Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит состояния трудовых ресурсов и расчетов по оплате труда

Содержание
Вступление
1. Суть и значениеконтроля использования трудовых ресурсов и расчетов по заработной плате напредприятиях розничной торговли
2. Характеристикафинансово-хозяйственной деятельности и организация внутреннего контроля Частногопредприятия «Канцмаркет»
3. Методические приемы ипоследовательность контроля использования трудовых ресурсов и расчетов позаработной плате на предприятиях розничной торговли
4. Типичные и возможныенарушения, выявленные в процессе контроля
5. Обобщение результатовконтроля и их использование в системе управления предприятием
Выводы и предложения
Список использованныхисточников
Приложения

Вступление
Контрольнаряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной изфункций управления любого экономического субъекта. Одним из звеньев системыконтроля выступает финансовый контроль. Его назначением является обеспечениесоблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовыхресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственных операцийво всех звеньях экономики.
Вусловиях рынка информация о финансовом состоянии и результатах деятельностиэкономических субъектов является предметом внимания различных пользователей.Предприятия, кредитные учреждения, биржи выступают в договорные отношения поиспользованию имущества, денежных средств, осуществлению инвестиций. Всеучастники сделок заинтересованы в том, чтобы получать и использоватьдостоверную информацию о своих партнерах для принятия обоснованных решений.
Администрацииважно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективноуправлять имуществом, предупреждать негативные явления, увеличивать доходы иснижать расходы, что обусловливает необходимость своевременного получениякачественной информации о деятельности различных подразделений предприятия.
Интересыпользователей финансовой информации не всегда совпадают, и поэтому существуетобъективная потребность в независимой ее оценке аудиторами – специалистами,имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на правооказания таких услуг.
Впоследнее десятилетие произошли кардинальные изменения во многих сферахэкономической деятельности, в том числе в системе оплаты труда и отчисленийстраховых взносов в социальные фонды. Сложились новые отношения междугосударством, предприятием и работником по поводу организации труда. Сегодняпредприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходяиз специфики и задач, стоящих перед ними, а непосредственной юридической формойрегулирования трудовых отношений между работодателем и работником теперьявляются тарифные соглашения и коллективный договор.
Длябольшинства людей заработная плата является основным источником доходов изачастую именно она является той причиной, которая приводит рабочего на егорабочее место. В то же время все предприятия и организации обязаны уплачиватьотчисления в пенсионный фонд и фонды социального страхования по установленнымставкам. Поэтому предприятия и организации, естественно, заинтересованы нетолько в снижении затрат на оплату труда, но и в уменьшении суммы обязательныхотчислений с нее в социальные фонды, что позволит увеличить чистую прибыльпредприятия.
Цельюнаписания данной работы является изучение сущности, задач и методики контроляиспользования трудовых ресурсов и расчетов по заработной плате на предприятияхрозничной торговли.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
— определитьосновные понятия, цели, задачи и объекты контроля использования трудовыхресурсов и расчетов по заработной плате;
— перечислитьосновные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы,а также взносов в фонды социального страхования и пенсионный фонд;
— датьхарактеристику источников информации по контролю расчетов;
— раскрытьметодику контроля использования трудовых ресурсов и расчетов по заработнойплате;
-рассмотретьпорядок обобщения результатов контроля и их использования системой управленияпредприятием.
Принаписании данной работы была использована специальная литература, котораяспособствовала раскрытию теоретической части материала. Кроме того, большоевнимание было уделено нормативным документам, регламентирующим порядок учетатруда и заработной платы.
Объектомисследования является Частное предприятия «Канцмаркет», на примере которогоосуществляется контроль учета использования трудовых ресурсов и расчетов по заработнойплате.

1.Суть и значение контроля использования трудовых ресурсов и расчетов позаработной плате на предприятиях розничной торговли
Контроль использования трудовых ресурсов — периодически проводимаясистема мероприятий по сбору информации, анализу и оценке эффективностидеятельности предприятия по организации труда и регулированию социально-трудовыхотношений. Объектом контроля в трудовой сфере является трудовой коллектив,персонал предприятия, его деятельность. В целях контроля проводится анализпоказателей деятельности предприятия, характеризующих результативностьфункционирования трудового потенциала, эффективность организациисоциально-трудовых отношений, эффективность систем мотивации и оплаты труда,рациональность методов оценки труда, эффективность организации труда,распределения работ, эффективность использования рабочего времени и т.д.
Контроль позволяет убедиться во взаимном соответствиидеятельности фирмы по управлению персоналом, по регламентации трудовыхотношений и законов, правил, инструкций и методик, определяющих этудеятельность.
Контроль в трудовой сфере может быть рассмотрен в трехосновных аспектах:
1) организационно-технологическом,
2) социально-психологическом,
3) экономическом.
Проведение контроля в трудовой сфере предполагает организациюработы в несколько этапов. На первом, подготовительном, этапе определяются цельпроверки, формы ее осуществления, подбирается персонал для ее проведения. Навтором этапе проводится сбор информации. Третий этап заключается всистематизации, анализе, оценке информации, подготовке предложений порационализации деятельности предприятия в трудовой сфере. Четвертый этаппосвящен оценке эффективности контроля в трудовой сфере.
Контроля в трудовой сфере позволяет повысить прибыльностьпредприятия за счет выявления резервов организации внутрифирменных социально-трудовыхотношений.
Традиционный подход к управлению производством предусматривалориентацию в первую очередь на эффективное и экономичное использованиефинансовых и материальных ресурсов при достижении стоящих перед предприятиемцелей.
В последние два десятилетия с возрастанием понимания роличеловека в процессе производства растет внимание к трудовым ресурсам и их ролив организации функционирования предприятия, что нашло отражение в формированииособого направления контроля – контроль использования трудовых ресурсов,который позволяет убедиться, что трудовой потенциал предприятия, организациииспользуется полностью, эффективно.
Контроль расчетов по оплате труда играет важную роль всистеме как внутреннего, так и внешнего аудита. Это связано с тем, что учеттруда и заработной платы является трудоемким, нуждается во внимании и концентрированностью,поскольку связан с обработкой большого количества первичной информации, имеетмного однотипных операций, осуществление которых требует много времени.
Во время проведения аудита расчетов по оплате труда следуетиспользовать такие источники информации: трудовое законодательство, Кодекс законово труде, законодательные акты о предприятии и предпринимательстве,расчетно-платежное ведомости, расчетную ведомость, платежную ведомость, личныйсчет, нормативно-справочную информацию по учету труда и заработной платы,первичные документы, регистры бухгалтерского учета, акты проверок, приказы,карточки, личные дела рабочих, трудовые договора и контракты, сведения учета,нормативные документы для начисления заработной платы, отпускных и другиедокументы относительно объекта исследования, табеля, наряды, главную книгу, баланс.Изучаются все документы, которые добавляются к журналу, ведомости, на основекоторых составляются бухгалтерские проводки, как по дебету, так и по кредитусчета 66 «Расчеты по оплате труда».
Основными задачами контроля расчетов по оплате труда являются:
-подтверждение достоверности начислений и выплат рабочим и служащим,отображение данных процессов в учете;
-выяснение законности и полноты удержаний из заработной платыи других выплат работникам в интересах предприятия, других субъектов;
-проверка организации аналитического учета расчетов по оплатетруда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;
-оценка мероприятий, которые проводит администрация с цельюсвоевременного погашения задолженности перед работниками.
Под«оплатой труда» понимается система отношений, связанных с обеспечениемустановления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд всоответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективнымидоговорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Всвою очередь «заработная плата» — это вознаграждение за труд в зависимости отквалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемойработы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Такимобразом, понятие «оплата труда» значительно шире чем «заработная плата», иотличается от последнего тем, что предусматривает не только систему расчета(определения) заработной платы, но и используемые режимы рабочего времени,правила использования и документального оформления рабочего времени,используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы и т.п.
Действующее законодательствопредоставляет предприятиям и организациям право самостоятельно выбирать иустанавливать системы оплаты труда, которые они считают наиболеецелесообразными в конкретных условиях работы. Система, форма оплаты труда,размеры тарифных ставок, окладов, система премирования фиксируются в трудовомдоговоре и других актах, издаваемых на предприятии (например, в учетнойполитике организации). О любых изменениях в условиях оплаты труда или о введенииновых условий администрация предприятия обязана предупредить работника непозднее, чем за два месяца.
Эффективность использования персоналаорганизации во многом зависит от полноты использования фонда рабочего времени.Анализ использования фонда рабочего времени проводится по каждой категорииработников, по каждому производственному подразделению и в целом попредприятию.
2.Характеристика финансово-хозяйственной деятельности и организация внутреннегоконтроля Частного предприятия «Канцмаркет»
Объектом исследования в данной работе выступает частноепредприятие «Канцмаркет» г.Симферополь Основным видом деятельности предприятияявляется розничная и оптовая торговля.
ЧП «Канцмаркет» зарегистрировано Исполнительным комитетом Симферопольскогогорсовета 31 октября 2001 года. Предприятие является юридическим лицом, имеетсамостоятельный баланс, печать, расчетный счет в АКИБ «УкрСибБанк»,осуществляет свою хозяйственную деятельность на основе полного хозяйственногорасчета, самой окупаемости и самофинансирования, имеет отделенное имущество ввиде основных и оборотных средств.
ЧП «Канцмаркет» осуществляет оптовую и розничную торговлю товарамиканцелярского и бытового назначения. Район деятельности г.Симферополь, имеетрозничный магазин и склад для хранения товаров.

Таблица 2.1
Основные показатели хозяйственной деятельности ЧП «КанцмаркетНаименование показателя 2006 2007 2008 Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (тыс.грн.) 868,1 1251,9 1699,6 Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) (тыс.грн.) 606,3 1000,5 1352,4 Чистая прибыль (убыток) (тыс.грн.) 53,7 -25,7 81,0 Необоротные активы (тыс.грн.) 321,4 394,1 461,6 Оборотные активы (тыс.грн.) 451,0 486,1 645,2 Текущие обязательства (тыс.грн.) 261,8 298,8 406,4 Собственный капитал (тыс.грн.) 112,5 126,9 137,8
Из приведенных данных можем сделать вывод, что в течениеанализируемого периода предприятие постоянно наращивало объемы деятельности,например, прирост дохода (выручки от реализации) в 2008г. по сравнению с 2006г.составляет 831,5тыс.грн или в относительном выражении 95,8%. Негативную оценкузаслуживает достаточно большой уровень расходов предприятия, который даже сталв 2007 году причиной отрицательного финансового результата. Это случилось, вчастности, в результате опережающих темпов роста себестоимости продукции (60,6%)против темпов прироста дохода (выручки) от реализации (44,2%) Чистый убыток в2007 году составил 25,7тыс. грн., которая заслуживает негативную оценку, однаков отчетном году предприятию удалось исправить финансовое состояние и прибыльсоставил 81,0 тыс. грн.
Позитивную оценку заслуживает постоянное увеличение какнеоборотных так и оборотных активов, в частности, в 2008 году прирост необоротныхактивов составил 140,2тыс.грн (43,6%) по отношению к 2006 году, а оборотных – 194,2тыс.грн(43,1%), однако отмеченные цифры свидетельствуют об ухудшении структурыактивов, в результате уменьшения удельного веса их мобильной части.
Позитивным является то, что на предприятии отсутствуютдолгосрочные обязательства, но обеспокоенность вызывает большие темпы приростатекущих обязательств, который может привести к ухудшению финансовой устойчивостипредприятия,
Ответственным за финансово-хозяйственную деятельность предприятияявляется: директор, заместитель директора по коммерческой деятельности иглавной бухгалтер. Управление предприятием возложено учредителями наисполнительного директора и главного бухгалтера, которые непосредственно подчиняютсяучредителю.
Штатное расписание предприятия разработано, исходя из задачпредприятия и объемов деятельности.
Бухгалтерская служба, управляемая главным бухгалтером,делится на две секции: учету товарно-материальных ценностей (осуществляет учеттоварно-материальных ценностей предприятия, а также возложенные обязанности поучету основных средств и нематериальных активов);
Бухгалтер по учету расчетных и банковских операций — осуществляет учет денежных средств и расчетов с бюджетом, поставщиками и покупателями;Заработной платы, расчетов с работниками — (осуществляет учет расчетов с рабочими,учет рабочего времени и труда, проведения кассовых операций).
В связи с небольшой численностью работников предприятия иобъемами выполняемой работы, руководство предприятия приняло решение, согласнокоторого в штатном расписании секторов предусмотрено по одному бухгалтеру,которые осуществляют учет согласно своим должностным инструкциям. Главныйбухгалтер обобщает поступающие данные и на основе их составляет баланс инеобходимую отчетность.
Данная структура бухгалтерской службы на предприятии былапродиктована задачами и объемом выполняемой работы на данном предприятии,численностью работников предприятия и степенью автоматизации и механизациитруда бухгалтеров.
Бухгалтерский учет велся в соответствии с Законом Украины «Обухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.2000 года № 996-XIV, та Плану счетов бухгалтерского учета от30.11.2000 года № 291. Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствиис принципами и методами, предусмотренными Национальными положениями(Стандартами) бухгалтерского учета. Инвентаризация основных средств иматериальных ценностей осуществляется состоянием на первое число каждогоквартала. Налоговый учет ведется в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Оплата труда работников предприятия осуществляется всоответствии с действующим законодательством и заключенными трудовымидоговорами.
Утверждение систем оплаты труда осуществляется согласноштатному расписанию.
Было выяснено, что на предприятии в организации и ведениибухгалтерского учета важное место отводится документированию хозяйственныхопераций и отображению их во всех бухгалтерских регистрах; оценке имущества ихозяйственных операций; проведению инвентаризации активов и обязательств дляобеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетностипредприятия.
Такимобразом, мы рассмотрели организацию бухгалтерского и налогового учета напредприятии и общеорганизационные вопросы, которые отображаются в «Приказе обучетной политике и организации бухгалтерского учета предприятия».
Организационная структура в бухгалтерии определяетсяколичеством и характером структурных подразделений. Распределение служебныхобязательств проводится по функциональному признаку.

3.Методические приемы и последовательность контроля использования трудовыхресурсов и расчетов по заработной плате на предприятиях розничной торговли
Во время контроля использования трудовых ресурсов и расчетовпо оплате труда используются разные методы и методические приемы: пересчет,пересмотр, оценка фактического наличия, сопоставления, оценка. Для проверкирасчетов по оплаты труда применяют методы сопоставления данных бухгалтерскогоучета с первичными документами (оклады, утвержденные в штатном расписании, ифактические начисления, табель учета рабочего времени и расчет зарплаты),пересчет (аудитор перечисляет суммы, которые были удержаны, и сравнивает снормами действующего законодательства) и тому подобное. Также существуютопределенные способы проверки документов.
Например, первичные документы, которые являются основой дляначисления и выплаты заработной платы (табеля, расчетно-платежные ведомости)изучаются комбинировано, то есть сплошным и выборочным способом.
Начиная проверку расчетов по оплаты труда, аудитор должен выяснить,какие формы и системы оплате труда применяются на данном предприятии, имеет липредприятие внутренние положения об оплате труда рабочих, коллективном трудовомдоговоре, списочный и среднеучетный состав, как организован учет расчетов пооплате труда (содержание и квалификация бухгалтеров, обеспеченностьнормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой,автоматизированы ли эти участки), ограничен ли состав работников, которые получаютналичность на хозяйственные и другие расходы, осуществляется ли на предприятиивыдача ссуд рабочим, продажа товаров в кредит, и как оформлены эти операции.Для того, чтобы получить общую картину и ответы на эти вопросы, можно провеститестирования внутреннего контроля и учета по данному разделу проверки.
Достоверность сделанных рабочим начислений заработной платы(премий, материальной помощи, подарков и тому подобное) проверяются обычноизбирательно. Для этого включают данные по разным категориям рабочих илиадминистративного персонала (руководителей, специалистов), за основными видаминачислений, (удельный вес, которых, как правило, превышает 5 % от общей суммызаработной платы) и разным периодам времени (обычно за один месяц каждыйквартал). Проверяются расчетные и платежные ведомости, лицевые счетасотрудников, а также первичные документы (табеля учета рабочего времени, нарядыи тому подобное), на основе которых осуществляются начисления заработной платы.Нужно обратить внимание на правильность заполнения настоящих документов,соответствие их заполнения действующему законодательству и нормативнымдокументам.
После тестирования аудитор разрабатывает программу проверки,согласно которой осуществляется детальное изучение операций.
Последовательность изучения хозяйственных операцийотносительно использования рудовых ресурсов и расчетов по оплате труда можноотобразить так: личные карточки, договоры, контракты, документы учета личногосостава, записи на счетах бухгалтерского учета, распоряжения, приказы о принятиина работу, освобождение, отпуска, документы по учету выработки и отклонений,отчетность по труду, документы, которые являются основанием для дополнительнойоплаты, расчетные ведомости и платежные ведомости.
Важными показателями, которые исследует аудитор, являетсяпроизводительность труда, уровень и сумма заработной платы. Изучаютсяорганизация и эффективность труда, правильное применение новых условий оплатытруда рабочим, контроль за использованием фонда оплаты труда, экономическаяобоснованность длительности рабочего дня и норм выработки.
Каждое предприятие в условиях рыночных отношений может применятьразные формы оплаты труда и материального вознаграждения. Поэтому аудиторопределяет, какая оплата труда применяется на предприятии, и соответственновыбирает путь проверки. При повременной оплатетруда выясняется обоснованность применения тарифных ставок и соблюдения условийконтрактов, а при сдельной — выполнение количественных и качественных показателей,правильность использования норм и расценок.
Во время проверки первичных документов устанавливаетсяполнота заполнения всех реквизитов, наличие соответствующих подписей уполномоченныхлиц, которые отвечают за учет выполненных работ, отсутствие в документахисправлений.
Анализируя наряды на сдельную работу по датам их выдачи нужносопоставить фамилии рабочих в нарядах и в табелях учета рабочего времени сданными учета личного состава. Необходимо проконтролировать, нет ли случаеввключения в их число подставных лиц, повторного начисления сумм ранее оплаченныхпо первичным документам. Методом арифметического контроля устанавливаютсяошибки в подсчетах в первичных документах или в расчетных ведомостях.
Обращается внимание на правильность оформления и начисленияразных выплат рабочим. К ним относят выплаты стимулирующего характера (премии,вознаграждения по итогам работы за год), выплаты компенсирующего характера(надбавки и доплаты за работу в ночное время, сверхурочные), выплаты занеотработанное время (оплата дежурных и дополнительных отпусков, временной неработоспособностии тому подобное), оплата простоев, нехватки. Необходимо учитывать, чтоначисление премий должно быть утверждено приказом руководителя, оговорено вколлективном договоре, контракте). Простой не по вине рабочего оформляетсялистком о простоях и оплачивается не ниже 2/3 тарифной ставки.
Доплаты в связи с отклонением от нормальных условий трудаоформляются нарядами на сдельную работу, в которых показывают Дополнительныетехнологические операции, не предусмотренные технологическим процессом.
Во время проверки правильности выплат помощи в связи свременной неработоспособностью необходимо обратить внимание на больничный листок,который является основой для начисления такой выплаты. Листок обязательнодолжен быть оформлен подписями и печатью больницы. Также необходимо проверитьстаж работы работника (процент от основной заработной платы, согласно которомуопределяют размер помощи, рассчитывается исходя из стажа работы).
Уделяется внимание проверке выплат по договорам подотряда идругим договорам гражданско-правового характера (комиссии, поручения, арендыимущества у физических лиц и тому подобное). Необходимо выяснить, действительновыполнялась ли такая работа, и выполнялась ли она именно этим человеком.Устанавливается правильность оформления договоров, экономическаяцеленаправленность и правильность их заключения, правильность расчетов подоговорам, отчисление налогов (обязательные выплаты в пенсионный фонд всоответствующем размере процента от суммы вознаграждения и уплата налога сдоходов физического лица) и отображение в учете.
Проверяя правильность расчета средней заработной платы,необходимо определить период, за который насчитывается заработная плата,выплаты, которые включаются в среднюю заработную плату, порядок расчета выплатпо всем случаям сохранения заработной платы и для предоставления помощи в связис временной неработоспособностью.
Одним из направлений контроля является порядок начисления среднейзаработной платы на время предоставления работникам ежегодного и дополнительногоотпуска или оплаты им компенсации за неиспользованный отпуск, отпусков в связис учебой, выполнением ими государственных общественных заданий в рабочее время,переводом работников на другую, более легкую и нижеоплачиваемую, работу посостоянию здоровья, в случае предоставления женщинам дополнительных перерывовдля питания ребенка, служебных командировок, временного перевода работника всвязи с производственной потребностью на другую, нижеоплачиваемую должность и вдругих случаях, и соответствие действующему законодательству.
Исследуя правильность расчета среднего заработка, следуетучитывать, что в его сумму включаются все виды оплат, кроме оплаты за работу,которая выполнялась в сверхурочное время, в праздничные дни, работниками, которыеработают по совместительству, за время, которое фактически не было отработано,премии, которые не входят в фонд оплаты труда, и другие выплаты, которые имеютвременный характер.
Проверяя правильность начисления оплаты за текущий отпуск,важно установить, правильно ли определенно приказом предприятия длительностьотпуска и рассчитанная сумма заработка работника к отпуску, а также среднемесячныйи среднедневной заработок, который является основанием для расчета. Необходимовыяснить причины непредоставления отпуска в установленный срок, особенноматериально ответственным лицам. Важно выучить влияние факторов нарушениязаконодательства на результаты деятельности предприятия. Так, непредоставлениеотпуска работнику и замена ее денежной компенсацией является нарушениямзаконодательства и приводит к перерасходу фонда оплаты труда и потребления, атакже к злоупотреблениям.
Изучается также своевременность и полнота удержаний изначисленной заработной платы. Основное внимание уделяется налогу с дохода с физическихлиц. Во время проверки осуществляется арифметический контроль сумм удержанногоналога.
Подтверждается законность применения льгот, которыепредусмотрены действующим законодательством. Устанавливаются случаи неудержанийили частичных удержаний налога с доходов из сумм материальной помощи, подаркови компенсационных выплат.
Удержания за товары, которые проданы в кредит, и по ссудамосуществляются на основе поручения-обязательства или договоров.
Дальше устанавливается правильность указанной в учетныхреестрах корреспонденции счетов и суммы начисленной заработной платы и удержанийиз нее в учетном периоде.
Исследуется соответствие аналитического учета по заработнойплате синтетическому учету по счету 66 «Расчеты из оплаты труда». При этомсравнивается остаток, который отображается в балансе по счету на 1-ое число месяца, с даннымирасчетно-платежной ведомости, а сумма задолженности по расчетной ведомости — ссуммами платежной ведомости, по которой заработная плата выплачена работникам.На практике имеют место случаи подделки документов при выплатах заработнойплаты рабочим. Нужно удостовериться, получили ли в действительности отмеченнуюсумму денег лица, которые указаны в платежной ведомости. Особенно придирчивоизучают начисление заработной платы временным работникам. Необходимо выяснитьпричину этих расходов и уточнить, не было ли случаев начисления заработнойплаты на основе поддельных документов, нарядов подставным лицам.Устанавливается законность проведенных операций на соответствующих счетах. Необходимопроверить ведомость, по которой насчитывалась заработная плата. При этомобращается внимание на общие суммы по каждой строке как по горизонтали, так ипо вертикали. Во время такой проверки можно обнаружить разные нарушения,которые вызваны подделкой сумм в расчетно-платежных ведомостях. Например,механически увеличивали итоговую сумму начисления и сумму к выдаче и такимспособом насчитывали и списывали больше, чем фактически выдано. Во времяисследования правильности начисления заработной платы оказывались ошибки,которые были допущены учетными работниками, которые недостаточно овладелинормативными актами и не учли внесенные в них изменения.
4.Типичные и возможные нарушения, выявленные в процессе контроля
Для аудитора очень важно знаниенаиболее распространенных ошибок и нарушений, встречающихся при контролерасчетов по оплате труда. Наиболее характерные ошибки:
-не применяются типовые формыпервичных документов по оплате труда – затруднена проверка данных;
-не ведутся табеля учета рабочеговремени (Т-2) – нельзя проверить правильность начисления повременных и другихвидов оплат;
-включение в сбытовые расходы дляцелей налогообложения оплаты труда торгового персонала – завышение валовогодохода;
— не включались в совокупный доходработающих суммы премий и выданных подарков – занижение базы налогообложения поналогу с физических лиц и другим видам удержаний;
-неверно производилось начислениеналога на доходы с физических лиц занижение налога на доходы физических лиц;
-неверно рассчитывались суммы попрочим видам оплат – занижение базы налогообложения.
Наряду с проверкой аналитических исинтетических данных расчетов по оплате важное значение приобретает работа поулучшению организации этого участка учета. Для этой цели возможноавтоматизировать расчеты по оплате труда, использовать унифицированные формыдокументов, уточнить правильность выполнения расчетов, применять наиболеерациональные системы ведения аналитического учета по работающим и др.
В ходе контроля необходимо описатьрезультаты проверки, выявить все возможные недостатки и нарушения по расчетам сработниками по заработной плате.
Приведем перечень возможныхнарушений, выявленных в процессе контроля за использованием трудовых ресурсов ирасчетов по заработной плате.
Таблица 4.1
Нарушения ведения операций по учету расчетов по оплате труда№ Возможные нарушения Характеристика нарушений Расчеты с персоналом по оплате труда 1 На предприятии отсутствует коллективный договор Социально-трудовые отношения между работодателями и работниками не отрегулированы 2 Условия коллективного договора ухудшают в сравнении с законодательством положение работника Данный коллективный договор не действителен 3 Сумма начисленной заработной платы по данным первичных документов (личные листки работников, расчетно-платежные, расчетные ведомости) не отвечают данным учетных регистров (журналам, Главной книге) Искажение оборотов и остатков по счету 66 «Расчеты по оплате труда», недостоверность данных по строке «Текущие обязательства по оплате труда» баланса предприятия Расчеты по страхованию 4 Несоответствие суммы начисленных взносов во внебюджетные фонды по данным контроля данным учетных регистров (журналов, Главной книги) Несоответствие данных аналитического и синтетического учета 5 Сальдо по счету 65 «Расчеты по страхованию» по данным Главной книги не отвечает данным баланса Недостоверность данных по строке «Текущие обязательства по расчетам по страхованию» баланса предприятия 6 Завышение (занижение) суммы начисленных страховых взносов в результате неправильного расчета базы налогообложения или неправильного применения ставок Недостоверность данных по строке «Текущие обязательства по расчетам по страхованию» баланса предприятия 7 Расходование средств Фонда социального страхования в бухгалтерском учете предприятия не подтверждается документами, необходимыми для выплаты помощи, в соответствии с действующим законодательством Невозможность подтверждения правомерности расходования средств Фонда социального страхования, невозможность подтверждения сальдо по строке «Текущие обязательства по расчетам по страхованию» баланса предприятия 8 Завышение (занижение) размера начисленной помощи по временной неработоспособности в результате неправильного расчета базы для ее начисления Неправомерное расходование средств Фонда социального страхования, искажение расчетов с работниками, искажение начисления налога с доходов физических лиц (работников предприятия)
5.Обобщениерезультатов контроля и их использование в системе управления предприятием
Несмотря на то, что бухгалтерскийучет ЧП «Канцмаркет» ведется автоматизированным способом, некоторые операции,расчеты, документы, связанные с начислением и выплатой заработной платыоформляется вручную. Это увеличивает объем документов, усложняет, процессрасчетов заработной платы, отпускных или выплат по больничному листу. Введениебольшего количества числа расчетов, таких как расчет использования рабочеговремени, расчет отпуска, пособий, на ЭВМ позволит усовершенствовать начислениезаработной платы.
Улучшить условия труда в магазиневозможно путем внедрения тепловой завесы в двери, обеспечения работниковтепло-отопительными приборами, профилактики заболеваний, что уменьшитколичество простудных заболеваний работников, в результате которых произошлабольшая часть потерь рабочего времени.
Повысить квалификацию работниковпредприятия, что приведет к повышению интенсивности труда, а следовательно, кувеличению среднечасовой выручки и производительности труда.
В целях совершенствования действующейпрактики учета и контроля особое внимание должно уделяется развитию системывнутреннего контроля. Поэтому в ЧП «Канцмаркет» необходимо совершенствоватьсистему внутреннего контроля по учету труда и его оплате. Особенностью этойсистемы должна быть простота, наглядность, и мобильность: основу системы должнысоставлять вопросники, табличные данные, которые при изменениях в действующемзаконодательстве могут быть быстро откорректированы. Этим обеспечивается постояннаядостоверность и оперативность данных.
Целями системы внутреннего контроля наанализируемом предприятии должны быть следующие:
— упорядочение и эффективноевыполнение текущих хозяйственных дел предприятия;
— выполнение требованийфинансово-хозяйственной политики руководства;
— сохранение активов предприятия иобеспечение приемлемого уровня полноты и точности документов и, соответственно,информации.
Система внутреннего контроля в ЧП«Канцмаркет» должна предусматривать наличие:
— компетентного персонала с четкоопределенными правами и обязанностями;
— разделения соответствующихобязанностей (по хранению активов и их учету, по совершению сделок, по учету);
— соблюдения необходимых процедур присовершении операции;
— контроля за сохранностьюдокументации (нумерация, составления во время совершения операции или сразу жепосле этого, простота и ясность);
— фактического контроля над активамии документацией (фактическая проверка материально-ответственным лицом);
-независимой проверки выполненияобязанностей (внутренний аудит).
Эффективная система внутреннегоконтроля должна своевременно предупреждать о возникновении недостовернойинформации, а также выявлять недостоверную информацию.
Автоматизация таких расчетов какиспользования рабочего времени, расчет отпуска, определение совокупного доходаи подоходного налога, пособий, позволит усовершенствовать начисление заработнойплаты.
Понашему мнению, внутренний аудит является частью внутреннего контроля, цельюкоторого является обеспечение достаточной уверенности относительно достиженияследующих базовых целей:
-достоверностьи правдивость информации;
-выполнениеправил, планов, процедур, законов, положений и контрактов;
— обеспечение защиты активов;
— экономное и эффективное использование ресурсов;
— достижение поставленных целей деятельности и отдельных программ.
Субъектывнутреннего контроля — это работники предприятия, которые осуществляютконтрольные действия при выполнении возложенных на него обязанностей или толькона основе соответствующих прав (например, работники отдела внутреннегоконтроля). Субъектами внутреннего контроля выступают специалисты, которыепринимают решение об активах предприятия (превентивный контроль), специалистыбухгалтерского подраздела на этапе оформления и осуществления операции(превентивный и текущий контроль) и специалисты, которые будут осуществлятьретроспективный контроль операций и системы бухгалтерского учета в разрезе аналитическихпоказателей.
Эффективнаяучетная система дает возможность руководству должным образом исполнять своиобязанности из контроля, обеспечения сохранности активов, представленияотчетности и удовлетворение потребностей действующего законодательства.Бухгалтерский контроль осуществляет отдел внутреннего контроля, охватываяработу с целью проверки, — относительно легальности, старательности идостоверности хозяйственных операций к их осуществлению или перед ихзавершением на основании бухгалтерских документов, а также с целью проверкиправильности ведения бухгалтерского учета. По нашему мнению, решение проблемыконтроля учетных записей является возможным благодаря созданию параллельныхинформационных потоков, которые контролируют друг друга и обеспечиваютдостоверность учетных данных.
Практическое значение полученных результатов заключается втом, что основные положения относительно построения рационально сконструированнойнадлежащей СВК с тщательным образом определенными объектами контроля,субъектами, взаимосвязями, направленная на предотвращение негативных событий испособствует эффективности функционирования и устойчивого развития отдельногопредприятия, а из-за этого — и всей отрасли промышленности.
Учетпри внедрении в практику деятельности отечественных промышленных предприятийвыраженных предложений и рекомендаций даст возможность намного оперативно и с меньшими расходами осуществитьреальные процессы построения и развития надлежащей системы внутреннегоконтроля, что, бесспорно, повлияет на повышение эффективности веденияхозяйства. Последующее исследование должно быть сосредоточенное на проблемеформирование концептуальных основ стратегического планирования внутреннегоконтроля.

Выводыи предложения
Контроль использования трудовых ресурсов — периодическипроводимая система мероприятий по сбору информации, анализу и оценке эффективностидеятельности предприятия по организации труда и регулированию социально-трудовыхотношений. Объектом контроля в трудовой сфере является трудовой коллектив,персонал предприятия, его деятельность. В целях контроля проводится анализпоказателей деятельности предприятия, характеризующих результативностьфункционирования трудового потенциала, эффективность организациисоциально-трудовых отношений, эффективность систем мотивации и оплаты труда,рациональность методов оценки труда, эффективность организации труда,распределения работ, эффективность использования рабочего времени и т.д.
Контроля в трудовой сфере позволяет повысить прибыльностьпредприятия за счет выявления резервов организации внутрифирменных социально-трудовыхотношений.
Основными задачами контроля расчетов по оплате трудаявляются:
-подтверждение достоверности начислений и выплат рабочим и служащим,отображение данных процессов в учете;
-выяснение законности и полноты удержаний из заработной платыи других выплат работникам в интересах предприятия, других субъектов;
-проверка организации аналитического учета расчетов по оплатетруда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;
-оценка мероприятий, которые проводит администрация с цельюсвоевременного погашения задолженности перед работниками.
Эффективность использования персоналаорганизации во многом зависит от полноты использования фонда рабочего времени.Анализ использования фонда рабочего времени проводится по каждой категорииработников, по каждому производственному подразделению и в целом попредприятию.
Бухгалтер по учету расчетных и банковских операций — осуществляет учет денежных средств и расчетов с бюджетом, поставщиками ипокупателями; Заработной платы, расчетов с работниками — (осуществляет учетрасчетов с рабочими, учет рабочего времени и труда, проведения кассовыхопераций).
На анализируемом предприятии ЧП «Канцмаркет» бухгалтерскийучет велся в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовойотчетности в Украине» от 16.07.2000 года № 996-XIV, та Плану счетов бухгалтерского учета от30.11.2000 года № 291. Ведение бухгалтерского учета осуществляется всоответствии с принципами и методами, предусмотренными Национальными положениями(Стандартами) бухгалтерского учета. Инвентаризация основных средств иматериальных ценностей осуществляется состоянием на первое число каждогоквартала. Налоговый учет ведется в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Оплата труда работников предприятия осуществляется всоответствии с действующим законодательством и заключенными трудовымидоговорами.
Утверждение систем оплаты труда осуществляется согласноштатному расписанию.
Во время контроля использования трудовых ресурсов и расчетовпо оплате труда используются разные методы и методические приемы: пересчет,пересмотр, оценка фактического наличия, сопоставления, оценка. Для проверкирасчетов по оплаты труда применяют методы сопоставления данных бухгалтерскогоучета с первичными документами (оклады, утвержденные в штатном расписании, ифактические начисления, табель учета рабочего времени и расчет зарплаты),пересчет (аудитор перечисляет суммы, которые были удержаны, и сравнивает снормами действующего законодательства) и тому подобное. Также существуютопределенные способы проверки документов.
Наиболее характерные ошибки:
-не применяются типовые формыпервичных документов по оплате труда – затруднена проверка данных;
-не ведутся табеля учета рабочеговремени (Т-2) – нельзя проверить правильность начисления повременных и другихвидов оплат;
-включение в сбытовые расходы дляцелей налогообложения оплаты труда торгового персонала – завышение валовогодохода;
— не включались в совокупный доходработающих суммы премий и выданных подарков – занижение базы налогообложения поналогу с физических лиц и другим видам удержаний;
-неверно производилось начислениеналога на доходы с физических лиц занижение налога на доходы физических лиц;
-неверно рассчитывались суммы попрочим видам оплат – занижение базы налогообложения.
Несмотря на то, что бухгалтерскийучет ЧП «Канцмаркет» ведется автоматизированным способом, некоторые операции,расчеты, документы, связанные с начислением и выплатой заработной платыоформляется вручную. Это увеличивает объем документов, усложняет, процессрасчетов заработной платы, отпускных или выплат по больничному листу. Введениебольшего количества числа расчетов, таких как расчет использования рабочеговремени, расчет отпуска, пособий, на ЭВМ позволит усовершенствовать начислениезаработной платы.
В целях совершенствования действующейпрактики учета и контроля особое внимание должно уделяется развитию системывнутреннего контроля. Поэтому в ЧП «Канцмаркет» необходимо совершенствоватьсистему внутреннего контроля по учету труда и его оплате. Особенностью этойсистемы должна быть простота, наглядность, и мобильность: основу системы должнысоставлять вопросники, табличные данные, которые при изменениях в действующемзаконодательстве могут быть быстро откорректированы. Этим обеспечивается постояннаядостоверность и оперативность данных.

Списокиспользованных источников
1.Закон України«Про аудиторську діяльність» від 22 квітня 1993 р. // Голос України.- 1993. — 29 травня.
2.Закон України«Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні» від16.07.2000 p., №996-XIV. З наступними змінами і доповненнями.
3.ЗаконУкраїни «Про відпустки №504/96-ВР від 15.11.96.
4.Закон України«Про державну контрольно-ревізійну службу в Україні” від 26.01.1993р. (знаступними змінами і доповненнями).
5.Закон України «Про оплату праці» №108/95-ВР від 24.03.95.
6.Аудит вУкраїні: Збірник нормативних документів//Бюлетень законодавства і юридичноїпрактики України (укр.).- 2006.- № 4.
7.Аудит и ревизия:Справ. пособие / А. Бавдей, И. Белый, Н. Дробышевский и др.; Ред.И. Белый. — Минск: ООО «Мисанта», 1994. — 220 с.
8.Білуха М.Т. Теоріяфінансово-господарського контролю і аудиту. — К.: Вища школа, 1994. — 364 с.
9.Бутинець Ф.Ф.,Бардаш С.В., Малюга Н.М., Петренко Н.І. Контроль і ревізія. — Житомир: ЖІТІ,2000. — 512 с.
10. БутинецьФ.Ф., Виговська Н.Г., Малюга Н.М., Петренко Н.І. Контроль і ревізія: Підручник./ За ред. Ф.Ф. Бутинця.- Житомир: ПП «Рута», 2002. — 544
11.Бухгалтерський облікв торгівлі. Підручник для студентів вузів спеціальності 7.050106 „Облік і аудит”./За ред. Проф. Ф.Ф. Бутинця та доц. Н.М. Малюги. -2-ге вид., перероб. і доп. –Житомир: ПП „Рута”, 2003. — 576 с.
12.Гончарук Я.А., РудницькийВ.С. Аудит: Вид.2-ге перероблене та доповнене. – Львів: Оріяна-Нова, 2004. –292 с.
13.Грабова Н. М.Добровский В. Н. Бухгалтерский учет в производственных и торговых предприятиях2000. / Под редакцией Кужельного Н. В. – К.: А.С.К., 2001. – 624с.
14.Габрук Е. Расходы наоплату труда / Бухгалтерский учет и аудит – 2002, №4, с. 49-51.
15.Дикань Л. В. Контрольі ревізія: Навч. Посібник для студентів вузів – К.: Центр навчальної літератури2004 р.
16.Жила В.Г. Ревізія іаудит: Навч. посіб. — К.: МАУП, 1998. — 96 с.
17.Завгородний В. П.,Савченко В. Я. Бухгалтерский учет, контроль и аудит в условиях рынка. – К.:Блиц-информ, 1995. – 832с.
18. Івахненков С.В.Інформаційні технології в організації бухгалтерського обліку та аудиту. Навчальнийпосібник. К: Знання-Прес, 2004. – 349 с.
19. Контроль іревізія: Навч. посібник // Є.М.Романів, Р, Л. Хом'як, А. С. Мороз. В. В.Гресик. — Л.: Інтелект-захід, 2001.- 235с.
20. КостенкоТ.Д.,Підгора Є.О., Рижиков B.C., Панков В.А., Герасимов А.А., Ровенська В.В. Трудовіресурси і витрати на оплату праці: поняття, завдання й джерела інформаціїаналізу/ Бухгалтерія-бізнес — 2006, №19, с.32-36.
21.КулаковскаЛ.П. Основи аудиту: Навч. посібник для студентів вищіх закладів освіти // Л.П.Кулаковська Л.П., Піча Ю.В. -К.: Каравела, Львів: новий світ 2000, 2002.-504с.
22. Павлюк В.В.,Сердюк В.М. Контроль і ревізія Підручник. – К.: ЦНЛ, 2006. – 295с.
23.Савченко В.Я.Аудит: Навчальний посібник: Навчальне видання.- К.: КНЕУ, 2005.- 322 c.
24. Ткаченко Н. М. Бухгалтерськийфінансовий облік на підприємствах України. – К.: А.С.К., 2001. – 784с.
25. Усач Б.Ф. Аудит: Навчальний посібник. /Б.Ф. Усач.- 2-евид., стер.- К.Ж Знання-прес, 2003.-223с.
26. Усач Б.Ф. Контроль і ревізія: Підручник.- 6-те вид., стер.- К.: Знання Прес, 2005. — 253 с.
27. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. М: Инфра-М, 1996.– 176 с.

Приложения
Фактографическая информация, которая используется во время контролятрудовых ресурсов и ревизии операций относительно оплаты труда№п/п Название документа Содержание информации Использование информации в контрольно-ревизионном процессе 1. Приказ (распоряжение) о принятии на работу Порядок зачисления на работу постоянных, временных, сезонных работников Контроль принятия работников на работу, соблюдение трудового законодательства 2. Личная карточка Профессиональная и социальная характеристика работника Проверка качественных показателей работников 3. Приказ (распоряжение ) о перевод на другую работу, должность Порядок перемещения рабочих в пределах предприятия Проверка соблюдения трудового законодательства 4. Приказ о предоставлении отпуска Учет использования отпусков работниками То же 5. Приказ (распоряжение ) о прекращении трудового договора Порядок прекращения трудовых отношений с работниками Проверка соблюдения трудового законодательства 6. Табель учета использования рабочего времени и расчетов заработной платы Ежедневный учет использования рабочего времени Контроль использования рабочего времени 7. Расчетно-платежная ведомость Порядок начисления и выдачи заработной платы работникам Контроль оплаты труда 8. Лицевые счета работников Учет заработной платы работника за весь период работы на данном предприятии Контроль учета труда и ее оплаты 9. Наряды на выполнения работ и их оплату Учет выполнения работ и их оплата Контроль выполнения работ и их оплата 10. Сведения аналитического и синтетического учета по счету 66 «Расчеты по оплате труда» Учет заработной платы (оплаты труда) и расчетов с рабочими и служащими Контроль использования заработной платы (оплаты труда) и расчетов с рабочими и служащими
Тесты средств контроля№ Содержание ДА НЕТ 1. Применяются ли унифицированные первичные документы по учету личного состава: а) личные карточки на работающих (№ Т-2) + б) приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (№ Т-6) + в) приказ о переводе на другую работу (№ Т-5) + г) приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора + 1.1. Ведутся ли на работников трудовые книжки + 2. В документах, не являющихся унифицированными, имеются ли обязательные реквизиты: а) наименование документа + б) дата составления + в) наименование составившей его организации + г) содержание хозяйственной операции + 3. Заполнены ли обязательные реквизиты в документах + 4. Имеются ли незаверенные исправления в документах + 5. Существует ли приказ руководителя о перечне лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов + 6. Имеются ли все документы, подтверждающие правильность начисления заработной платы (приказы, договора, контракты, подлинность первичных документов, объем выполненных работ) + 7. Правильно ли составлено штатное расписание и оплата труда по штатному расписанию + 8. Правильны ли удержания из зарплаты + 9. Обоснованны ли начисления премий, вознаграждений, отпускных, подъемных; имеются ли подтверждающие эти начисления документы (решения, приказы) + 10. Достоверны ли и правильно ли составлены первичные документы + 11. Не включены ли в табель и другие документы вымышленные лица + 12. Не было ли повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам + 13. Нет ли в первичных документах и расчетных ведомостях арифметических ошибок + 14. Используются ли во всех случаях типовые документы и регистры учета + 15. Правильно ли отражаются на счетах операции по начислению и удержанию из заработной платы + 16. Сопоставимы ли записи аналитического учета по счетам 66 и 37 в части расчетов по исполнительным листам депонированной зарплате + 17. Организовано ли архивное хранение документов по аналитическому учету с работниками + 18. Применяются ли ПК при расчете заработной платы и удержаний из нее +


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансовая отчетность и ее анализ на примере ЗАО «…» (4 курс)
Реферат Cравнение методов начисления амортизации в целях бух.учета и в целях налогообложения
Реферат Управление Денежными потоками на примере Несвижского хлебозавода
Реферат Акцизный сбор
Реферат Экономика (2 задания)
Реферат Финансовые проблемы развития малого предприятия
Реферат Учебно-методический материал по экономике организации
Реферат Акционерный капитал и его структура
Реферат Управление результатами финансово-хозяйственной деятельности
Реферат Функциональная характеристика городского финансового отдела Украина
Реферат Экзаменационные вопросы по Экономической теории, раздел Микроэкономика на 2003-2004 учебный год
Реферат Ать свою книгу воспоминаний или точнее сказать, изложить свою жизнь на бумаге, у меня появлялись давно, я даже не могу сейчас точно сказать в какой год или день
Реферат Франчайзинг (коммерческая концессия)
Реферат Цели и методы регулирования естественных монополий
Реферат Cвободные экономические зоны