1 Структура и функцииАудиторской палаты Украины
Аудиторскаяпалата Украины — самоуправляющийся орган, который осуществляет сертификациюсубъектов, которые намереваются заниматься аудиторской деятельностью,утверждает программы подготовки аудиторов, нормы, и стандарты аудита, ведетучет аудиторских организаций и аудиторов.
Функции Аудиторской палатыУкраины:
1)осуществляет сертификацию лиц которые намереваются заниматься аудиторскойдеятельностью;
2) утверждаетстандарты аудита;
3) утверждаетпрограммы подготовки аудиторов и по согласованию с Национальным банком Украиныпрограммы подготовки аудиторов, которые будут осуществлять аудит банков;
4) ведетРеестр;
5)осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими фирмами и аудиторамитребований данного Закона, стандартов аудита, норм профессиональной этикиаудиторов;
6)осуществляет мероприятия из обеспечения независимости аудиторов при проведенииими аудиторских проверок и организации контроля за качеством аудиторских услуг;
7) регулируетвзаимоотношения между аудиторами (аудиторскими фирмами) в процессеосуществления аудиторской деятельности и в случае необходимости применяет к нимвзыскание;
8)осуществляет другие полномочия, предусмотренные Законом «Об аудиторскойдеятельности» и Уставом Аудиторской палаты Украины. ежегодно Аудиторская палатаУкраины получает от аудиторских фирм и аудиторов отчеты о выполненных имиработах, осуществляет их анализ и подает к Кабинету Министров Украиныобобщенную информацию о состоянии аудиторской деятельности в Украине.
Аудиторскаяпалата Украины является юридическим лицом, ведет соответствующий учет иотчетность.
Аудиторскаяпалата Украины приобретает полномочия юридического лица от дня регистрации ее вМинистерстве юстиции Украины на основании заявления и Устава, утвержденного впорядке, предусмотренном данным Законом.
Аудиторскаяпалата Украины формируется с аудиторов, избранных к составу аудиторами Украиныи из аудиторов или специалистов учебных и научных организаций, делегированныхМинистерством финансов Украины, Министерством экономики и по вопросамевропейской интеграции Украины, Министерством юстиции Украины, НациональнымБанком Украины, Государственной комиссию по ценным бумагам и фондовому рынкуУкраины.
Правоизбирать членов Аудиторской палаты Украины имеет каждый аудитор, внесенный вРеестр аудиторов Украины.
Правовыдвигать кандидата в члены Аудиторской палаты Украины имеет не меньше, как 5%аудиторов, внесенных в Реестр аудиторов Украины. На каждого кандидатаскладываются подписные листы в произвольной форме с указанием фамилии, имени,отчество инициаторов выдвижения, места труда, серии и номера сертификата,регистрационный номер в Реестре аудиторов Украины, личной подписи. Каждый аудиторимеет право инициировать выдвижение лишь одного кандидата.
Избраннымичленами Аудиторской палаты Украины считаются 16 кандидатов, которые набралинаибольшее количество голосов.
Порядокизбрания членов Аудиторской палаты Украины аудиторами определяется КабинетомМинистров Украины.
Министерствофинансов Украины, Министерство экономики и по вопросам европейской интеграцииУкраины, Министерство юстиции Украины, Национальный Банк Украины,Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины имеютправо делегировать к Аудиторской палате Украины по одному представителю.
Общее количество членовАудиторской палаты Украины составляет 21 лицо.
2 Действия аудитора привыявлении перекручивания (жульничества, ошибок)
В процессепроведения аудита достоверности финансовой информации, включая правильностьведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, аудитордолжен обнаружить факты перекручивания данных учета и неправильного составленияотчетности. Основными причинами таких перекручиваний являются сознательные илинесознательные действия должностных лиц, которые занимаются подготовкойвыходных данных о результатах деятельности предприятия-клиента и прорабатываютэту информацию. Сознательные действия приводят к обману как владельцев так игосударства, несознательные могут быть вызваны недобросовестным отношением квыполнению служебных обязанностей при подготовке информации. Перекручивания вфинансовой отчетности могут быть результатом ошибок или следствиеммошенничества.
Всоответствии с МСА 240 «Мошенничество и ошибки» мошенничество — это намеренноенеправильное отображение и представление данных учета и отчетности служебнымилицами и руководством предприятия. Мошенничество заключается в манипуляцияхучетными записями, фальсификации первичных документов учетных Регистрив иотчетность, преднамеренных изменениях записей в учете, которые перекручиваютсуть финансовых и хозяйственных операций с целью нарушения законодательства илипринятой учетной политики, преднамеренном пропуске или укрывательстверезультатных записей или документов, незаконном получении, в личнуюсобственность денежно-материальных ценностей и тому подобное.
Ошибка —неумышленное перекручивание финансовой информации в результате арифметическихили логических ошибок в учетных записях и расчетах, недосмотра в соблюденииполноты учета, несоответственное отображение записей в учете и тому подобное.
Ответственностьпри предупреждении и выявлении мошенничества и ошибках несет руководствопредприятия-клиента, которое постоянно осуществляет внутренний контроль.
На практикесистема внутреннего контроля уменьшает, но не устраняет возможностивозникновения мошенничества и ошибок.
Припроведении аудита остается риск того, что мошенничество или ошибки не будутобнаружены. Аудитор не несет ответственность за выявление абсолютно всех фактовмошенничества и ошибок, которые могут существенно повлиять на достоверностьфинансовой отчетности клиента. Однако, аудитор должен получить гарантиюотсутствия существенных случаев и фактов такого рода для предоставлениябезусловно — позитивного аудиторского вывода. Аудитору необходимо провестиаудиторские процедуры, которые позволят обоснованно утверждать, что несуществует существенных ошибок и мошенничества, которые могли бы повлиять наобъективность и достоверность, а если они и были, то их или исправлено, илидолжным образом раскрыто в финансовой отчетности. В результате объективныхограничений аудита существует риск того, что некоторые существенныеперекручивания не будут обнаружены даже в случае должным образом спланированногои проведенного аудита. Это происходит потому, что, как правило, жульничествопреднамеренно скрывается, а системам внутреннего контроля присущи неотъемлемыеограничения. Если аудитор считает, что обнаружены мошенничество или ошибкамогут существенно повлиять на финансовую отчетность, ему необходимо провести дополнительныепроцедуры.
Независимо отсущественности фактического или подозреваемого мошенничества или ошибкиаудитору необходимо сообщить об обнаруженных фактах руководству для того,чтобы:
удостовериться,что руководство правильно оценивает состояние дел;
выяснить,какие мероприятия применены или будут применены руководством для устраненияобнаруженных нарушений;
оценитьдостоверность повторения нарушений в будущем.
При выявленииперекручивания аудитор может избрать один из двух вариантов поведения:
Не требоватьвнесения исправлений, когда ошибка незначительна и существенно не влияет нафинансовую отчетность и не вызванная незаконными действиями;
Требоватьисправления перекручивания, когда обнаружена значительная ошибка, котораявлияет на финансовую отчетность, или ошибка, связанная с нарушением юридическойдостоверности информации, или касается налогообложения.
В случаях,когда аудитор подозревает, что к нарушениям причастное руководство или оно ихпокрывает, особенно важно проинформировать соответствующий уровень руководства предприятия–клиента.
Как правило,обязанность аудитора хранить конфиденциальность запрещает ему докладывать омошенничестве или ошибки третьим лицам без разрешения клиента. Однако, какопределялось выше, при определенных обстоятельствах (государственнаябезопасность, отмывания денег от наркобизнеса и тому подобное) аудитор долженпроинформировать соответствующие контрольные органы, предварительно проконсультировавшисьпри этом у юриста.
3 Понятие рабочихдокументов аудитора
Ходаудиторской проверки и ее результаты должны быть документально оформлены.Документальное оформление аудита считается одним из наиболее важных условий егоквалифицированного проведения. Основной целью подготовки рабочих документовявляется подтверждение того, что аудиторская проверка была проведена всоответствии с принятыми принципами аудита.
Всоответствии с МСА 230 «Документация » рабочая документация — это записи, спомощью которых аудитор фиксирует проведенные процедуры проверки, тесты,полученную информацию и соответствующие выводы, которые осуществляются во времяпроведения аудиторской проверки.
Во времяпланирования и проведения аудита рабочая документация помогает лучше осуществлятьаудиторскую проверку и контроль над процессом ее проведения, в нейрегистрируются результаты аудиторских процедур, выполненных для подтвержденияпринятых аудитором решений.
Содержаниерабочей документации в значительной мере является вопросом профессиональногосуждения аудитора, поскольку нет ни возможности, ни необходимости документировать,каждое наблюдение или обследование. Состав, форму и количество рабочихдокументов, аудитор определяет в каждом конкретном случае самостоятельно.
Рабочиедокументы аудитора должны отвечать ряду определенных требований:
содержатьдостаточно полную и детальную информацию, чтобы другой аудитор, который не бралучастия в этой проверке, мог составить четкое представление о выполненной работеи подтвердить выводы этой проверки;
документыдолжны быть составлены в ходе проверки, составление их после завершенияпроверки и подготовки аудиторского вывода не допускается;
должныучитывать информацию не только отчетного периода, что проверяется, но и данныепредыдущих периодов;
даватьвозможность оценить финансовую отчетность согласно установленным критериям ипризнакам содержать информацию необходимую или полезную при следующих аудиторскихпроверках;
отображатьсостояние и оценку системы внутреннего контроля на предприятии и степеньдоверия к ней;
фиксироватьпроведенные аудиторские процедуры из проверки и оценки системы бухгалтерскогоучета клиента, соблюдения принятой учетной политики, и соответствиебухгалтерского учета установленным принципам, стандартам, требованиям и действующемузаконодательству;
документыдолжны быть составлен четко и разборчиво, сокращение или условны обозначения,которые используются, должны быть объяснены.
Требования крабочим документам аудитора определяют их обязательные реквизиты: названиеаудиторской фирмы, название предприятия-клиента, название документа, периодпроверки, содержание (изложение аудиторских процедур, методы и приемыаудиторской проверки, получено результаты, вывод аудитора по факту проверки),порядковый номер, номер страницы, в аудиторском досье, фамилия аудитора, чтосоставил документ, его подпись и дата составления документа.
Конкретныйсостав и содержание рабочих документов определяется аудитором, исходя изхарактера проведенной работы, типа и сложности деятельности предприятия-клиента,состояния бухгалтерского учета и надежности системы внутреннего контроляклиента.
Классификациярабочих документов аудитора
В зависимостиот разных признаков рабочие документы аудитора можно классифицировать следующимобразом.
По времениведение и использование:
долгосрочногоиспользования
непродолжительногоиспользования.
По источникамполучения:
полученные оттретьих лиц;
полученные отпредприятия-клиента;
составленные аудитором.
За характероминформации:
правовогохарактера;
о структуре иорганизации предприятия-клиента;
о системебухгалтерского учета;
о системевнутреннего контроля;
обэкономических основах деятельности предприятия-клиента;
аудиторскиеорганизационно функциональные документы;
документыоценки аудиторского риска;
аудиторскиедокументы с проверки отдельных показателей финансовой отчетности;
корреспонденцияаудитора;
аудиторскийвывод;
предложения ирекомендации. По назначению:
информативные(предоставляют информацию о хозяйственных операциях);
проверочные(свидетельствуют о проверке состояния активов, обязательств, собственногокапитала);
подтверждающие(ответы на запросы);
расчетные;
сравнительные;
аналитические.
За степеньюстандартизации:
стандартные;
свободнойформы.
По формепредоставления:
графические;
табличные;
текстовые;
комбинированные.
Классификациярабочих документов является реально действующим механизмом, который даетвозможность повысить качество проведенного аудита и способствует более полномуудовлетворению потребностей заказчика в обоснованной аудиторской информации.
4 Аудитопераций с основными и другими необоротными активами
Как известно,каждое предприятие в процессе хозяйственной деятельности использует основныесредства.
Основныепринципы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах идругих необратимых материальных активах, порядок раскрытия информации о них вфинансовой отчетности определяются П(С) ПОТОМУ ЧТО 7 «Основные средства»,утвержденные приказом Минфина Украины от 27. 04. 2000 № 92; о нематериальных активах— П(С) ПОТОМУ ЧТО 8 «Нематериальные активы», утвержденным приказом МинфинаУкраины от 18.10.1999 № 242.
Всоответствии с П(С) ПОТОМУ ЧТО 7 основные средства — материальные активы,которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производстваили поставки товаров, предоставления услуг, сдачи, в аренду другим лицам илидля осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемыйсрок полезного использования (эксплуатации) которых больше одного года илиоперационного цикла, если он больше года.
В соответствиис П(С) ПОТОМУ ЧТО 8 нематериальные активы — немонетарные активы, которые неимеют материальную форму, могут быть идентифицированы и содержатьсяпредприятием с целью использования в течение периода больше одного года (илиодного операционного цикла, если он превышает один год) для производства,торговли, в административных целях или предоставление в аренду другим лицам.
Аудитосновных средств и нематериальных активов включает следующие задания:
необходимо удостовериться в том, что соответствующие активыпредприятия включены в состав необратимых активов и они действительно имеются вналичии;
удостовериться в правильности распределения основных средств,других необоротных материальных активов, и нематериальных активов посоответствующим группам;
проверить правильность определения и отображения в бухгалтерскомучете и в финансовой отчетности оценки основных средств и нематериальныхактивов;
удостовериться в правильности учета приобретения, перемещения,выбытия, ликвидации и списание основных средств и нематериальных активов;
проверить соответствие осуществления операций с основнымисредствами и нематериальными активами и их отображения в бухгалтерском учете ив финансовой отчетности законодательно нормативным актам;
проверить правильность начисления амортизации (износа ) основныхсредств и нематериальных активов;
удостовериться в законности и правильности отображения вбухгалтерском учете и финансовой отчетности расходов на текущий и капитальныйремонт.
Источникамиинформации при исследовании операций с основными средствами и нематериальными активамикроме вышеназванных (7, 8) и положений (стандартов) бухгалтерского учета,которые касаются финансовой отчетности (1, 2, 3,4, 5) являются также :
Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22. 05.97р|. № 283/97-ВР (с изменениями и дополнениями);
Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальныхактивов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов, ирасчетов, утвержденная приказом Минфина Украины от 11.08.94р. № 69 (сизменениями и дополнениями);
первичные документы с учета:
приобретение (акты приема-передачи основных средств, акты ввода вэксплуатацию, инвентарные карточки);
перемещение (накладные на внутреннее перемещение);
выбытие, ликвидации и списания (акты списания, ликвидации основныхсредств и нематериальных активов, приказы на реализацию основных средств инематериальных активов);
капитального и текущего ремонта (акты принятия-сдачиотремонтированных реконструированных и модернизируемых объектов, расходные документына расходование ТМЦ для осуществления ремонта);
начисление амортизации (износа) (расчетные таблицы);
учетные регистры (журналы 4, 5А и сведения аналитического учета кним, Главная книга);
финансовая отчетность (ф. № № 1, 2, 3,4, 5,6).
В началепроведения аудиторской проверки необходимо проанализировать состояние бухгалтерскогоучета основных средств и нематериальных активов, форму ведения бухгалтерскогоучета и способы отображения хозяйственных операций на счетах бухгалтерскогоучета.
Особенноевнимание аудитор уделяет инвентаризации, которая должна проводиться вустановленные сроки специально назначенной комиссией. Аудитор проверяетсвоевременность, полноту и качество проведенной инвентаризации та правильностьотображения ее результатов в инвентаризационных описаниях и сравнивающихсведениях.
Основныесредства включаются в инвентаризационные описания за наименованиями всоответствии с основным назначением объекта, проставляются инвентаризационныеномера, технические и эксплуатационные показатели. При этом комиссия должнаобратить внимание на наличие технических паспортов и другой техническойдокументации, а в случае их отсутствия составить и должным образом оформитьновые.
Основныесредства, непригодные к эксплуатации и, которые не подлежат обновлению, а такжете, которые находятся в ремонте, включаются в отдельное инвентаризационноеописание, выясняются обстоятельства и причины недостатков, предоставляютсярекомендации относительно их устранения, а в случае невозможности эксплуатацииобъекта — принимаются решения относительно их списания из баланса предприятия.
Винвентаризационном описанию нематериальных активов указывают их наименование ихарактеристику, соответствующую стоимость, дату приобретения и срок полезногоиспользования
Оценканеучтенных основных средств и нематериальных активов, выявленных фактическойпроверкой, должна быть проведена в соответствии с требованиями нормативныхактов.
Ситуационное задание
Определить,которые из ниже приведенного перечня предприятий, учреждений и организаций, подлежатобязательному аудиту. Обосновать свой ответ.
1. Страховаякомпания.
2.Государственное предприятие «Луч".
3.Государственный сберегательный банк.
4.Холдинговая компания «Старт».
5. ОАО АБ«Укргазбанк».
6.Благотворительный фонд.
7Бизнес-колледж, который финансируется за счет государственного бюджета.
8.Доверительный фонд.
9.Негосударственный пенсионный фонд.
10. ОАО«Луч».
11. Фирма«Роза» с годовым хозяйственным оборотом 100 000 грн.
12. Фондоваябиржа.
Обязательный аудит — это форма аудита, прикоторой проверка финансово хозяйственной деятельности субъектов веденияхозяйства проводится аудиторами на добровольно принудительных принципах,предусмотренных действующим законодательством.
Обращается внимание, что проведение обязательногоаудита предусмотрено ст. 8 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» лишь дляотдельных категорий предприятий и в отдельных случаях. В частности обязательныйаудит необходим:
— открытымакционерным обществам предприятиям — эмитентам облигаций, банкам,инвестиционным фондам, инвестиционным компаниям, другим небанковскимифинансовым учреждениям, которые привлекают средства граждан или осуществляют торговлюценными бумагами (кроме операций | выпуска собственных корпоративных прав),биржам, страховым компаниям, кредитным союзам, негосударственным пенсионнымфондам, для подтверждения достоверности и полноты годового баланса иотчетности;
— субъектамведения хозяйства, которые ликвидируются (с годовым хозяйственным оборотом неменее 250 необлагаемых минимумов) для подтверждения достоверности и полнотыликвидационного баланса; — основателям (кроме физических лиц) открытыхакционерных обществ при их создании для проверки финансового состояния относительноспособности осуществить соответствующие взносы в уставный фонд; коммерческимбанкам для подтверждения достоверности поданных к Национальному банку Украиныбалансовых данных юридических лиц –акционеров (участников), на наличие у нихсобственных средств в денежной форме для осуществления взносов к уставнымфондам банков в объемах, предусмотренных учредительными документами;
— присоздании и регистрации коммерческих банков для подтверждения финансовогосостояния юридических лиц — основателей, которые имеют частицу в общемобъявленном уставном фонде не менее 5 (пяти) процентов. Расходы на проведениеаудита, по закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий»,относятся к валовым расходам. Таким образом обзяательный аудит будет проводитсяна :
Страховаякомпания.
Холдинговаякомпания «Старт».
ОАО АБ«Укргазбанк».
Благотворительныйфонд.
Доверительныйфонд.
Негосударственныепенсионный фонд.
ОАО «Луч».
Фондоваябиржа.
Литература
1. Чернелевський Л.М.БерендаН.І. Аудит: теорія і практика: Навчальний посібник.— К.: «Хай-ТекПрес»,2008.—560с.
2. Савченко В.Я. Аудит:Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 2002. – 324 с.
3. Білуха М.Т. Аудит:Підручник. – К.: Знання, 2006 – 768 с.
4. Бутинець Ф.Ф. Аудит:Підручник для ст. спец. Облік і аудит, 2-е вид., – Житомир: ПП Рута, 2004. –672 с.
5. Дорош Н.І. Аудит:методологія і організація. – К.: Т-во Знання КОО, 2001. – 402 с.
6. Кулаковська Л.П., ПічаЮ.В. Основи аудиту: Навч. посібник для ст. вищих закладів освіти. – Львів:Новий світ, 2004. – 504 с.