Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудиторская проверка кредитных операций

КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине«Аудит и бухгалтерский учет»
по теме:«Аудиторская проверка кредитных операций»

Содержание
 
Введение
1. Планирование аудиторской проверки кредитных операций
2. Источники и методы получения доказательств при проведении проверок кредитных операций
3. Аудиторские процедуры для выявления нарушений припроведении проверок кредитных операций и основные выводыаудитора
Заключение
Список литературы

Введение
 
Внастоящее время у многих предприятий и организаций возникает потребность взаемных средствах. Собственными средствами не всегда возможно реализоватьзадуманное, и тогда предприятие вынуждено обращаться за помощью к различногорода кредиторам: банкам, кредитным организациям, частным лицам, предприятиям сустойчивым финансовым положением, имеющим свободные денежные средства. Получениекредита или займа – очень важный и ответственный шаг для предприятия. Важностьполучения кредита (займа) заключается в том, что при разумном его использованиипредприятие получает возможность дальнейшего развития, увеличения объемов продажпродукции (работ, услуг), а ответственность заключается в появлении новыхобязательств, состоящих не только в своевременном и полном погашении кредита(займа), но и уплате процентов за пользование заемными средствами. В настоящеевремя государство, понимая, что возможность привлечения заемных средствявляется одним из основных условий развития бизнеса в России, неуклонно снижаетставки рефинансирования, устанавливаемые Банком России.
Отражениев учете полученных кредитов или займов включает три основных хозяйственных операции:
получениекредита или займа;
возвраткредита или займа;
начислениеи уплата процентов за пользование заемными средствами.
Несмотряна кажущуюся простоту отражения в учете предприятия полученных им кредитов, приаудиторских проверках выявляется достаточно большое число ошибок и нарушений.Ошибки возникают как при оформлении кредитных отношений, так и при отражении вбухгалтерском и налоговом учете в связи с имеющимися различиями в принципахведения этих видов учета. Вышеизложенное определяет актуальность темы даннойработы./>
1.Планирование аудиторской проверки кредитных операций
 
Планированиеаудита – один из важнейших процессов в осуществлении аудиторской проверки.
Процесспланирования аудита включает:
определениеего стратегии и тактики;
составлениеобщего плана аудиторской проверки;
разработкуаудиторской программы;
определениеконкретных аудиторских процедур;
оценкуобъема аудиторской проверки.
Всоответствии со стандартом аудиторская организация или индивидуальный аудитордолжны планировать аудит еще до написания письма-обязательства и заключениядоговора с экономическим субъектом о проведении аудита, во времяпредварительного знакомства с потенциальным клиентом.
Качественноепроведение аудиторской проверки невозможно без разработки общей стратегиидальнейшей работы и детального подхода, определения времени осуществления иобъема аудиторских процедур. Объем планирования всецело зависит от величины проверяемогопредприятия, сложности данного аудита, предыдущего опыта аудиторской работы напредприятии и знания деятельности клиента.
Рассмотрим,каким образом на практике может осуществляться планирование аудита кредитов изаймов.
Следуетзаметить, что каждая аудиторская организация или аудитор, работающийсамостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии сПравилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» составляетобщий план и программу аудиторской проверки предприятия.
Длятого чтобы включить в общий план аудита тот или иной раздел, аудитору следуетполучить для этого определенную информацию. Источниками получения такойинформации являются:
1)устав экономического субъекта;
2)документы о регистрации экономического субъекта;
3)протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо другиханалогичных органов управления экономического субъекта;
4)документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесениеизменений в нее;
5)бухгалтерская отчетность;
6)статистическая отчетность;
7)документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы,проекты);
8)контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
9)внутренние отчеты аудиторов, консультантов;
10)внутрифирменные инструкции;
11)материалы налоговых проверок;
12)материалы судебных и арбитражных исков;
13)документы, регламентирующие производственную и организаторскую структуруэкономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
14)сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналомэкономического субъекта;
15)информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основныхучастков и складов.
Согласностандарту аудиторской деятельности «Планирование аудита» с помощью проведенияаналитических процедур аудиторская организация может выявить области, значимыедля аудита. Следовательно, для того чтобы указать в общем плане аудита такойвид работ, как аудит кредитов и займов, требуется провести определенныеаналитические процедуры.
Всоответствии с аудиторскими стандартами изучение и оценка системыбухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должны в обязательномпорядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторскойпроверки. Припроведении и документировании этой работы рекомендуетсяиспользовать следующие типовые формы:
специальноразработанные тестовые процедуры;
перечнитиповых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работниковбухгалтерии;
специальныебланки и проверочные листы;
блок-схемыи графики;
перечнизамечаний, протоколы и акты.
Приэтом аудиторскиеорганизации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценкисистем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют процедурыаудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки.
Посколькуцелью аудита является подтверждение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности,то достижение этой цели невозможно без подтверждения того, что все предпосылкиили требования подготовки такой отчетности соблюдены.
Процесспланирования включает следующие основные этапы, предусмотренные как ФСА № 3 «Планированиеаудита», так и внутренними стандартами аудиторских организаций:
предварительноепланирование аудиторской проверки;
составлениеобщего плана аудита;
составлениепрограммы аудита.
Операциипо получению и возврату кредитов и займов, как и все прочие операции, такженаходят отражение в рабочих документах планирования аудита.
Входе аудита кредитов и займов необходимо установить:
реальностьи документированность кредитов и займов;
правильностьоформления кредитных операций;
правильностьотражения на счетах бухгалтерского учета операций по получению и возвратукредитов банков;
целевоеиспользование заемных средств, полноту и своевременность их погашения;
оценкуостатков по непогашенным кредитам и займам и уплату процентов по ним;
правильностьопределения сумм процентов за пользование кредитами банков и их списание засчет соответствующих источников;
полнотуи своевременность погашения кредитов;
правильностьоформления и отражения на счетах бухгалтерского учета займов, полученных удругих предприятии и физических лиц;
Можно выделить следующиепроцедуры планирования аудита кредитов и займов:
1. Просмотрбухгалтерского баланса на предмет наличия входящего остатка по строке 510«Кредиты и займы», подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетнойдаты.
2. Просмотрбухгалтерского баланса на предмет наличия входящего остатка по строке 610«Кредиты и займы», подлежащие погашению менее чем через 12 месяцев послеотчетной даты.
3. Просмотрприложения к бухгалтерскому балансу, раздела «Дебиторская и кредиторскаязадолженность» строки «Долгосрочные кредиты» (графы 3 и 4).
4. Просмотрприложения к бухгалтерскому балансу раздела «Дебиторская и кредиторскаязадолженность» строки «Краткосрочные кредиты» (графы 3 и 4).
5.Просмотр приложения к бухгалтерскому балансу, раздела «Дебиторская икредиторская задолженность» строки «Долгосрочные займы» (графы 3 и 4).
6.Просмотр приложения к бухгалтерскому балансу раздела «Дебиторская икредиторская задолженность» строки «Краткосрочные займы» (графы 3 и 4).
7. Просмотрприложения к бухгалтерскому балансу раздела «Государственная помощь» на предметостатка и полученных в течение года бюджетных кредитов.
8. Просмотротчета о движении денежных средств строки «Поступления от займов и кредитов,предоставленных другими организациями».
9. Просмотротчета о движении денежных средств строки «Погашение займов и кредитов».
Еслипри проведении вышеописанных процедур хотя бы одна процедура имелаположительный результат, то следует в общем плане аудита в графе «Планируемыевиды работ» указать «Аудит кредитов и займов». Если все процедуры имелиотрицательный результат, то раздел «Аудит кредитов» в общий план проверкиданного предприятия включать не следует.
Проверкаопераций по получению и возврату кредитов и займов представляется чрезвычайноважной в аудите для проверки соблюдения аудируемым лицом основного допущенияпри ведении учета и составлении отчетности – допущения непрерывности деятельностиаудируемого лица. Для этого в состав рабочей документации включается «Анкета пособлюдению допущения непрерывности деятельности предприятия». В анкетесформулированы примеры утверждений, которые позволяют определить, соблюдаетсяли допущение непрерывности деятельности аудируемого лица. На соблюдение допущениянепрерывности деятельности влияют внутренние и внешние факторы.
Квнутренним факторам в частности относятся:
· Аудируемому лицупредстоят значительные выплаты по займам в следующем году.
· Аудируемым лицом нарушалисьусловия соглашений о займе.
· Текущиеобязательства аудируемого лица превышают его текущие активы или произошлоснижение отношения текущих активов к текущим обязательствам.
· В следующем годуожидаются убытки.
· Произошлопрекращение или существенное сокращение деятельности после даты баланса.
· Закупки запасов былиотложены, и уровень запасов существенно снизился.
· Была отложеназамена основных средств.
· Существуютповторяющиеся убытки от основной деятельности.
· Происходитфинансирование за счет просроченных обязательств.
· Существуетчрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источникафинансирования долгосрочных вложений.
· У аудируемоголица недостаточно собственных оборотных средств.
· Аудируемое лицоимеет низкие значения коэффициентов финансовой устойчивости. Аудируемое лицоимеет плохие показатели деловой активности и рентабельности. Аудируемое лицоимеет низкие значения коэффициентов ликвидности.
· Существует рост вдинамике коэффициентов соотношения привлеченного и собственного капитала.
· Существуетпревышение размера заемных средств над принятыми лимитами.
· Обязанности передкредиторами и акционерами не выполняются в установленные сроки.
· Существуютограничения обычных коммерческих условий со стороны поставщиков, имеютсяустаревшие или сверхнормативные запасы.
· Имеютсязначительные суммы просроченной дебиторской задолженности.
· Произошлозначительное увеличение сроков оплаты дебиторской задолженности.
· Не соблюдаютсятребования учредительных документов в отношении политики инвестиций.
2. Источники и методы получения доказательств при проведениипроверок кредитных операций
 
Всоответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете в РФ» регулированиебухгалтерского учета осуществляется на четырех уровнях – трех внешних и одномвнутреннем.  
Первый(высший,законодательный) уровень системы регулирования – это Налоговый кодексРоссийской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие федеральныезаконы.
Второйуровень системырегулирования бухгалтерского учета – методологический – включает положения(стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Минфином РФ, план счетовбухгалтерского учета и инструкцию по его применению и др.
Третийуровень системынормативного регулирования – методический – представлен методическимиуказаниями по применению положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.
Четвертыйуровень представленучетной политикой, которую каждое предприятие формирует для себя. Именно она иподлежит тщательному исследованию в ходе аудита.
Такимобразом, учетная политика предприятия, первичные документы, регистрыаналитического и синтетического учета, финансовая (бухгалтерская) отчетность,регистры налогового учета и налоговые декларации являются источникамиинформации для аудиторской проверки кредитных операций.
Вучетной политике предприятия представлено описание альтернативных учетныхрешений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту. Выбранноеэкономическим субъектом решение аудитор при необходимости может сравнить сдругими имеющимися вариантами, провести необходимый анализ и дать рекомендациипо организации ведения учета.
СогласноЗакону «О бухгалтерском учете» в перечень документов, которые должны бытьутверждены в приказе или распоряжении руководителя экономического субъекта о принятойучетной политике, включается рабочий план счетов бухгалтерского учета. Онсодержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета всоответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.Состав рабочего плана счетов зависит от:
принятойпредприятием учетной политики;
применяемыхучетных решений;
глубиныаналитического учета;
разделенияучета на управленческий, финансовый, налоговый.
Вметодике аудиторской проверки должны быть предусмотрены схемы бухгалтерских проводок,соответствующих основным учетным решениям по учету кредитов и займов. Чтокасается альтернативных учетных решений по учету кредитов и займов, то всоответствии с пунктом 32 ПБУ 15/01 в составе информации об учетной политикеорганизации необходимо наличие как минимум таких данных, как:
переводдолгосрочной задолженности в краткосрочную;
состави порядок списания дополнительных затрат по займам;
выборспособов начисления и распределения причитающихся доходов по заемнымобязательствам;
порядокучета доходов от временного вложения заемных средств.
Всоответствии с ПБУ 15/01 по полученным займам и кредитам задолженностьпоказывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплатепроцентов, и, таким образом, этот вопрос, который не так давно являлсяэлементом учетной политики, в настоящее время таковым не является.
Предприятияи организации могут использовать различные первичные учетные документы – как унифицированныепервичные документы так и документы, разрабатываемые предприятиями самостоятельно.
СогласноЗакону «О бухгалтерском учете» в перечень документов, утверждаемых в приказеили распоряжении руководителя экономического субъекта о принятой учетнойполитике, включаются формы первичных учетных документов, применяемых дляоформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, атакже формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
Вметодике детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов исальдо по счетам должны быть представлены типовые формы первичных учетныхдокументов. В то же время по мере накапливания опыта работы данный разделметодики должен пополняться формами первичных документов, разработанныхпредприятиями и организациями самостоятельно с изложением причин, послужившихоснованием для их разработки.
Поучету кредитов и займов государством не разрабатываются типовые унифицированныеформы. Предприятия и организации разрабатывают формы первичных документов поучету кредитов и займов самостоятельно.
Приаудите кредитов и займов аудитору в качестве первичных документов в бухгалтериипроверяемого предприятия предоставляют также:
выпискибанка, если проценты снимаются с расчетных, валютных и прочих счетов;
выпискибанка по ссудному счету;
платежныепоручения, если проценты перечисляются в другой банк;
мемориальныеордера банка;
кредитныедоговоры;
договорызайма;
договорызалога;
договорыстрахования невозврата кредитов;
дополнительныесоглашения к кредитным договорам и др.
Переченьлиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждаетруководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы,которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами,подписываются руководителем организации и главным бухгалтером илиуполномоченными ими на то лицами.
Планомсчетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитическихгруппировокпо каждому бухгалтерскому счету.
Экономическийсубъект в соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системамиуправленческого, финансового и налогового учета, применяемой формойсчетоводства может использовать различные регистры аналитического учета –карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги.
Аналитическийучет по кредитам и займам на предприятии должен быть организован по:
видамкредитов и займов (рублевый, валютный);
банкам,прочим организациям и физическим лицам, у которых он был получен;
целевомуназначению кредитов;
срокам(просроченные кредиты; кредиты, срок погашения которых еще не наступил);
участиюв расчете налогооблагаемой прибыли.
Тщательнопродуманный и хорошо поставленный аналитический учет кредитов и займов уэкономического субъекта поможет не только в работе бухгалтеру данногопредприятия, но и проверяющим лицам проконтролировать правильность начисления процентовпо этим кредитам и займам.
Приаудите кредитов и займов аудитор часто встречается с тем, что на предприятии неведется их аналитический учет. Поэтому в целях экономии рабочего времениаудитору не всегда следует сразу приступать к проверке правильности начисленияпроцентов по кредитам и займам, если на предприятии плохо налажен иханалитический учет. В подобных случаях аудитору следует сгруппировать все кредитныедоговоры по определенным признакам и только затем начинать проверку правильностиначисления и отражения в бухгалтерском учете предприятия процентов побанковским кредитам или поручить выполнение этой работы работникам бухгалтериипроверяемого предприятия (соответственно скорректировав затраты времени на проведениепроверки).
Какбыло сказано выше, состав регистров синтетического учета зависит от формысчетоводства. В настоящее время на российских предприятиях применяют триосновные формы учета: журнально-ордерную, мемориально-ордерную иавтоматизированную.
Большоеколичество предприятий, где только часть бухгалтерского учетакомпьютеризирована, синтезируют журнально-ордерную или мемориально-ордернуюформы учета с автоматизированной. Синтез заключается в том, что такие участкиучета, как расчетный счет, касса, учет материалов, учет товаров, расчеты с поставщикамии подрядчиками, дебиторами и кредиторами, ведутся на компьютере, поскольку сэтими участками сопряжено большое количество хозяйственных операций. Остальныеучастки учета ведутся по мемориально-ордерной или журнально-ордерной формесчетоводства. Учет кредитов при мемориально-ордерной форме счетоводства ведетсяв мемориальном ордере, которому присваивают определенный номер.
Всоответствии с Инструкцией по применению единой журнально-ордерной формысчетоводства основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера.В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положенкредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам.Синтетические данные регистрируются по данным первичных документов только покредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами.
Впорядке исключения, кассовые операции, операции по расчетному и спецссудномусчету в банке и по зачету взаимных требований регистрируются по кредиту идебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это необходимо дляконтроля, а также для того, чтобы не разобщать кассовые и банковские документыдля записей в различных журналах-ордерах.
Исходяиз принципа регистрации учетных данных по кредитовому признаку записи по кредитукаждого синтетического счета (в корреспонденции с дебетуемыми счетами)производятся полностью в одном каком-либо журнале-ордере. Дебетовые обороты посоответствующему синтетическому счету выявляются в различных журналах-ордерахпо мере регистрации в них записей по кредиту корреспондирующих с ним счетов.После перенесения итоговых данных из всех журналов-ордеров в Главную книгу вней выявляются данные по дебету каждого счета.
Дебетовыеобороты по счетам, по которым синтетический и аналитический учет ведетсяобъединенно в единых регистрах, также находят отражение в журналах-ордерах,предназначенных для регистрации записей по кредиту этих счетов. Журналы-ордера,где наряду с записями по кредиту определенных синтетических счетов ведется ианалитический учет, содержат два раздела: один – для записи операций по кредитусчета (собственно журнал-ордер), другой – для отражения показателейаналитического учета.
Учетопераций, отражаемых на счетах учета краткосрочных и долгосрочных кредитовбанков, осуществляется в журнале-ордере №4 или №4-а и в ведомости № 3.
Предприятия,не пользующиеся специальным ссудным счетом, применяют журнал-ордер №4. Дляпредприятий и организаций, пользующихся специальным ссудным счетом, для учетакредитных операций предназначены журнал-ордер №4-а и ведомость №3.
Вжурналах-ордерах №4 и №4-а в разделе, представляющем собственно журнал-ордер, находятотражение кредитовые обороты по счетам 66 и 67 в разрезе корреспондирующихсчетов, а на последней странице – аналитические данные по указанным ссудам и кредитам.В журнале-ордере №4-а кредитовые обороты по специальному ссудному счетуприводятся отдельно от оборотов по прочим краткосрочным ссудам банка.
Введомости №3 (там, где она применяется) приводятся дебетовые обороты поспециальному ссудному счету в разрезе корреспондирующих бухгалтерских счетов.
Вжурналах-ордерах № 4 и №4-а аналитический учет ссуд и кредитов ограничиваетсялишь отражением сальдо на конец месяца раздельно по каждому виду ссуд иликредитов банка.
Записикредитовых оборотов в журналах-ордерах №4 и №4-а по счетам 66 и 67, сальдо наконец месяца по ссудам и кредитам в аналитическом разрезе, а также дебетовыхоборотов по специальному ссудному счету в ведомости №3 осуществляются наосновании выписок банка. При этом суммы по корреспондирующим счетампоказываются по выписке в целом.
Учеткредитов при мемориально-ордерной форме счетоводства ведется в мемориальном ордере,которому присваивают определенный номер.
Еслибухгалтерский учет на предприятии полностью компьютеризован, то в программе,при помощи которой обрабатываются первичные данные, предусмотрен, как правило,большой перечень самых разнообразных форм. Назовем наиболее часто встречающиесяв бухгалтерских программах формы:
журнал-ордерпо счету;
карточкапо счету;
анализсчета;
оборотыпо счету на определенную дату.
Приаудите кредитов и займов, учет которых ведется экономическим субъектом спомощью компьютера, аудитору следует запросить распечатку такой формы илисамому сформировать ее, так как из нее он сможет получить интересующую егоинформацию.
Финансовая(бухгалтерская) отчетность аудируемого субъекта включает:
бухгалтерскийбаланс – форму № 1;
отчето прибылях и убытках – форму № 2;
отчетоб изменениях капитала – форму № 3;
отчето движении денежных средств – форму № 4;
приложениек бухгалтерскому балансу – форму № 5.
Помиморегистров бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетностиисточниками информации являются регистры налогового учета и налоговыедекларации. Этот раздел методики обязательно должен включать таблицу взаимнойувязки показателей форм отчетности – формы №1 и формы №5.
Всоответствии с ФСА № 5 «Аудиторские доказательства» аудиторская организация ииндивидуальный аудитор должны получить надлежащие доказательства с цельюформулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора.
Аудиторскиедоказательства получают в результате проведения комплекса тестов средстввнутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу.
Аудиторскиедоказательства–это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результатанализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.
Каудиторским доказательствам относятся:
первичныедокументы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской)отчетности;
письменныеразъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица;
информация,полученная из различных источников (от третьих лиц).
Аудиторполучает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедурпроверки по существу:
инспектирования;
наблюдения;
запроса;
подтверждения;
пересчета(проверки арифметических расчетов аудируемого лица);
аналитическихпроцедур.
3. Аудиторские процедуры для выявления нарушений припроведении проверок кредитных операций и основные выводы аудитора
 
Состав аудиторскихпроцедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений долженсоответствовать классификатору возможных нарушений. Одному возможному нарушениюв соответствии с разработанным аудиторской организацией классификатором должносоответствовать не менее одной аудиторской процедуры.
Еслиодна из процедур не позволяет достигнуть поставленной цели по выявлениюнарушения (отсутствие необходимых документов), то аудитору следует применитьальтернативные аудиторские процедуры.
Всеаудиторские процедуры разрабатываются по единой схеме и включают:
наименованиеконтрольной процедуры;
цельпроведения контрольной процедуры;
переченьдокументов аудируемого лица, необходимых для выполнения процедуры (первичныедокументы, регистры аналитического и синтетического учета) и являющихсяисточниками информации для проверки;
переченьнеобходимых нормативных документов, нарушение которых может быть выявлено припроверке и соответствие или несоответствие которым составляет цель аудиторскойпроцедуры;
нормы,нормативы и другая справочная информация, которая должна быть использована привыполнении контрольной процедуры (при необходимости);
описаниетехники исполнения процедуры;
описаниеформы представления результатов проведенной процедуры (форма рабочей таблицы илииного рабочего документа).
Всеаудиторские процедуры, разработанные аудиторской организацией, должны бытьснабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них впрограмме аудита у конкретного экономического субъекта, оформлять рабочуюдокументацию аудитора, определять качество проведенного аудита по составу проведенныхконтрольных процедур.
Порядокприсвоения классификационных номеров аудиторским процедурам представляет собойодин из внутрифирменных стандартов и разрабатывается каждой аудиторскойорганизацией самостоятельно.
Все процедуры про веркикредитов и займов снабжены идентификационным признаком КИ3, что означаеткредиты и займы.
СотниковаЛ.В. предлагает вариант присвоения классификационных номеров по трехзначной серийно-порядковойсистеме классификации[1]:
Х1.Х2.Х3.,
где Х1– номер нарушения в классификаторе нарушений;
Х2 –номер разновидности нарушения в классификационной группе нарушений;
Х3 –порядковый номер контрольной процедуры для выявления данного нарушения.
Рассмотрим подробнейнекоторые аудиторские процедуры.
ПроцедураКИЗ. 1.1.1. Проверка полноты наличия договоров, на основании которых аудируемоелицо привлекает заемные средства.
Цель:установить, что уаудируемой организации, привлекающей заемные средства, имеются в наличии иправильно оформлены все договоры кредита (займа).
Средства: для выполнения данной процедурыаудитору следует использовать:
выпискибанка по расчетному счету;
выпискибанка по ссудному счету;
приходныекассовые ордера;
договорыкредита или займа;
синтетическиерегистры учета кредитов и займов.
Техникаисполнения: приступивк проверке кредитов и займов, аудитор проверяет наличие договоров кредита(займа), сразу определяя, какие именно из процедур в соответствии склассификатором необходимо использовать.    
Просматривая обороты посчетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты подолгосрочным кредитами займам» в регистрах синтетического учета, аудиторустанавливает соответствие оборота по указанным счетам с наличием договора.
ПроцедураКИ3. 1.2.1. Проверка полноты наличия выписок банка по ссудному счету.
Цель:установить, что уаудируемой организации, привлекающей заемные средства на основании открытойкредитной линии, имеются в наличии все выписки банка по ссудному счету.
Средства:для выполненияданной процедуры аудитору следует использовать:
выпискибанка по ссудному счету;
договорыоб открытии кредитной линии;
договорыкредита или займа;
синтетическиерегистры учета кредитов.
Техникаисполнения: приступивк проверке кредитов и займов, аудитор выявляет договоры об открытии банком(банками) кредитной линии аудируемому лицу и проверяет наличие выписок банкапо ссудному счету, на котором отражаются операции по получению и возврату заемныхсредств.
Выпискибанка по ссудному счету проверяются на полноту путем сопоставления входящегосальдо по каждой выписке с исходящим сальдо по предыдущей выписке банка.
ПроцедураКИЗ. 1.3.1. Проверка наличия регистров учета      и распределения процентов позаемным средствам.
Цель:установить, что уаудируемой организации, привлекающей заемные средства, утверждены учетнойполитикой, имеются в наличии и регулярно заполняются регистры бухгалтерского иналогового учета процентов по кредитам и займам.
Средства:для выполненияданной процедуры аудитору следует использовать:
учетнуюполитику;
графикдокументооборота;
бухгалтерскиесправки-расчеты процентов по кредитам и займам.
Техникаисполнения: приступивк проверке кредитов и займов, аудитор проверяет наличие приложенного к учетнойполитике графика документооборота, обращая внимание на наличие в нем такогодокумента, как бухгалтерская справка-расчет процентов по договорам кредита(займа).
Из графикадокументооборота аудитор получает информацию о тех должностных лицах, которыеутверждают его после оформления, и об исполнителях, на которых возложеныобязанности по его заполнению.
Аудиторподбирает справки-расчеты за каждый месяц и проверяет их по формальным признакамналичия итогов, подписей ответственных лиц, расшифровок подписей, утверждениявнесенных исправлений и др.
Еслив процессе проверки бухгалтерских справок-расчетов процентов по кредитам изаймам на полноту будут выявлены недостающие договоры, то аудитор долженполучить разъяснения по данному обстоятельству от ответственного сотрудникааудируемого лица.
ПроцедураКИ3. 1.4.1. Проверка наличия первичных документов по безакцептному списаниюсумм кредитов и процентов по ним.
Цель:установить, что уаудируемой организации, привлекающей средства банковских кредитов, договорами окоторых суммы возврата и проценты списываются в безакцептном порядке, имеютсяпервичные документы банка, подтверждающие суммы списания.
Средства:для выполненияданной процедуры аудитору следует использовать:
кредитныедоговоры, в соответствии с которыми сумма процентов и задолженности по кредитусписывается в безакцептном порядке;
банковскиедокументы (мемориальные ордера).
Техникаисполнения: аудитор проверяетналичие банковских документов по списанию сумм процентов и сумм задолженностипо кредиту, подтверждающих уменьшение сумм на специальных счетах в банках.         
Еслив процессе проверки будут выявлены недостающие банковские документы, то аудитордолжен получить разъяснения по поводу данного обстоятельства от ответственногосотрудника аудируемого лица.
ПроцедураКИ3. 1.5.1. Проверканаличия и выполнения дополнительных соглашений к договорам кредита (займа).
Цель:установить, что уаудируемой организации, привлекающей средства кредитов банков, договорами окоторых условия договора могутбыть пересмотрены, имеются в наличиидополнительные соглашения к кредитным договорам, изменяющие условиякредитования.
Особыеусловия: даннаяпроцедура назначается в случае, если другие процедуры проверки раздела учета«Кредиты и займы» показывают фактическое изменение условий кредитования, нодокументальное обоснование изменениям условий кредитования отсутствует.
Средства:для выполненияданной процедуры аудитору следует использовать:
кредитныедоговоры, в соответствии с которыми условия кредитования могут быть изменены;
дополнительныесоглашения к кредитным договорам.
Техникаисполнения: аудиторпроверяет наличие дополнительных соглашений к кредитным договорам.
Еслив процессе проверки будут выявлены недостающие дополнительные соглашения ккредитным договорам, условия которых были изменены, то аудитор должен получитьразъяснения от ответственного сотрудника аудируемого лица.
ПроцедураКИ3.1.6.1. Проверка своевременности перевода срочной задолженности по кредитами займам в просроченную при наличии оснований.
Цель:установить, чтоаудируемая организация, привлекающая заемные средства и своевременно всоответствии с условиями договора кредита (займа) не погасившая задолженностипо кредиту (займу) или процентам по кредиту (займу), осуществляет своевременныйперевод задолженности в просроченную на счетах бухгалтерского учета.
Средства:для выполнения даннойпроцедуры аудитору следует; использовать:
выпискубанка по расчетному счету;
договорыкредита или займа;
аналитическиеи синтетические регистры учета кредитов и займов.
Техникаисполнения: просматриваядоговоры кредита и займа, аудитор обращает внимание на установленные ими срокивозврата и порядок уплаты процентов по ним. По каждому договору выясняют:
1)уплачены ли проценты в сроки, установленные договором;
2)произведен ли возврат суммы кредита (займа) в срок, установленный договором;
3)соблюдался ли график возврата сумм кредита (займа) в случае, если кредит (заем)должен погашаться частями по условиям договора.
ПроцедураКИЗ. 2.1.1. Проверка включения в налоговые расходы организаций, применяющихкассовый метод, процентов за пользование заемными средствами, фактически наконец отчетного года уплачиваемых банку.
Цель:установить, чтоорганизация, применяющая кассовый метод, относит на расходы, принимаемые дляцелей налогообложения прибыли проценты в сумме, фактически уплаченной на конец отчетногопериода банку (заимодавцу).
Средства:для выполненияданной процедуры аудитору следует использовать:
договоркредита или займа;
выпискибанка, подтверждающие фактическую уплату процентов банку; 
бухгалтерскиесправки-расчеты по начислению процентов по кредиту или займу;
курсывалют (в случае, если сумма кредита или займа выражена в иностранной валюте);
нормативно-справочнуютаблицу ставок рефинансирования Центрального банка РФ.
Техникаисполнения: аудиторпроизводит выборку бухгалтерских записей по начислению процентов по договорукредита (займа) и выборку платежных документов по перечислению процентов банку(заимодавцу) и выясняет:
1)правильность начисления процентов в соответствии с отчетным периодом иусловиями договора кредита (займа);
2) правильностьотражения в учете временных разниц в случае, если на конец отчетного месяцаначисленные проценты фактически не уплачены;
3)правильность начисления отложенных налоговых активов на сумму временных разниц;
4)правильность отражения в учете постоянных разниц в случае, если ставкапроцентов по кредиту (займу) превышает норматив, установленный ст. 269 НК РФ;
5) правильностьначисления постоянных налоговых обязательств на сумму постоянных разниц;
6)правильность исчисления и отражения в учете суммовых разниц в случае, еслисумма кредита (займа) выражена в иностранной валюте.
Процедура КИ3. 2.2.1.Проверка формирования отложенных налоговых обязательств при отражении в учетерасходов за пользование заемными средствами.
Цель:установить, чтоорганизация, применяющая метод начисления и имеющая расходы, связанные сполучением заемных средств, принимаемые для целей налогообложения прибылираньше, чем в бухгалтерском учете, правильно формирует и впоследствии списываетотложенные налоговые обязательства.
Средства:для выполненияданной процедуры аудитору следует использовать:
договоркредита или займа;
бухгалтерскиесправки-расчеты по начислению процентов по кредиту или займу;
договорс брокером о приобретении ценных бумаг для аудируемого лица;
договоркупли-продажи ценных бумаг (или договор о приобретении иного имущества);
бухгалтерскиесправки-расчеты по формированию первоначальной стоимости финансовых вложений(акты приемки передачи основных средств и другие первичные документы,отражающие постановку объектов имущества на учет).
Техникаисполнения: аудиторпроизводит выборку бухгалтерских записей по начислению процентов по договорукредита (займа) и бухгалтерских справок-расчетов формирования первоначальнойстоимости имущественных объектов, приобретенных с использованием заемныхсредств, и выясняет:
1)правильность начисления процентов в соответствии с отчетным периодом иусловиями договора кредита (займа);
2)правильность отражения в расчетах налогооблагаемых временных разниц в случае,если на конец отчетного месяца финансовые вложения в соответствии с договоромеще не поставлены на учет;
3)правильность создания отложенных налоговых обязательств на суммуналогооблагаемых временных разниц;
4)своевременность списания отложенных налоговых обязательств в отчетном периоде,когда имущественный объект, приобретенный с использованием заемных средств и впервоначальную стоимость которого должна быть включена сумма процентов, были поставленына учет;
ПроцедураКИЗ. 2.3.1. Проверка формирования отложенных налоговых активов при отражении вучете расходов за пользование заемными средствами.
Цель:установить, чтоорганизация, применяющая метод начисления, имеющая расходы, связанные сполучением заемных средств, принимаемые для целей налогообложения прибылираньше, чем в бухгалтерском учете, правильно формирует и впоследствии списываетотложенные налоговые активы.
Средства:для выполнения даннойпроцедуры аудитору следует использовать:
договоркредита или займа, полученного аудируемым лицом;
договоркредита или займа, предоставленный аудируемым лицом;
выпискибанка по расчетному счету;
бухгалтерскиесправки-расчеты по начислению процентов по кредиту или займу.
Техникаисполнения: аудиторпроизводит выборку бухгалтерских записей по начислению процентов по договорукредита (займа) и бухгалтерских записей по начислению процентов попредоставленным займам и выясняет:
1)правильность начисления процентов в соответствии с отчетным периодом иусловиями полученного договора кредита (займа);
2)правильность начисления процентов в соответствии с отчетным периодом иусловиями предоставленного договора займа;
3) правильностьотражения в расчетах вычитаемых временных разниц в связи с тем, что доходы отпроцентов по предоставленному займу начисляются в налоговых расходахежемесячно, а в бухгалтерском учете – только в момент возврата предоставленнойсуммы займа;
4)правильность создания отложенных налоговых активов на сумму вычитаемых временныхразниц;
5)своевременность списания отложенных налоговых активов в отчетном периоде, когданачислены проценты в бухгалтерском учете по предоставленному займу.
Если аудируемым лицомневерно определена сумма вычитаемых временных разниц и, соответственно, суммаотложенных налоговых активов, то заполняется табл. КИ3.2.3.1.
ПроцедураКИ3.2.4.1. Проверка правильности отнесения процентов по кредитам и займам наналоговые расходы по налогу на прибыль в пределах норматива.
Цель:установить, чтоорганизация, применяющая метод начисления, относит проценты по заемнымсредствам на налоговые расходы с соблюдением ограничений, установленныхНалоговым кодексом РФ.
Средства:для выполненияданной процедуры аудитору следует использовать:
договоркредита или займа, полученного аудируемым лицом;
выпискибанка по расчетному счету;
бухгалтерскиесправки-расчеты по начислению процентов по кредиту или займу;
нормативно-справочнуютаблицу ставок рефинансирования Центрального Банка РФ.
Техникаисполнения: аудиторпроводит отбор договоров кредита или займа, ставка процентов по которым на датувыдачи кредита превышает ставку рефинансирования Центрального Банка РФ,умноженную на 1,1. По каждому такому договору он подбирает бухгалтерскиесправки-расчеты по начислению процентов и выясняет:
1) правильностьначисления процентов в соответствии с отчетным периодом и условиями полученногодоговора кредита (займа) в пределах норматива и сверх норматива (являютсяпостоянными разницами);     
2) правильностьформирования постоянных налоговых обязательств от суммы постоянных налоговыхразниц;
3)правильность оформления бухгалтерских проводок по начислению постоянныхналоговых обязательств.
ПроцедураКИЗ. 2.5.1. Проверка правильности отнесения процентов по кредитам и займам наналоговые расходы по налогу на прибыль в пределах среднего уровня процентов,взимаемых по долговым обязательствам, вы данным на сопоставимых условиях.
Цель:установить, чтоорганизация, применяющая метод начисления, относит проценты по заемнымсредствам на налоговые расходы в пределах среднего уровня процентов, взимаемыхпо долговым обязательствам, выданным на сопоставимых условиях.
Ограниченияпо применению процедуры: данная процедура проводится только в том случае, если учетнойполитикой аудируемого лица для целей налогообложения предусмотрен расчетсреднего уровня процентов для кредитов и займов, выданных на сопоставимыхусловиях.
Средства:для выполнения даннойпроцедуры аудитору следует использовать:
договоркредита или займа, полученного аудируемым лицом;
выпискибанка по расчетному счету;
бухгалтерскиесправки-расчеты по начислению процентов по кредиту или займу;
нормативно-справочнуютаблицу ставок рефинансирования Центрального Банка РФ.
Техникаисполнения: аудиторпроизводит отбор договоров кредита или займа, которые признаны аудируемым лицомвыданными на сопоставимых условиях. По каждому месяцу проверяемого отчетногопериода выясняет:
1)действительно ли полученные кредиты и займы являются выданными на сопоставимыхусловиях.
2)правильность исчисления среднего уровня процентов в соответствии с отчетнымпериодом и условиями полученного договора кредита (займа);
3) правильностьисчисления превышения фактически начисленных процентов по кредиту или займу надсредним уровнем процентов (постоянная разница).
Позавершении аудиторской проверки, когда полностью выполнена программа аудита,аудиторы составляют письменную информацию руководству аудируемого лица порезультатам проведенной проверки.
Этотдокумент, согласно стандартам аудиторской деятельности, должен отражать только существенныеошибки и нарушения, выявленные при проверке, которые оказывают или могутоказать влияние на достоверность отчетности.

Заключение
 
Всовременных условиях, когда налаживанию экономических связей междуэкономическими субъектами часто препятствует отсутствие доверия партнеров другк другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономическойинформации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственногооборота, а также пользователи финансовой информации. Важную роль здесь играетинформация о таком важном виде операций экономических субъектов как кредитные.
Подводяитоги работы, можно сделать вывод о том, что целью аудита кредитных операцийявляется выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетностиаудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учетазаконодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимаетсястепень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, котораяпозволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильныевыводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественномположении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованныерешения.

Список литературы
 
1. Бредиxина С.А. Бухгалтерский и налоговый учеткредитов и займов. – М.: Вершина, 2003.
2. Комаров А.В. Расходы по обслуживанию кредиторскойзадолженности // Бухгалтерский учет. 2003. №8.
3. Куликова Л.И. Учет операций коммерческогокредитования // Бухгалтерский учет. 2003. №8.
4. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственнойдеятельности организации для бухгалтера и руководителя. – М.: Налоговыйвестник, 2003.
5. Методика проверки операций по кредитам изаймам // Аудиторские ведомости. 2004. №2.
6. Михалычева Ю,Васильева М., Мешалкин В. и др. Займы и кредиты: правовое регулирование, бухгалтерский иналоговый учет // Экономико-правовой бюллетень. 2005. №4.
7. Парушина Н.В. Кредиты и займы // Бухгалтерскийучет. 2005. №1.
8. Сотникова Л.В. Аудиторская проверка бухгалтерскогоучета кредитов и займов. – М.: Бухгалтерский учет, 2005.
9. Шишкоедова Н.Н. Учет кредитов и займов. – М.:Главбух, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Marketing In Mcdonald
Реферат Гумилев и его теория пассионарности
Реферат Создание автоматизированной системы по ведению именных накопительных счетов
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ФГУП Научно-исследовател
Реферат Аудит формирования финансовых результатов деятельности организации
Реферат Системи управління безпечністю харчової продукції
Реферат Принципы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала предприятия
Реферат "Воцарившийся раб и есть хам",- предсказывает Д. С. Мережковский. Назовите произведение, в котором высказан данный афоризм
Реферат Товарознавча експертиза якості жіночого шкіряного взуття вітчизняного виробництва на матеріалах магазину "Каблучок" м. Полтави
Реферат Нейропсихологический подход к проблеме школьной неуспеваемости
Реферат Untitled Essay Research Paper Old Man and
Реферат Зарубежный опыт борьбы с организованной преступностью и возможность его применения в современных условиях
Реферат Osmosis Its A Bit Poo Essay Research
Реферат Основні принципи здорового образу життя
Реферат Sonnet About Death Essay Research Paper Death