Межрегиональнаяакадемия управления персоналом
КУРСОВАЯ РАБОТА
дисциплина
Учет в зарубежных странах
по теме
Амортизация основних средств и ее учет в зарубежныхстранах
2009
План
Введение
1. Амортизация как категориябухгалтерского учета в зарубежных странах
1.1 Амортизационная политика
1.2 Понятие амортизации основных средств
2. Учет амортизации основных средствза рубежом
2.1 Методы расчета амортизациивнеоборотных активов
2.2 Модифицированная системаускоренной амортизации
2.3 Определение и учет финансовыхрезультатов при выбытии основных средств
2.4 Особенности амортизации основныхсредств в отдельных странах
3. Усовершенствование учета амортизации: проблемы и перспективы
Приложение А
Список литературы
Введение
Процессобновления основных фондов промышленности Украины на пути к рынку полонпарадоксов. Устаревшее и крайне изношенное оборудование эксплуатируется далекоза пределами экономически целесообразных сроков использования, тогда каксравнительно новое оборудование простаивает. При условиях хотя бы половиннойзагруженности производственных мощностей это должно было бы заставитьпредприятия принять какие-то меры, но потери рабочего времени на ремонтизношенного оборудования на протяжении замены мало что значат, когда всепредприятие простаивает месяцами. Что же касается современного оборудования, тооно простаивает именно в силу своей высокой производительности, которая ненужна на данной операции изготовления именно этой продукции, которая не находитсбыта. Из вышесказанного следует, что моральному износу подлежат не толькосредства производства, но и продукция, а также технология ее производства. Этотребует комплексного подхода к обновлению всех определенных компонентов. Невызывает сомнения ускорение процессов морального износа второго рода всовременном периоде, и зависимость этого ускорения от уровня интеграции странык мировому рынку. Кроме того, изменилась не только скорость морального износа,но и его характер, так как износ все больше проявляется как несоответствиеданного средства производства имеющимся потребностям, как самогопроизводственного процесса, так и требованиям рынка продукции, котораяпроизводится.
Ускорение моральногоизноса основных производственных фондов промышленных предприятий подвоздействием научно-технического прогресса привело к тому, что оборудование устареваетбыстрее, чем изнашивается в процессе использования. Этот факт можно былоигнорировать до тех пор, пока не появилась реальная перспектива выхода Украинына мировой рынок, где невозможно конкурировать с другими производителями, имеясуществующий уровень техники и технологии подавляющей части промышленныхпредприятий. В связи с этим учет темпов и уровня морального износа во всех егопроявлениях становится все актуальнее [1, с.4].
Актуальным и важным насовременном этапе является амортизационная политика. Правильная амортизационнаяполитика ведет к стабильности производства, его эффективности.
В мире накоплен огромныйопыт использования амортизационных отчислений. Его эффективное внедрение вдеятельность предприятий Украины будет способствовать его совершенствованию.
Цель данной работыисследовать зарубежный опыт амортизации основных средств.
1.Амортизация как категориябухгалтерского учета в зарубежных странах.
1.1 Амортизационнаяполитика
Амортизационная политикапредприятия хоть и не всегда совпадает с общегосударственной, в значительноймере отображает техническую и амортизационную политику государства, посколькуосновывается на принципах, методах и нормативах амортизационных отчислений,утвержденных законодательными и нормативными актами, методах индексации,оценивания и переоценки основных фондов.
На каждом этапереализации перед ней стоят конкретные задачи, которые кроме основной задачи –формирование амортизационных средств для возмещения износа основных средств –могут содержать и такие, как минимизация налоговых платежей или краткосрочноепополнение оборотных средств за счет амортизационных отчислений, при чем иногдаэти второстепенные вопросы становятся вопросом выживания предприятия на долгиегоды. В мировой практике амортизационные отчисления являются основнымисточником финансирования обновления основных производственных фондов, как этои должно быть.
ВУкраине, на этапе перехода к рыночным отношениям, амортизация стала не столькоисточником финансирования технического развития, сколько средствомрегулирования налогового давления, и это средство используется какгосударством, так и предприятиями. Вызывает сомнение утвержденная нагосударственном уровне концепция амортизационной политики, согласно с которойбыли разделены налоговые и учетные функции амортизации, что положило началонецелесообразного деления самого учета на бухгалтерский и налоговый. Дажеопределение срока «амортизационная политика предприятия» не являетсяобщепринятым.
Некоторыеавторы считают, что амортизационная политика – это увеличение за счетвнутренних источников потока собственных финансовых ресурсов, путемформирования амортизационного фонда и уменьшения налога на прибыль [1,с.53-55].
Сразуследует отметить, что главная цель любой политики предприятия – получение максимальнойприбыли при условии сохранения стабильности его функционирования, а не «потокасобственных финансовых ресурсов», который далеко не всегда обеспечиваетприбыль. К тому же ничего плохого не будет в том, что прибыль будет приноситьне только собственный капитал, направления использования которого должны бытьскоординированы с использованием амортизационных сумм. Уменьшение суммы налогана прибыль не является самоцелью, поскольку повышение прибыли означает иповышение налога, но это не является путем реализации амортизационной политики,как и формирование амортизационного фонда. Кстати, фонд, как целевоеформирование денежных средств, не позволяет их использование на другие цели, нонельзя называть амортизационные суммы фондом, поскольку украинское законодательствоне запрещает использовать их на другие цели.
Другие[4, с.26] к толкованию амортизационной политики как процесса регулированиясобственных ресурсов добавляют: «Амортизационная политика – это составная частьобщегосударственной политики формирования собственных финансовых ресурсов,которая заключается в оптимизации потока собственных средств, которыереинвестируются в производственную деятельность». Такое определение неразличает собственных финансовых ресурсов отдельного предприятия и государственныесредства, хотя, например, применение снижающих коэффициентов к нормамамортизации, как проявление государственной амортизационной политики, никоимобразом не совпадает с интересами конкретного предприятия. Кроме того,использование амортизации для пополнения оборотных средств, что в современныхусловиях нормальное явление, не является реинвестицией. Исходя из этого определения, можно сделать вывод, чтоединственная цель амортизационной политики – «оптимизация потока собственныхсредств, которые реинвестируются в производственную деятельность», но это нетак. Есть такие предприятия, которые вообще не реинвестируют средства всобственную производственную деятельность, но это не означает, что такаяамортизационная политика в конкретных обстоятельствах нецелесообразна. Вовремена общегосударственной формы собственности на все средства производства вУкраине возможность антагонизма интересов государства и отдельного предприятияна любом этапе деятельности была исключена, потому что владелец был один, да и предприятиене отвечало в полной мере за последствия своей деятельности. Сейчас все иначе.Даже государственное предприятие как юридическое лицо может обанкротиться. Длявыживания такое предприятие внедряет политику минимизации выплат вналогообложении, политику монополизации рынка, собственную амортизационнуюполитику, которая в целом может совсем не совпадать с государственной.Следовательно – это не является «составной частью общегосударственнойполитики», это собственная политика предприятия в ограничениях государственной.Яркий пример такого несоответствия интересов – установка государством снижающихкоэффициентов к нормам амортизации. С другой стороны, предприятиямпредоставлена возможность в ходе реализации собственной политики маневрироватьамортизационными средствами, направляя их, например, на пополнение оборотныхсредств. И сразу же нецелевое использование амортизационных сумм приняло такиемасштабы, что ради его учета понадобилось введение дополнительного 09-го счета.Именно поэтому не достаточно корректно определятьамортизационную политику предприятия как процесс «оптимизации потокасобственных средств, которые реинвестируются в производственную деятельность»,так как амортизационные суммы не всегда реинвестируются. К тому же прибыль –тоже собственные средства, которые могут быть реинвестированы. Но это ужевопрос не столько амортизационной сколько финансовой политики.
Конечно,введение в действие основ международных стандартов финансовой отчетностипредоставило возможность предприятиям самостоятельно устанавливать срокиполезного использования, выбирать методы начисления амортизации и определятьликвидационную стоимость основных средств. Но амортизационная политика – этонечто больше, чем выбор методов и расчет сроков полезного использования основныхсредств. Как только предприятие получило возможность манипулироватьамортизационными средствами, оно может проводить действительно собственнуюамортизационную политику в сфере их формирования, распределения, использования.Обоснование расчетов сроков полезного использования основных средств имеетбольшое значение, но возможность их дооценить, или уценить – это уже изменениебазы начисления амортизации. Исходя из всего этого, определение амортизационнойполитики можно сформулировать так:
Амортизационнаяполитика предприятия – этокомплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса формирования,распределения и использования средств, признанных как амортизационные суммы всоставе всех финансовых ресурсов предприятия, для обеспечения стабильной прибылипутем обновления и поддержки основных фондов в ограничениях действующегозаконодательства и общегосударственной амортизационной политики.
Элементамиамортизационной политики по такому толкованию является:
1. Обоснование ивыбор основных конкретных целей (развитие производства, налоговая регуляция,стабилизация финансов).
2. Обоснованиевозможных размеров, выбор средств формирования, направлений и пропорцийраспределения амортизационных средств.
3. Выбор методовамортизации.
4. Установлениесроков полезного использования согласно поставленным целям и существующимвозможностям.
5. Установление ицелевое формирование базы начисления амортизации с использованием возможностей,предоставленных законодательством.
1.2 Понятиеамортизации основных средств
Амортизацияосновных средств — постепенное систематическое списание стоимости основных средств в процессе ихполезного использования, связанное с физическим и моральным износом. [8, с.14]
Амортизация как категориябухгалтерского учета означает отнесение на затраты отчетного периода частистоимости внеоборотных активов, использование которых было одним условийполучения в этом периоде доходов.
Используяпример с приобретением фирмой «Одри Нельсон» полиграфического станка ценой в 12000 долл. и сроком эксплуатации, равным 10 лет, можно схематично представитьдвижение его первоначальной стоимости и амортизации по балансу и отчету оприбыли (приложение А). Предполагается, что стоимость станка на момент выбытиябудет равна 0.
Списаниеамортизации на затраты отчетного периода отражается следующей проводкой:
Дебетсчета 509 «Амортизация (затраты)»
Кредитсчета 172 «Накопленная амортизация»
Зарубежом расчет амортизации трактуется как процесс систематическогораспределения первоначальной стоимости внеоборотных активов на затраты попериодам эксплуатации, а не как измерение их текущей рыночной стоимости на датусоставления баланса. Фактическая рыночная стоимость внеоборотных активов можетсущественно отличаться в ту или иную сторону от отражаемой в балансе учетной (остаточной)стоимости.
Показываемаяв балансе остаточная стоимость внеоборотных активов (разница первоначальнойстоимости и накопленной амортизации) характеризует собой ту часть их стоимости,которая должна быть списана на затраты в будущем. Сумма, отражаемая в балансепо кредиту счета «Накопленная амортизация», показывает ту часть первоначальнойстоимости внеоборотных активов, которая уже была ранее отнесена на затратыпредприятия и включена в себестоимость его продукции.
Амортизация существенноотличается от других статей затрат с точки зрения места и роли в кругооборотесредств и в денежных потоках предприятия. Приобретение внеоборотных активовпредставляет собой как бы предоплату на несколько лет вперед тех расходов,которые предприятие неизбежно должно нести для того, чтобы использовать в своемобороте средства труда. В свою очередь, являясь частью первоначальной стоимостивнеоборотных активов, амортизация возвращается на предприятие как элемент позитивногоденежного потока через выручку в счет возмещения ранее понесенных расходов напокупку этих активов. С точки зрения зарубежной теории учета, накопленнаяамортизация не является неким фондом накопления денежных средств для заменыустаревших внеоборотных активов. Накопленная амортизация рассматривается не какодин из видов активов предприятия, а как уже отнесенная на затраты частьпервоначальной стоимости приобретенных ранее долгосрочно используемыхвнеоборотных активов. [2, с.112-114]
Всоответствии с п. 47 МСФО 16 для распределения амортизируемой суммы на систематическойоснове в течение срока полезной эксплуатации можно использовать различныеметоды амортизации: прямолинейного списания, уменьшения остатка, суммы единицпродукции. В украинском законодательстве к перечисленным методам добавляетсятакже метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости и кумулятивный метод.
2. Учет амортизации основных средств зарубежом
2.1 Методырасчета амортизации внеоборотных активов
Зарубежом практикуется использование нескольких методов расчета амортизациивнеоборотных активов. Всю совокупность известных методов можно свести к двумосновным группам: традиционные (классические) методы и методы ускореннойамортизации. К традиционным методам относятся метод прямолинейного списания и метод,основанный на учете производительности оборудования. Методы ускореннойамортизации включают метод фиксированной удвоенной нормы амортизации и методсуммы лет.
При этомзарубежные предприятия могут использовать различные методы расчета амортизациидля различных видов этих активов. Более того, для определения суммыамортизации, подлежащей включению в себестоимость и в отчет о прибыли, частоприменяются методы, отличные от тех, которые используются для составленияотчета по налоговым платежам. Рассмотрим далее алгоритмы расчета амортизации поперечисленным выше основным методам. [2, с.114]
Предварительноследует отметить, что за рубежом расчет амортизации, подлежащей включению всебестоимость отчетного периода, практически всегда основывается наиспользовании следующих четырех показателей:
1) первоначальнойстоимости объекта амортизации (ПС);
2) остаточнойстоимости объекта амортизации на предполагаемый момент выбытия (ОС);
3) срока службыобъекта амортизации (СЭ);
4) амортизируемойчасти первоначальной стоимости объекта (АС).
Остаточнаястоимость и срок службы оцениваются экспертным путем уже в момент приобретенияобъекта амортизации.
Этонеобходимо делать для определения той части первоначальной стоимости объекта,которая подлежит списанию на затраты в течение срока эксплуатации. Амортизируемаястоимость объекта (АС) определяется как разность его первоначальной (ПС) иостаточной стоимости на момент выбытия (ОС):
АС = ПС- ОС.
Дляиллюстрации методов расчета амортизации будем использовать исходные данныеследующего примера.
Исходныеданные. 1 январяавтотранспортное предприятие «Эдвард Вудвард» приобрело грузовик «МЭК»стоимостью 22 000 долл. Предполагаемый срок эксплуатации грузовика былопределен в 5 лет или на пробег в 400 000 км. Его остаточная стоимость намомент выбытия была оценена в 2000 долл. Стоимость, подлежащая отнесению назатраты (амортизируемая стоимость), равна 20 000 долл. (22 000 долл. — 2000долл.).
Методпрямолинейного списания. Это наиболее простой и распространенный методопределения величины амортизации внеоборотных активов. Согласно ему, на затратыкаждого отчетного периода (обычно года) списывается постоянная частьамортизируемой стоимости объекта.
Алгоритмметода прямолинейного списания состоит из следующих этапов.
1-йэтап. Определяетсяежегодная сумма амортизации:
(ПС — ОС): СЭ = (22 000 долл. — 2000 долл.): 5 = 4000 долл.
Расчетможет быть записан и в табличной форме (табл. 1).
Таблица 1
Расчетгодовой суммы амортизацииПоказатели Сумма, долл. 1. Первоначальная стоимость грузовика 22 000 2. Прогнозная (оценочная) остаточная стоимость грузовика 2 000 3. Амортизируемая стоимость грузовика (1—2) 20 000 4. Ежегодная сумма амортизации, подлежащая списанию на затраты 4 000
2-йэтап. Расчет графикаамортизации. На этом этапе определяются ежегодные суммы амортизационных затрат,величина накопленной амортизации и остаточная стоимость объекта. Графикоформляется в виде таблицы (табл. 2).
Таблица 2
ГрафикамортизацииГод эксплуатации Расчет амортизационных затрат Величина амортизации, долл. Накопленная амортизация, долл. Остаточная стоимость объекта, долл. Приобретение 22 000 1-й 20 000 ∙ 1/5 4 000 4 000 18 000 2-й 20 000 ∙ 1/5 4 000 8 000 14 000 3-й 20 000 ∙ 1/5 4 000 12 000 10 000 4-й 20 000 ∙ 1/5 4 000 16 000 6 000 5-й 20 000 ∙ 1/5 4 000 20 000 2 000 Итого 20 000
Ежегодновключая в себестоимость, а значит, и в цену (тариф) своих услуг 4000 долл.,автотранспортное предприятие «Эдвард Вудвард» при прочих равных условиях(положительная рентабельность, устойчивый спрос на перевозки и др.) вернет себечерез выручку к концу пятого года эксплуатации 20 000 долл. из 22 000 долл.,затраченных на грузовик в момент покупки.
Обращаетна себя внимание тот факт, что при использовании метода прямолинейного списанияне принимается в расчет фактическая эксплуатационная загрузка объектаамортизации, что является недостатком этого метода. Ведь логично предположить,что в первые годы эксплуатации грузовик может использоваться с большейинтенсивностью и с менее незначительными потерями рабочего времени на простои всвязи с ремонтными и профилактическими работами, чем в последние годы службы,когда его естественный физический износ станет ощутимым. [5, с.100-102]
Метод, основанный научете производительности оборудования.Данный метод позволяет устанавливать более теснуюсвязь между интенсивностью эксплуатации грузовика, приносимыми им доходами исуммой амортизации, подлежащей списанию на затраты. Алгоритм его применениявыглядит следующим образом.
1-йэтап. Рассчитываетсянорма амортизации единицы эксплуатационной производительности объектаамортизации (ЭНА). Для грузовика это может быть прогнозируемый пробег (ПП).Такая норма определяется по формуле
ЭНА =(ПС — ОС) = (22 000 долл. — 2 000 долл.) = ПП 400 000 км =
= 0,05долл. за один километр пробега.
2-й этап. Расчет фактической амортизации. Помере фактического пробега грузовика и на основе эксплуатационной нормыамортизации определяется, во-первых, сумма амортизационных затрат за каждыйотчетный период; во-вторых, величина накопленной амортизации и, в-третьих, остаточнаябалансовая стоимость грузовика. Обобщать расчеты этих показателей можно в табл.3.
Таблица 3
Расчет амортизации пометоду, основанному на учете производительности оборудованияГод эксплуатации Расчет амортизационных затрат Величина амортизации, долл. Накопленная амортизация, долл. Остаточная стоимость объекта, долл. Приобретение 22 000 1-й (пробег 150 000 км) 150 000 ∙ 1/5 7 500 7 500 14 500 2-й (пробег 100 000 км) 100 000 ∙ 1/5 5 000 12 500 9 500 3-й (пробег 90 000 км) 90 000 ∙ 1/5 4 500 17 000 5 000 4-й (пробег 40 000 км) 40 000 ∙ 1/5 2 000 19 000 3 000 5-й (пробег 20 000 км) 20 000 ∙ 1/5 1 000 20 000 2 000 Итого 20 000
Рассмотренныйметод амортизации удобен для тех видов внеоборотных активов, которыенепосредственно связаны с производством, оказанием услуг, выполнением работ ипо которым представляется возможность прямой идентификации их вклада вконкретный продукт.
Ограничиваетприменение этого метода относительно небольшой перечень таких внеоборотныхактивов.
Метод фиксированнойудвоенной нормы амортизации. Быстрое развитие научно-технического прогрессаприводит к сокращению сроков эксплуатации внеоборотных активов, зданий исооружений, основных фондов, оборудования во многих отраслях промышленности,сельского хозяйства, коммуникаций, транспорта, в сфере услуг. Для того чтобыпредприятия имели возможность быстро окупать свои капитальные вложения всредства труда, для формирования и финансового обеспечения устойчивого спросана новую технику и высокопроизводительные технологии, во многих индустриальноразвитых странах законодательно разрешено использование методов так называемой ускореннойамортизации.
Применениеэтих методов позволяет предприятиям накапливать наибольшие суммыамортизационных отчислений в первые годы эксплуатации своих внеоборотныхактивов. С точки зрения требований такого фундаментального учетного принципа,как «соответствие затрат и доходов», логически это вполне оправданно, посколькуименно первые месяцы и годы приносят предприятиям наивысшую отдачу от задействованияв технологических процессах новейшей техники, передовых технологий иоборудования.
Изметодов ускоренной амортизации зарубежные предприятия чаще всего отдаютпредпочтение методу фиксированной удвоенной нормы амортизации. При этом методепредприятия обеспечивают наиболее быстрый возврат своих капитальных вложений впервые годы эксплуатации внеоборотных активов.
Дляиллюстрации метода удвоенной нормы амортизации воспользуемся приведенными ранееисходными данными автотранспортного предприятия «Эдвард Вудвард».
Последовательностьрасчетно-аналитических процедур применения этого метода выглядит следующимобразом.
1-йэтап. По методупрямолинейного списания определяется годовая норма амортизации. В нашем примерегрузовик приобретен на 5 лет. Следовательно, постоянная часть ежегодногосписания амортизации на затраты будет равна 20% (1:5).
2-й этап.Ежегодная норма прямолинейного списания амортизации удваивается — 20% ∙2=40%. По этой фиксированной удвоенной норме будет определяться величинаамортизационных затрат, подлежащих включению в себестоимость каждого годаэксплуатации грузовика.
Расчетпри этом выполняется по следующей формуле:
A3 = ОС ∙УНА,
где A3 —амортизация, относимая на затраты отчетного периода;
ОС —остаточная балансовая стоимость объекта амортизации;
УНА —удвоенная норма амортизации.
Полученныерезультаты приведены в табл. 4.
Таблица 4
Расчетамортизации по методу удвоенной нормы амортизацииГод эксплуатации Расчет амортизационных затрат Величина амортизации, долл. Накопленная амортизация, долл. Остаточная стоимость объекта, долл. Приобретение 22 000 1-й 22 000 ∙ 40: 100 8 800 8 800 13 200 2-й 13 200 ∙ 40: 100 5 280 14 080 7 920 3-й 7 920 ∙ 40: 100 3 168 17 248 4 752 4-й 4 752 ∙ 40: 100 1 901 19 149 2 851 5-й 2851∙40: 100 = 11400 851 20 000 2 000 Итого 20 000
Примечание.Определение амортизацииза последний пятый год эксплуатации рассчитывается обратным способом исходя изконечной остаточной стоимости грузовика, оцененной в 2000 долл., и егоостаточной балансовой стоимости по итогам четырех лет эксплуатации 2851 долл. Вамортизационные затраты пятого года включается разница этих двух величин (2851долл. — 2000 долл. = 851 долл.), а не результат обычного расчета по формулеметода удвоенной нормы амортизации (2851 долл. ∙ 40: 100).
Методсуммы лет. Это еще один вариант метода ускоренной амортизации. Алгоритм егоприменения следующий.
1-йэтап. Берется суммапростой последовательности лет в рамках установленного срока службы грузовика(5 лет):
1 + 2 +3 + 4 + 5 = 15.
2-йэтап. Последовательностьлет записывается в обратном порядке:
5-й год,4-й год, 3-й год, 2-й год, 1-й год.
3-йэтап. Определяются нормыамортизации для каждого из 5 лет эксплуатации грузовика:
для 1-гогода — 5/15; для 2-го — 4/15; для 3-го — 3/15; для 4-го — 2/15; для 5-го —1/15.
4-йэтап. Рассчитываютсясуммы амортизации и остаточная балансовая стоимость грузовика за каждый годэксплуатации (табл. 5). Для этого используется формула
A3 = АС ∙НА,
где A3 —амортизационные затраты, списываемые на себестоимость отчетного периода (года);АС — амортизируемая часть первоначальной стоимости грузовика; НА — рассчитаннаяпо. методу суммы лет норма амортизации для каждого года эксплуатации. [7,с.127]
Таблица 5
Расчетамортизации по методу суммы летГод эксплуатации Расчет амортизационных затрат Величина амортизации, долл. Накопленная амортизация, долл. Остаточная стоимость объекта, долл. Приобретение 22 000 1-й 20 000 ∙ 5/15 6 667 6 667 15 333 2-й 20 000 ∙ 4/15 5 333 12 000 10 000 3-й 20 000 ∙ 3/15 4 000 16 000 6 000 4-й 20 000 ∙ 2/15 2 667 18 667 3 333 5-й 20 000 ∙ 1/15 1 333 20 000 2 000 Итого 20 000
Сравнительныйанализ методов начисления амортизации.
В табл. 5 обобщены данные по расчетамамортизационных затрат и остаточной балансовой стоимости грузовика,определенные различными методами, которые были описаны выше.
Очевидно,что применение метода удвоенной нормы амортизации при прочих равных условияхпозволит предприятию «Эдвард Вудвард» наиболее быстро возместить расходы,понесенные на приобретение грузовика. В процентном отношении возврат средствпри каждом методе расчета амортизации выглядит следующим образом (табл. 6).
Использованиеметодов ускоренной амортизации позволяет предприятию своевременно возмещатьпонесенные затраты, снижать потери от инфляции и увеличивать эффективностьсвоих капитальных вложений.
Таблица 6
Сравнительныйанализ методов начисления амортизацииГод эксплуатации Метод прямолинейного списания Метод, учитывающий производительность Метод удвоенной нормы амортизации Метод суммы лет Сумма амротизации Остаточная балансовая стоимость Сумма амротизации Остаточная балансовая стоимость Сумма амротизации Остаточная балансовая стоимость Сумма амротизации Остаточная балансовая стоимость Приобретение 22 000 22 000 22 000 22 000 1-й 4 000 18 000 7 500 14 500 8 800 13 200 6 667 15 333 2-й 4 000 14 000 5 000 9 500 5 280 7 920 5 333 10 000 3-й 4 000 10 000 4 500 5 000 3 168 4 752 4 000 6 000 4-й 4 000 6 000 2 000 3 000 1 901 2 851 2 667 3 333 5-й 4 000 2 000 1 000 2 000 851 2 000 1 333 2 000 Итого 20 000 20 000 20 000 20 000
Таблица 7
Хронологияокупаемости затрат в относительном измеренииГод эксплуатации Удельный вес расходов по приобретению грузовика, возмещаемых через амортизацию при различных методах расчета, % Метод прямолинейного списания Метод, учитывающий производительность Метод удвоенной нормы амортизации Метод суммы лет 1-й 20 37,5 44 33 2-й 20 25 26 27 3-й 20 22,5 16 20 4-й 20 10 10 13 5-й 20 5 4 7 Итого 100 100 100 100
Выбор и провозглашение вучетной политике использования того или иного метода начисления амортизациизависят от целого ряда факторов, таких как степень предполагаемой интенсивностиэксплуатации оборудования и скорость его износа; предполагаемая продолжительностьэксплуатации оборудования; требования рынка (спроса) по обновлению выпускаемойна данном оборудовании продукции; длительность жизненного цикла продукции,выпускаемой на амортизируемом оборудовании; прогнозируемая динамика цен иожидаемое изменение конъюнктуры на новое оборудование аналогичного типа икласса и др.
Использованиеметодов ускоренной амортизации особенно важно в тех отраслях, которые сильнозависят от достижений научно-технического прогресса, с динамично развивающимисятехнологиями и техникой (производство вычислительной техники, средствтранспорта и связи, коммуникаций и т.п.). [6, с.120]
2.1 Модифицированнаясистема ускоренной амортизации
В 80-егоды в США была разработана и начиная с 1987 года разрешена к применению такназываемая Модифицированная система ускоренной амортизации.
Этасистема имеет целью стимулировать ускорение оборота и возмещение средств,вложенных предпринимателями в основные средства, за счет уменьшения суммы, скоторой взыскиваются федеральные налоги. Поэтому Модифицированная системаиспользуется, главным образом, только в целях налогообложения. Эта система, какправило, не применяется для отражения стоимости долгосрочно используемыхактивов в балансе, так как предусмотренные ею сроки возмещения затрат обычно несовпадают с фактическими сроками эксплуатации объектов.
СогласноМодифицированной системе ускоренной амортизации, все долгосрочно используемые(внеоборотные) виды активов разделены на восемь групп исходя из установленныхсроков, в течение которых должно быть обеспечено возмещение затрат. Перваягруппа включает в себя внеоборотные активы с амортизацией до 3 лет, вторая — до5 лет, третья — до 7 лет и так далее последовательно — до 10, до 15, до 20, до29,5 и до 31,5 года.
Отнесениедолгосрочных активов к той или иной группе поставлено в зависимость от темповнаучно-технического развития, обновления и модернизации средств труда. Быстрыйвозврат через льготное налогообложение средств, вложенных в активную частьосновных фондов, обусловливает устойчивое поддержание и надежное финансовоеобеспечение спроса на продукцию отраслей, производящих высокотехнологичноеоборудование. Это существенно стимулирует научно-технический прогресс. Так, длябольшинства разновидностей специального технологического оборудования срокиамортизации установлены до 3 лет. Автомобили, грузовики малой и среднейгрузоподъемности вошли в группу с периодом возмещения их стоимости сроком до 5лет. К примеру, здания и сооружения обычно относятся к последним группам снаибольшим сроком амортизации. [7, с.131-134]
Следуетотметить, что для основных средств с периодом амортизации и восстановлениястоимости до 10 лет используется метод удвоенной нормы амортизации. Дляобъектов со сроком амортизации до 15 и до 20 лет — метод полуторной нормыамортизации. Для объектов с обновлением 29,5 и 31,5 года применяется методпрямолинейного списания.
Дляпрактического использования Модифицированной системы ускоренной амортизацииразработаны специальные таблицы, один из примеров которой приведен в табл. 8.
учет амортизация основной средство
Таблица 8
Коэффициенты(нормы) амортизации согласно Модифицированной системе ускоренной амортизацииГод Сроки восстановления стоимости, % 3 года 5 лет 7 лет 10 лет 15 лет 20 лет 1 33,33 20,00 14,29 10,00 5,00 3,750 2 44,45 32,00 24,49 18,00 9,50 7,219 3 4,81 19,20 17,49 14,40 8,55 6,677 4 7,41 11,52 12,49 11,52 7,70 6,177 5 11,52 8,93 9,52 6,93 5,713 6 8,92 7,37 6,23 5,285 7 8,93 6,55 5,90 4,888 8 4,46 6,55 5,90 4,522 и т.д. 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
То, что фактическоеколичество лет амортизации, например для основных средств 1-й группы,составляет не 3, а 4 года, связано с условным допущением возможной полугодовойпогрешности в оценке длительности эксплуатации объекта.
Пример.Предположим, что предприятие«Эдвард Вуднард» составило график амортизации грузовика «Мэк» по Модифицированнойсистеме ускоренной амортизации. Напомним, что первоначальная стоимостьгрузовика равна 22 000 долл. Срок эксплуатации — 5 лет и, соответственно,группа норм амортизации — 2-я. Поскольку целью Модифицированной системыявляется определение суммы, подлежащей льготному налогообложению, то остаточнойстоимостью можно пренебречь.
Таблица 9
Расчетамортизации по Модифицированной системе ускоренной амортизацииГод Расчет Амортизация, относимая на затраты. Накопленная амортизация Остаточная стоимость (контрольная сумма) 1-й (22 000 · 20,00) 4 400 4 400 17 600 2-й (22 000 · 32,00) 7 040 11 440 10 560 3-й (22 000 · 19,20) 4 224 15 664 6 336 4-й (22 000 · 11,52) 2 534 18 198 3 802 5-й (22 000 · 11,52) 2 534 20 732 1 268 6-й (22 000 · 5,76) 1 268 22 000 Итого 22 000
В табл. 9 остаточнаястоимость приводится, чтобы проконтролировать процесс отнесения на затратыамортизации объекта. Расчеты приведены там же. [2, с.123-125]
2.3Определение и учет финансовых результатов при выбытии основных средств
Непригодныедля дальнейшего использования в силу физического или морального износавнеоборотные активы подлежат списанию. Их выбытие отражается проводкой:
Дебетсчета 172 «Накопленная амортизация по грузовику»
Кредитсчета 170 «Грузовик».*
Такаяпроводка составляется на сумму полностью самортизировавшей стоимости грузовика.
Согласнотребованиям международных стандартов по учету, величина списанной на затратыамортизации не должна превышать первоначальную стоимость, которая была уплаченаза тот или иной внеоборотный актив в момент его приобретения. Если, несмотря наполное списание амортизационных затрат на себестоимость, объект продолжаетнаходиться в эксплуатации, то начисление амортизации по нему прекращается.
Посколькупри начислении амортизации остаточная стоимость и срок службы оцениваются лишьс предположительной точностью, то нередки случаи отклонения этой стоимости оттой, которую объект может иметь в момент своего фактического выбытия.
Если вмомент выбытия объекта в результате продажи цена его реализации превышаетостаточную балансовую стоимость, то финансовым итогом такой операции дляпредприятия будет прибыль, в противоположном случае — убыток.
Пример. Предположим, что предприятие «ЭдвардВудвард» приняло решение продать грузовик «Мэк» за 15 000 долл. Известно, чтопервоначальная стоимость грузовика составляла 22 000 долл., а остаточная намомент выбытия была равна 14 000 долл. Данная операция будет оформлена следующейбухгалтерской проводкой:
Дебетсчета 101 «Денежные средства» 15 000 долл.
Дебетсчета 172 «Накопленная амортизация по грузовику» 8 000 долл.
Кредитсчета 170 «Грузовик» 22 000 долл.
Кредитсчета 303 «Прибыль от продажи грузовика» 1000 долл.
Если жедопустить, что «Эдвард Вудвард» был вынужден продать свой грузовик по цене нижеего остаточной стоимости (например, за 11 000 долл.), то результатом такойоперации будет убыток. Он отразится следующей проводкой:
Дебетсчета 101 «Денежные средства» 11 000 долл.
Дебетсчета 172 «Накопленная амортизация по грузовику» 8 000 долл.
Дебетсчета 303 «Убытки от реализации грузовика» 3 000 долл.
Кредитсчета 170 «Грузовик» 22 000 долл.
2.4 Особенностиамортизации основных средств в отдельных странах
В учетеПольши амортизация начисляется по определенной схеме с использованием срока икоэффициентов для конкретных групп основных средств. Величина начисленногоизноса может колебаться в зависимости от количества рабочих изменений, уровнятехнологического и экономического прогресса, производственных мощностей, срокаэксплуатации, предварительно установленной ликвидационной стоимости,коэффициентов износа в соответствии с налоговым законодательством.
ВПортугалии разрешается использовать только линейный метод начисления. ВЛюксембурге амортизационные отчисления не начисляются по активам, имеющимнеопределенный срок эксплуатации.
ВБельгии Закон допускает следующие методы амортизации: линейный, уменьшаемогоостатка, удвоенных амортизационных отчислений, ускоренной амортизации поопределенным активам (например, энергосберегающие инвестиции). Ускореннуюамортизацию можно применять только в соответствии с положениями налоговогозаконодательства.
Взаконодательстве Германии не предусмотрено конкретных единых методов амортизации.На практике чаще всего применяются прямолинейный метод и метод уменьшенияостатка. Сроки службы активов, как правило, устанавливаются по специальнымотраслевым налоговым таблицам.
Нижепредставлены основные методы начисления амортизации, используемые в практикеучета немецких предприятий (табл. 10).
Таблица 10
Методыначисления амортизации в ГерманииМетод начисления амортизации Содержание 1 2 Линейная амортизация Линейный метод относится к наиболее распространенным. Налоговое право рассматривает его как обычный метод амортизации Дегрессивная амортизация
При дегрессивной амортизации на базовую стоимость в течение периода эксплуатации начисляются уменьшающиеся с каждым последующим годом амортизационные отчисления. В начале срока эксплуатации начисляется сравнительно высокая сумма годовой амортизации, к концу срока эксплуатации она постоянно снижается.
Различают арифметически- и геометрически-дегрессивные амортизации. Арифметически-дегрессивная амортизация характеризуется тем, что начисленная годовая амортизация уменьшается с каждым последующим годом на одинаковую сумму (сумму дегрессии). При геометрически-дегрессивной амортизации амортизационные отчисления снижаются с каждым последующим годом на определенный процент и образуют, таким образом, геометрический ряд. Особой формой арифметически-дегрессивной амортизации является начисление амортизации по сроку полезного использования Прогрессивная амортизация Прогрессивная амортизация — это метод начисления амортизации, при котором сумма амортизационных отчислений увеличивается с каждым последующим годом в течение срока эксплуатации объекта имущества. Как и при дегрессивном методе, изменение амортизационных отчислений по годам может происходить в геометрической или арифметической прогрессии. Несмотря на то, что торговое право разрешает использование прогрессивной амортизации, на практике этот метод применяется редко. Прогрессивную амортизацию можно оправданно использовать для оборудования, которое постепенно достигает полной загрузки, например, на электростанции, транспортных предприятиях или газопроводах. Налоговое право запрещает использование прогрессивной амортизации Начисление амортизации пропорционально производительности основных средств Начисление амортизации пропорционально производительности основных средств осуществляется по мере их загрузки. Для определения суммы ежегодных амортизационных отчислений базовая стоимость оборудования делится на прогнозируемый объем производства за весь период эксплуатации и умножается на объем производства отчетного года. Метод начисления амортизации пропорционально производительности основных средств часто используется в учете расходов и является допустимым как в торговом, так и налоговом праве. Этим методом пользуются в основном организации, которые занимаются добычей сырья, и могут рассчитать общую стоимость месторождения и амортизировать его по мере разработки Комбинация методов амортизации Торговое право не обязывает использовать какой-то определенный метод амортизации, но требует, чтобы выбранный метод исходил из первоначальной стоимости объекта имущества и распределял ее согласно принципам бухгалтерского учета на плановый срок эксплуатации. Следовательно, комбинация методов амортизации допустима, если она была предусмотрена в плане амортизации и закреплена в учетной политике. Такая комбинация трактуется как самостоятельный метод амортизации
§ 254ТКГ предоставляет организациям возможность отображать в налоговом баланседополнительную, допустимую только по налоговому праву, амортизацию (табл. 11).
Таблица 11
Существенныеположения по налоговой амортизации в Германии (§ 254 ТКГ)Внеплановое уменьшение первоначальной стоимости, допустимое только в налоговом праве 1. Начисление плановой амортизации согласно Объект амортизации
§ 7 f Закона о подоходном налоге § 7 g. абз. 1 Закона о подоходном налоге
§ 76 Инструкции о подоходном налоге
§ 82 f Инструкции о подоходном налоге
§ 4 Закона о новых федеральных землях
§ 3 Закона об экономических зонах
основные средства частных больниц
основные средства малых и средних предприятий
основные средства фермеров
торговые и рыболовные, а также воздушные суда
основные средства в новых федеральных землях и Берлине
основные средства в ряде экономических зон (приобретенные до 1 января 1995 г.) 2. Начисление дополнительной амортизации согласно Объект амортизации § 7 с Закона о подоходном налоге строительные работы по созданию новых, сдаваемых в наем квартир (сданных до 1 января 1996 г.) § 7 d Закона о подоходном налоге сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды, приобретенные до 1 января 1991 г. § 7 Закона о сооружениях военного назначения бомбоубежища (строительство которых началось до 1 января 1992 г.) 3. Скидки со стоимости согласно Вид § 6 b Закона о подоходном налоге перенос прибыли от реализации § 80 Инструкции о подоходном налоге скидка со стоимости импортных товаров Директиве 34 Директив о подоходном налоге перенос дотаций на проведение капиталовложений Директиве 35 Директив о подоходном налоге перенос подлежащих раскрытию в отчете резервов при замене старого оборудования
Помимоперечисленных видов внеплановой амортизации существуют списания до частичнойстоимости, не имеющие аналогов в торговом праве. Под частичной стоимостьюпонимают «сумму, в которой покупатель организации выделил бы стоимостьотдельного вида имущества из общей покупной цены организации», при этомпредполагается, «что покупатель продолжит деятельность организации» (§ 6, абз.1, № 1, предл. 3 Закона о подоходном налоге). Налоговое право допускаетначисление обществами внеплановой амортизации до частичной стоимости привременном снижении стоимости материальных и нематериальных активов, чтозапрещено в торговом праве (§ 279, абз. 1, предл. 2 ТК). Следовательно,налоговое право допускает оценку имущества по более, низкой стоимости, чемторговое, что попадает, таким образом, под действие § 254 Торгового кодекса.[3, с.370-372]
ВоФранции используется преимущественно прямолинейный метод, но ликвидационнаястоимость при этом не указывается.
Коммерческаяамортизация по индивидуальным счетам во Франции включается в результат пообычным операциям, тогда как дополнительные суммы амортизации в целяхналогообложения включаются в состав экстраординарных операций. Приконсолидации, как правило, отображается только коммерческая амортизация.Наиболее распространенный срок обесценивания составляет 20-30 лет для зданий исооружений, 10 лет — для основных производственных средств и оборудования и 5лет — для транспортных средств. С 1960 г. во Франции разрешено использоватьметод ускоренного списания стоимости.
В Нидерландахи Испании нормы амортизации не совпадают с нормами, предусмотренными налоговымзаконодательством.
В то жевремя в американской учетной практике применяется многовариантность выбораметода определения величины износа, причем выбор такого метода и срок полезногофункционирования амортизируемого актива осуществляет само руководствопредприятия, то есть решение принимается на основании профессиональногосуждения бухгалтера о данном вопросе.
Важноподчеркнуть, что в системе США могут пересматриваться нормы амортизации, носама оценка объекта пересмотру не подлежит. Это связано с тем, что, изменяяоценку, бухгалтер нарушает принцип соответствия — сопоставление преждепонесенных расходов с полученными в данном отчетном периоде доходами, — чтоискажает финансовый результат и приводит к необоснованному изменениюналогооблагаемой прибыли.
В Данииамортизационные ставки существуют в отдельности для финансового и налоговогоучета. Обычно здесь используют прямолинейный метод (здания и сооружения — 50-100 лет; основные производственные средства — начиная с 3-х лет). Практикакапитализации финансовых расходов на создание собственных активов на протяжениипериода, когда они становятся пригодными к использованию, в Дании закономразрешается, однако широкого признания не приобрела. [3, с.372-374]
Втаблице 12 показаны преобладающие методы начисления амортизации в разныхстранах.
Таблица 12
Преобладающиеметоды начисления амортизации основных средств в разных странахСтрана Метод начисления амортизации Бельгия Прямолинейный или принцип снижения отчислений Великобритания, Ирландия Норма налогового законодательства Греция Норма налогового законодательства Дания Прямолинейный Италия Норма налогового законодательства (ускоренный метод) Люксембург Прямолинейный Германия Прямолинейный Португалия Только прямолинейный Франция Прямолинейный Швеция Прямолинейный
Усовершенствованиеучета амортизации: проблемы и перспективы
Исследование начисленияамортизации основных средств показало что:
Правильнаяамортизационная политика ведет к стабильности производства, его эффективности.
В мире накоплен огромныйопыт использования амортизационных отчислений.
В мировой практикеамортизационные отчисления являются основным источником финансированияобновления основных производственных фондов, как это и должно быть.
Амортизационнаяполитика предприятия – этокомплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса формирования,распределения и использования средств, признанных как амортизационные суммы всоставе всех финансовых ресурсов предприятия, для обеспечения стабильнойприбыли путем обновления и поддержки основных фондов в ограниченияхдействующего законодательства и общегосударственной амортизационной политики.
За рубежом расчетамортизации трактуется как процесс систематического распределенияпервоначальной стоимости внеоборотных активов на затраты по периодамэксплуатации, а не как измерение их текущей рыночной стоимости на датусоставления баланса. Фактическая рыночная стоимость внеоборотных активов можетсущественно отличаться в ту или иную сторону от отражаемой в балансе учетной(остаточной) стоимости.
Всюсовокупность известных методов можно свести к двум основным группам: традиционные(классические) методы и методы ускоренной амортизации. К традиционным методамотносятся метод прямолинейного списания и метод, основанный на учетепроизводительности оборудования. Методы ускоренной амортизации включают методфиксированной удвоенной нормы амортизации и метод суммы лет.
В 80-егоды в США была разработана и, начиная с 1987 года, разрешена к применению такназываемая Модифицированная система ускоренной амортизации.
Этасистема имеет целью стимулировать ускорение оборота и возмещение средств,вложенных предпринимателями в основные средства, за счет уменьшения суммы, скоторой взыскиваются федеральные налоги. Поэтому Модифицированная системаиспользуется, главным образом, только в целях налогообложения. Эта система, какправило, не применяется для отражения стоимости долгосрочно используемыхактивов в балансе, так как предусмотренные ею сроки возмещения затрат обычно несовпадают с фактическими сроками эксплуатации объектов.
В большинстве страннаблюдается следующий подход отображения в учете выбытия основных средств:списывается начальная стоимость и накопленный износ основных средств, которыевыбывают, при этом учитываются любые доходы и расходы от выбытия. Эти операцииоформляются сложной проводкой, составным элементом которой является запись подебету или кредиту соответствующих счетов: убытка или прибыли от выбытия. Такиеприбыли или убытки классифицируются в отчете о прибыли и убытках как случайные,за исключением возникающих в результате ликвидации основных средств вследствиечрезвычайных событий. Обязательно осуществляется доначисление износа на объектосновных средств, которые выбыли на протяжении года, а износ начисляется вконце года (корректирующая проводка).
Исследование такжепоказало, что данный вопрос еще довольно слабо отражен в национальнойлитературе.
Так как он имеет большоенаучное и практическое значение необходимо:
— активизироватьнаучно-исследовательскую работу в данном направлении;
— внедрить опыт развитыхстран в амортизационную практику украинских предприятий.
Список литературы
1. Бачевский Б.Є., Решетняк Е.А., Заблодська І.О.Відшкодування зносу основних виробничих фондів. – К.: Центр учбової літератури,2007. – 176с.
2. Бондар М.І. Методи нарахуваньамортизаційних відрахувань у сучасних умовах // Проблеми науки, 2000, №2.
3. Блейк Амат. Европейский бухгалтерскийучет: Пер. с англ. – Спб., 1997.
4. Бутынець Ф.Р. Бухгалтерский учет взарубежных странах: Учебное пособие для вузов. – Житомир: Рута, 2002. – 650с.
5. Бухгалтерськийоблік та фінансова звітність в Україні: Навчально-практичний посібник / За ред.С.Ф. Голова. Дніпропетровськ, ТОВ «Баланс-Клуб», 2000.
6. Бухгалтерськийфінансовий облік: Підручник / За ред. проф. Ф.Ф. Бутинця. — Житомир: ЖІТІ,2001. — 672 с.
7. Валебникова Н.В. Изучениебухгалтерского учета по международным стандартам // Бухгалтерский учет. – 1994.
8. Виговська Н.Г. Удосконалення облікуамортизації: стан, пролеми, перспективи. – Житомир, 1998.
9. Велш Глен А., Шорт Г. Основи фінансового обліку – К.:Основи, 1999.
10. Вуд Ф. Бухгалтерский учет дляпредпринимателей. – М.: Ас-керн, 1999.
11. Галуза С.Г. Производственные фонды и освоение капитальных вложений в машиностроении. – К.: Техника, 1971.
12. Гапоненко А.Л. Ускорение реконструкции и обновления производства. – М.: Мысль,1988.
13. Голов С.Ф., Костюченко В.М.Бухгалтерский облікза міжнародними стандартами. – К.: Екаунтшг, 2000.
14. Горицкая Н.Г. Бухгалтерский учет ифинансовый анализ. — 2001 г.–288 с.
15. Горицкая Н. Бухгалтерский учет ифинансовая отчетность в Украи-не. — К.: ООО “Украина-СВИТ”, 2000. — Т. 1 — 167с.; Т. 2. — 156 с.
16. Гольдин М.М., Сухиніна Л. Н.Моральный знос основних фондов предприятий в условиях НТР. – М.: Экономика,1986.
17. Городянська Л. В. Раціональний вибірпідприємством методу амортизації // Наук. Праці Кіровоград.держ.техн.ун-ту.Економічні науки. Бухгалтерський облік, аналіз і аудит. Вип..4. Ч.1. –Кіровоград, 2003.
18. Грабова Н.Н., Добровский В.Н.Бухгалтерский учет в производственных и торговых предприятиях, 2000.: Учебноепособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Кужельного. — К.: А.С.К., 2000. — 624 с.
19. Губачова О.М. Облік у зарубіжнихкраїнах, — К.: Укрспілка, 1999.
20. Данилевский Ю.А. Повышение ролимеждународных стандартов // Бухгалтерский учет, — 1994.
21. Друри Колин. Введение вуправленческий и производственный учет. – М., 1994.
22. Завгородній В.П. Бухгалтерський облікв Україні (з використанням національних стандартів): Навч. посіб. для студ.вузів. — К.: А.С.К., 2001. — 848 с.
23. Ковалев В.В. Стандартизациябухгалтерского учета: международный аспект // Бухгалтерский учет, — 1997.
24. Коляго М.Д. На пути к международномустандарту // Бухгалтерский учет. – 1996.
25. Коршунов В.И. Организация учета взарубежных странах. – Х.: Основа, 1999.
26. Лешеленко А.В.Финансовый учет. – К, 2007 – Центр учебной литературы. – с. 606.
27. Литвиненко М.И. Обзор международныхстандартов финансовой отчетности // Главбух. – 1998.
28. Малькова Т.Н. Теория и практикамеждународного бухучета. – М.: Бизнес-Пресса, 2001.
29. Маренков Н.Л., Кравцова Т.Н.Международные стандарты бухгалтерского учета, аудита и учетная политика фирм. –М.: УРСС, 2000.
30. Международные стандартыбухгалтерского учета 2000: Пер. с англ. Под ред. С.Ф. Голова. – К.: ФПБАУ,2000.
31. Миддлтон Д. Бухгалтерский учет ипринятие финансовых решений / Пер. с англ.; Под ред. И.И. Елисеевой. — М.:Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 408 с.
32. Михалкевич А.П. Бухгалтерский учет напредприятиях за рубежных стран. – М.: ООО «Митанта», 1998.
33. Мусс Г., Рольф Ханишманн.Бухгалтерский учет: Основы – задания – решения. – М., 2000.
34. Мюллер Г., Гернон Х., Минк С. Учет:международная перспектива: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1993.
35. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д.Принципы бухгалтерского учета: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1993.
36. Палий В.Ф. Международные стандартыучета и финансовой отчетности: Учебник. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М,2008. — 512 с. — (Высшее образование).
37. Палий В.Ф. Комментарии кмеждународным стандартам финансовой отчетности. – М.: «Аскери – АССА», 1999.
38. Панков Д.А. Бухгалтерский учет и анализ зарубежом.: Учебное пособие. – М.: ООО «Новое знание», 2003. – 251с.
39. Партин Г.О. Бухгалтерський облік:основи теорії і практики: Навч. посібн. — К.: Т-во «Знання», КОО,2000.
40. Попонова Н.А. Некоторые особенностиотчетности предприятий в разных странах // ФИНАНСЫ. – 1994.
41. Решетняк Е.А. Совершенствованиеметодов амортизации и определение реального уровня износа техники. // Економіка: проблеми теорії та практики; Зб. наук. праць Дніпропетр.нац. ун-ту. – Вип… 186. Т.ІV. – Дніпропетровськ: ДНУ, 2003. – с.1082-1088
42. Панков Д.А. Бухгалтерский учет ианализ в зарубежных странах: Учеб. пособие. — Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. –238с.
43. Решетняк Е.А. Моральный износ и срокиполезного использования // Вісник Нац. техн… ун-ту «Харківський політехнічнийінститут». – 2003. – №20. — С. 93 – 95
44. Соколов Я.В. Основы теориибухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000.
45. Соловьева О.В. Зарубежные стандартыучета и отчетности – М.: Аналитика – Пресс, 1998.
46. Справжнійбух облік. – Х.: Фактор, 2005. – 1072с.
47. Ткаченко Н.М. Бухгалтерськийфінансовий облік на підприємствах України. — К.: А.С.К., 2000. — 770 с.
48. Хендриксен Э.С. Теория бухгалтерскогоучета – М.: Финансы и статистика, 2000.
49. Хендриксен Э.С., Ван Бреза М. Ф.Теория бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 1996.
50. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж.Бухгалтерский учет: управленческий аспект. – М.: Финансы и статистика, 1995.