Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Автоматизация бухгалтерского учета в современных условиях

Введение
Бухгалтерский учет – прикладная экономическая дисциплина, приобретающая в условиях переходной экономики первостепенное значение дляпредприятий всех форм собственности и размеров – обеспечивает регистрацию, xpанение и обработкуинформации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условияхэкономической нестабильности и частой смены нормативных актов государства,правил ведения бухгалтерского учета профессия бухгалтера становится все болеепрестижной, а его роль в управлении предприятием – ключевой. Сложностинастоящего времени вынуждают бухгалтеров постоянно совершенствоватьквалификацию, отслеживать последние изменения и дополнения к действующимзаконам и учитывать их в практической деятельности. Использование персональныхкомпьютеров для автоматизации бухгалтерского учета является важной составнойчастью системы информационного обеспечения всей деятельности предприятия, позволяет избежать одних и тех жеарифметических действий, ошибок. Этим обстоятельством обусловлен выбор темыкурсовой работы.
К различным аспектам теории и практики автоматизациибухгалтерского учета уделяется значительное внимание в отечественной и научнойлитературе. В России проблема автоматизации бухгалтерского учета нашлаотражение в научных трудах, монографиях, учебных пособиях и других публикациях С.В. Глушакова,Н.В. Брынкова, В.В. Брага, О.П. Ильина, Ю.Л. Шевченко идругие.
Цель данной курсовой работы: изучить теоретические и практическиеаспекты автоматизации бухгалтерского учета в современном мире. Исходя изпоставленных целей были определены следующие основные задачи:
– Проанализировать степень необходимости в программномобеспечении бухгалтерского учета;
– Охарактеризовать деятельность предприятия ЗАО «Торговый Дом«ЦентрОбувь»;
– Выявить особенности ведения бухгалтерского учета вавтоматизированной форме;
– Изучить и охарактеризовать существующие бухгалтерскиепрограммы;
– Определить необходимые компоненты для эффективнойавтоматизации.
Объектом исследования является ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь», апредметом исследования автоматизация бухгалтерского учета в современном мире.
Информационная база курсового исследования содержит: устав данногопредприятия, баланс за 2007 и 2008 годы, отчет о прибылях и убытках за 2007–2008годы, приложение к бухгалтерскому балансу за 2007–2008 годы, расчетно-платежнаяведомость, авансовый отчет, приходный и расходный кассовые ордера, вкладнойлист кассовой книги, товарный отчет, приказ о проведении инвентаризации,инвентаризационная опись, выписка банка, книга покупок и продаж, учетнаяполитика, анализ счета.
В процессе выполнения курсовой работы, для решения поставленныхзадач применены различные методы и приемы экономических исследований:логический и расчетный; анализ, изучение и обработка научной и учебнойлитературы по автоматизации бухгалтерского учета; сравнение наиболее популярныхавтоматизированных систем, применяемых в бухгалтерском учете.
Курсовая работа содержит: введение, три главы, выводы ипредложения, список литературы.
 
 

1. Теоретические основы автоматизации бухгалтерского учета всовременных условиях
1.1 Автоматизация бухгалтерского учета – основа эффективногоуправления
На сегодняшний день руководителям российских предприятий приходитсяпринимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает ихпостоянно держать под контролем различные аспекты финансово – хозяйственнойдеятельности. Эта деятельность отражена в большом количестве документов,содержащих разнородную информацию. Грамотно обработанная и систематизированная,она является в определенной степени гарантией эффективного управленияпроизводством. Напротив, отсутствие достоверных данных может привести кневерному управленческому решению и, как следствие, к серьезным убыткам.
Если не брать во внимание умышленные противоправные действия, товсе ошибки бухгалтерского учета совершаются либо по небрежности (например,арифметические ошибки), либо из – за незнания особенностей ведениябухгалтерского учета в России. Такие ошибки практически неизбежны при ручномучете или при использовании устаревших или нелегальных версий программныхкомплексов.
Хорошие бухгалтерские системы вне зависимости от их масштаба,программно – аппаратной платформы и стоимости должны обеспечивать качественноеведение учета, быть надежными и удобными в эксплуатации.
В функциональном аспекте бухгалтерские системы должны, по крайнеймере, безошибочно производить арифметические расчеты; обеспечивать подготовку,заполнение, проверку и распечатку первичных и отчетных документов произвольнойформы; осуществлять безошибочный перенос данных из одной печатной формы вдругую; производить накопление итогов и исчисление процентов произвольнойстепени сложности; обеспечивать обращение к данным и отчетам за прошлыепериоды.
Для того чтобы обеспечить указанные возможности, система должнаиметь единую базу данных по текущему состоянию бухгалтерского учета напредприятии и архивным материалам, любые сведения из которой могут быть легкополучены по запросу пользователя. В зависимости от особенностей учета напредприятии базы данных могут иметь различную структуру, но в обязательномпорядке должны соответствовать структуре принятого плана счетов, задающегоосновные параметры настройки системы на конкретную учетную деятельность. Модулисистемы, обеспечивающие проведение расчетов, суммирование итогов и начислениепроцентов, должны использовать расчетные нормативы, которые приняты в текущеевремя.
Надежность системы в компьютерном плане означает защищенность ееот случайных сбоев и в некоторых случаях от умышленной порчи данных. Какизвестно, современные персональные компьютеры являются достаточно открытыми, поэтомунельзя достоверно гарантировать защиту чисто на физическом уровне. Важно, чтобыпосле сбоя разрушенную базу данных можно было легко восстановить, а работусистемы возобновить в кратчайшие сроки. Хорошие бухгалтерские системы отвечаютэтим требованиям.
Не менее важно, чтобы фирма – разработчик бухгалтерской программыимела значительный опыт работы и солидную репутацию. При выборе системы следуетучитывать то обстоятельство, что в дальнейшем к продавцу придется неоднократнообращаться и за советом или консультацией, и за заменой устаревшей версии наболее свежую.
Несмотря на то что в мире существует более тысячи бухгалтерскихпакетов различной мощности и стоимости, российские бухгалтеры и предпринимателипредпочитают отечественные пакеты, более подходящие для условий переходнойэкономики и быстрой смены законодательных актов, регулирующих порядокбухгалтерского учета. Сегодня мы анализируем уже третье поколение российскихавтоматизированных бухгалтерских систем.
Этапы автоматизации бухгалтерского учета в России:
Первый этап разработки программ автоматизации бухгалтерского учетасовпал по времени с перестройкой, когда в России появилась реальная потребностьв программных продуктах такого типа для нужд малых предприятий и кооперативов,обслуживания временных трудовых коллективов и других новых субъектовбухгалтерского учета. Этот период характеризовался массовым ввозом в нашустрану персональных компьютеров, что в значительной степени обусловило выборпоследних в качестве основной аппаратной платформы для бухгалтерскихразработок. Большинство программ создавалось в виде автоматизированных рабочихмест и предназначалось для эксплуатации на автономных компьютерах. В это времябыли популярны первые бухгалтерские программы: «Финансы без проблем» («ХакерсДизайн»), «Турбо-бухгалтер» («ДИЦ»), «Парус» («Парус»). Второй этап был связанс развитием коммерческих структур и началом приватизации. Десятки тысячсоздаваемых ТОО, АОЗТ и кооперативов нуждались в бухгалтерском учете. На волневсеобщей коммерциализации наблюдался бурный рост тиражируемых разработок, взначительной степени вытеснивших заказные. Энтузиастов-одиночек и временныетрудовые коллективы сменили профессиональные группы специалистов,объединившихся в собственные компании, которые хотели получать прибыль спродаваемого тиража бухгалтерских программ. Именно тогда были образованысегодняшние фирмы-лидеры: «1С», «Диасофт», «Омега», R-Style Software Lab. Третийэтап развития бухгалтерских систем характеризуется созданием интегрированныхпрограммных средств, объединяющих несколько предметных областей автоматизации.
1.2 Особенности и элементы компьютерной системы
В неавтоматизированной системе ведения бухгалтерского учетаобработка данных о хозяйственных операциях легко прослеживается и обычносопровождается документами на бумажном носителе информации – распоряжениями,поручениями, счетами и учетными регистрами, например бесконечными журналамиучета МПЗ. Аналогичные документы часто используются и в компьютерной системе,но во многих случаях они существуют только в электронной форме. Более того,основные учетные документы (бухгалтерские книги и журналы) в компьютернойсистеме бухгалтерского учета представляют собой файлы данных, прочитать илиизменить которые без компьютера не возможно.
Компьютерная система включает в себя следующие элементы:
1. Аппаратные средства. К ним относятся: оборудование иустройства, из которых состоит компьютер, в частности центральный процессор,жесткий диск, устройство чтения CD-ROM, принтеры, сетевые карты и т.п.
2. Программные средства.
а) Системные программы. К этим программам, выполняющим общиефункции, обычно относят операционные системы, которые управляют аппаратнымисредствами и распределяют их ресурсы для максимально эффективногоиспользования, системы управления базами данных (СУБД), обеспечивающиевыполнение стандартных функций по обработке данных, и сервисные программы,которые выполняют в компьютере основные операции, например сортировку записей.Системные программы обычно разрабатывают поставщики аппаратных средств или фирмы,специализирующиеся в области программного обеспечения, и модифицируют с учетоминдивидуальных требований.
б) Прикладные (пользовательские) программы – это наборы машинныхкоманд для обработки данных, которые организация–пользователь разрабатываетсамостоятельно или приобретает у внешнего поставщика.
3. Документация – описание системы и структуры управленияприменительно к вводу, обработке и выводу данных, обработке сообщений,логическим и другим командам.
4. Персонал – работники, которые управляют системой, проектируютее и снабжают программами, эксплуатируют и контролируют систему обработкиданных.
5. Данные – сведения о хозяйственных операциях и другаянеобходимая информация, которую вводят, хранят и обрабатывают в системе.
6. Процедуры контроля – Процедуры, обеспечивающие соответствующуюзапись операций, предупреждающие или регистрирующие ошибки.
Способ обработки хозяйственных операций при ведении бухгалтерскогоучета оказывает существенное влияние на организационную структуру фирмы, атакже на процедуры и методы внутреннего контроля. Компьютерная технологияхарактеризуется рядом особенностей, которые следует учитывать при оценкеусловий и процедур контроля. Ниже приведены отличия компьютерной обработкиданных от неавтоматизированной.
Единообразное выполнение операций. Компьютерная обработкапредполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичныхопераций бухгалтерского учета, что практически исключает появлению случайныхошибок, обыкновенно присущих ручной обработке. Напротив, программные ошибки(или другие систематические ошибки в аппаратных либо программных средствах)приводят к неправильной обработке всех идентичных операций при одинаковыхусловиях.
Разделение функций. Компьютерная система может осуществитьмножество процедур внутреннего контроля, которые в неавтоматизированныхсистемах выполняют разные специалисты. Такая ситуация оставляет специалистам,имеющим доступ к компьютеру, возможность вмешательства в другие функции. Витоге компьютерные системы могут потребовать введения дополнительных мер дляподдержания контроля на необходимом уровне, который в неавтоматизированныхсистемах достигается простым разделением функций. К подобным мерам можетотносится система паролей, которые предотвращают действия, не допустимые состороны специалистов, имеющих доступ к информации об активах и учетныхдокументах через терминал в диалоговом режиме.
Потенциальные возможности появления ошибок и неточностей. По сравнению с неавтоматизированными системами бухгалтерскогоучета компьютерные системы более открыты для несанкционированного доступа,включая лиц, осуществляющих контроль. Они также открыты для скрытого измененияданных и прямого или косвенного получения информации об активах. Чем меньшечеловек вмешивается в машинную обработку операций учета, тем ниже возможностьвыявления ошибок и неточностей. Ошибки, допущенные при разработке иликорректировке прикладных программ, могут оставаться незамеченными на протяжениидлительного периода.
Потенциальные возможности усиления контроля со стороны администрации. Компьютерные системы дают в руки администрации широкий набораналитических средств, позволяющих оценивать и контролировать деятельностьфирмы. Наличие дополнительного инструментария обеспечивает укрепление системывнутреннего контроля в целом и, таким образом, снижение риска егонеэффективности. Так, результаты обычного сопоставления фактических значенийкоэффициента издержек с плановыми, а также сверки счетов поступают кадминистрации более регулярно при компьютерной обработке информации. Кроме того,некоторые прикладные программы накапливают статистическую информацию о работекомпьютера, которую можно использовать в целях контроля фактического ходаобработки операций бухгалтерского учета.
Инициирование выполнения операций в компьютере. Компьютерная системаможет выполнять некоторые операции автоматически, причем их санкционирование необязательно документируется, как это делается в неавтоматизированных системахбухгалтерского учета, поскольку сам факт принятия такой системы в эксплуатациюадминистрацией предполагает в неявном виде наличие соответствующих санкций.
1.3 Наиболее распространенные в России системы автоматизациибухучета
Программа 1С: Бухгалтерия является универсальнойбухгалтерской программой и предназначена для ведения синтетического и аналитическогобухгалтерского учета по различным разделам.Программа предоставляетвозможность ручного и автоматического ввода проводок.
Вместе с продуктом предлагается широкий перечень заполняемых формпервичных документов, но если пользователя не устраивает какой-либо документ,он может изменить его печатную форму и алгоритм заполнения.
Помимо описанного продукта, фирма «1С» продвигает на рынок своюновую разработку под названием «1С: Предприятие». Это ПО представляет собойуниверсальную систему для автоматизации учета в торговле, складском хозяйстве исмежных отраслях деятельности предприятия.
Система «1С: Предприятие» может быть адаптирована к любымособенностям учета на конкретном предприятии при помощи модуля «1С: Конфигуратор»,позволяющего настраивать все основные элементы программной среды, генерироватьи редактировать документы с любой структурой, изменять их экранные и печатныеформы, формировать журналы для работы с документами с возможностью ихпроизвольного распределения по журналам.
«АУБИ» – это зарегистрированноеназвание интегрированной программной системы «Автоматизации бухгалтерскогоучета малых, средних и больших предприятий».
«АУБИ» может быть с успехом использована для автоматизациибухгалтерского учета предприятий различного рода деятельности. Программныйкомплекс представляет одинаковый интерес как для торговых (коммерческих)структур, так и для производственных предприятий. Гибкая система программыпозволяет настраивать «АУБИ» на нужды конкретного пользователя. При этомбухгалтер каждого предприятия, исходя из своих собственных потребностей, имеетвозможность сформировать план счетов; информационные справочники, содержащиеназвания предприятий-партнеров и их банковские реквизиты; список материальноответственных лиц и т.д.
«АУБИ» может поставляться в различной комплектации. По желаниюпользователя в комплект поставки могут быть включены или изъяты различныеэлементы программы.
Супер – менеджер – многовалютнаясистема, предназначенная для автоматизации бухгалтерского учета на предприятияхсложной структуры различных форм собственности. Система бухгалтерского учетапозволяет оперировать следующими операциями: аналитический и синтетический учетавтоматический учет курсовой разницы приведение учетных данных к любойнациональной валюте ведение журналов-ордеров, главной книги и баланса в любойвалюте и сводно по эквиваленту гибкий план счетов, учитывающий всеиндивидуальные особенности формирование сложных проводок консолидация данныхразличных организаций и филиалов.
Инфо-бухгалтер. В любой момент можноизготовить: баланс со всеми приложениями оборотная ведомость главная книгаведомости аналитического учета по счетам журналы ордера и ведомости к ним,шахматка, разнообразные ведомости и справки анализ финансовой деятельности спостроением графиков и диаграмм
Фолио. Ведение бухгалтерскогоучета любого числа предприятий на одном компьютере с возможностью получениясводного бланка нескольких предприятий. Подробный финансовый анализдеятельности организаций по которым ведется бухгалтерия учет движения денежныхсредств в динамике финансовый баланс для руководителя и отчет о прибыли иубытках по месяцам и годам аналитические показатели валюта зарплата складсистема прогнозирования оптимальной цены продажи партии товара возможностьгенерации новых форм отчетности встроенные многоуровневые таблицы.
Инфин – бухгалтерия.Продуманная структура программы и привычный бухгалтеру дизайн полнаяавтоматизация учета до пяти уровней аналитического учета минимальные измененияв настройке программы под специфику именно Вашего предприятия бухучет длянескольких предприятий на одном рабочем месте возможность настройки на любоеизменение законодательства возможность ведения двойной бухгалтерии возможностьработы с любыми валютами парольная защита сохранение данных за любое количестволет.
БЭСТ. Отличительной чертой ПО «БЭСТ»версии 3. 1 является ориентация на комплексную автоматизацию предприятийоптовой торговли. Этот продукт может функционировать как в локальном, так исетевом варианте. Структурно система «БЭСТ» выполнена в виде наборавзаимосвязанных программных модулей: настройка и системные утилиты; ведениеГлавной книги; учет кассовых операций; учет операций с банком; учет основныхсредств; учет производственных запасов; учет товаров и готовой продукции;управление продажами (реализацией); заработная плата.
АККОРД. Система «Аккорд» представляетсобой комплекс программ, автоматизирующих различные службы предприятия. В однойинформационной среде могут работать отдел кадров, плановые службы, бухгалтерия,службы управления закупками и продажами, отдел труда и заработной платы.Система разработана с помощью инструментальной среды «Атлантис» компании «Атлант-Информ.
1.4 Эффективная автоматизация
Для того, чтобы эффективно провести автоматизацию, следует, впервую очередь, хорошо представлять себе что же такое автоматизированный бухгалтерскийучет. На первый взгляд все просто и даже такая постановка вопроса кажетсянесколько надуманной, потому что автоматизированный бухгалтерский учет – этопросто когда бухгалтерский учет ведется на компьютере. Вот такое заблуждение ислужит причиной большого количества неудачных попыток автоматизации. Следуетосознать, что внедрение бухгалтерской программы эффективно только тогда, когдаследствием внедрения является повышение эффективности и улучшение качестваведения бух. учета на предприятии. Это может выражаться в:
1. Упорядочении бухгалтерского учета. Если при бумажнойбухгалтерии для получения какой-либо информации, например специфической выборкиоборотов по субсчету счета, требовалось несколько часов работы, то накомпьютере – нажал клавишу и выборка распечаталась.
2. Увеличении количества информации, получаемой из бухучета.(Раньше можно было увидеть аналитику по 41 счету только в каком-нибудь одномразрезе, сейчас, на компьютере – в нескольких)
3. Снижение числа бухгалтерских ошибок. Это очень важный фактор,если учитывать величину штрафов и пеней за сокрытие налогооблагаемых величин,причиной которого, как правило являются именно бухгалтерские ошибки, а не некийзлой умысел.
4. Повышение оперативности бухучета. Если раньше, при бумажномбухучете, бухгалтера не поспевали за первичной документацией и делали проводкис опозданием, а квартальный и годовой отчет сдавался в последний момент, тосейчас это прекратилось.
5. Повышении экономичности бухгалтерского учета. Наша практикапоказывает, что во многих случаях, изменив применяющиеся на предприятии план итиповую корреспонденцию счетов, формы первичных документов и другие «подвластные»бухгалтерии параметры можно без использования различных рискованных схемуменьшить налогооблагаемые величины или, по крайней мере, передвинуть сроки иснизить частоту налоговых платежей.
Другие факторы, зависящие от специфики каждого конкретногопредприятия.
Если таких улучшений не произошло, то автоматизация бессмысленна –она не принесла конечного результата, сам же по себе переход с заполнениябумажных журналов-ордеров на нажимание компьютерных клавиш улучшением неявляется, это просто замена. Такую ситуацию следует скорее называть «псевдоавтоматизацией».К сожалению, псевдоавтоматизация встречается часто, происходит это потому, чтолюди думают: «Автоматизировать – значит просто перевести на компьютер и все тут»,а процесс внедрения программы в их понимании состоит в том, чтобы как-то начатьзаводить операции в компьютер. Последствия псевдоавтоматизации удручающи.Бухгалтерия, которая раньше была перегружена текущей работой, сейчас, «прикомпьютерах», тоже ничего не успевает, иногда работы становится еще больше – надоже вначале сделать все или отдельные разделы бухучета на бумаге, а потом,непонятно для чего, завести в компьютер. Руководство тоже не понимает для чегопотрачены немалые деньги на компьютеры, программы и внедрение, когда вбухгалтерии как был «завал», так и остался.
Таким образом, можно сказать, что автоматизация бухгалтерскогоучета – это процесс, при котором в результате перевода бухгалтерии на компьютерповышается эффективность и улучшается качество ведения бухучета на предприятии.Значит перед тем как принимать решение об автоматизации бухучета следуетвыделить, что и как эта автоматизация должна в бухгалтерии улучшить, это ибудет целью автоматизации.
Распространенным стереотипом является то, что автоматизациябухгалтерского учета приводит к сокращению бухгалтерского персонала, чтоприводит к страху перед автоматизацией, а иногда и к ее саботажу. Несмотря нато, что, на первый взгляд, все логично – часть работы берет на себя компьютер,который и вытесняет бухгалтеров-людей, стереотип является ошибочным. Дело втом, что количество необходимых в бухгалтерии бухгалтеров зависит только отколичества обрабатываемых бухгалтерией первичных документов (накладных,кассовых ордеров, платежек и пр.), а количество первичных документов не зависитот того, автоматизирован бухучет или нет, оно зависит от объема хозяйственныхопераций в организации. Таким образом, автоматизация бухучета не уменьшаетчисла необходимых в бухгалтерии бухгалтеров.
Только тогда, когда определены цели автоматизации, ее масштаб ипорядок, сделана постановка задачи, выбрана и куплена оптимальная дляпредприятия программа и решены технические вопросы можно приступать ксобственно работе с программой. Качественное внедрение программы – процессочень трудоемкий и сложный, затраты на него, как правило, значительно превышаютзатраты на приобретение программы и компьютеров, причем доля затрат навнедрение тем больше, чем больше предприятие, поскольку при большем количественюансов и особенностей необходимо больше работы по настройке на все эти нюансыи особенности.
Внедрение можно производить своими силами, можно заказатьсторонней организации. Если пытаться внедрять самим, то приходится сталкиватьсяс трудностями: отсутствие опыта автоматизации; отсутствие времени на внедрение,поскольку бухгалтерия должна выполнять свою текущую работу, которая, как правило,и съедает весь рабочий день.
Причем, чем крупнее организация, и, соответственно сложнее процессвнедрения, тем более актуальны эти трудности. На практике попытки внедритьпрограмму своими силами на предприятиях, где число бухгалтеров превышает 4 практическивсегда приводят к «псевдоавтоматизации». Если принято решение заказыватьавтоматизацию у специализированной организации, то необходимо приготовиться кдополнительным денежным затратам, поскольку качественная автоматизация не можетобойтись дешево так как она занимает достаточно много времени и требуетквалифицированных и опытных специалистов.

2. Практические технологии эффективной автоматизациибухгалтерского учета
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Торговый Дом«ЦентрОбувь»
Закрытое акционерное общество «Торговый Дом «ЦентрОбувь» создано всоответствии с ГК РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах»,зарегистрировано Межрайоннной инспекцией ФНС России №46 по г. Москве 16мая 2005.
Данное предприятие является юридическим лицом и имеет всобственности обособленное имущество, которое учитывается на егосамостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлятьимущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом иответчиком в суде.
ЗАО «ЦентрОбувь» имеет круглую печать, содержащую его полное наименованиеи указание на место его нахождения, а так же иные реквизиты.
Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность,распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, вмешательство вхозяйственную деятельность предприятия не допускается.
Закрытое акционерное общество «Торговый Дом «ЦентрОбувь» созданодля осуществления коммерческой деятельности, обеспечивающей получение прибыли.
Основными видами деятельности предприятия являются: рознычнаяторговля обувью и изделиями из кожи, розничная торговля, оптовая торговляобувью, розничная торговля текстильными изделиями, розничная торговлягалантерейными изделиями, ремонт обуви и прочих изделий из кожи, оптоваяторговля аксессуарами для одежды и головными уборами, аренда офисных машин иоборудования, аренда автомобилей с водителем, аренда легковых и грузовыхавтомобилей, найм рабочей силы и подбор персонала, предоставление различныхвидов услуг и так далее.
Органами управления ЗАО «ЦентрОбувь» являются: общее собраниеакционеров ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь», совет директоров ЗАО «Торговый Дом«ЦентрОбувь» и единоличный исполнительный орган ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь».
Общество вправе создавать филиалы и открывать представительства, втом числе за пределами РФ, в соответствии с действующим законодательством.Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и осуществляютдеятельность от имени ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь» по основании Положения офилиале. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет ЗАО«ЦентрОбувь».
Для осуществления внутреннего контроля за финансово –хозяйственной деятельностью ЗАО «ЦентрОбувь» Общим собранием акционеров, всоответствии с Уставом данного предприятия, избирается ревизионная комиссия обществалибо ревизор. Порядок деятельности ревизионной комиссии или ревизораопределяется Положением о ревизионной комиссии, утверждаемой Общим собраниемакционеров.
ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь» обязано вести бухгалтерский учет ипредоставлять финансовую отчетность в порядке, установленном действующимзаконодательством, а так же осуществлять раскрытие информации в случаях ипорядке, предусмотренных законодательством о рынке ценных бумаг.
Общество может быть реорганизовано или ликвидировано в порядке,установленном действующим законодательством, с учетом требований «Обакционерном обществах».

Таблица основных показателей деятельности ЗАО» Торговый Дом«ЦентрОбувь» за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2008№ п/п Показатель 2007 2008 Отклонение +, – % изменения 1 2 3 4 5 6 1
Выручка от реализации
(товарооборот), тыс. руб. 589163 617775 28612 104,9 2 Себестоимость, тыс. руб. 499156 569796 70640 114,2 3 Удельный вес себестоимости, (%) 84,7 92,2 7,5 108,9 4 Валовой доход, тыс. руб. 89997 47979 -42018 53,3 5 Уровень валового дохода, (%) 15,3 7,8 -7,5 50,8 6 Издержки обращения, тыс. руб. 6793 10875 4082 160,1 7 Уровень издержек обращения, (%) 1 1,8 0,8 179,6 8 Прибыль от реализации, тыс. руб. 84204 37104 -47100 44,1 9 Рентабельность продаж, (%) 14,3 6 -8.3 42 10 Прочие доходы, тыс. руб. 16137 69762 53625 432,3 11 Прочие расходы, тыс. руб. 14193 57966 43773 408,4 12 Внереализационные доходы, тыс. руб. 9435 11571 2136 122,6 13 Внереализационные расходы, тыс. руб. 24615 19255 -5360 78,2 14
Балансовая прибыль.
тыс. руб. 70968 48900 -22068 68,9 15 Налог на прибыль, тыс. руб. 9063 15081 6018 166,4 16 Чистая прибыль, тыс. руб. 55575 32757 -22818 58,9 17 Средняя стоимость основных фондов, тыс. руб. 349887 467859 117972 133,7 18 Фондоотдача, руб. 1,7 1,3 -0,4 194,1 19 Фондоемкость, руб. 0,6 0,8 0,2 128,8 20 Средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб. 448230 490533 42303 109,4 21 Оборачиваемость оборотных средств, раз 1,3 1,3 100 22 Время обращения оборотных средств, дни 273,8 285,9 12,1 104,4 23 Среднесписочная численность работников, человек 540 546 6 101,1 24 Производительность труда одного работника, тыс. руб. 1091 1131,5 40,5 103,7 25 Фонд оплаты труда, тыс. руб. 132714 144864 12150 109,2 26 Средняя заработная плата одного работника, руб. 245,7 265,3 19,6 107
Проанализировав основные показателидеятельности предприятия ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь» за период с 1 января2006 года по 31 декабря 2007 года, выяснилось, что в 2007 году по сравнению с 2006,выручка от реализации (товарооборот) – увеличился на 28612 тыс. руб., чтосоставило 104,9%.Это произошло благодаря тому, что увеличилось число работникови их производительность труда.
Себестоимость увеличилась на 70640 тыс.руб. и это составило 114, 2%. Причиной увеличения себестоимости являетсяповышение расходов на приобретение продукции и увеличение накладных расходов.Удельный вес себестоимости увеличился на 7,5%, что составило 108,9%, а валовойдоход уменьшился на 42018 тыс. руб. или на 53,3%. Основной причиной уменьшениявалового дохода является увеличение налоговых платежей и издержек обращения.Уровень валового дохода уменьшился на 7,5%, т.е. на 50,8%.
Издержки обращения увеличились на 4082тыс. руб., причинами этого могут быть инфляция или рост цен. Процент измененияиздержек обращения составил 160,1%. В свою очередь уровень издержек обращенияувеличился на 0,8%.
Прибыль от реализации уменьшилась на47100 тыс. руб., что составило 44,1%. Причиной этому могла быть реализацияменьшего количества товара или снижение цены на товар.
Рентабельность продаж уменьшилась на 8,3%и процент изменения составил 42%; прочие доходы увеличились на 53624 тыс. руб.,т.е. на 432,3%, а прочие расходы увеличились на 43773 тыс. руб., что составило408,4%.
Внереализационные доходы увеличились на2136 тыс. руб., а внереализационные расходы уменьшились на 5360 тыс. руб.
Балансовая прибыль уменьшилась на 22068тыс. руб., что составило 86,9%. Сумма налога на прибыль увеличилась на 6018тыс. руб., что составило 166,4%.
Основной причиной уменьшения чистойприбыли на 22818 тыс. руб. (58,9%) стало уменьшение выручки от реализациитоваров.
Средняя стоимость основных фондовувеличилась на 117972 тыс. руб., что составило 133, 7%. Фондоотдача уменьшиласьна 0,4 тыс. руб. (194,1%) и фондоёмкость увеличилась на 0,2 тыс. руб. (128,8%).Средняя стоимость оборотных средств увеличилась на 42303 тыс. руб., и этосоставило 109, 4%. Оборачиваемость оборотных средств не изменилась, а времяобращения оборотных средств увеличилось на 12,1 дней., что составило 104,4% посравнению с прошлым годом.
Среднесписочная численность работников увеличилась на 6 человек (101,1%),а производительность труда одного работника на 40,5 тыс. руб. и это составило103,7%.
Фонд оплаты труда увеличился на 12150 тыс. руб. (109,2%), асредняя заработная плата одного работника увеличилась на 19,6 тыс. руб., чтосоставило 107%.
2.2 Автоматизация кассовых операций
На предприятии ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь» для автоматизациибухгалтерского учета используется программа «1С: Бухгалтерия 8.0»
Для регистрации поступления наличных денежных средств в кассуорганизации предназначен документ «Приходный кассовый ордер».
Этим документом отражаются следующие виды хозяйственных операций:
– Оплата от покупателя;
– Прием розничной выручки;
– Возврат денежных средств подотчетным лицом;
– Возврат денежных средств поставщиком;
– Получение наличных денежных средств в банке;
– Расчеты по кредитам и займам с контрагентами;
– Прочий приход денежных средств.
В соответствии с Федеральным законом от22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществленииналичных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличныхденежных расчетов с клиентами в момент оплаты обязаны выдавать кассовые чеки.Для этой цели в программе «1С: Предприятие 8.0» реализована возможность печатиприходного кассового ордера на фискальном регистраторе.
Для печати кассового чека в документе «Приходный кассовый ордер»предназначена кнопка «Чек». При нажатии на кнопку «Чек» программазапросит о проведении документа и при положительном ответе распечатает кассовыйчек. Номер чека будет отражен в форме приходного кассового ордера.
При заполнении «Приходного кассового ордера» (Приложение
№8), указывается наименование предприятия (полное названиепредприятия или сокращенное, если это предусмотрено уставом предприятия), вкассу которого приходуются наличные денежные средства. В данном случае это ЗАО«Торговый Дом «ЦентрОбувь». Также указываются идентификационные кодыпредприятия по ОКУД – 0310001 и ОКПО – 77327639.
В документе указывается номер документа и дата его составления –06.11.2008; указывается кредит счета, корреспондирующего с дебетом счета 50 «Касса»и сумма цифрами, которая приходуется в кассу – 18000.
На основании «Приходного кассового ордера» формируется проводка:
Принята в кассу выручка за реализованные товарно-материальныеценности
Дебет 50 «Касса» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами» – 18000.00
В документе указывается от кого принято, в данном случае этоКассовый аппарат №20632083 и основание для внесения наличных денежных средств вкассу предприятия – выручка ККМ №20632083.
Ниже указывается сумма выручки прописью:
Восемнадцать тысяч 00 копеек, приложение: Контрольная лента №0590и указываются подписи главного бухгалтера – Алферовой Н.А. и кассира – Медведевой Д.В.и расшифровки подписей.
Далее заполняется квитанция по «Приходному кассовому ордеру». Дляее заполнения берутся аналогичные данные из ПКО.
В программе 1С «Предприятие 8.0» квитанция формируетсяавтоматически.
Для регистрации расхода наличных денежных средств из кассыпредназначен документ «Расходный кассовый ордер».
Выдача наличных с применением расходного кассового ордера (РКО)осуществляется в таких случаях:
В зависимости от количества лиц, которым выдаются денежныесредства:
1) выдача денежных средств одному лицу, которое:
а) является штатным работником предприятия;
б) не является штатным работником предприятия;
2) оформление одного РКО на общую сумму выданных денежных средствнескольким лицам согласно платежной ведомости или расчетно-платежной ведомости.
В зависимости от вида операций РКО применяется:
1) для внесения их в кассу банка и зачисления на текущий счетпредприятия;
2) для выплаты зарплаты;
3) для оплаты полученной продукции (товаров, работ, услуг) и т.д.
«Расходный кассовый ордер» (Приложение №9) заполняется аналогично«Приходному кассовому ордеру». В РКО должны быть указаны следующие обязательныереквизиты:
1. Наименование предприятия – ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь»;
2. Коды предприятия по ОКУД – 0310002 и ОКПО – 40429196;
3. Номер документа (не указан) и дата составления- 6 ноября 2008год;
4. Корреспондирующий счет: Указывается дебет счета,корреспондирующего с кредитом счета 50 «Касса»;
5. Сумма, подлежащая выплате указывается цифрами – 1352.00;
На основании данных о корреспондирующем счете и сумме выплатысоставляется проводка:
Возвращены деньги покупателю, вернувшему товар в магазин в периодгарантийного срока
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 50 «Касса» – 1352.00
6. Указывается получатель денежных средств – Белозерова Н.Д.;
7. Указывается основание для выдачи наличных денежных средств изкассы предприятия: Возврат товара от покупателя;
8. Сумма указывается прописью;
9. Указываются документы, связанные с осуществлением операции повнесению наличности в кассу, прилагаемые к ПКО. В данном случае такимдокументом является Заявление от покупателя;
10. Подписи руководителя предприятия и главного бухгалтера. Впериод отсутствия на работе руководителя или главного бухгалтера РКО имеютправо подписывать лица – работники предприятия, которым руководителем иливладельцем предприятия предоставлено право подписи кассовых документов. Если кРКО прилагаются документы, служащие основанием для выдачи денежных средств изкассы и в них имеется разрешительная подпись руководителя предприятия, топодпись на самом РКО не обязательна;
11. Указывается наименование и номер, когда и кем выдан документ,удостоверяющий личность получателя. Данная строка может и не заполняться вслучае если наличные денежные средства получает штатный сотрудник предприятия;
12. Указывается кассир, выдавший денежные средства из кассы.
Расходные документы сразу же после выдачи денег подписываются кассиром,а приложенные к ним документы погашаются оттиском штампа «Оплачено» илианалогичной надписью с указанием даты (число, месяц, год).
Необходимо помнить, что:
– передача РКО производится непосредственно из бухгалтерии вкассу;
– выдача РКО на руки лицам, получающим деньги, запрещается;
– выдача денег по РКО может проводиться только в день ихсоставления и только лицу, указанному в ордере, за исключением выдачи денежныхсредств из кассы по доверенности и оформления РКО по выданным денежнымсредствам согласно Платежной ведомости или Расчетно-платежной ведомости.
В «1С: Бухгалтерии 8» кассовая книга является отчетной формой, вкоторой отражаются движения наличных денежных средств.
Пользователь может распечатать бумажную отчетную форму, содержащуювкладные листы кассовой книги и отчеты кассира для произвольного периодавремени.
Действующий порядок ведения кассовых операций в РоссийскойФедерации» обязывает кассира делать это ежедневно, поэтому кассиру ЗАО«Торговый Дом «ЦентрОбувь» правильно действовать следующим образом. В концекаждого рабочего дня кассир распечатывает из «1С: Бухгалтерии 8» два листаотчетной формы «Кассовая книга» за завершенный рабочий день: вкладной листкассовой книги и отчет кассира (эти листы идентичны друг другу). Оба листа сприложением денежных документов кассир отдает главному бухгалтеру, тотподписывает вкладной лист и возвращает кассиру. Собранные вкладные листыкассовой книги кассир подшивает в кассовую книгу в течение отчетного периода.
Важной особенностью кассовой книги является то, что она строитсяединой для рублевых и валютных кассовых ордеров. В кассовую книгу такжепопадают записи о переоценке наличных валютных средств.
На основании Приложения №10 «Кассовая книга» (вкладной лист), формируютсяследующие проводки:
1. Принята в кассу выручка за реализованные товарно-материальныеценности:
Дебет 50 «Касса» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами» – 18000,00
2. Принята в кассу выручка за реализованные товарно-материальныеценности:
Дебет 50 «Касса» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами» – 3173,00
3. Переданы инкассатору наличные денежные средства ЗАО «ТорговыйДом «ЦентрОбувь» для отправки в банк:
Дебет 57 «Переводы в пути» Кредит 50 «Касса» – 19000,00
4. Возвращены деньги покупателю, вернувшему товар в магазин впериод гарантийного срока
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 50 «Касса» – 1592,00
5. Возвращены деньги покупателю, вернувшему товар в магазин впериод гарантийного срока
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 50«Касса» – 1352,00
Итого за день определяется по приходу и по расходу. Для этоговычисляется сумма всех поступивших и выданных денежных средств из кассы.
Итого за день (приход) = 18000+3173=21173
Итого за день (расход) = 19000+1592+1352 = 21944
Остаток на конец дня = Остаток на начало дня + итого за день(приход) – итого за день (расход)
Остаток на начало дня составляет 7885,46.
Остаток на конец дня = 7885,46 + 21173,00 – 21944,00 = 7114,46
Ниже ставится подпись и расшифровка подписи кассира, указываетсяколичество приходных и расходных документов и ставится подпись и расшифровкаподписи бухгалтера.
2.3 Автоматизация учета расчетов с подотчетными лицами
Денежные расчеты с подотчетными лицами отражаются описанными вышедокументами («Расходный кассовый ордер» и «Приходный кассовый ордер») суказанием соответствующего вида операции, подотчетного лица и суммы.
При возврате задолженности (документ«Приходный кассовый ордер») дополнительно указывается документ, по которомубыли выданы денежные средства подотчетному лицу.
Другой способ погашения задолженности подотчетного лица спомощьюдокумента «Авансовый отчет».
В документе «Авансовый отчет»указываются документы, по которым выдавались денежные средства и суммы, закоторые подотчетное лицо отчитывается, определяется назначение потраченныхподотчетным лицом сумм.
Данные, указанные в разных табличныхчастях документа, определяют счета дебета, которые будут значиться в проводкахв корреспонденции со счетом 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
На закладке «Товары» указываетсяперечень товарно-материальных ценностей (ТМЦ), которые выбираются изсправочника «номенклатура». При подстановке пользователем той или инойноменклатурной позиции из справочника «номенклатура» система автоматическивносит соответствующие счета для бухгалтерского и налогового учета номенклатурыи учета НДС.
Считается, что перечисленные ТМЦпоступают на склад, указанный в поле «склад» в верхней части формы документа.При вводе количества и цены ТМЦ общая сумма и сумма НДС рассчитываютсяавтоматически. Для того чтобы предприятие смогло принять сумму НДС к вычету,подотчетное лицо должно получить от продавца счет-фактуру. Сведения ополученных счетах-фактурах также указываются в записях табличной части закладки«Товары».
Если поступила возвратная тара, тозаполняется закладка «Тара». Возвратная тара представляет собой вид ТМЦ,требующий обособленного бухгалтерского учета.
Если подотчетное лицо расплатилось сконтрагентом, то в документе «Авансовый отчет» заполняется закладка «Оплата». Наэтой закладке указывается контрагент (выбирается из справочника «контрагенты»)и прочие данные, необходимые для учета взаиморасчетов с контрагентами. Послеввода контрагента система подставляет счета учета расчетов и счета учетаавансов по умолчанию. При покупке товаров или оплате услуг подотчетным лицомможно заполнить закладку «прочее» и тем самым отнести стоимость услуг илитоваров, например, на затраты предприятия. В соответствующих полях формыдокумента «Авансовый отчет» можно указать количество приложенных к авансовомуотчету документов и общее число листов в них.
Сначала «Авансовый отчет» (Приложение №11)заполняется подотчетным лицом.
На лицевой стороне формы авансовогоотчета в строке «Наименование организации» указывается полное наименование организации– ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь».
В графе «Дата» указывается датазаполнения работником авансового отчета – 10 ноября 2008 года.
В строке «Структурное подразделение» указываетсянаименование структурного подразделения организации, в котором работаетподотчетное лицо. В данном случае это Магазин №256 г. Курск, Пр. Хрущева,10А. В строке «Подотчетное лицо» указываются фамилия и инициалы работника,составляющего авансовый отчет: Алферова Н.А. и нижу профессия – директор.Табельный номер в данном случае не указывается.
В строке «Назначение аванса» указываетсяцелевое назначение денежных средств, выданных работнику под отчет. В данномслучае это Карты IP-телефонии.
Далее в авансовом отчете следуеттаблица, в которой работник заполняет графы «Наименование показателя» и «Сумма,руб. коп.».В нашем случае в таблице заполнены только строки «Итого получено» и«Израсходовано» – 1200,00
На основании данных «Авансового отчета»составляется проводка:
Выданы из кассы денежные средстваработникам ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь» под отчет наадминистративно-хозяйственные расходы
Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»Кредит «Касса» – 1200
Ниже в строке «Отчет проверен. Кутверждению в сумме» указывается сумма выданная под отчет прописью: Одна тысячадвести рублей 00 копеек и в скобках указывается эта же сумма цифрами (1200 руб.00 коп.)
После этого подотчетное лицо заполняетоборотную сторону формы №АО – 1.
На оборотной стороне формы работникзаписывает перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (командировочноеудостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККМ, товарные чеки идругие оправдательные документы), и суммы затрат по ним (графы 1 – 6 таблицы).
Графа 6 заполняется лишь в случае выдачиподотчетному лицу денежных средств в иностранной валюте в соответствии сустановленным порядком, согласно действующему законодательству РоссийскойФедерации. В данном «Авансовом отчете» она не заполняется.
Документы, приложенные к авансовомуотчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.
В данном примере работник дляподтверждения произведенных им расходов на приобретение карт IP – телефонии вразмере 1200 руб. представил в бухгалтерию товарный чек и чек ККМ. В такойситуации не совсем понятно, как записать товарный чек и чек ККМ, учитывая то,что оба документа подтверждают одни и те же расходы (приобретение карт IP – телефонии).Записывать их в одной строке под одним порядковым номером неверно, так как этодва разных документа с разными номерами. Если записать товарный чек и чек ККМ вразных строках под разными порядковыми номерами и напротив каждого документа,как требуется, указать сумму расхода, то в строке «Итого», значение которой покаждой графе рассчитывается суммированием данных по этой графе, в графе 5получится удвоенная сумма расхода.
Поскольку Указания не содержат никакихразъяснений по данному вопросу и одновременно в них сказано, что работникдолжен записать на оборотной стороне авансового отчета перечень подтверждающихдокументов (в том числе это и чеки ККМ, и товарные чеки), каждый из которыхнумеруется в порядке записи в отчете, можно порекомендовать следующее.
Записать товарный чек и чек ККМ в двухстроках под разными порядковыми номерами, а сумму расхода указать тольконапротив одного из чеков, например чека ККМ. В данном случае работник записалкассовый и товарный чек в разных строках, но под одним номером.
По строке «Итого» в графе 5 указываетсясумма всех произведенных расходов – 1200,00 рублей.
После таблицы подотчетное лицо ставитсвою роспись и расшифровывает ее: Алферова Н.А.
Заполненный таким образом авансовыйотчет вместе с прилагаемыми к нему подтверждающими документами (в данномпримере – с товарным и кассовым чеками) сдается подотчетным лицом в бухгалтериюдля его проверки и дальнейшего оформления работниками бухгалтерии.
В бухгалтерии при сдаче работникомавансового отчета бухгалтер указывает на лицевой стороне отчета в графе «Номер»номер этого документа (в данном примере номер не указан) и внизу лицевойстороны формы оформляет расписку, которая затем отрывается от бланка отчета иотдается работнику в подтверждение того, что авансовый отчет с прилагаемыми кнему документами у него принят к проверке. В расписке указываются фамилия иинициалы подотчетного лица, номер и дата авансового отчета, прописью суммадокументально подтвержденных расходов, произведенных работником, а такжеколичество прилагаемых к отчету документов, подтверждающих произведенныерасходы, и листов в них. Бухгалтер подписывает расписку (с расшифровкойподписи) и указывает дату принятия отчета.
В Данном примере расписка реквизитырасписки не заполнены, за исключением даты – 10 октября 2008 года.
На лицевой стороне формы напротивнаименования организации указывается ее код по ОКПО.
В графе «Код» напротив структурногоподразделения указывается код этого подразделения, разработанный в организации.В данном случае такая система кодирования в организации не предусмотрена,поэтому эта графа не заполняется.
Затем в бухгалтерии проверяются целевоерасходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающихпроизведенные расходы, правильность их оформления и подсчета сумм.
После проверки бухгалтер делает налицевой стороне авансового отчета отметку в разделе «Отчет проверен». В этомразделе указывается прописью и цифрами сумма, подлежащая утверждению, суммацелесообразно произведенных и документально подтвержденных расходов (в нашемпримере – 1200 руб. 00 коп.).
Бухгалтер, проверивший отчет, а такжеглавный бухгалтер расписываются с расшифровкой подписи.
Проверенный авансовый отчет утверждаетсяруководителем или уполномоченным на это лицом.
Лицо, утверждающее отчет, проверяетцелевое расходование аванса и на лицевой стороне формы указывает сумму, которуюоно утверждает, свою должность, расписывается с расшифровкой подписи и ставитдату утверждения.
Утвержденный авансовый отчет передаетсяобратно в бухгалтерию для дооформления и принятия к учету.
На основании данных утвержденногоавансового отчета бухгалтерией производится списание подотчетных денежных суммв установленном порядке.
На оборотной стороне формы указываютсясуммы расходов, принятые к учету (графы 7–8), и счета (субсчета), которыедебетуются на эти суммы (графа 9). При этом графа 8 заполняется лишь в случаевыдачи подотчетному лицу денежных средств в иностранной валюте в соответствии сустановленным порядком, согласно действующему законодательству РоссийскойФедерации. В данном примере она не заполняется.
В графе 7 напротив каждой суммы расходапо отчету (графа 5) указывается сумма этого расхода, принятая к учету, а построке «Итого» общая сумма расходов, принятая к учету.
В данном примере 1200,00 рублей.
В графе 9 напротив каждой суммы расходауказывается дебет счета (субсчета), на котором она учитывается. В таблице налицевой стороне формы авансового отчета заполняются графы «Бухгалтерская запись».В них записывается отражение в учете произведенных расходов и суммы этихрасходов. При этом в графе «дебет, счет, субсчет» в каждой строке указываетсясчет (субсчет) из графы 9 таблицы на оборотной стороне авансового отчета, вграфах «дебет, сумма, руб. коп.» и «кредит, сумма, руб. коп.» – соответствующаясумма расхода, принятая к учету. Остаток неиспользованного аванса сдаетсяподотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру. Если поавансовому отчету выявлен перерасход, то он выдается подотчетному лицу порасходному кассовому ордеру. Об этом на лицевой стороне авансового отчетаделается соответствующая отметка. В данном документе таблица «Бухгалтерскаязапись не заполнена».
Работник израсходовал ровно суммуполученного аванса, и данный раздел авансового отчета не заполняется.

3. Информационные технологии в бухгалтерском учете
3.1 Развитие информационных технологий бухгалтерского учета
Развитие информационных технологий бухгалтерского учета запоследние годы идет все возрастающими темпами. Любой практикующий бухгалтерработает на компьютере и не мыслит без последнего своей профессиональнойдеятельности. Модернизация и смена поколений вычислительной техники, переход нановые операционные системы, обновление версий прикладных программ и т.п.является характерной особенностью современной компьютеризации. в настоящеевремя повсеместно внедряются компьютерные сети (локальные, региональные,глобальные), благодаря которым обеспечен удаленный доступ к общесетевымресурсам (базам данных, компьютерам, принтерам, факс-модемам и др.).
Изучение компьютерных систем бухгалтерского учета следуетосуществлять на примере комплексных систем масштаба крупного предприятия (типа 1C:Предприятие).
Именно эти системы обеспечивают изучение универсальных бухгалтерскихинформационных технологий, включая ввод и подготовку первичных документов,выполнение учетных функций, формирование отчетов, справок и т.п.
Важно понимать специфику компьютерных систем бухгалтерского учета,основу которых составляет методология бухгалтерского учета и информация,организованная в виде системы электронных документов и баз данных.
Компьютерные системы бухгалтерского учета прошли большойисторический путь становления и развития. Рынок компьютерных систембухгалтерского учета начал формироваться с конца 80-х годов. Сегодня существуетбольшое число разнообразных программных средств автоматизации бухгалтерскогоучета: от средств автоматизации локальной задачи бухгалтерского учета дополнофункциональных компьютерных систем бухгалтерского учета в составеинформационных средств предприятия.
Компьютерные методы обработки уже надежно вошли в технологиюбухгалтерского учета и сейчас на российском рынке большую популярностьзавоевали такие программные продукты, как «1С-Бухгалтерия», «Анжелика»,«Галактика». Основная идея развития программного обеспечения на сегодняшнийдень – решение не только непосредственно бухгалтерских задач, но и анализ,планирование деятельности предприятия, реализация оперативного учета. Этопроисходит по причине ориентации сегодняшних систем не только на работниковбухгалтерии, но также и на работников склада, менеджеров и руководителей.Причем преимущество отдается программным продуктам, которые позволяютавтоматизировать целое направление деятельности фирмы.
На западе популярна концепция управления ресурсами предприятия вцелом, что означает анализ изменений этих ресурсов и использование полученнойинформации при планировании и формировании бухгалтерской отчетности.
В нашей стране программное обеспечение по автоматизации бухучетапостоянно модернизируется. Представляя на рынке оригинальный продукт,белорусские и российские фирмы изучают накопленный до них опыт и успешноиспользуют его в своих разработках. Программные продукты по автоматизациибухгалтерского учета сегодня широко востребованы как на малых, так и на крупныхпредприятиях РБ. Интерес к ним возрастает с каждым днем. В условиях рыночнойэкономики, жесткой конкуренции для достижения успехов просто необходимоиспользование передовых технологий. Автоматизированные бухгалтерские программы –именно то, что нужно современному бухгалтеру. Существует зависимость междумасштабом предприятия и типом применяемых в компьютерных системахбухгалтерского учета информационных технологий. Эта зависимость обусловлена какпотребностями в информационных технологиях для реализации функций компьютерныхсистем бухгалтерского учета, так и возможным уровнем затрат на ее создание исопровождение.
Для крупных предприятий компьютерные системы бухгалтерского учетаявляются неотъемлемой частью информационных средств предприятия, поэтомуинформационные технологии компьютерных систем бухгалтерского учета диктуютсяинформационными средствами предприятия.
Программные продукты для компьютерных систем бухгалтерского учетаотличаются «степенями» свободы, так, в некоторых программных продуктахдопускается выбор компонентов информационных технологий – типа СУБД,архитектуры сети, инструментальных средств проектирования, в других – техническиеи программные решения являются замкнутыми, не подлежат модификации.
3.2 Использование современных информационных технологий приподготовке специалистов бухгалтерского учета
В условиях, когда современная организация является динамичной исложной системой, обеспечивающей координацию значительных объемов различных ресурсов,работа бухгалтерии приобретает новое значение и содержание. Подготовка исоставление отчетности, проведение анализа и принятие управленческих решенийосуществляются с использованием современных информационных технологий, безкоторых ведение отдельных участков учета становится невозможным.
Наступило время, когда профессионал, независимо от специальности,уже с трудом справляется с потоками информации.
Однако даже в этих условиях обучение бухгалтерской специальностидо сих пор основано на традиционном подходе и построено таким образом, чтоаспект информатизации учитывается минимально.
В настоящий момент осуществляется внедрение различных элементовинформационных технологий, при чем использование каждого элемента ориентированона достижение конкретной цели.
Два из них имеют четко обучающую направленность.
Первый – тестовый комплекс «ПоZнание». Автоматизированноетестирование – быстрый, удобный, объективный способ оценки знаний.
Основным достоинством данного комплекса является простота егоиспользования, как со стороны педагога, так и со стороны студента.
Также к числу его преимуществ относятся следующие:
1. комплекс позволяет создавать базы вопросов по отдельнымдисциплинам, разделам дисциплин и темам;
2. комплекс предлагает использование самой распространенной формытеста «вопрос – 4 варианта ответа», при чем имеется опция «Один или нескольковариантов ответа»;
3. программа позволяет задать три уровня сложности предлагаемыхстуденту вопросов;
4. имеется возможность формирования комплексных тестов по блокамдисциплин;
5. объективная оценка результатов;
6. анализ и сохранение результатов тестирования;
7. возможность ограничения доступа;
8. наличие возможности просмотра правильных ответов и т.д.
Таким образом, тестовый комплекс «Познание» имеет двойное значение:первое (очевидное) – он выполняет контрольную функцию, объективно оцениваязнания студентов, полученные в ходе образовательного процесса, второе – и,пожалуй, самое важное, – выступает в качестве тренинга, в результате чегоструктурируется представление студента о содержании учебного материала самымдейственным способом – методом проб, ошибок и постоянного повторения. Знакомствостудентов с данным комплексом в рамках обучения позволяет подготовить их кдальнейшему повышению квалификации на курсах, где он также используется вкачестве средства контроля многими крупными компаниями, внедряющимиинформационные технологии (в частности, компанией «ТюмБит» при обучении накурсах по программам «1С»).
Второй обучающий элемент – это проведение занятий с мультимедийнымсопровождением, что дает следующие преимущества:
– четкое структурирование материала;
– акцентирование внимание на наиболее важной информации;
– более рациональное использование учебного времени в связи сповышением динамичности изложения материала.
Более практичное значение имеет другое направление информатизации.Это обучение работе со специальными программными продуктами – в данном случаеэто справочно-правовые системы («Гарант», «КонсультантПлюс») и различныебухгалтерские программы («1С», «Галактика» и др.).
Значение первых для подготовки специалиста в областибухгалтерского учета заключается в том, что она позволяет максимально быстро иэффективно ориентироваться в огромном массиве правовой информации, без которойдеятельность бухгалтера невозможна (для наглядности – документы версии«Гарант-Максимум» в распечатанном виде представляют собой стопу бумаги высотойв 90-этажный дом).
Использование справочно-правовых систем популярно средибухгалтеров по следующим причинам:
Во-первых, справочная правовая система – это возможность компактнохранить необходимые в работе документы и аналитические материалы, избавившисьот множества справочников, газет и журналов.
Во-вторых, СПС – это удобный инструмент поиска нужных документов.Точное количество имеющихся в России нормативных и ведомственных актов,наверное, не сможет назвать никто. Ясно лишь, что это сотни тысяч документов.Некоторые исследователи называют цифру в полтора миллиона – с учетом правовыхдокументов субъектов Российской Федерации. Пользуясь справочной правовойсистемой, можно легко найти необходимый документ, обладая минимальнымисведениями о его реквизитах или содержании.
В-третьих, использование компьютерных технологий позволяет болееэффективно решать многие практические задачи, возникающие в работе бухгалтера.Например, избавляет от необходимости ксерокопировать и заполнять вручную формыбухгалтерской и налоговой отчетности. Формы, представленные в современныхсправочных правовых системах в электронном виде, всегда актуальны исопровождаются информацией по заполнению. Для заполнения эти формы обычнопереносятся из правовой системы в текстовый редактор, откуда затем их можнораспечатать уже заполненными.
С помощью СПС можно отслеживать изменения в законодательстве,составлять различные подборки документов и пр.
Обучение бухгалтерским программам позволяет создать условный образреального объекта – организации, а точнее его информационной среды.Преследуется цель дать представление обучающимся о реальных экономическихпроцессах, происходящих в организации и отражающихся в учете.
В основе лежит практика: получение и анализ исходной информации,заполнение первичных учетных документов, формирование основных учетныхрегистров, составление отчетности и налоговых деклараций и др. Таким образом, уобучающегося формируется устойчивое и адекватное представление о реалияхизучаемого предмета.
Подводя итоги, можно сказать, что каждый выпускник, устроившись наработу, встретится с уже известными ему информационными средствамиосуществления учетного процесса, а не будет пытаться приспособить теоретическиезнания на практике.
Несомненными преимуществами внедрения информационных технологийявляется и то, что их использование помогает разнообразить процесс обучения,использовать игровой подход.
Однако важным моментом является соблюдение разумных пределовинформатизации учебного процесса, поскольку злоупотребления в этой областимогут дать и обратный эффект (усталость, однообразие, отсутствие интереса всвязи с чрезмерной информатизацией).
Следует помнить: главное не процесс, а его результат, т.е.получение в итоге высококлассных специалистов в области бухгалтерского учета,умеющего применять современные информационные технологии на практике.

Заключение
Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии и подготовкафинансовой отчетности в налоговые органы в условиях переходной экономики Россииявляется одной из наиболее важных задач. В настоящее время существует широкийвыбор различных систем автоматизации бухгалтерского учета. Не следует делить ихна плохие и хорошие, сильные слабые. Все они хороши и их возможности находятпрактическое применение на предприятиях различного размера, профиля и родадеятельности. При автоматизации бухучета важно не просто перевести всю бумажнуюработу на компьютер. Важно, чтобы это увеличило эффективность работыбухгалтерии и улучшило контроль над финансово-хозяйственной деятельностьюпредприятия, что в свою очередь увеличит эффективность управления предприятием,и, как следствие, эффективность его работы.
Проведя анализ ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь» было выяснено, чтовыручка от реализации, себестоимость, издержки обращения, внереализационныедоходы, прочие доходы и расходы, сумма налога на прибыль, средняя стоимостьосновных фондов, фондоемкость, средняя стоимость оборотных средств, времяобращения оборотных средств, численность работников, их производительностьтруда, фонд оплаты труда и заработная плата одного работника увеличилась, аостальные показатели в 2008 году по сравнению с 2007 уменьшились. В целом предприятиефункционирует нормально, однако в 2008 году доходов заметно было меньше, чем в2007, а расходов больше. Для того чтобы увеличилась выручка ЗАО «Торговый Дом«ЦентрОбувь», надо увеличить численность рабочих на предприятии ипроизводительность труда каждого рабочего, реализовывать как можно большетоваров, а так же стараться уменьшить издержки обращения.
В первой главе – теоретической – на основе изучения научной иучебной литературы отечественных авторов, таких как Брага В.В., Соколова Я.В.,Брыкова Н.В. и многих других, рассматриваются автоматизированныебухгалтерские системы, специфика бухгалтерского учета с их применением, ихдостоинства и недостатки; изучено понятие, принципы, особенности, элементы, иосновные этапы автоматизации бухгалтерского учета.
Вторая глава – практическая – в ней была данаорганизационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Торговый Дом«ЦентрОбувь». Затем была рассчитана таблица основных показателей деятельностипредприятия за 2 года. На основании проделанной работы сделаны соответствующиевыводы. Так же эта глава содержит информацию о заполнении приходных, расходныхкассовых ордеров, кассовой книги и авансового отчета в программе «1С: Бухгалтерия».
Третья глава раскрывает взаимосвязь двух наук: бухгалтерскогоучета и информатики и их органичное взаимодействие.

Список литературы
1. Балабайченко Е.Е., Муштоватый И.Ф.: «Компьютер длябухгалтера»; – Феникс. – 2005 г. – 320 c.
2. Белов B.C. 6 «Информационно-аналитические системы: УчебноеПособие», М.: МЭСИ, 2004. – 69 с.
3. Брага В.В., Левкин АЛ.: «Компьютерные технологии вбухгалтерском учете на базе автоматизированных систем: Практикум.», М.:Финстатинформ, 2006. – 220 с.
4. Брага В.В. «Компьютеризация бухгалтерского учета: Учебноепособие для вузов / ВЗФЭИ», М.: Финстатинформ, 2007. – 95 с.
5. Брага В.В., Федорова Г.В., Коняшина Г.Б.:«Компьютеризация бухгалтерского учета и аудиторской деятельности: Методическиеуказания по проведению лабораторных занятий с использованием системы Парус /ВЗФЭИ», М.: Экономическое образование, 2007. – 68 с.
6. Булгакова С.В. 6 «Модели учёта основных хозяйственныхпроцессов: Учебное пособие». – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006. – 20 с.
7. Брынкова Н.В. «Автоматизация бухгалтерского учета в программе1С: Бухгалтерия»: изд. центр «Академия». – 2008. – 80 с.
8. Вендров A.M.: «Проектирование программного обеспеченияэкономических информационных систем: Учебник», М.: Финансы и статистика, 2008. –352 с.
9. Гинзбург А.И.: «Экономический анализ», 2- е изд. – СПб.:Питер, 2007. – 208 с.: ил. – (Серия «Краткий курс»)
10. Глушаков С.В.: «ПК для бухгалтера»; – АСТ Москва, 2008. –448 с.
11. Голкина Г.Е.: «Бухгалтерские информационные системы: Учебноепособие.», М.: МЭСИ, 2004. – 26 с.
12. Ильина О.П.: «Информационные технологии бухгалтерскогоучета»; – Питер, 2005. – 688 с.
13. Каширина Ирина: «Автоматизированное рабочее место бухгалтера»,Издательство: ФЕНИКС, ТОРГОВЫЙ ДОМ, 2004 г., 288 стр.
14. Кожинов В.Я.: «Бухгалтерский учет в торговле. Типовыехозяйственные операции и ситуации». – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство«Экзамен», 2006. – 589, [3] с.
15. Матвейкин В.Г., Дмитриевский Б.С.: «Автоматизированныйбухгалтерский учёт процессов реализации: Учеб. Пособие». – Тамбов: Изд-во Тамб.гос. техн. ун-та, 2007. – 56 с.
16. «О бухгалтерском учете: Федеральный закон». – изд. Ось-89, 2008. –16 стр.
17. «План счетов бухгалтерского учета». – изд. Экзамен, 2007 г. –320 стр.
18. Проданова Н.А., Зацаринная Е.И.: «Бухгалтеское дело:учебное пособие»; – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 320 с. – (Среднеепрофессиональное образование).
19. Соколов Я.В. «Бухгалтерский учет»; Проспект, 2004. – 768 c.
20. Титоренко Г.А. «Автоматизированные информационные технологиив экономике: Учебник»: ЮНИТИ, 2005. – 400 с.
21. Уринцов А.И., Подольский В.И., Щербакова Н.С., Подольский В.В.:«Информационные системы бухгалтерского учета: Учебник для вузов.», Изд. 2,Издательство журнала «Юнити», ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г. – 255 стр.
22. Фигурнов Е.П.: «1C Бухгалтерия 7.7–8.0. Практический курсбухгалтера», – 2 изд., 2008 г., Изд.: Эксмо, 224 стр.
23. Филатова В.: «Компьютер для бухгалтера. Самоучитель». – СПб.:Питер, 2006. – 272 с.: ил.
24. Филимонова Е.В., Кириллова Н.А.: «1-С: ПРЕДПРИЯТИЕ Ввопросах и ответах. Учебно-практическое пособие для бухгалтеров», 2-е изд., ИТК«Дашков и К», 2005 г., 384 стр.
25. Федорова Г.В.: «Информационные технологии бухгалтерскогоучета, анализа и аудита.», М.: Омега-Л, 2004. 304 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.