Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудиторская проверка операций с денежными средствами

Содержание
Введение1. Аудит формирования финансовыхрезультатов и использования прибыли
1.1 Аудит резервных фондов1.2 Аудит кассовых операций1.3 Аудит операций по движениюденежных средств на расчетном и специальных счетах в банках1.4 Аудит валютных операций1.5 Аудит финансовых вложений2.Проверка соответствия бухгалтерскойотчетности требованиям действующего законодательства
2.1 Выявление ошибок и нарушений3. Анализ финансового состоянияпредприятия и результатов его деятельности
3.1 Этапы финансового анализа
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Аудит в западной теории и практике принято считатьпроцессом, посредством которого независимый работник накапливает и оценивает свидетельствооб информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственнойсистеме, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этойинформации установленным критериям.
Основа аудиторского контроля — взаимная заинтересованностьгосударства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности.
В условиях плановой экономики потребность в независимомфинансовом контроле в России не возникала. Его вполне заменяла система ведомственногои вневедомственного контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотребленийв финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности,нахождение и наказание виновных.
Развитие рыночных отношений обусловливает необходимостьпринятия большого количества новых нормативных документов бухгалтерского учета иотчетности, налогообложения и порядка формирования себестоимости продукции. В связис этим появились первые нарушения в соблюдении требований нормативных документов,относящихся к хозяйственной деятельности предприятия.
Органы, на которые возлагались обязанности по оказаниюпомощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов,сами, в силу их малочисленности и перегруженности работой, оказались не готовы ктакой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы и другиевиды услуг.
Собственники, и прежде всего коллективные собственники,а также кредиторы не могут самостоятельно убедиться в том, что все многочисленныеоперации предприятия законны и правильно отражены в отчетности. Так как они не имеютдоступа к учетным записям, соответствующего опыта, то обычно нуждаются в услугахаудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятийи соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений вобласти экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы государственным органам,судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчетности.Понятие аудита намного шире, чем ревизии или другие формы контроля, так как включаетв себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработкупредположений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализациирасходов и оптимизации налогов. Понятие аудиторской деятельности определяется Закономоб аудиторской деятельности в РФ.
Аудит представляет собой предпринимательскую деятельностьаудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской илифинансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций,налоговых деклараций и других видов финансовых обязательств и требований экономическихсубъектов на договорной основе.
В условиях централизованного управления экономикойне возникало потребности в независимом финансовом контроле. Его вполне заменяласистема ведомственного контроля, которая была направлена на выявление упущений излоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, выявление ошибоки наказание виновных.
В период перестройки в России стали создаваться совместныепредприятия, страховые организации, инвестиционные фонды, созданные за счет взносовюридических и физических лиц. Учредителям стало, рискованно полагаться на информациюо деятельности таких предприятий только с подачи их руководителей.
Возникла потребность в независимом аудите. Другимипричинами, обусловившими возникновение аудита, можно назвать необходимость специальныхзнаний для проверки информации о работе предприятий, отсутствие доступа к информациии оценку качества финансовой отчетности. Сегодня аудиторская деятельность представляетсобой предпринимательскую деятельность по проведению независимых проверок бухгалтерскойотчетности, финансовых обязательств и требований на договорной основе.
В настоящее время действует Федеральный закон «Обаудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. 119-ФЗ. До этого применялись Временныеправила аудиторской деятельности в РФ, утвержденные Указом Президента РФ от 22.12.1993г. № 2263.
Аудитор — квалифицированный специалист, аттестованныйна право осуществления аудиторской деятельности в установленном законодательствомпорядке. Аудиторы должны обладать глубокими знаниями. Кроме того, к ним предъявляюти высокие моральные требования.
1. Аудит формирования финансовых результатов ииспользования прибыли
 
В ходе проверкиправильности формирования финансовых результатов и использования прибыли аудитордолжен решить следующие задачи:
– установить правильностьопределения и отражения в учете прибыли (убытков) от реализации продукции, основныхсредств и другого имущества;
– проанализироватьправильность учета операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов;
– выяснить правомерностьи обоснованность использования чистой прибыли.
Результаты проверкиправильности определения прибыли от реализации в значительной степени зависят откачества про ведения контрольных процедур на предыдущих стадиях аудита предприятия,в частности, на этапах контроля процесса производства и реализации продукции, проверкиосновных средств и другого имущества, аудита расчетных операций. Правильное исчислениевыручки от реализации и себестоимости реализованной продукции, доходов и расходов,связанных с реализацией другого имущества, объективно предопределяет и точный подсчетфинансового результата по этим операциям. По этому аудитору достаточно констатироватьсоответствие сумм прибыли, отраженных в учетных регистрах по счетам 46 «Реализацияпродукции (работ, услуг)», 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48«Реализация прочих активов», аналогичным суммам, зафиксированным в учетных регистрахпо счету 80 «Прибыли и убытки».
Основное вниманиена этом этапе проверки аудитор должен уделить анализу операционных, внереализационныхи чрезвычайных доходов и расходов. Чтобы выяснить обоснованность отражения в учетесоответствующих доходов и расходов, аудитору необходимо изучить различные документы,удостоверяющие факт их возникновения и величину.
Так, затратыпо аннулированным производственным заказам и на производство, не давшее продукции,должны подтверждаться: договором купли-продажи, поставки продукции; счетами, платежнымипоручениями; накладными, актами сдачи-приемки выполненных работ; соглашениями, письмами,протоколами о расторжении договора.
Учет расходовна содержание законсервированных производственных мощностей должен производиться при наличии:приказа руководителя предприятия (определяющего перечень консервируемых объектов,причины консервации, состав и размеры затрат, источники финансирования); сметы затратна содержание законсервированных мощностей; первичных документов по оформлению расходов(ведомости начисленной заработной платы, платежные поручения, акты приемки-передачии др.).
Потери от стихийныхбедствий, пожаров, аварий, хищений и других чрезвычайных событий должны быть оформлены:актом, удостоверяющим такое событие и подписанным руководителем предприятия, незаинтересованнымилицами и специалистами (пожарные, ГИБДД и др.); расчетом бухгалтерии (сметой) понесенныхубытков; заключением эксперта о возможности восстановления испорченного имущества;решением суда об установлении виновного лица и присуждении ему убытков; платежнымипоручениями на суммы возмещения убытков и др.
Списание дебиторскойзадолженности с истекшим сроком исковой давности может производиться на основании:договора купли-продажи, поставки продукции; банковских документов, подтверждающихперечисление денежных средств поставщику; счетов-фактур, накладных на отгруженнуюпокупателям продукцию.
Обоснованностьсоздания резерва сомнительных долгов должна подтверждаться: 1) договором купли-продажи,поставки продукции; 2) накладными на отгрузку продукции, актами сдачи-приемки выполненныхработ; 3) актом инвентаризации дебиторской задолженности; 4) актами сверки расчетовмежду дебитором и кредитором; 5) решением арбитражного суда о признании пред приятия-дебиторабанкротом; 6) выпиской из Российского государственного реестра юридических лиц оликвидации предприятия-дебитора; 7) решением суда об отказе в иске к дебитору; 8)справкой органов МВД о невозможности розыска дебитора.
Суммы штрафов,пени, неустоек и других санкций за на рушение условий хозяйственных договоров устанавливаются на основании:решения суда, договора купли-продажи, постав ки продукции, письменного подтверждениядобровольного признания претензий поставщиков (покупателей), платежных поручений.
Размеры понесенныхсудебных издержек и арбитражных расходов выясняются по данным решений суда, платежных поручений.Суммы налогов, относимых на финансовые результаты, проверяются по данным налоговыхрасчетов (деклараций).
Прибыли (убытки)по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, должны быть подтверждены: договоромкупли-продажи, поставки продукции; счетами, платежными поручениями; накладными,актами приемки-передачи, письмами; бухгалтерскими справками (расчетами); актамидоку ментальной проверки органами налоговой инспекции.
Суммы положительных(отрицательных) курсовых разниц по валютным операциям устанавливаются по данным:валютного контракта (договора); платежных поручений и банковских выписок по валютнымсчетам; грузовых таможенных деклараций, накладных, счетов, инвойсов, коносаментови др.
Доходы от долевогоучастия в деятельности других предприятий, дивиденды (проценты) по акциям, облигациями другим ценным бумагам (в том числе государственным) проверяются по данным извещений,авизо предприятий-эмитентов, выписок по счету «депо». Своевременность включенияв состав доходов поступлений от сдачи имущества в аренду, процентов по пре доставленнымзаймам выясняется по данным соответствую щих договоров о размерах и сроках такихплатежей.
Аудитору необходимотакже проследить, не было ли в отчетном периоде случаев необоснованного включенияв состав внереализационных расходов сумм штрафов, налагаемых на логовыми и другимиконтролирующими органами, процентов по полученным займам; убытков от безвозмезднойпередачи имущества и т.п., в то время как такие затраты должны про изводиться засчет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.
Как свидетельствуетаудиторская практика, типичными ошибками, которые выявляютсяв ходе проверки формирования финансовых результатов и использования прибыли, являютсяследующие:
– включение всостав внереализационных расходов сумм штрафов, налагаемых налоговой инспекциейи другими контролирующими органами;
- неправомерноеиспользование прибыли отчетного года;
- невернаякорреспонденция счетов при отражении внереализационных доходов и расходов;
- использованиесредств специальных фондов на цели, не предусмотренные положениями об этих фондах.
1.1 Аудит резервныхфондов
 
Проверка правильностиформирования и использования различных фондов и резервов, создаваемых на предприятии,должна опираться на сведения, полученные аудитором при изучении положений учредительныхдокументов, решений собраний учредителей (собственников), учетной политики. В этихдокументах должны быть раскрыты источники, порядок формирования и использованиятаких фондов и резервов. При этом должны неукоснительно соблюдаться требования нормативныхактов, регулирующих налогообложение деятельности предприятий.
Создание различныхоценочных резервов (по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги)должно быть предусмотрено учетной политикой. В ходе проверки аудитор должен убедиться,что указанные резервы созданы на предприятии за счет средств валовой прибыли, нопри этом сумма резерва под обесценение вложений в ценные бумаги не уменьшает налогооблагаемуюприбыль.
В следующем годусуммы сомнительных долгов, под которые создавался резерв, списываются за счет этогорезерва в установленные сроки. Неиспользованная часть резерва (по задолженности,которая была погашена «сомнительным» дебитором) в конце года присоединяется к налогооблагаемойприбыли.
Резерв под обесценениевложений в ценные бумаги используется для покрытия разницы между балансовой стоимостьюценных бумаг и их курсовой (биржевой) стоимостью, если в конце года курсовая стоимостьценных бумаг оказалась ниже балансовой. При этом в балансе предприятия ценные бумагибудут отражены по наименьшей из двух оценок. Если обесценение не произошло (курсоваястоимость ценных бумаг осталась выше балансовой), то созданный ранее резерв восстанавливаетсяв составе валовой прибыли.
В процессе проверкиопераций по формированию и использованию средств резервных фондов (резервов),учтенных на счете 86 «Резервный капитал», аудитор выясняет состав источников ихсоздания (за счет чистой прибыли на сумму не менее 15% от величины уставного капитала)и направления расходования (покрытие убытков и др.). Устанавливается правильностьдокументального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета этих операций.
Затем аудиторизучает фактический порядок использования прибыли, остающейся в распоряжениипредприятия после налогообложения, и его соответствие порядку, сформулированномув учредительных документах, учетной политике: путем предварительного распределенияее по фондам или без такого распределения.
В первом случаеаудитор проверяет правильность формирования специальных фондов (накопления, потребления,социальной сферы и др.), обоснованность расходования средств фондов первичными документами,положениями и утвержденными сметами. Кроме того, устанавливается правильность отраженияуказанных операций на различных субсчетах счета 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытыйубыток)». Во втором случае аудитор подтверждает направления использованиячистой прибыли, осуществляемого не посредственно с одного счета 88. Аудитор долженподтвердить, что и в том, и в другом случае в текущем году расходовалась толькоприбыль, полученная в предыдущих отчетных годах. Авансовое использование прибылитекущего отчетного года является прямым нарушением имущественных интересов акционеров(собственников) предприятия.
В заключение аудитордолжен установить правильность применяемых схем корреспонденции счетов поучету формирования финансовых результатов и использования прибыли, включая проверкуопераций по реформации баланса. Обоснованность сделанных в учетных регистрах записейпо каждому из проверяемых счетов аудитор должен установить путем анализа (прослеживания)первичных документов, послуживших основанием для совершения хозяйственных операций.
Выявленные в ходепроверки ошибки и нарушения аудитор регистрирует в рабочих документах и определяетих количественное влияние на показатели отчетности.
1.2 Аудит кассовых операций
Аудит кассовыхопераций должен проводиться в соответствии с разработанной программой по следующимнаправлениям: 1) проверка правильности документального оформления операций по кассе;2) оценка полноты и своевременности оприходования денежных средств; 3) анализ правильностисписания денежных средств в расход; 4) проверка соблюдения кассовой дисциплины;5) выяснение правильности отражения кассовых операций в учете.
Приступая к проверкекассовых операций, аудитор выясняет правильность их документального оформления (полнотазаполнения реквизитов приходных и расходных документов; обязательная регистрацияприходных и расходных ордеров, платежных ведомостей и др.; наличие подписей ответственныхлиц и получателей денежных средств; отсутствие исправлений, подчисток и т.п.). Дляэтого изучаются отчеты кассира с приложенными первичными документами и кассоваякнига. Если на предприятии учет кассовых операций компьютеризирован и вместо кассовойкниги ведется кассовый дневник, аудитор должен убедиться самостоятельно или с привлечениемэксперта в защищенности программы от несанкционированного д ступа кассира и другихлиц с целью изменения нумерации документов.
Далее аудитор устанавливаетзаконность совершения кассовых операций, соответствие их требованиям нормативныхдокументов. В зависимости от объема кассовых операций и степени доверия аудиторак системе внутреннего контроля на предприятии может быть осуществлена сплошная иливыборочная проверка кассовых документов.
В выборку, какправило, включаются все документы за один или два квартала, или за один месяц вкаждом квартале отчетного периода. Если доля ошибок и неправильно оформленных документовпревысит долю, обоснованную во внутри фирменных аудиторских стандартах (например,5%), целесообразно проверить и остальные кассовые документы.
При проверке кассовых операцийособое внимание уделяется выявлению полноты, своевременности и правильности оприходованияденежной наличности (поступлений из банка, возврата подотчетных сумм, выручки, взносоварендной платы и других операционных и внереализационных доходов). Поступления избанка проверяются путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выпискахбанка и приходных кассовых ордерах. Поступление выручки изучается путем сверки суммв приходных кассовых ордерах, накладных и счетах-фактурах, лентах кассового аппаратаи др. Воз врат неиспользованных авансов анализируется по приходным кассовым ордерам.Операционные и внереализационные до ходы должны подтверждаться соответствующимидоговора ми, актами, справками.
Проверяя расходованиеналичных денег из кассы, аудитор должен обратить внимание на юридическую обоснованностьвыдачи денег (наличие приказов на премирование сотрудников, на оказание материальнойпомощи, на командировки, на выдачу средств на представительские расходы, доверенностейот сторонних предприятий и организаций, исполнительных листов и др.). Устанавливаетсятакже целевое использование средств, полученных из банка по чеку (на зарплату, навыплату различных пособий, на командировочные, хозяйственные, представительскиерасходы и др.), соблюдение лимита кассы.
Одновременно следуетпроверить обоснованность выделения НДС в приходных и расходных кассовых документах,отражения его в учете. Выясняется также соблюдение установленного лимита расчетаналичными деньгами между юридическими лицами. Устанавливаются факты оплаты сотрудникампроизведенных хозяйственных расходов без оформления авансовых отчетов, повторнойоплаты по ранее оформленным документам, выплат «подставным» лицам, присвоения денежныхсумм по подложным документам и др.
В заключение исследуетсяправильность указанной в учетных регистрах по счету 50 «Касса» корреспонденции счетов,подсчета оборотов и остатков по счету. Для этого сверяются данные кассовой книги,отчета кассира и учетного регистра за соответствующий месяц проверяемого периодапо датам. Выявленные расхождения между сравниваемыми показателями означают наличиеошибок, которые могут быть как непреднамеренными, вызванными невнимательностью бухгалтерапри подсчете, так и преднамеренны ми. Последние требуют получения письменных объясненийи оперативного информирования руководителя предприятия. В любом случае обнаруженныеаудитором ошибки и недостоверные данные обязательно регистрируются в его рабочихдокументах, и определяется их количественное влияние на показатели отчетности.
Как свидетельствуетопыт аудиторских проверок, наиболее распространенными ошибками, которые выявляютсяв ходе проверки кассовых операций, являются следующие:
– отсутствие первичныхкассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;
– выплаты подотчетнымлицам на основании оправдательных документов, подтверждающих расходы, без оформленияавансовых отчетов;
– несоблюдениеустановленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;
– некорректноеотражение кассовых операций в учетных регистрах;
– арифметическиеошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета.
1.3 Аудит операций по движению денежных средств на расчетном и специальныхсчетах в банках
При проверке банковскихопераций особое внимание аудитор должен обратить на соблюдение действующего законодательствапри их осуществлении. Проверка проводится по всем счетам, открытым предприятиемв банках, и прежде всего по расчетному счету. Предварительно сверяются остатки насчетах по выпискам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам51 «Расчетный счет», 55 «Специальные счета в банках», 56 «Денежные документы», 57«Переводы в пути» в учетных регистрах и в Главной книге. При наличии расхожденийвыясняются их причины.
Анализ операций,совершенных в отчетном периоде, осуществляется путем тщательного изучения выписокс приложенными к ним платежными документами. Такая проверка позволяет выявить бездокументальноесписание средств или перечисление средств на одни цели, в то время как приложенныедокументы подтверждают другие цели. Одновременно банковские документы изучаютсяпо существу. Аудитору необходимо выяснить: 1) допускаются ли незаконные банковскиеоперации (при отсутствии договоров между предприятиями, по бестоварным счетам ит.п.); 2) полноту и своевременность оприходования оплаченных товарно-материальныхценностей, достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов;3) правильность и законность операций с аккредитивами, векселями и др.
При проверке поступившихна счета денежных средств следует установить правильность их учета и полноту зачисления.Перечисленную покупателями выручку сверяют с записями в учетных регистрах по счетамучета реализации (46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 47 «Реализация и прочеевы бытие основных средств», 48 «Реализация прочих активов») и по счетам учета расчетовс покупателями и заказчиками (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 64 «Расчетыпо авансам полученным»). Поступление денежных средств от прочих дебиторов (по договорамаренды, простого товарищества, штрафных санкций и др.) проверяют по данным выписок и приложенным к ним документам, а при необходимости и по данным учетных записейу организаций-контрагентов (встречная проверка). Выясняется также правильность указаниякорреспонденции счетов по зачислению денежных средств на счета в банках, своевременностьвыделения НДС по поступившим суммам выручки, авансов и др. Суммы, не подтвержденныедокументально, должны учитываться на счете 63 «Расчеты по претензиям».
Аналогично осуществляетсяконтроль операций по списанию денежных средств с расчетного и других банковскихсчетов. Особое внимание обращается на своевременность и пол ноту оприходования вкассу полученных из банка наличных денег, законность перечисления средств по счетампоставщи ков и прочих кредиторов. Такие операции должны быть подтверждены документально(договорами, актами сдачи-приемки выполненных работ, накладными на материальныеценности и др.). Если предприятие осуществляет переводы сумм за работной платы,удержаний по исполнительным листам и т.д., их обоснованность обеспечивается какналичием первичных учетных документов, так и реальностью указанных в них адресовполучателей средств.
На заключительномэтапе проверки данного блока операций устанавливается реальность и законность операцийпо счетам 56 «Денежные документы» и 57 «Переводы в пути». На эти счета иногда необоснованноотносят просроченную дебиторскую задолженность, искажая тем самым бухгалтерскуюотчетность. По счету 56 целесообразно проверить организацию аналитического учетавсех хранящихся на предприятии де нежных документов (путевок, проездных билетов,выкупленных собственных акций и др.) и порядок учета их движения. По счету 57 выясняетсяреальное отражение средств, направленных для зачисления на расчетный счет (путеминкассации, сдачи в вечернюю кассу банка, через отделение связи и др.).
Обнаруженные нарушенияфиксируются в рабочих документах аудитора, и определяется их количественное влияниена показатели отчетности.
Опыт аудиторскихпроверок показывает, что типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверкикассовых операций, являются следующие:
– отсутствие платежныхдокументов, подтверждающих факт совершения операций, или оформление их ненадлежащимобразом;
– отсутствие приложенийк платежным документам, по служившим основанием для совершения операций;
– перечислениеавансов по бестоварным счетам, без предварительного оформления договора и по другимсомнительным операциям;
– несоответствиеданных в платежных поручениях данным выписки банка;
– некорректнаякорреспонденция счетов по учету банковских операций.1.4 Аудит валютныхопераций
Операции, осуществляемыев иностранной валюте, относятся к числу наиболее сложных объектов учета, и их бухгалтерскоеотражение нередко сопровождается ошибками, которые влекут применение к предприятиюштрафных санкций. Поэтому аудит этих операций целесообразно осуществлять пре имущественнометодами сплошного контроля и поручать высококвалифицированным специалистам.
При проведениипроверки валютных операций особое внимание должно быть обращено на соблюдение действующегозаконодательства при их осуществлении. Проверка выполняется по всем валютным счетам,открытым предприятием в банках, в том числе в зарубежных. Предварительно сверяютсяостатки на валютных счетах по выпискам банка и по учетным регистрам, а также оборотыи остатки по счету 52 «Валютный счет» в учетных регистрах и в Главной книге. Приналичии расхождений выясняются их причины.
Проверяя соблюдениедействующего валютного законодательства, следует обратить внимание на полноту исвоевременность зачисления валютной выручки предприятия-экспортера на его валютныетранзитные счета в уполномоченных банках. Для этого сумму поступившей валютной выручкив течение года сравнивают со стоимостью экспорта товаров по кон трактам. Однакоследует учитывать, что валютная выручка, подлежащая переводу в Российскую Федерациюи поступившая в собственность или распоряжение предприятия за границей, может использоватьсяим до перевода только для оп латы банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией.
Изучая контракты(договоры), заключенные предприятием с иностранными партнерами по экспортно-импортнымоперациям, аудитор должен обратить внимание на наличие в них определенных валютныхусловий: 1) валюта цены и способ определения цены; 2) валюта платежа; 3) установлениекурса пересчета, когда валюта цены и валюта платежа не совпадают; 4) различные защитныеоговорки, предупреждающие потери в связи с изменением валютных курсов. Финансовыеусловия расчетов должны содержать указания на: виды и условия расчетов (оплата пофакту поставки, в кредит или смешанный способ), формы расчетов (документарный аккредитив,документарное инкассо, банковский перевод, платежное поручение), защитные меры,обеспечивающие надежность и своевременность платежей, применяемые средства платежа.
Так как для отраженияв бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности стоимость активов и обязательств,выраженных в иностранной валюте, подлежит пересчету в рубли, то следует выяснитьправильность определения сумм этих активов и обязательств в рублевом эквивалентеи курсовых разниц по ним, а также используемой корреспонденции счетов по таким операциям.Для этого аудитор выборочно или сплошным порядком (способ контроля обосновываетсяв программе про верки) выполняет пересчет стоимости активов и обязательств в рубляхна дату совершения операции в иностранной валю те. Датой совершения операции в иностраннойвалюте является день возникновения у предприятия права в соответствии с законодательствомили договором принять к бухгалтерско му учету активы и обязательства, которые являютсярезультатом этой операции. В процессе пере счета стоимость соответствующего активаили обязательства, выраженного в иностранной валюте, умножается на установленныйЦБ РФ курс этой валюты. Полученная сумма в рублях сравнивается с суммой, указаннойв учетном регистре предприятия. В процессе пересчета курсовых разниц аудитор осуществляетих арифметический контроль и подтверждает правильность применения установленногоЦБ РФ курса иностранной валюты и размеров остатков активов и обязательств, стоимостькоторых подлежит переоценке, на дату совершения операции или на дату составленияотчетности.
Поскольку документальноеоформление операций по движению средств на валютных счетах предприятия (поступлениевалютной выручки, обязательная продажа ее части, зачисление иностранной валюты странзитного на текущий валютный счет, продажа валюты с текущего валютного счета,покупка иностранной валюты и ее перечисление со специального транзитного валютногосчета и др.) строго контролируется обслуживающим банком, то аудитору следует сконцентрироватьвнимание на проверке правильности отражения этих операций на счетах бухгалтерскогоучета. Для этого сравниваются корреспонденции, указанные в учетных регистрах предприятия,со схемами корреспонденции счетов.
Изучается такжеиспользование предприятием собственных валютных средств (путем сравнения перечисленнойвалю ты со стоимостью импортированных товаров); сохранность наличной иностраннойвалюты и материальных ценностей, приобретенных за валюту; соблюдение сроков исполненияиностранным партнером обязательств по контрактам, в счет которых производились авансовыеплатежи за границу в валюте; правильность расчетов с подотчетными лицами по командировочнымрасходам в иностранной валюте.
При проверке закупоктоваров по импорту и совершения бартерных сделок устанавливается соблюдение следующихтребований:
– при закупкахтоваров по импорту (в том числе путем бартера) исчисление покупной стоимости поступающихтоварно-материальных ценностей должно производиться исходя из их стоимости по контракту(договору) на дату оприходования на предприятии, а также таможенных, транспортныхи прочих расходов по закупке товаров и их транспортировке;
– при совершениибартерных сделок учет реализации и определение финансовых результатов должны производитьсяна дату, указанную в грузовой таможенной декларации на импорт, и по стоимости, предусмотреннойв контракте (договоре).
Проверяя соблюдениедействующего налогового законодательства, аудитор контролирует полноту, правильностьи свое временность расчетов предприятий-экспортеров по платежам в бюджет, представленияими налоговых расчетов и деклараций, правильность определения налогооблагаемой базыпо таможенным пошлинам, налогу на прибыль, НДС и другим налогам.
В заключение устанавливаетсяправильность отражения в учетных регистрах валютных операций. Для этого с помощьюприемов прослеживания и сопоставления записей в учетных регистрах по счету 52 «Валютныйсчет» с данными учетных регистров по счетам учета материальных ценностей (08, 10,12,19, 41 и др.), затрат (20, 43, 44 и др.), расчетов (60, 61, 62, 64, 76 и др.), прибылейи убытков (80, 88 и др.) выясняется содержание сделанных корреспонденций счетов,их соответствие требованиям нормативных документов.
Обнаруженные нарушенияаудитор регистрирует в рабочих документах и определяет их количественное влияниена показатели отчетности.
Аудиторская практикасвидетельствует, что типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверкивалютных операций, являются следующие:
– неполное зачислениена банковские счета валютной вы ручки по экспортным операциям;
– неправильноеприменение курса иностранной валюты при определении стоимости активов и обязательств,выраженных в иностранной валюте, ошибки при исчислении курсовых разниц;
– тексты платежныхдокументов, послуживших основанием для оплаты с валютного счета, не переведены нарусский язык;
– нарушение сроковисполнения обязательств по контрактам, в счет выполнения которых предприятием производилисьавансовые платежи за границу в валюте;
– некорректнаякорреспонденция счетов по учету валютных операций.
 
1.5 Аудит финансовыхвложений
Предприятия осуществляютотвлечение средств в виде финансовых вложений для получения дополнительного доходав виде процентов, дивидендов и т.п. Финансово-инвестиционные операции обычно немногочисленны,но значительны по величине отдельных сделок. Поэтому целесообразно каждую такуюоперацию исследовать и оценивать отдельно.
Источниками информациио финансовых вложениях являются: копии учредительных документов, выписки из реестраакционеров, сертификаты акций, облигации, векселя и другие ценные бумаги, договорыкупли-продажи ценных бу маг, депозитные договоры, договоры займа, выписки по счету«депо», книги (реестры) регистрации ценных бумаг, учетные регистры (журналы-ордера,ведомости, машинограммы и др.) по счетам 06, 08, 58, 76 и др., Главная книга и др.
Для того чтобысформулировать объективное мнение о достоверности и законности операций, осуществленныхна предприятии с финансовыми вложениями, аудитор должен решить ряд задач:
– изучить составфинансовых вложений по данным первичных документов и учетных регистров;
– подтвердитьпервичную оценку системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовыхвложений;
– установить правильностьотражения в учете операций с финансовыми вложениями;
– подтвердитьдостоверность начисления, поступления и отражения в учете доходов по операциям сфинансовыми вложениями;
– оценить качествоинвентаризаций финансовых вложений.
В начале проверкиаудитор должен проанализировать данные первичных документов и учетных регистрови выяснить состав финансовых вложений предприятия (краткосрочные и долгосрочные;государственные, муниципальные и корпоративные ценные бумаги; паи (доли), акции,облигации, депозиты, предоставленные займы и др.).
Аудитор знакомитсяс организацией учета и хранения ценных бумаг. На основе анализа доходности устанавливаетсяэкономическая целесообразность финансовых вложений, исследуется влияние отвлечениясредств на показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для подтвержденияпервичной оценки систем внутренне го контроля и бухгалтерского учета финансовыхвложений аудитор на основе полученной информации заполняет заранее разработанныетесты.
По результатамтестирования устанавливается оценка надежности систем и сравнивается с первоначальнойоценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется нижепервоначальной, то необходимо скорректировать объем и порядок проведения другихаудиторских процедур. Аудитор определяет для себя объекты повышенно го вниманияпри планировании контрольных процедур и уточняет аудиторский риск.
На следующем этапеаудитор рассматривает хозяйственные операции, в результате которых произошло изменениеразмера и состава финансовых вложений на предприятии. К числу таких операций относятся:предоставление и возврат займов, покупка и продажа ценных бумаг, безвозмездное ихполучение и передача, осуществление и получение вклада в уставный капитал. Изучаяпорядок оформления этих операций, аудитор производит взаимную сверку документов,которыми оформлялось движение финансовых вложений: договоры, акты приемки-передачи,ценные бумаги, сертификаты ценных бумаг, выписки из реестра акционеров, выпискипо счету «депо» и др. При этом обращается внимание на соответствие самих документовдействующему законодательству, наличие в них всех необходимых реквизитов и правильностьпроизведенных арифметических расчетов.
Для проверки стоимостиотдельных финансовых вложений (доли в уставном капитале других предприятий, предоставленныезаймы) следует изучить учредительные договоры, договоры займа, расчетно-платежныедокументы, подтверждающие фактическое перечисление средств. Для оценки правильностиформирования стоимости ценных бумаг необходимо выяснить состав затрат, связанныхс их приобретением и отражаемых по дебету счета 08 «Капитальные вложения» субсчет«Вложения в ценные бумаги». Помимо сумм, уплаченных продавцу, затраты по приобретениюценных бумаг включают: рас ходы по оплате информационных и консультационных услуг,вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, расходы по уплате процентовпо заемным средствам, использованным на покупку ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскомуучету, и др. Если в счет оплаты за приобретаемые ценные бумаги передаются готоваяпродукция, основные средства и другое имущество, то эти операции отражаются в учетес использованием счетов реализации 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 47«Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов».Аналогичная методика используется при учете вкладов в уставный капитал другого предприятия(или простое товарищество). При этом следует проверить правильность отражения вучете разницы между договорной стоимостью и балансовой стоимостью переданного имуществав счет вклада в уставный капитал (простое товарищество). Эта разница списываетсяна счет 80 «Прибыли и убытки». Сальдо по счетам 06 «Долгосрочные финансовые вложения»и 58 «Краткосрочные финансовые вложения» должны подтверждаться аналитической информациейо составе, количестве и стоимости ценных бумаг, указанной в книге регистрации (учета)ценных бумаг.
Аудитору следуетподтвердить соответствие метода оценки себестоимости ценных бумаг, применяемогопри их списании (выбытии), методу, зафиксированному в учетной политике предприятия(по себестоимости каждой ценной бумаги, по средней себестоимости; по себестоимостипервых по времени приобретения ценных бумаг (метод ФИФО) или по себестоимости последнихпо времени приобретения ценных бумаг (метод ЛИФО)). Для этого изучаются аналитическиеданные к счетам 06 и 58, отражающие количество и себестоимость при обретенных иреализованных (выбывших) ценных бумаг. Не обходимо проверить также правильностьотражения в учете фактической себестоимости ценных бумаг и финансовых результатовпри их реализации.
Аудитору следуетустановить правильность формирования, использования и учета резервов под обесценениеценных бумаг, отражаемых на счете 82 «Оценочные резервы». Для это го необходимопроверить, что такой резерв формируется в конце года по итогам инвентаризации, вотдельности по каждому виду ценных бумаг, действительно котирующихся на бирже илиспециальных аукционах. Подтверждением такого обстоятельства могут служить сведения,распространяемые в от крытой печати, в специальных бюллетенях и т.п. Уменьшениеранее сформированного резерва под обесценение ценных бумаг допускается при ростерыночной стоимости ценных бумаг по сравнению с их стоимостью на момент формированиярезерва.
Особое вниманиедолжно быть уделено проверке предоставления предприятием займов другим юридическимлицам. Законность предоставления займов изучается путем проверки заключенных договоровзайма и расчетно-платежных документов.
Проверяя правильностьотражения в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями, аудитор долженобратить внимание на полноту и своевременность выполнения учетных записей. При отражениидоходов в учете должен применяться принцип «начисления». Начисленные доходы должныотражаться в составе операционных доходов на счете 80 «При были убытки».
Для полученияисчерпывающей информации о суммах и сроках начисления доходов по финансовым вложениямаудитор может сделать от своего имени или от имени предприятия-клиента запрос вадрес предприятий и организаций, вы плативших доходы (в виде процентов, дивидендови т.п.). По лученные сведения сравниваются с данными, указанными в регистрах бухгалтерскогоучета, проверяемого предприятия.
Для того чтобыоценить качество проведенных на предприятии инвентаризаций финансовых вложений,аудитору целесообразно самостоятельно провести такую инвентаризацию. Инвентаризацияценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии,номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы. Реквизитыкаждой ценной бумаги сопоставляются с данными книг (реестров), хранящихся в бухгалтериипредприятия. Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации(банк, депозитарий и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующихсчетах бухгалтерского учета предприятия, с данными выписок этих организаций. Финансовыевложения в уставные капиталы других предприятий, а также займы, предоставленныедругим предприятиям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами (учредительнымидоговорами, договорами займа, расчетно-платежными документами).
Если результатыинвентаризаций, поведенных аудитором и сотрудниками предприятия, совпадают, то можносделать вывод о качественной инвентаризации финансовых вложений перед составлениемгодового отчета.
Обнаруженные входе проверки ошибки и нарушения фиксируются в рабочей документации аудитора, иопределяется их количественное влияние на показатели отчетности.
Анализ аудиторскойпрактики свидетельствует, что наиболее распространенными ошибками, которыевыявляются в ходе проверки операций с финансовыми вложениями, являются следующие:
– отсутствие документов,подтверждающих фактические финансовые вложения, или оформление их с нарушением установленныхтребований;
– неправильноеисчисление фактической себестоимости ценных бумаг;
– некорректнаякорреспонденция счетов при отражении в учете финансовых вложений;
– несвоевременноеотражение доходов по операциям с ценными бумагами.
2. Проверкасоответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства
Проверка различныхобъектов контроля, проведенная согласно программе и плану аудита, позволяет собратьдостаточное количество качественных аудиторских доказательств для оценки полнотыи достоверности показателей бухгалтерской отчетности.
Аудиту подвергаютсябухгалтерский баланс (ф. № 1), от чет о прибылях и убытках (ф. № 2) и приложенияк ним. Для формирования профессионального мнения относительно указанных форм отчетностиаудитор должен решить следующие задачи:
– проверить состави содержание форм бухгалтерской от четности, увязку ее показателей;
– подтвердитьдостоверность показателей отчетности;
– проверить правильностьоценки статей отчетности;
– предложить внести(при необходимости) изменения в формы отчетности на основе оценки количественноговлияния на ее показатели существенных отклонений, выявленных в процессе аудита;
– проверить правильностьформирования сводной отчетности.
Изучая состави содержание форм бухгалтерской отчетности предприятия, аудитор выясняет их соответствиетребованиям нормативных документов (наличие всех установленных форм, полноту ихзаполнения, присутствие необходимых реквизитов), осуществляет арифметический контрольпоказателей и проверят их взаимосвязь. Увязка показателей предполагает соответствиезначений одинаковых показателей, отраженных в различных формах отчетности. Например,остаток денежных средств на начало года бухгалтерского баланса (ф. № 1), долженбыть равен значению этого же показателя, отраженного отчета о движении денежныхсредств (ф. № 4). Результаты проверки увязки показателей отчетности аудитор обобщаетв рабочем документе «Контроль увязки показателей бухгалтерской отчетности».
При анализе достоверностипоказателей отчетности аудитору следует изучить результаты инвентаризации, проводимойперед составлением годового отчета. Все расхождения с данными бухгалтерского учета,а также все ошибки и нарушения, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть исправленыи отражены в соответствующих учетных регистрах до представления годового отчета.Суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами должны бытьсогласованы с ними и тождественны. Целесообразно проконтролировать соответствиеданных по всем счетам Главной книги показателям форм бухгалтерской отчетности.
Проверяя правильностьоценки статей отчетности, аудитор должен удостовериться в соблюдении следующих принципиальныхположений при ее составлении:
- отражениев отчетности стоимости имущества и обязательств предприятия должно производитьсяв рублях;
- оценкаимущества и обязательств должна осуществляться путем суммирования произведенныхрасходов;
- зачетмежду статьями активов и пассивов, статьями при былей и убытков не допускается (кромеслучаев, специально оговоренных в нормативных документах);
- отражениев бухгалтерском балансе (ф. № 1) числовых показателей должно осуществляться в нетто-оценке,то есть за вычетом регулирующих величин;
- методикиформирования показателей отчетности должны соответствовать требованиям нормативныхдокументов. При наличии отклонений их следует раскрыть в пояснительной записке суказанием причин и количественного влияния этих отклонений на формируемые показателиотчетности.
Если на этапевыполнения аудиторских процедур и оформления рабочей документации при проверке различныхвидов хозяйственных операций были установлены существенные отклонения и определеноих количественное влияние на показатели отчетности, то следует рекомендовать администрациипредприятия-клиента внести соответствующие изменения в формы отчетности. При полученииписьменного согласия руководства предприятия необходимо составить корректирующиебухгалтерские проводки на суммы вносимых изменений, сгруппировать одинаковые посодержанию корреспонденции счетов и определить значение каждого уточненного показателякак алгебраическую сумму исходного значения этого показателя и общей величины отклонения.Снижение трудоемкости выполнения таких действий возможно при применении компьютерныхбухгалтерских программ.
В том случае,если проверяемое предприятие составляет сводную отчетность, такая отчетность такжедолжна быть проаудирована. При проверке форм, входящих в состав сводной годовойотчетности, аудитору следует исходить из установленных правил отражения в ней показателейбухгалтерской от четности дочерних и зависимых обществ при условии единства принятыхучетных политик. Порядок формирования сводной отчетности отражен в Методическихуказаниях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.
Как правило, сводная отчетностьсоставляется по основным видам деятельности предприятий: промышленности, строительства,торговли и другим, имеющим финансовые вложения в дочерние и зависимые общества.Показатели активов и пассивов балансов основного общества и дочерних обществ суммируются.Если доля основного общества в уставном капитале дочернего общества меньше 50%,то показатели активов и пассивов такого дочернего общества складываются исходя издоли участия материнской компании в его уставном капитале. Показатели бухгалтерскогобаланса и отчета о прибылях и убытках, отражающие взаимные расчеты и обязательстваосновного и дочернего общества, а также взаимные объемы реализации между ними, всводную отчетность не включаются. Прибыль основного и дочерних обществ суммируется.В от четности показываются только дивиденды, начисленные основным обществом дочернему.Дивиденды, выплаченные дочерним обществом основному, не отражаются. Инвестиции основногообщества в дочернее и соответственно в его уставный капитал также в сводной отчетностине указываются.
Если основноеобщество имеет только финансовые вложения в зависимые общества, то в сводную отчетностьпоказатели бухгалтерской отчетности таких обществ оно не включает. В пояснительнойзаписке к годовому отчету в разделе, посвященном финансовым вложениям, основноеобщество делает расшифровку своих вложений в каждое зависимое общество (название,юридический адрес, величина уставного капитала и доля в нем основного общества,намерения в части дальнейшего участия).
2.1 Выявлениеошибок и нарушений
Все выявленныев ходе аудита ошибки и искажения отчетности регистрируются в рабочих документахи обобщаются в аналитической части аудиторского заключения.
В том случае,когда аудитор не обнаружил нарушений в отчетности или выявленные нарушения незначительныи не наносят ущерба государству, учредителям (собственникам), он вправе выдать положительноезаключение.
Если ошибки иискажения, обнаруженные аудитором, существенны и влияют на законность функционированияпред приятия или наносят ущерб государству, учредителям (собственникам), он предоставляетадминистрации предприятия-клиента время для устранения выявленных нарушений. Еслинарушения не исправлены, то аудитор не вправе выдавать положительное заключение.
Как свидетельствуетаудиторская практика, типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверкисоответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства,являются следующие:
- показателиотчетности не подтверждены результатами инвентаризации (последняя проведена формально,не по всем активам и обязательствам);
- допущеныарифметические ошибки при подсчете показателей отчетности, округлениях значенийпоказателей;
- отсутствуетвзаимоувязка отдельных показателей раз личных форм отчетности;
– неполное заполнениевсех обязательных реквизитов от четности.

3. Анализ финансовогосостояния предприятия и результатов его деятельности
Важнейшим направлениемаудита является анализ финансового состояния предприятия и результатов его хозяйственнойдеятельности. Как правило, выводы по данным такого анализа представляются администрациипроверяемого предприятия в составе аналитической части аудиторского заключения.На их основе аудитор формулирует, в том числе, мнение о применимости в отношениипроверяемого экономического субъекта «принципа действующего предприятия». Данныйпринцип означает способность предприятия продолжать деятельность и выполнять своиобязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за отчетным периодом.Однако финансовый анализ может проводиться не только в рамках аудиторской проверки,но и при оказании руководству предприятия различных консультационных услуг, включаяуслуги по финансовому менеджменту. В последнем случае он направлен на разработкумероприятий по укреплению финансового положения или выходу из сложной финансовойситуации.
Аналитическиепроцедуры являются, как отмечено выше, одним из видов независимых аудиторских процедур,применяемых аудитором для получения аудиторских доказательств. Но, с точки зрениязатрат труда, они относятся к числу наиболее эффективных. К тому же в последнеевремя на рынке ин формационных продуктов появились достаточно мощные программныекомплексы, позволяющие аудиторам оперативно анализировать финансовое состояние любыхпредприятий, независимо от масштабов их деятельности и отраслевой принадлежности.
Цель финансовогоанализа – выявление изменений показателей финансового состояния предприятия и факторов,влияющих на его динамику, оценка количественных и качественных изменений текущегофинансового состояния и на перспективу.
Информационнойбазой для проведения анализа финансового состояния предприятия является его бухгалтерскаяотчетность, а также отдельные показатели некоторых регистров синтетического учета.
Анализ финансовогосостояния предприятия включает следующие этапы:
1. Предварительная(общая) оценка финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателейза от четный период.
2. Анализ платежеспособностии финансовой устойчивости предприятия.
3. Анализ кредитоспособностипредприятия и ликвидности его баланса.
4. Анализ оборачиваемостиоборотных средств.
5. Анализ финансовыхрезультатов деятельности предприятия.
6. Анализ перспективыбанкротства предприятия. Для проведения анализа используются определенные методыи инструментарий. К числу основных методов анализа относятся:
– сравнение,когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либос показателями за предыдущий период (базисными). При этом должна быть обеспеченасопоставимость сравниваемых показателей, то есть их пересчет с учетом однородностигрупп элементов, инфляционных процессов и др.;
– группировка,когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет обнаружить определенныетенденции в развитии явлений, их взаимосвязи;
– метод цепныхподстановок, который заключается в за мене отдельного отчетного показателя базисным.При этом все остальные показатели остаются неизменными, что позволяет определитьвлияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.
В качестве инструментариядля анализа используются финансовые коэффициенты – относительные показатели, которыевыражают отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим. Они используютсядля сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с аналогичнымипоказателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями; для выявлениядинамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия;для определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансовогосостояния.
3.1 Этапы финансовогоанализа
 
1.Предварительнаяоценка финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателейза отчетный период.
Такая оценка проводитсяс целью получения общей характеристики этих показателей, определения их динамикии отклонений за отчетный период. Для этого составляется сравнительный аналитическийбаланс, в который включаются основные агрегированные (укрупненные) показатели бухгалтерскогобаланса.
Сравнительныйаналитический баланс позволяет упростить проведение горизонтального анализа основныхфинансовых показателей (дает характеристику их изменений за отчетный период) и вертикальногоанализа (характеризует удельный вес показателей в общем итоге (валюте) баланса предприятия).
Полученные показателиструктурных изменений дают возможность выявить, за счет каких источников менялисьактивы предприятия. Углубленный анализ может проводиться и по отдельным статьямбаланса: основные средства, запасы, дебиторская задолженность и др.
2. Анализ платежеспособностии финансовой устойчивости предприятия.
Предприятиесчитается платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовыевложения (ценные бумаги и др.) и дебиторская задолженность покрывают его краткосрочныеобязательства.
Экономическойсущностью финансовой устойчивости предприятия является обеспеченность его запасови затрат источниками их формирования.
В рамках анализафинансовой устойчивости рассчитывается такой показатель, как излишек или недостатоксредств для формирования запасов и затрат (определяется как разница между величинойисточников средств и величиной запасов по балансу). Для анализа прежде всего надоопределить раз меры источников средств, имеющихся у предприятия для формированияего запасов и затрат.
С целью характеристики источниковсредств для формирования запасов и затрат используется ряд специальных показателей:
1. Наличиесобственных оборотных средств
2. Общаявеличина основных источников формирования запасов и затрат
2.1. Излишекили недостаток собственных оборотных средств
2.2. Излишекили недостаток общей величины основных источников для формирования запасов и затрат
По степени финансовойустойчивости предприятия различают четыре типа ситуаций:
1. Абсолютнаяустойчивость
2. Нормальнаяустойчивость
3. Неустойчивоефинансовое состояние
4. Кризисноефинансовое состояние
На основе анализаконкретной финансовой ситуации, в которой находится предприятие, могут быть сформулированыи меры по ее улучшению (или сохранению, если ситуация является удовлетворительной).
3. Анализ кредитоспособностипредприятия и ликвидности его баланса.
Кредитоспособность– это способность предприятия своевременно и полностью рассчитаться по своим долгам.В ходе ее анализа проводятся расчеты по определению ликвидности активов предприятияи ликвидности его баланса.
Ликвидность активов– это величина, обратная времени, необходимого для превращения их в деньги. Чемменьше нужно времени для превращения активов в деньги, тем они лик виднее.
Ликвидность балансавыражается в степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращениякоторых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность балансадостигается установлением равенства между обязательствами предприятия и его активами.
Анализ проводитсяпутем сопоставления средств по активу и обязательств по пассиву. Для этого активыгруппируют по степени их ликвидности и располагают в порядке убывания ликвидности,а пассивы – по срокам их погашения и рас полагают в порядке возрастания сроков уплаты.
Активы предприятияв зависимости от скорости превращения их в деньги делят на четыре группы:
1. Наиболееликвидные активы– денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
2. Быстрореализуемые активы– дебиторская задолженность и прочие оборотные активы
3. Медленнореализуемые активы– «запасы», за исключением строки «Расходы будущих периодов», и из Iраздела баланса включается строка «Долгосрочные финансовые вложения»
4. Труднореализуемыеактивы– статьи I раздела баланса (внеоборотные активы), за исключением строки«Долгосрочные финансовые вложения»
Обязательствапредприятия по степени срочности их оплаты также делятся на четыре группы:
1. Наиболее срочные обязательства– кредиторская задолженность
2.Краткосрочные пассивы– краткосрочные кредиты, займыи прочие краткосрочные обязательства
3.Долгосрочные пассивы– долгосрочные кредиты и займы
4. Постоянныепассивы– строки III раздела баланса плюс строки 630-650 из V раздела. В целяхсохранения баланса актива и пассива итог этой группы уменьшается на величину строки«Расходы будущих периодов» из II раздела баланса
Для определенияликвидности сопоставляют группы активов и пассивов.
Сравнение первойи второй групп активов (наиболее лик видные активы и быстро реализуемые активы)с первыми двумя группами пассивов (наиболее срочные обязательства и краткосрочныепассивы) показывает текущую ликвидность, то есть платежеспособность или неплатежеспособностьпредприятия.
Сравнение третьейгруппы активов и пассивов (медленно реализуемых активов с долгосрочными обязательствами)показывает перспективную ликвидность, то есть прогноз платежеспособности.
4. Анализ оборачиваемостиоборотных средств. Такой анализ проводится для оценки состояния оборотных активов,их динамичности и включает:
– анализ оборачиваемости активов;
– анализ дебиторской задолженности;
– анализ оборачиваемоститоварно-материальных запасов.
Анализ оборачиваемостиактивов осуществляется на основе показателей:
а)
/>

и характеризуетскорость оборота оборотных активов предприятия. Средняя величина активов рассчитываетсякак средняя арифметическая величина активов на начало и конец периода;
б)
/>
в)
/>
Этот показательхарактеризует дополнительно привлечение (высвобождение) средств в оборот, вызванноезамедлением (ускорением) оборачиваемости активов.
Анализ дебиторскойзадолженности проводится с использованием следующих показателей:
а)
/>
Этот показательопределяет, во сколько раз выручка о реализации превышает среднюю дебиторскую задолженность;
б)
/>
Этот показательотражает сложившийся за период срок расчетов покупателей;

в)
/>
Этот показательхарактеризует структуру оборотных активов;
г)
/>
 
Анализ оборачиваемоститоварно-материальных запасов выполняется с использованием показателей:
а)
/>
Этот показательотражает скорость оборота товарно-материальных ценностей;
б)
/>
Этот показательхарактеризует длительность хранения запасов на предприятии.
 
Анализ финансовыхрезультатов деятельности предприятия
Финансовый результатдеятельности предприятия за отчетный период представляет собой прибыль или убыток.Общая величина прибыли или убытка рассчитывается как сумма прибыли (убытка) от продаж,сальдо операционных доходов и расходов и внереализационных доходов и расходов. Изобщей величины прибыли уплачивается налог на прибыль и иные аналогичные обязательныеплатежи, а оставшаяся ее часть представляет собой прибыль (убыток) от обычной деятельности.Если к этому показателю прибавить чрезвычайные доходы и вычесть чрезвычайные расходы,то получится чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).
Исходя из порядкаформирования прибыли, ведется и ее факторный анализ, целью которого является оценкадинамики показателей прибыли от продаж, прибыли от обычной деятельности и чистойприбыли, выявление степени влияния на финансовые результаты отдельных факторов:рост (снижение) себестоимости продукции, рост (снижение) объема ее реализации, повышениекачества и расширение ассортимента продукции.
Анализ рекомендуетсяначинать с оценки динамики показателей прибыли от продаж и прибыли от обычной деятельности.При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный периоды,рассчитываются отклонения от базовой величины показателя и выясняется, какие показателиоказали наибольшее влияние на прибыль от продаж и прибыль от обычной деятельности.
Затем производятколичественную оценку влияния на изменение прибыли от продаж следующих основныхфакторов:
1. Влияние на прибыль измененийотпускных цен на реализованную продукцию
2. Влияние на прибыль измененийв объеме продукции
3. Влияниена прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции
4. Влияниена прибыль экономии от снижения себестоимости продукции
5. Влияниена прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции
В рамках анализа проводитсятакже расчет показателей рентабельности.
Рентабельностьхарактеризуетприбыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовыеоперации (обычно выражается в процентах).
Исходя из составаимущества предприятия, в которое вложены средства, и проводимых предприятием финансово-хозяйственныхопераций рассматривается следующая система показателей рентабельности:
а)
/>
б)
/>
в)
/>
г)
/>
д)
/>
е)
/>
Плата за пользованиекредитами включает сумму процентов за пользование кредитами банков; плату за отсрочкуплатежа, предоставленную поставщиками по коммерческим кредитам, средства, перечисляемыев бюджет в связи с несвоевременной уплатой авансовых платежей по налогу на прибыль.
ж)
/>
з)
/>
С помощью приведенныхпоказателей анализируется эффективность использования активов предприятия, то естьфинансовая отдача на вложенный в него капитал.
В заключение определяютсярезервы увеличения прибыли, повышения рентабельности и др.
 
Анализ потенциальногобанкротства предприятия
В соответствиис действующим законодательством основанием для признания предприятия банкротом являетсяне выполнение им своих обязательств по оплате товаров (работ, услуг) по истечениитрех месяцев со дня наступления сроков оплаты. Эти условия и сроки дают основаниекредиторам предъявлять через арбитражный суд иски к предприятиям-неплательщикам.
В ходе анализафинансового состояния предприятия аудитор должен обратить внимание на следующиефакторы его ухудшения: убытки от обычной деятельности, недостаток обо ротных средств,затруднения в получении коммерческих кредитов (отсрочки платежа по обязательствам);уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных операций, падение рыночнойцены собственных акций, неспособность погасить срочные обязательства и др.
Для определенияколичественных параметров финансово го состояния предприятия и выявления признаковбанкротства следует рассчитать на отчетную дату ряд показателей (соотношений): 1)чистой прибыли к сумме всех активов, 2) оборотных активов к сумме всех активов,всех пассивов (обязательств) к сумме всех активов, 3) размера заемных средств ксумме собственных средств, 4) величины собственных оборотных средств к стоимостизапасов, 5) поступление денежной наличности от операций по основной деятельностико всем обязательствам.

Заключение
 
В условиях рыночных отношений информация о финансовомсостоянии и результатах деятельности экономических субъектов является предметомвнимания различных пользователей. Администрации важно оперативно контролироватьход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать негативныетенденции. Для этого менеджеры получают данные из оперативной внутренней отчетности.Акционеры, кредиторы, потенциальные инвесторы используют для принятия управленческихрешений информацию бухгалтерской отчетности. Чтобы убедиться, что она составленав соответствии с требованиями стандартов и объективно отражает состояние и результатыфинансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, необходимо привлекатьспециалистов, обладающих соответствующей квалификацией. Исторически сложилось, чтотакой квалификацией обладают аудиторы.
Аудиторская проверкаопераций с денежными средствами включает проверку кассовых, банковских и валютныхопераций.
Основнаяцель проверки – установление законности, достоверности и целесообразности совершенияопераций с де нежными средствами на предприятии, правильности их отражения в учете.На большинстве предприятий объем операции с денежными средствами бывает довольнозначительным. По этому проверка таких операций является трудоемким процес сом, хотясами процедуры ее проведения достаточно просты. От аудитора требуется повышенноевнимание, так как на практике наибольшее количество нарушений и злоупотребленийдолжностных лиц связано именно с этим участком учета.
Источниками информациидля проверки операций с де нежными средствами являются: кассовая книга, отчеты кассирас приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежныеведомости, квитанции и др.), чековые денежные книжки, выписки банков по рублевыми валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения,платежные требования-поручения, авизо и др.), журналы регистрации приходных и расходныхкассовых ордеров, платежных поручений и др., учетные регистры (журналы-ордера, ведомости,машинограммы) по счетам 50, 51, 52, 55, 56, 57 и др., Главная книга и др.
В ходе аудитаопераций с денежными средствами решаются следующие задачи:
– ознакомлениес условиями хранения наличных денег, ценных бумаг и других денежных документов вкассе;
– изучение фактическогопорядка документального оформления операций по приходу и расходу денежных средств,ведения кассовой книги, учета кассовых операций;
– проверка соблюдениякассовой дисциплины (своевременности и полноты оприходования наличных денег в кассеи воз врата в банк сверхлимитных остатков денежных средств, установленных правилрасчетов наличными деньгами с юридическими лицами, порядка выдачи и возврата в кассуподотчетных сумм целевого использования, полученных из банка по чекам денежных средств(в том числе валютных), и др.);
– установлениеколичества открытых в банках рублевых и валютных счетов, определение законностии целесообразности операций по поступлению и списанию средств с банковских счетовпредприятия (в том числе валютных), правильности их отражения в учете;
– проверка состоянияплатежно-расчетной дисциплины. Для большинства предприятий характерно наличие эффективныхсистем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций с денежными средствами.Поэтому прежде чем приступить к проверке операций с денежными средствами, аудиторуцелесообразно получить по возможности полную информацию о состоянии внутреннегоконтроля по данному участку учета. Одним из способов получения данных является тестированиепо за ранее подготовленному вопроснику.
По результатамтестирования устанавливается фактическое отношение администрации к организации учетаи обеспечению сохранности и целевого использования денежных средств на предприятии.Полученная оценка сравнивается с первоначальной оценкой, сформулированной на стадиипланирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимоскорректировать объем и порядок проведения других аудиторских процедур.

Список используемойлитературы
 
1. ДжурбаеваГ.К., Ивасенко А.Г., Петрова Л.Н. Аудиторский риск и ответственность аудитора. Учебноепособие. Новосибирск. 2002.
2. КовалеваО.В., Лабынцев Н.Т. Аудит: теория и практика. Учебное пособие. М., 2006.
3. ТухватулинаЛ.А. Основы аудита. Томск. 2007.
4. КовалуваО.В. Бухгалтерский учет и аудит бухгалтерской отчетности коммерческих предприятий.Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс. 2005.
5. КозлюкН.В., Угрюмова С.Н. Складской учет и аудит. Учебное пособие. М., 2006.
6. ГиляровскаяЛ.Т., Кеворкова Ж.А. Аудит финансовых результатов: методология и методика. Воронеж.2004.
7. МакальскаяА.К. Внутренний аудит. Учебно-практическое пособие. М., 2004.
8. ТереховА.А. Аудит. Учебное пособие. М., 2005.
9. ЮдинаГ.А. Аудит. Учебное пособие. Красноярск. 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Медико-биологическая характеристика искусственного освещения с учетом класса точности зрительных
Реферат Реквизиты сеpтификатов
Реферат CТАН ТА ОЦІНКА ЗАГРОЗ В ЕКОЛОГІЧНІЙ СФЕРІ
Реферат Фашизм в Германии как разновидность тоталитаризма
Реферат DlfgjqlDfkgq Essay Research Paper David Herbert Lawrence
Реферат Бизнес-планирование для финансового оздоровления организации на примере ООО "Рольф-Восток"
Реферат Компьютерные технологии обработки экономической информации на основе использования систем управления
Реферат Будь или не будь
Реферат Pollution Essay Research Paper Ours a water
Реферат Парадоксы в науке
Реферат Romance And Love Essay Research Paper Romance
Реферат Катехуменат в истории Церкви Подготовка ко крещению в Новом Завете
Реферат Семейное и наследственное право по Соборному Уложению 1649 года
Реферат Анализ риска денежных потоков инвестиционного проекта
Реферат Текущий план грузового автотранспортного предприятия