалов, должностнойсостав которой утверждается приказом директора.
В соответствии с Учетной политикой ООО «Альфа», процессприобретения и заготовления материальных запасов отражается в бухучете насчетах «Материалы» и 41 «Товары» по фактическим затратам.
Израсходованныематериальные ресурсы, отгруженные товары отражаются в бухучете по среднейсебестоимости по каждому виду материальных запасов.
Оценка сырья, основных ивспомогательных материалов, запчастей, строительных материалов и конструкций,топлива, осуществляется в оценке по фактической себестоимости (с применениемсчета 10 «Материалы») (План счетов финансово-хозяйственнойдеятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденные ПриказомМинфина России от 31.10.2000 №94н), в которую включаются следующие затраты:
·         стоимость самихматериальных ресурсов по цене поставщика без НДС;
·         плата в видепроцентов за приобретение их в кредит, предоставленных поставщиком этихресурсов;
·         наценки(надбавки), уплаченные снабженческим организациям и предприятиям;
·         комиссионноевознаграждение и стоимость услуг бирж и других посредников;
·         таможенныепошлины;
·         расходы потранспортировке, доставке, погрузке, разгрузке, хранению силами стороннихорганизаций и лиц.
В случае, если указанные затраты невозможно отнести наконкретную партию поступивших ресурсов, то сумма затрат относится на затратыпредприятия (издержки обращения).
При анализе учета ООО «Альфа» были собраны копиипервичных документов, отраженные в Приложении 4.
МПЗ в ООО «Альфа» в зависимости от роли, которую онииграют в процессе производства подразделяются на группы и учитываются насоответствующих субсчетах:
/>
Рисунок 2. Субсчета счета 10 в ООО «Альфа»
МПЗ в ООО «Альфа»принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, что отражаетсяпроводками:
Д 10 К 60
Д 19-3 К 60
Списание МПЗ производитсяпо средней себестоимости
Д 44 К 10
Первичные документы по поступлениюи расходу МПЗ являются основой организации материального учета.
Поступающие на предприятиематериалы оформляются бухгалтерскими документами в следующем порядке:
Вместе с отгрузкой продукциипоставщик высылает покупателю сопроводительные документы (накладные). Для полученияМПЗ от поставщика представителю предприятия покупателя выдается доверенность, котораярегистрируется в книге учета доверенностей предприятия.
В доверенности указываютсяпаспортные данные сотрудника предприятия и на оборотной стороне наименование и количествополучаемых материалов. Принятые на склад предприятия материалы оформляются Приходнымиордерами унифицированной формы М-4.
Материалы отпускаются со складапредприятия на производственное потребление, хозяйственные нужды. На предприятииутвержден лимит расхода хозяйственных материалов (чистящие средства) .
В связи с тем, что материалов на предприятии не много, их отпускв производство оформляется Требованиями-накладными унифицированной формы М-11. Крометого, списание оформляется Актом на списание материальных ресурсов с указанием назначенияиспользования. Форма акта утверждена учетной политикой предприятия. Акт составляетсякомиссией по списанию материалов, должностной состав которой утвержден приказомдиректора.
В случае ремонта ОС составляетсядефектная ведомость с указанием работ и намеченных к замене узлов.
На основании ведомости дефектоввыписывается требование на получение материалов со склада.
Учет выдачи спецодежды,учитываемой на счете 10-11 ведется в Ведомости учета спецодежды, спецобуви унифицированнойформы МБ-7 и Личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты.
Инвентарь, спецодеждаучитываемые на счете 10-9 при передаче в эксплуатацию списываются проводками:
Д 44 К 10-9
После списания со счета Инвентарьи спецодежда продолжают учитываться за балансом, где после их фактического выбытияиз эксплуатации по причине поломки на основании Акта формы МБ-8 делается отметкао выбытии с забалансового учета.
Аналитический учет материаловведется автоматизировано в Ведомости поступлении ТМЦ Ведомости выбытия ТМЦ, Ведомостиостатков ТМЦ и Оборотной ведомости движения ТМЦ
Синтетический учетотражается в Оборотных ведомостях и Ведомостях операций по счетам 10-1, 10-6,10-9
Инвентаризация МПЗпроведена по состоянию на 31.12.2006г. Результаты инвентаризации оформлены Инвентаризационнойописью ТМЦ .
При отражении возвращенноготовара в учете ООО «Альфа» выполняется сторнирование проводокотгрузки
Дт62-Кт 90 сторно
Дт 90-Кт 41 сторно
Дт 90-Кт 68 сторно
В Приложении 4 отраженыпервичные документы по учету ТМЦ в рассматриваемом предприятии.6. Учет труда иего оплаты
Первичные документы,собранные во время практики, отражены в Приложении 5.
Трудовые отношениявозникают между работником и работодателем в лице ООО «Альфа» всоответствии с ст.16 ТК РФ на основании трудового договора, заключенного ими всоответствии со ст. 56 ТК РФ. Учет расчетов с работниками по заработной платеосуществляется на счете 70.
Начисления оплаты труда вООО «Альфа» отражаются в бухгалтерском учете по Дт счета 44 – всем работникамадминистративно-управленческого персонала и остальным работникам предприятия.
Положения о премированиине разработано, премии не начисляются и не оплачиваются.
Расчетные ведомости,лицевые счета на сотрудников, карточки персонального учета ведутся автоматизировано,с применением программы 1С-Бухгалтерия, расчет заработной платы ведет бухгалтер.
Табеля учета рабочеговремени составляет менеджер Отдела Кадров
Система оплаты на данномпредприятии следующая:
1.        Оклады поштатному расписанию
Например, из 22 рабочихдня по нормативу в марте оклад по штатному расписанию 6500.
Если работник берет 1день административного отпуска, бухгалтер делает следующие расчеты.
6500: 22 = 295, 45 рубляв день
295,45 * 21 = 6204, 55начислено
2.        Суммированныйучет рабочего времени (от оклада)
Например, из 175 часов вмесяце по нормативу при окладе 5000 работник взял два дня административногоотпуска:
2 дня*12 = 24 часа
5000: 175 = 28,57 рубля вчас, (175 – 24) * 28, 57 = 4314 начислено.7. Учет затрат напроизводство и калькулирование себестоимости продукции
Анализируя учет, можносказать, что в ООО «Альфа» все затраты списываются на счет 44 безучета счетов 20, 26.
Порядок отражения в БУпроизведенных организацией расходов определяется ПБУ 10/99 ‘‘Расходыорганизации’’. Перечень затрат на производство и реализацию продукции,включаемых в себестоимость, установлен Положением о составе затрат от 5.08.92.№552. С 2002 года порядок формирования расходов для целей исчисления облагаемойприбыли регламентируется главой 25 НК РФ. Под расходами в ней понимаютсяобоснованные и документально подтвержденные затраты (а также в некоторыхслучаях и убытки), понесенные организацией.
В себестоимость товаров иуслуг ООО «Альфа» включаются затраты, связанные, связанные сиспользованием сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основныхсредств, трудовых и финансовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и реализацию.
Часть расходов ООО «Альфа»,включаемых в прочие расходы, нормируется. Например, нормируютсятранспортно-заготовительные расходы, распределяемые на расходы текущего ибудущих периодов (формируется справка-расчет, представленная в Приложении 6).
В себестоимость включаютполную сумму нераспределяемых расходов, а при расчете налогооблагаемой прибылик ее фактически полученной величине прибавляют расходы, произведенные сверхнормы.
По видам расходов затраты ООО «Альфа» группируютпо элементам и статьям затрат.
Затраты на производствопродукции складываются из основных элементов:
— материальные затраты(за минусом возвратных отходов);
— затраты по оплатетруда;
— отчисления насоциальные нужды;
— амортизация основныхфондов;
— прочие затраты.
Для исчисления себестоимостиотдельных видов продукции затраты группируют и учитывают по статьямкалькуляции. На промышленных предприятиях установлена типовая группировказатрат:
1.Сырье и материалы;
2.Возвратные отходы(вычитаются);
3.Покупные изделия иполуфабрикаты;
4.Топливо и энергия натехнологические цели;
5.Зарплатапроизводственных рабочих;
6.Отчисления насоциальные нужды;
7.Расходы на подготовку иосвоение производства;
8.Общепроизводственныерасходы;
9.Общехозяйственныерасходы;
10.Потери от брака;
11.Прочие производственныерасходы;
12.Коммерческие расходы.
Итог 11 статей образуетпроизводственную себестоимость продукции, итог всех 12 статей – полнуюсебестоимость.
Итак, собранные первичныедокументы представлены в Приложении 6.8. Учет выпуска и продажиготовой продукции
Учет выручки ООО «Альфа» осуществляется с использованием ККТ.Использование ККТ является альтернативой бланкам строгой отчетности, которые в фирмене используются. По истечению месяца путем сбора информации ККТ в учете впрограмме 1С «Бухгалтерия» даются проводки по выручке за текущий месяц.Примеры отражены в Приложении 7. При оплате товара в учете ООО «Альфа» отражается авансы полученные проводкой50-62.1. Аванс в текущем месяце за следующий оформляется по Дт 50-62.2. Принаступлении следующего месяца 62.2-62.1 и признаем выручку 62.1- 90.1
Это отражение выручки отобычных видов деятельности.
По прочим видамдеятельности используется счет 91.
99.1 – финансовыйрезультат от обычных видов деятельности
99.2. – от прочих.

/>9. Учет денежныхсредств и расчетных операций
ООО «Альфа»открыт банковский рублевый расчетный счет в банке КРАБ Новосибирсквнешторгбанк.
Данный факт закреплендоговором банковского счета № 83267 от 13 марта 1998г. с последующимиредакциями.
Выдача наличных денегпод отчет производится из кассы.
Лица, получившиеналичные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечениисрока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки,предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах ипроизвести окончательный расчет по ним.
Выдача наличных денегпод отчет производится в ООО «Альфа» при условии полного отчетаконкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.
Передача выданных подотчет наличных денег одним лицом другому запрещается. Прием наличных денегкассой предприятия от кассиров-операционистов производится по приходнымкассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на этоуполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
О приеме денег выдаетсяквитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера илилица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассираили оттиском кассового аппарата.
На предприятииустановлена система «Клиент банк», в штате бухгалтерии операциями порасчетному счету занимаются бухгалтера.
На расчетном счете ООО «Альфа»все безналичные операции осуществляются на расчетном счете, открытом дляосуществления уставной деятельности. Документы, собранные в ходе практики поучету денежных средств и расчетных операций, агрегированы в Приложении 8.
В системе «Клиент-Банк»формируются платежные поручения и в электронном виде отправляется в банк.
Из банка предприятиеполучает выписку с приложенными первичными документами с отметкой банка обисполнении (платежные поручения, требования, инкассовые поручения и т.д.)
Бухгалтер производитразноску операций по расчетному счету в программе 1С, сшивает первичныедокументы за месяц и сдает главному бухгалтеру.
Первичные документы порасчетному счету предприятия систематизированы и представлены в таблице 3.
Таблица 3. Первичные документыООО «Альфа» по расчетному счету Вид документа Кто оформляет Хозяйственная операция Основание Платежное поручение Предприятие  Расчеты с поставщиками, уплата налогов
Договор
Налоговая декларация Платежное требование
Поставщики-монополисты
(Новосибирскэнерго,
Горводоканал) Оплата по договору за работы, услуги Договор Инкассовое поручение Инспекция федеральной налоговая службы (ИФНС) и банк
Недоимки по налогу и пени;
Услуги банка:
Комиссия за прием наличных,
Абон.плата за обслуживание счета Требование налоговой и Решение налоговой Ордер Банк Внесение наличных на расчетный счет Решение предприятия, а также для соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе. Мемориальный ордер Банк Комиссия за прием наличных, сторнировочные документы (если деньги перечислены по неверному адресу) Договор с банком
Выписка банка должна бытьподтверждена первичными документами, бухгалтер отслеживает соответствие сумм.
Рассмотрим следующиедокументы для банка:
1.        Объявление навзнос наличными — создается предприятием в системе «Клиент банк» и вэлектронном виде отправляется в банк.
Объявление на взносналичными состоит из 3 частей:
·          Объявление(остается в банке)
·          Ордер(прикладывается к выписке банка)
·          Квитанция(прикладывается к расходному кассовому
 ордеру)
2.        Платежноетребование
Платежное требованиеотсылается в банк предприятием-поставщиком и организация по системе «Клиент-банк»отсылает платежное поручение с целью оплаты поставщику по требованию.
ООО «Альфа»обязано хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Наличные расчетыосуществляются через кассу. В соответствии с Порядком ведения кассовых операцийпредприятие ведет кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денегпредприятием при осуществлении расчетов с населением производится собязательным применением контрольно-кассовых машин.
В конце дня старшийкассир снимает выручку с ККМ, пересчитывает наличные деньги в кассе и считаетразницу между показаниями счетчика ККМ на конец и начало дня.
ООО «Альфа» имеетв своих кассах наличные деньги в пределах лимита, установленного банком.
ООО «Альфа» сдаетв банк всю денежную наличность сверх установленного лимита остатка наличныхденег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающим банком.
Выдача наличных денег изкассы ООО «Альфа» производится по расходным кассовым ордерам илинадлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям(расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением наэтих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы навыдачу денег подписаны руководителем ООО «Альфа», главным бухгалтеромпредприятия или лицами на это уполномоченными.
На общую сумму выданнойзаработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номеркоторого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости.
Оплата труда, выплатапособий по социальному страхованию производится кассиром ООО «Альфа» поплатежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассовогоордера на каждого получателя.
На титульном (заглавном)листе платежной (расчетно-платежной) ведомости делается разрешительная надписьо выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия илилиц на это уполномоченных.
В аналогичном порядкемогут оформляться и разовые выдачи денег на оплату труда (при уходе в отпуск,болезни и др.), а также выдача депонированных сумм и денег под отчет нарасходы, связанные со служебными командировками, нескольким лицам.
Разовые выдачи денег наоплату труда отдельным лицам производятся в ООО «Альфа», как правило,по расходным кассовым ордерам.
На предприятии заработнаяплата не депонируется.
В приходных и расходныхкассовых ордерах указывается основание для их составления и перечисляютсяприлагаемые к ним документы.
Выдача приходных ирасходных кассовых ордеров или заменяющих их документов на руки лицам, вносящимили получающим деньги, запрещается.
Прием и выдача денег покассовым ордерам может производиться только в день их составления.
При получении приходныхи расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир ООО «Альфа»обязан проверить:
а) наличие и подлинностьна документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере илизаменяющем его документе разрешительной надписи (подписи) руководителяпредприятия или лиц на это уполномоченных;
б) правильностьоформления документов;
в) наличие перечисленныхв документах приложений.
Приходные и расходныекассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируютсябухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных)ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей регистрируютсяпосле их выдачи.
Все поступления и выдачиналичных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Предприятие ведет толькоодну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована иопечатана печатью.
Количество листов вкассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данногопредприятия.
Записи в кассовую книгупроизводятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждомуордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня,кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе наследующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второйотрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными ирасходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Контроль за правильнымведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера ООО «Альфа».
Выдача денег из кассы,не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другомзаменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе непринимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира.
Наличные деньги, не подтвержденныеприходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доходпредприятия.
В соответствие сдоговором предприятию установлен лимит остатка кассы в сумме 30000.
Для оформления операцийпо учету денежных наличных средств в кассе используются следующиеунифицированные документы:
·       КО-1 Приходный кассовый ордер (получены деньги 50-62, полученыденежные средства для выплаты ЗП 50-51, возвращены денежные средства изподотчета 50 –71 и так далее)
·       КО-2 Расходный кассовый ордер (сдана выручка в банк 51-50,выдано в подотчет 71-50 и так далее)
·       Книга кассира-операциониста
·       Кассовая книга
·       И другие
Учет расчетов напредприятии ведется по бухгалтерским счетам 76, 60,71, 62
При заключении договора ивыставлении покупателю счета-фактуры за проданные ООО «Альфа» товары и услуги (например, оптовая продажатовара, маркетинговые услуги) к счету 62.1 в 1С в аналитику вводится новыйконтрагент в соответствие с договором и даются следующие проводки:
Дт 62.1 Кт 90.1 Отраженавыручка
Дт 90.3 Кт 68.2 НачисленНДС с выручки
Дт 51 Кт 62.1 Оплачены товары
При заключении договора и получении ТМЦ, ОС, услуг по накладной исчету-фактуре и акту выполненных работ формируем следующие проводки:
·         Материалы
Дт 10 Кт 76-1 оприходованы ТМЦ
Дт 19 Кт 76-1 отражен НДС
Дт 76-1 Кт 51 оплата поставщику
·         Основные средства
Дт 08 Кт 76-1 отражены расходы по кап. вложениям
Дт 19 Кт 76-1 отражен НДС по кап. вложениям
Дт 76-1 Кт 51 оплата поставщику
·         Услуги
Дт 44 Кт 76-1
Дт 19 Кт 76-1
Дт 76-1 Кт 51
На сч. 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»предприятием ведется учет расчетов с компаниями-поставщиками.
Все операции сподотчетными суммами предприятие учитывает на синтетическом счете 71, по дебетусчета записывают выданные в подотчет суммы, по кредиту – списанные долги сподотчетных лиц согласно представленным отчетам, а также возврат неиспользованныхсумм авансов.
Корреспонденция счета:
Дт     Кт
71     Выдан авансподотчетному лицу на расходы по командировке
44     Представленавансовый отчет, средства отнесены на общехозяйственные расходы.
50     Неиспользованныйостаток аванса внесен в кассу
70     Невозвращеннаясумма удержана из заработной платы
10     Оплаченыподотчетным лицом материалы по копиям чека
76-1 71 Оплаченыподотчетным лицом ТМЦ, услуги, оформленные счетом-фактурой.
Для отражения расчетов сподотчетными лицами в регистрах журнально-ордерной формы учета предназначенжурнал ордер №7-АПК. Основанием для заполнения журнала-ордера являютсяавансовые отчеты. В нем совмещается аналитический и синтетический учет по счету71. Записи в журнале-ордере ведутся позиционно. По каждой строке отражаютполный цикл операций по соответствующему подотчетному лицу: выдача аванса,использование подотчетных сумм согласно утвержденному авансовому отчету,возврат неиспользованного остатка аванса или возмещение сумм перерасхода.
При открытиижурнала-ордера по каждому подотчетному лицу указывают сумму переходящейзадолженности с прошлого месяца и дату ее возникновения.
Журнал-ордер № 7 ведется автоматизировано.
Общую сумму кредитовогооборота, а также суммы его составляющих по корреспондирующим счетам вустановленном порядке переносят в главную книгу.10. Учетисточников средств предприятия
Уставный капитал ООО «Альфа»составляет 10000 руб.
В соответствии с рабочимпланом счетов расчеты с учредителями ведется на счетах:
75.2 «Расчеты повыплате доходов»
99-75.2.1 распределенаприбыль
75.3-99 распределенубыток
Ежегодно реформациейбаланса выводится прибыль (убыток) от продаж по Дт 99 и Кт 84.1. Прибыль отпродаж за 2006г. составила 5010905,07 руб.
Отчетность, а такжедокументы, собранные по учету источников средств предприятия представлена вПриложении 8.
/>/>/>Приложение 1.Учетная политика/>/> Приказ/>/>Об учетной политике ООО «АЛЬФА»на 2005 год.
1. Общие положения
1.1. Бухгалтерский учетв ООО «Альфа» ведется на основании и в соответствии с Федеральнымзаконом РФ от 21.1196 № 129-Ф3 " О бухгалтерском учете", Положением обухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденных приказом Минфина РФ от12.29.98 № 60Н и других нормативных и инструктивных материалов с учетомпоследующих изменений и дополнений в них.
1.2. Ответственность заорганизацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательствапри выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. Бухучетна предприятии осуществляется главным бухгалтером.
1.3. Организация ведетбухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций способомдвойной записи и использует рабочий План счетов бухгалтерского учета согласноприложению к приказу.
1.4. Бухучет имущества,обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях с применениембухгалтерской программы 1-С. Предприятие ежеквартально формирует и оформляет впечатном виде регистры бухгалтерского учета: оборотно-сальдовая ведомость,оборотные ведомости счетов, ведомости операций по счетам, аналитические ведомостипо счетам.
1.5. Допускаетсяприменение в качестве регистра бухучета дополнительного документа «Справкабухгалтерии», форма которой отражена в приложении к настоящему приказу.
1.6. Выдача наличныхденежных средств под отчет осуществляется на срок 5 месяцев. Круг лиц, которымразрешена выдача сумм под отчет, устанавливается отдельным распоряжениемруководителя. По окончании установленного срока работник должен в течение трехрабочих дней отчитаться в произведенных расходах или сдать излишние денежныесредства в кассу предприятия.
1.7. Целесообразностьпроизводимых расходов в организации определяется руководителем организации.
1.8. Право подписипервичных учетных документов имеют директор и главный бухгалтер предприятия.
2. Способы ведениябухгалтерского учета
2.1. В связи снеобходимостью достоверного отражения имущественного положения и финансовыхрезультатов деятельности, обеспечение требования рационального учета,организация ведет бухгалтерский учет в соответствии с допущениями и правиламиведения бухгалтерского учета, в случае отступления от правил ведениябухгалтерского учета организация раскрывает такие факты в пояснительной запискек бухгалтерской отчетности.
2.2. В организацииотносятся к основным средствам предметы со сроком полезного использования более12 месяцев.
2.3. стоимостьамортизируемых основных средств погашается путем начисления амортизации,отражаемой по кредиту счета 02 «Износ основных средств». При этомамортизационные отчисления по основным средствам производит для бухгалтерскогоучета в соответствии с п.18 ПБУ 6/01, применяется начисление амортизациилинейным способом. Срок полезного использования объекта определяетсяруководителем предприятия и указывается в акте приемке-передачи основныхсредств унифицированной формы ОС-1.
2.4. Расходы на ремонтосновных средств в целях налогообложения рассматривается как прочие расходы(п.1 ст.260 НК РФ) и принимаются в размере, не превышающем 10 % первоначальнойстоимости амортизируемых средств.
2.5. Объекты основныхсредств. стоимостью не более 10000 рублей за единицу, а также приобретенныекниги, брошюры и т.п. издания, списывать на затраты по мере отпуска их впроизводство или эксплуатацию.
2.6. Канцелярскиетовары, как хозяйственные принадлежности, стоимостью в пределах одной двадцатойста минимальных окладов списывать на затратные статьи помимо сч.10.
2.7. Нематериальныеактивы учитываются на сч.04 «Нематериальные активы». Вопросыбухгалтерского учета НМА регулируются ПБУ 14/2000 «Учет нематериальныхактивов». Программы для ЭВМ, базы данных, лицензии, согласно данному ПБУ,учитываются на сч. 97 «Расходы будущих периодов».
2.8. Погашение стоимостиамортизируемых НМА производиться путем начисления амортизации, отражаемой покредиту сч.05 «Амортизация НМА». Способ начисления амортизации вбухучете — линейный, и срок полезного использования избирается при принятии кучету объекта и оформляется отдельным приказом (распоряжение руководителя). ПоНМА, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормыамортизационных отчислений для бухучета устанавливается в расчете на 20 лет, ноне более срока деятельности предприятия.
2.9. Процессприобретения и заготовления материальных запасов отражается в бухучете насчетах «Материалы» и 41 «Товары» по фактическим затратам.
2.10. Израсходованныематериальные ресурсы, отгруженные товары отражаются в бухучете по среднейсебестоимости по каждому виду материальных запасов.
2.12. Учет выручки отреализации продукции (работ, услуг) облагаемых и не облагаемых НДС и налогом спродаж, ведется на счете 90 «Выручка».
2.13. Учет прямых затратв торговле ведется на счете 44 «расходы на продажу», которые по окончанииотчетного периода относятся в дебет сч. 90.
2.14. Сумма расходов напродажу на остаток нереализованных товаров, отражаемая в бухгалтерском балансев виде сальдо по сч. 44, исчисляется по среднему проценту в отношенииитранспортных расходов и процентов по кредитам.
2.15. Затраты,произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующимотчетным периодам, отражаются в балансе на сч. 97 «Расходы будущихпериодов» и подлежат списанию в течении периода, к которому они относятся,равномерно. Расходы долгосрочного характера списываются по приказу руководителяпредприятия.
2.16.Прибыль, оставшаясяв распоряжении предприятия после уплаты налогов, учитывается на сч. 99 безобразования фондов накопления и потребления.
3. Избранные способыведения учета для целей налогообложения
3.1. Налоговый учет ворганизации осуществляется путем формирования отдельных регистров налоговогоучета и на основе данных регистров бухучета. при ведении учета по НДСорганизация применяет первичные документы налогового учета(счета-фактуры) ирегистры налогового учета (книги покупок и продаж). Счета-фактуры могутодновременно выполнять функции первичных бухгалтерских документов,подтверждающих фактическое выполнение работ, по согласованию с заказчиком.
В случае реализациитоваров непосредственно населению допускается использование действующихпервичных учетных документов, служащих основанием при ведении бухучета ( в т.ч.составляемых на основании чеков ККМ), вместо счетов-фактур с последующим отражениемэтих документов в книге продаж.
3.2. Амортизационныеотчисления по основным средствам для целей налогового учета производятсясогласно ст. 259 НК РФ линейным способом.
3.3. Имущество,первоначальной стоимостью до 10000 рублей включительно (ст.256 НК РФ) для целейналогообложения не амортизируется, а по мере ввода в эксплуатацию в полнойсумме включается в состав материальных расходов.
3.4. По НМА, по которымневозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации для целейналогообложения устанавливаются на 10 лет, но не более срока деятельностипредприятия.
3.5. Выручка отреализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг для целейналогообложения определяется по мере отгрузки и предъявления расчетныхдокументов.
3.6.Моментом определенияналоговой базы по НДС считать по мере поступления денежных средств – деньоплаты отгруженных товаров.
3.7. В соответствии сп.1 ст.268 НК РФ для оценки израсходованных материальных ресурсов, отгруженныхтоваров используется метод оценки по средней себестоимости.
3.8. При реализациипокупных товаров в соответствии с п.1 ст.268 НК РФ доход от реализацииуменьшается на стоимость приобретения данных товаров по средней себестоимости.
3.9. Учет доходов ирасходов производиться по методу начисления.
Директор / ЗакарьянЕвгений Васильевич /
Главный бухгалтер /Василенко Лариса Петровна /


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.