ПЛАН:
Введение
Основная часть
Вопрос №1. Сущность, значение истатус международных стандартов аудиторской деятельности
Вопрос №2. Аудиторские доказательства
Вопрос №3. Планирование аудиторскойпроверки
Вопрос №4. Аудиторская оценка бизнесаклиента. Проверка соблюдения законодательных и нормативных актов
Вопрос №5.Аудиторская оценка системывнутреннего контроля
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Аудит имеет уже достаточнобольшую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в 19в. в акционерныхкомпаниях Европы. Исторической родиной аудита считается Англия, где в 1844г. выходитсерия законов о компаниях, согласно которым правление акционерных компанийобязаны приглашать не реже 1 раза в год специального человека для проверки бух.счетов и отчета перед акционерами.
Главными требованиямипредъявляемые к аудитору были его безупречная честность и независимость. Сейчасв странах с развитой экономикой деятельность аудиторов регламентируетсястандартами и нормами. Под стандартами аудита в теории и практики понимаютосновные правила или основополагающие принципы аудиторских процедур. Этиправила помогают аудитору определить масштаб ревизионных мероприятий и методикуих проведения, являются критерием оценки результатов проверки. Стандарты должнывыполняться независимо от условий, в которых проводится аудит.
Потребность в неких общихправилах, подходах, понятиях при проведении аудита были всегда, но особенноостро она проявилась в 1970-1980-х гг. в связи с развитием транснациональныхкорпораций и превращением аудиторских фирм, их обслуживающих, в крупныемеждународные группы. Именно тогда и были разработаны международные правила(стандарты) аудита.
В настоящее времясуществуют стандарты нескольких уровней:
1.международные;
2.федеральные;
3.внутренние (стандартыобщественных аудиторских организаций и стандарты аудиторских фирм –внутрифирменные стандарты).
Стандарты обеспечивают:
— единство принциповаудита – единство требований к качеству и надежности;
— унификацию аудита ввопросах методологии;
— единство подходов кпроведению аудита и к составлению аудиторской отчетности.
Благодаря этому присоблюдении аудиторских стандартов:
— могут быть полученыопределенные гарантии качества подготовки аудиторов и проведения аудита;
— может быть обеспеченопределенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;
— обеспечена связьотдельных элементов процесса аудиторской проверки;
— обеспечена возможностьконтроля качества работы аудитора;
— может быть создандостойный общественный имидж профессии аудитора.
В ближайшиегоды Россия будет продолжать проведение рыночных реформ, а ее участие вмеждународной экономической интеграции и разделении труда будет расширяться и углубляться.В этой связи знание и умелое использование международных стандартов аудитабудет способствовать повышению уровня профессионализма аудиторов и аудиторскихорганизаций.
Международныефирмы, приняв на себя обязательства вместе с МФБ добиваться соблюдениямеждународных стандартов и обеспечивать высокое качество системы внутреннего контроляво всех странах, в которых они работают, будут способствовать повышениюпрозрачности, надежности и сопоставимости финансовой информации в мировоммасштабе.
По мереизменения информационных потребностей предприятий и потребителей от аудитороввсе чаще начинают требовать не только подтверждения финансовой отчетности, но ивыдачи аудиторских гарантий. Комитет по международной аудиторской практике(IAPC) при Международной федерации бухгалтеров играет ведущую роль в подготовкестандартов и рекомендаций для тех сфер деятельности, в которых заключение независимогоаудитора может повысить ценность и достоверность информации.
1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ ИСТАТУС МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Международные стандартыаудиторской деятельности являются общепризнанным механизмом регулирования профессиональнойдеятельности в мировой практике.
Описать на основе единойметодологической базы принципы осуществления аудита в целях выработкиоднозначного понимания его роли и значения, целей и задач его осуществления,механизмов и процедур их достижения и решения – вот их назначение.
Через посредствостандартов осуществляется регулирование как государственное, посколькустандарты впитывают в себя все законодательные требования государства, так инегосударственное и стороны общественных объединений, определяющихрекомендательные положения стандартов.
Стандарты используются,как правило, там, где человек в процессе осуществления определеннойдеятельности выполняет постоянно повторяющиеся процедуры или действия.
Аудит – это именно таобласть, где специалист для достижения конечной цели должен выполнитьопределенный комплекс процедур. В то же время здесь нельзя не учитывать, чтоаудиторская деятельность относится к высоко интеллектуальной. По этой причинестандарты не могут касаться способов и методов выполнения аудитором работы, адолжны регламентировать лишь последовательность ее осуществления,общепризнанный порядок оформления процедуры и результатов.
Для успешного выполнения аудиторских проверок и качественногооказания других аудиторских услуг необходимо применение в аудиторской практике единыхправил (стандартов) аудита.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовыетребования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровеньгарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
Основная цель аудиторских стандартов – обеспечить всехаудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основныхпринципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, методов и приемовформирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируютсяучебные программы для подготовки аудиторов.
Стандарты служат также основанием для оценки качествапроведения аудита и определения меры ответственности аудиторов принедобросовестном выполнении аудиторской проверки.
Успехи инеудачи в работе российских аудиторов тесно связаны с общей ситуацией вэкономике. А в сегодняшних экономических условиях в нашей стране успешносуществуют лишь предприятия и отрасли, ориентированные на экспорт. К сожалению,сегодня далеко не все предприятия понимают значение и смысл института аудита,хотя обладают достаточными финансовыми возможностями для того, чтобы привлечь крешению своих задач опытных консультантов и аудиторов.
В ближайшиегоды Россия будет продолжать проведение рыночных реформ, а ее участие вмеждународной экономической интеграции и разделении труда будет расширяться иуглубляться. В этой связи знание и умелое использование международныхстандартов аудита будут способствовать повышению уровня профессионализмааудиторов и аудиторских организаций.
Международныестандарты предназначены для применения при аудите финансовой отчетности. Крометого, адаптировав их, можно применять при аудите иную информацию и предоставлятьсопутствующие услуги.
Разработкой,внедрением и продвижением этих стандартов непосредственно занимаетсяМеждународная федерация бухгалтеров (МФБ) – международное объединение бухгалтерскойпрофессии.
ЦельюФедерации является развитие и совершенствование бухгалтерской профессии, чтопозволит ей оказывать услуги на высоком качественном уровне в интересах всегообщества.
В настоящеевремя в ее состав входят 153 профессиональных организаций бухгалтеров из 113стран, в том числе из России, представляющих более двух миллионов бухгалтеров,занимающихся частной практикой, преподаванием, состоящих на государственнойслужбе, занятых в промышленности и торговле.
Международнаяфедерация бухгалтеров и крупнейшие международные компании выступили с новойинициативой, направленной на повышение качества стандартов финансовой отчетностии аудита во всем мире, что позволит защитить интересы международных инвесторови будет способствовать более активному перемещению капитала между странами.
Всоответствии с данной инициативой планируется создать новое объединение фирмпод эгидой Международной федерации бухгалтеров, которое совместно с Федерациейбудет разрабатывать международные стандарты бухучета и аудита и оказыватьсодействие в их внедрении в практику. Кроме того, предлагается установитьсистему независимого контроля за деятельностью МФБ в сфере защиты интересовобщества.
В объединениефирм под эгидой МФБ может вступить любая компания, клиентами которой являютсятранснациональные корпорации, при этом компания должна соблюдать жесткиетребования в отношении качества, в том числе:
— руководствоватьсяМеждународными стандартами аудита и Кодексом этики МФБ при проведенииаудиторских проверок;
— обеспечиватьналичие эффективной системы внутреннего контроля, в том числе анализ организацииработы внутри фирмы;
— проводитьобучение в области международных стандартов бухучета и аудита, в том числе всфере Кодекса этики;
— непрепятствовать внешним аудиторам проводить регулярные проверки качества своейдеятельности;
— оказыватьсодействие в становлении профессиональных объединений и внедрении международныхстандартов учета и аудита в развивающихся странах.
Финансированиедеятельности объединения фирм под эгидой МФБ будет, в основном, осуществлятьсяза счет фирм-участников, которые также выделят дополнительные ресурсы дляработы МФБ в области разработки и мониторинга стандартов аудита.
По мереизменения информационных потребностей предприятий и потребителей от аудитороввсе чаще начинают требовать не только подтверждения финансовой отчетности, но ивыдачи аудиторских гарантий. Комитет по международной аудиторской практике(IAPC) при Международной федерации бухгалтеров играет ведущую роль в подготовкестандартов и рекомендаций для тех сфер деятельности, в которых заключение независимогоаудитора может повысить ценность и достоверность информации, предоставляемойдиректорами и менеджерами. В настоящее время разрабатываются новыемеждународные стандарты по аудиторским гарантиям. В них рассматриваются этапывыполнения задания, предусматривающего выдачу аудиторских гарантий, а такжетребования к профессиональным бухгалтерам, осуществляющим такие задания.
С развитием рынка иинтеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращенияаудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимостьунификации аудита в международном масштабе. Стала очевидной потребность ввыработке единых профессиональных требований, целесообразность которыхподтверждена опытом работы аудиторов в разных странах.
Разработкой таких профессиональныхнорм на международном уровне занимается Международный комитет по аудиторскойпрактике Международной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международныестандарты аудита (ISA) иМеждународные руководства по аудиторской практике (IAPS).
Аудиторские стандарты,подготовленные Международным комитетом по аудиторской практике, базируются наследующих основополагающих принципах:
— аудит долженпроводиться лицом, имеющим соответствующую профессиональную подготовку и опытработы;
— во всех вопросах работыаудитора соблюдается объективность и независимость его суждений;
— аудитор должендобросовестно и квалифицированно выполнять свои обязательства перед клиентом,обеспечивать надлежащий контроль за действиями подчиненных сотрудников в ходепроверки;
— аудитору необходимоиметь достаточное представление о системе внутреннего контроля клиента, чтобыспланировать свою работу, определить характер и объемы аудиторских процедур,сроки выполнения отдельных этапов и проверки в целом;
— в ходе аудиторскойпроверки аудитор, используя методы опроса, наблюдения, анализа и др.,накапливает исчерпывающие свидетельства для составления заключения одостоверности бухгалтерской отчетности;
— в аудиторскомзаключении должно содержаться мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетностиили описание причин, по которым мнение не может быть выражено.
Международные стандартыспособствуют развитию профессии аудиторов в тех странах, где уровень профессионализманиже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономическиеотношения. Однако в разных странах их применение различно в связи сособенностями национальных учетных систем, экономических и политическихусловий, исторических традиций.
В наиболее развитыхстранах, имеющих национальные стандарты аудита (США, Канада, Великобритания,Германия, Франция), международные стандарты принимаются просто к сведению.Например, Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеровподготовлены Общепринятые аудиторские стандарты (GAAS) и Положения о стандартах аудита (SAS), которые эффективно используютсяаудиторами США.
В странах, где решено неразрабатывать собственные аудиторские стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия идругие), международные стандарты приняты в качестве национальных. В другихстранах (Австралия, Бразилия, Индия, Россия и другие) международные стандартыиспользуются в качестве базы для создания собственных.
Такимобразом, в последние годы резко возрос интерес к Международным стандартамаудита. Кроме того, по сведениям МФБ, американский Комитет по эффективностиаудиторской деятельности в своем проекте стандарта отметил, что многие крупныеаудиторские фирмы используют МСА в качестве основных общепринятых рекомендацийи методологии при проведении аудита.
Ведутсяпереговоры с IOSCO (Международной организацией комиссий по ценным бумагам) обофициальном признании МСА по схеме, которая недавно использовалась дляпризнания Международных стандартов финансовой отчетности.
Чем быстрееРоссия примет международные стандарты, или, по крайней мере, будет ими руководствоваться,тем быстрее аудит, проводимый в России, приобретет статус аудита мировогоуровня, результатам которого могут доверять участники международного фондовогорынка.
Значение международныхстандартов аудита состоит в следующем:
— способствовать обеспечениювысокого качества аудиторской проверки;
— устанавливать единыетребования при осуществлении обязательного аудита;
— содействовать внедрениюв аудиторскую практику научных достижений;
— помогать пользователямфинансовой информации понять сущность и методы аудиторской проверки;
— обеспечить сравнимостькачества работы отдельных аудиторов.
Соблюдение вРоссии единых требований, предъявляемых к бухгалтерской профессии, должноспособствовать развитию российской экономики и повышению инвестиционной привлекательностинашей страны за рубежом. Овладение международными стандартами аудита позволитроссийским аудиторам активнее участвовать в тендерах на проведение аудиторскихпроверок иностранных фирм, осуществляющих активную хозяйственную деятельностьна территории Российской Федерации.
В настоящеевремя в России ведется большая работа по развитию и становлению аудиторскойдеятельности.
Приняты нагосударственном уровне документы, регулирующие аудиторскую деятельность вРоссийской Федерации:
— Федеральныйзакон РФ «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ от 7 августа 2001 года(в ред. Федеральных законов, от 02.02.2006г. № 19-ФЗ);
— Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 " О вопросахгосударственного регулирования аудиторской деятельности в РФ";
— Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 190 «О лицензированииаудиторской деятельности» (в ред. Постановления Правительства РФ от03.10.2002 № 731);
— Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 «Об утвержденииФедеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в ред.Постановления Правительства РФ от 25.08.2006 № 523) ;
— Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 г. № 405 «Об утвержденииФедеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;
— Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 409 «О мерах пообеспечению проведения обязательного аудита».
Знание того,что такое аудит и как он проводится, необходимо для осознания его социальнойфункции и профессиональных обязанностей, которые аудитор берет на себя при выполненииэтой функции.
Для пониманияоснов и логики методов, техники, которые применяет аудитор, степени внимания,которую он проявляет при проведении аудита, необходимо также пониманиесоциальной среды и институтов, в рамках которых проводится аудит.
Знание МСАпозволяет уяснить, что представляет собой аудит, проводимый должным образом, ипочему конкретные его процедуры дают возможность аудитору приспосабливаться к изменяющимсяобстоятельствам ради соблюдения общественных, юридических и профессиональныхтребований. Современный аудитор должен знать теорию и владеть концепциейпроведения аудиторской проверки, ибо он имеет больше шансов на успех, чемаудитор, механически хранящий в памяти набор определенных процедур и операций.
Кроме того,следует отметить, что переходный характер российской экономики, неразвитостьинвестиционных отношений, недостаточное количество компетентных пользователейфинансовой отчетности приводят к тому, что аудиторские услуги в их классическомвиде как подтверждение достоверности финансовой отчетности пока ещенедостаточно востребованы российским обществом. В результате для многихаудиторских фирм аудит часто сводится к проверке правильности налоговых расчетовклиента, поиску злоупотреблений и налоговым консультациям, не сопровождаемымсоблюдением формальностей, предусмотренных стандартами, по итогам которых темне менее клиентам выдаются стандартные аудиторские заключения.
В основеотклонений российского аудита от МСА есть причины юридические, административныеи экономические, хотя уже сегодня многие российские аудиторские фирмы имеютвозможность работать и работают в близком соответствии с МСА.
И еще однапричина, по которой аудиторские фирмы России вынуждены использовать МСА, – этоучастие в проектах Мирового Банка, Организации объединенных наций, USAID и т.п.Если аудиторская фирма не использует в своей профессиональной деятельности МСА,то об участии в проектах международных организаций можно просто забыть.
В результатеможно сказать, что российские стандарты, как не противоречащие в целом МСА,соблюдаются российскими фирмами, относящимися к так называемой “большой пятерке”,и еще рядом авторитетных российских аудиторских фирм, оказывающих услугикрупнейшим предприятиям и заинтересованных в своей репутации. Что касаетсянескольких тысяч средних и мелких аудиторских фирм, имеющих государственную лицензиюна проведение аудита, то невозможно даже оценить, какая доля их соблюдаетстандарты, поскольку процедуры внешнего контроля за аудиторскими фирмаминаходятся в стадии развития.
В то же времяпереход к работе в соответствии с МСА в России сегодня происходит с трудом. Этосвязано с тем, что многие клиенты не понимают сущности классического аудита, даи просто не заинтересованы в его проведении, растущая аудиторская профессия вРоссии еще не имеет традиций работы в соответствии с общепринятыми в развитыхстранах этическими нормами, а работа по МСА объективно ведет к усложнению иудорожанию аудита и, следовательно, сегодня ухудшает позиции квалифицированныхаудиторов в конкурентной борьбе с теми, кто не соблюдает стандартов в работе.
Большинствороссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности представляет собойболее подробный и адаптированный для российских специалистов вариант МСА. Такимобразом, выполняя требования российских правил (стандартов), российскиеаудиторы одновременно выполняют и большинство требований МСА.
В разработкеаудиторских стандартов в России на основе международных участвует целый рядгосударственных, общественных организаций, научных учреждений, вузов,аудиторских фирм, отечественных и зарубежных экспертов.
Международные аудиторскиестандарты можно подразделить на три основные группы:
1. Общие правила (стандарты)представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора,независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемойработы, и др.
2. Правила (стандарты) проведенияаудиторской проверки раскрывают положения о необходимости планирования работыаудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля,получения доказательных материалов и т.д.
3.Правила(стандарты) составления отчета предусматривают указание на то, какая именнобухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена всоответствии с общепринятыми правилами, а также на разграничение функцийаудитора и администрации экономического субъекта. Отчет аудитора долженсодержать заключение по поводу достоверности бухгалтерской отчетностиэкономического субъекта или указание причин, по которым заключение не можетбыть составлено.
Национальныестандарты аудита (как и международные) определяют лишь общий подход к егопроведению, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а такжеосновные принципы, которым должны следовать аудиторы.
Однако стандартыне регламентируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые впроцессе проведения проверки. Они могут быть различными, и их рациональностьопределяется самим аудитором. Этой цели служат внутрифирменные стандарты аудита.
Для обеспечения высокогокачества оказываемых аудиторских услуг аудиторы и аудиторские фирмы должны наоснове национальных разрабатывать свои внутренние стандарты, учитывающиеспецифику работы аудиторской фирмы и раскрывающие содержание конкретныхпроцедур проведения проверки, сбора аудиторских доказательств, ихдокументирования, политики взаимоотношений с клиентами, внутреннего контроля ивнутренней отчетности фирмы, прав и обязанностей сотрудников, требований куровню их образования и квалификации и др.
Во многом внутренниестандарты призваны выполнять роль четких руководящих указаний для аудиторов ивсех сотрудников аудиторской фирмы. При проведении проверок это в известноймере облегчает сбор необходимых доказательств, сокращает время проверки,уменьшает риск ошибок при формулировании заключения. Появляется возможностьувеличить объем и повысить качество выполняемых работ, шире использовать дляпроведения аудиторов-ассистентов, сделать технологию организации аудита болеесовременной и рациональной.
В то же время стандартыне должны быть излишне детализированными, сковывать инициативу аудитора, таккак это может превратить аудит в механический сбор сведений, не подкрепленныйпрофессиональными суждениями.
Подготовкавнутрифирменных аудиторских стандартов – процесс трудоемкий, требующий значительныхнаучных знаний, обобщения как положений нормативных актов, так и практическогоопыта работы аудиторской фирмы. Однако возможные затраты на их подготовкуокупятся уже в течении нескольких месяцев с начала их практического применения.Учитывая высокую значимость внутренних стандартов для экономического иобщественного статуса аудиторской фирмы, их содержание является коммерческойтайной со всеми вытекающими отсюда последствиями.
2. АУДИТОРСКИЕДОКАЗАТЕЛЬСТВА
В международном нормативеаудита подчеркивается, что аудитор должен получить достаточные аудиторскиедоказательства благодаря выполнению независимых процедур, с тем чтобы позволитьему составить на этом основании обоснованные выводы, на которых основано егомнение о финансовой информации.
Процедуры согласованияпредставляют собой тесты, составленные для получения обоснованной гарантиидействительности видов внутреннего контроля, на которых основана аудиторскаядостоверность.
Достаточность исоответствие взаимосвязаны и применяются к доказательствам, получаемымодновременно из процедур согласования и независимых процедур. Достаточностьпредставляет собой меру количества полученных аудиторских доказательств.Соответствие аудиторских доказательств относится к вопросу их уместности идостоверности. Обычно аудитор считает необходимым более полагаться наубедительные, чем заключительные доказательства. Он может часто искатьдоказательства из различных источников или различной природы, для того, чтобыподтвердить подобное утверждение.
Аудиторские доказательствадолжны позволить аудитору составить мнение о проверяемой финансовой информации.Подготавливая такое мнение, аудитор обычно не изучает всю информацию, имеющуюсяв его распоряжении, поскольку он может получить заключение по остатку счета,классу операций или контролю путем вывода или статистической процедуры выборки.
Аудиторское суждение вотношении того, что является достаточным соответствующим аудиторскимдоказательством, зависит от такого фактора, как степень риска ложного заявления.
Этот риск может возникнуть под влиянием: сущности статьи; адекватностивнутреннего контроля; сущности мероприятия, выполняемого предприятием;ситуаций, которые могут оказывать влияние на руководство; финансовое положениепредприятия; материальность статьи в финансовой информации; опыт, полученный впроцессе предыдущих аудиторских проверок; результаты аудиторских процедур,включая обман или ошибки, которые могли быть обнаружены; вид имеющейся информации.
При подготовке отчетааудитор использует доказательства, полученные при проведении процедурсогласования и независимых процедур.
Достоверность аудиторскихдоказательств находится под влиянием внутреннего или внешнего источника и ихсущности: визуальных, документированных или устных информаций.
Поскольку достоверностьаудиторских доказательств зависит от обстоятельств, при которых они получены,оценке достоверности аудиторских доказательств могут быть полезными следующиеобобщения:
— Внешнее доказательство (например, полученное от третьей стороныподтверждение) является более достоверным, чем внутреннее. Внутреннеедоказательство является более достоверным, когда сопутствующий вид внутреннегоконтроля удовлетворителен.
— Доказательство, полученное самим аудитором, является более достоверным,чем полученное от предприятия.
— Доказательства в форме документов и письменных показаний являются болеедостоверными, чем устные показания.
Уверенность аудитора возрастает, если аудиторские доказательства,полученные из личных источников, являются содержательными.
При выборе процедур для получения доказательств он должен признаватьвозможность того, что финансовая информация может быть материально искажена.
Должно быть обеспеченорациональное соотношение между стоимостью получения доказательств и полезностьюполученной информации.
Когда аудитор обоснованносомневается по какому-либо существенному вопросу, он должен попытаться получитьнеобходимые доказательства для устранения такого сомнения. Если он не всостоянии получить такие доказательства, ему не следует высказывать свое мнение.
Аудитор получаетдоказательства при выполнении независимых процедур и процедур согласования,используя следующие методы:
— изучение;
— наблюдение;
— опрос и подтверждение;
— подсчет;
— аналитический обзор.
Времяпроведения подобных процедур зависит частично от периодов времени, в течениекоторых имеются в наличии найденные аудиторские доказательства.
Изучение состоит висследовании записей, документов или осязаемых активов. Это позволяет получитьдоказательства различной степени достоверности, зависящие от их сущности иисточника.
Имеются три основныекатегории документальных доказательств, представляющих аудитору различныестепени достоверности: — созданные и принадлежащие третьим сторонам; — созданныетретьими сторонами и находящиеся в организации; — созданные и находящиеся ворганизации.
В соответствии с требованиями третьего стандарта от аудиторатребуется получение значимых и достаточных доказательств. Другими словами,аудитор должен принять решение о том, является ли полученное доказательствонадежным и полезным и достаточно ли получено веских доказательств. Значимостьдоказательства зависит от его надежности и происхождения. Доказательство должнообладать данными свойствами для того, чтобы оказывать влияние на формированиемнения аудитора по финансовым документам. Каждая группа полученных доказательствпроходит оценку ее полезности. Доказательство является настолько полезным,насколько оно позволяет решить указанные проблемы.
Чтобы быть полезнымаудитору, доказательство должно также быть надежным. Определение надежности,приведенное в FASB, также приемлемо в контекстедоказательств, получаемых при проведении аудиторской проверки. Надежность – этокачество информации, которое обеспечивает обоснованное отсутствие в ней ошибоки искажений и отражение должной информации.
Объём и характер доказательств,которые, по мнению аудитора, являются необходимыми для составления заключения пофинансовым документам в целом, а также время получения таких доказательств зависятот профессиональных качеств аудитора. Аудитор принимает указанные решениятолько после тщательного ознакомления с условиями конкретной проверки ирассмотрения различных рисков, имеющих отношение к ней. Задача каждой аудиторскойпроверки заключается в выполнении необходимых работ наиболее эффективным способом.
Обычно аудитор полагаетсяна доказательства, которые являются убедительными. При принятии решения об убедительностидоказательства аудитору приходится работать в течение некоторого периода для определенияценности полученного доказательства. При принятии указанных решений аудитор не можетпренебрегать риском выдачи им неправильного заключения и не проводить какой-либопроверки только потому, что её трудно провести или она дорогостоящая.
Хотя у аудитора нередковозникают сомнения в отношении сделанных выводов, отраженных в финансовыхдокументах, для обоснования данного им заключения он должен быть в нихполностью уверен.
Выдача безусловногозаключения предполагает наличие у аудитора уверенности в правильности отражениявсех материалов в финансовых документах. Аудитору следует воздержаться отвыдачи заключения до тех пор, пока он не соберет веских доказательств,достаточных для исключения всех сомнений.
Аналитические процедуры представляют собой оценкуфинансовой информации на основе изучения вероятных соотношений междуфинансовыми и нефинансовыми данными, в том числе сравнения записанных сумм сожидаемыми суммами, которые определил аудитор.
Аналитическиепроцедуры – это методы получения аудиторских доказательств, состоящие ввыявлении, анализе и оценке соотношений между финансово-экономическимипоказателями деятельности экономического субъекта.
Целямиприменения аналитических процедур аудита являются:
-выявлениеналичия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатовхозяйственной деятельности, определяющих области потенциального риска итребующих особого внимания аудитора;
-изучениедеятельности экономического субъекта;
-оценкафинансового положения экономического субъекта и перспектив непрерывности егодеятельности;
-выявлениефактов искажения бухгалтерской отчетности;
-сокращениечисла аудиторских процедур по существу;
-обеспечениетестирования в целях получения ответов на возникшие вопросы.
Аналитическиепроцедуры выполняются в несколько этапов:
— определениецели процедуры;
— выборвида процедуры;
— выполнениепроцедур;
— анализрезультатов выполнения процедур.
Выбораналитических процедур является предметом профессионального суждения аудитора.
Аналитическиепроцедуры применяются в следующих целях:
— настадии планирования.
— вкачестве процедур проверки по существу
— припроведении общего обзора на завершающей стадии аудита.
Аналитическиепроцедуры – это весомый инструмент в конце аудита после того, когда аудиторпроверил бухгалтерскую отчетность, чтобы убедиться в наличии существенныхискажений или других финансовых проблем.
Нельзяпереоценивать то, что, как и прочие виды аудиторских тестов, аналитическиепроцедуры должны выполняться только тогда, когда аудитор определяет цель ихвыполнения. Аналитические процедуры не должны выполняться как «еще один» аудиторскийтест для подтверждения доказательств, которых и так уже достаточно.
Организацияэффективности аналитических процедур и оценка того, соответствуют ли ихрезультаты ожиданиям, требуют большого опыта и знаний. По этой причинеаналитические процедуры выполняются руководителем проверки, а если полномочияпредоставлены ассистенту, то будут обеспечены серьезный контроль и наблюдение.
Впроцессе проведения аудита аудитор применяет следующие аналитические процедуры:
— Сопоставлениеинформации за предшествующие периоды. — Сравнение фактических показателейбухгалтерской отчетности с прогнозными показателями, самостоятельно определеннымиаудитором. — Сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с нимиотносительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями,устанавливаемыми действующим законодательством или самим экономическим субъектом.
— Изучение взаимосвязи между данными бухгалтерского учета и соответствующейнебухгалтерской информацией.
— Изучениевзаимосвязи между элементами бухгалтерской отчетности, которые предположительнодолжны соответствовать прогнозному образцу, основанному на опыте экономическогосубъекта.
— Анализизменений с течением времени показателей бухгалтерской отчетности и относительныхкоэффициентов, связанных с ними.
— Изучениевзаимосвязи между данными бухгалтерского учета и небухгалтерской информацией.
Врезультате они могут выявить области проверки, требующие дополнительныхаудиторских процедур.
Приформировании общего плана и программы аудита применение аналитических процедурспособствует сокращению количества и объема других аудиторских процедур.
Цельюиспользования процедур проверки по существу является снижение риска необнаружения в отношении определенных утверждений в бухгалтерской отчетности.
Прииспользовании аналитических процедур в качестве процедур поверки по существу рассматриваютсяследующие факторы:
— целианалитических процедур и степень, в которой можно полагаться на их результаты;
— тип иструктуру предприятия;
— наличиеинформации финансового и нефинансового характера;
— достоверностьимеющейся в наличии информации;
— источникимеющейся информации;
— сопоставимостьимеющейся информации;
— знания,полученные во время проведения предыдущих проверок.
В ходеаудиторской проверки аналитические процедуры могут применяться наряду с другимиаудиторскими процедурами и являются одним из средств сокращения объемааудиторских процедур.
На этапезавершения аудита аналитические процедуры играют роль окончательной проверки наличияв бухгалтерской отчетности существенных искажений или других финансовыхпроблем.
Цельюаналитических процедур, применяемых аудитором на завершающей стадии илинепосредственно в конце аудита, должно быть определение того, сопоставимы лирезультаты деятельности предприятия, положение его дел и вся прочая информация,включенная в бухгалтерскую отчетность, друг с другом и представлением обизнесе, которое сложилось у аудитора.
Еслирезультаты аналитических процедур не согласуются с ожиданиями аудитора, следуетпредпринять дальнейшие исследования для выяснения причин подобной ситуации. Обычноэтот процесс начинается с поиска объяснения у руководства клиента. Если полученудовлетворительный ответ для объяснения различий, аудитор должен попытаться получитьнезависимые подтвержденные фактами доказательства в отношении этого объяснения.
Назавершающем этапе аудита сопоставлению с данными предыдущих периодов нередкоподвергаются обобщающие показатели бухгалтерской отчетности экономическогосубъекта: прибыль, объем реализации, фонд заработной платы и т.д.
Аналитическиепроцедуры применяют также для оценки допущения непрерывности деятельностиэкономического субъекта (т.е. необходимо оценить, сможет ли он продолжать своюдеятельность и выполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев,следующих за отчетным периодом), а это – типичноаналитическая задача и по формулировке, и по методам решения. Кроме того, аналитическиепроцедуры применяют руководители проверки и старшие аудиторы для выявлениявозможных погрешностей аудита.
Целесообразнона этапе завершения аудита провести следующие аналитические процедуры:
— расчетчистых активов,
— выявлениепризнаков неплатежеспособности.
Общиеаналитические процедуры, которые аудитор должен выполнить, должны быть записаныв соответствующем разделе рабочих документов.
Результатывыполнения аналитических процедур должны быть использованы для полученияаудиторских доказательств, необходимых при составлении аудиторского заключения,а также для подготовки письменной информации аудитора руководству экономическогосубъекта по результатам проведения аудита.Всоответствии с международными стандартами аудита, высказывая своё мнение офинансовой отчетности, аудитор выполняет процедуры, необходимые для полученияобоснованной гарантии того, что финансовая отчетность правильно подготовлена повсем материальным аспектам. В связи с сущностью тестов и другими ограничениямиаудита вместе с ограничениями системы внутреннего контроля имеется неизбежныйриск того, что некоторые материальные искажения могут остаться нераскрытыми.Любое указание на то, что некоторый обман или ошибка, способные привести кматериальному искажению могут произойти, заставит аудитора расширить егопроцедуры подтверждения или рассеять свои сомнения или подозрения.Цельданного стандарта – определить ответственность аудитора за обнаружениематериальных искажений, являющихся результатом обмана или ошибки при проведенииаудита финансовой информации, а также предоставить рекомендации по проведениюпроцедур, которые аудитор должен выполнять, обнаружив, что обман или ошибка произошли.Термин«обман» относится к преднамеренному неправильному показу финансовой информацииодним или более лицами из состава руководства, служащих предприятия.Обман может предусматривать:–манипуляцию, фальсификацию илиизменение записей или документов;
– преднамеренно неправильное отнесениев активы различных статей;
– уничтожение или пропуск эффекта операцийот записей или документов;
– отражение операций без указания ихсодержания;
– неверное применение принятых напредприятии учетных решений.
Термин «ошибка» относится к следующим непреднамереннымошибкам в финансовой информации:
– арифметические или грамматическиеошибки в основных записях учетных данных;
– недосмотр или неправильноепредставление фактов;
– неправильное применение учетныхрешений.
Таким образом, ошибки –неумышленные искажения записей или пропуски сумм, или сообщение не подлежащихраскрытию сведений в финансовой отчетности.
Нарушения –преднамеренные искажения записей, или пропуски сумм, или сообщение неподлежащих раскрытию сведений в финансовой отчетности – включают подделку финансовых документов с целью запутатьфинансовую отчетность, называемую иногда мошенничеством руководства, инезаконное присвоение денежных средств, называемое иногда растратой.
Аудитору следуетпостроить свою проверку таким образом, чтобы обеспечить обоснованнуюуверенность в обнаружении ошибок и нарушений, которые имеют материальноезначение для финансовой отчетности.
При этом аудитор долженоценить риск того, что ошибки и нарушения могут стать причиной в финансовойотчетности материального искажения. Следует так построить проверку, чтобыобеспечить обоснованную уверенность в обнаружении ошибок и нарушений, имеющихматериальное значение для финансовой отчетности. Аудитору нужно проявитьдолжную осторожность при планировании, проведении и оценке результатов процедураудита, а также необходимый уровень профессионального скептицизма, чтобыдобиться обоснованной уверенности в том, что материальные ошибки и нарушениябудут обнаружены.
Ответственность запредупреждение и обнаружение обмана и ошибки возложена на руководствопредприятия благодаря постоянному функционированию адекватной системы внутреннегоконтроля. Такая система уменьшает, но не устраняет возможность обмана илиошибки.
Следовательно, аудиторищет обоснованную гарантию того, что обман или ошибка, которые могут бытьсущественными в финансовой информации, выявлены или что ошибка исправлена.Поэтому аудитор должен планировать свою проверку таким образом, чтобы ожидатьобнаружение существенных искажений в финансовой информации, являющихсярезультатом обмана или ошибки.
Степень гарантииобнаружения ошибок будет более высокой, чем при обнаружении обмана, посколькуобман обычно сопровождается действиями, специально подготовленными дляискажения определенной информации.
В связи с ограничениямиаудита есть возможность того, что существенные искажения финансовой информациив результате обмана могут быть не обнаружены. Последующее отражениематериального искажения финансовой информации в результате обмана или ошибки,существовавших в течение отчетного периода, рассматриваемого аудиторскимотчетом, не указывает на то, что аудитор не выполнил основные принципы аудита.Вопрос о том, выполнил ли их аудитор, определяется адекватностью процедур,предпринятых при данных обстоятельствах, и уместностью аудиторского отчета,основанного на результатах проведенных процедур.
Аудитор долженрассмотреть риск материального искажения финансовой информации, причиненный емуобманом или ошибкой. При необходимости он может из-за этого изменить своиаудиторские процедуры.
Аудитору предписаноанализировать различные факторы и делать оценки риска.
Аудитор может быть не всостоянии получить аудиторские доказательства для того, чтобы подтвердить илирассеять подозрение обмана. При этом аудитор должен рассматривать возможныйвыход на финансовую информацию и ее влияние на его отчет. Аудитору также необходимоизучить соответствующие законы и инструкции, получить юридический совет досдачи отчета о финансовой информации.
Когда в обмане или ошибкеучаствует член руководства предприятия, аудитор должен пересмотретьдостоверность любых ранее полученных данных показаний, составленных этим лицомдля аудитора.
Люди, не имеющиеотношения к аудиторской профессии, часто путают такие два понятия:“профессиональные обязанности аудитора” и “юридическая ответственностьаудитора”. Различие весьма тонкое, однако оно должно быть проведено для того,чтобы обеспечить правильные отношения между аудиторами.
Аудиторские обязанности вогромной степени отражают ожидания пользователей финансовых отчетов, по которымпроводится аудит. Пользователи ожидают от аудитора оценки тех фактов и раскрытий(данных), которые были сделаны руководством (компании), определения наличия вфинансовых отчетах каких-либо неточностей (намеренных или непреднамеренных).
Ответственность аудитораперед клиентами обусловлена прямыми контрактными отношениями между ними,известными как договорные, и законом о правонарушениях. По неписаному законуаудитор несет ответственность перед клиентом за нарушение договора.Ответственность перед клиентом он несет также и по закону о правонарушениях, несвязанных с нарушением договора, как правило, за преступную небрежность и обман(мошенничество).
Аудиторы должны сделатьвсе, чтобы между ними и их клиентами было полное понимание по вопросуответственности аудитора за выявление ошибок, нарушений или противоправныхдействий. Поскольку это очень тонкий вопрос взаимоотношений, то многие аудиторысначала устно обсуждают все условия найма, затем закрепляют их на бумаге,письменно излагая все условия и подтверждая обоюдное понимание функций, задач,обязанностей и ответственности, связанных с аудитом. Однако наличие такогописьменного соглашения не освобождает аудитора от юридической ответственностиза невыполнение надлежащим образом своих профессиональных обязанностей и занесоблюдение профессиональной бдительности.
3. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
Аудитор должен тщательно планировать свою деятельностьпо трем основным причинам:
— это даст аудитору возможность получить достаточноеколичество свидетельств о положении дел клиента,
— поможет удержать в разумных пределах затраты нааудит,
— позволит избежать недоразумений с клиентом.
Выделяютшесть основных этапов планирования аудита:
— предварительноепланирование,
— сборобщих сведений о клиенте,
— сборинформации о правовых обязательствах клиента,
— оценкасущественности погрешностей и риска,
— ознакомлениес системой внутрихозяйственного контроля и оценка риска контроля,
— разработкаобщего плана аудита и программы аудита.
Каждыйиз первых пяти этапов нацелен на то, чтобы помочь аудитору в работе надпоследним этапом – в разработке эффективного и действенного общего плана аудитаи программы аудита.
Предварительноепланирование осуществляется на начальной фазе аудиторской работы и часто – вофисе клиента.
Предварительноепланирование включает в себя:
— принятиерешения о согласии начать или продолжить аудит отчетности клиента;
— подборперсонала для выполнения аудиторских обязанностей;
— составлениеписьменного обязательства;
— ознакомлениес отраслью и бизнесом клиента;
— осмотрорганизации и ее служебных помещений;
— рассмотрениеэкономической политики компании; оценка потребности в привлеченныхспециалистах.
4. АУДИТОРСКАЯОЦЕНКА БИЗНЕСА КЛИЕНТА. ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ.
Вначальной фазе аудита проверяют три тесно взаимосвязанных типа юридическихдокументов и архивов:
— свидетельствоо присвоении статуса корпорации и ее устав;
— протоколы собраний совета директоров и акционеров;
— контракты.
Знания о бизнесе клиентанеобходимы для выявления и понимания событий, операций и методов работ, которыемогут существенно повлиять на финансовую отчетность, методы аудиторскойпроверки и аудиторское заключение.
Аудиторамнеобходимо иметь представление об экономических условиях функционированияпроверяемой организации, в том числе о влиянии на нее государственнойэкономической политики, о географическом расположении компании и экономикесоответствующего региона, об изменениях в налоговой сфере и т.д.
Приподготовке и проведении аудита важно также иметь представление и об отраслевыхусловиях, поскольку банки, страховые компании, инвесторы и кредиторы в разныхотраслях экономики действуют по-разному.
Общеэкономическаяинформация позволяет оценить тенденции развития проверяемой организации и такназываемые «критические области» аудита.
Кобщеэкономической информации, понимание которой позволит более эффективноспланировать и провести аудиторскую проверку, в частности относится следующая:
— общиетенденции экономической активности (спад, подъем);
— процентныеставки и доступность финансовых ресурсов;
— инфляция,ревальвация валюты;
— политикаправительства:
а)денежно-кредитная;
б)фискальная;
в)наличие финансовых стимулов;
г)тарифы, торговые ограничения;
— курсиностранной валюты и механизмы валютного контроля;
— другаяобщеэкономическая информация.
Эта информацияполезна, в частности, при планировании аудита, сравнительном анализе деятельностипроверяемого субъекта за два или более отчетных периода и так далее. Например, замедлениероста объемов выручки предприятия в условиях общего спада экономики, как правило,вполне объяснимо, а резкий рост выручки в тех же условиях должен вызвать вопросыу аудитора, требующие более тщательного анализа и проверки счетов продаж.
Специфическиеаспекты различных отраслей экономики находят отражение в бухгалтерской отчетности.Поэтому иметь представление об отрасли клиента аудитору важно, чтобы адекватноинтерпретировать информацию, полученную в ходе аудита.
Котраслевой информации, которой необходимо владеть аудитору, относится следующая:
-конкурентная среда в отрасли, рыночные условия;
-цикличность (сезонность) деятельности;
-изменения в технологии производства;
-коммерческий риск (например, высокая технология, высокая мода, легкийдоступ на рынок для новых конкурентов и т.п.);
-спад или расширение деятельности в отрасли;
-неблагоприятные условия в отрасли (снижение спроса, серьезная ценоваяконкуренция);
-основные экономические и статистические показатели;
-специфические операции и особенности бухгалтерского учета;
-экологические требования и проблемы;
-нормативно-правовая база;
-наличие и стоимость источников энергии;
-другие отраслевые данные.
Ознакомитьсяс отраслью клиента аудитор может разными путями. К ним относятся: беседы с аудиторами,имеющими опыт проверки организаций той же отрасли, беседы с предыдущим аудитороми персоналом клиента, собственный опыт аудитора, накопленный в ходе предыдущих аудиторскихпроверок данного клиента и предприятий той же отрасли, специальная литература.
Чтобыпроизводить внутриотраслевые сравнения, необходимо также знание тех аспектовбизнеса клиента, которые отличают его от других фирм данной отрасли.
Припланировании и проведении аудита необходимо изучить следующие специфическиехарактеристики бизнеса клиента: -Управление и структура собственного капитала: -Деятельностьпроверяемого субъекта – продукция, рынки,поставщики, расходы: — Финансовая деятельность – факторы, относящиеся к финансовому положению и доходностисубъекта:
— Условия,в которых подготавливается отчетность:
— Законодательство.
Информациюо бизнесе клиента аудитор получает и перед заключением договора на аудит, и припланировании, и в процессе аудиторской проверки.
Дозаключения договора на проведение аудита аудитор должен получитьпредварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве ихарактере деятельности будущего клиента с тем, чтобы определить, можно лиобеспечить адекватный уровень знаний о бизнесе клиента для проведения аудита.
Полученнаяинформация должна обрабатываться и храниться аудитором, с тем чтобы бытьдоступной группе аудиторов, участвующих в аудиторской проверке данного клиента,и руководству аудиторской фирмы, курирующему проведение аудиторской проверки инесущему ответственность за аудиторское заключение.
В ходеаудиторской проверки знания о бизнесе клиента непрерывно дополняются. Аудиторыдолжны постоянно учитывать происходящие изменения в деятельностиорганизации-клиента для выявления и понимания событий, операций и методовработы, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность клиента,ход аудиторской проверки или аудиторское заключение.
Припланировании и проведении аудита, а также при оценке его результатов иформировании аудиторского заключения аудитор должен принимать во внимание, чтонесоблюдение проверяемой организацией законов и нормативных актов может в рядеслучаев оказывать существенное влияние на финансовую отчетность.
В целяхобщего понимания законодательных и нормативных актов аудитору необходимо:
•использовать имеющуюся информацию о деятельности проверяемой организации
•получить от руководства проверяемой организации информацию о законодательных инормативных актах, которые оказывают или могут оказать существенное влияние надеятельность организации;
•получить от руководства проверяемой организации информацию о процедурах, применяемыхв организации для выявления, оценки и отражения в учете и отчетности судебныхисков и санкций;
•получить от руководства проверяемой организации информацию о применяемыхпроцедурах, направленных на соблюдение законодательных и нормативных актов.
В соответствиис МСА 250 аудитору необходимо выполнить следующие процедуры, направленные навыявление несоблюдения законов и нормативных актов, положения которых должныучитываться при составлении финансовой отчетности:
•запросить руководство, соблюдает ли проверяемая организация применимыезаконодательные и нормативные акты;
•проверить переписку с регулирующими деятельность клиента органами илицензирующими органами.
Аудиторутакже необходимо получить достаточные и уместные доказательства того, что впроверяемой организации соблюдаются законодательные и нормативные акты. Дляэтого аудитору необходимо изучить требования соответствующих законодательных инормативных актов и убедиться в том, что необходимые показатели отражены вфинансовой отчетности и необходимая информация раскрыта в примечаниях к ней.
Всоответствии с МСА 250 за исключением процедур, описанных в пунктах 4.5 и 4.6выше, аудитор не должен выполнять какие-либо тесты или другие процедуры вотношении соблюдения проверяемой организацией законодательных и нормативныхактов, поскольку это выходит за рамки аудита финансовой отчетности.
Аудиторунеобходимо получить письменное заявление руководства о том, что аудиторусообщено обо всех известных имевших место или возможных фактах несоблюдениязаконодательных и нормативных актов, влияние которых должно учитываться приподготовке финансовой отчетности. Стандарты и профессиональные рекомендации,касающиеся письменных заявлений руководства, описаны в МСА 580 «Заявленияруководства» и российском правиле (стандарте) аудиторской деятельности«Разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта».
Проверяясогласно требованиям Закона «Об аудиторской деятельности» соответствие порядкаведения бухгалтерского учета законодательству, аудитор должен:
• изучитьтребования действующих законодательных и нормативных актов к порядку ведения бухгалтерскогоучета;
•убедиться в том, что проверяемая организация соблюдает указанные требования.
Какправило, проверка соблюдения требований законодательных и нормативных актовпроизводится в ходе аудиторских процедур проверки соответствующих статейбухгалтерской отчетности.
Аудитордолжен быть готов к тому, что при проведении аудиторских процедур могут бытьвыявлены факты несоблюдения законодательных и нормативных актов.
Вприложении к МСА 250 приведены следующие примеры данных, которые в ходе аудитадолжны привлечь внимание аудитора и могут свидетельствовать о несоблюдениизаконодательных и нормативных актов:
— расследования(проверки), проводимые государственными органами, факты наложения штрафных санкций;
— оплатауслуг, необходимость которых сомнительна, и выдача ссуд консультантам,связанным сторонам, их работникам, государственным служащим;
— выплатакомиссионерам или посредникам вознаграждений, размер которых превышает обычныйдля подобных договоров;
— закупкипо ценам существенно выше или ниже рыночной;
— необычныеплатежи наличными, перевод средств на номерные банковские счета;
— необычныеоперации с компаниями, зарегистрированными в налоговых оффшорных зонах;
— перечислениеплатежей за товары (услуги) не в ту страну, из которой осуществлялась поставкасоответствующих товаров (услуг);
— оплатабез надлежащего оформления документации, необходимой в соответствии стребованиями законодательства о валютном контроле;
— существованиетакой системы бухгалтерского учета, которая не обеспечивает адекватноеотражение операций или достаточные доказательства при аудите;
— несанкционированныеоперации или операции, не учитываемые надлежащим образом;
— комментариисоответствующего содержания в средствах массовой информации.
Приотсутствии доказательств обратного аудитор вправе предположить, что проверяемаяорганизация соблюдает законодательные и нормативные акты, влияние которыхдолжно учитываться при подготовке финансовой отчетности.
Еслиаудитор получает информацию о возможном несоблюдении законодательных инормативных актов, ему необходимо выяснить характер такого несоблюдения,обстоятельства, при которых оно имело место, и другую информацию, необходимую идостаточную для оценки возможного влияния несоблюдения законодательных инормативных актов на финансовую отчетность проверяемой организации.
Приоценке влияния фактов несоблюдения законодательных и нормативных актов нафинансовую отчетность проверяемой организации аудитор должен:
•рассмотреть возможные финансовые последствия для организации: штрафы, пени, другиесанкции, угрозу конфискации активов, вынужденное прекращение деятельности, судебныеразбирательства и т.п.;
•рассмотреть необходимость раскрытия возможных финансовых последствий вотчетности организации;
•оценить, являются ли возможные финансовые последствия настолько серьезными, чтоони могут повлиять на достоверность финансовой отчетности.
Если входе аудита выявлены факты несоблюдения законодательных и нормативных актов то,независимо от существенности последствий несоблюдения, это ставит под сомнениедобросовестность руководства и работников организации и требует анализавозможных последствий для других аспектов аудита.
Последствиявыявления аудитором фактов несоблюдения законодательных и нормативных актовзависят от того, имело ли место не только несоблюдение законодательства, но исокрытие этого факта, а также от уровня вовлеченных руководителей и/илиперсонала проверяемой организации.
Привыявлении фактов несоблюдения законодательных и нормативных актов аудиторуследует пересмотреть оценки системы внутреннего контроля клиента и оценкурисков и, в соответствии с пересмотренными оценками, уточнить характер имасштабы аудиторских процедур.Аудитору необходимо также учитывать влияниенесоблюдения законодательных и нормативных актов на достоверность заявленийруководства.
О прочихвыявленных фактах несоблюдения законодательных и нормативных актов аудитордолжен сообщить в возможно короткий срок ревизионной комиссии, совету директорови высшему руководству организации или получить доказательства того, что онинадлежащим образом информированы о фактах несоблюдения законодательных инормативных актов.
МСА 250допускается, что аудитор может не сообщать руководству проверяемой организациио выявленных фактах несоблюдения законодательных и нормативных актов, есливыявленные факты малозначительны или не имеют последствий для организации.Аудитор может заранее оговорить с руководством проверяемой организации характери масштаб выявленных фактов несоблюдения законодательства, о которых он будетсообщать.
Обязательствоаудитора соблюдать конфиденциальность не позволяет ему сообщать третьим лицам офактах несоблюдения проверяемой организацией законодательных и нормативныхактов.
Аудитордолжен документировать выявленные (или предполагаемые) факты несоблюденияпроверяемой организацией законодательных и нормативных актов.
Аудиторскаядокументация по данным вопросам может включать:
– копии записей бухгалтерского учета;
– копии соответствующих документов;
– протоколы бесед с руководством и/илиперсоналом;
– перечень законодательных инормативных актов, нарушения положений которых были выявлены аудитором;
– письменные заявления руководства повопросам соблюдения законодательных и нормативных актов;
– оценка последствий влияния выявленныхфактов несоблюдения законодательных и нормативных актов на финансовуюотчетность организации;
– измененная оценка системы внутреннегоконтроля в связи с выявленными фактами несоблюдения законодательных и нормативныхактов, а также влияние измененной оценки системы внутреннего контроля нахарактер и масштаб аудиторских процедур;
– другие документы, свидетельствующие овыявленных (предполагаемых) фактах несоблюдения законодательных и нормативныхактов и их последствиях.
5. АУДИТОРСКАЯОЦЕНКА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
Удовлетворительнаяструктура внутреннего контроля уменьшает вероятность ошибок и нарушений. Наэтом постулате основана деятельность аудиторов по оценке риска неэффективностивнутреннего контроля.
Внутреннийконтроль можно определить как систему предотвращения, выявления и своевременнойкорректировки существенных ошибок в процессе обработки информации. Аудиторамнеобходимо достаточно хорошо знать структуру внутреннего контроля, принятую уклиента, чтобы оценить риск неэффективности контроля, т.е. вероятность того,что, проводя политику контроля и осуществляя соответствующие процедуры, клиентне сможет обнаружить существенных ошибок, нарушений и т. п.
Изпостулата вытекает следующее: хорошая система внутреннего контроля уменьшаетриск его неэффективности, и аудитор имеет основания сократить число последующихпроцедур верификации; напротив, недостаточный контроль ведет к росту риска егонеэффективности, и аудитору необходимо увеличивать число последующих процедурверификации. Если предположить, что связь между качеством контроля и точностьюинформации на выходе отсутствует, оценка риска неэффективности внутреннегоконтроля теряет смысл, а аудиторская проверка во многих случаях неэффективна.
Наосновании этого постулата можно сделать вывод, что ответственность аудиторов запрогнозы на будущее ограничена. Аудиторы отвечают за решения, выработанные наоснове информации, доступной к моменту их принятия.
Системавнутреннего контроля – совокупность организационных мер, методик и процедур,принятых руководством организации для упорядоченного и эффективного веденияхозяйственной деятельности, которая, в том числе включает надзор и проверку:
— соблюдениятребований законодательства;
— точностии полноты документации бухгалтерского учета;
— своевременностиподготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
— предотвращенияошибок и искажений;
— исполненияприказов и распоряжений;
— обеспечениясохранности активов.
Системавнутреннего контроля включает в себя:
— системубухгалтерского учета;
— контрольнуюсреду;
— отдельныесредства контроля.
Системабухгалтерского учета – это совокупность конкретных форм и методов,обеспечивающих возможность для данной организации вести учет своего имущества иобязательств путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанногоих отражения в учетных регистрах на основании первичных документов, т.е.осуществлять ведение бухгалтерского учета, а также формировать бухгалтерскуюотчетность.
Контрольнаясреда – понятие, характеризующее общее отношение, осведомленность ипрактические действия руководства проверяемой организации, направленные наустановление, поддержание и развитие системы внутреннего контроля ворганизации. Контрольная среда включает в себя:
— стильи основные принципы управления организацией;
— организационнуюструктуру организации;
— распределениеответственности и полномочий;
— кадровуюполитику и практику;
— порядокподготовки бухгалтерской отчетности;
— порядокподготовки внутренней отчетности для целей управления;
-согласованиес требованиями, установленными применимым законодательством и внешнимирегулирующими органами.
Средствавнутреннего контроля – составные части системы внутреннего контроля,установленные руководством организации на отдельных направлениях и участкаххозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надежного управленияею. В Приложении приведены примеры средств внутреннего контроля.
Дляоценки надежности контрольной среды и отдельных средств контроля используютсятри градации:
а) высокая;
б)средняя;
в)низкая.
Надежностьсредств контроля и риск средств контроля являются взаимодополняющимикатегориями:
а)высокой степени надежности соответствует низкий риск;
б)средней степени надежности соответствует средний риск;
в)низкой степени надежности соответствует высокий риск.
Изучениеи оценка системы внутреннего контроля, контрольной среды и отдельных средствконтроля проводится в четыре этапа:
1.общеезнакомство с системой внутреннего контроля и ее оценка;
2.первичнаяоценка надежности контрольной среды;
3.первичнаяоценка надежности средств внутреннего контроля;
4.подтверждениеоценки надежности средств внутреннего контроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход России на МСФО — это важный шаг в процессе построения взаимного доверия между Россией и международнымсообществом. Невозможность перехода на МСФО «в один день» обусловленанеобходимостью осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. Так,анализ возможностей интеграции российского бизнеса в международные структуры,создания эффективной защиты национальных интересов в сфере экономикипоказывает, что уже сейчас Россия столкнулась с проблемами дефицитапрофессионалов с международными сертификатами в области бухучета, финансовойотчетности и аудита.
Аудиторская деятельностьво всем мире строго регламентирована. В российских же условиях аудиторамприходится приспосабливаться к условиям нашего законодательного климата. Всовременном понимании аудиторская деятельность как самостоятельная сфераспецифических услуг существует в России немногим более чем 100 лет. В ней можновыделить три этапа развития:
1–й этап –– до 60–х годовХХ века, когда аудит носил подтверждающий характер;
2–й этап –– конец 60–х –70–е годы, аудит становится все более системно ориентированным, к его объектамотносятся управляющие системы, контролирующие хозяйственные процессы иоперации. Аудиторы используют в качестве инструмента экспертизу, основанную насистеме внутреннего контроля;
3–й этап – конец 70–хгодов ХХ века – наши дни, качественно новое развитие аудита, содержаниекоторого базируется на различных формах риска, научной методической и системезаконодательных норм и правил. В настоящее время аудиторская деятельность натерритории РФ находится в стадии развития, и требует для динамического развитияучастие в принятии стандартов высококвалифицированных специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аудит ворганизациях промышленности, торговли и АПК. – М.: Издательство «Дело иСервис», 2000
2. Аудит: Учебникдля вузов /В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин и др. Под ред. проф. В.И. Подольского.– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.
3. Аудит: Учебноепособие / Ю.А. Данилевский, С.М. Шапигузов, Н.А. Ремизов и др. – М.:ИДФКБ-ПРЕСС, 2000.
4. Бычкова С.М.Доказательства в аудите. – М.: Финансы и статистика, 2001.
5. Гутцайт Е.М.,Островский Е.М. Отечественные правила (стандарты) аудита. – М.: ФБК-ПРЕСС,2002.
6. Кармайкл Д.Р.,Бекис М. Стандарты и нормы аудита: Пер с англ. — М.: Аудит: ЮНИТИ, 1999.
7. Ковалева О.В.,Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие. – М.: Изд-во «ПРИОР», 2000.
8. Международныестандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. — М.: МУРСБУ, 2000.
9. Панкова С.В.Международные стандарты аудита: Учебное пособие. – М.: Экономистъ. – 2003.
10. Шешукова Т.Г., Городилов М.А. Аудит:Теория и практика применения международных стандартов: Учеб. пособие. – М.:Финансы и статистика, 2003.