Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит затрат на осуществление капитального строительства

ВВЕДЕНИЕ
Эффективная организациясистемы учета расходов становится в настоящее время насущной проблемой многихстроительных предприятий, требующей оперативного решения. Необходимостьпланирования, четкого учета и контроля расходов на осуществление капитальногостроительства наряду с пониманием того, что деятельность строительныхорганизаций должна быть прозрачной, обусловили повышение требований к системе,позволяющей получить оперативную и достоверную информацию для принятиясоответствующих решений. Особенно остро испытывают потребность в такойинформации субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие финансированиекапитального строительства, т.е. предприятия-инвесторы. Также многиестроительные организации подпадают под экономический критерий деятельностипредприятия, по которому отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке.Востребованность контроля со стороны аудиторов за правильностью калькулированиярасходов на капитальное строительство позволяет говорить об актуальностирассматриваемого вопроса и о целесообразности выделения данного раздела аудитав качестве самостоятельной услуги.
К настоящему времени в Россиисформировался рынок аудиторских услуг, создана и совершенствуется нормативнаябаза аудита. В то же время существуют проблемы, связанные со структурой и функционированиемэтого сектора экономики. Одной из наиболее острых является отсутствие варсенале российских аудиторов определенного набора методик планирования ипроведения проверок, позволяющего снизить себестоимость и время проведенияработ. Таким образом, существует необходимость разработки, совершенствования идетализации методики проведения аудита затрат на осуществление капитальногостроительства, что делает рассматриваемую в работе тему еще более интересной иактуальной.
В настоящей работе рассмотренаудит затрат в строительстве на примере проведения всего спектра аудиторскихпроцедур от организации проверки до составления аудиторского заключения наоснове данных ОАО «Дагремстрой». Объектомаудиторской проверки являются калькуляционные расчеты по определениюсебестоимости строительно-монтажных работ.
Целью данной работыявляется изучение нормативной и методической базы по аудиту затрат встроительстве для выражения объективного мнения о достоверности ведения учета иформирования отчетных показателей по данному участку ОАО «Дагремстрой»

1. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ВСТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДАГРЕМСТРОЙ»
1.1 Требования,предъявляемые к первичной документации в строительных организациях
Согласно п. 1 ст. 9 гл. 2 ФЗ «О бухгалтерском учете» — «Всехозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформлятьсяоправдательными документами. Эти документы служат первичными учетнымидокументами, на основании которых ведется бухгалтерский учет». Из данногоопределения следует, что первичные документы служат основанием для ведениябухгалтерского учета, так как любая операция должна быть подтвержденасоответствующим документом. Так, поступление денег в кассу организацииподтверждается «приходным кассовым ордером», в котором обязательно указываютсячисло, лицо (либо организация) от которого поступили средства и сумма. Любойпервичный документ должен быть заверен предусмотренными подписямиматериально-ответственных лиц, в нашем случае, с «приходным кассовым ордером»необходимы подписи главного бухгалтера и кассира. Необходимо помнить, что врасходных документах обязательно должна присутствовать и подпись руководителяорганизации, либо лица уполномоченного на это (п 3 ст. 9 гл. 2 ФЗ «Обухгалтерском учете»).
Все первичные документы в организации можно классифицировать по следующейсхеме (рис 1.1).
По содержанию хозяйственных операций документы делятся наматериальные документы – отражают наличие и движение средств и предметов труда.К ним относятся основные акты (накладные) приема – передачи и списания основныхсредств, нематериальных активов, документы на оприходование и списаниематериальных ценностей, счета-фактуры, накладные и др. Денежные – отражаютдвижение денежных средств. Например: чеки, выписки банка, приходные и расходныекассовые ордера и др. Расчетные – отражают расчеты организация с юридическими ифизическими лицами. Например: платежные поручения, расчетно-платежныеведомости. По способу отражения операций документы бывают разовые – применяютсяодин раз для отражения одной или нескольких операций. После составления разовыйдокумент поступает в бухгалтерию и служит основанием для отражения в учете.Накопительные документы – составляются за определенный период для отраженияоднородных повторяющихся операций. В конце периода подсчитываются итоги дляпоказателей, которые служат основанием для учетных записей. Например:лимитно-заборные карты, месячные наряды и др.
По месту составлениядокументы бывают внутренними, которые составляются для отражения внутреннихопераций организация. Например: кассовые приходные и расходные ордера, акты,расчетно-платежные ведомости и др. Внешние документы – составляются запределами данного организация и поступают к нему в оформленном виде. Например:счета-фактуры, выписка из банка, товарно-транспортные накладные и др.
/>
Рис.1.1 — Классификация первичных документов
По порядку заполнения:документы, заполняемые вручную или с использованием ЭВМ, т.е. автоматическоеформирование первичного документа в момент отражения хозяйственной операции винформационной системе организация.
Любые бухгалтерские документыдолжны отвечать требованиям двух основных нормативных актов – вышеупомянутогоФЗ «О бухгалтерском учете» и требованиям, изложенным в «Положении по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» вкотором в частности подробно изложены требования к первичной документации.
Согласно п. 13 гл 2«Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации» первичные учетные документы должны содержать следующие обязательныереквизиты:
- наименование документа (формы), код формы;
- дату составления; наименование организации, от имени которой составлендокумент;
- содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (внатуральном и денежном выражении);
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственнойоперации и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включаяслучаи создания документов с применением средств вычислительной техники).
Первичные учетные документыпринимаются к учету только в том случае, если они составлены по форме,содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетнойдокументации. Если документ утвержден самой организацией, и его форма нестандартизирована, то он должен содержать обязательные реквизиты в соответствиис требованиями п. 13 гл. 2 «Положения по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
Перечень лиц, имеющих правоподписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации посогласованию с главным бухгалтером.
Без подписи главногобухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы,финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должныприниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемыхруководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформлениякоторых определяются отдельными указаниями Министерства финансов РоссийскойФедерации). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы,оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договорыи договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. В случаеразногласий между руководителем организации и главным бухгалтером поосуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы поним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителяорганизации, который несет всю полноту ответственности за последствияосуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет ибухгалтерскую отчетность.Первичный учетный документ должен быть составлен в моментсовершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции.
Внесение исправлений вкассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетныедокументы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами,составившими и подписавшим эти документы, что должно быть подтвержденоподписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений. Для осуществленияконтроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основепервичных учетных документов могут составляться сводные учетные документы. Первичныеи сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителяхинформации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счеткопии таких документов на бумажных носителях для других участниковхозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контрольв соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Вышеперечисленные требования,предъявляемые к первичным учетным документам, относятся к общим требованиям и кобщим формам документов на всех предприятиях. Однако, почти для каждой отраслиустановлены специфические формы первичных документов. Целью данной работыявляется изучение особенностей аудита строительных организаций, соответственнобудут рассмотрены специфичные для этой отрасли первичные документы.
В число первичных учетныхдокументов по учету работ в капитальном строительстве входят следующиеунифицированные формы, а именно:
- акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2);
- справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3);
- общий журнал работ (форма N КС-6);
- журнал учета выполненных работ (форма N КС-6а);
- акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения (форма NКС-8);
- акт о разборке временных (нетитульных) сооружений (форма N КС-9);
- акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, сооружений инасаждений (форма N КС-10);
- акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11);
- акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией(форма N КС-14);
- акт о приостановлении строительства (форма N КС-17);
- акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленномустроительству (форма N КС-18).
Как сказано в пункте 4 статьи753 ГК РФ, сдача результата работ подрядчиком и приемка их заказчикомоформляются актом, подписанным обеими сторонами. В качестве такого актаиспользуется форма N КС-2 «Акт о приемке выполненных работ». Этот актприменяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работпроизводственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт заполняетсяна основании данных журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а) внеобходимом количестве экземпляров. Затем он подписывается представителямизаказчика и генподрядчика (или генподрядчика и субподрядчика). На основанииданных Акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2) заполняется Справка остоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3).Один экземпляр справкисоставляется для подрядчика, второй — для заказчика (застройщика,генподрядчика). В адрес финансирующего банка и инвестора форма N КС-3представляется по требованию. Выполненные работы и затраты в Справке отражаютсяпо договорной стоимости. В стоимость выполненных работ и затрат включаетсястоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, а также прочиезатраты, не включаемые в единичные расценки на строительные работы и в ценникина монтажные работы. Например, такие как рост стоимости материалов, заработнойплаты, тарифов, расходы на эксплуатацию машин и механизмов, дополнительныезатраты при производстве работ в зимнее время, средства на выплату надбавок заподвижной и разъездной характер работы, надбавки за работу в районе КрайнегоСевера и в приравненных к нему местностях, изменение условий организациистроительства. В графе 4 стоимость работ и затрат указывается нарастающимитогом с начала выполнения работ, включая отчетный период. В графе 5 стоимостьработ и затрат указывается нарастающим итогом с начала года, включая отчетныйпериод. В графе 6 выделяются данные за отчетный период. Данные приводятся вцелом по стройке с выделением данных по каждому входящему в ее состав объекту(пусковому комплексу, этапу). В Справке по требованию заказчика или инвестораприводятся данные по видам оборудования, относящегося к стройке (пусковомукомплексу, этапу), к монтажу которого приступили в отчетном периоде. При этом вграфе 2 указываются наименование и модель оборудования, а в графах 4, 5, 6 — данные о выполненных монтажных работах. По строке «Итого» отражаетсясумма работ и затрат без учета НДС. Отдельной строкой указывается сумма НДС. Построке «Всего» указывается стоимость выполненных работ и затрат сучетом НДС.
Организация по своемуусмотрению может вносить в формы N КС-2 и N КС-3 дополнительные реквизиты. Этонеобходимо предусмотреть в организационно-распорядительных документахорганизации, например, утвердить приказом руководителя. Удалять реквизиты изунифицированных форм нельзя.
Рассматриваемое в работе предприятие ОАО «Дагремстрой» (далее ОАО «ДРС»)имеет форму открытого акционерного общества. Юридический адрес: «РФ, РД,г. Махачкала, Юго-Восточная промзона, Производственная база РСП337010, г.Махачкала п/я 3» Цель общества, согласно егоУставу – получение прибыли, любыми не запрещенными законом видами деятельности.Основными из которых являются:
- Строительно-монтажныеработы
- Производствостроительных материалов и изделий
- Электротехническиеработы
- Инжиниринговыеработы
Отдельные видыдеятельности ОАО «ДРС» подлежат лицензированию:
- строительствозданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии сгосударственным стандартом
- проектированиезданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии сгосударственным стандартом
- проектированиезданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственнымстандартом.
Т.к на территории административного здания ОАО «ДРС»находится котельная, т
На ОАО «ДРС» никакихдополнительных учетных форм не применяется. Приказом №2635 от 16.07.07установлен круг лиц, имеющих право подписи первичных документов за руководителяи главного бухгалтера с соответствующими доверенностями.
1.2 Бухгалтерский учет встроительных организациях
В своей деятельности строительные организации использую большоеколичество материально производственных запасов различного рода и номенклатур. Встроительных организациях учет материальных ценностей ведется в соответствии сПоложением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов»ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 09.06.2001 №44н.
Бухгалтерский учет материаловведется на счете 10 «Материалы», к которому открываются субсчета:
1. Сырье и материалы
2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали
3. Топливо
4. Тара и тарные материалы
5. Запасные части
6. Прочие материалы
7. Материалы, переданные в переработку на сторону
8. Строительные материалы
9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности
10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе
11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.
В составе материальных ценностейстроительных организаций учитывается приобретенная специальная одежда,специальная обувь и защитные приспособления. Субсчет 10-10 «Специальнаяоснастка и специальная одежда на складе» предназначен для учета поступления,наличия и движения специального инструмента, специальных приспособлений,специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складахорганизации или в иных местах хранения. На субсчете 10-11 «Специальная оснасткаи специальная одежда в эксплуатации» учитывается поступление и наличиеспециального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудованияи специальной одежды в эксплуатации (при производстве продукции, выполненииработ, оказании услуг, для управленческих нужд организации). По кредитусубсчета 10-11 отражается погашение (перенос) стоимости специальногоинструмента, специальных приспособлений, специального оборудования испециальной одежды на себестоимость продукции (работ, услуг) в корреспонденциис дебетом счетов учета затрат. Списание остаточной стоимости объектов при ихдосрочном выбытии отражается в корреспонденции с дебетом счета 91 «Прочиедоходы и расходы». В соответствии с приказом Минфина РФ «Об утвержденииМетодических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента,специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды» от26 декабря 2002 №135н стоимость спецодежды погашается линейным способом исходяиз срока полезного использования спецодежды.
Системы и методы учетаматериалов во многом зависят от способа их хранения. Существуют следующие видыскладов:
- центральный (базисный);
- приобъектный
Передача материалов сцентрального склада на приобъектный склад не считается расходом материалов иотражается в учете как внутреннее перемещение.
На складах различаютсяследующие условия хранения материалов:
- открытое;
- полузакрытое;
- закрытое хранение.
Открытое хранение допускаетсядля материалов, устойчивых к погодным условиям, а также для тех, хранениекоторых в помещении нецелесообразно или невозможно (гравий, песок, кирпич).Полузакрытое хранение подразумевает размещение материальных ценностей вбункерах и резервуарах. Закрытому хранению соответствуют территории складскихпомещений.
В строительном производствесистема учета материалов может быть:
- непрерывной;
- периодической.
В основе системы непрерывногоучета лежит оперативно бухгалтерский (сальдовый) метод, который используетсяпри закрытом способе хранения. Расход материалов определяется с помощьюкарточек, на которых ежедневно отражается их движение.
В основе периодического учетасистемы лежит инвентаризация, т.е. количество израсходованных материаловоткрытого хранения определяют на основании данных инвентаризации, проводимойежемесячно по окончании месяца.
Расход материалов за месяцможно определить по формуле (1.1) уравнения материального баланса:
/> (1.1)
Где:
Рм — расход материалов;
Ок — остаток материалов наконец месяца;
Он — остаток материалов наначало месяца;
Пм — приход материалов замесяц.
Материалы отпускаются впроизводство на основании лимитно-заборных карт (М-8), требований-накладных(М-11) по объему, весу, площади и счету с указанием кодов заказов, объектов строительства,видов работ, для производства которых они были отпущены, в строгом соответствиис разрабатываемыми строительной организацией и утверждаемыми ежегодно нормамирасхода ресурсов.
Конструкции и детали в видетехнологических комплектов завозятся на строительные площадки на основаниикомплектовочных карт в соответствии с графиками производства работ.
В строительстве такжеиспользуется ряд специфических документов:
- материальные отчеты, составляемые каждым материально ответственным лицом(прорабом, начальником строительного участка), используются для списанияматериалов на производство (форма М-19);
- отчеты о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении срасходом, определенным по производственным нормам (форма М-29);
- журналы учета выполненных работ по каждому выполненному объектустроительства (форма КС-6).
Материалы отпускаются впроизводство по производственным нормам; при этом возможны отклонения от норм,которые могут быть вызваны заменой одного материала другим, сверхлимитным отпуском.При замене материала оформляется требование на замену. К сверхлимитному отпускуматериалов относится дополнительный отпуск, связанный с исправлением иливозмещением брака и покрытием перерасхода материалов. Отклонения должны бытьоформлены сигнальными документами, которые прилагаются к материальным отчетам. Вцелях организации правильного учета, анализа и обобщения причин отклоненийразрабатываются группировки причин этих отклонений, а также перечень служб,отделов, деятельность которых может оказать влияние на возникновениеотклонений. В зависимости от метода их выявления различают два вида отклоненийот норм:
- документированные
- недокументированные
Документированные отклонениясвязаны с отклонениями от норм расхода по количеству в натуральном выражении.Они оформляются сигнальными документами. На основании сигнальных документовподотчетные лица должны составлять и представлять руководству строительнойорганизации рапорт об отклонениях с необходимыми обоснованиями и намечаемымимерами по ликвидации отклонений. Обоснованный перерасход материалов поколичеству, разрешенный руководителем строительной организации, подлежитсписанию на затраты. При необоснованности расхода материалов перерасходподлежит возмещению за счет виновных лиц.
Недокументированныеотклонения связаны с изменением цен. На эти отклонения никаких документов впериод текущего учета не составляется.
Материалы оцениваются пофактической себестоимости приобретения, в которую включаются затраты надоставку до приобъектного склада.
При отпуске материалов впроизводство или ином их выбытии оценка материалов, производится одним изследующих способов, закрепленном в учетной политике предприятия:
- по себестоимости каждой единицы материалов;
- по средней себестоимости;
- ФИФО.

2. ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ВСТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДАГРЕМСТРОЙ»
2.1 Особенности аудита в строительных организациях
Особенности аудита строительных организации обусловлены спецификойценообразования в отрасли и учета себестоимости строительных работ, а такжедостаточно сложной, обычно многоступенчатой, системой расчетов междуучастниками строительства объекта недвижимости. Эффективная организация системыучета расходов – насущная проблема многих строительных организаций. Развитиеаудита в строительстве вызвано необходимостью планирования, учета и контролярасходов на капитальное строительство. С учетом того, что деятельностьстроительных организаций должна быть прозрачной, возрастают требования ксистеме, которая должна обеспечивать получение оперативной и достовернойинформации для принятия соответствующих решений. Особенно острую потребность вподобной информации испытывают субъекты, финансирующие капитальноестроительство, т.е. инвесторы. Оказать помощь в решении этих проблем – задачааудита строительных организаций (компаний). Аудит строительных организацийпроводится с учетом общих принципов, однако он имеет ряд особенностей. Взависимости от поставленных задач, выделяют следующие варианты проверки:
- проверкаот имени инвестора деятельности заказчика или подрядчика;
- проверкаот имени застройщика (инвестора и заказчика в одном лице) результатовдеятельности подрядчика и расчетов с ним;
- проверкаот имени головной компании строительной деятельности филиалов;
- комплекснаяпроверка достоверности отчетности строительной организации в рамкахобязательного аудита.
Аудит в строительстветребует повышенного внимания к определенным процедурам. При проведении аудитастроительных организаций специалисты делают акцент на следующих направлениях:
- оценкасохранности (возможно проведение инвентаризации) материальных ценностей
- проверкаправильности формирования стоимости материалов при их списании на производствостроительных работ;
- проверка объемов выполненныхстроительно-монтажных работ, которая осуществляется при участии винвентаризации строительных объектов аудитора путем сопоставления полученныхрезультатов с актами на выполнение строительно-монтажных работ (форма № КС-2,форма № 26). В рамках данной процедуры по взаимному согласию сторон допускаетсяпривлечение эксперта. Специфическим вопросом при аудите подрядных строительныхорганизаций является рассмотрение особенностей формирования себестоимостистроительных работ. На любом предприятии вопрос учета затрат и формированиясебестоимости является центральным и наиболее трудоемким, а для целей аудита всфере строительства представляется наиболее интересным.
Целью проверки затрат встроительных организациях является:
- проверка законности отнесения затрат на производство строительных работ;
- правильности документального отражения затрат;
- неизменности выбранного на год метода учета затрат и калькулирования;
- распределения затрат между отдельными объектами строительства инезавершенным производством строительных работ;
- списания сумм накладных расходов и способов их распределения;
- включение в себестоимость различных видов расходов (на оплатукомандировок, рекламу, подготовку кадров представительских расходов).
Задачами проверки учетазатрат являются:
- определению правильности включения в расходы отдельных составляющихэлементов;
- определению права собственности на строительные материалы, машины имеханизмы;
- оценке основных и оборотных средств, используемых на капитальноестроительство;
- оценке достоверности исчисленной себестоимости строительства объектов;
- проверке правильности составленной корреспонденции счетов.
- оценка обоснованности применяемого метода учета затрат, вариантасводного учета затрат, методов распределения общепроизводственных иобщехозяйственных расходов;
- подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых инакладных (косвенных) расходов;
- арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводногоучета.
Аудиторскую проверкузатрат в условиях ОАО «ДРС» можно условно разделить на 4 этапа:
1 этап— подготовительный. На этом этапе производится изучение потребностей клиента,подготавливается информация о нем, составляются документы, определяющие цели изадачи аудиторской фирмы, а также перечень оказываемых аудиторских услуг.Завершается этап заключением договора. На данном этапе производится изучениеорганизационных и технологических особенностей «Строительной организации», аименно анализ учредительных документов, планов и сметной документации,визуальный осмотр строительных объектов. Подготовительный этап частичнозатрагивает стадию предварительного планирования аудита. Для полученияинформации об организации для обеспечения дальнейшего планирования можноиспользовать следующую систему тестирования строительной организации:
Таблица2.1: Тесты проверки состояния финансово-хозяйственной деятельности строительнойорганизации на примере ОАО «ДРС»№ п\п Вопрос Варианты ответов Ответ 1. Каким образом можно охарактеризовать степень выполнения фирмой договорных обязательств перед заказчиками и инвесторами?
1.Работы выполняются в срок в соответствии с договорными обязательствами.
2.Выполнение работ связано с определенными трудностями.
3. Работы выполняются с нарушением договорных обязательств.
*
Да
Да 2.
Какова обеспеченность про-
грамм работ утвержденной
проектно-сметной документацией?
1.Более 95%
2.95-85%
3.Менее 85%
*
*
Да 3 Каким образом можно охарактеризовать степень выполнения договорных обязательств субподрядными организациями?
1.Работы выполняются в срок в соответствии с договорными обязательствами.
2.Выполнение работ связано с определенными трудностями.
3.Работы не могут быть выполнены по каким-либо причинам.
*
Да
Да 4
В какой степени используются
производственные мощности
организации?
1. Более 80%
2. 80-50%
3. Менее 50%
*
Да
* 5
Какова система технического
контроля качества выполнения
строительно-монтажных работ?
1. Высокий уровень контроля.
2. Средний уровень контроля.
3. Низкий уровень контроля.
Да
*
*
На основе информации анкетныхлистов теста (табл. 2.1) аудитору следует изучить особенности финансово-хозяйственнойдеятельности строительной организации по следующим направлениям: степеньвыполнения договорных обязательств; уровень использования имеющихсяпроизводственных мощностей; состояние строительного задела; уровень ритмичностипроизводства; качество выполняемых строительных работ.
Количественный критерийвариантов ответов: 5—7 — низкий уровень аудиторского риска; 7—10 — среднийуровень аудиторского риска; 10—15 — высокий уровень аудиторского риска. Дляответов на вопросы тестов используются следующие источники информации:утвержденная проектно-сметная документация; заключенные договоры подряда исубподряда; паспорт организации; журналы производства работ на объектахстроительства (ф. КС-6); нормы продолжительности и задела в строительстве; актыприемки-сдачи выполненных работ (ф. КС-2); акты инвентаризации незавершенногостроительного производства (ф. КС-7); справка об остатках незавершенногостроительного производства (ф. 3); акты и дефектные ведомости по некачественновыполненным работам, бухгалтерская отчетность. На втором этапе, в соответствиисо стандартами аудита необходимо определить уровни существенности, аудиторскиериски, а также рассчитать величину выборки. Кроме того, формируется общий плани сводная программа аудита. Согласно федеральному правилу (стандарту) № 3«Планирование аудита» предполагается разработка общей стратегии и детальногоподхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторскихпроцедур.
Планирование аудитаосуществляется поэтапно:
1. предварительное планирование;
2. сбор общих сведений об экономическом субъекте;
3. оценка существенности и аудиторского риска;
4. разработка общего плана и программы аудита.
В результате планированияаудита рассматриваемого участка учета должны быть составлены:
- общий план аудита затрат с определением объемов, графика и срокапроверки того или иного объекта;
- аудиторская программа аудита затрат «Строительной организации» сустановленными объемами, видами и алгоритмом проведения аудиторских процедур.
Третий этап – непосредственнопроведение аудита. Один из самых сложных и трудоемких этапов. На данном этапе производится классификация выбранныхразделов аудита. Для каждого из разделов аудита составлена программа работ,представляющая собой перечень всех необходимых аудиторских процедур. Аудитзатрат в «Строительной организации» логично проводить в разрезе следующихнаправлений:
- проверка использования материальных ресурсов в строительстве;
- проверка операций по содержанию и эксплуатации строительных машин имеханизмов;
- проверка расходов на оплату труда;
- проверка накладных расходов;
- проверка расчетов с субподрядчиками;
- проверка классификации, группировки и распределения затрат;
- проверка учета остатков незавершенного производства строительных работ.
На данном этапе особоевнимание следует уделяить контролю применяемых методов учета затрат,документальной обоснованности, законности и экономической целесообразностиотдельных видов затрат, арифметическому контролю расчетов по формированиюсебестоимости и проверке взаимно корреспондирующих счетов. 4 этап завершаетсобой проведение аудита и является заключительным. Это этап включает формирование пакета рабочих документов, составлениеаудиторского заключения. Совместно с рабочей документацией его представляютруководителю проверки.
2.2 Подготовительный этап аудиторской проверки на примере ОАО «ДРС»
Итак, согласно пункту 2.1 данной работы, на первом этапе ведетсяподготовительная работа с клиентом, в частности проводится проверка учетнойдокументации, договоров и т. д. Результаты приведены в таблице 2.1. Результат –7 ответов, что говорит о среднем уровне аудиторского риска. Так, в результатепроверки договоров с заказчиками были выявлены следующие нарушения: Договор№67546 с ОАО «Дагэнерго» на постройку подстанции в селе Шали устанавливаетсроки окончания работ, а именно 12.03.2008, тогда как работы были завершены17.11.2008 (согласно актам сдачи объектов строительства, актов о приемкевыполненных работ и т.д.); Договор №6754212 с ОАО «Карбид» на постройку ангаровдолжен был быть завершен 14.10.2008, тогда как сдан, согласно документам только28.10.2009г. В проектно сметной документации утверждены работы на 11.11.2008год по строительству многоквартирного дома в г. Черкесск, которые на настоящиймомент еще не начаты. Относительно субподрядных организаций: есть трудности соплатой услуг субподрядчиков, так, с ООО «Фундамент» был подписан договор навыполнение работ по гидроизоляции фундамента. В обязательства ОАО «ДРС»входило: подготовить фундамент к гидроизоляции 21.03.2008. Фундамент былподготовлен для работ ООО «Фундамент» лишь 5.04.2008, соответственно срокивыполнения работ субподрядчиком затянулись. Производственные мощностииспользуются достаточно эффективно, однако есть моменты простоя ОС. Так,экскаваторы ковшевые (инвент. № 465, 485, 567) находящиеся на балансе ОАО «ДРС»находятся в простое, тогда как аналогичный им экскаватор, использовавшийся пристроительстве ангаров для ООО «Карбид» в процессе работ был сломан, из за чегосрок сдачи ангаров затянулся. Можно сделать вывод о неэффективном использованииОС. Контроль за выполнением строительно-монтажных работ возложен на отделконтроля качества ОАО «ДРС». В работе данного отдела частично используются АРМ,приборы проверки качество смесей, сварных швов и т. д. Для оценки рискасредств контроля применим систему тестов, представленную в таблице 2.2. Данныеполучены в результате устного опроса главного бухгалтера ОАО «ДРС»

Таблица2.2: Анкета тестов проверки системы внутреннего контроля ОАО «ДРС»№ п/п Содержание вопросов Ответы Да Нет 1 Обеспечение надежной информацией для принятия управленческих решений 1.1
Учет затрат на производство строительно-монтажных работ ведется:
а) по объектам строительства — центрам возникновения затрат;
б) по центрам ответственности X 1.2 Ведется ли учет накладных расходов по центрам ответственности? Х 1.3 Ведется ли учет производственных запасов по материально-ответственным лицам, с которыми закреплены договоры о материальной ответственности? X 1.4 Ведется ли учет основных производственных средств по объектам и местам эксплуатации? X 2 Контрольная среда 2.1
Администрация характеризуется стилем управления:
а) неповоротливым;
б) бюрократическим;
в) энергичным;
 г) агрессивным. X 2.2 Определены ли объекты и субъекты контроля? X 2.3 В должностных инструкциях определены ли контрольные функции субъектов контроля? X 2.4. Определена ли организационная структура экономического субъекта? X 2.5. Имеется ли служба внутреннего аудита? X 2.6. Имеется ли приказ на установление лиц, имеющих право получать денежные средства в подотчет для осуществления хозяйственных операций? X 2.7 Имеется ли приказ на установление лиц, имеющих право на осуществление операций с активами? X 2.8 Имеются ли должностные инструкции бухгалтеров, в которых распределено отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете? X Продолжение таблицы 2.2. 3 Применяемые процедуры внутреннего контроля 3.1 Пересчитываются ли счета-фактуры, полученные от поставщиков, а также выписанные заказчикам? X 3.2 Проводятся ли внезапные проверки наличности денежных средств в кассе, наличия производственных запасов? X 3.3 Сопоставляется ли фактический расход строительных материалов с нормами, предусмотренными проектно сметной документацией? X 3.4 Осуществляются ли встречные сверки с организациями поставщиками на предмет подтверждения достоверности отпущенных и оприходованных строительных материалом? X 3.5 Систематически ли осуществляется анализ исполнения бюджетов организации? X 3.6 Выявляются ли отклонения, причины и виновники этих отклонений? X
По данным табл. 2.2проведенного опроса можно сделать вывод, что надежность системы внутреннегоконтроля ОАО «ДРС» находится на среднем уровне. (18 вопросов, положительных 15,в % — 83%). Поэтому в программе аудита будет предусмотрен ряд процедур аудита,позволяющих убедиться в отсутствии искажений в регистрах учета по счетамзатрат.
В свою очередь, для оценкивнутрихозяйственного риска по участку учета затрат разработана систематестирования, рассматривающая только материальные затраты и затраты на оплатутруда. Такой подход объясняется:
- система учета ОАО «ДРС» организована со средним (стремящимся к высокому)проявлением контрольной функции;
- практика аудиторских проверок показывает, что данные элементы затрат наиболеезначимы при производстве строительных работ и по ним наблюдается наибольшеечисло искажений.
Тесты оценки внутрихозяйственного риска по участкам затрат представлены втаблице 2.3, 2.4.
Таблица2.3: Анкетатестов проверки оборотов и сальдо по счетам учета материальных расходов наосуществление капитального строительства ООО «Строительная организация»№ п/п Содержание вопроса Содержание ответа Уровень Примечание 1.
Оценка правильности классификации МПЗ на соответствующие группы
учета Не выделена в группу классификация МПЗ собственной доставки 2 2. Контроль соответствия выбранного в учетной политике метода оценки и учета МПЗ методу, применяемому на практике Применяется метод ФИФО 2 Аудитору следует дать рекомендации по использованию альтернативных вариантов оценки МПЗ 3. Наличие проекта постановки и учетных работ по учету МПЗ Учет автоматизирован 3 4. Правильность соблюдения принятой методики распределения отклонений от учетных цен Учет отклонений не ведется 5. Организация аналитического учета МПЗ Полный перечень субсчетов 3 6. Периодичность сдачи в бухгалтерию отчетов о движении материальных ценностей Еженедельно, есть задержки 2 7. Наличие и правильность оформления актов на списание МПЗ Наличие актов списания МПЗ, утвержденных комиссией 3 8. Периодичность сверки данных аналитического и синтетического учета Непериодично 2 9. Проверка правильности отражения результатов инвентаризации МПЗ Правильно 3 10. Периодичность проведения инвентаризации МПЗ Периодично ежеквартально 3 11. Обоснованность возмещения НДС при оприходовании материальных ценностей Не всегда есть оформленные надлежащим образом с/ф 2 ИТОГО: 25
Для оценки уровняиспользуется систем цифр: 0 – учет вообще отсутствует; 1 – низкий уровень учет;2 – средний; 3 – высокий уровень учета. В качестве приблизительного ориентираиспользуют следующие показатели уровня состояния учета: 0 — учет отсутствует; 0- 15 — низкий уровень учета; 16 — 23 — средний уровень учета; 24 — 33 — высокийуровень учета.
Таблица.2.4.Анкета тестов по проверке правильности отражения в учете операций по оплатетруда ООО «Строительная организация»№ п/п Содержание тестов Ответы Значение тестов Да Нет 1. Составляется ли контрольный файл сумм начисленной оплаты по первичным документам со сводом по начислению и распределению оплаты труда? X Оплата труда контролируется, уменьшается риск средств контроля 2. Подписывает ли начальник участка наряды на выполненные работы? X Производительность труда контролируется, уменьшается риск средств контроля 3. Разработаны ли типичные корреспонденции счетов для наиболее характерных операций по начислению и удержанию оплаты труда? X Начисление оплаты труда контролируется, уменьшается риск средств контроля 4. Сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными счетов по социальному страхованию, пенсионному фонду? X Начисление оплаты труда контролируется, уменьшается риск средств контроля 5. Производится ли оплата труда через учреждение банка? X Уменьшается внутрихозяйственный риск 6. Подписывают ли лица ведомости на выдачу заработной платы и чеки на получение заработной платы, которые не составляют такие ведомости и не хранят денежную наличность? X Уменьшается внутрихозяйственный риск 7. На время предоставления отпусков передается ли исполнение обязанностей другим лицам? X Увеличивается риск необнаружения 8. Представляет ли отдел кадров списки в бухгалтерию на уволенных работников? X Уменьшается внутрихозяйственный риск 9. Подписывает ли отдел кадров ведомости на выплату заработной платы? X 10. Депонируется ли и учитывается на сч. 76, субсчет «Депонированная оплата труда» заработная плата, не полученная работником? X Уменьшается внутрихозяйственный риск 11. Определяются ли штатным расписанием, положением об оплате труда должностные оклады, тарифные ставки, расценки? X Руководителем утверждаются ставки оплаты труда, уменьшается внутрихозяйственный риск 12. Передаются ли в бухгалтерию отделом кадров приказы о вновь принятых в организацию работниках? X Учтенные операции реальны и документированы, уменьшают риск необнаружения
По итогам проведенных тестов(табл. 2.3-2.4) можно сделать вывод, о том что учет ведется на высоком уровне ивнутрихозяйственный риск низкий.
В связи с тем, что рисксредств контроля средний (стремящийся к низкому), внутрихозяйственный рискнизкий, то риск необнаружения можно оценить как высокий. Это объясняется тем,что при проверке будет рассмотрено меньше документов, т.к. аудитор признал, чтосистеме внутреннего контроля и учета можно доверять с большой долейвероятности.
Такое значение всехсоставляющих риска свидетельствует о высоком аудиторском риске. Оценка уровнясущественности производится на основании отчетности ОАО «ДРС» (Приложение 1) ипредставляется в табличной форме (табл. 2.5) с использованием системы базовыхпоказателей:
Таблица2.5: Расчет уровня существенности на ОАО «ДРС»Базовый показатель Источник информации Значение базового показателя, тыс. руб. Уровень существенности, % Сумма уровня существенности, тыс. руб. 1.Нераспределенная прибыль стр. 470 Ф №1 28076 5 1404 2. Выручка без НДС стр. 010 Ф №2 473629 2 9472 3. Валюта баланса стр. 300 Ф №1 306351 2 6127 4.Собственный капитал стр. 490 Ф №1 44041 10 4404 5. Общие затраты стр. 020 + стр. 040 Ф №2 454684 2 9093 Итого: 30500
1. Расчет среднестатистического значения уровня существенности:
30500/5=6100
2. Расчет отклонения наименьшего значения уровня существенности отсреднего в %-х:
(6100 – 1404)/6100*100%= 77%
3. Расчет отклонения наибольшего значения уровня существенности отсреднего в %-х:
(9472-6100)/6100*100%=155,3%
Требованиястандарта не выполняются, т.к. отклонение среднего значения составляет более20%. Рассчитываем новое среднее значение,:
(6127+4404+9093)/3=6541т.р.
(6541-4404)/6541*100%= 32%
Условиестандарта «Существенность в аудите» опять не выполняются. Соответственно зауровень существенности берем наименьшее значение – 1404 т.р. Следующим этапомпланирования является разработка общего плана и программы аудита с учетомвеличины аудиторского риска (табл. 2.6).

Таблица2.6 План программы аудита затрат на ОАО «ДРС»№ п/п Планируемые виды работ 1.
Проверка расчетов с субподрядчиками
Документы для проверки: договора строительного подряда заключенные с субподрядчиками; регистры бухгалтерского учета по счету 20
Аудиторские процедуры: инспектирование (проверка записей, документов); пересчет (проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях и выполнение аудитором самостоятельных расчетов). 2.
Проверка материальных затрат на осуществление капитального строительства.
Документы для проверки: производственные нормы расхода основных строительных материалов, разрабатываемые непосредственно строительной организацией и утверждаемые ежегодно ее руководителем; журнал учета выполненных работ по форме N КС-6 по каждому объекту строительства; материальные отчеты (форма N М-19) по материально ответственному лицу — производителю работ, начальнику строительного участка; форма N М-29 — ежемесячный отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам; регистры бухгалтерского учета по счету 10.
Аудиторские процедуры: инспектирование 3.
Проверка операций по учету расчетов по оплате труда.
Документы для проверки: положения об оплате труда и премировании, разработанные и утвержденные организацией; наряды на выполнение работ; штатное расписание управленческого и линейного персонала организации; табелями учета использования рабочего времени; налоговые карточки; расчетно-платежными или расчетными ведомостями; приказы организации о приеме и увольнении работников, на выплату премий; регистры бухгалтерского и налогового учета по счету 70.
Аудиторские процедуры: инспектирование; пересчет. 4.
Проверка операций по использованию строительных машин и механизмов
Документы для проверки: договоры на оказание транспортных услуг или выполнение субподрядных строительно-монтажных работ; сменные рапорта о работе машин и механизмов; путевые листы; корешки путевых листов (при оказании услуг сторонней организацией); авансовые отчеты (если ГСМ приобретались за наличный расчет; заправочные ведомости; акты на установку и списание, запчастей; расчеты начисления амортизации, регистры бухгалтерского учета по счету 25
Аудиторские процедуры: инспектирование 5.
Проверка накладных расходов
Документы для проверки: положения об оплате труда и премировании, разработанные и утвержденные организацией; наряды на выполнение работ (при сдельной оплате труда); штатное расписание управленческого и линейного персонала организации; табеля учета использования рабочего времени; налоговые карточки; расчетно-платежные или расчетные ведомости; приказы организации о приеме и увольнении работников, на выплату премий; регистры бухгалтерского учета по счету 26
 Аудиторские процедуры: инспектирование; пересчет 6.
Проверка учета остатков незавершенного производства строительных работ
Документы для проверки: регистры аналитического и синтетического учета по счету 20; регистры налогового учета и другие документы, необходимые для проведения аудита.
Аудиторские процедуры: инспектирование, пересчет. 7.
Проверка выполненных строительно-монтажных работ и калькулирования инвентарной стоимости готового строительного объекта
Документы для проверки: регистры аналитического и синтетического учета по счетам: 20;25;26; регистры налогового учета
Аудиторские процедуры: инспектирование; пересчет.
Переченьвопросов, включенных в программу проверки затрат на осуществление капитальногостроительства, разработан с учетом всех факторов, оказывающих влияние наформирование отдельных элементов сальдо.
Таблица2.7: Программа аудита затрат ОАО «ДРС»

п/п Наименование и содержание аудиторских процедур Метод получения аудиторских доказательств Источники информации, рабочие документы аудитора 1. Проверка состояния технического контроля (надзора) за строительным процессом Проверка документов, устный опрос персонала Договора, приказы 2. Сравнение динамики статей баланса «Незавершенное строительство» и «Основные средства» Аналитические процедуры Анализ счета 01 и 08 (обороты по данным четам) 3. Проверка расчетов с субподрядчиками и поставщиками 3.1
Проверка расчетов с поставщиками оборудования, подрядными, проектными и другими
организациями Сканирование Сопоставление данных анализа счета 60,76 по субконто, Главной книги по счетам 07, 08; 3.2 Сравнение фактических и плановых показателей, исчисление удельного веса отдельных видов капитальных затрат в их совокупной величине Аналитические процедуры Сметы, анализ счета 60 «Субподрядчики» 3.3 Проверка информации о реальности остатков счетов кредиторской задолженности Подтверждение Письменный или устный запрос у третьей стороны по поводу задолженности 3.4 Проверка реальности задолженности и соответствия объемов выполненных работ по документам и по факту Инвентаризация расчетов 4. Проверка материальных затрат на осуществление капитального строительства 4.1 Проверка наличия договоров о материальной ответственности Проверка документов, подтверждение Список материально-ответственных лиц, договора о материальной ответственности 4.2 Проверка наличия приказа и образцов подписей лиц, имеющих право подписи документов на расход материалов Проверка документов Приказы, образцы подписей 4.3 Проверка соответствия определения фактической себестоимости материалов при их списании на производство варианту оценки, предусмотренному в учетной п-ке Проверка документов, прослеживание, составление альтернативного баланса Учетная политика, материальные отчеты (ф. № М-19) 4.4 Проверка правильности отнесения в состав оборотных средств инвентаря и хозяйственных принадлежностей, порядок их включения в затраты на производство строительно-монтажных работ Проверка документов, пересчет, проверка соблюдения правил учета по данным операциям Приходные ордера и другие документы на оприходование инвентаря и хозяйственных принадлежностей, карточка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», материальные отчеты (ф. № М-19), данные оперативного учета 4.5 Сличение данных учетных регистров бухгалтерского и складского учета Сканирование Приходные ордера (ф. М-4), акты о приемке материалов (ф. М-7), лимитно-заборные карты (ф. М-8), карточки учета материалов (ф. М-17), материальные отчеты (ф. № М-19), оборотные ведомость по группам материалов 4.6 Проверка отражения в учете результатов инвентаризации строительных материалов (инвентаризацию рекомендуется проводить с участием аудитора и эксперта-строителя) Инвентаризация, проверка документов Инвентаризационные описи, сличительные ведомости 4.7 Сопоставление стоимости списанных на строительство материалов по нормам против фактически израсходованной их величины Подготовка альтернативного баланса Анализ счета 20 по субконто, карточка счета 20, материальные отчеты (ф. № М-19) 5. Проверка операций по учету расчетов по оплате труда 5.1 Изучение Положения по оплате труда Проверка документов Положение по оплате труда 5.2 Сопоставление разработочной таблицы распределения зарплаты по направлениям затрат Сканирование Анализ счета 20, 25, 26 по субконто, карточка счета 70, 69 5.3 Проверка нарядов на сдельные работы и полноты их дальнейшего отражения в учете Прослеживание Трудовые договора на сдельные работы, наряды на дополнительные работы, анализ счета 20 по субконто 5.4 Проверка документального оформления расчетов с персоналом по оплате труда Проверка документов Наряды, трудовые соглашения 5.5 Проверка лицевых счетов для получения информации об удержаниях и доплатах, проверка удержаний на предмет соблюдения законодательства и правильности их расчета Проверка документов, прослеживание, пересчет Лицевые счета, исполни тельные листы 5.6 Проверка соответствия записей по начислению заработной платы в лицевых счетах и удержаний документам, представленным работниками на удержания (следует пересчитать совокупные начисления, вычеты, чистые выплаты) Проверка документов, пересчет, подтверждение Расчетно-платежная ведомость, лицевые счета, Положение по оплате труда 5.7 Проверка достоверности записей в ведомостях на заработную плату по окладам, нарядам и т.п. Проверка документов, пересчет, прослеживание Положение по оплате труда, наряды, штатные расписания 5.8 Проверка норм выплат заработной платы, сверхурочных оплат, оплат за вынужденные простои; проверка наличия санкции руководителя на эти выплаты Проверка документов, пересчет, устный опрос Приказы, Положение по оплате труда 5.9 Проверка наличия приказов на выплату премий и вознаграждений Проверка документов
Приказы, Положение по
оплате труда 5.10
Соответствие задолженности по оплате труда,
значащейся в расчетно-
платежных ведомостях и в Главной книге
Прослеживание,
проверка документов
Главная книга сч. 70
«Расчеты с персоналом
по оплате труда», свод-
ная ведомость по начислению и удержанию заработной платы 5.11
Проверка правильности
включения в затраты на
производство строительно-монтажных работ расходов на оплату труда
Проверка документов, пересчет,
подтверждение
Сводная ведомость по
начислению и удержанию средств, справка о распределении затрат по объектам учета 5.12 Проверка правильности включения в затраты на производство строительно-монтажных работ отчислений на социальные нужды Проверка документов, пересчет, прослеживание Главная книга по сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», сводные ведомости по начислению и удержанию заработной платы 5.13 Выборочный пересчет итогов платежной ведомости по горизонтали и вертикали Проверка арифметических расчетов Платежные ведомости 6. Проверка операций по использованию строительных машин и механизмов 6.1 Проверка наличия разрешений на право эксплуатации машин и механизмов Проверка документов Лицензии 6.2
Проверка правильности
списания расходов по
использованию строительных машин и механизмов Сканирование
Сопоставление анализа счета 60 по субконто и Главной
книги по сч. 20, 25 6.3
Проверка правильности
начисления амортизации строительных машин и механизмов Пересчет
Ведомости начисления
амортизации, нормы 6.4
Проверка правильности
начисления оплаты тру-
да рабочим, обслуживающим строительные машины и механизмы
Проверка документов, пересчет,
подтверждение
Лицевые счета, журнал
ф. ЭСМ-6 6.5
Проверка правильности
списания горюче-смазочных материалов на работу машин и механизмов
Проверка документов, пересчет,
прослеживание, подтверждение
Нормы расхода ГСМ,
журнал учета работы
машин и механизмов 6.6 Проверка расходов по использованию привлеченных машин и механизмов Проверка документов, пересчет Акт выполненных работ ф. 2 и справка КС-3, справка ЭСМ-7 6.7
Проверка правильности
документального
оформления выполненного объема перевозок привлеченным автотранспортом Проверка документов, подтверждение
Отрывные талоны на
заказ транспорта, прила-
гаемые к счетам, предъ-
явленным строительной организации 6.8
Проверка правильности
документального
оформления выполнения перевозок автотранспортом строительной организации
Проверка документов,
подтверждение
Путевые листы
ф. 4-С, 4-П 6.9
Проверка правильности
начисления амортизации на автотранспорт строительной организации
Пересчет, проверка соблюдения
правил учета Путевые листы, ведомость начисления амортизации 6.10
Проверка правильности
начисления оплаты тру-
да водителям и обслуживающему персоналу Проверка документов, пересчет
Путевые листы, Положение по оплате труда,
табеля учета рабочего времени 6.11
Проверка правильности
списания горюче-
смазочных материалов Проверка документов, пересчет
Ведомость учета работы
автомобилей, нормы
ГСМ 6.12
Проверка расходов на
ремонт автомобилей и
основных средств автомобильного транспорта Проверка документов, подтверждение, пересчет
Ведомости дефектов автомобильного транспорт-
та, акты списания запасных частей и ремонтных материалов 7. Проверка накладных расходов 7.1
Проверка расходов
административно-хозяйственного назначения Проверка документов, прослеживание
Данные аналитического
учета по сч. 26 «Общехозяйственные расходы», анализ счета 26 по субконто, штатное расписание, табеля учета рабочего времени 7.2
Проверка расходов по
обслуживанию работни-
ков строительства
Проверка документов,
прослеживание
Данные аналитического
учета по сч. 26 «Общехозяйственные расходы», анализ счета 26 по субконто, штатное расписание, табеля учета рабочего времени 7.3
Проверка расходов по
организации работ на
строительных площадках
Проверка документов, прослеживание, устный и
письменный опрос
Данные аналитического
учета по сч. 26 «Общехозяйственные расходы», анализ счета 26 по субконто, штатное расписание, табеля учета рабочего времени 7.4 Проверка прочих расходов, проверка обоснованности отнесения расходов к данному виду, проверка полноты и своевременности отражения их в учете Проверка документов, прослеживание
Данные аналитического
учета по сч. 26 «Общехозяйственные расходы», анализ счета 26 по субконто, штатное расписание, табеля учета рабочего времени 7.5
Выделение из общей
величины прочих капитальных затрат расходов, не связанных с проектно-изыскательскими, и их проверка Проверка документов Анализ счета 26 по субконто 7.6
Проверка правильности
распределения накладных расходов Проверка документов Расчет распределения, учетная политика 8. Проверка учета остатков незавершенного производства строительных работ 8.1 Проверка правильности отражения и документального оформления объема выполненных субподрядных работ Проверка документов, прослеживание Акты формы КС-2 и КС-3 на принятые субподрядные работы, анализ счета 20 по субконто 8.2 Проверка правильности отражения и документального оформления объема принятых заказчиком работ Проверка документов, прослеживание Акты формы КС-2 и КС-3 сданные работы, анализ счета 20, 90 по субконто 9. Проверка выполненных строительно-монтажных работ и калькулирования инвентарной стоимости готового строительного объекта 9.1 Проверка объемов выполненных работ, участие в инвентаризации Проверка документов, натуральное измерение Акты на выполнение строительно-монтажных работ ф. КС-3, ф. КС-2, акты инвентаризации 9.2 Проверка соблюдения порядка оформления сдачи-приемки выполненных строительно-монтажных работ Проверка документов, прослеживание Журнал учета выполненных работ ф. КС-6, справка ф. КС-3 9.3 Проверка правильности калькуляции затрат, возмещаемых заказчиком сверх договорной стоимости строительства Проверка документов, пересчет Договоры, в которых указаны возмещаемые затраты 9.4
Сверка данных учетных регистров по калькулированию себестоимости
строительного объекта Сканирование Сопоставление анализа счета 20, 90, 26, карточки счета 90 Главной книги по счетам 20, 90
2.3Аудиторская проверка на примере ОАО «ДРС»
Согласност.706 ГК РФ подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств построительству объекта другие строительно-монтажные организации. В этом случаеосновная строительная организация будет являться генподрядной организацией(генподрядчиком), а привлеченные организации — субподрядными. Стоимостьвыполненных субподрядными организациями комплексов специальных строительныхработ учитывается генподрядчиком до их сдачи заказчику на отдельном субсчетесчета 20 «Основное производство» и в себестоимость строительных работгенподрядчика не включается. Принятые генеральным подрядчиком работы,отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:
Дебет счета20 субсчет «Работы, выполненные субподрядчиками» Кредит счета 60,субсчет «Расчеты с субподрядчиками» — отражена стоимость работ,выполненных субподрядчиком (по договорной цене);
Дебет счета19 Кредит счета 60 субсчет «Расчеты с субподрядчиками» — отраженасумма НДС по принятым у субподрядчика работам.
До сдачиработ заказчику сумма принятых у субподрядчиков работ числится на балансе угенерального подрядчика. Сдача субподрядных работ заказчику (так же как исобственных работ) в бухгалтерском учете генерального подрядчика отражаетсяследующим образом:
Дебет счета90, субсчет «Себестоимость продаж» Кредит счета 20.
Извышеуказанного следует, что при аудите необходимо проверить наличии договора,заключенные с субподрядчиками на проведение работ, наличии акты приемкивыполненных работ.
При учетематериально-производственных запасов организации руководствуются Методическимиуказаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов(утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н) и Основными положениями по учету материалов на предприятиях и стройках, утвержденнымиписьмом Минфина СССР от 30 апреля 1974 г. N 103, которые применяются в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Подрядныестроительно-монтажные организации учитывают основные строительные материалы,конструкции и детали согласно Плану счетов бухгалтерского учета на счете 10«Материалы», субсчет 1 «Сырье и материалы». Необходимообратить внимание на то, что субсчет 8 «Строительные материалы» счета10 используют предприятия-застройщики.
При аудитепроверяется правильность определения фактической себестоимости материальныхресурсов, списываемых в производство в зависимости от принятого организациейметода оценки. Основанием для списания строительных материалов в производствоявляются следующие документы:
- производственныенормы расхода основных строительных материалов, разрабатываемые непосредственностроительной организацией и утверждаемые ежегодно ее руководителем;
- журналучета выполненных работ по форме N КС-6 по каждому объекту строительства;
- материальныйотчет (форма N М-19) по материально ответственному лицу — производителю работ,начальнику строительного участка;
- формаN М-29 — ежемесячный отчет о расходе основных материалов в строительстве всопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам.
При аудитепроверяется наличие вышеуказанных документов, оформление в соответствии справилами по их заполнению.
Следует также проверить, не допускаются ли расхождения между даннымиматериального отчета и документами на списание материалов (формой N М-29,актами на разовое списание материалов).
В учетнойполитике ОАО «ДРС» установлено, что материально-производственныезапасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Дляобобщения информации о заготовлении и приобретении МПЗ, относящихся к средствамв обороте, Общество использует счет 15 «Заготовление и приобретениематериальных ценностей», а также счет 16 «Отклонение в стоимости материальныхценностей», предназначенный для обобщения информации о разницах в стоимостиприобретенных МПЗ, исчисленной по фактической себестоимости приобретения(заготовления) и в учетных ценах.
Суммаотклонений, отраженная на счете 16, списывается в конце отчетного месяцапропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство.
Списаниев производство МПЗ (кроме товаров, учитываемых по продажной (розничной)стоимости и готовой продукции) по себестоимости первых по времени приобретенияматериально-производственных запасов (метод ФИФО).
Фактически ОАО«ДРС» для учета материалов использует счет 10 и учет отклонений не ведет.
В элементе «Затраты на оплату труда» отражаются затраты наоплату труда всего строительно-производственного персонала, включая премии запроизводственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты,предусмотренные законодательством Российской Федерации. Состав затрат на оплатутруда в строительных организациях формируется в общеустановленном порядке.Однако в строительных организациях есть и свои отраслевые особенности.
В состав затратна оплату труда в строительных организациях (кроме общепринятых затрат)включаются:
- выплатыстимулирующего характера по системным положениям: премии (включая стоимостьнатуральных премий) за производственные результаты, в том числе вознагражденияпо итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам запрофессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т.д.;
- единовременныевознаграждения за выслугу лет в соответствии с действующим законодательством;
- премияза ввод объекта в эксплуатацию;
- выплаты,обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе: по районнымкоэффициентам и коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорныхместностях, производимые в соответствии с действующим законодательством;
- суммы,выплачиваемые (при выполнении работ вахтовым методом) в размере тарифнойставки, оклада за дни в пути от места нахождения строительной организации(пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы навахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиями вине транспортных организаций;
Учет расходовна оплату труда ведется в соответствии с действующим законодательством ипринятыми строительной организацией формами и системами оплаты труда.
Начисленныесуммы оплаты труда отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета:
20 «Основное производство» — производственных рабочих, занятыхвыполнением строительно-монтажных работ;
23 «Вспомогательные производства» — производственного персонала(рабочих и специалистов), занятых в подсобно-вспомогательных производствах;
25 «Общепроизводственные расходы» — рабочих, занятых эксплуатациейстроительных машин и механизмов;
26 «Общехозяйственные расходы» — работников аппарата управления,линейного персонала, рабочих, осуществляющих хозяйственное обслуживаниеаппарата управления.
ФактическиОАО «ДРС» не использует счет 23, т.к. не имеет вспомогательных производств.
В статью«Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин имеханизмов» включаются:
- затратыпо принятым в строительной организации системам и формам оплаты трудаработников: рабочих, занятых управлением строительными машинами и механизмами(механиков, машинистов, мотористов и других рабочих профессий, занятыхуправлением машинами и механизмами) и линейного персонала при включении его всостав работников участков (бригад);
- затратыматериальных ресурсов, включая топливо и энергию на эксплуатационные цели;
- амортизационныеотчисления на полное восстановление строительных машин и механизмов, а такжепроизводственных приспособлений и оборудования, учитываемых в составе основныхсредств;
- аренднаяплата (включая лизинговые платежи) за пользование арендованными строительнымимашинами и механизмами в размерах, установленных договором;
- затратына техническое обслуживание и диагностирование строительных машин и механизмов;
- затратына проведение всех видов ремонтов строительных машин и механизмов,производственных приспособлений и оборудования; в случае образования резервов — отчисления в ремонтный фонд или в резерв на ремонт;
Затраты наэксплуатацию строительных машин и механизмов, используемых на работах,выполняемых не по договорам на строительство, а также затраты на содержаниестроительных машин и механизмов, сданных в аренду, в себестоимость строительныхработ не включаются.
Затраты пооплате услуг сторонних организаций за предоставленные ими машины и механизмыотносятся непосредственно в дебет счета 20 «Основное производство» поданной статье с распределением по конкретным строительными объектам, на которыхони были использованы.
Суммафактических затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов, учтенная насчете 25, ежемесячно списывается на затраты основного производства (объектыстроительства) и другие счета потребителей услуг исходя из количествамашино-смен (машино-часов) работы машин и механизмов на каждом объекте ифактической себестоимости машино-смены (машино-часа).
В зависимостиот видов выполняемых строительными машинами и механизмами работ и количествамашино-смен (машино-часов), учтенных по первичным оправдательным документам поучету работы строительных машин и механизмов, затраты списываются на:
Дебет счета 10 — при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;
Дебет счета 20 — при выполнении строительными машинами и механизмамистроительно-монтажных работ;
Дебет счета 23 — при выполнении работ во вспомогательных и подсобныхпроизводствах;
Дебет счета 26 — при выполнении работ, стоимость которых учтена в нормахнакладных расходов (благоустройство строительных площадок и т.д.)
Дебет счета 91 — при работе на ликвидации основных средств;
Дебет счета 99 — при работе на ликвидации последствий стихийных бедствий.
Затраты поэксплуатации мелких производственных механизмов и такелажного оборудования(домкратов, лебедок, электродрелей, вибраторов и др.), предусмотренные нормаминакладных расходов, учитываются на счете 26.
Фактическисчет 25 в ОАО «ДРС» распределяется ежемесячно пропорционально выручке отреализации, поэтому в конце года счет 25 не имеет сальдо.
В составе затратна производство строительных работ значительный удельный вес составляютнакладные расходы. К ним относятся:
- административно-хозяйственныерасходы;
- расходыпо обслуживанию работников строительства;
- расходыпо организации работ на строительных площадках;
- прочиерасходы.
Аудиторыобязательно проверяют оформление накладных расходов первичными учетнымидокументами.
Проверкаустанавливает, соответствуют ли расходы на служебные командировки,представительские расходы, расходы на рекламу, подготовку кадров, содержаниеслужебного автотранспорта установленным лимитам, нормам и нормативам. Согласнодействующему порядку, суммы превышения фактических расходов над их нормативнымвеличинами добавляются к налогооблагаемой прибыли.
В учетной политике ОАО «ДРС»закреплено, что расходы, собранные на счете26, подлежат списанию в конце отчетного периода, в дебет счета 90 «Продажи»субсчет «Себестоимость продаж».
Как известно,завершающим этапом учета производственных затрат в строительных организацияхявляются расчет фактической себестоимости сданных заказчикустроительно-монтажных работ и определение результатов от выполнения работ. Подсебестоимостью строительных работ понимаются затраты строительной организациина их производство и сдачу заказчику.
Учетнойполитикой организации может быть предусмотрено два варианта формированиясебестоимости строительно-монтажных работ (учета общехозяйственных расходов):
- полнаясебестоимость строительно-монтажных работ, при которой общехозяйственныерасходы относятся на себестоимость (в дебет счета 20 «Основноепроизводство»); при этом сумма общехозяйственных расходов распределяетсямежду заказами пропорционально сумме прямых затрат, объему выполненныхстроительно-монтажных работ либо другому показателю;
- фактическаясебестоимость, при которой общехозяйственные расходы в полном размереежемесячно списываются на реализацию (в дебет счета 90 «Продажи»).
Сводный учетзатрат на производство строительных работ ведется на счете 20 «Основноепроизводство» по объектам учета по применяемой системе классификациизатрат в соответствующем регистре бухгалтерского учета, где, как правило,совмещаются аналитический и синтетический учет.
Дляопределения затрат на производство строительных работ по строительному участкуи в целом по строительной организации (структурному подразделению) объектыучета могут группироваться в регистре бухгалтерского учета по принадлежности кстроительному участку, а внутри строительных участков — по видам работ(строительные работы, монтаж оборудования, капитальный ремонт и другие видыстроительных работ).
Вучетной политике ОАО «ДРС» предусмотрено, что учет затрат основногопроизводства ведется на счете 20 «Основное производство».
Учетпрямых затрат в разрезе по основным производственным видам деятельности Общества(по видам деятельности) осуществляется на отдельных субсчетах к счету 20.
Распределениерасходов основного производства по видам продукции Общества осуществляетсяпутем прямого отнесения затрат на себестоимость продукции (работ, услуг)соответствующего вида деятельности.
Себестоимостьреализованной продукции, товаров, работ, услуг списывается на счет 90 «Продажи»субсчет «Себестоимость продаж» на соответствующий субсчет по видам деятельностиОбщества.
2.4 Аудиторское заключение на примере ОАО «ДРС»
Уровеньорганизации бухгалтерского учета ОАО «ДРС» высок. Практически все бухгалтерскиеоперации автоматизированы, компьютеры работников бухгалтерии объединены в сеть,в которой сервером служит компьютер финансового директора. Кроме того, всенеобходимая информация содержится и на бумажных носителях в распечатанном виде,сгруппирована в соответствии с хронологией и подшита. Как правило, оформлениедокументов и способы ведения учета соответствуют утвержденной закономметодологии, однако в процессе проведения аудита в ОАО «ДРС» были выявленыследующие замечания:
1. Сутьзамечания: несвоевременное отражение в учете работ, выполненных субподряднымиорганизациями
Источники информации:акты КС-2, справки КС-3, принятые обществом от субподрядных организаций, журналпроводок 20
Выявлено вбухгалтерском учете: в учете за июль отражены работы по субподрядчику ОАО «ДРС»на сумму 122.9 тыс. руб., а в справке КС-3 отчетный месяц указан июнь.
Последствияданного нарушения: В соответствии со ст. 120 НК РФ несвоевременное илинеправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетностихозяйственных операций является грубым нарушением правил учета доходов ирасходов и ведет к применению налоговых санкций в виде штрафа в размере 15 тыс.руб., если нарушения совершены в течение более одного налогового периода.Несвоевременное отражение хозяйственных операций, если оно привело к занижениюналоговой базы,
может привести приналоговой проверке и к начислению штрафных санкций.
Рекомендации:Своевременноотражать в учете субподрядные работы.
2. Сутьзамечания: по документальному оформлению работ, выполненных субподряднымиорганизациями и учтенных в себестоимости выполненных СМР.
Источники информации:акты КС-2, справки КС-3, принятые обществом от субподрядных организаций, журналпроводок 90, 20.4
Выявлено вбухгалтерском учете: большой объем работ, выполненных субподряднымиорганизациями и отраженный в учете Общества, не имеет документальногоподтверждения.
Например: посубподрядчику ООО «Стройиндустрия» отсутствует справка о стоимости выполненныхработ КС-3 по субподрядным работам. включенным в состав затрат Общества в июлев сумме 100,000 тыс. руб.
Комментарии:Всоответствии со ст. 9 Закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственныеоперации должны отражаться в учете на основании первичных документов, формыкоторых содержатся в альбомах унифицированных форм первичной документации.
Согласнотребованиям п.1ст. 252 Главы 25 НК РФ, расходами признаются обоснованные идокументально подтвержденные затраты. Под документально подтвержденнымирасходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными всоответствии с законодательством РФ. Поэтому затраты, отраженные в учете безналичия первичных документов и по первичным документам, оформленным не должнымобразом, не будут приняты при налоговой проверке в составе расходов приисчислении налога на прибыль.
Указанные вышезамечания отмечены для того, чтобы обратить внимание аудируемого лица нанекорректность в ведении учета. Данные замечания признаются не влияющими надостоверность основных финансовых показателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аудит затрат накапитальное строительство – очень эффективный инструмент для проверки точностикалькуляции себестоимости строительного производства, стоимостной оценкиготовых строительных объектов и принятия решения, основанного на выбореальтернативного образа действий. Аудиторская проверка затрат в строительныхорганизациях является довольно трудоемким процессом, требующим от аудиторазнания помимо множества нормативных и инструктивных материалов также иособенностей исчисления себестоимости продукции в отдельных отраслях и видаххозяйственной деятельности. Поэтому до начала документальной проверки аудиторунеобходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия,специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственнойдеятельности. Ему следует также проанализировать сильные и слабые сторонывнутреннего контроля процесса производства и затрат. Изучение проблемы аудитазатрат на осуществление капитального строительства позволило сделать следующиевыводы и предложения. Организация аудиторских проверок в строительнойорганизации включает планирование и составление программ по проверяемымобъектам, выбор аудиторских процедур. Исследования практики проведения аудитанезависимыми аудиторскими организациями свидетельствуют о том, что качествопроверки зависит от того, насколько тщательно проведена работа до началааудиторской проверки: по сбору и получению информации о проверяемойорганизации, установлению и принятию условий и обязательств аудитаэкономическим субъектом и аудиторской организацией, планированию аудита и т.д. Качествопланирования аудиторской проверки существенно возрастает при использованииопределенного алгоритма планирования, который включает ряд направлений,учитывающих особенности проведения аудиторской проверки в строительныхорганизациях.
Припланировании предстоящей аудиторской проверки крайне важной является оценкасущественности и аудиторского риска. Определить состояние бухгалтерского иналогового учета, внутреннего и технического контроля позволят такжеразработанные анкеты-тесты. Используемые аудитором тесты целесообразноразделить на тесты проверки средств контроля и тесты проверки оборотов и сальдопо счетам учета расходов на осуществление капитального строительства. Аудитрасходов на осуществление капитального строительства возможно осуществить попрограмме, перечень аудиторских процедур которой должен учитывать все факторы,оказывающие влияние на достоверность оборотов и сальдо по счетам учета расходовстроительной организации.
Разработаннаяпрограмма аудиторской проверки ОАО «ДРС» позволяет установить:
- посредствомреализации процедур проверки оборотов и сальдо по счетам учета расходов наосуществление капитального строительства:
• законностьи целесообразность списания строительных материалов;
• правильностьоценки строительных материалов при их списании на производство;
• правильностьотнесения в состав оборотных средств строительного инвентаря и хозяйственныхпринадлежностей и порядка их включения в расходы на осуществление капитальногостроительства;
-  определениедостоверности незавершенного строительного производства;
• законностьвыплат работникам заработной платы;
• соблюдениенорм выплат и сверхурочных за вынужденные простои;
• правильностьвключения в затраты на производство расходов на оплату труда;
-  наличиесоответствующих разрешений на право эксплуатации машин и механизмов; правильностьначисления амортизации;
• законностьи обоснованность расходов по содержанию автотранспорта;
-  правильностьи обоснованность формирования накладных расходов;
• правильностьраспределения накладных расходов;
- ведениеанализа расходов на осуществление капитального строительства с учетомфактического объема выполненных работ.
Приаудите расходов на осуществление капитального строительства следует применятьметоды, позволяющие своевременно выявлять нарушения, такие как: нерациональноеиспользование производственных ресурсов, недостачи, хищения, недобросовестноеисполнение субъектами капитального строительства присущих им функций и т.д.Такими методами аудита являются инвентаризация материально-производственныхзапасов строительной организации, контрольные обмеры строительных объектов,составление альтернативного баланса по ряду статей, сравнение фактическогообъема строительно-монтажных работ и расхода строительных материалов с нормами,предусмотренными в проектно-сметной документации. Использование данной методикив деятельности аудиторских организаций позволит им существенно повыситькачество и эффективность аудиторских проверок, достигнуть цели аудита,минимизировав затраты труда и времени.
Чтокасается аудиторского заключения, после проведенной проверки ОАО «ДРС», то понашему мнению вся документация по учету затрат отражает достоверно во всехсущественных отношениях состояние учета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданскийкодекс РФ. Часть 1 (Федеральный закон № 51-ФЗ от
2. 30.11.94г., ред. от 10.01.03 г.); Часть 2 (Федеральный закон № 14-ФЗ от 26.01.96 г.,ред. от 26.03.03 г.).
3. Налоговыйкодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ
4. Федеральныйзакон РФ № 129-ФЗ от 21.11.96 г. «О бухгалтерском учете».
5. ПриказМинфина РФ от 29.07.98 г. № 34н «Об утверждении положения по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (ред.от 24.03.00 г.).
6. ПостановлениеГосстроя РФ от 26.04.99 г. № 31 «Об утверждении методических указаний поопределению стоимости строительной продукции».
7. ПриказМинфина РФ № 32н от 06.05.99 г. «Об утверждении положения но бухгалтерскомуучету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)».
8. ПриказМинфина РФ № ЗЗн от 06.05.99 г. «Об утверждении положения но бухгалтерскомуучету «Расходы организации» (ПБУ 10/99)» (ред. 30.03.01 г.).
9. ПриказМинфина РФ от 30.12.99 г. № 107н «Об утверждении положения по бухгалтерскомуучету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98)».
10. ПриказМинфина РФ от 09.06.01 г. № 44н «Об утверждении положения по бухгалтерскомуучету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01)».
11. Федеральныйзакон об аудиторской деятельности от 07.08.2001г. № 119 ФЗ.
12. Аудитв строительных организациях: Практ. пособие: / Сотникова Л.В., Савина Н.В.; подред. проф. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
13. Аудит.Под ред. проф. Подольского В.И.— М.: Аудит, 2006.
14. Аудит:Учебник. – Шеремет А.Д., Суйц В.П. – М.: ИНФРА-М, 2008.
15. Аудит:Учебник. – Рогуленко П.В. – М.: ИНФРА-М, 2007.
16. БычковаС.М., Газарян А.В. Планирование в аудите. – М.: Финансы и статистика, 2004
17. СоколовП.А. Аудит в строительстве. – М.: Современная экономика и право, 2003
18. ТимофееваМ.В. Бухгалтерский учет в строительных организациях: учебник для студ. высш.уч. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
19. ПошерстникН.В., Мейксин М.С. Бухгалтерский учет в строительстве. – СПб.: Издательский домГерда, 2005.
20. Е.А.Мозгалина, «Аудит: стадия планирования» // Аудиторские ведомости № 11, 2005.
21. А.В.Газарян, «Аудиторская проверка финансовых результатов и ихиспользования»//Бухгалтерский учет, №5, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.