План курсовой работы
Введение
1. Цель аудиторской проверки ОС
2. Нормативные документы, устанавливающие порядок учета ОС
3. Источники аудиторскойинформации. Этапы проверки
4. Анализ учета поступления и выбытия объектов ОС
5. Проверка постановки аналитического учета ОС
6. Аудит достоверности расчета сумм амортизации по основнымсредствам с примерами
7. Метод начисления амортизации и порядок расчета ее сумм
8. Проверка объектов амортизируемых ОС
9. Срок полезного использования объектов ОС для целей бухгалтерского учета и налогообложения
10. Определение дат начала и прекращения начисленияамортизации
11. Выявление аудитором ошибок при налогообложении основныхсредств
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Становление рыночных отношений вРоссии внесло существенные изменения в деятельность хозяйствующих субъектов,которые получили широкую самостоятельность, связанную с определениемнаправлений деятельности и выбором партнеров при полной ответственности зарезультаты своей деятельности.
Условие перехода к рыночнойэкономике побуждают трудовые коллективы к постоянному поиску резервов повышенияэффективности использования всех материально-вещественных факторовпроизводства, в том числе и основных средств. Выявить и практическииспользовать эти резервы можно с помощью тщательного экономического анализа.
Формирование новых коммерческихструктур, базирующихся на частной собственности, усилило эту тенденцию. Приватизациягосударственных предприятий и преобразование их в открытые, закрытыеакционерные общества привели к тому, что большая часть производственно — хозяйственныхсубъектов полностью перешла на предпринимательский режим работы. В этихусловиях основной формой взаимодействия государства и субъектов хозяйствованиястановятся косвенные методы регулирования, в частности налогообложенияхозяйственных оборотов и прибыли. Государство, определяя основные правилахозяйствования, предоставляет предприятиям полную свободу действий, апредприятия, принимая эту свободу, одновременно несут полную ответственность засвою деятельность, то есть развиваются за счет собственных источников и саминесут коммерческие риски.
Это определяет особую значимостьконтроля как важнейшей функции управления в условиях коммерциализации.
Важнейшей составной частьюэкономического потенциала страны богатство. Национальное является национальноебогатство — это совокупность материальных ресурсов, накопленных продуктовпрошлого труда и учетных и вовлеченных в экономический оборот природныхбогатств, которыми общество располагает на определенный момент времени.
Одним из важнейших компонентовнационального богатства являются основные средства. В действующей практикеучета к основным средствам относят предметы и объекты материально — вещественногосодержания, срок полезного использования которых составляет свыше двенадцатимесяцев или они потребляются в операционном цикле, превышающем двенадцатьмесяцев. Эти объекты должны использоваться в производстве продукции, привыполнении работ и оказании услуг либо для управленческих нужд организации иобладать способностью приносить ей экономические выгоды в будущем.
Основные средства формируютосновную составляющую материально-технической базы организаций и играют важнуюроль в осуществлении ведущих направлений их деятельности. С развитием рыночныхотношений в учете основных средств произошли существенные изменения. Этиизменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации ихстоимости; учета долгосрочных инвестиций; учета операций, связанных с лизингом иарендой имущества; переоценки стоимости основных средств; учета ифинансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочегосписания основных фондов. Аудиторская проверка, следовательно, должнапроводиться по указанным направлениям.
Таким образом, конкретная цельаудита основных средств — проверка правильности формирования состава, полноты иреальности учета основных средств и достоверности амортизации их стоимости.
1. Цель аудиторской проверки ОС
Аудиторская проверка основныхсредств является частью общего аудита организации — клиента. Ее целью являетсяформирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделуосновных средств и установление соответствия применяемой в организации методикиучета и налогообложения операций с основными средствами действующим вРоссийской Федерации нормативным документам.
В ходе аудита основных средствпроверяют:
1) обеспечение контроля заналичием и сохранностью основных средств (правильность отнесения объектов к основнымсредствам; правильность классификации основных средств; правильность оценки ипереоценки основных средств; вопросы организации аналитического учета иматериальной ответственности за основные средства; инвентаризация основныхсредств; соответствие данных отчетности, синтетического и аналитического учета);
2) документальное оформление иотражение в учете операций поступления и выбытия основных средств (использованиеунифицированных форм первичной учетной документации; отражение операцийпоступления и выбытия основных средств в регистрах синтетического учета);
3) начисление и отражение вучете амортизации основных средств (правильность установления срока полезногоиспользования; правомерность и обоснованность используемых способов начисленияамортизации; правомерность применения ускоренной амортизации; правильностьрасчетов амортизационных отчислений; правильность отражения амортизационныхотчислений в учете);
4) отражение в учетевосстановления основных средств — ремонта, модернизации и реконструкции (документальноеоформление операций; способы проведения ремонта; правомерность отнесения затратпо ремонту на себестоимость; отражение операций по реконструкции и модернизациив учете).2. Нормативные документы, устанавливающие порядокучета ОС
Наряду с международнымистандартами в каждой стране существуют национальные стандарты аудита. Они могутбыть определены законом, нормативными актами или уполномоченным органом даннойстраны. Их применение является обязательным при проведении аудита финансовойотчетности или предоставлении сопутствующих аудиту услуг. Помимо обязательных кприменению стандартов уполномоченный орган или профессиональные аудиторскиеорганизации страны могут разрабатывать и принимать на местном уровне положенияпо национальной практике аудита, рекомендуемые к применению аудиторами припроведении аудита. При проведении аудиторской проверки Ос аудитор долженруководствоваться следующими документами:
1. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта,11 ноября, 23 декабря 2003 г);
2. Налоговый кодекс РоссийскойФедерации — часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января,5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г.,5 апреля 2004 г)
3. Федеральный закон «Обаудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ
4. Федеральный закон «О бухгалтерскомучете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г);
5. Положение по бухгалтерскомуучету «Учет основных средств». ПБУ 6/01: Утверждено приказом МинфинаРФ от 30 марта 2001 г. № 26н
6. Методические указания побухгалтерскому учету основных средств: Утв. приказом Минфина РФ от 13 октября2003 г. № 91н
7. Методические указания поинвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина РФ от13 июня 1995 г. № 49)
8. План счетов бухгалтерскогоучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по егоприменению: Утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (с изм. и доп.от 7 мая 2003 г)
9. Письмо Госкомстата РФ «Обучете основных фондов» от 6 марта 2003 г. № МС-10-23/869
10. Письмо Минфина РФ «Обособенностях рассмотрения условий для целей принятия активов к бухгалтерскомуучету в качестве основных средств» от 4 февраля 2002 г. N 16-00-14/30
11. Письмо Минфина РФ «Осписании объектов основных средств стоимостью до 10000 рублей за единицу» от18 октября 2002 г. № 16-00-14/403
12. Унифицированные формыпервичной учетной документации: Утв. постановлением Госкомстата РФ от 21 января2003 г. № 7
Аудит операций с основнымисредствами — важная часть аудиторской проверки финансово-хозяйственнойдеятельности хозяйствующего субъекта. При проверке производственных отчетовнадежность и достоверность аудита основных средств в решающей мере определяетдостоверность оценки имущественного состояния предприятия. Целью аудитаосновных средств является установление соответствия применяемой на предприятииметодики учета основных средств, отраженной в приказе руководителя «Учетнаяполитика», нормативным и законодательным актам, действующим на территорииРФ и регулирующим учет поступления, наличия и движения основных средств.
Аудит сохранности, учета ииспользования основных средств требует выяснения:
обеспечения контроля за наличиеми сохранностью основных средств;
правильности отнесения предметовк основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности ихарактеру участия в производственном процессе;
правильности оценки основныхсредств в учете;
правильности оформления иотражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
правильности начисления иотражения в учете износа и ремонтов основных средств;
правильности и эффективностииспользования основных средств;
правильности отражения данных оналичии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.
С учетом конкретных задач,поставленных в ходе проверки, аудитор проверяет:
меры по обеспечению сохранностиосновных средств на хозяйствующем субъекте; наличие приказа руководителяпредприятия о материально-ответственных лицах, отвечающих за сохранностьинвентарных объектов основных средств; наличие письменных договоров о полнойиндивидуальной материальной ответственности в соответствии с требованиямиПоложения о материальной ответственности рабочих и служащих;
соответствие должностейматериально-ответственных лиц Перечню должностей и работ, замещаемых ивыполняемых работниками, с которыми предприятием могут заключаться письменныедоговоры о полной индивидуальной материальной ответственности;
условия, созданные дляобеспечения сохранности материальных ценностей материально-ответственным лицам.Наличие специальных помещений для хранения, например наличие несгораемыхшкафов, сейфов и т.п.;
наличие пожарно-охраннойсигнализации в соответствующих помещениях;
организация и порядок вывозаматериальных ценностей с территории предприятия;
наличие приказа руководителя опостоянно действующей комиссии для проведения проверки сохранности материальныхценностей;
наличие актов инвентаризации ивыборочных проверок сохранности основных средств. В случае выявления фактовхищений, безответственности и халатности в ходе проводимых инвентаризаций ивыборочных проверок — наличие мер воздействия к виновным.
Если обновление основных средствпроисходит активно, то необходимо прежде всего проверить своевременность ихпостановки на учет и начала начисления амортизации, полноту оценки. Еслиосновные средства не обновляются, основное внимание уделяется аудиту операцийпо их ремонту и своевременному списанию, контролю за полнотой начисленияамортизации. Внутрихозяйственный риск существенно повышается в том случае, еслипроводилась переоценка основных средств, менялась их классификация илипринималась значительная масса основных средств в форме взноса в уставныйкапитал, безвозмездно и т.п.
В соответствии с Законом «Обаудиторской деятельности» аудитор имеет право проводить выборочную илисплошную проверку фактического наличия материальных ценностей, в ходе которой,как правило, проверяется также наличие инвентарных номеров на инвентарныеобъекты основных средств.
3. Источники аудиторской информации. Этапы проверки
Информационная база,используемая аудитором при проверке основных средств, включает:
основные нормативные документы,регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложенияосновных средств;
приказ об учетной политикеорганизации;
регистры синтетического ианалитического учета движения основных средств, используемые в организации;
первичные документы по отражениюопераций по основным средствам;
бухгалтерскую отчетность.
Аудитор должен ознакомиться сметодологией учета основных средств, изложенной в приказе об учетной политикеорганизации. В частности, необходимо знать:
лимит стоимости объектов для ихотнесения к основным средствам и средствам в обороте;
установленный перечень объектов,относимых к основным средствам независимо от стоимости;
способы начисления амортизациипо основным средствам;
Аудитор должен выяснить:
1. Имеется ли приказ о созданиикомиссии по списанию основных средств
2. Определены ли сроки проведенияинвентаризации основных средств в приказе
по учетной политике
3. Проведена инвентаризация в установленныесроки
4. Когда была проведенапоследняя инвентаризация основных средств
5. Отражены ли результаты инвентаризациив учете
6. Имеются ли приказы оназначении лиц, ответственных за сохранность основных
средств в местах эксплуатации
7. Заключены ли договоры ополной материальной ответственности с лицами,
ответственными за сохранностьосновных средств
8. Использует ли организацииунифицированные формы первичных документов
9. Разработан ли график документооборотапо учету основных средств
10. Контролирует ли главныйбухгалтер организацию учета средств
А так же особое вниманиеуделяется:
порядку отражения затрат наремонт основных средств;
предусмотрено ли проведениепереоценки основных средств на 1 января отчетного года;
сроки проведения инвентаризацииосновных средств;
перечень счетов и субсчетов,установленных рабочим планом счетов и используемых для отражения операций поучету основных средств.
Регистры синтетического ианалитического учета, используемые для отражения хозяйственных операций поучету основных средств и привлекаемые аудитором для проведения проверки,зависят от применяемых форм бухгалтерского учета. К ним относятся регистрысинтетического учета по счетам 01 «Основные средства», 02 «АмортизацияОС», 08 " Вложения во внеоборотные активы", 01.09 «Выбытиеосновных средств»; оборотные ведомости по счетам синтетического ианалитического учета.4. Анализ учета поступления и выбытия объектов ОС
Необходимо проверитьправильность оформления первичных документов, на основании которых вбухгалтерском учете отражались операции по приобретению объектов ОС. Всоответствии со ст.9 Закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются кучету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированныхформ первичной учетной документации (см. Постановление N 7).
В соответствии с п.18 ПБУ 6/01объекты ОС стоимостью не более 10 000 руб. за единицу (или согласно иномулимиту, установленному в учетной политике организации), а также приобретенныекниги, брошюры и т.п. разрешается списывать на затраты на производство (расходына продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целяхобеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации ворганизации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Следует проверить, оформляютсяли операции по списанию названных объектов первичными документами. Журналунифицированных форм первичной учетной документации по учету ОС не содержитспециальной формы для оформления операции списания на затраты при вводе вэксплуатацию ОС стоимостью до 10 000 руб. В таких ситуациях организация вправесамостоятельно разработать учетный документ для данной группы операций, которыйдолжен содержать все необходимые реквизиты.
Для оформления операций по вводув эксплуатацию объектов ОС в организации должна быть создана постояннодействующая комиссия.
На основании данныхбухгалтерского учета и первичных учетных документов проверяют своевременность зачисленияобъектов в состав ОС.
Если объекты ОС зачисляютсянесвоевременно, то в организации необходимо усилить контроль за своевременнымотражением в учете хозяйственных операций.
Далее производится проверкаформирования первоначальной стоимости объектов ОС.
ОС принимаются к бухгалтерскомуучету по первоначальной стоимости, которая формируется в соответствии с ПБУ6/01.
Согласно п.8 ПБУ 6/01первоначальной стоимостью ОС, приобретенных за плату, признается суммафактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, заисключением НДС и иных возмещаемых налогов. Не включаются в фактические затратына приобретение, сооружение или изготовление ОС общехозяйственные и иныеаналогичные расходы, кроме случаев, когда они связаны с приобретением,сооружением или изготовлением ОС.
Необходимо проверитьсоответствие методологии, закрепленной учетной политикой для целейбухгалтерского учета, требованиям ПБУ 6/01 и выяснить, на каком счетеотражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов.Затем осуществляется перекрестная сверка данных регистров синтетического учетапо счетам 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотныеактивы».
Далее проверяется правильностьначисления амортизации ОС для целей бухгалтерского учета.
Способ начисления амортизациизакрепляется в учетной политике организации. Применение избранного способаначисления амортизации по группе однородных объектов производится в течениевсего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Проверкаосновывается на данных регистров бухгалтерского учета по начислению амортизации.
Аудитор должен провести проверкупорядка оформления и отражения в бухгалтерском учете операций по выбытию ОС,которые согласно ПБУ 6/01 имеют место в случаях продажи, безвозмезднойпередачи, списания из-за морального и физического износа, ликвидации приавариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в видевклада в уставный (складочный) капитал других организаций.
В случае ликвидации ОС проверяютоформление первичных документов, устанавливают причины ликвидации, техническоесостояние списанных объектов. Для оформления непригодности объектов ОС,невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, атакже для оформления необходимой документации по списанию в организации должнабыть создана постоянно действующая комиссия.
Типичными ошибками, которыевыявляются в ходе проверки операций по объектам ОС, являются:
несвоевременное оприходованиеобъектов ОС;
неправильное исчисление первоначальнойстоимости поступивших объектов ОС;
некорректная корреспонденциясчетов при отражении операций по выбытию (списании, реализации по цене нижеостаточной стоимости и др.);
неоприходование материальныхресурсов, остающихся при ликвидации объектов.5. Проверка постановки аналитического учета ОС
При проведении аудиторскойпроверки учета основных средств прежде всего необходимо проверить, как ведетсяаналитический учет основных средств.
Такой учет организуется поотдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весьпериод его эксплуатации. По каждому объекту учет ведется в инвентарныхкарточках или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки иликниги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений иналичие всех справочных данных. Следует проверить: нет ли объектов основныхсредств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановитьна такие средства инвентарные карточки.
Отдельно следует проверить состояниеучета основных средств в местах их размещения (в эксплуатации, на складе, времонте и т.д.). Для этого аудиторы должны также установить правильностьведения инвентарного списка основных средств (типовая форма № ОС-13), соответствиеданных аналитического учета записям на счете 01 “Основные средства", регулярностьвзаимной сверки данных бухгалтерского учета.
Основными источниками информацииоб основных средствах служат первичные документа: акты приема-передачи вэксплуатацию основных средств, накладные на внутренне перемещение и др. Проверкаправильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной. Важныммоментом в организации аналитического учета является качественное исвоевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет, как былапроведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как ониисправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет,то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественнопровести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск, Синтетический учетдвижения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, Необходимопо эти регистрам сверить данные с Главной книгой, балансом (ф. № 1),приложением (ф.5)
При расхождении между даннымианалитического и синтетического учета нужно выяснить их причины и виновных вэтом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранениювыявленных недостатков.
Особенно тщательно надопроверить полноту и своевременность проведении инвентаризации основных средств,а также инвентаризационные описи и приложенные к ним протоколы заседанияинвентаризационных комиссий, сличительные ведомости, ведомости результатовпоследней инвентаризации, решения руководства организации по итогам ее проведенияи правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Такаяпроверка аудитору крайне необходима для того, чтобы убедиться, насколько можнодоверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риски, соответственно, аудиторские процедуры.
В ходе проверки рекомендуетсяпроведение контрольной инвентаризации или, хотя бы, осмотра отдельных объектовосновных средств (в местах их постоянного или временного хранения), особенноарендуемых основных средств, так как на практике часто используют фиктивные договорыдля начисления арендной платы с целью увеличения себестоимости продукции иприсвоения средств.6. Аудит достоверности расчета сумм амортизации поосновным средствам с примерами
Для более точного и достоверногоопределения себестоимости продукции, а также финансовых результатов организациинеобходимо регулярно осуществлять контроль за правильностью начисления и учетаамортизационных отчислений. Этот контроль должен проводиться со стороны каквнешних, так и внутренних аудиторов. Кроме того, соответствующие операцииконтролируются главным бухгалтером и ответственными за данный участок работылицами финансовой службы.
Я хочу осветить в своей работеособенности аудиторской проверки вопросов, связанных с расчетом амортизационныхотчислений.
Порядок начисления и учетаамортизационных отчислений по основным средствам (далее — ОС) регулируютследующие нормативные документы:
НК РФ (гл.25, ст. ст.256 — 259; 322,323);
Методические рекомендации поприменению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второйНалогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом МНС России от 20.12.2002N БГ-3-02/729, в редакции Приказа МНС России от 27.10.2003 N ВГ-3-02/569 сизменениями, внесенными Решением ВАС РФ от 14.08.2003 N 8551/03 (далее — Методическиерекомендации);
Положение по бухгалтерскомуучету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом МинфинаРоссии от 30.03.2001 N 26н;
Положение по бухгалтерскомуучету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденноеПриказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н;
Методические указания побухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания);
Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств,включаемых в амортизационные группы» (в ред. Постановлений ПравительстваРоссийской Федерации от 09.07.2003 N 415, от 08.08.2003 N 476);
Единые нормы амортизационныхотчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР,утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22.10 1990 N 1072;
Указания по отражению вбухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договорадоверительного управления имуществом, утвержденные Приказом Минфина России от28.11.2001 N 97н;
Письмо Минэкономики России от 17.01.2000N МВ-32/6-51 «О применении механизма ускоренной амортизации наперсональные компьютеры»;
Письмо Минфина России от 29.08.2002N 04-05-06/34.
К документам, подлежащимпроверке, относятся приказы «Об учетной политике для целей бухгалтерскогоучета», «Об учетной политике для целей налогового учета», «Обустановлении сроков полезного использования основных средств»; отчет опереоценке основных средств, если переоценка проводилась; договорыкупли-продажи ОС; на ремонт, реконструкцию и модернизацию ОС; аренды; лизинга; актыо приеме-передаче объектов основных средств (кроме зданий, сооружений); приеме-передачездания (сооружения); о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных,модернизированных объектов ОС; о списании объектов ОС (кроме автотранспортныхсредств); о списании автотранспортных средств; накладные на получение ОС приоплате денежными средствами; инвентарные карточки учета объектов ОС; описьинвентарных карточек учета ОС; инвентарная книга учета объектов ОС; инвентарныесписки ОС по месту их нахождения в эксплуатации; инвентарная книга учетаобъектов ОС стоимостью не более 10 тыс. руб.; инвентарная книга учета объектовОС, переданных в аренду, переведенных на консервацию; инвентарная книгамодернизируемых и реконструируемых ОС; инвентарная книга или перечень основныхсредств, подлежащих налоговому учету; главная книга или оборотно-сальдовыйбаланс; журналы-ордера N 13 (по кредиту счетов 01, 02) и N 10 (по кредиту счета02); ведомость аналитического учета ОС; разработочные таблицы (ведомости)«Расчетамортизации ОС»; регистр информации об объекте ОС; регистр-расчетамортизации ОС; налоговая декларация по налогу на прибыль организаций.
На подготовительном этапесоставляются план и программа проверки. В план включаются следующие вопросы:
наличие учетной политики дляцелей бухгалтерского и налогового учета;
отражение в учетной политикеметодов начисления амортизационных отчислений по ОС, а также предела стоимостипредметов для их принятия к бухгалтерскому учету в составе средств в обороте;
соблюдение в проверяемом периодеустановленного в учетной политике метода начисления амортизационных отчислений,а также порядка расчета сумм амортизации;
все ли объекты приняты в расчетдля начисления амортизационных отчислений;
не принимались ли в расчет дляначисления амортизации в целях бухгалтерского учета объекты ОС, указанные в п. п.17,18, 23 ПБУ 6/01;
не принимались ли в расчет дляначисления амортизации в целях налогообложения объекты ОС, приведенные в п. п.2,3 ст.256 НК РФ, а также в пп.6, 7, 14, 19, 22 и 23 п.1 ст.251 НК РФ и пп.3 п.1ст.254 НК РФ;
определение срока полезногоиспользования объектов ОС для целей бухгалтерского учета и налогообложения;
установление дат начала ипрекращения амортизационных отчислений;
начисление амортизационныхотчислений в целях бухгалтерского учета по ОС первоначальной стоимостью до 10000 руб., приобретенным до 1 января 2002 г., а также отражение остаточнойстоимости данных средств в налоговом учете и корректировка налогооблагаемойбазы в соответствии с п.4 ПБУ 18/02;
начисление амортизационныхотчислений по объектам ОС первоначальной стоимостью свыше 10 000 руб.,приобретенных после 1 января 2002 г., для целей бухгалтерского учета иналогообложения;
начисление амортизационныхотчислений по объектам недвижимости, права собственности на которые требуютгосударственной регистрации;
начисление амортизационныхотчислений по объектам ОС, сданных в аренду;
начисление амортизациилизингового имущества;
применение поправочныхкоэффициентов к нормам амортизации (повышение норм амортизации, снижение нормамортизации);
налоговый учет амортизационныхотчислений;
отражение сумм начисленныхамортизационных отчислений на счетах бухгалтерского учета.
Кроме того, аудитор долженознакомиться с имеющимися в организации первичными документами и регистрамибухгалтерского и налогового учета начисления амортизационных отчислений по ОС иотметить в аудиторском отчете соответствие представленных для проверкипервичных документов и регистров нормативным документам по бухгалтерскому иналоговому учету.
Ознакомившись с материаламипроверок правильности начисления амортизационных отчислений, проведенныхвнутренними аудиторами и другими ответственными лицами организации, аудиторуследует отметить в аудиторском отчете наличие или отсутствие необходимогоконтроля со стороны ответственных лиц организаций и внутренних аудиторов задостоверностью начисления и учета амортизационных отчислений по ОС.
В соответствии с Федеральнымзаконом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 1/98предусмотрено принятие учетной политики организации и ведение рабочего планасчетов.
Наличие или отсутствие учетнойполитики в отчетном периоде необходимо отметить в отчете аудитора.
В соответствии с п.12 ПБУ 1/98 кспособам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетнойполитики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности,относятся способы амортизации ОС. Поэтому при анализе учетной политикинеобходимо установить, отражен ли метод (способ) начисления амортизации по ОС вотчетном периоде, а также предел стоимости предметов для их принятия кбухгалтерскому учету в составе средств в обороте. Кроме того, необходимоубедиться в правильности выбора учетной политики и использования того или иногоспособа амортизации по отношению к конкретным видам и группам объектов ОС.
7. Метод начисления амортизации и порядок расчетаее сумм
Исходя из учетной политикиорганизации следует проверить соблюдение в проверяемом периоде установленногометода начисления амортизации. При этом записи в учетной политике для целейбухгалтерского учета сверяются с записями о способе начисления амортизации вактах о приеме-передаче объектов ОС унифицированных форм N N ОС-1; ОС-1а; ОС-1б,а записи в учетной политике для целей налогообложения — с записями о способеначисления амортизации в регистрах налогового учета (регистре информации обобъекте основных средств, регистре расчета амортизации ОС). Кроме того, приналичии приказов, утверждающих способ начисления амортизации, данные приказыследует сверить с записями в учетной политике.
Необходимо также проверитьвыполнение основного правила начисления амортизации: осуществляется ли выборспособа начисления амортизации единожды при вводе ОС в эксплуатацию всоответствии с действующими в этот период правилами, имея в виду, что впоследующие периоды эксплуатации объекта ОС способ начисления амортизации поданному объекту пересмотру не подлежит.
Согласно п.18 ПБУ 6/01начисление амортизации объектов ОС в бухгалтерском учете производится одним изследующих способов:
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости посумме чисел лет срока полезного использования;
способ списания стоимостипропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способовначисления амортизации по группе однородных объектов ОС производится в течениевсего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
Линейный способ. Амортизация пообъекту начисляется равномерно в течение всего срока его эксплуатации. Годоваянорма амортизации определяется исходя из срока полезного использования объектаОС (100% делится на срок полезного использования в годах). Годовая суммаамортизации исчисляется исходя из первоначальной или текущей (восстановительной)стоимости (в случае переоценки) объекта ОС и годовой нормы амортизации.
Способ уменьшаемого остатка. Годоваянорма амортизации определяется так же, как и при линейном способе, ноисчисление сумм амортизации производится исходя не из первоначальной, а изостаточной стоимости объекта ОС на начало каждого отчетного года. В связи сэтим организация ежегодно должна заново исчислять годовую сумму амортизации,которая из года в год будет постепенно уменьшаться.
Способ списания стоимости посумме чисел лет срока полезного использования. Годовая сумма амортизационныхотчислений исчисляется исходя из первоначальной или текущей (восстановительной)стоимости (в случае переоценки) объекта ОС и отношения, в числителе которого — количестволет, оставшихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чиселлет срока полезного использования объекта.
Способ списания пропорциональнообъему продукции (работ). Начисление амортизационных отчислений производитсяисходя из натурального показателя объема продукции (работ, услуг) в отчетномпериоде и отношения между первоначальной стоимостью объекта ОС и предполагаемымобъемом выпуска продукции (работ, услуг) за весь срок полезного использованияэтого объекта.
Для целей налогового учетаначисление амортизации в соответствии с п.1 ст.259 НК РФ должно производитьсялинейным или нелинейным методом.
Линейный метод. Сумманачисленной за месяц амортизации определяется как произведение первоначальнойстоимости объекта ОС и нормы амортизации, установленной для данного объектаисходя из срока его полезного использования, по формуле:
К = (1/n) х 100%,
где К — норма амортизации впроцентах к первоначальной стоимости;
N — срок полезного использованияобъекта в месяцах.
Норма амортизационных отчисленийустанавливается организацией исходя из срока полезного использования объекта ОСв соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационныегруппы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002N 1 (далее — Классификация основных средств).
Нелинейный метод. Месячная нормаамортизации для объектов ОС исчисляется по формуле:
К = (2/n) х 100%,
где К — норма амортизации впроцентах к остаточной стоимости;
N — срок полезного использованияобъекта в месяцах.
Сумма ежемесячныхамортизационных отчислений определяется следующим образом: (первоначальнаястоимость объекта ОС — общая сумма начисленной амортизации) х норма амортизации.Амортизация на ОС начисляется до тех пор, пока его остаточная стоимость недостигнет 20% первоначальной стоимости. После этого остаточная стоимостьобъекта ОС фиксируется, и амортизация по нему начисляется линейным методом. Суммаежемесячных амортизационных отчислений в дальнейшем определяется путем деленияего базовой (остаточной) стоимости на количество месяцев, оставшихся доокончания срока эксплуатации объекта.
Исходя из изложенного припроверке достоверности расчета сумм амортизации необходимо, хотя бы выборочнымметодом как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета,проверить правильность арифметических расчетов начисленных сумм амортизационныхотчислений.8. Проверка объектов амортизируемых ОС
При аудите следует проверить:
все ли объекты ОС приняты врасчет для начисления амортизации;
нет ли случаев начисленияамортизации по объектам, не находящимся в организации на праве собственности,хозяйственного ведения или оперативного управления;
не принимались ли в расчет дляначисления амортизации в целях бухгалтерского учета объекты ОС, указанные в п. п.17,18, 23 ПБУ 6/01;
не принимались ли в расчет дляначисления амортизации в целях налогообложения объекты ОС, приведенные в п. п.2,3 ст.256 НК РФ, а также в пп.6, 7, 14, 19, 22 и 23 п.1 ст.251 НК РФ;
не принимались ли в расчет дляначисления амортизации в целях бухгалтерского учета и налогообложения ОСпервоначальной стоимостью до 10 000 руб., приобретенные после 1 января 2002 г.;
не принимались ли в расчет дляначисления амортизации в целях бухгалтерского и налогового учета объекты ОС,которые уже имели 100% -ный износ.
При проверке вопроса, все лиобъекты приняты в расчет для начисления амортизации, записи актов оприеме-передаче объектов ОС (формы N N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б) сверяются с записямив инвентарных карточках учета объектов (формы N N ОС-6, ОС-6а, в малыхпредприятиях — ОС-6б), а записи инвентарных карточек — с записями ведомостирасчета амортизации ОС. При большом количестве ОС указанную сверку можнопровести выборочным методом. Затем балансовая стоимость ОС по ведомостисравнивается с данными главной книги по счету 01 «Основные средства»,уменьшив от этой стоимости стоимость ОС, по которым амортизация не начисляется.
При проверке вопроса, непринимались ли в расчет для начисления амортизации в целях бухгалтерского иналогового учета объекты, которые уже имели 100% -ный износ, первоначальнаястоимость объекта сверяется с суммой начисленной амортизации, если ихпереоценка не проводилась. Если их переоценка проводилась, то следует учесть еесумму.
9. Срок полезного использования объектов ОС дляцелей бухгалтерского учета и налогообложения
Для начисления амортизацииорганизация должна определить срок полезного использования объекта ОС, которыйустанавливается:
в бухгалтерском учете — припринятии объекта к бухгалтерскому учету;
в налоговом учете — при принятииобъекта к налоговому учету.
В соответствии с п.20 ПБУ 6/01срок полезного использования объектов ОС в бухгалтерском учете определяетсяорганизациями самостоятельно.
В случаях улучшения (повышения) первоначальнопринятых нормативных показателей функционирования объекта ОС в результатереконструкции или модернизации организацией срок полезного использования поэтому объекту пересматривается. В других случаях срок полезного использованияизменению не подлежит. Однако следует иметь в виду, что увеличение срокаполезного использования объекта после модернизации или реконструкции являетсяправом, а не обязанностью организации.
В налоговом учете срокомполезного использования в соответствии с п.1 ст.258 НК РФ признается период, втечение которого объект ОС служит для выполнения целей деятельностиналогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщикомсамостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемогоимущества в пределах сроков, установленных Классификацией основных средств.
Налогоплательщик вправеувеличить срок полезного использования объекта ОС после даты ввода его вэксплуатацию, если после реконструкции, модернизации или техническогоперевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезногоиспользования. Увеличение срока может быть осуществлено в пределах сроков,установленных для той амортизационной группы, в которую ранее был включен этотобъект. Если в результате реконструкции, модернизации или техническогоперевооружения объекта не произошло увеличения срока его полезногоиспользования, то налогоплательщик при исчислении амортизации учитываетоставшийся срок полезного использования. Поэтому, проверяя правильностьопределения срока полезного использования для целей налогообложения, необходимоустановить, верно ли организация отнесла тот или иной объект в соответствии сКлассификацией основных средств; правильно ли установила срок полезногоиспользования; закрепила ли она этот срок приказом или отразила его в регистреинформации об объекте. Кроме того, необходимо проверить, не было ли случаевсамостоятельного установления сроков полезного использования по объектам, непоименованных ни в одной из амортизационных групп, предусмотренныхКлассификацией основных средств.
Учитывая нормы п.12 ст.259 НКРФ, при наличии случаев начисления амортизации по объектам ОС, бывших вэксплуатации, следует проверить, уменьшался ли по данным объектам срокполезного использования на количество месяцев их эксплуатации предыдущимисобственниками.
Если срок фактическогоиспользования данного объекта у предыдущего собственника окажется равным илипревышающим срок его полезного использования, определяемый Классификациейосновных средств, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить срокполезного использования этого объекта с учетом требований техники безопасностии других факторов.
При проверке правильностиначисления амортизации по реконструированным или модернизированным ОС следуетустановить, был ли увеличен срок полезного использования данных объектов. Еслисрок увеличивался, то выясняется, не превышал ли он сроки, установленные длятой амортизационной группы, в которую включен объект. Отметим, что по ОС,законсервированным на срок более трех месяцев, амортизация в соответствии с п.3ст.256 НК РФ не начисляется. После расконсервации объектов амортизация по нимначисляется в прежнем порядке, а срок использования должен быть увеличен напериод консервации.
При проверках используютсяприказы (распоряжения) руководителя по консервации, а также документация помодернизации и реконструкции объектов ОС, приказы по объектам, переданным вбезвозмездное пользование. В соответствии с п.3 ст.256 НК РФ из составаамортизируемого имущества исключаются ОС, находящиеся по решению руководстваорганизации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12месяцев, а также переданные (полученные) по договорам в безвозмездноепользование.
По суммам начисленной вбухгалтерском учете амортизации по объектам ОС, переданным в безвозмездноепользование, списанной на счет учета прочих доходов и расходов, формируютсяпостоянные разницы.
10. Определение дат начала и прекращения начисленияамортизации
Согласно п.21 ПБУ 6/01начисление амортизации по объекту ОС начинается с первого числа месяца,следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, ипроизводится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания объектас бухгалтерского учета, а согласно п.22 ПБУ 6/01 начисление амортизации пообъекту ОС прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полногопогашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерскогоучета. Поэтому при проверке данного вопроса для целей бухгалтерского учетанеобходимо сверить даты принятия объекта к бухгалтерскому учету, а при списании- даты списания с бухгалтерского учета, отраженные в инвентарных карточкахучета объектов ОС, с ведомостью «Расчет амортизации основных средств».
Для целей налогообложения всоответствии с п.2 ст.259 НК РФ начисление амортизации по объектуамортизируемого имущества начинается с первого числа месяца, следующего замесяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, и прекращается спервого числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списаниестоимости такого объекта либо когда данный объект выбыл из составаамортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.
При проверке правильностиопределения даты начала начисления амортизации для целей налогообложения вслучае ведения организацией регистров налогового учета следует в регистреинформации об объекте ОС сверить дату определения направления использованияосновного средства (дату введения объекта в эксплуатацию) с датой начала начисленияамортизации, а при проверке даты прекращения начисления амортизации — датуснятия объекта с учета сверить с датой окончания прекращения начисленияамортизации, имея в виду, что, если, например, объект снят с учета в связи сего продажей 15 сентября 2004 г., дата окончания прекращения начисленияамортизации должна быть отражена первым октября 2004 г., т.е. амортизация засентябрь по указанному объекту должна быть начислена полностью.11. Выявление аудитором ошибок при налогообложенииосновных средств
Очень часто в ходе аудиторскихпроверок выявляются факты нарушения организациями правил заполненияобязательных реквизитов используемых унифицированных форм учета объектовосновных средств, не оформляются инвентарные карточки, акты ввода основныхсредств в эксплуатацию.
Отсутствие или неправильноезаполнение первичных документов может привести к спорам с налоговыми органами врезультате налоговой проверки как по вопросу правильности исчисления и уплатыналога на прибыль организаций (расходы документально не подтверждены), так и повопросу исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
Согласно ст.252 НК РФ расходамипризнаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Под документальноподтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,оформленными в соответствии с законодательством РФ.
После введения системы учета НДСпо моменту начисления налоговые органы стали уделять пристальное вниманиеоформлению первичных документов.
Неправильное оформлениепервичных документов приравнивают к их отсутствию и, как следствие,налогоплательщику отказывают в вычетах по НДС.
По данному вопросу существуетарбитражная практика и не всегда в пользу налогоплательщика.
Ошибки при налогообложенииприбыли организаций, имеющих обособленные подразделения.
Очень часто встречаетсяситуация, когда организация имеет в своем составе обособленные подразделения вдругих регионах, но не платит налог на прибыль в соответствующий бюджет. Например,организация находится в Москве, а в Московской области арендует склад, накотором в течение длительного периода работают местные жители.
В соответствии со ст.83 НК РФорганизация обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахожденияобособленного подразделения, если она не состоит на учете в налоговом органе поместу нахождения этого обособленного подразделения.
Если в составе организацииимеется обособленное подразделение, то по итогам каждого отчетного (налогового)периода в соответствии со ст.288 НК РФ организация обязана:
1) уплачивать авансовые платежии налог на прибыль:
в федеральный бюджет — по местунахождения головного офиса;
в бюджет субъекта РФ — по местунахождения головного офиса и каждого обособленного подразделения;
2) представлять декларацию поналогу на прибыль в налоговые органы по месту нахождения головного офиса икаждого обособленного подразделения.
Неиспользование субсчетоввторого порядка к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Типичной ошибкой являетсянекорректное формирование в бухгалтерском учете взаимосвязи показателя,отражающего прибыль (убыток), исчисленного по правилам бухгалтерского учета, иналоговой базы по налогу на прибыль.
Следствием этого становитсянеправильное формирование суммы текущего налога на прибыль.
Вступление в силу ПБУ 18/02«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» вызвалонеобходимость открытия к субсчету «Налог на прибыль» счета 68 «Расчетыпо налогам и сборам» следующих субсчетов второго порядка:
«Формирование налога наприбыль»;
«Расчеты с бюджетом поналогу на прибыль» (который имеет также аналитические признаки «Расчетыс федеральным бюджетом», «Расчеты с региональным бюджетом» и«Расчеты с местным бюджетом»).
К концу года на субсчете «Формированиеналога на прибыль» счета 68 в случае формирования кредитового сальдоотражается сумма текущего налога на прибыль за налоговый период, а в случаедебетового сальдо — сумма текущего налогового убытка.
На субсчете «Расчеты сбюджетом по налогу на прибыль» в течение отчетного года отражаютсяисключительно бухгалтерские записи по перечислению авансовых платежей по налогуна прибыль в бюджет.
Отражение текущего налоговогоубытка как отложенных налоговых активов.
Достаточно распространеннойошибкой является отказ от отражения в учете текущего налогового убытка.
В основном это происходит тогда,когда бухгалтер выявляет налоговый убыток в регистрах налогового учета.
Получив в налоговой декларациипо налогу на прибыль отрицательное число, счетные работники не только неоформляют бухгалтерскую запись по начислению условного налогового дохода, но исторнируют бухгалтерские записи по отражению в учете отложенных налоговыхактивов и обязательств.
Таким образом, бухгалтерыдобиваются, чтобы чистая прибыль (убыток) совпадала (совпадал) с прибылью (убытком)до налогообложения, отражаемой по строке 140 отчета о прибылях и убытках (формаN 2).
Данный подход неправилен. Убытокотчетного периода, перенесенный на будущее для целей налогообложения, являетсяотложенным налоговым активом.
Бухгалтер обязан произвести всебухгалтерские записи, предусмотренные ПБУ 18/02, и отразить убыток вбухгалтерском учете по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» вкорреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Списание отложенного налоговогоактива в части текущего налогового убытка.
Данная ошибка напрямую связана сотказом от отражения в учете текущего налогового убытка.
Организация, получившая текущийналоговый убыток, некорректно отражает его в учете.
В следующем году, получивприбыль, такая организация сталкивается с проблемой уменьшения ее на суммуубытка предыдущего года.
Для отражения этих расчетовпредназначено Приложение N 4 «Расчет суммы убытка или части убытка,уменьшающего налоговую базу» к листу 02 декларации по налогу на прибыль.
Приложение N 4 к листу 02является специальным, то есть включается в состав декларации и представляется вналоговый орган только тогда, когда налогоплательщик имеет расходы, подлежащиеотражению в данном Приложении.
Представлять указанный документнужно не каждый отчетный период, а только за I квартал и за налоговый период.
Тем не менее многие бухгалтеры,даже если их организация не имеет налоговых убытков, всякий раз представляютПриложение N 4 вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль.
Еще одной распространеннойошибкой является неправильный расчет суммы налоговой базы за отчетный (налоговый)период, в частности невключение в нее суммы «неиспользованной» прибылиот операций с ценными бумагами.
Таким образом, происходитзанижение суммы убытка, уменьшающего налоговую базу за отчетный (налоговый) период.
7. Использование счета 99 «Прибылии убытки» для списания отложенных налоговых активов и отложенных налоговыхобязательств.
Согласно Инструкции к Планусчетов бухгалтерского учета возможной корреспонденцией счетов 09 «Отложенныеналоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства» являетсякорреспонденция со счетом 99 «Прибыли и убытки».
На практике бухгалтера применяютданную корреспонденцию при досрочном списании отложенных налоговых активов илиобязательств, например при выбытии основных средств, не полностьюсамортизированных в бухгалтерском или налоговом учете.
Однако в этом случае следуетиспользовать корреспонденцию не со счетом 99 «Прибыли и убытки», а сосчетом 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Формированиеналога на прибыль».
Заключение
В своей курсовой работе япопыталась осветить вопрос того, что основные средства в настоящих условияхстановятся для многих организаций весьма существенным объектом аудита. Основныесредства являются одним из важнейших факторов любого производства.
Проблема повышения эффективностииспользования основных средств производственных мощностей предприятий занимаетцентральное место в период перехода России к рыночным отношениям. От решенияэтой проблемы зависит место предприятия в производстве, его финансовоесостояние, конкурентоспособность на рынке.
С основными средствами какобъектом учета связаны многие проблемы современной российской экономики: недостаточнаяконкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральнымизносом оборудования, незагрузка производственных мощностей, необоснованноедробление имущественных комплексов, низкие фондоотдача и инвестиционнаяактивность, недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузкапри избыточном имуществе. Усиливается влияние учета основных средств, как нафинансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемойими отчетности
Устранение ошибок, своевременновыявленных аудитором эффективно повлияет на конечные результаты хозяйственнойдеятельности предприятия.
Список используемой литературы
1. Алборов А.Р. «Аудит в организациях промышленности, торговлии АПК» М.: «Дело и сервис» 2003 г.
2. Астахов В.П. «Бухгалтерский учет и налогообложение основныхсредств» Ростов — на — Дону Издательский центр «МарТ» 2002 г.
3. Терехов А.А. «Аудит» М.: «Финансы и статистика»,2003 г.
4. Алексеев А.В., Парфенова Л. К/ «Эко „№12 1998 г.“Реформа российской системы бухгалтерского учета и аудита».
5. Положение ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
6. Трудовой кодекс Российской Федерации: утвержденный ВС РСФСР 09.12.1997в редакции от 10.07.2004. — СП-б, 2004
7. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996г.129-ФЗ.
8. Налоговый Кодекс Российской Федерации: ч.2. принят ГД ФС 19.07.2003,№ 117-ФЗ
9. О первичных учетных документах: Постановление правительства РФ от8.07.97 №835
10. Козлова Е.П., Бабиченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет вмалом предпринимательстве: Практикум бухгалтера. — М.: Финансы и статистика, 2003. -208с.
11. Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет: Учеб. пособие: в 2 ч., ч.2.-М.: ФБК-Пресс, 2002. — 352с.
12. Н.П. Кондраков «бухгалтерский учёт», Москва, изд. ИНФРА-М,2004 г.
13. Щадилова С.Н. «Основы бухгалтерского учёта», Москва, изд.«Дело и Сервис», 1998
14. Кубатай Г.Е. Смолянин А.Г. «Отражение амортизации основныхсредств в бухгалтерском учёте», Москва, изд. ОЛМА-пресс, 2002 г.
15. Балдина С.В. “Актуальные вопросы учета основных средств" — Главбух, № 11, июнь, 2002. с.10-17