Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерский финансовый учет на предприятии

/>Федеральное агентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Читинский государственныйуниверситет» (ЧитГУ)
Институт переподготовки иповышения квалификации
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Бухгалтерский финансовыйучет»
Иркутск 2010

Содержание
Введение
Учет расчетов предприятия
Практическая часть
Предложения поусовершенствованию учета
Заключение
Список использованныхисточников

Введение
Переход крыночной экономике требует от предприятия повышение эффективности производства,конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научнотехнического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управленияпроизводством, активизации предпринимательства и мобилизации неиспользованныхрезервов. Важная роль в реализации этой задачи отводится комплекснойорганизации бухгалтерского учета хозяйственной деятельности предприятия.
Общепризнанно,что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определеннымправилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил,реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этомпод эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой иуправленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого кругазаинтересованных пользователей.
В рыночныхусловиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежныхрасчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль вдеятельности экономических субъектов.
Качественныеизменения в организационных формах проведения денежных расчетов произошливследствие возрастания экономической активности всех субъектов рынка,расширения числа и объемов сделок. Появилось огромное количество новыхкоммерческих структур, что сказалось на резком росте документооборота,связанного с обслуживанием платежной системы в целом. Любое предприятиеежедневно осуществляет огромное количество расчетных операций со своимиконтрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. Безусловно, доминирующуюроль в расчетных операциях составляют расчеты: за приобретенные сырье иматериалы и за проданную продукцию. В первом случае на предприятии имеет местоотток денежных средств, во втором — их приток. В зависимости от формы расчетовмежду предприятием и его контрагентами потоки материальных ресурсов исоответствующие им потоки денежных средств чаще всего не совпадают во времени.
Всоответствии с Гражданским кодексом РФ платежи по территории России осуществляютсяпутем наличных и безналичных расчетов. При наличных расчетах происходитпередача денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных — право наденежную сумму передается путем оформления соответствующих расчетных документови проведения записей по счетам.
В настоящеевремя осуществление расчетов наличными денежными средствами ограничено.Гражданский кодекс устанавливает, что выбор наличной или безналичной формырасчетов напрямую связан с характером производимой операции, а также с правовымстатусом участников. Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участиемграждан, связанные с осуществлением последними предпринимательскойдеятельности, по общему правилу, осуществляются в безналичном порядке.
Цель моейкурсовой работы — представить и осветить вопросы использования наличных ибезналичных расчетов в современных экономических условиях с точки зрениябухгалтерского учета.
Задачи даннойкурсовой работы рассмотреть наличные и безналичные расчеты, их основные формы,принципы организации и конечно учет безналичных расчетов в бухгалтерском учете.

Учет расчетовпредприятия
Классификациярасчетов
В процессесвоей деятельности организация ведет учет расчетов и обязательств споставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, с прочими дебиторами икредиторами, бюджетом и внебюджетными фондами. Для учета расчетов в планесчетов предназначен раздел “Расчеты”. В него входят счета 60 — “Расчеты споставщиками и подрядчиками”, 62 — “Расчеты с покупателями и заказчиками”, 63 — “Резервы по сомнительным долгам”, 66 — “Расчеты по краткосрочным кредитам изаймам”, 67 — “Расчеты по долгосрочным кредитам и займам”, 68 — “Расчеты поналогам и сборам”, 69 — “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”, 70 — “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 71 — “Расчеты с подотчетными лицами”,73 — “Расчеты с персоналом по прочим операциям”, 75 — “Расчеты с учредителями”,76 — “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, 77- “Отложенные налоговыеобязательства”.
/>
Рис. 1 Расчетыорганизации

На рисунке 1показано разделение расчетов организации, откуда видно, что выделяют внутренниерасчеты и внешние расчеты.
Внутренниерасчеты.
Расчеты сперсоналом по оплате труда – сюда можно отнести выплату непосредственнозаработной платы, выплату аванса, премии.
Расчеты сподотчетными лицами – выплата сотруднику организации денежных средств напокупку материалов, оплату поставщикам и на прочие административно –хозяйственные нужды предприятия.
Расчеты сперсоналом по прочим операциям – здесь подразумеваются расчеты с персоналом попогашению недостач (в результате ревизии), алиментов, непогашенных кредитных обязательств(удержания по исполнительным листам).
Внутрихозяйственныерасчеты – внутренние взаиморасчеты, расчеты с учредителями, расчеты сперсоналом по предоставленным им организацией кредитам.
Внешниерасчеты.
Расчеты споставщиками и подрядчиками – оплата поставщикам за поставленный товар,оказанную работу, услугу.
Расчеты спокупателями и заказчиками – поступление от покупателей денежных средств запроданный товар, оказанную работу, услугу (может быть в виде авансовогоплатежа).
Расчеты покредитам и займам – подразумеваются расчеты с кредитными организациями,физическими лицами по погашению взятого кредита (займа) и уплате процентов понему.
Расчеты поналогам и сборам – каждая организация или индивидуальный предприниматель впроцессе своей деятельности обязан (согласно налоговому кодексу) уплачивать вбюджет налоги за полученную прибыль.
Расчеты посоциальному обеспечению – выплата наемным работникам пособий по временнойнетрудоспособности и прочих социальных выплат, предусмотренных ФСС РФ.
Так же, следуетотметить, что организация в процессе свой деятельности осуществляет расчёты какналичным, так и безналичным путем.
Денежныесредства как наиболее ликвидная часть оборотных активов предприятия и задачи ихучета и аудита, являются основными в ведении бухгалтерского учета напредприятии. Учету контролю на предприятии подлежат как денежные средства, так иэквиваленты денежных средств. А именно в данной курсовой работе рассмотреныведение учета кассы, расчетного счета в национальной валюте и денежного эквивалента,а именно учет иностранной валюты на расчетных счетах и кассе.
Наличныерасчеты – это расчеты, совершаемые путем внесение наличных денежных средств вкассу предприятия, выплаты опять же наличными денежными средствами из кассы наоснове первичных кассовых документов. Наличные расчеты осуществляются черезкассу предприятия.
Налично-денежныйоборот представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежныхзнаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты).
Налично-денежныйоборот организуется на основе следующих принципов:
всепредприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части,установленной лимитом) в банках;
банкиустанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех формсобственности;
обращение наличныхденег служит объектом прогнозного планирования;
управлениеденежным обращением осуществляется в централизованном порядке;
организацияналично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность иэкономичность денежного обращения;
наличныеденьги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.
Счет в банкесердцевина его взаимоотношений с клиентом, а рост суммы средств на счетенередко рассматривается как главный показатель работы предприятия.
Учет денежныхсредств и денежных документов ведется на счетах раздела 1. Краткосрочные активыплана счетов бухгалтерского учета и включает операции по кассе, расчетнымсчетам, валютным счетам, специальным счетам в банках, денежным документам,переводам в пути, краткосрочным финансовым вложениям. Все счета по учетуденежных средств по назначению и структуре являются основными, денежными, поотношению к балансу активными, находят отражение во 2 разделе актива баланса«Оборотные активы». По дебету счетов денежных средств отражают операции,связанные с поступлением денег с кредита разных счетов в зависимости от видапоступлений.
По кредитуотражают операции по выбытию денежных средств, с дебета разных счетов взависимости от направления расходов.
Учет кассовыхопераций и денежных документов, осуществляется следующим образом:
Кассовыеоперации занимают одно из центральных мест в хозяйственной деятельностиорганизации.
Для хранения,поступления и выдачи денежных средств наличными организация создает специальныйобособленный участок бухгалтерии кассу. Помещение кассы должно быть специальнооборудовано для обеспечения необходимых условий сохранности денежных средств.Руководитель предприятия несет ответственность за создание таких условий. Кассувозглавляет кассир — материально ответственное лицо, с которым заключаетсядоговор о полной материальной ответственности.
По приказамруководителя и главного бухгалтера организации кассир выполняет операции подвижению денежной наличности.
В небольшихорганизациях обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер. При этомглавный бухгалтер назначается приказом по предприятию с разрешением выполнятьобязанности кассира с обязательным заключением с ним договора о полнойматериальной ответственности кассира.
Предприятия,объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовыхформ и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства вучреждениях банков, а также предприятия могут иметь в своих кассах наличныеденьги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию сруководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касспересматриваются. Сверх установленных норм наличные деньги могут храниться вкассе только в дни выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий втечение трех рабочих дней, включая день получения денег в кредитном учреждении.
Право наполучение денежных средств наличными оформляется организацией посредствомвыписки денежного чека, который состоит из двух частей; корешка чека исобственно чека.
Кассапринимает наличные деньги по приходным кассовым ордерам. Выдача наличных денегпроизводится по расходным кассовым ордерам или другим, надлежащим оформленнымдокументам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.), накоторые ставится специальный штамп, имеющий реквизиты расходного кассовогоордера.
Деньги покассовым ордерам принимаются и выдаются только в день составления этихдокументов. До передачи в кассу на исполнение кассовые документы записываютсябухгалтером в специальном журнале регистрации приходных и расходных кассовыхордеров с указанием кодов (цифровых обозначений) причин и условий поступления ивыдачи наличных денежных средств. Журнал регистрации построен таким образом,что по его данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованныхналичных денежных средств организаций, присваиваются номера кассовымдокументам, проверяется полнота произведенных кассиром операций, составляетсяотчетность.
Каждаяорганизация может иметь только одну кассовую книгу. Листы в книге номеруются,прошнуровываются и опечатываются печатью организации. По окончании дня кассиробязан подсчитать итоги операций за день, вывести остаток денег в кассе ипередать в бухгалтерию отчет с приходными и расходными кассовыми документамипод расписку в кассовой книге (на первом экземпляре).
Учет иконтроль денежных средств — это политика и процедуры, разработанные чтобы:
— защититьактивы, обеспечить соответствие с финансовой политикой субъекта;
— обеспечитьдостоверность данных, отраженных на бухгалтерских счетах.
Денежныесредства легко скрыть и перевезти, на них нет знаков принадлежности, и ониявляются конвертируемыми. Риск кражи напрямую связан с тем, что отдельные лицаимеют доступ к системе учета и могут получить разрешение на охрану денежныхсредств.
Внутренний контрольнад движением денежных средств выполняет следующие функции:
отдельноехранение и отдельный учет денежных средств;
учет всехопераций, произведенных за наличный расчет;
хранениетолько необходимого остатка в кассе;
периодическиепроверочные подсчеты остатка в кассе;
физическийконтроль денежных средств;
контроль запоступлением;
контрольденежных расходов;
контрольденежных средств на расчетных счетах;
сверкакассовых остатков;
сверкарасчетных (валютных) счетов.
Восуществления контроля за состоянием и сохранностью денежных средств и другихценностей, находящихся в кассе не реже 1 раза в месяц проводится внезапнаяинвентаризация кассы.
Дляпроведения инвентаризации приказом руководителя организации назначаетсякомиссия, которая вместе с кассиром, прежде всего, проверяет, соответствует липомещение кассы требованиям по обеспечению сохранности денежных средств идругих ценностей, по технической оснащенности средствами охранно-пожарнойсигнализации, созданы ли кассиру условия для работы.
Перед началоминвентаризации комиссия должна получить у кассира последний кассовый отчет сприложением к нему всех приходных и расходных кассовых ордеров и других заменяющихих денежных документов.
Инвентаризациякассы проводится с полным полистным пересчетом всех денежных купюр, ценныхбумаг, денежных документов, бланков строгой отчетности по видам с указанием вакте названия, номера, серии и номинальной цены и проверкой других ценностей,находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаком и другихценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги (акции,облигации, чеки, векселя и другие документы, выпускаемые в соответствии сзаконодательством в качестве ценных бумаг).
В актеинвентаризации наличия денежных средств остатки, находящиеся в кассе денежныхсредств сверяются с данными учета на день инвентаризации. И определяетсярезультат. При обнаружении инвентаризацией недостачи или излишков в актеуказывается сумма.
Инвентаризацияденежных средств, находящихся в банках, на расчетном счет, валютном испециальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся насоответствующих счетах по данным бухгалтерии предприятия, с данными по выпискамбанков.
В случаеустановления фактов недостач или излишков ценностей комиссия берет с кассираписьменное объяснение о причинах и обстоятельствах возникновения этихрасхождений, которое также фиксируется в акте. При этом следует иметь в виду,что заявление кассира о выдаче наличных денег из кассы, не подтвержденноерасходными кассовыми ордерами или заменяющими их документами и распискамиполучателей в платежной ведомости, не принимается в оправдание фактическогоостатка наличных денег в кассе. Эта сумма считается недостачей и взыскивается скассира. Наличные деньги не подтвержденные приходными кассовыми ордерами,считаются излишком кассы и зачисляются в доход организации.
Безналичныерасчеты — это расчеты, совершаемые путем перевода банками средств по счетамклиентов, на основе платежных документов, составленных по единым стандартам иправилам. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и(или) Банк России по счетам, открытым на основании договоров банковского счета(субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловленоиспользуемой формой расчетов.
Черезрасчетный счет в банке осуществляется большинство расчетных операцийпредприятия любой организационно-правовой формы:
операции,осуществляемые полностью безналичным путем, безналичные поступления средств нарасчетный счет и безналичные перечисления с расчетного счета; операции позачислению наличных на р\с, по объявлению на взнос и получение наличных с р\спо чеку и т.д.
Безналичнаяформа расчетов связана с оформлением соответствующих документов единообразнойформы и поэтому более трудоемка. Для обеспечения текущей деятельностиорганизации расчеты по небольшим денежным суммам, в том числе и междуюридическими лицами могут осуществляться наличными денежными средствами. С этойцелью инструктивными документами Банка России устанавливаются предельные размерырасчетов наличными деньгами по одному платежу.
Действующимзаконодательством установлены несколько форм расчетов и видов платежей, которыеорганизации-контрагенты могут выбирать по своему усмотрению: расчеты платежнымипоручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо. Какихлибо ограничений со стороны банка по выбору форм расчетов не допускается.
Безналичныерасчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затратна печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков,которые потребовались бы при расчетах наличными деньгами. В то же времябезналичные расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулироватьплатежный оборот и, в конечном счете, ускорять оборачиваемость оборотных средстви совершение платежей.
В современныхусловиях рекомендуются следующие формы безналичных расчетов:
платежнымипоручениями;
чеками;
аккредитивами;
инкассовымипоручениями.
платежнымитребованиями
Расчетыплатежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формамирасчетов:
относительнопростой и быстрый документооборот,
ускорениедвижения денежных средств,
возможностьплательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг,
возможностьиспользовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчетыплатежными поручениями наиболее перспективной формой расчетов.
Расчетыплатежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формамирасчетов:
относительнопростой и быстрый документооборот,
ускорениедвижения денежных средств,
возможностьплательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг,
возможностьиспользовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчетыплатежными поручениями наиболее перспективной формой расчетов.
Аккредитивпредставляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далеебанк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателясредств по предъявлении последним документов, соответствующих условиямаккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее исполняющий банк)произвести такие платежи.
Чек — этоценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банкупроизвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем являетсялицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которымион вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо(юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк,в котором находятся денежные средства чекодателя.
Расчёты поинкассо — это банковская операция, посредством которой банк по поручению и засчёт клиента на основании расчётных документов осуществляет действия пополучению от плательщика платежа. Расчёты по инкассо производятся на основанииплатёжных требований и инкассовых поручений.
Платежныетребования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств(взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий взыскателя.
Банк –эмитент принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себяобязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядоки сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются вдоговоре банковского счета с клиентом.
Ответственныйисполнитель исполняющего банка осуществляет контроль полноты и правильностизаполнения реквизитов платежных требований и инкассовых поручений. Расчетныедокументы, оформленные с нарушением требований, подлежат возврату.
Если на счетеплательщика недостаточно денежных средств, то платежные требования или инкассовыепоручения помещаются в банковскую картотеку не оплаченных в срок расчетныхдокументов. Оплата их производится по мере поступления денежных средств на счетплательщика в очередности установленной законодательством.
Платёжныетребования применяются при расчётах за товары (работы, услуги), а также в иныхслучаях, предусмотренных договором плательщика с его контрагентом.
Платёжноетребование является расчётным документом, содержащим требования кредитора (получателясредств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определённойденежной суммы через банк.
Расчетыпосредством платежных требований могут осуществляться с предварительнымакцептом и без акцепта плательщика. Срок акцепта определяется сторонами поосновному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочихдней.
Инкассовоепоручение является расчётным документом, на основании которого производитсясписание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке.
Инкассовыепоручения применяются:
В случаях,когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлензаконодательством, в том числе органами, выполняющими контрольные функции.
Для взысканияпо исполнительным документам.
Предприятиепериодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает отбанка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетныйпериод операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от другихпредприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства,а также документы, выписанные предприятием. Она отражает движение денежныхсредств на расчетном счете предприятия.
Выписка израсчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия,открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себядолжником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средстви поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, ауменьшение своего долга (списания, выдача наличными) — по дебету. Обрабатываявыписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленныесуммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания — по кредиту. Выписка израсчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируетсябанком, и эти же коды используются предприятием.
Выписка банказаменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременнослужит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выпискедокументы гасятся штампом ”погашено”. Ошибочно зачисленные или списанные срасчетного счета суммы принимаются на счет 63 ”Расчеты по претензиям”, а банкунемедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующихвыписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятиязадолженность списывается.
На поляхпроверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются кодысчетов, корреспондирующих со счетом 51 ”Расчетный счет”, а на документахуказывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимыдля контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ,справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработкавыписок должны производиться в день их поступления.
Полученная избанка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательныедокументы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам насодержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным иобщехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, крометого, проставляются и коды статей.
Этонеобходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется вразрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется влистах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов изаполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.
Синтетическийучет операций по расчетному счету бухгалтерия предприятия ведет на счете 51«Расчетный счет”. Это активный счет, по дебету которого записываются остатоксвободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличныхденег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателейпродукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счетаотражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикамматериальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету,банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам,а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.
Теперьследует конкретно рассмотреть каждый вид расчета.
Расчеты сперсоналом по оплате труда
Учет труда изаработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системеучета на предприятии. В условиях хозяйствования, важнейшими его задачамиявляются: в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия пооплате труда (начисление заработной платы и прочих выплат сумм к удержанию ивыдаче на руки), своевременно и правильно относить в себестоимость продукции(работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органамсоциального страхования, собирать и группировать показатели по труду изаработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимойотчетности, а также расчетов с пенсионным фондом, фондом социальногострахования и медицинского страхования. Учет труда и заработной платы должен обеспечитьоперативный контроль за количеством и качеством труда, за использованиемсредств, направляемых на потребление.
В составрасходов на оплату труда включаются все расходы предприятия на оплату труда,независимо от источника их финансирования, в том числе суммы, начисленныеработникам в соответствии с законодательством за непроработанное время, втечение которого за ним сохраняется заработная плата, а также стимулирующие икомпенсирующие выплаты.
В зависимостиот направления расходов суммы начисленной работникам организации оплаты труда ииных выплат можно классифицировать следующим образом.
1. Выплаты,относимые на фактическую себестоимость приобретаемых активов.
Суммыначисленной оплаты труда работников общепроизводственного и общехозяйственногоназначения не включаются в фактические затраты на приобретение основныхсредств, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с их приобретением.
Аналогичнымобразом производится распределение сумм оплаты труда, начисленной работникаморганизации, выполняющим работы, связанные с приобретением нематериальныхактивов и иного имущества.
Оплата трудаработников, занятых погрузкой, разгрузкой и перемещением приобретенныхматериально-производственных запасов, и начисленная с нее сумма единогосоциального налога включаются в фактическую себестоимость заготавливаемыхматериально-производственных запасов (дебет счета 10, кредит счетов 69, 70).
2. Выплаты,подлежащие включению в себестоимость произведенной продукции (выполненныхработ, оказанных услуг).
В частностисюда включаются:
выплатызаработной платы за фактически выполненную работу, исчисленные исходя изсдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии спринятыми на предприятии формами и системами оплаты труда;
стоимостьпродукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам;
выплатыстимулирующего характера по системным положениям: премии (включая стоимостьнатуральных премий) за производственные результаты, в том числе вознагражденияпо итогам работы за год и т.д.;
Выплаты,производимые за счет собственных средств работодателя.
Согласно Положенияо составе затрат не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), афинансируются за счет чистой прибыли организации:
премии,выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений;
материальнаяпомощь;
беспроцентнаяссуда на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иныесоциальные потребности;
оплатадополнительных отпусков, предоставляемых работникам организации (сверхпредусмотренных законодательством);
оплатапутевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в спортивныхсекциях, кружках, клубах, посещений культурно-зрелищных и физкультурных(спортивных) мероприятий;
возмещениестоимости подписки и товаров для личного потребления работников, другиеаналогичные выплаты и затраты, производимые за счет прибыли, остающейся враспоряжении предприятия;
другие видывыплат, не связанные непосредственно с оплатой труда.
Указанныевыплаты в составе средств, направленных на оплату труда, в бухгалтерском учетеотражаются по дебету счета 84 „Нераспределенная прибыль (непокрытыйубыток)“ и кредиту счетов 50, 70.
4. Выплаты,распределяемые по другим направлениям затрат.
В частности,к числу такого рода выплат можно отнести расходы, связанные с выбытием объектовосновных средств, в части сумм оплаты труда, начисленной работникам, занятым ихдемонтажем и реализацией, и единого социального налога.
На основаниидокументов по учету выработки, которые группируются по подразделенияморганизации, а в разрезе подразделений — по носителям затрат, бухгалтерияежемесячно составляет ведомости распределения сумм оплаты труда работников понаправлениям расходов:
Основноепроизводство.
Вспомогательноепроизводство.
Общепроизводственныерасходы.
Общехозяйственныерасходы.
Синтетическийучет расчетов с рабочими и служащими отражается по счету № 70 „Расчеты сперсоналом по оплате труда». К счету 70 могут быть открыты, например, следующиесубсчета: 70-1 “Расчеты с сотрудниками, состоящими в штатеорганизации»; 70-2 «Расчеты с совместителями»; 70-3«Расчеты по договорам гражданско-правового характера».
По кредитусчета 70 отражаются суммы: причитающейся работникам организации оплаты труда — в корреспонденции со счетами учета затрат на производство и других источников;оплаты труда, начисленной за счет резерва на оплату отпусков работникам ирезерва вознаграждений за выслугу лет, — в корреспонденции со счетом 96 «Резервыпредстоящих расходов»; начисленных доходов от участия в капиталеорганизации и т.п. — в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределеннаяприбыль (непокрытый убыток)»; начисленных пособий по социальномустрахованию пенсий и других аналогичных сумм — в корреспонденции со счетом 69«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
По дебетусчета 70 отражаются: суммы оплаты труда, премий, пособий, выплаченных из кассылибо с расчетного счета организации; суммы начисленных налогов, платежей поисполнительным документам и т.д. Не выплаченные в установленный срокначисленные суммы отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом пооплате труда» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами», субсчет «Расчеты по депонированным суммам».
Операции повыплате заработной платы находят отражение в журналах-ордерах, предназначенныхдля учета оборотов по кредиту счетов, корреспондирующих со счетом № 70«Расчеты с рабочими и служащими».
Дляобеспечения необходимых контрольных показателей по расчетам с рабочими ислужащими и об использовании фонда заработной платы по составу и категориямработников, данные отдельных расчетных (расчетно-платежных) ведомостей должныбыть обобщены в сводной ведомости в целом по предприятию в разрезах,требующихся для указанного контроля и для составления установленной отчетностипо фонду заработной платы.
Учет расчетовпо социальному страхованию и обеспечению
Счет 69«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен дляобобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионномуобеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.
К счету 69«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открытысубсчета:
69-1«Расчеты по социальному страхованию»;
69-2«Расчеты по пенсионному обеспечению»;
69-3«Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».
На субсчете69-1 "«Расчеты по социальному страхованию» учитываются расчетыпо социальному страхованию работников организации.
На субсчете69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты попенсионному обеспечению работников организации.
На субсчете69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» учитываютсярасчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.
Счет 69«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кредитуется насуммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а такжеобязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению всоответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:
счетами, накоторых отражено начисление оплаты труда, — в части отчислений, производимых засчет организации;
счетом 70«Расчеты с персоналом по оплате труда» — в части отчислений,производимых за счет работников организации.
По дебету счета69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражаютсяперечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей насоциальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинскоестрахование.
Приначислении пособия по временной нетрудоспособности в учете делается запись:
Дебет 69-1-1Кредит 70
— начисленоработнику пособие за счет средств социального страхования.
Удержаниеналога на доход с суммы пособия отражается записью:
Дебет 70Кредит 68 субсчет «Налог на доходы физических лиц»
— удержанналог на доходы.
Если напроизводстве произошел несчастный случай, в результате которого работникполучил увечье или профессиональное заболевание, то страховые выплатыпострадавшему начисляются за счет средств социального страхования.
Такаяоперация отражается в учете записью:
Дебет 69-1-2Кредит 70
— начисленопособие пострадавшему работнику.
Выдачу этихсредств отразите проводкой:
Дебет 70Кредит 50-1
— выданопособие из кассы организации.
В настоящеевремя, пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности иродам исчисляются из среднего заработка по основному месту работы за последние12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, сучетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленныхзаконодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательномстраховании.
Пособие повременной нетрудоспособности выдается:
А) В размере100 процентов заработка:
— припрофессиональных заболеваниях и производственных травмах,
— рабочим ислужащим, имеющим непрерывный трудовой стаж 8 и более лет,
— работникам,имеющим на своем иждивении трех или более детей, не достигших 16 (учащиеся 18)лет и т.д.
Б) В размере80% заработка:
– работникам,имеющим непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет,
— рабочим ислужащим из числа круглых сирот, не достигшим 21 года, имеющим непрерывныйтрудовой стаж до 5 лет,
В) В размере60% заработка:
— работникам,имеющим непрерывный трудовой стаж менее 5 лет,
— принаступлении нетрудоспособности (кроме туберкулеза) продолжительностью болееодного месяца, которая наступила в течение месяца со дня увольнения спредыдущего места работы по уважительным причинам.
Пособие поуходу за ребенком в возрасте до 3-х лет и за ребенком инвалидом в возрасте до16 лет выдается в размере 60% заработка в зависимости от непрерывного трудовогостажа.
Расчеты сподотчетными лицами
Расчеты сподотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьмаразнообразны, т.к. включают в себя: приобретение за наличный расчет запасныхчастей, материалов, топлива, канцелярский товаров; оплату мелкого ремонтаоргтехники, транспортных средств; расходы на командировки по территорииРоссийской Федерации и за границу; представительские расходы.
В практикехозяйственной деятельности организаций часто возникают расходы, производимыечерез своих сотрудников, которым выдаются наличные деньги под отчет. Расчетычерез подотчетных лиц производятся в случаях, когда оплата со счетов в банкахили из кассы нецелесообразна или невозможна.
Подотчетныелица – это работники, получающие авансом наличные деньги в кассе организации наприобретение материальных ценностей в магазинах, канцелярские ипредставительские расходы, оплату командировок и т.д. Командировкой признается поездкаработника по распоряжению руководителя организации на определенный срок длявыполнения служебного поручения вне места его постоянной работы.
Список лиц,которые могут получать деньги под отчет, оформляется приказом руководителяорганизации. На командировки приказ оформляется в каждом отдельном случае. Всоответствии с приказом работник получает аванс. Деньги под отчет выдаютсякассиром на основании расходного кассового ордера. Наличные деньги для выдачиподотчетным лицам организации получают с расчетного или валютного счетов.
Для учетатаких расчетов используется самостоятельный синтетический счет 71 «Расчеты сподотчетными лицами». По дебету этого счета отражается получение авансов иливозмещение расходов по авансовому отчету, а по кредиту – расход аванса ивозврат неиспользованных подотчетных сумм в кассу организации. Остаток можетбыть как дебетовым, так и кредитовым, а также одновременно и дебетовым икредитовым. Дебетовый остаток показывает задолженность работника передорганизацией (дебиторскую), а кредитовый – задолженность организации передработником (кредиторскую). Аналитический учет ведется по каждому подотчетномулицу.
При выдачеаванса подотчетному лицу делается бухгалтерская запись:
Д‑т 71«Расчеты с подотчетными лицами»
К‑т 50«Касса»
На основанииутвержденных руководителем авансовых отчетов, суммы произведенных расходовотносятся на бухгалтерские счета:
Д‑т 10«Материалы», 41 «Товары», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы напродажу» и др.
К‑т 71«Расчеты с подотчетными лицами»
Отраженысуммы налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям,работам, услугам, оплаченным из подотчетных сумм:
Д‑т 19«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
К‑т 71«Расчеты с подотчетными лицами»
При возвратеостатка неиспользованного аванса на бухгалтерских счетах делается следующаязапись:
Д‑т 50«Касса»
К‑т 71«Расчеты с подотчетными лицами».
Не сданные всрок суммы неиспользованного аванса можно считать ущербом, причиненныморганизации. К потерям можно отнести и суммы, незаконно (без разрешенияруководителя) израсходованные подотчетным лицом. На счетах бухгалтерского учетаэто отражается следующим образом:
Д‑т 94«Недостачи и потери от порчи ценностей»
К‑т 71«Расчеты с подотчетными лицами».
Суммы,подлежащие взысканию с виновных лиц, оформляются в учете следующей записью:
Д‑т 73«Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет
«Расчеты повозмещению материального ущерба»
К‑т 94«Недостачи и потери от порчи ценностей».
Расходы,связанные с командировками работников организации и подтвержденные необходимымиоправдательными документами, оплачиваются по фактически произведенным затратам.Однако расходы на командировки относятся к нормируемым, т.е. при определенииналогооблагаемой базы по налогу на прибыль расходы на командировки принимаютсятолько в пределах норм. В связи с ростом инфляции они пересматриваются иповышаются.
Как правило,в практической деятельности любого предприятия расчеты с подотчетными лицаминосят массовый характер и связаны со многими другими разделами учета, например,операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями подвижению материальных ценностей и т.д., что обуславливает высокую трудоемкостьи актуальность аудита расчетов с подотчетными лицами.
Расчетыперсонала оп прочим операциям
В организацииведется учет расчетов с персоналом и по таким видам расчетных операций, какрасчеты за товары, проданные в кредит, по предоставленным им займам, повозмещению материального ущерба и др. Отражаются такие расчетные отношения наотдельном синтетическом счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Кэтому счету могут открываться отдельные субсчета по видам расчетов. По дебетуэтого счета отражают задолженность работников за проданные им товары иливыданные ссуды, а по кредиту – списание этой задолженности. Аналитический учетведут по работникам организации.
Расчеты споставщиками и подрядчиками
Поставщики иподрядчики — это организации, поставляющие различные товарно-материальныеценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги(посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы(строительные, ремонтные, модернизирующие и др.). Для нормальногофункционирования предприятия (организации) требуется электричество, связь,отопление. Для организаций, не имеющих своего помещения, также требуетсяпомещение (аренда). Все это нам предоставляют поставщики. Организацийосуществляющих ремонтные работы не своими силами прибегают к помощи подрядныхорганизаций (подрядчиков). Все организации как коммерческие, так и бюджетныеимеют поставщиков или подрядчиков, а также и тех и других.
Расчеты междупоставщиками и покупателями производятсякак в наличной так и в безналичнойформе. В настоящее время организации при заключении договоров сами выбираютформу расчетов. Для учета расчетов организации с поставщиками и подрядчикамииспользуют самостоятельный синтетический счет 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками». По дебету этого счета отражаются суммы исполнения обязательствперед поставщиками и подрядчиками за поставленные товарно-материальные ценности(работы и услуги), выданные авансы, по кредиту – образование задолженностиперед юридическими и физическими лицами. Аналитический учет по этому счетуведут в хронологическом порядке по каждому поставщику или подрядчику.
Принимается научет кредиторская задолженность перед поставщиками на основании следующихдокументов: счетов, счетов фактур, товарно-транспортных накладных, приходныхордеров, приемных актов, актов о выполнении работ и пр.
На суммыпредъявленных на оплату счетов поставщиков или фактически поступившие товары иматериалы, потребленные услуги и работы составляется бухгалтерская запись:
Сч.08«Вложения во внеоборотные активы», сч.10 «Материалы», сч.41 «Товары», сч.26«Общехозяйственные расходы» и др.
К‑т 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Суммы налогана добавленную стоимость, выделенные в расчетных документах поставщика,отражаются у покупателя записью:
Д‑г 19 «Налог на добавленную стоимостьпо приобретенным ценностям» (по соответствующим субсчетам)
К‑т 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Субсчет«Расчеты по претензиям» предназначен для обобщения информации о расчетах попретензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другиморганизациям, а также по предъявленным им, признанным и присужденным штрафам,пеням и неустойкам. Этот счет дебетуется на суммы причиненного ущерба по винепоставщиков материальных ценностей, подрядчиков, банков или других организаций, а кредитуется на суммыпоступивших платежейв корреспонденциисо счетами денежных средств или расчетов. Суммы неудовлетворенных претензий илитех, которые взысканию не подлежат, относятся на те счета, с которых былиприняты на учет. При получении штрафов:
Д‑т 51«Расчетные счета»
К‑т 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям»
Оплата счетовпоставщиков, т.е. погашение задолженности перед ними, отражается на счетахследующей записью:
Д‑т 60 «Расчеты споставщиками иподрядчиками»
К‑т 51«Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.
В зависимостиот условий договора между партнерами поставщикам могут выдаваться авансы подпоставку продукции (товаров, работ, услуг) Выданные авансы представляют собойпредварительные платежи по сделкам, совершаемые по условиям расчетов между участникамидоговоров. Суммы выданных авансов перечисляются платежными поручениями срасчетных или специальных счетов в банках и учитываются на счете 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками», пока не будут полностью исполнены и документальнооформлены поставки товарно-материальных ценностей (работ, услуг). Если жеусловия договоров поставки не выполнены, суммы авансов должны быть возвращеныпокупателю.
На суммывыданных авансов в бухгалтерском учете делают следующую запись:
Д‑т 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками», субсчет «Авансы выданные»
К‑т 51«Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.
При закрытиирасчетов с поставщиками и подрядчиками суммами ранее выданных авансов.
Д‑т 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К‑т 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные».
В случаеоформления участниками сделки обязательств векселями, для учета этих расчетовиспользуется субсчет «Векселя выданные» к счету 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками». Для целей бухгалтерского учета векселя подразделяются на двеосновные группы, финансовые и товарные (коммерческие). Приобретение финансовыхвекселей рассматривается как совершение организацией финансовых вложений.
Комплексзадач учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками, предусматривает обработкуинформации по значительной группе балансовых счетов, учёт по отдельным из нихимеет свои особенности по формам представления первичной информации, способамобработки и форме исходящих информационных массивов.
Автоматизацияучёта расчётов с поставщиками позволяет повысить степень аналитичности,точности, своевременность получения сведений о состоянии расчётов споставщиками и покупателями, согласованность записей на счетах. Оперативнаяобработка данных позволяет своевременно взыскивать дебиторскую и погашатькредиторскую задолженность, соблюдая сроки исковой давности.
Оплата иполучение денежных средств оформляется платёжными (банковскими) или кассовымидокументами. Информация по этим документам обобщается в выписке банка по счетамили в отчёте кассира.
Учет расчетовпо налогам
Налоговыйучет на предприятии ведется в соответствии с методологическими основами иправилами, установленными НК РФ.
Уплата многихналогов (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц и т.д.) регламентируется 2частью Налогового кодекса РФ. По каждому налогу устанавливаются:
объектобложения;
налоговаябаза;
налоговыйпериод;
налоговаяставка;
порядокисчисления налога;
порядок исроки уплаты налога;
налоговыельготы.
Для обобщенияинформации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемыморганизацией, и налогам с работниками этой организации предназначен счет 68«Расчеты по налогам и сборам».
Обособленноеместо в системе налогового законодательства занимает единый налог на вмененныйдоход для определенных видов деятельности в системе малого предпринимательства.Вмененным доходом признается потенциально возможный валовой доход плательщикаданного налога за исключением возможно необходимых расходов, подтвержденныхдокументально.
Плательщикамиданного налога выступают юридические и физические лица, осуществляющиепредпринимательскую деятельность в определенных сферах (бухгалтерские,аудиторские, транспортные в другие услуги), для которых установлена строгофиксированная численность.
Если организацияили предприниматель имеют несколько торговых точек или иных мест осуществлениясвоей деятельности, то расчет суммы единого налога представляется по каждому изтаких мест.
Налоговыйпериод по единому налогу определен в один квартал. Сумма единого налогаисчисляется с учетом ставки, значения базовой выгодности, числа физическихпоказателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности,понижающих (повышающих) коэффициентов базовой доходности, устанавливаемых взависимости от конкретных условий хозяйствования (места осуществления — центр,окраина, сезонности, суточности работы и пр.).
На суммуисчисленного единого налога на вмененный доход в учете составляетсябухгалтерская проводка:
Дебет 99«Прибыли и убытки»
Кредит 68«Расчеты по налогам и сборам»
Погашениезадолженности по данному налогу производится ежеквартально в виде авансовогоплатежа в размере 100% суммы единого налога за квартал. Согласно по выпискебанка на сумму перечисления в учете делается запись:
Дебет 68«Расчеты по налогам и сборам»
Кредит 51«Расчетные счета».
Для отраженияв бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с Налогом на ДобавленнуюСтоимость, предназначаются счет 19 «Налог на добавленную стоимость поприобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет«Расчеты по налогу на добавленную стоимость». Счет 19 имеет следующие субсчета:
1 «Налог надобавленную стоимость при приобретении основных средств»;
2 «Налог надобавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;
3 «Налог надобавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам».
По дебетусчета 19 по соответствующим субсчетам организация-заказчик отражает суммыналога по приобретаемым материальным ресурсам, основным средствам,нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» идр.
По основнымсредствам, нематериальным активам и МПЗ после их принятия на учет сумма НДС,учтенная на счете 19, списывается с кредита этого счета в зависимости отнаправления использования приобретенных объектов в дебет счетов:
68 «Расчетыпо налогам и сборам»;
учетаисточников покрытия затрат на непроизводственные нужды (29,91, 86) — прииспользовании на непроизводственные нужды;
91 «Прочиедоходы и расходы» — при продаже этого имущества. Суммы налога по основнымсредствам, нематериальным активам, иному имуществу, а также по товарам иматериальным ресурсам (работам, услугам), подлежащим использованию приизготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога,списывают в дебет счетов учета затрат на производство (20 «Основноепроизводство», 23 «Вспомогательные производства» и др.), а по основнымсредствам и нематериальным активам — учитывают вместе с затратами по ихприобретению.
При продажепродукции или другого имущества исчисленная сумма налога отражается по дебетусчетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 68, субсчет«Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (при продаже «по отгрузке»), илисчета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (при продаже «пооплате»). При использовании счета 76 сумма НДС как задолженность перед бюджетомбудет начислена после оплаты продукции покупателем (дебет счета 76, кредитсчета 68). Погашение задолженности перед бюджетом по НДС отражается по дебетусчета 68 и кредиту счетов учета денежных средств.
Порядок учетарасчетов по налогу на прибыль определен ПБУ 18/02. Данным ПБУ в учетнуюпрактику введено девять новых показателей, каждый из которых увеличивает илиуменьшает облагаемую налогом прибыль или подлежащий уплате налог:
постоянныеразницы;
временныеразницы;
постоянныеналоговые обязательства;
отложенныйналог на прибыль;
отложенныеналоговые активы;
отложенныеналоговые обязательства;
условныйдоход;
условныйрасход;
текущий налогна прибыль.
Постоянныеразницы — это доходы и расходы, которые учитываются в бухгалтерском учете, ноне принимаются во внимание в налоговом учете. К постоянным разницам относят:
суммыпревышения фактических расходов, отражаемых в бухгалтерском учете, надрасходами по нормам, принимаемым для целей налогообложения (по суточным,представительским расходам, расходам по некоторым видам добровольногострахования и некоторым видам рекламы, процентам по займам и кредитам);
расходы побезвозмездной передаче имущества;
убыток,перенесенный на будущее, но который по истечении времени не может быть принятдля целей налогообложения;
другие видыпостоянных разниц.
Побезвозмездно переданному имуществу величина постоянных разниц определяетсясуммированием стоимости переданного имущества с расходами, связанными с этойпередачей.
Текущий налогна прибыль — это налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет в отчетномпериоде. Исчисляют его исходя из величины условного расхода, скорректированногона суммы постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов иотложенных налоговых обязательств отчетного периода. Текущий налоговый, убыток- это налог на прибыль, исчисляемый исходя из условного дохода и указанныхкорректирующих величин. Порядок расчета текущего налога на прибыль и текущегоналога нa убыток можно представить следующим образом:
Текущий налогна прибыль (текущий налоговый убыток) = Условный расход (условный доход) поналогу на прибыль + постоянные налоговые обязательства + Отложенные налоговыеактивы – Отложенные обязательства
По даннымприведенной схемы сумму текущего налога на прибыль можно исчислить по данным:
о налоговыхактивах и налоговых обязательствах;
о разницах,возникающих в отчетных периодах.
Наряду с отражениемв балансе отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательствауказываются в отчете о прибылях и убытках. В этом отчете содержатся такжеданные о постоянных налоговых обязательствах.
Приначислении налога на прибыль дебетуют счет 99 «Прибыли и убытки» и кредитуютсчет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Причитающиеся налоговые санкцииоформляют такой же бухгалтерской записью. Перечисленные суммы налоговыхплатежей списывают с расчетного счета или других подобных счетов в дебет счета68.
Учет расчетоворганизаций с бюджетом по налогу на имущество организаций ведется на счете 68«Расчеты по налогам и сборам» на отдельном субсчете «Расчеты по налогу наимущество».
Начисленнаясумма налога отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» идебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». Перечисление суммы налога наимущество в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 «Расчетыпо налогам и сборам» и кредиту счета 51 «Расчетные счета».
Транспортныйналог, введенный заменил налог с владельцев транспортных средств, налог напользователей автомобильных дорог и налог на имущество физических лиц в частитранспортных средств.
Плательщикамитранспортного налога являются организации и физические лица, на которыхзарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения.
Налоговыеставки устанавливаются субъектами Российской Федерации в зависимости отмощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категориитранспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателятранспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства илиединицу транспортного средства на основе ставок, установленных НК РФ.
Платежи потранспортному налогу включаются плательщиком в состав себестоимости продукции(работ, услуг). Начисление налога отражают по дебету счетов 26«Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и другим счетам и кредитусчета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу напользователей автомобильных дорог».
Практическаячасть
Выбраннымобъектом исследования на тему «Учет расчетов предприятия» является организация,юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Прогресс Плюс»(далее – Общество).
Даннаяорганизация является торговой, коммерческой и создана для извлечения прибыли.Единственным учредителем организации является Тэн И.В., он же состоит вдолжности директора.
Уставныйкапитал составляет 10 000,00 рублей.
Средняячисленность наемных работников составляет 18 человек, т.е. предприятие является«малым». При начислении заработной платы используется «Окладный» метод.
Важноотметить, что ООО «Прогресс Плюс» находится на специальном налоговом режиме — «Упрощеннойсистеме налогообложения». В качестве объекта налогообложения выбраны «Доходы, уменьшенныена величину расходов» (15%).
ДоходамиОбщества признается выручка от реализации из всех поступлений, связанных срасчетами за реализованные товары.
Расходамипризнаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленныеОбществом при ведении финансово – хозяйственной деятельности.
При ведениибухгалтерского учета, Общество использует План счетов бухгалтерского учета(Приложение 1).
Основной виддеятельности ООО «Прогресс Плюс» согласно «Выписки из Единого Государственногореестра» — «Оптовая торговля мучными и кондитерскими изделиями».
Осуществляякоммерческую деятельность, Общество арендует на территории оптовых складов г. Читыдве торговых точки, для реализации товара — мучных и кондитерских изделий.
Следуетотметить, что любая организация при ведении своей финансово – хозяйственнойдеятельности должна использовать «Журнал хозяйственных операций». В исследуемойорганизации такой журнал ведется компьютезированно (Приложение № 2), при помощибухгалтерской программы « 1 С Предприятие».
Движениеналичных денежных средств Общества отражается на балансовом активном счете 50 «Касса».Основные расчеты с покупателями в данной организации осуществляются налично.Это означает, что основной покупатель при расчете за товар рассчитывается «живыми»деньгами. При расчете с покупателями используется активно – пассивный счет.62«Расчеты с покупателями и заказчиками». При реализации товара в бухгалтерскойбазе оформляется документ «Быстрая продажа» (Реализация – Приложение № 3) ивыписывается первичный кассовый документ – «Приходный кассовый ордер»(Приложение №).
Периодическислучается, что покупатель возвращает ранее приобретенный товар, тогдаоформляется «Возвратная накладная» (Приложение №) и, соответственно покупателюделается возврат, т.е. выдаются наличные денежные средства из кассы, при этомвыписывается Расходный кассовый ордер (Приложение №).
Выручка отреализации товара (отражается на активно – пассивном счете 90 «Выручка») ежедневносдается оператором – кассиром (работником точки) в кассу организации старшемукассиру, который несет ответственность за все наличные средства организации.При этом оператор кассир предоставляет старшему кассиру «Справку – отчеткассира — операциониста» (Приложение №) в которой указывается сумма выручки задень и к которой подкалывается «Фискальный кассовый отчет» (который в своюочередь снимается при закрытии кассовой смены).
В своюочередь, старший кассир при образовании сверхлимитного остатка (установленногобанком в котором у Общества открыт расчетный счет) выдает выписывая расходныйкассовый ордер (Приложение №), вырученные от продажи денежные средстваподотчетному лицу (подотчетные лица в организации утверждены приказомдиректора) для внесения денежных средств на расчетный счет. Сотрудник,являющийся подотчетным лицом, вносит денежные средства в банк на расчетный счетОбщества. При этом в кассе банке выписывается приходный ордер (Приложение №) ивыдается банковская квитанция (Приложение №). При предъявлении квитанции наподотчетное лицо делается авансовый отчет (Приложение №).
Так жеавансовый отчет (Приложение №) оформляется в случае, когда сотруднику(подотчетному лицу) из кассы Общества выдается сумма на хозяйственные нужды(закуп товара и т.д.) а он в свою очередь предоставляет подтверждающиерасходные документы (Приложение №).
Банк, послесовершение операции с внесение наличных денежных средств на расчетный счетобщества а так же таких банковских операций как снятие по платежному поручению(Приложение №) для оплаты поставщику, за проведение платежных документов(Приложение № ___) выдает «Выписку банка» (Приложение №) в которойрасписываются все совершенные за день банковские операции, а так же указываетсядебетовый остаток денежных средств на начало и на конец дня.
Заработнаяплата и другие денежные вознаграждения сотрудникам в Обществе выдаются изкассы. При этом в бухгалтерской базе формируется сначала расчетная ведомость(Приложение №) на всех сотрудников, а затем на ее основании делается платежнаяведомость (Приложение №) для фактической выплаты. Так же, при формированииплатежной ведомости, кассиром выписывается Расходный кассовый ордер (Приложение№) на выплачиваемую сумму. Таким же образом сотрудникам оформляется аванс, носоответственно без начисления формируется ведомость на аванс (Приложение №), вкоторой указываются суммы уже к выплате по каждому сотруднику.
Старшийкассир ООО «Прогресс Плюс» в конце каждого дня, на основании всех приходно –расходных кассовых документов, формирует «Отчет кассира» (Приложение №) ккоторому прикладываются все указанные документы, а затем «Лист кассовой книги»(Приложение №). В конце года кассовая книга Общества сшиваетсяпронумеровывается и скрепляется печатью и подписью директора.
Как ужеговорилось ранее, расчеты с поставщиками в большинстве своем осуществляютсябезналично, т.е. через расчетный счет Общества, при выставлении поставщиком«Счета на оплату» (Приложение №). При оплате, поставщик отправляет ранеезаказанный товар, который оформлен такими документами как: Товарная накладная(Торг 12 – Приложение №), счет фактура (Приложение №). При расхождениибухгалтерских данные общества с бухгалтерскими данными поставщика, оформляетсяакт сверки (Приложение №), который подписывается обеими сторонами изакрепляется печатью.
Так же актсверки при расхождении данных, подписывается и с покупателем (Приложение №).
Какговорилось ранее, ООО «Прогресс Плюс» для осуществления своей деятельностииспользует арендуемые помещения. Из основных средств на балансе обществачислится лишь компьютерная техника, а именно — «Компьютер в сборе». Приобретенон был за наличный расчет, поэтому, как и ранее, в подотчет сотруднику быливыданы денежные средства, после приобретения сотрудник отчитался, предоставивавансовый отчет. После чего в бухгалтерии при помощи бухгалтерской базы,делается документ – «Поступление (ОС, НМА и пр.)» (Приложение №), затемсоздается документ «Акт ввода в эксплуатацию» (Приложение №). Так же, всоответствии с Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 №7, бухгалтериейОбщества ведется «Инвентарная карточка учета объекта основных средств»(Приложение №) и, соответственно инвентарная книга учета объекта основныхсредств (Приложение №).
Предложенияпо усовершенствованию учета
Притщательном наблюдении за состоянием бухгалтерского учета в Обществе сограниченной ответственностью «Прогресс Плюс», для усовершенствования учетарасчетов, хотелось бы порекомендовать следующие мероприятия:
повышениеквалификации и профессионального уровня для сотрудников бухгалтерии, кассиров,старшего кассира, а именно: посещение семинаров, чтение дополнительнойпрофессиональной литературы, прохождение курсов по повышению квалификации ипр.;
полнаяавтоматизация бухгалтерского учета в Обществе, полная компьютезированностьбухгалтерского учета (сетевая бухгалтерская программа), переход на «Электронныйбанк»;
заключениедоговора с банком на инкассирование денежных средств, это и безопасно и быстро;
и наконец четкая,сплоченная работа «в команде», таким образом каждый сотрудник бухгалтерии будетосуществлять работу на своем участке и при необходимости помогать коллегам.

Заключение
Эффективностьрасчетных операций зависит от состояния бухгалтерского учета на предприятии.Таким образом, бухгалтерия предприятия должны придерживаться определенныхпринципов учета и существующей законодательной базы и нормативных документов.
В ходеизучения постановки бухгалтерского учета, организационной структурыбухгалтерии, системы внутреннего контроля было определено, что распределениеобязанностей, учет и контроль за организацией расчетных операций обеспечиваетснижение риска возникновения ошибок и предупреждают негативные последствия порасчетным операциям.
Для улучшениясостояния расчетов:
— необходимоследить за соотношениями дебиторской и кредиторской задолженности: значительноепреобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивостипредприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило,дорогостоящих) средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторскойможет привести к неплатежеспособности предприятия;
— контролировать политику диверсификации в отношении дебиторов, т.е.ориентироваться на увеличение их количества для уменьшения риска неуплаты однимили несколькими крупными покупателями;
— постоянноконтролировать состояние расчетов по просроченной задолженности;
— производитьклассификацию покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок,платежеспособности, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
— имеяоперативные данные по просроченной задолженности, необходимо начинать претензионнуюработу, т.е. высылать уведомления – претензии со всеми расчетами пени запросроченную задолженность;
— разрабатывать разнообразные модели договоров с гибкими условиями оплаты, вчастности предоставления покупателями скидок при досрочной оплате, так какснижение цены приводит к расширению продаж и интенсифицирует приток денежныхсредств.
Немаловажноезначение имеет автоматизация бухгалтерского учета, что позволяет бухгалтериибыстро и правильно отражать расчеты предприятия.
Ведениебухгалтерского учета в исследуемой организации осуществляется в соответствии снормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны кприменению (Закон «О бухгалтерском учете», положения побухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (план счетов,методические указания, комментарии).

Списокиспользованных источников
Основные источники
1 Терехова В.А.Финансовый учет. Краткий курс: Учебник. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
2 Сулейманова Е.В.Бухгалтерский финансовый учет: Учебник / Е.В. Сулейманова, В.В. Хисамудинов. –М.: Финансы и статистика, 2007. – 110 л.
3 Бабаев Ю.А.Бухгалтерский финансовый учет. Учебник (ГРИФ). – М.: Вузовский учебник, 2007. –525 с.
4 Финансовый учет:Учебник / Под ред. В.Г. Гетьмана. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы истатистика, 2007. – 816 с.
5 Камышанов П.И.,Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для ВУЗов. – М.: Омега-Л,2007. – 341 с.
6 Швецкая В.М., ГоловкоН.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов (ГРИФ). — М.: ИТК «Дашков и К»,2007. – 512 с.
7 Муравицкая Н.К.Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: КноРус, 2007. – 533 с.
8 Налоговый кодексРоссийской Федерации: Части Первая и Вторая. – М.: Издательство «Омега – Л»,2009. – 551с.
Дополнительные источники
1 Бурмистрова Л.М.Бухгалтерский учет: Учеб. пособие (ГРИФ). – М.: ИНФРА-М, 2007. – 304 с.
1 Часова О.В. Финансовыйбухгалтерский учет: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 544 с.
3 Бабаев Ю.А.Бухгалтерский финансовый учет. Практикум: Учеб. пособие (ГРИФ). – М.: Вузовскийучебник, 2007. – 509 с.
4 Каморджанова Н.А., КарташоваИ.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие (ГРИФ). – 2-е изд. – СПб.:Питер, 2007. – 464 с.
5 Поленова С.Н., ЮдинаЛ.Н. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. — М.: ИТК «Дашков и К», 2007.– 428 с.
6 Захарьин В.Р.Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие. – М.: РИОР, 2006. – 128 с.
7 Хвостик Т.В. Практикумпо бухгалтерскому финансовому учету: Учеб. пособие (ГРИФ). – М.: ИНФРА-М, 2006.– 176 с.
Периодические источники
— Журналы
Бухгалтерский учет
Главбух
-Газеты
Экономика и жизнь
Учет. Налоги. Право.
— Справочно-правовыесистемы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.