Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Правовые основы осуществленияаудиторского контроля в России………..5
1.1 Понятие и сущность аудиторскогоконтроля………………………...5
1.2 Правое регулирование аудиторскогоконтроля………………………7
2 Осуществление аудиторского контроляв Российской Федерации………...10
2.1 Организациядеятельности аудиторов и аудиторских фирм……….10
2.2 Аудиторская проверка, каксредство аудиторского контроля……..15
3 Аудиторское заключение, какрезультат аудиторского контроля………….20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………...………………………25
Приложение………………………………………………………………………26
Введение
Возрастающее значение институтачастной собственности, расширение сфер деятельности экономических субъектов иусложнение условий хозяйствования создали в Российской Федерации потребность ворганизации новых, присущих исключительно рыночным отношениям способов упорядоченияфинансовой деятельности, наиболее перспективным из которых в настоящее время являетсяаудиторский (иногда его называют – финансовый) контроль.
Аудиторский контроль осуществляется сцелью выражения в аудиторском заключении мнения компетентного специалиста –аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствиипорядка ведения бухгалтерского учета аудируемых лиц законодательству, наосновании которого пользователь этой отчетности может делать выводы орезультатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемыхлиц и принимать на основе этих выводов обоснованные решения.
В представленной работе буде исследованатема – «Аудиторский контроль», актуальность которой объясняется тем, что аудиторскийконтроль способствует осуществлению хозяйственных операций при соблюдении требованийзаконодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов,предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности, что подтверждаетзарубежный и отечественный опыт. Следовательно, аудит, осуществляемый вкачестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности,становится необходимым механизмом для решения насущных проблем привлеченияинвестиций, укрепления финансовой дисциплины и подъема экономики. Исследовательскийинтерес порождает также и то обстоятельство, что аудит имеет особую правовуюприроду. Таким образом, потребность в создании целостной теоретической концепцииаудиторского контроля, осуществляемого в рамках аудиторской деятельности, иформирование ее законодательной базы, адекватной условиям рыночной экономики,определили актуальность темы настоящего исследования.
Объект исследования – финансово-правовыеотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся по поводу осуществления аудиторскогоконтроля; механизм функционирования системы аудиторского контроля; а такженормы действующего российского законодательства, регулирующие все правоотношенияв процессе осуществления аудиторской деятельности.
Предметом исследования являетсямеханизм правового регулирования аудиторского правоотношения; практикаприменения и тенденции развития российского законодательства, регулирующегоаудиторский контроль.
Цель исследования – исследоватьаудиторский контроль с точки зрения современного законодательства РоссийскойФедерации. Реализация этой цели предполагает решение комплекса следующихвзаимосвязанных задач:
1. Изучить правовые основыосуществления аудиторского контроля в России.
2. Исследовать осуществлениеаудиторского контроля в России.
3. Изучить аудиторское заключение,как результат аудиторского контроля.
4. Обобщить полученный материал исведения в представленной работе.
С учетом поставленной цели и задачметодологическую основу исследования составил комплекс следующих приемов: всеобщиеметоды познания (диалектический метод); общенаучные средства (сравнительно-правовойметод, системный метод, метод формально-логического исследования); частно-научныесредства (метод сравнительного изучения), в том числе специально-юридические средства(формально-юридический метод, методы сравнительного правоведения, толкованияправа, обобщения судебной практики).
Теоретическую основу настоящегоисследования составили труды выдающихся исследователей: Т.М. Дмитриенко, С.Г.Чаадаев, Г.А. Атанесян и др. Законодательной основой работы выступают – КонституцияРоссийской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, иные подзаконныенормативные правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.
Поставленные цели и задачи обусловилиструктуру контрольной работы — введение, основная часть и заключение, списокиспользованной литературы — изложена на 25 страницах, для написанияиспользовано 13 источников
1 Правовые основы осуществления аудиторскогоконтроля в России
1.1 Понятие и сущность аудиторскогоконтроля
Аудиторский контроль (аудит) – это независимыйвневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющейлицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача аудита –установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовойотчетности, а также соблюдение финансового законодательства. Следует отметить,что аудиторский контроль представляет собой предпринимательскую деятельностьаудиторов (аудиторских фирм), осуществляющих независимые вневедомственныепроверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетнойдокументации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств итребований экономических субъектов, а также оказывающих другие аудиторскиеуслуги. Такая деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем задеятельностью экономических субъектов, производимых специально уполномоченнымина это госорганами.[1]
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального законаРФ «Об аудиторской деятельности» – основной целью аудита является выражениемнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц исоответствии порядка ведения бухучета законодательству Российской Федерации.[3]
В зависимости от того, кто осуществляетконтроль, аудит подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний аудитосуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышениеэффективности управленческих решений по экономичному и рациональномуиспользованию ресурсов организации с целью максимизации прибыли ирентабельности. Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, онпроводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во-вторых,организуется по желанию руководства для получения информации, служащейоснованием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на егопроведение финансируются самой организацией. Следовательно, при проведении внутреннегоаудита государство получает реальную возможность обеспечить высокое качество идостоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильностьисчисления и взимание налогов и других обязательных платежей, не расходуя приэтом средств бюджета. Но это совсем не значит, что внутренний аудит подменяетгосударственный бюджетно- финансовый контроль, осуществляемый специальноуполномоченными госорганами.
Что касается внешнего аудита, то еговыполняют специальные аудиторские фирмы или отдельные аудиторы по договору с органаминалоговой инспекции и другими органами, банками и другими кредитными учреждениями,страховыми обществами и т.д. Причем основной задачей внешнего аудита, которыйпроводится на платной основе, является не только установление достоверности ивынесение заключения по финансовому отчету проверяемой организации, но иразработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков и нарушений финансово-хозяйственнойдеятельности, а также предложений по улучшению и повышению финансовых результатов.
Аудиторский контроль (аудит) можетбыть обязательным и добровольным (инициативным). Так, обязательный аудитпроводится в случаях, прямо установленных законодательством Российской Федерации,или по поручениям государственных органов. Обязательной проверке подлежат: всеакционерные общества; банки и другие кредитные учреждения, страховые организациии общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционныеинституты, внебюджетные и иные фонды; экономические субъекты, имеющие в уставномкапитале долю иностранного капитала; и т.п.
Аудит информирует руководствоэкономического субъекта и государственные органы – заказчиков аудита – осостоянии деятельности проверяемого субъекта, позволяет субъекту выйти на новыйуровень своего развития, выдержать рыночную конкуренцию, избежать многихпроблем во взаимоотношениях с государственными органами и т.п. По результатам аудитасоставляют аудиторское заключение, имеющее силу официального документа.
1.2 Правое регулирование аудиторскогоконтроля
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «Обаудиторской деятельности» – аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляетсяв соответствии с этим Федеральным законом и принятыми в соответствии с нимфедеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществленииаудиторской деятельности на территории Российской Федерации.При этом нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности, содержащиеся вдругих федеральных законах, должны соответствовать статьям настоящегоФедерального закона. Следует отметить, что отношения, возникающие приосуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться указами ПрезидентаРоссии, которые не должны противоречить федеральным законам. На основании и воисполнение Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» и иныхфедеральных законов, указов Президента России – Правительство РФ вправепринимать постановления, содержащие нормы законодательства России обаудиторской деятельности [2]
Правовые основыаудиторской деятельности в Российской Федерации определяются Федеральнымзаконом РФ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ, вкотором определены основные направления аудита в России – дано понятие аудиторской деятельности, определено законодательство и иные акты обаудиторской деятельности; также дано понятие аудитора и аудиторскойорганизации, определены их права и обязанности; определены права и обязанностиаудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг;дано понятие обязательного аудита и определен перечень лиц, подвергающихсяобязательному аудиту; дано понятие аудиторской тайны и определено еесодержание; дано понятие правил (стандартов) аудиторской деятельности;определено понятие и содержание аудиторского заключения и его видов; а такжеопределена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерацииоб аудите и т.д. и т.п.
Согласно ст. 9 Федерального закона РФ«Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации устанавливаются правила(стандарты) аудиторской деятельности, как единые требования к порядкуосуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита исопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.При этом правила аудиторской деятельности подразделяются на: федеральныеправила (стандарты) аудиторской деятельности; и внутренние правила (стандарты)аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях,также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций ииндивидуальных аудиторов. [3]
Федеральные правила (стандарты) аудиторскойдеятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальныхаудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношениикоторых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила(стандарты) аудиторской деятельности утверждены Постановлением Правительства РФот 23 сентября 2002 года № 696 и Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003года № 405. Указанные Постановления Правительства утверждают 11 стандартоваудиторской деятельности: № 1 – «Цель и основные принципы аудита финансовой(бухгалтерской) отчетности»; № 2 – «Документирование аудита»; № 3 – «Планированиеаудита» и т.д. [8]
Указанные стандартыявляются основными правилами или основополагающими принципами аудиторскихпроцедур, проводимых при осуществлении аудиторской деятельности в России.Стандарты (правила) аудиторской деятельности должны выполняться независимо отусловий, в которых проводится аудит. В то же время стандарты предполагаютвыражение аудитором собственного мнения. Стандарты аудита необходимы для того,чтобы поддерживать аудиторскую деятельность в России на должном уровне, отвечающемтребованиям международных стандартов. Они способствуют повышению знаний иквалификации аудиторов, обеспечивают сравнимость качества работы аудиторскихфирм, а также облегчают аудиторскую работу.
Профессиональные аудиторские объединения вправе,если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренниеправила аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральнымправилам аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правилаудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правилаудиторской деятельности. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторывправе устанавливать собственные правила аудиторской деятельности, которые немогут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторскихорганизаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральныхправил аудиторской деятельности и внутренних правил аудиторской деятельностипрофессионального аудиторского объединения, членами которого они являются. [3]
Наряду со стандартами ваудиторской деятельности широко применяются нормы аудита, которые содержатруководство по процедурам, которые могут применяться при проверке специфическихвопросов, при подготовке неаудиторских отчетов. Нормы аудита должны бытьубедительными, но при этом они не имеют директивного характера. Отклоняясь отних, аудитор должен объяснить причины их несоблюдения. В то же время было бынеразумным стремиться установить аудиторские нормы для всех возможных ситуаций — это бы сдерживало развитие аудита в целом. Аудиторские стандарты и нормы могутиспользоваться юридическими инстанциями в качестве руководства, ориентира прирассмотрении компетентности и работы аудитора.[3]
Государственное регулирование аудиторскойдеятельности в России осуществляет уполномоченный федеральный органисполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Основные его функции: организациясистемы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов; системынадзора за соблюдением аудиторами лицензионных требований и условий; контрольза соблюдением аудиторами федеральных правил аудита и т.д., т.п.
2 Осуществление аудиторского контроляв Российской Федерации
2.1 Организациядеятельности аудиторов и аудиторских фирм
Согласно ст. 3Федерального закона «Об аудиторской деятельности» — аудитором является физическое лицо,отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченнымфедеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. При этом аудиторвправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторскойорганизации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работена основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуальногопредпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридическоголица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, и оказыватьсопутствующие аудиту услуги, но он не вправе осуществлять иные видыпредпринимательской деятельности. [3]
Наряду с аудитором,аудиторской деятельностью вправе заниматься аудиторские организации, которыепредставляют собой коммерческие организации, осуществляющие аудиторскиепроверки и оказывающие сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляетсвою деятельность по проведению аудита только после получения соответствующейлицензии на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Обаудиторской деятельности» и законодательством о лицензировании отдельных видовдеятельности. При этом аудиторская организация может быть создана в любойорганизационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Чтокасается кадрового состава аудиторской организации, то не менее 50% штатныхсотрудников должны составлять граждане Российской Федерации, постояннопроживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителемаудиторской организации является иностранный гражданин, – то не менее 75%сотрудников. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пятиаудиторов.[4]
Приорганизации аудиторской деятельности, а также при непосредственномосуществлении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальныеаудиторы вправе совершать следующие действия: [5]
▬ самостоятельноопределять формы и методы проведения аудита;
▬ проверять вполном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностьюаудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества аудируемого лица,учтенного в этой документации;
▬ получать удолжностных лиц аудируемого лица разъяснения устно и в письменной форме повозникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
▬ отказаться отпроведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверностифинансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях: непредставленияаудируемым лицом всей необходимой документации; выявления в ходе аудиторскойпроверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияниена мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степенидостоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
▬ осуществлять иныеправа, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказанияаудиторских услуг и законом.
Согласност. 5 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001года № 119-ФЗ – при проведении аудиторской проверки аудиторские организации ииндивидуальные аудиторы обязаны: [3]
1)осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законом;
2)предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию отребованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, атакже о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводыаудиторской организации, индивидуального аудитора;
3) всрок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передаватьаудиторское заключение аудируемому лицу и/или лицу, заключившему договороказания аудиторских услуг;
4)обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходеаудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лицаи/или лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключениемслучаев, предусмотренных законодательством;
5)исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенныхдоговором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательствуРоссийской Федерации.
Осуществляя аудиторскую проверку и контроль достоверности финансовойотчетности, аудитор должен соблюдать нормы профессиональной этики. Соблюдениеобщечеловеческих и профессиональных этических норм является непременнойобязанностью и высшим долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудникааудиторской фирмы. Нарушители этических норм профессионального поведенияпроявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный,также материальный ущерб. Аудиторы обязаны придерживаться общечеловеческихморальных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить иработать по совести.[6]
Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитораможет быть только достаточный объем информации. Аудиторы не должны представлятьфакты сознательно неточно и предвзято. Оказывая свои услуги, аудиторы обязаныобъективно рассматривать все ситуации и реальные факты, и не допускать, чтобыличная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться наобъективности их суждений.
Принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги,аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладатьнеобходимым объемом знаний и навыков с тем, чтобы добросовестно ипрофессионально выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторскиеуслуги, основанные на современных методиках с использованием всех, в том численовейших, нормативных актов. Аудитор обязан постоянно обновлять своипрофессиональные знания в области бухгалтерского учета, налогообложения,финансовой деятельности и гражданского права, организации и методов аудита,законодательства, российских и международных норм и стандартов бухгалтерскогоучета и аудиторской деятельности.
Следует отметить, что аудитор обязан сохранять в тайне конфиденциальнуюинформацию о делах клиентов, полученную при оказании услуг, без ограничения вовремени и независимо от продолжения или прекращения отношений с ними. Аудиторне должен использовать конфиденциальную информацию клиента, ставшую емуизвестной при выполнении услуг, для своей выгоды или для выгоды третьейстороны, или в ущерб интересам клиента.
При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудиторруководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговоезаконодательство Российской Федерации и не должен способствовать фальсификациямс целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы. Овыявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения налоговогозаконодательства Российской Федерации, ошибках в расчетах и уплате налогов аудиторобязан письменно сообщить администрации клиента и ревизионной комиссииакционерного (хозяйственного) общества и предупредить их о возможныхпоследствиях и путях исправления нарушений и ошибок. Рекомендации и советы вобласти налогообложения аудитор обязан представлять клиенту только в письменнойформе. При этом он стремится не обнадеживать клиента в том, что его рекомендацииисключают любые проблемы с налоговыми органами, а также должен предупредитьклиента, что ответственность за составление и содержание налоговых деклараций ииной налоговой отчетности лежит на самом клиенте.[7]
Плата за профессиональные услуги аудитора должна отвечать нормампрофессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объемапредоставленных услуг. Она может зависеть как от сложности оказываемых услуг, таки от квалификации, опыта, профессионального авторитета и степениответственности аудитора. Размер оплаты профессиональных услуг аудитора недолжен зависеть от достижения какого-либо определенного результата аудиторскойпроверки или обуславливаться иными обстоятельствами.
Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам,воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательныхдействий, причиняющих какой-либо ущерб коллегам по профессии.
Аттестованные аудиторы, согласившиеся стать сотрудниками аудиторскойфирмы, обязаны лояльно относиться к этой фирме (организации), всей своей деятельностьюспособствовать авторитету и дальнейшему развитию фирмы, поддерживать деловые,доброжелательные отношения с руководителями и иными сотрудниками фирмы,руководителями и персоналом клиентов. Взаимоотношения сотрудников и аудиторскойфирмы должны основываться на взаимной ответственности за выполнениепрофессиональных обязанностей, преданности и непредубежденности, постоянномсовершенствовании организации аудиторских услуг, их профессионального содержания.При этом аудиторская фирма обязана разрабатывать методы профессиональнойдеятельности, обобщать нормативные акты, снабжать ими своих сотрудников,постоянно заботиться о повышении их профессиональных знаний и качеств. Чтокасается самих аудиторов, то аудиторы, сотрудничающие в аудиторской фирме,обязаны добросовестно выполнять свою работу, постоянно совершенствоватьсяпрофессионально, осторожно и взвешенно подходить к содержанию документов,направляемых клиентам, во взаимоотношениях с ними руководствоваться профессиональныминормами и интересами фирмы.
Публичная информация об аудиторах и реклама аудиторских услуг могутбыть представлены в средствах массовой информации (газеты, журналы, радио,телевидение, Интернет-сайты), специальных изданиях аудиторов, в адресных ителефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов,руководителей и сотрудников аудиторских фирм.
Таким образом, осуществление аудиторского контроля в РоссийскойФедерации осуществляется индивидуальными аудиторами или аудиторскими организациямив соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.2 Аудиторская проверка, каксредство аудиторского контроля
Аудиторская проверка – это основноенаправление деятельности аудиторов и аудиторских фирм и основное средствоаудиторского контроля. Инструментами аудиторской проверки (контроля) являютсядве группы методов: это методы фактической проверки и методы документальнойпроверки. К основным методам фактической проверки относятся: осмотр; обследование;инвентаризация; контрольный запуск сырья и материалов в производство; лабораторныйанализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции; экспертнаяоценка; опрос; проверка объемов выполненных работ.
1. Осмотру подвергают территорию,места хранения материальных активов, документов, производственное, торговоеоборудование, готовую продукцию, контрольно-кассовые машины. В процессе осмотрамогут быть обнаружены доказательства, свидетельствующие о различных нарушениях.
2. Обследование представляет собойкак бы продолжение осмотра, но с одновременным ознакомлением с документами какнормативными, так и оправдательными; с получением объяснений от ответственныхлиц. Эффективные результаты дает обследование при проверках технологиипроизводства продукции в цехах, порядка приема, хранения, отпуска и реализациитоваров.
3. Инвентаризация. Основными целямиинвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставлениефактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полнотыотражения в учете обязательств. Инвентаризация является наиболее эффективнымметодом фактической проверки достоверности показателей баланса.
4. Контрольный запуск сырья иматериалов в производство применяют в тех случаях, когда необходимо установитьфактический расход сырья или материалов на производстве, выход полуфабрикатов,готовой продукции, количество отходов. Применяют его и для проверки действующихили ранее действовавших на предприятии норм расхода сырья и материалов, технологическогопроцесса, производительности станков и оборудования и т.п.
5. Лабораторный анализ качестваматериалов, товаров, сырья и готовой продукции. Использование метода даетвозможность контролировать качество поступающих материалов, товаров, сырья,готовой продукции и полуфабрикатов; позволяет выявить факты использования некондиционногосырья, несоблюдение норм расхода. Эти и другие факты могут свидетельствовать,например, о нарушении технологического режима, установленных норм.
6. Изъятие проб (образцов) длялабораторного анализа – должно производиться в строгом соответствии соспециальными инструкциями о порядке инспектирования предприятий определенныхотраслей народного хозяйства.
7. Экспертная оценка объектовпроверки бывает необходима при исследовании специальных вопросов. Эксперт — этоне состоящий в штате данной аудиторской организации специалист, имеющий достаточныезнания и опыт в определенной области (по какому вопросу), отличной от бухучетаи аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области.
8. Опрос. Аудиторам предоставленыправа получать необходимые разъяснения и дополнительные сведения, а такженеобходимую информацию от третьих лиц (по письменному запросу). Следовательно,к получению подобных объяснений и справок от должностных лиц прибегают в техслучаях, когда необходимо установить достоверность фактов в процессе проверки,реальность хозяйственной операции, достоверность данных, отраженных в документах.Опрос можно делать устно или письменно. Объяснения справочного характера нефиксируют, но для выяснения достоверности факта можно предложить работникампредприятия дать объяснения в письменной форме.
9. Проверка объемов выполненныхработ. С помощью обмера проверяют: соответствие характера, количества истоимости выполненных работ тем, которые указаны в актах приемки и нарядах, атакже в проектах и смете; соответствие выполненных работ составу работ,предусмотренных сметными нормами, на основании которых составлены применяемыепри расчетах единичные расценки, калькуляции и прейскурантные цены; законченностьобъектов, конструктивных элементов, этапов и видов работ или их частей.
Вторая группа – методы документальнойпроверки подразделяются на методы формальной проверки и методы проверкиреальности отраженных в документах обстоятельств. Методы формальной проверкидокументов:
1. Проверка соблюдения правилсоставления и оформления документов – от этого зависит объективностьпоследующей информации, так как первичные документы являются основанием длязаписи в регистры бухучета. Именно поэтому обращают внимание на соблюдение правилпо оформлению.
2. Сопоставление учетных и отчетныхпоказателей с установленными нормативами (нормативная проверка) – позволяет выявить:завышение (занижение) себестоимости продукции (работ, услуг); занижение размераудержаний из заработной платы, в том числе подоходного налога; занижение размеровотчислений во внебюджетные фонды; ошибки в применении норм естественной убылитоваров; в исчислении и уплате налога на добавленную стоимость и другихналогов. В ходе аудиторских проверок учитываются ограничения, установленныеправительственными и ведомственными актами.
3. Проверка соответствия отраженных вдокументах операций установленным правилам — дает возможность выяснитьправомерность разнообразных хозяйственных операций, с ее помощью можновыяснить, например, выплату зарплаты другому лицу без предъявления доверенностии т.п. Счетный контроль позволяет выяснить правильность сделанных в документах,в бухгалтерских регистрах в формах отчетности вычислений (правильность таксировки,подсчета переходящих остатков ценностей, подсчета итогов и т.п.). Часто к этомуметоду прибегают для проверки правильности подсчета итогов в горизонтальных ивертикальных графах расчетно-платежных ведомостей.
К методам проверки реальностиотраженных в документах обстоятельств, как правило, относятся следующие приемыи методы контроля:
1. Сопоставление данных документов,отражающих операции с данными документов, которые явились основанием для этихопераций. Например, можно выявить несоответствие суммы начисленной зарплатысотруднику, указанной в расчетно-платежной ведомости данным табеля выхода наработу
2. Проверка записей в регистрахбухгалтерского учета и в формах отчетности позволяет определить достоверность иточность отчетных данных — первостепенное требование к бухгалтерскойотчетности. Система отчетных показателей должна соответствовать записям в бухгалтерскиерегистры, которые в свою очередь обосновываются первичными и иными документами.
3. Сканирование — просмотр операцийдля выявления нетипичных.
4. Встречная проверка особенноэффективна при изучении операций, связанных с получением товаров, денежных идругих средств в одной организации и отпуском их другой. Этот метод состоит всопоставлении различных экземпляров одного и того же документа. Экземплярысоответствующих документов могут находиться в бухгалтериях разных организаций. Цельтакого сопоставления — установить тождество всех экземпляров одного и того жедокумента. Например, в аудиторской практике были такие случаи, когда подлиннаянакладная (или ее копия) заменялась подложной, причем по реквизитам, дате,номерам и даже итоговой сумме она не отличалась от подлинной накладной, однакодва экземпляра одной накладной содержали значительные расхождения внаименованиях ценностей, их количестве и ценах.
5. Взаимная проверка являетсяразновидностью встречной проверки, она проводится по взаимосвязанным операциямв одной организации.
6. Контрольное сличение. Пользуяськонтрольным сличением, можно выяснить, не было ли приписок в инвентаризационныхведомостях, не было ли завоза товаров и других ценностей без документов. Частоэтот метод применяют при проверке складских товарных операций. Дополнениеобобщенных результатов контрольного сличения подобным изучением ежедневного движенияценностей с подсчетом их остатков на конец каждого дня позволит выявить расходэтих ценностей за отдельные дни, превышающий сумму первоначального остатка иприхода. Такое положение может быть результатом различных причин. Например,необоснованного уменьшения остатков ценностей на начало проверяемого периода,реализации неоприходованных ценностей, наличия бестоварных расходных документови многого другого.
7. Восстановлениенатурально-стоимостного учета – данный метод дает возможность конкретноанализировать движение ценностей по каждому его виду в отдельности. Егосущность состоит в том, что на основе первичных документов по приходу и расходутоварно-материальных ценностей полностью восстанавливаетсянатурально-стоимостный их учет. Этот прием может применяться в техподразделениях, по которым натурально-стоимостный учет ценностей не ведется(например, в производствах), хотя все операции по их движению оформляютсявыпиской соответствующих документов. По данным этих документов, можновосстановить движение ценностей по их видам с выведением остатков. С помощьюэтого приема может быть выявлено, что при отсутствии недостач или излишков в условияхведения стоимостного учета фактически в подразделениях имеются недостача одноговида ценностей и излишки других, которые в стоимостном учете перекрывались.
В ходе проверки аудиторсоставляет рабочую документацию, подтверждающую объем и качество выполняемой имработы. В ней содержится необходимая информация о клиенте, краткое описаниевыполненной работы, метод проведения проверки (сплошной или выборочной), объемпроверенной документации, замечания по результатам проверки, переченьнепредставленных к проверке первичных и других документов, нарушения действующегозаконодательства, а также мнение аудитора о способах устранения выявленныхнедостатков и рекомендации по улучшению хозяйственно-финансовой деятельностиклиента. В рабочих документах находят отражение система внутрихозяйственногоконтроля у клиента (с выделением слабых и положительных сторон), программааудита, и результаты аудита за прошлый год.
Рабочие документы должны реальноподтверждать, что аудит был спланирован, что собранные свидетельства достоверныи заключение соответствует результатам осуществленной проверки. Подробностирабочего документа должны не расходиться с тем, что содержится в финансовойотчетности. Выводы, которые сделал аудитор должны носить четкий, недвусмысленныйхарактер, на основании этого составляется аудиторское заключение.
3 Аудиторское заключение, какрезультат аудиторского контроля
Результатом аудита(аудиторского контроля) является аудиторское заключение. Согласно ст. 10Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» и Правилу № 6 «Аудиторское заключениепо финансовой отчетности» – аудиторское заключение является официальнымдокументом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской)отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с установленным правиломи содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организацииили индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской)отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерскогоучета законодательству Российской Федерации. [3, 10]
Следуетотметить, что под достоверностью во всех существенных отношениях понимаетсястепень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, котораяпозволяет пользователям отчетности делать правильные выводы о результатаххозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лици принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Так, для оценкистепени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательствуРоссийской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые размерыотклонений путем определения в целях проводимого аудита существенностипоказателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности всоответствии со стандартом аудиторской деятельности №4 «Существенность в аудите»
Как правило, основными элементами аудиторскогозаключения являются: наименование; адрес; сведения об аудиторе (организационно-правоваяформа и наименование, для индивидуального аудитора – фамилия, имя, отчество иуказание на осуществление деятельности без образования юридического лица; местонахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; номер,дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности инаименование органа, предоставившего лицензию, срок действия лицензии; членствов аккредитованном профессиональном аудиторском объединении); сведения обаудируемом лице (организационно-правовая форма и наименование; местонахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; сведенияо лицензиях на осуществляемую деятельность); вводная часть; часть, описывающаяобъем аудита; часть, содержащая мнение аудитора; дата заключения; и подпись аудитора.[8]
Необходимо соблюдать единство формы исодержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователеми помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления. Так, аудиторскоезаключение должно иметь наименование «Аудиторское заключение по финансовой(бухгалтерской) отчетности» для того, чтобы отличить аудиторское заключение отзаключений, составленных другими лицами, например, должностными лицамиаудируемого лица, советом директоров или иными лицами
Аудиторское заключение должно бытьадресовано лицу, предусмотренному законодательством Российской Федерации и(или) договором о проведении аудита. Как правило, аудиторское заключениеадресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т.п.Также указанное заключение должно содержать перечень проверенной финансовой отчетностиаудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава. Кроме этого, аудиторскоезаключение должно включать заявление о том, что ответственность за ведениебухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской)отчетности возложена на аудируемое лицо, и заявление о том, что ответственностьаудитора заключается только в выражении на основании проведенного аудита мненияо достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенныхотношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательствуРФ.
Аудиторское заключение должноописывать объем аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии сфедеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторскойдеятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности,действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которыхявляется аудитор, либо в соответствии с иными документами. Под объемом аудитапонимается способность аудитора выполнить процедуры аудита, которые считаютсянеобходимыми в данных обстоятельствах, исходя из приемлемого уровнясущественности. Это необходимо для получения пользователем уверенности в том,что аудит был проведен в соответствии с нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, правилами и стандартами. [3]
Аудиторское заключение должносодержать заявление о том, что аудит был спланирован и проведен с цельюобеспечения разумной уверенности в том, что финансовая (бухгалтерская)отчетность не содержит существенных искажений. В аудиторском заключении должнобыть указано и то, что аудит проводился на выборочной основе и включал в себя: изучениена основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие вфинансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственнойдеятельности аудируемого лица; оценку принципов и методов бухгалтерского учета,а также правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности; определениеглавных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица приподготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности; также оценку общегопредставления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.[9]
Аудиторское заключение должносодержать заявление аудитора относительно того, что аудит предоставляетдостаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенныхотношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведениябухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом в заключениидолжны указать принципы и методы ведения бухучета и подготовки финансовойотчетности аудируемого лица. Основные принципы и методы бухучета и подготовкифинансовой (бухгалтерской) отчетности определяются соответствующиминормативными правовым актами Российской Федерации. [8]
Помимо мнения о достоверностифинансовой (бухгалтерской) отчетности может возникнуть необходимость выразить ваудиторском заключении мнение по поводу соответствия этой отчетности другимтребованиям, а также относительно иных документов и сделок, относящихся кфинансово- хозяйственной деятельности аудируемого лица, если они подлежатобязательной аудиторской проверке в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации. Так, аудитор должен указать в заключении дату, когда был завершенаудит, так как данное обстоятельство предоставляет пользователю основанияполагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на финансовую (бухгалтерскую)отчетность события и операции, имевшие место с даты окончания проведения аудитадо даты подписания аудиторского заключения.
Поскольку аудитор должен составитьаудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленнойи представленной руководством аудируемого лица, аудитор не должен указывать в своемзаключении дату, предшествующую дате подписания или утверждения финансовой(бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица (организации).
Аудиторское заключение должно бытьподписано руководителем аудитора и лицом, проводившим аудит, с указанием номераи срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны бытьскреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором,который самостоятельно проводил аудиторскую проверку, аудиторское заключениеможет быть подписано только этим аудитором. К аудиторскому заключениюприлагается финансовая отчетность, в отношении которой выражается мнение икоторая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица всоответствии с требованиями законодательства относительно подготовки отчетности(см. Приложение 1). Аудиторское заключение и отчетность должны бытьсброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаныпечатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторскоезаключение готовится в том количестве экземпляров, которое согласованноаудитором и аудируемым лицом (организацией).
Заключение
В представленной контрольной работебыла исследована тема – «Аудиторский контроль», в процессе работы были решеныследующие задачи:
1. Изучены правовые основыосуществления аудиторского контроля в России
2. Исследован процесс осуществленияаудиторского контроля в России.
3. Изучено аудиторское заключение,как результат аудиторского контроля.
По результатам исследований можносделать вывод о том, что аудит дает большиевозможности для развития экономико-правового контроля, задача которогозаключается в защите возникающих экономических отношений от недобросовестногопредпринимательства, в борьбе и профилактике с правонарушениями в сфереэкономики, а также в формировании общественного правосознания на более высокомуровне. Возникновение института независимых аудиторов устраняет проблемунесовпадения интересов составителей информации и пользователей, приводящую кнеобъективности информации. Таким образом, аудит устраняет возможность принятияхозяйственных решений, основанных на недостоверной информации, что можетповлечь для субъекта предпринимательства негативные экономические последствия.
Появление аудита, какнезависимого финансового контроля стало важным шагом в удовлетворениипотребностей правоохранительных органов в широком выборе специалистов приназначении экспертиз. Появление независимых аудиторов позволяет решать экспертныевопросы более своевременно и качественно, так как большинство из них обладаетвысоким уровнем квалификации. В основе профессии аудитора лежат глубокиепознания в области бухучета, специфики отчетной финансовой документации,управления и менеджмента, отличное знание гражданского, финансового права. Аудиторымогут давать заключение по вопросу достоверности бухгалтерской отчетности, атакже заниматься постановкой бухучета на предприятии. Целесообразность услугаудиторов диктуется также тем, что они обязаны всесторонне проводить анализ предприятийи давать руководителям практические советы.
Список использованной литературы
1. Конституция РоссийскойФедерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российскаягазета. – 1993. – 25 декабря.
2. Об аудиторскойдеятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ// Российская газета- 2001. — 14 августа
3. Федеральные правила(стандарты) аудиторской деятельности: Постановление Правительства РоссийскойФедерации от 23 сентября 2002 года №696. // Собрание законодательстваРоссийской Федерации.– 2002.- ст. 3797
4. Атанесян Г.А.Судебная бухгалтерия: учебник. / Г.А. Атанесян, С.П. Голубятников. – М.:Юридическая литература, 1989. – 352 с.
5. БарышниковП. Организация и методика проведения общего аудита. / П. Барышников. – М.: ИИДФилинъ, 2005. – 264 с.
6. Дмитриенко Т.М.Судебная (правовая) бухгалтерия: учебник. / Т.М. Дмитриенко, С.Г. Чаадаев. –М.: Проспект, 2006. – 338 с.
7. Дубоносов Е.С.Судебная бухгалтерия: учебное пособие в схемах. / Е.С. Дубоносов, А.А.Петрухин. – М.: Юриспруденция, 2006. – 410 с.
8. Лабынцев Н.Т.Аудит: теория и практика: учебное пособие / Н.Т. Лабынцев, О.В. Ковалева. – М.:ПРИОР, 2006. – 358 с.
9. Основыаудита: учебно-методическое пособие. / Под редакцией Я.В. Соколова. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2007. – 269 с.
10.Павлодский Е. Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы: учебник – 2-е изд., испр. и доп. / Е. Павлодский,С.С. Остроумов, С.П. Фортинский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 280 с.
11.Подольский В.И. Аудит: учебник для вузов. / В.И.Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 583 с.
12.Судебная бухгалтерия: учебник. / Под редакцией С.П.Голубятникова. – М.: Юридическая литература, 2006. – 368 с.
13.Шеремет А.Д. Аудит: учебник. / А.Д.Шеремет, В.П. Суйц. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 366 с.