Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Содержание
Введение
1. Значение аудиторской деятельности
1.1 Нормативно-правовое регулирование аудиторскойдеятельности в Российской Федерации
1.2 Техника и технологияаудиторской проверки
1.3 Технико-экономическая характеристика ООО«Самаратрансгаз»
2. Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.1 Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками
2.2 Аудит синтетического и аналитическогоучета расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.3 Аудит просроченной дебиторской и кредиторскойзадолженности
3. Автоматизация аудиторских проверок
Заключение
Список использованных источников
Введение
Предприятие — именно на этомуровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Напредприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаютсявопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техникии передовой технологии. На предприятии снижаются до минимума издержкипроизводства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяетсямаркетинг, осуществляется эффективное управление — менеджмент.
Все это требует глубокихэкономических знаний. В условиях рыночной экономики выживает лишь тот, ктонаиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст иорганизует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит получениевысокого дохода.
В соответствии с действующей системойрасчетов организации могут выдавать авансы другим предприятиям или получать отних авансы под предстоящую поставку товарно-материальных ценностей и выполнениеработ. Все это приводит к тому, что на счетах бухгалтерского учета формируетсязадолженность различного рода: дебиторская и кредиторская.
Наличие дебиторской икредиторской задолженности весьма существенно влияет на финансовое положениеорганизации, использование денежных средств в обороте, величину прибыли,фактически полученной в отчетном периоде. Именно поэтому тема курсовой работыособенно актуальна.
При написании работы ставиласьцель более полно изучить вопросы аудита учета расчетов поставщиками иподрядчиками.
В развитие поставленной целибыли сформулированы следующие задачи:
рассмотреть нормативно-правовоерегулирование аудиторской деятельности в России;
рассмотреть технику и технологиюпроведения аудиторских проверок на предприятии;
проверить договора споставщиками и подрядчиками;
проверить правильность веденияаналитического и синтетического учета на предприятии;
проверить наличие и составпросроченной дебиторской и кредиторской задолженности организации.
Объектом исследования курсовойработы является аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками ООО «Самаратрансгаз».
Предмет исследования: аудитучета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Практическая значимость курсовойработы состоит в том, что данные представленные в работе позволят организацииусовершенствовать контроль за проведением расчетных операций с поставщиками иподрядчиками, а также проанализировать состояние дебиторской и кредиторскойзадолженности.
В первой главе определено значениеаудиторской деятельности, нормативно-правовое регулирование этой деятельности вРоссийской Федерации, определена техника и технология проведения аудиторскойпроверки. Представлена технико-экономическая характеристика ООО «Самаратрансгаз».
Во второй главе приведенаправовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками, рассмотрена проверкасинтетического и аналитического учета, а также наличие на предприятиипросроченной дебиторской и кредиторской задолженности.
В третьей главе рассмотренаавтоматизация аудиторских проверок на предприятии.
При написании работы былаиспользована нормативная и законодательная литература, учебные и методическиепособия, материалы периодической печати, а также специальная литература поизучаемому вопросу.
1. Значение аудиторской деятельности1.1 Нормативно-правовое регулирование аудиторскойдеятельности в Российской Федерации
Регулирование аудиторскойдеятельности в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях:
федеральное законодательство — Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»;
нормативные акты Президента иПравительства Российской Федерации;
аудиторские стандарты — федеральные, внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений ивнутренние стандарты аудиторских фирм.
В Федеральном законе №119-ФЗ«Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 года сформулированыосновные понятия, связанные с аудитом, определены его задачи, место в системефинансового контроля, принципы аудиторской деятельности.
Так, в частности, в Федеральномзаконе сказано, что аудиторская деятельность (аудит) — это предпринимательскаядеятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой)отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Цель аудита — выразить мнение одостоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенныхотношениях и подтвердить соответствие законодательству порядка ведениябухгалтерского учета.
Аудитором является физическоелицо, которое соответствует квалификационным требованиям и имеет аттестатаудитора.
В законе приведендетализированный перечень сопутствующих аудиту услуг, таких как: постановка,восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской (финансовой)отчетности; бухгалтерское консультирование; налоговое консультирование; анализфинансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;экономическое и финансовое консультирование; обучение в установленномзаконодательством России порядке специалистов в областях, связанных саудиторской деятельностью и так далее.
Законом предусмотрено, чтоаудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматьсякакой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита иоказания сопутствующих услуг.
Приведены права и обязанностиаудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанностиаудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.
В Федеральном законе даноопределение обязательного аудита и приведены критерии его проведения,определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности,аудиторского заключения.
Определен порядок контроля заработой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестацииаудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности, атакже основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора.
В Федеральном законе «Обаудиторской деятельности» определена ответственность за нарушениезаконодательства Российской Федерации об аудите.
В настоящее время длярегулирования аудиторской деятельности широко применяются аудиторские стандарты,как национальные, так и международные. Эти стандарты формируют единыетребования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению иоценки качества аудита и сопутствующих услуг, а так же к порядку подготовкиаудиторов и оценки их квалификации.
Федеральные стандартыаудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации иявляются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, атакже для проверяемых лиц, за исключением положений, в отношении которыхуказано, что они имеют рекомендательный характер.
Все федеральные стандартыаудиторской деятельности условно можно разделить на группы:
регулируют порядок заключениядоговора и подготовки проведения аудиторской проверке;
регулируют вопросы проведенияаудита — это описание приемов проведения проверке и порядок общения аудитора склиентом;
регулируют вопросы окончанияпроверки и выдачи аудиторского заключения.
Наличие системы внутреннихстандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателемпрофессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандартыаудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющиеаудиторам на практике определить четкий порядок действий по выполнениютребований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.
Под внутренними стандартамиаудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующиеединые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденныеаудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работыи ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Внутренние аудиторские стандартыподразделяются на:
внутренние правила (стандарты) аудиторскойдеятельности, действующие в аттестованных профессиональных аудиторскихобъединениях;
внутренние правила (стандарты) аудиторскойдеятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Внутренние стандартыпредставляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единыетребования к организации работы аудиторских организаций, осуществлению иоформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты иутверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективностипрактической работы и ее адекватности принятым российскими правилами (стандартами)аудиторской деятельности.
Внутренние стандарты определяюторганизационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права иобязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, порядокзаключения договоров по видам работ и другие особенности функционированияаудиторской организации.
Внутренние стандарты дополняют ирасшифровывают положения федеральных стандартов — ответственность аудитора,планирование аудита, изучение и оценка системы внутреннего контроляэкономического субъекта, получение аудиторских доказательств, использованиеработы третьих лиц, порядок формирования выводов и заключений в аудите,специализированные внутренние стандарты.
Внутренние стандарты посвящаютсяметодикам проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерскогоучета. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочиетаблицы, макеты, классификаторы, инструкции.
Разработка и внедрениевнутренних стандартов трудоемкая и продолжительная работа.
1.2 Техника и технология аудиторской проверки
Перед заключением договора напроведение аудита, аудиторская фирма готовит письмо-обязательство. Цель письмав соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Письмо-обязательствоаудиторской организации о согласии на проведение аудита» — регламентировать обязательства субъекта и аудиторской организации на этапезаключения согласия о проведении аудиторской проверки.
Письму-обязательству должнопредшествовать предложение экономического субъекта с просьбой об оказании емуаудиторских услуг. Направленное экономическому субъекту письмо обязательстводокументально подтверждает согласие аудиторской фирмы на проведение проверки.
Письмо-обязательство должно содержать:
условия аудиторской проверки;
обязательства аудиторской фирмы;
обязательства проверяемойорганизации.
Чтобы письмо-обязательствосодержало всю необходимую информацию аудитор обычно проводит предварительноепланирование и знакомство с организацией клиента. Эта работа позволяет аудиторуопределить предполагаемый объем работы, примерно оценить риски и соответственностоимость работы.
При заключении договора следуеточень внимательно подходить ко всем его положениям, прежде всего, необходимоопределить правовой статус договора как — договор на возмездное оказаниеаудиторских услуг.
В договоре должны быть раскрытыследующие вопросы:
порядок исполнения договора;
оплата услуг;
обязательства сторон приодностороннем отказе от исполнения договора;
своевременность выполнения работпо договору;
сохранность документации;
права заказчика во времявыполнения работы;
содействие заказчика;
конфиденциальность полученнойсторонами информации;
ответственность аудитора заненадлежащее качества;
прием заказчиком работы, результатомкоторой является аудиторское заключение.
Приступая к проверке, аудиторпрорабатывает основные принципы стратегии и планирования аудиторской проверки. Поставивконкретную цель — подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетностиклиента, аудитор формирует основные стратегические задачи, от которых зависятокончательные итоги проверки. В их число входят: разработка плана и программыпроверки, выбор конкретных методов ее проведения, определение уровнясущественности и аудиторского риска и так далее.
Планирование аудита регулируетсяфедеральным стандартом №3 «Планирование аудита». Планированиеявляется начальным этапом проведения аудита, здесь разрабатываются общий планаудита с указание ожидаемого объема проверки, графиков и сроков, а такжепрограмма проверки, определяющая виды и последовательность аудиторских процедур.
Разработка общего планазаключается в том, что аудитор определяет конкретный перечень объектовподлежащих проверке. В плане проверки необходимо предусмотреть сроки, составитьграфик, выделив время проведения аудита, подготовки отчета руководству иаудиторского заключения. В общем плане аудитор определяет способ проведенияпроверке на основании результатов предварительного анализа оценки надежностисистемы внутреннего контроля клиента и рисков.
План проведения аудиторскойпроверки позволяет эффективно распределить работу между членами аудиторскойгруппы. Аудитор обсуждает план проверки с работниками, членами советадиректоров и с членами ревизионной комиссии аудируемого лица.
Аудитор определяет в планепроведения аудиторской проверке роль внутреннего аудита, а также необходимостьпривлечения экспертов при проверке клиента.
Программа аудита являетсяразвитием общего плана аудиторской проверки и представляет собой детальный переченьаудиторских процедур необходимых для реализации плана аудита. Она служитподробной инструкцией членам рабочей аудиторской группы и одновременносредством контроля за сроками проведения проверки, для руководителейаудиторской организации и аудиторской группы.
В ходе аудиторской проверкепрограмма аудита может быть подвергнута корректировке, о чем должно бытьзаписано в рабочих документах аудитора.
Выводы аудитора по каждомуразделу программы должны документально отражаться в рабочих документах, так какони являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета приподготовке аудиторского заключения.
Оценка системы внутреннегоконтроля клиента аудитором проводится на этапе планирования аудиторскойпроверке и позволяет значительно сэкономить время самой проверке, так как еслиоценка системы внутреннего контроля клиента высокая, то аудитор может пользоватьсяее результатами или если уровень системы внутреннего контроля аудируемого лицанизкой, аудитор должен запланировать дополнительные процедуры проверки.
Для оценки системы внутреннегоконтроля аудируемого лица используются тесты-вопросники, которые позволяютвыявить недостатки в системе контроля и дать оценку ее уровня. Различают триуровня системы внутреннего контроля клиента: высокий, средний и низкий.
Документирование аудита всоответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудита №2 «Документированиеаудита» — это рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором идля аудитора, либо полученные и хранимые аудитором в ходе проведения проверке.
Форма и содержание рабочихдокументов аудитора нормативными документами не регулируются, а являютсяинформацией, которая разрабатывается во внутренних стандартах аудиторскойорганизации.
Аудитор должен отражать врабочих документах информацию и планировании, временных рамках, объемепроцедур, выводов аудиторской проверке. Здесь должны содержатся обоснованиявсех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональноемнение.
Аудиторские доказательства — этоинформация, полученная при проведении проверке, а также результаты анализа этойинформации. К аудиторским доказательствам относят: первичные документы,бухгалтерские записи, письменные разъяснения аудируемых лиц, информацию оттретьих лиц.
Аудиторские доказательстваполучают путем выполнения аудиторских процедур. Стандарт №5 «Аудиторскиедоказательства» рассматривает основные аудиторские процедуры:
инспектирование — проверказаписей документов или активов;
наблюдение — отслеживаниеаудитором процесса или процедуры выполняемой другими лицами;
запрос — поиск информации уосведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемой организации;
подтверждение — ответ на запрос;
пересчет — проверка точностиарифметических расчетов в первичных документах или бухгалтерских регистрах;
аналитические процедуры — анализи оценка полученной информации с помощью различных показателей.
Наиболее убедительными являются доказательства,полученные из различных источников и при этом не противоречащие друг другу.
Стандарт №13 «Обязанностиаудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»делит искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности на две группы:
ошибка — непреднамеренноеискажение бухгалтерской отчетности, в том числе и нераскрытие какой-либоинформации. Например, ошибочные действия при сборе и обработке данных, неправильныеоценочные значения, ошибки в применении принципов учета и так далее;
недобросовестные действия — преднамеренныедействия совершенные одним или несколькими лицами из числа представителейсобственника руководства или сотрудников аудируемого лица, с целью извлечениянезаконных выгод. Различают два вида таких искажений: искажения возникающие впроцессе недобросовестного составления отчетности и искажения возникающие врезультате присвоения активов.
В соответствии с Федеральнымправилом (стандартом) аудита №16 «Аудиторская выборка» аудиторскаявыборка — это применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам однойгруппы однородных операций, позволяет получить и оценить доказательства вотношении некоторых отобранных элементов для того, чтобы сделать выводы по всейгенеральной совокупности.
Выделяют типы рисков связанных саудиторской выборкой:
аудитор придет к выводу о том,что существенной ошибки нет, в то время, как в действительности ошибка существует;
аудитор делает вывод о наличиисущественной ошибки в генеральной совокупности, когда ее там нет.
Аудиторское заключение — этоофициальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой)отчетности, который составляется в соответствие с федеральными правилами (стандартами)аудиторской деятельности и содержит выражение в установленной форме мненияаудитора о достоверности отчетности аудируемого лица и соответствие порядкаведения бухгалтерского учета требованиям законодательства России.
Порядок подготовки, оформления ивыдачи аудиторского заключения регулируется федеральным стандартом №6 «Аудиторскоезаключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности». В стандарте приведеныдва вида аудиторских заключений: безоговорочно положительное и модифицированное.
Безоговорочно положительноеаудиторское заключение означает, что отчетность аудируемого лица дает достоверноепредставление о финансовом положении и финансово-хозяйственной деятельностиклиента, в соответствии с установленными принципами и правилами ведениябухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Модифицированное заключениеможет быть следующих видов:
заключение, содержащее оговоркус целью привлечь внимание внешнего пользователя к какому-либо событию изхозяйственной деятельности аудируемого лица, но при этом остающеесябезоговорочно положительным;
заключение, содержащее оговорку,раскрывающую существенное нарушение, выявленное в ходе проверке;
отказ от выражения собственногомнения, вызванный неполнотой представленной для проверки информации, либоограничении доступа аудиторов к активам организации;
отрицательное заключение — даетсятолько тогда, когда влияние каких-либо разногласий с руководством аудируемоголица настолько существенно для отчетности, что аудитор приходит к выводу, чтовнесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того,чтобы раскрыть вводящие в заблуждения или неполный характер бухгалтерской (финансовой)отчетности.
Заведомо ложное аудиторскоезаключение — это заключение, выданное без проведения аудиторской проверке илисоставленное по результатам такой проверке, но содержащее противоречивыесведения о фактическом и подтвержденном состоянии дел клиента. Заключение можетбыть признано заведомо ложным только на основании решения суда.1.3 Технико-экономическая характеристика ООО «Самаратрансгаз»
Основной задачей ООО «Самаратрансгаз»является прием и транспортировка газа от поставщиков, обеспечениебесперебойного снабжения газом потребителей на уровне газопровода,обслуживаемого «Самаратрансгаз». Обеспечение бесперебойной и надежнойработы газоперекачивающих агрегатов, магистральных газопроводов,газораспределительных станций, средств электрохимзащиты, системэнергообеспечения, средств автоматизации и других инженерных сооружений. Организацияработы по реализации сжатого газа, заправка газобаллонных автомобилей.
ООО «Самаратрансгаз» снабжаетгазом пять областей Российской Федерации: Самарскую, Ульяновскую, Оренбургскую,Пензенскую и Саратовскую, а также республики Мордовия и Татарстан.
Общество обслуживает 4625,5тысячи километров газопровода с разветвлённой системой газораспределительных икомпрессорных станций, подземных хранилищ. Оно обслуживает 4 подземныхгазохранилища: Дмитровское, Михайловское, Похвистневское, Аманакское. На еготерритории действуют 9 автоматических газонаполнительных компрессорных станций.
Структурно в ООО «Самаратрансгаз»входят 19 производственных филиалов и подразделений. Эксплуатацией линейнойчасти магистральных газопроводов и газораспределительная станция занимаются 9линейно-производственные управления магистральных газопроводов, а такжеКрасноармейская газокомпрессорная станция и Димитровградская промплощадка. Вструктуру входят 53 подводных перехода (88 ниток) магистральных газопроводов иотводов к газораспределительным станциям через преграды с шириной зеркала воды30 метров и более, а так же 109 воздушных переходов, 58 переходов черезжелезные дороги и 476 переходов через автомобильные дороги. ООО «Самаратрансгаз»это более 6000 единиц запорно-регулирующей арматуры условным диаметром от 60 до1400 миллиметров, 30 камер запуска и приема очистных устройств. 3газо-измерительных станции, 8 пунктов редуцирования газа, 135газораспределительных объектов.
В состав общества входятсервисные организации: Ремонтно-наладочное управление, Управлениетехнологического транспорта и спецтехники, производственно-техническоепредприятие «Самарагазэнергоремонт», Самарское производственноеуправление технологической связи, Самарское управлениеаварийно-восстановительных и монтажных работ, управлениематериально-технологического снабжения и комплектации.
Бухгалтерский учет в ООО «Самаратрансгаз»ведется бухгалтерией как отдельным структурным подразделением, возглавляемымглавным бухгалтером.
Показатели годовой бухгалтерскойотчетности должны подтверждаться данными инвентаризации. Инвентаризацияимущества (кроме материально-производственных запасов, основных средств иарендованного имущество), расчетов и обязательств проводится ежегодно посостоянии на 31 декабря.
Главный бухгалтер разрабатываетучетную политику организации и график документооборота, которые утверждаютсяруководителем предприятия.
В соответствии с положением поучетной политики ООО «Самаратрансгаз» применяет систему бухгалтерскогоучета, разработанную на основе журнально-ордерной формы счетоводства.
В соответствии с положением поучетной политики нематериальными активами считаются объекты установленныезаконодательно, а также расходы на приобретение лицензий на право пользованиянедрами. Оцениваются нематериальные активы в размере фактических затрат на ихприобретение. Амортизация здесь устанавливается в 20 лет, если срокиспользования не установлен в договоре, патенте, свидетельстве или а другиханалогичных документах. По всем видам нематериальных активов применяетсялинейный способ начисления амортизации.
К объектам основных средствОбщество относит активы, соответствующие требованиям законодательства. Оценкаобъектов производится в размере фактических затрат на их приобретение илистроительство. Срок полезного действия основных средств устанавливаетсясогласно классификатору основных средств и рекомендаций технической службыпредприятия. По амортизируемым основным средствам применяется линейный способначисления амортизации. Переоценка объектов производится по истечении каждых 3лет.
Оценка активов входящих в составпоказателя незавершенного строительства производится в размере фактическихзатрат на их строительство.
К финансовым вложениям Обществоотносит вложения, соответствующие требованиям законодательства. Оцениваютсяценные бумаги по цене уплаченной продавцу по договору, иные расходы поприобретению ценных бумаг включаются в состав прочих операционных расходов. Ценныебумаги (кроме векселей) по которым текущая рыночная стоимость не определяетсяпри выбытии отражаются по способу ФИФО. Иные финансовые вложения (кроме ценныхбумаг) по которым текущая рыночная стоимость не отражается при выбытииотражаются по первоначальной стоимости. Доходы по финансовым вложениям признаютсяоперационными доходами.
К материально-производственнымзапасам Общество относит активы, соответствующие требованиям законодательства. Стоимостьматериалов при постановке на учет определяется в размере фактических затрат наих приобретение. При получение материалов счет 15 «Заготовление иприобретение материальных ценностей» не применяется. Счет 16 «Отклонениев стоимости материальных ценностей» используется для учета суммтранспортно-заготовительных расходов и отклонений в стоимостиматериально-производственных запасов. Оценка материалов при ох выбытиипроизводится по способу средней себестоимости.
Готовая продукция оцениваетсяпри постановке на учет по сокращенной производственной себестоимости. Привыбытии готовая продукция оценивается по способу средней себестоимости. Приоценке и учете себестоимости готовой продукции счет 40 «Выпуск продукции (работ,услуг)» не применяется.
Незавершенное производство (заисключением строительно-монтажных работ) оценивается в сумме фактических затратна производство без учета общепроизводственных (цеховых) и общехозяйственныхрасходов.
Учет дебиторской задолженностиведется по их видам: расчеты с покупателями и заказчиками за отгруженныетовары, авансы выданные, расчёты с прочими дебиторами.
Основные экономические показателипоказывают, что предприятие «Самаратрансгаз» работает стабильно, нонедостатки в работе управления имеются (приложение Л).
Соотношения активов и пассивовпредприятия показывает, что баланс не абсолютно ликвидный, кроме того,ликвидность в отчетном периоде снизилась, но ООО «Самаратрансгаз» всеравно сможет достаточно быстро расплатиться с долгами, если возникнет такаянеобходимость. Руководству организации следует уделить внимание этомупоказателю.
Оборачиваемость капитала служитодним из важнейших показателей, характеризующих деловую активность предприятия.Коэффициент оборачиваемости капитала с начала отчетного периода повысился с2,01 до 2,3, что сказалось на периоде оборачиваемости, он понизился на 22 дня (с179 дней до 157 дней), что свидетельствует об ускорении работы предприятия иявляется хорошей тенденцией.
Важным показателем, которыйхарактеризует финансовое состояние предприятия и его устойчивость являетсяобеспеченность материальных оборотных активов плановыми источникамифинансирования. Излишек или недостаток источников средств для формированиязапасов и затрат является одним из критериев оценки финансовой устойчивостипредприятия. На предприятии нормальная финансовая устойчивость.
Показатели рентабельностихарактеризующие эффективность работы предприятия в целом, доходность различныхнаправлений деятельности, окупаемость затрат и так далее, показывают чторентабельность повысилась на 2% (с 1,1% до 3,1%), что свидетельствует онормальной работе организации.
Аудиторская проверкабухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Самаратрансгаз» за 2006год проводилась в феврале 2007 года. При проверке были составлены планаудиторской проверке (приложение А) и программа (приложение Б).
Аудиторами была проведена оценкасистемы внутреннего контроля клиента, которая показала, что уровень еедостаточно высок. Сотрудники предприятия отвечали на вопросы (приложение В),после чего аудитор выставлял баллы:
1 балл — «нет ответа»
2 балла — «нет»
3 балла — «да»
После суммирования баллов былполучен результат равный 87. Критерии оценивания следующие:
0-34 — плохая системавнутреннего контроля
35-68 — средняя системавнутреннего контроля
68-102 — хорошая системавнутреннего контроля
При проведении аудиторскойпроверке в ООО «Самаратрансгаз» аудитором был рассчитан уровеньсущественности (таблица 1).
Таблица 1 — Порядок определенияуровня существенности№ п/п Наименование базового показателя Значение базового показателя Доля,% Уровень существенности 1 2 3 4 5 1. Обороты по дебиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 270720 2 5414 2. Обороты по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 280520 2 5610 3. Дебиторская задолженность 103665 5 5183 4. Кредиторская задолженность 146325 5 7316
(5410 + 5610 + 6183 + 7316) / 4= 5881
(5881 — 7316) / 5881 * 100% =24%
средняя 5881рублей примерно 6000рублей
2. Аудит учета расчетов с поставщиками иподрядчиками2.1 Правовая оценка договоров с поставщиками иподрядчиками
В соответствии с разработаннымпланом проверки аудитор должен дать правовую оценку договорам с поставщиками иподрядчиками. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц обустановлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
/>/>/>/>Условия договора определяются по усмотрениюсторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписанозаконом или иными правовыми актами.
/>/>Договордолжен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным закономи иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
/>/>/>/>Договор вступает в силу и становится обязательнымдля сторон с момента его заключения. Окончание срока действия договора неосвобождает стороны от ответственности за его нарушение.
/>/>/>Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой вподлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиямдоговора.
Основная цель проверки договоров- установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками ООО«Самаратрансгаз» и подрядчиками действующему законодательству идостоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.
Согласно основной цели аудиторув первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками иподрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоровэкономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки с поставщиками иподрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущностизаключаемых договоров:
расчеты с поставщиками;
расчеты с подрядчиками.
Предмет договоров расчетов споставщиками — приобретение любых товаров и имущественных прав. Основные формызаключаемых договоров в рамках этой группы:
договор купли-продажи;
договор поставки;
договор энергоснабжения;
договор мены.
Аудитору в ходе проведенияаудита надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностьюсоответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки.
Кроме того, должна быть полученауверенность в том, что договор содержит все существенные условия, рискпризнания договора недействительным отсутствует.
Как правило, договоры споставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, поскольку все онидостаточно однотипны, и при проверке определенного количества отобранныхдоговоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.
Предметом договоров расчетов сподрядчиками является выполнение определенной работы и сдача ее результатазаказчику. Основные формы договоров:
договор подряда;
договор возмездного оказанияуслуг;
договор на выполнение научноисследовательских и опытно конструкторских работ.
Среди этих договоров наибольшийриск с точки зрения аудита представляют договоры возмездного оказания услуг, например:реклама, маркетинговые исследования, консультационные услуги, нотариальныеуслуги, пожарные услуги, охранные услуги и так далее. Как правило, все этиуслуги очень дорогие, а риск того, что подтверждающие их совершение первичныедокументы (а для аудитора — аудиторские доказательства) некачественные — оченьвелик. Кроме того, здесь велика вероятность наличия фиктивных договоров,обеспечивающих фиктивные выплаты.
При аудите договоров сподрядчиками следует применять либо сплошную проверку таких договоров, либонепредставительную выборку договоров с большой степенью риска, опираясь наличное суждение аудитора. В случае возникновения необходимости аудитору следуетпривлечь к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного в юридическихвопросах.
Подобное деление на группыобусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требуетразличных подходов при проведении аудита. В первую очередь это разница виспользуемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построенияаудиторской выборки.
При проведении аудита в ООО«Самаратрансгаз» аудитором была выявлена следующая ошибка:
Организация приобрелахозяйственный инвентарь на сумму 33040 рублей, через подотчетное лицо врозничной торговле. В бухгалтерских записях были сделаны проводки:
Дебит 10 «Материалы» Кредит60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 28000 рублей.
Дебит 19 «Налог надобавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчетыс поставщиками и подрядчиками» — 5040 рублей.
На документах отсутствуетотметка материально-ответственного лица склада о приеме хозяйственногоинвентаря.
Организация не имела прававыделять счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретеннымценностям», до появления чека продавца. В связи с этим счет 19 «Налогна добавленную стоимость по приобретенным ценностям» закрывается наналоговый вычет при расчетах по НДС. Организация должна уплатить штраф 5000рублей и пени. Ошибка была обнаружена через 60 дней, ставка рефинансирования в2006 году 11%, сумма пени составит:
5040 * 60 * 1/300 * 11% = 110рублей 88 копеек2.2 Аудит синтетического и аналитического учетарасчетов с поставщиками и подрядчиками
Проверка состояния данныханалитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками даннымсинтетического учета должна осуществляться в соответствии с разработаннымипланом и программой аудиторский проверки данного участка учета.
При ведении учета сиспользованием средств автоматизированной обработки данных — все операциигруппируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического исинтетического учета.
Данные синтетического ианалитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны даватьполное представление о расчетах:
с поставщиками и подрядчиками поакцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
с поставщиками и подрядчиками понеоплаченным в срок расчетным документам;
по авансам выданным.
с поставщиками по полученномукоммерческому кредиту и другие.
Учет расчетов с поставщикамиматериальных ценностей и услуг в ООО «Самаратрансгаз» организуется насчете 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками». Счет по отношению кбалансу пассивный. По кредиту счета отражается задолженность с поставщиками, подебету уменьшение этой задолженности. Сальдо кредитовое свидетельствует осуммах задолженности предприятия поставщикам и подрядчикам. В некоторых случаяхсальдо по счету 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками» может бытьи дебетовым, это означает, что сумма за материальные ценности поставщикомоплачена, но на конец месяца эти материальные ценности не поступили, числятсякак товары в пути.
Счет 60 «Расчет споставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации орасчетах с поставщиками и подрядчиками за:
полученные материальныеценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включаяпредоставление энергии, газа, пара, воды, а также по доставке или переработкематериальных ценностей, расчеты, документы на которые акцептованы и подлежатоплате через банк;
материальные ценности, работы иуслуги, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей;
материальные ценности, работы иуслуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков непоступили;
излишки материальных ценностей,выявленные при их приемке;
полученные услуги по перевозкам,в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа, а также за все виды услугисвязи.
Счет 60 «Расчет споставщиками и подрядчиками» имеет семь субсчетов:
1 субсчет «Расчеты споставщиками и подрядчиками по платежным требованиям».
2 субсчет «Расчеты споставщиками и подрядчиками по плановым платежам».
3 субсчет «Расчеты сподрядчиками по капитальным вложениям и ремонту».
4 субсчет «Расчеты споставщиками и подрядчиками по неотфактурованным поставкам».
5 субсчет «Расчеты сосдатчиками сельскохозяйственных продуктов и сырья».
6 субсчет «Расчеты споставщиками по прочим расчетам».
7 субсчет «Векселя выданные».
Субсчет 2 применяется прирасчетах с поставщиками по постоянным и равномерным поставкам товаров иоказании услуг. Договором между покупателем и поставщиком устанавливаетсяпостоянная плановая стоимость продукции, оплата оформляется платежнымтребованием, платежными поручениями.
На сумму планового платежасогласно расчетным документам производится запись: Дебет 60.2 «Расчеты споставщиками и подрядчиками по плановым платежам» Кредит 51 «Расчетныйсчет».
На стоимость поступившихматериальных ценностей: Дебет 41 «Товары» Кредит 60.2 «Расчеты споставщиками и подрядчиками по плановым платежам».
На 6 субсчете учитываютсярасчеты с поставщиками за товары и услуги, неотраженные на остальных субъектахв ООО «Самаратрансгаз» это расчеты по предварительной оплате заматериальные ценности. Операции по предварительной оплате счетов поставщиков наданном субсчете отражаются следующим образом:
Оплата счетов поставщиков наосновании платежных поручений: Дебет 60.6 «Расчеты с поставщиками попрочим расчетам» Кредит 51 «Расчетный счет», 52 «Валютныйсчет», 55 «Специальные счета в банках» на стоимость материальныхценностей, включая налог на добавочную стоимость.
Оприходование материальныхценностей от поставщика: Дебет 07 «Оборудование к установке», 08«Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы»,12 «Малоценныеи быстроизнашивающиеся предметы», 41 «Товары» Кредит 60.6 «Расчетыс поставщиками по прочим расчетам».
Непосредственную проверкуначинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, Главнойкниги, регистров синтетического и аналитического учета по счету 60 «Расчетыс поставщиками и подрядчиками», актов сверки расчетов с данными по счетам 50«Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет».
Проверка по счетам расчетовдолжна осуществляться по следующим основным направлениям: наличие иправильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон попоставке материальных ценностей; правильность оплаты или получения сумм заполученные или отгруженные материальные ценности; полнота оприходования исписания полученных ценностей.
Для учета расчетов споставщиками и подрядчиками применяют журнал-ордер №6 и приложение к нему«Реестр операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками» формы №6.
Журнал-ордер №6 в ООО «Самаратрансгаз»открывается на год.
В реестрах журнально-ордернойформы учет расчетов с поставщиками ведут позиционным способом по каждомудокументу. Учет расчетов в целом в разрезе поставщиков (подрядчиков) сотражением движения и выявления остатка ведут только в случаях, когда эти расчетыосуществляются в порядке плановых платежей.
Независимо от величины суммы порасчетному документу и формы расчетов (аккредитивы, инкассо, плановые платежи),все расчеты за отгруженные поставщиками материальные ценности, товары ипринятые от подрядчиков работы, должны найти отражение на счете 60 «Расчетыс поставщиками и подрядчиками». Если к моменту поступления ценностей итоваров на склад получателя или оформления приемки работ, расчетные документыуже оплачены, то в этих случаях записи также должны производиться вкорреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Записи по кредиту счета 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (левая сторона журнала-ордера)производятся по графам в корреспонденции с дебетуемыми счетами по учетуматериальных ценностей, затрат на производство, капитальных вложений. При этомпо отдельным графам отражаются суммы налога на добавленную стоимость.
Правая сторона журнала-ордерапредназначена для отражений операций по дебету счета 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками», то есть записей об оплате поставщикам иподрядчикам, за поставленные материальные ценности и товары, выполненные работыи услуги. При записях по дебету счета указываются кредитуемые счета (счета поучету денежных средств).
В случае продления срокапогашения соответствующих обязательств, эти суммы записываются в отдельныеграфы в конце журнала-ордера.
Отдельные графы в журнале-ордеревыделены для записи даты совершения операций, номеров документов, наименованийпоставщиков и подрядчиков, а также сальдо на начало и конец месяца.
Расшифровка аналитического учетадебиторской задолженности ООО «Самаратрансгаз», представлена в приложениеД. Расшифровка аналитического учета кредиторской задолженности организации,представлена в приложение Е.
При проведении аудита былисоставлены следующие рабочие документы аудитора: наличие оправдательныхдокументов на приобретение товарно-материальных ценностей (приложение Ж), проверкаполноты оприходования товарно-материальных ценностей, полученных от поставщиков(приложение И), соответствие данных счетов поставщиков данным журнала-ордера №6 (приложение К).
2.3 Аудит просроченной дебиторской и кредиторскойзадолженности
Согласно программе аудиторскойпроверке аудитор должен проверить состояние дебиторской и кредиторскойзадолженности поставщиков и подрядчиков. Здесь необходимо узнать реальна лидебиторская и кредиторская задолженность организации, соблюдается ли порядоксписания задолженности не реальной к взысканию, проверить расчеты по претензиям.
Согласно показателям «Актаинвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками» (приложение Г) дебиторскаязадолженность делится на подтвержденную, не подтвержденную, задолженность систекшим сроком исковой давности.
Нередки случаи неисполненияобязательств по оплате за поставленную продукцию в оговоренные сроки вследствиенеплатежеспособности, реорганизации или ликвидации покупателя. Тем самым насчетах расчетов образуются сомнительные долги.
Сомнительным долгом признаетсядебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки,установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Пунктом 77 «Положения поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» установлено, чтодолги, нереальные к взысканию, списываются по каждому обязательству, наосновании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа(распоряжения) руководителя организации. Они относятся непосредственно на счетрезерва сомнительных долгов, либо на финансовые результаты у коммерческойорганизации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов нерезервировались.
Этим же положением определено,что предприятия могут создавать резервы сомнительных долгов по расчетам сдругими организациями за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением суммрезервов на финансовые результаты организации. Поэтому, если некотораявозможность взыскания просроченного долга имеется, то целесообразно создаватьтакие резервы.
При этом величина резерваопределяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости отфинансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятностипогашения долга полностью или частично. Планом счетов для обобщения информациио создании резервов по сомнительным долгам предусмотрен счет 63 «Резервыпо сомнительным долгам».
Д 91 «Прочие доходы ирасходы» К 63 «Резервы по сомнительным долгам» — создан резервна сумму задолженности, признанной сомнительной.
Д 63 «Резервы посомнительным долгам» К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»- произведено списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности за счетранее созданного резерва.
Поскольку суммы созданногорезерва учитываются в составе внереализационных расходов, то использованиепредприятием права на создание резерва позволяет снизить размер налога наприбыль. При этом порядок и сроки создания резервов сомнительных долгов должныбыть предусмотрены учетной политикой предприятия.
Обязательным условием созданиярезерва является истечение сроков погашения задолженности. Если в договоре этотсрок не предусмотрен, он определяется в порядке, установленномзаконодательством.
Следует отметить, что резервысомнительных долгов могут создаваться только по расчетам за продукцию, работы иуслуги. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резервасомнительных долгов, этот резерв будет использован не полностью, тонеизрасходованная сумма присоединяется к финансовому результату. Вбухгалтерском учете это отражается проводкой: Д 63 «Резервы посомнительным долгам» К 91 «Прочие доходы и расходы».
Одновременно предприятие можетпринять новое решение о создании резерва сомнительных долгов, включив в негонепогашенные долги резерва прошедшего периода.
Списание долга в убытоквследствие неплатежеспособности должника не является аннулированиемзадолженности. Она должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение 5 летс момента списания. Это необходимо для того, что бы предприятие могло наблюдатьза возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положениядолжника.
Для обобщения информации осостоянии дебиторской задолженности, списанной в убыток, используется забалансовыйсчет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Дебиторская задолженность,нереальная к взысканию, может образоваться вследствие:
ликвидации должника;
«зависания» денежныхсредств в «проблемном банке»;
истечения срока исковой давностибез подтверждения задолженности со стороны должника.
Если срок исковой давности истеки взыскать дебиторскую задолженность, несмотря на принятыепредприятием-кредитором меры по ее взысканию не предоставляется возможным, тотакая задолженность подлежит списанию на финансовые результаты деятельности предприятия.
Суммы дебиторской задолженности,по которой истек срок исковой давности, а также других долгов, нереальных длявзыскания, являются внереализационными расходами.
В бухгалтерском учете такиерасходы, в том числе суммы, по которым истек срок исковой давности, отражаютсяпо дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочиерасходы».
Кредиторская задолженностьсписывается с баланса организации в следующих случаях: по факту исполненияорганизацией своих обязательств; при взыскании задолженности кредиторами; присписании сумм задолженности с баланса как невостребованных.
Взыскание кредиторскойзадолженности с организации осуществляется во внесудебном или судебном порядке.Во внесудебном (бесспорном) порядке взыскивается задолженность организации поплатежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды. В судебном порядкевзыскивается задолженность организации перед прочими кредиторами, а такжештрафы за нарушение порядка уплаты налогов в бюджеты и страховых взносов вгосударственные внебюджетные фонды (они не могут быть взысканы в бесспорномпорядке).
Суммы кредиторской задолженностив случае их не востребования кредитором подлежат учету в течение срока исковойдавности, равного трем годам, после чего задолженность подлежит списанию сотнесением сумм на финансовые результаты.
Для списания числящейся сверхсрока исковой давности кредиторской задолженности необходимо проведениеинвентаризации задолженности, составление письменного обоснования и изданиесоответствующего приказа (распоряжения) руководителя организации.
Убытки от списания дебиторскойзадолженности с истекшим сроком исковой давности, либо нереальной к взысканиюпринимаются в целях налогообложения прибыли. В соответствии со статьей 265Налогового кодекса Российской Федерации они приравниваются к внереализационнымрасходам.
Следует отметить, что в учетесуществуют операции, результат которых, в целях налогообложения, признается всумме большей (меньшей), чем выявленный в бухгалтерском учете. Они возникают по следующим составляющим: по суммесоздаваемого резерва (по состоянию на 31 декабря отчетного года); по суммепогашенной задолженности, признанной в прошлом отчетном периоде нереальной длявзыскания (в течение отчетных периодов отчетного года, следующего за годомсоздания резерва); по сумме задолженности, признанной нереальной для взыскания(в течение отчетных периодов отчетного года, следующего за годом создания, еслиусловия списания задолженности удовлетворяют условиям пункта 2 статьи 266Налогового кодекса Российской Федерации); по сумме неиспользованного по итогамотчетного года резерва, созданного в прошлом году (по состоянию на 31 декабряотчетного года, следующего за годом создания); по сумме резерва, создаваемогопо окончании года (по состоянию на 31 декабря отчетного года, следующего загодом создания предыдущего резерва).
3. Автоматизация аудиторских проверок
Одной из наиболее актуальныхзадач, которые аудиторы ставят перед разработчиками программного обеспечения внастоящее время, является автоматизация и стандартизация деятельности аудиторовна всех этапах аудиторской проверки: от подготовки и планирования общего аудитадо сбора, систематизации и оформления итоговых документов в соответствии сдействующими стандартами.
В то же время современная хозяйственнаяжизнь отличается многочисленностью и сложностью финансовых операций, поэтомудля аудиторов стали практически незаменимыми компьютерные методы тестированиячисловых данных в ходе процедур по существу и при выполнении аналитическихпроцедур. Последние позволяют выявить важные тенденции в деятельностипредприятия, обнаружить необычные отклонения и диспропорции показателей (еслиони имеют место). Применение компьютерной обработки дает возможность повыситьнадежность выводов и рентабельность аудита (за счет сокращения сроков проверкии затрат труда).
Внутренний аудит являетсясоставной частью внутреннего контроля и проводится на предприятии в интересахего собственников. При этом цель внутреннего аудита заключается в снабженииинформацией руководства и совета директоров предприятия в основном по такимнаправлениям, как:
анализ системы учета;
анализ статей затрат, остатковна бухгалтерских счетах;
прогноз прибылей и продаж;
финансовый анализ.
В условиях конкуренции ижесткого нормативного регулирования, в которых вынуждены работать российскиекомпании, организация эффективной службы внутреннего аудита становитсяпервостепенной задачей корпоративного управления. И если рынок внешнего аудитаза сравнительно короткий срок прошел этап становления и продолжает развиваться,то внутренний аудит находится только в стадии формирования.
Современная хозяйственная жизньотличается многочисленностью и сложностью финансовых операций, поэтому дляслужб внутреннего аудита стали практически незаменимыми автоматизированные методытестирования и обработки цифровых данных в ходе так называемых процедур посуществу и при выполнении аналитических процедур.
Для решения задач автоматизацииаудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности коммерческойорганизации от этапа подготовки и планирования аудита до этапа документированиярезультатов проверки предназначен программный продукт «ЭкспрессАудит: ПРОФ».
Данный программный продуктпредставляет собой программный комплекс, использование которого позволяетпроводить аудиторскую проверку в автоматизированном режиме на основе методики,построенной на общепринятой практике проведения аудита с учетом требованийФедеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Особенностью даннойметодики является систематизированный сбор аудиторских доказательств,проводимый в форме ответов на вопросы, требующие обязательного контроля в ходеаудита. Для того чтобы сделать работу аудитора максимально функциональной ипроизводительной, кроме самого контрольного вопроса в системе хранятсяизвлечения из нормативных документов, регламентирующих требования российскогозаконодательства по данному вопросу, а также авторские комментарии группметодологов, описывающие различные аспекты реализации этих требований. Настоящаяметодика учитывает также отраслевую и региональную специфику проведения аудита.
С целью тестирования числовыхданных в ходе проведения аудита в «ЭкспрессАудит: ПРОФ» реализованырасчеты уровня существенности и аудиторского риска на основе методики,разработанной с учетом требований стандартов аудиторской деятельности и расчетосновных показателей для анализа финансовой деятельности предприятия на основеданных, получаемых из типовых форм налоговой отчетности.
Комплекс может быть особенновостребован средними и крупными компаниями для проверки отчетности дочернихпредприятий. Таким образом, будет сохранена целостность анализа финансовойотчетности предприятия, появится возможность анализа перекрестных отношений междукомпаниями, будет обеспечена единая методология аудиторских проверок головной идочерних компаний.
Использование комплекса такжебудет полезно для главных бухгалтеров крупных предприятий, где в связи свозрастанием объема учетных работ бухгалтерия неизбежно разделяется на участкиучета, на каждом из которых заняты один или несколько сотрудников. На всех этихучастках сохраняются общие принципы учетной политики, избранной предприятием,но в то же время на любом отдельном участке выполняются специфические именнодля него функции: учет кассовых операций, учет основных средств, учет расчетовс поставщиками и так далее.
Разделение труда и специализацияучастков учета позволяют бухгалтерам более качественно и эффективно выполнятьработу на каждом участке. Одновременно возникает и проблема контроля работ состороны главного бухгалтера, в решении которой также может быть задействованкомплекс «ЭкспрессАудит: ПРОФ».
Комплекс «ЭкспрессАудит: ПРОФ»состоит из двух частей. Это единый центр планирования и проведения аудита имобильное рабочее место аудитора.
В программный комплекс такжевстроен блок финансового анализа для расчета ряда показателей (денежногопотока, ликвидности, платежеспособности, прибыльности и другие).
Все итоговые документыформируются непосредственно в текстовом редакторе Microsoft Word, что позволяетв значительной степени ускорить подготовку окончательной версии документа. Наэтапе оформления результатов аудиторской проверки руководитель работ можетвоспользоваться бланками следующих групп документов:
ведомости выявленных нарушенийпо результатам аудита;
ведомости исправления нарушений,выявленных по результатам аудита;
протоколы оценки влияниявыявленных искажений бухгалтерской отчетности на достоверность проверяемойотчетности;
свод рекомендаций, разработанныхпо результатам аудита;
отчеты по результатам аудита;
протоколы совещания сруководством организации по результатам аудита;
аудиторские заключения порезультатам аудита.
Служба внутреннего аудита вправесамостоятельно определять требования к формам составления и оформления рабочихдокументов аудитора, представленным в разработанной программе аудита. Комплекстакже позволяет обеспечивать внутрифирменный контроль качества аудита с помощьютестов, разработанных в соответствии с аудиторскими стандартами. Материалыпроверок документально оформляются справками о результатах проверкиправильности применения Правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Итак, в «ЭкспрессАудит: ПРОФ»реализованы функции автоматизации и стандартизации основных функций аудита, аименно проведения аудиторских процедур при ответах на специально разработанныевопросы, а также составления итоговых документов, позволяющих формироватьзаключения по разделам аудита. Причем в комплексе предусмотрено автоматическоеформирование аудиторской документации: бланков, программ аудита, официальныхписем и другой письменной информации по подготовке к аудиту и по егорезультатам, вариантов аудиторских заключений, в которых содержатся всенеобходимые реквизиты, рекомендованные стандартами аудиторской деятельности. Ковсем шаблонам, бланкам и другой документации, содержащейся в системе, приведеныподробные инструкции по их заполнению.
Таким образом, программно-аппаратныйкомплекс «ЭкспрессАудит: ПРОФ» в соответствии с Правилами (стандартами)аудиторской деятельности в Российской Федерации может вполне успешно иэффективно использоваться службами внутреннего аудита (финансового контроля).
Разработчики намерены развиватьпрограмму и далее как минимум в трех направлениях: создание версий, учитывающихотдельные особенности проверяемых организаций; отражение региональныхособенностей аудита; совершенствование интерфейса и других характеристик,обеспечивающих максимально удобную работу с программой.
Заключение
Основная цель проверки — установитьсоответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками ООО «Самаратрансгаз»и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этихопераций в бухгалтерской отчетности.
Согласно основной цели аудиторув первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками иподрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоровэкономическому смыслу совершенных сделок.
При проверке учета расчетов споставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичнойинформации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Непосредственнуюпроверку начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса,Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счету 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками», актов сверки расчетов сданными по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52«Валютный счет».
Проверка по счетам расчетовдолжна осуществляться по следующим основным направлениям: наличие иправильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон попоставке материальных ценностей; правильность оплаты или получения сумм заполученные или отгруженные материальные ценности; полнота оприходования исписания полученных ценностей.
При проверке реальностидебиторской и кредиторской задолженности аудитору необходимо удостовериться втом, что задолженность контрагентов и задолженность перед контрагентамичислится на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способомпроведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. При этомсоставляется «Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками»согласно которому дебиторская задолженность делится на подтвержденную, неподтвержденную, задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Для большей эффективности ибыстроты проверки аудитор использует различные программные продукты например«ЭкспрессАудит: ПРОФ».
В «ЭкспрессАудит: ПРОФ»реализованы функции автоматизации и стандартизации основных функций аудита, аименно проведения аудиторских процедур при ответах на специально разработанныевопросы, а также составления итоговых документов, позволяющих формироватьзаключения по разделам аудита. Причем в комплексе предусмотрено автоматическоеформирование аудиторской документации: бланков, программ аудита, официальныхписем и другой письменной информации по подготовке к аудиту и по егорезультатам, вариантов аудиторских заключений, в которых содержатся всенеобходимые реквизиты, рекомендованные стандартами аудиторской деятельности. Ковсем шаблонам, бланкам и другой документации, содержащейся в системе, приведеныподробные инструкции по их заполнению. Программно-аппаратный комплекс «ЭкспрессАудит:ПРОФ» в соответствии с Правилами (стандартами) аудиторской деятельности вРоссийской Федерации может вполне успешно и эффективно использоваться службамивнутреннего аудита (финансового контроля).
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
3. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1, часть 2 с изменениями идополнениями
4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерскомучете»
5. Федеральный закон от 7 августа 2001 года №119-ФЗ «Об аудиторскойдеятельности»
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельностиорганизаций, утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от31 октября 2000 года №94н;
7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вРоссийской Федерации, утверждено приказом Министерства финансов РоссийскойФедерации от 29 июля 1998 года №34-н, с изменениями от 24 марта 2000 года;
8. Положение по бухгалтерскому учету 1/98 «Учетная политикаорганизации», утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерацииот 9 декабря 1998 года №60-н;
9. Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетностьорганизации», утверждено приказом Министерства финансов РоссийскойФедерации от 6 мая 1999 № 43н;
10. Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственныхзапасов», утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от9 июня 2001 год №44-н, с изменениями от 27 ноября 2006 года, приказМинистерства финансов Российской Федерации №156-н;
11. Положение по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации» утвержденоприказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 32н, сизменениями от 27 ноября 2006 года, приказ Министерства финансов РоссийскойФедерации №156-н;
12. Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации» утвержденоприказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 33н, сизменениями от 27 ноября 2006 года, приказ Министерства финансов РоссийскойФедерации №156-н;
13. Положение по бухгалтерскому учету 11/2000 «Информация обаффилированных лицах», утверждено приказом Министерства финансовРоссийской Федерации от 13 января 2000 года №5-н;
14. Положение по бухгалтерскому учету 15/01 «Учет займов и кредитов изатрат по их обслуживанию», утверждено приказом Министерства финансовРоссийской Федерации от 2 августа 2001 года №60-н, с изменениями от 27 ноября2006 года приказ Министерства финансов Российской Федерации №155-н;
15. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Письмо-обязательствоаудиторской организации о согласии на проведение аудита» утвержденокомиссией по аудиторской деятельности при президенте Российской Федерации 25декабря 1996 года;
16. Федеральное правило (стандарт) аудита №1 «Цель и основные принципыаудита финансовой отчетности»;
17. Федеральное правило (стандарт) аудита №2 «Документирование аудита»;
18. Федеральное правило (стандарт) аудита №3 «Планирование аудита»;
19. Федеральное правило (стандарт) аудита №4 «Существенность в аудите»;
20. Федеральное правило (стандарт) аудита №5 «Аудиторские доказательства»;
21. Федеральное правило (стандарт) аудита №8 «Оценка аудиторских рискови внутренней контроль осуществляемый аудиторским лицом»;
22. Федеральное правило (стандарт) аудита №9 «Аффилированные лица»;
23. Федеральное правило (стандарт) аудита №12 «Согласование условийпроведения аудита»;
24. Федеральное правило (стандарт) аудита №13 «Обязанности аудитора порассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;
25. Федеральное правило (стандарт) аудита №16 «Аудиторская выборка»;
26. Андреев В.Д. Внутренний аудит: Учеб. пособие. — М.: Финансы истатистика, 2003.
27. Андреев В.Д., Томских С.А., Черемшанов С.В. Практикум по аудиту: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2006.
28. Аренс Э.А., Лоббек Дж.К. Аудит: Пер. с англ. Гл. ред. серии Я.В. Соколов- М.: изд-во Финансы и статистика, 2003.
29. Гущина И.Э. Инвентаризация расчетов: порядок проведения и учетарезультатов. // Бухгалтерский учет, №4, 2007. — с.29-30.
30. Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит: Учеб. пособие. — М.: Высшееобразование, 2005.
31. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. (Серия«Высшее образование»).
32. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. и др. Аудит: Учебник длявузов.; Под ред. проф. В.И. Подольского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,Аудит, 2007.
33. Рогуленко Т.М. Аудит: учебник. — Изд. с изм. — М.: Экономистъ, 2005.
34. Михайлова Д.Н. Сомнительные и безнадежные долги: как избежать убытков?// Бухгалтерский учет, №6, 2007. — с.16.
35. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.:ИНФРА-М, 2005. — (Серия «Высшее образование»).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.