Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит учёта готовой продукции

Федеральноеагентство по образованию Российской Федерации
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральскийгосударственный университет»
Факультет«Экономика и Управление»
Кафедра«Финансы и Кредит»
Аудит учёта готовойпродукции
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине«Основы аудита»
ЮУрГУ 36 ПЗКР
Челябинск2010г.

АННОТАЦИЯ
Аудит учета готовойпродукции. – Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ-, 52с., 12 табл., 2 рис., библиогр. список –4 наим., 3 прил.
Целью курсового проектаявляется моделирование работы аудитора, которая представляет собойиспользование ряда аналитических и расчетных процедур.
Курсоваяработа состоит из реферативной части и проектной работы. Теоретическая частьвключает в себя характеристику аудита учета готовой продукции и описаниеаудиторских стандартов:
1) №8 «Оценкааудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»;
2) №24 «Основные принципы федеральныхправил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам,которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами».
Проектная работаподразумевает осуществление аудиторской проверки журнала хозяйственных операцийи указания ошибок.

ВВЕДЕНИЕ
Аудит – одна из молодых иперспективных отраслей бизнеса в современной России.
Аудитор не толькооценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законностьсовершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки,исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, котораяпозволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.
Выполнение даннойкурсовой работы позволяет:
1) изучить процесс аудитаотдельных объектов учета, для чего необходимо будет составить программу аудита,оценить аудиторский риск и уровень существенности.
2) научитьсяориентироваться в нормативно-правовой базе, регулирующей ведение бухгалтерскогои налогового учета Российской Федерации;
3) выработать навыки пооптимизации построения бухгалтерского учета на предприятии;
4) приобрести навыки работыс первичной документацией и отчетностью организации.

1. Методическаячасть
1.1 Стандарт №8 «Оценкааудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»
Понимание деятельностиаудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисковсущественного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской отчетности).
Таблица 1.1.1 – ОбщиеположенияЦель  Устанавливает единые требования к пониманию деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля и оценку рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности Взаимосвязь
МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»
МСА 330 «Аудиторские процедуры по оцененным рискам» Необходимость использования
Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, имеет большое значение при проведении аудита. В частности, такое понимание дает основу для планирования аудита и выражения профессионального суждения аудитора об оценке рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности и ответных действиях в связи с этими рисками в процессе аудита, таких, как:
а) установление уровня существенности и оценка того, остается ли суждение о существенности неизменным в процессе проведения аудита;
б) рассмотрение уместности выбора и порядка применения учетной политики и адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
в) выявление областей аудируемого лица, требующих особого внимания аудитора, в частности операции со связанными сторонами, уместность допущений руководства о непрерывности деятельности организации или изучение целей хозяйственных операций;
г) определение ожидаемых хозяйственных показателей аудируемого лица для использования их при выполнении аналитических процедур;
д) планирование и выполнение дальнейших аудиторских процедур в целях сокращения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня;
е) оценка достаточности и надлежащего характера полученных аудиторских доказательств, таких, как уместность допущений, а также устных и письменных заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица. Сфера применения
1. Операции в регионах, которые являются экономически нестабильными, например, в странах со значительной девальвацией валюты или экономикой с высоким уровнем инфляции.
2. Операции, зависящие от неустойчивых рынков, например, фьючерсная торговля.
3. Высокий уровень сложности нормативного регулирования.
4. Вопросы, связанные с непрерывностью деятельности и ликвидностью, например, в случае потери аудируемым лицом важных клиентов.
5. Ограничения возможностей аудируемого лица по привлечению средств.
6. Изменения в отрасли, в которой осуществляет свою деятельность аудируемое лицо.
7. Изменения в сети поставщиков.
8. Разработка или предложение новых видов товаров, работ или услуг либо освоение новых видов деятельности.
9. Перемещение хозяйственной деятельности в новые регионы.
10. Такие изменения в деятельности аудируемого лица, как крупные приобретения или реорганизация.
11. Предполагаемые продажи хозяйственных или географических сегментов деятельности.
12. Сложные схемы объединения или совместной деятельности.
13. Сложные финансовые расчеты, предполагающие обязательства аудируемого лица, которые не отражаются в его финансовой (бухгалтерской) отчетности.
14. Значительный объем операций со связанными сторонами.
15. Нехватка персонала с надлежащими навыками ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.
16. Изменения, связанные с основным управленческим персоналом, включая увольнение руководителей.
17. Недостатки в системе внутреннего контроля, в особенности те, на которые руководство не обращает внимания.
18. Несоответствие стратегии аудируемого лица в области информационных систем и стратегии в области хозяйственной деятельности.
19. Изменения в информационных системах.
20. Установка существенно новых информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности.
21. Запросы, направленные контролирующими органами аудируемому лицу относительно операций или их финансовых результатов.
22. Искажения, допущенные в предыдущие периоды, значительный объем корректировок в конце отчетного периода.
23. Существенный объем нетиповых операций или неповторяющихся операций, включая операции внутри группы компаний и операции, связанные с возникновением значительного дохода в конце отчетного периода.
24. Операции, которые проведены в бухгалтерском учете в соответствии со специальными указаниями руководства аудируемого лица, например, реструктуризация долга, активы, подлежащие продаже, и классификация ликвидных ценных бумаг.
25. Введение в учетную политику новых учетных принципов, стандартов, положений, инструкций.
26. Бухгалтерские проводки, предполагающие сложные многоступенчатые расчеты параметров.
27. События или хозяйственные операции, которые сопряжены с существенной неопределенностью стоимостных параметров, например, оценочные показатели.
28. Незавершенные судебные дела и обремененные условиями обязательства, например, гарантии по продажам, финансовые гарантии или обязательства в отношении восстановления окружающей среды.
Таблица 1.1.2 – Основныепонятия и определенияОценка рисков Процесс выявления и, по возможности, устранения рисков хозяйственной деятельности и возможных последствий. Неотъемлемый риск Подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными. Контрольная среда Включает позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля аудируемого лица, а также понимание значения такой системы для деятельности аудируемого лица.
Таблица 1.1.3 – Сущностьстандарта
Проблема 1
Связана с появлением нового стандарта аудиторской деятельности №8.
1.  Используется терминология без раскрытия ее содержания.
2.  аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам следует пересмотреть процесс сбора аудиторских доказательств с позиции рисков существенного искажения финансовой отчетности и выражения профессионального мнения о степени ее достоверности.
3.  Не раскрыты положения, связанные с риском необнаружения.
Проблема 2
Связана с корректировкой аудиторского процесса
Аудитор должен построить сбор аудиторских доказательств в соответствии с новым Стандартом следующим образом.
 На этапе планирования и в ходе аудита необходимо проводить анализ деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, в объеме, достаточном для понимания специфики деятельности клиента. При этом необходимо обращать внимание на наличие факторов, которые могут приводить к существенному искажению информации в финансовой отчетности.
 Следует проводить анализ рисков существенных искажений информации, оценивать их значимость, влияние на финансовую отчетность, а также проводить процедуры, подтверждающие или опровергающие результаты оценки. Методология принятия решений
1.  Определение состояния отрасли.
2.  Определение правовых факторов.
3.  Определение характера деятельности аудируемого лица.
4.  Существование целей аудируемого лица.
5.  Влияние реализации стратегии на требования к бухгалтерскому учету.
6.  Оценка финансового состояния деятельности аудируемого лица. Оценка рисков существенного искажения информации
Аудитор должен выявить и оценить риски существенного искажения на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом и на уровне конкретных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для групп однотипных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и случаев раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Для этой цели аудитор:
а) выявляет риски в процессе ознакомления с деятельностью аудируемого лица и его средой, включая средства контроля, относящиеся к этим рискам, а также с группами однотипных операций, остатками по счетам бухгалтерского учета и случаями раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
б) устанавливает соответствие между выявленными рисками и тем, какая информация может быть искажена на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;
в) рассматривает, не являются ли риски столь большими, чтобы привести к существенному искажению финансовой (бухгалтерской) отчетности.
/>


Рисунок 1 –Компоненты аудиторского риска
/>

Рисунок2 — Общий подход к оценке риска существенного искажения
1.2 Стандарт 24«Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторскойдеятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставлятьсяаудиторскими организациями и аудиторами»
Таблица 1.2.1 – ОбщиеположенияЦель устанавливает основные принципы правил, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторским организациям и аудиторам. Взаимосвязь
 ФЗ от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
ФПСАД №5 «Аудиторские доказательства»
ФПСАД №30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации» Необходимость использования Проведение аудита и обзорных проверок должно позволить аудитору обеспечить предполагаемым пользователям разумный и ограниченный уровни уверенности в достоверности финансовой информации. Проведение согласованных процедур и компиляции не предусматривает, что аудитор должен будет обеспечить такую уверенность. Сфера применения
Процедуры аудиторского характера.
Как отдельные показатели финансовой информации, так и отчетность в целом.

Таблица 1.2.2 – Основныепонятия и определенияАудитор Лицо, предоставляющее не только аудит, но и оказывающее сопутствующие аудиту услуги. Хозяйствующий субъект Лицо, которому оказываются данные услуги. Уверенность Убежденность аудитора в отношении надежности предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, представленной стороной, составляющей отчетность, и предназначенной для использования предполагаемыми пользователями.
Таблица 1.2.3 – СущностьстандартаМетодология принятия решений
1.  Оценка доказательств, собранных в результате проведенных процедур:
— существование — наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
— права и обязанности — принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
— возникновение — относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода;
— полнота — отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета;
— стоимостная оценка — отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства;
— точное измерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени;
— представление и раскрытие — объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
2. Формирование аудиторского мнения.
Таблица 1.2.4 — Сравнительная характеристика аудита и сопутствующих аудиту услугПараметры Аудит Сопутствующие аудиту услуги обзорная проверка Согласованные процедуры компиляция финансовой информации Уровень уверенности Разумная, но не абсолютная уверенность Ограниченная уверенность Уверенность не обеспечивается Уверенность не обеспечивается
Вид отчета
(заключения)
Позитивная уверенность по
предпосылкам
Негативная уверенность по
предпосылкам
Факты, отмеченные в
результате процедур
Указание на
компилированную информацию
Образец выражения
мнения (безоговорочно
положительного) в аудиторском заключении
«По нашему
мнению, финансовая
(бухгалтерская)отчетность организации
„XXX“ отражает
достоверно во
всех существенных
отношениях ее
финансовое положение»
«При проведении обзорной проверки наше внимание не
привлекли никакие факты, которые дали бы нам основания полагать, что финансовая
(бухгалтерская) отчетность не
отражает достоверно во
всех существенных
отношениях финансовое положение организации»
Мнение не
выражается
Мнение не
выражается

2. Реферативная часть
Учёт готовой продукции
Цикл выпуска и продажи готовой продукции являетсяосновным разделом деятельности промышленного предприятия. В этом циклеформируются такие значимые для пользователей бухгалтерской отчетностипоказатели, как выручка от продажи, себестоимость проданной продукции и прибыль(убыток) от продажи. Они отражают эффективность основной деятельностихозяйствующего субъекта, способность его к расширению своего производственногоассортимента, к удовлетворению социальных и материальных потребностейколлектива, к выполнению обязательств перед бюджетом и другими организациями.Операции по продаже готовой продукции являются объектом налогообложения и соответственноосновным участком контроля, осуществляемым налоговыми органами (плановыйконтроль) и аудиторскими фирмами (инициативный контроль). Проверка организациибухгалтерского учета выпуска и продажи готовой продукции относится к одному извидов аудиторских услуг, оказываемых аудиторской фирмой по специальным заданиямсогласно установленному договору с экономическим субъектом, или включается вобщий комплексный аудит.
Цель проверки цикла выпуска и продажи готовойпродукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности идостоверности отражения в учете и отчетности показателей данного раздела, т.е.выручки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих икоммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи. При этом в процессе аудитарешается комплекс взаимосвязанных задач:
анализируется учетная политика предприятия в части,регулирующей порядок организации учета выпуска и продажи готовой продукциисогласно действующему законодательству и отраслевым особенностям;
контролируется договорная дисциплина в соответствиис законодательством;
проверяется правильность документального оформленияопераций по выпуску и продаже продукции;
изучается порядок учета и списания затрат напроизводство и продажу готовой продукции;
оценивается полнота, своевременность и достоверностьоприходования готовой продукции на склад, отпуска и продажи ее покупателям;
анализируется правильность и законность организациианалитического и синтетического учета операций, связанных с движением готовойпродукции;
контролируется соблюдение налоговогозаконодательства в части налогообложения операций по продаже готовой продукции.
При подготовке программы аудита оценивается системавнутреннего контроля экономического субъекта с точки зрения надежности,качества и степени доверия с использованием процедуры тестирования,осуществляемой на основании положений правила (стандарта) аудиторскойдеятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннегоконтроля в ходе аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельностипри Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6).Результаты оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля циклавыпуска и продажи готовой продукции основываются на содержании вопросов иобъектов исследования, перечне аудиторских процедур и приводятся в виде тестовпроверки (табл. 2.1). Тесты проверки состояния системы внутреннего контроля ибухгалтерского учета цикла выпуска и продажи готовой продукции приводятся снаибольшей вероятностью использования их в практической работе. Содержаниеответов и выводы аудитора произвольны, учитывая наиболее часто встречающиесянарушения такого плана в организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита.

Таблица 2.1 — Тесты проверки состояния системывнутреннего контроля и бухгалтерского учета цикла выпуска и продажи готовойпродукцииN п/п Содержание вопроса или объект исследования Процедура Содержание ответа (результат проверки) Символ Выводы и решения аудитора 1 2 3 4 5 6 Система внутреннего контроля 1 Обоснование цени сроков продажи продукции по договорам
Опрос и
проверка документации Составляются плановые калькуляции У4 Контроль удовлетворительный 2
Использование для определения продажной цены
утвержденного прейскуранта Повторное выполнение процедур пересчета Не всегда У2
Выяснить при-
чины неиспользования прейскуранта 3
Контроль последовательности нумерации для
выявления неучтенных счетов -фактур и накладных Проверка документации и повторное выполнение процедур контроля Производится предварительная нумерация указанных документов У3 Контроль удовлетворительный 4
Сопоставление количества от-
груженной продукции с данными счетов —
фактур
Опрос и
повторное выполнение процедур документа- льготного контроля Ежемесячно У3 Контроль удовлетворительный 5
Наличие разделения обязанностей сотрудников, занимающихся выпиской счетов — фактур, учетом
продажи и вы-
ручки, полученной наличными Наблюдение
Все функции
выполняются разными работниками У4 Контроль удовлетворительный 6 Контроль главным бухгалтером формирования себестоимости проданной продукции
Опрос и
проверка документации Ежеквартально У2 Проверить выборочно арифметические расчеты N п/п Содержание вопроса или объект исследования Процедура Содержание ответа (результат проверки) Символ Выводы и решения аудитора Система внутреннего контроля 7 Соблюдение графика документооборота по учету продажи продукции Наблюдение, опрос
Первичные документы сдаются в бухгалтерию часто с
опозданием на
два — три дня У2
Возможно искажение периодической отчетности из-за
отсутствия данных 8 Проведение инвентаризации готовой продукции на складе
Опрос и
проверка документации Проводится только в конце года инвентаризационной комиссией У2 Слабый контроль. Провести выборочную инвентаризацию 9 Проведение инвентаризации расчетов с дебиторами Опрос Не проводится У1 Провести выборочную инвентаризацию 10 Проверка сроков возникновения задолженности Опрос
Выборочно и
нерегулярно У2
Возможны про-
пуски сроков
исковой давности Система учета 11 Наличие в учетной политике пункта, характеризующего момент реализации Проверка учетной политики
Установлено наличие в учетной поли-
тике момента
реализации продукции У4 Контроль удовлетворительный 12
Проверка соответствия записей аналитического и синтетического учета
продажи Опрос, повторное выполнение процедур прослеживания Ежеквартально У3 Провести выборочную проверку 13 Датирование счетов – фактур на продажу продукции днем отгрузки Проверка документации Нет У2 Возможно искажение объемов продажи продукции 14 Соблюдение установленного порядка списания расходов на продажу Опрос, проверка документации Регистры синтетического учета содержат нетиповые корреспонденции счетов У2
Велика вероятность ошибок, провести сплошную проверку
учета расходов на продажу N п/п Содержание вопроса или объект исследования Процедура Содержание ответа (результат проверки) Символ Выводы и решения аудитора 1 2 3 4 5 6 Система учета 15
Разработка схем учета готовой продукции и ее
продажи с учетом используемого метода оценки готовой продукции Проверка документации
Определен только рабочий план счетов,
схем нет У2 Возможны ошибки в корреспонденции счетов 16 Наличие периодичности сверки данных первичных документов аналитического и синтетического учета готовой продукции и ее продажи Опрос, повторное выполнение процедур Никогда У2
Велика вероятность искажения объемов
отгруженной и
проданной продукции
Элементыучетной политики экономического субъекта, влияющие на формирование показателейцикла выпуска и продажи готовой продукции:
1) Метод определения даты реализации (передачи) товаров (работ,услуг) для целей налогообложения( по мере отгрузки и предъявлению покупателюрасчетных документов как наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки(передачи) товара, день оплаты товара; по мере поступления денежных средств,как день оплаты товара) :
— НКРФ, часть вторая, от 05.08.2000 (в ред. от 30.05.2001), гл.21, ст.167.
2)Вариант списания общехозяйственных расходов (списание по себестоимости продукции(по объектам калькуляции в дебет счета 20) и определение полной себестоимости;Списание в конце отчетного периода на финансовые результаты (в дебет счета 90)в качестве условно постоянных):
-Положениепо бухгалтерскому учёту «Расходы организации», утвержденные Приказом МинфинаРоссии от 06.05.1999 N 33н(в ред. от 30.03.2001), разд. II,п.9;
-Плансчетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций,утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, разд.3.
3)Учет выпуска готовой продукции (с применением счета 40; без применеия счета40):
— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельностиорганизаций, разд.4.
4)Оценка готовой продукции (по фактической производственной себестоимости; понормативной (плановой) производственной себестоимости продукции):
-Положениепо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от24.03.2000), разд.3, п.59.
5)Метод распределения расходов на продажу (списание полностью или частично вдебет счета 90; при частичном списании подлежат распределению расходов наупаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукцииежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другимсоставляющим показателям)):
— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельностиорганизаций и Инструкция по его применению, разд.4.

Таблица 2.2 — Программа аудита цикла выпуска ипродажи готовой продукцииN п/п Этап проверки
Объект аудиторской
проверки Процедура 1 2 3 4 1 Анализ учетной политики в части закрепленного способа учета готовой продукции Учетная политика Изучение положений учетной политики, соответствующих положениям по бухгалтерскому учету 2 Выборочная проверка наличия и правильности оформления договоров поставки Договоры Проверка договоров по формальным признакам и по существу отраженных положений N п/п Этап проверки
Объект аудиторской
проверки Процедура 1 2 3 4 3 Выборочный контроль документального оформления движения готовой продукции на складе Карточки складского учета готовой продукции, накладные, счета — фактуры Анализ товарного баланса, выборочная инвентаризация, контроль документов 4
Проверка правильности организации учета выпуска и
продажи готовой
продукции, списания себестоимости про-
данной продукции,
поступления выручки от продажи
Учетная политика, ведомости N N 5,
7, 10, 10а, 11,
12, 13, 13а, 14,
15, 16, 16а, жур-
налы — ордера
N N 6, 8, 9, 10,
10/1, 10а, 11, 15 Главная книга Проверка учетных записей, арифметический контроль сумм 5 Проверка своевременности и полноты списания себестоимости проданной продукции и расходов на продажу Расчет фактической себестоимости отгруженной (проданной) продукции, журналы — ордера N N 10, 10/1, 10а, 11 Пересчет, контроль документов, учетных записей 6 Выборочная проверка правильности оформления отгрузочных документов и их отражение в учете
Счета — фактуры, накладные, книга
продаж, журнал —
ордер N 11, ведомости N N 16 и 16а Проверка документации по формальным признакам, арифметическая проверка сумм, контроль документов 7
Выборочная проверка соответствия цен,
указанных в отгрузочных документах, ценам в прейскуранте Счета — фактуры, накладные, прейскурант цен Проверка документации по существу, контроль документов 8
Проверка данных регистров учета от-
грузки готовой продукции и продажи и
сверка их со счетами в Главной книге Ведомости N N 16 и16а, журналы — ордера N N 11, 12, 15, Главная книга Пересчет, проверка учетных записей 9
Проверка полноты и
реальности сумм дебиторской задолженности
Договоры, акты сверки расчетов, журналы — ордера
N N 1, 2, 11, ведомости N N16 и
16а Подтверждение, контроль, выборочная инвентаризация 10
Проверка правильности учета и налогообложения расчетов с покупателями с использованием векселей, взаимозачета, бартера и
других форм расчетов
Журналы — ордера N N 8, 10, 11, отчет о прибылях и
убытках, расчеты
(налоговые декларации) по отдельным налогам Пересчет, проверка соблюдения правил учета 11
Проверка правильности формирования показателей формы N 2: выручки от
продажи, себестоимости проданной продукции, валовой прибыли и прибыли
(убытка) от продажи Главная книга, ф. N 2 Пересчет, проверка учетных записей, аналитические процедуры 12
Анализ динамики финансового результата от продажи готовой продукции и факторов, влияющих
на него
Бухгалтерская и
статистическая отчетность предприятия за разные отчетные периоды, регистры аналитического и синтетического учета, ф. N 2
Методы экономического анализа: трендовый
анализ, детерминированный и стохастический факторный анализ, горизонтальный и вертикальный анализ и
другие аналитические
процедуры

Таблица2.3 — Основные аудиторские процедуры цикла выпуска и продажи готовой продукцииПроцедура Средство Цель применения 1 2 3 1. Инвентаризация Инвентаризационная опись товарно — материальных ценностей, акт инвентаризации расчетов с покупателями, отчет о движении готовой продукции на складе Подтверждение реальности сумм дебиторской задолженности, остатков готовой продукции на складе, отгруженной продукции
2. Проверка
соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций
Журналы — ордера N N 1,
2, 6, 8, 9, 10, 10/1,
10а, 12, 15, ведомости
N N 1, 2, 5, 7, 10, 10а 11, 12, 13, 13а, 14, 15 16, Главная книга, нормативные акты, План счетов, учетная политика
Проверка соблюдения
методологии, принципов учета продажи, отгрузки готовой продукции, дебиторской
задолженности Процедура Средство Цель применения
3. Контроль от
первичных документов до
регистров учета
Счета — фактуры, наклад-
ные, приходные ордера,
журналы — ордера N N 1,
2, 6, 8, 9, 10, 10/1,
10а, 12, 15, ведомости
N N 1, 2, 5, 7, 10, 10а 11, 12, 13, 13а, 14, 15 16, Главная книга Обнаружение неучтенных операций по отгрузке и продаже продукции (подтверждение полноты) 4. Подтверждение Счета — фактуры, аналитические ведомости, письменный ответ
Проверка реальности
сумм дебиторской задолженности, авансов, полученных с помощью
подтверждения, полученного от третьих лиц 5. Пересчет
Журналы — ордера N N 1,
2, 6, 8, 9, 10, 10/1,
10а, 12, 15, ведомости
N N 1, 2, 5, 7, 10, 10а, 11, 12, 13, 13а, 14, 15, 16, Главная книга, бухгалтерские справки, расчеты
Проверка правильности подсчета оборотов по
продаже, определения
фактической себестоимости отгруженной и
проданной продукции
6. Проверка
документов:
а) по формальным признакам
б) арифметическая проверка
в) сопоставление документов
Счета — фактуры, накладные, приходные кассовые
ордера, журналы — ордера, регистры аналитического учета, заявки, кассовые отчеты, транспортные накладные, карточки
складского учета Подтверждение достоверности, законности и экономической целесообразности отраженных хозяйственных операций (отгрузки, продажи готовой продукции, произведенных расходов на продажу)
7. Подготовка
товарного баланса
(по видам
продукции)
Карточки складского учета, ведомости движения
готовой продукции на
складе, данные об учетных ценах, счета — фактуры
Проверка правильности определения сумм от-
груженной продукции и остатка на складе в
натуральном и стоимостном выражении
8. Аналитические
процедуры
Квартальные и месячные
отчеты производства,
прогнозы прибыли, бухгалтерская отчетность за предыдущие годы
Выявление областей
потенциального риска оценка эффективности деятельности предприятия

3. ПРОЕКТНАЯЧАСТЬ
На основании первичныхдокументов были составлены хозяйственные операции, произведенные на предприятиив течении отчетного года. На основании полученных операций был составлен журналхозяйственных операций.
На основании данногожурнала хозяйственных операций была составлена оборотно-сальдовая ведомость вразрезе синтетических счетов.
Таблица 3.1 — Оборотно-сальдовая ведомость№ счета Сальдо начальное Обороты по счету Сальдо конечное 1 150000 16271 166271 8 16271 16271 10 100000 45044 54956 19 10937 10937 20 84963 81583 3380 25 3150 3150 26 8694 8694 43 93428 93428 44 50000 50000 51 70000 280880 289816 61064 60 100000 170200 71700 1500 62 30000 242525 237900 34625 68/1 6682 6682 68/2 47319 36381 10937 68/4 22966 22966 69/1 1491 1491 69/2 10280 10280 69/3 1593 1593 70 20000 36843 36843 20000 73 375 375 75 51500 39000 12500 76 7500 7500 80 200000 51500 251500 84 80000 72725 152725 90 238500 238500 91 13000 13000 97 44492 44492 99 108691 108691 ИТОГО 400000 400000 1436860 1436860 425725 425725
Таким образом, изоборотно-сальдовой ведомости видно, что значение статей баланса у насизменились.
Для наглядности отобразимизменение значений статей баланса в таблице.
Таблица 3.2- Влияние выявленныхнарушений на показатели бухгалтерский баланс№ п/п Наименование статьи баланса Значение показателя в БУ организации Значение показателя по расчету аудитора Отклонение 1 Нематериальные активы 44482 -44482 2 Основные средства 163559 166271 +2712 3 Сырье, материалы и другие аналогичные ценности 54956 54956 4 Затраты на незавершенное производство 3380 +3380 5 Готовая продукция и товары для перепродажи 50000 50000 6 Расходы будущих периодов 44492 +44492 7 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 10937 10937 8 Дебиторская задолженность 34625 34625 9 Денежные средства 92420 61064 -31356 10 Уставный капитал 251500 251500 11 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 137013 152725 +15712 12 Поставщики и подрядчики 1500 1500 12 Задолженность перед персоналом организации 60976 20000 -40976
Из данной таблицы видны,что после аудиторской проверки некоторые статьи баланса изменились, а некоторыеостались неизменными. Следовательно, изменилась и валюта баланса. Валютабаланса организации была 450989руб., а после проверки аудитора стала равной 425725руб.То есть валюта баланса за отчетный период увеличилась на 25725 руб. Правильныйбаланс представлен в ПРИЛОЖЕНИЕ В.
Как видно из вышесоставленной таблицы, предприятием ОАО «Смак» было допущено 6 ошибок,отразившиеся на бухгалтерском балансе за отчетный период. Рассмотрим каждуюстатью баланса.
1. Нематериальные активы(НМА).
Расходы, связанные сприобретением компьютерной программы были произведены в данном отчетномпериоде, но относятся к будущим отчетным периодам, поэтому бухгалтероморганизации стоимость программы была отнесена на сч.97 «Расходы будущихпериодов». В связи с этим данная сумма должна быть отражена в 216 строкебаланса.
2. Основные средства(ОС)
В бухгалтерском балансепредприятия значится сумма основных средств на 2712руб. меньше, чем она должнабыть отражена в действительности.
Отсюда можнопредположить, что предприятие не включило в первоначальную стоимость объекта основныхсредств расходы, необходимые для доведения объекта основных средств досостояния, годного к эксплуатации.
3. Денежные средства
При проверке аудитором ввыписке банка были обнаружены ошибки в суммах денежных средств, вероятно это иповлекло за собой неправильность суммы, указанной в стр.260 бухгалтерскогобаланса организации.
4. Нераспределеннаяприбыль
Согласно справке-расчетбухгалтерии 2 от 31.01.2008г. не распределенная прибыль составила 108691 руб.Таким образом, в стр.490 на конец отчетного периода первоначально были отраженыневерные данные.
5. Задолженностьперед персоналом организации
За отчетный период былопроизведено начисление заработной платы и выдача ее с удержанием обязательныхсумм. Бухгалтером предприятия при составлении баланса была допущена ошибка встр.622. Скорее всего, не было учтена выдача заработной платы.
Кроме того, аудитором припроверки движения денежных средств за отчетный период были выявлены следующиеошибки при заполнении платежных поручений: в платежных поручениях с 1 по 8 неуказано назначение платежа; при перечислении налогов необходимо обязательноуказывать (срок или очередность) платежа; так же недопустимо перечисление двухи более разных налогов в одном платежном поручении.
По результатам проверки,аудитор может дать предприятию следующие рекомендации:
· четко исвоевременно оформлять содержание и корреспонденцию счетов в хозяйственныхоперациях;
· разрабатывать иусовершенствовать инструкции по ведению бухгалтерского и налогового учета напредприятии;
· проводитьвнеплановые проверки деятельности качества работы и своевременности еёвыполнения;
· приглашатьаудиторские фирмы для проведения внеплановых проверок правильностибухгалтерского и налогового учета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания курсовой работы были полученыне только основные теоретические данные, но и спроектирована практическаядеятельность аудитора.
В ходе работы были приобретены практические навыкиработы с первичной документацией и отчетностью организации.
На предприятии ОАО «Смак» обнаружены достаточносущественные ошибки, требующие тщательной проработки и исправления со стороныбухгалтеров в отношении данных объектов учета и взаимосвязанных с нимиобъектов.
На основании обнаруженных нарушений составленоаудиторское заключение, которое говорит, о том, что данные финансовойотчетности предприятия не достоверны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) – Новосибирск:Сиб. Унив. Изд-во, 2006 – 762с. – (Кодексы и законы России)
2.Новый план счетов бухгалтерского учета. – М.: ТК Велби, Н76 изд-во Проспект,2008. – 128 с.
3.Аудит: Учебник для вузов/ В.В. Скобра, Г.Н. Панипорева, О.Л. Островская и др.;под. ред. В.В. Скобра – М.: Просвещение, 20005.-479с.
4.Бухгалтерский учет: Учебное пособие – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2007. – 717 с. – (Высшее образование).

ПРИЛОЖЕНИЕ А
Приложение N1 к правилу (стандарту) N 8
ПОНИМАНИЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА И СРЕДЫ, В КОТОРОЙ ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
В настоящемприложении устанавливаются дополнительные инструкции относительно проблем,которые аудитор может рассматривать в ходе ознакомления с отраслевыми,правовыми и другими внешними факторами, влияющими на деятельность аудируемоголица, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовкифинансовой (бухгалтерской) отчетности, характер аудируемого лица, цели истратегические планы и связанные с ними риски хозяйственной деятельности, атакже оценку и анализ финансовых результатов деятельности аудируемого лица.Приведенные проблемы охватывают широкий диапазон и имеют отношение ко многимаудиторским заданиям, однако не все проблемы уместны для всех аудиторскихзаданий, и перечень примеров ни в коей мере не включает все возможные проблемыв полном объеме.
Отраслевые,правовые и другие внешние факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица,включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой(бухгалтерской) отчетности
1. Состояниеотрасли:
а)особенности рынка товаров, работ и услуг;
б) цикличнаяили сезонная деятельность;
в) технологияпроизводства, имеющая отношение к производимой продукции аудируемого лица;
г)энергоснабжение и стоимость энергоресурсов;
д)конкурентоспособность продукции;
е) сырьевыересурсы, их стоимость.
2. Правовыефакторы:
а) общиепринципы бухгалтерского учета и отраслевые особенности;
б)нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в отрасли;
в)нормативные правовые акты, которые существенным образом влияют на деятельностьаудируемого лица:
общиетребования нормативных правовых актов;
прямыерегулирующие нормы;
г)налогообложение;
д)государственная политика, оказывающая влияние на деятельность аудируемого лица:
кредитно-денежнаяполитика, включая валютный контроль;
налоговаяполитика;
финансовыестимулы (например, программы государственной поддержки);
тарифы,торговые ограничения;
экологическиетребования, влияющие на отрасль и деятельность аудируемого лица;
е) прочиевнешние факторы, оказывающие влияние на деятельность аудируемого лица:
общий уровеньразвития экономики (например, спад или подъем);
процентныеставки и наличие доступных финансовых ресурсов;
инфляция,девальвация или ревальвация национальной валюты.
Характердеятельности аудируемого лица
3. Текущаяпроизводственная деятельность:
а) характердеятельности аудируемого лица и основные источники его доходов, например:
производственнаядеятельность;
торговля(оптовая и розничная);
банковскаядеятельность;
страховаядеятельность;
иныефинансовые услуги;
импорт/экспорт;
коммунальныеуслуги;
транспортныеуслуги;
высокотехнологичныепродукция и услуги;
б)особенности товаров, работ, услуг и рынков их сбыта, например:
основныепотребители и особенности договоров с ними;
условияоплаты;
рентабельность;
доля рынка;
конкуренты;
работа наэкспорт;
ценоваяполитика;
спрос напродукцию;
гарантийныеобязательства;
портфельзаказов;
тенденцииразвития;
маркетинговаястратегия и цели;
производственныепроцессы;
в)практическое осуществление хозяйственных операций, например:
стадии иметоды производства;
сегментыдеятельности;
особенностипоставок продукции или оказания услуг;
подробности осокращении или расширении операций;
г) совместнаядеятельность, виды кооперирования и другие формы деятельности;
д) степеньучастия в электронной торговле, включая продажи через сеть Интернет имаркетинговую деятельность;
е)географические и операционные сегменты;
ж)местонахождение производственных помещений, торговых площадей и офисов;
з) основныепокупатели и заказчики;
и)особенности поставщиков товаров и услуг аудируемому лицу, например:
наличиедолгосрочных контрактов;
стабильностьпоставок;
условияоплаты товаров (услуг) основным поставщикам и подрядчикам;
необходимостьопераций по импорту;
способыпоставки;
к)характеристики персонала, например:
по местунахождения;
по уровнюзаработной платы;
особенностиколлективных договоров и деятельности профессиональных союзов;
особенностипенсионного и социального обеспечения;
правосотрудников на льготное приобретение акций своей организации или установленныепоощрительные выплаты;
государственноерегулирование в данной сфере занятости;
л)научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и расходы на них;
м) операциисо связанными сторонами.
4.Инвестиционная деятельность:
а)приобретения или продажи новых отдельных объектов хозяйственной деятельности(запланированные или недавно состоявшиеся);
б)приобретение ценных бумаг, предоставление займов;
в) капиталовложения,включая приобретение основных средств, технологий и иных активов(запланированные или недавно состоявшиеся);
г) инвестициив совместную деятельность.
5. Финансоваядеятельность:
а) структурааудируемого лица, основные дочерние и зависимые общества, филиалы ипредставительства;
б) структуразадолженности, обеспечение обязательств, выданные гарантии;
в) аренданедвижимости или оборудования для использования в хозяйственной деятельности;
г)собственники:
резиденты;
нерезиденты;
деловаярепутация и опыт;
д) связанныестороны;
е)использование производных финансовых инструментов.
6.Особенности составления финансовой (бухгалтерской) отчетности:
а) общиеправила бухгалтерского учета и отраслевые особенности;
б) практикапризнания доходов;
в) расчетсправедливой стоимости (если это предусмотрено учетными принципами);
г)товарно-материальные запасы, например:
местонахождение;
количество;
д) активы,обязательства и операции в иностранной валюте;
е)специфические и важные для отрасли экономические показатели, например:
для банков — привлечение и размещение средств, соблюдение обязательных нормативов,установленных Центральным банком Российской Федерации, в том числе соблюдениенорматива достаточности собственных средств (капитала) банка;
дляпроизводственных компаний — дебиторская задолженность и товарно-материальныезапасы;
дляфармацевтических компаний — научно-исследовательские и опытно-конструкторскиеработы;
ж) учетнеобычных или сложных операций;
з)представление и раскрытие информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Общаястратегия аудируемого лица и связанные с ней риски хозяйственной деятельности
7.Существование целей (каким образом аудируемое лицо реагирует на отраслевые,правовые и иные внешние факторы), относящихся, например, к следующим областям:
а) развитиеотрасли (риском хозяйственной деятельности, потенциально связанным с этим,может быть риск того, что аудируемое лицо, например, не владеет ситуацией вотрасли или не располагает соответствующим персоналом, чтобы отреагировать напроисходящие в отрасли изменения);
б) новые видыпродукции или услуг (риском хозяйственной деятельности, потенциально связаннымс этим, может быть риск того, что аудируемое лицо, например, не сможетобеспечить уровень возросшей ответственности, связанной с новыми видамипродукции или услуг);
в) расширениерынка, производства какого-либо вида продукции или услуг (риском хозяйственнойдеятельности, потенциально связанным с этим, может быть риск того, чтоаудируемым лицом, например, не был точно оценен возможный спрос);
г) новыетребования в отношении бухгалтерского учета (риском хозяйственной деятельности,потенциально связанным с этим, может быть риск того, что аудируемое лицо,например, не в полном объеме или неправильно выполняет новые учетные требованияили на их выполнение требуются дополнительные трудозатраты);
д) требованиянормативных правовых актов;
е) текущие иперспективные потребности в финансовых ресурсах (риском хозяйственнойдеятельности, потенциально связанным с этим, может быть риск, например, утратыисточников финансирования вследствие неспособности аудируемого лица выполнятьсоответствующие требования);
ж)использование информационных систем (риском хозяйственной деятельности,потенциально связанным с этим, может быть риск того, что информационныесистемы, например, могут оказаться не ориентированными на особенностиосуществляемых хозяйственных операций).
8. Влияниереализации стратегии и, как следствие, новые требования к бухгалтерскому учету(риском хозяйственной деятельности, потенциально связанным с этим, может бытьриск того, что аудируемое лицо, в частности не в полном объеме или неправильновыполняет новые учетные требования).
Оценка ианализ финансовых результатов деятельности аудируемого лица
9. Примерныйкруг вопросов, которые может рассматривать аудитор в области оценки и анализафинансовых результатов деятельности аудируемого лица, включает:
а) основныефинансовые и статистические показатели отрасли;
б) основныепоказатели результатов деятельности аудируемого лица;
в) оценкуработы персонала и политику стимулирующих поощрений;
г) тенденцииразвития;
д)использование прогнозов, смет и анализа вариантов;
е) отчетыаналитиков и сообщения о рейтинге доверия;
ж) анализконкурентов;
з) финансовыепоказатели результатов деятельности аудируемого лица за сопоставимые периоды,например:
рост доходов;
рентабельность;
платежеспособность.

Приложение N2
к правилу(стандарту) N 8
ЭЛЕМЕНТЫСИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
Настоящееприложение содержит пояснения к элементам системы внутреннего контроляотносительно того, как они связаны с аудитом финансовой (бухгалтерской)отчетности.
Контрольнаясреда
1.Контрольная среда включает позицию, осведомленность и действия представителейсобственника и руководства относительно системы внутреннего контроля аудируемоголица, а также понимание значения такой системы для деятельности аудируемоголица.
Контрольнаясреда аудируемого лица оказывает влияние на сознательность сотрудников вотношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля,обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка.
2.Контрольная среда включает следующие элементы:
а) доведениедо всеобщего сведения и поддержание принципа честности и других этическихценностей.
Эффективностьсредств контроля не может быть обеспечена при отсутствии честности и другихэтических ценностей у сотрудников, осуществляющих управленческие и контрольныефункции. Честность и другие этические ценности являются существеннымиэлементами, оказывающими влияние на эффективность организации средств контроляи их мониторинга. Честность и другие этические ценности определяются этическимии поведенческими стандартами, действующими в аудируемом лице, и тем, как онидоводятся до всеобщего сведения и применяются на практике. Это включаетдействия руководства, направленные на устранение или уменьшение факторов,которые могли бы побудить персонал к совершению нечестных, незаконных илинеэтичных поступков, а также доведение до сознания персонала ценностных иповеденческих стандартов аудируемого лица с помощью распоряжений руководства,кодекса поведения, а также личного примера;
б)профессионализм (компетентность сотрудников).
Профессионализм- это профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения задач,которые определяют суть деятельности конкретного работника. Приверженностьпрофессионализму отражает мнение руководства об уровне профессиональных знаний,необходимом для выполнения соответствующих видов работ, и о том, каким образомэтот уровень устанавливается в качестве квалификационных требований;
в) участиесобственника или его представителей.
Представителисобственника в значительной степени оказывают влияние на сознательностьсотрудников аудируемого лица в отношении контроля. Характерными особенностями,которые должны быть присущи представителям собственника, являются:
независимостьот руководства;
их опыт истатус;
масштабы ихвовлечения в деятельность и надзор за ней;
уместность(надлежащий характер) их действий;
особенностиинформации, которую они получают;
уровеньсложности поднимаемых и обсуждаемых с руководством аудируемого лица вопросов;
ихвзаимодействие с внутренними и внешними аудиторами.
Полномочияпредставителей собственника аудируемого лица устанавливаются в регламентахдеятельности и инструкциях или рекомендациях, составленных для представителейсобственника. Одной из важных функций представителей собственника являетсянадзор за эффективностью и работоспособностью системы внутреннего контроляаудируемого лица, привлечение внимания и принятие необходимых мер в случаеобнаружения серьезных недостатков этой системы;
г)компетентность и стиль работы руководства.
Компетентностьи стиль работы руководителей имеют широкий диапазон характеристик. К такимхарактеристикам могут относиться следующие:
подходруководства к выявлению рисков хозяйственной деятельности и управлению ими;
позиция идействия руководства в отношении составления финансовой (бухгалтерской)отчетности (осмотрительность при выборе принципов учета и разумный подход кподготовке оценочных показателей);
подходыруководства к обработке информации, учетным функциям и кадровой политике;
д)организационная структура.
Организационнаяструктура аудируемого лица представляет собой систему, в рамках которойпланируется, осуществляется, контролируется и отслеживается деятельностьаудируемого лица для достижения стоящих перед ним целей. Аудируемое лицоразрабатывает организационную структуру, соответствующую его потребностям.Надлежащий характер организационной структуры аудируемого лица зависит в томчисле от характера и масштабов его деятельности;
е) наделениеответственностью и полномочиями.
Этот элементпредполагает разделение ответственности и полномочий в ходе осуществлениядеятельности и установление иерархии подотчетности сотрудников, а такжеохватывает политику в отношении надлежащей деловой практики, знаний и опытаключевого персонала и предоставляемые для выполнения обязанностей возможности.Он включает систему информирования персонала о целях аудируемого лица,взаимосвязи индивидуальных действий каждого сотрудника с действиями другихсотрудников, участии каждого сотрудника в достижении целей аудируемого лица;
ж) кадроваяполитика и практика.
Кадроваяполитика и практика в отношении сотрудников подразумевают:
набор;
адаптацию(инструктаж при приеме на работу);
подготовку;
обучение;
оценку;
консультирование;
продвижениепо службе;
вознаграждениесотрудников.
Например, принаборе наиболее квалифицированных сотрудников критериями являются базовоеобразование, предшествующее опыту работы, последние достижения, честность иэтичное поведение. Такие критерии должны демонстрировать стремление аудируемоголица к найму компетентных и заслуживающих доверия сотрудников.
Политика вобласти обучения, которая приобщает сотрудника к его деятельности в аудируемомлице и его ответственности, а также такие практические мероприятия, какобучение на семинарах, должны наглядно отражать ожидаемый уровень качествавыполняемой работы и стандарты поведения.
Служебныйрост сотрудников, осуществляемый в результате периодической оценки работы,должен демонстрировать приверженность аудируемого лица к продвижению по службеквалифицированного персонала на более высокие уровни ответственности.
3. Аудируемыелица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут применятьэлементы контрольной среды, отличающиеся от тех, которые применяют аудируемыелица более крупного масштаба.
Например, онимогут не иметь письменно оформленного кодекса поведения, но вместо этогоподдерживать соответствующие нормы этического поведения с помощью устногообщения и примера руководства.
Процессоценки рисков аудируемым лицом
4. Оценкарисков аудируемым лицом представляет собой процесс выявления и, по возможности,устранения рисков хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий.Для целей финансовой (бухгалтерской) отчетности важен вопрос, каким образом впроцессе оценки рисков аудируемым лицом руководство выявляет риски, имеющиеотношение к финансовой (бухгалтерской) отчетности, определяет их значение,оценивает вероятность их возникновения и принимает решение относительно того,как управлять ими.
Например,процесс оценки рисков аудируемым лицом может быть направлен на определениетого, каким образом предотвращается возможность неотражения в учетехозяйственных операций или каким образом определяются и анализируются существенныедля финансовой (бухгалтерской) отчетности оценочные значения.
5. Риски,имеющие отношение к финансовой (бухгалтерской) отчетности, могут быть связаныкак с внешними, так и с внутренними событиями и обстоятельствами, которые могутвозникнуть и отрицательным образом повлиять на способность аудируемого лицаинициировать, отражать в учете, обрабатывать и включать в отчетность данные,соответствующие предпосылкам подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.При выявлении возможных рисков руководство рассматривает степень их важности,вероятность их возникновения и способы управления ими. Руководство можетсоставлять планы, программы, осуществлять соответствующие действия дляустранения этих рисков или принять решение игнорировать риски из-за дороговизнывозможных средств контроля в отношении этих рисков либо по другим причинам.Риски могут возникать или изменяться вследствие следующих обстоятельств:
а) измененияв окружении аудируемого лица (макроэкономические изменения, в том числесвязанные с изменениями в нормативной среде, могут привести к изменениям вконкурентном давлении и к значительным изменениям рисков);
б) новыйперсонал (новые сотрудники могут иметь иную точку зрения на систему внутреннегоконтроля или иные приоритеты);
в) внедрениеновых или изменение уже применяемых информационных систем (значительные ибыстрые изменения в информационных системах могут изменить и риски, связанные ссистемой внутреннего контроля);
г) быстрыйрост и развитие аудируемого лица (действующие средства контроля могут несправиться с возросшим объемом операций и способствовать росту риска ихнесоответствия новым условиям деятельности);
д) новыетехнологии (внедрение новых технологий в производственные процессы илиинформационные системы может изменить риск, связанный с системой внутреннегоконтроля);
е) новыеподходы к ведению хозяйственной деятельности, новые виды товаров, работ, услуг(освоение новых видов деятельности, продукции, в отношении которых аудируемоелицо имеет небольшой опыт, может стать причиной появления новых рисков,связанных с системой внутреннего контроля);
ж)реорганизация аудируемого лица может сопровождаться сокращением численностиперсонала и изменениями в распределении обязанностей, а также выполняемыхсотрудниками контрольных функциях, которые также могут повлиять на риск,связанный с системой внутреннего контроля;
з) расширениеопераций за рубежом (расширение объема хозяйственных операций за рубежом иоткрытие дочерних предприятий, филиалов, инвестиции в зарубежные предприятиявлекут за собой новые и, как правило, необычные риски, которые могут оказатьвлияние на систему внутреннего контроля, например, дополнительные илиизменившиеся риски в результате осуществления операций с иностранной валютой,дополнительные или изменившиеся риски в связи с особенностями зарубежного, втом числе налогового, законодательства);
и) новыепринципы, стандарты, положения, инструкции в области ведения бухгалтерскогоучета и подготовки отчетности (принятие новых учетных принципов или ихизменение может повлиять на риски, связанные с подготовкой финансовой(бухгалтерской) отчетности).
6. Базовыепринципы процесса оценки рисков аудируемым лицом являются уместными для любогохозяйственного субъекта независимо от масштабов его деятельности, однакопроцесс оценки рисков является, вероятно, менее формальным и менееструктурированным у субъектов малого предпринимательства. Все хозяйственныесубъекты определяют цели финансовой (бухгалтерской) отчетности, однако усубъектов малого предпринимательства они могут быть обозначены не столь четко,как в хозяйственных субъектах более крупного размера, что не мешает руководствусубъектов малого предпринимательства быть осведомленными о рисках, связанных сэтими целями, без применения формализованных методов.
Информационнаясистема, связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности
7.Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой(бухгалтерской) отчетности, обеспечивается:
а)техническими средствами;
б)программным обеспечением;
в)персоналом;
г)соответствующими процедурами;
д) базамиданных.
Большинствоинформационных систем активно использует компьютерные средства и информационныетехнологии.
8.Информационные системы, связанные с подготовкой финансовой (бухгалтерской)отчетности, состоят из процедур:
а)инициирования (хозяйственные операции могут быть инициированы вручную илиавтоматически с помощью запрограммированных процедур);
б) отражения(регистрации) в учете (регистрация включает выявление и сбор надлежащейинформации об операциях или событиях);
в) обработкиданных и ведения учета соответствующих активов, обязательств и капитала(обработка включает функции редактирования и проверки, произведения расчетов,измерений, оценки, группировки и согласования, осуществляемых автоматическилибо вручную);
г) включенияв отчетность информации об операциях аудируемого лица, а также о событиях иусловиях (отчетные функции подразумевают подготовку на бумажных носителях или вэлектронном виде финансовой (бухгалтерской) отчетности либо обобщение другойполезной информации, которая может быть использована при оценке хозяйственнойдеятельности аудируемого лица в управленческих или иных целях. Качествоинформации влияет на способность руководства принимать надлежащиеуправленческие решения и осуществлять контроль за деятельностью аудируемоголица, а также на возможность подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской)отчетности).
9.Функционирование информационных систем обеспечивается методами и способамиучета, которые выполняют следующие функции:
а) идентифицируюти регистрируют все правомерные операции;
б)своевременно и достаточно подробно фиксируют операции, что позволяет надлежащимобразом классифицировать операции для дальнейшего включения в финансовую(бухгалтерскую) отчетность;
в)осуществляют оценку объектов учета так, чтобы соответствующая информация моглабыть включена в финансовую (бухгалтерскую) отчетность в надлежащем суммовомвыражении;
г) определяютпериод времени, в котором имели место операции, что позволяет отнести их вучете к соответствующему отчетному периоду;
д)представляют надлежащим образом операции и относящиеся к ним случаи раскрытияинформации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
10. Составнойчастью информационных систем является система информирования персонала, котораяобеспечивает понимание сотрудниками обязанностей и ответственности, связанных сорганизацией и применением системы внутреннего контроля в отношении финансовой(бухгалтерской) отчетности.
Системаинформирования обеспечивает понимание персоналом роли своего участия в процессеподготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, того, каким образом егодействия в информационной системе связаны с работой других сотрудников, а такжепонимание способов доведения до руководителей соответствующего уровняинформации о каких-либо исключительных ситуациях. Открытые каналы связи должныспособствовать тому, чтобы в отношении исключительных ситуаций принимались бысоответствующие меры.
11. Системаинформирования персонала может принимать такие формы, как внутренние регламентыдеятельности, руководства по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности,инструкции и указания. Доведение информации до сведения сотрудников можетосуществляться с использованием средств электронной связи, устно и посредствомраспоряжений руководства.
12.Информационные системы, связанные с подготовкой финансовой (бухгалтерской)отчетности субъектов малого предпринимательства, являются менее формальными,чем у аудируемых лиц более крупного размера, однако их роль также являетсяважной. В субъектах малого предпринимательства при наличии добросовестноработающего руководства может отсутствовать детальное описание учетныхпроцедур. Система взаимосвязи между сотрудниками в субъекте малогопредпринимательства может быть менее формальной и более легко устанавливаемойблагодаря меньшему числу административных уровней, а также благодарявозможности руководства охватить наблюдением все, что происходит в деятельностиаудируемого лица.
Контрольныедействия
13.Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогаютудостовериться, что распоряжения руководства выполняются, например, чтонеобходимые меры предприняты в отношении рисков, которые могут препятствоватьдостижению целей аудируемого лица. Контрольные действия, осуществляемые вручнуюили с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются наразличных организационных и функциональных уровнях.
14. Обычноконтрольные действия, которые могут иметь отношение к целям аудита, могут бытьсгруппированы по следующим категориям методов и процедур:
а) проверкавыполнения.
Такиеконтрольные действия включают:
обзорныепроверки и анализ фактических показателей в сравнении со сметными и прогнознымипоказателями;
обзорныепроверки и анализ фактических показателей в сравнении с показателями за предыдущиепериоды;
соотнесениемежду собой различных данных (управленческих и финансовых), анализ ихсоответствия, выводы об обнаруженных расхождениях и предпринимаемые в этихслучаях корректирующие действия;
сопоставлениевнутренних данных со сведениями, полученными из внешних источников информации;
проверкарезультатов деятельности по областям, подразделениям, направлениям и т.п.;
б) обработкаинформации.
Разнообразныеконтрольные процедуры в части обработки информации выполняются для проверкиточности, полноты и санкционирования операций и делятся в областиинформационных систем на две большие группы средств контроля:
общиесредства контроля;
прикладныесредства контроля.
Общиесредства контроля в информационных системах представляют собой политику и процедуры,которые имеют широкие области применения и предназначены для обеспеченияэффективного функционирования прикладных средств контроля, помогаяудостовериться в правильном бесперебойном функционировании информационныхсистем. Общие средства контроля за информационной системой обычно включаютсредства контроля в отношении:
операцийинформационного центра и компьютерной сети;
приобретенияпрограммного обеспечения для операционной системы, его изменения иобслуживания;
защиты отнесанкционированного доступа;
приобретения,развития и обслуживания прикладных программ информационных систем.
Такиесредства контроля применимы к универсальным компьютерам, мини-компьютерам ивычислительным машинам конечных пользователей в локальных сетях. Примерамитаких общих средств контроля являются:
средстваконтроля за изменением программного обеспечения;
средстваконтроля, которые ограничивают доступ к программному обеспечению или базамданных;
средстваконтроля за реализацией новых версий прикладных пакетов программного обеспечения;
средстваконтроля за программным обеспечением систем, которые ограничивают доступ ксервисным программам системы или обеспечивают фиксацию того, кто, когда и какиеизменения в данную систему внес.
Прикладныесредства контроля применяются к обработке отдельных видов информации. Этисредства контроля помогают удостовериться, что осуществленные хозяйственныеоперации были санкционированы, в полном объеме и точно зафиксированы иобработаны.
Примерамиприкладных средств контроля являются:
проверкаарифметической точности бухгалтерских записей;
ведение учетаи обзорная проверка счетов, составление оборотных ведомостей;
такиеавтоматизированные процедуры контроля, как тестирование компьютером вводимыхданных или контроль сквозной нумерации с последующей выдачей персоналу,выполняющему учетные функции, сообщений или справок о выявленныхнесоответствиях, что предполагает исправление таких ошибок в момент ввода либовпоследствии;
в) проверканаличия и состояния объектов.
Указанныеконтрольные действия направлены на обеспечение сохранности активов, включая:
мерыпредосторожности, ограничивающие доступ к активам или бухгалтерским записям;
санкционированиедопуска к компьютерным программам и файлам с данными;
проведениепериодических инвентаризаций (например, сравнение результатов пересчетаналичных денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальных запасов сданными бухгалтерского учета).
Степень, вкакой средства контроля в отношении наличия и состояния объектов учета могутпредотвратить присвоение активов, важна для подготовки надежной финансовой(бухгалтерской) отчетности и, соответственно, аудит зависит от такихобстоятельств, как высокая подверженность активов незаконному присвоению;
г) разделениеобязанностей.
Наделениеразных сотрудников полномочиями санкционирования операций (выдачи разрешения насовершение операции), регистрации операций в учете и хранения активов имеетцелью уменьшить возможность совершения и утаивания ошибки или недобросовестныхдействий в процессе обычного выполнения персоналом своих обязанностей.
Примерамиразделения обязанностей является разделение обязанностей по подготовке отчетов,их просмотру, согласованию и утверждению, а также по утверждению и проверкедокументов.
15. Некоторыеконтрольные действия могут зависеть от применения на более высоком уровненадлежащих процедур, установленных руководством аудируемого лица илипредставителями собственника.
Например,контроль за санкционированием (одобрением руководством) может быть делегированв соответствии с такими установленными представителями собственника правилами,как определение границ разрешенных инвестиций, а операции, связанные с крупнымиприобретениями или выбытиями, могут потребовать одобрения на ином уровне,включая в некоторых случаях одобрение акционерами.
16.Контрольные действия, осуществляемые субъектами малого предпринимательства,аналогичны тем, которые проводят хозяйствующие субъекты более крупного размера,однако уровень формального подхода, применяемого теми и другими, являетсяразличным. Кроме того, субъекты малого предпринимательства могут посчитать, чтонекоторые виды контрольных действий являются ненадлежащими вследствиеконтрольных средств, применяемых руководством.
Например,сохранение руководством за собой права на одобрение продаж в кредит, крупныхприобретений и получение кредитов может обеспечить строгий контроль зауказанными операциями при сокращении или полном отказе от проведения другихконтрольных действий. Надлежащее разделение обязанностей, как правило, можноосуществить с трудом в субъектах малого предпринимательства. Однако дажехозяйствующие субъекты, которые имеют всего несколько штатных сотрудников,могут добиться надлежащего разделения обязанностей или, если это невозможно,использовать возможности руководства для надзора с целью достичь желаемых результатовконтрольных действий.
Мониторингсредств контроля
17. Важнойобязанностью руководства является создание и поддержание системы внутреннегоконтроля в режиме непрерывной работы. Мониторинг средств контроля включаетнаблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащимобразом в случае необходимости, и может включать такие мероприятия, какнаблюдение руководства за тем, своевременно ли подготавливаются выверкирасчетов с банками, оценка внутренними аудиторами соответствия действийперсонала, занимающегося продажами, политике аудируемого лица в отношенииопределенных условий договоров с покупателями, осуществление надзора засоответствием действий персонала политике аудируемого лица в области этики илиделовой практики.
18. Мониторингсредств контроля представляет собой процесс оценки эффективногофункционирования системы внутреннего контроля во времени. Он включаетрегулярную оценку организации и применения средств контроля, а такжеосуществление необходимых корректирующих мероприятий в отношении средствконтроля вследствие изменения условий деятельности. Мониторинг осуществляется сцелью обеспечения непрерывной эффективной работы средств контроля. Например,если не осуществлять мониторинг за своевременностью и точностью выверки расчетовс банками, то персонал, возможно, прекратит заниматься их подготовкой.Мониторинг средств контроля осуществляется путем проведения непрерывныхмероприятий, отдельных проверок или сочетания того и другого.
19.Непрерывный мониторинг осуществляется в рамках обычной текущей деятельностиаудируемого лица и включает регулярные надзорные мероприятия, проводимыеруководством. Менеджеры по продажам, закупкам и производству на уровнеподразделений и аудируемого лица в целом непосредственно участвуют в решенииоперативных вопросов и могут подвергнуть сомнению сведения, которые значительноотличаются от того, что им известно о хозяйственных операциях.
20. Во многихаудируемых лицах внутренние аудиторы или персонал, выполняющий аналогичныефункции, вносят свой вклад в мониторинг средств контроля путем проведениясамостоятельных оценок надежности средств контроля. Этот персонал регулярнопредоставляет информацию о функционировании системы внутреннего контроля,сосредоточивая основное внимание на оценке организации и применении системывнутреннего контроля, сообщает информацию о достоинствах и недостатках системывнутреннего контроля, а также рекомендации по ее улучшению.
21.Мониторинговые мероприятия могут включать использование информации, полученнойизвне. Эта информация может указывать на проблемы или важные области, требующиеулучшения. Клиенты косвенно подтверждают данные счетов, оплачивая их.Руководство, осуществляя мониторинг, может также учитывать сообщения внешнихаудиторов, касающиеся системы внутреннего контроля.
22.Непрерывный мониторинг, осуществляемый субъектами малого предпринимательства, вбольшей степени является неформальным и обычно осуществляется как часть общегоруководства деятельностью аудируемого лица. Непосредственное участиеруководства в операциях, как правило, позволяет выявлять серьезные отклоненияот ожидаемых показателей и неточности в финансовых данных, что ведет к принятиюмер для корректировки средств контроля.

Приложение N3
к правилу(стандарту) N 8
УСЛОВИЯ ИСОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ УКАЗЫВАТЬ НА РИСКИ СУЩЕСТВЕННОГО ИСКАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
В настоящемприложении приведены примеры условий и событий, которые могут указывать наналичие рисков существенного искажения информации. Приведенные примерыохватывают широкий диапазон условий и событий, однако не все условия и событияявляются уместными для каждого аудиторского задания. В то же время, приводимыйперечень примеров может быть неполным.
1. Операции врегионах, которые являются экономически нестабильными, например, в странах созначительной девальвацией валюты или экономикой с высоким уровнем инфляции.
2. Операции,зависящие от неустойчивых рынков, например, фьючерсная торговля.
3. Высокийуровень сложности нормативного регулирования.
4. Вопросы,связанные с непрерывностью деятельности и ликвидностью, например, в случаепотери аудируемым лицом важных клиентов.
5.Ограничения возможностей аудируемого лица по привлечению средств.
6. Измененияв отрасли, в которой осуществляет свою деятельность аудируемое лицо.
7. Измененияв сети поставщиков.
8. Разработкаили предложение новых видов товаров, работ или услуг либо освоение новых видовдеятельности.
9.Перемещение хозяйственной деятельности в новые регионы.
10. Такиеизменения в деятельности аудируемого лица, как крупные приобретения или реорганизация.
11.Предполагаемые продажи хозяйственных или географических сегментов деятельности.
12. Сложныесхемы объединения или совместной деятельности.
13. Сложныефинансовые расчеты, предполагающие обязательства аудируемого лица, которые неотражаются в его финансовой (бухгалтерской) отчетности.
14.Значительный объем операций со связанными сторонами.
15. Нехваткаперсонала с надлежащими навыками ведения бухгалтерского учета и подготовкифинансовой (бухгалтерской) отчетности.
16.Изменения, связанные с основным управленческим персоналом, включая увольнениеруководителей.
17.Недостатки в системе внутреннего контроля, в особенности те, на которыеруководство не обращает внимания.
18.Несоответствие стратегии аудируемого лица в области информационных систем истратегии в области хозяйственной деятельности.
19. Измененияв информационных системах.
20. Установкасущественно новых информационных систем, связанных с подготовкой финансовой(бухгалтерской) отчетности.
21. Запросы,направленные контролирующими органами аудируемому лицу относительно операцийили их финансовых результатов.
22.Искажения, допущенные в предыдущие периоды, значительный объем корректировок вконце отчетного периода.
23.Существенный объем нетиповых операций или неповторяющихся операций, включаяоперации внутри группы компаний и операции, связанные с возникновениемзначительного дохода в конце отчетного периода.
24. Операции,которые проведены в бухгалтерском учете в соответствии со специальнымиуказаниями руководства аудируемого лица, например, реструктуризация долга,активы, подлежащие продаже, и классификация ликвидных ценных бумаг.
25. Введениев учетную политику новых учетных принципов, стандартов, положений, инструкций.
26.Бухгалтерские проводки, предполагающие сложные многоступенчатые расчетыпараметров.
27. Событияили хозяйственные операции, которые сопряжены с существенной неопределенностьюстоимостных параметров, например, оценочные показатели.
28. Незавершенныесудебные дела и обремененные условиями обязательства, например, гарантии попродажам, финансовые гарантии или обязательства в отношении восстановленияокружающей среды.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Приложение
к правилу (стандарту) N24
СРАВНИТЕЛЬНАЯХАРАКТЕРИСТИКА АУДИТА И СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГУслуга Аудит Сопутствующие аудиту услуги Обзорная проверка Согласование процедуры Компиляция финансовой информации Уровень уверенности, обеспечиваемый аудитором Разумная, но не абсолютная уверенность Ограниченная уверенность Уверенность не обеспечивается Уверенность не обеспечивается Вид предоставляемого отчета (заключения) Позитивная уверенность, по предпосылкам Негативная уверенность, по предпосылкам Факты, отмеченные в результате процедур Указание на компилированную информацию

ПРИЛОЖЕНИЕ В
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНСАКТИВ Код показателя На начало отчетного года На конец отчетного периода 1 2 3 4 I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы 110  -  - Основные средства 120  150 000  166 271 Незавершенное строительство 130  -  - Доходные вложения в материальные ценности 135  -  - Долгосрочные финансовые вложения 140  -  - Отложенные финансовые активы 145  -  - Прочие внеоборотные активы 150  -  - ИТОГО по разделу I 190  150 000  166 271 II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы 210  150 000  152 828 в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211  100 000  54 956 животные на выращивании и откорме 212  -  - затраты в незавершенном производстве 213  -  3 380 готовая продукция и товары для перепродажи 214  50 000  50 000 товары отгруженные 215  -  - расходы будущих периодов 216  -  44 492 прочие запасы и затраты 217  -  - Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220  -  10 937 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230  -  - в том числе покупатели и заказчики  -  - Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240  30 000  34 625 в том числе покупатели и заказчики  -  - Краткосрочные финансовые вложения 250  -  - Денежные средства 260  70 000 61 064 Прочие оборотные активы 270  -  - ИТОГО по разделу II 290  250 000  256 074 БАЛАНС 300  400 000  425 725 ПАССИВ Код На начало отчетного На конец отчетного показателя года  периода III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал 410  200 000  251 500 Собственные акции, выкупленные у акционеров  - Добавочный капитал 420 - Резервный капитал 430  - в том числе: резервы, образованные в соответствии с законодательством 431  - резервы, образованные в соответствии с учредительными документами 432  - Целевое финансирование 450  - Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470  80 000  152 725 ИТОГО по разделу III 490  280 000  404 225 IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты 510  - Отложенные налоговые обязательства 515  - Прочие долгосрочные обязательства 520  - ИТОГО по разделу IV 590  - V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты 610  - Кредиторская задолженность 620  120 000  21 500 в том числе: поставщики и подрядчики 621  100 000  1 500 задолженность перед персоналом организации 622  20 000 20 000 задолженность перед государственными внебюджетными фондами 623  - задолженность по налогам и сборам 624  - прочие кредиторы 625  - Задолженность перед участниками (учредителям) по выплате доходов 630  - Доходы будущих периодов 640  - Резервы предстоящих расходов 650  - Прочие краткосрочные обязательства 660  - ИТОГО по разделу V 690  120 000  21 500 БАЛАНС 700 400 000 425 725


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.