/>/>/>/>/>
Курсоваяработа
по дисциплинеИсследование систем управления
Тема: Аудиткак метод исследования систем управления
Содержание
Введение
1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи
1.1. Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия
1.2 Аудит как метод исследования систем управления на примерефирмы «О'Брайн»
2. Аудиторский контроль, содержание, классификация иорганизация
2.1 Содержание аудиторского контроля
2.2 Функции аудиторского контроля
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Введение
Аудит в странах сразвитой рыночной экономикой прошел в своем развитии определенный эволюционныйпуть.
Вначале аудит был лишь орудиемпроверки и подтверждения достоверности бухгалтерских документов и отчетов,затем он стал системно-ориентированным на активизацию экономическойдеятельности. При этом с целью предупреждения ошибок основные усилия былинаправлены на повышение эффективности системы управления предприятием и преждевсего системы его внутреннего контроля, что положительно отразилось на точностиучета и достоверности отчетных данных, следовательно тема данной курсовойработы очень актуальна
Целью данной курсовой работы являетсярассмотреть аудит как метод исследования систем управления.
Цель определила следующие задачи:
— изучить научно-методическуюлитературу по теме работы;
— исследовать сущность аудита, егосодержание, цели и задачи;
— определить место аудита в системеконтроля;
— рассмотреть аудит на примереконкретного предприятия;
— исследовать содержание,классификацию и организацию аудиторского контроля.
По цели можно выделить исследованияпрактические и научно-практические (образовательные). Есть исследования,предназначенные просто для разработки эффективных решений и достиженияжелаемого результата, но есть исследования, ориентированные на перспективу,обновление знаний, повышение образовательного уровня.
Можно строить исследования, привлекаяв той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научнойметодологии.
Исследования могут быть эмпирическогохарактера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший,непосредственный результат. Различаются исследования и по использованиюресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные поресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени — продолжительные инепродолжительные.
Стремление искать и видеть связиявляется главным фактором формирования системного мышления, которое весьманеобходимо современному менеджеру и без которого немыслим и исследовательскийподход к управлению.
Многие считают, что исследования —это задача научного работника в повседневной работе у менеджера дляисследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение.
В современном менеджментеисследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, —главным фактором повышения эффективности управления.
Таким образом, системныйподход обусловил новые качества аудита, его консультативную деятельность.
При системном подходеосуществляется формализация аудиторских процедур, позволяющих оптимизироватьпроведение проверок, начиная с подготовительной стадии и заканчиваясоставлением аудиторского заключения. Третий этап развития аудита — это егоориентация на предупреждение возможного риска при проведении проверок иликонсультаций, недопущение риска.
Особенность риска дляаудитора объясняется не только возможностью утраты репутации аудитором илиаудиторской фирмой и потери клиента, но и большими штрафами в тех случаях, еслииз-за непорядочности и неправильного заключения аудитора заказчику-клиентупричинен материальный ущерб.
В аудиторской практикевыделяются два основных направления деятельности: частный аудит и аудит позакону.
Исследования могут быть разными.
Необходимо видеть и понимать эторазнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности.
По цели можно выделить исследованияпрактические и научно-практические (образовательные).
1. Сущность аудита, егосодержание, цели изадачи
/>/>/>1.1 Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия
Контроль — важная функция управления.Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управленияфинансовыми средствами — неотъемлемая часть системы регулирования финансовымиотношениями.
В зависимости от субъекта и характерадеятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственныйи вневедомственный; в зависимости от объекта — на внутренний и внешний; взависимости от организации осуществления — на ревизионный (ревизия) и аудиторский(аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемыдокументального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа идругой инструментарий [3, с.68].
Государственный финансовый контрольрегламентируется законами Российской Федерации и другими нормативными актами(Приложение В).
В системе государственногофинансового контроля имеются специальные контрольные органы: Счетная палатаРоссийской Федерации, Департамент государственного финансового контроля иаудита Министерства финансов Российской Федерации.
В определенной мере функциигосударственного финансового контроля выполняют органы Министерства по налогами сборам, налоговая полиция, а также Центральный банк России, Федеральнаяслужба России по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенныйкомитет России, а также контрольные органы министерств и ведомств.
Объектами государственногофинансового контроля являются государственные органы и структуры, промышленныеи коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организациии учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственныесубсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательскиеструктуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности,регулируемой государством.
Основные задачи государственногофинансового контроля: проверка законности и правильности распределенияфинансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверкаэффективного и экономного расходования государственных средств; проверкаправильности расчета и уплаты налогов.
Контрольные органы государства могутвыполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если онинезависимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.
Элементами системы внутреннегоконтроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческийконтроль.
Внутренний контроль создается дляупорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политикируководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всейвнутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовойдеятельности.
При этом реализация целей управленияв системе внутреннего контроля возложена:
— во-первых, наорганизационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннююрегламентирующую нормативную документацию и т.п.);
— во-вторых, на специальные контрольныеподразделения — управления (отделы) внутреннего аудита [7, с.231].
Организация системы внутреннегоконтроля является прерогативой самого экономического субъекта.
В настоящее время подразделениявнутреннего аудита у экономических субъектов по-разному встраиваются в структурууправления экономического субъекта, поэтому условно внутренний аудит можноразделить на внутренний аудит акционеров и внутренний аудит исполнительногоруководства.
Первый из них часто называютнезависимым внутренним аудитом, так как внутренние аудиторы непосредственно неподчинены исполнительному руководству и, следовательно, по поручениюсобственников, акционеров могут осуществлять в том числе и проверкудеятельности самого исполнительного руководства.
Хотя аудиторская деятельность можетохватывать все экономические организации независимо от их организационно-правовыхформ и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательскиеструктуры, а предметом аудита — собственность акционеров и инвесторов.
Независимость — необходимое условиедеятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо ширенезависимости государственных контролеров-ревизоров.
При проведении аудита применяютсяспециальные приемы документального и фактического ревизионного контроля,методики ревизии отдельных объектов учета.
При проведении ревизионной проверкисоставления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могутбыть использованы нормы и стандарты аудита.
Так как аудит и ревизия являютсяспособами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, междуними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.
Отличие внешнего аудита от ревизии
1. Цели:
— аудит — выражение мнения по поводудостоверности финансовой отчетности;
— ревизия — выявление недостатков сцелью их устранения и наказания виновных.
2. Характер:
— аудит — предпринимательскаядеятельность;
— ревизия — исполнительскаядеятельность, выполнение распоряжений.
3. Основа взаимоотношений:
— аудит — добровольное осуществлениена основе договоров;
— ревизия — принудительноеосуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов.
4. Управленческие связи:
— аудит — горизонтальные связи,равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним;
— ревизия — вертикальные связи,назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.
5. Принцип оплаты услуг:
— аудит — платит клиент;
— ревизия — платит вышестоящее звеноили государственный орган.
6. Практические задачи:
— аудит — улучшение финансовогоположения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь иконсультирование клиента;
— ревизия — сохранение активов,пресечение и профилактика злоупотреблений.
7. Результаты:
— аудит — аудиторское заключение — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц,органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления исудебных органов.
— ревизия — акт ревизии — внутреннийдокумент для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему идругим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки.
1.2 Аудит как методисследования систем управления на примере фирмы «О'Брайн»
аудит ревизияпроверка риск управление
Фирма «О'Брайн»(США) является компанией средних размеров по производству сладостей. В течениепоследних двух лет она работала без прибыли. Высшее руководство компаниичувствовало, что трудности обусловлены плохой работой сбытовых служб. Для тогочтобы исправить ситуацию, руководство планировало ввести новуюкомпенсационно-поощрительную систему и принять на работу специалиста пообучению сбытовиков современным методам сбыта продукции. Однако передреализацией данного плана было решено нанять консультанта по маркетингу дляпроведения аудита маркетинговой деятельности. Аудитор обнаружил следующее:
1. Продуктовая линиякомпании производит в основном 18 продуктов, главным образом плитки сладостей.Два ведущих продукта, составляющие 76% объема продаж, находятся в стадиизрелости. Компания наблюдала за быстроразвивающимся рынком шоколадныхсладостей, однако не предприняла еще никаких реальных шагов по освоению этогорынка.
2. Компания недавноисследовала профиль своих потребителей. Ее продукцию прежде всего покупаютмалообеспеченные и престарелые потребители. Опрошенные оценили продукциюкомпании «О'Брайен» по сравнению с продукцией ее конкурентов как «среднегокачества и немного устаревшую».
3. «О'Брайн»продает свою продукцию большому числу оптовых и розничным торговцев сладостями.
Сбытовики компанииподдерживают контакты с большим числом розничных торговцев, советуя им, каклучше организовать демонстрацию продукции. Компания достигла хорошихрезультатов по проникновению в сеть малых розничных торговцев, однако не длявсех рыночных сегментов – так, быстроразвивающийся ресторанный сегмент осталсянеохваченным.
Главными элементамистратегии компании по отношению к посредникам являются: торговые скидки,эксклюзивные контракты, финансирование запасов.
В то же время «О'Брайен»не достигла заметных успехов в проникновении в другие торговые сети. Ееконкуренты полагаются в большей степени на рекламу для массовых потребителей исбыт через большие магазины.
4. Бюджет маркетингасоставляет 15% от объема продаж компании. В то же время эта цифра у конкурентовравняется 20%.
Большая часть бюджетарасходуется на поддержку деятельности сбытовиков, остатки средств вкладываютсяв рекламу. Стимулирование потребителей используется в ограниченных размерах.Рекламный бюджет в первую очередь расходуется на повторную рекламу основныхдвух продуктов компании.
Новые продуктыразрабатываются редко, и когда они появляются, то предлагаются розничнымторговцам методом «оказания давления».
5. Подразделениямаркетинга возглавляются вице-президентом по сбыту, которому подчиняютсяуправляющий сбытом, управляющий маркетинговыми исследованиями и управляющийрекламой. В силу прежнего опыта работы вице-президент по сбыту уделяет большевремени деятельности сбытовиков и не обращает внимания на выполнение другихфункций маркетинга. Сбытовики организованы по территориальному принципу, каждуютерриториальную группу возглавляет менеджер.
Маркетинговый аудиторпришел к выводу, что проблемы «О'Брайен» не могут быть решены путемулучшения работы сбытовиков. Проблемы сбытовиков являются следствием болееглубоких недостатков в работе компании.
Аудитор подготовил ипредставил руководству компании следующие результаты своей работы:
А. Результаты анализа:
1. Продуктовые линиикомпании опасно не сбалансированы.
Два ведущих продуктасоставляют 76% общего объема продаж и не имеют потенциала роста.
Пять из восемнадцатипродуктов являются бесприбыльными и не имеют потенциала роста.
2. Маркетинговые цели неявляются ясными и реалистичными.
3. Стратегия компании неучитывает новые возможности по выбору каналов доставки продукции потребителям ибыстро не реагирует на изменения рынка.
4. Деятельность компаниискорее определяется сбытом, чем маркетингом.
5. Комплекс маркетинганесбалансирован: слишком много средств расходуется на сбытовиков и очень мало –на рекламу.
6. В компании отсутствуютпроцедуры по успешной разработке и запуску в производство новой продукции.
7. Усилия компании посбыту продукции не обеспечивают должной прибыльности.
Б. Краткосрочныерекомендации:
1. Проверить существующуюпродуктовую линию и снять с производства наименее эффективные продукты, имеющиеограниченный потенциал роста.
2. Ряд маркетинговыхзатрат, направленных на поддержку зрелых продуктов, переориентировать напродукты, находящиеся на более ранних стадиях жизненного цикла.
3. Комплекс маркетинга,особенно для новых продуктов, переориентировать с прямых продаж на продвижениечерез национальную рекламную сеть.
4. Провести изучениепрофиля быстрорастущих сегментов рынка сладостей и разработать план проникновенияна эти сегменты.
5. Проинструктироватьсбытовиков не возобновлять контактов с малыми магазинами и не давать заказовменее чем на двадцать позиций. Ликвидировать дублирование усилий торговыхпредставителей и оптовых торговцев, направленных на реализацию одних и тех жепродуктов.
6. Начать выполнять планыповышения квалификации сбытовиков и улучшения системы стимулирования.
В. Среднесрочные идолгосрочные рекомендации
1. Нанять со стороныопытного вице-президента по маркетингу.
2. Выработать маркетинговыецели.
3. В организационнуюструктуру управления маркетингом ввести должность управляющего продуктом.
4. Начать программуразработки эффективных новых продуктов.
5. Разработатьпривлекательные названия продуктов.
6. Найти болееэффективные пути сбыта продукции через сети магазинов.
7. Увеличить уровеньзатрат на маркетинг до 20% от объема продаж.
8. Реорганизоватьдеятельность по сбыту продукции путем специализации работы сбытовиков поканалам доставки продукции.
9. Установить цели посбыту и разработать методику стимулирования труда сбытовиков в зависимости отполученной прибыли.
2. Аудиторский контроль,содержание, классификация и организация
2.1Содержание аудиторского контроля
Теоретических разработокв области аудита крайне редки в странах СНГ, т.е. отечественная практика аудитане нашла пока необходимого обобщения.
Поэтому содержание ифункции аудиторского контроля трактуются в различных пособиях, статьях и дажеучебниках неоднозначно, что отрицательно сказывается на развитии аудита.
Отдельные авторы считают «ревизию»синонимом «аудита», поэтому переносят полностью содержание, функции изадачи ревизии на аудит.
Другие — подменяютведомственную ревизию в отдельных отраслях хозяйствования на аудит.
Третьи — включают аудит всистему финансово-хозяйственного контроля как отдельный вид финансовогоконтроля, что более логично, поэтому данное направление необходимо сделатьнаиболее приемлемым и его следует развивать [1, с.56].
Финансово-хозяйственныйконтроль деятельности предприятий при рыночных отношениях и разных формахсобственности наполнился другим содержанием.
Возникла новая формафинансово-хозяйственного контроля — аудиторский контроль.
Это независимый контроль,который осуществляют аудиторские организации (фирмы) по договорам спредприятиями и предпринимателями, которому учитель поручил проверять урокидругих учеников, проверяющий).
Государственная налоговаяслужба и ее органы на местах имеют право требовать от субъектов хозяйствованияпри представлении годовых отчетов о финансово-хозяйственной деятельностизаключения (акты) о проверке аудитором (аудиторской организацией) достоверностибухгалтерского учета и отчетности. Аудиторские заключения в соответствии сзаконодательством имеют право требовать от субъектов хозяйствования учрежденияНационального банка Украины при выдаче кредитов, использовании государственногофинансирования в их деятельности. Этим же правом пользуются коммерческие банки,органы государственной статистики по вопросам их компетенции [8, с.344].
Аудит в странах сразвитой рыночной экономикой прошел в своем развитии определенный эволюционныйпуть.
Вначале аудит был лишьорудием проверки и подтверждения достоверности бухгалтерских документов иотчетов, затем он стал системно-ориентированным на активизацию экономическойдеятельности.
При этом с цельюпредупреждения ошибок основные усилия были направлены на повышениеэффективности системы управления предприятием и прежде всего системы еговнутреннего контроля, что положительно отразилось на точности учета идостоверности отчетных данных.
Таким образом, системныйподход обусловил новые качества аудита, его консультативную деятельность.
При системном подходеосуществляется формализация аудиторских процедур, позволяющих оптимизироватьпроведение проверок, начиная с подготовительной стадии и заканчиваясоставлением аудиторского заключения. Третий этап развития аудита — это егоориентация на предупреждение возможного риска при проведении проверок или консультаций,недопущение риска.
Особенность риска дляаудитора объясняется не только возможностью утраты репутации аудитором илиаудиторской фирмой и потери клиента, но и большими штрафами в тех случаях, еслииз-за непорядочности и неправильного заключения аудитора заказчику-клиентупричинен материальный ущерб.
В аудиторской практикевыделяются два основных направления деятельности: частный аудит и аудит позакону.
Под термином «частныйаудит» следует понимать аудит, осуществляемый по желанию заинтересованнойстороны (партнера по компании) в частном порядке по договоренности, независимоот того, предусмотрена ли такая проверка законом.
Аудит по закону(обязательный) является необходимой мерой защиты интересов учредителей(акционеров, участников капитала) и государства от непреднамеренного искаженияв отчетности показателей предпринимательской деятельности. Каждая компания сограниченной ответственностью по закону обязана приглашать квалифицированногоаудитора для проверки своих бухгалтерских счетов (Приложение Б).
Характер и масштабычастного аудита зависят в основном от заинтересованного клиента.
Масштабы аудита по законучетко обозначены, и изменять их ни директора, ни акционеры, ни даже аудиторыкомпании-клиента не имеют права.
Проводят аудитпреимущественно после окончания отчетного периода и отражения деятельностипредприятия в бухгалтерском учете и отчетности. На практике такое четкоеразграничение аудиторской и бухгалтерской работы не всегда возможно, особеннопри частном аудите в небольших компаниях.
Мелкие фирмы часто неутруждают себя заданиями ведения бухгалтерских книг и составлением отчетов,возлагают это на аудиторов. Необходимо указать, что в таких ситуацияхбухгалтерские отчеты не являются составляющей аудита. Скорее наоборот, дляобъективной оценки проверки этому аудитору не следует выполнять контрольныефункции [11, с.123].
Содержание аудиторскогоконтроля как одной из форм финансово-хозяйственного контроля состоит изэкспертной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия по даннымбухгалтерского учета, баланса, отчетности, внутреннего аудита.
Внутренний аудит решаетдля клиента следующие задачи: изучает систему контроля активов; проверяетсоответствие действующего контроля политике компании; анализирует ситуациириска и предупреждения банкротства; использует ноу-хау для увеличения прибыли иэффективности новой технологии, принимает другие меры, содействующие развитиюкомпании в финансовом бизнесе. Внутренний аудит осуществляется напредварительной стадии выполнения коммерческого, технологического илифинансового соглашения, в процессе его прохождения и после завершения, даетэкспертную научно обоснованную оценку хозяйственным операциям и процессам, ноон не подменяет внутрихозяйственный контроль. По заданию собственника функциямиконтроля являются сохранность ценностей, выявление конкретных виновниковвыпуска бракованной продукции из-за нарушения технологии производства и другихнегативных явлений, ставших первопричиной убытков.
В мировой практикебизнеса аудиторский контроль основан на взаимной заинтересованности предприятий(фирм) со стороны собственников (акционеров), государства в лице налоговойслужбы, аудита в реализации своих услуг.
В своей деятельностиаудиторская организация (фирма) руководствуется законодательством исобственными хозрасчетными отношениями.
В условиях конкурентнойборьбы в аудиторском бизнесе это экономически содействует качественномупроведению контрольных проверок.
В свою очередь,предприятие имеет возможность выбора квалифицированного, независимого откакого-либо ведомства контролера-ревизора (аудитора), а государство —обеспечения контроля достоверности финансовой отчетности и как результат —правильности налогообложения, не расходуя на это средства государственногобюджета.
Аудиторская формаконтроля прежде всего распространяется на международные концерны, ассоциации,объединения, акционерные, арендные, совместные, а также другие предприятия, невходящие в подчинение министерств и ведомств, коммерческие банки, кооперативы идругие организации.
Организационное иметодическое обеспечение является базисом всей системы финансово-хозяйственногоконтроля, в том числе и его важнейшего вида — аудиторского.
Без единого подхода кфункциям аудита (многие авторы не считают его видом финансового контроля)нельзя провести классификацию организационных форм аудиторского контроля.
Не имея единогометодического подхода в части классификации аудиторского контроля, нельзядостигнуть комплексного решения его организации и методологии [4, с.39].
Аудиторский контроль —аудит — в зависимости от задания заказчика выполняет функции предварительного,перманентного (текущего, оперативного), ретроспективного (послеоперационного) истратегического видов финансово-хозяйственного контроля.
Аудит имеет единыйпредмет и метод с другими видами контроля (ревизия, тематические проверки и т.п.), поэтому использует те же источники информации, методические приемы иконтрольно-ревизионные процедуры.
Классификация аудиторскогоконтроля финансово-хозяйственной деятельности (Приложение А)
По организационным признакамаудит подразделяется на регламентированный, договорный, внутренний (ведомственный)и государственный.
Проведениерегламентированного аудита регулируется законодательством и нормативнымиактами, которыми определены субъекты хозяйственной деятельности, подлежащиеобязательному аудиту, например, по данным годового финансового отчета офинансово-хозяйственной деятельности до представления его налоговым службам илив сроки, определенные органами государственного управления; при получениибанковского кредита — обязательное представление заемщиком заключения аудиторао его финансовом состоянии.
Перед эмиссией ценныхбумаг эмитент обязан согласно правилам представить заключение аудитора о егофинансовом состоянии.
В частности, по даннымбухгалтерского учета, баланса и отчетности субъекта хозяйствования в заключенииаудитора должны быть отражены следующие показатели: общий размер прибыли иисточники ее формирования; сумма уплаченных налогов; прибыль, подлежащаяраспределению между акционерами; размер капитализированной прибыли (с разбивкойпо фондам); сумма прибыли, отчисленной в резервный фонд; другие направленияиспользования прибыли (расшифровываются).
Договорный — объектаудита, объем работ, период и сроки их выполнения обусловливаются договороммежду субъектом предпринимательской деятельности и аудиторской организацией(аудитором).
Внутренний(ведомственный) аудит — проводится собственником в зависимости от потребностиуправления маркетингом, определения платежеспособности и предупреждениябанкротства.
Применяется он как напредприятиях, так и внутри компаний, концернов и др.
Государственный —аудиторские подразделения налоговых служб, которые непосредственно уплательщиков налогов (юридических и физических лиц) проверяют состояние учетахозяйственных операции и отражение их в финансовой отчетности, полноту исвоевременность начисления и уплаты налогов в государственный и муниципальныйбюджеты, финансовые фонды и др.
По процессуальнымпризнакам, т.е. участию в процессе проведения аудита различных специалистов иаудиторских организаций, аудит подразделяется на одно-, многопредметный(комплексный), комиссионный.
Однопредметный —исследуется вопрос одного вида (предмета) аудита — платежеспособности, эмиссииценных бумаг и др.
Многопредметный —комплексный аудит стратегии управления маркетингом, выполнения народнохозяйственныхпрограмм, поэтому в нем принимают участие специалисты разных профессий, а такжеразличных аудиторских организаций.
Комплексный аудит можетвыполняться локально, когда каждый аудитор исследует вопросы, относящиеся к егокомпетенции (предмету).
Свои заключения онипередают заказчику для обобщения и комплексной оценки в зависимости от егопотребностей.
Комиссионный аудитпроводится несколькими специалистами разных профессий, но одной аудиторскойорганизации, поэтому обобщение делается в одном заключении, котороеподписывается всеми аудиторами, принимавшими в нем участие.
Этот аудитосуществляется, как правило, аудиторскими фирмами, которые назначают одного изаудиторов руководителем.
Обязанностью его являетсясинтезирование результатов исследования разных аудиторов, принимавших участие вкомиссионном аудите.
Руководитель аудиторскойгруппы должен иметь наибольшие познания в отрасли методологиифинансово-хозяйственного контроля, методики экономических исследований, уметьсинтезировать выводы других аудиторов(экономистов, социологов, технологов),имеющих отношение к одной программе исследования, т.е. классифицироватьаудиторскую идентификацию их [4, с.48].
Изложенная классификация попроцессуальным признакам предусмотрена нормами процессуального права,относящимися к экономическим экспертизам, поэтому их правомерно применять втеории и практике аудита.
2.2 Функции аудиторскогоконтроля
По содержанию и функциямв управлении финансово-хозяйственной деятельностью аудит подразделяют напредупредительный, перманентный (текущий), ретроспективный (послеоперационный)и стратегический.
Предупредительный — этоаудит, целью которого есть предупреждение разного рода конфликтных ситуаций вфинансово-хозяйственной деятельности до их возникновения, т.е. на стадииподготовки технологии производства, до проведения маркетинговых операций и др.
Проводится онпреимущественно внутренним аудитом, действующим в структуре предприятия какспециальное подразделение или этими функциями наделено контрольно-ревизионноеподразделение.
Перманентный — это аудит,который проводится непрерывно в процессе финансово-хозяйственной деятельностипредприятия.
Целью его являетсяобеспечение менеджеров информацией об отклонениях производственных процессов отзаданных параметров, финансовой стабильности в маркетинговой деятельности,конкурентоспособности произведенной продукции, работ и услуг на внутреннем изарубежном рынках.
Перманентный аудитосуществляется внутренним аудиторским подразделением предприятия или внешнимаудитом на договорных началах.
Ретроспективный — этоаудит, который проводится после выполнения хозяйственных операцийпреимущественно за прошлый год. Проводится он внешними аудиторскимиорганизациями, аудиторами.
Внешний аудит выполняютаудиторские фирмы по договорам с заказчиками — предприятиями ипредпринимателями. В соответствии с этими договорами заказчик направляетаудиторской фирме заказ, в котором указывает конкретные вопросы для решенияаудитом. Вопросы эти касаются проверки состояния финансово-хозяйственнойдеятельности по данным бухгалтерского учета, баланса и отчетности. При этомаудит определяет соответствие этой деятельности законодательству, а такжедостоверность ее отражения в системе бухгалтерского учета и отчетности. Надоговорных началах аудиторская фирма предоставляет предприятию-заказчику разныеаудиторские услуги по совершенствованию бухгалтерского учета и контроляфинансово-хозяйственной деятельности, консультации и рекомендации по вопросамбизнеса.
По результатам проверкипри внешнем аудите аудитор составляет заключение, в котором дает оценкусостоянию учета, внутрихозяйственного контроля и достоверности отчетностипредприятия, а также другим сторонам его деятельности.
Ретроспективный аудитпроводится с участием руководителя предприятия, ответственного за егодеятельность, и главного бухгалтера, на которого возложена ответственность заотражение этой деятельности в системе бухгалтерского учета и отчетности. Наосновании акта аудиторской проверки аудитор составляет заключение, в которомуказывает достоверность годового бухгалтерского отчета и соответствие егонормативным актам.
В случае отрицательногозаключения аудитора подтвердить достоверность годового отчета предприятиеобязано исправить отмеченные недостатки и представить исправленный отчет навторичную аудиторскую проверку [9, с.346].Стратегический — это аудит, которыйрешает вопросы стратегии развития фирмы, компании в перспективе. Прежде всегоэто относится к маркетинговой деятельности.
Маркетинг — этодинамическая система прогнозного бизнеса, поэтому компании периодическиосуществляют так называемую ревизию маркетинга.
Ревизия маркетинга — этокомплексное, системное, непредвзятое и регулярное аудиторское исследованиемаркетинговой среды фирмы, ее задач, стратегии и оперативной деятельности сцелью выявления возникающих проблем, а также открывающихся возможностей,разработки рекомендаций относительно плана действий по совершенствованиюмаркетинговой деятельности фирмы./>
Заключение
Результат исследования системуправления представляет собой практические рекомендации по изменению тех илииных сторон ее функционирования, повышению качества управленческой деятельностименеджера и всего персонала управления.
Эти рекомендации могутбыть социально-психологического, экономического, организационного содержания,они могут относиться к области информационного обеспечения управления,мотивации управления, изменения условий деятельности, учета дополнительныхфакторов развития фирмы, качества деятельности, оценки тенденций развития,конкурентоспособности и пр.
Внутренний аудит решаетдля клиента следующие задачи: изучает систему контроля активов; проверяетсоответствие действующего контроля политике компании; анализирует ситуациириска и предупреждения банкротства; использует ноу-хау для увеличения прибыли иэффективности новой технологии, принимает другие меры, содействующие развитиюкомпании в финансовом бизнесе.
Внутренний аудитосуществляется на предварительной стадии выполнения коммерческого,технологического или финансового соглашения, в процессе его прохождения и послезавершения, дает экспертную научно обоснованную оценку хозяйственным операциями процессам, но он не подменяет внутрихозяйственный контроль.
По заданию собственникафункциями контроля являются сохранность ценностей, выявление конкретныхвиновников выпуска бракованной продукции из-за нарушения технологиипроизводства и других негативных явлений, ставших первопричиной убытков.
Внешний аудит выполняютаудиторские фирмы по договорам с заказчиками — предприятиями и предпринимателями.
В соответствии с этимидоговорами заказчик направляет аудиторской фирме заказ, в котором указываетконкретные вопросы для решения аудитом. Вопросы эти касаются проверки состоянияфинансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета, баланса иотчетности.
При этом аудит определяетсоответствие этой деятельности законодательству, а также достоверность ееотражения в системе бухгалтерского учета и отчетности.
На договорных началахаудиторская фирма предоставляет предприятию-заказчику разные аудиторские услугипо совершенствованию бухгалтерского учета и контроля финансово-хозяйственнойдеятельности, консультации и рекомендации по вопросам бизнеса.
Методология исследований предполагаетуяснение его целей, подходов и выбора конкретных методов. От этого зависитэффективность и практическая значимость исследования.
Организация исследования предполагаетопределение того, кто, как, в каких условиях (время, требования, функции,полномочия, обеспечение и пр.) будет проводить исследование, чем обеспечиваетсяслаженность и согласованность исследовательской деятельности.
Результат исследования — это возможности,которые позволяют повысить эффективность управления и обеспечить устойчивое иперспективное развитие фирмы. Но качество исследования характеризует не толькорезультат, но и его процессуальные характеристики: использование ресурсов,социально-психологическая атмосфера, опора на компьютерные технологии обработкиинформации, связь с текущей деятельностью персонала, тип организации.
Сопоставление и соразмерность общейвеличины использованных в процессе исследования ресурсов и полученногорезультата характеризует эффективность исследования. Не всегда существуетвозможность корректной и определенной оценки эффективности исследования.
Все зависит от характера проблемы,типа исследования, цели. Но существуют разные методы такой оценки, варьированиекоторых расширяет такие возможности.
Инновационный и исследовательскийпотенциал современного менеджера определяется не только его установками наисследование, но и характером образования, структурой знаний, навыкамитворческой деятельности, типом профессионального мышления.
Способность к исследовательскойдеятельности характеризует также такую важную черту менеджера, как искусствоуправления, которое немыслимо без исследования, творчества, стремления кглубокому осмыслению всех проблем, решаемых посредством разработкиуправленческих решений.
Исследовательский подход должен бытьприсущ не только менеджеру, но и всему персоналу управления. В конечном счете,исследовательский потенциал — это не только качества менеджера, но ихарактеристика всего персонала управления. Отсюда следуетсоциально-психологическая и организационная установка управления, определяющаястиль управления и образ (имидж) менеджера. Осознание этого является важнымэлементом формирования профессионального сознания менеджера.
Глоссарий Акт ревизии внутренний документ для контролирующего органа Аудит и ревизия Способы организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Внутренний аудит внутренний аудит акционеров и внутренний аудит исполнительного руководства Контроль неотъемлемая часть системы регулирования финансовых отношений Независимость необходимое условие деятельности аудиторов Независимый внутренний аудит Аудиторы непосредственно не подчинены исполнительному руководству Объект контроля Государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения финансируемые за счет бюджетных средств Основные задачи контроля проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств, правильность расчета и уплаты налогов
Специальные контрольные органы
государственного
контроля Счетная палата Российской Федерации, Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, а также Министерство по налогам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет, контрольные органы министерств и ведомств Элементы контроля внутренний аудит и управленческий контроль
Список использованныхисточников
1. Роль объективного и субъективногов управлении производством .: М.: Экономика, 2004.-324 с.
2. Елфимов Г. М. Возникновение нового// М.: Мысль, 2005.- 206 с.
3. Коган Л. Н. Социальное планирование:работа, образование, быт // М., 2005.- 344 с.
4. Коротков Э. М. Концепцияменеджмента // М.: «ДеКА», 2006.- 326 с.
5. Мончев Н. Разработки инововведения / Пер. с болг. // М., 2005.- 344 с.
6. Проблемы методологии социальногоисследования // — Л., 2004.- 432 с.
7. Рейльян Я. Р. Основа принятия управленческих решений //М.:Финансы и статистика, 2003.- 344 с.
8. Соколов Я. В. Очерки по истории бухгалтерского учета. М.:Финансы и статистика, 2004.- 424 с.
9. Сичивица О. М. Методы и форманаучного познания // М.: Высшая школа, 2002.- 323 с.
10. Социальное познание и управление/ Под ред. С. И. Попова. Б.И. Сюсюкалова // М.: Мысль, 2005.- 326 с.
11.Системные исследования: ЕжегодникАкадемии наук СССР // М.: Наука, 1976 — 2005.- 328 с.
12. Управление, планирование иорганизация научных и технических исследований. Т. 1, 3 // М., 2004.- 234 с.
Приложение А
Классификацияаудиторского контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия
/>
Приложение Б
График роста лизинга вРоссии
/>
Тп — Точка пика состояния— при улучшении состояния предприятий в особенностях рыночной экономики России